Новости биография чкалова валерия павловича кратко

Биография летчика Валерия Чкалова: личная жизнь, создание семьи, жена, рождение детей, сын. Перелет в Америку через Северный полюс, установка памятника в Оренбурге, выход фильма и сериала о нем. Черешня имени Чкалова, Причина смерти на 24СМИ.

Валерий Чкалов - биография, новости, личная жизнь

Чкалов Валерий Павлович Чкалов Валерий Павлович Чкалов.
Валерий Чкалов Как тренировочный бой Валерия Чкалова с Георгием Байдуковым едва не стал последним в жизни обоих лётчиков? Трудно ли сходились в работе знаменитый лётчик и н.
Чкалов, Валерий Павлович — Википедия с видео // WIKI 2 Валерий Павлович Чкалов был летчиком, ставившим рекорды, легендой своего времени.

Краткая биография Валерия Чкалова

Биография Валерия Павловича Чкалова. Детство. Валерий Павлович Чкалов родился 2 февраля 1904 года в селе Василево (ныне город Чкаловск). знаменитый летчик-испытатель, автор нескольких фигур высшего пилотажа, совершивший два беспосадочных перелета на очень дальние расстояния. Валерий Павлович Чкалов (1904-1938) – советский летчик-испытатель, комбриг и Герой Советского Союза. Вале́рий Па́влович Чка́лов, имя при рождении — Валериан — советский лётчик-испытатель, комбриг (1938), Герой Советского Союза (1936).

Подготовка к полетам

Валерий Павлович Чкалов. легендарный советский лётчик-испытатель, Герой Советского Союза, совершивший первый беспосадочный перелёт через. знаменитый летчик-испытатель, автор нескольких фигур высшего пилотажа, совершивший два беспосадочных перелета на очень дальние расстояния. котельщика Василёвских казённых мастерских.

Подготовка к полетам

Улица четырежды меняла свое имя: Малая Алтайская, 2-я Алтайская, Красноалтайская — именно это название можно увидеть в плане города 1941 года. Хотя в 1939-м ей присвоили имя Валерия Чкалова, однако старые наименования продолжали использовать еще некоторое время. До революции ул. Чкалова, 52, с надписью «Школа» на фронтоне и Зайчанское городское начальное училище сейчас Центр детского творчества на ул. Чкалова, 194. Именно на этой улице остановился пожар 2 мая 1917 года. Пострадал ее участок в районе ул. Промышленной и пер. Согласно легенде, огонь подошел к ограде Вознесенской церкви, что с 1909 года находилась на углу с ул. Некрасова, и мог перекинуться на храм.

Однако в этот момент резко сменился ветер и погнал пламя в другую сторону. Здание храма не пострадало. Позже его перестроили в жилой дом, снесли в 70-е годы. Символично, но именно на ул. Чкалова долгие годы располагалось Барнаульское высшее авиационное училище летчиков, выпустившее тысячи пилотов.

Через год Валерий поступил в школу военных летчиков, прошел обучение в школе высшего пилотажа и освоил тактику воздушного боя. Талантливый дебошир В 1924 году молодой летчик попал в эскадрилью им. Ленина , где проявил себя, как дерзкий, отважный и не знающий усталости летчик. За самоуверенные «выкрутасы» в небе его частенько отстраняли от полетов.

В 21 год недисциплинированный Валерий попал под военный суд. Из приговора Военного трибунала: «…и будучи обязанным явиться на аэродром для совершения учебного группового полета к 3 часам дня, явился к указанному времени в совершенно пьяном состоянии…» Однако, отчаянного паренька пожалели и сократили срок вдвое. Но уже через три года он был снова приговорен на год тюрьмы. Тогда же его исключили из рядов Красной Армии. Однако по личному указанию Калинина наказание заменили на условное Освобожденный из-под стражи летчик стал руководителем школы планеристов. За это время летчик-испытатель совершил более восьмисот испытательных полетов, изучив и освоив технику управления тридцати типов самолетов. Личная жизнь В 1927 году Валерий женился на своей старой знакомой — Ольге Ореховой. Ольга Эразмовна преподавала в школе и до самой смерти любила своего супруга. Через год после свадьбы.

Молодая супруга родила сына. Спустя семь лет, родилась Валерия. Когда Ольга была беременна третьим ребенком, Валерий погиб. Женщина дожила до преклонного возраста и охотно делилась воспоминаниями о жизни с Валерием. Новые высоты В 1933 году получает направление на московский завод авиации.

Биография Валерий Павлович Чкалов родился 2 февраля 1904 года в селе Василёво ныне город Чкаловск в семье рабочего- котельщика Василёвских казённых мастерских. Мать умерла рано, когда Валерию было 6 лет. В семь лет Валерий пошел учиться в Василёвскую начальную школу, и рос, как все другие его сверстники. В 1916 г. Время было голодное, и Валерий, не окончив ремесленного училища, в 1918 г. Отец взял его к себе на работу подсобным рабочим. В возрасте 15 лет Валерий уже был сильным, широкоплечим парнем, поэтому начал трудиться наравне со взрослыми. В навигацию 1919 года он работал кочегаром на пароходе «Баян», ходил по Волге. Однажды, стоя на берегу реки, он увидел кружившийся в небе самолёт и залюбовался им. Сначала эта мечта казалась ему несбыточной, потом появилось непреодолимое желание почувствовать себя в небе, пережить ощущение летающего человека. Валерий решил пойти к летчикам и попросить их, чтобы они научили его летать. Он принял решение и, уволившись с парохода, приехал в Нижний Новгород. Там явился в авиационный парк и добровольцем поступил в ряды Красной Армии. Его определили слесарем-сборщиком самолётов. Он плёл тросы, покрывал лаком самолётные плоскости и фюзеляжи и присматривался к опытным мотористам, которые ремонтировали самолёты. Работа Валерию нравилась и он не только выполнял то, что ему поручали, но всегда успевал помочь другим, а помогая спрашивал, что к чему, изучал технические описания моторов и самолётов. Валерия за усердие в работе, за любознательность полюбили лётчики и механики. Вскоре он добился, что лётчики стали его брать с собой в полет. Побывав в воздухе, Валерий почувствовал, что другой жизни, кроме летной, у него быть не может. Вскоре его желание было удовлетворено. Он получил направление в Егорьевскую авиационную школу. Там для Валерия начался трудный перид. Нужно было освоить не только специальные авиационные предметы, но и общеобразовательные - физику, математику, русский язык, политграмоту. Упорно, настойчиво учился Валерий Чкалов, стараясь не отставать от более подготовленных товарищей, а по математике даже показал незаурядные способности. Учился он прилежно, но не зубрил теорию, а усваивал материал осмысленно. Успешно закончив Егорьевскую теоретическую школу, весной 1923 года Валерий, как и все его товарищи, получил звание красного командира, или, как тогда говорили, краскома. Весь выпуск тут же направили в Борисоглебскую школу лётчиков для практических занятий. Чкалов 16 апреля 1923 г. Здесь только началось формирование 2-й военной школы лётчиков. В ней в числе лётчиков - инструкторов и преподавателей было не мало участников боёв на фронтах гражданской войны. От них Чкалов и другие курсанты узнавали много поучительного о славных боевых делах первых красвоенлетов, отважно и самоотверженно сражавшихся с врагами молодого советского государства под Царицыном, Петроргадом, на Южном фронте, в Туркестане, у Каховки. С огромным интересом Чкалов слушал рассказы боевых авиаторов о победоносных воздушных боях с хорошо оснащёнными новой авиационной техникой интервентами и белогвардейцами. Эти беседы имели огромное значение для Чкалова. Они способствовали формированию характера будущего лётчика, патриотических чувст и любви к своей Советской Родине. В Борисоглебской лётной школе Чкалов сразу же включился в работу. Его можно было видеть на перестройке кавалерийского манежа, в ангаре и на аэродроме, в мастерских на сборке самолётов и в библиотеке. В свободное время он увлекался футболом, участвовал в художественной самодеятельности. Всюду успевал этот энергичный, подвижный и общительный волжанин. В Борисоглебске Валерий Чкалов попал в группу инструктора Очева Вениамина Алексеевича , очень требовательного и строгого лётчика. Обучение летному мастерству началось с рулёжки на самолете "Моран-Парасоль". Рулёжка в то время входила в программу обучения курсантов и производилась на самолётах, у которых с плоскостей была снята обшивка, чтобы самолёт не взлетел. Курсанты учились управлять самолётом на земле при разбеге, имитируя взлёт, и на пробеге - посадку. В этих случаях очень важно уметь выдерживать направление рулёжки. Такие упражнения Чкалов выполнял отлично и закончил рулёжку одним из первых в группе.

В 1924 году, окончив школу с оценкой «очень хорошо», он был направлен в Воздушно-бомбардировочную, стрелковую и боевую авиашколу, расположенную в Серпухове. И здесь Валерий неизменно добивался отличных результатов. По словам инструкторов, он был «самородком», не знавшим колебаний и сомнений в полете. Курсант Валерий Чкалов справа Служба в авиации Рисунок 4. Пролет Чкалова под мостом Вдохновленный этой идеей, в 15 лет он пошел добровольцем в Красную Армию, где сначала служил помощником кузнеца по сборке самолетов. Видя упрямство мальчика и его страстное желание связать жизнь с авиацией, в 1921 году командование отправило его в Егорьевское военно-воздушное училище. В следующем году продолжил обучение в качестве профессионального летчика в Борисоглебском военном училище летчиков. Именно туда в 1922 году он впервые вылетел на самолете. В общем, Чкалов ушел из многих профессиональных школ и курсов, где неизменно проявлял себя прилежным и дисциплинированным учеником. Он овладел навыками высшего пилотажа, воздушного боя, управления истребителем. Летом 1924 года Валерий Павлович был направлен на военную службу в Ленинградскую истребительную эскадрилью. И здесь прилежный ученик превращается в смелого и упорного водителя. Время от времени Чкалов получает предупреждения, санкции, отстранен от полетов, а пару раз даже приговаривается военным судом к одному году лишения свободы. Первый раз за пьяную драку, второй раз за ДТП в Брянске. Он часто делал математику за штурвалом, выполнял немыслимые трюки, такие как знаменитый полет под подъемным мостом Троцкого в Ленинграде. Но каждый раз у него все складывалось хорошо. Несмотря на его характер, все видели в нем непревзойденного летчика, призванного Богом. Валерий Павлович с энтузиазмом принял поставленную задачу, освоив за следующие два года технику полетов 30 моделей самолетов и совершив более 800 полетов на испытательном оборудовании. В 1932 году участвовал в первом в Советском Союзе воздушном параде. Бомбардировщик ТБ-3, первым появившийся на Красной площади, управлял экипажем под командованием Чкалова. В 1933 году летчика-испытателя по неизвестным причинам снова отправили в запас и перевели работать на Московский завод ВВС. Здесь он испытал серию самолетов, созданных в ОКБ Поликарпова. В 1935 году Чкалов и конструктор Поликарпов были награждены орденом Ленина за выдающийся вклад в создание нового самолета. О семье Чкалов женился в 1927 году на ленинградской учительнице Ольге Эразмовне Ореховой. В этом браке в 1928 году родились сын Игорь и две дочери: Валерия, 1935 года рождения, и Ольга, родившаяся после смерти отца в 1939 году. С женой и детьми Ольга Еразмовна — автор многочисленных книг о Чкалове и статей на его профессиональные темы. Он умер в Москве в 1997 году. Игорь окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского. При создании музея в Чкаловске он приложил немало усилий, чтобы сохранить память об отце. Он умер в 2006 году. Дочь Валерия, выпускница Московского университета имени М. Ломоносова, стала кандидатом технических наук. Он написал десяток статей о своем знаменитом отце. Она умерла в 2013 году. Дочь Ольга в настоящее время проживает в Москве. Рекорды Чкалова Рис. Сталин лично встречает команду Чкалова после завершения рекордного пробега После службы в армии Валерий Чкалов полностью посвятил себя работе испытателя. На протяжении многих лет он управлял более чем 30 типами самолетов, включая тяжелые бомбардировщики, новейшие экспериментальные самолеты и даже огромные авианосцы. Он участвовал в первом в стране воздушном параде на Красной площади в 1932 году. Сталин изменил маршрут, конечной точкой которого стал Петропавловск-Камчатский. Рекорд по беспосадочному перелету через Северный полюс по-прежнему был зафиксирован для экипажа Чкалова. Валерий Павлович и его коллеги получили звание Героя СССР и стали популярными фаворитами за прохождение маршрута более 9 тыс. Км на самолете АНТ-25 продолжительность полета 56 часов. Как командир экипажа, Чкалов также получил в качестве приза самолет У-2. Его длина была немного короче — 8,5 тыс. Км, но условия полета были более сложными: видимость часто была нулевая, к тому же мешал лед. Франклин Рузвельт принял советских летчиков в Овальном кабинете Белого дома и лично их поздравил. По прибытии домой Валерий Чкалов и все члены экипажа были награждены орденами Красного Знамени. У них также есть лимузины Packard. Сейчас он находится в музее в Чкаловске. Сталин ценил подвиги Валерия Павловича, называл его самородком, которого мало в мире, он лично приехал в 1936 году встречать самолет, возвращавшийся в аэропорт Щелково. Когда Чкалов умер, он был среди тех, кто нес гроб.

Подвиг чкалова краткое содержание

Валерий Павлович Чкалов родился 20.01.1904 в селе Василево (ныне город Чкалов Нижегородской области). Каких только версий биографии Валерия Чкалова не создавалось с момента его загадочной и трагической гибели, да и при жизни. легендарный советский лётчик-испытатель, Герой Советского Союза, совершивший первый беспосадочный перелёт через Северный полюс.

Чкалов Валерий Павлович — Биография

20 января (по Новому стилю – 2 февраля) 1904 года появился на свет будущий Герой Советского Союза летчик Валерий Павлович Чкалов. Валерий Чкалов: дата и причина смерти, краткая биография. Родился Чкалов 02.02.1904 в волжском селе Василёво Нижегородской губернии (ныне это г. Чкаловск). Валерий Павлович Чкалов — это целая эпоха в истории нашей авиации.

Свой в небе. История жизни и смерти летчика Валерия Чкалова

Памятник В. Чкалову в Одессе, во внутреннем дворе санатория имени Чкалова на Французском бульваре. Бюст В. Чкалова установлен в г. Якутске 14.

Чкалова»; в 2004 году - «100-летие со дня рождения В. Почтой России в 2004 году выпущена марка «Летчик-испытатель В. Инженер ВВС. Почетный гражданин Чкаловского района Нижегородской области Постановление Земского собрания Чкаловского района от 26.

Внес большой вклад по пополнению фонда музея В. Чкалова в г. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Автор ряда статей и интервью, посвященных своему отцу.

Полагал, что причиной гибели его отца было преднамеренное убийство «Отца убрали потому, что он имел большое влияние на Сталина». Имел двоих сыновей. Дочь - Валерия 1935-2013 , имела одну дочь. Дочь - Ольга р.

Первый был совершен в 1935-м с Георгием Байдуковым и Александром Беляковым. Тем не менее был установлен рекорд — беспосадочный путь длиной в девять тысяч километров за 56 часов. Еще один подвиг — это беспосадочный перелет этого же экипажа в 1937 году от Москвы до Ванкувера. За этот успешно преодоленный воздушный маршрут летчики были награждены орденами Красного Знамени. Фестиваль «Русские крылья» в Чкаловске Спустя год Валерий Чкалов погибнет во время испытания истребителя И-180 конструкции Поликарпова. Подающему надежды летчику-испытателю навсегда останется 34 года. Трагическое происшествие изменило жизнь его семьи. Ольга Эразмовна осталась без мужа, а Игорь и Валерия лишились отца — опоры и защитника. Для Ольги это был особенно тяжелый удар, ведь она уже носила новую жизнь под сердцем.

Он воспитал двоих сыновей, одного из которых назвал в честь отца. Внук легендарного летчика, в свою очередь, своего старшего сына назвал Игорем. Дочь летчика Валерия Валерьевна посвятила жизнь науке, прошла путь от рядового инженера до начальника сектора во Всесоюзном НИИ радиотехники. За свою жизнь посвятила отцу несколько книг, но, к сожалению, ее уже тоже нет среди живых. А вот самая младшая дочь Ольга Валерьевна здравствует, ей уже более 80 лет.

Существует множество версий того, что его гибель была неслучайна, поскольку на тот момент был разгар политических репрессий и острый на язык и несдержанный Чкалов мог быть неугодным для многих. Это в многочисленных интервью утверждали его сын и дочь. Как бы то ни было, известно, что при жизни Чкалов на хорошем счету у советского руководства. Сталин лично встречал экипаж Чкалова на Щелковском аэродроме в августе 1936 года по его возвращению из беспересадочного полета на Дальний Восток.

Также, Чкалов неоднократно бывал приглашен Сталиным в Кремль на светский прием, а в личном общении советский вождь позволял фамильярное его отношение к себе. В советские годы, Чкалов стал одним из самых известных людей в Советском Союзе. В честь него назывались пионерлагеря, школы, станции метро, учебные заведения, предприятия и другие объекты. По стране более 1700 улиц городов и более десятка населенных пунктов носили его имя. В том числе и бывшее Василево — родной поселок Чкалова. Существует множество посвященных ему мемориальных досок, бюстов и памятников. Самый известный из них стоит с 1940 года в Нижнем Новгороде вблизи Кремля. Бронзовая фигура Чкалова, работы Исаака Менделевича установлена на цилиндрическом постаменте. На его полированной поверхности нанесен контур географической карты Северного полушария с трассами двух исторических перелётов чкаловского экипажа АНТ-25.

За этот памятник Менделевич был удостоен Сталинской премии.

Летчики демонстрировали свое мастерство на центральном аэродроме, особенно же отличился Чкалов, которому разрешили выполнять самые невообразимые трюки, в том числе на малой высоте. Его друг и бессменный второй пилот Георгий Байдуков охарактеризовал выступление Валерия так: «По резвой веселости и чистоте этот полет Чкалова напоминал полеты стрижей в летнюю пору». Встреча Чкалова со Сталиным в 1936 году. Здесь ему пришлось погрузиться в технические тонкости, досконально изучив строение самолета, а также аэродинамику, гироскопию и другие науки. Только после этого он смог приступить к испытаниям новых машин. В те годы партия поставила задачу интенсивно развивать авиацию. В стране стали разрабатывать новые типы самолетов, поэтому работы у летчиков хватало. Валерию Чкалову довелось испытать около 70 разновидностей машин, среди которых были истребители, бомбардировщики, разведчики. Чкалов над Арктикой Инициатором рекордного перелета через Северный полюс был не Чкалов.

Ранее уже предпринималась неудачная попытка такого перелета. Разрешение было получено. Самолет АНТ-25 под управлением Леваневского отправился в путь в августе 1935 года. Спустя 10 часов полета из двигателя потекло масло, и машину пришлось посадить на ближайшем аэродроме. Причина оказалась проста: в баке было слишком много масла. Пилот сделал вывод, что на одномоторном самолете полет такого масштаба не совершить, а других подходящих машин не было. Георгий Байдуков, который был вторым пилотом при неудачной попытке перелета в Америку, предложил Чкалову вместе покорить маршрут. Бесстрашный испытатель загорелся идеей, поскольку был уверен в возможностях АНТ-25. Сталин не сразу одобрил очередную попытку. Однако разрешил беспосадочный перелет на Дальний Восток.

Полет, получивший название «Сталинский маршрут», совершили Чкалов, Байдуков и Беляков летом 1936 года. Перед вылетом на Дальний Восток на аэродроме «Щелково». Слева направо: члены экипажа АНТ-25 Г. Байдуков, В.

Валерий Чкалов

Семья была простая: отец — Павел Григорьевич — работал в котельной на судоверфи, мать — Ирина Ивановна — вела дом. К сожалению, когда маленькому Валере исполнилось 6 лет, мама умерла, и мальчик оказался фактически предоставлен сам себе, ведь отец был постоянно на работе. Надо сказать, что это обстоятельство повлияло на становление личности Валеры: несмотря на дружелюбность и сдержанность, он научился стоять за себя, при необходимости показывая силу и дерзость: дрался, на спор подныривал под плоты и пароходы, проходящие по Волге. Когда пришло время идти в школу, отец отправил сына в «началку», после которой, по совету родителя, в 1916 г. Череповца сегодня заведение носит имя легендарного летчика. Чкалов с однокурсниками По воспоминаниям учиться Чкалову было несложно: как оказалось, у него была отличная память, позволявшая схватывать информацию буквально «на лету»; кроме того, сказались и гены по линии отца — Валера легко «щелкал» математические задачи. Однако через 2 года училище из-за финансовых сложностей закрылось, и перед парнем снова встал выбор: что делать дальше. Он принял решение вернуться домой и помогать отцу. Несмотря на то что юноша со временем овладел навыками работы кочегара и молотобойца, его не оставляла смутная жажда путешествий, странствий, неизведанных далей. Как говорится, все встало на место, когда пятнадцатилетний мальчишка впервые увидел самолет. Жажда высоты Не зная, с чего начать осуществление своей мечты, Валерий принял решение поехать в Нижний Новгород, где волею случая встретился со своим односельчанином Владимиром Фролищевым, который, выслушав паренька, посоветовал ему, во-первых, вступить в ряды Красной Армии, а во-вторых — пойти работать учеником сборщика в 4-й Канавинский авиационный парк, где он сам трудился бригадиром.

Сказано — сделано. Так, целых 3 года Валерий обучался и работал в авиационном парке. Однако этого будущему авиатору было недостаточно: он мечтал о небе, поэтому уже в 1921 году добился направления на учебу в Егорьевскую военно-теоретическую школу ВВС, продолжив потом образование в Борисоглебской военной авиационной школе летчиков, а затем и в Серпуховской. Дерзость и молодость Уже в 1924 году молодой летчик был принят в эскадрилью им. Ленина, где показал свою самоуверенность, отвагу и, порой, нежелание подчиняться приказу, за что его достаточно часто отстраняли от полетов. Так, в 1925 г.

Время от времени Чкалов получает предупреждения, санкции, отстранен от полетов, а пару раз даже приговаривается военным судом к одному году лишения свободы. Первый раз за пьяную драку, второй раз за ДТП в Брянске. Он часто делал математику за штурвалом, выполнял немыслимые трюки, такие как знаменитый полет под подъемным мостом Троцкого в Ленинграде. Но каждый раз у него все складывалось хорошо. Несмотря на его характер, все видели в нем непревзойденного летчика, призванного Богом. Валерий Павлович с энтузиазмом принял поставленную задачу, освоив за следующие два года технику полетов 30 моделей самолетов и совершив более 800 полетов на испытательном оборудовании. В 1932 году участвовал в первом в Советском Союзе воздушном параде. Бомбардировщик ТБ-3, первым появившийся на Красной площади, управлял экипажем под командованием Чкалова. В 1933 году летчика-испытателя по неизвестным причинам снова отправили в запас и перевели работать на Московский завод ВВС. Здесь он испытал серию самолетов, созданных в ОКБ Поликарпова. В 1935 году Чкалов и конструктор Поликарпов были награждены орденом Ленина за выдающийся вклад в создание нового самолета. О семье Чкалов женился в 1927 году на ленинградской учительнице Ольге Эразмовне Ореховой. В этом браке в 1928 году родились сын Игорь и две дочери: Валерия, 1935 года рождения, и Ольга, родившаяся после смерти отца в 1939 году. С женой и детьми Ольга Еразмовна — автор многочисленных книг о Чкалове и статей на его профессиональные темы. Он умер в Москве в 1997 году. Игорь окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского. При создании музея в Чкаловске он приложил немало усилий, чтобы сохранить память об отце. Он умер в 2006 году. Дочь Валерия, выпускница Московского университета имени М. Ломоносова, стала кандидатом технических наук. Он написал десяток статей о своем знаменитом отце. Она умерла в 2013 году. Дочь Ольга в настоящее время проживает в Москве. Рекорды Чкалова Рис. Сталин лично встречает команду Чкалова после завершения рекордного пробега После службы в армии Валерий Чкалов полностью посвятил себя работе испытателя. На протяжении многих лет он управлял более чем 30 типами самолетов, включая тяжелые бомбардировщики, новейшие экспериментальные самолеты и даже огромные авианосцы. Он участвовал в первом в стране воздушном параде на Красной площади в 1932 году. Сталин изменил маршрут, конечной точкой которого стал Петропавловск-Камчатский. Рекорд по беспосадочному перелету через Северный полюс по-прежнему был зафиксирован для экипажа Чкалова. Валерий Павлович и его коллеги получили звание Героя СССР и стали популярными фаворитами за прохождение маршрута более 9 тыс. Км на самолете АНТ-25 продолжительность полета 56 часов. Как командир экипажа, Чкалов также получил в качестве приза самолет У-2. Его длина была немного короче — 8,5 тыс. Км, но условия полета были более сложными: видимость часто была нулевая, к тому же мешал лед. Франклин Рузвельт принял советских летчиков в Овальном кабинете Белого дома и лично их поздравил. По прибытии домой Валерий Чкалов и все члены экипажа были награждены орденами Красного Знамени. У них также есть лимузины Packard. Сейчас он находится в музее в Чкаловске. Сталин ценил подвиги Валерия Павловича, называл его самородком, которого мало в мире, он лично приехал в 1936 году встречать самолет, возвращавшийся в аэропорт Щелково. Когда Чкалов умер, он был среди тех, кто нес гроб. Однако дочери летчика считают, что Берия и Сталин довели Чкалова до смерти. Военная служба и обвинение в воздушном лихачестве Летом 1924 года Чкалов прибыл на свой военный пост — 1-ю эскадрилью истребителей красных флагов имени легендарного летчика Нестерова. Аэропорт находился в одном из районов Ленинграда. Регулярность обслуживания, старое изношенное оборудование, всевозможные ограничения во время полетов давили на Валерия Павловича. Он постоянно их нарушал, поэтому в наказание неоднократно сидел в сторожке. Желание пилота все больше и больше совершенствовать свое мастерство иногда принимало очень опасные формы. Однажды он пролетел под опорами Троицкого моста в Ленинграде и через некоторое время нарисовал дугу между двумя деревьями, расстояние до которых было намного меньше размаха крыльев его самолета. В 1927 году Валерий Павлович был утвержден переводчиком акробатических фигур высшей сложности на праздновании 10-летия Октябрьской революции. Руководители страны, ставшие свидетелями побега Чкалова, были поражены его мастерством. В начале 1928 года летчик получил повышение. Был назначен командиром истребительной эскадрильи, базирующейся в Брянске. В один из дней, тренируясь с летным отрядом, он решил пригнуться как можно ниже, чтобы отработать технику «бритья полета».

Окончил сельскую школу, затем техническое училище в Череповце. В 1919 году вступил в ряды Красной армии, где был мастером по ремонту самолетов. В 1921-1924 годах обучался в Егорьевской, а затем в Борисоглебской школе военных летчиков. После этого проходил обучение в Серпуховской высшей школе стрельбы, бомбометания и воздушного боя и Московской военной авиационной школе высшего пилотажа. В 1924 году Чкалов начал службу в авиации.

Кстати, согласно генеральному плану Барнаула 1937 года, именно по ней должен был проходить бульвар, соединяющий проспект Ленина и реку — прообраз Обского бульвара. Самое место для прогулок. Интересуемся у прохожих, что знают они о человеке, чье имя носит улица. Компания студентов смотрит на нас с некоторым недоумением: мол, кто же не знает — Герой Советского Союза, летчик-испытатель, совершивший первый беспосадочный полет из Москвы в США… Школьники Никита и Иван удивляют своими предположениями: «Он фашистов бил и под мостом даже пролетел! Выясняем с помощью присоединившегося к разговору пожилого мужчины, что фрицев Чкалов не мог бить, так как погиб до войны, трюк же с мостом - не факт, но если и случился, то в Ленинграде, а в Барнауле Валерий Чкалов и не был. Люди старшего поколения о Чкалове и его подвигах знают много подробностей. Ветеран труда Валентина Верткова не без гордости сообщает, что живет на улице Чкалова с 1985 года. В ее домашней библиотеке есть несколько книг о легендарном летчике, в том числе и из серии ЖЗЛ. Нарушал задания? Так для того, чтобы доказать, на что способен самолет, если им правильно управлять. И на перелет в Америку шел, все правильно рассчитав. У Чкалова и семья замечательная была — сын и две дочери… Личность удивительная. Где «Баян» и где самолеты? Валерий Павлович родился в рабочей семье 2 февраля 1904 года в селе Василёво Нижегородской губернии — теперь это город Чкаловск. Еще подростком, работая кочегаром на пароходе «Баян», в 1919 году Валерий увидел самолет… С 15 лет он связал свою жизнь с небом.

Краткая биография Валерия Чкалова

В общем, Чкалов ушел из многих профессиональных школ и курсов, где неизменно проявлял себя прилежным и дисциплинированным учеником. Он овладел навыками высшего пилотажа, воздушного боя, управления истребителем. Летом 1924 года Валерий Павлович был направлен на военную службу в Ленинградскую истребительную эскадрилью. И здесь прилежный ученик превращается в смелого и упорного водителя. Время от времени Чкалов получает предупреждения, санкции, отстранен от полетов, а пару раз даже приговаривается военным судом к одному году лишения свободы.

Первый раз за пьяную драку, второй раз за ДТП в Брянске. Он часто делал математику за штурвалом, выполнял немыслимые трюки, такие как знаменитый полет под подъемным мостом Троцкого в Ленинграде. Но каждый раз у него все складывалось хорошо. Несмотря на его характер, все видели в нем непревзойденного летчика, призванного Богом.

Валерий Павлович с энтузиазмом принял поставленную задачу, освоив за следующие два года технику полетов 30 моделей самолетов и совершив более 800 полетов на испытательном оборудовании. В 1932 году участвовал в первом в Советском Союзе воздушном параде. Бомбардировщик ТБ-3, первым появившийся на Красной площади, управлял экипажем под командованием Чкалова. В 1933 году летчика-испытателя по неизвестным причинам снова отправили в запас и перевели работать на Московский завод ВВС.

Здесь он испытал серию самолетов, созданных в ОКБ Поликарпова. В 1935 году Чкалов и конструктор Поликарпов были награждены орденом Ленина за выдающийся вклад в создание нового самолета. О семье Чкалов женился в 1927 году на ленинградской учительнице Ольге Эразмовне Ореховой. В этом браке в 1928 году родились сын Игорь и две дочери: Валерия, 1935 года рождения, и Ольга, родившаяся после смерти отца в 1939 году.

С женой и детьми Ольга Еразмовна — автор многочисленных книг о Чкалове и статей на его профессиональные темы. Он умер в Москве в 1997 году. Игорь окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского. При создании музея в Чкаловске он приложил немало усилий, чтобы сохранить память об отце.

Он умер в 2006 году. Дочь Валерия, выпускница Московского университета имени М. Ломоносова, стала кандидатом технических наук. Он написал десяток статей о своем знаменитом отце.

Она умерла в 2013 году. Дочь Ольга в настоящее время проживает в Москве. Рекорды Чкалова Рис. Сталин лично встречает команду Чкалова после завершения рекордного пробега После службы в армии Валерий Чкалов полностью посвятил себя работе испытателя.

На протяжении многих лет он управлял более чем 30 типами самолетов, включая тяжелые бомбардировщики, новейшие экспериментальные самолеты и даже огромные авианосцы. Он участвовал в первом в стране воздушном параде на Красной площади в 1932 году. Сталин изменил маршрут, конечной точкой которого стал Петропавловск-Камчатский. Рекорд по беспосадочному перелету через Северный полюс по-прежнему был зафиксирован для экипажа Чкалова.

Валерий Павлович и его коллеги получили звание Героя СССР и стали популярными фаворитами за прохождение маршрута более 9 тыс. Км на самолете АНТ-25 продолжительность полета 56 часов. Как командир экипажа, Чкалов также получил в качестве приза самолет У-2. Его длина была немного короче — 8,5 тыс.

Км, но условия полета были более сложными: видимость часто была нулевая, к тому же мешал лед. Франклин Рузвельт принял советских летчиков в Овальном кабинете Белого дома и лично их поздравил. По прибытии домой Валерий Чкалов и все члены экипажа были награждены орденами Красного Знамени. У них также есть лимузины Packard.

Сейчас он находится в музее в Чкаловске. Сталин ценил подвиги Валерия Павловича, называл его самородком, которого мало в мире, он лично приехал в 1936 году встречать самолет, возвращавшийся в аэропорт Щелково. Когда Чкалов умер, он был среди тех, кто нес гроб. Однако дочери летчика считают, что Берия и Сталин довели Чкалова до смерти.

Военная служба и обвинение в воздушном лихачестве Летом 1924 года Чкалов прибыл на свой военный пост — 1-ю эскадрилью истребителей красных флагов имени легендарного летчика Нестерова. Аэропорт находился в одном из районов Ленинграда. Регулярность обслуживания, старое изношенное оборудование, всевозможные ограничения во время полетов давили на Валерия Павловича. Он постоянно их нарушал, поэтому в наказание неоднократно сидел в сторожке.

Желание пилота все больше и больше совершенствовать свое мастерство иногда принимало очень опасные формы. Однажды он пролетел под опорами Троицкого моста в Ленинграде и через некоторое время нарисовал дугу между двумя деревьями, расстояние до которых было намного меньше размаха крыльев его самолета. В 1927 году Валерий Павлович был утвержден переводчиком акробатических фигур высшей сложности на праздновании 10-летия Октябрьской революции.

Семья Жена — Ольга Эразмовна Чкалова, урождённая Орехова 1901—1997 , в браке с 1927 года, ленинградская учительница после работала в Москве , автор ряда книг и воспоминаний о Чкалове, статей по педагогической тематике. Инженер ВВС. Почётный гражданин Чкаловского района Нижегородской области Постановление Земского собрания Чкаловского района от 26. Внёс большой вклад по пополнению фонда музея В. Чкалова в г. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Автор ряда статей и интервью, посвящённых своему отцу.

Полагал, что причиной гибели его отца было преднамеренное убийство «Отца убрали потому, что он имел большое влияние на Сталина». Имел двоих сыновей. Дочь — Валерия 1935—2013 , имела одну дочь. Дочь — Ольга р. Гибель Зимой 1938 года Валерий Чкалов, биография которого рассматривается в обзоре, был срочно отозван из отпуска в связи с проведением испытания нового истребителя. Спустя две недели летчик погиб 15. По существующей информации, полет готовили в спешке, потому что хотели успеть сделать все до конца года. В собранном самолете было выявлено почти двести дефектов. Поликарпов был против ненужной спешки. За это его отстранили от работ.

Испытания сначала проводились на земле, после без уборки шасси. В итоге было дано добро совершить полет, но только до высоты семь тысяч метров с убранным шасси. После этого испытуемая машина должна была перейти к другому летчику. В день испытаний температура воздуха была минус двадцать пять градусов Цельсия, но Чкалов решил вылетать. При заходе на посадку остановился двигатель. Летчик попытался сесть, но самолет зацепился за провода на столбе. Причиной смерти стала травма из-за удара головой о металлическую арматуру. После этого летчик прожил не более двух часов. Он умер по дороге в больницу. В это время его жена носила под сердцем их третьего ребенка.

Ей сообщили о случившемся только поздним вечером. Похоронили Чкалова в Москве, урну с прахом поместили в Кремлевской стене. Некоторые руководители завода, которые оказались причастны к поспешному испытанию, были приговорены к длительным срокам заключения. Трибунал для героев. В паре с А. Гибель Осенью 1938 года Валерий Павлович находился в отпуске, где занимался семьёй, отдыхал, писал. Кстати, у него тоже вышло при жизни несколько книг — впечатлений о межконтинентальных перелётах, в которых очень много и познавательного, и исторического. Рассказы лётчиков практически никогда не бывают скучными, а уж рассказы Чкалова — тем паче. Наиболее интересна повесть о перелёте в Северную Америку, штат Вашингтон.

Женщина дожила до преклонного возраста и охотно делилась воспоминаниями о жизни с Валерием. Новые высоты В 1933 году получает направление на московский завод авиации. Он с необыкновенным азартом испытывает всевозможные бомбардировщики и истребители. Как и прежде, Валерий не представляет свою жизнь без адреналиновых всплесков и осваивает сложные в исполнении фигуры. Первая награда В 1935 году получил высшую правительственную награду — Орден Ленина, создав лучшие истребители, в сотрудничестве с Н. Благосклонность Вождя Авиация стремительно развивалась и, чтобы показать достижения Советских конструкторов-авиаторов, 20 июля 1936 года было решено организовать очень рискованный перелет. Управлял экспедицией Чкалов. Перелет длился более двух суток. Самолет приземлился на острове, расположенном в Охотском море. На борту самолета написали: «Сталинский маршрут». Когда в августе 1936 года самолет приземлился на Щелковском аэродроме, летчиков встречал, не скрывающий радостных эмоций, И. Данное обстоятельство принесло Чкалову всесоюзную известность. За успешный перелет, каждый член экипажа удостоился звания Героя Советского Союза и получил Орден Ленина. Чкалову подарили персональный самолет, который до сих пор храниться в музее города Чкаловска. Покорение новых высот Получив разрешение на долгожданный перелет через Северный полюс в Америку, Валерий был по- настоящему счастлив. Летчик-испытатель давно просил разрешение на этот маршрут, но руководство страны с осторожностью относилось к данной просьбе. Только после триумфального возвращения экспедиции с Дальнего Востока, И. Сталин дал свое одобрение.

Но уже при подходе увидел, что самолет не перелетит через жилые дома. Поэтому он отвернул в сторону и врезался в высоковольтную опору. После страшного удара Чкалова выбросило из самолета на кучу металлолома, он упал на обрезок трубы, пробивший ему насквозь грудь. К нему боялись подойти — вдруг самолет взорвется. Хоронили его с помпой — в кремлевской стене, в похоронах принимали участие руководители партии и правительства. Потом комиссия во главе с заместителем Берия Меркуловым расстрелян позже по делу Берия сделала следующий вывод: «15. В 12 часов 58 мин. Причиной этой вынужденной посадки назвали отказ мотора в результате его переохлаждения и ненадежной конструкции управления газом. За выпуск в полет самолета с многочисленными дефектами было арестовано более 60 руководителей авиационного завода. Такова официальная версия гибели Валерия Чкалова. Но кроме этой официальной версии существует и другая, более реальная версия. По мнению дочери Валерия Чкалова, изложенном в фильме «Охота на Чкалова» из программы «Пятое измерение» в цикле «Искатели» , к его гибели причастно было НКВД, сознательно подводившее Чкалова к гибели во время испытательного полета например, разрешение на вылет неисправного самолета, срезанные жалюзи у мотора. Эксперты подтверждают, что жалюзи могли быть неисправны только в одном случае — если они были специально срезаны или подрезаны.

Подвиг чкалова краткое содержание

Итак, перед вами краткая биография Валерия Чкалова. Биография Чкалова Валерий Чкалов появился на свет 20 января 2 февраля 1904 года в селе Василево, Нижегородская губерния. Он рос и воспитывался в простой семье, не имеющей ничего общего с авиацией. Его отец, Павел Григорьевич, работал котельщиком, а мать, Ирина Ивановна, вела домашнее хозяйство. Детство и юность Первая трагедия в биографии Чкалова произошла в 6-летнем возрасте, когда не стало его матери. В скором времени его отдали в начальную школу, где он получал средние отметки. Валерий проявлял способности к математике, а также обладал прекрасной памятью. Он имел репутацию спокойного и уравновешенного ученика. Любопытно, что он был отличным пловцом: переплывал Волгу и нырял под пароходы.

После получения аттестата Чкалов продолжил получать образование в Череповецком техническом училище. Однако проучился он недолго, поскольку учебное заведение было закрыто по причине нехватки педагогов и плохого финансирования. В результате, Валерий возвратился домой, где устроился кочегаром на пароход. В скором времени юноша впервые в жизни увидел самолет. Он был настолько впечатлен увиденным, что решил связать свою биографию с авиацией. Это привело к тому, что в 15 лет Чкалов добровольно вступил в ряды Красной армии, став учеником слесаря на авиазаводе. После этого он долго учился в разных заведениях ВВС, благодаря чему смог освоить различные виды самолетов. В итоге, он получил квалификацию летчика-истребителя.

Летчик Профессиональная деятельность Валерия Чкалова началась в 1924 г. Он показал себя отличным пилотом, способным на дерзкие и смелые полеты.

Кроме того, Чкалову был подарен личный самолётУ-2 сейчас находится в музее в Чкаловске. Об исключительной пропагандистской важности этого перелёта для своего времени говорит то, что И.

Сталин лично приехал 10 августа 1936 года на Щёлковский аэродром близ Москвы встречать возвратившийся самолёт. Чкалов продолжал добиваться разрешения на совершение перелёта в США, и в мае 1937 года разрешение было получено. Старт самолёта АНТ-25 состоялся 18 июня. Полёт проходил в значительно более сложных условиях, чем предыдущий отсутствие видимости, обледенение и т.

Протяжённость перелёта составила 8504 километра. За этот перелёт экипаж был награждён орденами Красного Знамени. По просьбе жителей Василёва их посёлок был переименован в Чкаловск. Сталин лично предложил Чкалову занять должность Наркома НКВД, но он отказался и продолжал заниматься лётной испытательной работой.

Гибель Чкалова Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полёта на новом истребителе И-180 на Центральном аэродроме. Полёт готовился в спешке, чтобы успеть до конца года. Выпуск самолёта на аэродром назначался на 7 ноября, 15 ноября, 25 ноября… 2 декабря на собранной машине было выявлено 190 дефектов. Поликарпов протестовал против ненужной гонки при подготовке И-180 к первому вылету, ввиду чего был отстранён от этих работ.

Чкалов произвёл рулёжку самолёта по земле, при которой мотор часто «глох»; 12 декабря при повторной рулёжке сломалась тяга управления газом мотора. Валерий Чкалов должен был совершить только первый, самый дорогой по оплате, полёт, после чего машина переходила в руки другого лётчика — С. По воспоминаниям Д. Уже при заходе самолёта на посадку двигатель М-88 остановился.

Чкалов, как отмечено было в акте комиссии по расследованию причин аварии, «до последнего момента управлял самолётом и пытался сесть и сел вне площади, занятой жилыми домами». Но при посадке самолёт зацепился за провода и столб, а лётчик ударился головой об оказавшуюся на месте падения металлическую арматуру. Через два часа он скончался в Боткинской больнице от полученной травмы. Похоронен Валерий Чкалов в Москве, урна с его прахом установлена в Кремлёвской стене.

После гибели Чкалова был арестован ряд руководителей авиационного завода, причастных к организации этого полёта, они были приговорены к длительным срокам лишения свободы за выпуск в полёт самолёта с многочисленными неисправностями, повлёкшими гибель лётчика. Приказ НКО N 070 от 4 июня 1939 года …Число лётных происшествий в 1939 году, особенно в апреле и мае месяцах, достигло чрезвычайных размеров. За период с 1 января до 15 мая произошло 34 катастрофы, в них погибло 70 человек личного состава. За этот же период произошло 126 аварий, в которых разбит 91 самолет.

Только за конец 1938 и в первые месяцы 1939 гг.

Руководить экипажем был назначен Валерий Павлович Чкалов. На острове, на борту самолета, была надпись: «Сталинский маршрут». Полет прошел успешно. В составе экипажа — командир В. Чкалов, штурман Г. Байдуков, штурман — А. Беляков за мужество и отвагу удостоен звания Героя Советского Союза. Чкалову был подарен частный самолет, который до сих пор хранится в музее города Чкаловска.

Экипаж самолета Через некоторое время после успешного беспосадочного перелета Валерий Чкалов снова просит И. Сталина разрешения совершить аналогичный перелет в Соединенные Штаты Америки через Северный полюс. Сталин дает зеленый свет, и 18-21 июня 1937 года впервые в истории мировой авиации экипаж в составе В. Чкалова, Г. Байдукова и А. За это по возвращении все члены экипажа были награждены орденами Красного Знамени. Мечта сбылась. Личная жизнь Когда Валерии было 23 года, она вышла замуж за Ольгу Терехову, которая была школьной учительницей. В этом браке у пары родился сын Игорь и 2 дочери Валерия и Ольга.

В будущем Игорь пойдет по стопам отца. За годы существования Чкалов написал несколько книг биографий, на страницах которых подробно изложил свои впечатления от полетов. Но глава государства Иосиф Сталин запретил этот проект, заменив маршрут на Москва — Петропавловск-Камчатский». Экипаж самолета отдыхает после приземления на остров Удд Этот рекордный по тем временам полет был осуществлен вышеупомянутой командой без каких-либо проблем. Протяженность так называемого «сталинского маршрута» составила более 9 тысяч километров. За этот подвиг летчики получили звание Героев Советского Союза, а Чкалов как командир дирижабля стал любимцем жителей страны. Правительство даже подарило ему личный самолет марки У-2. На волне популярности Валерий Павлович снова рискнул обратиться к Сталину с первоначальным предложением, и на этот раз получил зеленый свет. А 18 июня 1937 года Чкалов и его спутники вылетели из Москвы и, несмотря на плохие условия видимости, успели вовремя добраться до американского города Ванкувер, штат Вашингтон.

Перелет через Северный полюс превратил Чкалова в народного героя, в живую легенду. Рекорды и всемирная известность Летчик С. Леваневский один из героев спасения экипажа парохода «Челюскин», застрявшего во льдах Арктики в 1933 году на приеме в Кремле в начале 1935 года попросил у Сталина разрешения совершить беспосадочный перелет из столицы СССР в США через Северный полюс. Получив положительное решение, экипаж, в состав которого входил пилот Байдуков Г. В 1936 году Сталин разрешил летчикам Байдукову, Чкалову и Белякову совершить рекордный полет, но по маршруту Москва — Петропавловск-Камчатский. После 56 часов полета Валерий Павлович из-за большого остекления самолета был вынужден совершить посадку на машине на острове Удд в Охотском море, мастерски выполнив это на поле между оврагами и камнями. За этот полет всему экипажу было присвоено звание Героя Советского Союза. С острова летчики вылетели по деревянному мосту, построенному специально для ANT 25. Имя Чкалова и членов экипажа стало широко известно в Советском Союзе.

Они продолжали просить разрешения на полет в США. Наконец, весной 1937 года он был утвержден. Пройдя около 12000 километров за 63 часа полета, иногда находясь на грани смерти из-за замерзания самолета, экипаж приземлил машину 20 июня в военном аэропорту США в Ванкувере. Рекордный перелет советских летчиков через Северный полюс вызвал восхищение у американского народа и всего мира. Слева направо: Беляков, Чкалов, Байдуков — пролетевшие над Северным полюсом Валерий Чкалов родился 20 января 2 февраля 1904 года в простой рабочей семье: его отец Павел Григорьевич служил котлами, мать Ирина Ивановна хозяйкой дома. В 6 лет мальчик потерял мать. Детство и юность Маленькая Валера ничем не отличалась от сверстников: в 7 лет ходила в начальную школу, любила проводить время с друзьями, летом любила плавать на Волге. По судоходной реке постоянно курсировали плоты, баржи, пароходы, большие и малые. Ребята нырнули на пари и поплыли под кораблями.

Чкалов тоже любил это развлечение. В школе учителя отметили прекрасную память Валерия и его навыки в точных науках. В 1916 году школу закрыли, и Валерий пошел учиться в Череповецкий техникум. Он проучился там всего два года: учебное заведение провалилось и закрылось в 1918 году. Чкалову пришлось вернуться в родное село и помочь отцу. Он зарабатывал деньги тяжелым физическим трудом: в кузнице и в кочегарке. Переломным моментом в биографии будущего пилота стала первая встреча с самолетом. Он впервые увидел самолет в 1919 году и решил для себя, что обязательно станет летчиком.

В последний вечер 1924 года во дворце воинской части должен был состояться концерт, в котором девушка принимала участие. После Ольга Эразмовна вспоминала этот новогодний праздник: 3 Я спела романс Чайковского «Ночь»… зрители… наградили меня аплодисментами. Особенно громко хлопки раздавались со стороны дверей… я взглянула в ту сторону и увидела того самого летчика, который часто заходил в клуб эскадрильи, где мы занимались с красноармейцами… Когда концерт окончился, молодой человек подошел ко мне и, поклонившись, представился: «Валерий Чкалов». Но третий ребенок — маленькая Оля — родился только через семь месяцев после гибели Валерия Павловича, 21 июля 1939 года. Вскоре началась война, эвакуация, трудные годы после. Сама Ольга Эразмовна прожила долгую жизнь.

ЧКА́ЛОВ ВАЛЕРИЙ ПАВЛОВИЧ

Валерий Чкалов родился десятым ребенком в семье мастера-котельщика волжского речного пароходства Павла Григорьевича Чкалова 2 февраля 1904 года. И Валерий Чкалов посадил самолет на этот маленький спасительный островок, пролетев под аркой железнодорожного моста. Звание Героя Советского Союза Валерию Павловичу Чкалову присвоено 24 июля 1936 года за выполнение этого перелета и проявленные при этом мужество и героизм. Советский летчик-испытатель Валерий Чкалов. ↑ 1 2 Биография Валерия Чкалова (неопр.). 20 января (по Новому стилю – 2 февраля) 1904 года появился на свет будущий Герой Советского Союза летчик Валерий Павлович Чкалов.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий