Новости отметьте имя митрополита погибшего во время опричнины

Еще один серьезный миф об Иоанне Грозном связан с именами священномученика митрополита Филиппа и преподобномученика игумена Корнилия. Как называлась территория, выделенная Иваном IV в управление боярам? 1) опричнина 2) земщина 3) вотчина 4) поместье 7. Отметьте имя митрополита, погибшего во время опричнины. Тогда же митрополит Филипп в последний раз всенародно, во время службы в Успенском соборе, потребовал отмены опричнины: „С тех пор как солнце светит в небесах, не было слышно, чтобы благочестивые цари возмущали свою державу“.

Святитель Филипп II (Колычев), митрополит Московский и всея Руси

Как это не прискорбно, но и «Житие» митрополита Филиппа вызывает множество вопросов. Второе перенесение мощей святителя Германа, архиепископа Казанского и Свияжского. Тем временем Малюте предстояло убить не просто высокородного, но и весьма авторитетного, хотя и низложенного митрополита Филиппа. Митрополи́т Фили́пп II — епископ Русской церкви, митрополит Московский и всея Руси с 1566 по 1568 год, известный обличением злодейств опричников царя Ивана Грозного. Святитель Филипп, митрополит Московский, в миру Феодор, происходил из знатного боярского рода Колычевых, занимавших видное место в Боярской думе при дворе московских государей.

Гибель Малюты Скуратова

Тест с ответами по истории «Опричнина» 7 класс Митрополит Филипп уговаривал царя отказаться от опричнины: «я начал просить государя, чтобы он отступил от такого неугодного начинания.
Почему историки спорят о причастности Малюты Скуратова к смерти главы русского православия? Настоящее имя этого политического деятеля, одного из руководителей опричнины, помощника Ивана Грозного – Григорий Скуратов-Бельский.
Царь Иван Грозный и Митрополит Филипп. Царь и христианин Вопрос из теста: Отметьте имя митрополита, погибшего во время опричнины: Ответ на вопрос: Филипп.

Святитель Макарий, митрополит Московский

Владыка Вениамин всегда был человеком "светлых" и самоотверженных дел. Любил служить в окраинных храмах, по первому зову шел в самые отдаленные и бедные кварталы столицы, как обыкновенный священник. Вел беседы среди рабочих, устраивал литургии для школьников. Как священник участвовал в военных действиях во время Первой мировой войны. Его прозвали "неутомимым епископом". Монахам пришлось успокаивать возмущенную толпу. Один, спасая, увел от взбудораженных людей командира красноармейцев Всего пять лет он был на епископской кафедре столицы. Парадокс: самоотверженно защищал религиозные права людей, пользовался у верующих авторитетом, но при этом имел репутацию... И призывал к жизни "без политической вывески". Аполитичность не мешала ему смело и мужественно стоять за Церковь и людей.

Когда 13 января 1918 года в Александро-Невскую лавру явился вооруженный отряд матросов и красногвардейцев с целью ее захвата, он столкнулся с решительным отказом подчиниться. Вторая попытка - 19 января - наткнулась на призыв владыки созывать народ лаврским колоколом. Народ стал стекаться, и под крики "Православные, спасайте церкви! Монахам пришлось даже успокаивать возмущенных. Один, спасая, увел через Тихвинское кладбище командира горе-отряда. И только третий отряд с двумя пулеметами стал теснить народ с лаврского двора. Настоятель Скорбященской церкви протоиерей Петр Скипетров, увещевавший красногвардейцев не чинить насилий над верующими, получил пулю в рот. Однако и это не сильно испугало верующих. И ретироваться в конце концов опять пришлось красногвардейцам.

А на следующий день к митрополиту Вениамину пришли депутации от рабочих Стеклянного, Фарфорового и других заводов. Рабочие, авангард революции, от имени которых стреляли матросы, заверили владыку Вениамина, что защитят лавру. Оказывается, вера не отпала за три месяца, и Манифест компартии не прирос на ее место в человеческих душах. И более того, православная вера в 1918 году переживала настоящий подъем! Вера православная... Вера теснимая, вера, за которую можно получить пулю, звала людей в храмы. А владыка Вениамин, даже приказывая бить в колокол, по-прежнему настаивал на дистанции от политики. Царствие Мое, как сказал Христос, не от мира сего, и никакой политический строй не может с ним совпадать". Без капли крови На пятом году его епископского служения появился знаменитый февральский декрет ВЦИК - об изъятии церковных ценностей.

Это был первый организованный акт антицерковных гонений, когда верующих преследовали не стихийно, а целенаправленно. По всем данным, на 1922 год приходится всплеск антицерковных репрессий. Отнять у попов-мироедов и накормить голодных - риторика большевиков, как всегда электризовала разгоряченное сознание с виду справедливыми радикальными фразами. Митрополит Вениамин, отстоявший лавру в 1918-м, сумевший преобразовать домовые храмы после декрета об их закрытии в приходские, организовать Богословский институт после закрытия духовной семинарии, то есть сделавший массу эффективных обыгрывающих власть шагов, по этому вопросу с самого начала стал искать компромисс с властью. Обратился к клиру и пастве и разрешил "общинам и верующим жертвовать на нужды голодающих... Но не касаться святынь храма - престола, священных сосудов, дарохранительниц, крестов, Евангелия, вместилища святых мощей и особо чтимых икон. Договорились, что станут заменять то, на что большевики положили глаз, какими-то аналогичными по стоимости нецерковными вещами. Призвал верующих даже в случае изъятия святынь не допускать проявления "насилия в той или иной форме". Заявил, что "ни в храме, ни около него неуместны резкие выражения, раздражение, злобные выкрики против отдельных лиц или национальностей".

Перестаньте волноваться. Скажем по слову Божию: "Господь раньше дал, Господь теперь взял украшение наших храмов, да будет Имя Господне благословенно". Проводим изымаемые из наших храмов церковные ценности с молитвенным пожеланием, чтобы они достигли своего назначения и помогли голодающим". Слова про "назначение" оказались провидческими. Вырученные за церковные ценности средства большевики направляли в первую очередь на нужды мировой революции.

Но, чтобы не возмутить народа, который весьма чтил своего архипастыря, задумал прежде обвинить его в каких-либо преступлениях. А как вся жизнь Филиппа в Москве сияла одними только добродетелями, то не счел недостойным отправить особую депутацию в Соловки для расследования его тамошней жизни.

Во главе депутации находились клевреты царские: Суздальский епископ Пафнутий, андрониковский архимандрит Феодосий и князь Василий Темкин. Они употребили все: и ласки, и угрозы, и дары, и обещания почестей, чтобы найти между иноками лжесвидетелей на митрополита, и действительно некоторых увлекли, и в числе их самого игумена Паисия, которому обещали епископский сан. А добрых старцев, говоривших только истину о Филиппе и прославлявших его непорочную жизнь в монастыре, били и не хотели слушать. Записав клеветы и взяв с собою клеветников, царские послы возвратились в Москву. Немедленно открыт был Собор в присутствии самого государя и бояр для суда над митрополитом. Призвали обвиняемого, выслушали обвинения на него, Паисий и его сообщники старались подтверждать свои клеветы. Первосвятитель не думал оправдываться, а сказал только Паисию: "Чадо, что сеешь, то и пожнешь".

Затем, обратившись к царю и всему Собору, объявил, что вовсе не боится смерти, что лучше умереть невинным мучеником, нежели в сане митрополита безмолвно терпеть ужасы и беззакония несчастного времени, и тут же начал слагать с себя все знаки своего сана. Но царь велел остановиться и ждать судебного приговора. Ноября 8-го, в день архистратига Михаила, когда святой Филипп священнодействовал в своей кафедральной церкви, вдруг явился туда любимец царский боярин Басманов, сопровождаемый опричниками. Он приказал прочитать вслух всего народа соборный приговор о низложении митрополита. И тотчас бросились на него опричники, совлекли с него святительское облачение, одели его в простую и разодранную монашескую одежду, с позором выгнали из церкви и, посадив на дровни, отвезли в Богоявленский монастырь. Не довольствуясь этим, Иоанн хотел еще осудить святого старца на сожжение, так как его обвиняли, между прочим, в волшебстве. Но по ходатайству духовных властей согласился оставить ему жизнь.

Целую неделю просидел страдалец в смрадной темнице, отягченный тяжелыми оковами и томимый голодом. Потом был перевезен в монастырь святого чудотворца Николая, так называемый Старый. Царь прислал к нему сюда отрубленную голову одного из любимых его родственников. Святитель поклонился пред нею до земли, благословил ее, с любовию облобызал и отдал принесшему. Наконец по воле царя Филипп был удален из Москвы и сослан на заточение в тверской Отроч монастырь. Святитель Филипп в заточении.

Царь пожелал, чтобы на престол Российской митрополии возведен был святой Филипп, — и вот он вызывает святого в Москву для «духовного совета» 358. Православный народ тогда пребывал сначала в мире и любви; враг же дьявол , видя это и искони ненавидя истину, воздвиг многомятежную бурю, возбудив вместо любви в православных христианах ненависть друг к другу. При дворе среди бояр начались свары, ожесточенная вражда и всякого рода злоумышления друг на друга. Своим коварством и междоусобиям они в самом царе возбудили сильнейший гнев и ярость. От тех злых наветов боярских он начал бояться даже своих верных слуг, ближних родственников и друзей, и был в неукротимом гневе на бояр, видя в них своих врагов и крамольников. И вот он разделил государство на две части, устроив себе особых телохранителей, под именем опричников, которые состояли при особе царя и составили особое управление 359. Опричники злоупотребляли данною им властью, угнетали народ, отнимали имущество, сопровождая свои разбои убийствами и пытками. Царь же верил в их верность и преданность, и потому управы на них нельзя было найти. В это время царь и вызвал из Соловецкой обители Филиппа. С честью приняв его, царь объявил ему о своем желании видеть его на митрополичьем престоле. Филипп, по своему смирению, отказывался от этого высокого сана; но потом должен был уступить непреклонному желанию царя и был возведен на митрополичью кафедру 360. В первое время все было покойно; царь уважал святителя и благоволил к нему. Но потом, когда зверства опричников достигли крайнего предела, то блаженный Филипп стал умолять царя прекратить неистовства опричников и обличать самого царя за его казни. Тогда царь пришел в сильный гнев на святого, угрожал ему муками и ссылкою. Он же, оставаясь непоколебим, как адамант, пренебрегал царскими угрозами и не переставал высказывать истину 361. К прискорбию, нашлись и между духовными лицами предатели, старавшиеся только об угождении царю. Пимен, архиепископ Новгородский, и некоторые другие с ним 362 вместе с царскими советниками Малютою Скуратовым 363 и Василием Грязным 364 с их единомышленниками, измышляя против святого различные козни, старались низвергнуть его с престола и уговаривали царя своего намерения не оставлять. Царь же не хотел просто низвергнуть Филиппа с митрополичьего престола. В непродолжительном после того времени, по доносу лживых свидетелей, он послал в Соловки Суздальского епископа Пафнутия и князя Василия Темкина расследовать, какова была прежняя жизнь Филиппа. Достигнув Соловецкого монастыря, посланные стали стараться действовать так, чтобы угодить царю. Одних из иноков ласками и мздоимством, других — обещанием высших духовных почестей, третьих — угрозами убедили они сделать нарекание на святого. Честным же старцам, которые говорили о Филиппе правду, нанесли тяжкие побои, повелевая им говорить о святителе непристойное. Они же, исполненные благочестия, все сии оскорбления принимали с радостью и едиными устами продолжали говорить истину о Филиппе, что житие его в обители было непорочно, по Боге. Но царские посланцы не хотели о том и слушать, но, сделав, что им было нужно, возвратились в Москву.

Начало опричнины Ивана Грозного. Конец опричнины Ивана Грозного. Опричнина Ивана 4. Опричнина итоги правления Ивана 4. Правление Ивана Грозного опричнина. Опричнина Ивана Грозного кратко. Опричнина была отменена. Что такое опричнина по истории 7 класс. Опричнина Ивана Грозного презентация 7 класс. Тема урока опричнина. Малюта Скуратов и митрополит Филипп. Убийство митрополита Филиппа. Малюта Скуратов убивает митрополита Филиппа. Опричнина 1565 год 1572 год. Причины ликвидации опричнины. Деятели опричнины. Опричнина войны. Опричнина царь. Катышев художник. Алексей Катышев художник. Катышев Алексей Кириллович художник. Опричнина картины. Опричная политика Ивана IV.. Опричнина 1565-1572. Итоги правления Ивана IV.. Опричнина Ивана 4 Грозного 1565-1572 кратко. Деяния опричников. Террор опричников. Деятельность опричников. Предпосылки опричнины Ивана Грозного. Опричнина Ивана 4 Грозного. Политика опричнины Ивана 4 Грозного. Характер опричнины Ивана Грозного. Начало опричнины. Начало и конец опричнины. Грамоты Ивана Грозного 1565. Опричнина грамоты Ивана Грозного. Опричники Ивана Грозного. Опричники при Иване Грозном кратко. Опричники при Иване 4. Названия государств опричнины. Неврев опричники. Опричники картина Неврева. Николай Неврев опричники. Художник н. Репрессии Ивана Грозного. Смерть Владимира Старицкого. Кто убил Владимира Старицкого.

Тест по истории Опричнина 7 класс

В это время митрополитом Московским был инок Чудова монастыря Афанасий. Митрополитом Московским св. Филипп пробыл всего лишь два с небольшим года, умер еще через год (был задушен Малютой Скуратовым, несомненно, с ведома или по непосредственному приказу царя Иоанна Грозного, находясь в заточении в Отроч Успенском монастыре под Тверью). Митрополит Филипп уговаривал царя отказаться от опричнины: «я начал просить государя, чтобы он отступил от такого неугодного начинания.

Летописи, архивы и археология против «официальной истории». Митрополит Филипп

Боярин объявил царский указ. Малюта сорвал с Владыки облачение. Сверженного митрополита бросили в простые сани и увезли из Кремля. По дороге его били метлами. В оковах святой митрополит содержался сначала в подвалах московских монастырей, а потом был отправлен в Тверской Отрочь монастырь. Архиепископ Герман Полев был в числе тех, кто подписал документ об избрании митрополита Филиппа на Московскую кафедру. Но до суда над святым Владыкой он не дожил сведения о его смерти противоречивы: то ли архиепископ Герман умер от моровой болезни, то ли был убит опричниками по приказу Ивана Грозного. Но вскоре и самого архиепископа Пимена обвинили в заговоре с земским боярином Василием Даниловым. Данилов возглавлял боярскую комиссию, которой Иван Грозный поручил управлять столицей после учреждения опричнины. Пытками Малюта Скуратов добился от Данилова признания, что в заговоре с ним состояли новгородские власти и жители Новгорода и Пскова.

Обвиняли новгородцев в том, что они хотят перейти к польскому королю. Расправа над Даниловым не заставила себя ждать. В убийстве его участвовал сам Малюта. Характерно, что рассказывающий об этом деле итальянец Алессандро Гваньини называет Скуратова «командиром царских приспешников». Это было весной-летом 1569 года. А осенью, испытанный в пролитии высокородной крови, Малюта, показавший свою безоговорочную преданность и послушание царю, получил новое задание. На этот раз расправа ожидала князя Владимира Андреевича. Царь был разгневан на князя, подозревая его во всевозможных заговорах. Владимир Андреевич был сослан на службу в Нижний Новгород.

То, что князь помог опричникам разгромить боярский «заговор» в земщине, не умилостивило царя, и не помешало Малюте начать розыск об измене самого Владимира Андреевича Старицкого. В итоге его обвинили в покушении на жизнь царя. В начале октября Владимир Андреевич был вызван в Александровскую слободу. Князь отправился в дорогу с княгиней и детьми. Он остановился, как ему было указано, неподалеку от слободы. Здесь Владимир Андреевич со свитой оказался в руках опричников во главе с Малютой и Грязным. Малюта не осмелился собственноручно пролить кровь ближайшего родственника царя. Князя, его супругу Евдокию, приходившуюся двоюродной сестрой беглому боярину Курбскому, и их 9-летнюю дочь Евдокию заставили выпить отравленное вино. Над остальными вволю поиздевались.

Умерщвлены были три священника, дьяк, подьячий, двадцать слуг, а также несколько человек, невольно ставших свидетелями расправы. Главные же свидетели обвинения были уничтожены еще до окончания следствия. Через несколько дней царь велел привезти в Москву свою тетку — мать князя Владимира Андреевича. Княгиня Евдокия жила в Горицком монастыре на Белом озере. По дороге она и сопровождавшие ее инокини были умерщвлены по одним сведениям — утоплены в реке, по другим — уморены дымом. Убийство удельного князя, знатнее которого в России был только сам царь, много значило в судьбе Малюты. С одной стороны, это говорило о высокой степени доверия, которое Иван Грозный оказывал своему «холопу», а с другой стороны, лишало опричного палача возможности отступить, отказаться от своей кровавой службы. Такой шаг теперь грозил ему самому неминуемой гибелью. Дальше Скуратов-Бельский действовал, уже не останавливаясь ни перед чем.

Эта его готовность во всем угодить царю, нашла отражение в народной былине, рассказывающей о том, как Иван Грозный во гневе приказывает казнить своего сына: А и все палачи испужалися, Что и все по Москве разбежалися; Един палач не пужается, Един злодей выступается — Малюта палач, сын Скуратович… Тем временем Малюте предстояло убить не просто высокородного, но и весьма авторитетного, хотя и низложенного митрополита Филиппа. Лишенный церковной власти и возможности влиять на ход событий, митрополит по-прежнему был угрозой для опричников. Митрополит Московский всегда являлся для государей духовным отцом, которого надлежало слушаться, благословение которого было необходимо на все важные государственные дела. Худородные деятели опричнины опасались, как бы царь, раскаявшись, не надумал вернуть митрополита Филиппа в Москву. Это стало бы прямой угрозой их благополучию. Ведь Владыка и не думал менять свое отношение к опричнине. Случай для расправы представился очень скоро. Иван Грозный решил раз и навсегда отучить новгородцев от попыток измены Москве. В декабре 1569 года опричная армия выступила из Александровской слободы в поход на Новгород.

По дороге опричное войско разгромило без жалости многие города. Приближаясь к Твери, царь вспомнил о Святителе Филиппе, желая получить его благословение на свой поход. В Житии митрополита Филиппа говорится, что он предвидел все, что произойдет с ним. Его слова, сказанные за три дня до гибели: «Вот приблизился конец моего подвига». В день убийства он причастился Святых Христовых Таин. Заручиться высочайшим благословением был послан Малюта Скуратов. Свидетелей состоявшейся в Отрочь монастыре встречи не было, но вот как рассказывает об этом церковное предание. Войдя в тюремную келию, Скуратов с притворным почтением припал к ногам митрополита Филиппа со словами: «Владыко святый, дай благословение царю идти в Великий Новгород». В ответ услышал: «Делай то, для чего ты пришел».

Неизвестно, было ли у Малюты указание убивать митрополита. Вполне вероятно, что митрополит пытался образумить палача, и тот, услышав не благословение, а обличительные слова, вместо раскаяния пришел в бешенство и «заял праведного уста подглавием», то есть сбил святого с ног и задушил подушкой. Настоятелю и приставникам, следившим за пленником, было сказано, что митрополит умер по их небрежности «от неуставнаго зною келейнаго». Историк Н. Карамзин пишет: «Устрашенные иноки вырыли могилу за алтарем и в присутствии убийцы погребли сего великого иерарха церкви российской, украшенного венцом мученика». Судя по тому, что никакого наказания Малюта не понес, можно не сомневаться в одобрении царем его действий. В страшном погроме, учиненном в Твери, Скуратов-Бельский принимал самое непосредственное участие. В частности царь послал его убить содержавшихся в тюрьме пленных татарских вельмож. Их было 19, и они оказали ожесточенное сопротивление, к чему опричники не привыкли.

Малюта был ранен, а пленных расстреляли из пищалей. Далее последовал разгром Новгорода. Точное число казненных неизвестно. По донесению самого Малюты — более полутора тысяч. Но не все погибшие были учтены. Так, сообщается о том, что из города были изгнаны нищие и бродяги, которые просто замерзли в снегу. Летописи рисуют страшную картину: «Мужей и жен и детей в великую реку Волхов вмета, яко и реки запрудитися». Благодаря успешному разоблачению «новгородской измены», активная карательная деятельность Скуратова получила высокую оценку. С мая 1570 года Малюта — думный дворянин в опричной Думе.

Правда, имя его в списках стояло последним. Но это было только начало. Призрак смуты в земщине продолжал пугать царя. Глава сыскного ведомства использовал его подозрения, чтобы устранить тех, кто еще стоял на его пути к вершинам власти в опричнине. Так, попытка оступиться от опричнины закончилась трагически для одного из ее основателей, обладавшего незаурядными военными и административными талантами, - А. Малюта, воспользовавшись его связями с архиепископом Новгородским Пименом, обвиненном в соучастии по делу князя Владимира Старицкого, расправился и с самим Басмановым, и с его родными. Они были сосланы на Белое озеро, где Басманов вскоре умер в тюрьме. Также и другой видный деятель опричнины — А. Вяземский, оружничий, схваченный по доносу Малюты, умер «в железных оковах».

Так были устранены наиболее авторитетные лица опричнины.

Раздражение его против митрополита достигло высшей точки. После этого случая царь задумал провести церковный суд над Филиппом, чтобы убрать с глаз долой строптивого иерарха. Церковный суд Отыскались епископы, изъявившие готовность устроить суд, чтобы все происходило как бы по церковным правилам. Главным свидетелем стал преемник Филиппа в Соловецком монастыре. Филипп сам, до решения суда, хотел снять с себя знаки своего достоинства. Но царь запретил. Обожди," — сказал он.

Между тем суд уже негласно приговорил Филиппа к заточению в монастырь. На следующий день опальному митрополиту было велено служить обедню, как обычно. Он не знал, что для него был приготовлен мерзкий и унизительный спектакль. Во время богослужения в храм ворвались опричники во главе с Федором Басмановым. Они сорвали с Филиппа облачение, надели на него рваную рясу и увезли, хлестая метлами. Под арестом По слухам, царь хотел убить Филиппа, но духовенство умолило сохранить ему жизнь. Происходили с святителем при этом разные чудеса. Были слухи, что царь пытался затравить его медведем, но тот чудом спасся и от дикого зверя.

На ноги Филиппу будто бы надели деревянные колодки, руки заковали в железо. Но и эти оковы чудесным образом спали с него.

Из церкви шли в трапезную, и пока опричники ели, царь стоял возле них. Оставшиеся яства опричники собирали со стола и раздавали нищим при выходе из трапезной. Слезами покаяния Грозный, желая быть почитателем святых подвижников, учителей покаяния, хотел смыть и выжечь грехи свои и своих соратников, питая уверенность, что и страшные жестокие деяния вершатся им ко благу России и торжеству православия. Наиболее ярко духовное делание и иноческое трезвение Грозного раскрывается в его «Синодике»: незадолго до смерти по его велению были составлены полные списки убиенных им и его опричниками людей, которые были затем разосланы по всем русским монастырям. Весь грех перед народом Иоанн брал на себя и молил святых иноков молить Бога о прощении его исстрадавшейся души. Самозванное иночество Грозного, мрачным игом тяготевшее над Россией, возмущало святителя Филиппа, считавшего, что нельзя смешивать земного и небесного, служения креста и служения меча.

Тем более, что святой Филипп видел, как много нераскаянной злобы и ненависти скрывается под черными шлыками опричников. Были среди них и просто убийцы, очерствевшие в безнаказанном кровопролитии, и мздоимцы-грабители, закоренелые в грехе и преступлении. Попущением Божиим история часто делается руками нечестивцев, и как бы ни желал Грозный обелить пред Богом свое черное братство, кровь, пролитая его именем насильниками и изуверами, взывала к небу. Святитель Филипп решился противостать Грозному. Это было связано с новой волной казней в 1567—1568 годах. Осенью 1567 года, едва царь выступил в поход на Ливонию, как ему стало известно о боярском заговоре. Изменники намеревались захватить царя и выдать польскому королю, уже двинувшему войска к русской границе. Иоанн Грозный сурово расправился с заговорщиками и вновь пролил много крови.

Грустно было святому Филиппу, но сознание святительского долга понуждало его смело выступить в защиту казненных. Окончательный разрыв наступил весной 1568 года. В Неделю Крестопоклонную, 2 марта 1568 года, когда царь с опричниками пришел в Успенский собор, как обычно, в монашеских облачениях, святитель Филипп отказался благословить его, но стал открыто порицать беззакония, творимые опричниками: «учал митрополит Филипп с государем на Москве враждовати об опричнине». Обличение владыки прервало благолепие церковной службы. Грозный в гневе сказал: «Нам ли противишься? Увидим твердость твою! Царь стал проявлять еще большую жестокость в преследовании всех противившихся ему. Казни следовали одна за другой.

Участь святителя-исповедника была решена.

Отметьте имя митрополита, погибшего во время опричнины. Какой город подвергся страшной расправе опричников в 1570 году? В каком году состоялась битва при Молодях, где были разгромлены силы крымско-татарского войска под предводительством Девлет-Гирея? Как звали двоюродного брата Ивана Грозного, которого государь подозревал в стремлении занять престол? Что такое Опричнина?

Митрополит Филипп Московский: житие, борьба с опричниной и конфликт с Иваном Грозным

Царь Иван Грозный и Митрополит Филипп. Царь и христианин Московский митрополит Филипп осуждал Опричнину и не хотел ее принимать.
Митрополит Филипп Колычев Как называлась территория, выделенная Иваном IV в управление боярам? 1) опричнина 2) земщина 3) вотчина 4) поместье 7. Отметьте имя митрополита, погибшего во время опричнины.

Свт. Филипп, митрополит Московский и всея России чудотворец

Радуйся, святителем Христовым Петру, Алексию и Ионе единоправный. Радуйся, подвигом твоим святителя Ермогена на великое пастырское дерзновение воодушевивый. Радуйся, светозарное солнце земли Российския. Радуйся, разумного света заре. Радуйся, светило церковное и архиерейская красото. Радуйся, небесных законов на земли живая проповедь и христоподражательного жития образе. Кондак 12 Благодать святаго дерзновения безбоязненно делом и словом вещати Христово учение подаждь нам, немощным, великий угодниче Божий и святителю Филиппе, наипаче подаждь сию благодать пастырем Церкви Христовыя, да возмогут они немолчно свою духовную паству учити и вразумляти, лицеприятия избегати, да таковое дерзновение стяжавше, вси мы на благом пути ко спасению обрящемся и сподобимся в вечном Небесном Царствии выну воспевати Господу: Аллилуиа. Икос 12 Поюще твое дивное житие, твоя иноческия подвиги на отоце Соловецком воспевающе, твою святительскую ревность и дерзновение восхваляюще, поклоняющеся твоему до крове правдолюбию и исповедничеству, святителю отче наш Филиппе, молим тя в борениях и искушениях многоразличных не оставляти нас, но наипаче твоими молитвами укрепити, да возможем и мы твоими подражательми быти и тебе, нашего отца и наставника, восхваляти сице: Радуйся, звездо Российская. Радуйся, чистый сосуде Святаго Духа. Радуйся, вселенским мучеником и исповедником подобниче. Радуйся, Церкви Российския похвало и всего священства украшение.

Радуйся, иноческия кротости образе. Радуйся, монашеского постнического жительства истинное правило. Радуйся, безплотных сожителю. Радуйся, Христова смирения ревнителю. Радуйся, чудес велиих совершителю. Радуйся, о скорбех земнаго отечества твоего милостивый пред Богом печальниче. Радуйся, яко тобою Соловецкая обитель славится. Радуйся, яко тобою град Москва и вся Россия украшается. Кондак 13 О, великий святителю Христов Филиппе! Приими от нас, грешных, сие похвальное пение и священными твоими молитвами тя поющия в мире сохрани, от напастей и бед избави, во святей православной вере укрепи, угодное Богу житие проводити помози, уныние наше в радость претвори, дух крепкого стояния за церковныя законы и церковныя предания обнови в нас, да тако сподобимся во веки в райских обителех воспевати нашему Пастыреначальнику и Господу: Аллилуиа.

Аллилуиа трижды и таже икос I и кондак I. Великими и многими даровании обогати тя щедродаровитый Владыка Господь, ты же, яко раб благий и верный, дарования сия зело умножил еси, от отроческих лет даже до кончины твоея заповедем Господним внимая, пребывая в них и возрастая, полн сый любве и милосердия, кротости и смирения, сими добродетельми ты богатно служил еси Господу и присным твоим, образ евангельского жития показуя, благочестивым житием Бога прославляя. За сие житие твое от Бога прославлен еси, велим даром чудес обогатился еси, святое дерзновение стяжал еси и до днесь земному отечеству и народу твоему служиши, и воздыхания наши предворяеши. И мы, грешнии, заступничеству твоему перед Богом верующее, молимся тебе усердно. Буди нам, якоже в земнем твоем житии, отец и заступник, помози всем нам крест земнаго жития с терпением и радостию носити. Малодушныя молитвою твоею подкрепи и от житейских соблазнов любовию твоею отврати, сеющия соблазны рукою твоею крепкою вразуми. Даждь нам, святителю Христов, прежде кончины нашея, радость твоего мощнаго заступления ощутити, даждь многострадальному твоему отечеству силы благодатныя присно Христу работати, якоже благочестивии отцы наши своим церковным житием славу Божию и веру Христову на земли множаху, даждь нам их благочестию подражати, уставы церковныя хранити, заповеди Божии благоговейно соблюдати, нищия любити и щедро им благотворити, обидимыя заступати, веру Христову и закон Божий безбоязненно исповедати, всякого греха гнушатися и одеждою всякия правды светло украшатися. Да тако твоими молитвами укрепляеми, возможем и мы житие свое богоугодне устроити, грехов прощение от Господа получити и милостию и человеколюбием Спаса нашего и Господа в небесных селениях водворитися, идеже ангели и вси святии славят великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Почитание святого в Спасо-Преображенском Соловецком ставропигиальном мужском монастыре Святитель Филипп Колычев родился 11 февраля ст. Имя его в Святом Крещении было Феодор.

В училище, куда отрок был отдан для «книжного учения», он особенно полюбил духовное чтение и «в ранних летах выказывал особенное благочестие». В правление Великой Княгини Елены Феодор поступил на службу к великокняжескому двору. Положение его было блестящим. Малолетний Иоанн IV принял его в круг своих приближенных. Но не было сердце Феодора привязано к мирским почестям и славе. В 1537 году, 5-го июля ст. Слова эти, и прежде неоднократно слышанные Феодором, благодатно подействовали на него, и он решился навсегда уйти от мира и всех соблазнов его. Ему известно было о дальней Соловецкой обители и о подвигах ее основателей, преподобных Савватия, Зосимы и Германа. Втайне от всех, переодевшись в простую одежду, он скрылся из Москвы и направил свой путь на Север. У Онежского озера, в деревне Хижи хижины , он прожил некоторое время у благочестивого селянина Субботы.

Феодор делил с ним труды и заботы по хозяйству, отчего внешность его изменилась, и «нелегко было узнать прежнего царедворца в сельском пастухе». Приближалась осень, и Феодор покинул гостеприимного хозяина, желая достичь Соловецкого острова до наступления зимы. Игумен Алексий и братия с любовью приняли нового послушника. Более полутора лет проходил он нелегкие послушания. Феодор был пострижен и наречен Филиппом. Новоначальный инок был отдан на послушание иеромонаху Ионе, опытному подвижнику, который в юности своей был собеседником преподобного Александра Свирского, тогда уже прославленного в лике святых. Будущий Святитель у стен Соловецкой обителиИнок Филипп выполнял различные тяжелые послушания: смотрел за монастырской кузницей, трудился в хлебне, где он охотно носил воду и дрова. В Спасо-Преображенском сборном храме обители был образ Богоматери «Хлебный», явившийся Филиппу, когда он проходил послушание в хлебне. Будущему игумену дали послушание при храме, в качестве екклесиарха, и здесь усердное исполнение своих обязанностей снискало ему всеобщее уважение и любовь. Но даже тень славы человеческой смущала инока Филиппа, и он удалился из монастыря в пустынь, ныне называемою Филипповской.

Много лет прошло в уединении и сокрытых от посторонних глаз подвигах. Когда он возвратился в обитель, игумен Алексий приблизил его к себе, сделав помощником по разным частям управления. В 1548 году игумен пожелал передать управление монастырем Филиппу. Неоднократно Филипп отказывался от звания настоятеля, но игумен Алексий, в душе своей похваляя смирение избранного им преемника, созвал братию, и, сказав о своей старости и немощах, спросил: «кого по нем изволят они в настоятели? Тогда, не смея прекословить общему решению, инок Филипп отправился с несколькими братиями в Новгород к архиепископу Феодосию, который рукоположил его во пресвитера и вручил ему игуменский жезл. Престарелый игумен Алексий со всею братией торжественно встретил Филиппа на пристани с крестным ходом, ввел в храм и поставил на свое место. Силы игумена Алексия стали восстанавливаться, и игумен Филипп упросил его продолжать правление, обещая полное послушание. Алексий вторично принял жезл правления и еще полтора года был настоятелем. Филипп удалился в свою любимую пустынь, и еще более строгой, чем прежде, была жизнь его. Игуменство святителя Филиппа продолжалось 18 лет, считая со дня поставления и до призвания на Всероссийскую митрополию.

Соловецкий патерик так повествует о деятельности святого игумена: «На всем легла печать мудрой прозорливости его, не только для тогдашняго, но и для будущего благоустройства обители». Время его настоятельства «…напечатлелось в Соловецкой обители неизгладимыми чертами: там, по истине, если бы умолкли люди, возопили бы самые камни». Монастырское хозяйство в то время, когда инок Филипп стал игуменом, требовало немалых трудов. Еще оставались последствия сильного пожара, произошедшего в 1538 году. Игумен Филипп увеличил число соляных варниц на морском берегу шестью новыми. Царь Иоанн Васильевич разрешил в 1548 году продавать безпошлинно 10 000 пудов соли вместо 6 тысяч и на вырученную сумму также безпошлинно делать закупки. В монастыре готовились к большому строительству: был поставлен кирпичный завод, проводились дороги, было проведено лесоустройство с тем, чтобы беспорядочные рубки не истощали лес. Множество озер острова, общим числом 52, были соединены каналами и сведены к монастырю, у восточной стены которого игумен Филипп благословил копать большое озеро, ныне называемое Святым. За счет системы каналов монастырь был не только обеспечен запасом питьевой воды, но и стены его получили дополнительную защиту с восточной стороны. В то время еще не было тех стен и башен, которые привычны для нашего взора, и поэтому для обороны монастыря озеро имело важное значение.

В самом монастыре игумен благословил построить двух- и трехэтажные корпуса для братских келлий. В гавани Большого Заяцкого острова он построил каменную пристань с палатою о поварнею При столь нелегких трудах игумен Филипп не усомнился приступить к строительству соборного храма в честь Успения Божией Матери. В храме также предполагалось возвести придел в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи и присоединить к храму просторную трапезную палату. Надеясь на помощь Государя, игумен Филипп обратился за помощью в Москву. Иоанн IV был особенно щедр к Соловецкой обители в то время и пожаловал монастырю в 1550 году Колежемскую волость, а в следующем году деревню Сороцкую Сорока, ныне Беломорск , где при Троицкой церкви был погребен первоначально преподобный Савватий. Успенский собор был возведен искусными новгородскими зодчими. В 1557 году, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, игумен Филипп освятил новый храм. Святитель Филипп. Из Соловецкого патерика. Часть иноков высказывала опасение, что нет достаточных средств.

Уповая на помощь Божию, игумен Филипп приступил к строительству. Спасо-Преображенский собор был заложен в 1558 году. Царь пожертвовал 1000 рублей на новый храм, а в 1559 году разрешил безпошлинный провоз соли и безпошлинную закупку разных припасов. Строительство не было завершено при игумене Филиппе, но он успел приготовить утварь, сосуды, образа, ризы, кадила, серебряные подсвечники, цветные стекла для окон, и под папертью, с северной стороны, ископал себе могилу. Близилось время, когда игумен Филипп должен был навсегда покинуть Соловецкую обитель и взойти к высокому служению митрополита Всея Руси. Не только в самой обители проявились благие плоды его трудов. В монастырских волостях он входил во все нужды крестьян, вплоть до того, что из монастыря отпускали дрова для варки соли в деревнях. Игумен сам указывал, какие работы когда проводить, и какими семенами засевать поля. Наиболее вредные пороки - пьянство и игра в зернь - были им запрещены, под угрозою изгнания из монастырских волостей. Более всего игумен Филипп уделял внимание духовной жизни братии.

Четверо подвижников, подвизавшихся в обители во времена игуменства святителя Филиппа, прославлены Церковью - преподобные Вассиан и Иона Пертоминские и миряне Иоанн и Лонгин Яренгские. Внимание Иоанна Грозного к обители было связано и с тем, что он благоволил лично игумену Филиппу. Царь неоднократно призывал его в Москву. В 1566 году игумен Филипп был вызван особой грамотой «духовного ради совета». Игумену шел уже 60-й год. Свой путь в столицу он направил через Новгород. Граждане города просили его быть заступником перед царем, зная о гневе Грозного. Царь объявил игумену Филиппу, что по его державной воле и соборному избранию ему должно быть митрополитом. Игумен просил Грозного не разлучать его с пустынной обителью. Иоанн был непреклонен и поручил архиереям и боярам уговорить Филиппа.

Соловецкий игумен согласился принять этот сан лишь с условием, что будет уничтожена опричнина. При дворе Иоанна Филиппа встретили враждебно. Грозный не выказывал еще гнева, но в особой грамоте повелел «архиепископам и епископам сказать Филиппу, чтобы он отложил свое требование, не вступался бы в дела двора и опричнины».

Грозный хотел казнить строптивого монаха; однако народная любовь и просьбы духовенства удержали его от этого решения. Тогда опальный митрополит был сослан в Тверской Отроч монастырь, а некоторые его родственники были казнены.

Зимой 1569 г. По пути Иван Васильевич отправил своего поверенного, главу опричников Малюту Скуратова, в Тверь - якобы за благословением Филиппа. Когда Малюта пришел в келью с просьбой благословить поход на Новгород, Филипп ответил решительным отказом. Тогда Малюта набросился на бывшего митрополита и задушил его подушкой. Так погиб человек, который не боялся в лицо сказать Ивану Грозному все, что думает.

Скажи "митрополит Вениамин", и кто, кроме церковных людей догадается, о ком речь? Руководствуемся ложным стыдом: веры и конфессии могут быть разными, а тут что-то специфически церковное. Какая-то отдельная галактика по имени святость. Но праведное поведение достойно общего почитания.

Недаром же так громко называются имена праведников, спасавших евреев во время Холокоста. Не в особенностях религии тут дело: праведность есть праведность. И святость есть святость. Пока она будет отдельной, отделенной, мы будем буксовать в чем-то очень важном.

Суд в филармонии Дело было огромным, в несколько томов, и постоянно распухало. Но при этом изобиловало несообразностями, противоречиями, а в каких-то моментах юридическим абсурдом например, страдала хронологическая последовательность, события, вызвавшие дело "о сокрытии и хищении церковных ценностей" в институте глухонемых, произошли в декабре 1920 года, когда декрет об изъятии ценностей еще не был издан. Но это не смущало обвинителей. Как и резко бросавшийся в глаза вид подсудимых - они были столь разных возрастов, социального положения и интеллектуального развития, что мысль о том, что это люди единой организации, казалась абсурдной.

Но между тем с 10 июня по 5 июля в большом зале филармонии упорно шли заседания с 12 часов дня до 10-12 часов ночи. И ревтрибунал выдавал билеты на вход в зал. И он - по залу проходило волнение - поднимался и размеренным шагом, не спеша, опираясь одной рукой на посох, а другую, приложив к груди, выходил на середину зала. На лице не было признаков "ни волнения, ни смущения".

Очевидцы вспоминали, что он был скуп в движениях и словах, не говорил ничего лишнего, отвечал по существу. И только иногда в его ответах сквозила некая уклончивость, диктуемая пропастью между взглядами монаха и неверующего мирянина. Все ее распоряжения и все декреты по мере своего разумения исполняю и принимаю к руководству. Но признаете ли вы ее?

Когда трибунал перешел к центральному пункту обвинения - двум письмам митрополита в Помгол, митрополит подробно рассказал историю их возникновения: для безболезненного проведения в жизнь большевистского декрета. Он подчеркивал: вопрос об изъятии ценностей для церкви и верующих мог взбудоражить людей, поэтому к его разрешению нужно было подходить особенно осторожно. Полтора дня допрашиваемый митрополит уводил других из-под обвинений и подозрений. Публика впускалась к вечеру и после тщательной проверки входных билетов.

Образовался огромный хвост очереди. И это были не любопытствующие. Нет, в зале собирались люди, любившие владыку. Чтобы защитить его хотя бы своим присутствием.

Когда вышел ревтрибунал, шел девятый час вечера. По церковному "девятый час" означает воспоминание о Крестной смерти Христа. Чтение приговора заняло 45 минут. Такое чувство, что новая власть хорошо чувствовала свою нелегитимность, и от этого пряталась за абсурд террора.

Звучит так пародийно, как будто Ильфом и Петровым уже написаны "Двенадцать стульев". Им вменялись в вину волнения в Шуе, Иваново-Вознесенске, Москве... И беспорядки в Петрограде "с нанесением тяжких поранений отдельным представителям советской власти". О получившем пулю в рот отце Петре забыли, о пулемете против людей, защищавших лавру, - тоже.

Приговор: десятерых - расстрелять. Шестерым из приговоренных смертную казнь потом заменят лишением свободы. В последнем слове владыка Вениамин скажет, что "к самому обвинению относится спокойно". Спокойно он не мог принять только то, что его назвали "врагом народа".

И народ любит меня. Не знаю, что вы скажете мне в приговоре: жизнь или смерть?

Покровский на этом же основании делает Ивана Грозного уже вождем демократической революции. Все эти апологетические мотивы, только в более огрубленном варианте, мы видим в советской историографии более позднего времени и даже в искусстве. Знаменитый фильм «Иван Грозный», созданный в 1944—1945 гг. Ужасы опричнины почти не показаны. Зато заговор косных, цепляющихся за власть бояр, отравления, измены, беспощадные внешние враги и новые искренние друзья из низов опричники , а также царь-государь, вопреки своим сердечным влечениям становящийся «грозным» исключительно ради единства и спасения Родины, — все это есть. Очень ярко изображена любовь Грозного к жене — красавице Анастасии, одиночество и страдания царя от непонимания окружающих и вообще современников. Исторические факты при этом самым причудливым образом перемешаны с вымыслом.

Впрочем, вымысла не так много. Перед нами не ложь, а талантливый идеологический миф. И не поддаться ему сложно. Понятно, что такой фильм был призван сделать явной историческую параллель между Грозным и Сталиным и оправдать и возвеличить последнего. В чем же роль митрополита Филиппа? В фильме сталинской эпохи это далеко не главный герой. Он, в силу своего родства с прочими Колычевыми, — сторонник отсталого боярства, он упрямый церковник, вознамерившийся «смирить» дерзкого царя. Но Житие святого и свидетельство о нем современников-бывших опричников немцев Таубе и Крузе - доносят до нас слово митр. Филиппа к его антагонисту, за которое он заплатил жизнью.

По сути Житие и воспоминания Таубе и Крузе, будучи двумя независимыми источниками, не расходятся друг с другом. Приведем цитату из воспоминаний по книге Г. Федотова: «Всемилостивейший царь и великий князь, доколе ты хочешь лить невинную кровь твоих верных людей и христиан? Доколе неправда будет царить в русском царстве? Татары и язычники, весь свет говорит, что у всех народов есть закон и правда, а на Руси их нет; во всем свете преступники, которые ищут милосердия у властей, находят его, а на Руси нет милосердия и для невинных и праведных. Подумай о том, что, хотя Бог возвысил тебя в мире, ты все же смертный человек, и Бог взыщет с рук твоих невинную кровь. Камни под ногами твоими, если не живые души, возопиют и будут обвинять тебя и судить; я должен сказать это тебе, по повелению Божию, хотя бы меня за это постигла смерть. Пророчество исполнилось вполне в судьбе царя.

Всё об опричнине Ивана Грозного: причины, этапы, итоги

В 2021 году Русская Православная Церковь отмечает 455-летие со дня восшествия на митрополичью кафедру святого митрополита Филиппа. Имя пользователя или адрес электронной почты. Митрополит против опричнины фото. Слово митрополита. Митрополит беседовал с царём — взывал к его благочестивым устремлениям.

Отметьте имя митрополита, погибшего во время опрични­ны: — ответ на вопрос

3. Итогом опричнины для экономики России стало: а) некоторое снижение темпов экономического развития б) значительное ускорение темпов экономического развития в) начало острого экономического кризиса +. Филипп поставил ультиматум: он станет митрополитом только в случае отмены опричнины. Московский митрополит Филипп осуждал Опричнину и не хотел ее принимать.

Митрополит Филипп Московский: житие, борьба с опричниной и конфликт с Иваном Грозным

После сведения с кафедры, митрополит Филипп был отправлен на покой в Московский монастырь Николы Старого, где на его содержание Государь повелел выделять из казны 4 алтына в день. А это по тем временам немалые деньги, если перевести в копейки, то это составит 12 копеек. Напомню, что на 5 копеек можно было тогда купить 16 кг ржи. Таким образом, в месяц Владыко Филипп мог получить 3 рубля 60 копеек, а так как корова и лошадь шли тогда по 1 рублю, то можно представить данный факт, как свидетельство доброго отношения, Царской заботы о своем верном человеке. Думается, что, скорее всего, Государь так не поступил бы, если бы поверил грязной клевете на Святителя. Несомненно, что это всё понимали враги Бога, Царя и Отечества. Под каким-то благовидным предлогом этим изменникам удалось удалить Святителя в Тверской Отрочь Успенский монастырь. Убийство святого митрополита было лишь делом времени... В декабре 1569 года Государь с войском двинулся на Новгород, для того, чтобы искоренить измену и уничтожить ересь жидовствующих. Могли открыться связи новгородских предателей, среди которых центральное место занимал архиепископ Пимен, с московской боярской мафией, замешанной в деле смещения владыки Филиппа с митрополии. В этих условиях Царский друг становился для них опаснейшим свидетелем.

Его решили убить сразу, не откладывая, так как понимали, что Грозный близко. Государь поручает своему верному опричнику Малюте Скуратову найти Филиппа, но тот застаёт его уже убиенным и сразу, не откладывая, уезжает, чтобы доложить об этом Царю. Вот тут то на него и повесили то, чего он не делал. Клевета начинает распространяться вместе с «Житием Святителя Филиппа», в котором лживый автор пишет следующее: «Малюта вошел в келью и, смиренно кланяясь, сказал святому: «Владыка, подай благословение Царю идти в Великий Новгород». Зная, зачем пришел царский посланец, Филипп ответил: «Делай то, за чем ты пришел ко мне, и не искушай меня, лестью испрашивая дар Божий». Малюта взял подушку и задушил ею святого. Потом поспешно вышел из кельи и, сообщив о смерти его настоятелю и братии, стал укорять их в небрежении к узнику, который будто бы умер от чрезмерного угара. Не давая им опомниться, Малюта приказал вырыть глубокую яму за алтарем соборной церкви и при себе погрести тело. Не было при этом ни звона колоколов, ни благоухания фимиама, ни, быть может, самого пения церковного, ибо злой опричник спешил скрыть следы своего преступления.

Складывается впечатление, что не так уж и тяжела. И это умышленно затушевывается современниками событий и историками. Да, известно, что в 1572 году Иван Грозный сослал а может, перевел или игумен сам ушел? Паисия в Валаамский монастырь. А до того? Стало быть, с 1568 по 1571 год на Соловках игумена не было? Не ясно. Вот их дословный перевод: Царь вызвал представителей всех духовных и светских чинов и потребовал, чтобы они отрешили от сана порочного митрополита и привлекли его к публичному суду и приговорили бы к смерти. Я с 53 лет жил доныне, а мне теперь 79 лет с цифрами явные ошибки, Филиппу было 60 лет. Впрочем, делай, что хочешь. Тут лежат мой посох, шапка и мантия, и вот я приказываю вам, епископам, архиереям, игуменам и всем духовным отцам, пасите ваше стадо и заботьтесь о том, чтобы вы могли дать обо всем ответ перед Богом и бойтесь больше всего Того, Кто может отнять вашу душу, а не бренное тело. С этими словами он направился к двери, чтобы выйти. Так как великий князь не желал такого благородного прощания и ему не понравилось то, что митрополит сам сложил с себя с таким лукавством и проворством свое облачение, объявил он коварно духовным чинам, что он не желает, чтобы митрополит так быстро уехал, и он не будет судить его прежде, чем обдумает все хорошенько. Поэтому митрополит должен вновь одеть свое облачение, и он решил послушать в великий праздник, в день св. Михаила, его богослужение. Так как митрополит склонился на сильные убеждения духовных чинов и решил служить последнюю службу и потом сложить с себя сан, вновь одел он свое облачение для свершения службы. Когда великий князь узнал это, приказал он Малюте и другим убийцам, как только митрополит захочет взойти на алтарь, подойти к нему, сорвать у него силой шапку с головы и все принадлежности его сана и бить его по лицу этими же предметами и оставить его в церкви нагим. Так это все и случилось. Затем приказал великий князь взять его, положить на деревянные сани и затем заключить в монастырь. Через несколько дней он вздумал убить его и сжечь, но духовенство упросило великого князя даровать ему жизнь и выдавать ему ежедневно 4 алтына, что составит приблизительно 10 литовских грошей. И его послали в монастырь в Тверь, где он прожил со дня св. Михаила до февраля следующего года. Насколько достоверны эти растиражированные историками и писателями рассказы, наглядно демонстрирует фрагмент, посвященный кончине Филиппа.

Вполне вероятно, что в истории с убийством патриарха Филиппа Малютой Скуратовым по приказу Ивана Грозного также имел место оговор царя. Хотя, согласно данным исторических хроник, публичный конфликт митрополита и Ивана Грозного действительно имел место. До восхождения на митрополичий престол Филипп являлся игуменом Соловецкого монастыря, находился с царем в близких доверительных отношениях. Именно Иван Грозный санкционировал выдвижение Филиппа на митрополичий престол. При этом царь рассчитывал на поддержку Филиппом своей политики. Однако вышло наоборот. Митрополит Филипп активно и публично обличал существование опричнины, произнося против нее обличительные проповеди. Однажды, 22 марта 1568 года, Филипп и вовсе отказался признать Ивана Грозного, который пришел в храм в одежде простого опричника. Благословение от митрополита царь в тот день получил лишь после просьбы бояр. Неудивительно, что вскоре Филипп подвергся опале и был сослан в тверской Отроч Успенский монастырь. В качестве предлога для примирения накануне новгородского похода царя в 1569 году к святителю Филиппу за благословением выехал Малюта Скуратов. Незадолго до этого Григорий Лукьянович был назначен головой опричного сыскного ведомства по делам государственной измены и стремился доказать царю свою преданность. Сторонники гибели митрополита Филиппа от руки опричника утверждают, что Малюта Скуратов 23 декабря 1569 года вошел в келью к опальному священнослужителю, где с наигранным смирением попросил благословить Ивана Грозного на поход для искоренения измены в Новгороде и Пскове. С одной стороны, низложенный митрополит Филипп понимал, что отказ от благословения означает его немедленную смерть, а с другой - не мог не догадываться, сколько смертей принесет этим городам поход опричного войска. По легенде, святитель произнес: «Не кощунствуй, а делай то, зачем пришел». Малюта Скуратов, очевидно, ожидал подобного ответа, поскольку тут же бросился на Филиппа и задушил его подушкой.

Федоровым, его сторонник троюродный брат митрополита Михаил Колычев был убит вместе с тремя сыновьями. Царь приказал голову Михаила зашить в кожаный мешок и отправить Филиппу в монастырь, надеясь запугать святителя. Митрополит Филипп, не прибегая вначале к открытым выступлениям против опричнины, посылал Ивану Грозному увещевательные письма, в которых призывал царя смириться и одуматься. Государю надоели эти послания. Он стал называть Филиппа Филькой, как в народе величали простаков, недоумков или простофилей. Письма от митрополита царь с издевкой именовал «Филькиными грамотами» — пустыми, ничего не значащими бумажками. Так в русском языке появилось выражение «филькина грамота», означающее неграмотное послание, отписку, глупую канцелярскую писанину, не имеющую никакой законной силы. Находясь в Александровской слободе, царь в августе 1568 года отдал приказ о проведении суда над главой церкви. В Москву был вызван новгородский архиепископ Пимен, который должен был возглавить соборный суд над Филиппом. Царь побоялся обвинить митрополита в государственной измене и намеревался низложить его за «порочную жизнь». Перед судом прокатилась волна казней сторонников И. Федорова и митрополита. На Церковном соборе особенно ярым обвинителем митрополита был новгородский архиепископ Пимен, во всем послушный царю. Заставили ложно высказаться соловецкого игумена Паисия, которому обещали сан епископа. Послушные иерархи клеветали на святителя, только бы угодить государю. Перед духовенством и боярами Филипп не только отверг все предъявленные обвинения, но вновь потребовал от Ивана прекратить опричнину. Митрополит отказался от сана. Грозный не принял отставку и повелел Филиппу вновь принять митрополичьи символы. Когда Успенский собор заполнили прихожане и Филипп начал богослужение, ворвались опричники во главе с Алексеем Басмановым и Малютой Скуратовым, прервали службу.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий