В рамках проекта "Университетские субботы" в декабре 2015 года в Литинституте состоялась лекция "Фантастическое в творчестве Чехова: "Черный монах" и другие произведения". Тема третьей встречи была связана с произведениями Антона Павловича Чехова и их экранизацией в классическом и современном кино. По словам представителя «Современника», проект «Доктор Чехов» посвящён чеховскому творчеству.
«Листая книг его страницы…» Встреча с творчеством А.П. Чехова
Вечер из цикла «Круг чтения» в МХТ имени Чехова посвятили Евгению Киндинову, видеосюжет телеканала «Культура», 14.12.2020. АНТОН ЧЕХОВ. ГЕНИЙ И СУДЬБА (лекция). Об этом вместе порассуждаем на лекции, посвященной творчеству Чехова. Чехова посвящена серия лекций, на которых были прочитаны отрывки из его творчества. Заключительная лекция нашего курса по русской литературе xix века посвящена творчеству а п чехова говорим о чеховских рассказах и пьесе "вишнёвый сад".
Журналистская деятельность А. П.Чехова
В театре рассказали, что после запрета на проведение публичных мероприятий из-за распространения коронавирусной инфекции они запустили новый дистанционный проект. По словам представителя «Современника», проект «Доктор Чехов» посвящён чеховскому творчеству. Он стартует в четверг, 19 марта. Ежедневно в 19 часов, когда в театре обычно открывается занавес, в социальных сетях театра будут выкладывать видеоролики с записями рассказов Чехова.
Проект откроет Владислав Ветров, он прочитает рассказ «Студент».
Так, например, пьесу «Чайка» по очереди представят сразу семь театров, так что получится целая онлайн-постановка. Чтения проходят на 25 площадках в России и других странах: в МХТ им. Организаторы проекта - Google, Московский Художественный театр им. Чехова и Российский книжный союз.
Напомним, что в 2015 году отмечается 155-летие со дня рождения классика русской и мировой литературы.
Судьба этого театра крепко связана с Антоном Павловичем, здесь были поставлены великие спектакли по его произведениям. Чеховские герои - это часть нашей жизни, - рассказал руководитель театра Олег Табаков. Помимо известных актеров, музыкантов и спортсменов, чеховские произведения прочитают и обычные люди, прошедшие специальный кастинг. Для участия в онлайн-проекте были выбраны более 700 человек со всего мира, средний возраст чтецов — 28 лет. В чтениях принимают участие и театры.
Книга была переведена на русский язык в 2005 году и вызвала большой интерес и немало споров среди литературоведов и любителей мемуарного жанра. Лекция вызвала живой интерес слушателей, вопросы и дискуссии.
Лекция Открытый урок — А. Чехов Вишневый сад
И я боюсь, что в других томах повторится то же самое: вместо целостного представления о Чехове в тот или иной период его творчества и о развитии его дарования читатель получит наспех, механически составленные наборы разнородных, лишенных какой бы то ни было связи текстов. Мне это напоминает картины художника-абстракциониста по имени Перкинс из романа Р. Стивенсона «Клуб самоубийц». У этого художника любой объект - будь то пейзаж или человеческое лицо - подвергался своего рода «вивисекции» и на полотнах представал как некий графический «винегрет». Так вот, с литературным наследием Чехова издательство «Воскресенье», на мой взгляд, поступило примерно так же. И что бы ни говорил г. Пряхин насчет того, что в новом чеховском собрании «нет излишнего издательского или составительского волюнтаризма», структура и наполнение уже первого тома свидетельствуют как раз об обратном. К примеру, для меня так и осталось загадкой, зачем в этот самый первый том издатели включили повесть «Степь», письма к Суворину и мемуары Бунина. Объяснить свои действия издатели сочли излишним. Но Пряхин на этот счет придерживается особой точки зрения. Он пишет: «Каждый том имеет свое название, свой флаг: открывается тем или иным общепризнанным, прославленным чеховским шедевром.
Так, в название первого тома вынесена «Степь» - именно это произведение, считающееся вершинным в русской словесности, предваряет и все собрание сочинений» 4. Итак, все дело во «флаге» - тут уже не до «синтетического принципа» и даже не до здравого смысла. Веские доводы в пользу включения «Степи» в первый том г. Пряхин подменяет оценочным и, по сути, спекулятивным суждением. Оно и понятно: ведь на самом деле никаких доводов у Пряхина нет. Хотя он мог бы, к примеру, сказать, что в «Степи» отразились детские впечатления Чехова, и это в какой-то мере сближает повесть с его ранней прозой, а значит, и дает издателям некоторое право поместить ее именно в первый том в качестве «флага». Но, как бы то ни было, мне трудно поверить, что среди 15 ранних рассказов и юморесок, напечатанных в первом томе, не нашлось ни одной вещицы, достойной быть его «флагом» - хотя тут есть и «Письмо к ученому соседу», и «Жалобная книга». Конечно, эти рассказы едва ли можно назвать «вершинными в русской словесности», зато они свежи, остроумны, блестящи: для первого тома подобных качеств вполне довольно на то он и первый том! Фривольные письма Но еще несуразнее, чем «Степь», в книге смотрится подборка якобы сенсационных писем Чехова к Суворину. Пряхинский «синтетический принцип» и тут дал сбой.
С одной стороны, эти письма, опять-таки, никак не связаны ни по времени написания, ни тем более по тематике с юношескими сочинениями Чехова. С другой стороны, и между самими письмами нет ни хронологической, ни особой содержательной связи, хотя Г. Пряхин и его коллега Ив. Жуков зачем-то вводят читателя в заблуждение, утверждая, что во всех письмах речь об одном: об интиме. У Жукова, впрочем, есть еще одно обобщение: все письма якобы повествуют «о путешествии писателя на Сахалин и далее вокруг света», хотя «вокруг света» Чехов никогда не плавал, а просто вернулся океанским пароходом в Россию. В этом же третьем по порядку письме, а также в четвертом от 9 декабря 1890 г. Второе по счету письмо от 25 ноября 1889 г. Так что объяснения гг. Пряхина и Жукова по поводу опубликования названных чеховских писем, да еще под столь претенциозным заголовком - «Антон Чехов: Новый профиль», мягко говоря, малоубедительны. А у Жукова они еще и не логичны.
Свою аргументацию он начинает за здравие: «То, что именно эти письма печатаются в первом томе, совсем не случайно». После такой фразы естественно ожидать изложения причин данной конкретной публикации, но вместо этого г. Чехова печатаются в нашем Собрании без купюр и сокращений» 5. На этом жуковское обоснование кончается, а далее следует своего рода перефразированный реферат пряхинского предисловия. Кстати, я заметил, что в текстах, подписанных именами Пряхина и Жукова, есть много общего: например, структура, смысловые акценты, стиль, отдельные выражения. И тот, и другой на все лады твердят о том, что в новом собрании все чеховские письма приводятся без купюр. Оба автора используют одно и то же словечко «не зализанный» Жуков пишет его слитно. Такие совпадения - и вдобавок слишком уж литературное, прямо чеховское имя «кандидата филологических наук», пишущего, несмотря на свою степень, с грубыми грамматическими ошибками, - позволяют предположить, что Г. Пряхин и Ив. Жуков на самом деле - это один и тот же человек.
Но для чего, в таком случае, г. Пряхину понадобилась эта дешевая мистификация, это раздвоение? Быть может, захотелось уподобиться Чехову, который в молодости тоже не брезговал псевдонимами? Но если писатель делал это большей частью из дипломатических соображений, не желая лишний раз ссориться со своими редакторами, то поступок г. Пряхина, который сам - генеральный директор одного из крупнейших отечественных издательств, объяснить чем бы то ни было трудно.
Может быть, единственное действенное средство в преодолении страхов перед действительностью — это перечитать этот рассказ, ибо Чехов проговаривает вслух все то, чего мы боимся произнести вслух. Утешит ли это? Возможно, придет понимание, что отсутствие ума — это главная причина всех бед человечества, но безвыходных положений не бывает.
Возможно, придет понимание, что отсутствие ума — это главная причина всех бед человечества, но безвыходных положений не бывает. Сумел же Чехов избавиться от страхов каторги и от страхов любого насилия, совершив поездку на Сахалин, и подобно Эзопу купил свободу ценой своей жизни. Поэтому, когда совсем все плохо, есть смысл перечитать этот рассказ.
Видение «Чайки» Нина Суслович, журнал «Камергерский, 3», 16. Что такое монолог о Мировой душе? Но счастливая ли она? Таинственная не только по своей художественной природе, но и по отзвукам, которые она дала в судьбах тех, кто с ней соприкасались. Довольно роковая пьеса. Не посмела бы так ее назвать. Но определение «судьбоносный» — очень редко совпадает с определением «счастливый». Как все это было 120 лет назад? Довольно просто. В воздухе Европы витало обновление, а Россия была европейской страной, каковой, я надеюсь, она пребывает и пребудет всегда. Спектакли этих авторов появились и в Художественном театре, причем в первый же сезон. И Немирович говорит Суворину, что «Чайку» они ставить будут. Рассчитывать на большой успех у публики не стоит, но 10—15 представлений дадут. Если пьеса не удержится в репертуаре — ничего страшного. Такие вот спокойные и ясные слова были написаны Владимиром Ивановичем по поводу «Чайки». Да, она не входила в первый ряд премьер, и совершенно правильно, потому что начинать надо было с безусловного козыря — с «Царя Федора Иоанновича» Алексея Константиновича Толстого. Можно ли сказать, что мощь пьесы Толстого перекликалась и со временем, и с тем сильным чувством создания нового, которое владело основателями Художественного театра? Какое яркое, разнообразное время, какое завидное соединение разных сил! Это же пир! На самом верху великолепного бревенчатого дома, тяжелого и красивого, с видом на всю Москву, празднуют сговор: выдают красавицу замуж за красавца. Боярский заговор, который созревает в этом доме, тоже праздничен: ощущение радости от крупности и силы фигур, от игры этих сил. К сцене пира в рифму пришлась сцена бунта — на открытом торгу, где полно товаров, где в рыбацких сетях огромные рыбы, яркость красок, страна богатая! Уж как ее разорял Грозный Иван Васильевич, а она снова богата! И немыслимая пленительная доброта беспомощного царя Федора — тоже одна из важнейших сил. Москвин играл доброго и слабого — играл мощно, до слез мощно. Для открытия МХТ этот спектакль подходил идеально. Это ведь была дурацкая история. Публика не читала пьесы, которая была опубликована в «Русской мысли» только через два месяца после премьеры, в декабре 1896 года. И так трудно в первый раз услышать этот текст со сцены! А ребята, которые потом репетировали в МХТ, — этот прекрасный молодой выпуск Немировича-Данченко в Филармоническом училище, — купили по экземпляру «Русской мысли», прочли пьесу и пришли в состояние счастья, радости. Как интересно: о любви — по-настоящему новая пьеса! Кроме того, это пьеса про Мировую душу. А Мировая душа — это про что? Это где про нее говорится? Не там ли, где еще про Мировую волю, не у Шопенгауэра ли? Странные отзвуки. На следующий год после премьеры «Чайки», в Художественном театре пойдет «Дядя Ваня», где Войницкий говорит: «Из меня мог бы выйти Шопенгауэр! В ней есть — повторим — таинственность. Поскольку все, что относится к сотворению мира, к его одушевлению — это таинственно, это прекрасно. И страшно думать, что душа одинока, как узник, брошенный в колодец. Да, она там одинока, но еще какой ужас, когда она там не одинока. И когда душа Александра Македонского пребывает с душами пиявок: Александру Македонскому страшно, но ведь и пиявкам не очень хорошо, в таком соседстве. Мука всех жизней в вынужденной, насильственной тесноте — это тема трагедии «На дне»; не возникает ли у Горького как отклик «Чайки»?
Чувствовать более тонко егэ
Антон Чехов и молодые драматурги - Статьи - Музеи - РЕВИЗОР.РУ | Серия лекций посвященных творчеству Чехова сделала акцент на различных аспектах его таланта, позволила глубже понять сложность его произведений и проникнуться уникальностью его языка. |
«Листая книг его страницы…» Встреча с творчеством А.П. Чехова | Вечер из цикла «Круг чтения» в МХТ имени Чехова посвятили Евгению Киндинову, видеосюжет телеканала «Культура», 14.12.2020. |
Театр «Сфера» проведет «Чеховские чтения» в Москве - Год Литературы | Творчество Чехова показано как органическая часть единого текста, создаваемого непрерывно ведущимися диалогами писателей разных эпох. |
Задание №1612. Тип задания 6. ЕГЭ по русскому языку | Антон Павлович Чехов. Новаторство в драматургии. Пьесы "Вишневый сад", "Чайка" (Лектор: Лев Соболев). |
Чехов как лекарство от тоски | Во время лекции студенты узнали, как жизнь писателя пересекалась с жизнью А.П. Чехова, благодаря чему мы можем восстановить некоторые страницы биографии нашего прославленного земляка, и как складывался творческий путь самого С. Званцева. |
Цикл лекций «Чехов в Ирландии»
Антон Чехов, писатель и читатель. Монография. Головачёва А. Г. | Произведениям Антона Чехова посвящены сотни многостраничных научных монографий и комментариев. |
Лекция «Открытый урок – „Дуэль“ А. Чехов» | Литературовед, исследователь жизни и творчества А.П. Чехова, автор биографий А.П. Чехова и его семьи, член Чеховской комиссии при Совете по истории мировой культуры РАН, кандидат филологических наук. |
Лекцию о произведениях Чехова прочитают в библиотеке №17 | Результат такого художественного диалога между Чеховым и ирландскими драматургами — культурный обмен, который обогащает творчество обеих сторон, раскрывая новые слои смысла в хорошо знакомых произведениях и привнося русские традиции в иностранную культуру. |
«Не зализанный» классик, или Профанация культуры (О новом Полном собрании сочинений А.П. Чехова) | Чем тема "маленького человека" в Чеховских произведениях отличается от Гоголевских? |
Дорогой к Чехову
Лаборатория по Чехову, как и предыдущая, посвященная творчеству А.Н. Островского, предоставила возможность артистам театра взаимодействовать с другой школой. Об этом вместе порассуждаем на лекции, посвященной творчеству Чехова. У Дмитрия Быкова есть несколько лекций, посвященных творческому наследию А. П. Чехова. В XVI Международной научной конференции "Молодежные Чеховские чтения в Таганроге" участвовали воспитанники "Музея живой истории" Носовской и приморской среднмх школ.
Игорь Сухих. «Просто Чехов». Лекция от 6 февраля 2020 года. Полная видеозапись
Наши художники получили новые выставочные пространства, где с их творчеством каждый день могут знакомиться сотни людей. Совсем недавно мы открыли еще одну сцену Чехов-центра, чтобы еще больше зрителей имели возможность прикоснуться к театральному искусству. И это символично, ведь Антон Павлович Чехов — особенный писатель для каждого, кто живет в островном регионе. Этот цикл лекций открыл сахалинцам великого классика русской литературы с новой стороны», — подчеркнул Валерий Лимаренко. Георгий Молокин на протяжении всей жизни изучает жизнь и творчество Антона Чехова. Однако в островном регионе историк побывал впервые, хотя уверен: именно здесь состоялось рождение писательского гения. Чехов после Сахалина — уже другой творец.
И человеку, у которого все хорошо, он, может быть, ничего особенного и не скажет, — говорит Дмитрий Быков. И возможно, даже улыбнетесь». Как работает главный антидепрессант русской литературы? Об этом вместе порассуждаем на лекции, посвященной творчеству Чехова: — что такое чеховский юмор; — куда приводит человека пошлость и можно ли от нее убежать; — какие жизненные сценарии предлагает нам Чехов и есть ли следующая ступень развития человека; — почему Чехова считают самой гармоничной фигурой русской культуры.
Пьесы Чехова стабильно бьют рекорды постановок во всем мире наряду с пьесами Шекспира. И… вместе с тем, до сих пор не ясно, как интерпретировать многие характеры и отношения чеховских персонажей. Об этом и многом другом — лекция культуролога, кандидата философских наук Георгия Цеплакова «Как читать Чехова». Исследователь предлагает оригинальную модель анализа чеховских произведений.
Карьера любого спортсмена не может считаться вполне успешной, пока не сбылась его самая заветная мечта — одержать первенство в олимпиадной борьбе. Число девятиклассников, желающих поехать на осенних каникулах в Михайловское, прогрессирует с каждым днём. После двухмесячного посещения дома Туркиных и трепетных ухаживаний за Катенькой Старцев предоставил ей руку и сердце. Многолетней верной службой Бахтеев хотел загладить свою ответственность за опрометчивый поступок, совершённый в юности. Юрисконсульту фирмы поручили в течение двух недель выразить свой ответ на предложения о сотрудничестве, поступившие от концерна «Астарта». Жители маленькой иркутской деревушки ещё долго будут вспоминать эту студёную стужу, когда от холода трескались стволы деревьев. По сравнению с провинцией столичный регион отличает большой уровень экономической грамотности населения. Компании, причастные к инциденту с разливом нефти в Мексиканском заливе, сделали ряд решений по предотвращению подобных случаев в дальнейшем. Детализация некоторых позиций баланса имеет большое значение для получения более исчерпывающей информации о ходе выполнения плана и о финансовых результатах. Целеустремлённый и работоспособный, Борис Леонидович Пастернак стремился всё довести до совершенства, и это повлияло на биографию жизни будущего писателя: несмотря на безграничную любовь к музыке, он отказался от музыкальной карьеры, осознав, что не сможет достичь высот на этом поприще. Аркадий Александрович Пластов писал портреты преимущественно стариков, на лицах которых запечатлены следы пережитого, и детей — эти ростки надежды с приметами будущей жизни, а в пору наивысшего расцвета творчества часто обращался к созданию своего автопортрета. Выпишите это слово Из школьной программы убрали уроки НВП, которые давали первые азы воинской службы.
Специальные программы
- Новое прочтение Чехова
- Международная конференция, посвященная творчеству Чехова и Шолохова, открылась в Таганроге
- Театр «Сфера» проведет «Чеховские чтения» в Москве
- Слушайте подкаст там, где удобно
Парфенов А.И. Лекция о фантастическом в творчестве Чехова
Новости | Центральная Библиотечная Система (ЦБС) | Научно-практическая конференция, посвященная творчеству писателей М. А. Шолохова и А. П. Чехова, началась в Таганрогском музее, сообщили в управлении информполитики правительства Ростовской области. |
Игорь Сухих. «Просто Чехов». Лекция от 6 февраля 2020 года. Полная видеозапись | Смотреть видео про творчеству чехова посвящена серия лекций. |
Вечер из цикла «Чехов. PRO: литература, театр, кино», Москва | С 15 по 19 апреля 2024 года в Доме-музее А. П. Чехова в 44-й раз проходят «Чеховские чтения в Ялте», посвящённые 125-летию новоселья Чеховых на Белой даче, которая стала хорошо известным брендом «чеховского мира» среди всех почитателей творчества писателя. |
Вечер из цикла «Чехов. PRO: литература, театр, кино» | Между тем «Степь», как известно, относится к зрелому этапу в творчестве Чехова, и место ей уж во всяком случае не в первом томе, где обычно собирают ранние литературные опыты. |
Вечер из цикла «Чехов. PRO: литература, театр, кино»
Заключительная лекция нашего курса по русской литературе XIX века посвящена творчеству А.П. Чехова. "Данная серия лекций даёт возможность познакомиться с театральной жизнью и внутренней работой актёра над собой. В формате научно-практической конференции в селе Аксеново прошли ежегодные «Чеховские чтения», посвященные великому русскому писателю, драматургу с мировым именем А. П. Чехову.
Международная конференция, посвященная творчеству Чехова и Шолохова, открылась в Таганроге
Чехова опубликовал около 20 работ. В своей лекции я хотел рассказать о существе методов Михаила Чехова, хотя, вообще-то, для этого нужно гораздо больше времени. Как теоретик я могу только что-то обозначить, назвать, сформулировать, показать связь того с этим, большинству участников интересно, как это применять на практике. Я очень боюсь, что когда-нибудь по методике Михаила Чехова напишут учебник.
Таким образом его «убьют», потому что театр Чехова апеллирует к индивидуальности. Он в этом смысле очень плюралистичен, ничего не навязывает, только предлагает. А кто и как отзовется — это уже индивидуальное дело актера, художника.
Как в работе над образом — у одного будет один идеальный Гамлет, у другого — другой. И они оба будут идеальны по своей природе, но при этом будут отличаться друг от друга, возможно что весьма существенно. Мастер-класс «Работа над образом посредством воображения» Ленарда Петита Лонард Петит, преподаватель актерского мастерства в университете Рутжерс, художественный руководитель Актерской студии им.
Михаила Чехова в Нью-Йорке, автор пособия по технике М. Мой мастер-класс посвящен трансформации — поискам путей превращения себя в человека-героя. Для меня участие в семинаре — это возможность привезти в Россию материал, в котором, как мне кажется, она очень заинтересована.
Когда Михаил Чехов уехал отсюда, он увез с собой уже наработанную методику и передавал ее американским актерам, как раз у них я и учился, поэтому мне очень приятно вернуть обратно то, что принадлежит России. Из преподавателей семинара я знаком с Марьолейн, мы вместе работаем, у нас общий подход к теме. Вячеслав Кокорин — мой давний друг.
Наши работы пересекаются, но не в технических моментах, а в духовных, содержательных. Новохатский Андрей, Москва — участник Несколько лет пытаюсь исследовать систему М. У нас своя лаборатория, в которой мы ищем, экспериментируем, что-то находим, ошибаемся, играем.
Сейчас мы существуем сами по себе, как группа энтузиастов, которым интересна система М. Чехова и которые пытаются в ней разобраться. Встреча с Ленардом Петитом и другими педагогами семинара — это моя первая встреча с людьми, которые давно и серьезно занимаются методикой Чехова, которые перенимали ее у его учеников.
Для меня они проводники. Главное что я почерпнул во время занятий — это понятие энергетического тела и способы его использования в работе с образом и с воображаемым центром. То есть, такое включение, когда ты чувствуешь импульсы здесь и сейчас, и сразу на них реагируешь, импровизируешь.
Каждый этюд, каждое включение — всегда что-то новое.
Москве пройдут лекции, которые будут посвящены творчеству великого писателя Антона Чехова. Организатором мероприятия стала компания «Google Россия». По данным литературного портала buklya. В своих лекция Елена расскажет о том, как персонажи произведений Чехова связаны с современной жизнью, что общего между настоящим и удивительным миром, который создан на страницах книг Антона Чехова. Лекция пройдет под названием «Женщина, судьба и вкусные вещи». Лекции пройдут в кинотеатре «Пионер».
Он объединяет творческих людей. Здесь состоится постановка «ЧеХствование».
Школьникам будет интересно побывать на лекции в культурном центре «Лидер», где обсудят чеховские книги, входящие в школьную программу. Центральная библиотека им. Некрасова приглашает на лекцию «Русский писатель на rendez-vous: Антон Чехов», посвящённую отношению писателя к любви, его страху перед свадьбой. Там расскажут и о том, почему он всё же решил жениться на актрисе Ольге Книппер. Как сообщал «Русский мир» , юбилей Чехова уже неделю назад начали отмечать на его родине, в Таганроге. Там стартовала декада «Чехов вчера, сегодня, всегда».
Поэтому в самом лучшем случае, дети могли научиться писать и читать по-гречески, но далеко не всем это удавалось. Не удалось и Антону Чехову познать греческий язык. У Чехова было около 50-ти псевдонимов. Для учащихся был подготовлен обзор книг А. Чехова «Белолобый», «Каштанка», «Ванька».
«Постигая Чехова»
Жалоба 1. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово. Компании, причастные к инциденту с разливом нефти в Мексиканском заливе, сделали ряд решений по предотвращению подобных случаев в дальнейшем. По сравнению с провинцией столичный регион отличает большой уровень экономической грамотности населения.
Валиева, краеведы района С. Попков, Т.
Гридина, заведующая методическим кабинетом отдела образования Н. Событием чтений стал документально-художественный фильм «А. Чехов - медовый месяц в Башкирии», который презентовала творческая группа кинокомпании «ЛайфСтайлСинема», и который стал настоящим подарком для почитателей творчества Чехова. Ежегодно к мероприятию готовятся творческие выставки талантливых людей. На этот раз были представлены замечательные картины заслуженного художника республики Р.
Может быть, единственное действенное средство в преодолении страхов перед действительностью — это перечитать этот рассказ, ибо Чехов проговаривает вслух все то, чего мы боимся произнести вслух. Утешит ли это? Возможно, придет понимание, что отсутствие ума — это главная причина всех бед человечества, но безвыходных положений не бывает.
Это, повторяю, всего лишь коммерческий проект, удачное вложение федеральных денег, род государственных инвестиций. Подлинные чаяния и нужды аудитории, с интересом ждавшей появления нового чеховского собрания, в нем не только не учтены, но и просто попраны.
Вместо благородной, в меру осовремененной классики читатель получил воплощенную в книге и растиражированную в количестве 10 тыс. К примеру, Г. Пряхин в предисловии к чеховскому собранию не раз хвастливо заявляет о его композиционной и содержательной новизне. Далее Пряхин говорит, хотя и не совсем внятно, что такое, «не каноническое» видение собрания определило и его особую, «не каноническую» структуру: «В составлении томов мы руководствовались не столько хронологическим или жанровым принципом, сколько, если можно так сказать, синтетическим» 2. В переводе на общепонятный язык это значит, что в каждом томе ПСС наряду с рассказами и повестями Чехова будут печататься его письма и пьесы. По мнению Пряхина, только так Чехов дойдет до читателя в целостности своего творческого облика и литературного наследия. Правда, эту мысль издатель выражает довольно косноязычно: «Собрание не будет разваливаться на три традиционные части: общеинтересную, «театральную» и, так сказать, «специальную», представляющую наибольший интерес только для профессионалов» 3. При этом непонятно, почему г. Пряхин выделяет особо «театральную» часть, как будто она не представляет для публики «общего интереса». Да и о «специальной» части сказано тоже очень неясно - что, собственно, под ней подразумевается.
Тем не менее по существу идея Пряхина мне представляется продуктивной. Это непременное условие. Между тем в первом томе собрания такой взаимосвязанности текстов нет, книга лишена внутреннего единства, она распадается на пять совершенно независимых друг от друга блоков. В одном блоке - неизвестно зачем напечатанная здесь повесть «Степь», в другом - рассказы и юморески, созданные в 1880-1881 гг. Таким образом, пресловутая пряхинская «синтетичность» на поверку оказывается фикцией. И я боюсь, что в других томах повторится то же самое: вместо целостного представления о Чехове в тот или иной период его творчества и о развитии его дарования читатель получит наспех, механически составленные наборы разнородных, лишенных какой бы то ни было связи текстов. Мне это напоминает картины художника-абстракциониста по имени Перкинс из романа Р. Стивенсона «Клуб самоубийц». У этого художника любой объект - будь то пейзаж или человеческое лицо - подвергался своего рода «вивисекции» и на полотнах представал как некий графический «винегрет». Так вот, с литературным наследием Чехова издательство «Воскресенье», на мой взгляд, поступило примерно так же.
И что бы ни говорил г. Пряхин насчет того, что в новом чеховском собрании «нет излишнего издательского или составительского волюнтаризма», структура и наполнение уже первого тома свидетельствуют как раз об обратном. К примеру, для меня так и осталось загадкой, зачем в этот самый первый том издатели включили повесть «Степь», письма к Суворину и мемуары Бунина. Объяснить свои действия издатели сочли излишним. Но Пряхин на этот счет придерживается особой точки зрения. Он пишет: «Каждый том имеет свое название, свой флаг: открывается тем или иным общепризнанным, прославленным чеховским шедевром. Так, в название первого тома вынесена «Степь» - именно это произведение, считающееся вершинным в русской словесности, предваряет и все собрание сочинений» 4. Итак, все дело во «флаге» - тут уже не до «синтетического принципа» и даже не до здравого смысла. Веские доводы в пользу включения «Степи» в первый том г. Пряхин подменяет оценочным и, по сути, спекулятивным суждением.
Оно и понятно: ведь на самом деле никаких доводов у Пряхина нет. Хотя он мог бы, к примеру, сказать, что в «Степи» отразились детские впечатления Чехова, и это в какой-то мере сближает повесть с его ранней прозой, а значит, и дает издателям некоторое право поместить ее именно в первый том в качестве «флага». Но, как бы то ни было, мне трудно поверить, что среди 15 ранних рассказов и юморесок, напечатанных в первом томе, не нашлось ни одной вещицы, достойной быть его «флагом» - хотя тут есть и «Письмо к ученому соседу», и «Жалобная книга». Конечно, эти рассказы едва ли можно назвать «вершинными в русской словесности», зато они свежи, остроумны, блестящи: для первого тома подобных качеств вполне довольно на то он и первый том! Фривольные письма Но еще несуразнее, чем «Степь», в книге смотрится подборка якобы сенсационных писем Чехова к Суворину. Пряхинский «синтетический принцип» и тут дал сбой. С одной стороны, эти письма, опять-таки, никак не связаны ни по времени написания, ни тем более по тематике с юношескими сочинениями Чехова. С другой стороны, и между самими письмами нет ни хронологической, ни особой содержательной связи, хотя Г. Пряхин и его коллега Ив. Жуков зачем-то вводят читателя в заблуждение, утверждая, что во всех письмах речь об одном: об интиме.
У Жукова, впрочем, есть еще одно обобщение: все письма якобы повествуют «о путешествии писателя на Сахалин и далее вокруг света», хотя «вокруг света» Чехов никогда не плавал, а просто вернулся океанским пароходом в Россию. В этом же третьем по порядку письме, а также в четвертом от 9 декабря 1890 г. Второе по счету письмо от 25 ноября 1889 г. Так что объяснения гг.