Новости егэ человек и общество теория

Задание 13 Теория ЕГЭ 2023 обществознание.

Раздел "Человек и общество"

А как известно, зубрежка — это максимум на 8 часов. В этом посте мы разберем ключевые моменты, как нужно разбирать и изучать этот раздел, чтобы он вами был понят и вы бы смогли решать тесты егэ по обществознанию 2022 на максимальные баллы. Понятия и определения Как я говорил в публикации про подготовку к ЕГЭ по обществознанию 2022 , необходимо четко понимать, что основа в обществознание — это знание терминов, понятий и их определений. В этой статье , кстати, я говорил про то, как легко и просто запоминать определения понятий. Какие тут надо знать понятия и термины. Вот, какие: что такое биосоциальная природа человека, что такое потребности , какие виды потребностей существуют; мировоззрение, интересы, деятельность, виды деятельности , виды мировоззрения ; что такое познание , искусство , наука , культура , религия ; какие есть формы познания ; что такое рациональное познание , чувственное познание , кто такой субъект и что такое объект…. Словом массу всего надо здесь знать и понимать. И понятно, что это далеко не полный список.

Рекомендую, кстати, вам мой опросник по обществознанию для самопроверки. Связь с общественной жизнью Далеко не достаточно просто взять и выучить понятия. Их надо еще понимать. Для этого требуется к каждому понятию и определению привести пример из общественной жизни: истории, новостей, из жизни общества. Например: выучили вы что такое научное познание — приведите три примера реальных научных открытий, совершенных в прошлом, либо в настоящем. Запишите эти примеры в специальный блокнот, чтобы потом на экзамене не тупить и не придумывать примеры от балды.

В мировоззрении выделяют два уровня: 1 рационально-теоретический, 2 жизненно-практический. Важнейшее содержательное различие заключается в том, что является оно гуманистическим человеколюбивым или негуманистическим человеконенавистническим ; выражает оно национальные и общечеловеческие идеалы или националистические и расистские. Мировоззрение может быть как всеобщим, массовым, определяющим общественное сознание, так и индивидуальным, свойственным отдельной личности.

Развитая личность может превосходить своим мировоззрением ту эпоху, в которой живет. Такое мировоззрение прогрессивно, т. В противоположном случае индивидуальное мировоззрение может деградировать к предшествовавшим эпохам, носить суеверный характер, быть деструктивным например, у асоциальных субъектов, преступных элементов; у людей, по тем или иным причинам лишенных нормальных семейных отношений или человеческих условий существования. Прогрессивное мировоззрение современного человека должно содержать в себе нравственные и правовые нормы, социальные приоритеты и гуманистические ценности. Современное общество, основанное на правовых и демократических принципах, утверждает свободу совести и мировоззренческий плюрализм. Виды знаний Знание является единством чувственного и рационального познания. Знание — 1 проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека; 2 обладание опытом и пониманием, которые являются правильными в субъективном и в объективном отношении; 3 инструмент организации деятельности на различных структурных уровнях организации людей. В середине XIX в. Конт предложил концепцию развития человеческого знания, рассматривая три последовательно сменяющихся форм знания: религиозного основано на традиции и индивидуальной вере ; философского основано на интуиции, рациональное и умозрительное по своей сути ; позитивного научное знание, основанное на фиксации фактов в ходе целенаправленного наблюдения или эксперимента.

Классификация форм человеческого знания М. Полани говорит о двух типах знаний у человека: явного выраженного в понятиях, суждениях, теориях и неявного не поддающегося полной рефлексии слоя человеческого опыта. Виды знаний: 1 Обыденное житейское — основано на повседневном опыте, согласовано со здравым смыслом и во многом с ним совпадает, сводится к констатации и описанию фактов. Обыденное знание носит эмпирический характер и является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. С помощью мифологического знания первобытный человек структурировал реальность, т. Результаты религиозного размышления формулируются в конкретных, наглядно-чувственных образах. Религия предлагает человеку абсолютные идеалы, нормы и ценности. Форма существования этого вида знания — художественный образ. В искусстве в отличие от науки и философии допускается вымысел.

Поэтому тот образ мира, который предлагается искусством, всегда более или менее условен. Квазинаучное знание представлено в мистике и магии, алхимии, астрологии, паранауках, эзотерических учениях и т. Признаки научного знания: знание рациональное полученное при помощи разума, интеллекта ; оформленное в теории, принципах, законах; сущностное, повторяемое не всегда получается ; системное основанное на многом ; это знание, получаемое и фиксируемое научными методами и средствами; знания, стремящиеся к точности точные измерения, наличие терминологии ; знание, открытое для критики в отличие от религии, культуры, искусства и т. Ненаучное знание подразделяется на: а донаучное знание — знания, полученные до появления современной науки; б паранаучное знание — формы познавательной деятельности, возникающие как альтернатива или дополнение к существующим видам научного знания астрология, экстрасенсорные знания это знания, научные по форме, но ненаучные по содержанию — уфология , в вненаучное знание — сознательно искаженные представления о мире его признаки: нетерпимость, фанатизм; индивидуальное знание и пр. Процессы, связанные с знаниями: получение знаний, накопление знаний, хранение знаний, преобразование знаний, передача знаний, потеря знаний, визуализация знания. Знания необходимы человеку для ориентации в окружающем мире, для объяснения и предвидения событий, для планирования и реализации деятельности и выработки других новых знаний. Понятие истины, ее критерии Гносеология — философская наука, в которой изучаются проблемы природы познания и его возможности. Агностицизм — философское учение, отрицающее полностью или частично возможности познания мира. Гностицизм — философское учение, признающее возможности познания мира.

Познание — 1 процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром; 2 процесс активного отражения и воспроизведения действительности в сознании человека, результатом которого является новое знание о мире. Субъект познания — носитель предметно-практической деятельности и познания индивид или социальная группа , источник активности, направленной на объект; активно действующее в познании творческое начало. Объект познания — то, что противостоит субъекту в его познавательной деятельности. В качестве объекта может выступать и сам субъект человек является объектом изучения многих наук: биологии, медицины, психологии, социологии, философии и др. Иерархия познавательных способностей человека Платон, Аристотель, И. Кант : а чувственное познание — является базовым, с него начинается все наше познание; б рациональное познание — осуществляется при помощи рассудка, способно устанавливать, открывать объективные связи причинно-следственные между явлениями, законы природы; в познание на основе идей разума — задает мировоззренческие принципы. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Сенсуализм — направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основа и главная форма достоверного познания.

Рационализм — философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Формы источники, ступени познания: 1. Чувственное эмпирическое познание — познание с помощью органов чувств зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Особенности чувственного познания: непосредственность; наглядность и предметность; воспроизведение внешних свойств и сторон. Формы чувственного познания: ощущение отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств ; восприятие чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств ; представление чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия на органы чувств. Посредством языка происходит перевод представления в абстрактное понятие. Рациональное, логическое познание мышление.

Особенности рационального познания: опора на результаты чувственного познания; абстрактность и обобщенность; воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений. Формы рационального познания: а понятие отображенное в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений ; б суждение форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами ; в умозаключение рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, называемое заключением, выводом или следствием. Виды умозаключений: дедуктивные путь мышления от общего к частному, от общего положения к особенному , индуктивные способ рассуждения от частных положений к общим выводам , традуктивные по аналогии. Чувственное и рациональное познание нельзя противопоставлять, абсолютизировать, так как они дополняют друг друга. С помощью воображения создаются гипотезы. Наличие воображения позволяет человеку осуществлять творчество. Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе. Особенности научного познания: объективность; развитость понятийного аппарата; рациональность доказательность, системность ; проверяемость; высокий уровень обобщения; универсальность исследует любой феномен со стороны закономерностей и причин ; использование специальных способов и методов познавательной деятельности. Методы эмпирического познания: наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент; 2.

Методы теоретического уровня познания: идеализация метод научного познания, при котором происходит замена отдельных свойств изучаемого объекта символами или знаками , формализация; математизация; обобщение; моделирование. Формы ненаучного познания: миф; жизненный опыт; народная мудрость; здравый смысл; религия; искусство; паранаука. Интуиция является специфическим компонентом связи чувственного и рационального познания. Интуиция — способность человеческого сознания в некоторых случаях чутьем, догадкой улавливать истину, опираясь на прежний опыт, на приобретенные ранее знания; проницательность; непосредственное познание, познавательное предчувствие, познавательное озарение; сверхбыстрый мыслительный процесс. Виды интуиции: 1 чувственная, 2 интеллектуальная, 3 мистическая. Сартр, А. Камю, К. Ясперс и М. К познавательной сфере относят эмоции и чувства не ощущения человека.

Эти переживания носят мировоззренческий и духовный характер. Мораль необходимо познавать, а ее наличие говорит о духовной развитости человека. Особенности: познает мир с точки зрения красоты, гармонии и целесообразности; не дается с рождением, а воспитывается; входит в число духовных способов познания и деятельности; не нацелено, в отличие от научного познания, на конкретную пользу; носит всецело творческий характер, не копирует действительность, а творчески воспринимает ее. Более того, оно может создавать свою, эстетическую реальность, которая способна духовно воздействовать на человека, преобразовывать, трансформировать и совершенствовать его природу. Истина — соответствие между фактами и высказываниями об этих фактах. Объективная истина — содержание знания, которое определяется самим изучаемым предметом, не зависит от пристрастий и интересов человека. Субъективная истина зависит от восприятия субъекта, его мировоззрения и установок. Относительная истина — неполное, ограниченное знание; такие элементы знания, которые в процессе развития познания будут изменяться, заменяться новыми. Относительная истина зависит от точки зрения наблюдателя, она носит изменчивый характер об этом говорит теория относительности.

Абсолютная истина — полное, исчерпывающее знание о действительности; тот элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем. Истина абсолютная и истина относительная — разные уровни формы объективной истины. По форме истина может быть: житейской, научной, художественной, нравственной и т. Научную истину, например, отличает системность, упорядоченность знания, его обоснованность и доказательность. Духовная истина есть не что иное, как правильное, совестное отношение человека к себе, другим людям и миру. Заблуждение — содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину. Источники заблуждений: погрешности при переходе от чувственного к рациональному познанию, некорректный перенос чужого опыта. Ложь — сознательное искажение образа объекта. Дезинформация — это подмена из корыстных соображений достоверного недостоверным, истинного — ложным.

Причины относительности человеческих знаний: изменчивость мира; ограниченность познавательных возможностей человека; зависимость возможностей познания от реальных исторических условий, уровня развития духовной культуры, материального производства и особенностей познавательной деятельности человека. Критерий истины зависит от формы и метода познания. Он может быть эмпирическим, т. В социологии основным критерием истины является практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний. Практика — материальная, целеполагающая деятельность людей. Функции практики в процессе познания: 1 источник познания потребностями практики вызваны к жизни существующие науки ; 2 основа познания благодаря преобразованию окружающего мира происходит наиболее глубокое познание свойств окружающего мира ; 3 практика является движущей силой развития общества; 4 практика — цель познания человек познает мир, чтобы использовать результаты познания в практической деятельности ; 5 практика — критерий истинности познания. Основные виды практики: научный эксперимент, производство материальных благ, социально-преобразующая деятельность масс. Структура практики: объект, субъект, потребность, цель, мотив, целесообразная деятельность, предмет, средства и результат. Мышление и деятельность Исследовать мышление начали античные философы и ученые Парменид, Протагор, Эпикур, Аристотель с позиций философии и логики.

В эпоху Средневековья изучение мышления носило исключительно эмпирический характер. В эпоху Ренессанса сенсуалисты решающее значение отдавали ощущению и восприятию; рационалисты считали мышление автономным, рациональным актом, свободным от непосредственного чувствования. В конце XIX в. Мышление — активный процесс отражения объективной действительности в понятиях, суждениях, теориях, составляющий высшую ступень человеческого познания. Мышление, имея своим единственным источником ощущения, переходит границы непосредственно-чувственного отражения и позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты человеком. Мышление составляет предмет изучения теории познания и логики, психологии и нейрофизиологии; изучается в кибернетике в связи с задачами технического моделирования мыслительных операций. Мышление является функцией мозга и представляет собой естественный процесс. Каждый отдельный человек становится субъектом мышления, лишь овладевая языком, понятиями, логикой, которые суть продукты развития общественной практики, так как для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике. Мышление человека по своей природе социально, имеет общественно-историческую природу.

Объективной материальной формой мышления является язык. Мышление неразрывно связано с языком. В языке находят выражение мысли человека. Мышление обладает личностным характером.

Глобализация — это процесс всё возрастающей взаимосвязи стран, народов, всемирная экономическая, политическая, культурная, религиозная интеграция между ними. Причины глобализации.

Формы глобализации. Последствия глобализации.

Качества человека как личности проявляются прежде всего в его участии в жизни общества.

Человеку как личности прежде всего свойственно приобретение социальных качеств. Человеку как личности свойственна способность создавать новые предметы, не имеющие природных аналогов. Человек как личность обладает способностью преобразовывать природную среду.

Человек как личность формируется в процессе социализации Неповторимые, оригинальные качества человека называют индивидуальностью Свобода человека предполагает неотъемлемую связь с ответственностью за принимаемые решения. Социализация Социализация — это процесс вхождения индивида в общество, в его структуры и общности. Социализация личности проявляется в усвоении ею культурно-ценностных ориентаций, традиций, предписаний.

Социальные связи и отношения человека разнообразны и многозначны, воздействие общностей на человека может быть положительным и отрицательным. Мировоззрение Мировоззрение — целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов. Система взглядов на мир и место человека в нем.

Компонентами мировоззрения являются нормы и ценности. Помимо них можно выделить идеалы, убеждения, знания и т. Мировоззрение дает человеку ориентиры и цели для его практической деятельности.

Мировоззрение всегда тесно связано с переживаемыми обществом стадиями развития. Выделяют обыденное мировоззрение, научное, философское, религиозное. Ранней формой мировоззрения являлось мифологическое мировоззрение.

Обыденное мировоззрение формируется стихийно, в процессе житейского опыта. Оно основано на практике повседневной жизни, здравом смысле. Истина Истина — адекватное отражение действительности в сознании человека.

Истина — знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Признаки истины: объективность независимость от сознания человека , конкретность, это процесс. Виды истины: абсолютная полное, исчерпывающее знание о предмете , относительная изменчивое знание по мере развития познания; заменяется на новую или становится заблуждением , относительная истина может быть опровергнута.

Истина всегда объективна. Истина всегда конкретна. Существуют явления, недоступные практическому воздействию на них, но их истинность можно установить иными путями.

Истина связана с условиями места, времени и т. Черты истины — знание, полученное в результате адекватного отражения объекта познающим субъектом - знание, воспроизводящее познаваемый объект таким, каким он существует независимо от сознания человека. Одним из критериев истины выступает практика.

Критерием истины может быть её соответствие ранее открытым законам науки, логики. Истину нельзя установить голосованием, она может быть и на стороне меньшинства. Истинным признается утверждение, проверенное практикой и опытом многих поколений.

Деятельность Деятельность — это специфически человеческая активность, регулируемая сознанием, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека. Потребность в качестве мотива побуждения дает толчок к деятельности, формы и содержание деятельности определяются общественными целями, требованиями и опытом Различают три основных вида деятельности: игру, учение и труд. Целью игры является сама осуществляемая «деятельность», а не ее результаты.

Деятельность человека, имеющая своей целью приобретение знаний, умений и навыков, называется учением. Труд — это деятельность, целью которой является производство общественно необходимых продуктов. Аффективные действия основаны на эмоциях, сиюминутных порывах.

Субъект и объект могут совпадать. Главная особенность учебной деятельности заключается в том, что ее целью является изменение не окружающего мира, а самого субъекта деятельности. Одним из барьеров в процессе коммуникации общения людей выступает их личная взаимная неприязнь.

Средством вербального общения является речь. Информационное общество создало новые формы общения — интернет, к примеру. Речь является самым продуктивным инструментом человеческого общения.

Подготовка онлайн к ЕГЭ по Обществознанию

Новости «Демократии» больше нет. Каким будет ЕГЭ по обществознанию в 2024 году? Теоретический материал для подготовки к ЕГЭ по обществознанию, раздел кодификатора «Человек и общество». 1.1 Природное и общественное в человеке. Расскажем, как строится ЕГЭ по обществознанию в 2022 году и что важно учесть при подготовке к экзамену. Можно ли подготовиться к ЕГЭ по обществознанию самостоятельно и с чего начать? Общество — это совокупность всех форм объединения людей и способов их взаимодействия. ЕГЭ 2024 обществознание: теория к экзамену.

Человек и общество в ЕГЭ по обществознанию

Общество — это совокупность всех форм объединения людей и способов их взаимодействия. Мединский заявил, что ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию могут объединить. Конспекты для ЕГЭ по кодификатору. Полная теория для ЕГЭ-2024 в свободном доступе. Удобный формат для чтения и запоминания. Человек и общество Вопросы кодификатора Подготовка к ЕГЭ. Для сдачи ЕГЭ по обществознанию необходимо знать теорию по следующим блокам кодификатора: человек и общество, экономика, социальные отношения, политика и право. Добро пожаловать в онлайн тренажер по подготовке к ЕГЭ 2024 по предмету Обществознание.

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ

С должной мотивацией подготовиться к ЕГЭ реально за два месяца интенсивных занятий. Этого времени достаточно, чтобы рассмотреть необходимый объём теории и потренироваться писать развёрнутые ответы. К первому типу относятся задания, где нужно исключить два признака или понятия, «выпадающих» из общего ряда. Нужно найти, что к чему относится. Для выполнения задания нужно изучить информацию и выбрать верные ответы. Задание 12 посвящено основам конституционного строя РФ и конституционным правам и обязанностям человека 1 и 2 главы Конституции РФ , а задание 13 проверяет знание полномочий органов государственной власти или разграничение предметов ведения между РФ и субъектами Федерации. Оно включает в себя анализ графиков спроса и предложения, определение изменения равновесной цены. Пример задания 21 на анализ графиков спроса и предложения из демоверсии 2022 года Задание 22 представляет собой обществоведческую задачу: даётся смоделированная или реальная ситуация и вопросы, ответы на которые нужно сформулировать самостоятельно. Ещё одним новым заданием в ЕГЭ-2022 по обществознанию стало задание 23.

Оно предполагает проверку знания Конституции и законодательства РФ. Тезисы плана должны раскрывать тему и не должны содержать фактических ошибок. Количество подпунктов каждого пункта было не менее трёх. Исключение составляют только те случаи, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта. По большому счёту, оно предполагает развёрнутый ответ по одному из пунктов плана с демонстрацией умений объяснять и иллюстрировать примерами теоретические положения из курса обществознания. Для подготовки к экзамену советую выбрать учебник Л. Боголюбова за 10—11 классы и интерактивный учебник «Фоксфорда» — в них собрана основная теория, которой достаточно для сдачи экзамена. Имеет смысл писать планы по темам из кодификатора на сайте ФИПИ.

Истина всегда объективна. Истина всегда конкретна. Существуют явления, недоступные практическому воздействию на них, но их истинность можно установить иными путями. Истина связана с условиями места, времени и т. Черты истины — знание, полученное в результате адекватного отражения объекта познающим субъектом - знание, воспроизводящее познаваемый объект таким, каким он существует независимо от сознания человека. Одним из критериев истины выступает практика. Критерием истины может быть её соответствие ранее открытым законам науки, логики. Истину нельзя установить голосованием, она может быть и на стороне меньшинства. Истинным признается утверждение, проверенное практикой и опытом многих поколений.

Деятельность Деятельность — это специфически человеческая активность, регулируемая сознанием, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека. Потребность в качестве мотива побуждения дает толчок к деятельности, формы и содержание деятельности определяются общественными целями, требованиями и опытом Различают три основных вида деятельности: игру, учение и труд. Целью игры является сама осуществляемая «деятельность», а не ее результаты. Деятельность человека, имеющая своей целью приобретение знаний, умений и навыков, называется учением. Труд — это деятельность, целью которой является производство общественно необходимых продуктов. Аффективные действия основаны на эмоциях, сиюминутных порывах. Субъект и объект могут совпадать. Главная особенность учебной деятельности заключается в том, что ее целью является изменение не окружающего мира, а самого субъекта деятельности. Одним из барьеров в процессе коммуникации общения людей выступает их личная взаимная неприязнь.

Средством вербального общения является речь. Информационное общество создало новые формы общения — интернет, к примеру. Речь является самым продуктивным инструментом человеческого общения. Потребность — это физиологический и психологический недостаток чего-либо. Потребности служат мотивом к действию. Потребности человека носят безграничный характер. Потребности способны порождать эмоционально-волевые состояния, направленные на поиск путей и средств их удовлетворения. К духовным потребностям относятся потребности в самоактуализации, самовыражении, творческой самореализации Мышление — обобщающее отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающийся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей между ними. Роль мышления: позволяет познать окружающий мир, развивает способность к творчеству, целеполагание, накопление опыта, развитие способностей человека, преобразование окружающего мира изобретения.

Виды мышления: 2 теоретическое познание мира , практическое постановка целей, выработка планов ; 3 логическое, интуитивное, репродуктивное воспроизводство , продуктивное творчество. Мышление невозможно без анализа, синтеза и сравнения. Особенностью мышления является его опосредованный характер Объективной материальной формой мышления является язык. Сознание Сознание предполагает способность человека отражать действительность как в чу вственных, так и в логических образах. Самосознание является одной из сторон сознания, отличающих человека от животных. Эмоции являются одним из компонентов сознания. Творчество Творчество предполагает создание чего-то качественно нового, ранее не существовавшего. Способностями к творчеству в той или иной степени обладает каждый человек. Творчество может являться самостоятельной деятельностью.

Общество - Совокупность всех народов, населяющих нашу планету, представляет собой общество - Обществом можно назвать определенный этап исторического развития человечества напр, первобытное. Формационный подход к изучению истории был сформулирован немецкими философами К. Марксом и Ф. Энгельсом - Формационный подход делает акцент на общие универсальные черты в развитии различных обществ. Социальные институты Социальный институт— это исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности, направленной на удовлетворение базовых потребностей общества : государство, экономика, религия, семья и брак, образование. Социальные институты являются агентами социализации и социального контроля. Социальные институты упорядочивают, координируют индивидуальные действия людей, придают им организованный и предсказуемый характер Типы обществ традиционное общество Основной фактор производства традиционного общества - земля.

Уверены, что с нами Вы успешно сдадите ЕГЭ по обществу в 2022 году! Общая информация об экзамене ЕГЭ по обществознанию состоит из двух частей, которые в сумме содержат 29 заданий. Первая часть содержит 20 заданий с кратким ответом. Ответ на задания первой части дается соответствующей записью в виде слова или словосочетания или последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов.

Подготовка к государственной итоговой аттестации по обществознанию сложный, но очень интересный процесс, результатом которого станет не только приобретение необходимого для сдачи экзамена багажа знаний, но и личностное самосовершенствование, ведь вы изучаете предмет о том, как жить. Обществознание - это интегрированный школьный предмет. Вы изучите основы таких наук, как философия, социология, экономика, политология, правоведение и социальная психология.

Человек и общество

Теория раздела человек и общество для подготовки к егэ по обществознанию.1.1 природное и общественное в человеке. теории происхождения человекачеловек как. Для сдачи ЕГЭ по обществознанию необходимо знать теорию по следующим блокам кодификатора: человек и общество, экономика, социальные отношения, политика и право. Теория раздела человек и общество для подготовки к егэ по обществознанию.1.1 природное и общественное в человеке. теории происхождения человекачеловек как. Теоретический материал для подготовки к ЕГЭ по обществознанию, раздел кодификатора "Человек и общество". Первый раздел по обществознанию в кодификаторе, но это не значит, что самый легкий!В новом ролике узнаем всю теорию, которая понадобится тебе на ЕГЭ. Человек и общество Вопросы кодификатора Подготовка к ЕГЭ.

ЕГЭ обществознание 2024

Сам термин происходит от латинского слова «гражданский». В широком смысле под цивилизацией понимают уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующий за варварством, дикостью. Используют это понятие и для обозначения совокупности уникальных проявлений общественных порядков, присущих определенной исторической общности. В этом смысле цивилизация характеризуется как качественная специфика своеобразие материальной, духовной, социальной жизни той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития. Известный российский историк М. Барг так определил цивилизацию: «…Это способ, которым данное общество разрешает свои материальные, социально-политические и духовно-этические проблемы». Различные цивилизации коренным образом отличаются друг от Друга, так как основываются не на схожей производственной технике и технологии как общества одной Формации , а на несовместимых системах социальных и духовных ценностей. Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром. В современной теории цивилизаций распространены как линейно-стадиальные концепции в них под цивилизацией понимается определенная ступень мирового развития, противопоставляемая «нецивилизованным» обществам , так и концепции локальных цивилизаций. Существование первых объясняется европоцентризмом их авторов, представляющих мировой исторический процесс как постепенное приобщение варварских народов и обществ к западноевропейской системе ценностей и постепенное продвижение человечества к единой мировой цивилизации, на этих же ценностях основанной. Сторонники второй группы концепций употребляют термин «цивилизация» во множественном числе и исходят из представления о многообразии путей развития различных цивилизаций.

Различными историками выделяется множество локальных цивилизаций, которые могут совпадать с границами государств китайская цивилизация или охватывать несколько стран античная, западноевропейская цивилизация. С течением времени цивилизации меняются, но их «ядро», благодаря которому одна цивилизация отличается от другой, сохраняется. Абсолютизировать уникальность каждой цивилизации не следует: все они проходят через общие для мирового исторического процесса этапы. Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на две большие группы — восточные и западные. Для первых характерна высокая степень зависимости индивида от природы и географической среды, тесная связь человека с его социальной группой, низкая социальная мобильность, господство среди регуляторов общественных отношений традиций и обычаев. За падные цивилизации, напротив, характеризуются стремлением к подчинению природы власти человека приоритетом прав и свобод личности над социальными общностями, высокой социальной мобильностью, демократическим политическим режимом и правовым государством. Таким образом, если формация концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, то цивилизация — на локально-региональном, уникальном, своеобразном. Эти подходы не исключают друг друга. В современном обществознании идут поиски в направлении их взаимного синтеза. Общественный прогресс и его критерии Принципиально важно выяснить, в каком направлении движется общество, находящееся в состоянии непрерывного развития и изменения.

Под прогрессом понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным. Понятию прогресса противоположно понятие регресс, для которого характерно обратное движение — от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям. Представление о развитии общества как прогрессивном процессе появилось еще в древности, но окончательно оформилось в трудах французских просветителей А. Тюрго, М. Кондорсе и др. Критерии прогресса они видели в развитии человеческого разума, в распространении просвещения. Столь оптимистичный взгляд на историю сменился в XIX в. Так, марксизм усматривает прогресс в переходе от одной общественно-экономической формации к другой, более высокой. Некоторые социологи сутью прогресса считали усложнение социальной структуры, рост социальной неоднородности. В современной социологии.

Вико , предсказывая скорый «конец истории», либо утверждая представления о многолинейном, независимом друг от друга, параллельном движении различных обществ Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Так, А. Тойнби, отказавшись от тезиса о единстве всемирной истории, выделил 21 цивилизацию, в развитии каждой из которых он различал фазы возникновения, роста, надлома, упадка и разложения. О «закате Европы» писал и О. Особенно ярок «антипрогрес-сизм» К. Понимая под прогрессом движение к какой-либо цели, он считал его возможным только для отдельного человека, но не для истории. Последняя же может быть объяснена и как прогрессивный процесс, и как регресс. Очевидно, что прогрессивное развитие общества не исключает возвратных движений, регресса, циви-лизационных тупиков и даже срывов.

Да и само развитие человечества вряд ли имеет однозначно прямолинейный характер, в нем возможны и ускоренные рывки вперед, и откаты назад. Более того, прогресс в одной сфере общественных отношений может быть причиной регресса в другой. Развитие орудий труда, техническая и технологическая революции — яркое свидетельство экономического прогресса, но они поставили мир на грань экологической катастрофы, истощили природные ресурсы Земли. Современное общество обвиняют в упадке морали, в кризисе семьи, в бездуховности. Высока и цена прогресса: удобства городской жизни, например, сопровождаются многочисленными «болезнями урбанизации». Иногда издержки прогресса настолько велики, что возникает вопрос: а можно ли вообще говорить о движении человечества вперед? В этой связи актуален вопрос о критериях прогресса. Согласия среди ученых нет и здесь. Французские просветители видели критерий в развитии разума, в степени разумности общественного устройства. Ряд мыслителей например, А.

Сен-Симон оценивали движение вперед по состоянию общественной нравственности, приближению ее к раннехристианским идеалам. Гегель связывал прогресс со степенью сознания свободы. Марксизм также предложил универсальный критерий прогресса — развитие производительных сил. Видя сущность движения вперед во все большем подчинении сил природы человеку, К. Маркс сводил общественное развитие к прогрессу в производственной сфере. Прогрессивными он считал лишь те социальные отношения, которые соответствовали уровню производительных сил, открывали простор для развития человека как главной производительной силы. Применимость подобного критерия оспаривается в современном об-ществознании. Состояние экономического базиса не определяет характер развития всех остальных сфер жизни общества. Целью, а не средством любого общественного прогресса является создание условий для всестороннего и гармоничного развития человека. Следовательно, критерием прогресса должна являться мера свободы, которую общество в состоянии предоставить личности для максимального развития ее потенциальных возможностей.

Степень прогрессивности того или иного общественного строя нужно оценивать по созданным в нем условиям для удовлетворения всех потребностей личности, для свободного развития человека или, как говорят, по степени человечности общественного устройства. Различают две формы социального прогресса: революция и реформа. Революция — это полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. До недавнего времени революция рассматривалась как всеобщий «закон перехода» от одной общественно-экономической формации к другой. Но ученым никак не удавалось обнаружить признаки социальной революции при переходе от первобытнообщинного строя к классовому. Приходилось настолько расширять понятие революции, чтобы оно годилось для любого формационного перехода, но это приводило к выхолащиванию первоначального содержания термина. Согласно марксистской методологии, под социальной революцией понимается коренной переворот в жизни общества, изменяющий его структуру и означающий качественный скачок в его прогрессивном развитии. Наиболее общей, глубинной причиной наступления эпохи социальной революции является конфликт между растущими производительными силами и сложившейся системой социальных отношений и учреждений. Обострение на этой объективной почве экономических, политических и иных противоречий в обществе приводит к революции. Революция всегда представляет собой активное политическое действие народных масс и имеет первой целью переход руководства обществом в руки нового класса.

Социальная революция отличается от эволюционных преобразований тем, что она концентрирована во времени и в ней непосредственно действуют народные массы. Диалектика понятий «реформа — революция» весьма сложна. Революция, как действие более глу бокое, обычно «вбирает» в себя реформу: действие «снизу» дополняется действием «сверху». Сегодня многие ученые призывают отказаться от преувеличения в истории роли того социального явления, которое именуют «социальной революцией», от провозглашения ее обязательной закономерностью при решении назревших исторических задач, поскольку революция далеко не всегда была главной формой общественной трансформации. Гораздо чаще изменения в обществе происходили в результате реформ. Реформа — это преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса. Понимаемый в таком смысле путь постепенного преобразования существующих отношений противопоставляется революционным взрывам, сметающим до основания старые порядки, старый строй. Марксизм считал эволюционный процесс, консервировавший на долгое время многие пережитки прошлого, слишком мучительным для народа. И утверждал, что поскольку реформы всегда проводятся «сверху» силами, уже имеющими власть и не желающими с ней расставаться, то и результат реформ всегда ниже ожидаемого: преобразования являются половинчатыми и непоследовательными. Пренебрежительное отношение к реформам как формам общественного прогресса объяснялось и знаменитым положением В.

Ульянова-Ленина о реформах как «побочном продукте революционной борьбы». Собственно, уже К. Даже в тех случаях, когда реформы с совершенной очевидностью не являлись результатом массовых выступлений, советские историки объясняли их стремлением господствующих классов не допустить никаких посягательств на господствующий строй в будущем. Реформы и в этих случаях являлись результатом потенциальной угрозы революционного движения масс. Постепенно российские ученые освободились от традиционного нигилизма по отношению к эволю» ционным преобразованиям, признав вначале равнозначность реформ и революций, а затем, поменяв знаки, обрушились с сокрушительной критикой теперь уже на революции как на крайне неэффективный, кровавый, изобилующий многочисленными издержками и приводящий к диктатуре путь. Сегодня великие реформы т. Оба эти способа решения общественных противоречий противопоставляются нормальной, здоровой практике «перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе». Дилемма «реформа — революция» подменяется выяснением соотношения перманентного регулирования и реформы. В этом контексте и реформа, и революция «лечат» уже запущенную болезнь первая — терапевтическими методами, вторая — хирургическим вмешательством , в то время как необходима постоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в современном обществознании акцент переносится с антиномии «реформа — революция» на «реформа — инновация».

Под инновацией понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях. Глобальные проблемы современности Глобальными проблемами называется совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине XX в. Эти проблемы стали следствием противоречий, накапливавшихся в отношениях между человеком и природой в течение длительного времени. Первые появившиеся на Земле люди, добывая себе пищу, не нарушали природных законов и естественных кругооборотов. Но в процессе эволюции отношения человека и окружающей среды существенно изменились. С развитием орудий труда человек все более усиливал свое «давление» на природу.

Характерные черты труда как вида деятельности Целесообразность нужность, необходимость Наличие целей, направленных на достижение определённого результата. Наличие знаний, умений, навыков, позволяющих выполнить те или иные действия. Полезность то есть результаты деятельности действительно должны удовлетворять потребности Развитие личности труд преобразовывает и самого человека, формирует нравственные качества личности Нацеленность на результат и получение его. Преобразование мира, общества и самого человека. Виды труда Физический — характеризуется тем, что происходит нагрузка на организм человека, на его опорно-двигательный аппарат. Физический труд бывает: ручной, механизированный, труд на конвейерном производстве, автоматизированный. Умственный — связан с обработкой, усвоением информации, требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления. Смешанный — труд, требующий сочетания и физических, и умственных усилий. Игра Игра — это вид непродуктивной деятельности, для которой важен сам процесс, а не результат. Игра для ребёнка — это один из способов познания мира; игра для взрослых- это и отдых, развлечение, и в то же время деловые игры помогают смоделировать тип поведения в той или иной ситуации, например, при приёме на работу. Характерные черты игры как вида деятельности Условная ситуация. Наличие определённых правил для той или иной игры. Использование предметов, замещающих реальные например, для ребёнка кукла — это её дочка. Своеобразные цели удовлетворение потребности в отдыхе, общении, формирование определённых навыков деловой беседы и другие. Игра способствует развитию нравственных качеств личности, формированию определённых умений и навыков. Учение учёба Учение — вид деятельности, в результате которой человек познаёт мир, общество, самого себя, приобретает знания, умения, навыки, которые необходимы ему для успешной жизнедеятельности. Виды учения Организованное оно осуществляется в учебных учреждениях: школе, вузе и др. Неорганизованное оно осуществляется как побочный результат основного вида деятельности Самообразование самостоятельное приобретение человеком знаний и учений, в основе которого лежит личный интерес. Характерные черты учения как вида деятельности Способствует развитию личности, формированию его мировоззрения. В основе учения — освоение опыта предыдущих поколений. Формирует профессиональные знания и умения, позволяющие успешно выполнять деятельность. Способствует усвоению ценностей и норм национальной и мировой культуры. Человеческая деятельность имеет особенности: Целенаправленный, осознанный характер, то есть она всегда имеет цель и направлена на достижение результата. Плановый характер деятельности, то есть представляет и з себя определённую структуру. Систематичность, то есть деятельность — это длительный, ежедневный процесс. Продуктивность — направленность деятельности на получение результата. Преобразующий характер — деятельность изменяет окружающий мир, общество и человека. Общественный характер, то есть деятельность является результатом многовекового труда человечества, это продукт истории. Следует отметить, что деятельность может носить творческий характер. Что такое творчество? Творчество — это любая деятельность человека духовная или материальная , в результате которой появляется что-то качественно новое, раньше не существовавшее и имеющее ценность для всего общества. Основной критерий творческой деятельности — уникальность её результата. Механизм творческой деятельности: Комбинирование уже имеющихся способов и методов деятельности в другом варианте. Наличие воображения, то есть способность человека создавать чувственные и мыслительные образы в своём сознании. Фантазия, способная создавать яркие, необычные образы. Интуиция — знание, предвидение, появление которого невозможно объяснить.

Существует два подхода в решении вопроса о соотношении природного и социального в человеке: а натуралистический — преувеличивает значение в нем природного начала, влияющего на его жизнь и поведение; б социологический — признание в нем только социального начала и игнорирование при этом биологической стороны его природы. Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству. Человек — явление природы, он зависим от нее, но в то же время он возвышается над природой в духовно-культурном отношении. Человек отличается от всего животного мира своим сознанием, и особенно осознанием самого себя, своей общественной роли, смысла своей жизни, пониманием конечности своего индивидуального бытия. Человек обладает физической и духовной способностью к самосовершенствованию. Благодаря своей физически-духовной организации только человек может стать личностью, способной к осознанной деятельности, к творчеству, к целенаправленным и планомерным действиям, готовой к моральной ответственности. Таким образом: человек — существо уникальное открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное ; существо универсальное способное к любому виду деятельности ; существо целостное интегрирует соединяет в себе физическое, психическое и духовное начала. Данный текст является ознакомительным фрагментом. Продолжение на ЛитРес.

Обратите внимание, что в задании просят не называть примеры, а иллюстрировать примерами. Если в задании будет необходимо проиллюстрировать примерами реформы в различных сферах жизни общества, то ответ «отмена крепостного права в России» не будет засчитан, ведь это название реформы. Нужно проиллюстрировать ее суть, то есть указать, какие именно изменения произошли. Написав о том, что крестьяне, ранее не имевшие личной свободы, ее получили, ученик выполнит условие, и такой элемент будет засчитан как верный. В задании 20, наоборот, примеры без суждений и аргументов не будут засчитаны. Если необходимо привести три аргумента, подтверждающих возможные негативные последствия революции, то не засчитают подробное описание революции 1905—1907 годов в России. Напомню, что требования заданий высокого уровня сложности невозможно выполнить, если ответ сформулирован в виде отдельных словосочетаний или нераспространенных предложений. Задание 21 не требует серьезной подготовки, так как оно посвящено исключительно установлению равновесной цены в рыночных условиях. Несмотря на это, случается потеря баллов. В задании 22 основные ошибки связаны с тем, что в ответе на конкретный вопрос присутствуют лишние позиции или ответ неполный. В задании 23 по Конституции РФ участники экзамена часто опираются на общетеоретические положения или нормы, которые есть в законодательстве РФ, но не прописаны в основном законе. Такие позиции не примут как верные. Писать больше трех характеристик также не стоит, поскольку лишний неверный элемент ответа может привести к потере сразу 2 баллов. В задании 24 нужно составить сложный план. Часто выпускники к каждому пункту указывают только два подпункта, в то время как в задании имеется универсальное требование о детализации пункта не менее чем в трех подпунктах. Указывать два можно, только когда с точки зрения общественных наук в классификации третьего элемента просто не может быть. Например, пункт «функции семьи» надо обязательно раскрывать в трех и более подпунктах, ведь семья как социальный институт выполняет не только репродуктивную и воспитательную, но и множество других функций. А вот раскрытие пункта «виды семьи» возможно с точки зрения обществоведов только в двух подпунктах: нуклеарная и расширенная, если речь идет о структуре родственных связей и совместном проживании. Или партнерская и патриархальная, если критерием классификации выбран тип отношений между супругами. Отмечу, что балл по второму критерию в этом задании можно получить, если нет ошибок в формулировках плана и по первому критерию уже стоит максимум. Ресурсы для подготовки к экзамену Обязательно используйте актуальные и проверенные источники информации. Также можно тренироваться, выполняя задания прошлых лет, которые вы можете найти в открытом банке заданий ЕГЭ. Хорошими помощниками на этапе подготовки к экзамену в формате ЕГЭ по обществознанию станут: Вебинары, посвященные особенностям ЕГЭ по обществознанию 2023 года. Материалы Московской электронной школы самодиагностики, тестовые задания, видеоуроки и др. Приняв участие в независимых диагностиках в формате ЕГЭ, которые проводятся на базе Центра независимой диагностики ЦНД , можно заранее оценить свой уровень подготовки и выявить западающие темы. Не стесняйтесь просить учителя выявлять слабые стороны в методе вашей подготовки Проявляйте инициативу, вовлекайте в подготовку родителей и друзей. Чем больше людей дадут вам обратную связь, тем больше информации у вас будет для анализа. Пересказывайте им содержание тем, обсуждайте смыслы ключевых понятий, приводите и опровергайте аргументы в дискуссиях, рассказывайте друг другу интересные факты из истории, следите за новостями в СМИ.

Задания ЕГЭ по обществознанию 2024

Конспекты для ЕГЭ по кодификатору. Полная теория для ЕГЭ-2024 в свободном доступе. Удобный формат для чтения и запоминания. Какие темы добавили в ЕГЭ по обществознанию? Человек и общество Российское общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в. (вместо темы глобальные проблемы XXI века) Духовные ценности российского общества. 1.1 Природное и общественное в человеке. Конспекты для ЕГЭ по кодификатору. Полная теория для ЕГЭ-2024 в свободном доступе. Удобный формат для чтения и запоминания. Теоретический материал для подготовки к ЕГЭ по обществознанию, раздел кодификатора "Человек и общество". • одобряются большинством людей и обществом • выражают представления о добре, зле, справедливости, любви, дружбе, хорошем и плохом • служат основой для формирования социальных норм • выполняют функцию оценки явлений окружающего мира.

Все темы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию

Человек и общество? |. Новые темы ЕГЭ 2024 Человек и общество Теория и 3. ЕГЭ 2024 обществознание: теория к экзамену. Вся нужная теория из раздела ""Человек и общество"" для ЕГЭ по обществознанию в 2024 году — всего за одно занятие я попыталась максимально разобрать для вас эту тему экзамена. Раздел "Человек и общество". Вся нужная теория из раздела ""Человек и общество"" для ЕГЭ по обществознанию в 2024 году — всего за одно занятие я попыталась максимально разобрать для вас эту тему экзамена. В этим чек-листе ты сможешь найти все нужные темы, которые встретятся тебе в ЕГЭ по обществознанию. Раздел «Человек и общество».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий