Балету Мариуса Петипа «Баядерка» уже почти полтора века, а его сюжет довольно прост. Балет «Баядерка» театра «Кремлевский балет» в Государственном Кремлевском Дворце. Давно планировал начаить писать отзывы об увиденных балетных представлениях, но как-то не было случая.
Баядерка: история о любви
Трагическая история любви индийской храмовой танцовщицы Никии и знатного воина Солора оживает в удивительных танцах балета «Баядерка». *** Балет «Баядерка» стал «мостиком» между эпохами романтизма и классицизма в балете. Действие балета, который впервые показали в Петербурге в 1877 году, происходит в Индии: знатные воины охотятся на тигра; у священного огня совершают ритуал храмовые танцовщицы — баядерки; во главе многолюдного праздничного шествия идет слон. Литературным источником балета «Баядерка» являются драма «Шакунтала» и баллада Гёте «Бог и баядерка» (нем. Балетный сезон Новосибирского театра оперы и балета (НОВАТ) открылся премьера балета Людвига Минкуса (1826-1917) "Баядерка" в постановке испанского хореографа Начо Дуато. Премьерный балет «Баядерка» стал 12-м спектаклем испанского постановщика Начо Дуато в Михайловском театре.
Абрам Рейтблат: «Философия — это не наука»
- Сейчас читают
- Балерины и танцовщики
- Краткое содержание Балета Баядерка за 2 минуты пересказ сюжета
- Л. Минкус, "Баядерка" (балет): содержание
- В Михайловском театре — премьера балета «Баядерка» в постановке Начо Дуато
Краткое содержание Балета Баядерка
Солор предлагает Никии бежать. Вдали от этих мест, там, где их никто не знает, они будут счастливы. Баядерка согласна. Над священным огнем первый военачальник княжества клянется Никии в вечной любви и верности. Великий брамин видит влюбленных и в гневе решает им отомстить.
Картина вторая Дворец раджи. Раджа Дугманта объявляет своей дочери Гамзатти, что она станет женой знатного воина Солора. Гамзатти счастлива. Хотя Солор поражен красотой Гамзатти, он не в силах забыть баядерку, которой поклялся в верности.
Но и отказаться от высокой чести стать супругом Гамзатти он не смеет. Для совершения обряда посвящения Гамзатти в невесты во дворец приглашают Никию. Появляется и Великий брамин. Рассчитывая погубить соперника, он рассказывает радже о любви Никии и Солора.
Дугманта разгневан, но решения не меняет: Солор будет мужем его дочери, а баядерка должна умереть. Брамин не ожидал такой развязки, он грозит радже карой богов за смерть баядерки, но Дугманта непреклонен. Подслушавшая этот разговор Гамзатти приказывает невольнице привести Никию и как бы случайно показывает ей портрет своего жениха. Никия в отчаянии: Солор любит только ее, и только ей будет принадлежать!
Гамзатти требует, молит, чтобы Никия отказалась от Солора, но баядерка готова скорее умереть, чем расстаться с любимым.
В гневе Никия заносит над Гамзатти кинжал, но подоспевшая невольница Айя удерживает баядерку. Дочь раджи произносит смертный приговор Никии. Второе действие Сад перед дворцом раджи. Пышное празднество по случаю помолвки Солора и Гамзатти.
Баядерка Никия должна развлекать гостей танцами. Она не может скрыть своего горя. Взор ее устремлен к любимому. По распоряжению Дугманты невольница вручает Никии от имени Солора корзину цветов. Но неожиданно из цветов выползает змея и смертельно жалит Никию.
Баядерка понимает, что виновница ее смерти — мстительная дочь раджи. Великий брамин обещает Никии противоядие, если она забудет Солора. Но баядерка остаётся верна своей любви и умирает. Третье действие Солор безутешен. Его мучит раскаяние.
Перед ним из мрака возникают тени.
Солор поручает преданному ему факиру Магедавее передать Никии, что будет ждать ее ночью у храма. Торжественным появлением Великого брамина, жрецов и баядерок, служительниц храма, открывается праздник поклонения огню. Кульминация торжества — танец прекрасной баядерки Никии.
Страстная любовь к Никии заставляет Великого брамина забыть о священном сане и обете безбрачия. Он обещает баядерке все богатства Индии за ее любовь. Но Никия отвергает его пылкие признания. Обряд окончен.
Священное шествие возвращается в храм. Никия с нетерпением ждет своего возлюбленного. Факир Магедавея охраняет тайное свидание Никии и Солора. Солор предлагает Никии бежать.
Вдали от этих мест, там, где их никто не знает, они будут счастливы. Баядерка согласна. Над священным огнем первый военачальник княжества клянется Никии в вечной любви и верности. Великий брамин видит влюбленных и в гневе решает им отомстить.
Картина вторая Дворец раджи. Раджа Дугманта объявляет своей дочери Гамзатти, что она станет женой знатного воина Солора. Гамзатти счастлива.
Худекова Спектакль идет с двумя антрактами Дата премьеры: 30.
Перед тем, как углубиться в лес, Солор поручает факиру Магдавае передать баядерке Никии, что он будет ее ждать у храма. Из храма торжественно выходят Великий брамин и жрецы. Начинается праздник поклонения огню. Факиры и служители храма — баядерки — исполняют священные танцы.
Среди них — украшающая празднество прекрасная Никия. Забыв о сане и связанном с ним обете безбрачия, Великий брамин говорит ей о своей любви, обещает положить к ее ногам все богатства Индии. Никия отвергает домогательства верховного жреца. Она никогда не полюбит его.
Вместе с другими баядерками Никия дает факирам воду из священного пруда. Магдавая незаметно сообщает Никии, что Солор придет к ней. Баядерка счастлива. Когда наступает ночь, Никия выходит на зов любимого.
Их тайное свидание охраняет факир. Но Великому брамину удается подслушать разговор влюбленных. Великий брамин негодует и взывает к богам о каре. Месть его будет ужасна.
Картина вторая Утром Раджа Дугманта — глава княжества — сообщает своей дочери, что сегодня она увидит жениха.
Можно и без Курентзиса: Пермский театр оперы и балета поставил «Баядерку»
Премьера балета «Баядерка» состоялась 23 января (по ст. стилю) 1877 года в петербургском Большом (Каменном) театре. Официальные билеты на балет «Баядерка» в Михайловском театре, а также вся информация: описание, фото, видео, рецензии. Балетмейстер и композитор балета "Баядерка", год дебюта на сцене произведения, литературные и музыкальные источники. Краткое содержание балета. Но ценность балета «Баядерка» и высокая мера его художественности, не оспоренная последующим сотворчеством Петипа с Чайковским и Глазуновым, определяется уровнем хореографии и рожденными ею поэтическими откровениями. Сюжет: В первой части рассказывается про воинов, которые решили пойти на охоту и приглашают с собой самого знаменитого и популярного воина по имени Солор.
Балет Баядерка
Сюжет, основанный на древней индийской поэме, повествует о трагической любви храмовой танцовщицы Никии и знатного воина Солора. Ради любви Никия готова нарушить свой священный обет и бежать из храма. Но не боги, а земная власть разрушает ее надежду на земное счастье. По приказу всевластного раджи Солор должен жениться на его дочери, а Никия призвана исполнить ритуальный танец на их свадьбе.
Факир же пользуется удобным случаем, чтобы предупредить ее о том, что Солор ждет встречи. Никия в восторге от этого известия. Она соглашается на встречу с ним после окончания торжества три стука ее в окно.
После тихого сговора Факир опять принимается за свою безобразную пляску, а Никия уходит, как бы ничего не зная. Церемония оканчивается. Брамины велят баядеркам идти в храм. Все уходят со сцены. Показывается месяц. Окна пагоды темны.
Солор идет в сопровождении факира, садится на груду камней и с беспокойством ожидает появления своей возлюбленной баядерки. В одном из окон пагоды показывается свет. Раздаются приятные звуки вины небольшая гитара. Солор медленно приближается к окну и стучит три раза. Окно открывается, и в нем показывается Никия с гитарой в руках. Факир кладет сучья и подставляет к окну доску, по которой спускается баядерка, озаренная лучами луны.
Солор бросается к ее ногам, заключает ее в свои объятия. В дверях пагоды показывается Великий брамин. Он застает влюбленных обнимающимися. В порыве ревности и гнева он хочет подойти к ним, но удерживается, обещая отомстить. Он прячется и подслушивает их разговор. Потом уходит.
Солор богат, он предлагает Баядерке бежать с ним. Она согласна, но взамен просит клятву верности. Они счастливы. В это время подбегает факир с известием, что охотники возвращаются. Двери пагоды растворяются, и баядерки идут к пруду за водой. Никия, не замеченная ими, поспешно входит в пагоду, и Солор видит, как она становится опять к окну.
Услыхав приближение молодых девушек, Солор прячется за деревья. Охотники с триумфом приносят убитого тигра. Кшатрия Толорагва рассказывает Солору, каким образом им удалось убить дикого зверя, но Солор рассеянно слушает и задумчиво смотрит на окно своей возлюбленной. Все уходят, но Солор рассчитывая скоро вернуться. Им вслед смотрит Великий брамин. Он призывает всех богов в свидетели своей будущей мести.
Действие второе. Картина вторая. Театр представляет великолепную залу во дворце раджи Дугмант. Раджа сидит на тигровой коже, на подушках. По его приказу баядерки его развлекают дивертисмент. После танцев раджа посылает за своей дочерью Гамзатти, которая приходит в сопровождении подруг.
Раджа собирается назначить день свадьбы Гамзатти и своего подданного храброго воина Солора. Гамзатти не виделась со своим женихом, она сомневается в его чувствах. Через несколько минут является Солор. Когда он входит, дочь раджи опускает на лицо покрывало. Раджа напоминает воину о предстоящей свадьбе. Тот в замешательстве.
Девушка приближается к отцу, и он снимает с нее вуаль. Ее красота прекрасна. Но, вспомнив о прекрасной баядерке, которую клялся вечно любить, Солор отворачивается. Раджа непреклонен к смущенным отказам воина. Дочь раджи в недоумении смотрит на своего нареченного, теряясь в догадках, чему приписать его печаль. Но волю отца она намерена исполнить.
Свадьба назначена через три дня. Судра служитель докладывает о приходе Великого брамина.
Наконец, балет «Призрак-цирюльник» отдавал дань увлечению зрителей опереточными сюжетами. Настойчивое стремление Петипа ставить балеты на современные актуальные темы, было новой попыткой найти путь к созданию реалистического балетного спектакля. Но эти постановки не достигали своей цели и имели лишь кратковременный успех. В этот период всё внимание Петипа было уже направлено на развитие классического танца. Он насыщал свои балеты многочисленными и разнообразными танцами, добиваясь их предельной выразительности и простоты, широко используя огромные возможности петербургской балетной труппы, обладавшей в то время первоклассными солистками и прекрасным кордебалетом. Большинство этих танцев носило исключительно дивертисментный характер, но они всё же развивали балетмейстерское мастерство постановщика. Петербургская балетная труппа в эти годы после долгого перерыва пополнилась отличными артистами, которые вполне могли соперничать с зарубежными знаменитостями.
В 1867 году окончила Петербургскую балетную школу Екатерина Оттовна Вазем 1848-1937 С-32 , уже через год с успехом дебютировавшая в балете «Конёк-Горбунок», а с 1874 года занявшая первое положение в театре. Вазем была очень сильной классической танцовщицей. Высоко развитая техника, отличные внешние данные принесли ей популярность, несмотря на недостаток выразительности и актёрского дарования. После ухода со службы в театре Вазем до конца своих дней чрезвычайно удачно занималась педагогической деятельностью сначала в балетной школе, а затем частным образом. С-33 В 1869 году окончила школу танцовщицей первого разряда Евгения Павловна Соколова 1850-1925. Она дебютировала в «Эсмеральде» и сразу завоевала расположение зрителей. Сценическое обаяние, соединённое с природной грацией и большим актёрским дарованием, позволили ей по праву занять ведущее место в труппе. Несмотря на то, что Соколова не отличалась выносливостью, в тот период она была самой яркой танцовщицей петербургской балетной труппы. Впоследствии Соколова очень плодотворно занималась педагогической и репетиторской деятельностью в театре.
В это время начинает свой сценический путь замечательный русский танцовщик Павел Андреевич Гердт 1844 — 1917 С-34. Он окончил Петербургскую балетную школу в 1864 году, но на два года был оставлен в ней для дальнейшего совершенствования и зачислен в труппу на первое положение только в 1866 году. В том же сезоне он дебютировал в балете «Тщетная предосторожность», блестяще исполнить роль Колена. Гердта по справедливости можно назвать крупнейшим русским классическим танцовщиком XIX века. Помимо исключительного владения классическим танцем, он обладал врожденным чувством стиля эпохи и редкой непринужденностью исполнения. При этом танец у Гердта не превалировал над образом и пантомимой. В течение пятидесяти трех лет Гердт достойно занимал первое положение в петербургской балетной труппе и уже в возрасте шестидесяти с лишним лет исполнял роли молодых мужчин. Занятия живописью значительно полагали артисту в создании выразительного грима. Гердт неоднократно выступал как поставщик и регулярно занимался преподаванием мимики и танцев в балетной школе.
Ведя курс пантомимы, он, как правило, использовал показ, что, по свидетельству его учеников, невольно заставляло их больше восторгаться мастерством учителя, чем практически совершенствоваться в преподаваемом предмете. В классе поддержки Гердт, помимо прохождения обычных упражнений, часто заставлял учащихся исполнить дуэтные танцы различных периодов развития балета, которые он сам когда-то танцевал или видел. Этот педагогический прием давал очень хорошие результаты и вырабатывал в учениках чувство стиля убежденный противник «затехниченного» танца и хореографической акробатики, Гердт как танцовщик и партнер полностью соответствовал простому и строгому рисунку танцев Петипа и был постоянным первым исполнителем в наиболее совершенных произведениях балетмейстера. С-35 Закончивший училище в 1875 году и определенный на первое положение Платон Константинович Карсавин 1854 - 1922 не сумел сделать карьеры как танцовщик. Зато он занял видное место среди русских хореографических педагогов. С 1882 года, в течение более чем десяти лет преподавая в младших классах Петербургской балетной школы, Карсавин заложил твердые основы русского национального искусства у многих выдающихся балетных деятелей XX века. Тем временем в Москве после отъезда Петипа в 1870 году появился новый балетмейстер-австриец Венцель или, как он сам именовал себя: Вячеслав Рейзингер 1827 - 1892. До своего приезда в Россию он работал в Вене, Праге и Лейпциге. Первая его постановка в Москве — балет «Волшебный башмачок, или Сандрильона» - была удачной.
Но, не смотря на это, дирекция не заключила с ним контракт. В 1873 году Рейзингер снова появился в Москве и на разовых условиях стал ставить балет «Кащей» на тему русской сказки. После постановки «Кащея» с Рейзингером в конце 1874 года был заключён контракт. Обосновавшись в Москве, новый балетмейстер в 1875 году создал два балета: «Стелла» и «Ариадна». В них Рейзингер хотел показать зрителю свои новые методы постановки танцев. Взяв за основу изобразительное искусство античности, Рейзингер стремился применить его в балете и ещё в 1873 году, предполагая поставить в Москве свой одноактный балет «Нарцисс и Эхо», говорил, что «написал балет только в одном акте, опасаясь, по условиям, относящимся до костюмов и танцев древнего времени, в нескольких актах утомить публику». Как «Стелла», так и «Ариадна» вызвали кратковременное любопытство зрителя, причём последний спектакль поражал ещё роскошью своей постановки. Он обошёлся дирекции в баснословную по тому времени сумму — 40 тысяч рублей постановка балета «Торжество Вакха» стоила театру всего 800 рублей. Однако эти балеты не стали серьёзным событием.
Московская балетная труппа и передовая художественная интеллигенция продолжали поиски новых средств выразительности в танцевальном искусстве, которые и привели к созданию «Лебединого озера», начинающего новый этап в развитии русского и мирового балета. Балет в провинции как самостоятельный вид театрального искусства в этот период прекратил своё существование. Развивавшиеся коммерческие отношения задушили коммерческий балетный театр. Гонясь за повышением прибылей, провинциальные антрепренёры отказывались от таких ненадежных и малодоходных дел, как балет. Дольше других продержались полукоммерческие балетные труппы в Казани и Тифлисе. Но интерес к сценическому танцу в провинции не прекратился. Это подтверждается как участившимися гастролями столичных артистов балета в губернских центрах, так и сохранением танцевальных номеров в операх, опереттах, водевилях и дивертисментах, шедших в провинции. Значительным изменениям в период 60-70-х годов подвергся балетный спектакль. Содержание в нём отошло на второй план; параллельно стремительно развивалась техника танца.
К концу 70-х годов балетный спектакль превратился в сплошной танцевальный дивертисмент, в котором отдельные исполнители демонстрировали своё техническое искусство. В этом отношении иностранные балетмейстеры и иноземные исполнители-гастролёры стояли на первом месте. Подобное явление в балете в корне противоречило основным путям развития русского балетного театра и требованиям прогрессивного зрителя к балетному искусству. Говоря об артистах в первом акте «Золотой рыбки», Салтыков-Щедрин иронически констатировал, что «они пляшут потому, что налаживают сети, они пляшут потому, что они поселяне и в этом качестве должны плясать».
Свое творение «Баядерку» знаменитый Мариус Петипа впервые поставил еще в 1877 году в Петербурге. Со временем менялись не только солисты, но и декорации. В самых первых постановках на сцену вывозили гигантских слонов, тигров, в этот раз решили ограничиться лишь полупрозрачными очертаниями дворца или джунглей, чтобы ничего не отвлекало от самого главного — танца.
Эту премьеру в Михайловском театре подготовил испанский хореограф Начо Дуато. В его версии спектакля Баядерка стала более нежной и любящей, а финал еще трагичнее. Если раньше у зрителей оставалась хотя бы надежда, что погибшая от укуса змеи танцовщица Никия и ее возлюбленный Солор воссоединяться на небесах, то Дуато не оставляет никаких шансов тому, кто предал любовь Баядерки. Для Начо Дуато это уже 12-й спектакль, поставленный на сцене Михайловского театра, но первый после его возвращения в Россию. Спустя пять лет перерыва — все это время он работал в государственном балете Берлина — Дуато снова встал во главе уже родной балетной труппы.
поиск по сайту
- В Михайловском театре — премьера балета «Баядерка» в постановке Начо Дуато
- Билеты на балет «Баядерка» в Кремлёвский дворец в Москве — купить на Яндекс Афише
- Содержание
- Действие второе
- Л. Минкус, "Баядерка" (балет): содержание
- «Баядера» – первая премьера сезона
Балет «Баядерка» – красивая история о вечной любви
Когда наступает ночь, Никия выходит на зов любимого. Их тайное свидание охраняет факир. Но Великому брамину удается подслушать разговор влюбленных. Великий брамин негодует и взывает к богам о каре. Месть его будет ужасна. Картина вторая Утром Раджа Дугманта — глава княжества — сообщает своей дочери, что сегодня она увидит жениха. Раджа посылает за ним. Это — храбрый воин Солор. Раджа показывает Солору красавицу дочь, объявляет их женихом и невестой. Воин поражен красотой дочери раджи. Но воспоминания о баядерке Никии и клятве, данной ей, приводят его в замешательство.
Наступает время совершить обряд посвящения Гамзатти в невесты. Для этого во дворец приглашают Никию. Является Великий брамин. Он хочет передать радже тайну. Дугманта отсылает всех. Чувствуя, что приход верховного жреца связан с предстоящей свадьбой, Гамзатти подслушивает разговор брамина с отцом. Великий брамин рассказывает о любви Солора и Никии.
Балет в России достиг истинного расцвета,[1] став одной из визитных карточек страны и русского искусства. На сцене Театра оперы и балета имени С. Санкт Петербург. С середины 30 х гг.
Он просит раджу пощадить баядерку. Но раджа неумолим. Гамзатти приказывает невольнице привести Никию. Да, Никия прекрасна и может быть опасной соперницей. Дочь раджи намеренно показывает баядерке портрет своего жениха — Солора. Никия протестует: Солор любит только ее, он поклялся ей в вечной верности. Гордая дочь раджи требует, чтобы Никия отказалась от Солора. Но баядерка готова скорее умереть, чем расстаться с ним. Гамзатти предлагает ей драгоценности. Баядерка с пренебрежением бросает их. Ни за какие сокровища она не расстанется с любимым. В гневе Никия заносит над Гамзатти кинжал. Подоспевшая невольница удерживает баядерку. Но Гамзатти никогда не отдаст своего жениха… Действие второе Картина третья Во дворце раджи пышное празднество по случаю помолвки Солора и Гамзатти. Баядерка Никия должна развлекать гостей танцами. Она не может скрыть своей скорби и горя. Взор ее устремлен к любимому Солору. Прислужница Гамзатти вручает Никии корзину цветов для освящения помолвки.
Она счастлива, а Солор в растерянности: он не смеет отказаться от высокой чести, однако он любит Никию и дал ей клятву любви и верности. Для посвящения Гамзатти в Невесту во дворец приглашают Никию. Появляется и великий брамин и рассказывает о любви Никии и Солора. Раджа разгневан но решения не меняет: Солор будет мужем Гамзатти а Никия должна умереть. Брамин не ожидал такой развязки и грозит радже карой богов за содеянное. Гамзатти подслушала разговор и приказывает привести к ней Никию и ,как бы случайно показывает портрет своего жениха. Никия в отчаянии. Гамзатти молит её отказаться от Солора. В гневе Никия заносит кинжал- невольница едва удерживает её. Гамзатти решает, что Никия должна умереть. Картина 3 Помолвка Гамзатти и Солора. Никия обязанная по обряду танцевать на этом празднике, не может скрыть своего горя. Но ей вручают корзину цветов- и надежда, любовь,радость переполняют её.
Страстная и непреклонная: 28 января выходит телеверсия балета «Баядерка»
композитор Минкус Людвиг. 28 января в 21:50 на канале "Россия – Культура" в рубрике "Шедевры мирового музыкального театра" – премьера телеверсии балета "Баядерка" в редакции Начо Дуато. Сюжет балета "Баядерка", созданного в далеком 1877 году, переносит нас в экзотическую Индию, где происходят страстные и трагические события. Среди этих записей оказалась и запись балета «Баядерка» в хореографии Мариуса Петипа, сделанная по постановке 1900 года. В 1876 году знаменитого хореографа Мариуса Петипа привлекла идея балета «Баядерка».
Вы точно человек?
Действие балета, который впервые показали в Петербурге в 1877 году, происходит в Индии: знатные воины охотятся на тигра; у священного огня совершают ритуал храмовые танцовщицы — баядерки; во главе многолюдного праздничного шествия идет слон. Литературным источником балета «Баядерка» являются драма «Шакунтала» и баллада В. Гёте «Бог и баядерка». В 1876 году знаменитого хореографа Мариуса Петипа привлекла идея балета «Баядерка». «Баядерка» стала «мостиком» между эпохами романтизма и классицизма в балете.
Краткое содержание балета «Баядерка»
- «Баядерка». Челябинский театровед Клара Антонова о премьере балета (Часть1) | АиФ Челябинск
- Триумфальная премьера балета «Баядерка» в Красноярском оперном
- Л. Минкус, "Баядерка" (балет): содержание
- Баядерка. Спектакль театра "Кремлевский балет" | WORLD PODIUM
- Баядерка – Самарский театр оперы и балета