Всеволод Эмильевич Мейерхольд – один из тех великих режиссёров, творчество которых определило театральный облик ХХ века.
Как был убит великий советский режиссер Мейерхольд
Чужой театр» Валерия Фокина. Но самую главную основу составляет известное собрание, которое происходило 1937 году, под названием «Чужой театр»», — рассказал народный артист России, художественный руководитель «Национального драматического театра России Александринский театр » Валерий Фокин. Фото: телеканал «Санкт-Петербург» «Перед репертуарными спектаклями Новой сцены в течение этого сезона периодически мы будем делать перфомансы в фойе на 10-15 минут для зрителей, которые купили билеты на спектакли Александринского театра. Они будут также посвящены Мейерхольду», — поделился планами генеральный продюсер Новой сцены Александринского театра Александр Малич.
Арест и расстрел[ править править код ] Фотография НКВД после ареста 20 июня 1939 года Мейерхольд был арестован в Ленинграде ; одновременно в его квартире в Москве был произведён обыск [24] [ нет в источнике ].
В протоколе обыска зафиксирована жалоба его жены 3инаиды Райх , протестовавшей против методов одного из агентов НКВД [25] [ неавторитетный источник ]. Вскоре 15 июля она была убита неустановленными лицами. После трёх недель допросов, сопровождавшихся пытками [26] , Мейерхольд подписал нужные следствию показания: его обвиняли по статье 58 Уголовного кодекса РСФСР. В январе 1940 года Мейерхольд писал Молотову : …Меня здесь били — больного шестидесятишестилетнего старика, клали на пол лицом вниз, резиновым жгутом били по пяткам и по спине, когда сидел на стуле, той же резиной били по ногам […] боль была такая, что казалось, на больные чувствительные места ног лили крутой кипяток… [27] Предписание В.
Ульриха о расстреле осуждённых. В списке Я. Боярский , М. Кольцов , В.
Коллегия приговорила режиссёра к расстрелу.
Периодически Мейерхольд на пару с Маяковским ставил агитационные спектакли. Когда революционный пыл стал затухать, гротеск Мейерхольда уже не вписывался в социалистический реализм. Постановки режиссера-новатора стали раздражать новое правительство. Да еще и Всеволод Эмильевич «подливал масла в огонь», то отправляясь на длительные гастроли заграницу, то используя в своих постановках музыку Шостаковича. Мейерхольд играет в фильме «Портрет Дориана Грея», 1915 год. Портрет Мейерхольда. Григорьев, 1916 год. Фото: ru. В 1937 году Всеволод Мейерхольд работал над постановкой спектакля «Одна жизнь» по мотивам романа Николая Островского «Как закалялась сталь».
Он хотел приурочить его премьеру к 20-летию Октябрьской революции. Показ состоялась в ноябре 1937 года. Советские чиновники очень холодно восприняли революционный романтизм, воплощенный на сцене. Обычный зритель так и не увидел постановку. На Мейерхольда началась настоящая травля, что в конечном итоге привело к закрытию его театра. Всеволод Мейерхольд со своей супругой и актрисой Зинаидой Райх в постановке «Ревизор». Многие отвернулись от опального режиссера, и только Станиславский не побоялся помочь давнему сопернику. Он добился, чтобы Мейерхольда приняли к нему в театр. Через пару месяцев Константин Сергеевич скончался, но перед смертью он сделал все, чтобы Мейерхольд занял его место.
Экспозиция даст представление об опыте работы молодого режиссера на Императорской сцене и расскажет о всех постановках, представленных на сцене театра. В Кабаре «Шум» 8 февраля пройдет спектакль «Доктор Дапертутто» от постановщика Павла Михайлова — в фруктово-театральной фантазии расскажут о любимых персонажах Мейерхольда и познакомят с авторскими методами театрального деятеля. Продолжит программу просветительской части лекции от театроведа и историка театра Вадима Щербакова на Новой сцене Александринского театра. Мейерхольд и МХТ » историк расскажет о перепитиях театральной карьеры режиссера, в дискурсе — Мейерхольд в Московском Художественном театре. Закрытие ГосТИМа» речь пойдет о второй половине 1930-х годов и о событиях в художественной и общественно-политической жизни, которые повлекли за собой закрытие Государственного театра имени Всеволода Мейерхольда. Продолжить вечер предлагается двумя джазовыми концертами — выступят джаз-бэнд Фёдора Кувайцева в Филармонии джазовой музыки и группа Dizzy Dutch Duck в Кабаре «Шум». Изображение предоставлено «Собака.
Всеволод Мейерхольд: авангардистские опыты, биомеханика и след в литературе
Справка: Впервые Мейерхольд женился еще студентом в 1896 году на подруге детства Ольге Мунт. У супругов родились три дочери, младшая из которых - Ирина - впоследствии вышла замуж за известного актёра театра и кино Василия Меркурьева, а их сын Петр Меркурьев стал актером и музыкальным журналистом. Второй брак с актрисой Зинаидой Райх продлился с 1922 по 1939 гг. Режиссер усыновил ее детей от первого брака с поэтом Сергеем Есениным Татьяну и Константина. Три справки о смерти Дети Всеволода Мейерхольда и Зинаиды Райх сиротами стали трижды — когда в 1925 году повесился их настоящий отец Сергей Есенин, когда в 1939-м, через несколько дней после ареста отчима, была жестоко убита их мать, и когда был убит сам Мейерхольд. Им выдали в НКВД два свидетельства о смерти отчима: в первом было написано, что он умер 2 февраля 1940 года в результате сердечной недостаточности, во втором стояла дата смерти 17 марта 1942 года и прочерк вместо причины. Бывшая семья режиссера получила извещение, что ему дали «10 лет без права переписки». Несколько лет жена и дочери носили в Бутырку передачи с продуктами, пока не узнали от знакомых, что Всеволода Эмильевича расстреляли в подвале Бутырской тюрьмы в феврале 40-го года. Бутырская тюрьма.
Немирович-Данченко и К. Фото: mxat. Мятежная натура юноши проявилась в студенчестве - он отказался от участия в семейном бизнесе, принял православие, женился вопреки родительской воле, взял новое имя и изменил фамилию в соответствии с нормами русского языка. Так появился Всеволод Мейерхольд — будущий юрист, который бросил Московский университет в тот же день, когда увидел спектакль «Отелло» в постановке Константина Станиславского. Он поступил в театрально-музыкальное училище при Московской филармонии, где его наставником стал театральный режиссер, драматург и критик Владимир Немирович-Данченко. В 1898 году Мейерхольд вошел в число 14 избранных и стал актером труппы Московского Художественного театра, созданного его педагогами. Мейерхольд стал звездой МХТ, но в результате творческих разногласий разорвал отношения с наставниками, набрал свою труппу «Товарищество новой драмы» и гастролировал с ней по провинции. Через два года он предложил Станиславскому организовать радикально новый театр, но Немирович-Данченко со скандалом потребовал не слушать «бешеного гения, предлагающего какую-то яичницу с луком - дикую смесь Ницше, Метерлинка и радикализма».
Мейерхольд отличался фантастической работоспособностью - за один сезон поставил 13 спектаклей в театре знаменитой русской актрисы Веры Комиссаржевской, а за десять лет работы в Александринском и Мариинском театрах - 21 драму и 10 музыкальных спектаклей, в том числе и легендарный лермонтовский «Маскарад». Факт: На свой главный «александринский» спектакль он потратил 300 тысяч рублей золотом и шесть лет репетиций. Спектакль «Маскарад.
И говорить о повседневной реальности, играть жизнь, какой она есть, даже жить на сцене было уже не актуально. Зачем рисовать за окном пейзаж, разве у зрителя нет воображения? Почему театр отстает от музыки и живописи, которые давно ушли далеко вперед? Не найдя ответы у Станиславского, Мейерхольд уходит из Московского художественного театра искать себя и собственное направление. Впоследствии многочисленные эксперименты убедили его, что театр не должен имитировать жизнь, а должен оставаться пространством искусства, где музыка, изображение, ритм, движение, соединяются в свою особую, самостоятельную жизнь.
Он отражает раздвоение образа: во фраке режиссер императорских театров, на заднем плане — экспериментатор Дапертутто в огненно-красном одеянии не сюртуке восточного вида с луком в руках. Эксцентрические жесты отсылают сразу к сверхмарионетке Гордона Крэга с ее «благородной искусственнотью» и к поискам актерской пластики с опорой на кукольный театр, которые характерны для спектаклей Мейерхольда в театре Комиссаржевской: руки фигуры во фраке — это руки куклы из театра марионеток, управляемые нитями. Кстати, один из эскизов А. Головина к мейерхольдовской постановке «Маскарада» костюм Голубого Пьеро — см. Режиссер Мейерхольд. Зеркальное отражение Мейерхольда, написанного Б. Григорьевым, Архипов превратил в памятник, в круглую скульптуру. Поступок остроумный, потому что сразу же позволил решить сложнейшую задачу: найти нетривиальные позу и жест. Таким остроумным способом Архипов вывел фигуру из статики, из бессмысленного покоя, сразу найдя выразительную динамику, опирающуюся на наполненный разнообразными смыслами художественный прецедент — портрет работы Григорьева. Такие поиски сейчас ведутся многими, сидящие или глупо стоящие фигуры давно надоели всем, но не всегда получается найти правильное решение. Очевидная неудача в таких поисках — бессмысленная фигура падающего А.
Постановки Брука игрались и на знаменитых театральных сценах, и на голой земле перед африканскими туземцами. Поэтому необходимым условием «театра Брука» стал минимализм. Вот и спектакль о судьбе Мейерхольда сыгран тремя артистами, а их реквизит ограничен тремя стульями, передвижным экраном-ширмой и покрывалом. Все прочее исполнители создают из вещества того же, что и сны, что окружают нашу маленькую жизнь, как это было на острове, подвластном престарелому волшебнику Просперо из шекспировской «Бури», чью историю Брук ставил не один раз. Часовой спектакль отчетливо делится на две части: первая посвящена методу Мейерхольда, вторая — его судьбе. Сначала излагается версия происхождения театра, — сценическое искусство появилось как избавление от скуки и тоски. Мейерхольд уверял, что все самые жуткие, самые чудовищные вещи должны быть выражены на сцене в радости — радости творчества. Для режиссера Брука персонаж Мейерхольд в этом сродни драматургу Шекспиру: Каким бы он ни был метафизическим, религиозным, высокопарным, всегда наступает момент смеховой разрядки, часто замешанный на телесных шутках. И для Мейерхольда, который надеялся, что его театр вновь откроется именно шекспировским «Гамлетом», английский драматург представлялся почти современником: В какие-то эпохи появляются люди, которым до зарезу нужен театр. Их-то я и называю великими зрителями. Они появились в эпоху Шекспира и вытолкнули его из своей толщи. Еще раз такие зрители появились в России в конце века и сразу после революции. Но в последнем случае они создали вместо драматургов нас, режиссеров, что, может быть, в исторической перспективе одно и то же. Среди современников «великим зрителем» для Мейерхольда был также Гордон Крэг, режиссер, который придумал актеров-марионеток, декорации-ширмы и поразил своим «Гамлетом» Художественный театр и его зрителей. Мейерхольд сразу признал в нем единомышленника, и его имя не могло не прозвучать в спектакле. Дело в том, что стиль Мейерхольда развился под влиянием как психологического театра Станиславского, так и механистического метода Крэга. Актеры в спектакле Брука разыгрывают как будто простые этюды-упражнения. То они вживаются в крошечную роль Слуги с единственной репликой и выходом, то мужчина изображает крепко выпившего человека, который пытается отпереть ключом дверь. Казалось бы, мелочь, не стоящая времени и внимания, но послушаем Мейерхольда: Поведение пьяных отличается только тем, что все их куски как бы не закончены. Вот начинается движение и вдруг обрывается. Или на движение тратится больше усилий, чем нужно. Или меньше. В этом их комизм.
Травля Мейерхольда
Через год Мейерхольд вступил в партию, возглавил ТЕО — Театральный отдел Наркомпроса — и фактически стал театральным диктатором-большевиком. Всеволод Эмильевич Мейерхольд оставил огромный след в театральном искусстве царской, а затем и советской России. Все́волод Эми́льевич Мейерхо́льд (при рождении Карл Казимир Теодор Майерхольд; нем. Karl Kasimir Theodor Meyerhold, впоследствии Мейерхольд-Райх; 28 января [9 февраля] 1874. Всеволод Мейерхольд в роли Карено(справа) и Николай Ходотов в роли Иервена в пьесе Кнута Гамсуна «У врат царства» на сцене Александринского театра, 1908 г. Фото: РИА Новости.
«Театр Мейерхольда»: выставка-событие
Поступив на юридический факультет Московского университета, в 1896 году перешел на второй курс театрально-музыкального училища Московского филармонического общества в класс Владимира Немировича-Данченко, которое окончил в 1898 году. В том же году вместе с другими выпускниками поступил в труппу создаваемого Московского художественного театра. За четыре сезона сыграл 18 ролей. В 1902 году покинул художественный театр, создал собственную труппу, вскоре получившую название «Товарищество новой драмы». В 1902—1905 годах поставил около 200 спектаклей. Являлся главным режиссером трех императорских театров в Санкт-Петербурге. После революции 1917 года выдвинул идею «Театрального Октября», активно участвовал в работе театрального отдела Народного комиссариата просвещения.
Михаил Булгаков Писатель и драматург Михаил Булгаков был еще и талантливым режиссером, но его постановки либо срывались, либо запрещались после нескольких представлений например, спектакль «Кабала святош». В советской печати постоянно появлялись язвительные филиппики в адрес Михаила Афанасьевича.
Но в годы Большого террора обвинители сами стали обвиняемыми. Драматург Владимир Киршон и критик Леопольд Авербах, участвовавшие в травле Булгакова, были расстреляны. В 1934 году спектакль « Дама с камелиями », главную роль в котором исполнила жена Всеволода Эмильевича, посетил Иосиф Сталин. Постановка вождю не понравилась. Критика тут же обрушилась на Мейерхольда с обвинениями в «эстетстве». Зинаида Райх в ответ на упреки написала письмо «отцу народов» о том, что он не разбирается в искусстве. Мейерхольда», опубликованный в газете «Правда».
В 1928 году Мейерхольд приезжал в Свердловск — здесь показывали его спектакли «Рычи, Китай! Выставка доступна для зрителей Камерного театра до 1 сентября 2024 года. Ранее мы рассказывали о выставке «История. Города», рассказывающей об архитектурных стилях и принципах градостроительства в городах Свердловской области. РФ, фото: Валерия Костюник 28 марта 2024.
Станиславского, возглавлял театр имени В. Комиссаржевской, преподавал сценическое искусство, а также ставил множество спектаклей, в частности «Ревизор», «Сестра Беатриса», «Жизнь человека», «Дама с камелиями», «Клоп» и другие. Мейерхольд в 1940 году был признан изменником Родины и расстрелян, но в 1955-м его имя и честь восстановили посмертно. Всеволод Мейерхольд родился 9 февраля 1874 года в Пензе.
В ГИТИСе прошла Международная научная конференция «Вс. Э. Мейерхольд. Театр будущего»
Совместный проект Камерного театра и Музея МХАТ посвящен 150-летию со дня рождения Всеволода Мейерхольда, режиссера, определившего облик современного театра. И выставил на роль придумщика чуть ли не первого в прошлом эксцентрика Театра Мейерхольда – Эраста Гарина. Так считал Всеволод Мейерхольд – бывший режиссер Императорских театров.
В ГИТИСе прошла Международная научная конференция «Вс. Э. Мейерхольд. Театр будущего»
Мейерхольд Всеволод Эмильевич | Верховным судом СССР, в том же 1955-м году гения театральной режиссуры Всеволода Мейерхольда посмертно реабилитировали. |
Режиссеры, интриги и цензура | Режиссёр и актёр Всеволод Мейерхольд родился 9 февраля 1874 года. |
«Почему мне, тонувшему, никто не протянул руку?»: жизнь и смерть Мейерхольда в письмах и документах | Как театральный режиссер Мейерхольд был признан еще в дореволюционной России: с 1907 года он был главным режиссером Императорских театров Санкт-Петербурга — Александринского и Мариинского. |
Афиша Воздух: «Это такое мощное знание, которое сидит во всех театральных людях» – Архив | Всеволод Мейерхольд (18741940), тюремная фотография 60 лет назад, 26 ноября 1955 года решением Верховного суда СССР был реабилитирован расстрелянный в 1940 году по сфабрикованному обвинению режиссер Всеволод Мейерхольд один из великих. |
Травля Мейерхольда
Всеволод Мейерхольд (1874–1940) стал одним из первых авангардных режиссеров Советского Союза. В 1956 году Всеволод Мейерхольд был реабилитирован Верховным судом СССР благодаря упорству и стараниям его внучки Марии Валентей, которой удалось ознакомиться с его делом и доказать, что ее дед не был виновен. Всеволод Эмильевич Мейерхольд – один из тех великих режиссёров, творчество которых определило театральный облик ХХ века. Как режиссер Мейерхольд, действительно, был вездесущим, а описание Дапертутто чем-то напоминало внешность Всеволода Эмильевича. Театр будущего», посвящённая 150-летию со Дня рождения Всеволода Эмильевича Мейерхольда. «Театр покойного Всеволода Мейерхольда, погибшего, как известно, в 1927 году при постановке пушкинского „Бориса Годунова“, когда обрушились трапеции с голыми боярами, выбросил движущуюся разных цветов электрическую вывеску.
Всеволод Мейерхольд — великий режиссёр и приспособленец
В ноябре 1917 года тогда еще режиссер императорского театра Всеволод Мейерхольд пришел на совещание к Луначарскому, наркому просвещения нового большевистского правительства. советский театральный режиссёр, актёр и педагог, создатель актёрской системы «биомеханика». Всеволод Мейерхольд с выпускниками первого набора ГЭКТЕМАСа, 1926. Историко-документальная экспозиция приурочена к 146-летию со дня рождения Всеволода Мейерхольда, театрального режиссера и создателя принципа биомеханики. Мейерхольд и МХТ» историк расскажет о перепитиях театральной карьеры режиссера, в дискурсе — Мейерхольд в Московском Художественном театре.