Восстание Богдана Хмельницкого — кровопролитный, длительный и масштабный вооруженный конфликт 1648-1654 гг., закончившийся национально-освободительной войной. Русский народ, крестьяне. Так или иначе, а время положение лишь усугубляло, и украинцы в Польше начали регулярно поднимать восстания, пока в 1648 году не началась серьезная освободительная война, продлившаяся до 1654 года. Восстание Богдана Хмельницкого привело к войне казачества с Речью Посполитой, которая шла с переменным успехом до конца жизни гетмана. В 1648 году на Украине под предводительством гетмана Богдана Хмельницкого началось освободительное движение. Личная обида Богдана Хмельницкого разгорелась в нешуточную войну, итогом которой стало отделение Украины от Речи Посполитой и воссоединение с Московским царством.
"Палиивщина". Почему царь не принял казаков в состав России и велел подчиниться Польше
Скорее наоборот, поддержка восстания Богдана Хмельницкого рассматривалась в качестве солидарности с православными братьями-украинцами. Зборовский договор Б. Хмельницкого с польским королем Яном Казимиром о признании автономии Правобережной Украины в составе Речи Посполитой. Так или иначе, а время положение лишь усугубляло, и украинцы в Польше начали регулярно поднимать восстания, пока в 1648 году не началась серьезная освободительная война, продлившаяся до 1654 года. восстание Хмельницкого - переросло в Русско-польскую. Возглавил восстание гетман низовых запорожских казаков и полковник Войска Запорожского Богдан Хмельницкий. Возглавил восстание гетман (атаман) низовых запорожских казаков и полковник Войска Запорожского Богдан Хмельницкий.
§ 20. Присоединение Украины к России
События конца 1648 года[ ] Основная статья: Битва под Пилявцами Зная о разногласиях среди панов, Хмельницкий тем временем завязал переговоры с польским правительством. К этому времени, однако, перевес получили сторонники беспощадного подавления восстания, и в Польше была спешно сформирована 40-тысячная армия, возглавленная магнатами Д. Заславским, Н. Остророгом и А. Иронизируя над изнеженностью Заславского, неопытностью молодого Конецпольского и ученостью Остророга, Богдан Хмельницкий называл этот польский «триумвират» — «перина, дытына и латына». Именно эта армия встретилась с войском повстанцев у небольшого замка Пилявца близ р. Сражение распалось на ряд схваток и длилось несколько дней.
Решающей была битва 13 сентября 1648 г; которая закончилась полным разгромом польско-шляхетских войск. Повстанцы захватили богатые трофеи. Остатки неприятельских войск искали спасения в паническом бегстве «пилявчики», как презрительно прозвал народ бежавших с поля шляхтичей, преодолели за три дня бегства 300 верст. В октябре и ноябре 1648 года Хмельницкий провёл осаду Львова и Замостья, с жителей которых собрал серьёзные контрибуции. После переговоров Хмельницкий снял осаду со Львова и осадил Замостье, которое обороняли остатки войск Иеремии Вишневецкого. У Хмельницкого было уставшее 30-тысячное войско, которое страдало от эпидемии чумы, и в виду приближающейся зимы Хмельницкий ограничился контрибуцией и снял осаду.
Второй этап[ Попытка переговоров[ ] В начале декабря польским королем становится Ян Казимир. Узнав об этом, Богдан Хмельницкий 23 декабря торжественно вступает в Киев. Понимая, что сейчас повстанцы имеют огромную силу и могут угрожать территориальной целостности Речи Посполитой, Богдан Хмельницкий посылает новому королю ультиматум. Он представлял собой ряд требований, среди которых основными былиШаблон:Нет АИ: ликвидация Брестской унии ограничение передвижений польских войск не дальше Староконстантинова запрет польским магнатам появляться восточнее и южнее Белой Церкви оставить Левобережье за казаками Ян Казимир, естественно, на такие условия не согласился, но решил продолжить переговоры с повстанцами и в январе 1649 отправил Хмельницкому посольство во главе с его близким знакомым Адамом Киселем. Однако Хмельницкий довольно холодно принял делегацию и до февраля переговоры так и не завершились. Стало ясно, что нового этапа войны не избежать, и стороны продолжили собирать новые военные силы.
Здесь очень кстати для поляков пришлось завершение Тридцатилетней войны в Европе, так как большое количество наёмников осталось «без работы». Поэтому в 1649 году польское войско серьёзно укрепилось за счет немецких, шведских, итальянских отрядов.
Пушкин сообщал: «И посланники говорили: то де их делу начало и конец… бити челом, чтоб царское величество… над ними умилосердился, велел их принять под свою государеву высокую руку… и держал их от неприятелей в оборони».
В начале марта 1653 года поляки решили полностью расправиться с казаками. На украинские земли было направлено 15-тысячное польское войско. Но казаки остановили поляков под Монастырищем.
И вновь Богдан Хмельницкий шлет послов в Москву. На этот раз послы возвращались домой с благой вестью — казаки получили на свои многочисленные прошения положительный ответ. Тем временем положение дел в союзной Молдавии обострилось.
Правители соседних земель, валашский воевода Матвей Бессараб и семиградский князь Юрий Ракочи сместили Василия Лупула с престола. Хмельницкий послал на помощь союзнику казацкое войско, но оно было разгромлено. Молдавский поход вызвал недоумение и ропот среди казаков.
Помощь Василию Лупулу они расценили как бессмысленную войну в чужой стране, а Хмельницкого обвинили в корысти. Казаки угрожали обратиться с просьбой о подданстве к русскому царю напрямую: «Идем к христианскому царю… с женами и детьми и со всем скарбом; будет христианский государь, его царское величество, не велит нас принять… лучше нам умерети у христиан, чем умерети у поганцев в неволе». Shakko Письмо Гетмана Богдана Хмельницкого царю Алексею Михайловичу с сообщением о победах над польскими войсками и желании запорожских казаков вступить в русское подданство.
Черкасы, 1648, 8 июня. РГАДА Хмельницкий, которому уже было известно о возвращавшихся от Алексея Михайловича послах, заверил казаков в том, что его и их интересы едины: «Не токмо вы хотите к нему, государю, и я, кроме… его царского величества, никуды не мышлю». Наконец, 2 июля 1653 года царь Алексей Михайлович пишет Богдану Хмельницкому грамоту о принятии казаков в свое подданство: «И мы, великий государь, возревновав о бозе благою ревностию и возжелав по вас, чтобы християнская вера в вас не пресеклась, но паче преисполнялась и великого пастыря Христа Бога нашего стадо умножалось, яко же глаголет: и будет едино стадо и един пастырь, изволили вас принять под нашу царского величества высокую руку, яко да не будете врагом креста Христова в притчю и в поношение».
И мы, Богдан Хмельницкий, гетман Войска Запорожского, и всё Войско Запорожское иному неверному царю служити не хочем, только тебе, великому государю православному, бьем челом, чтоб твое царское величество не оставлял нас». Через две недели Россия объявила войну Речи Посполитой. А 18 января 1654 года в старинном городе Переяславле состоялось большое собрание казаков — Рада.
На Переяславскую раду прибыло посольство от русского царя во главе с боярином Василием Бутурлиным. На Раде представители казачества единогласно и радостно высказались за присоединение к России. Вот что писали об этом русские послы: «К сим словам весь народ возопил: волим под царя восточного православного… Потом Полковник Преясловский Тетеря, ходячи в кругу на все стороны, спрашивал: вси ли тако соизволяете рекли весь народ: вси единодушно; потом Гетман молыл: буди тако, да Господь Бог наш сукрепит под Его Царскою крепкою рукою; а народ по нем вси единогласно возопили: Боже!
Вечером в Успенском соборе Переяславля казаки принесли присягу московскому царю. Тогда же произошел инцидент с предложением «ответной присяги»: Хмельницкий попросил русских послов присягнуть от имени царя, что он «волности не нарушит… и кто… какие маетности у себя имел, и тому б всему быть по-прежнему». Просьбу подхватила казацкая старшина.
Таким образом верхушка казачества хотела добиться особых гарантий по аналогии с гарантиями, которые польский король давал шляхте при вступлении на престол так называемые «Генриковы артикулы». На весьма экстравагантную просьбу присягнуть от имени царя русские послы ответили отказом. Как объяснил глава посольства Бутурлин Хмельницкому, русский царь-самодержец это не польский король, и их непристойно даже сравнивать: «Польские короли подданным своим чинят присягу, и того в образец ставить непристойно, потому что те короли неверные и не самодержцы… А у прежних великих государей благочестивых царей и великих князей, всея Руси самодержцев, также и у великого князя Алексея Михайловича, всея Руси самодержца, того николи не бывало, что за них великих государей давать вера».
После отказа русского посла вопрос сразу же был исчерпан. В тот же день Богдан Хмельницкий посылает из Переяславля царю Алексею Михайловичу письмо с благодарностью и с заверениями в верности: «Что ваше царское величество пожаловати под крепкую и высокую руку свою государскую нас, верных слуг своих, приняти изволил, мы, Богдан Хмельницкий, гетман Войска Запорожского, и всё Войско Запорожское за милость неизреченную вашему царскому величеству паки и паки до лица земли низко челом бьем. Решение Земского Собора от 1 октября 1653 Процесс воссоединения Левобережной Украины с Московским царством завершился во второй половине января 1654 года принесением присяги населения малороссийских земель русскому царю.
Народ принимал присягу радостно. Вот как рассказывали об этом грек М. Константинов и его товарищи, проезжавшие через Украину как раз после долгожданного воссоединения: «Во всех городех и местех слышели, что везде православные християне благодарят бога о том, что пожаловал государь, позволил их принять под свою государскую высокую руку.
И радуютца де все от мала и до велика великою радостию, что господь бог над ними умилосердился и дал им его, государя християнского благосчестивого царя». Переход части южнорусских земель под власть московского царя еще долго вызывал споры. Казацкая верхушка далеко не сразу оставила надежды отстоять свои особые «права и вольности» на украинских землях.
Ради этого она неоднократно предавала Россию. Раскол гетманщины, измены пропольских гетманов, лишь одним из которых был Мазепа, будоражили Украину. При этом рядовым казакам вовсе не хотелось оказаться под безграничной властью старшины.
Простой народ куда лучше относился к царской власти, видя в ней источник порядка, управу на старшину. И эту управу Москва действительно осуществляла. Со времен Мазепы старшина последовательно закрепощала не только крестьян, но и казаков.
Правда, у закрепощенных до некоторых пор еще оставалась возможность свободного перехода от одного помещика к другому. Как писал известный историк А. Лазаревский: «При той обширной власти, которою пользовались козацкие старшины в Малороссии, им не стоило особенного труда подчинить себе крестьян в подданных, а самим — из старшины поделаться панами.
Захватив поземельные права в свои руки, старшина стала стремиться затем к отнятию у посполитых права перехода…». И когда по инициативе старшины Генеральная войсковая канцелярия в 1739 году запретила свободные переходы, центральная власть этот запрет отменила. Тогда старшина установила порядок, согласно которому переходящий должен был оставлять своему помещику всё имущество.
Также требовалось письменное разрешение от помещика на переход. Право крепостных пожаловаться местным властям было явно формальным. В 1783 году по просьбам старшины Екатерина II всего лишь закрепила его де-юре.
При этом казацкая старшина обвиняла во всех бедах Украины Москву. И именно в этой среде был сформирован негативный миф о Переяславской раде. Впервые он был открыто заявлен в «Истории Русов» — фальшивой исторической хронике казацкой Украины, написанной предположительно Г.
Эпоха Речи Посполитой изображалась как время равноправного сосуществования поляков и русов. А переход под власть русских царей — как потеря воли и продажа в рабство. При этом всячески подчеркивался договорной характер российско-казацких отношений, заключенных в Переяславле, а затем «коварно нарушенных» Москвой.
Тарас Григорьевич Шевченко, апрель 1859 «История Русов» оказала большое влияние на общественное мнение Малороссии. Лживые утверждения этой книги отразились в творчестве главного украинского поэта Тараса Шевченко. В своих произведениях он неоднократно озвучивал мысль, заимствованную из «Истории Русов», — о том, что Россия якобы коварно нарушила заключенный в Переяславле равноправный союз с Украиной: Вон церковь БогдановаТам-то он молилсяЧтобы москаль добром и горемС казаком делился.
Мир душе твоей, Богдан! Не так оно стало;Москалики, завидуя,Все-то обкорнали. Загубил убогуюСироту-Украйну!
В стихотворении «Разрытая могила» Шевченко от имени Украины проклинает Хмельницкого за его неразумное решение: Ой, Богдан! Неразумный сын!
Казаков стали рассматривать как посторонних: беглых государственных крепостных крестьян и незаконных владельцев того, что должно по праву принадлежать полякам. Конфликт между сторонами становился неизбежным. Как если бы не отдавая себе отчета в его опасности, польские власти усугубили социальную вражду религиозной. В 1596 году под нажимом короля Сигизмунда III православные епископы Киева, Львова, Луцка, Холма, Перемышля приняли догматы католической веры на условиях сохранения православных традиций богослужения.
Единоверцы внешне, но католики внутри, униаты не смогли найти общий язык ни с казаками, ни с крестьянами, обвинявшими их в предательстве. Государственная политика по принуждению к подчинению Папе Римскому годилась только на то, чтобы вызывать общую ярость. С 1596 по 1648 год на Украине произошло шесть казацких восстаний — мятежников возмущало закрытие православных храмов и передача их униатам. Про то же вели речь и авторы постановления Земского собора о принятии запорожцев в подданство России: необходимость сражаться с поляками объяснялась ими угнетением православной церкви в польско-литовском государстве и солидарностью с единоверцами. Где пролегали границы Украины? Почти не прекращавшиеся восстания казаков в первой половине XVII века вели к необычному последствию — размыванию границ казачьей Украины.
Само это слово использовалось в значении "степная или пограничная полоса" и соответствовало польскому термину "кресы". Мятежи Ивана Сулимы и Карпа Павлюка в 1635—1637 годах на Днепре "в кресах" или на "украине" изнурили Польшу и вылились в кровопролитное возмездие со стороны поляков. Спасавшие свои жизни казаки бежали за Днепр на территорию России. Московское государство позволило им обустраивать себе новую "украину" с русской стороны границы. Прибывшим в Россию в качестве беженцев украинским казакам разрешили обживать земли нынешних Харьковской, Сумской, Луганской и Донецкой областей. По согласию и прямому распоряжению царей там возникали новые центры — Харьков, Сумы, Изюм, никогда не входившие в состав Польши.
Украинцы оседали и в старых укреплениях - Путивле, Бахмуте, Чугуеве. На границе с Речью Посполитой у России быстро образовалась полоса смешанного русско-украинского населения. Границы казацкого непризнанного государства, вошедшего в состав России в 1654 году, пролегали южнее и западнее, поскольку не выходили за пределы Польши. Его главным городом был Киев, но фактической столицей Чигирин; казаки установили контроль над Черниговом в XVI веке он также принадлежал России, но был завоеван поляками , Переяславом и островами за порогами Днепра. Там сохранялась историческая Запорожская Сечь, давшая название всей украинской территории. Запорожцев в широком и в узком смысле иногда путают.
Уроженец Западной Украины Богдан Хмельницкий не имел отношения к области за порогами Днепра, а свою власть употребил на то, чтобы подчинить этот неспокойный анклав и упразднить его автономию. Тем не менее, живя в Чигирине, он точно так же называл свое войско Запорожским. Поднял ли Богдан Хмельницкий восстание из-за любви? Открыть в себе талант военачальника Богдана Хмельницкого сподвигла не только любовь, но и месть. После нескольких лет жизни в Западной Европе Хмельницкий возвратился в Речь Посполитую, где обнаружил, что его права собственности на землю не гарантируются законом. Для казаков и выходцев из казачьей среды такое положение было унизительным, но знакомым.
Поляки неравно гибли в сражениях и в окруженных лагерях, но король лично связался с Крымским ханом, который был во главе войска и тот, не заинтересованный в усилении Хмельницкого остановил сражение. Тут же был подписан договор, формально признающий власть казаков. Мир от 8 августа признавал автономиюГетманщины со столицей в Чигирине, обязывал составить реестр в 40 000 человек, то есть регулировал максимальную численность армии, давал амнистию. Польское войско двинулось наБрацлаву и Винницу. Польско-литовская армия одерживает победу в Берестецкой битве. Новое мирное соглашение, которое нарушали с двух сторон 1652-1653 Казаки одержали крупную победу под Батогом. Во время осады Жванца, пришли вести о решении Земского собора о взять Запорожцев под защиту Русского царства. Крымский хан и Ян Казимир тайно обговорили условия своей сделки, и первый подтолкнул Хмельницкого к новым переговорам. Представители русского посольства побывали в 177 городах и селениях Запорожского войска для принятия присяги от населения на верность царю.
По данным представителей московского царя, присягу приняли 122 тысячи человек мужского пола. Мартовские статьи 1654 года оформили юридические отношения с двух сторон. Алексей Михайлович двинулся на Литву. Польская сторона предложила избрать царя Алексея Романова наследником короны. Рада в Чигирине выбирает гетманом юного сына Богдана Юрия. Летом гетман умирает. Послесловие: 1658 Юрий Хмельницкий уступает место гетмана Ивану Выговскому. Начались разногласия среди верхушки казаков. Юрий возвращает себе власть.
Юрий принес присягу на верность королю перед польским комиссаром.
История казачества в России
В Киеве русских встретили на подъезде к городу и провели через Золотые ворота под гром салюта. И только трое казацких полковников испортили праздник, под разными предлогами уклонившись от клятвы. Но это было лишь начало. Последующие события показали, что раскол в казацкой элите пролегал глубже, чем казалось. В Москве успели свести знакомство с Иваном Выговским, посланником Богдана Хмельницкого ко двору царя. В 1658 году измена Выговского, ставшего гетманом после смерти своего покровителя по легенде, Богдан выкупил Ивана у крымских татар за лошадь , оказалась настолько неожиданной, что царские чиновники долгое время не могли в нее поверить. Выговский выступал от лица казаков, желавших не отделения от Речи Посполитой, а повышения своего статуса внутри соединенного государства. В глазах этих украинцев Переяславская рада представляла собой лишь эффективный инструмент шантажа. Однако игра зашла слишком далеко. Царские войска не только уже стояли на Украине, но и пользовались поддержкой показаченных крестьян, стремившихся избавиться от поляков-помещиков и опасности превращения в крепостных. Выговского разбили на поле боя, а казацкие лидеры и Москва заключили повторное соглашение в Переяславе в 1659 году, лишившее Украину части ее автономии.
За ним последовал еще один, названный Московским, договор от 1665 года с гетманом Иваном Брюховецким. В первой из "11 статей" Богдана Хмельницкого упомянута обязанность Украины "доходы всякие денежные и хлебные" "отдавать в его государеву казну тем людем, которых царское величество пришлет", что лишало гетмана прав на финансовую самостоятельность, а значит, любых признаков суверенитета. Договор не предусматривал и возможности денонсации, поскольку заключался на вечные времена. Принуждение и протест: 105 лет назад из Донецкой республики нажимом сделали часть Украины Переяславское соглашение представляло не что иное, как одностороннюю присягу. Представители царя объявили казакам, что примут клятву от украинцев, но не ответят им тем же. Так Москва с самого начала давала понять, что оставляет в отношениях с Киевом последнее слово за собой. В 1764 и 1775 годах этим правом воспользовалась Екатерина Великая. Она отменила казачью автономию, приравняв украинские земли в правовом отношении ко всем остальным владениям империи. Часть казаков в гневе покинула Россию, выбрав себе новой родиной Турцию. В глазах украинских националистов уничтожение запорожских вольностей автоматически аннулировало присоединение Украины к России.
На деле же в 1917 году, когда националисты пришли к власти в Киеве, то не ограничились пределами государства Богдана Хмельницкого и выдвинули претензии на не входившие в его состав Харьков, Юзовку Донецк , Луганск и Крым. Установить контроль над этими регионами непризнанная Украинская народная республика не сумела, но добилась иного важного результата: положила начало спорам о справедливой украинской границе. В роли арбитра в 1918 году выступил германский кайзер Вильгельм II и его оккупационные войска, отнявшие у большевистской России силой Харьков и Донецк и передавшие их Украине, где под началом немцев было образовано марионеточное государство во главе с гетманом Павлом Скоропадским. После революции в Германии войска большевиков вновь взяли Харьков и Донецк, а затем заняли и всю Украину. Внутреннюю границу Владимир Ленин установил в соответствии с пожеланиями украинских национал-коммунистов, своих союзников, вопреки предложениям донецкого революционера Федора Сергеева-Артема, успевшего сформировать аппарат для отдельной от Украины Донецко-Криворожской республики в составе РСФСР. В 1918 вышло так, что Артема в честь него назван Артемовск не послушали. Таким путем развитие событий шаг за шагом привело к историческому парадоксу: Украина вышла из единства с Россией в гораздо более широких границах, чем вошла.
Происки поляков? Неизвестно когда и почему эта часть Руси названа Подолом. Возможно для отличия горной Руси от её равнинной части. Эти образцы указывают на максимально возможную полноту охвата толкования Самуила Линде статей его словаря. К национальности это выражение никакого отношения не имеет. Интересно другое, в языке великороссиян в России для отражения этого понятия — житель пограничной страны, пограничник — имелось своё родное слово рубежник, а в языке малороссов слова с таким значением даже существовало. А вот польское прилагательное Ukrainski,-a,- e имело значение пограничный, и в русском языке имелся его полный эквивалент — украинский [9], рубежный. Следует обратить внимание на описание в книге Боплана сильнейших морозов заставших польские войска на реке Мерла Merlo на описываемой им украйне, но уже в Московии зимой 1646 года. Днепровские земли, отображенные на карте 1648 года, ни у поляков, ни у малороссиян имени не имели, они были безымянными. Это не означает того, что жители берегов Днепра не имели имени для своей родины, для своей отчизны. Такое имя у них имелось — Речь Посполитая.
Так или иначе, а время положение лишь усугубляло, и украинцы в Польше начали регулярно поднимать восстания, пока в 1648 году не началась серьезная освободительная война, продлившаяся до 1654 года. Одной из ярчайших ее фигур был выдающийся полководец и государственный деятель Богдан Хмельницкий. Богдан Хмельницкий Богдан Хмельницкий На начальном этапе войны армия Речи Посполитой несколько раз была разбита Хмельницким, который победил врага не только полководческим талантом, но и умением находить себе союзников. Конечно, в самой Украине относились к нему по-разному, но все же 2 января 1649 года Киев встретил его как триумфатора и освободителя. Переяславская рада, 18 января 1654 год. Богдан Хмельницкий и запорожское казачество присягают царю Алексею Михайловичу.
Богдан Хмельницкий вместе с генеральной старшиной прибыл 16 января. После зачтения царской грамоты гетманом старшина и послы направились в Успенский собор, где духовенство должно было привести их к присяге. Хмельницкий выразил пожелание, чтобы московские послы первыми принесли присягу от лица Русского царя. Однако Бутурлин отказался присягать от лица царя, заявив, что царь не присягает своим подданным. После чего казаки принесли присягу. Всего в день Переяславской рады присягу принесли 284 человека. От лица царя гетману была вручена грамота и знаки гетманской власти: хоругвь, булава и шапка.
Восстание Хмельницкого
В середине 1648 года казаки под предводительством Богдана Хмельницкого одержали значительные победы над поляками. «Богдан Хмельницкий возглавляет восстание казаков против польского правления; 100 000 евреев убиты, сотни еврейских общин уничтожены». При этом и многие организаторы казачьих бунтов были далеко не от сохи – сам Богдан Хмельницкий (шляхтич герба Абданк), предводитель восстания 1592–1593 годов Криштоф Косинский (шляхтич герба Равич) и многие другие. Поводом к восстанию 1648 г. послужило чисто личное дело одного из казацких старшин, Богдана Хмельницкого.
Восстание Хмельницкого
Так, в 1919 году, в период послереволюционного разгула украинского сепаратизма, соглашение о воссоединении с Россией «отменил» в Переяславле некий атаман Зеленый. Зеленый Д. Терпило — типичный персонаж Гражданской войны. Этот сельский учитель начальной школы из Триполья знаменит тем, что сколотил большую банду, воевал как за Петлюру, так и за большевиков, поднял антибольшевистское восстание и погиб от шальной пули в бою с армией Деникина. Вот как описывает «отмену» Зеленым Переяславской рады современный писатель-националист Иван Собченко в своем псевдоисторическом романе «Атаман Зеленый против всех»: «15 июля отряд Зеленого неожиданно переправился на левый берег Днепра и захватил Переяславль, здесь по приказу атамана были расстреляны 75 местных коммунистов и советских работников во главе с руководителем уезда Ивановым.
Слышались радостные выкрики… Над людским морем развивались знамена и хоругви. Было много священников, представителей общественности, огромное количество местных горожан и жителей окрестных сел. Атаман Зеленый торжественно прочитал Манифест о денонсации Переяславльского договора от 1654 года о единстве Украины и России, освятили Манифест. Как заявил сам атаман, Манифест вступил в силу немедленно.
Так атаман бросил исторический вызов самому Богдану Хмельницкому». Переяславская рада. Воссоединение Украины. Картина Алексея Кившенко.
Центральный военно-морской музей Расстрел 75 украинцев непосредственно перед «бросанием вызова Хмельницкому» неудивителен — Зеленый был известен своими расправами. Что, надо сказать, ставит под большой вопрос искренность радостных выкриков, «послышавшихся» украинствующему писателю на этом представлении. Но это — трагедии Гражданской войны. А вот — фарс 1990-х.
В июне 1992 года, на волне постсоветского самостийного угара, в городе Переяслав-Хмельницком бывшем Переяславле собрался некий Великий Совет Украинского казачества. В новом «историческом» документе, подписанным Чорноволом и его ряжеными сподвижниками, сообщалось: «От сего дня и пока солнце светит над Украиной, старая присяга царю московскому не действует, потому что казачество от нее отрекается, чтобы дать клятву народу нашему верно служить, только ему одному и нашей родной Украине… От давней клятвы, данной казаками на этом месте, отрекаемся и крест целуем: Гетьман Украинского Казачества и вся Генеральная старшина и атаманы…». Но даже после такого мощного политического ритуала «проклятие» Переяславской рады не покинуло молодое «незалежное» государство. Оно с новой силой проявилось в гражданской войне в Донбассе.
В августе 2016 года скандально известная неонацистка из партии «Свобода» и по совместительству преподаватель филологии в одном из львовских вузов Ирина Фарион, выступая на центральном телевидении, заявила, что война в Донбассе — «это не АТО… Это война, которая ведется с украинцами с 1654 года», — то бишь с Переяславской рады. Даже единственное и довольно сомнительное достижение нынешнего киевского режима — получение Украиной безвизового режима с Европой — Петр Порошенко назвал на пресс-конференции в Киеве «преодолением последствий Переяславской рады». На самом же деле, и Порошенко это прекрасно понимает, актуальность Переяславской рады невероятно выросла в связи с недавним выходом Крыма из состава Украины и войной в Донбассе. Столь важное историческое событие, как Переяславская рада 1654 года, необходимо рассмотреть подробнее.
Древнерусское государство, от которого берут начало современные Россия и Украина, возникло в IX в. Но огромную территорию объединяли единые вера, культура и язык. В период феодальной раздробленности древнерусское государство раскололось. А нашествие татаро-монголов в первой половине XIII в.
Князь Северно-Восточной Руси Александр Невский, оказавшись перед угрозой одновременных ударов крестоносцев с запада и татаро-монголов с востока, не предал православную веру и выбрал меньшее из двух зол — принял ярлык на княжение от монгольского хана Батыя. Такой выбор позволил в будущем собрать воедино Северо-Западную и Северо-Восточную Русь и объединить страну под властью московских князей. Почтовая марка Украины Конник Даниила Галицкого. Даниил сблизился с Ватиканом.
В описании событий последующего XVII века украинские «историки» постоянно используют термины «Украина» и «украинцы». Никак не разъясняя эти термины, они тем самым навязывают мысль о существовании в прошлом некоего украинского государства, населенного украинцами в современном смысле этого слова. С помощью такой уловки апологеты «незалежности» пытаются приписать украинской нации и государственности три лишних века существования. Это сугубо географическое название носила восточная окраина Речи Посполитой, условно ограниченная реками Днепр, Сейм и Ворскла.
На правом берегу Днепра к «Украине» относились земли древнего Киевского княжества и прилегавшие с юга территории в районе городов Брацлав и Звенигород. Западнее начинались Волынь и Подолия. На юге «Украина» граничила с Диким полем — пустынной местностью, за которой лежало Крымское ханство. Так, одно из первых письменных упоминаний «украинцев» появляется в рапорте коронного гетмана Станислава Жолкевского королю Сигизмунду III от 20 июня 1596 года.
В нем военачальник описывает жестокость польской армии, выказанную во время подавления казацкого восстания под предводительством Северина Наливайко: «Жолнеры, а особенно венгерская пехота и украинцы, будучи разъяренными на казаков, не только отняли у них свое имущество, но и их собственное, и убили несколько десятков человек; сдержать этих разъяренных нельзя было никаким способом, хотя я с панами ротмистрами и пытался сделать это всеми силами». Положение предков современных украинцев, то есть малороссийского населения восточной окраины Речи Посполитой, было незавидным. Польские шляхтичи имели неограниченную власть над своими крепостными. Они относились к ним как к людям второго сорта, называя их презрительно «быдлом» «скотом».
Православная вера преследовалась. Польские крылатые гусары Жители этих земель неоднократно восставали против поляков, многие видели свое спасение в бегстве на соседние русские земли. Крестьяне-беженцы из Польши активно заселяли юг Русского царства. Так, части нынешних территорий Курской, Белогородской и Воронежской областей входили тогда в состав так называемой Слободской Украины.
Белогородский воевода, разъясняя в 1638 году причины переселения малороссов, писал: «Польские и литовские люди их крестьянскую веру нарушают и церкви божии разрушают, и их побивают и жен их и детей, забирая в хоромы, пожигают и пищальное зелье, насыпав им в пазуху, зажигают, и сосцы у жен их резали, и дворы их и всякое строение разоряли и пограбили». Эти факты не вписываются в линию современной украинской пропаганды, так же как и факты бесчисленных просьб населения «Украины» к русскому царю о принятии в подданство. В 1591—1593 гг. Магнат Александр Вишневецкий в письме к канцлеру Я.
Несколько лет спустя произошло уже упоминавшееся выше восстание под предводительством Северина Наливайко. В 1625 году на Украине заполыхало восстание под предводительством Марка Жмайла. В Москву от восставших вновь прибыло посольство. Священник Филипп из Посольского приказа писал о просьбе послов к царю принять жителей Украины в свое подданство «[Чтобы царь] пожаловал их всех, велел им помочь учинить своими государевыми людьми на поляков.
И оне де, козаки, станут служить тебе, государю, и городы литовские станут очищать в твое государево имя». Марк Жмайла Такие же просьбы поступали от представителей православного духовенства. Так, в том же 1625 году посланец киевского митрополита Иова Борецкого луцкий епископ Исаакий Борискович просил: «Мы все царской милости рады, и под государевою рукою быть хотим… Если митрополит, епископы и Войско Запорожское прибегнут к царской милости и пойдут на государево имя, то государь их пожаловал бы, отринуть не велел, а им, кроме государя, деться негде». В 1630 году Иов Борецкий в письмах, переданных его сыном Андреем и племянником Павлом Путивльским русским воеводам, просил от имени народа о принятии в подданство: «Будет… их де мочи не будет против поляков стоять, и оне де хотят бить челом… государю царю… всеа Русии, чтобы… пожаловал их велел им быть в своем государове повеленье».
Народные восстания следовали одно за другим. Следующее состоялось в 1631 году. И вновь казаки просили московского царя взять их под свою защиту. Об этом русскому самодержцу доносили воеводы города Севск: «А буде де, государь, их сила не возьмет против ляхов стоять, и козаки… хотят… посылати к Москве бити челом.
Как сегодня Россия не оставляет население Донбасса в беде, помогая гуманитарной помощью, так и тогда Русское царство помогало населению Украины.
В итоге началась новая война украинцев с польскими войсками. Шла она не так успешно, как первая. В решающем сражении под Берестечком в июне 1651 опять подвел союзник украинцев - крымский хан. Когда уже казалось, что народная армия вот-вот победит, он насильно увез с поля битвы Хмельницкого и отвел свою конницу. Белоцерковский мир, заключенный в сентябре 1651 г.
Ясно, что этот мир был только передышкой. В Польше раздавались голоса, требовавшие покончить с запорожскими разбойниками окончательно. Богдан и старшина понимали, что для продолжения борьбы нужен надежный союзник. Хмельницкий не раз посылал гонцов к царю Алексею Михайловичу, которого звал не иначе, как «великий царь восточный», с просьбой взять восставшие территории под свою руку. В Москве медлили, потому что еще свежа была в памяти катастрофа под Смоленском, а принятие такого решения означало непременную новую войну с Речью Посполитой. В 1653 г.
Украинцы опять воевали с панами. Крымский хан опять им изменил в самый решающий момент битвы у Жванца 1653. За огромную сумму хан перешел на сторону Речи Посполитой. Без поддержки России выиграть войну с панами и крымцами войска Хмельницкого не имели шансов. В Москве собрали Земский собор. Украинская рада в г.
Переяславле также одобрила воссоединение Московской и Южной или как тогда говорили Малой России. А в нынешнем во 162-м году октября в 1 день великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии самодержец указал о том же литовском и о черкаском делех учинити собор, а на соборе быти великому государю святейшему Никону, патриарху московскому и всеа Русии, и митрополитом, и архиепискупом, и епископом, и черным властем, и бояром, и окольничим, и думным людем, и стольником, и стряпчим, и дворяном московским, и дьяком, и дворяном, и детем боярским выборным из городов, и гостем, и торговым и всяких чинов людем. И указал государь им объявити литовского короля и панов рад прежние и нынешние неправды, что с их стороны делаютца к нарушенью вечного докончанья, а от короля и от панов рад исправленья в том не бывало. И чтоб те их неправды ево государевым Московского государства всяких чинов людем были ведомы. Также и запорожского гетмана Богдана Хмельницкого присылки объявити, что они бьют челом под государеву высокую руку в подданство. И что ныне король и паны рады при государевых великих послех по договору исправленья не учинили и отпустили их без дела.
И их, запорожских черкас, от истинной православной християнской веры, в которой они издавна живут, учали отлучать и неволить к своей римской вере. И церкви божии запечатали, а в ыных учинили унею, и всякие над ними гонения, и поругания, и злости нехристиянские чинили, чего они и над еретиками и над жидами не чинят. И они, черкасы, не хотя благочестивые християнские веры отбыти и святых божиих церквей в разорении видети и видя себя в таком злом гоненье, поневоле, призвав к себе в помочь крымского хана с ордою, учали за православную християнскую веру и за святые божии церкви против их стояти. А у царского величества милости просят, чтоб он, великий християнский государь, жалея благочестивые православные християнские веры и святых божиих церквей и их, православных християн, невинные крови пролития, умилосердился над ними, велел их приняти под свою царского величества высокую руку. А терпети больше того нельзя, потому что многие годы в королевских грамотах и в порубежных листех писали их государские имянованъя и титлы мимо вечного докончанья и посольского договору, со многою пропискою. Послы эти прибыли на место 31 декабря 1653 года.
Согласно книге История Руси , Хмельницкий Обоснование было в значительной степени меркантильным, и евреи Бродов, который был крупным торговым центром, были сочтены полезными «для товарооборота и получения прибыли», и поэтому от них требовалось платить только «умеренные компенсации» натурой. В связи с массовыми убийствами, еврейские старейшины на Виленском совете своим указом от 3 июля 1661 г. Истории о жертвах массовых убийств, которые были заживо похоронены, разрезаны на части или вынуждены убивать друг друга, распространились по Европе и за ее пределами. Эти истории наполнили многих отчаянием. Рассказы современных еврейских хронистов событий имели тенденцию подчеркивать большие цифры потерь, но с конца 20 века они были пересмотрены в сторону уменьшения. Оценки еврейских смертей в начале 20-го века основывались на записях еврейских летописцев того времени и, как правило, были высокими, от 100 000 до 500 000 или более; в 1916 г. Симон Дубнов заявил: Потери, нанесенные евреям Польши в роковое десятилетие 1648—1658 гг. В отчетах летописцев число еврейских жертв колеблется от ста тысяч до пятисот тысяч.
Но даже если принять более низкую цифру, число жертв все равно остается колоссальным, даже превышающим катастрофы Крестовых походов и Черной смерти в Западной Европе. Около семисот еврейских общин в Польше подверглись резне и грабежу. В украинских городах, расположенных на левом берегу Днепра, в районе, населенном казаками... В населенных пунктах на правом берегу Днепра или в польской части Украины, а также на Волыни и Подолии, где бы ни появлялись казаки, выжила только десятая часть еврейского населения. С 1960-х по историки 80-х годов все еще считали 100 000 убитых евреев разумной оценкой, и, согласно Эдварду Флэннери , многие считали это «минимумом». Макс Димонт в «Евреи, Бог и история», впервые опубликованный в 1962 году, он пишет: «За десятилетие этой революции погибло около 100 000 евреев». Эдвард Флэннери , в своей книге «Страдания евреев: двадцать три века антисемитизма», впервые опубликованной в 1965 году, также приводит цифры от 100 000 до 500 000, заявляя: «Многие историки считают вторую цифру преувеличенной, а первую - неточной. Мартин Гилберт в своем Атласе еврейской истории, опубликованном в 1976 году, заявляет:« Более 100 000 евреев были убиты; многие другие подверглись пыткам или жестокому обращению, другие бежали...
Хотя многие современные источники по-прежнему дают оценку евреев, убитых во время восстания, в 100 000 и более, другие оценивают число убитых в пределах от 40 000 до 100 000, а недавние академические исследования утверждали, что число погибших было еще меньше. Современные историографические методы, особенно из области исторической демографии , получили более широкое распространение и, как правило, приводили к снижению показателей смертности. Согласно последним исследованиям, еврейское население того периода в пострадавших районах Украины оценивается примерно в 50 000 человек. Согласно Оресту Субтельному : Вайнриб цитирует расчеты [ он ], указывающие на то, что около 50 000 евреев проживали в районе, где произошло восстание. Вайнриб, «Еврейские хроники о Богдане Хмельницком и казацко-польской войне», Гарвардское украиноведение 1 1977 : 153—77.
Возглавлял запорожскую делегацию сам гетман Богдан Хмельницкий. Интересы сторон Запорожские казаки стремились к обретению максимальной независимости, насколько это было возможно в сложившихся обстоятельствах.
Они требовали от представителей русского посольства, чтобы те присягнули казакам от имени царя Алексея Михайловича. Также они настаивали на привилегиях для православного шляхетского сословия Гетманщины. Говоря современным языком, они хотели войти в состав России на правах широкой автономии. Российская сторона в свою очередь стремилась ограничить вольнолюбивые устремления казаков. Понимая, что слишком сильное ущемление прав жителей Запорожской Сечи может привести к новым бунтам, Россия пошла на значительные уступки, но при этом настояла на некоторых особо важных для нее пунктах. Так, гетманы лишались права вести самостоятельную внешнюю политику. Сущность соглашений 8 18 января 1654 года состоялся акт принятия присяги на верность представителей Запорожской Сечи российскому монарху.
Бутурлин вручил Хмельницкому грамоту от имени Алексея Михайловича, но сами представители российского посольства от присяги казакам отказались. Они пояснили это тем, что царь не может присягать подданным на верность. Церемония сопровождалась дарением Хмельницкому символов гетманской власти. Ему вручили: булаву — холодное оружие с рукоятью шаровидной формы; хоругвь — боевое знамя; меховую - боярскую шапку. Непосредственно 8 января на верность царю присягнули 284 казака. После этого в течение довольно длительного времени шел процесс приведения жителей Запорожской Сечи к присяге. В некоторых местах это происходило насильственным путем.
Единого мнения среди казаков не было, многие опасались менять «польских панов» на русских бояр. Текст соглашения между представителями Гетманщины и Русского царства разрабатывался на протяжении двух месяцев после Переяславской Рады. Его лично редактировал Богдан Хмельницкий. Подписан договор был 14 24 марта 1654, одобрен Алексеем Михайловичем 27 марта 6 апреля. Этот документ вошел в историю под названием «Мартовские статьи». В нем фиксировался переход Запорожской Сечи в состав российского государства, а также определялось автономное положение этих территорий. Содержание «Мартовских статей»: Сохранялся выборный характер высших воинских званий в Гетманщине, а также самостоятельность судов.
Определялась численность казачьего войска в составе 60 тысяч человек.
Освободительная война 1648–1654 гг. под руководством Богдана Хмельницкого.
Восстание Хмельницкого — Википедия | Всё меняется, когда предводителем запорожцев становится наполовину шляхтич, наполовину казак Богдан Хмельницкий. |
Карта истории казачества в России | Что стало причиной восстания Богдана Хмельницкого? |
Этот день в истории: 1654 год — Переяславская рада — EADaily, 18 января 2018 — История | Так начинались события восстания Богдана Хмельницкого, положившего начало выходу Украины из-под власти Польской Короны и постепенному переходу ее под власть России, а также формированию ее как единого политического и этнокультурного региона. |
Составьте таблицу "Восстание Богдана Хмельницкого 1648-1654 годы" - Универ soloBY | Составьте таблицу «Восстание Богдана Хмельницкого (1648-1654)». |
"Волим под царя православного": как Украина воссоединилась с Россией - РИА Новости Крым, 18.01.2024 | Лит.: Голобуцкий В. А. Освободительная война украинского народа под руководством Хмельницкого (1648–1654 гг.). М., 1954; он же. |
Освободительная война 1648–1654 гг. под руководством Богдана Хмельницкого.
А 22 марта 1654 года посольство Хмельницкого прибыло в Москву с Переяславским договором. По нему часть территорий входила в состав Русского государства на правах автономии. Для России последствием стала тяжелая 13-летняя война с Речью Посполитой. Еще по теме Период заключения договора и утверждения выдвинутых казаками условий в историографии нередко называют «Воссоединение Украины с Россией».
Между тем, часть историков отмечает, что точнее было бы называть этот процесс постепенной интеграцией Левобережной Гетманщины в состав Российского государства. Присоединение Правобережной Украины: Екатерина II Еще одна значимая веха в истории российско-украинских отношений — 18-й век. Про этот период некоторые историки говорят, что именно тогда украинские а также белорусские земли полностью воссоединились с Россией.
В 1664-1665 на Правобережье вспыхнуло восстание против гнета Польши и ее ставленников.
Впоследствии они стали именоваться Слободской Украиной. С конца 30-х годов до 1648 г. Новый этап борьбы украинского народа против социального, национального и религиозного гнета Речи Посполитой связан с именем Богдана Михайловича Хмельницкого. Предводитель освободительной борьбы украинского народа сумел сплотить разнородные в социальном отношении силы - казачество, крестьян, горожан, духовенство, мелких украинских феодалов. Всех их объединило одно - борьба за национальное освобождение. Другое достоинство Хмельницкого состояло в широком политическом кругозоре, позволявшем ему смело лавировать, заключая союзы, если того требовала обстановка, даже с таким ненадежным партнером, как крымский хан. При этом он четко осознавал необходимость тесного союза с Россией. Хмельницкий был талантливым полководцем, умевшим правильно определить направление главного удара и в нужный момент обеспечить перевес в силах, обладал личным обаянием, отвагой, готовностью настойчиво добиваться поставленной цели. Что явилось причиной, толкнувшей Хмельницкого на путь политической борьбы?
В ком Б. Хмельницкий видел потенциальных союзников - государства, заинтересованных в решении украинско-польского вопроса? В феврале 1648 г. Какие цели преследовали обе стороны? Как складывались отношения с Россией? В конце января 1648 г. Хмельницкого началось новое восстание против шляхетской Речи Посполитой, положившее начало Освободительной войне украинского народа. Каковы же основные этапы и их основное содержание? I этап - 1648 - 1649 г. Это время создания из разрозненных крестьянских и казацких отрядов народно-освободительной армии и первые победы восставших: у урочища Желтые Воды и у Корсуни май 1648 г.
Летом 1648 г. В сентябре 1648 г. В августе 1649 г. От полного истребления их спасло предательство крымского хана.
Примерами могут служить аристократические роды Острожских, Дашкевичей и Вишневецких. Рост феодального гнёта сопровождался ущемлением прав и религиозным угнетением, которые стали следствием принятия в 1596 году Брестской унии.
В 1620—1630-е годы в Речи Посполитой происходили казацкие бунты, например, под предводительством Сулимы и Павлюка. К 1640-м годам православное население Речи Посполитой было отстранено от управления государством даже на уровне среднего звена власти. Поводом к бунту стало проявление деспотизма со стороны магнатов, которые разорили хутор реестрового казака Богдана Хмельницкого. Вскоре последний был избран гетманом Запорожского казачества. У Хмельницкого в январе 1648 года не было своей кавалерии, поэтому участниками войны против Речи Посполитой стали не только казаки, но и крымские татары, которые преследовали свои интересы, например, грабили города Речи Посполитой. Первой крупной победой гетмана стала битва под Жёлтыми водами в мае 1648 года.
Вскоре произошло Корсунское сражение, в котором казацко-татарское войско разгромило королевскую армию коронного гетмана Николая Потоцкого. По карте заметно, что восставшие двигались на северо-восток от мест своих первых побед.
Белоцерковский мир Б. Хмельницкого с Польшей. Январь 1653 г.
Отказ Польши соблюдать условия Зборовского мира в отношении Украины 1 октября 1653 г.
Восстание Хмельницкого
В середине 1648 года казаки под предводительством Богдана Хмельницкого одержали значительные победы над поляками. В качестве даты окончания восcтания советская историография указывала 1654 год — год заключения Переяславского договора, в современной научной и учебной литературе окончание восстания чаще всего связывают со смертью Богдана Хмельницкого в 1657 году. В статье рассматриваются политические причины восстания Богдана Хмельницкого в оценке шляхты Речи Посполитой. Богдан Хмельницкий обращался в Москву с просьбой предоставить ему русское подданство в 1648-м и в 1649 году, но тогда ему неизменно отказывали. Восстание Богдана Хмельницкого 1648-1654 гг известно также как освободительная война украинского народа. При этом и многие организаторы казачьих бунтов были далеко не от сохи – сам Богдан Хмельницкий (шляхтич герба Абданк), предводитель восстания 1592–1593 годов Криштоф Косинский (шляхтич герба Равич) и многие другие.
Богдан Хмельницкий. Начало освободительной борьбы 1648-1654 гг.
Всё меняется, когда предводителем запорожцев становится наполовину шляхтич, наполовину казак Богдан Хмельницкий. Тогда Богдан Хмельницкий обратился к русскому царю с просьбой о поддержке, а для уверенности попросил о включении земель Войска Запорожского в состав России. На третьем этапе (1652-1654) Богдан Хмельницкий обратился к русскому царю Алексею Михайловичу с просьбой принять Украину в состав Российского государства.
Вы точно человек?
Хмельницкий решил нагнать коронное войско, и 15 мая 1648 польская армия во главе с Николаем Потоцким и Мартыном Калиновским попала в засаду недалеко от Корсуня на Гороховой Дубраве и потерпела разгромное поражение. В ходе Корсунской битвы почти двадцатитысячное королевское войско было уничтожено казацко-татарской армией; польские военачальники Потоцкий и Калиновский были взяты в плен и отданы татарам в благодарность за их помощь. Первые результаты восстания[ ] Военный успех восставших имел серьёзные социальные и политические последствия. На территории Украины началось массовое изгнание поляков и евреев, сопровождавшиеся показачиванием крестьян. Богдан Хмельницкий, поднявший это восстание, теперь не знал, как с ним справиться. Начался период «междуцарствия», который сыграл свою весомую роль в дальнейших событиях. К концу июля казаки выбили поляков из Левобережья, а в конце августа, укрепившись, освободили три правобережных воеводства: Брацлавское, Киевское и Подольское. Освободительная миссия повстанцев сопровождалась ужасными крестьянскими погромами: уничтожались панские имения, сжигались земли, истреблялось польское и еврейское население. При этом единства в войске повстанцев не наблюдалось: казацкое «ядро» войска презирало крестьян и нередки были случаи грабежа, насилий и убийств мирного населения казаками.
События конца 1648 года[ ] Основная статья: Битва под Пилявцами Зная о разногласиях среди панов, Хмельницкий тем временем завязал переговоры с польским правительством. К этому времени, однако, перевес получили сторонники беспощадного подавления восстания, и в Польше была спешно сформирована 40-тысячная армия, возглавленная магнатами Д. Заславским, Н. Остророгом и А. Иронизируя над изнеженностью Заславского, неопытностью молодого Конецпольского и ученостью Остророга, Богдан Хмельницкий называл этот польский «триумвират» — «перина, дытына и латына». Именно эта армия встретилась с войском повстанцев у небольшого замка Пилявца близ р. Сражение распалось на ряд схваток и длилось несколько дней. Решающей была битва 13 сентября 1648 г; которая закончилась полным разгромом польско-шляхетских войск.
Повстанцы захватили богатые трофеи. Остатки неприятельских войск искали спасения в паническом бегстве «пилявчики», как презрительно прозвал народ бежавших с поля шляхтичей, преодолели за три дня бегства 300 верст. В октябре и ноябре 1648 года Хмельницкий провёл осаду Львова и Замостья, с жителей которых собрал серьёзные контрибуции. После переговоров Хмельницкий снял осаду со Львова и осадил Замостье, которое обороняли остатки войск Иеремии Вишневецкого.
Подобные «наезды» были обычной практикой в Речи Посполитой. Судебный иск удовлетворения потерпевшему не принес, а в ответ на обращение за помощью от короля Б. Хмельницкий получил словесное предложение: имея саблю, с ее помощью защищать свои права. Некоторые историки склонны видеть в действиях короля Владислава IV умышленное инспирирование казацкого выступления с целью мобилизовать шляхту и втянуть ее в войну, которую монарх давно собирался развязать против Турции, заручившись поддержкой Рима. Прибыв из Варшавы в Запорожье, Б. Хмельницкий поднял казаков на восстание, изгнал из Сечи правительственный гарнизон и 25 января 1648 г. Зная в подробностях планы правительства Речи Посполитой на войну с Турцией, Б.
Значительная часть населения не признала униатства, и положение православия колебалось от преследуемой властью ереси до легализованной, но окруженной всяческими правовыми ограничениями религии. Попавшие под власть польских властей и шляхты простые крестьяне — потомки древних руссов, стали испытывать тройной гнет: национальный, религиозный и крепостнический. Привилегии местного исконного дворянства также были значительно ограничены. Вид на Днепр и прибрежные рощи в Киевской области современной Украины. Реконструкция традиционного сельского украинского жилища Поскольку земли за Днепром стали самыми удаленными от столицы Речи Посполитой — Кракова, на востоке, за ними закрепилось название «Украина»: так, то есть, «окраинная земля», исторически назывались приграничные области в славянских государствах. Впоследствии название «Украина» распространилось на все перешедшие Польской короне земли, населенные потомками древних руссов — от Карпат до рубежей Московского государства. Однако этнонима «украинец» в то время еще не существовало он возник лишь в конце XIX в. Само коренное население этих земель продолжало называться русью. Чтобы отделить руссов, перешедших под власть Польши, от руссов, оставшихся в подданстве Литвы, и руссов Московского государства, использовался старинный термин, происходящий из Византийской империи, Малая Русь: так византийцы называли ближайшие к ним русские области. В состав современного украинского этноса входят также близкие к малороссам народности, не бывшие под властью Польской короны, а во время Речи Посполитой находившиеся в подданстве Венгрии и Молдавского княжества. По итогам войны между Речью Посполитой и Московским государством 1609 — 1618 гг. Однако этот военный успех быстро привел к усилению нравственного разложения польского дворянства: убедившись в неуязвимости своего государства, польские аристократы стали оставлять служебные дела, больше внимания уделяя личному обогащению. Шляхтичи, соперничая друг с другом в богатстве, но не желая наживать добро традиционным способом — военной службой, усиливали эксплуатацию зависимых крестьян, становились подобными плантаторам, использовавшим рабский труд. Крестьяне не только отрабатывали барщину на помещичьих полях и платили оброк с личных хозяйств, но и облагались всевозможными налогами, которые могли только придумать алчные землевладельцы. Даже крестьянские бракосочетания и похороны облагались налогом в пользу шляхтича. Помещики совершенно бесцеремонно обращались с зависимым от них людом, произвольно присваивали крестьянское имущество, подвергали крестьян жестоким истязаниям за неповиновение, неуплату податей или плохую работу. Именно через украинское посредство в современный русский язык пришло польское слово «быдло — скот», как в польских владениях помещики часто называли зависимое крестьянство. Такие порядки распространялись и собственно в Польше, но на Украине самовластие польских помещиков усугублялось их традиционной неприязнью к инородцам и иноверцам, кем для них были украинские крестьяне. Притеснения со стороны польских властей и помещиков побуждали многих украинских крестьян присоединяться к казачеству. Обездоленный люд, промышлявший охотой, рыбной ловлей, разбоями и наемной службой в войсках окрестных государств, издревле селился вдоль рек восточной части степной зоны Европы. Уже древнерусские источники сообщают о неких бродниках, расселявшихся по берегам Азовского моря. На Украине в XVI в. Казакам не было равных в искусстве вести оборонительные бои, поэтому запорожские укрепления являлись практически неуязвимыми для польских и крымских войск. Власть в запорожском войске вручалась выборным предводителям, важнейшие дела решало собрание рада , в котором все казаки имели равное право голоса. Жизнь в укрепленном казачьем поселении организовывалась выборным комендантом — кошевым атаманом. Кошевой атаман главного укрепления Запорожской Сечи одновременно являлся и верховным предводителем казаков, не состоявших на службе. Главными источниками доходов Запорожского войска и его казаков служили военные походы за добычей и наемная служба казаков в войсках соседних государств. Казаки могли выступать в поход как исключительно по усмотрению войска, так и воюя на стороне какой-либо державы против ее врагов. Добычу делились между всеми участниками похода на общем собрании сообразно заслугам каждого. В мирное время большинство казаков проживало на личных хозяйствах в приграничных со Степью районах, в том числе управлявшихся польской администрацией. Сластион «Проводы на Сечь» С Речью Посполитой, как и с другими соседними державами, запорожцы могли то воевать, то находиться в союзнических отношениях. Для казаков собственная выгода обычно ставилась выше солидарности со своими угнетенными соплеменникам, и то, что они сами не обязаны повиноваться нелюбимым властям, платить подати, их вполне удовлетворяло. Служивые казаки в Речи Посполитой заносились в особый список — реестр, и назывались реестровыми. В обычное время они жили на своих подворьях или в казачьих укреплениях, но должны были при объявлении польской королевской армией мобилизации являться на службу. Верховным начальником реестрового Запорожского войска был гетман — так от немецкого слова «Hauptmann — глава, командир», назывались высшие военачальники Речи Посполитой. Главным образом, реестровые казаки задействовались на охране южных рубежей польско-литовского государства, совершали организованные набеги на крымские и турецкие города в периоды войн между Речью Посполитой и Османской империей.
В низовьях Днепра Запорожье постепенно сформировалось казачье войско, окружившее свою территорию засеками укреплениями. Так во второй половине XVI в. Запорожцы официально состояли на королевской службе, охраняя южные границы государства от набегов крымских татар. Но в то же время Сечь была эпицентром социального недовольства и национально-освободительной борьбы 1595 — 1596 гг. В 1648 г. Запорожцев возглавил чигиринский казацкий сотник Богдан Зиновий Хмельницкий, избранный гетманом. В мае 1648 г. В декабре 1648 г. В августе 1649 г. По нему численность реестровых казаков получавших жалованье увеличилось до 40 тыс. Чувствуя непрочность союза с татарами, Хмельницкий стремился заручиться поддержкой мощного соседнего единоверного государства. В июне 1648 г. Однако Россия в тот момент опасалась открытого конфликта с Польшей.