Новости о чем опера хованщина

В сюжете оперы «Хованщина» объединены события, которые в исторической реальности растянулись на семь лет: два стрелецких бунта, второй из которых возглавил князь Иван Хованский в союзе со старообрядцами, и приход Петра I к власти. И вот, в «Хованщине» он смог, наконец, воплотить все свои творческие замыслы. Это — последняя опера композитора, над созданием которой он работал с 1872 года по. Действие оперы происходит в Москве в 1682 году.

«Хованщина», или загадка умирающего Мусоргского

Он рассказывает о нападении солдат Петра на Стрелецкую слободу. Это известие ошеломляет стрельцов. Они взывают к своему начальнику Ивану Хованскому. Однако Хованский сам в растерянности: стрелецкое дело накануне гибели. Чтобы отвлечься, он приказывает крепостным девушкам развлечь его. Входит Шакловитый. От имени царевны Софьи он зовет князя на государственный совет. Польщенный Хованский приказывает подать себе парадные одежды.

Однако радужным мечтам князя не суждено сбыться: Эмма, проникшая в покои вместе с Шакловитым, наносит Хованскому смертельный удар кинжалом. Месть свершилась. Князь Голицын отправлен под конвоем в ссылку, рейтарам дан приказ окружить раскольничьи скиты. Не знает о крушении заговора лишь Андрей Хованский. Он не верит Марфе, сообщившей об убийстве его отца, и тщетно пытается созвать свой полк. Однако, увидев стрельцов, которых ведут на казнь, Андрей понимает, что всё погибло, и в страхе просит Марфу спасти его. Стрельцы готовятся принять смерть, но посланец Петра в последний момент объявляет указ о помиловании.

Досифей хочет испытать свою паству, и обращается к ней с призывом сгореть в очищающем огне. Но в святом огне сгорает греховный старый мир, даря многострадальному народу надежду на новую, лучшую жизнь.

Вместе с Российским национальным молодежным симфоническим оркестром пианист исполнит Рапсодию в стиле блюз Джорджа Гершвина, затем прозвучат «Симфонические танцы» из романтичной «Вестсайдской истории» Леонарда Бернстайна. А уж потом начнется искрометная и полная музыкального юмора череда джазовых импровизаций, в которых вместе с Мацуевым участвуют виолончелист Борислав Струлев, домбристка Екатерина Мочалова, контрабасист Андрей Иванов и перкуссионист Александр Зингер. Валерий Гергиев, оркестр Мариинского театра и солисты Молодежной академии представят в столице оперу Россини «Золушка».

Лучшего способа для создания праздничного настроения не придумать: сказочная лирическая история здесь приправлена изрядной долей шуток. Вокальные партии созданы для исключительно виртуозных исполнителей, а партия Золушки в репертуаре — гордость всех сопрано мира. Полусценическая версия предполагает декорации и костюмы, так что на сцене Концертного зала им. Чайковского разыграют настоящий спектакль. Концертный зал им.

Условно программу можно было бы назвать «До и после модернизма»: в нее вошли Первый скрипичный концерт, оконченный совсем молодым композитором в год революции, и Пятая симфония, премьера которой состоялась зимой 1945 г. Романтизированный, лирический концерт и эпическая монументальная симфония, между ними — годы эмиграции, период экспериментов, поиск музыкального языка, попытка ответить на вызов времени. Первый скрипичный концерт, который, по словам автора, обещал «быть трогательным», Прокофьев писал, переживая влюбленность, которая затмевала предчувствие глобальных катаклизмов. Симфонию — вернувшись из эвакуации, пытаясь написать оммаж «величию человеческого духа». По легенде, на премьере в Большом зале Московской консерватории Прокофьев дирижировал сам — и как только он поднял руки, раздался грохот салюта, которым в то время отмечали победы на фронте.

Мерцает неприятным светом прозаический, бессовестно и тихо одержимый Досифей филигранная роль Дениса Макарова. Не соль земли, не скрепа, а серая мышь этот бывший князь Мышецкий. Темнеет на свету парадоксально объемная, лирико-эпическая фигура предателя Шакловитого, сделанная Антоном Зараевым выпукло, на пределе возможностей. Даже Голицын Нажмиддин Мавлянов замечательно сдержан и больше всех аккуратен по части дикции , которому в общем-то нечего предъявить, кроме приказа убрать свидетельницу собственной слабости, виноват уже хотя бы потому, что попал со своей либерально-западнической физиономией в царство по-разному бесноватых как кур в ощип. Преступница — Софья, преступник — Петр и тут режиссеру даже не нужно ничего делать — сам Шостакович укомплектовал соответствующие такты Мусоргского барабанной дробью своей Седьмой симфонии. И Марфа при всей любви безумная провокаторша Ксения Дудникова, голос внушительной силы и обворожительно красивого тембра. Может, и не она больше всех виновата, и вообще — жертва, но мы видим, что страшные вещи делаются в том числе ее руками. Кто здесь хоть сколько-нибудь не хор — тот и виноват. Спектакль Тителя — цельный манифест безвинной жертвенности хорового героя, спасительной идентичности профилей и времен.

Народ — всегда заложник чужих манипуляций. А кто не народ — чужой. Как и неразличимы конкретные лица в хоровых группах, так же тщательно распределена и вина между персонажами драмы — ее степень уже не установить. Титель рассказывает историю вечных страданий народа с редкой доходчивостью. Простоте и ясности его концепции не мешает характерная поэтичная бесхарактерность некоторых подробностей: алюминиевые тазы и ведра исправно приближают те времена к этим, и та же функция у листовок, брошенных в народ, который перед тем, как мы видели, не умел читать.

Действие второе. Князь жаждет власти, но не может решиться на мятеж. Страх перед царской немилостью парализует его волю. Желая заглянуть в будущее, зовет он гадалку Марфа предсказывает ему опалу Князь, чтобы не распространились слухи, приказывает слуге утопить гадалку на болоте. Разгорается ссора Ее прекращает Досифей — надо искать решение судьбы Руси. Запыхавшись вбегает Марфа. Гневно обличает она Голицына и рассказывает о том, как спасли ее петровцы. Страшную весть — Петр знает о заговоре и повелел с ним покончить — сообщает заговорщикам Шакловитый Действие третье. Картина первая. Стрелецкая слобода. Марфа, вспоминая о былой любви князя Андрея, в песне изливает горе. Песню Марфы слышит старая раскольница Сусанна. Она злобно грозит Марфе судом, отлучением от церкви. Марфе ненавистна глупая фанатичка. Рассказом о пылкой любви она приводит Сусанну в бешенство. Появившийся Досифей прогоняет старую раскольницу и теплым, сочувственным словом успокаивает Марфу. Пробуждаются с похмелья стрельцы. Разгорается буйное, бесшабашное веселье. Стрельцов пытаются унять их жены, но причитания разъяренных женщин на них не действуют. Прерывает буйство подьячий. Похоже, он насмерть запугай, он пришел сообщить стрельцам о беде: в слободе петровские рейтары, они не щадят ни старых, ни малых. Растерянные стрельцы молят Хованского вести их против рейтар. Но Хованский боится гнева Петра и советует стрельцам покориться, разойтись по домам. Картина вторая.

М. П. Мусоргский. Опера "Хованщина". Краткое содержание

Собирается народ. Стрельцы восторженно приветствуют появление своего начальника, «бати» — князя Ивана Хованского, полновластного хозяина Москвы. Окруженный стрельцами, Хованский отправляется на объезд города. На площадь прибегает Эмма, девушка из Немецкой слободы, спасающаяся от преследований молодого князя — Андрея Хованского. Андрей догоняет ее, обнимает, требует полюбить его.

Эмма плачет, рвется из его объятий. Это видит раскольница Марфа, любовница князя Андрея. Она упрекает князя в измене и настаивает, чтобы он отпустил Эмму. Возвращается князь Иван Хованский со стрельцами.

Ему приглянулась Эмма, он приказывает стрельцам схватить «лютерку» и отвести ее к нему, за «караул». Андрей выхватывает нож, чтобы убить Эмму, не отдать ее живой в руки отца и стрельцов. Рассерженный Иван Хованский хватается за саблю. Их останавливает Досифей, глава раскольников.

Ей грозит гибель от царя Петра и его приверженцев. Досифей молится о победе над «антихристом». Под тяжелые, мрачные звуки колокола Досифей и раскольники медленно уходят на церковный собор. Голицын читает любовное письмо, полученное им от государыни.

Голицыну льстит любовь Софьи, но он боится связать свою судьбу с судьбой царевны. Как знать — кто победит в борьбе: Софья или Петр? Приближенный князя Варсонофьев докладывает, что к Голицыну пришла «колдовка». Входит Марфа.

Над чашей с водой гадает она князю — предсказывает ему судьбу. Голицын с тревогой спрашивает: «Что сказалось? В кабинет входит приглашенный на тайное свидание князь Иван Хованский. Он обвиняет Голицына в неуважении к боярской чести, в унижении боярского достоинства.

Голицын возражает, он лишь борется с боярской строптивостью. Спор становится все горячее. Князья готовы уже подраться, но входит третий участник совещания — Досифей — и останавливает их. Досифей предлагает князьям, не мешкая, обсудить неотложный вопрос: как сохранить старую Русь от нововведений царя Петра, как уберечь старую веру и боярские права.

Надо терпеть и ждать, ибо и ему страшен царь Петр. Четвертое действие. Первая картина. Палата в подмосковной вотчине Хованских. Сенные девушки песнями развлекают хмурого, терзаемого тревогой князя Ивана. Персидские рабыни пляшут перед ним.

С недоброй вестью приходит слуга Голицына: грозные настали времена, князь советует вести себя осторожней. Но предостережение вызывает только дикую вспышку гнева Хованского. Внезапно появляется Шакловитый — царевна Софья просит князя на совет. Обрадованный и польщенный, Хованский наряжается в пышное платье, девушки запевают ему славу, но у самого выхода из палаты убийца ударом кинжала поражает Хованского насмерть. Шакловитый торжествует над поверженным врагом. Вторая картина.

Красная площадь. Медленно движется печальный поезд — везут в ссылку князя Голицына. Скорбит, не видя выхода, другой представитель старой Руси, Досифей.

Боярин Федор Шакловитый — ставленник царевны Софьи — диктует подьячему донос на главу Стрелецкого приказа, князя Ивана Хованского, задумавшего захватить власть и посадить на престол сына Андрея. Иван Хованский, в окружении стрельцов и приветствующих его людей из народа, выходит на площадь. Князь и стрельцы отправляются в обход по Москве. На площади появляется Эмма — девушка из немецкой слободы. Она пытается скрыться от преследующего ее, одержимого страстью Андрея Хованского.

Раскольница Марфа, бывшая возлюбленная Андрея, останавливает насилие. Эту сцену застает возвратившийся Иван Хованский. Он отдает девушку на растерзание стрельцам, но Андрей готов скорее убить ее, чем допустить это. Занесенный над девушкой нож властно останавливает Досифей, глава раскольников. Старообрядец дарит Эмме свое благословение и тем самым спасает от поругания: отец и сын Хованские отступают перед волей своего властного союзника. Но в девушке зарождается жажда мести. Князь погружен в тяжелое раздумье, его одолевает страх перед будущим. В княжеские покои входит Марфа.

Под видом гадания она усыпляет бдительность Голицына, чтобы выкрасть важный документ и передать его петровцам. Предсказание опалы приводит суеверного князя в ужас. Чтобы сохранить пророчество в тайне, он велит слуге убить гадалку, но Марфа успевает скрыться. В кабинет входит Иван Хованский.

Написать оперу об этой эпохе в русской истории композитору посоветовал В. Стасов, которому Мусоргский и посвятил оперу. Их переписка — бесценный источник сведений о ходе работы над этим шедевром. Композитор делился со Стасовым мельчайшими деталями сюжета, когда разрабатывал его. Вот лишь один пример их переписки: «Вступление к «Хованщине» почти готово, рассвет на восходе солнца красив, довел до того пункта, где донос диктуется, то есть с маленькою сценкою Шакловитого. Выработка идет изрядная, шесть раз отмеришь и один раз отрежешь: нельзя иначе, таково что-то внутри сидящее подталкивает на строгость. Подчас рванешься, ан нет, стой: внутренний повар говорит, что суп кипит, но на стол подавать рано — жидок будет, может, придется еще какой корешок или соли подкинуть; ну, повар лучше меня свое дело знает: жду. Зато уж попади только суп на стол — зубы съем» из письма Мусоргского от 2 августа 1873 года. Он писал её с перерывами до самых последних дней своей жизни, но так и не довёл до конца. Недописанной осталась музыка 2-го действия рукопись обрывается на словах Шакловитого «И велел сыскать…» и 5-го действия. Некоторая часть автографов утеряна, в том числе «Любовное отпевание Марфы», которым Мусоргский особенно гордился. В оркестровке Мусоргского сохранились только хор стрельцов «Поднимайтесь, молодцы» 3-е действие и Песня Марфы. Всю оперу оркестровал впервые Николай Андреевич Римский-Корсаков , предпочитавший называть свою работу не оркестровкой, а обработкой. Исходя из собственных профессиональных убеждений и учитывая требования времени, он значительно сократил оперу, дописал необходимые связки, изменил голосоведение и гармонию Мусоргского. Партитура Римского-Корсакова была издана в 1883 г. В 1958 г. Дмитрий Шостакович по авторскому клавиру, изданному П. Ламмом 1932 сделал новую оркестровку. Именно этот вариант использован в фильме-опере «Хованщина» 1959 г. В 1960 году опера в данной редакции была поставлена в Ленинграде в Кировском Мариинском театре. Партитура Шостаковича издана в 1963 году. Собственную версию заключительного хора в сцене самосожжение раскольников написал И. Стравинский , совместно с М. Равелем подготовивший новую редакцию оперы для постановки в 1913 году в Париже труппой С.

М. П. Мусоргский. Опера "Хованщина". Краткое содержание

В тот самый миг в комнату врывается Шакловитый и ставит всех в известность о том, что Петру стало известно о готовящемся заговоре, что он велел разыскать тех, кто устроил эту «хованщину». В дальнейшем Мусоргский часто упоминал «Хованщину» в письмах, когда рассказывал о трудностях и новостях, связанных с созданием оперы[64]. В Пскове впервые прозвучала легендарная опера Мусоргского «Хованщина» в исполнении артистов Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. «Хованщина». М. Мусоргский Опера в 2-х действиях Премьера состоялась в 1995 году.

На новой сцене Мариинского театра представят «Хованщину» — к 185-летию Модеста Мусоргского

Финальный хор, сочинённый не Мусоргским, исполняется в воздушной оркестровке Игоря Стравинского – третьего из выдающихся русских композиторов, при участии которых «Хованщина» стала великой оперой на все времена. Не знаю, уместно ли в тексте об опере опасаться «спойлера», но не сказать о финале «Хованщины» – самосожжении раскольников – никак нельзя. В общем и целом если вы любите оперу, "Хованщину" нужно слушать обязательно. В отличие от других произведений Мусоргского либретто «Хованщины» не имеет какого-либо литературного первоисточника. Признаться, автор этих строк стал просматривать клавир оперы именно из-за этих самых подлинных напевов, в первую очередь старообрядческих. Признаться, автор этих строк стал просматривать клавир оперы именно из-за этих самых подлинных напевов, в первую очередь старообрядческих.

В Метрополитен-опера с оглушительным успехом прошла премьера оперы "Хованщины"

Впервые «Хованщина» была исполнена 9 февраля 1886 года силами Музыкально-драматического кружка любителей в Зале Кононова, в Санкт-Петербурге. Премьера в Мариинском театре состоялась 7 ноября 1911 года благодаря активному участию Фёдора Шаляпина. Он выступил в качестве режиссёра первой постановки и исполнил партию Досифея, подарив всему театральному миру эталонный образ этого персонажа. Традиции императорской премьеры сохраняются и в нынешнем спектакле, в режиссуре выдающегося советского оперного режиссера Леонида Баратова. Особое внимание создатели уделили реалистическим деталям, размаху массовых сцен и монументальности декораций. Оркестр Мариинского театра — один из главных героев оперы. Словно возвышаясь над действием в легендарных симфонических эпизодах — «Рассвет на Москва-реке» или мрачном «Поезде Голицына», он создает особую атмосферу спектакля: «Для меня звучание оркестра в финальной сцене гораздо важнее, чем бутафорские страсти на сцене.

В дальнейшем в репертуаре Мариинского театра опера представала с оркестровой партитурой Дмитрия Шостаковича, наиболее приближенной к первоисточнику. Изображение предоставлено «Собака. С исторической точки зрения сюжет основывается на событиях первой половины XVII века — стрелецкий бунт 1682 года и раскол Русской православной церкви.

Красная площадь. Крики стрельцов и князь Иван Хованский, отправляющийся в дозор. Он непростой, но насколько непростой, настолько интересный, гениальный и глубокий», - Михаил Петренко, солист Мариинского театра, лауреат международных конкурсов, исполнитель роли Хованского. Последняя опера Мусоргского, народная музыкальная драма в пяти действиях. Стрелецкие бунты, приход Петра Первого к власти. И вся самобытность народной культуры и жизни, так вдохновлявшей композитора на родной Псковской земле. Он долгие годы искал самые совпадающие с декламационной, с речевой стилистикой вокальные линии. Это большая радость такого единения, духовного единения со своей Родиной в сложные для нее исторические моменты», - Роман Бурденко, солист Мариинского театра, лауреат международных конкурсов, исполнитель роли Шакловитого.

Почти пять часов пролетают как одно мгновение! Страшная история боярской смуты начала правления Петра Первого, борьба за верховенство царской власти с патриархом Никоном, искоренение ересей, гонения на старообрядцев и раскольников, облеченная Мусоргским в живописную, невероятно выразительную, очень русскую музыку! В ней — и патриархальная старина, и грозные погребальные мотивы петровских расправ с бунтующими стрельцами и заговорщиками-боярами, и трагические рыдания сжигающих себя и ускользающих от царского преследования раскольников. Опера в деталях рассказывает о том, как уходила старая Русь, а ей на смену шла новая петровская Россия. Стрелецкие бунты, заговоры бояр, религиозный раскол, дворцовые перевороты, кровавые расправы, пьяные княжеские забавы, народ, ищущий защиты у своего барина, иностранцы в царском услужении. И сегодняшний спектакль как-то особенно высветил все эти вехи истории, дополненные в сознании каждого современного человека массой ассоциаций из литературы, кино, произведений художников. Опера сегодня произвела на меня какое-то магическое впечатление! Завораживающе звучала музыка, оркестр под управлением Валерия Гергиева рисовал то просветленные картины безмятежной русской жизни, то мрачные расправы над бунтовщиками, то полные трогательной простоты народные сцены, то не знающие границ княжеские увеселения, то ужасы раскольничьих самосожжений. Князья творили свои черные дела, рвались к власти, развлекались. Досифей спасал девушек, сначала Эмму из немецкой слободы, потом Марфу, раскольницу и бывшую возлюбленную княжича Андрея Голицына.

М. Мусоргский. Хованщина

В Пскове впервые прозвучала легендарная опера Мусоргского «Хованщина» в исполнении артистов Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Идея создания оперы «Хованщина» у Мусоргского могла возникнуть после завершения первой редакции «Бориса Годунова» или летом 1872 года. Сюжет оперы трагичен, и учит не сдаваться ни при каких обстоятельствах. Опера-хроника, опера-эпопея ’’Хованщина” не укладывается в русло русской эпической оперы ни по градусу драматической конфликтности, ни по остроте столкновений борющихся группировок, ни по эмоциональному накалу переживаний действующих лиц. С той поры, как Мусоргский, по собственному признанию, «соделал тетрадку и назвал её “Хованщина”» (1872), продолжается крёстный и славный путь оперы. Об опере М.П. Мусоргского «Хованщина» Либретто оперы «Хованщина».

Хованщина (опера)

В нем и приход к власти нового царя, и непримиримое противостояние раскольников-старообрядцев, и неразделенная любовь. Несмотря на выдающуюся литературность, опера не имеет книжного первоисточника. Мусоргский, уже зрелый композитор, самостоятельно написал либретто. Он почти дописал клавир, не хватало лишь небольшого куска в финальной сцене самосожжения раскольников. После смерти композитора оперу завершил и инструментовал Римский-Корсаков. И продолжительное время «Хованщина» шла в редакции Римского-Корсакова.

Сам Шаляпин в 1911 году пел партию Досифея в Мариинке. Он же способствовал переносу спектакля с декорациями Константина Коровина на сцену Большого театра. В 1959-м Шостакович оркестровал партитуру. И с 1960 года Мариинка тогда Театр оперы и балета имени Кирова первой обратилась к редакции Дмитрия Дмитриевича. Эту версию с декорациями Федора Федоровкого и представили в Москве.

Действие оперы разворачивается в Москве. На следующий день после кровавых стрелецких погромов дозорные хвалятся расправой над ненавистными боярами. В это время боярин Федор Шакловитый — ставленник царевны Софьи — диктует подьячему донос. Общая история двух главных театров страны насчитывает не один век Он пишет молодому Петру I на главу Стрелецкого приказа, князя Ивана Хованского, задумавшего захватить власть и посадить на престол сына Андрея.

Решимость вождя старообрядцев идти на страшную смерть. Воодушевление им прочих к этой гибели. Да, всё — высоко-трагично. Именно высоко. Sublime, если угодно. Но вопрос: при чём тут, в деяниях русской истории XVII века, барокко и отнюдь не в ключе, скажем, партесов того времени, что хотя бы формально было непротиворечиво — а высокое барокко, коего в русской музыке и не бывало? Тем паче — при чём тут классицизм? Когда во вступлении к III действию для характеристики полузападной обстановки кн. Голицына звучит некая пародия на классицистскую композицию — это понятно; композиция как бы обозначает образ Запада. Пусть он и не соответствует требованиям изображаемого времени — но в условном мире оперы нужны яркие, чёткие образы. А зачем нечто похожее прослеживается в гадании Марфы? Здесь уж явно ни к чему образ Запада любого времени. Буйные стрельцы, разом протрезвевшие и с трепетом призывающие своего начальника — здесь-то с какой стати нечто около-баховское, пусть и примитивизированное? И уж тем более — старообрядцы в V действии. У них есть и так свои мелодии, пусть поздние — но из их мира и прекрасно использованные в опере. Зачем же для передачи их чувств притягивать то некое полу-баховское прелюдирование, то нечто монтевердиевское? Вроде бы нелогично. И никак не отвечает тогдашним установкам на нечто «исконное», натуралистическое. Но ведь получилось! Да ещё как получилось — при всей недописанности оперы! Вывод может быть только один: Мусоргский убедился — или, лучше сказать, почуял — что все его прежние авангардистские находки в этом диапазоне не работают. Что для того, чтобы передавать задушевные, потрясающие предсказания, взывания толпы к своему вождю или страшную решимость идти на гибель, надо унестись в прошлое. Надо начать писать языком иногда времён барокко, а иногда времён классицизма. На тех «новых берегах», на которые манил всех Стасов и на которых одно время усердно пасся сам композитор, такое не растёт. Нужно воскресить то, над чем смеялись — и тогда будет возможность написать нечто высоко-трагическое. Пресловутый прогресс дал немало интересного, но ничего высокого, по-настоящему трагического.

Личные добродетели некоторых людей, вышедших на майдан и искренне расстроенных человеконенавистническими воплями марширующих укрофашистов с евромайдана: «Москаляку на гиляку! При всех их недостатках. Испания 1939 года была лучшим доказательством этого. Говорят, что сцена не терпит лжи, беспощадно освещает ее словно прожектором, не давая замаскироваться холодности под горение, пустоте — под содержательность, ничтожеству — под значительность, злу под добро. Мы не вправе упрекать талантливых постановщиков и актеров Хованщины в МАМТе за то, что они сводят всю политику к грязи честолюбия, забывая о ее объективной роли в развитии рода человеческого. Но чем больше талант художника, тем масштабнее и его ошибки. Но спектакль вышел очень мощным. Постарайтесь его не пропустить. Он того стоит. Спи, русский люд, ворог не дремлет! Ах, ты и в судьбине злосчастная, родная Русь! Кто ж, кто тебя, печальную, от беды лихой спасет? Аль недруг злой наложит руку на судьбу твою? Аль немчин злорадный от судьбы твоей поживы ждет? Стонала ты под яремом татарским, шла, брела за умом боярским.

Хормейстер — засл. России Л. Тадтаева Балетмейстер — лауреат Всерос. Бутримович Художник по костюмам — А. Мамаев «Хованщину» Мусоргский назвал народной музыкальной драмой.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий