История «Императорского фарфорового завода». ОАО «Императорский фарфоровый завод» зарегистрировано в 1993 г. Само производство было создано в 1744 г. по указу императрицы Елизаветы Петровны, первоначально завод назывался «Невской порцелиновой мануфактурой». В то же время выручка одного из конкурентов объединения — АО «Гжельский фарфоровый завод» — за 2018 год достигала почти 109 млн руб. В разделе представлены коллекционные фарфоровые статуэтки Советской эпохи и антикварный фарфор производства Конаковского фаянсового завода.
«Императорский фарфоровый завод» планирует вдвое увеличить производство
Конаковский фаянсовый завод — одно из старейших предприятий фарфорово-фаянсовой промышленности, основанное в 1809 году Ф.-Х. Бриннером в селе Домкино Тверской губернии. Страна: СССР Период: 1967 – 1974 гг. Производитель: Конаковский фарфоровый завод им. М.И. Калинина, г. Конаково, Калининская область Клеймо: логотип производителя [¤] Марка: зелёная "ЗиК", 2 сорт Материал: керамика Техника: обжиг, роспись красками. Почта России и Гжельский фарфоровый завод представили четыре новые марки из серии "Декоративно-прикладное искусство России.
ЗиК Конаково: клеймо марки и штампы по годам
Ассортимент стремительно расширялся, завод стал производить помимо фарфора еще фаянс и майолику. Продукция была самой разнообразной: от сантехники до сервизов. Кузнецовский фарфор стал знаком качества. Лиса и Петух. После революции завод был национализирован. Калинина, а в 1929 году по просьбам трудящихся село Кузнецово переименовывают в Конаково.
В настоящее время завод признан банкротом.
Затем следуют расходы на закупку сырья глина, краска, химия, другие материалы , а также траты на газ и электричество. С 2014 года все фигурки кладут в красивые коробки с ленточками и добавляют сертификаты подлинности, подтверждающие, что это оригинальная гжель. Я бы хотел, чтобы наши изделия продавались в сети «Азбука вкуса», а не в переходах метро, — говорит Кочеров.
В 2013 году объединение «Гжель» пыталось наладить сотрудничество с крупным и статусным заказчиком — Международным Олимпийским комитетом, чтобы поставлять сувениры на Олимпиаду в Сочи. Кочеров решил, что игра не стоит свеч. Будет ли «Азбука вкуса» продавать гжель? Андрей Голубков руководитель пресс-службы сети магазинов «Азбука вкуса» — Требования к сувенирам при отборе в «Азбуку вкуса» связаны в первую очередь с качеством.
Гжель имеет смысл ставить только в магазины, расположенные в центре. Турпоток в Москву растет, в том числе за счет китайских туристов, подарочный ассортимент им будет интересен. Но сувениры — покупка не целевая, а сопутствующая, ведь «Азбука вкуса» — все-таки продуктовая сеть. Нон-фуд для нас — не основная категория, поэтому нам интересны только сувениры из гжели, которые ассоциируются именно с Россией.
Не думаю, что среди москвичей будет высокий спрос на такую продукцию, но среди гостей столицы — вполне может быть. Это нам должны были заплатить за то, чтобы мы там продавались, говорит бизнесмен. О неудавшейся сделке Кочеров не жалеет: олимпийская продукция производится целый год, а потом продается лишь в течение месяца до Олимпиады и двух недель — после. Все, что не удастся продать, навсегда застрянет на складах, рассуждает он.
На Олимпиаде действительно не удалось получить большую прибыль, вспоминает Петр Сивов, бывший генеральный директор ЗАО «Гжельский фарфоровый завод», который поставлял сувениры с олимпийской символикой на Игры-2014. Изделия и упаковку нужно было сделать в четком соответствии с брендбуком, был огромный прессинг со стороны организаторов. Но поставки на Олимпиаду — это вопрос имиджа предприятия, — рассказал Сивов Inc. По его словам, не факт, что объединение «Гжель» при своих небольших мощностях выдержало бы «олимпийскую» нагрузку.
Тем более что на момент Олимпиады у предприятия не было даже штрих-кодов. Ведь 100 тысяч изделий в год, которые производит объединение, — совсем небольшой объем для такого крупного завода. Для сравнения: Гжельский фарфоровый завод производит около 40 тысяч изделий в месяц т.
За почти два десятилетия маэстро и легендарное предприятие создали внушительное количество произведений. Особенность творчества Михаила Шемякина — богатство направлений в прикладном искусстве. Ключ к пониманию произведений художника необходимо искать в словах «гротеск» и «эклектика». Пластически элегантные и эмоционально теплые работы Шемякина в фарфоре легко узнаваемы. Каждое изделие отличается филигранной проработкой деталей в традициях европейского фарфора и утонченным колоритом росписи.
Экскурсия на фарфоровый завод в Вербилки 18. Фарфоровая фабрика "Мануфактуры Гарднерь" была основана в 18 веке 1766г. Сегодня фабрика является бюджетообразующим предприятием для городского поселения Вербилки и называется Дмитровский фарфоровый завод.
Конаковский фаянсовый завод (ЗиК Конаково)
Люди, которые заинтересуются производством, смогут остаться и работать на предприятии. В 2019 году в департаменте информационной политики Свердловской области ТАСС сообщили, что избыточная территория завода будет разделена на две части: в одной будет сформировано современное эффективное производство, другую переформатируют под общественное пространство. Летом 2020 года глава Сысертского городского округа Дмитрий Нисковских сообщал ТАСС, что на модернизацию предприятия необходимо около 300 млн рублей. Фарфоровое производство возникло в Сысерти Свердловской области в середине XX века.
Михаил Дубровин — коллекционер. И дома, по самым скромным подсчётам, у него несколько тысяч фарфоровых предметов. Бывший военный из командировок по Европе и Советскому Союзу привозил статуэтки разных фарбрик. Понял, вот где красота. Это моё.
Я потихоньку начал избавляться от всего советского фарфора других заводов, меняя его на хайту, — говорит коллекционер Михаил Дубровин. В этом году Хайтинскому заводу исполнилось полтора века. Михаил решил стряхнуть пыль с чайных сервизов и напомнить иркутянам, какую посуду раньше выставляли на стол по особым случаям. Коллекция представлена в витринах галереи «Собрание Спешилова». И здесь особенно рады появлению маленького сувенирного самовара. Их было 38.
Но Первая мировая война и Октябрьская революция не позволили этим планам реализоваться в полной мере: всего было создано только 74 скульптуры. Историческая коллекция была полностью воссоздана Императорским фарфоровым заводом к 2019 году. Тогда же завод в сотрудничестве с Российским этнографическим музеем приступил к созданию скульптур, продолжающих николаевскую серию. В нее вошли народности, которые не успели произвести в начале ХХ века, а также те, которые вычеркнул из первоначального списка сам Николай II.
Она хотела знать точно, где эта коллекция «живёт». А он не хотел быть подобным мастеру, который много наработал за жизнь, а передать труды некому. Она очень похожа на Виноградовскую.
Речь идёт о первой в России фарфоровой чашке, изготовленной Д. Мы с ребятами похулиганили. Для нас это было очень интересно, — поделился Жижилев.
Услышав это, Наталья Валерьевна поправила — не разрисовывала, а расписывала. Она — последний главный художник Южноуральского завода. Работала там с 1992 года и до самого его закрытия в 2008 году.
Сейчас на месте хрупкого фарфора — тяжёлая промышленность — завод «Барамист-Урал».
Посуда зик
Конаковский ордена Трудового Красного Знамени фаянсовый завод им. М. И. Калинина (ЗиК Конаково): клейма, марки, штампы. 1 033 объявления по запросу «посуда зик» доступны на Авито в Санкт-Петербурге. Красный фарфорист, Грузинская. В разделе представлены коллекционные фарфоровые статуэтки Советской эпохи и антикварный фарфор производства Конаковского фаянсового завода.
Фарфорово-фаянсовый завод Ауэрбаха
В конце июня будут подведены итоги конкурса. За лучший рецепт наградой будет путевка в Международный детский лагерь «Артек».
Сейчас на Гждуна принято более 3000 предзаказов. Он стоит дорого — 2850 рублей, но за хороший товар люди готовы платить, уверен Кочеров. По его словам, другие гжельские фигурки того же размера стоят около 500 рублей, то есть на грани себестоимости. Затем следуют расходы на закупку сырья глина, краска, химия, другие материалы , а также траты на газ и электричество. С 2014 года все фигурки кладут в красивые коробки с ленточками и добавляют сертификаты подлинности, подтверждающие, что это оригинальная гжель.
Я бы хотел, чтобы наши изделия продавались в сети «Азбука вкуса», а не в переходах метро, — говорит Кочеров. В 2013 году объединение «Гжель» пыталось наладить сотрудничество с крупным и статусным заказчиком — Международным Олимпийским комитетом, чтобы поставлять сувениры на Олимпиаду в Сочи. Кочеров решил, что игра не стоит свеч. Будет ли «Азбука вкуса» продавать гжель? Андрей Голубков руководитель пресс-службы сети магазинов «Азбука вкуса» — Требования к сувенирам при отборе в «Азбуку вкуса» связаны в первую очередь с качеством. Гжель имеет смысл ставить только в магазины, расположенные в центре. Турпоток в Москву растет, в том числе за счет китайских туристов, подарочный ассортимент им будет интересен.
Но сувениры — покупка не целевая, а сопутствующая, ведь «Азбука вкуса» — все-таки продуктовая сеть. Нон-фуд для нас — не основная категория, поэтому нам интересны только сувениры из гжели, которые ассоциируются именно с Россией. Не думаю, что среди москвичей будет высокий спрос на такую продукцию, но среди гостей столицы — вполне может быть. Это нам должны были заплатить за то, чтобы мы там продавались, говорит бизнесмен. О неудавшейся сделке Кочеров не жалеет: олимпийская продукция производится целый год, а потом продается лишь в течение месяца до Олимпиады и двух недель — после. Все, что не удастся продать, навсегда застрянет на складах, рассуждает он. На Олимпиаде действительно не удалось получить большую прибыль, вспоминает Петр Сивов, бывший генеральный директор ЗАО «Гжельский фарфоровый завод», который поставлял сувениры с олимпийской символикой на Игры-2014.
Изделия и упаковку нужно было сделать в четком соответствии с брендбуком, был огромный прессинг со стороны организаторов. Но поставки на Олимпиаду — это вопрос имиджа предприятия, — рассказал Сивов Inc. По его словам, не факт, что объединение «Гжель» при своих небольших мощностях выдержало бы «олимпийскую» нагрузку.
Тогда же завод в сотрудничестве с Российским этнографическим музеем приступил к созданию скульптур, продолжающих николаевскую серию. В нее вошли народности, которые не успели произвести в начале ХХ века, а также те, которые вычеркнул из первоначального списка сам Николай II.
Императорский фарфоровый завод бережно сохраняет традиции русской школы фарфора, привносит новые тренды, опираясь на культурные традиции всех народов нашей страны. Я вижу особое значение в том, что компания с многовековой историей демонстрирует результаты развития своих тематических коллекций на стенде платформы, фокусирующей свою деятельность на продвижении культурного кода малочисленных народов Севера», — подчеркнул советник Президента РФ, ответственный секретарь Оргкомитета по вопросам подготовки и проведения ПМЭФ Антон Кобяков.
Ассортимент стремительно расширялся, завод стал производить помимо фарфора еще фаянс и майолику. Продукция была самой разнообразной: от сантехники до сервизов. Кузнецовский фарфор стал знаком качества. Лиса и Петух. После революции завод был национализирован. Калинина, а в 1929 году по просьбам трудящихся село Кузнецово переименовывают в Конаково.
В настоящее время завод признан банкротом.
Категории раздела
- История. Конаковский фаянс
- В Конаковском краеведческом музее открылась выставка "Его сиятельство сервиз"
- Проект реконструкции старейшего фарфорового завода на Урале завершат к июню 2023 года
- Посуда зик ссср
Конаковский фаянсовый завод им. М. И. Калинина (ЗиК Конаково)
Форма старая, а вот роспись ручная, трудно сказать какого времени. Опять-таки трудно определить год. А вот здесь на "старой" форме деколь более современная, чем представленная в наборе с предыдущего фото. Возможно, 1980-е или даже 1990-е. Поправьте меня, если ошибаюсь. У меня тоже тарелочки где-то хранятся с таким рисунком. По-мне, так это ужас до боли зубовной имею в виду рисунок; недавно прочёл, что называется он "Яблоневый цвет".
Вот и супница с тем же рисунком! Роспись в крестьянско-гжельском стиле: сделайте мне краситво. Сделали, как смогли. Не могу сказать, что получилось... А вот набор под варенье с ручной росписью. Называет кто как: кто "персик", а мне рисунок скорее напоминает большую вишню.
Продал несколько лет назад через интернет-барахолку, решив избавиться от фаянса. Продавал за дёшево, и всё равно получилось долго по времени. И ещё покупатель у меня спросила, как там с обратной стороны - всё белое или всё коричневое? А оказывается, есть тут каверза. Листаем галерею дальше. Такой набор на ЗиК выпускали в двух вариантах: задняя сторона вещиц в "нормальном виде", то есть с нанесённой прозрачной глазурью...
Листаем галерею дальше... И вот в таком - глиняно-керамическом виде, когда обратную сторону предметов залили зачем-то? До сих пор загадка - почему так?! А это так называемый "Набор для крюшона". Всё очень похоже на Гжель, разве что роспись цветными красками, а не сплошным синим кобальтом... И как-то всё очень по-деревенски, что ли...
Кич даже в названии! Ну кто в России в 1970-е или в 1980-е годы попивал крюшон по вечерам? Клеймо предметов с предыдущего фото. Такое клеймо ставилось с 1974-го года. А вот посуда в таком декоре меня поразила. Товарищ несколько лет назад купил супницу причём по моей наводке , и бывая у него в гостях, как ни странно, я всё чаще любуюсь ею, и понимаю, что где-то в подсознании у меня сформировалось желание приобрести подобный набор как на снимке внизу уже для себя.
Мечтаю как-нибудь пригласить за стол друзей, расставить вино, закуски, а в центр стола подать вот в такой вот супнице на блюде в той же росписи чахохбили из курицы! И чтоб оно было такое... И соусники такие же в придачу.
За 2022 г. После модернизации, которая, согласно планам, должна завершиться в середине 2024 г. Точная сумма инвестиций в модернизацию производства будет известна после определения поставщика. По предварительным оценкам, она может составить свыше 1,5 млн евро», — пояснила Тылевич. История «Императорского фарфорового завода» ОАО «Императорский фарфоровый завод» зарегистрировано в 1993 г. Само производство было создано в 1744 г. Ассортимент предприятия составляют свыше 4000 наименований изделий.
Среди них сервизы, вазы, жанровая и анималистическая скульптура, декоративные пласты для оформления интерьера, исторические копии. Средняя численность сотрудников составляет 967 человек. Увеличение производственных мощностей связано, в том числе, с планами по наращиванию объема продаж в другие страны.
Особенность творчества Михаила Шемякина — богатство направлений в прикладном искусстве. Ключ к пониманию произведений художника необходимо искать в словах «гротеск» и «эклектика». Пластически элегантные и эмоционально теплые работы Шемякина в фарфоре легко узнаваемы. Каждое изделие отличается филигранной проработкой деталей в традициях европейского фарфора и утонченным колоритом росписи. Этот балет был поставлен на сцене Мариинского театра в декорациях и костюмах автора серии.
Слоним, Г. Кепинов, А. Зеленский и Ф. Бесперстова, П. Кожин, И. Большинство художников продолжало работать над скульптурой, но одновременно делали и сервизы, кружки, настенные декоративные тарелки, кувшины и другие изделия хозяйственного обихода. Благодаря их творчеству Конаковский фаянс получил мировое признание на Всемирной Парижской выставке «Искусство и техника в современной жизни» в 1937 году, где предприятие было удостоено высшей награды Диплома «Гран-При». На выставке приняли участие 47 стран. Всего советский павильон собрал тогда 270 наград. Великая отечественная война прервала блистательную работу этих мастеров. Художественная лаборатория вновь развернула активную деятельность лишь по окончанию Второй мировой войны, в конце 40-х годов. В это время на Заводе им. Калинина работали Т. Подрябинников, Г. Альтерман, З. Филянская, М. Холодная, Е. Гуревич, Н. Литвиненко, Й. Васильев, А. Хихеева, И. Неоднократно выполняли отдельные работы И. Фрих-Хар и С. Орлов, П. Кожин и М. Левина и другие. Лишь в середине 50-х годов, после внедрения столового сервиза 6-го фасона, который создала В.
Блог/Новости
История «Императорского фарфорового завода». ОАО «Императорский фарфоровый завод» зарегистрировано в 1993 г. Само производство было создано в 1744 г. по указу императрицы Елизаветы Петровны, первоначально завод назывался «Невской порцелиновой мануфактурой». Соцреализм и советский быт, спорт и фигурки детей, сказки и танцы, можно купить в нашем магазине в Санкт-Петербурге, в Москве и с доставкой по всей России. Конаковский ордена Трудового Красного Знамени фаянсовый завод им. М. И. Калинина (ЗиК Конаково): клейма, марки, штампы. ТАСС/. Завод "Фарфор Сысерти" в Свердловской области подготовит проект реконструкции к июню 2023 года. В то же время выручка одного из конкурентов объединения — АО «Гжельский фарфоровый завод» — за 2018 год достигала почти 109 млн руб. Фонд Инносоциум на собственном стенде в рамках работы ПМЭФ-2023 впервые представляет возрождённую коллекцию уникальных фарфоровых скульптур Императорского фарфорового завода.
КОНАКО́ВСКИЙ ФАЯ́НСОВЫЙ ЗАВО́Д
Конаковский фаянсовый завод является одним из старейших представителей своей отрасли. История его существования есть наглядное отражение основных тенденций, господствовавших в фаянсово-фарфоровой промышленности начиная с первых лет 19 века и. На советских фарфоровых изделиях клейма подразделяют на: надглазурные и подглазурные (наносились красками). 1 033 объявления по запросу «посуда зик» доступны на Авито в Санкт-Петербурге. Конаковский ордена Трудового Красного Знамени фаянсовый завод им. М. И. Калинина (ЗиК Конаково): клейма, марки, штампы.
В осколках былой славы…
Выпускает столовую посуду, декоративные сосуды и скульптуру фаянс, майолика из привозного сырья. Кузнецовым у А. Выпускал преимущественно ампирную фаянсовую посуду с печатными рисунками и ручной росписью часто в духе народной гжельской керамики. К 1890-м гг. С середины 1920-х гг. Фридрих-Хар, С. Лебедева, В. Фаворский, И. Ефимов, В.
Филянская, М. Холодная, Е. Гуревич, Г.
В это время работали Т. Подрябинников, Г. Альтерман, З. Филянская, М. Холодная, Е. Гуревич, Н. Литвиненко, Й.
Васильев, А. Хихеева, И. Неоднократно выполняли отдельные работы И. Фрих-Хар и С. Орлов, П. Кожин и М. Левина и другие. Лишь в середине 50-х годов, после внедрения столового сервиза 6-го фасона, который создала В. Филянская, практически полностью были заменены «кузнецовские» модели и росписи посуды. В эти же годы замечательные росписи для сервизов и для майоликовых изделий создал выдающийся художник и керамик Г.
Произведённые им чайно-кофейный сервиз «Шиповник» и прибор для завтрака «Пламенеющий» были отмечены серебряной медалью Брюссельской Всемирной выставки 1958.
Село несколько раз меняло собственников, переходило от одного владельца к другому. Ауэрбах искал место, которое находилось бы как можно ближе к Домкино, и ему встретилось это объявление. Летом 1826 года за 6 500 рублей ассигнациями Ауэрбах приобрел земли в Кузнецово и после этого потихоньку, чтобы не прерывать производственный процесс, начал перевозить завод по частям на новое место. После того, как фабрика Ауэрбаха начала выдавать продукцию уже на новом месте, маленькое село Кузнецово пережило настоящий — первый, но не последний в своей истории — экономический подъем. Сюда стали поступать деньги от продажи аэурбаховского фаянса, который пользовался огромным спросом в России и далеко за ее пределами. Коммерческие достижения оборотистого фаянсового заводчика отмечались и государственными наградами: в 1835 году Ауэрбах был награжден орденом Станислава, спустя еще четыре года — орденом Анны. Кроме того, бывшему лифляндскому аптекарю пожаловали дворянское звание. Воодушевленный Ауэрбах наращивал обороты.
В середине 1840-х, когда Андрей Яковлевич скончался, его фабрика насчитывала 175 постоянных наёмных рабочих. А изделия ауэрбаховского фаянса, украшенные великолепной ручной росписью и модным в то время печатным рисунком, продавались по всей Европе. Из кустарного производства Ауэрбах сделал современнейший по тем временам завод: глину мололи две водяные мельницы и девять конных, в точильной 40 станков вытачивали посуду, имелось два горна. Спустя десять лет здесь действовало уже 8 горнов и две муфельные печи для обжига расписной посуды. Кроме того, Ауэрбах заказал и привез в Кузнецово паровую машину — это, к слову, был первый промышленный паровой агрегат во всей Тверской губернии. Завод в селе Кузнецово. Благодаря расширению производства на ауэрбаховской фабрике стремительно росло и население Кузнецово. Известно, что каждое новое рабочее место, созданное в сфере материального производства, позволяет создать еще три новых в обслуживающих отраслях — в сфере услуг, образования, медицины, транспорта, ремонта… Вокруг фабричных построек стали селиться стекающиеся с окрестных деревень крестьяне. Многие из них зарабатывали на жизнь, как сказали бы сейчас, аутсорсингом: изготавливали для фабрики бочки, ведра, ящики, доски, рубили лес на дрова, выжигали уголь и возили его на фабрику, а также вывозили готовую продукцию в Москву, Тверь, Санкт-Петербург.
Во-первых, отмена крепостного права лишила российских промышленников постоянной и почти бесплатной и бесправной рабочей силы. Почти одновременно с этим были отменены таможенные тарифы на ввоз фарфора и фаянса из-за границы, и рынки России очень скоро оказались завалены дешевым и модным английским фаянсом. Причем англичане, как разумные капиталисты, механизировали свои производства, и если русский мастер в день изготавливал десять дюжин фаянсовых тарелок, англичанин — в семь раз больше. Чтобы выжить, фаянсовые заводы в России сокращали ассортимент, снижали зарплаты. Из-за этого мастера и живописцы, самые высокооплачиваемые специалисты отрасли, уходили на другие заводы, к конкурентам. Главным конкурентом Ауэрбаха на рынке «народного фаянса» был купец Матвей Кузнецов, наследник знаменитой династии «фарфоровых королей» Кузнецовых. Поскольку эта фамилия уже не в первый раз встречается, давайте присмотримся к этим людям подробнее. Дед Матвея Кузнецова Терентий Яковлевич и отец Сидор Терентьевич к тому времени создали целую бизнес-империю заводов по производству фарфора и фаянса. Кузнецовы применили на своих заводах нововведения, которые позволяли им поддерживать низкую себестоимость продукции и, следовательно, снижать цены.
Во-первых, на кузнецовских фабриках было чуть ли не впервые в мировой фарфорово-фаянсовой отрасли введено разделение труда. Каждый рабочий специализировался на выполнении какой-нибудь одной операции — обжиге, формовке или подготовке глины. За счет этого удалось за 20 лет увеличить производство фарфора в четыре раза. Во-вторых, купцы Кузнецовы практиковали оригинальный бизнес-стиль. Как только они узнавали, что на каких-то заводах появились хорошие мастера, они прилагали все усилия, чтобы переманить умельцев к себе. Например, когда в России получил славу так называемый сафроновский фарфор, который на посудном заводе Сафронова расписывали живописцы, Кузнецовы стали переманивать к себе сафроновских мастеров, а впоследствии попросту выкупили у Сафронова завод и закрыли на нем производство оригинального фарфора, сделав «сафроновский» стиль целиком «кузнецовским». Сидор Кузнецов, отец будущего владельца Кузнецовского Конаковского завода, был человеком выдающимся. Чрезвычайно набожный, он строил новые заводы прежде всего там, где существовали крупные общины старообрядцев — чтобы обеспечить единоверцев работой. По этой причине он построил крупный завод в Риге; к тому же здесь был крупный порт, где старообрядцы работали грузчиками, поэтому Кузнецову не следовало беспокоиться, что при отправке его хрупкой продукции на экспорт грузчики что-нибудь украдут или разобьют.
В Риге до недавнего времени существовала Московская улица, целиком построенная на доходы кузнецовской фарфоровой фабрики. Организовав производство в Риге, Кузнецовы стали продавать посуду по демпинговым ценам и быстро ликвидировали все конкурирующие мелкие производства. В 1860-е годы купец Михаил Рачкин пытался делать и продавать фаянс в Риге, но быстро разорился и сдался на милость победителям. Та же участь ждала любого, кто пытался наладить фарфоро-фаянсовый бизнес в главном городе Лифляндской губернии. Столь же решительно Сидор Кузнецов вел и семейные дела. В 1846 году после трех дочерей у него наконец-то родился сын Матвей, которому и предстояло унаследовать семейное предприятие. На всякий случай расчетливый Кузнецов выдал дочерей замуж за купцов, взял их в бизнес и сделал своими помощниками. А Матвея, единственного наследника, воспитанного в старообрядческой строгости, отправили учиться делу в Ригу к знаменитому Рудакову, одному из главных исследователей керамического производства. Одновременно Матвей Кузнецов приобщался к теории бизнеса в Рижском коммерческом училище.
Своему главному учителю Рудакову посудный олигарх отплатил за науку сполна. Говорят, что, как только Рудаковы решили обзавестись в Риге собственным фарфоровым делом, ученик разорил семью учителя дотла. В январе 1864 года Сидор Терентьевич скончался. По духовному завещанию Матвей стал единственным его наследником, поэтому по смерти отца он немедленно вступил в управление своими делами, но под попечительством трех зятьев — М. Анисимова, А. Щепетильникова и С. Балашова — до своего совершеннолетия, которого он достиг в 1867 году. Владея двумя успешными заводами известно, например, что в 1866 году годовой доход одного только Дулевского завода достиг 115 200 рублей , Матвей Сидорович, став полновластным хозяином, по традиции начал расширять бизнес. И первым же его приобретением стал Ауэрбаховский завод, на который Матвей Кузнецов уже давно положил глаз.
Кстати, то обстоятельство, что купец Кузнецов купил фаянсовую фабрику Ауэрбаха в селе Кузнецово, — не более чем совпадение. Ауэрбах, как говорят, построил свою фабрику рядом с кузницами, давшими название селу. Даже в советское время остатки этих кузниц показывали приезжавшим в Конаково. Дело в том, что практически все население Корчевского уезда жило «от дороги», обслуживая главную магистраль Российской империи — дорогу из Москвы в Петербург. Даже в названиях деревень сохранилась «специализация»: в Кузнецово кузнецы изготавливали подковы и подковывали лошадей, в Шорново жили шорники, ремонтировавшие упряжь, в деревне Мокшино, как гласит легенда, изготавливали тулупы для путников… Но в 1851 году в России построили железную дорогу, и очень скоро все деревни, обслуживавшие «главную дорогу», пришли в упадок. Так что братья Ауэрбахи, сыновья Андрея Яковлевича, весьма предусмотрительно поступили, продав Матвею Кузнецову свою фабрику. Можно сказать, что Кузнецов пришел в Кузнецово как стратегический инвестор — с его именем связан второй экономический подъем в истории конаковского фаянса. Злые языки поговаривали, что Матвей Кузнецов долго готовился к покупке фабрики Ауэрбахов и даже приложил руку к тому, чтобы предприятие попало в долговую яму. Известно, что фабрика остро нуждалась в оборотных средствах, но агенты Кузнецова сделали все, чтобы наследники Ауэрбаха нигде не смогли получить кредит, а затем продали предприятие за вполне умеренную сумму.
Впрочем, это дело прошлое. Кузнецов, став собственником Ауэрбаховского завода , засучил рукава и принялся за дело. Считалось, что новый владелец проявил уважение к бывшим владельцам завода: на протяжении еще нескольких лет после покупки предприятия М. Стали выпускать новую продукцию: писсуары, умывальные доски, ванны, печи и камины, как говорилось тогда, на любой кошелек — от 30 до 3000 рублей за штуку. Когда Россия начала электрифицироваться, фабрики Кузнецова освоили выпуск изоляторов. К 1870-м годам с развитием сети железных дорог в России вдвое подорожали дрова — в то время единственное топливо, на котором работали фарфоровые и фаянсовые предприятия страны, и которое также использовали в паровозах. Отечественная добыча каменного угля еще находилась в зачаточном состоянии, и столица империи обогревалась главным образом привозным английским углем. А вокруг перспектив применения для топки горнов торфа велись горячие дебаты. Матвей Кузнецов, в отличие от конкурентов, быстро оценил все преимущества использования торфа: дешевизна и возможность добиться постоянного качества, ведь предсказуемость обжига приводила к снижению процента брака.
Кузнецовский завод, окруженный торфяниками, одним из первых в России перешел на новое топливо. Следует сказать, что даже сегодня Тверская область является одной из самых богатых по запасам торфа: объемы этого ценного компонента экспертами оцениваются в 2 миллиарда тонн! Заброшенные торфяники в первом десятилетии XXI века стали источниками опустошительных пожаров, так что тверским властям пришлось разработать специальную программу по их новому освоению. А тогда, 200 лет назад, для крестьян из окрестных деревень открылся новый фронт работ: в вырытых торфяных ямах они часами месили босыми ногами торфяную массу, залитую водой, превращая ее в однородное тесто, которое на следующий день разливали ведрами вручную по формам, чтобы получились кирпичи. Для многих обнищавших крестьян это было единственным заработком, и в июне-июле на торфозаготовки к Кузнецову стекалось до 2000 сезонных рабочих. Артель из семи человек за день выделывала до 6000 кирпичей торфа, работая по 14 часов. И в результате Кузнецов добился того, что на его заводах не только в Кузнецове, но и в Дулеве, и в Риге всегда был годовой запас сухого, выдержанного топлива. В стремлении снизить себестоимость продукции Матвей Кузнецов был неутомим. Многие его заводы стали использовать преимущественно отечественное сырье из имений, принадлежавших фабриканту, или из арендуемых земель.
Так, крестьяне села Большая Михайловка Екатеринославской губернии сдавали Кузнецову в аренду 1200 десятин своей земли и добывали на ней за плату минеральные породы для Будянской фабрики это предприятие находилось на территории Харьковской области, в 1990-е годы было закрыто. А в 1890-е годы, когда в окрестностях Скопина была найдена белая глина не хуже глуховской из Малороссии, использовавшейся всеми фарфористами, первыми там появились агенты Кузнецова. Они рассчитали, что рязанская глина будет обходиться в два раза дешевле украинской, и взяли её добычу под свой контроль.
В свое время эта продукция была брендом. Ассортимент представлен авторской группой художников, которая работала на заводе, создавала новые фарфоровые произведения. Задача фондовой выставки рассказать о производстве, продукция которого до сих пор бытует в домах России и Восточного зарубежья. Кузяевский завод прекратил свое существование в 2001 году, а продукция превратилась в антиквариат.