Такой строгий пост нужно держать в понедельник, среду и пятницу — получается достаточно много дней на протяжении всех недель поста. При этом в среду и пятницу этой уже читается молитва св. Ефрема Сирина, принятая на службах Поста, а литургия не совершается.
Правила постов
Ее можно тушить, жарить, запекать. Но если запрещено масло и рыба, то придется проявить фантазию. В качестве первого хорошо подойдет окрошка. Поскольку молочные продукты под запретом, за основу берется вода. На терке измельчаются огурец, томат. Свежая зелень рубится ножом. В качестве приправы возьмите соль, перец. Гречневая крупа интересна тем, что может быть готова без варки.
Для этого с вечера ее советуют залить водой и оставить под крышкой. К утру она разбухнет и основное блюдо готово. В качестве гарнира подойдет овощной салат. Постный салат на основе свеклы. Свеклу отварить, очистить, пропустить через крупную терку. Орехи измельчить. Чернослив замачивают в теплой воде, затем режут на мелкие кусочки.
Для заправки подойдет постный майонез. Витаминный салат готовят из морковки, редиски и яблок. Соотношение ингредиентов берется по вкусу. Овощи мелко натирают и смешивают. Заправить блюдо можно измельченным чесноком и лимонным соком. Как видите, даже в дни строгого воздержания можно питаться вкусно и разнообразно. Тело и дух Следует помнить о том, что Великий пост для мирян — это не просто диета, а повод очистить душу и помыслы от греховных и суетных мыслей и чувств.
Очищение только тела без участия души противоречит смыслу поста, который призван приблизить человека к Богу. В это время следует отказаться не только от вкусной еды, но и от других удовольствий: не посещать увеселительные мероприятия, не устраивать шумных праздников. Во время поста в церкви не венчают — религиозным людям придется потерпеть со свадьбой. Строгое говенье предписывает воздержаться от супружеских обязанностей, а также вредных привычек и прочих губительных страстей. Пост не может быть легкой прогулкой, это подвиг во имя Господа. Верующие люди обязательно должны исповедоваться духовному наставнику, посещать церковные службы и причащаться. Пост — это в первую очередь время для совершения добрых дел, неукоснительного соблюдения Христовых заповедей, воздержания от суетных забот.
Обязательно нужно помогать ближнему, подавать милостыню нуждающимся. Великий пост в 2020 году. С какого числа начало и конец В 2020 году у православных Великая четыредесятница начинается в Чистый понедельник 2 марта и продолжается 7 недель до 18 апреля. Он является частью жизни для православных христиан. В это время верующие миряне усердно молятся и отказываются от пищи. Каждое утро, за исключением субботы и воскресенья, начиная с Чистого понедельника и до окончания говенья, верующие читают молитву Ефрема Сирина. Установлен он в честь самого Спасителя Иисуса Христа.
Последняя седмица называется Страстной — в эту неделю вспоминают о его последних днях земной жизни, страданиях и смерти. Таким образом, ограничивая себя в еде, верующие показывают свое почтение Богу. Во многих восточных культурах люди отказываются от некоторых видов пищи на всю жизнь. В христианстве не так. В ней нет запретов, на какие-либо продукты. Временный отказ от мясных и молочных продуктов связан с почитанием Иисуса Христа, Богоматери и великих святых. Это добровольная жертва, которую верующие христиане приносят из любви к Богу.
Говенье — это не диета. И он не должен вредить человеку. Из рациона исключаем скоромные продукты: мясные, молочные, яйца, иногда и рыба. Обратите внимание, что несмотря на то что употребление рыбы дозволительно лишь в праздники, другие морепродукты в меню допустимы. Детям разрешаются послабление в питании. Во время Великого говенья пищу желательно принимать позже, чем в обычное время. Но этих правил можно придерживаться, если позволяет — здоровье, условия работы и жизни.
Читайте также: Видят ли нас умершие после смерти.
Следует ли мирянам поститься столь же строго, как и монашествующим? И как правильно выходить из поста, чтобы не навредить своему организму? За ответами на эти вопросы мы обратились к иеромонаху Феодориту Сеньчукову , который не только является священнослужителем, но и работает на «Скорой» и может оценить пользу поста не только с точки зрения душевного здоровья, но и физического. Ведь заповедь о невкушении с древа познания и зла — это и есть первый пост, который, увы, наши прародители не выдержали.
В результате мы с вами получили дебелость нашей плоти, ее тленность и смерть. А ведь именно плоть отдаляет нас от Бога. Господь хочет, чтобы мы приблизились к Нему, но плоть пробуждает в нас различные страсти, которые порождают грехи и отдаляют нас от Бога. Взять, к примеру, вполне естественное чувство голода. Даже Господь испытывал его в период Своей земной жизни.
Но именно чувство голода приводит нас к греху чревоугодия, и этого греха, к сожалению, не может избежать, практически, никто. Все мы периодически впадаем либо в чревобесие когда съедаем больше, чем нужно , либо в гортанобесие когда хотим съесть чего-нибудь вкусненького. И эти грехи отдаляют нас от Бога. Пост — это время, когда мы отказываемся от своей плотяности от слова «плоть». В то же время, вступая в борьбу со своей плотью не с телом, ибо это храм души, а именно с плотью , ограничивая себя, мы приближаемся к Господу.
Известно, что сытый человек менее склонен к духовному, чем человек постящийся. Это не значит, что голодный всегда духовен. Нет, конечно. Но желудок, отягощенный пищей, мешает нам думать о Боге. Ведь процесс пищеварения, особенно мясных продуктов, требует со стороны организма больших энергозатрат.
Кстати, именно поэтому рыба постнее мяса, потому что для переваривания мяса требуется больше энергии. Кроме того, сытый человек сонливый и вялый. И куда уж сонливому и вялому молиться и думать о своей душе и Боге. Крамского Но это лишь одна сторона поста. Другая — в подражании Господу.
Мы знаем, что Иисус, перед тем как выйти на Свое служение, 40 дней постился на горе Искушений. Спаситель воспринял человеческую природу и до начала Своего служения жил обычной человеческой жизнью. А перед тем как отправиться проповедовать людям Новый завет, Христос ушел в пустыню, где постом освободил Свое тело от дебелости плоти, ее греховных ощущений. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни» Лк. Поэтому и мы в подражание Спасителю постимся, чтобы приблизиться к Нему и вместе с Воскресшим Господом встретить Пасху.
Есть у поста и третий важный момент — дисциплинарный. Раз Церковь установила посты, мы, как ее верные чада, должны их соблюдать. Не имеет ли смысл сделать для мирян отдельный устав поста, дав им некое послабление? Вы считаете, миряне слабее духом или в вере, чем монашествующие? В патериках приводится такая история.
Один монах к сожалению, я запамятовал его имя жил строгой, аскетичной жизнью, соблюдал посты, много молился, но при этом в душе часто задавался вопросом, насколько он приблизился к Богу. И хотя окружающие называли его святым, сам он испытывал по этому поводу большие сомнения. И Господь в ответ на его вопрос послал ему ангела, который показал ему некоего ремесленника. Тот жил в городе со своей семьей и занимался обычным ремесленным делом, то есть жил обычной мирской жизнью. При этом он много молился, воспитывал детей в христианской вере и всегда и во всем был готов помочь людям, нуждающимся в помощи.
И ангел, указывая на этого мирянина, сказал монаху: «Вот человек, который приблизился к Богу более, чем ты». Так что не стоит думать, что миряне слабее духом, чем монахи, и им нужен какой-то особый постный устав с послаблениями. Кроме того, где вы сейчас найдете монаха, который постится строго по Типикону. Возможно, в какой-нибудь заброшенной пещере в глухом лесу. Зайдите в любой монастырь с самым строгим уставом, и вы вряд ли найдете там монахов, которые так строго постятся.
Древние монахи, установившие Типикон, в пост занимались только молитвой. Святые старцы уходили в пустыню, питались травами и пили родниковую воду. Они не пасли коров, не рубили дров, не пахали землю. А сегодня в любом монастыре у каждого монаха есть немало послушаний, порой, физически очень тяжелых. Монахам приходиться и землю копать, и дрова рубить, и трактор водить.
Ведь в наши дни каждый монастырь по сути своей является самоокупаемым хозяйством. Если монахи перестанут работать, они просто умрут с голоду, а их обитель придет в упадок. Другое дело, что в каждом монастыре есть свой устав, свои правила. К примеру, моя дочка живет в Якутии, и там монахи во всей епархии в пост едят рыбу. Вы спросите, почему?
Да потому что у них там нет ничего, кроме рыбы, мяса и молока. Сами видите, из чего им приходится выбирать. Я не думаю, что есть смысл создавать отдельно уставы для монашествующих и мирян. Поскольку в реальной жизни и миряне, и монахи не постятся по Типикону и имеют разные послабления.
Постами и особыми постными днями не вкушаем мясо, рыбу и морепродукты приравниваются к рыбе , яйца, молоко и все продукты их содержащие. Когда предписывается пища без масла - это означает, что рыбу тем более не вкушаем. Если разрешается рыба, то можно и масло. Иоанн Кронштадтский и до конца поста - без рыбы.
В Рождественский 6 января Сочельник вкушаем пищу без масла. Для желающих причащаться в Рождественскую ночь Евхаристический пост с 18:00 не едим и не пьем.
Тем не менее, существуют общие правила питания в Великий пост. В эти дни не рекомендуется есть пищу животного происхождения: мясо, яйца, молочные продукты. Другие морепродукты также не входят в число запретных. Существует определенный церковный устав. В Великий пост в 2024 году стоит не только составить календарь питания, но и знать традиции поста: В первую и последнюю неделю Великого поста в 2024 году пост соблюдается с особой строгостью. Все продукты животного происхождения нельзя употреблять в пищу.
Есть разрешается только вечером, по субботам и воскресеньям можно исключить только утренний прием пищи. В понедельник, среду и пятницу пищу едят только холодной, а по вторникам и четвергам горячая пища допускается без масла.
Почему в Церкви четыре поста?
Если у человека, к примеру, больной желудок, то он, как минимум, должен часто питаться, и в этом случае монастырское правило вкушать пищу один раз в день для него категорически не подходит. Если человек по медицинским показаниям должен пить куриный бульон или есть творог, то он должен так питаться и во время поста. Зачем вредить своему организму и вгонять себя в гроб? При этом верующий должен понимать, что раз он — пусть и по медицинским показаниям — идет на ослабление поста телесного, то должен усилить свой пост в чем-то другом: в молитве, помощи ближнему… Порой мы забываем еще об одном важном нюансе. Во время поста мы не только меняем свою пищу качественно, но и количественно. И те деньги, которые не тратим на еду, мы можем отдавать на благотворительность, на помощь другим людям.
И совсем уж глупо, когда человек накупает себе каких-то сверхдорогих продуктов только потому, что они постные. Одно дело, если омара ест французский рыбак, только что выловивший его в море. Для французских рыбаков омары, возможно, самая дешевая еда. И совсем другое дело, когда состоятельный москвич в пост выбирает себе омарную диету. Вот это совсем не постный подход, не христианский.
Или другой пример. Меня однажды спросили, можно ли в пост есть печеный картофель, фаршированный грибной икрой. На первый взгляд, почему бы и нет. Продукты-то все постные. Но вы подумайте, сколь трудоемко приготовление этого блюда!
Сколько времени и сил человек может потратить, чтобы потешить свой желудок. И это вместо молитвы или благих дел! Помнится, врачи одной больницы рассказывали мне, что, едва заканчивается Великий пост, к ним везут многочисленных бабушек и дедушек с различными проблемами: у кого рези в желудке, у кого желчный пузырь выходит из строя… Наверное, Вы на «Скорой» с подобным сталкивались? Дело в том, что бабушки и дедушки нарушают главное правило и на Пасху входят в грех. В этом-то как раз и проявляется грех чревоугодия.
Постились-постились верующие — а тут и Пасха наступила! Можно есть все, что раньше было не велено. Вот люди и отрываются. А потом попадают в больницу. Здесь главное правило: выходя из поста, на Пасху не надо набрасываться на жирную пищу, не надо набивать себе желудок всем, что стоит на столе.
Съешьте пару яиц, кусочек кулича, немножко творожной пасхи. И достаточно! И чуть погодя можно переходить к пище более тяжелой и жирной. Пусть организм перестраивается постепенно. Но, поймите, это проблема не поста, а человеческого невоздержания.
В чем еще верующий должен себя ограничивать? Конечно, в жизни всякое бывает: молодые супруги, недавно женаты, не удержались. Но, в принципе, интимные отношения в пост недопустимы! Как ей тогда быть? Конечно, «тело жены принадлежит не жене, но мужу.
И тело мужа принадлежит не мужу, но жене». Но я не знаю ни одного человека, который не мог бы выдержать 50 дней без интимной близости, и считаю, что супруги вполне могут договориться по этому вопросу. Если же муж будет настаивать, женщина, наверное, должна уступить. Зачем же в пост намеренно идти на конфликт с мужем. При этом она должна понимать, что идет на ослабление своего поста и должна усилить свой молитвенный и благотворительный подвиг.
А если пытаться перечислять все то, чем в пост заниматься нельзя, то надо понимать следующее: грех не столько само действие, которое вы совершаете, а пристрастие к этому действию. Смотреть ли телевизор в пост? Наверное, не страшно, если вы посмотрите, к примеру, один раз в день новости, чтобы быть в курсе событий, или вашу любимую передачу. Но грех и нарушение поста, если вы не можете оторваться от телевизора, просиживая у экрана вечер за вечером, вместо того чтобы молиться. Греховных действий, которые мы совершаем в обычной жизни, не так много.
Просто мы не задумываемся о том, что такое грех. Кто-то любит болтать по телефону, кто-то — сидеть в интернете, кто-то — смотреть телевизор или играть в игры на компьютере. Повторюсь: грех не само действие, грех — пристрастие к нему. Не зря, когда речь заходит о посте для маленьких детей, мы говорим, что нельзя лишать детей мяса, но надо ограничивать их в том, к чему они испытывают тягу: сладкое, компьютерные игры, интернет. Каждый человек сам прекрасно осознает, к чему он питает пристрастие, склонность, тягу.
И во время поста он должен ограничивать себя в своих пристрастиях. Именно поэтому так важно, чтобы верующий по всем вопросам соблюдения поста общался со своим духовником. Ведь тот хорошо знает слабости своего духовного чада. Одному надо поменьше есть, другому отказаться от каких-то иных пристрастий: курения, выпивки, интернета, телевизора. И вместо этого больше сил уделять молитве и благим делам… — Кстати, о благотворительности… Известно, что в Москве существует разветвленная мафиозная сеть нищих и попрошаек, которые оккупировали московские улицы, метро, церкви.
Как тут быть верующему: подавать ли нищим, просящим у храма? Ведь когда человек творит благо, он творит его для своей души, не гадая, в чью протянутую руку он кладет монетку: профессионального попрошайки или бедной старушки, которой не хватает пенсии на жизнь.
Человек должен осознать: пост — это не то, что нужно от нас Богу, пост — это то, что нужно нам самим. Святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет: «Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум и возбудить, и развить чувство, и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объядением, пьянством и заботами житейскими Лк. Следовательно, пост — то средство, которое служит нашему освящению и единению с Богом. Через пост в среду и пятницу мы приобщаемся к страданиям и смерти Господа Иисуса Христа, умершего на Кресте за наши грехи. При этом надо понимать, что телесный пост, под которым имеется в виду воздержание от определенных видов пищи, супружеской близости и всевозможных увеселений, мало принесет пользы, если не будет подкреплен постом духовным. Без молитвы и покаяния, без воздержания от страстей и пороков, без прощения наших обидчиков пост становится всего лишь диетой.
И совершая такой разворот от своего телесного, мы возвращаемся к Богу. То есть пост - это не религиозная диета, а оживление человеком его отношений с Богом. Но стоит ли ради этого ограничивать себя в еде, развлечениях, радостях зависнуть в Сети? Как шутят семинаристы, уж лучше я поспешу к Богу сам, чем меня к Нему приведут болезни и горе. Получается, мы выходим навстречу Христу и идем долгой дорогой Великого поста из страха? И уж точно не ради моды, и не для того, чтобы, высокомерно глядя на непостящихся, ощущать свою святость.
Пост - не пищевые ограничения, и даже не способ самоусовершенствования. Пост - наш подвиг любви к своему Творцу. И если кому-то последняя фраза покажется напыщенной, пусть вспомнит, насколько естественно для матери отдать последний кусок хлеба ребенку - акт действенной любви. Логика поста проста. Когда-то, две тысячи лет назад, Иисус Христос, безгрешный и по своей божественной природе бессмертный, добровольно и - важно! Сегодня наша очередь принести нашу жертву Ему, начать наш путь навстречу Христу.
Да, это безмерно трудно. Даже если мы отказываемся от малого - только какого-то продукта питания из привычного рациона или от развлечений, ограничивая себя не до степени, вот все, дальше уже невозможность жить, дальше смерть, а лишь доходя до границы, за которой начинаем чувствовать дискомфорт. Причем жертвовать нужно не по принципу "на тебе, Боже, что мне негоже", жертвовать надо тем, что тебе дорого, что важно для твоего тела. Бог не нуждается в том, чтобы мы отказывались от куска мяса и тем более колбасы, Он совершил Свою жертву из любви к нам, людям, и Он нуждается в нашей любви. С чего нужно начать Великий пост Будем честны с собою, нам даже незначительные пищевые жертвы даются с трудом. И они могут оказаться не в подъем.
А значит, начинать Великий пост надо с прихода в храм и разговора со священником: "Батюшка, на какие ограничения благословите? Итак, какие есть варианты воздержания?
Народное название Чистый понедельник отражает стремление верующих избавиться от всех следов разгульной и сытной Масленицы и вступить на очистительный путь Четыредесятницы.
Особенности богослужения: Литургии нет. Вечером в храмах совершается повечерие с Великим покаянным каноном Андрея Критского. Для чтения на первой седмице поста он разделен на четыре части.
Посещение богослужения или домашнее чтение канона в эти дни дает возможность верующим осознать весь ужас греха и почувствовать надежду на прощение. Дни памяти: Равноапостольного Кирилла, учителя Словенского. Пост: Монастырский устав предписывает полный отказ от еды в первый день поста, а для мирян рекомендовано сухоядение т.
Меру поста каждый верующий должен определять сам, посоветовавшись со священником. В Чистый понедельник держать пост следует максимально строго, но обязательно учитывая свои возможности. На великом повечерии читается вторая часть Великого покаянного канона Андрея Критского.
Тем, кто по той или иной причине не может посетить богослужение, следует помолиться дома самостоятельно. Дни памяти: Апостола от 70-ти Онисима. Пост: По сравнению с понедельником воздержание немного ослабляется, но на первой седмице пост принято держать все же особенно строго.
Монастырским уставом разрешена вареная пища, но по-прежнему исключено масло. Во время Великого поста полная литургия в будние дни не совершается. А эта особенная служба по средам и пятницам дает возможность верующим причаститься Святых Даров, освященных в предыдущий воскресный день.
На вечерне читается третья часть Великого покаянного канона Андрея Критского. Пост: В течение практически всего года среда — постный день, и в великопостный период воздержание в среду также становится строже.
Начался Великий Пост. Как правильно его соблюдать?
Однодневные посты, кроме среды и пятницы (дни строгого поста, без рыбы, но разрешается пища с растительным маслом). Для чего в Православии пост в среду и пятницу, в чём смысл и цель поста, что можно и что нельзя есть в эти дни, какие бывают исключения и заблуждения. После окончания Петрова поста возобновляется ПОСТ В СРЕДУ И ПЯТНИЦУ. Какие послабления для мирян в Великий пост предусмотрены церковью? Православие сегодня Посты Среда и пятница – дни поста в православии: зачем они и что можно есть — исчерпывающая информация. Однодневные посты, кроме среды и пятницы (дни строгого поста, без рыбы, но разрешается пища с растительным маслом).
Православные посты в 2024 году
Пост по средам и пятницам спасает жизни солдат на войне. Наш Пост достиг вершины. Слово в среду 5-й седмицы Великого поста. Православие сегодня Посты Среда и пятница – дни поста в православии: зачем они и что можно есть — исчерпывающая информация. В этот период литургию не служат в среду и пятницу, верующие отказываются от мяса, что позволяет им легче войти в Великий пост. Питание для мирян отличается нестрогими правилами — в Посты разрешены рыбные блюда. Посты по средам и пятницам: значение, почему необходимы ограничения, что можно и нельзя есть в эти дни, кому разрешены послабления.
Пост среда пятница. Короткий пост, однодневный пост. Что можно есть что нельзя
Для вас подготовили два рецепта для постной среды или пятницы. Они очень просты, но сытные и питательные. Коврижка постная Для приготовления нужно: по стакану сахара, варенья, воды, 1 ч. Все ингредиенты нужно смешать. Форму смазываем и выкладываем на нее тесто. Сверху можно присыпать немного пудры или сделать какую-то глазурь. Коврижку постную советуют есть в пятницу перед Успенским постом. Постный салат Для приготовления необходимы следующие компоненты: постный майонез, орехи, курага, чернослив, свекла. Количество ингредиентов можно брать, как хотите или как любите.
Свеклу отвариваем и измельчаем на терке. Чернослив и курагу заливаем кипятком, чтобы немного размочить. Далее, жидкость сливаем, и фрукты нарезаем соломкой. Орехи дробим. Все ингредиенты смешиваем и заправляем майонезом. Постный ужин готов! Как видите можно вкусно питаться, соблюдая при этом традиции православия.
Чему учат нас Святые отцы церкви и как древняя православная традиция переплетается с литературой и искусством нашего времени? Об этом читайте в нашей статье. Главным средством для получения благодати Святого Духа, конечно, является молитва. Но пост и милостыня, творимая ради Христа, не менее важны для духовной жизни христианина. Святой преподобный Серафим Саровский Самое главное — осознавать, что телесный пост без духовного поста ничего не приносит для спасения души! Для христианской церкви пост имеет множество значений. Это и покаяние, и прошение, пост крещаемых, пост в дни скорби, аскетический пост и подражание Иисусу Христу. После своего крещения Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой он пришёл на землю. В 4 главе Евангелия от Луки говорится, что Иисус сорок дней «был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал». Тогда приступил к нему дьявол и тремя обольщениями попытался соблазнить его на грех, как всякого человека. А после третьего искушения, по словам евангелиста Матфея, «оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему». В память об этих страданиях Иисуса Христа в традиции Православной церкви установлен многодневный Великий Пост , который длится 40 дней. К многодневным постам также относятся Петров пост, Успенский пост и Рождественский пост. Согласно Уставу Православной церкви, существует пост для монахов. Им полностью запрещено есть мясо на протяжении всей их жизни. Подобно Великому Посту и другим многодневным постам, среда и пятница также являются постными днями на протяжении всего года, за исключением «Сплошной седмицы» и если на эти дни выпадают праздники Рождества Христова и Крещения Господня. Тогда разрешается есть мясную скоромную пищу всю неделю. Сплошных седмиц всего пять — это: Святки — период от Рождества Христова до Крещения Господня 7—17 января включительно.
Чтобы Великий пост в 2024 году прошел в молитве, а не в мирских заботах, мы предлагаем уже составленный календарь питания по дням. Великий пост по церковному уставу Четыредесятница первые 40 дней ; Лазарева Суббота 1 день — Вербная Суббота перед Вербным Воскресеньем ; Вход Господень в Иерусалим 1 день — Вербное Воскресенье, за неделю до Пасхи ; Страстная Неделя 6 дней — вся неделя с понедельника по субботу перед праздником Светлой Пасхи. Великий пост в 2024 году. Первая неделя 18. Со вторника по пятницу разрешается употребление только сырых негорячих продуктов и не подогретого питья. Можно употреблять в пищу все виды фруктов и овощей, любые орехи, сухофрукты, мед и черный хлеб; 23. Вторая неделя 25. Третья неделя 1.
В летний и осенний мясоеды периоды между Петровым и Успенским постами и между постами Успенским и Рождественским по уставу среда и пятница — дни строгого поста. По 69-му правилу Святых апостолов, на которое ссылается Типикон, пост среды и пятницы во весь год приравнен к Великому посту. Это означает, что положено вкушать один раз в день сухоядение, «кроме немощи и праздника» : « Зри, яко правило святых апостолов, святую четыредесятницу, и всякую среду и пяток всего лета, равно законоположи пост, якоже во святую 40— цу ядим, такожде и в среду и пяток всего лета, кроме немощи и праздника. Глаголет бо правило: яко не постяйся в сих, священник убо извергается, мирский же отлучается от причащения на время» Типикон, гл 33 "О разрешении всего лета". В праздники пост среды и пятницы послабляется следующим образом: Если на среду или пятницу в монастыре — и на понедельник выпадет праздник Рождества Христова или Богоявления, то строгий пост отменяется, вкушается две трапезы без ограничения качества пищи.
Начался Великий Пост. Как правильно его соблюдать?
Многих православных терзают сомнения по поводу того, нужно ли соблюдать пост в среду и пятницу. понедельник, среда и пятница — разрешается холодная пища без масла. самый главный и самый строгий пост в году. Sputnik сделал подборку постного меню и вкусных рецептов на каждый день. Сплошные седмицы (означают отсутствие поста в среду и пятницу как послабление перед многодневным постом или как отдых после него).
6-я неделя Великого поста
Сбор средств на строительство храма. Епифаний пишет, что среда и пятница являются обязательными постными днями, наряду с четыредесятницей. Те, кто их игнорирует, противопоставляет себя Богу , ведь Христос постился, показывая нам пример. В 5-м веке были записаны Апостольские Правила, согласно которым воздержание обязательно для всех — как духовенства, так и мирян, наказанием же за неисполнение является отлучение от церкви и лишение священного сана. Как правильно соблюдать пост по средам и пятницам Житейская суета, невоздержание в еде, пьянство, вредят человеческой душе. Христианину нужно пробудить в себе волю к добру, используя практику воздержания.
Что едят по средам и пятницам, зависит от строгости определенного периода церковного года. В любое время нужно исключить мясо и молочную продукцию: мясные продукты; молоко и все его производные кефир, масло, йогурт и т. Существует более строгая степень воздержания, когда под запретом также рыбная продукция, растительное масло и вся пища, которая сварена или пожарена. Такой пост называется сухоядение, в этот период разрешается ограниченное количество продуктов: орехи; свежие а также маринованные и квашенные овощи; мед; хлеб; зелень. Чтобы точно знать, как поститься в среду и пятницу, следует приобрести церковный календарь.
Там указаны даты и степень воздержания. Кому пост соблюдать необязательно Если у верующего имеются проблемы со здоровьем, возможны послабления. Нужно сообщить лечащему врачу о своей вере, он скажет, какая степень поста не принесет вреда организму. Могут не поститься беременные женщины, старики, работники физического труда, военнослужащие, спортсмены в период сборов, дети до 7 лет. Если имеются сомнения, следует посоветоваться с духовником о том, как лично вам соблюдать еженедельные посты.
Иудейский пост той эпохи был очень строгим — он длился либо с момента пробуждения до наступления вечера, либо с вечера до вечера, поэтому его продолжительность могла достигать 24 часов. В течение этого времени была запрещена любая еда, а некоторые отказывались и от употребления воды. Понятно, что два таких следующих друг за другом постных дня были бы слишком тяжелым испытанием, как говорит еще один талмудический текст: «Посты эти… не следуют друг за другом подряд, каждый день, потому что такое предписание не в состоянии выполнить большинство общества». Поэтому понедельник и четверг стали равноудаленными друг от друга постными днями, которые вместе с субботой были призваны к еженедельному освящению времени. Постепенно они приобрели и литургическое значение, став наряду с субботой днями общественного богослужения: многие благочестивые иудеи, пусть даже и не соблюдавшие пост, старались прийти в эти дни в синагогу на особую службу, во время которой читалась Тора и произносилась проповедь. Апостол Павел неоднократно подчеркивал свободу от иудейского церемониального закона, предупреждая о лжеучителях, «запрещающих употреблять в пищу то, что Бог сотворил» 1Тим. Противостояние с еженедельным иудейским постом начинается не в «Дидахи» — возможно, о нем говорится уже в Евангелии, когда окружающие не понимают, почему не постятся ученики Христа: «почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся? Едва ли можно предположить, что речь здесь идет об одном из общеобязательных ежегодных иудейских постов — мы видим, что Христос исполняет Закон, выступая против позднейших ритуальных раввинистических предписаний, «предания старцев» Мф. Поэтому речь здесь, судя по всему, идет именно об этих еженедельных постах, соблюдение которых рассматривалось в качестве важной составляющей благочестивой жизни.
Спаситель ясно отвечает на этот вопрос: «могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» Мк. Вполне возможно, что некоторые палестинские верующие понимали эти слова Христа таким образом, что после Вознесения наступило время соблюдать традиционные иудейские посты. Поскольку эта традиция была популярна среди вчерашних выходцев из иудаизма, более эффективным путем борьбы представлялась ее христианская модификация. Поэтому, не желая уступать в уровне благочестия, христианские общины установили свои еженедельные постные дни: среду и пятницу. В христианстве высшей точкой недельного круга становится воскресный день, поэтому естественным образом меняется и его внутренняя структура. В воскресенье, как и в субботу, ранняя Церковь не постилась. Если исключить иудейские постные дни, оставались две возможности: «вторник и пятница» или «среда и пятница». Вероятно, чтобы еще более обособиться от «лицемеров», христиане не просто передвинули оба поста на один день вперед, но первый из них был смещен на два дня.
Богословие традиции Любая традиция рано или поздно требует богословского истолкования, особенно если ее истоки с течением лет предаются забвению. В «Дидахи» пост среды и пятницы обосновывается исключительно в рамках противопоставления «нашего» и «их» поста. Однако это толкование, актуальное и понятное для живших в иудейском окружении христиан I в. Мы не знаем, когда начался этот процесс рефлексии, но первые свидетельства о его завершении мы имеем в начале III в. Этот памятник возник в той же самой географической области, что и «Дидахи», но через столетие богословская перспектива меняется: христиане, живущие рядом с иудеями, еженедельно постятся «за них» очевидно, соединяя с постом молитву об их обращении ко Христу. В качестве мотива поста называются два прегрешения: предательство и распятие Христа. Там, где подобный контакт был не настолько тесным, постепенно выкристаллизовываются только темы предательства Христа Иудой и Крестной Смерти. Традиционное истолкование, которое сегодня можно найти в любом учебнике Закона Божьего, мы встречаем в «Апостольских Постановлениях» IV в. Такая терминология понятна в рамках всего богословия этого североафриканского автора, который неоднократно описывает христианство в военных терминах, называя верующих «воинством Христовым» militia Christi.
В эти дни разрешается употребление любой пищи. Однодневные посты 5 июня 2024 года, среда 7 июня 2024 года, пятница 12 июня 2024 года, среда 14 июня 2024 года, пятница 19 июня 2024 года, среда 21 июня 2024 года, пятница В однодневные посты можно употреблять рыбу. Православный пост в июле 2024 Петров пост 1 июля 2024 года, в понедельник, берёт своё начало Петров пост Апостольский. Что можно в Петров пост? Православный пост в августе 2024 Подробнее о питании в дни Успенского поста в строгом варианте: Однодневные посты в августе 2024 2, 7, 9, 28 и 30 августа - строгие посты «хлеб и вода и сим подобная». Успенский Пост 14 — 27 августа 2024 года 14 августа - Медовый спас.
С этого дня в 2024 году начнётся Успенский Пост. В этот день разрешены рыбные продукты. Православный пост в сентябре 2024 Среды и пятницы месяца — 4, 6, 11, 13, 18, 20, 25 и 27 числа - сухоядение. Кроме этого, в сентябре будет ещё 2 дня, когда следует поститься. В эти дни разрешены постные горячие блюда с растительным маслом. Православный пост в октябре 2024 Питание в посты октября в первом и втором варианте отличается только степенью строгости — мирянам разрешено рыбу, для воцерковленных — рекомендован хлеб, соль, вода, сырые, сушеные или моченые овощи, фрукты, орехи, мед.
Все среды и пятницы месяца: 2, 4, 9, 11, 16, 18, 23, 25, 30 октября - строгий пост «хлеб и вода и сим подобная». Православный пост в ноябре 2024 Питание для мирян отличается нестрогими правилами — в Посты разрешены рыбные блюда. Подробнее о том, как питаться в строгом варианте: Однодневные посты По средам и пятницам — 1, 6, 8, 13, 15, 20, 22 и 27 ноября - сухоядение. Рождественский пост 28 ноября 2024 года, в четверг, начинается долгий Рождественский пост. Разрешены блюда из рыбы.
Поэтому, наверное, нужно заранее рассчитать свое время так, чтобы попасть в храм на службу, особенно в первые четыре дня поста", — подчеркивает в беседе с РИА Новости церковный публицист иеромонах Макарий Маркиш. В Церкви призывают вступить в Великий пост без каких-либо взаимных обид. Для этого нужно примириться с родными, близкими, друзьями и коллегами, попросив у них прощения. Все семь постных недель монахи проводили в полном уединении в пустыне, поэтому перед тем, как разойтись, они примирялись друг с другом, зная, что кто-то мог не вернуться обратно к празднику Пасхи. Мне кажется, об этой истории нужно помнить тем, кто собирается поститься", — отмечает отец Макарий. Тем не менее каких-либо единых принципов подготовки к Великому посту, уверяет он, нет. По-хорошему, этот вопрос нужно обсуждать со священником. Ведь, по словам монаха, "не человек существует для поста, а пост для человека". С точки зрения медицины не следует сильно наедаться во время масленичной недели, это не только чревато растяжением желудка, но и проблемами со здоровьем, так как обилие жирной пищи противопоказано людям с заболеваниями желудочно-кишечного тракта.