Битва на реки Сити, ее предпосылки, подготовка и ход битвы, а также главные итоги сражения. Битва на реке Сить, или Ситская битва[1] — эпизод Западного (кипчакского) похода монголов (1236—1242) и монгольского нашествия на Русь (1237—1240), в частности, одно из ключевых сражений монгольского похода на Северо-Восточную Русь (1237—1238). Сражения. Битва на реке Лех август 955 г. Готовясь к решающей битве монголами князь Юрий Всеволодович оставил столицу на попечение сыновей, а сам направился на север, где организовал военный лагерь на реке Сить и ждал подхода оставшихся сил Суздальской земли.
Великий князь уходит собирать силы
- Битва на реке Сити | Дмитрий Панкратов
- Ситская битва (4 марта 1238 г.)
- Виртуальный хостинг
- Был ли у русских шанс на победу в битве на реке Сити?
17 февраля. Благоверный князь Георгий (Юрий) Всеволодович, Владимирский
Но оговорюсь сразу, это не более чем предположение, поскольку в новгородских письменных источниках сведений о присутствии Ярослава в Новгороде в это судьбоносное время нет. И вот здесь хотелось бы сделать небольшое отступление, которое касается Ипатьевского летописного свода и Галицко-Волынской летописи в частности, по поводу того, как они отображали события в Северо-Восточной Руси и насколько им можно доверять. Привожу сообщение дословно, оно того стоит: «Князь Юрий, оставив сына своего и княгиню во Владимире, вышел из города и стал собирать вокруг себя войско; но у него не было сторожевых отрядов, и он был захвачен беззаконным Бурундаем, который напал на город внезапно, и самого князя Юрия убили. Батый стоял у города, город упорно сопротивлялся, и сказал он горожанам насмешливо: «Где князья рязанские, где ваш город, где ваш великий князь Юрий? Не наша ли рука, схватив, предала его смерти? Мало того что в событиях принимает активное участие давно умерший Кир Михайлович, а князь Всеволод лично рассказывает отцу о разгроме под Коломной: «Когда Всеволод был побежден, рассказал он отцу своему о происшедшей битве с напавшими на его землю и города», — там есть и более серьезные ляпы. Если следовать сообщению летописи буквально, то оказывается, что князь Георгий и рать-то собирал не на Сити, а в некоем «городе», на который Бурундай напал внезапно. Можно с уверенностью утверждать, что никаких городов на пустынных берегах Сити никогда не было, как нет их и по сей день, и что имел в виду автор, сказать затруднительно. Скорее всего, о событиях в Северо-Восточной Руси им было рассказано по принципу — слышу звон, а не знаю, где он, и та каша, которая была у летописца в голове по поводу событий в далеких от него землях, в итоге выплеснулась на страницы летописи.
Поэтому к этим известиям надо относиться очень осторожно, хотя надо отметить, что, когда дело касается южных и юго-западных земель, автор демонстрирует отличное знание темы и прекрасно владеет материалом. Никаких сведений об этом в летописях нет, и поэтому единственное, из чего мы можем сделать хоть какие-то выводы, это являются розыски местных краеведов и народные предания. Длина реки составляет 159 км, а исток Сити находится на северо-востоке Тверской области, в районе села Сабурово, ее же среднее и нижнее течение — в Ярославском регионе. Протекает река по равнинной, малонаселенной местности — места там глухие, заросшие густыми дремучими лесами, ни вправо, ни влево с дороги не свернуть, поскольку сразу же увязнешь в трясинах и болотах, которых вокруг видимо-невидимо. Историки и краеведы до сих пор спорят о точном месте побоища, некоторые высказывают версию о том, что кровопролитные бои шли на всем протяжении реки. Чаще всего упоминается деревня Божонка на границе Тверской и Ярославской областей, а также деревни Станилово, Юрьевское, Лопатино и Игнатово Некоузского района, села Сить-Покровское и Семеновское Брейтовского района Ярославской области. Из этого следует, что места, где происходили сражения полков Георгия Всеволодовича с туменами Бурундая, были разбросаны на добрую сотню километров вдоль реки, поскольку войска великого князя располагались по различным селам и деревням и, скорее всего, сражались порознь. Суздальский Кремль.
Рождественский собор построен в 1222 г. Фото автора И вот что в итоге получается — одна группа краеведов и ученых считает, что главная битва произошла в среднем течении Сити, в районе деревень Станилово, Игнатово, Рубцово, Юрьевское и Лопатино — некоторые из этих населенных пунктов уже заброшены. Археологи и местные жители часто находили там, в земле, свидетельства яростных боев — черепа и кости павших воинов, на которых остались следы страшных ранений, ржавые фрагменты панцирей, кольчуг и шлемов, поломанные клинки, наконечники копий и стрел. Да и сами названия сел свидетельствуют о той грозной поре, когда над Русью взлетел монгольский аркан, сохраняя в своих названиях дела давно минувших и страшных дней. Станилово — это где находился главный стан Великого князя, Красное — потому что лед на реке в этом месте после битвы был красный от крови, Рубцово — где рубились русские с монголами, а там, где Юрьевское, погиб князь Георгий Юрий. Место гибели Великого князя жители окрестных деревень укажут довольно точно — на левом берегу Сити, где сейчас стоит деревянная часовня и где раньше находилась древняя каменная надгробная плита Георгия Всеволодовича. А рядом, там, где теперь на берегах Сити высятся сосны, по местным преданиям и легендам, раньше находились курганы воинов великого князя, погибших здесь в страшной сече в начале марта 1238 года. Недалеко от деревни Лопатино стоит белокаменная стела с металлическим барельефом, высотой в 12 метров, которую открыли в 1980 г.
На барельефе изображен князь Георгий, ведущий в бой свои дружины, а также выбита надпись из Лаврентьевского летописного свода, повествующая о трагедии, которая разыгралась на этих берегах. Вот какое описание этого места сделал А. Бобров: «Памятная стела возле села Лопатино — бетонная плита, поставленная на крутом живописном берегу. А еще сквозь зияющие проемы разрушавшегося тогда храма можно было увидеть рядом со сгоревшим иконостасом остатки стенной росписи с изображениями Юрия Всеволодовича и Василько Ростовского. Оба они выписаны с оружием, что выглядит несколько непривычно, но нельзя забывать, что храм был построен в честь битвы на месте гибели Великого князя. Здесь испокон веков существовал его культ. Юрьев день справлялся особенно широко. Все пожилые мужчины, местные уроженцы, родившиеся зимой, носили имя Георгий, Юрий, Егор.
Окрестные ручьи, урочища и просеки сохраняли древние названия со словом «князь» — Князь-Ивановская, например. Народная память о далеких событиях жила». Казалось, все ясно, все сходится, и битва произошла в среднем течении, но не тут-то было! И здесь чаще всего упоминается деревня Божонка и ее окрестности, потому что еще в конце XIX — начале XX века тут существовали деревни Станово, Сторожево, Боронишино, Юрьево, которые, как и в среднем течении Сити, привязывали к разыгравшемуся здесь побоищу. Но этим список не ограничивается, его можно и продолжить: Шестихино — там полегли шесть ханов, Раменье, а раньше Раненье — здесь был ранен князь, Добрыни — здесь полегли русские дружины, Кой — стойбище пришельцев, Задорье — где будто бы началась битва задорились войска , а Могилицы — это место, где пало много русских воинов и над ними были насыпаны курганы. Да и название деревни — Божонка, тоже обросло преданиями — по одному из них здесь Батый «побожился» «больше на Сить не ходить» — и не важно, что монгольский хан в этих местах никогда не бывал. По другой версии, название произошло от слова «божница», поскольку во время сражения здесь стоял великокняжеский стан Георгия Всеволодовича с его походной церковью, где была установлена икона — «боженка». Очень характерно название деревни Шелдомеж — шел до межи, — которая стояла прямо на границе Новгородской и Суздальской земель и где, по легендам, войска князя Георгия пытались устроить засаду монголам.
Да и других преданий здесь предостаточно — недалеко от Божонки у Сидоровского ручья, который впадает в Сить, по легенде, спрятаны латы Великого князя владимирского Георгия Всеволодовича, который был здесь же и убит, покажут вам и место гибели Великого князя — небольшой островок в болоте все у того же ручья. В самой Боженке высится громадный искусственный курган, насыпанный, по народному преданию, на месте погребения русских ратников, павших в битве с татарами, а в окрестностях попадались дубы, которые у местных жителей назывались «Батыевы деревья». Когда в середине XIX в. Воронцов, то он отмечал: «Весь берег реки Сить изобилует человеческими костями, и есть предание, что здесь происходили битвы татар с русскими под начальством Великого князя Георгия Владимиро-Суздальского». В 1889 г. Нижегородская ученая Архивная комиссия во главе с А. Гацисским после обследования местности пришла к заключению, что битва суздальских дружин с монголами произошла именно у Божонок. По свидетельству ученых, проводивших здесь исследования, «земля в окрестностях Божонки усеяна буграми, как хлебами», что подразумевает массовые захоронения павших ратников.
В 1930 году Василий Григорьевич Ян Янчевецкий , автор блистательной трилогии о монгольском нашествии, провел на Сити три месяца, где собирал материал для своего романа «Батый». Писатель также считал, что битва произошла у деревни Божонка, о чем и рассказал ярко и увлекательно на страницах своего произведения. А вот какие наблюдения сделала Г. Шутова, краевед из поселка Сонково Тверской области: «До сих пор местные жители находят на высоком правом берегу реки Сить черепа и кости. Также они встречаются и в низких пойменных участках, размытых рекой. Старожилы рассказывают, что раньше в окрестностях села Божонка часто, особенно при распашке полей, встречалось оружие — мечи и сабли. Предприимчивые крестьяне сразу же находили им применение: местные кузнецы изготавливали из них серпы, ножи, ухваты и другие предметы крестьянского быта. В ходе историко-этнографической экспедиции, совершенной краеведческим центром «Истоки» по реке Сить, удалось выяснить, что у некоторых жителей деревень Молоди, Литвиново, Задорье еще до начала 1990-х годов хранились старинные сабли, найденные в этих местах… В селе Божонка находится церковь Покрова Богородицы, построенная в 1858 году.
Левая часть придела церкви посвящена Святому Благоверному князю Георгию Юрию. Очень своеобразная живопись храма: она выполнена в технике гризайль с преобладанием холодно-голубого тона, в росписи четко выражена военная тематика. Самые интересные фрески расположены рядом с иконостасом: на них изображены князья Юрий Всеволодович и Василько Ростовский — оба без головных уборов, с оружием». Ну а что касается памятников, то и они в Божонке имеются — 23 сентября 1972 года по инициативе краеведа В. Попкова там была открыта мемориальная стела.
В соответствии с тактикой русских войск того времени должен быть и запасный засадный полк. Запасный полк князя Юрия, скорее всего и был поставлен на восточном берегу Сити, так как Юрий считал его безопасным даже не вел разводку в сторону востока , а точнее между Семеновским и Красным, чтобы во время битвы полк мог идти на помощь как в стан Юрия, так и к северному полку. Все три отряда к моменту битвы были растянуты на расстояние более 100 километров.
Бурундай, выйдя к Сити, точно знал расположение этих отрядов. Как от своей разведки, так и от пленных он узнал и о проходе полка Дорожа в верховье Сити мимо села Воскресенское, куда он пошел, ожидая встречи передового отряда Батыя от Бежецка, ибо он, как и Юрий, считал, что все силы врага находятся в Твери и Торжке. Итак, выйдя к Сити у села Воскресенское, Бурундай вдогонку Дорожу направил сильный отряд около одной тьмы для его уничтожения у селений Могилицы, Божонки и других. Этот отряд громил, вырезал и сжигал все на своем пути, ибо скрывать уже было нечего. Вот поэтому долгое время у многих ученых и краеведов, в том числе и у С. Мусина-Пушкина, сложилось мнение, что татаро-монголы пришли с запада — от Бежецка через Красный Холм. В действительности главные силы Бурундая пошли от Воскресенского, вниз по Сити. Второй отряд окружения, надо полагать, Бурундай направил в устье реки Верексы, в 5-8 километрах от Воскресенского, затем вверх по ней, до Ковалевского ручья и далее на север, до соединения с северным третьим отрядом окружения с целью замыкания кольца окружения.
Третий, северный отряд окружения, только что упомянутый, отделился, как надо полагать, от ярославского оперативного отряда при подходе к устью реки Сити и устремился дальше вверх по Мологе на 13 километров выше до укрепленного городища Старое Холопье. Много позже на том месте построено было с. Борисоглеб с усадьбой Мусина-Пушкина. Отряд взял Старое Холопье, пошел вверх по реке Удрусе, рассыпавшись по деревням вплоть до Суминского, а через Новинку, Крутец, Ветрянку, замкнув кольцо окружения, вместе со вторым отрядом устремился через Федорково на Великое Село, Турбаново, Старое Мерзлеево, а с Халева на Покровское. Именно так, на мой взгляд, должно было произойти окружение войск князя Юрия. Такая схема «облавы» не противоречит летописям, подтверждается народными преданиями всех этих мест, отдельными заключениями ученых и краеведов. Теперь можно представить весь ход Ситской битвы. Поскольку все отряды Бурундая подошли без спешки, скрытно и действия их были заранее согласованы, то больших временных интервалов между сражениями в разных местах не было.
Однако первым сражением надо считать разгром трехтысячного полка Дорожа ночью, под утро, второго марта 1238 года. Надо полагать, нападение на него было сделано тогда, когда основной его состав находился в крестьянских избах селений Могилицы, Божонки и других, ибо князь Юрий и Дорож уже 8 суток ждали нападения. Естественно, много суток Дорож не мог полк держать в седле, имея теплые избы. Сторожили по западным направлениям сотни, а скорее, десятки всадников. Свой тыл Дорож считал безопасным. Селения с русскими воинами одновременно были окружены. Начался смертный бой около изб. Выскакивавших из изб русских воинов рубили около дверей и окон.
Удалось вырваться из кольца окружения очень немногим. Это была жестокая битва. Воевода Дорож, доскакавший до князя Юрия доложил: «Княже, обошли уже нас татарове… Мы их ждали от Бежецка, а они пришли от Коя». Пройдя безлюдную низменную местность устья Сити, ярославский отряд напал на район селений: Черкасово, Иван-Святой, Брейтово, Остряковка и другие. Одновременно с наступлением из устья Сити второй оперативный некоузский отряд Бурундая напал на обозы в Княгинине и Семеновском и начал громить их укрепления в Семеновском по преданию, был монастырь. Этот некоузский отряд еще раньше обнаружил засадный полк и напал на него основными силами.
Погибший был обезглавлен и его голову отправили как подарок Батыю. Для Руси поражение на реке Сити оказалось решающим. Именно из-за него монголам удалось подчинить русское государство.
Страна оказалось данником монголов. После смерти Юрия, престол перешел к его брату Ярославу Всеволодовичу — князю переяславскому. Но и для противника не все было радужно. Следует отметить, что соотношение сил было неравным. Монголы превосходили в численности. Батый отправил на сражение примерно 40 тыс. Погибли почти все. Монгольский полководец начинал осознавать, что чем больше становится завоеванных городов на их счету, тем больше они теряют свои собственные силы. Плюс большую роль играла усталость воинов.
В походах приходилось спать под открытым небом на сырой земле. Нередко случались заболевания. Если сложить все эти факторы, то станет очевидно, почему победы становились все труднее. Некоторые источники говорят, что Батый, погруженный в свои раздумья, не обрадовался даже подарку, когда ему принесли голову Юрия. В итоге, Батый отказался от своих первоначальных планов о походе на Новгород. Что такое смутное время: кратко о причинах и последствиях смуты Загадки и тайны Битва на Сити окутана многими темными тайнами. Этот момент истории является одним из самых спорных. Историки до сих пор не могут прийти к соглашению по итогам битвы. По официальным источникам русские войска потерпели поражение.
Но есть те, кто с этим не согласен. Эта позиция тоже будет правильной, как и предыдущая. Благодаря итогу сражения, Батый решил отказаться от завоевания Новгорода. Споры идут и о вопросе даты сражения.
Вот какое описание этого места сделал А. Бобров: «Памятная стела возле села Лопатино — бетонная плита, поставленная на крутом живописном берегу. А еще сквозь зияющие проемы разрушавшегося тогда храма можно было увидеть рядом со сгоревшим иконостасом остатки стенной росписи с изображениями Юрия Всеволодовича и Василько Ростовского. Оба они выписаны с оружием, что выглядит несколько непривычно, но нельзя забывать, что храм был построен в честь битвы на месте гибели Великого князя.
Здесь испокон веков существовал его культ. Юрьев день справлялся особенно широко. Все пожилые мужчины, местные уроженцы, родившиеся зимой, носили имя Георгий, Юрий, Егор. Окрестные ручьи, урочища и просеки сохраняли древние названия со словом «князь» — Князь-Ивановская, например. Народная память о далеких событиях жила». Казалось, все ясно, все сходится, и битва произошла в среднем течении, но не тут-то было! И здесь чаще всего упоминается деревня Божонка и ее окрестности, потому что еще в конце XIX — начале XX века тут существовали деревни Станово, Сторожево, Боронишино, Юрьево, которые, как и в среднем течении Сити, привязывали к разыгравшемуся здесь побоищу. Но этим список не ограничивается, его можно и продолжить: Шестихино — там полегли шесть ханов, Раменье, а раньше Раненье — здесь был ранен князь, Добрыни — здесь полегли русские дружины, Кой — стойбище пришельцев, Задорье — где будто бы началась битва задорились войска , а Могилицы — это место, где пало много русских воинов и над ними были насыпаны курганы.
Да и название деревни — Божонка, тоже обросло преданиями — по одному из них здесь Батый «побожился» «больше на Сить не ходить» — и не важно, что монгольский хан в этих местах никогда не бывал. По другой версии, название произошло от слова «божница», поскольку во время сражения здесь стоял великокняжеский стан Георгия Всеволодовича с его походной церковью, где была установлена икона — «боженка». Очень характерно название деревни Шелдомеж — шел до межи, — которая стояла прямо на границе Новгородской и Суздальской земель и где, по легендам, войска князя Георгия пытались устроить засаду монголам. Да и других преданий здесь предостаточно — недалеко от Божонки у Сидоровского ручья, который впадает в Сить, по легенде, спрятаны латы Великого князя владимирского Георгия Всеволодовича, который был здесь же и убит, покажут вам и место гибели Великого князя — небольшой островок в болоте все у того же ручья. В самой Боженке высится громадный искусственный курган, насыпанный, по народному преданию, на месте погребения русских ратников, павших в битве с татарами, а в окрестностях попадались дубы, которые у местных жителей назывались «Батыевы деревья». Когда в середине XIX в. Воронцов, то он отмечал: «Весь берег реки Сить изобилует человеческими костями, и есть предание, что здесь происходили битвы татар с русскими под начальством Великого князя Георгия Владимиро-Суздальского». В 1889 г.
Нижегородская ученая Архивная комиссия во главе с А. Гацисским после обследования местности пришла к заключению, что битва суздальских дружин с монголами произошла именно у Божонок. По свидетельству ученых, проводивших здесь исследования, «земля в окрестностях Божонки усеяна буграми, как хлебами», что подразумевает массовые захоронения павших ратников. В 1930 году Василий Григорьевич Ян Янчевецкий , автор блистательной трилогии о монгольском нашествии, провел на Сити три месяца, где собирал материал для своего романа «Батый». Писатель также считал, что битва произошла у деревни Божонка, о чем и рассказал ярко и увлекательно на страницах своего произведения. А вот какие наблюдения сделала Г. Шутова, краевед из поселка Сонково Тверской области: «До сих пор местные жители находят на высоком правом берегу реки Сить черепа и кости. Также они встречаются и в низких пойменных участках, размытых рекой.
Старожилы рассказывают, что раньше в окрестностях села Божонка часто, особенно при распашке полей, встречалось оружие — мечи и сабли. Предприимчивые крестьяне сразу же находили им применение: местные кузнецы изготавливали из них серпы, ножи, ухваты и другие предметы крестьянского быта. В ходе историко-этнографической экспедиции, совершенной краеведческим центром «Истоки» по реке Сить, удалось выяснить, что у некоторых жителей деревень Молоди, Литвиново, Задорье еще до начала 1990-х годов хранились старинные сабли, найденные в этих местах… В селе Божонка находится церковь Покрова Богородицы, построенная в 1858 году. Левая часть придела церкви посвящена Святому Благоверному князю Георгию Юрию. Очень своеобразная живопись храма: она выполнена в технике гризайль с преобладанием холодно-голубого тона, в росписи четко выражена военная тематика. Самые интересные фрески расположены рядом с иконостасом: на них изображены князья Юрий Всеволодович и Василько Ростовский — оба без головных уборов, с оружием». Ну а что касается памятников, то и они в Божонке имеются — 23 сентября 1972 года по инициативе краеведа В. Попкова там была открыта мемориальная стела.
На ней написано: «Здесь 4 марта 1238 года на берегах реки Сити произошла битва русских с войсками монгольского завоевателя хана Батыя». Рядом полуразрушенная церковь с приделом в честь князя Георгия, а на кургане, где, по преданию, похоронены павшие русские ратники, возвышается большой деревянный крест, поставленный уже в наше время. Но монумент, посвященный битве, есть не только в Божонках — примерно в 12 км к югу от нее, в деревне Добрыни, стоит другой памятник — фигура воина со щитом и мечом, а рядом разбитый на две половины набатный колокол. И вот тут появляется серьезное противоречие — с одной стороны среднее течение Сити и деревни Станилово и Юрьевское, с другой стороны — верхнее течение и деревня Божонка. Расстояние между ними не маленькое, километров 50 будет, и предположить, что битва так растянулась по реке, просто невозможно. И возникает вопрос — а как все это совместить? Местные предания также привязывают битву к окрестностям Покровского и Семеновского, мало того, начиная с 2003 года, здесь ежегодно отмечают 17 февраля — день именин святого благоверного князя Георгия Всеволодовича. В самом Сить-Покровском в честь знаменитой битвы и павших в ней воинов в 1808 г.
Церковь к сегодняшнему времени утратила главу и шпиль от колокольни, а рядом с селом находится городище с захоронениями — курганами и могильниками. Семеновское городище считается центральным лагерем русских войск во время стояния на Сити, и, по местным преданиям, самый лютый бой произошел именно здесь. Кроме древнего городища, чьи земляные валы прекрасно сохранились, на территории района расположены 2 селища и 9 курганных групп, где в 1972 г. Раскопав большинство курганов, экспедиция пришла к выводу, что там похоронены не воины, а мирное славянское население края, которое проживало здесь в IX—X веках. Зато с селищами, которые расположены у сел Михалево и Турбаново, совсем другая картина. По большой примеси золы и угля в земле можно говорить о том, что эти селища погибли во время сильного пожара, а некоторые находки археологов позволяют утверждать, что произошло это в XIII веке. И что самое удивительное, называется количество павших в этих местах дружинников князя Георгия — 800 человек, хотя откуда взялась эта цифра, сказать не берусь. Но есть еще одно обстоятельство, которое прямо подтверждает предположение о том, что в районе Сить-Покровского и Семеновского происходили яростные бои.
Когда в 1987 году у села Байловского проводились земельные работы, то было обнаружено небольшое воинское захоронение, в котором были найдены остатки воинских доспехов и снаряжения — железной брони, обрывков кольчуг и наконечников стрел. Находке значения не придали, посчитав, что ничего ценного не обнаружили, захоронение засыпали, а работы были продолжены. Однако есть предположение, что в этом районе существует до семи массовых захоронений и сосредоточены они как раз в районе между селами Байловское, Большое Иваньково, Тургенево. Конечно же, местные легенды рассказывают о том, что князь Георгий пал под ударами монгольских сабель в районе села Семеновское, но для нас важнее другое — именно этот район связан с именем еще одного героя битвы — ростовского князя Василько. В тех же местах протекает Прощеный ручей, о возникновении которого существует несколько преданий. Источник расположен на так называемом в народе Княгинином холме, и, по одной из легенд, сюда приходила ростовская княгиня Мария прощаться отсюда и название — Прощеный со своим мужем, князем Василько Константиновичем. А затем на этом же месте, она оплакивала князя, погибшего от рук монголов — от ее слез здесь и забил ключ с чистой и целебной водой. Есть и другое предание, которое от первого отличается лишь некоторыми деталями: княгиня Мария приехала сюда после битвы искать тело своего убитого мужа, а когда нашла и поняла, какую мученическую смерть он принял, заплакала — слезы княгини прожгли снег и стылую землю, а на холме забил ключ.
Будучи православной, княгиня Мария Ростовская простила врагов, а источник после этого назвали Прощеным ручьем. Но есть и еще одна легенда, которая прямо говорит о том, что возле Прощеного ручья у села Сить-Покровского монголы пленили раненого князя Василька Ростовского.
Был ли у русских шанс на победу в битве на реке Сити?
Ярослав при обстоятельствах кончины сына и жены в летописях не упоминается. Но без его участия похороны не могли обойтись. Так где же покоятся его близкие? Письменные источники либо не указывают, в каком городе расположен тот самый Юрьев монастырь, либо противоречат друг другу. Отец Михаил опубликовал в трудах Владимирской ученой архивной комиссии в 1902 году большую статью на тему о гробницах своего храма. И все-таки он склонился в пользу Новгорода.
Во-вторых, при ремонте пола в соборе Сперанский заглянул и в гробницы. В той, где должен был под соответствующей надписью покоиться Федор, оказалось пусто, а на дне - ровный песок. А в той гробнице, которая была под надписью о Ефросинии, нашли женский скелет, а в ногах - еще скелет младенца. Но Сперанский отнес их к более поздним захоронениям. Однако священник не был профессиональным археологом, не изучил другие захоронения.
О том, что сын и жена Ярослава похоронены во Владимире, слышал царь Иван Грозный, который молился у нас в Успенском соборе во время похода на Казань в 50-е годы XVI века. Он оставил указание служить по святым Федору и Ефросинии панихиды. Михаил Сперанский полагал также, что княгиня Феодосия в последние свои годы все-таки жила в Новгороде, а не во Владимире. Во всяком случае, есть летописное упоминание о том, что когда Александр обиделся на новгородцев и временно уехал в Переяславль удельный город отца в 1240 году, с ним отправились из Новгорода и жена, и мать. Так что однозначного ответа о месте захоронения Федора и Ефросинии все-таки нет.
Было ли время у Ярослава перевезти останки сына и жены во Владимир? Ведь он последние годы жизни посвятил дальним поездкам к монгольским правителям. А ездил он не только в Сарай ныне на территории Астраханской области , но и в столицу великого хана в Каракорум в Монголии. От чего умер Ярослав? С визитом в Каракорум для подтверждения великокняжеских полномочий связана еще одна загадка Ярослава.
Захваченный в плен ростовский князь Василько Константинович был убит 4 марта 1238 года в Шернском лесу. Святославу Всеволодовичу и Владимиру Константиновичу Угличскому удалось спастись. Последствия Поражение русских войск сломило сопротивление князей Северо-Восточной Руси монгольскому нашествию и предопределило попадание Северо-Восточной Руси в зависимость от Монгольской империи. После гибели великого князя Юрия великокняжеский престол занял его брат, князь переяславский Ярослав Всеволодович, под прямым контролем которого оказались Владимирское княжествои Переяславль-Залесское княжество. Войско Бурундая оказалось ослабленным после битвы «великую язву понесли, пало и их немалое множество» , что стало одной из причин отказа Батыя идти на Новгород.
Конкурирующий клан, главой которого являлся Михаил Черниговский, сумел установить контроль не только над всей Северской землёй, но также над Киевом и даже Галичем откуда был изгнан знаменитый князь Даниил Романович, будущий "король Руси". Учитывая прежние конфликты с Михаилом из-за Новгорода, его интриги в Рязани, ничего хорошего это для северорусской династии не предвещало. Вместе с тем силы южан были истощены десятилетней усобицей, которую они вели как раз за контроль над Киевом. В разорительный конфликт были также вовлечены венгры и половцы.
То, что именно Ярослав Всеволодович встал во главе южного похода было совсем не случайно. Он как никто другой из северян знал положение дел в южных княжествах. Его политическая карьера началась с правления в 10 лет в Переяславе-Русском столице Переяславского княжества на границе с половецкой степью. В 1205 году после смерти князя Романа Мстиславича, Ярослав был приглашён на правление в Галич. Однако в этом его опередил представитель опять же черниговской династии. А после, из-за угроз соседних южнорусских князей, Ярослав был вынужден был покинуть и Переяслав-Русский, ушёл во Владимир под защиту родственников. Незадолго до похода на Киев князь Ярослав добился крупного военного успеха. В 1234 году во главе новгородцев и владимирцев он одержал победу над Орденом меченосцев на реке Омовже под Дерптом. Именно в ходе той битвы и произошёл эпизод с рыцарями, которые провалились под лёд.
Впоследствии эта сцена вошла в художественный фильм Сергея Эйзенштейна "Александр Невский" многие историки сомневались, что "Ледовое побоище" происходило на льду — ведь события происходили в начале апреля; с другой стороны, зима 1241-42 года была очень холодной.
Канонизирован Русской православной церковью в лике благоверных князей. Юрий Всеволодович в крещении Георгий родился 26 ноября 1188 года в Суздале. Отец - Всеволод Юрьевич Большое Гнездо 1154-1212 , князь переяславский 1175-1176. Великий князь Киевский 18 февраля - 24 марта 1173. Великий князь Владимирский 1176-1212. Сын Юрия Долгорукого. Брат Андрея Боголюбского.
Мать - ясская княжна Мария Шварновна, сестра жены Мстислава Черниговского. Крестил Юрия епископ Лука. В начале 1209 года ходил против рязанцев, пытавшихся воспользоваться отсутствием основных суздальских сил и атаковавших окрестности Москвы. В браке с 1211 года, венчание было совершено епископом Иоанном во Владимире, в Успенском соборе. Женат с 1230 года на Марине 1215-1238 , дочери Владимира Рюриковича. Убит в ставке Батыя во время переговоров перед взятием Владимира монголами; - Мстислав после 1213 - 1238 , женат с 1236 года на Марии 1220-1238 происхождение неизвестно. Погиб во время взятия Владимира монголами; - Добрава 1215-1265 В 1226 году выдана замуж за князя волынского Василько Романовича, благодаря этому оказалась единственным выжившим после разорения татаро-монголами Владимира 1238 год потомком Юрия Всеволодовича; - Владимир после 1218 - 1238 , князь Московский, женат с 1236 года на Христине 1219-1238 происхождение неизвестно, предположительно - из рода Мономашичей. Убит во время осады Владимира монголами; - Феодора 1229-1238.
В 1211 году Всеволод Большое Гнездо при поддержке специально созванного совещания с участием бояр и епископа Иоанна отдал великокняжеский Владимирский стол Юрию в нарушение прав своего старшего сына, Константина. На сторону Юрия встал 3-й по возрасту брат Ярослав, а на сторону Константина - 4-й и 5-й братья Владимир и Святослав. Юрий готов был отдать Владимир в обмен на Ростов, но Константин не согласился на такую мену и предложил брату Суздаль, тот отказался. Сначала борьба шла на территории княжества, но затем, когда интересы Юрия и Ярослава пересеклись с интересами смоленских Ростиславичей, в частности Мстислава Удатного, в Новгороде, смоляне с новгородцами вторглись во Владимиро-Суздальское княжество, соединились с Константином и разбили Юрия, Ярослава и муромцев и посадили на великое княжение Константина.
Великая битва на древней реке Сить: о причинах и итогах
Битва на реке Сить, или Ситская битва[1] — эпизод Западного (кипчакского) похода монголов (1236—1242) и монгольского нашествия на Русь (1237—1240), в частности, одно из ключевых сражений монгольского похода на Северо-Восточную Русь (1237—1238). Битва на реке Сити 1238 года началась для русских воинов совершенно неожиданно. Сам Юрий Всеволодович погиб 4 марта 1238 года в битве на реке Сить. Можно попытаться оценить силы, которые были собраны Юрием Всеволодовичем в лагере на реке Сить.
Соотношение сил
- Битва на Сити и ее последствия для Руси
- Кратко о ходе битвы
- Битва на Сити
- 17 февраля. Благоверный князь Георгий (Юрий) Всеволодович, Владимирский
- Соотношение сил
- Чудо Святого благоверного князя Юрия Всеволодовича
Загадки князя Ярослава Всеволодовича
Великий князь Юрий Всеволодович, главный воевода владимирский Жирослав Михайлович и другие князья, сражавшиеся бок о бок с простыми ратниками, пали в бою. Великий князь Юрий Всеволодович, главный воевода владимирский Жирослав Михайлович и другие князья, сражавшиеся бок о бок с простыми ратниками, пали в бою. Князь Александр был сыном Ярослава Всеволодовича и во время похода отца на Киев был оставлен "на хозяйстве" в Новгороде. В исторической памяти об эпохе Батыева нашествия сражение под Коломной было вытеснено на второй план рассказом о "битве на реке Сити", произошедшей 4 марта 1238 года, в которой принял участие великий князь владимирский Юрий Всеволодович. Битва на реке Сить, произошедшая 4 марта 1238 года ― битва монгольского нашествия на Русь, фактически завершившая разгром монголами Владимиро-Суздальского княжества. Сегодня, 17 февраля, Православная Церковь совершает память благоверного князя Георгия (Юрия) Всеволодовича, Владимирского (1238).
Ситская битва
Князь Владимирский Юрий Всеволодович оставил в этом городе вместо себя сыновей Всеволода и Мстислава, а сам с небольшой дружиной ушел на реку Сить собирать войска для организации отпора врагу. Сюда пришли с дружинами его племянники: Василько — князь Ростовский, Всеволод — князь Ярославский и Владимир — князь Угличский. Читаем Лаврентьевскую летопись. Она сообщает: «Татары, эти окаянные кровопийцы пленили все на Волге до самого Галича Мерьского. Еще другие пленили всю землю и многие города до Торжка. И нет ни одного места, ни веси, ни села, где бы ни воевали татары. В один февраль месяц взяли 14 городов, кроме слобод и погостов». В феврале 1238 года татарами был захвачен, разграблен и разрушен город Владимир.
Погибла семья великого князя Юрия: его жена, сыновья, снохи и их дети. А тем временем сам князь Юрий собирал дружины и полки, остатки разгромленных татарами русских ратей на реке Сить, чтобы потом дать отпор завоевателям. В историческом романе «Батый» писатель Василий Ян так объясняет план войны князя Юрия с татарами в разговоре с племянником Василько: «Татары как реки в половодье, разливаются по всей русской земле и все больше распадаются на мелкие отряды. Мы же должны собраться в одну великую силу, создать единую грозную рать. А затем надо ударить на один отряд татар и уничтожить его, потом на другой и на третий, не давая им собраться». По всей видимости, князь Юрий поехал из Владимира на реку Волгу через Ярославль. Оно расположено в верховьях Сити на правом берегу.
Здесь кругом леса и болота. Есть где скрыться русским дружинам от татар и тайно собирать рати. Одни историки и краеведы считают, что свою рать князь Юрий Всеволодович сосредоточил в Божонке и соседних деревнях, другие, что здесь находился лишь передовой отряд воеводы Дорожи с тремя тысячами конных воинов, чтобы защищать верховья Сити от вторжения татар. Основной же стан великого князя находился в среднем течении реки Сить. Так это или нет, в настоящее время установить довольно сложно. Основательно подготовиться к битве князь Юрий не успел.
Войско Бурундая оказалось ослабленным после битвы «великую язву понесли, пало и их немалое множество». В целом, силы монгольских войск оказались значительно подорваны после разорения Рязанского и Владимиро-Суздальского княжеств и в преддверии похода на Новгород [18]. Ситская битва в летописях и литературе В Лаврентьевской летописи Ситская битва упоминается дважды. В Новгородскую первую летопись старшего и младшего изводов вошли: «Сказание о разорении Рязани Батыем» наиболее древняя версия рассказа рязанской летописи , сведения из владимирского и ростовского источников рассказ о взятии Владимира и устные рассказы современников [19]. В Ипатьевской летописи , как южном варианте повести о нашествии и событиях на далеком северо-востоке Руси, отражался текст «Летописца Даниила Галицкого» составлялся в 1245—1249 годах. Летописец кратко описывает события нашествия, более подробно отражая взятие Владимира и Козельска. Сражение упоминается в Пермской летописи : «И сступишася обои полцы и бысть сеча злая и великая и побегоша перед иноплеменниками. И ту убиен бысть великий князь Юрий Всеволодович на реце на Сити и вся его много побйша». Вологодско-Пермская летопись [20]. Летописец Троицкой летописи говорит о разорительном набеге монголо-татаров в 1238 году: «Несть места идеже не повоеваша, и на всей стране Ростовской и Суздальской земле взяша городов четыренадесять, опричь слобод и погостов в один месяц февраль... Сведения о сражении есть в Ипатьевской летописи [19]. В дореволюционных литературных источниках Ситская битва отражена в сочинении К. Мусина-Пушкина [22]. Позднее Ситской битве посвящено немало статей краеведческого и иного содержания. Память Править В Ярославской области установлена официальная дата празднования — 4 марта, «День Ситской битвы» [23] , она внесена в календарь памятных дат региона [24]. В области претендуют на увековечение памяти о сражении на реке Сить два района. В Некоузском районе у деревни Лопатино 17 сентября 1980 года возведена памятная стела, в 2005 году появилась рубленая часовня с надписью «Павшим за Святую Русь в 1238 году». К 760-летию битвы администрация Некоузского муниципального округа опубликовала сборник статей — краеведческий альманах [25]. В Брейтовском районе рядом с Семеновским городищем возле деревни Себельское установлена беседка и информационная табличка, в 2017 году по инициативе администрации района началась подготовительная работа по обустройству смотровой площадки, в 2018 году издана книга «Ситская битва 1238 года» к юбилейной дате сражения [26]. Ежегодно в трёх районах проходят мероприятия в честь павших в Ситском сражении воинов. В феврале 2018 года отмечалась памятная дата — 780 лет Ситской битве [27] [28]. В марте 2018 года в посёлке городского типа Сонково в Тверской области прошла межрегиональная краеведческая конференция «Ситская битва: эхо ратного подвига» [29] , организаторами выступили администрация Сонковского района Тверской области и местный краеведческий центр «Истоки». В ней приняли участие историки из Ярославского государственного университета им. Демидова и других вузов страны: доктор исторических наук, профессор Ярославского государственного университета им. Демидова Марасанова В. И другие специалисты [30].
Калке, когда налетели неизвестно откуда степные полки, яростно и жестоко расправились с русичами и пропали в никуда, не увидел предвестья будущей смерти Древнерусской державы. Может быть, он где-то был податлив на влияние, не всегда умел принимать решения в неожиданных ситуациях, но он старался, особенно после поражения на Липице, решать все миром. Во второе великое княжение, которое близкий к смерти князь Константин сам завещал ему вместе с опекой сыновей своих, Василька и Всеволода, Юрия Всеволодовича уважали, младшие князья признавали его власть, но единой державы все равно не было. И после Калки, на которую посланный князем Юрием отряд просто не поспел, все осталось по-прежнему: продолжались попытки подчинить вольнолюбивый Новгород Великий, воевали с мордвой, даже, увы, возымел обиду князь Ярослав на брата Юрия… Конечно, в то же время строились и украшались храмы, играли свадьбы… И многие верили, как всегда хочется людям верить, что страшные неведомые кочевники ушли навсегда, что это было не Божие предупреждение — опомнитесь, помиритесь все, объединитесь! В суете обычной жизни многое казалось не очень важным, привычным, простительным; многие князья, которых мы сегодня почитаем как благоверных, в том числе и князь Михаил Черниговский, и сам князь Юрий, неоднозначно вели себя. Но внезапно пришла Вечность. Была зима. Реки сковало льдом, и по ним можно было легко и быстро перемещаться. Но на этот раз это обыкновенно приятное обстоятельство оказалось роковым, открыв захватчикам пути почти ко всем городам Руси. И вот за считанные недели с лица земли исчезает прекрасное, величественное, могучее Древнерусское государство с его высокими теремами, чудесными искусствами, богатой литературой, замечательными людьми. Исчезает навсегда, мы теперь только отчасти можем представить себе тех русичей и ту страну, в которой они жили. Можем только отчасти представить и то, страшное, кровавое, изощренно жестокое, называемое татаро-монгольским нашествием, в чем они погибли. Великий князь Георгий Всеволодович объезжает на ладьях вновь завоеванные земли в устье реки Оки. Художник Г. Мальцев Первой на пути монгол была Рязань; после пятидневной осады она была взята, полностью сожжена и уничтожена, жители поруганы и зверски убиты. Это был конец жизни города, на прежнем месте его уже не будет, то, что мы сегодня зовем Рязанью, — город Переяславль-Рязанский, в 60-ти километрах выше по течению реки Оки. И такое бесчинство не было случайностью, так монголы воевали всегда, и точно так же один за другим гибли в огне, слезах и крови прочие русские города: Коломна, Москва, Владимир… Великий князь Юрий, которого рязанцы успели попросить о помощи, увы, сильно замедлил и послал ее тогда, когда города уже не существовало. Этот отряд, соединившись с войском князя Романа Ингваревича, одного из рязанских князей, очевидно, посланного князем Юрием Рязанским на встречу ожидаемой и не поспевшей подмоге, отошел к Коломне и встретил монголов там. Сражение было едва ли самым крупным из всех, что были до сих пор с татарами, но исход его был страшен. Коломна пала, и лишь некоторой части русского войска удалось отступить к Москве. В Москве в то время был младший сын великого князя, Владимир Юрьевич. Но и Москва продержалась в осаде лишь пять дней, после чего враги ворвались в город, сожгли храмы, монастыри, дома, людей… Князя Владимира взяли в плен; но это только отсрочило ненамного его гибель, он нужен был татарам, поскольку впереди был город его отца, Юрия Всеволодовича. Путь до Владимира был недолгий и торный; но великого князя захватчики там не застали, он, слезно простившись с семьей и близкими, оставил их в надежных, как ему казалось, Владимирских стенах и, поручив город сыновьям Всеволоду и Мстиславу и воеводе Петру, с небольшой дружиной поспешил к северным окраинам княжества, надеясь соединиться с племянниками, князьями Василько Ростовским, Всеволодом Ярославским и Владимиром Угличским, и за Волгой, у реки Сить, притока Мологи, дождаться братьев, Ярослава и Святослава Всеволодовичей. Племянники действительно присоединились к князю Юрию, и вместе они дошли до Сити. Спустя какое-то время к ним подошел и князь Святослав; князя Ярослава так и не дождались. Взятие Владимира монголами.
Расположившись на Сити, Юрий Всеволодович имел возможность получать помощь с севера — из нетронутых войной Новгорода, Белоозера, Вологды, Устюга и Ладоги. В худшем случае, в случае поражения, русская рать могла беспрепятственно отступить на север и продолжать борьбу. Юрий Всеволодович был настроен решительно. Его можно понять: он отдал свой город врагу и теперь лишь номинально именовался великим князем, он потерял всё. Возможно, Юрий Всеволодович, лишь теперь понявший с кем именно имеет дело, и не надеялся на реванш. Но, безусловно, одно: для него ничего, кроме борьбы, причём борьбы на смерть, не имело другого смысла. По мнению В. Каргалова, расположении реки Сити было как нельзя более идеальным для продолжения борьбы: «Дремучие леса прикрывали лагерь от наступления монголо-татарской конницы и делали его сравнительно безопасным… Подкрепления ожидались в первую очередь из богатого и многолюдного Новгорода, где правил брат великого князя — Ярослав Всеволодович. Именно туда вела от Сити сухопутная дорога, прикрытая лесами от монгольских авангардов. Кроме того, по льду Мологи к Сити подходили проторённые санные пути: с юга — от Волги и с севера — от Белоозера. Эти пути были важны в военном отношении, так как обеспечивали прибытие подкреплений и продовольствия из богатых приволжских и северных городов, а в случае необходимости открывали великокняжескому войску дорогу для отступления в отдалённые, малонаселённые области». Район реки Сити, где зимой каждого года замирала жизнь, в феврале 1238 г. Всякий, кто хотел отдать свою жизнь за родину, направлялся к великому князю. Каждый вооружался тем, что имел. Под знаменами Юрия Всеволодовича собрались его брат юрьевский князь Святослав Всеволодович, ростовский князь Василько Константинович, Владимир Константинович Углицкий, Всеволод, князь Ярославля, и другие со своими дружинами.
Битва на реке Сить: как погиб великий князь Юрий Всеволодович
Битва на реке Сить произошла 4 марта 1238 года между войском владимирского князя Юрия Всеволодовича и корпусом монгольского темника Бурундая. Сражение стало одним из центральных событий Запа. Битва на реке Сить. Великий князь Юрий Всеволодович был женат на черниговской княжне Агафьи Всеволодовне. Сыновья – Всеволод (Дмитрий), князь новгородский, Владимир, князь московский, Мстислав. Битва на реке Сити, или Ситская битва [1] — сражение, произошедшее 4 марта 1238 года между войском владимирского князя Юрия Всеволодовича и корпусом Бурундая.
Битва на Сити
5-7 минут Битва на реке Сить Битва на реке Сити (Ситская битва) — сражение которое произошло 4 марта 1238 года на р. Сити между войсками великого князя владимирского Юрия Всеволодовича и монголов под предводительством Бурундая, темника Батыя. сражение, произошедшее 4 марта 1238 г. между войском князя Юрия Всеволодовича и Бурундая. Битва Юрия Всеволодовича и татаро-монголов (во главе Багу) на реке Сить в 1238 году.