На самом деле на Байкале насчитывается более 50 видов льда, каждый из которых уникален и красив по-своему.
Читайте также:
- Сколько продержится лед на Байкале в этом сезоне
- Как на Байкале прямо сейчас • АПРЕЛЬ 2024 (онлайн камера)
- Лед Байкала. Фотографии и названия, период формирования и особенности ледостава
- Ледовый покров еще не окреп на юге Байкала - Новости
- Лед на Байкале аномально тонкий. Водителей Бурятии предупредили о «смертельной угрозе»
Ледовый покров еще не окреп на юге Байкала
В конце зимы из-за движения льда на поверхности Байкала образуются торосы — причудливые айсберги высотой до 12 метров. Толщина льда на Байкале в среднем составляет от 2 до 2,5 метров. вес вертолета или паровоза. Толщина льда на Байкале достигает 1,5−2 метров! В минувший четверг на Малом море озера Байкал из-за резкого повышения дневных температур повсеместно появилось множество щелей до 3 метров шириной, - сообщает пресс-служба ГУ МЧС России по Иркутской области. Толщина льда на Байкале достигает 1,5−2 метров!
Интересные факты о Байкале: нефть, ветра с именами и обитаемый остров
Байка́л — озеро тектонического происхождения в южной части Восточной Сибири площадью 31 722 км², самое глубокое озеро на планете. Формирование льда на Байкале стартует в конце декабря – начале января, достигая максимальной толщины к середине февраля – началу марта. "Зимой весь Байкал сковывает прозрачным льдом, в гротах образуются наплески и метровые сосульки, скалы высотой до 20 метров обтягивает “покрывало” — вы словно в РИА Новости, 20.02.2023. Зимой 2022–2023 годов на Байкале официально зафиксировали семь провалов транспорта под лед, три из них – полные. Ледовый покров почти полностью установился на Байкале, толщина льда колеблется от 14 до 30 см, сообщил журналистам начальник отдела гидропрогнозов Иркутского.
Почему водители вынуждены идти на риск
- Лед на Байкале станет платным. И это не шутка
- Где самая большая толщина льда?
- Информация по состоянию льда на Байкале на сегодняшний день
- Интерактивная карта байкальского льда | Первый Байкальский
МЧС: На Байкале процесс становления льда только начинается
На Байкале из-за повышения температур и порывистых ветров регистрируются негативные изменения состояния льда. В районе Бугульдейки толщина льда не превышается 30-35 сантиметров. На Байкале в районе Мухора — лед до 70 сантиметров, в проливе Ольхонские ворота — до 35 сантиметров, на Малом Море — 40-45 сантиметров. Нарастание льда на Байкале происходит постепенно. Толщина льда на Байкале в среднем составляет от 2 до 2,5 метров.
Какова толщина зимних льдов на Байкале?
уточнили в МЧС Бурятии. Как передвигаться по льду Байкала Лед на озере очень прочный, толщиной более метра, и может выдержать автомобиль. В основном в это время, когда погода мягче, а лед капитально встает, организуют походы по льду Байкала, разные кемпинги, катание на коньках, лыжах, на хивусах – судах на воздушной подушке».
Когда на Байкале прозрачный лед?
Складывается впечатление, что куски кристальных льдин — какой-то минерал. Отыскать такие образцы можно в заливе острова Ольхон и в проливе Малое Море. Там часто возникают сильные ветра, которые выдувают снег до последней снежинки. Это делает лед чистым, не давая оседать на нем посторонним частичкам. Чтобы увидеть это байкальское чудо, необходимо приезжать на озеро в конце декабря и до средины января. В это время толщина льда на Байкале будет идеальной для безопасных прогулок. Метановые пузыри — где искать и когда их можно увидеть?
Одно из самых чудесных явлений природы Байкала — метановые пузыри. Смотрится это потрясающе. Даже может показаться, что здесь без магии не обошлось. На самом деле всему есть объяснение: метан, который находится на дне озера, поднимается на поверхность и замерзает под воздействием низких температур. В результате появляются необычные шарики, застывающие один за другим. Выглядит, словно под водой кто-то выдул мыльные пузыри и мгновенно заморозил их.
Байкал зимой прекрасен — его лед постоянно меняется. А с пузырьками и трещинками внутри он превращается в какой-то диковинный подводный пейзаж. Только важно помнить, что если метановый пузырь прорвется, то он может взорваться. Чтобы увидеть это удивительное явление и сделать фото красивого льда Байкала, стоит приехать сюда в конце января и начале февраля. Сокуи и гроты — игольчатый лед на Байкале Самые красивые фото на Байкале получаются в местах с сосульками.
В каждой пещере встречаются абсолютно разные ледяные узоры, и все они очень впечатляют. В проливе Малое Море расположен остров Харанцы. Учёные считают, что в древности он служил наблюдательным пунктом, так как с этого места отлично просматривается большая часть западного побережья Ольхона. Мыс Бурхан, который также называют скала Шаманка. Вблизи мыса расположен посёлок Хужир — самый крупный населённый пункт на Ольхоне. Вид на Шаман-скалу, которая считается одним из самых известных образов Байкала. Мыс Бурхан с высоты. Посёлок Хужир. Раньше большинство его жителей работали на Маломорском рыбзаводе, но сейчас предприятие почти не функционирует, поэтому местное население живёт за счет туристического потока. Самый популярный транспорт на зимнем Байкале — УАЗ-2206, известный как «буханка». Сесть за руль здесь отваживается не каждый, а опытных водителей, знающих расположение зимников и владеющих всеми тонкостями езды по замёрзшему озеру, называют ледовыми капитанами. Есть и альтернативные способы передвижения. Самые предприимчивые велосипедисты организуют зимние велотуры, а самые отважные — участвуют в ежегодной экстремальной гонке «Ледовый шторм» и за три дня преодолевают 205 километров. Но иногда можно встретить и по-настоящему экзотические виды транспорта. Узкий и извилистый Огой — самый большой остров в Малом Море. В длину он протянулся почти на 3 километра. Южный мыс острова Огой. Из-за необычной формы скалы его называют Драконом. Само слово Огой переводится с бурятского как «безводный». Огой считается одним из так называемых мест силы, ради которых многие приезжают на Байкал. По-настоящему большой поток паломников хлынул на остров в 2005 году, когда на его вершине воздвигли буддийскую Ступу Просветления. Она символизирует освобождение от человеческих страстей, преодоление препятствий и раскрытие всех способностей ума. Буддизм в этих местах соседствует с шаманизмом. На острове то и дело встречаются причудливые пирамиды из камней. Правда, складывают их не столько адепты шаманских практик, сколько простые туристы — для исполнения сокровенных желаний. Ещё один остров в Малом Море носит название Хубын, что в переводе с бурятского означает «малыш». Лёд на Байкале встаёт только в январе. Это связано с тем, что озеро очень глубокое: когда верхний слой воды охлаждается, он тяжелеет и опускается вниз, а на его место раз за разом поднимаются более тёплые, а потому более лёгкие слои. В феврале — марте толщина льда достигает максимума и колеблется от 70 сантиметров до 1,5—2 метров.
Свое название мыс получил за форму выдающейся части, которая визуально очень похожа на клык, по-бурятски Хобой. Около берега лед был нежно-голубого цвета, а чуть дальше он становился почти черным. Вдоль берега проходила широкая трещина, наполненная водой. Байкал живой — пару раз раздавался такой грохот, словно это раскаты грома от ударившей где-то рядом молнии. Казалось, что лед сейчас расколется на куски и нужно срочно искать спасения. Оказалось, что этот грохот действительно означает, что на Байкале возникают трещины, но это не рядом, а где-то далеко. Это еще одна особенность байкальского льда — «становые щели». При сильном морозе они буквально разрывают лед на отдельные поля. Длина таких трещин может составлять 10-30 километров, а ширина — до 2-3 метров. Благодаря этим трещинам во льду рыба на озере не гибнет от недостатка кислорода. Вокруг была такая красота, что хотелось смотреть и на лед, и на сказочно-белые наплески на скалах, и на прозрачно-голубые торосы, в каждом из которых при солнечном свете словно вспыхивала яркая лампочка… Вот он, тот самый настоящий, крутой инстаграмный байкальский лед. Казалось, что будет трудно удивиться чему-то после сотен просмотров в интернете, но нет… вся эта красота вызывала такой дикий восторг, что хотелось запечатлеть каждую ледяную картинку, каждый интересный «пузырик», хотелось лечь на лед и бесконечно смотреть в эту притягательную бездну. Да простят меня читатели за «избыток однотипных фотографий», но мне все эти фото кажутся очень разными и космически красивыми. А сколько еще их осталось за кадром! Пузырьки во льду — это газ метан, который замерзает, поднимаясь со дна озера на поверхность. Здесь они не такие объемные, как в районе Большого Голоустного, но тоже очень интересные. К сожалению, на созерцания льда у нас было отведено около часа, а дальше нужно было подтягиваться к своим «буханкам», которые стояли по другую сторону мыса. Здесь торосов не было и можно было ближе подойти к наплескам, которые образуются от набегающих на скалы волн, когда Байкал еще не замерз, а температура воздуха уже минусовая. При сильном шторме наплески могут достигать десяти метров в высоту. Говорят, что максимально зафиксированная высота наплеска составила 30 метров. Когда Байкал окончательно замерзает, уровень льда становится ниже и под наплесками образуются щели, поражающие туристов своей красотой и необычностью. Говорят, Хобой — это место силы, на нем сконцентрированы потоки мощных энергий, влияющих на тело и дух тех, кто приходит к мысу. В это хочется верить, во всяком случае, никакое другое место Ольхона не произвело на нас такого глубокого впечатления, как Хобой. На скале было видно смотровую площадку. Наверное, летом отсюда открывается замечательный вид на Байкал. Пройдя вдоль мыса, мы нашли свою машину. Около нее стоял большой котел, который разогревался тремя газовыми горелками. Намечалась уха из свежего омуля. К ухе предлагалось нарезанное кусками сало в пакете, хлеб и несколько граммов самогона, настоянного на кедровых орехах. А это фотография другого, не нашего стола. Очень романтичная картинка, может показаться, что это совсем другое место и время, но на самом деле это просто другая турфирма, название которой мы не догадались спросить. После обеда водители просверлили дырку во льду, предлагая нам попробовать вкус чистой байкальской воды. Вода, конечно же, была очень чистая и настолько холодная, что попробовать ее на вкус было трудно. Но это не страшно, уж что-что, а вкус нашей байкальской воды мы знаем! Следующая наша остановка — парк ледовых скульптур, Olkhon Ice Park. Фестиваль Olkhon Ice проводится на Ольхоне каждую зиму с 2020 года, но раньше он проводился в обычном формате, как фестиваль ледяных фигур, вырезанных из кусков байкальского льда, и только в 2023 году было решено создавать ледовые скульптуры с помощью ледопластики. Такого направления в искусстве нет нигде в мире, его придумали на Байкале. Мастера ледопластики в качестве материала используют ледяные наплески, созданные на скалах байкальскими волнами. Так что этот ледяной парк — совместная работа Байкала и человека. Пapк нaчинaeтcя oт Xyжиpcкoгo пopтa и пpoxoдит вдoль бepeгoвoй линии в cтopoнy cкaлы Шaмaнкa. Экспозиция занимает около 1 километра, всего в парке около 30 композиций. Это огромная черепаха, голова и лапы у нее ледяные, а панцирем служат скалы, камни и земля. Гyляя пo пapкy, мoжнo yвидeть дpaкoнoв, тpoллeй, pycaлкy, а в гротах и pacщeлинax заметить разные ледяные фигурки. Парк начал работать 13 февраля, но уже сейчас, в начале марта, скульптуры начали подтаивать, лед приобрел грязно-коричневый оттенок. Жизнь ледовых скульптур коротка, уже к концу марта они практически растают и постепенно снова превратятся в байкальские волны. После ледовых фигур мы поехали к скале Шаманка. Она есть на всех календарях и буклетах, посвященных Байкалу, но, как правило, в летнем варианте. Эта скала тоже считается местом силы, именно здесь первые шаманы приносили жертвы духу хозяина острова Ольхон. К сожалению, время не позволяло нам подняться наверх и сверху увидеть привычные очертания скалы. Удалось только издалека сфотографировать 13 сэргэ, это столбы для коновязи, священное место для каждого жителя Байкала. Каждый из сэргэ обвязан разноцветными кусками ткани, призванными донести просьбы богам. После Шаманки поехали к мысу «Три брата». Это высокий скальный массив, отвесно обрывающийся в воды Байкала. Еще его называют «Белый Мыс» по-бурятски Саган-Хушун , возможно из-за того, что горные породы, образующие мыс, имеют светло-серый и почти белый цвет. Скалы этого мыса покрыты красным лишайником и смотрятся не белыми, а рыже-красными. Склоны небольших бухточек между скалами-братьями покрыты красивейшим наплесковым льдом на многометровую высоту. Можно представить, как поздней осенью в морозную погоду штормовые волны Байкала разбивались о скалы тысячами брызг и постепенно застывали, образуя причудливые ледяные фигуры. Ледяные наплески здесь настолько красивы, что мы не могли оторваться от них и пойти к машинам. В каждом новом гроте обнаруживались новые красоты, которые так хотелось запечатлеть на фото. Но уже наступил вечер, солнце начало прятаться за горизонтом, и пришлось срочно паковаться в машины и ехать обратно. Впереди нас ждало 60 км пути, которые хотелось пройти без неожиданностей и экстрима. Но, увы, это Байкал, и без экстрима он не хотел нас отпускать. Трещина, через которую мы удачно проехали днем, стала шире, наша машина с разгона проскочила через нее, а для остальных пришлось прокладывать новый путь. Большие опасения были за легковой автомобиль, который ехал с нами. И не напрасно — все «буханки» преодолели трещину успешно, а легковушка погнула обе передние стойки. До берега она кое-как доехала, но ремонт предстоял серьезный. Уже почти в самом конце пути наша машина слегка сбилась с пути и застряла в глубоком снегу. Пришлось снова вытягивать ее тросами. В общем, когда мы оказались на берегу, все дружно закричали «Земля»! Этот длинный день закончился, остались только множество фото и воспоминаний о нереальном, фантастическом байкальском льде. День четвертый.
Выезд автотранспорта на ледовую поверхность Байкала вне ледовых переправ запрещен. За такое нарушение предусмотрено административное наказание, напомнили в Главном управлении МЧС по Бурятии. Наиболее безопасными для пассажиров сейчас являются аэролодки, которые могут передвигаться как по льду, так и по воде. Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы.
Другие статьи в рубрике "Гео" (Иркутск)
- Читайте по теме
- Когда ехать на байкальский лед (+ что можно увидеть самостоятельно)
- МЧС: толщина льда на Байкале не превышает 20 сантиметров
- Поиск по сайту
- Туристы устремились на Байкал, чтобы увидеть прозрачный голубой лед // Новости НТВ
Толщина льда на озере Байкал отмечается на 13-27 см меньше нормы
Во-первых, нужно избегать движение по льду во время метели и ближайшие дни после неё. Так как такую трещину мгновенно затягивает позёмкой. И засыпать может настолько равномерно, что вы даже пешком её не увидите. И так может припорошить даже разошедшийся на несколько метров лёд. Ну и если за день-два до вашего выезда мела метель и не было морозов, то такое место не промёрзло и все шансы провалиться остаются. Ну и во-вторых, разошедшуюся трещину плохо видно на чистом льду. Здесь вроде бы хочется разогнаться, но это зачастую оказывается опасно. На Байкале большой плюс езды именно по зимнику, а не по целине — это частые встречи с разными интересными людьми. Дело в том, что там принято останавливаться и обмениваться информацией о дороге со всеми, кто едет вам навстречу.
А ведь по льду Байкала помимо местных жителей, едущих по своим делам или на рыбалку, едет много туристов. И передвигаются они на всём подряд. Кого мы там только не видели: велосипедистов, мотоциклистов, квадроциклистов, лыжников и даже кайтеров. Каждая встреча интересна и незабываема. А вот с туристами идёт обмен эмоциями, увиденным, куда заехать и что посмотреть, где чистый лёд, где много снега, где какие трещины. От туристов, например, мы узнали, что в деревню Давша, куда летом нет вообще никаких дорог, нужен специальный пропуск-разрешение на посещение Баргузинского заповедника. И как только туда заезжаешь, то сразу выходит инспектор и при отсутствии разрешения выписывает штраф. И так как у нас такой бумажки не было, то на стоящие на берегу дома мы посмотрели лишь издалека.
Хотя, путешественники рассказывали, что буквально только что там видели целую семью соболей, разгуливающих по улице как домашние животные. От Давшы зимник идёт в Чивыркуйский залив. Можно было обогнуть полуостров Святой Нос вокруг и съездить к Ушканьим островам, но, к сожалению, нерпу зимой не увидишь, потому что они под снегом или нагромождениями льда делают себе отдушины, которые не видно вообще никак, и не появляются наружу. Ну и всё-таки там тоже заповедник, и тревожить нерпу своими колёсами мы не решились. Чивыркуйский залив зимой является одним из самых живописных мест на Байкале. Здесь повсюду гроты, пещеры, ледяные наплески и огромные сосульки. Внутри ощущаешь себя как в царстве у Снежной королевы.
Но такая идиллия - временная.
Сейчас происходит отлив, который может полностью унести за собой весь лёд. Он закачивал в залив воду и теперь ветер стих. И получается, что вода, которая наполнила залив, она начинает медленно выходить и при этом она отламливает лёд и начинает выносить его в открытый Байкал. Свои коррективы внесла и тёплая осень, из-за чего в этом году процесс образования льда может затянуться. Я не помню, сколько лет работаю, что первый раз вот так.
Появление их нередко сопровождается сильным «артиллерийским» треском, часто пугающим людей на льду. В иркутских летописях о «замечательно больших разрывах льда, или так называемых щелях» в 1890 г. Разрывы сопровождались ужасным гулом, наводящим панический страх на жителей Лиственничного. Казалось, что высокие горы, окружающие Байкал, готовы были разрушиться». Опасностью являются трещины и щели шириной 0,5—2 м. Многие из них не замерзают всю зиму, периодически суживаясь или расширяясь. Ни одна трещина, даже самая простая, не пересекается с ходу. Перед каждой из них необходимо остановиться и проверить состояние льда с помощью пешни — специальной кованой острой пики с неровными гранями, чтобы та не прилипала ко льду. Часто встречаются трещины с тонким льдом, легко пробиваемым до воды пешней. Такие узкие трещины автомашины перепрыгивают на скорости. Для смягчения удара колес кромки оббиваются пешней. Затем кусками льда забивается щель с водой, машина для разгона отъезжает на 200—500 метров, выставляются ворота — ориентир для водителя, где автомобиль будет прыгать, затем стремительный разгон до 70—80 км в час — и прыжок через трещину. Бухта Песчаная слева , исток р. Ангара справа В конце марта, когда начинает пригревать солнце, становится опасным близко подъезжать к скалам, около которых таяние льда происходит стремительней, чем на открытой акватории озера. Следует также знать, что, несмотря на морозы и толщину, если выпало много снега и он быстро растаял, из-за впитывания талой воды и изменения своей структуры лед становится менее надежным и однородным, чем лед, на котором не было снега. Обычно на Южном Байкале дорога прокладывается по льду озера от пос. Култука к Байкальску и до пос. На Среднем Байкале дорог меньше. Чаще всего по льду ездят из пос. Листвянка в пос. Коты 18 км , из пос. Большое Голоустное в бухту Песчаную. Иногда местные жители, если зима была холодной, пробивают зимник поперек Байкала — от мыса Крестовского на восточный берег. Официальная переправа, оборудованная вешками и указателями, ежегодно организуется между материком и островом Ольхон. Больше всего дорог по льду Малого Моря, это в основном рыбацкие дороги до мест подледного лова, но есть и постоянные — от пос. Хужира, вдоль острова и в пос. Онгурен, до кордона Байкало-Ленского заповедника на мысе Солнечном и далее до бухты Заворотной. Ежегодно прокладывается зимник по льду в северной части Байкала между г. Северобайкальском и пос. Усть-Баргузином через Чивыркуйский залив. Зимние путешествия по Байкалу часто сопряжены с экстремальными условиями: сильный ветер и мороз на открытом льду — серьезное испытание для путешественника. Спрятаться от пронизывающего холода вдали от берега бывает негде, поэтому зимняя одежда должна быть максимально теплой и не продуваемой на ветру. Для защиты лица от ветра необходима специальная маска, для мороза — пуховое снаряжение с капюшоном или высоким воротником. Пригодится металлический термос, портативная горелка, защитный крем, запасное термобелье. Теплых мест ночевок на побережье зимой не так много, поэтому важно грамотно построить маршрут, чтобы к темноте приходить к населенным пунктам. Ночевать можно и в палатке на льду Байкала, под романтическую ледовую канонаду рвущегося льда, но при этом очень некомфортно утром вылазить из теплого спального мешка в заиндевелую от мороза палатку. Рюкзак и тяжелые вещи можно транспортировать на волокуше за собой, что позволяет взять больше полезного груза в дорогу. К концу января, после снегопадов, байкальский лед скрывается под глубоким снегом, и незначительные чистые участки сохраняются только в местах регулярно дующих сильных ветров, напротив дельты Большой Голоустной или на юге Малого Моря в районе Сармы. Перед выходом на маршрут надо обязательно поинтересоваться ледовой обстановкой, когда закрылись последние полыньи и где лучше обходить торосы. У западного берега ежегодно образуются труднопроходимые торосистые поля, между которыми часто возникают обширные полыньи, скрытые тонким льдом, не выдерживающие веса человека. Особенно опасно путешествовать в конце января, когда озеро еще полностью не встало и лед часто отрывает от припая. Опасными местами являются ежегодно образующиеся пропарины напротив мыса Кадильного и пролива Ольхонские Ворота. В зимнем путешествии по льду Байкала особенно проблематично высушить промокшие от пота личные вещи, поэтому наличие запаса сухого нательного белья и теплых носков обязательно. Обязательно нужно иметь теплую зимнюю обувь запасные валенки и пуховый спальник, рассчитанный на низкие температуры. Пригодится наружный термометр, всегда любопытно знать, какой силы мороз был утром. В марте — апреле возрастает солнечное излучение, усиленное отраженным светом от льда и снега. Без солнцезащитных очков невозможно долго находиться на льду. Лучше использовать горнолыжные очки, защищающие также от ветра и холода. В марте подвижка льда, усиленная ветром, может выжимать лед на берег на расстояние 20—30 м и подниматься в высоту на 15—16 м. Надвиги льда сохраняются на берегу нерастаявшими до конца мая, когда все озеро уже освобождается ото льда. В 1933 г. Танхой и столкнули с рельсов товарный эшелон вместе с паровозом Ночью выпал снег и мы попали в снежную ловушку. Выехать со льда оказалось очень тяжело Чистый байкальский лед до момента выпадения на него снега представляет собой привлекательное природное конькобежное поле, но это далеко не ровная поверхность, как на городских катках. Для байкальского льда характерна торосистость, бугристость и большое количество мелких трещин, в которые может внезапно провалиться конек. Участки отполированного ветром зеркального льда встречаются и в марте, но более привычная для зимнего Байкала картина — это заснеженный лед. Аналогов конькобежному и велосипедному марафону по льду не существует в мире, такого большого водоема с относительно гладким льдом просто нет больше нигде, Байкал — самый большой в мире природный стадион для достижения всевозможных рекордов. В 1971 г. Листвянка В. С 1972 г. Время проведения марафона зависит от сроков замерзания Байкала и проходит он ежегодно, как правило, через две недели после того, как Байкал встанет. Проблемой остаётся «поймать» первый гладкий лед, сразу после ледостава, еще чистый от снега. Обычно это время самых сильных морозов и тонкого льда, незамерзших участков и замаскированных полыней. На конькобежном марафоне 2012 г. Гонку на время участники конькобежного марафона не практикуют и свои результаты официально не фиксируют. Обычно на коньках проходят в день 40—60 км, маршрут от МРС до Листвяки 200 км проходят за три дня. При попутном ветре по гладкому и чистому от снега льду можно проходить до 50 км в день. Но если придется преодолевать торосы, скорость может снизиться до 2 км в час. Байкальский лёд бывает идеально гладким не равномерно. Проблемы для быстрого передвижения создают поля пакового льда и обширные торосы. Передвигаться лучше всего на быстросъёмных коньках, с лыжными палками и буксируемыми санями, вместо рюкзака за плечами. В 1965 г. Листвянка 40 км. Ежегодно в конце марта организуется массовый переход спортсменов через озеро пешком и на лыжах. С 2003 г. Количество участников ежегодно возрастает. Наиболее массовым был переход в 2006 г.
Уже все вокруг может быть во льду, а здесь еще волнуется открытый Байкал. В зимний сезон именно ветер сарма сдувает снег со льда, открывая байкальский космос под ногами. Кстати, в Бугульдейке вы тоже можете увидеть замерзшие во льду пузырьки метана. Открытый Байкал еще будет в процессе замерзания. Скорее всего, на новогодних каникулах можно будет увидеть свежий блестящий лед, но будет непрочным. Ни в коем случае не подходите близко к кромке! Самые шикарные места и труднодоступные бухты с прозрачным льдом, вам, конечно же, смогут показать на экскурсиях на хивусах или на проходимых автомобилях. У каждого гида свои секретные локации. Про снег. Да, он может выпасть и засыпать весь лед Байкала — к разочарованию туристов. Но на Байкале много сильных ветров, которые периодически расчищают лед. Вопрос только в том, на чем вы передвигаетесь по Байкалу и есть ли у вас гид, который знает эти таинственные места. На юге Байкала лед быстро засыпает снегом. Недаром именно в Байкальске находится горнолыжный курорт «Гора Соболиная». Там совершенно другой климат, мягкая и снежная зима. Успеть увидеть чистый лед на юге — это большая удача. Зато вдоль берега всегда будут красивые торосы в снегу. В начале января, когда лед на юге Байкала будет вставать, успеете посмотреть на синее море со склонов Соболиной. Фото 1 и 2 сделаны на пирсе в Утулике. Фото 3 — торосы в Байкальске. Фото 4 — замерзший Байкал с высоты птичьего полета в январе. Февраль и начало марта: пик ледового сезона К февралю уже весь Байкал сковывает ледовым панцирем. Наплески в гротах, ледяные пещеры, трещины и торосы, пузырьковый лед, сокуи — словом, кульминация зимнего байкальского сезона! Поэтому больше всего туров на Байкал продается именно на февраль и начало марта. Это время самого красивого и прочного льда. Его толщина составляет от 70 до 110 см, что позволяет запустить ледовую переправу на остров Ольхон точная дата открытия зависит от погодных условий. А уже оттуда начинается гравийная дорога до главного населенного пункта Ольхона. Протяженность ледовой дороги — 11 километров.
Сколько продержится лед на Байкале в этом сезоне
От Давшы зимник идёт в Чивыркуйский залив. Можно было обогнуть полуостров Святой Нос вокруг и съездить к Ушканьим островам, но, к сожалению, нерпу зимой не увидишь, потому что они под снегом или нагромождениями льда делают себе отдушины, которые не видно вообще никак, и не появляются наружу. Ну и всё-таки там тоже заповедник, и тревожить нерпу своими колёсами мы не решились. Чивыркуйский залив зимой является одним из самых живописных мест на Байкале. Здесь повсюду гроты, пещеры, ледяные наплески и огромные сосульки. Внутри ощущаешь себя как в царстве у Снежной королевы.
Большинство таких мест мы застали практически нетронутыми. А путешественники, ехавшие здесь через пару недель после нас, рассказывали, что уже ничего такого там не было. Какому-то вандалу, наверное, было в радость всё это покрошить. Вдоль зимников в пределах видимости стоят вот такие импровизированные вешки. И если на снегу от них помощи мало, то в местах сильного торошения без них не обойтись.
Только по ним можно пройти самым оптимальным маршрутом и не заблудиться в лабиринтах из торосов. Думаю, ежегодный труд местных жителей по прокладке во льдах и обозначению вот таким нехитрым способом правильной дороги спас не одну жизнь. Сразу за полуостровом Святой нос ледовая обстановка резко поменялась. Мы наконец-то выехали на чистый лёд, который простирался до горизонта во все стороны. Правда, здесь стало не видно следов, а пасмурная погода и плохая видимость не позволяли разглядеть вешки, которые на ровном льду стояли друг от друга на расстоянии больше километра.
Накатавшись вдоволь по такому льду, решили всё таки найти дорогу, которая шла от посёлка Усть-Баргузин на противоположную сторону Байкала. Но сколько не петляли среди трещин и льдин, ничего такого так и не увидели, за что мог бы зацепиться взгляд. Впереди уже был виден остров Ольхон, но чем ближе мы к нему подбирались, тем больше было торосов, а дороги видно не было. Теперь стало понятно, где дорога и мы быстро её нашли. Лед настолько чистый, что его можно использовать как стекло.
Жаль, что он тает. А ещё на чистом льду было здорово слушать как дышит Байкал. Глушишь машину, ложишься на лёд и прижимаешься к нему ухом.
В островном поселке Хужир заранее подобрала себе жилье. Те, кто бронировал авторский тур на Байкал в конце прошлого года, заплатили за него по 61 тысячи рублей за пять дней.
Это без перелета! Самолет Москва-Иркутск-Москва - еще почти 26 тысяч рублей. Те же, кто бронировал тур в октябре-ноябре, смогли хорошо сэкономить на дороге. Билеты из Москвы и обратно обошлись им по 12 тысяч рублей. Поэтому, чтобы не переплачивать, лучше поездку планировать заранее.
Где остановиться Туристы, желающие увидеть зимнюю сказку, как правило, останавливаются либо на турбазе на Малом море, либо в поселке Хужир на острове Ольхон. Малое море - так называется курортный уголок Байкальского побережья. И повсюду - турбазы. Удобства - в номере. Питание комплексное и по расписанию - в кафе турбазы.
При заселении можно заказать экскурсии. Есть и баня. Второй вариант - забронировать жилье в поселке Листвянка. Он находится примерно в 70 км от Иркутска. Это поселок городского типа со всеми благами цивилизации.
Много кафе, ресторанов. Есть музеи, канатная дорога и рынок. Наша турбаза располагалась в селе Сахюрта. Отсюда, с Малого моря, пролегает официальная переправа до Ольхона. Можно добраться до острова, договорившись с местными, на узиках-"буханках", либо на хивусах судна на воздушных подушках.
На последних - дороже, но они считаются самыми безопасными. Когда случается ЧП и кто-нибудь проваливается под лед - выдвигаются спасать потерпевших именно на хивусах. Они двигаются мягко, но за счет пропеллера сзади - немного шумно в пассажирском отсеке. Было непривычно, мчась на машине по бескрайней белой глади озера, периодически встречать дорожные знаки! Представьте, куда ни глянь - белое поле и никаких разметок.
И вдруг откуда ни возьмись знак - "главная дорога". Поцелуй с Байкалом Купите ли вы тур или приедете на Байкал самостоятельно, "набор туриста" стандартный: мыс Бурхан, скала "Дракон", остров Огой, встать на коньки и прокатиться по льду озера. Есть еще одна традиция - пробурить лунку и "поцеловаться" с Байкалом. В феврале и марте часто дуют ветра, особенно это чувствуется на открытом пространстве, поэтому знающие люди советуют надевать термобельё и не продуваемую ветром одежду.
Торосы Нагромождения обломков льда вдоль становых щелей или сквозных трещин. При повышении температуры и сужении щелей лед выдавливается на поверхность и создает торосы. Так как расширение и сужение повторяется, то торосы вдоль щели образуют ярко выраженный ледяной вал.
Гроты Фантастические пещеры с наплесками и ледяными «сталактитами», которые свисают с потолка. Идеальное место для фотосессии!
Зимний Байкал интересен не только как источник творческого вдохновения. Ученые проводят мониторинг льда, изучая это уникальное явление природы, а также пытаются найти разгадку странных кругов на льду, напоминающих пиктограммы. Темные кольца на поверхности замерзшего Байкала видны только с воздуха, а появляются они не каждый год и совершенно в разных местах.
Объектами научных исследований также являются осенец — плавучий лед, появляющийся в начале зимы, и цепочка ледяных сопок, рассыпанных по льду. Зима на Байкале отличается низкими температурами и пронизывающими ветрами, поэтому перед туром нужно заранее позаботиться о теплой одежде, особенно если планируются катания на снегоходах и ватрушках. Экскурсии на машине более комфортны, поскольку туристы защищены от ветра и снега, но еще интереснее увидеть замерзающий Байкал с высоты птичьего полета, когда ледяная архитектура кажется еще более величественной и грандиозной. Мы занимаемся организацией походов по льду на коньках, пешком, на велосипедах и фототуры для тех, кто хочет запечатлеть красоту Байкала и сделать ее доступной для всех.
Когда на Байкале прозрачный лед?
Зимой лёд Байкала неописуем — озеро сковывает толстый слой ледяного стекла, толщина которого на некоторых участках достигает 2-х метров. Лед на озере Байкал. Причины позднего замерзания Байкала. вес вертолета или паровоза. Общая толщина льда на Байкале — от 70 до 110 см. Красивый прозрачный лед Байкала лучше всего смотреть в феврале и начале марта, ориентировочно – с конца января до начала марта. Плотность льда на Байкале пока соответствует нормативам — он не рыхлый и не игольчатый, хотя тёплая погода может быстро поменять ситуацию.