Новый выпуск подкаста «Смотри в оба» с журналистом Ириной Петровской. Гость, Александр Архангельский, — профессор, литератор, просветитель, телеведущий и пис. Также в интервью Александра Архангельского: удалось ли что-то изменить за период «свободного образования», зачем в России отменяют русскую культуру и может ли победить.
Александр Архангельский – о застое как эпохе разочарования
И поскольку мы рассказываем о событиях, а не о том, как жила память после этих событий, нам объединить усилия невозможно — слишком разные перед нами стояли задачи. Гузель нам очень помогла. Когда мы начали собирать средства, она среди многих других известных людей записала обращение к тем согражданам, кто участвовал в сборе средств. Эта поддержка была очень значимой для нас.
Кроме того, надо понимать, что Гузель как очень умный писатель сознательно вынесла действие своего романа из 1921—22 годов в 1923-й, когда уже заканчивался голод. У неё роман о том, как один из последних эшелонов это условный художественный приём идёт в Самарканд, и понятное дело, что она находится в диалоге с Александром Неверовым, автором книги «Ташкент — город хлебный», и со многими другими произведениями русской и советской литературы. И этот условный формат позволяет ей освободиться от давления фактов.
Её некоторые историки ругали за то, что она вольно обращается с фактами, но с тем же успехом ругали современники Льва Толстого за «Войну и мир», потому что, по их мнению, «всё было не так». Ну и что? Лев Николаевич писал роман, а не документальную книгу.
Нам, если мы в чём-то ошибаемся, такие претензии предъявлять можно, поскольку у нас в фильме говорят не писатели, не публицисты, а историки. Они могут потерять связь с российским читателем? Это отразится на их творчестве или нет?
Зато возникнут новые формы взаимодействия. В каком-то смысле повезло израильским и европейским издателям, работающим с русскоязычными авторами. И этот процесс «тамиздата» будет нарастать.
Если здесь будут запрещать тиражи неугодных авторов, то авторы найдут куда отдать свои книжки. Бунин получил Нобелевскую премию, живя во Франции. Набоков стал англоязычным писателем.
Разные были стратегии. Как поэт и как эссеист Владислав Ходасевич состоялся уже в России, а как регулярный критик — благодаря эмиграции. Некоторые по-настоящему начали свою литературную карьеру за рубежом — как, например, Михаил Осоргин.
Его дебют состоялся в России, а успех пришел именно в эмиграции. Молодые быстрее адаптируются, находят свою аудиторию, зрелым писателям труднее. Российская культура беднеет, когда ее представители разрознены.
Русская литература опять станет частью мировой, но тяжелой ценой. Какими должны быть «Разговоры о важном»? Она не воспроизводится в новых реалиях, просто мы пытаемся построить по старым чертежам из старых стройматериалов новое здание.
Но так не получится, а дальше начнется обман системы: три пишем, два в уме, в отчете одно, а в классе — другое. Многие учителя используют «Разговоры о важном» действительно для разговоров на важные личные темы. Мы точно знаем, что во многих семьях раскол.
Все спорят, ругаются, и куда ребенку податься в этом конфликте? Главное — не втягивать ребенка в раздрай и строить нормальные отношения со всеми членами семьи. Это как раз тема уроков о важном.
Школа может обсуждать все, включая политические вопросы, но не в ракурсе «кто прав, кто виноват» или «кто победит, а кто проиграет», а как понять того, кто занимает другую по отношению к твоей позицию. И как научиться спорить, не переходя в драку.
Следующий лекторий, который ожидается в апреле 2023 года, будет посвящён творчеству великого мастера света Архипу Ивановичу Куинджи. На данной встрече будет в деталях рассказано и о первой работе Куинджи, которую приобрел в свою коллекцию Павел Третьяков «На острове Валааме», ставшую открытием в живописи, и о других картинах художника. На мастер-классе присутствовали в основном представители молодежного сообщества, прихожане подворья, учащиеся и преподаватели Воскресной школы.
Организаторами мероприятия выступили Воскресная школа при Московском подворье Валаамского монастыря, Миссионерское братство преп. Германа Аляскинского и Молодежный клуб подворья.
Одинаково далекий от южного горячего энтузиазма и северного скептического холодка. Он касается и личного, и общего, и отдельно взятой судьбы, и судьбы страны, судьбы цивилизации. Часто приходится слышать: «Никогда хорошо не жили, нечего и начинать». Или: «В России всегда так было, поэтому ничего другого и не будет». Во-первых, было разное.
И если бы я потерял возможность работать, наверное, психика моя не выдержала бы. Когда крошится мир, который ты строил, и рушится все на тебя… Я по-новому прочитал строчку Солженицына в его статье «Как нам обустроить Россию»: «Пробил час на башне коммунизма, и теперь главное, чтобы осколки не рухнули на нас, не погребли нас под собою». Осколки того мира, который мы строили, не коммунизма уже, а посткоммунизма, полетели на наши головы. Я могу сказать, что с точки зрения производственной год очень удачный. С точки зрения психической — катастрофический. На этих полярных весах катастрофы и труда этот год и строился. Один из самых сложных вопросов этой весны — «что ждет в будущем наших детей». Экзамены сдать нельзя, бакалавриат и магистратура тоже [под вопросом] — мы вышли из Болонской системы… — Все-таки есть страны, которые закрыли путь для русских студентов. В смысле — из России.
Например, Тартуский университет Тартуский университет с 1918 — старейшее высшее учебное заведение в Тарту, Эстония. Потому что Тартуский университет всегда был интернациональным. Но запретили принимать студентов без вида на жительство. Студент, поступающий в западный университет, получает право жизни в этом городе до тех пор, пока он учится. Но право поступить у него должно быть до того, как он получит вид на жительство. Тарту, к сожалению, этим правилом пренебрегло. С каким пониманием я бы ни относился к Балтии, обида, боль, грехи наших отцов по отношению к этим странам — не нашим внукам расплачиваться за наших дедов. Большинство университетов ведет себя в этом смысле иначе. Сдавать [экзамены] можно разными путями.
Правда, как визу получить — отдельный вопрос. Решаемо все, кроме ответа на вопрос, что дальше. Как сохранить детей для страны и нужно ли это делать. Или стоит их выталкивать, выпихивать. Это вопрос, на который каждый родитель будет отвечать, и каждый ребенок должен дать себе ответ. Не дай Бог заставить ребенка уехать, если он не приспособлен к жизни там, не дай Бог оставить его здесь, если ему что-то грозит. Это выбор не из лучших. Но его все равно приходится людям делать. О русской эмиграции — тогда и сейчас — Такой выбор сложно сделать из собственной жизни.
Как сейчас в разных социальных сетях пишут: «Зачем русская эмиграция возвращалась в Советский Союз? Мне стало понятно, почему Пастернак вернулся, который уезжал. В его биографии не очень акцентируется внимание на том, что он был в Берлине, но приехал обратно. Во-первых, потому что деньги кончились. Во-вторых, потому что встраиваться в новую реальность не менее тяжело, чем выживать в привычной, но искаженной, вывернутой наизнанку. Фото: Анна Данилова И сейчас мы видим, что не обустроены люди уехавшие. Это тяжелая жизнь. Те, кто говорят, что [жизнь за границей] — это привилегия, ошибаются. Привилегия — потенциальная возможность уехать: социальный статус, финансы, связи, языки.
Это только предпосылки. Момент, когда человек пересекает границу и оказывается по ту ее сторону — это тяжелейшее психическое состояние. Потому что ты не знаешь, где проснешься завтра. Ты не знаешь, отменят визу или нет. Те, кто бежал в первые дни, оказались без [кредитных] карточек. Потому что внезапно, без предупреждения им эти карточки обнулили. Все говорят про гуманитарные визы. Но забывают, что в той же Германии, чтобы получить такую визу, ты должен жить, где тебе скажут. И не понимать, что будет с тобой завтра, послезавтра.
Это тяжелейший путь и личный выбор. Я ненавижу, когда начинают одни, оставшиеся, говорить тем, кто уехал — «вы же нас бросили». А те, кто уехал [отвечают] — «а вы же остались…» — Каково вам вообще читать эти дискуссии, в которых объясняется, что все, кто остались, виноваты… — Во-первых, я стараюсь их читать пореже. Некоторая аскетическая дисциплина вещь полезная, особенно в переломные моменты истории. Такие дискуссии — это избыточно, правда? Без этого можно жить. Если есть свободное время и все хорошо, можно поболтать о том, что второстепенно. Когда жизнь загнала тебя в угол и ты задаешься вопросом, как дальше будет все — и ты, и мир, — тебе просто не до грибов, как говорили в нашем детстве. Не до пустоты.
Не до пустомель. Да, человек слаб. Я тоже. Иногда зацепишься взглядом и нырнешь в эту мутную воду. Но главное вовремя вынырнуть и не захлебнуться. Я думал, что сильнее, что психологически более защищен, что я холоднее. Я понял также, что умею работать в ситуации, когда не работается. Это скорее хорошее. Что, наверное, мне хватает сил разговаривать с очень разными людьми в ситуации, когда не хочется разговаривать ни с кем.
Даже с самим собой. Эти открытия были сделаны. Как говорить с людьми, с которыми не согласен — Как вы это делаете — разговариваете с разными людьми, когда не очень хочется? И это «агитаторы — горланы — главари», выражаясь по Маяковскому. И они закрыты для любого разговора. Эти люди понимают, что есть идеология, она с их точки зрения правильная и подчиняет себе все. И зачем они нужны тебе для диалога? Не надо тратить время. Есть люди, которые убеждены в чем-то.
Но в них есть открытость к чужой точке зрения. С ними можно обменяться, если хотите, информацией. А ты как думаешь? Но как минимум обменяться человеческими чувствами можно. И оставить след. Сказать: «Вот есть такая точка зрения. Подумай, может быть, она окажется правильной? Они оказываются по ту сторону баррикады не потому, что они там. А потому что им уютнее с большинством.
Они хотят быть как все. И просто не видят, что есть другая точка зрения, другие люди, иначе мыслящие и не злобные. И с ними тоже можно и нужно разговаривать. Но и с теми, кто придерживается той же точки зрения, можно разговаривать с разной степенью откровенности и глубины. Потому что и свой может быть идеологом, колеблющимся, готовым подвинуться или не готовым подвинуться. И это искусство коммуникации, а не цинизм. Насколько это правильно — сложный вопрос. Потому что от того, как думают люди, зависит то, как складываются события. И если люди думают тотально, то и события будут тотальными.
Если люди агрессивны, то и события будут агрессивными. Если люди допускают веру в абсолютный бред, который им внушают, то этот бред будет воплощаться в реальности, надвигаться на нас страшной тенью. Не знаю. Может быть, это абсолютно неправильно. Может быть, надо быть идеологом. Я не умею. Самое большое разочарование в 2022-м — Какое самое тяжелое разочарование у вас было за эти месяцы? Может быть, потери какие-то? Я разошлась с несколькими близкими друзьями, потому что поняла, что мы находимся во многих вопросах на скрещивающихся плоскостях.
Иначе — не значит совсем по-другому. И никто не развернулся в противоположную сторону, не перевернулся, не переобулся в воздухе. Но есть гораздо более серьезная для меня потеря. Я не знаю, как ее сформулировать, чтобы никого смертельно не обидеть. Фото: tatmitropolia. И не только потому, что есть замечательные священники, которых мы все знаем и можем перечислять. Но потому что там веет Дух. Как это происходит, почему — я не знаю. У меня нет ответа.
Но как социальное тело, как социальный организм, как институция управленческая — я не понимаю, как в ней оставаться. Но остаюсь, потому что я про мистику, а не про политику. Это кризис администрации. Это кризис управленческой модели. Но и для многих, для тех, кто не успел вписаться в эту живую ткань, в эту плоть, когда она была живой и страдающей плотью — наверное, это очень тяжело. Я не знаю, я вряд ли пришел бы в эту Церковь, если бы мне предстоял выбор сегодня, а не много лет назад. А что касается друзей, то, видимо, мне повезло. Потому что я прямо по пальцам могу пересчитать тех, чьи семьи не разделили бы происходящие события. Мои глубоко консервативные друзья, которым нравилось все такое старое, патриархальное, когда столкнулись с тем, что детей надо спасать, вдруг поняли, как мир вокруг нас оказался устроен.
И переменили свои привычки, ориентиры, подобрели, помягчели. И идеологически в том числе. Об отмене русской культуры — Вы замечали, что люди за 2022-й постарели больше, чем на год? Это я про себя могу сказать — и физически, и психически, и эмоционально. Москва, конечно, постарела. Особенно в интеллектуальной своей части. Новая эмиграция — это отдельная эмиграция, другая. Такой не было. Может быть, во время революции или после нее.
Уезжают молодые, интеллектуально состоявшиеся, творческие, яркие. И густота культурной жизни не здесь. Будет заново заварена эта каша — вполне допускаю, что да. Но она будет другой. И она будет медленно формироваться новым поколением. Но как, если исчезают имена режиссеров? В программке можно прочитать «режиссер» — и пробел имя Кирилла Серебренникова убрали с сайта МХТ имени Чехова и из программки поставленного им спектакля «Лес». Это не беда для знаменитостей. Мы знаем спектакли Крымова, мы знаем прозу Акунина, мы знаем, что делал Серебренников, мы прекрасно различаем роли Чулпан Хаматовой и прекрасно знаем, кто такая Рената Литвинова и кто такая Земфира.
Но что делать следующему поколению? Оно приходит, занимает определенную позицию. Эта позиция, предположим, не совпадает с государственной.
#александр архангельский
Последние новости о персоне Александр Архангельский новости личной жизни, карьеры, биография и многое другое. Александр Архангельский. mb20 img-responsive. Критик и телеведущий Александр Архангельский сообщил 14 ноября, что Минкультуры России отозвало прокатное удостоверение у документального фильма "Голод", посвященного. В актовом зале Духовных школ на Неве прозвучали исторические записи смешанного, женского и мужского хоров, под управлением самого Александра Архангельского, вечер сопровождался.
Александр Архангельский расскажет, куда попрятались утопии
А в утопии не жил ни разу. Об этом 15 апреля слушаем лекцию писателя и литературоведа Александра Архангельского «Утопия и антиутопия в русской культуре, от Радищева до наших дней». Ах, это они убирают хлеб. Как быстро идет у них работа! Но еще бы не идти ей быстро, и еще бы не петь им!
Почти все делают за них машины…» Таким, в частности, привиделось героине романа Чернышевского «Что делать?
Речь шла об обращении к президенту РФ с требованием освободить Надежду Савченко. В самом же обращении говорилось, что она «была похищена с территории Украины» и незаконно «содержалась под стражей в России». Однако мы напоминаем, что Донецкий городской суд Ростовской области признал Надежду Викторовну Савченко виновной в убийстве журналистов ВГТРК Игоря Корнелюка и Антона Волошина, в покушении на убийство мирных жителей и незаконном пересечении российской границы. А 22 марта 2016 года суд приговорил Савченко к 22 годам лишения свободы. Позже ее обменяли на российских граждан.
Кроме того, Архангельский выступил в защиту Олега Сенцова, разместив у себя на странице петицию ПЕН-центра, которую он подписал. В ней подписанты выступили с требованием «отправить Сенцова на его родину -Украину».
Мы показывали фильм в кинозалах, почти всегда полных — на 250-300 человек. Реакция была почти всегда хорошая — и младшее поколение, и старшее реагировали очень живо.
Ну, с учетом того, что кино совсем не развлекательное, правда — там показан выход из тупика, показано, что ради человека, ради человеческой жизни объединяются люди со всего мира. Чем вам грозит отзыв прокатного удостоверения? Только в музеях, выставочных залах и образовательных учреждениях — и только рамках просветительских программ. Музеи у нас, по большей части, государственные, так что они, конечно, десять раз подумают, чем пустить нас со своим фильмом к себе.
Так что рано или поздно картина окажется на ютьюбе и запрещать ее будет бесполезно, все кто захотят ее увидеть — увидят. И снято, конечно, для демонстрации на большом экране.
Работал в Московском Дворце пионеров 1980—84 , детской редакции Гостелерадио СССР 1985 , журналах: «Дружба народов» 1986—88, 1989—92 , «Вопросы философии» 1988—89 ; стажировался в Бременском университете 1991 , в Свободном университете Берлина 1994 ; читал курсы лекций в Женевском университете 1992—1998 , в Московской государственной консерватории им. Чайковского 1998—2001.
Обозреватель с 1998 , заместитель главного редактора 2001—2004 , колумнист с 2004 газеты «Известия». С 2004 — колумнист журнала «Профиль». Печатается также под псевдонимами Архип Ангелевич, Ангелина Архипова. Статьи Архангельского переведены на английский, иврит, немецкий, французский, финский языки. С 1992 по 1993 год — автор и ведущий программы «Против течения» телеканал «РТР».
#александр архангельский
Резюмируя содержание лекции, Александр Архангельский сделал три главных вывода о культурных процессах эпохи застоя. Александр Архангельский родился 27 апреля 1962 года в Москве. Резюмируя содержание лекции, Александр Архангельский сделал три главных вывода о культурных процессах эпохи застоя.
Александр Архангельский: «Позиция России вызывает в Армении обиду»
Организаторами мероприятия выступили Воскресная школа при Московском подворье Валаамского монастыря, Миссионерское братство преп. Германа Аляскинского и Молодежный клуб подворья. Как добраться: ст. Помещение Воскресной школы. Планируется еще много других интересных мероприятий, следите за анонсами на нашем сайте!
Кроме того, он присутствовал и на расширенном заседание Попечительского и Наблюдательного советов университета вместе с губернатором Поморья Александром Цыбульским. А еще — побывал в «Джаз Клубе» Тима Дорофеева, а также на премьере спектакля «Вадик поет свою музыку» в Молодежном театре. Удалось и развитие культуры в регионе обсудить, и показать обновленный после ремонта театральный особняк, — говорят о посещении известного политика в театре. Тогда он точно также появился в САФУ, встретился с губернатором и посмотрел один из спектаклей Архангельского молодежного театра.
Мюнхенская речь?
Или Майдан? Во всяком случае, не Крым.
Какие-то из них даже перестали быть абсурдными пророчествами: мир в них попросту живет. А в утопии не жил ни разу. Об этом 15 апреля слушаем лекцию писателя и литературоведа Александра Архангельского «Утопия и антиутопия в русской культуре, от Радищева до наших дней». Ах, это они убирают хлеб. Как быстро идет у них работа! Но еще бы не идти ей быстро, и еще бы не петь им!
«Я не всегда помнил, в каком классе учатся мои дети». Александр Архангельский
Писатель и телеведущий Александр Архангельский делится размышлениями на эту тему. Александр Архангельский покинул пост профессора Высшей школы экономики, сообщил он в фейсбуке*. Коммерческий директор компании «Интеллектуальный резерв» Александр Архангельский о перспективах развития облачных сервисов и задачах импортозамещения. Журналист Павел Соколов поговорил для «Уроков истории» с Александром Архангельским и Максимом Курниковым об их проекте. Журналист Павел Соколов поговорил для «Уроков истории» с Александром Архангельским и Максимом Курниковым об их проекте. Александр Архангельский стал известен сначала как яркий публицист, а затем как талантливый автор и ведущий телевизионных проектов.
Александр Архангельский — последние новости
Использование материалов в печатных изданиях согласовывается по почте welcome russiancouncil.
Она живая. Читают подростки и то, что в школьной программе, и помимо этого. Из того, что за рамками программы, они читают Мариам Петросян «Дом, в котором», то есть старшеклассники по доброй воле читают толстую книжку. Эта книжка не простая, но очень понятная, отзывающаяся на их переживания. Вообще бесполезно говорить о продвижении чтения без ответа на вопрос: «А при чём тут я? А может быть и другой ответ: ты вступаешь во внутренний конфликт с автором. Это нормально. В том числе и с классиком можно вступать во внутренний конфликт, а потом мириться, потом опять расходиться. И, главное, современная литература.
Современная литература, которая всё ещё есть здесь и сейчас. Хотя, конечно, в ближайшие годы ей будет очень и очень непросто. Книжный рынок просто чуть-чуть начал напоминать цивилизованный, люди стали покупать, платить деньги. Платить деньги важно, потому что благодаря этому развивается книгоиздание. Это романтические представления, что издатели должны работать бесплатно, а писатели — питаться воздухом. Да, я согласен, что бывают случаи, когда нужно поделиться своей книгой с огромным количеством людей, поделиться бесплатно, и есть такие экономические модели. Но всё-таки платить полезно. Но я возвращаюсь к мысли, что, когда книжка запрещена, когда ты не имеешь доступа к ней легальным способом, конечно, нелегальное распространение усилится. И это будет уже не вполне кража и не вполне пиратское распространение, потому что тебя просто поставят перед выбором, когда ты либо прочитаешь, либо не прочитаешь интересующее тебя произведение, и оно останется неизвестным. В этом случае книгу лучше взять бесплатно и переслать друг от друга.
Вы начинаете объединяться в сообщества, где происходит книжный обмен, как это было при поздней советской власти. Тем более что многие россияне, уехавшие за рубеж, фактически лишены возможности покупать бумажные книги из-за безумной дороговизны и длительной доставки. Культура и литература в частности — это сфера быстрого обмена идеями: чем медленнее распространяются идеи, тем быстрее культура отстаёт от самой себя. И в этом одна из роковых проблем, помимо нарушения прав человека — прямого, тотального нарушения прав человека, когда за меня решают, что я вправе читать, а что нет. Любое тематическое ограничение — это катастрофа для культуры. Она найдёт выход, она умеет искать запасные ходы, она умеет спускаться в подполье, она умеет подниматься в мезонин вместе с Чеховым, но это неправильно, это ухудшает ситуацию. Диалог с классиками — Сейчас всё большее распространение получают комиксы с комментариями к классикам: Пушкину, Грибоедову, Маяковскому. Более того, музей-усадьба Ясная Поляна объявил конкурс «Толстой без бороды», где участникам предлагается сделать комиксы и хореографические номера по произведениям Толстого. Как вы считаете, это опошление классики или путь к сердцу читателя через визуальное к словесному? Комикс может направляться в сторону «Шарли Эбдо» , хотя формат самого «Шарли» не комикс, а журнал карикатур, и это будет низовая культура.
Комикс может направляться в сторону « Шпигельмана », когда через историю мышей и котов показывается история нацистского преследования евреев. И это Пулитцеровская премия, и это высокое искусство. Вопрос, как сделать. Но даже низовые форматы комиксов всё равно играют большую роль, потому что они сокращают дистанцию между классиками и современными читателями. Классики предстают живыми, не богами с маленькой буквы, не культурными героями, на которых нужно со слезами взирать или молиться, а теми, кто живёт среди нас, с кем мы вступаем в диалог, с кем мы может поиграть. Что-то уместно бывает, что-то неуместно. Как во всяком живом деле, вопрос вкуса — вопрос спорный, хотя на самом деле последнее, о чём имеет смысл спорить, так это о вкусах.
Папа Римский помогал атеистическому государству. Но все в той или иной мере переступили через свои идеологические ограничения.
Не важно, по каким причинам. Важно, что в центре оказался конкретный человек. Не человек с партбилетом, не человек, антисоветски настроенный, а человек как таковой. Прежде всего дети. Это тоже был переворот, потому что крестьянская парадигма оказания помощи — «спасаем кормильца и жертвуем детьми». Западная, американская помощь — это помощь детям: «спасаем молодых, имеющих шанс прожить наибольшее количество лет». Конфликт был примирен. Американцы поступились — начали подкармливать взрослых. И крестьяне поняли, что по-другому не выйдет, придется слабых спасать.
И это сдвиг, столкновение деревенской и городской культур. Это история про то, как все поступились принципами — а я сторонник того, чтобы мы поступались принципами, когда дело касается отдельно взятого человека. Почти год собирали средства. И с самого начала приняли решение, что съемки не финансируют ни государство, ни западные фонды. Почти 2 тысячи человек пожертвовали нам на этот фильм. Мы собрали 5,5 миллионов рублей. Это не колоссальные, но приличные деньги для съемок документального кино. Можно себе позволить долго работать. Фильм вышел только что.
Пока его в интернете нет, но мы с одной из YouTube-платформ договорились, что до конца 2022 года в России его увидят. За границей английская версия будет управляться не нами, мы отдали права на управление. Что говорят люди? О чем спрашивают? Как принимают фильм? Бывает, что люди в ступоре. Хотя мы снимали фильм, стараясь оставлять пространство надежды, воздуха. Мы все время подчеркиваем: да, погибло 5,5 миллионов человек, это ужасно, мы рассказываем, как это случилось. Но 10,5—11 миллионов были спасены.
Там разные данные, но я называю порядок цифр. И давайте помнить о том, что люди были спасены. Да, это ужасный опыт, но это опыт солидарности поверх границ. Иногда люди впадают в ступор, потому что мы же не можем не показывать эти страшные кадры. Мы не акцентируем на них внимание, не выжимаем слезу, но показываем. И людоедов показываем, и останки показываем, и трупы заброшенные у могил, в гору сложенные, как в кадрах немецких военных хроник. Самые страшные кадры мы старались не включать, и самые страшные документы пересказывать, а не цитировать. А иногда люди все-таки говорят, что да, страшно, но надежда остается. Мы показывали «Голод» в одной из школ.
Учителя разговаривали с учениками, раскрывая эту тему до того, как мы посмотрим фильм. И у детей были очень здоровые и яркие реакции, и вопросы были замечательные. И разговор был очень душевный. Мы можем показывать фильм «Голод» в музеях прежде всего, в силу особенностей нашего законодательства. И музей должен быть готов. Но пока позволяют, мы будем показывать и разговаривать. Хотя что там можно запретить, я не очень понимаю. Эксперименты в российском образовании — У вас сейчас выходит подкаст на «Арзамасе» про историю образования в России. Я понимаю, что вы изучили огромный этап очень детально.
Можем ли мы поговорить о том, что было сделано хорошо и правильно в российском образовании? Когда при Петре I люди инициативные боролись за образовательную сферу как сферу статуса доходов. Это были авантюристы и прожектеры, об этом Игорь Федюкин написал замечательную книжку историк Игорь Федюкин написал книгу «Прожектеры. Яркие эксперименты — постсоветские. С одной стороны — монументальная, железобетонная, неподвижная, мертвая школа. С чудовищными учебниками, особенно по гуманитарным дисциплинам. С другой стороны — вокруг советского, монолитного школьного образования выстроена вариативная сеть Дворцов пионеров, которые есть в большинстве городов. В школу дети шли по месту прописки, друзей там они не выбирали, их навязывал район. А во Дворце пионеров они встречали тех, кто выбрал их путь, их интерес, с которыми можно общаться неформально.
И программа не железобетонная, а вариативная, вольная. Я сам выпускник Московского городского дворца пионеров. И мы читали, слушали, обсуждали, ругались. Пластинку Тухманова «На волнах моей памяти» с прекрасными стихами, взятыми за основу для современных песен. Поздняя советская власть была довольно странная. Она, с одной стороны, начала афганскую войну. А с другой — верила в какие-то слова и вдруг открывала форточку, если находились нужные. Было найдено слово «педагог-новатор». И в этой железобетонной, тотально контролируемой, простреливаемой насквозь системе вдруг появились люди, которым власть позволяла ставить педагогические эксперименты.
Все знают имя Сухомлинского Василий Сухомлинский 1918—1970 — знаменитый советский педагог-гуманист, новатор в образовании. Помимо этого — [Игорь] Иванов, Шалва Амонашвили. Я сейчас не буду перечислять имена этих учителей. Они приобретают всесоюзную известность. И вдруг оказывается, что педагогика и сотрудничество, педагогика гуманизации, педагогика вариативности, педагогика свободы в замкнутом советском пространстве сформировалась. Учителя-новаторы принимают Манифест педагогики и сотрудничества. И она вдруг оказывается ключом к будущему успеху. Но ведь она сформировалась в самые застойные, безнадежные, бесперспективные годы. Пока гуманитарная интеллигенция сидела по кухням и обсуждала, как все плохо, педагоги, поскольку они так устроены — могут реализоваться только в школе — собирали другую платформу.
И эта платформа была предъявлена. На излете завершающегося периода истории формировалось будущее. И это, конечно, колоссальное достижение. Создали новый университет. Если бы не было подготовки внутренней, за такие короткие сроки ничего бы не возникло. Никакие деньги — а их все равно не было — не помогли бы. И дальше началось бюрократическое опутывание. Хотя были яркие взлеты. Например, депутат-коммунист Филиппов вдруг стал очень хорошим министром образования.
Он поднялся над идеологией, практикой своей партии. Сейчас он ректор РУДН. Но мне кажется, что его масштаб шире, чем ректорский. Но теперь про плохое. Советская, русская, постсоветская система образования подчинялись закону маятника. Реформы — контрреформы — реформы — контрреформы. При этом маятник шел широко, сносил все фигуры, которые стояли на доске перед ним. А развитие предполагает не снос консервативного либеральным, не снос либерального консервативным, а развитие. Как река.
Знаете, бывают ленивые реки — они петляют. Огибают препятствия и движутся, а вода-то идет. Идея не рушится. А у нас реформы — контрреформы, прогресс — регресс. Сейчас — очевидный процесс регресса. А ведь мир никогда не стоит на месте. Рано или поздно придут прогрессисты к власти. Парадокс заключается в том, что пришел бы я, не дай Бог, в педагогическое образование после того периода, который мы переживаем сейчас, снес бы… Невозможно, это не реформируемо — то, что происходит. Как быть?
Здесь и сейчас в неблагополучных, неприятных условиях формировать будущее с тем, чтобы прийти с готовым, наработанным материалом. Как пришли педагоги сотрудничества в 1986 году. А из программных решений новой педагогической власти я не знаю, что оставлять. Что можно оставить? Железобетонный список литературы, который надо изучать в одинаковых классах по всей стране? Это маразм. Я просто не знаю некоторых дисциплин. Там не надо ничего менять. Может быть, с математикой все хорошо.
Но с литературой, историей — катастрофа. Школы с сильной математикой не идут только по основному учебнику. Всегда есть много листочков, дополнительных задач. В каких-то школах — только листочки. Родители все это узнают перед первым классом. Есть математические олимпиады, их очень много. То есть математический трек понятен. Это та или иная группа, в которую ты можешь вписать ребенка. То есть все с ног на голову… — В математике много сделали в последние годы.
Наработки их настолько сильны и настолько управленчески крепки, что разгромить их не удается. Фото: Анна Данилова — И это не про мировоззрение. Математики всегда были сильны, помимо самого предмета, самоорганизацией и солидарностью. Иван Ященко, который много делал для математически одаренных детей и их развития. Академик [Алексей] Семенов, который предлагал математику объявить национальной идеей. И много чего сделал для цифровизации, в том числе и гуманитарной, но прежде всего математической модели. Физики ярко работают в современной школе, не только на физическом материале, но и за пределами своей дисциплины. Например, Александр Адамский, институт образовательной политики «Эврика» — это физик, и физики за ним стоят очень мощные и крупные, крепкие. А с гуманитарными не складывается, потому что бесконечная борьба концептов… — Меня сейчас математики, наверное, не поддержат.
Там сложные задачи. А все гуманитарные дисциплины — история, философия, литература — это уже во многом про трактовки, про взгляды. Нельзя сказать, консервативная у нас математическая программа или либеральная. Либеральная вряд ли. Просто математика не про идеологию, к счастью. А консервативная или прогрессивная — вполне себе. Консервативная программа учит тебя двигаться к готовому предусмотренному ответу. А прогрессивная учит искать. И, может быть, находить решение лучше, чем у учителя.
И точно так же гуманитарные дисциплины учат не трактовкам, а тому, что итоговых ответов не бывает.
Замыкание в провинциальной самости или игру на опережение истории — без утраты памяти и своеобразия? В этом отношении Россия и Армения, при всей разнице масштабов и реалий, находятся в одной и той же фазе. И ключевой. Мы и там и тут зависли между доморощенностью и устремлением в будущее, которое неосуществимо за пределами пространства мировой цивилизации, куда нам всем и хочется, и колется, и куда нас вроде бы манят, но где в реальности не очень-то и ждут». Если не знать, что Вы писали это 14 лет назад, то может показаться, что написано в наши дни. Видите ли Вы возможности для нового сближения Армении и России в политическом смысле?
Конечно, Россия хочет удержать контроль за этой частью земли — я сейчас называю вещи своими именами. Но вложиться в это военными, экономическими, или политическими ресурсами мы не можем. Армения — страна небольшая, ей нужно понимать, с кем она взаимодействует, кто сильный сторонник, а кто — слабый сторонник, а кто вообще делает вид, что он сторонник. Конечно, Армения будет лавировать, и это лавирование будет вызывать в российских элитах еще больше раздражения и неприятия. Я не верю в сближение, кроме как в области культуры. В области науки, гуманитарных проектов — верю, в области политических — нет. Условно говоря, если Россия, российское руководство решит отвернуться от Армении, мне кажется, никакие культурные контакты повлиять на это решение не смогут.
Но они меняются. И я на это надеюсь. Культурные, человеческие контакты сами по себе ничего не решат, и никогда в истории не решали. Но они могут сохранять почву для будущего разворота.
Александр Архангельский: «Помирать собрался, а рожь сей»
— Александр, ваша передача «Тем временем» идет на канале «Культура» 11 лет, в сентябре начнется 12-й сезон. Александр Архангельский – коренной москвич, осчастлививший родителей своим появлением 27 апреля 1962. Политики, журналисты и все, кто следит за общественно-политической жизнью страны, могут найти на сайте горячие новости и статистические данные по интересующим их вопросам.
Архангельский Александр
Профессор ГУ-ВШЭ Александр Архангельский — филолог, телеведущий, писатель, критик — рассказывает о том, как в свое время поступал в вуз, размышляет о специфике гуманитарной. В актовом зале Духовных школ на Неве прозвучали исторические записи смешанного, женского и мужского хоров, под управлением самого Александра Архангельского, вечер сопровождался. Передача: Новости культуры Возраст: 12+. Также в интервью Александра Архангельского: удалось ли что-то изменить за период «свободного образования», зачем в России отменяют русскую культуру и может ли победить. главные новости архангельской области В Архангельске обсудили перспективы и планы по развитию САФУ САФУ новости архангельской области.