1 апреля 2024 года исполняется 215 лет со дня рождения 1 апреля в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже состоялось чествование 200-летия со дня рождения , организованное совместно Постоянными представительствами России и Украины при ЮНЕСКО.
1 апреля - 215 лет со дня рождения Н.В. ГОГОЛЯ
День смеха, день Гоголя | Однако в большинстве источников отмечают, что по итогу лечение помогло и в начале июля 1835 года Гоголь покинул Крым. |
День рождения «Гоголь-центра», новый клип Гребенщикова и другие новости утра - Афиша Daily | Николай Васильевич Гоголь родился 1 апреля 1809 года в селе Сорочинцы Полтавской губернии на территории нынешней Украины. |
ГОГОЛЬ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ: 215 лет со дня рождения | Также поклонники творчества Гоголя смогут стать участниками лекции-концерта классической музыки первой половины XIX века, абсурдистской игры про бюрократию, посетить «гадательную» и увидеть премьеру спектакля-застолья, созданного в лаборатории «театра горожан». |
Гоголь, Николай Васильевич | Параллельно Гоголь стал печатать свои первые произведения / Public domain. |
215-ЛЕТИЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Н. В. ГОГОЛЯ. | день рождения Николая Васильевича Гоголя. |
ГОГОЛЬ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ: 215 лет со дня рождения
Однако если Гоголь родился 20 марта, то отмечать день его рождения мы должны 2 апреля по новому стилю. 1 апреля 2024 года исполняется 215 лет со дня рождения Николая Васильевича ГОГОЛЯ – русского прозаика, драматурга, критика, публициста, признанного одним из классиков русской литературы, его называли мистиком, сатириком, прорицателем жизни и гением. великий русский прозаик, драматург, критик, открывший новую эпоху в русской литературе своего времени. Также поклонники творчества Гоголя смогут стать участниками лекции-концерта классической музыки первой половины XIX века, абсурдистской игры про бюрократию, посетить «гадательную» и увидеть премьеру спектакля-застолья, созданного в лаборатории «театра горожан». 1 апреля исполняется 215 лет со дня рождения великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя. [Что касается самого Николая Гоголя, то он всегда отмечал свой день рождения 19 марта.
Мария Деринова. День рождения Гоголя
В апреле 2024 года исполняется 215 лет со дня рождения писателя, классика русской литературы Николая Васильевича Гоголя, жизнь и творчество которого являются одной из самых занимательных и подробно исследованных проблем отечественного литературоведения. Николай Гоголь прославился как писатель, драматург, публицист, актёр, историк, преподаватель, чиновник, духовный наставник, монах в миру. Урок из цикла «Разговоры о важном» 15 апреля посвятили творчеству Николая Гоголя в честь 215-летия со дня рождения русского классика, которое отмечалось 1 апреля.
ГОГОЛЬ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ: 215 лет со дня рождения
215 лет со дня рождения Н. В. Гоголя | Московский «Гоголь-центр» в день своего семилетия поделился планами на этот сезон. |
215 лет со дня рождения Н.В.Гоголя | 215 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя. |
215 лет исполняется со дня рождения Николая Гоголя
В год 210-летия со дня рождения Николая Гоголя началась подготовка к реставрации двух памятников писателю — на Никитском и Гоголевском бульварах. В 2024 году исполняется 215 лет со дня рождения Николая Гоголя — классика русской литературы, мастера юмористической прозы и мистических историй с народным колоритом. Однако если Гоголь родился 20 марта, то отмечать день его рождения мы должны 2 апреля по новому стилю. 1 апреля (20 марта по ) 1809 года года родился русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист Николай Васильевич Гоголь.
Гоголь, Николай Васильевич
В этом году 1 апреля исполняется 215 лет со дня рождения одного из самых мистических и загадочных писателей русской литературы — Николая Васильевича Гоголя. Год 2024 будет отмечать 215-летие со дня рождения выдающегося русского писателя Николая Васильевича Гоголя. 1 апреля двухсотпятилетие со дня рождения Николая Васильевича Гоголя отметили в Петербурге. День рождения Гоголя. Тайна рождения писателя, возможно, берет начало в юношеских годах матери Николая Васильевича Гоголя.
Николай Васильевич Гоголь
Спектакль в постановке Ильи Славутского успел завоевать любовь не только казанского зрителя: в Москве на фестивале «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры» наша «Женитьба» завоевала приз «Зрительское признание». Эта бесконечно смешная и бесконечно грустная история об отчаянной попытке обрести счастье становится горьким рассказом о фатальном одиночестве человека в огромном мире большого города, в шумной суете повседневности, в бесконечной череде будней, где счастье кажется несбывшимся сном.
В июне на Основной сцене состоялась премьера спектакля «Ревизор» режиссера Александра Славутского - размышление о собственной совести, которая все равно проснется и спросит каждого из нас о том, как мы прожили свою жизнь: «Я убежден, что Гоголь писал не просто комедию, он написал беспощадную правду о человеке, о грехе и покаянии, о душе человеческой, о совести, о жизни и смерти, о том, что за все придется платить. Мы, к сожалению, живем так, как будто вечны, как будто не придется отвечать за свои поступки перед самым строгим судьей — совестью своей. И Гоголь предупреждает нас об этом, заставляя судить, прежде всего, самих себя».
Солоха провела обзор у книжной выставки, где были представлены книги о жизни и деятельности Н. Гоголя, литературная критика о нем, известные его произведения: «Мертвые души», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Вий», «Тарас Бульба», «Ревизор», «Миргород» и другие. Несмотря на разнообразие жанров, в центре произведений Н. Гоголя всегда стоял человек. В завершении мероприятия гости библиотеки попробовали вареники, ведь именно это блюдо Н. Гоголь любил и умел готовить лучше всего. Видео презентация «Неразгаданная тайна Гоголя» заинтриговала присутствующих встречей с героями его книг. Посетители библиотеки познакомились с творческой великого писателя, вспомнили героев литературных произведений Н.
И даже описал ее во втором томе поэмы "Мертвые души". Николай Васильевич, безусловно, один из писателей-классиков. А их произведения проходят длительную проверку временем. Сочинения Гоголя, как отмечают исследователи его творчества, как привлекали внимание читателей в 19 веке, когда он еще был жив, так и сейчас заставляют многих задуматься над строками. Каждое поколение находит в гоголевских текстах что-то свое. Неслучайно делают массу кино- и театральных постановок по сочинениям писателя. Особый интерес к творчеству Гоголя проявляют сценаристы, режиссеры, поэты. Все это говорит об актуальности его произведений. В первый раз Гоголь приехал в наш город в июле 1849 года по приглашению Александры Осиповны Смирновой-Россет, жены калужского губернатора. Каждая поездка обрастала легендами.
8,5 Кирилла Серебренникова: как прошел день рождения «Гоголь-центра»
Все это, безусловно, привлекает к личности особое внимание. О вкладе Гоголя в русский язык Еще стоит сказать и о языке — Николай Васильевич очень трепетно к нему относился. В той же книге «Выбранные места из переписки с друзьями» есть замечательное высказывание: «Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно». Писатель довольно глубоко погрузился в тему и обогатил язык в первую очередь крылатыми выражениями: «У меня легкость необыкновенная в мыслях», как сказал Хлестаков в «Ревизоре». А еще слова Манилова из «Мертвых душ»: «Майский день — именины сердца».
Или «Давненько не брал я в руки шашек» — фраза Чичикова во время игры с Ноздрёвым. И это только навскидку! На самом деле огромное количество цитат сегодня используют активно и в разговорной речи, и в газетных, журнальных публикациях. Какое непопулярное произведение Гоголя достойно большего внимания Иллюстрация к комедии «Игроки» Конечно, комедия «Игроки». Она находится немного в тени «Ревизора» и «Женитьбы». Хотя нельзя сказать, что последнюю часто вспоминают — она вроде бы на слуху, но все же в затмении первой.
Тем не менее «Женитьба» и «Игроки» — тоже очень смешные и искрометные комедии.
Путешествие в 1848 году в Иерусалим лишь отчасти облегчило его душевное состояние. Вернувшись домой в 1849, пытался восстановить утраченный материал «Мёртвых душ» по памяти. Снова оказался в состоянии душевного кризиса. И снова сжёг рукопись. Гоголь много лет страдал необычными фобиями. Главной из низ была боязнь быть похороненным заживо. Перестал писать, когда болезни взяли верх.
Также известно, что тяжело больной Гоголь в религиозном порыве полностью отказался от пищи, что и привело к его смерти 21 февраля 1852 года. Был похоронен на Даниловском кладбище в Москве, в 1931 году перезахоронен на Новодевичьем. Писатель был необычайно набожен, веровал истово и сильно, не расставался с Евангелием, считал его главной книгой. Также Гоголь каждый день читал одну главу из Ветхого Завета. Одновременно писатель серьёзно увлекался мистикой, был суеверен что идёт вразрез с религиозным верованием. Сказки, легенды и поверья, ужастики населяют самые яркие страницы произведений Гоголя. Веруя в Бога, писатель признавал не только существование, но и большую власть и силу «тёмной стороны». Вероятно, здесь и кроется одно из главных противоречий в характере писателя, в том числе в этом причина его болезненной чувствительности, и его частые депрессии, и аскетизм, и затворничество.
Гоголь — писатель необъятной величины, автор, повлиявший на всю мировую литературу, гений, во многом опередивший своё время. Об этом уже написано необычайно много, и материал для исследователей до сих пор не иссякает. Гоголя кисти Ф. Эта лавочка представляла, точно, самое разнородное собрание диковинок: картины большею частью были писаны масляными красками, покрыты темно-зеленым лаком, в темно-желтых мишурных рамах. Зима с белыми деревьями, совершенно красный вечер, похожий на зарево пожара, фламандский мужик с трубкою и выломанною рукою, похожий более на индейского петуха в манжетах, нежели на человека, — вот их обыкновенные сюжеты. К этому нужно присовокупить несколько гравированных изображений: портрет Хозрева-Мирзы в бараньей шапке, портреты каких-то генералов в треугольных шляпах, с кривыми носами. Сверх того, двери такой лавочки обыкновенно бывают увешаны связками произведений, отпечатанных лубками на больших листах, которые свидетельствуют самородное дарованье русского человека. На одном была царевна Миликтриса Кирбитьевна, на другом город Иерусалим, по домам и церквам которого без церемонии прокатилась красная краска, захватившая часть земли и двух молящихся русских мужиков в рукавицах.
Покупателей этих произведений обыкновенно немного, но зато зрителей — куча. Какой-нибудь забулдыга лакей уже, верно, зевает перед ними, держа в руке судки с обедом из трактира для своего барина, который, без сомнения, будет хлебать суп не слишком горячий. Перед ним уже, верно, стоит в шинели солдат, этот кавалер толкучего рынка, продающий два перочинные ножика; торговка-охтенка с коробкою, наполненною башмаками. Всякий восхищается по-своему: мужики обыкновенно тыкают пальцами; кавалеры рассматривают серьезно; лакеи-мальчики и мальчишки-мастеровые смеются и дразнят друг друга нарисованными карикатурами; старые лакеи во фризовых шинелях смотрят потому только, чтобы где-нибудь позевать; а торговки, молодые русские бабы, спешат по инстинкту, чтобы послушать, о чем калякает народ, и посмотреть, на что он смотрит. В это время невольно остановился перед лавкою проходивший мимо молодой художник Чартков. Старая шинель и нещегольское платье показывали в нем того человека, который с самоотвержением предан был своему труду и не имел времени заботиться о своем наряде, всегда имеющем таинственную привлекательность для молодости. Он остановился перед лавкою и сперва внутренно смеялся над этими уродливыми картинами. Наконец овладело им невольное размышление: он стал думать о том, кому бы нужны были эти произведения.
Что русский народ заглядывается на Ерусланов Лазаревичей, на объедал и обпивал, на Фому и Ерему, это не казалось ему удивительным: изображенные предметы были очень доступны и понятны народу; но где покупатели этих пестрых, грязных масляных малеваний? Это, казалось, не были вовсе труды ребенка-самоучки. Иначе в них бы, при всей бесчувственной карикатурности целого, вырывался острый порыв. Но здесь было видно просто тупоумие, бессильная, дряхлая бездарность, которая самоуправно стала в ряды искусств, тогда как ей место было среди низких ремесл, бездарность, которая была верна, однако ж, своему призванию и внесла в самое искусство свое ремесло. Те же краски, та же манера, та же набившаяся, приобыкшая рука, принадлежавшая скорее грубо сделанному автомату, нежели человеку!.. Долго стоял он пред этими грязными картинами, уже наконец не думая вовсе о них, а между тем хозяин лавки, серенький человечек во фризовой шинели, с бородой, не бритой с самого воскресенья, толковал ему уже давно, торговался и условливался в цене, еще не узнав, что ему понравилось и что нужно. Живопись-то какая! Просто глаз прошибет; только что получены с биржи; еще лак не высох.
Или вот зима, возьмите зиму! Пятнадцать рублей! Одна рамка чего стоит. Вон она какая зима! Где изволите жить? Эй, малый, подай веревочку. Ему сделалось несколько совестно не взять ничего, застоявшись так долго в лавке, и он сказал: — А вот постой, я посмотрю, нет ли для меня чего-нибудь здесь, — и, наклонившись, стал доставать с полу наваленные громоздко, истертые, запыленные старые малеванья, не пользовавшиеся, как видно, никаким почетом. Тут были старинные фамильные портреты, которых потомков, может быть, и на свете нельзя было отыскать, совершенно неизвестные изображения с прорванным холстом, рамки, лишенные позолоты, — словом, всякий ветхий сор.
Но художник принялся рассматривать, думая втайне: «Авось что-нибудь и отыщется». Он слышал не раз рассказы о том, как иногда у лубочных продавцов были отыскиваемы в сору картины великих мастеров. Хозяин, увидев, куда полез он, оставил свою суетливость и, принявши обыкновенное положение и надлежащий вес, поместился сызнова у дверей, зазывая прохожих и указывая им одной рукой на лавку: «Сюда, батюшка, вот картины! Уже накричался он вдоволь и большею частью бесплодно, наговорился досыта с лоскутным продавцом, стоявшим насупротив его также у дверей своей лавочки, и, наконец вспомнив, что у него в лавке есть покупатель, поворотил народу спину и отправился вовнутрь ее. Это был старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым; черты лица, казалось, были схвачены в минуту судорожного движенья и отзывались не северною силою. Пламенный полдень был запечатлен в них. Он был драпирован в широкий азиатский костюм. Как ни был поврежден и запылен портрет, но когда удалось ему счистить с лица пыль, он увидел следы работы высокого художника.
Портрет, казалось, был не кончен; но сила кисти была разительна. Необыкновеннее всего были глаза: казалось, в них употребил всю силу кисти и все старательное тщание свое художник. Они просто глядели, глядели даже из самого портрета, как будто разрушая его гармонию своею странною живостью. Когда поднес он портрет к дверям, еще сильнее глядели глаза. Впечатление почти то же произвели они и в народе. Женщина, остановившаяся позади его, вскрикнула: «Глядит, глядит», — и попятилась назад. Какое-то неприятное, непонятное самому себе чувство почувствовал он и поставил портрет на землю. Видно, завтра собираетесь купить?
Господин, господин, воротитесь! Возьмите, возьмите, давайте двугривенный. Право, для почину только, вот только что первый покупатель. Засим он сделал жест рукой, как будто бы говоривший: «Так уж и быть, пропадай картина! Таким образом Чартков совершенно неожиданно купил старый портрет и в то же время подумал: «Зачем я его купил? Он вынул из кармана двугривенный, отдал хозяину, взял портрет под мышку и потащил его с собою. Дорогою он вспомнил, что двугривенный, который он отдал, был у него последний.
Выставка будет работать до 1 мая. В честь юбилея Российский союз писателей в 2024 году учредил медаль «Николай Гоголь 215 лет», которая по своему статусу является общественной наградой. Она будет вручаться в сентябре в Центральном Доме литераторов участникам премиальных изданий РСП — «Антологии русской поэзии» и «Антологии русской прозы» — за вклад в развитие русской литературы. По словам директора мемориального музея и научной библиотеки «Дом Гоголя» Веры Викуловой, отмечать такие памятные даты, как юбилей Николая Гоголя и других литературных деятелей, очень важно: «Празднование юбилейных дат в честь таких людей являются необходимым ритуалом культурной идентификации. В этом контексте юбилей исторических лиц, ученых и писателей приобретает особый смысл. Вокруг этого имени [Николай Гоголь — прим. Таким образом, юбилей не только хранит культурную память народа, но и объединяет общество».
«Искусство есть примирение с жизнью»: 210 лет со дня рождения Николая Гоголя
Замысел «Мертвых душ» представлял собой своего рода дантовскую трилогию, ведущую читателей вслед за героем из ада сквозь чистилище в рай — к исправлению и искуплению грехов. Писателю не удалось осуществить свой замысел: Гоголь неоднократно уничтожал рукописи своих произведений, если они казались ему неудачными. До нас дошли лишь несколько глав второго тома «Мертвых душ», а к третьему автор так и не успел приступить. Николая Васильевича Гоголя не стало 21 февраля 1852 года. Причина его смерти до сих пор не установлена. Мейерхольд считал свою интерпретацию возвращением к подлинному Гоголю. Работая над спектаклем, режиссер пользовался неопубликованными, то есть неканонизированными и потому не искаженными цензурой текстами Гоголя.
Мейерхольд высоко ценил литературный дар Н.
Николай Гоголь родился в селе Сорочинцы — том самом, куда впоследствии поместил героев своей мистической повести «Сорочинская ярмарка».
Герои произведений — обычные люди украинского села с их повседневной жизнью, но приукрашенной мистическими мотивами, которые так любили селяне. Сборник получил большую популярность и хвалебные отзывы читательской аудитории. Его произведение произвело впечатление на Евгения Баратынского , Александра Пушкина, Ивана Киреевского, и многих других известных литераторов. По мнению Баратынского, Гоголь стал первым автором на севере, обладающим «такой веселостью», живым, оригинальным, красочным слогом и чувством вкуса. Пушкин тоже восторгался творчеством Гоголя, в одном из своих писем Александру Воейкову он писал, что «Вечера на хуторе близ Диканьки» просто изумили его. В них присутствует настоящее веселье, непринужденное, искреннее, полностью лишенное чопорности и жеманства. Он вспоминал, что где-то слышал, что те, кто набирал этот текст в печать, просто умирали со смеху. В 1832-м вышел второй том «Вечеров», в который опять вошло четыре повести — «Страшная месть», «Ночь перед Рождеством», «Заколдованное место», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка». Книга стала такой же популярной, как и первая. Николай Гоголь начал получать приглашения для участия во всех литературных вечерах, где зачастую присутствовал и Александр Пушкин. Летом того же года Гоголь отправился на родину, хотел повидаться с родными. Прибыв домой, писатель отметил, что имение почти пришло в упадок, у родни накопилось множество неоплаченных долгов, которые нет возможности погасить. В 1834-м Гоголя пригласили на работу в Санкт-Петербургский университет, на кафедру истории. Писатель стал адъюнкт-профессором, читал студентам лекции на тему Средневековья и о Великом переселении народов. По вечерам занимался изучением истории крестьянско-казацких восстаний на территории Украины. Все свое свободное время посвящал сочинительству новых произведений. Буквально год спустя выпустил новый сборник, получивший название «Арабески», объединивший в своем составе разно жанровые произведения. Самую большую популярность получила одна из статей этого сборника — «Несколько слов о Пушкине», в которой автор анализирует творчество известного поэта, и называет его «первый русский национальный поэт». В этом сборнике вышли и первые повести Гоголя, написанные им по приезду в Петербург — «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Невский проспект». Помимо этого, в сборник вошли и статьи на исторические темы — «О преподавании всеобщей истории», «Взгляд на составление Малороссии», «Ал Мамун». Буквально спустя месяц после выхода «Арабесок» Гоголь издал еще одну свою книгу, которую назвал «Миргород». Она являлась своеобразным продолжением «Вечеров», в ней также использован украинский фольклор, а местом действия автор выбрал Запорожье. В работе над этими произведениями писатель пользовался собственными научными наработками. В повести «Тарас Бульба» он использовал материал, посвященный крестьянскому восстанию 1637-1638-го годов. Образ главного героя повести автор писал из атамана Охрима Макухи. Оба сборника были раскуплены до последней книги. По мнению критика Виссариона Белинского , талант Гоголя не упадал, а постепенно возвышался, его новые сборники отличались оригинальностью и игривостью фантазии, и являлись самыми необыкновенными явлениями, случившимися в литературе того периода. Он считал, что они вполне заслуживают тех хвалебных отзывов, которыми осыпает их восторженная публика. В 1835-м Николай Гоголь принялся за написание «Мертвых душ». Сюжетом этого произведения поделился с Гоголем поэт Александр Пушкин. Однажды, находясь в кишиневской ссылке, он услышал, что есть такой помещик, который умерших записывал беглецами. Буквально через несколько месяцев Гоголь уже читал Пушкину первые главы своего романа. По мере прочтения, улыбка исчезала с лица поэта, а к концу он стал очень мрачным. Когда Гоголь окончил читать, Пушкин отметил, как же грустна Россия. После этого Николай Гоголь прекратил работу над «Мертвыми душами». Сам писатель отмечал, что в его произведениях присутствует веселость, и она вызвана, в первую очередь, его душевными потребностями. Он так часто впадал в тоску, причины которой и сам не мог объяснить, возможно, это состояние вызывалось болезненным состоянием автора , что ему приходилось развлекать самого себя при помощи чего-то смешного. Он решил, что литературой нужно заниматься профессионально, и задумался над тем, чтобы сочинить пьесу. Он написал письмо Пушкину, в котором попросил подсказать какой-либо сюжет, можно даже и не очень смешной, но чисто русский. Говорил, что горит желанием создать комедию из пяти актов. При этом отметил, что не только его ум, но и желудок изголодались. Пушкин поведал другу историю о том, как некий господин представился высокопоставленным чиновником, и приехал в город под видом ревизора. Именно по этому сюжету и написана комедия «Ревизор». Судьба занесла коллежского регистратора Хлестакова в уездный город, а перед этим, он сильно проигрался в карты. Его принимают за ревизора, и всем должностным лицам приходится «прогибаться» перед ним, давать взятки, чтобы скрыть недостатки своей работы и скрыть истинное положение дел в городе. Позже Гоголь напишет, что в этой комедии он собрал все, что было дурного в России в те времена, всю несправедливость, творящуюся в таких вот уездных городках, и высмеял это на весь мир. Работа над комедией подошла к концу в 1836 году. Ему посоветовали обязательно поставить ее на сцене театра, но очень долго писатель не мог получить разрешение на спектакль. Цензура не пропускала это крамольное произведение, и если бы не Василий Жуковский, лично обратившийся к императору, то возможно, зрители так и не увидели бы эту постановку. Через несколько месяцев начались репетиции комедии в петербургском Александринском театре под руководством Гоголя. Он сам занимался разработкой схем расположения на сцене артистов, руководил режиссером и художником, создающим костюмы. Премьера спектакля состоялась в мае 1836 года, на ней присутствовал Николай I и его сын Александр. Он был в восторге от этой комедии, и приказал всем министрам обязательно ее посмотреть. Реакция зрителей на «Ревизор» оказалась очень неоднозначной. Писатель вспоминал, что все против него, что он слышит от пожилых и почтенных чиновников об отсутствии у него уважения к служащим людям. Против него ополчились полицейские и литераторы, которые ругают его пьесу, но все равно продолжают на нее ходить. Все билеты на спектакль раскупались мгновенно, четыре представления прошли при полном аншлаге. Писатель понимал, что если бы за него не заступился государь, то его пьесу никогда бы не поставили на сцене театра.
Имя Николая Васильевича Гоголя было присвоено нашему театру в 1959 году в честь 150-летия писателя. Администрация 8-495-120-80-79 Электронная почта info teatrgogolya. Гоголя" ГБУК г.
215 лет со дня рождения Н.В.Гоголя
Сложно найти фигуру более загадочную. Еще при жизни писателя называли то монахом, то мистиком, то шутником. Он создал свой мир, смешной и страшный, мир придуманный, в котором мучительно искал истину, но, видимо, так ее и не нашел. Николай Васильевич Гоголь оставил потомкам загадку своего творчества и своей личности.
Памятник Гоголю работы Андреева. Для одних памятник был настоящим шедевром: "Трогательно, глубоко и необыкновенно изящно и просто. Какой поворот головы! Сколько страдания в этом мученике за грехи России!
Другие остались недовольны памятником: "Думаю, что Гоголь ценен нам как активный бичеватель пороков современного ему общества, и именно этой особенности его творчества должно быть посвящено решение памятника. Андреев же в своей бесспорно прекрасной и талантливой работе изобразил Гоголя в мрачнейший момент его болезненного самоанализа", - писала позже скульптор Вера Мухина.
Книги Гоголя активно существуют в духовной жизни нашего времени. Художественное слово Гоголя воспринимается сегодня как пророческое. Гоголь не просто писатель, но человек исключительной, трагической судьбы, мыслитель и пророк, стоявший на пороге подлинной разгадки исторических судеб России, в судьбе которого так или иначе отразилась судьба литературы и общественной мысли того времени. Значение творчества Гоголя огромно, и не только для России. Огромные заслуги Гоголя, явившегося родоначальником сатирического направления, названного «натуральным», глубоко определены еще Белинским. Он заявлял: «Гоголь внес в нашу литературу новые элементы, породил множество подражателей… С Гоголя начинается новый период русской литературы».
Обогащая реализм достижениями романтизма, сплавляя в своем творчестве сатиру и лирику, анализ действительности и мечты о прекрасном человеке, о будущем нашей родины, Гоголь поднял критический реализм в сравнении со своими предшественниками на новую, более высокую ступень и вошел своими прозаическими и драматическими произведениями в пантеон самых величайших творцов критического реализма русской и мировой литературы. Беспощадно-обличительный сарказм произведений творца «Ревизора» и «Мертвых душ» сохраняет действенную силу, направленную против всего эгоистического, античеловеческого. Они дороги нам поистине волшебством изобразительного мастерства, доставляющего высокое нравственное и эстетическое наслаждение.
Толстого, где умер Н. Фото около 1900 года. Посмертная маска Н. Гоголя С конца января 1852 года в доме графа Александра Толстого гостил ржевский протоиерей Матфей Константиновский , с которым Гоголь познакомился в 1849 году, а до того был знаком по переписке. Между ними происходили сложные, подчас резкие беседы, основным содержанием которых было недостаточное смирение и благочестие Гоголя, например, требование отца Матфея: «Отрекись от Пушкина» [31]. Гоголь предложил ему прочесть беловой вариант второй части «Мёртвых душ» для ознакомления — с тем, чтобы выслушать его мнение, но получил отказ священника. Гоголь настаивал на своём, пока тот не взял тетради с рукописью для прочтения [32]. Протоиерей Матфей стал единственным прижизненным читателем рукописи 2-й части. Возвращая её автору, он высказался против опубликования ряда глав, «даже просил уничтожить» их [33] ранее он также давал отрицательный отзыв на «Выбранные места …», назвав книгу «вредной» [33]. Смерть Хомяковой, осуждение Константиновского и, возможно, иные причины убедили Гоголя отказаться от творчества и начать говеть за неделю до Великого поста. Толстому портфель с рукописями для передачи митрополиту Московскому Филарету , но граф отказался от этого поручения, чтобы не усугубить Гоголя в мрачных мыслях. Гоголь перестаёт выезжать из дому. В 3 часа ночи с понедельника на вторник 11—12 февраля 1852 года, то есть в великое повечерие понедельника первой седмицы Великого поста , Гоголь разбудил слугу Семёна, велел ему открыть печные задвижки и принести из шкафа портфель. Вынув из него связку тетрадей, Гоголь положил их в камин и сжёг. Наутро он рассказал графу Толстому, что хотел сжечь только некоторые вещи, заранее на то приготовленные, а сжёг всё под влиянием злого духа. Гоголь, несмотря на увещевания друзей, продолжал строго соблюдать пост; 18 февраля слёг в постель и совсем перестал есть. Всё это время друзья и врачи пытаются помочь писателю, но он отказывается от помощи, внутренне готовясь к смерти. Эвениус , профессор С. Клименков , доктор К. Сокологорский , доктор А. Тарасенков , профессор И. Варвинский , профессор А. Альфонский , профессор А. Овер решается на принудительное лечение Гоголя. Результатом его явилось окончательное истощение и утрата сил; вечером того же дня писатель впал в беспамятство. Николай Васильевич Гоголь скончался утром в четверг 21 февраля 1852 года, не дожив месяца до своего 43-летия [30]. Адреса в Санкт-Петербурге Конец 1828 года — доходный дом Трута — набережная Екатерининского канала, 72; Начало 1829 года — доходный дом Галибина — Гороховая улица, 48; Апрель — июль 1829 года — дом И. Иохима — Большая Мещанская улица , 39; Конец 1829 — май 1831 года — доходный дом Зверкова — набережная Екатерининского канала, 69; Август 1831 — май 1832 года — доходный дом Брунста — Офицерская улица до 1918, сейчас — улица Декабристов , 4; Лето 1833 — 6 июня 1836 года — дворовый флигель дома Лепена — Малая Морская улица, 17, кв. Плетнёва в доме Строганова — Невский проспект, 38; Май-июль 1842 года — квартира П. Плетнёва в ректорском флигеле Санкт-Петербургского Императорского университета — Университетская набережная, 9. Дело об имуществе Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. Сведения, сообщённые полиции дворецким графа Толстого Рудаковым, об имении, наследниках и слуге Гоголя, точны, но крайне скудны. Опись имущества Гоголя показала, что после него осталось личных вещей на сумму 43 рубля 88 копеек. Предметы, попавшие в опись, представляли собой совершенные обноски и говорили о полном равнодушии писателя к своему внешнему облику в последние месяцы его жизни. В то же время на руках у С. Шевырёва оставались две с лишним тысячи рублей, переданных Гоголем на благотворительные цели нуждающимся студентам Московского университета. Эти деньги Гоголь не считал своими, и Шевырёв не стал их возвращать наследникам писателя [31]. Единственно ценной вещью в имуществе, оставшемся после Гоголя, были золотые карманные часы, ранее принадлежавшие Жуковскому как память об умершем Пушкине: они были остановлены на 2 ч 45 мин пополудни — времени кончины Пушкина [34]. Протокол, составленный квартальным надзирателем Протопоповым и «добросовестным свидетелем» Страховым, обнаружил ещё один вид имущества Гоголя, опущенный дворецким: книги — и отметил любопытное обстоятельство: слуга Гоголя, подросток Семён Григорьев, как видно из его подписи, был грамотный. Книг у Гоголя, в час смерти, оказалось 150 на русском языке из них 87 в переплётах и 84 на иностранных языках из них 57 в переплётах. Этот вид имущества был столь ничтожен в глазах официальных оценщиков, что каждая книга пошла по копейке за штуку. Профессор московского университета Шевырёв, подписавший опись, не проявил интереса к предсмертной библиотеке Гоголя и не составил списка книг, что держал Гоголь при себе в последние месяцы жизни. Осталось известно только число томов — 234 [35]. Квартальный надзиратель в рапорте приставу Арбатской части переписал текст протокола с существенным добавлением: «Указа об отставке между имеющихся у него бумаг не найдено и по случаю временного его пребывания здесь в Москве письменный вид его в вверенном мне квартале явлен не был, а также и духовного завещания не осталось». Рапорт впервые заговорил о «бумагах» Гоголя, не упоминавшихся в «объяснении» и протоколе, и об отсутствии «завещания». Ранее полиции — не позднее, чем через полтора часа после кончины Гоголя, — побывал в комнатах умершего писателя доктор А. Куда девались деньги Гоголя, рассказал тот же Тарасенков: после 12 февраля Гоголь «рассылал последние карманные деньги бедным и на свечки, так что по смерти у него не осталось ни копейки. У Шевырёва осталось около 2000 р. Эту сумму Гоголь не считал своей и оттого не держал её у себя, вверив распоряжение ею Шевырёву. Действительно, 7 мая 1852 года Шевырёв писал в «Записке о печатании сочинений покойного Н. Гоголя и о сумме денег, им на то оставленной»: «После Н. Гоголя осталось в моих руках от его благотворительной суммы, которую он употреблял на вспоможение бедным молодым людям, занимающимся наукою и искусством — 2533 руб. Итого 2,703 р. Очевидно, дворецкий графа Толстого Рудаков и слуга Гоголя Семён Григорьев, заранее, сразу после кончины Гоголя, изъяли их из его комнаты для того, чтобы вернее сохранить для его семьи и для потомства. Позднее Рудаков передал их графу Толстому, а тот уже поставил в известность Шевырёва и Капниста. Я же привезу к Вам все оставшиеся бумаги … если бы что-нибудь замедлило предположенную мною поездку, то завещания я вышлю по почте, но страховым письмом. Завещания эти не имеют формы акта, а могут иметь только семейную силу». Осенью 1852 года Шевырёв посетил Васильевку, исполняя собственное желание повидать семью Гоголя и выполняя поручение Академии Наук — собрать материалы для биографии умершего писателя. Шевырёв привёз в Васильевку бумаги Гоголя и там же получил от наследников Гоголя поручение — хлопотать об издании его сочинений. Об «оставшихся бумагах» — самой драгоценной части Гоголева имущества его мать писала О. Эти пять глав из второго тома «Мёртвых душ», изданные в 1855 году племянником Гоголя Н. Трушковским Москва, Университетская типография , и были в тех «писанных тетрадях», о которых помянул Тарасенков, как о ненайденных. Похороны и могила Могила Н. Гоголя в Свято-Даниловском монастыре, рисунок сделан В. Гоголя на Новодевичьем кладбище. Друзья хотели отпевать покойного в церкви преподобного Симеона Столпника , которую он любил и посещал [39]. Московский губернатор граф А. Закревский в своём письме шефу жандармов графу А. Орлову от 29 февраля 1852 года писал, что решение, в какой церкви отпевать Гоголя, обсуждалось собравшимися в доме графа Толстого друзьями — славянофилами А. Хомяковым, К. Аксаковыми, А. Ефремовым, П. Киреевским, А. Кошелевым и Поповым. Бывший также там профессор Московского университета Тимофей Грановский сказал, что приличнее отпевать его в университетской церкви — как человека, принадлежащего, некоторым образом, к университету. Славянофилы возразили, что к университету он не принадлежит, а принадлежит народу, а потому, как человек народный, и должен быть отпеваем в церкви приходской, в которую для отдания последнего ему долга может входить лакей, кучер и вообще всякий, кто пожелает; а в университетскую церковь подобных людей не будут пускать — то есть похороны проводить как общественные. Закревский приказал «Гоголя, как почётного члена здешнего университета, непременно отпевать в университетской церкви. Но в то же время и согласился с друзьями: «А чтобы не было никакого ропота, то я велел пускать всех без исключения в университетскую церковь. В день погребения народу было всех сословий и обоего пола очень много, а чтобы в это время было всё тихо, я приехал сам в церковь» [40]. Позднее, в 1881 году Иван Сергеевич Аксаков так писал об этой распре библиографу Степану Ивановичу Пономарёву : «Сначала делом похорон стали распоряжаться его ближайшие друзья, но потом университет, трактовавший Гоголя в последнее время как полусумасшедшего, опомнился, предъявил свои права и оттеснил нас от распоряжений. Оно вышло лучше, потому что похороны получили более общественный и торжественный характер, и мы все это признали и предоставили университету полную свободу распоряжаться, сами став в тени» [41]. Писатель был отпет в университетской церкви мученицы Татианы [39]. Похороны проходили в воскресный полдень 24 февраля 7 марта 1852 года на кладбище Данилова монастыря в Москве. На могиле был установлен памятник, состоящий из двух частей: бронзовый крест, стоявший на чёрном надгробном камне « Голгофа » , на котором была высечена надпись славянскими буквами «Ей гряди Господи Иисусе! КВ, ст. К»; чёрная мраморная плита, лежащая на базице из серого гранита. На ней гражданскими буквами были высечены следующие надписи: На верхней лицевой стороне: «Здесь погребено тело Николая Васильевича Гоголя. Родился 19 марта 1809 года. Скончался 21 февраля 1852 года»; На малой стороне плиты, обращённой к зрителю: «Горьким словом моим посмеются. Иеремии глав. Притчей гл. На большой боковой стороне плиты, скрытой от зрителя к решётке : «Истиным же уста исполнит смеха, о устне же их исповедания. Иова гл. По преданию, И. Аксаков сам выбрал камень для могилы Гоголя где-то в Крыму гранильщики называли его «черноморский гранит». В 1930 году Данилов монастырь был окончательно закрыт, а некрополь вскоре ликвидирован. Туда же была перенесена и «Голгофа» [43]. Согласно одним его воспоминаниям «Перенесение праха Н. Гоголя» , написанным спустя 15 лет после события и опубликованным посмертно в 1991 году в «Российском архиве», в могиле Гоголя отсутствовал череп писателя [44]. Согласно другим его воспоминаниям, передаваемым в форме устных рассказов студентам Литературного института в бытность Лидина в 1970-е годы его профессором — череп Гоголя был повёрнут на бок. Об этом свидетельствует бывший студент В. Лидина, а позднее старший научный сотрудник Государственного Литературного музея Ю. Алёхин [45]. Обе эти версии носят апокрифический характер. Они и породили множество легенд, в том числе о «захоронении Гоголя в состоянии летаргического сна» и «похищении черепа писателя для коллекции известного московского собирателя театральной старины А. Бахрушина ». Такой же противоречивый характер носят многочисленные воспоминания об осквернении могилы Гоголя советскими писателями и самим Лидиным при эксгумации захоронения Гоголя, публикуемые СМИ со слов всё того же В. Лидина [46] [47] [48] [49] [50] [51]. В 1952 году на могиле вместо «Голгофы» установили новый памятник в виде постамента с бюстом Гоголя работы скульптора Н. Булгакова , подыскивавшая подходящее надгробие для могилы покойного мужа , М. Елена Сергеевна выкупила надгробие, после чего оно было установлено над могилой Михаила Афанасьевича. Таким образом, исполнилась мечта писателя: «Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью» [52]. К 200-летию со дня рождения писателя по инициативе членов оргкомитета юбилея [53] могиле был придан почти первоначальный вид: бронзовый крест на чёрном камне. Творчество Основная статья: Библиография Николая Гоголя Ранним исследователям литературной деятельности Гоголя представлялось, писал А. Пыпин , что его творчество разграничивается на два периода: первый, когда он служил «прогрессивным стремлениям» общества, и второй, когда он стал религиозно-консервативным.
День писателя-классика. 215 лет со дня рождения Н.В. Гоголя
В 2024 году исполняется 215 лет со дня рождения Николая Гоголя — классика русской литературы, мастера юмористической прозы и мистических историй с народным колоритом. Гоголь как «великий учитель» (по Достоевскому) попытался это сделать в публицистическом поучении «Выбранные места из переписки с друзьями». – Произведения писателя продолжают волновать и тревожить сердца миллионов людей на протяжении десятилетий, читайте Гоголя, – прокомментировала ведущий библиотекарь Лушина Галина Васильевна. великого русского писателя, одного из любимых нами и важных для нас авторов.