Новости медведи комы по древнеславянски

Поэтому «медведь ком» может быть понимаем как символ опасности или угрозы, нависшей над человеком. Именно комам, то есть медведям, отдавались первые блины на старославянскую Комоедицу, аналог нынешней Масленицы. То есть, медведям (по–древнеславянски комы — медведи). Якобы был у русских такой обычай – при наступлении весны и прихода Дня весеннего равноденствия носить свежеиспечённые блины в лес и развешивать их по сучьям деревьев.

Масленица-Комоедица — грандиозные похороны Великой Мары, Богини Зимы

Существует версия, что когда-то на Руси медведя звали «ком» или «кома». Древние славяне называли медведя Ком. Отсюда правило — «первый блин комам», т.е. медведям. То есть, медведям (по–древнеславянски комы — медведи). Якобы был у русских такой обычай – при наступлении весны и прихода Дня весеннего равноденствия носить свежеиспечённые блины в лес и развешивать их по сучьям деревьев. Велеса изображали в виде старца с рогами, которого повсюду сопровождали комы (медведи).

Происхождение праздника, где и когда

  • День пробуждения медведя.
  • Праздник пробуждения медведя - - все о праздниках и празднованиях
  • Что за праздник Комоедица?
  • Кого древние славяне называли комами? Ответы на вопрос: 25

Первый блин комом: 20 марта на Комоедицу раскрываем загадку старой пословицы

Существует версия, что когда-то на Руси медведя звали «ком» или «кома». Отсюда «команика», ягоды кома – малина, которую называли медвежьей ягодой за пристрастие медведей лакомиться малиной. Комы – это медведи, так их называли наши предки.

Откройте свой Мир!

Дежурные: – У многих народов, в том числе и у славян, существовал обычай отдавать первые блины комам (по-древнеславянски комы – медведи). Комы медведи по древнеславянски. Блин комам медведям. Первый блин комам (Ком — медведь, отсюда же «команика» — медвежья ягода, она же ежевика, снобориха), его относили в чащу, жертвуя косолапому хозяину леса — великому Медовому зверю кому. Комы – это медведи, так их называли наши предки. комам, в смысле медведям. Говорят - славянская традиция. После чего начало было уже вытесняться новыми иносказаниями: мишка, топтыгин, косолапый и т.д. “Ком”, возможно, тоже иносказательное: медведь похож на большой шерстяной комок из-за кажущейся неуклюжести.

Комы это медведи - 89 фото

Всё дело в том, что они собственно никак и не связаны за исключением того, что просыпаются весной. И он, действительно, просыпается приблизительно на Весеннее равноденствие. Бер это не просто медведь как зверь, а это ещё и дух Зверя - Хозяина Леса, отсюда и его связь с Веле-сом. Бер - хозяин леса, его защитник и распорядитель, как одна из ипостасей Велеса. И дерево спиливали под КОМель, то есть брали часть дерева до Кома. Духи деревьев тоже в это время просыпаются, и вот им-то и идёт первый блин! Первые блины несли в лес и клали на пни, то есть на место где живёт Ком.

Главным яством великого праздника Комоедицы является блин - в славянской традиции символизирующий Солнце. Утром люди торопятся на капище, высокое место, где подсохла земля. Возле капища на перекрёстке дорог рассыпают зерно. Это делается для того, чтобы навьи духи , принявшие образ сорок, поедали зерно и не мешали празднику. Это один из древнейших русских праздников - день почитания Медвежьего Бога: принесение жертвы требы великому Медовому Зверю. Слава Родным Богам нашим и Предкам премудрым! И так, давайте разберемся, что такое Масленица? И что за непонятное слово Комоедица? Комоедица - один из четырех древнейших солярных славянских праздников. Двухнедельное празднование Дня весеннего Равноденствия начало астрономической весны, 20 - 21 марта , прощание с Зимой и сжигание чучела Зимы, торжественная встреча Весны. Помимо празднования священного вступления Весны в свои права, в эти дени также почитали медведя: утром до завтрака торжественной процессией с песнями, плясками и прибаутками приносили великому Медовому зверю в лес «блинные требы» первыми выпекаемыми праздничными блинами и раскладывали их на пеньках. После этого начиналось праздничное пиршество. Наши предки называли медведя Ком отсюда правило - «первый блин комам», то есть медведям. Комоедицу начинали праздновать за неделю до дня весеннего равноденствия и продолжали празднество неделю после. На эти две недели родичи каждого славянского рода собирались вместе для многодневного празднования и совершения обрядов. На протяжении многих веков Комоедица сохраняла характер широкого народного гуляния, сопровождавшегося пиршествами, играми, состязаниями в силе, быстрой ездой на лошадях. Сразу после праздника люди переходили к напряженным сельскохозяйственным работам, продолжавшимся все теплое время года. Масленица- христиан… После навязывания Руси христианства и последовавшего запрета старых обычаев, христианские церковники и власти долго и безуспешно боролись с традиционным народным праздником.

Объяснение такое: исконное название Масленицы, у которой языческие корни, — Комоедица. В давние времена наши предки почитали медведей как прародителей, вот и придумали весной что-то вроде блиноприношения устраивать - в честь пробуждения косолапых. Хозяйки пекли блины и относили к берлоге. Мишки проснутся голодные, обрадуются. А у известной всем пословицы есть полная версия, и звучит она так: «Первый блин комАм, блин второй — знакомым, третий блин — дальней родне, а четвертый — мне». И убойный аргумент для сомневающихся: комкаться блины не могли, поскольку раньше их пекли в печи, не переворачивая.

На перекрёстках дорог нужно было бросить горсть зерна. Наши предки верили, что умершие родственники непременно явятся на праздник в облике сорок, и оставляли им угощение. На специально подготовленные столы хозяйки ставили блюда с блинами, а после произнесения ритуальных слов люди принимались угощать друг друга. Обязательным было обращение к богам и предкам, что являлись хранителями рода. Многие ритуалы Комоедицы сегодня напомнили бы нам весёлые гуляния, однако в них был сакральный смысл. Например, в праздник нужно было прыгнуть через костёр. Вспомните сказку о Снегурочке — она растаяла как раз во время этого обряда. Огонь обладал очищающей силой, дарующей энергию человеку. Также следовало умываться талой водой, что считалась волшебной в дни Комоедицы. Древние славяне верили, что во время торжеств рядом с ними присутствуют незримо духи предков и те самые могучие звери, медведи-комы, которым поклонялись. Их силы помогали одержать победу над зимой, а после Комоедицы следовало приступать к земледельческим работам, ведь весна уже была совсем близко. Комоедица — старинный праздник славян В наше время Комоедицу сменила Масленица, что сумела найти место среди христианских обычаев, но сохранила многие старинные обряды. Конечно, немало ритуалов забылось или изменилось. Но приготовление блинов по-прежнему сопровождает встречу весны.

Связанные вопросы

  • Загадка медведей: почему Русь называла их комами?
  • История возникновения названия
  • От чего произошло слово комы в поговорке первый блин комам. - Умные вопросы
  • Комы это медведи - 89 фото
  • Кого называли комами?

«Это – встреча весны!». В Комсомольском районе провели славянский праздник и разбудили медведя

Современное восприятие комов в России... Комы — древние славянские боги в Русиartofconquest. И даже русское слово «медведь» поедающий мёд — это эвфемизм. Есть несколько вариантов, как могло звучать настоящее название этого животного в старославянском языке: «ворс», «ерс», «ворх» или «ерх». Кого называли комами? А комам — это значит медведям.

Так якобы в древней Руси называли медведей. Как называеться последний блин? Последний день Масленичной недели — это Проводы. В воскресенье чучело Масленицы на санях везут в поле. Это называется «масленичным поездом».

Затем чучело сжигают — это «похороны». Как называли древние славяне? Также принято считать, что они делились на три группы: — Венеды жили в бассейне реки Вислы — западные славяне. Кого славяне называли комами? Почему медведям первый блин?

Духи деревьев тоже в это время просыпаются, и вот им-то и идёт первый блин! Первые блины несли в лес и клали на пни, то есть на место где живёт Ком. Согласитесь, нести блин к берлоге где вот-вот проснётся голодная Зверюга дело далеко небезопасное. Теперь дальше о Бере. Он просыпается вместе с Комами, то есть Хозяин Леса вступает в свои права и вот тут нужно некое разъяснение. Чем питаются духи? Конечно силой энергией духом.

Наконец, «ком» может быть связан с представлением о грузе или обузе.

Медведь, будучи большим и сильным животным, может быть угрозой для людей и их имущества. Поэтому «медведь ком» может быть понимаем как символ опасности или угрозы, нависшей над человеком. Еще по теме: Невпопад или не в попад, не впопад - как писать правильно? Почему, правило? В целом, использование выражения «медведь ком» в русской культуре имеет глубокий смысл и является отражением сложного отношения к медведю, его силе и связи с богами. Это отражение традиционных представлений и верований, которые пронизывают русскую культуру. К тому же, «медведь ком» является символом и национальным стереотипом.

И получилось, что "Встречу Весны" начали праздновать в самый холодный месяц в году — феврале. Но с каждым годом все больше народу возвращаются к празднованию Комоедицы тогда, когда это должно быть по закону природы: после Дня Весеннего Равноденствия! Комоедицу, например, широко празднуют а Сибири. Слайд 13 Описание слайда: Итак, 24 марта — день пробуждения медведя. Как правило, первыми покидают берлоги крупные самцы зрелого и среднего возраста. Затем начинается массовый выход. Последними покидают берлоги самки с малышами. Слайд 14 Описание слайда: Выйдя из берлоги, зверь находится рядом с ней, если ему никто не мешает, еще несколько дней, причем по ночам он может возвращаться в берлогу. Через три-пять дней медведь уходит от берлоги. Изучение следов наводит на мысль, что в первые два-три дня у зверя отсутствует целенаправленность движений. Это похоже на свободное хождение ради удовольствия двигаться. Слайд 15 Описание слайда: Свободное бродяжничество упорядочивается к концу мая, и звери постепенно сосредотачиваются на первых проталинах с проростками трав, на солнечных склонах оврагов, на берегах незамерзающих рек и ручьев. Начинается ранневесенний период питания, скудный по количеству пищи, «голодный». На протяжении этого периода медведи продолжают использовать жировые запасы, накопленные с осени. Слайд 16 Описание слайда: Полностью свои жировые запасы медведи теряют к концу летнего сезона, а те, у кого их было недостаточно, начинают терять и мышечную массу. Слайд 17 На Земном шаре живет 8 видов медведей. Бурый медведь. Слайд 18 Описание слайда: Бурые медведи замечательно помнят все ягодные и грибные места в лесу.

Комы это медведи - 89 фото

Комы медведи. Ком медведь. Блин комам медведям. "первый блин КОМАМ"(по-древнеславянски комы-медведи).У древних славян был праздник Комоедица,посвященный пробуждению медведей,которых они считали прародителями блины приносили к берлогам мишек,которые просыпались от зимней спячки и. ком ´komos (отсюда- Комоедица).

Бер, МедВедь или КОМ? Александра Попова

В русских и славянских словарях «КОМ» в значении «МЕДВЕДЬ» не обнаруживается. Первый блин комам (Ком — медведь, отсюда же «команика» — медвежья ягода, она же ежевика (этимологический словарь Фасмера ежевику производит от слова ёж), снобориха), его относят в чащу, жертвуя косолапому хозяину леса. И забылась бы она, как и многие другие, если бы не пословица: «первый блин комАм», то есть медведям (по–древнеславянски комы — медведи, прим. ред.). Выпекая на Масленицу блины, бабушки приговаривали: «Первый блин комам, второй — знакомым, третий — родне, а. Древнеславянская Масленица Комоедица. Комы медведи по древнеславянски. Древние названия медведей. Медведь у древних славян название.

Масленица или Комоедица - древний славянский праздник!?!?

Традиции Комоедицы Традиции Комоедицы также отличаются в зависимости от того, какую версию её происхождения выбрать. Согласно славянской версии происхождения, Комоедица очень похожа по своим традициям на Масленицу: в это время точно так же пекли блины, точно так же устраивали масштабные гуляния и точно так же сжигали чучело Марены в знак победы над зимой. Однако есть и различия. Прежде всего, они зафиксированы в пословице «первый блин комом», которая на самом деле, согласно версии о славянской Комоедице, звучит как «первый блин комам» — то есть медведям. Последователи этой версии считают, что в праздник первые выпеченные блины носили в лес и оставляли на пнях для медведей, которые как раз в это время выходили из спячки. Тем не менее филологи к этой версии относятся скептически: они указывают, что нет никаких данных ни о том, что медведей славяне называли «комами», ни о том, что пословица «первый блин комом» вообще имеет древние корни. Так, ранним утром люди отправлялись к капищу, а на перекрёстке бросали горсть зерна — считалось, что умершие в праздник являются в обличии сорок, для которых и оставляли угощение. Затем накрывались праздничные столы, обязательно с блинами, пятую часть от всех кушаний также оставляли умершим. А по вечерам разводили костры и прыгали через них, веря, что это позволит очиститься от всего плохого.

Незамужних девушек и парней ловили верёвками, освободиться от которых можно было, только если заплатить выкуп или быстро выбрать себе пару. Белорусский праздник Комоедицы отмечался не так масштабно. Согласно записям Симеона Нечаева, в этот день, 6 апреля, следует подавать особые блюда, которые соответствуют тому, как питаются медведи. Это сушёный репник на первое, поскольку медведь питается растительной пищей, на второе овсяный кисель — ведь медведь любит овёс, а на третье — некие гороховые комы. Отсюда, согласно этой версии, и получил название праздник Комоедицы. Затем, после трапезы, нужно было лечь на лавку, но не спать, а медленно перекатываться с боку на бок, подражая тому, как в своей берлоге поворачивается медведь.

Однако, самым главным событием, связанным с молодожёнами и справляемым по всей Руси,было посещение тёщи зятьями,для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир если, конечно, зять был ей по душе. В некоторых местах "тёщины блины" проходили в среду на Лакомки ,но обычно приу-рочивались к пятнице. Если в среду зятья гостили у своих тёщ, то в пятницу зятья устраивали "тёщины вечерки"- приглашали на блины. Являлся обычно и бывший дружка, который играл ту же,что и на свадьбе,и получал за свои хлопоты подарок. Тёща обя-зана была прислать с вечера всё необходимое для печения блинов: сковородку,поло-вник и прочее,а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло. Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой и было поводом к вечной враж-де между ним и тёщей. Суббота- Золовкины посиделки. В субботу,на Золовкины посиде-лки золовка - сестра мужа молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Если золовки были ещё не замужем, тогда она созывала в гости и своих незамужних подруг. Если же сёстры мужа уже были замужем, то невестка приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по золовкам. Новобрачная нев-естка должна была одарить своих золовок подарками. Интересно,что само слово "зо-ловка",как считалось,происходит от слова "зло",так как сёстры мужа относились к невестке "пришедшей невесть откуда" недоверчиво и настороженно- вспомним,хотя бы русские народные сказки. Последний день масленичной недели называется Прощённым днём, когда люди просят друг у друга прощения. Если в течение года Славяне чем-то оскорбили друг друга,то,встретившись в "прощённый день",они непременно приветст-вовали друг друга поцелуем, и один из них говорил: "Прости меня,пожалуй". Второй же отвечал: "Бог тебя простит". Обида была забыта. С той же целью в прощёное воскресенье ходили на кладбища, оставляли на могилах блины, поклонялись праху родных. В этот день сжигалось чучело как символ зимы, которая закончилась. А пепел развеивали над полями - "на богатый урожай". Основным эпизодом последнего дня были "проводы масленицы", нередко сопровождаемые возжиганием костров. К этому дню делали чучело Масленицы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду,несли через всю деревню,иногда посадив чучело на колесо,воткн-утое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо топили в проруби,либо сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю. Иногда вместо куклы по селу возили живую "Масленицу":нарядно одетую девушку,женщину или старуху. Затем под крики и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег "проводили Масленицу". Там же,где не делали чучела Масленицы, обряд "проводов" состоял, главным образом, в возжигании общесельских костров на возвышенности за селом или у реки. В костры помимо дров бросали, всякое старьё - лапти, бороны, кошели, веники, бочки и другие ненужные вещи, предварительно собранные детьми по всей деревне,а иногда и специально для этого украденные. По одной из версий название этого праздника является одним из имён богини Лели. Подстать своему игровому имени, Леля является одной из самых многоликих Богинь, представая перед людским родом - то в облике любвеобильной девочки аналоге Амура , то ликом бледным - нежной девушки,а на весеннее равноденствие- в пышном теле с румяными щеками Масленицы. Сама же Масленица,как гласит Традиция- сорока бабушек внучка, тридцать братьев сестра, трёх матерей и одного отца дочка. По древнему преданию Масленица с обликом хрупким ухаживала за владениями своего Отца Мороза , до тех пор, пока её не заметили люди - попросившие помочь им согреться, скоротать суровые будни и развеять зимнюю печаль. С наступлением весеннего равноденствия Леля нарядилась Масленицей,явилась к людям и устроила честной пир на весь Мир. Утром люди торопятся на капище, высокое место, где подсохла земля. Возле капища на перекрёстке дорог рассыпают зерно. Это делается для того, чтобы навьи черти, нечистая сила , принявшие образ сорок, поедали зерно и не мешали празднику. Это один из древнейших русских праздников - день почитания Медвежьего Бога: принесение жертвы требы великому Медовому Зверю. На столы,покрытые скатертью,ставят печенье,горячие блины и пироги,овсяный кисель, меды,квасы и закуски. Угощение делится на пять частей,и пятую часть помещают на открытое место возле священного Огня, приговаривая:"Честные наши родители! Вот для вашей души блинок. Все стоят вдоль дороги, кланяются в пояс и величают богиню:"Приезжай ты к нам на широк двор, на горах покататься,В блинах поваляться, сердцем потешиться. Масленица - красная краса, русая коса,Тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка,Трёх матерей дочка, кветочка, ягодка, перепёлочка". Масленица выезжает на "семидесяти сами санях" в гости к "честному Семику" бог огня Семаргл, его священное число 7 , который "бьёт челом на салазочках, в одних портяночках, без лапоток" богу Огня совсем не холодно на салазочках, то есть дровах. До сих пор сохранившейся обряд сжигания масленичного чучела а там где вскрылись реки, его остатки бросают в воду есть не что иное, как торжественные похороны богини Смерти то есть Мары со всеми почестями. Нельзя не почтить богиню, с которой каждому из участников обряда когда-нибудь придётся встретится. Начинают угощать друг друга блинами. Первый блин комам медведям , его относят в чащу, жертвуя косолапому хозяину леса. После проводят зачин. Возжигают Огонь. Славя богов и предков, весь славянский РОД. Посолонь то есть по Солнцу, по часовой стрелке закручивают хоровод, надевши личины и хари, дабы не узнали злые духи. Скоморохи показывают представление, им помогают колоброды. Вы блины, блины, блины, вы блиночки мои... И сыр, и творог, всё летело под порог! Незамужним и неженатым повязывают на руку повязку или верёвку. Чтобы снять её, необходимо откупиться, принеся с собой на общий стол угощение. Всем наливают сурью. Первую чашу сурьи жрица Марены несёт к жертвеннику. Жрица Живы выбивает эту чашу, следя за тем, чтобы ни одна капля не попала на жертвенник, ибо тогда вновь похолодает, вернётся Марена. Приходи,Лето жаркое! Со страдной порой,с цветами,с травой! Затем торжественно сжигают чучело Марены, подбрасывая в костёр мусор, солому и старые вещи:"Марена загорела,всему миру надоела! Ты прощай, прощай, да кургузая! Ты не в середу ушла и не в пятницу, А ушла в неделю, кончилось веселье, Со блинами, пирогами, да оладьями, Со хмельным да пивом, со курным пирогом. Считается, что талая вода придаёт лицу красоту. Затем прославляют Ярилу, скатывают горящие колёса с горы в честь разгорающегося Солнца: "С горы катились, с весной воротились! Солнечные лучи становятся всё жарче, всё ярче. Текут вовсю ручьи. Приход Весны неумолим. Однако, хозяин леса, чьим древним именем и назван праздник, всё ещё спит в берлоге. Комоедицы можно перевести как "праздник поедания комов" или "поедающий комы" , особых блинов, посвящённых этому зверю. Подобный праздник в Древней Элладе назывался "комедиа" медвежий праздник , откуда пошла античная комедия. Нужно пояснить, что современное название зверя является иносказательным "настоящее" имя нельзя произносить вслух, чтобы не призвать невзначай : "медведь" - ведающий мёд. Кроме того, оно достаточно древнее: не мёдведь, а медведь. Но и это имя прижилось, став "настоящим". После чего начало было уже вытесняться новыми иносказаниями: мишка, топтыгин, косолапый и т. Может быть, исконное имя содержится в названии медвежьего дома: берлога - "логово бера", отсюда берендеи?.. Начинается обряд "Пробуди". Люди, вооружившись горящими головнями, идут "будить медведя". В яме, укрывшись валежником, лежит ряженный, изображающий спящего медведя. Участники праздника водят вокруг берлоги хоровод, крича, что есть мочи, стараясь разбудить косолапого, затем начинают бросать в него ветки, снежки, прутья дошедший до наших дней в виде обряда способ первобытной охоты. Вот тогда "медведь" начинает пробуждаться. Девушка убегает, оторвав кусок медвежьей шкуры или медвежью "ногу". Ряженый встаёт и начинает плясать, подражая пробуждению медведя, затем идёт искать свою потерю, опираясь на костыль, распевая "медвежью" песню: "Скрипи, нога, скрипи, липовая! И вода-то спит, и земля-то спит, И по сёлам спят, по деревням спят. Одна баба не спит, да на шкуре сидит, Мою шёрстку прядёт, моё мясо варит, Мою кожу сушит. После пробудей начинаются игрища. Первая игра - городок. Девушки становятся на высокое огороженное место городок , вооружившись длинными палками, и отбивают нападение парней, колотя их нещадно. Парни "на коняшках" пытаются ворваться в городок, взять его приступом. Тот, кто первый прорывается в городок, получает право перецеловать всех девушек-защитниц. После взятия городка начинается пир горой, а затем остальные масленичные забавы: кулачки, коняшки, качели, лазание на столб за подарком, ручеёк. Как видно, время было непростое, тяжёлое. О нём монах-летописец, не разбиравшийся в таких тонкостях,написал "аки скотъ блудяху". По прошествии тысячелетий порядок восторжествовал,обычай переродился в обрядовую игру,с которой начинались первые весенние попытки найти суженных. Кроме того, "ручеёк" служил ещё одной цели- отбору молодых людей с девиантным отклоняющимся от нормы половым поведением,с последующей выбраковкой. Вообще все игры,с виду напоминающие обычные забавы,были важными средствами социального естественного отбора, подготовки будущих воинов и охотников. Это сейчас мы не видим смысла в качании на качелях народный обряд,призванный придать силу пробудившейся расти-тельности ,но более 300 лет назад царь Алексей Михайлович Тишайший такое качание запретил. Духи Великих Предков, незримо присутствуя на празднике, радуются месте с нами. Не угас ещё РОД славянский, как и тысячи лет назад приходят славяне на праздник, чтобы соблюсти обычай. Что есть праздник? Память человека о себе через богов и о богах через себя, очищение души от суетных забот и пустой памяти. Под взорами Неба завершается праздник, стихают песни, гаснет Огонь. Звучат слова Велесовой Книги, будя в душах память предков: "И Сварог Небесный промолвит: Ты ступай-ка, сын мой, до красы той вечной! Там увидишь ты деда и бабу. Как будет им радостно, весело вдруг увидеть тебя!

Точно так же как на Ивана Купала на Масленицу прыгали через костер и пели песни, посвященные пробуждению природы. Огромные горки для катания, которые строили для Масленицы, поражали воображение иностранцев Как и в Купальскую ночь на Масленицу парни и девушки искали себе пару. Чтобы в толпе гуляющих свободная молодежь могла друг друга узнать, на руку повязывалась лента или шнурок. Чествовали в этот праздник и тех, кто уже нашел свое счастье и создал семью в минувшем году. Кульминационным моментом Масленицы был обряд пробуждения кома от зимней спячки. Для этого мужчину наряжали в медведя, облачая в шкуру или обвязывая соломой и помещали в «берлогу», построенную из веток. Изображавший зверя притворялся спящим, а празднующие водили вокруг хороводы и пели песни. Пробуждение кома-«хозяина» начиналось после того, как присутствующие начинали бросать в него снежки. Но для начала основного представления на ряженого должна была залезть девушка и попрыгать на нем. Задачей проснувшегося медведя было догнать «обидчицу», бегавшую внутри большого хоровода и шутя «задушить». Кулачные бои были важной частью празднования Масленицы даже в начале XX века После пробуждения импровизированного медведя начинались массовые игрища. Если снега было достаточно, парни устраивали штурм снежной крепости, которую обороняли девушки. Первому, кто прорывал оборону, предоставлялся приз — он мог перецеловать всех защитниц цитадели. Также в обязательную программу входили лазанье за призами на столбы, кулачные бои, катание на больших качелях. Важной частью праздника было примирение людей. В Масленицу было принято просить прощение за обиды и прощать друг друга, чтобы не тащить в новый год склоки и печали из прошлого. Примирившиеся низко кланялись друг другу, извиняясь за проступки и затем многократно целовались.

Выпечку приносили в дар Велесу, для чего относили их в леса. Там на больших пнях накрывали столы, чтобы олицетворение божества — медведь, мог выйти из леса и полакомиться. Считалось, что если звери благосклонно примут дары, то весь год не будут губить скотину и разрушать пасеки. Хорошо всем известная поговорка: «Первый блин — комом» связана именно с этим ритуалом. Правда выглядела она раньше как «Первый блин — комам», то есть медведям. Пока угощение не будет отнесено в лес, никто не приступал к поеданию блинов — это означало бы грубое оскорбление «хозяина». Но перед этим, на самой заре первого дня Масленицы, славяне шли с песнями на перекрестки дорог и возвышенности, чтобы рассыпать там зерно. Это угощение предназначалось для нечистой силы, которая по древнему поверью могла превращаться в сорок. Птицы должны были склевать подношение и на протяжении всех праздничных дней нечисть не вредила людям. В славянских городах и деревнях Масленица считалась самым сытным праздником. Ни одно торжество не предполагало такого обилия угощений. Столы выставляли на улице, и они ломились от разных яств. Пироги, булки, печенье, закуски, мед, кисель, квас — все это было второстепенными блюдами, так как на всех столах царили блины. Круглые и румяные, они символизировали весеннее солнце, проснувшееся после зимы. Смазывание поверхности блина маслом имело ритуальное значение — таким образом наши предки задабривали светило и просили его быть благосклонным к людям и урожаю. Блины пеклись и поедались в невероятных количествах, но это не имело отношения к чревоугодию и праздничному разгулу. Изначально обильное застолье было неразрывно связано с культом предков.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий