Новости рубинштейн с л биография

Целями данной работы является рассмотрение этапов жизненного пути Л.С. Рубинштейна, его основных научных достижений, обзор научных трудов, а также мы попытаемся сделать вывод о значении научной деятельности ученого для современной психологической науки. РУБИНШТЕЙН Сергей Леонидович (1889—1960) — российский психолог и философ, методолог психологии, один из создателей деятельностного подхода в психологии. Сергей Леонидович Рубинштейн — обществовед и психолог[1]. Карьера[править]. Сын юриста, один из 4-х детей в семье, брат видного историка. В 1908 году окончил Ришельевскую гимназию, в 1913 году — Новороссийский, и/или, в 1914 году — Марбургский университет. В издании представлены фундаментальные труды выдающегося русского психолога и философа тейна.

Реферат: Биография С.Л. Рубинштейна

Анохина, Асратяна, Гращенкова, П. Симонова и многих других. Рубинштейна на соискание Ленинской премии. Научная деятельность Научные исследования Рубинштейна в области психологии получили широкое развитие после его переезда в Ленинград в 1930. Здесь он положил начало крупной научной философско-психологической школы.

Область научных интересов — теория и методология общей психологии, педагогическая психология, философия, логика, психология мышления, история психологии, психология эмоций, темперамента, способностей. Одним из первых отечественных психологов сформулировал принцип единства сознания и деятельности — центральный в теории деятельностного подхода в психологии 1922. В 30-е годы содержательно обосновал этот принцип, суть которого состоит в том, что человек и его психика формируются и проявляются в деятельности изначально практической, сформулировал программу создания психологии на основе философии марксизма, разработал новые методологические принципы психологической науки, в частности, принцип детерминизма «внешние причины действуют через внутренние условия» , создал концепцию психического как процесса, реализованную в исследовании процессов мышления его учениками А. Брушлинским, К.

Абульхановой-Славской и др. Основные публикации О мышлении и путях его познания 1958 Человек и мир 1973.

Сочинения: Принцип творческой самодеятельности. Одессы, т. Одесса, 1922; Основы общей психологии. Основы онтологии, логики и психологии. Литература: С. Рубинштейн: Очерки.

Родился 18 июня 1889 г. В 1908 г. Высшее образование он получил в Европе. Сначала Рубинштейн поступил во Фрайбургский университет, но через 2 семестра уехал в Марбург, где продолжил обучение. В 1914 г. Начавшаяся первая мировая война вынудила Сергея Рубинштейна вернуться в Одессу. С 1917 г. В апреле 1919 г. Это произошло благодаря отзыву, сделанному Н.

В университете Рубинштейн читает психологию, логику, историю философии, а с декабря 1919 г. В 1921 г, избран профессором психологии ИНО. Написал статью, посвященную памяти Ланге «Принцип творческой самодеятельности». Этот принцип является основой не только в психологии, но и в педагогике. По мнению Рубинштейна, субъект в своих действиях, в актах своей творческой самодеятельности не только проявляется, но и созидается и определяется. Данный метод подразумевает существенную роль деятельности в формировании человека и его психики. С 1925 г. Этот период был удачным и для его научной деятельности. В Одессе Рубинштейн выпустил ряд статей, в том числе «Развитие мышления у подростков».

В 1930 г. Рубинштейн переехал в Ленинград, где возглавил кафедру психологии Ленинградского педагогического института. Там же в 1935 г. На качество обучения, по мнению Рубинштейна, влияют не только интеллектуальные данные учеников и постановка обучения, но и отношения учащихся к предмету и преподавателю. Ученый сделал следующий вывод: педагог должен заботиться об установлении правильных отношений с учащимися, если он ставит перед собой задачу не только передачи знаний, умений и навыков, но еще и формирования личности. Рубинштейн также показал в этой книге исследование творческих процессов мышления. Он определяет мышление как процесс, составляющий непрерывное взаимодействие субъекта с объектами познания. Наиболее ярко этот процесс выступает при решении человеком проблем, выдвигаемых различными сферами жизни - экономикой, юриспруденцией, педагогикой, производством, наукой и т. Это происходит, как считал Рубинштейн, потому, что проблемность является неотъемлемой чертой познания.

В 1940 г. Рубинштейн издал книгу «Основы общей психологии». В ней он отразил свою теорию личности. Личность понимается им как совокупность отношений с окружающим миром, реализующихся посредством деятельности, познания и общения. Рубинштейн настаивал на необходимости индивидуального подхода в обучении и воспитании. Сергей Леонидович обратился к проблеме сознания, считая его важнейшей составляющей, а также способом выражения отношения личности к миру - переживание. Предметом особо пристального внимания Рубинштейна стала коммуникативная функция сознания, связанная с речью. Он рассматривал два онтогенетических этапа развития речи в контексте психологических коммуникативных задач, возникающих на разных этапах жизни ребенка. На первом этапе такой задачей является стремление ребенка понять взрослых, на втором - стремление быть ими понятым.

До 19 марта 1942 г. Рубинштейн оставался в Ленинграде, где руководил подготовкой научных работников, приехавших в ЛГПИ из других городов, во время Великой Отечественной войны он участвовал в обороне города. В марте ЛГПИ был эвакуирован в разные города, и Сергей Леонидович вместе с кафедрой психологии переехал в Кисловодск, но пробыл там не долго. Осенью 1942 г. В 1945 г. В 1946 г. Рубинштейн опубликовал второе доработанное и расширенное издание «Основ общей психологии», которое сыграло роковую роль в его жизни. Психолог был обвинен в космополитизме, недопустимом для советского ученого, в «преклонении перед иностранщиной» и недооценке отечественной науки. В 1948 -1949 гг.

Давление критики было огромно. Рубинштейна не печатали, и он посвятил это время работе над углублением теории деятельностного подхода, написал фундаментальную работу «Бытие и сознание», опубликованную только в 1957 г.

Биографический словарь, т.

Родился в семье адвоката. В 1908 с зол. Продолжил обучение в Германии, получил высшее филос.

Коген и П. Защитил здесь докт. В 1914 возвратился в Одессу.

В 1915—19 — преп. Ин-та нар. Читал курсы психологии, логики, истории философии, истории искусств и др.

Преподавал также в Политехн. В нояб. Здесь им организован методол.

Выступил инициатором и организатором библ. Считал наиб.

Ломоносова и отделения языка, логики и психологии на филологическом факультете. В 1949 г. Лишь в 1956 он вновь возглавил воссозданный заново сектор психологии в Институте философии. В 1957 С. Рубинштейн назначен главой советской делегации психологов на XV Международном психологическом конгрессе в Брюсселе , но не участвовал по болезни.

В 1959 С. Рубинштейн был назначен Президиумом АН СССР организатором крупнейшего Всесоюзного совещания по проблемам соотношения социального и биологического, к участию в котором он привлек самых авторитетных специалистов - П. Анохина, Асратяна, Гращенкова, П. Симонова и многих других. Рубинштейна на соискание Ленинской премии. Научная деятельность Научные исследования Рубинштейна в области психологии получили широкое развитие после его переезда в Ленинград в 1930. Здесь он положил начало крупной научной философско-психологической школы.

Сергей Леонидович Рубинштейн

С. Л. Рубинштейн составил полную научную программу, переданную после его кончины в дирекцию Института философии Академии наук СССР. Биография Сергей Рубинштейн — первый психолог, удостоенный избрания членом-корреспондентом Академии наук СССР. Тегижизнь и творчество а г рубинштейна, произведения рубинштейна список, рубинштейн с л рассматривал психику как тест, рубинштейн с л проблемы общей психологии 2015, рубинштейн клиническая психология. С.Л. Рубинштейн также занимал важные должности в Московском психологическом обществе, в том числе президента. С.Л. Рубинштейн был одним из создателей новой психологической школы, руководивший в свое время научными исследованиями на кафедре психологии МГУ и в институте общей и педагогической психологии. С.Л. Рубинштейн составил полную научную программу, переданную после его кончины в дирекцию Института философии Академии Наук СССР.

Рубинштейн, Сергей Леонидович

В доме Рубинштейнов постоянно собирались видные представители одесской интеллигенции — преимущественно юристы и врачи. В набросках автобиографии не законченной сам Рубинштейн признает, что собиравшиеся в доме интеллигенты производили на него скорее негативное впечатление своими упадническими настроениями и бесплодным философствованием [2]. Его собственный интерес к философии сложился в результате противоречивых влияний, с одной стороны — вследствие постоянно поднимавшихся в его кругу мировоззренческих вопросов, с другой — в противовес праздному умствованию интеллигентов предреволюционной поры. Окончив в 1909 году с золотой медалью элитную Ришельевскую гимназию, Рубинштейн намеревался продолжить образование, но категорически отверг идею поступления в Новороссийский Одесский университет, поскольку не желал вращаться в кругах разбогатевших выскочек и охотнорядцев. Неплохое материальное положение семьи позволило ему отправиться на учебу за границу, в Германию, где традиции философского образования были давними и прочными. Высшее образование Рубинштейн получил в университетах Фрайбурга, Берлина и Марбурга. В докторской диссертации, защищенной накануне Первой мировой войны в Марбурге и опубликованной на немецком языке в 1914 году, был заложен основной принцип его дальнейших научных изысканий — использование философских методов в конкретных общественных науках, в том числе психолого-педагогических. Вернувшись на родину, в Одессу, Рубинштейн занял пост заведующего кафедрой психологии Новороссийского университета.

Однако местная профессура встретила новоиспеченного марбургского доктора философии настолько ревниво и недоброжелательно, что свой пост он почти сразу оставил и предпочел преподавать философию, психологию и логику гимназистам. Лишь после революции, в 1919 году, он возвратился в университет в должности доцента, а в 1921 году был избран профессором кафедры психологии, сменив на этом посту скончавшегося перед тем одного из крупнейших дореволюционных психологов России — Н. Исключение составляет лишь работа «Принцип творческой самодеятельности», опубликованная в «Ученых записках высшей школы г. Одессы» в 1922 году. В этой новаторской статье были изложены исходные основы того общеметодологического подхода, который теперь называется деятельностным, или субъектно-деятельностным. Сущность этого подхода была выражена так: «…Субъект в своих деяниях, в актах творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них создается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формирование его самого.

На этом только зиждется возможность педагогики…» [3] Исходные для общей системы философско-психологических воззрений положения Рубинштейна получили свое развитие в последующие периоды его творчества, с особой же глубиной — в московский период. Но в Москве Рубинштейн оказался не сразу. Назначение состоялось благодаря поддержке авторитетного в то время крупного ленинградского психолога М. Крупным событием в разработке методологических основ психологической науки в нашей стране стала публикация программной статьи Рубинштейна «Проблемы психологии в трудах Карла Маркса» 1934. В ней он отверг попытки соединить субъективную психологию сознания с трактовкой поведения как совокупности реакций. Именно на этой основе утвердился принцип единства сознания и деятельности, ставший ведущим для нового периода в развитии отечественной психологии. Согласно этому принципу, человек и его психика в частности, сознание формируются, развиваются и проявляются изначально в практической деятельности.

А потому и изучаются они прежде всего через проявление в деятельности игровой, учебной, трудовой и др. Так Рубинштейн конкретизировал идущую еще от Гете общую идею: в начале было дело а не ветхозаветное слово. Обосновав принцип единства сознания и деятельности, Рубинштейн фактически положил конец малопродуктивным дискуссиям о соотношении сознания и поведения, которые в течение многих лет велись в психологическом сообществе. На этом основании он провел методологический анализ кризиса в мировой психологии. Им была вскрыта уязвимость проекта преодоления кризисной ситуации, который был предложен австрийским психологом Карлом Бюлером. Последний считал, что необходимо соединить в некое целое разнонаправленные ветви психологической мысли — интроспекционизм, бихевиоризм и культурно-историческую психологию. Следует отметить в связи с этим важнейшую личностную характеристику творчества Рубинштейна — способность охватить всю панораму мировой психологической науки, как в ее деталях, так и в общих тенденциях развития.

Понимая необходимость подготовки молодого поколения психологов, Рубинштейн в 1935 году опубликовал психологический труд, обобщивший состояние мировой и отечественной психологической науки на рубеже 20—30-х годов. Первый в то время общий курс психологии был составлен им не в виде академической монографии, а как учебное пособие «Основы психологии». Этот новаторский учебник оказал существенное влияние на характер изучения малопопулярной в те годы дисциплины. Именно Рубинштейну принадлежит инициатива преподавания ее не только в педагогических учебных заведениях, но и в университетах. С введением ученых степеней Рубинштейн первым в стране получил степень доктора педагогических наук по психологии. В 1940 году в Учпедгизе вышел его фундаментальный труд «Основы общей психологии», который до сего дня переиздается и продолжает выступать ценным источником научного знания для новых и новых поколений психологов.

Теория деятельности В основе теории деятельности лежит представление о человеке как активном субъекте, который активно взаимодействует с окружающей средой и преобразует ее. Человек, согласно Рубинштейну, является деятельным и творческим существом, способным к самоорганизации, саморегуляции и саморазвитию. Основное понятие в теории деятельности — это понятие деятельности.

Рубинштейн выделяет три основных компонента деятельности: цель, средства и результат. Цель — это то, к чему человек стремится или чего хочет достичь в своей деятельности. Средства — это инструменты и методы, которые человек использует для достижения цели. Результат — это конечный продукт или эффект, получаемый в результате деятельности. Рубинштейн также подчеркивает роль мотивации в деятельности человека. Мотивы, по его мнению, являются движущей силой деятельности и определяют направленность и энергетику поведения человека. Он выделяет различные виды мотивов, такие как потребностные, ценностные и социальные мотивы. Важным аспектом теории деятельности является также понятие развития. Рубинштейн полагает, что развитие является неотъемлемой частью деятельности и происходит благодаря взаимодействию человека с окружающей средой.

Он выделяет два вида развития: первичное естественное и вторичное культурное. Первичное развитие связано с биологическими и физическими изменениями в организме человека, а вторичное развитие — с усвоением и освоением культурной информации и знаний. Основные положения теории деятельности С. Рубинштейна: Человек — активный и творческий субъект; Деятельность — основная форма проявления психической жизни; Деятельность состоит из цели, средств и результата; Мотивация — движущая сила деятельности; Развитие — неотъемлемая часть деятельности. Важно отметить, что теория деятельности Рубинштейна имеет большое практическое применение в различных областях, таких как педагогика, психотерапия, организационная психология и другие. Она помогает понять и объяснить психологические процессы, связанные с деятельностью человека, и способствует развитию и совершенствованию практических подходов и методик в этих областях. Участие в создании Московского психологического общества С. Рубинштейн был одним из основателей Московского психологического общества МПО. Это общество было создано в 1887 году и было одним из первых психологических обществ в России.

В работе МПО принимали участие известные психологи и ученые того времени, которые стремились изучать и распространять знания о психологии. Рубинштейн играл важную роль в деятельности общества. Он активно участвовал в организации научных собраний и конференций, проводимых МПО. Также С.

Десять лет спустя. О творческой судьбе С.

Рубинштейн, «Основы общей психологии» ; издательство СПб: Питер, 2000 г.

Эта теория была впоследствии подтверждена ученым экспериментально. Рубинштейн издал книгу Основы общей психологии, работа над которой длилась несколько лет.

В ней он, в частности, отразил свою теорию личности. Он рассматривал личность как основание связи всех психических процессов, ей принадлежащих и ею управляемых. Кроме того, личность понимается им в совокупности своих отношений с окружающим, миром, реализующихся посредством деятельности, познания и общения.

В рамках этой теории вполне естественно возник гуманистический подход Рубинштейна к личности учащегося в педагогике. Однако наметившиеся в государстве тенденции к уравниловке, обезличиванию ярко контрастировали с пропагандируемой ученым заботой о развитии индивидуальности субъекта. Несмотря на это, Сергей Леонидович настаивал на необходимости индивидуального подхода в обучении и воспитании.

В этом произведении Сергей Леонидович обратился к проблеме сознания, считая его важнейшей составляющей, а также способом выражения отношения личности к миру - переживание.

С.Л. Рубинштейн

О достоинствах и недостатках творчества С. Л. Рубинштейна можно судить, знакомясь с его научным наследием: идеи не умирают, а новый контекст изменяет характер их прочтения. Биография Сергея Леонидовича Рубинштейна, Введение, 1. Жизненный путь и научная деятельность С.Л. Рубинштейна, 2. Причина смерти в биографиях Рубинштейна не указывается. На факультете педагогики и психологии Курского государственного университета состоялся психологический вечер «С.Л. Рубинштейн: известный и неизвестный», посвященный юбилею ученого. Биография Сергея Леонидовича Рубинштейна  Сергей Леонидович Рубинштейн – российский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии. С.Л. Рубинштейн был одним из создателей новой психологической школы, руководивший в свое время научными исследованиями на кафедре психологии МГУ и в институте общей и педагогической психологии.

Сергей Леонидович Рубинштейн — краткая биография

С середины 1928 г. Этот период был успешным для его научной деятельности, «период его становления как психолога». В частности, за свою работу «Основы общей психологии» он был удостоен Сталинской премии второй степени. Ясно было, что учёному припомнили и его еврейское происхождение. Михаил Гаврилов - студент, г.

Не уверен, что Н. Левитов знал, что С.

Рубинштейн получил образование по философии в Марбурге. Тогда афишировать подобное было не принято. Нужно ли говорить, что для меня это был замечательный урок даже не по психологии, а по человекознанию.

С какими-то оценками я согласился сразу, в справедливости других убедился многие годы спустя, с какими-то мог бы поспорить и сегодня. Но оценка С. Рубинштейна была абсолютно точной.

Он остался у меня в памяти как классический университетский профессор старого закала. Очень внимательный к студентам и очень щедрый. Мы жили скудно, и некоторые студенты осмеливались обращаться к нему за помощью.

Он не только не отказывал, но и говорил, что возвращать деньги не нужно. Далее Труды Рубинштейна О мышлении и путях его развития Принципы и пути развития психологии Основы общей психологии Классический труд Сергея Леонидовича Рубинштейна «Основы общей психологии» относится к числу наиболее значительных достижений отечественной психологической науки. Широта теоретических обобщений в сочетании с энциклопедическим охватом исторического и экспериментального материала, безупречная ясность методологических принципов сделали «Основы…» настольной книгой для нескольких поколений психологов, педагогов, философов.

Человек и мир Работа «Человек и мир», написанная автором в последние годы его жизни, посвящена «проблеме всех проблем» — месту человека в мире. Бытие и сознание Книга освещает одну из важнейших проблем философской мысли — вопрос о природе психического, сознания в их отношении к бытию, к материальному миру. В книге рассматривается ряд основных проблем теории познания — об идеальном и материальном, о субъективном и объективном и т.

В решении ряда проблем, поднимаемых в этом труде, центральное место занимает диалектико-материалистическое понимание детерминизма. Избранные философско-психологические труды.

Этот новаторский учебник оказал существенное влияние на характер изучения малопопулярной в те годы дисциплины. Именно Рубинштейну принадлежит инициатива преподавания ее не только в педагогических учебных заведениях, но и в университетах.

С введением ученых степеней Рубинштейн первым в стране получил степень доктора педагогических наук по психологии. В 1940 году в Учпедгизе вышел его фундаментальный труд «Основы общей психологии», который до сего дня переиздается и продолжает выступать ценным источником научного знания для новых и новых поколений психологов. Работая в Ленинграде, Рубинштейн поддерживал тесные творческие контакты с рядом московских психологов. По свидетельству М.

Ярошевского, «к Рубинштейну в его двухкомнатную квартиру на Садовой приходили делиться своими замыслами Выготский и Леонтьев, Ананьев и Рогинский. Приезжали на его кафедру Лурия, Занков, Кравков и другие». Выготского и Леонтьева он приглашал из Москвы для чтения лекций. Не разделяя многих идей Выготского, он подробно обсуждал их во время их встреч.

В свою очередь, приезжая в Москву, Рубинштейн активно общался с коллегами, которые также разрабатывали психологическую категорию деятельности, — Тепловым, Леонтьевым и др. Горького, поскольку руководство института к идеям «деятельностников» относилось, мягко говоря, прохладно. По этой причине Теплову и Леонтьеву было бы трудно или даже невозможно защитить свои докторские диссертации в Москве. Рубинштейн пригласил их защищаться в Ленинград, к себе на кафедру, выступил одним из официальных оппонентов.

Когда началась война, Рубинштейну, как и другим крупным ученым, предложили эвакуироваться, но он решил остаться в осажденном Ленинграде, считая своим гражданским долгом в качестве проректора в отсутствие ректора организовать работу коллектива института в суровых условиях блокады. Сохранилось множество свидетельств мужества Рубинштейна в этих нечеловеческих условиях. Его аспирант Г. Лосев умирал в одном из госпиталей, расположенном далеко от центра города.

Преодолевая физическую слабость, Рубинштейн шел пешком через весь город, чтобы отдать Лосеву часть своего скудного пайка. Начальник дружины по охране института А. Чаплина рассказывала, как этот сугубо гражданский человек, никогда в жизни не державший в руках оружия, попросил ее проводить его в тир, где бы он мог научиться, несмотря на сильнейшую близорукость, стрелять из пистолета. Он хотел, если фашисты ворвутся в город бои шли в пригородах , принять непосредственное участие в обороне.

В марте 1942 года институт удалось эвакуировать на юг страны. А в апреле первое издание «Основ общей психологии» было удостоено высшей в то время — Сталинской — премии. Книга была представлена на награждение рядом психологов, а также выдающимися учеными В. Вернадским и А.

Ухтомским, давно и глубоко интересовавшимися проблемами психологии. В 40-е годы присуждение премий в большинстве случаев объективно выражало общественное признание научных достижений. Сталинские лауреаты обладали тогда большим авторитетом и могли в известной степени влиять на ход событий в сфере своей профессиональной деятельности. Вот почему 1 октября 1942 года беспартийный Рубинштейн был назначен директором Московского института психологии — головного научного учреждения страны в данной отрасли.

Одновременно он возглавил кафедру психологии в МГУ и пригласил на работу в университет многих известных московских психологов Леонтьева, Лурия, Теплова и др. Первый в МГУ выпуск дипломированных психологов состоялся в 1948 году. В 1943 году Рубинштейн был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР, чего дотоле ни один психолог не удостаивался.

Абульханова-Славская К. Философскопсихологическая концепция С.

Арсеньев А. Десять лет спустя. О творческой судьбе С. Рубинштейн С.

Непобедимая наука. С.Л. Рубинштейн – исследователь и организатор психологических достижений

биография, дата рождения. видимому, не в последнюю очередь обстоятельствами личной биографии ученого: он получил философское образование в Германии, где учился в. Сергей Леонидович Рубинштейн — советский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии.

С.Л. Рубинштейн и его вклад в совершенствование отечественной психологии

Её тема - «Исследование проблемы метода» во многом объясняет то большое место, которое в его «общей психологии» занимают вопросы гносеологии». Бирюков Б. В, Трудные времена философии: отечественная историческая, философская и логическая мысль в предвоенные, военные и первые послевоенные годы, М. Через личность он раскрывает систему различных связей сознания и деятельности, в личности и личностью эта связь замыкается и осуществляется. Для сравнения степени разработанности самой проблемы личности в книге Рубинштейна - с состоянием её разработки в психологии достаточно сказать, что в первом пособии по психологии Корнилова , Теплова и Шварца вообще не было главы о личности 1938 , в трудах других психологов она появляется в такой последовательности - у Ананьева в 1945, Левинова - 1952, Теплова - 1953, Артёмова - 1954. К этому стоит добавить, что начавшаяся в двадцатых годах разработка проблем личности ребёнка, прервавшись на некоторое время в связи с разгромом педологии , восстановилась в виде проблем детской психологии, но сама личность взрослого, как и проблемы теории личности, фактически находились под запретом. Рубинштейн определяет личность как триединство трёх отношений - к миру, к другим людям и к себе - и трёх модальностей - чего хочет, что может и что есть сам человек. Первое - мотивационно-потребностная модальность, второе - способности человека, третье - его характер. Здесь преодолена и исторически предшествовавшая односторонность понимания личности, которое сводилось, в основном, к характерологии, и последующая ограниченность, состоявшая в сведении личности к потребностно-мотивационной сфере что было свойственно и современным Рубинштейну динамическим теориям личности , в отрыве способностей как раздела общей психологии от личности.

Этот новаторский учебник оказал существенное влияние на характер изучения малопопулярной в те годы дисциплины. Именно Рубинштейну принадлежит инициатива преподавания ее не только в педагогических учебных заведениях, но и в университетах. С введением ученых степеней Рубинштейн первым в стране получил степень доктора педагогических наук по психологии. В 1940 году в Учпедгизе вышел его фундаментальный труд «Основы общей психологии», который до сего дня переиздается и продолжает выступать ценным источником научного знания для новых и новых поколений психологов. Работая в Ленинграде, Рубинштейн поддерживал тесные творческие контакты с рядом московских психологов. По свидетельству М. Ярошевского, «к Рубинштейну в его двухкомнатную квартиру на Садовой приходили делиться своими замыслами Выготский и Леонтьев, Ананьев и Рогинский. Приезжали на его кафедру Лурия, Занков, Кравков и другие». Выготского и Леонтьева он приглашал из Москвы для чтения лекций. Не разделяя многих идей Выготского, он подробно обсуждал их во время их встреч. В свою очередь, приезжая в Москву, Рубинштейн активно общался с коллегами, которые также разрабатывали психологическую категорию деятельности, — Тепловым, Леонтьевым и др. Горького, поскольку руководство института к идеям «деятельностников» относилось, мягко говоря, прохладно. По этой причине Теплову и Леонтьеву было бы трудно или даже невозможно защитить свои докторские диссертации в Москве. Рубинштейн пригласил их защищаться в Ленинград, к себе на кафедру, выступил одним из официальных оппонентов. Когда началась война, Рубинштейну, как и другим крупным ученым, предложили эвакуироваться, но он решил остаться в осажденном Ленинграде, считая своим гражданским долгом в качестве проректора в отсутствие ректора организовать работу коллектива института в суровых условиях блокады. Сохранилось множество свидетельств мужества Рубинштейна в этих нечеловеческих условиях. Его аспирант Г. Лосев умирал в одном из госпиталей, расположенном далеко от центра города. Преодолевая физическую слабость, Рубинштейн шел пешком через весь город, чтобы отдать Лосеву часть своего скудного пайка. Начальник дружины по охране института А. Чаплина рассказывала, как этот сугубо гражданский человек, никогда в жизни не державший в руках оружия, попросил ее проводить его в тир, где бы он мог научиться, несмотря на сильнейшую близорукость, стрелять из пистолета. Он хотел, если фашисты ворвутся в город бои шли в пригородах , принять непосредственное участие в обороне. В марте 1942 года институт удалось эвакуировать на юг страны. А в апреле первое издание «Основ общей психологии» было удостоено высшей в то время — Сталинской — премии. Книга была представлена на награждение рядом психологов, а также выдающимися учеными В. Вернадским и А. Ухтомским, давно и глубоко интересовавшимися проблемами психологии. В 40-е годы присуждение премий в большинстве случаев объективно выражало общественное признание научных достижений. Сталинские лауреаты обладали тогда большим авторитетом и могли в известной степени влиять на ход событий в сфере своей профессиональной деятельности. Вот почему 1 октября 1942 года беспартийный Рубинштейн был назначен директором Московского института психологии — головного научного учреждения страны в данной отрасли. Одновременно он возглавил кафедру психологии в МГУ и пригласил на работу в университет многих известных московских психологов Леонтьева, Лурия, Теплова и др. Первый в МГУ выпуск дипломированных психологов состоялся в 1948 году. В 1943 году Рубинштейн был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР, чего дотоле ни один психолог не удостаивался.

Виппером, В. Жирмунским и другими видными деятелями науки и культуры. При их содействии в Академии наук был организован Сектор психологии в Институте философии , ставший первым академическим центром психологических исследований. Ее главной хотя далеко не единственной жертвой в психологии и стал Рубинштейн. Набор книги был рассыпан на том вздорном основании, что число цитируемых зарубежных авторов превышало число советских. Ведущий отечественный психолог был снят со всех постов, а публикация его трудов запрещена. К счастью, более крутых мер не последовало, а после смерти Сталина началось постепенное восстановление в правах бывших «космополитов». Во второй половине 50-х Рубинштейн вместе с другими лидерами советской психологии Тепловым, Леонтьевым, Лурия, Смирновым и др. Совместными усилиями широко развернулись теоретические, экспериментальные и прикладные исследования, был создан журнал «Вопросы психологии», основано Общество психологов СССР, начали восстанавливаться творческие контакты с зарубежными коллегами. Столь значительная совместная деятельность во имя общих интересов науки осуществлялась ведущими учеными, несмотря на существенные теоретические разногласия между ними по целому ряду проблем. Словно стремясь наверстать упущенное время, Рубинштейн за три года опубликовал одну за другой три монографии: «Бытие и сознание» 1957 , «О мышлении и путях его исследования» 1958 , «Принципы и пути развития психологии» 1959. Этот труд вошел в издание «Проблемы общей психологии» 1973 , вышедшее уже посмертно. Сергей Леонидович Рубинштейн скончался 11 января 1960 года. Значение идей ученого для современной психологической науки В 1989 г. К столетию со дня рождения ученого были приурочены выход в свет цикла публикаций, посвященных творчеству С. Рубинштейна, а также переиздание его фундаментального труда «Основы общей психологии». Переиздание «Основ» тем более знаменательно, что эта книга, ставшая этапной в истории отечественной психологии, не издавалась у нас с 1946 г. В последнее время закономерности развития психики наиболее интенсивно изучаются в возрастной особенно — в детской и педагогической психологии. Это и понятно: становление психики в онтогенезе служит «идеальной» моделью, позволяющей вычленить общие механизмы психического развития, проследить его сложную и острую диалектику. Однако на фоне этого наметилась тенденция выхолащивания проблематики развития из других областей психологического знания, в частности из общей психологии, а методологический принцип развития в психологии стал приобретать подчас явно декларативный характер. Для Рубинштейна проблема психического развития имеет всеобщее значение: «Развитие психики является для нас не только более или менее интересной частной областью психологии, но и общим принципом или методом исследования всех проблем психологии». В единой логической канве Рубинштейн анализирует исторический, антропогенетичеекий, онтогенетический, функциональный и бытийно-биографический аспекты психического развития, то есть речь идет, по сути дела, о системогенезе психики. В каждой из глав «Основ», посвященных раскрытию сущности того или иного психического процесса, имеется раздел, в котором дается оригинальная авторская «микрокояцепция» генезиса этого процесса у ребенка каждая из таких «микроконцепций» вполне может быть развернута в стройную теорию. При этом ключевым принципом анализа закономерностей развития психики человека является принцип историзма. Следует высоко оценить работу составителей, авторов комментариев и послесловия к новому изданию «Основ общей психологии» — К. Абульхановой-Славской [6] и А. Вполне уместными и полезными представляются «вкрапления» в текст этого издания фрагментов из более поздних работ Рубинштейна. Это дает читателю возможность проследить внутреннюю логику развития подхода автора к решению ряда фундаментальных проблем психологической науки. В содержательных комментариях и послесловии к двухтомнику адекватно эксплицируются историко-научный контекст и современное значение многих положений Рубинштейна. Вместе с тем, в ряде работ, посвященных анализу научного наследия С. Рубинштейна не получил достаточно полного освещения вклад ученого в возрастную и педагогическую психологию. Так, в монографии К. Абульхановой-Славской и А. Брушлинского «Философско-психологическая концепция С. Рубинштейна» генетико-психологические идеи ученого привлекаются в подавляющем большинстве случаев для иллюстрации его общетеоретических положений В сборнике «Применение концепции С.

Басова он переехал в Ленинград, где сначала стал заместителем директора Публичной библиотеки имени Салтыкова-Щедрина, а затем заведующим кафедрой психологии Ленинградского педагогического института. В 1934 году в свет вышла его статья «Проблемы психологии в трудах К. Используявпервые опубликованные в 1927-1932 годах ранние рукописи К. Маркса, Рубинштейн дал интерпретацию системы идей Маркса, изложил свою концепцию сознания и деятельности. Областью научных интересов С. Рубинштейна была теория и методология общей психологии, педагогическая психология, философия, логика, психология мышления, история психологии, психология эмоций, темперамента, способностей. Одним из первых отечественных психологов он еще в 1922 году сформулировал принцип единства сознания и деятельности — центральный в теории деятельностного подхода в психологии. В 1930-х годах С. Рубинштейн содержательно обосновал этот принцип, суть которого состоит в том, что человек и его психика формируются и проявляются в деятельности изначально практической.

Статья: Биография С.Л. Рубинштейна

Причина смерти в биографиях Рубинштейна не указывается. С. Л. Рубинштейн составил полную научную программу, переданную после его кончины в дирекцию Института философии Академии Наук СССР. Рубинштейн Сергей Леонидович советский психолог и философ фото биография. С л рубинштейн биография кратко | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей. способствовал приглашению тейна на свою кафедру, избранию его в 1919г. доцентом.

Краткая биография С. Л. Рубинштейна

Сергея Леонидовича Рубинштейна. С 1992 вручается Премия РАН имени С. Л. Рубинштейна за выдающиеся научные работы в области психологии. Сергей Леонидович Рубинштейн — советский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии. Биография Сергея Леонидовича Рубинштейна § 1922 г. -сформулировал принцип единства сознания и деятельности.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий