Хорошая новость для самозанятых — вам касса не нужна. Нельзя делать из самозанятых фактически штатных сотрудников, это чревато штрафами от налоговой до 100 тысяч рублей. Кто такие самозанятые, кто может оформить самозанятость, ограничения. Кому нельзя оформить самозанятость.
Ваша заявка уже обрабатывается
Одним из ограничений деятельности, связанной с трудоустройством самозанятых граждан, является запрет на подмену трудовых отношений гражданско-правовыми. Некоторые работодатели предлагают штатным сотрудникам расторгнуть трудовой договор и оформить самозанятость, чтобы сэкономить на страховых взносах. Чтобы стать самозанятым, нужно зарабатывать в год не больше 2,4 млн рублей. Как прекратить самозанятость? Что нужно знать о самозанятости, может ли стать самозанятым любой или для этого есть ряд условий? Может ли иностранец быть самозанятым в России, как провести процедуру регистрации иностранного гражданина в ФНС в качестве плательщика НПД?
Как стать самозанятым в 2024 году - пошаговая инструкция
Регистрация с помощью ИНН и пароля от личного кабинета ФНС Для этого потребуется личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС : введите в приложении номер ИНН и пароль, которые вы используете для доступа к личному кабинету; подтвердите регистрацию. Заявление рассматривают, как правило, в течение одного рабочего дня. Регистрация через «Госуслуги» Для этого понадобится регистрация на портале «Госуслуги». При выборе данного способа приложение «Мой налог» переадресует вас на страницу входа портала «Госуслуги».
Нужно дать разрешение использовать личные данные из портала для действий в приложении «Мой налог», а после подтвердить выгруженные из «Госуслуг» персональные данные. Регистрация через банк — партнер налоговой службы Вместо приложения «Мой налог» можно выбрать сервис от одного из банков — партнеров ФНС. Интерфейсы у банковских приложений разные, но схематично инструкция выглядит так: Скачать мобильное приложение банка или зайти в личный кабинет на сайте банка в некоторых банках регистрация самозанятых возможна только в приложении.
Найти в приложении банка раздел, в котором находится специализированный сервис для самозанятых. Ввести требуемые данные и подать заявку на регистрацию. Банк самостоятельно передаст данные в ФНС и уведомит о постановке на учет.
Можно также лично прийти в банк и зарегистрироваться в качестве самозанятого офлайн, но лучше уточнить возможность предоставления такой услуги у каждой конкретной кредитной организации. Для этого нужно заполнить заявление на специальном бланке, в котором указываются следующие данные: ИНН; персональная информация — Ф. Для отказа от статуса самозанятого в этом случае нужно будет подавать аналогичное заявление о прекращении деятельности.
ФНС проверяет заявление на постановку на учет до шести рабочих дней, но, как правило, гораздо быстрее. Отказать в постановке на учет налоговый орган может в случае неверно предоставленных данных или при наличии штрафов и долгов по налогам. Нужно ли самозанятому открывать расчетный счет Самозанятому не нужно открывать специальный расчетный счет.
Все поступления заказчики могут перечислять на уже действующие карты. Нужно лишь отчитываться: это делается в приложении «Мой налог» либо в приложении банка — партнера ФНС. Вы формируете чек, после чего ФНС принимает это как доход, по которому нужно начислить налог по режиму для самозанятых.
Бояться блокировки карты банком из-за частых поступлений на нее не следует: Центральный банк России специально рекомендовал финансовым организациям проверять статус владельца, чтобы не блокировать карты самозанятых. Но для дополнительного спокойствия для доходов от самозанятости можно завести отдельную карту. Допускаются также расчеты наличными.
Прием платежей для самозанятых Чтобы принимать платежи, самозанятым не нужна касса. После получения денег от клиента самозанятый должен войти в приложение «Мой налог» или личный кабинет на сайте ФНС и указать, за что получил деньги и от какой категории клиентов физлицо, ИП, юрлицо , а затем отправить чек клиенту. Чек формируется автоматически.
При безналичной оплате передать чек необходимо до девятого числа, следующего после осуществления расчетов месяца. При этом, как правило, компании и ИП прописывают в договоре с самозанятыми предоставление чека не позднее следующего после оплаты дня. Отправить заказчику и клиенту чек можно любым удобным способом: на электронную почту, через мессенджеры, дать клиенту считать QR-код или распечатать и вручить в бумажном виде.
Самозанятый не обязан выдавать бумажный вариант документа. Для компании важно получить чек от самозанятого. Так бухгалтерия убедится, что самозанятый точно заплатит налог за начисление денег.
Вы можете отдать ведение кадрового и бухгалтерского учета на аутсорсинг. Аттестованные специалисты сервиса Главбух Ассистент оформят необходимые документы, грамотно рассчитают суммы выплат, а также возьмут на себя налоговый и бухгалтерский учет. Рассчитайте самый выгодный тариф обслуживания для вашей организации. Оставить заявку Кто получит первые вызовы на комиссию из-за работы с самозанятыми Если в вашей компании числятся самозанятые, изменения с 1 марта 2024 года нужно учесть в работе. В противном случае, ожидайте вызов на межведомственную комиссию. Кого именно пригласят для беседы уже сейчас можно определить по списку сведений, которые ИФНС будут передавать в межведомственные комиссии. Перечень критериев регламентировали в приказе Минтруда от 02. Для вызова на комиссию по самозанятым закон от 1 марта 2024 года достаточно соответствовать одному из перечисленных критериев: сотрудничество более чем с 10 самозанятыми со среднемесячным доходом от конкретной организации или ИП более 20 тыс.
Особое внимание представители нового контролирующего органа буду обращать на факты подмены трудовых договоров заключением гражданско-правового договора с самозанятым и простым физическим лицом. Читайте еще: Выездные проверки ФНС в 2024 году: как пройти без рисков Выплаты самозанятым с 1 марта 2024 года Под особый контроль с 1 марта попадут выплаты самозанятым. ФНС передадут сведения о компании в специальные комиссии, переводят самозанятым больше 20 000 рублей в месяц.
Такая опция есть у Тинькофф. Например, самозанятый-фотограф может сделать фото, подготовить макет фотокниги и отнести ее в типографию. Типография в данном случае — подрядчик, с которым самозанятый может работать. Какие есть ограничения для самозанятых Для самозанятых есть ограничения на вид деятельности, годовой доход и наем сотрудников. Когда нельзя применять НПД — ч. Речь о готовых товарах. К примеру, самозанятый не может закупать печенье у кондитера и продавать его от своего имени.
Но он может закупить готовые коржи, украсить их кремом и глазурью и продать. К подакцизным товарам относится, например, алкогольная и табачная продукция. К маркируемым — одежда, обувь, духи, молочная продукция и другие товары. Например, варить сыр и продавать его — не получится. Посредник — тот, кто работает с ИП и компаниями по договору поручения, комиссии или агентскому договору. Например, самозанятому нельзя продавать билеты и получать за это комиссионные. К примеру, гараж, машино-место или склад.
Источник: платформа поставки данных ФНС России С 1 января 2023 года расширился список регионов, в которых жители могут оформить статус самозанятого гражданина РФ.
Самыми популярными сферами деятельности у самозанятых по результатам 2022 года стали ремонт, авто и IT. Источник: платформа поставки данных ФНС России Для государства это оказался выгодный эксперимент, ведь, например, только за январь 2023 года выручка от деятельности самозанятых превысила 77 млрд рублей, и в качестве налоговых отчислений казна пополнилась на 3,16 млн рублей. Кстати, если смотреть на средний чек, то в январе он составил 1602 рубля. Посмотрим, как обстоят дела с теми, для кого этот режим был задуман. Читайте также: Как найти поставщика для интернет-магазина и маркетплейса Кому подходит режим самозанятости Самозанятость — палочка-выручалочка для всех, кто раньше воздерживался от оформления официальных отношений с государством. Таким образом, новый налоговый режим помогает повысить прозрачность доходов. Многих останавливала необходимость вести бухгалтерский учет, готовить и сдавать налоговую отчетность, покупать кассовый аппарат или осваивать онлайн-кассу, заказывать печать — это дополнительные расходы и большая головная боль. Именно для таких людей самозанятость, пожалуй, самый лучший вариант. Режим самозанятости полезен для тех, кто только начинает бизнес — для молодых предпринимателей, небольших стартапов, еще не набравших финансовые обороты.
Самозанятость почти идеальна для фрилансеров разных специализаций — маркетологов, копирайтеров, дизайнеров, фотографов, художников, психологов, коучей. Прекрасно подходит режим самозанятости для грумеров и таксистов, гидов и веб-разработчиков, скульпторов и репетиторов. Плюсы статуса самозанятого Рассмотрим на примере маркетолога-фрилансера, какие плюсы дает статус самозанятого. Увеличение числа заказчиков: бизнес становится все более прозрачным, и многие заинтересованы в том, чтобы оплата любых услуг проходила официально. Отношения с государством официально оформлены, не нужно бояться претензий налоговой или блокировки карты банком. Низкие ставки по налогу, отсутствие необходимости заполнять налоговые декларации и самостоятельно рассчитывать сумму отчисления в казну. Статус дает возможность находиться в правовом поле с минимальными усилиями. Не нужны печать, касса и расчетный счет. Никаких проблем с бухгалтерской и налоговой документацией.
Во всех официальных документах теперь можно писать «самозанятый», а не «временно не работаю». Проще получать визы, так как можно документально подтвердить свой доход. В июне 2020 года из-за ситуации с пандемией всем самозанятым государство полностью вернуло налоги, уплаченные в 2019 году. Этими деньгами можно оплатить налог на профессиональный доход. Плюс к этому уже не первый год новых самозанятых поддерживают бонусом на уплату налога — все это привлекает микропредпринимателей, желающих выйти из тени и не бояться внезапных проверок от налоговой. Источник: портал Мой бизнес по Омской области Если в 2020 году самозанятые практически всегда получали отказ в кредитовании, а тем более в одобрении ипотеки, то к 2023 году ситуация значительно улучшилась. Поэтому в качестве плюса такого статуса можно назвать возможность оформить кредит или ипотеку в банке. Все больше кредитных организаций разрабатывают специальные продукты для самозанятых. С такими предложениями можно ознакомиться, например, в специальном разделе сайта Банки.
Но в любом случае, банки принимают во внимание справки о сумме заработка, сформированные через ФНС. Самозанятый выглядит более уверенным клиентом в отличие от того, кто поставил в анкете статус «работаю неофициально» и не предоставил подтверждение своего дохода. Минусы самозанятости Первый существенный минус — отсутствие страхового пенсионного стажа и пенсионных баллов. Это можно изменить, добровольно перечислив в Пенсионный фонд взнос на обязательное пенсионное страхование. Платеж — это фиксированная сумма в год. В 2020-м году она составляла 32 448 руб. Согласитесь, не так уж и мало, особенно для тех, кто расценивает самозанятость в качестве подработки. Еще один минус — хоть самозанятые и получили возможность кредитования, процентная ставка по кредиту или ипотеке, первоначальный взнос и срок предоставления заемных средств могут быть не такими привлекательными, как для заёмщика, имеющего официальное трудоустройство и справку 2-НДФЛ. Но это касается не только самозанятых, но и всех других категорий заёмщиков.
Какие ещё есть минусы такого статуса? Действующие ограничения по доходам — до 2,4 млн руб.
Бизнес для самозанятых: список из 20 бизнес-ниш
Вот как это сделать: Откройте приложение и нажмите кнопку «Стать самозанятым». В приложении доступны три способа регистрации: по паспорту, через личный кабинет физлица и с помощью учётки на Госуслугах. Для примера выберем третий. Пройдите авторизациб на Госуслугах. Придумайте четырёхзначный PIN-код для входа в приложение. При необходимости разрешите вход по отпечатку пальца. Материал по теме Зарегистрироваться через личный кабинет ФНС Стать самозанятым можно и через личный кабинет физлица на сайте налоговой. Откройте страницу личного кабинета и нажмите на кнопку «Войти через Госуслуги ЕСИА », введите логин и пароль от учётной записи — после этого вы попадёте на главную страницу личного кабинета. Нажмите на раскрывающееся меню в правой части экрана и выберите пункт «Самозанятый».
Вносите запись о сделке в приложение «Мой налог» и формируете чек. Передаете чек заказчику работ. Ежемесячно платите налог — он рассчитывается автоматически. Вы нарушите правила, если попытаетесь скрыть или занизить доход, несвоевременно внесете запись в приложение, откажетесь выдавать чек клиенту или не заплатите налог вовремя. Разберемся, как оштрафуют самозанятого. Указали в приложении не весь доход Сотрудничающие с ФНС банки предлагают самозанятым оформить отдельную карту для доходов от профессиональной деятельности.
Если привязать такую карту к приложению «Мой налог» , все входящие платежи будут считаться доходом от профдеятельности, а чек сформируется автоматически. Так что не стоит использовать карту для личных расчетов. Если не подключились к партнерской программе, указывайте доходы от самозанятости вручную. Вносить частные платежи не надо. Как самозанятого штрафуют за нарушения. ФНС узнает о нарушении и выставит штраф, если проведет контрольную закупку или проверку по жалобе на самозанятого.
В приложении «Мой налог» хранятся записи обо всех операциях с момента регистрации. Чтобы не нарваться на штраф, самозанятому нужно вносить доходы по каждой сделке Помимо приложения «Мой налог», есть и другие сервисы для самозанятых. Например, приложение « Ак Барс Онлайн ». Там можно пройти быструю регистрацию в качестве плательщика НПД, вносить операции и перечислять налог. Чтобы авторизоваться , достаточно ввести номер карты или счет. Как самозанятому избежать штраф.
Вносите в приложение для самозанятости все доходы от профессиональной деятельности. Не пытайтесь скрыть или занизить заработки, независимо от способа получения денег — наличными, переводом на карту или электронный кошелек. Не выдали чек по запросу клиента На каждый платеж самозанятый формирует чек. Причем обязан делать это в определенные сроки : получил деньги наличными, по номеру карты или электронного кошелька — обязан сразу сформировать и выдать чек; клиент платил через посредника или отправил деньги на расчетный счет — сформировать и отправить чек нужно до 9-го числа следующего месяца. Если посредник сам выдает кассовые чеки покупателям, самозанятый не обязан передавать им свои чеки из приложения «Мой налог». Достаточно внести всю сумму дохода в приложение, чтобы рассчитать налог, а чек на общую сумму выдать посреднику.
Собрать данные по всем сделкам самозанятого в один отчет может и посредник. Так, сервис Яндекс.
Это из-за того, что самозанятым запрещено представлять чужие интересы в бизнесе. Как ИП перейти на самозанятость Стать самозанятым можно за один день без посещения налоговой. Для этого достаточно зарегистрироваться в приложении «Мой налог», который разработан ФНС. Есть три способа регистрации: через личный кабинет налогоплательщика, госуслуги или по паспорту. Вот как регистрироваться в приложении «Мой налог» через личный кабинет или госуслуги: 1. Ввести логин и пароль. Выбрать регион ведения бизнеса. Это не обязательно ваш субъект: можете выбрать, к примеру, регион регистрации основного контрагента.
Придумать пин-код из 4 цифр. А ещё можно добавить быстрый вход по отпечатку пальца или Face ID. Ввести проверочный код из СМС от налоговой. Он подтверждает регистрацию. Вот так выглядит приложение внутри: Если нет учётных записей в личном кабинете и на госуслугах, в приложении «Мой налог» можно зарегистрироваться по паспорту: 1. Выбрать пункт «Регистрация по паспорту РФ». Ввести номер телефона и выбрать регион ведения бизнеса. Отсканировать паспорт через камеру телефона и подтвердить данные. Сделать фотографию, поместив лицо в овальный контур. Нажать кнопку «Подтверждаю», придумать пин-код и дождаться СМС от налоговой.
Если регистрироваться через личный кабинет или госуслуги, код отправят в течение 1-2 часов. Регистрация по паспорту занимает больше времени: налоговая вправе проверять учётную запись до 6 рабочих дней.
Из документов понадобятся только ИНН и паспорт. После успешного прохождения процедуры служба направляет налогоплательщику соответствующее уведомление. Все подробности регистрации мы рассматривали в предыдущей статье. Отказаться от статуса легко: такая функция реализована в программе. Достаточно выбрать пункт «Сняться с учета НПД» в своем профиле.
Но перед этим важно погасить всю начисленную сумму налога. Статус может перестать действовать и автоматически. Такое происходит, если предприниматель нанял сотрудников или получил от своей деятельности более 2 400 000 рублей прибыли за год. Так же рекомендуем воспользоваться сервисом " Свое дело " от Сбербанка, в рамках проекта самозанятые могут: 1. Узнать полезную информацию о налоговом режиме и о деятельности самозанятого. Бесплатно получить сервисы от банка, необходимые для самозанятого: Сберкарта; сформировать, просмотреть, отправить или отменить электронные чеки; оплатить налоги. Бесплатно получить сервисы для ведения деятельности от партнеров Сбербанка - это: обучающая платформа от АО "Деловая среда"; юридическая поддержка по всем отраслям права; конструктор документов для составления договоров и других документов; инструменты автоматизации своего дела в сфере услуг.
Может ли ИП оформить самозанятость Самозанятые и ИП отличаются по таким критериям: лимиты по годовому доходу. У индивидуальных предпринимателей их нет; наемный персонал. На других режимах есть ограничения. Самозанятым же привлекать работников запрещено; регистрация. ИП занимается официальным оформлением в ФНС. Самозанятость оформляется за несколько минут в приложении для смартфона; налоговая ставка.
Стать самозанятым и сохранить ИП: меньше налогов и отчётности
Нельзя перейти на самозанятость, если вы: торгуете товарами чужого производства, имущественными правами или подакцизными товарами и товарами с маркировкой, например табаком. Помимо того, что самозанятым не нужно вести бухгалтерскую отчетность и иметь контрольно-кассовую технику, самозанятый не платит налог, если не получает прибыль. Самозанятость представляет собой простой налоговый режим при помощи которого можно узаконить небольшой бизнес с небольшим доходом. Таких граждан лишат статуса «самозанятый» в одностороннем порядке по причине несоответствия требованиям. Кому нельзя оформлять режим для самозанятых. Как и у других режимов, у самозанятости есть ограничения. Например, оформиться как самозанятые могут репетиторы, няни, дизайнеры и многие другие фрилансеры.
Кому могут отказать в самозанятости
Вы сможете оформить свою занятость буквально за один час, не выходя их дома. Изначально данный налоговый режим вводился депутатами с целью вывести из тени тех, кто работает сам на себя и не платит налоги. И нужно сказать, что эксперимент оказался крайне удачным — сейчас в России несколько десятков миллионов человек оформились в качестве самозанятых, и получили возможность легализовать свой бизнес, и обелить свои доходы. Какие есть минусы у данного режима? Фактически, он только один: самозанятые не платят страховые взносы, а значит, не могут рассчитывать на большинство выплат, которые имеют наёмные сотрудники. Нет оплачиваемых больничных, отпуска, декрета, налоговых вычетов. Неприятно, но учитывая, что при серой зарплате у людей тоже всего этого нет, плюсы перекрывают этот недостаток.
Чем отличаются самозанятые и ИП Самозанятым быть намного проще: Можно провести самостоятельную регистрацию без посещения ФНС; Нет финансовой отчетности; Не нужна онлайн-касса; Нет обязательных взносов. Такие ставки действуют до конца 2028 года, государство все это время не будет их повышать. Он действует до того момента, пока вы не сэкономите 10000 рублей на уплате налога.
Данные о доходе, полученном самозанятым, налоговая получает из приложения «Мой налог». Отчетность самозанятому потребуется сдать при получении иного, не облагаемого НПД, дохода.
Например, при продаже квартиры или дома. Также, при импорте товаров на территорию РФ самозанятому придется заплатить НДС и сдать соответствующую декларацию. Самозанятым-ИП может потребоваться сдать отчетность в органы статистики. Отчетность в Росстат сдают все ИП, независимо от применяемой системы налогообложения. Узнать, какие отчетные формы должен сдавать ИП в органы статистики, можно на официальном сайте Росстата.
Система сформирует перечень отчетных форм, обязательных к представлению в текущем году, если они есть. Приложение «Мой налог» — для чего оно нужно и как с ним работать Приложение «Мой налог» — рабочий инструмент плательщика НПД. Это приложение создано для взаимодействия самозанятого и ФНС. С его помощью можно: Отчитаться в ФНС о полученном доходе. В приложение необходимо вносить только тот доход, который получен от деятельности на НПД.
Иные поступления, не относящиеся к самозанятости, не указывайте. Если данные в «Мой налог» поступают от оператора электронной площадки, то дублировать повторно этот доход в приложении не нужно. Они могут передавать в приложение «Мой налог» данные о полученном самозанятым доходе. Кроме того, некоторые из них могут при наличии соответствующего разрешения от самозанятого уплачивать за него налог. Для этого плательщик НПД должен предоставить такому партнеру сайту, электронной площадке разрешение в приложении «Мой налог».
Чтобы внести доход в приложение, на главном экране нажмите оранжевую кнопку «Новая продажа» и заполните небольшую форму, указав в ней наименование товара или услуги, ее стоимость и данные о заказчике покупателе. Сформировать чек. Все самозанятые обязаны выдавать по оказанным им услугам чек. Формируется он в приложении «Мой налог». После того как данные об оказанной услуге приобретенном товаре и заказчике покупателе будут внесены в блок «Новая продажа», необходимо нажать кнопку «Выдать чек».
Сформированный чек можно направить заказчику покупателю разными способами: на электронную почту, в мессенджер, по смс или на бумаге, предварительно распечатав его. Чек самозанятый обязан выдать в момент расчета если он произведен наличными либо переводом на карту или до 9 числа следующего месяца если оплата произведена безналичным способом: с расчетного счета на расчетный счет. Выдать счет на оплату. Выставлять счета на оплату самозанятый не обязан. Но по просьбе заказчика или покупателя может это сделать.
Счет формируется так же, как и чек. На главном экране необходимо нажать оранжевую кнопку «Новая продажа», затем внести в форму данные об услуге или товаре, его стоимость, информацию о заказчике покупателей. После чего нажать кнопку «Выдать счет». Скачать справки о доходе и о постановке на учет. Если самозанятому необходимо подтвердить свой статус, узнать дату постановки на учет или получить информацию о доходе, он может скачать соответствующую справку в приложении «Мой налог».
Налог на профессиональный доход был введен в России для самозанятых как экспериментальный с 2019 года на срок 10 лет. Он не требует оформления отчетов и деклараций - только регистрацию в качестве самозанятого. Уплаты других налогов нет, также как и фиксированных взносов на пенсионное страхование.
Затем нажмите «Выдать чек». Чек можно передать в бумажном и электронном форматах. В первом случае чек доставляется лично или через курьера.
При дистанционном документообмене чек нужно отправить любым способом: на почту, через СМС или сообщение. Вместо чека допустимо выслать заказчику QR-код, который формируется одновременно с чеком в приложении. При безналичном расчёте чек надо передать не позднее 9-го числа месяца, следующего за расчётом. Обязательно передайте чек заказчику услуг покупателю , это важно для юридических лиц для возможного принятия к расходам компании оплаты ваших услуг или товаров. Вы можете не передавать чек заказчику покупателю , если он его не требует, но сформировать его нужно обязательно.
Плюсы и минусы самозанятости, о которых стоит знать
Как стать самозанятым: пошаговая инструкция | Нельзя перейти на самозанятость, если вы. |
Самозанятый или ИП: таблица отличий, что лучше выбрать | Оформление самозанятости ограничивает возможность нанимать сотрудников, не учитывается при формировании пенсионных накоплений и имеет лимит доходов в 2,4 млн в год. |
Кто такой самозанятый и как им стать | Сферы деятельности самозанятых Показываем, какой бизнес могут вести самозанятые граждане в разных сферах Рассматриваем, какую деятельность они вести не могут Банк Точка. |
Самозанятые с 1 марта 2024 года: изменения в правилах работы | Кроме того, организациям и ИП нельзя оформлять договоры с самозанятыми гражданами — их бывшими сотрудниками, когда трудовой договор с ними расторгли меньше 2 лет назад. |
Налог на профессиональный доход | Важно: При этом нельзя оказывать услуги самозанятого своему прямому работодателю. Более того, нельзя уволиться с работы и тут же начать сотрудничать с предприятием на условиях самозанятости. |
Бизнес для самозанятых: список из 20 бизнес-ниш
Лицам, которые не имеют права работать или пребывать в стране: те, кто находятся в стране нелегально либо пребывают по временным визам, которые запрещают работу или предпринимательскую деятельность, обычно не могут зарегистрировать самозанятость. В таких случаях, для занятия предпринимательской деятельностью необходимо иметь соответствующие разрешения от миграционных или трудовых властей. Лицам с особыми ограничениями: в некоторых случаях, лица с определенными преступными или судимостями, включая определенные экономические преступления или налоговые мошенничества, могут быть ограничены в праве регистрировать самозанятость или заниматься предпринимательской деятельностью.
С этим режимом я была знакома читала в интернете , но на личном опыте не испытывала. Когда в корпоративном мессенджере мне прислали инструкцию по регистрации в приложении «Мой налог», первоначально я изучила правовую информацию. Самозанятость — это особый налоговый режим для людей, работающих на себя. Его ввели в качестве эксперимента в 2019 году.
Срок действия — до 2029 года. Официальное название — налог на профессиональный доход НПД. В первый год действия пилотного проекта самозанятыми могли стать жители трех регионов России — Московской и Калужской областей, а также Татарстана. После регистрации в качестве самозанятой в личном кабинете приложения «Мой налог» появилась единоразовая скидка 10 тысяч рублей.
Этот налоговый режим, предусматривающий уплату налога на профессиональный доход или НПД , недоступен для тех, кто занимается п. На новом режиме разрешено продавать только собственную продукцию; реализацией подакцизных товаров и товаров с обязательной маркировкой алкоголь, табак, бензин и т. Исключение — определенные сахаросодержащие напитки п. Насчет двух последних пунктов есть исключение: если при расчетах за доставляемые товары самозанятый применяет зарегистрированную на продавца онлайн-кассу, то он может применять НПД. Если хотя бы один из запрещенных видов деятельности присутствует, перейти на уплату налога на профессиональный доход нельзя — даже по другим, разрешенным видам. Это значит, что как только самозанятый начал заниматься чем-то из приведенного списка, он сразу утрачивает право на НПД. Кроме того, при применении НПД нельзя использовать наемный труд.
Она также обращает внимание на то, что самозанятым можно стать, если соискатель сдает в аренду объекты жилой недвижимости, а также занимается реализацией продукции собственного производства. Кроме того, издание пишет, что у пенсионеров также есть возможность оформить статус самозанятых. И несмотря на это их пенсионные выплаты будут проиндексированы несмотря на дополнительный источник дохода. Статус самозанятого, как отмечает «КП», не подходит занятым торговлей в розницу ретейлерам , добытчикам и продавцам полезных ископаемых.
Как стать самозанятым: пошаговая инструкция
Можно ли оформить самозанятость, если ведешь репетиторство 2-3 ученика в неделю по 1 часу? Самозанятым не зачисляется трудовой стаж, нельзя нанимать сотрудников по трудовому договору, нет социальных гарантий. Может ли иностранец быть самозанятым в России, как провести процедуру регистрации иностранного гражданина в ФНС в качестве плательщика НПД? ФЗ 422 запрещает им совмещать основную деятельность с самозанятостью, но есть одно официальное исключение: госслужащие имеют право быть плательщиками налога на профессиональный доход, если зарегистрировались в качестве самозанятых с целью сдачи в.
Что будет, если не зарегистрироваться как самозанятый
Если вы уже оформили патент, сразу перейти на самозанятость не получится. Чтобы стать самозанятым, не обязательно регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Кроме того, организациям и ИП нельзя оформлять договоры с самозанятыми гражданами — их бывшими сотрудниками, когда трудовой договор с ними расторгли меньше 2 лет назад.
Кому нельзя регистрировать самозанятость
Для самозанятых нет запрета на работу из-за границы. То есть если самозанятый-фрилансер переезжает в другую страну и продолжает брать заказы, например, на специальной бирже, то в плане налогообложения ничего не меняется. Важно, чтобы среди заказчиков был хотя бы один из РФ, иначе не будет оснований для применения статуса самозанятости. Сроки уплаты налогов для самозанятых Сумма налога за отработанный месяц появляется в приложении «Мой налог» или в личном кабинете самозанятого с 9 по 12 число следующего месяца — то есть за апрель данные появятся с 9 по 12 мая. Оплатить налог надо до 25 числа, иначе за каждый день просрочки будут начисляться пени.
Размер налога рассчитывается автоматически на основе проведённых продаж. К примеру, репетитор провёл за апрель месяц 30 уроков стоимостью 1 000 рублей каждый и заработал 30 000 рублей. Считаем, 10 уроков по 1 000 рублей равно 10 000 рублей, делим эту сумму на 100 и умножаем на 4. Получается 400 рублей.
Остальные занятия репетитор провёл с сотрудниками компании. Получается 1 200 рублей. Оплатить налог можно в приложении или на сайте ФНС по банковской карте или в любом банке по платёжному поручению, которое формируется в личном кабинете или в приложении «Мой налог». Отчитываться о том, что налог был уплачен перед ФНС не надо, но и уклоняться от выплат тоже не стоит.
Если хотя бы одно из этих требований нарушить, то санкции со стороны налоговиков неизбежны. Не указали информацию о доходе, не заплатили налог, занялись запрещённой деятельностью? Будьте готовы к последствиям. Какие штрафы платят самозанятые?
Пока налоговые органы относятся к самозанятым достаточно лояльно, по крайней мере, о массовых проверках мало что известно. Но, несмотря на это, за нарушения всё же придётся отвечать, тем более, что проверки могут проходить «задним числом», то есть за предыдущие годы. О скрытых доходах ФНС может узнать с помощью тайного покупателя или после жалобы клиента самозанятого, которому выдадут чек на меньшую, чем он заплатил сумму. Штраф за отсутствие чека После проведения каждой сделки самозанятый обязан оформить чек и предоставить его клиенту.
Это нужно сделать сразу, если деньги получены любым способом кроме перевода на расчётный счёт. Или до 9 числа каждого месяца, если оплату перевели на расчётный счёт или самозанятый работает через посредника. Если чек не удалось сформировать сразу, например, из-за сбоев в работе приложения, то на устранение проблемы даются сутки. Важно: если вы расторгли сделку с заказчиком и вернули ему оплату, то чек нужно аннулировать.
Тогда ФНС скорректирует сумму налога. Штраф за неуплату налогов Налог самозанятому рассчитывается за каждый месяц отдельно. Если дохода в какой-месяц не было, то платить ничего не придётся. Не нужно платить налог, если он не превышает 100 рублей.
Он переходит на следующий месяц. Формируется налог за прошедший месяц в приложении до 12 числа следующего месяца. Оплатить его надо до 25 числа. Например, налог за апрель вам начислят до 12 мая, заплатить его необходимо до 2 мая.
Если не сделать этого вовремя, то с десятого дня просрочки начисляется пеня. Пеня начисляется каждый день до момента погашения задолженности. Чтобы не было просрочки, можно подключить автоматический платёж по карте любого банка. Если налог оплачен, но в приложении всё ещё висит долг, то не переживайте, на зачисление может потребоваться время до 10 дней при оплате картой.
В любом случае датой оплаты налога считается день перечисления денег. Когда лишают статуса самозанятого? Если доход самозанятого превышает 2,4 млн рублей, то его автоматически переведут на НДФЛ и лишат статуса самозанятого. Уведомление об этом появится в приложении.
Если налоговая выяснила, что самозанятый нанял наёмного сотрудника или занимается запрещёнными для него видами деятельности писали об этом в начале статьи , то это также будет поводом для лишения статуса. Чтобы снова стать самозанятым, придётся устранить нарушения и только после этого пройти повторную регистрацию через приложение «Мой налог». Подробно о том, на какие пособия могут рассчитывать самозанятые, можно прочитать в статье «Пособия для самозанятых: какие выплаты полагаются и как их получить». Пошаговая инструкция, как стать самозанятым: Регистрируете статус самозанятого через мобильное приложение «Мой налог», через личный кабинет самозанятого на сайте ФНС, через мобильное приложение банка или лично в местном отделении налоговой.
Указываете регион и сферу деятельности может быть сразу несколько вариантов.
Однако такая деятельность до недавнего времени никак не была регламентирована, и это создавало ряд проблем: оплата документально не подтверждалась, а заказчики не могли предъявить претензии к качеству услуг; бюджет не получал с этих доходов никаких поступлений, при этом государство должно обеспечить социальную защиту и медицинское обслуживание всех своих граждан; самозанятые не могли подтвердить источник своих доходов, что создавало сложности при получении ипотеки и кредитов, выезде за границу, выплате алиментов. Для легализации самозанятых разработали очень простой налоговый режим, которых называется налогом на профессиональный доход. Сначала он действовал только в четырёх российских регионах, но с июля 2020 года НПД можно применять по всей территории РФ. Обязательных платежей, таких как взносы ИП, у самозанятых нет, то есть платить в бюджет надо только при получении доходов. Чтобы оформить самозанятость, не надо идти в налоговую инспекцию, вся регистрация происходит онлайн. И как мы уже отметили, быть самозанятым можно и иностранному гражданину, но пока только из стран-членов ЕЭАС Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызская Республика , а также граждане Украины.
Как иностранцу стать самозанятым Итак, на вопрос, может ли иностранный гражданин зарегистрироваться самозанятым, ответ положительный. Теперь разберёмся, как это сделать. Процедура регистрации плательщика НПД для иностранца практически не отличается от регистрации россиянина. Единственная разница — иностранный гражданин не может встать на учёт только по данным своего паспорта. Надо обязательно получить ИНН идентификационный номер налогоплательщика.
Процент будет снижен до 3 для физических лиц и до 4 для юридических лиц до тех пор, пока вы не используете весь размер вычета. Только после исчерпании льготной суммы, процентная ставка станет прежних размеров. Простыми словами, государство дает скидку в 10 тыс. Пока скидка не будет исчерпана, можно делать взнос по низкой ставке. Зачем оформлять самозанятость Всем, кто получает доход за осуществление профессиональной деятельности, вне официального трудоустройства в той или иной организации, необходимо либо оформить ИП, либо стать самозанятым. В первую очередь, это необходимо для того, чтобы люди пополняли государственный бюджет. Благодаря взносам обеспечивается бесплатное медицинское обслуживание, а также увеличивается региональный фонд. Это влияет на ремонт дорог, обслуживание жилищных коммуникаций и бесплатное образование в школах. Граждане сами формируют тот бюджет, который будет распределен на нужды региона. Самозанятым не нужно самим вести отчетность, нанимать бухгалтеров, заполнять налоговые декларации и т. Помимо прочего, с теми, кто официально оформил свою профессиональную деятельность, более охотно сотрудничают другие организации. Еще одна причина, зачем оформлять самозанятость — прозрачность бизнеса. Сокрытие доходов от налоговой службы — это нарушение закона. В таком случае придется платить штраф размером в 300-400 тысяч рублей.
Главный минус самозанятости — отсутствие социальных гарантий и налоговых вычетов. Если для вас налоговый режим на профессиональный доход единственный, вы не платите НДФЛ, а значит, не один из вычетов вам недоступен. Нет больничных и отпускных — эта забота ложится на плечи самозанятого. Как стать самозанятым: пошаговая инструкция Есть несколько способов получить статус самозанятого и начать платить НПД. В целом все они достаточно просты. Самым быстрым является регистрация через специальное приложение «Мой налог». Вместо мобильного приложения можно воспользоваться веб-версией приложения «Мой налог», однако в нем доступна только регистрация через личный кабинет ФНС. В приложении «Мой налог» есть возможность привязки банковской карты, с которой будет производиться выплата налогов. После входа в приложение нужно выбрать способ регистрации: по паспорту, с помощью ИНН и пароля от личного кабинета ФНС и через учетную запись на интернет-портале «Госуслуги». Регистрация по паспорту Для этого нужны паспорт и возможность сделать фото на телефоне. В первую очередь нужно ввести номер телефона, на который придет СМС. Введите полученный код, а далее следуйте инструкции: выберите регион; отсканируйте или сфотографируйте вторую и третью страницы паспорта; сделайте свое фото в приложении; подтвердите корректность ИНН. После этого ваше заявление уйдет на проверку в ФНС. Налоговый статус вы получите в течение одного рабочего дня. Регистрация с помощью ИНН и пароля от личного кабинета ФНС Для этого потребуется личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС : введите в приложении номер ИНН и пароль, которые вы используете для доступа к личному кабинету; подтвердите регистрацию. Заявление рассматривают, как правило, в течение одного рабочего дня. Регистрация через «Госуслуги» Для этого понадобится регистрация на портале «Госуслуги». При выборе данного способа приложение «Мой налог» переадресует вас на страницу входа портала «Госуслуги». Нужно дать разрешение использовать личные данные из портала для действий в приложении «Мой налог», а после подтвердить выгруженные из «Госуслуг» персональные данные. Регистрация через банк — партнер налоговой службы Вместо приложения «Мой налог» можно выбрать сервис от одного из банков — партнеров ФНС. Интерфейсы у банковских приложений разные, но схематично инструкция выглядит так: Скачать мобильное приложение банка или зайти в личный кабинет на сайте банка в некоторых банках регистрация самозанятых возможна только в приложении. Найти в приложении банка раздел, в котором находится специализированный сервис для самозанятых. Ввести требуемые данные и подать заявку на регистрацию. Банк самостоятельно передаст данные в ФНС и уведомит о постановке на учет. Можно также лично прийти в банк и зарегистрироваться в качестве самозанятого офлайн, но лучше уточнить возможность предоставления такой услуги у каждой конкретной кредитной организации. Для этого нужно заполнить заявление на специальном бланке, в котором указываются следующие данные: ИНН; персональная информация — Ф. Для отказа от статуса самозанятого в этом случае нужно будет подавать аналогичное заявление о прекращении деятельности. ФНС проверяет заявление на постановку на учет до шести рабочих дней, но, как правило, гораздо быстрее. Отказать в постановке на учет налоговый орган может в случае неверно предоставленных данных или при наличии штрафов и долгов по налогам. Нужно ли самозанятому открывать расчетный счет Самозанятому не нужно открывать специальный расчетный счет. Все поступления заказчики могут перечислять на уже действующие карты.