Картину «Даная» Рембрандт начинает писать в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии. Для Рембрандта его «Даная» имела важное значение: картина писалась не на заказ, а для себя. Знаменитая картина Рембрандта "Даная" вызывает интерес не только мастерской работой голландского художника, но и своей непростой судьбой.
У «еретика от искусства» Рембрандта, Даная не так проста и наивна.
Картина «Даная» Рембрандта Ван Рейна | «Даная» Рембрандт Полотно пострадало в 1985 году от рук литовца Бронюса Майгиса. |
Спасение голландской «Данаи» от последствий вандализма литовского сумасшедшего | Новости прошедшего "Времени". 221 видео. |
КАРТИНА ДАНАЯ РЕМБРАНДТА В ЭРМИТАЖЕ
Художник нежно любит свою молодую жену, часто изображая её на своих картинах. Не стала исключением и «Даная», написанная Рембрандтом не для продажи, а для своего дома. Картина оставалась с художником вплоть до распродажи его имущества в 1656 году. Долгое время оставалось загадкой, почему сходство с Саскией не так очевидно, как на других картинах художника 1630-х годов, а использованный им стиль местами более походит на творения более позднего периода его творчества. Лишь сравнительно недавно, в середине XX века, при помощи рентгенографии удалось найти ответ на эту загадку [2]. На рентгеновских снимках сходство с женой Рембрандта более явное. Оказывается, картина была изменена после смерти супруги художника 1642 , в то время, когда он состоял в интимных отношениях с Гертье Диркс. Черты лица Данаи на картине были изменены таким образом, что совместили в себе обеих любимых женщин художника. Кроме того, рентгеноскопия показала, что на первоначальном изображении присутствовал золотой дождь, льющийся на Данаю, а взгляд её был направлен вверх, а не в сторону.
У ангела в изголовье кровати было смеющееся лицо, а правая рука женщины была повёрнута ладонью вверх. Даная в России [ править править код ] После распродажи имущества Рембрандта след картины теряется. Когда российская императрица Екатерина II начала подбирать картины для Эрмитажа, она попросила своего хорошего знакомого Дени Дидро помочь ей с подбором материалов для коллекции. Дидро обратил внимание на часть коллекции Кроза , находившуюся у барона Луи Антуана, которая и была приобретена Екатериной в 1772 году у наследников скончавшегося в 1770 году барона. В числе приобретённых картин были «Даная» Рембрандта и « Даная » Тициана [3] [4]. Акт вандализма [ править править код ] В субботу, 15 июня 1985 года, в зал Рембрандта в Эрмитаже вместе с экскурсией пришёл житель Литовской ССР 48-летний Бронюс Майгис , который спросил у работниц музея, какая из картин в этом зале наиболее ценная. После этого он подошёл к «Данае» и, достав из-под полы склянку, выплеснул трижды её содержимое прямо в центр холста. Краска немедленно начала пузыриться, кипеть, менять цвет — в литровой склянке была серная кислота.
Майгис также достал нож и успел дважды полоснуть картину. Восстановлению подлежит без промедления.
В 1642 году не стало Саскии. Под впечатлением своих несчастий Рембрандт создает новый вариант картины, проникнутый трагическим осознанием кратковременности светлого и радостного в жизни.
На картине запечатлен совсем иной момент в жизни Данаи. Она ждет Зевса - так внезапно и таинственно появившегося когда-то отца ее будущего ребенка. В соответствии с этим замыслом Рембрандт переделал картину, тщательно продумав каждую деталь нового варианта. При переработке своего произведения художник переместил служанку с левого края картины в центр.
В первом варианте она следовала за золотым дождем. Сейчас у нее в руке большой пустой кошелек - она по-своему подготовилась к новому появлению Зевса. Она, как и ее хозяйка, постоянно настороже. Появился яркий солнечный луч, предшествовавший в прошлый раз золотому дождю, и она энергичным движением левой руки отодвигает драпировку, закрывающую кровать.
О недавнем счастье Данаи символически напоминает и ряд других деталей. С внешней стороны кровати прикреплены в несколько рядов ниспадающие золотые блестки. В первой картине это были золотые дождинки, стекающие с кровати. Теперь они превращены в застывшие украшения.
Многие исследователи, и в том числе Ю. Кузнецов, обращали внимание на некоторую тяжеловатость фигуры Данаи. В данной трактовке этому есть объяснение: Даная должна стать матерью. Весь облик Данаи свидетельствует о том, что она полна ожидания.
Драгоценности, в первом варианте лежавшие на столике рядом с кроватью, теперь украшают ее. Браслеты на руках в более поздней картине художник дополнительно украсил небольшими розовыми бантиками. Об ожидании говорит и поза героини, жест ее правой вытянутой руки. Если в первом варианте рука была повернута ладонью вниз - Даная как бы прощалась с уходящим Зевсом, представленным на картине в виде угасающих капелек золотого дождя, то во втором варианте рука повернута ладонью вверх.
Прощальный жест превратился в приветственный.
Но семейное счастье было очень кратковременным. Саския на картинах Рембрандта Слабое здоровье женщины не позволяло ей родить здоровых детей — они умирали в младенчестве. Выжить посчастливилось лишь одному сыну — Титусу, но его матери это стоило жизни — в 1642 г. Саския скончалась.
Служанка Гертье Диркс стала кормилицей Титуса, а вскоре и любовницей Рембрандта. Рембрандт Харменс ван Рейн Между любовниками часто вспыхивали ссоры — Гертье ревновала Рембрандта к Саскии даже после ее смерти, уж слишком явственно проступали ее черты на всех полотнах. Самое большое раздражение у Гертье вызывала «Даная», на которой Саския словно оживала. Женщина потребовала изменить ее облик, наделив ее чертами. И художник пошел у нее на поводу — он переписал картину, придав портретное сходство с любовницей.
Назойливая Гертье на этом не успокоилась — она требовала, чтобы художник изменил позу лежащей женщины и очертания ее фигуры.
Потрясённые посетители бросились бежать, полагая, что перед ними безумец. А вандал вынул из кармана баночку с кислотой, которой облил шедевр.
Говорят, что при это он громко крикнул: «Свободу Литве! Литовцы всякую причастность к совершённому акту вандализма отрицали, а сам преступник был признан душевнобольным. Что происходило в его голове, и почему он решил наброситься именно на «Данаю» остаётся загадкой.
Больше всего пострадала центральная часть полотна — там даже образовались дыры. Лишь к вечеру удалось прекратить губительную химическую реакцию. Работы по восстановлению продолжались целых 12 лет, причём художники, занимавшиеся реконструкцией, старались сохранить «того самого Рембрандта», подражая его стилю.
Лишь в 1997 году картина вернулась в Эрмитаж — теперь уже она находилась под бронированной рамой. Однако публику «Даная» разочаровала — ценители творчества Рембрандта говорили, что чувства художника в работе этой больше нет: «Даная» умерла! Кстати, сам преступник Бронюс Майгис заявил, что ничуть не раскаивается в содеянном: «Никакого сожаления в том, что я уничтожил шедевр мирового значения, я не испытываю.
Значит, его плохо охраняли и берегли, если мне это так сравнительно легко удалось сделать». Тем не менее, «Даная» была восстановлена. Что интересно, сюжет из этого древнегреческого мифа использовали многие художники, но Рембрандт поступил своеобразно.
Он не изобразил золотой дождь, в который обратился Зевс, а лишь показал предчувствие встречи Данаи с богом.
Картины Рембрандта в Эрмитаже
Рембрандт в Эрмитаж: в каком зале находится, Даная, Флора | Художники-реставраторы Геннадий Широков, Александр Рахман и Евгений Герасимов и восстановленная ими картина Рембрандта «Даная». |
Рентген, стекло, серная кислота и другие прелести реставрации | Опубликовано 15.10.2019 автором Новости храма. FILE—— Rembrand’s painting «Danae» is shown on this 1985 file photo after it was attacked by a man who threw acid on the canvas and. |
«Даная» Рембрандта. Возвращение шедевра | Картину «Даная» Рембрандт начинает писать в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии. |
Легендарная картина Рембрандта "Даная". Эрмитаж (01.06.2023)
Например, «Даная» Фервилта и «Даная» Рембрандта. Эль Греко (Доменикос Теотокопулос). Для одной из главных своих картин Рембрандт выбрал сюжет о царе Акрисии и дочери его Данае. На вопрос корреспондента отдела культуры редакции «ГлагоL»МТ, как директор Эрмитажа однозначно отвечает на вопрос — «Даная» Рембрандта, которую облили кислотой, погибла. Картину Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга», известную как «Ночной дозор», с начала XX века. Перед тем, как облить «Данаю» Рембрандта, он два раза ударил картину ножом. "Даная" Рембрандта вновь появилась перед посетителями Эрмитажа 14 октября 1997 г. На выставке, которая продлилась около года, были также представлены документы.
Вход в систему для зарегистрированных пользователей
- На чём основан сюжет картины
- Как спасали "Данаю" Рембрандта, и что от нее осталось после реставрации
- Воскрешение “Данаи”
- Бесценная копия: как омский музей помог спасти «Данаю» Рембрандта | Медиа «Трамплин» Омск
- Курсы валюты:
- Месть самому себе?
«Золотые монеты» - не главная загадка «Данаи» Рембрандта?
Три художника-реставратора под чутким руководством научной комиссии восстанавливали «Данаю» 12 лет. Рембрандт окончит жизнь в полной нищете, его дом будет конфискован, а в него въедет хамоватый сапожник. знаменитую коллекцию Пьера Кроза, а в ней среди шедевров - две Данаи: Рембрандта и Тициана. Однако после смерти супруги Рембрандт изменил черты лица Данаи, приблизив их к образу своей новой пассии Гертье Диркс. Смотрите видео онлайн «Легендарная картина Рембрандта "Даная".
Покушение на Данаю. 28 лет назад вандал изуродовал картину Рембрандта
Левая грудь сдавлена, отчего кажется неестественной. Посмотри внимательно на меня? Разве ты видишь во мне хоть один изъян? Ни слова ни говоря, он снял картину со стены и отнес ее в кладовую, чтобы Гертье больше не цеплялась.
И потом — таких женщин, как Гертье, у него будет, возможно, много, а вот шедевров, подобных «Данае», возможно, вообще не будет. А вскоре сожительница потребовала слишком настойчиво, чтобы Рембрандт женился на ней. Решила привлечь к этому делу власти — Рембрандта вызвали в «Камеру семейных ссор», где судьи распорядились, чтобы художник выплачивал Гертье щедрые отступные.
Впрочем, недолго музыка играла — уже через год она оказалась в тюрьме… 12 лет каторжных работ Но вернемся в последние годы бурного ХХ века. Спасать шедевр взялись мгновенно, промывая полотно водой. Но очень пострадала самая ценная часть картины — женская фигура: кислота прожгла в живописном слое глубокие борозды, которые тут же заполнили стекавшие сверху картины темные краски, перемешанные с лаком и водой.
Драпировка, прикрывавшая ноги Данаи, растворилась полностью. Но к вечеру химическая реакция была остановлена. Компьютерный анализ показал, что чуть менее 30 процентов авторского письма утрачено навсегда… Над восстановлением картины реставраторы бились долгих 12 лет.
Уже до конца 1985 года им удалось укрепить красочный слой и грунт, восстановить лак, был подведен новый дублировочный холст. Еще два года боролись с натеками, появившимися 15 июня 1985 года, когда перемешанные с кислотой и водой частички краски, стекавшие с верхней, темной части полотна, облепили тело Данаи, проникли в поры. Хотя до сих пор в среде реставраторов нет единства, некоторые из них призывали не «измываться» над картиной, а оставить все, как есть… В 1997 году шедевр снова появился в Эрмитаже.
На этот раз под бронированным стеклом… И никаких угрызений совести… Суд над Бронюсом Майгисом проходил в Ленинграде. Он закончился 26 августа 1985 года вынесением приговора: признать вину Майгиса и освободить его от уголовной ответственности как душевнобольного вялотекущая шизофрения. Некоторое время он лечился в психиатрической клинике в Ленинграде, потом был отправлен в Литву, где его выпустили из клиники ввиду того, что Литва стала независимым государством.
Однажды журналистам одной из республиканских газет удалось разыскать вандала.
В XIX веке реставраторы так «освежили» Джоконду раствором, что смыли ресницы и брови. Но добраться до картины у злодея не вышло: она «сидит» в герметичной антивандальной капсуле, где поддерживается благоприятный для нее микроклимат. Основание Санкт-Петербурга», Алексей Венецианов: лишняя мазня Много лет полотно украшало главный вход Третьяковской галереи. А в 2005 году картина потребовала реставрации. Исследование на рентгене показало: на полотне есть второй, скрытый слой краски. Расчистили небольшой участок и увидели кусок картины, которая по стилю и цветовому решению совсем не похожа на «внешнее покрытие». Эксперты сошлись во мнении, что Венецианову принадлежит именно внутренний, скрытый слой, а сверху — просто мазня неизвестного «горе-реставратора». Когда венециановского Петра раскопали и привели в порядок, он оказался написан гораздо талантливее, чем тот, которым много лет любовались гости Третьяковки.
Одеть героев легендарной фрески Культуролог, историк искусства Нана Бахатадзе рассказала «МВ», как проводится процесс реставрации картин. Но так было не всегда. В XVIII и XIX веках при восстановлении картины, если она утратила часть красочного слоя, художник-реставратор дорисовывал полотно, опираясь на собственное видение предметов.
Он собирался поехать в столицу Россию, но из-за отсутствия билетов поменял маршрут и оказался в Ленинграде. Музей он выбрал случайно. Главное — чтобы в нем хранились известные картины.
Злоумышленнику удалось посреди бела дня изуродовать «Данаю» серной кислотой и ножевыми порезами. Правоохранительные органы также нашли у него аммоналовую шашку, что говорит о намерении совершить теракт. Однако житель Литвы Бронюс Майгис был признан невменяемым, а потому получил мягкое наказание. Не отдавал отчета своим действиям. Судя по тому, что совершил в Эрмитаже и готовился совершить дальше, представлял общественную опасность». Однако сам Бронюс Майгис не собирался молчать.
От него посыпались заявления о политической подоплеке его действий.
Его фамилию до сих пор не удалось установить: в документах не разобрать, то ли это Земцов, то ли Удальцов. А ещё скопированную Данаю от оригинала отличает её тело. Но свет, пространство, мерцание туфелек — всё передано прекрасно». Знаменитая копия на выставке «Искусство и Химия» музея изобразительных искусств им. Врубеля, 2021 г. После выделения картинной галереи в музей изобразительных искусств омская «Даная» находилась в его постоянной экспозиции до 1950-х гг. Она не просто давала возможность омичам увидеть репродукцию известной картины, но и была учебным пособием.
Высокая точность исполнения и размер, близкий к оригинальному, помогали молодым художникам постигать мастерство Рембрандта. Но из-за того, что копия была написана быстро и слои краски не успевали высыхать, полотно постепенно темнело. Поэтому картину на тридцать с лишним лет поместили в запасники. Исключения сделали в 1956 г. А после 15 июня 1985 г. В Эрмитаж она попала в 1987 г. Реставрация «Данаи» Реставрационные работы велись в Малой церкви Зимнего дворца. Секретарь госкомиссии по восстановлению картины Татьяна Алёшина занималась научно-методическими разработками реставрации.
Исследование показало, что кислота разъела картину на разную глубину: где-то сохранилась авторская живопись, где-то — второй слой, а где-то был повреждён даже подмалёвок. Всё это предстояло соединить тонированием. Некоторые натёки на холсте было решено сохранить: их снятие означало бы и уничтожение авторской живописи. Поэтому кое-где на картине появился дополнительный рельеф. Один из главных принципов реставраторов Эрмитажа — это возможность возврата экспоната к первоначальному варианту. Поэтому тонирование было отделено от авторской живописи слоем лака, а отреставрированная «Даная» прописана не столь чётко. Например, было решено не рисовать за Рембрандта покрывало у ног царевны. Интересно, что теперь омская копия воспроизводит авторский вариант точнее, чем его отреставрированный подлинник, поскольку сохранила детали, уничтоженные кислотой.
Реставратор Александр Рахман изучает натёки под микроскопом. Чтобы подобрать цвета для тонирования, реставраторы использовали колориметр. Проанализировав особенности дневного и вечернего света, прибор подбирал нужный оттенок. Таким образом картина сохранила авторские цвета. Однако её яркость изменилась: дополнительный слой лака осветлил полотно. Научно-производственным объединением «Пигмент» специально для восстановления «Данаи» были созданы краски, аналогичные тем, которыми пользовались живописцы прошлого: ртутная киноварь и свинцово-оловянистая жёлтая краска. В ходе реставрации была сделана интересная находка: в красочном слое обнаружилось измельчённое бесцветное стекло. Несмотря на это, у специалистов нет однозначного объяснения, для чего использовалась стеклянная крошка.
Возвращение шедевра Вновь «Даная» появилась перед посетителями Эрмитажа 14 октября 1997 г. Для её перемещения из реставрационного зала изготовили специальные тросы и площадку, поскольку небликующее бронированное стекло было очень тяжёлым. На выставке, которая продлилась год и четыре дня, был представлен спасённый шедевр Рембрандта и полотна Тициана и Бланшара, посвящённые Данае.
Сокровища Эрмитажа: «Даная» Рембрандта
Смотрите видео онлайн «Легендарная картина Рембрандта "Даная". 25 лет назад 15 июня 1985 года в Эрмитаже картина Рембрандта "Даная" подверглась нападению сумасшедшего, который облил холст серной кислотой и дважды нанес. «Даная» Рембрандт Полотно пострадало в 1985 году от рук литовца Бронюса Майгиса. Почти что ровно двадцать лет назад 14 октября 1997 после двенадцатилетней реставрации в Эрмитаже снова была выставлена знаменитая картина Рембрандта Даная. Почти что ровно двадцать лет назад 14 октября 1997 после двенадцатилетней реставрации в Эрмитаже снова была выставлена знаменитая картина Рембрандта Даная. Картину «Даная» Рембрандт начинает писать в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии.
Иван Грозный под колпаком: как шедевры мировой живописи восстанавливали после вандалов
Виновник был арестован. Это было уже второе нападение на одно из самых знаменитых творений мировой живописи. В 1990 г. В 1977 г. Вандалом оказался житель Литвы Бронюс Майгис, который объяснил свой поступок политическими мотивами.
Наиболее сильно пострадали из-за действия кислоты самые важные и самые тонкие по живописному исполнению части, но благодаря работе специалистов музея "Даная" возвращена к жизни. Работы по спасению шедевра закончились через 12 лет, в 1997 г. В декабре 1956 г. С тех пор у левого локтя "Моны Лизы" — едва заметная отметина.
Она становилась объектом нападения несколько раз. Последнее покушение было совершено в 1974 г. К счастью, защитное стекло спасло шедевр. После этого случая картину поместили в специальный ящик из пуленепробиваемого стекла.
Он заполнен гелием, что позволяет создать идеальную "атмосферу" для сохранности шедевра. Только раз в году реставраторы видят "Джоконду" "в живую", когда осматривают картину. В 1987 г. Маньяк порезал ножом картину "Кто боится красного, желтого и голубого III".
Его поймали, он отсидел, вышел — и снова отправился в музей, где порезал еще одну картину Ньюмана. Как стало известно, причиной его неприязни к абстракционизму стала прочитанная преступником критическая монография о современном искусстве. Идеи автора так понравились террористу, что он решил воплотить их жизнь — и пошел в музей. Специальным постановлением голландских властей маньяку был запрещен доступ во все музеи страны.
В 1988 г. Преступника нашли и отправили в психиатрическую клинику. Им оказался Ханс-Йоахим Больманн Hans-Joachim Bohlmann , который совершил этот акт вандализма после своего освобождения из тюрьмы, где он провел пять месяцев. Он "прославился" тем, что в 1970-1980 гг.
Его излюбленной техникой было выплескивание серной кислоты на картины.
Часто Рембрандт помогал своим ученикам или разрешал им закончить начатую им картину. Случалось, что по просьбе учеников он ставил свою подпись на их картинах, а иногда оставлял законченную работу без подписи — в эпоху Рембрандта не всегда было принято подписывать картины. Открытие И. Линник было настолько поразительным, что амстердамские ученые и искусствоведы приступили к исследованию всех полотен Рембрандта, находящихся в Голландии. Большое значение в этой работе, проводившейся при участии советских специалистов, придавалось современным методам научно-технических исследований, в том числе и рентгенографическому. В России, судя по имеющимся публикациям, первая рентгенограмма картины, приписываемой кисти Рафаэля, была сделана в 1915 году.
Метод просвечивания картин рентгеновскими лучами поначалу был встречен искусствоведами весьма настороженно. Еще не было уверенности в том, что лучи не повредят живописного слоя, не погубят бесценные творения мастеров живописи. Только после того, как было установлено, что рентгеновское лучи не причиняют никакого вреда картине, просвечивание рентгеновскими лучами стало одним из основных методов исследований произведений живописи — наряду с более ранними бинокулярная лупа, ультрафиолетовые и инфракрасные лучи, спектральный анализ в др. Старые мастера для основы картины чаще всего применяли холст или дерево. Холст практически не задерживает рентгеновские лучи, однако рисунок его обычно виден на рентгенограмме, так как нанесенный на его поверхность грунт вдавливается между нитями, образуя с обратной стороны рельеф, который-то и наблюдается на рентгеновском снимке. На рентгенограмме картины, написанной на дереве, виден рисунок, воспроизводящей как структуру дерева, так и все неровности доски, заполненные грунтом. Иногда на таких рентгенограммах видны отдельные точки и полосы — это тени от отверстий, проеденных жучком.
Материал грунта оказывает большое влияние на качество снимка. Мел, часто применявшийся старыми мастерами, очень слабо поглощает рентгеновские лучи и позволяет получать четкие рентгенограммы красочного слоя. Если же в качестве грунта был использован материал, сильно поглощающий рентгеновские лучи, например, свинцовые белила, хорошего изображения красочного слоя на рентгенограмме получить не удается. Проницаемость рентгеновских лучей зависит от атомного веса просвечиваемого вещества. С увеличением атомного веса проницаемость уменьшается. Непосредственно воспринимаемый зрителем красочный слой картины представляет наибольший интерес для исследователя. Различные краски поглощают рентгеновские лучи далеко не одинаково.
Так, если растительные краски их практически не задерживают, то краски, содержащие соли и окислы металлов, представляют для лучей препятствие более или менее серьезное — в зависимости от атомного веса металла или его количественного содержания в химическом соединении. Например, краски, содержащее свинец, почти непрозрачны для лучей; ртуть, кадмий более прозрачны; такие же краски, как охра, умбра, сиена, состоят из веществ, очень слабо поглощающих рентгеновские лучи. На оригиналах картин всегда можно видеть следы поиска художника: изменение позы, положения головы и рук, расстановки предметов... На приведенных рентгенограммах участков картины Рембрандта «Даная», полученных в рентгеновской лабораторий Государственного Эрмитажа, видно, как в ходе работы художник вновь и вновь переписывал голову Данаи, искал наиболее выразительное положение ее руки.
Первый инцидент произошел в 1911 году. Харменс ван Рейн попытался накинуться на полотно с ножом, однако нож не прошел через толстый слой краски.
Следующий акт вандализма случился с картиной в 1975 году. Учитель по имени Вильям де Рийк осуществил задумку своего «предшественника» и всё-таки ударил картину ножом. По словам учителя, его на этот поступок побудил слышимый им голос Господа.
Однако после смерти супруги Рембрандт изменил черты лица Данаи, приблизив их к образу своей новой пассии Гертье Диркс. Кто такая Даная: Дочь древнегреческого царя, который в пророчестве узнал, что умрет от руки внука. Поэтому царь заключил Данаю в подземелье и приставил к ней служанку.