Наконец Божия Матерь явилась преподобному Иоанну, настоятелю Иверской обители, и сказала, что лишь старец Гавриил может взять из моря образ. Согласно преданию, икона Иверской Божией Матери была написана евангелистом Лукой еще при ее жизни. 25 февраля православные отмечают день Иверской иконы Божией Матери (ее также называют Портаитысса, Привратница или Вратарница).
25 февраля – празднование Иверской иконы Божией Матери (IX). История. Видео
Иверскую Божию Матерь просят об исцелении от болезней, помощи в различных бедах, защите от пожаров. Этот образ называют «Вратарница». Это значит, что икону нужно держать в доме недалеко от двери, чтобы она защищала жилье и семью от различных напастей.
Краснознаменская, д. Главный редактор: Карпова Наталья Алексеевна 8 8442 43-60-49 id-vpravda yandex. За достоверность информации в рекламных материалах несет ответственность рекламодатель. Все рекламируемые товары и услуги имеют необходимые лицензии и сертификаты.
Этот образ Божией Матери также называют «Вратарницей» или «Портаитиссою» — по месту ее пребывания над монастырскими воротами Иверского монастыря в древности грузинское царство называлось Иверией. В IX веке святой образ находился у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. При императоре Феофиле иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, ворвались в дом христианки, чтобы найти и уничтожить запрещенные святыни. Когда один из воинов копьем ударил в икону, из пораженного места, где был изображен лик Богородицы, тотчас потекла кровь. Со слезами помолившись Владычице, женщина пошла к морю и опустила икону в воду. Образ, вертикально стоя, двинулся по волнам.
Иверская икона Божией Матери или Вратарница Иверской икона Богородицы называется в честь одноименного монастыря на Святой горе Афон, в котором неотлучно пребывает с начала XI века. Этот образ Божией Матери также называют «Вратарницей» или «Портаитиссою» — по месту ее пребывания над монастырскими воротами Иверского монастыря в древности грузинское царство называлось Иверией. В IX веке святой образ находился у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. При императоре Феофиле иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, ворвались в дом христианки, чтобы найти и уничтожить запрещенные святыни. Когда один из воинов копьем ударил в икону, из пораженного места, где был изображен лик Богородицы, тотчас потекла кровь. Со слезами помолившись Владычице, женщина пошла к морю и опустила икону в воду.
Приметы на 25 февраля: почему сегодня нельзя начинать новые дела
Богослужебные песнопения исполнил сводный хор Центра подготовки церковных специалистов Выксунской епархии под руководством Дениса Свистунова. Обратившись к присутствующим в храме со святительским словом, епископ Илия поблагодарил Пресвятую Богородицу за возможность помолиться в этот день в святой обители, передал от митрополита Георгия поздравление с престольным праздником и пожелал мира, скорейшего восстановления и процветания монастырю. По окончании богослужения епископ Илия и священнослужители возложили цветы к могиле схимонахини Дарии Меркуловой — матери прп.
Веками отмаливали великие афонские старцы грехи нашего суетного и заблудшего мира. Потому, быть может, Господь еще и терпит нас, грешных и слабых, что доселе пребывает в нашем мире столь великие подвижники, своим молитвенным подвигом спасающие всех православных христиан.
По великой любви народа русского к Иверскому образу еще в середине XVII столетия принесено было в Россию несколько чтимых списков с него, из коих наиболее прославились образ в Иверском Валдайском монастыре и образ в московской часовне у Воскресенских ворот Китай-города, написанный по просьбе Патриарха Московского к архимандриту афонскому Пахомию. И когда в 1648 году три инока-святогорца поднесли царю Алексею Михайловичу готовый образ, то приложили к нему и письменное повествование: «Как есми приехал Пахомий в наш монастырь, собрав всю свою братию, 365 браток, сотворили есма великое молебное пение с вечера и до света и святили есма воду со святыми мощами; святою водою обливали чудотворную икону Пресвятыя Богородицы, Старую Портаитскую Вратарную и в великую лохань ту святую воду собрали; собрав, паки обливали новую доску, всю из кипариса, и опять собрали ту святую воду в лохань; и потом служили Божественную литургию с великою верою, и после святой литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу... И та икона новописанная не рознится ничем от первой иконы ни длиною, ни шириною, ни ликом — слово в слово новая, аки старая». Этот самый список, известный как московская Иверская икона, встречали 13 октября 1648 года у Воскресенских ворот царь с семейством, патриарх и великое множество народа православного.
Образ был помещен на воротах, которые с тех пор стали называть Иверскими. Затем, в 1669 году, перенесли его в деревянную часовню, а с 1791 года чудотворная пребывала в каменной часовне с синим, словно небо, и усеянным золотыми звездами куполом и двумя золотыми фигурами апостолов при дверях. Иверская прославилась множеством чудес и исцелений, каковые записывались в особую книгу. Нескончаемым потоком шли к ней москвичи и гости первопрестольной, дабы помолиться и получить благословение Пречистой на свои труды.
Цари и царицы благочестивые, въезжая в белокаменную, прежде Кремля заходили в Иверскую часовню. Как вспоминали старые москвичи, по ночам святую икону возили из дома в дом в закрытой карете, запряженной шестеркой лошадей, в сопровождении духовенства. Впереди скакал всадник с факелом. Кучера на козлах сидели без шапок, а в сильный мороз обвязывали головы платками.
Бытописатель старомосковского благочестия Иван Сергеевич Шмелев вспоминал, как истово готовились в замоскворецких домах к такой встрече с чудотворной: «Новым кажется мне наш двор — светлым, розовым от песку, веселым. Я рад, что Царице Небесной будет у нас приятно. Конечно, Она все знает: что у нас под шатерчиком помойка, и лужа та же, и мусор засыпали песочком; но все же и Ей приятно, что у нас стало чисто и красиво и что для Нее все это. И все так думают.
Из дверцы глядит голова монаха. В глубине смутно золотится. На ее дверцах написаны царские короны, золотые. Старушки крестятся на Ее карету, на лошадей; кроткие у Ней лошадки, совсем святые».
Как вспоминали старые москвичи, по ночам святую икону возили из дома в дом в закрытой карете, запряженной шестеркой лошадей, в сопровождении духовенства. Впереди скакал всадник с факелом. Кучера на козлах сидели без шапок, а в сильный мороз обвязывали головы платками. Бытописатель старомосковского благочестия Иван Сергеевич Шмелев вспоминал, как истово готовились в замоскворецких домах к такой встрече с чудотворной: «Новым кажется мне наш двор — светлым, розовым от песку, веселым. Я рад, что Царице Небесной будет у нас приятно.
Конечно, Она все знает: что у нас под шатерчиком помойка, и лужа та же, и мусор засыпали песочком; но все же и Ей приятно, что у нас стало чисто и красиво и что для Нее все это. И все так думают. Из дверцы глядит голова монаха. В глубине смутно золотится. На ее дверцах написаны царские короны, золотые.
Старушки крестятся на Ее карету, на лошадей; кроткие у Ней лошадки, совсем святые». В 1929 году Иверскую часовню закрыли, а в 1934-м и вовсе снесли вместе с Воскресенскими воротами, дабы тревожить в дни парадов ревом бронированных чудовищ величавый покой Кремля. Пропала, думалось многим, и сама чудотворная. Тот список, который замещал Иверскую, пока она навещала дома москвичей, оказался в замоскворецкой церкви Николы в Кузнецах, где поныне пребывает в киоте перед правым клиросом Сергиевского придела. Сама же Иверская, как полагают благочестивые прихожане, была перенесена на клирос северного придела храма Воскресения в Сокольниках.
Подлинность этого образа неоднократно подтверждалась православными московскими старожилами; что же до сомнений, то в них повинны еретики-обновленцы, устроившие позднее в этом храме свое капище и тем дерзнувшие было бросить тень и на чудотворную. Однако все возвращается на круги своя. Так промыслительно пересеклись судьбы двух чтимых всею Русью Богородичных икон, Иверской и Казанской, дивное умножение образов которых лишь прибавляло им благодатной силы. В сентябре 1995 года Святейший Патриарх обратился к настоятелю афонского Иверона архимандриту Василию с просьбой о написании для всероссийской паствы нового списка с «общей нашей Заступницы Богоматери Вратарницы». При усердных молитвах братии Святой Горы в кратчайшие сроки таковой образ и был написан благочестивым священноиноком Лукой из афонского Ксенофонтова монастыря.
С радостью и благоговением встретили москвичи вновь обретенную святыню у входа в Богоявленский патриарший собор, под звон колоколов и пение тропаря внеся ее под своды храма для всеобщего поклонения. Всю ночь перед Иверской непрерывно совершались молебны и читался акафист.
Монахи грузинского Иверского монастыря на Святой Горе, несколько дней видя в море огненный столп, восходящий до неба, пришли к берегу. Они нашли святой образ, который стоял на воде. После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря, преподобный Гавриил Святогорец, по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял святую икону и поставил в храме.
Однако на следующий день икона была обретена не в храме, а над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла во сне святому Гавриилу Свою волю: Она не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После этого образ был поставлен над монастырскими воротами.
Икона Божией Матери Иверская
На протяжении трех с половиной столетий с 1654-го список Иверской иконы пребывал в Новодевичьем монастыре, а после его закрытия —хранился в фондах Государственного Исторического музея. Иверская икона Богородицы была возвращена в монастырь лишь 6 мая 2012-го. Затем святыню перенесли в Успенский собор, где он пребывает по сей день. В 1656-м с Афона доставили второй список Иверской иконы — для Валдайского Иверского монастыря. Третий список Иверской иконы Божией Матери сделали уже в Москве с первого афонского образа. Его поместили в Иверской часовне в 1669-м в Москве у Воскресенских ворот Китай-города. В 1929-м часовню уничтожили, икону передали в храм Воскресения Христова в Сокольниках, где она пребывает и поныне. Патриарх Алексий II в ноябре 1994-го освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот на прежнем месте, и меньше чем через год они были восстановлены. Новый список чудотворной Иверской иконы, написанный с благословения Иверского игумена, прибыл в Москву с Афона в 25 октября 1995-го.
Так «Вратарница» вернулась на главные ворота. Только однажды святыня покинула столицу — в сентябре 1812 года вместе с Владимирской иконой ее вывезли во Владимир, спасая от французов. Празднования в честь Иверской иконы устраиваются трижды в году: 25 февраля — перенесение списка Иверской иконы в монастырь на Валдае в 1656 году; 6 мая — второе обретение древнейшего московского списка иконы в 2012 году и его передача Историческим музеем Русской православной церкви ныне находится в Новодевичьем монастыре ; 26 октября — торжественная встреча и перенесение в 1648 году в Москву списка иконы, посланного царю Алексею Михайловичу с Афона. Смысл и значение Иверской иконы Великое освящение Успенского собора Свенского монастыря и дарование Иверской иконы. На иконе Пресвятая Богородица представлена в поясном изображении. Левой рукой она держит Богомладенца — правая рука в молении протянута к Спасителю, одновременно указывая на Него. Положение рук Богоматери, повторяющиеся параллельно полукруглые складки Ее мафория, зрительно создают некое вместилище — подобие трона для Христа, что соответствует византийским богословским и поэтическим представлениям об образе Богоматери. На правой щеке Божией Матери видна рана, из которой сочится кровь.
Это главное отличие, по которому всегда можно узнать Иверскую икону. Голова Спасителя приподнята, и лицо немного повернуто к Богоматери, склонившей к Нему голову. Правая рука младенца Иисуса вытянута вперед к руке Богоматери с благословляющим двуперстно жестом.
С великим трепетом и благоговением наши предки именовали Русь Домом Божией Матери. И это не было горделивым превозношением. В этих словах верующий русский народ выражал свою смиренную благодарность Царице неба и земли за Ея великие и богатые милости, свидетельствовал о них перед другими народами и выражал свою любовь к Той, Которая многократно приходила ему на помощь в трудные моменты... Совершая ныне новое сретение Иверской иконы Божией Матери, мы твердо верим, что, как в былые времена, Пресвятая Богоматерь, Которая множество раз являла Свои предстательство и милосердие в бесчисленных Своих иконах, не оставит и впредь град наш, страну нашу Российскую и народ ее Своим Покровом.
С тех пор прошло время. Однажды монахи Иверской обители на Афоне увидели на море доходящий до самого неба огненный столп, в основании которого находилась стоящая на воде икона Божией Матери.
После молебна старец монастыря Гавриил по повелению явившейся ему во сне Богородицы пошёл по воде, как посуху, принял икону Богоматери и поставил её в храме. Но на другой день икону Богородицы не нашли на том месте, где поставили, а обнаружили её над монастырскими воротами. Образ отнесли на прежнее место, но наутро он опять оказался над воротами. Так повторялось несколько раз. Наконец Пресвятая Богородица вновь явилась преподобному Гавриилу, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет Сама быть их Хранительницей.
При Елизавете Петровне решено было ее разобрать как обветшавшую - в документах ее помещение называли "деревянным чуланом" при иконе, но игумен Николо-Перервинского монастыря, к которому была приписана часовня, просил перестроить ее и над иконой возвели каменный "приделок".
Свой окончательный и современный вид Иверская часовня получила в 1791 году, когда ее перестроил Матвей Казаков, а в начале XIX века трудами художника Гонзаго часовня была "благолепно украшена": снаружи обита жестью, украшена медными пилястрами с капителями, гирляндами и восьмиконечными звездами. Наверху установили позолоченную фигуру ангела с крестом. Дореволюционная часовня могла вмещать не более пятидесяти человек. Москвичи всегда очень любили свою часовню, и никто не начинал своих дел, не помолившись перед чудотворным образом. Ее называли "отрадным перепутьем для всех верующих". Благодатная сила московской Вратарницы была настолько велика, что ее чтили не только москвичи и даже не только православные: на поклон к знаменитому чудотворному образу приходили католики, лютеране, сектанты и даже вовсе нецерковные люди - вера и надежда на помощь оказывались сильнее человеческих убеждений.
Купцы приходили сюда перед торговой сделкой, студенты и гимназисты - перед экзаменами. Прославилась Иверская икона исцелениями больных. Часто Иверскую икону в особых каретах возили по домам москвичей, просивших отслужить молебен у постелей больных или просто под своим кровом. Чтобы часовня не пустовала, был сделан точный список с иконы, который замещал ее во время отсутствия. Есть версия, что именно список был передан после революции в храм Воскресения в Сокольниках, хотя многие старожилы и очевидцы подтверждают известие о том, что в названной церкви находится сам подлинник. Каждый, кто приезжал в Москву, прежде всего, шел поклониться Иверской.
Сам основатель Петербурга, Петр I, москвич по происхождению, навлек на себя неприязнь горожан тем, что, вернувшись в 1699 году из своего первого путешествия в Европу, он не поехал к Иверской, как это делали цари до него, а сразу же проскакал в Лефортово к своей возлюбленной Анне Монс. Однако в 1721 году через Воскресенские ворота Петр Великий торжественно въехал в Москву после победы в Северной войне и заключения Ништадтского мира. Триумфальное шествие состояло "из целой флотилии устроенной наподобие настоящей, с распущенными парусами, при звоне колоколов всей Москвы, при громе пушек". Петр одолел шведов - своих учителей, когда-то чеканивших медаль за победу над русскими под Нарвой! Тогда царь остановился у Иверской часовни, где его с почетом встретило московское духовенство, сенаторы и военные, говорили ему приветственные речи, а юноши в белых одеждах пели кантаты. Однажды ночью государь ехал в крытых санях мимо Воскресенских ворот, а навстречу - запряженный в шесть лошадей боярский рыдван, который опрокинул розвальни дьякона.
Иверскую икону Пресвятой Богородицы чтут православные 25 февраля
Молитва, чтомая в часовне Иверской иконы Божией Матери,пред Ее образом на молебне. «Иверская икона Божьей матери почти сразу стала чудотворной, – рассказал у иконописец Владимир Кобзарь. Накануне праздника, в храме в честь иконы Божией Матери «Всецарица» было совершено Всенощное бдение.
Тропарь Божией Матери пред иконой ее Иверской
- ЧТО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ 25 ФЕВРАЛЯ 2022 ГОДА
- Написать комментарий
- ХРАМ ИВЕРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В САНКТ - ПЕТЕРБУРГЕ
- 25 февраля - день почитания Иверской иконы Божией Матери
- Читайте также
- Вести православия
ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ / ПРАЗДНИК ДНЯ
25 февраля у православных верующих – один из дней особого почитания Иверской иконы Божьей Матери. Иверская икона Пресвятой Богородицы, пребывающая над городскими вратами, по праву считается защитницей Москвы. 25 февраля, в день памяти Иверской иконы Божией Матери, в женском святой Екатерины (пос. Родники) иерей Александр Топчий совершил Божественную литургию. Иверская икона Божией Матери — одна из чудотворных святынь, которая была обретена более тысячелетия назад.
25 февраля — день празднования в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы
Крестьянин Г. Васильев топором ударил по иконе. Разбилось стекло, повредилась рама, были рассечены два слоя оклада и повреждена сама икона. Если оклад на время крестного хода менялся, то сама икона оставалась прежнею, никоновскою.
В период крестных ходов ее место в Успенском соборе занимала ее точная копия, на которую надевалась «драгоценная» иверская риза. В начале XX века в Успенском соборе было четыре Иверских иконы. Кроме того, Иверские иконы имелись в церквях Богоявления Господня, св.
Филиппа, Архангела Михаила, в ризнице, таким образом, в обители в общей сложности было десять Иверских икон. Но в крестные ходы всегда отправлялись с чудотворной никоновской иконой XVII века. В 1919 году монастырь был преобразован в Иверскую трудовую артель с уставом, зарегистрированным Советской властью.
Артель насчитывала 70 человек, имела 5 гектаров монастырских угодий и 200 гектаров занятых садами, огородами, пахотой, пастбищами. В голодные годы большевизма обитель занималась делами милосердия и раздавала бесплатно хлеб местному населению. В 1927 году Иверскую трудовую артель обследовал Наркомзем.
Православные верующие 25 февраля чтят память Митрополита Алексея — дипломата, государственного деятеля и чудотворца. В народе этот день называли рыбным днем. На ужин принято было подавать пироги-расстегаи с рыбной начинкой. С 25 февраля и в течение трех дней наши предки на утренний мороз выносили зерно, которое предназначалось для посева, потом его заносили в теплое место. Считалось, что после этого семена дают лучший урожай. Также на мороз выносили пряжу и лен, чтобы иметь ровные, чистые нитки и мотки. Последние числа февраля символизировали конец зимы, когда на Руси готовились к работам в полях. Нужно было посеять хлеб, который являлся основой рациона. Хлеб в представлении древних славян был связующим звеном между миром живых и мертвых. Неслучайно для усопших готовили отдельное угощение в поминальные дни.
Хлеб на столе считался символом богатства дома и оберегом от зла.
Ее поставили в часовне на берегу и трое суток совершали пред ней молитвы, а потом перенесли в соборный храм на том месте, где стояла икона, открылся источник чистой сладкой воды. На другой день икону обнаружили над монастырскими воротами. Ее отнесли на прежнее место, но она вновь оказалась над вратами. Так повторялось несколько раз. Наконец Пресвятая Богородица явилась старцу Гавриилу и сказала: «Передай братии: Я не хочу, чтобы Меня охраняли, но Сама буду вашей Хранительницей в этой жизни и в будущей.
Я испросила вам у Бога Мою милость, и до тех пор, пока будете видеть Мою икону в обители, благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет». Иноки построили надвратную церковь в честь Богоматери, Хранительницы обители, в которой чудотворная икона пребывает по сей день.
С великим трепетом и благоговением наши предки именовали Русь Домом Божией Матери. И это не было горделивым превозношением. В этих словах верующий русский народ выражал свою смиренную благодарность Царице неба и земли за Ея великие и богатые милости, свидетельствовал о них перед другими народами и выражал свою любовь к Той, Которая многократно приходила ему на помощь в трудные моменты... Совершая ныне новое сретение Иверской иконы Божией Матери, мы твердо верим, что, как в былые времена, Пресвятая Богоматерь, Которая множество раз являла Свои предстательство и милосердие в бесчисленных Своих иконах, не оставит и впредь град наш, страну нашу Российскую и народ ее Своим Покровом. Достоверная же история этого образа восходит к XI веку, когда иноки афонской Иверской обители узрели на морской глади достигавший до неба огненный столп и, пораженные, повторяли лишь одно: «Господи, помилуй! Но чем ближе подходили братия к водам морским, тем далее уходила от них икона.
Тогда собрались они в храм и со слезами молили Господа, чтобы дозволил Он им обрести новую святыню. В то время подвизался в Иверской обители старец Гавриил, жизни строгой, нрава же детски простого. Летом нес он подвиг молчания на вершине неприступной скалы, зимой сходил к братии; облаченный во власяницу, вкушавший лишь овощи с водою, походил он на земного ангела, как и подобает принявшим на себя ангельский чин. Ему-то и явилась в сонном видении озаренная дивным небесным светом Владычица и повелела: «Скажи настоятелю с братией, что Я хочу дать им Свою икону, покров Свой и помощь; потом же ступай в море — иди с верою прямо по волнам, и тогда узнают все Мою любовь и благоволение к обители вашей». Старец передал свой сон настоятелю, и наутро иноки с кадилами и лампадами отправились к берегу. Под молебное пение братии ступил Гавриил на воду и, поддерживаемый той верою, которая горами движет, чудесно прошел по волнам как по суше и принял в свои руки святую икону. С ликованием встретили ее иноки на берегу, три дня и три ночи творя перед образом молебствия, а затем внесли в соборную церковь, где и поставили в алтаре. На другой день монах, зажигавший лампады в храме, иконы на этом месте не нашел.
Она висела над вратами обители. Образ внесли в храм, однако наутро повторилось то же самое. И вновь было видение старцу Гавриилу, и повелела ему Владычица объявить братии: «Не хочу быть охраняемой вами, но хочу Сама быть Хранительницей вашей не только в земной, но и в небесной жизни. Испросила Я у Господа милость вам, и доколе будете видеть икону Мою в своей обители, дотоле благодать Сына Моего к вам не оскудеет». В благодарной радости выстроили иноки во славу Пречистой храм над вратами своей обители и поставили в нем икону. Тут изначальный образ пребывает и поныне. Эта икона именуется «Портаитисса» — то есть «Вратарница», или «Привратница»; по месту же явления в Иверской обители она называется Иверской. Дивный символ, связанный с названием иконы, выражен в акафисте: «Радуйся, благая Вратарнице, двери райские верным отверзающая!
25 февраля - день Иверской иконы Божией матери, Алексеев день
Иверская икона Божией Матери, которая сейчас хранится на Афоне, в IХ веке находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. День Иверской иконы Пресвятой Богородицы 25 февраля: обычаи и приметы праздника. А 25 февраля празднуется день обретения Иверской иконы Божьей матери — в этот день монахи монастыря на горе Афон обрели чудотворный образ. Более полную информацию о чудотворной Иверской иконе Божией Матери можно получить, перейдя по ссылке. «Иверская икона Божьей матери почти сразу стала чудотворной, – рассказал у иконописец Владимир Кобзарь.
25 февраля день Иверской иконы Божией Матери
Так и случилось: образ Богородицы, находящийся в специально построенной надвратной церкви, одиннадцать столетий надёжно защищает Иверский монастырь от врагов Церкви Христовой, болезней и скверны. Бесценна икона Иверская и значение её огромно: она избавляет верующих от душевных и телесных недугов, защищает дома их от злых людей и покровительствует женщинам. Иверский монастырь находится в Греции. Храмовый комплекс на горе Афон насчитывает 20 монастырей. Сейчас в обители проживают 30 монахов. Дважды в год второй день светлого праздника Пасхи и день Успения Богоматери тысячи людей собираются возле надвратного храма, где Иверская икона Божьей матери находится до сих пор.
Совершается крестный ход до места, где была найдена икона, и обратно. Нести икону может любой верующий, литания происходит при самой неблагоприятной погоде — силы небесные охраняют светлый лик Богородицы. Несколько списков Иверской иконы имеются и в России. По велению царя Алексея Михайловича один из них был отвезён в Валдай, где построили российский Иверский монастырь. В 1994 году была заложена часовня в Москве, у Воскресенских ворот.
Этот храм был воздвигнут на месте старого, разрушенного при советской власти. В нём также имеется рукописная копия образа Иверской Богоматери.
При императоре Феофиле 829-842 иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, ворвались в дом этой христианки, и один воин в безумной ярости мечом ударил по образу Богородицы. Тотчас из пораженного места потекла кровь. Пораженный этим, воин пал ниц перед иконой, горько раскаиваясь в своем поступке.
Впоследствии он оставил иконоборческую ересь и окончил жизнь монахом. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. После их ухода женщина вместе с сыном впоследствии афонским иноком долго молилась перед святым образом, прося Владычицу о заступничестве и милости. Для сохранения святой иконы вдова опустила ее в море.
Имеет сходство со Смоленской, Тихвинской, Казанской и другими иконами, которые, по преданию, берут начало от сделанного евангелистом Лукой изображения Богородицы с Младенцем. Этот тип иконографии называется Одигидрия, что с греческого переводится как «Путеводительница». Богоматерь на Иверской иконе держит левой рукой Младенца, а правой указывает на Него, как на Спасителя.
Христос же одной рукой благославляет, а во второй руке держит свиток, символизирующий Евангелие. Расположение фигур такое, что Матерь Божья как бы создает защитное пространство для Богомладенца. Тем самым, проиллюстрированы представления о Ней, как о «вместилище Невместимого Бога». Часто на списках Иверской иконы прямо на лице Пречистой можно увидеть рану. По преданию, ее нанес воин-иконоборец. На афонском оригинале, на самом деле видны изменения красочного слоя, напоминающие запекшуюся кровь. Именно по каплям крови на изображении легко отличить Иверскую от других икон Богородицы.
По окончании богослужения епископ Илия и священнослужители возложили цветы к могиле схимонахини Дарии Меркуловой — матери прп. Варнавы Гефсиманского и к могиле игумении Антонии Мироновой , почившей в 2020 году.