Думаю суть в том, что, поскольку этот метод основан по принципу вопрос-ответ, то в процессе осуществления этого метода собеседники приходят к некоему выводу, к истине. Ценность метода майевтики заключается в его способности помогать людям осознать свои истинные ценности и убеждения, лежащие в основе их мировоззрения. Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название "майевтика". Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название "майевтика".
Метод майевтики Сократа
Основываясь на майевтике, каждый человек способен раскрыть свою собственную ценность и жить в соответствии со своими истинными потребностями и целями. Она предоставляет возможность каждому самому выбрать свой путь и построить свою жизнь на основе своих истинных ценностей. Основы майевтики и ее философские корни Философские корни майевтики уходят в античную древность, когда Сократ проводил свои диалоги с афинской молодежью. Сократ считал, что истина не может быть полностью передана извне, она должна быть обнаружена и осознана самим человеком. Он верил, что каждый человек внутренне обладает знанием и может разгадать загадку жизни через размышления и диалог. Метод майевтики базируется на принципе вопросов и ответов. Сократ задавал провокационные и глубокие вопросы, стараясь пробудить в собеседнике скрытые знания и истины, которые уже имелись, но были забыты или закрыты собственными убеждениями. Таким образом, майевтика позволяет человеку самостоятельно осознать и почувствовать ценность, которая уже присутствует в его сознании, но требует раскрытия. Философия Сократа, основанная на майевтике, предполагает, что истина не является готовым продуктом, который можно передать в виде внешнего знания, но есть что-то внутри нас, что может быть обнаружено, если мы будем задавать себе и другим людям глубокие и мудрые вопросы.
Майевтика помогает преодолеть поверхностные убеждения и априорные суждения, открывает возможность для саморазвития и самопознания. Таким образом, майевтика является философским методом, который помогает человеку раскрыть ценности, знания и истины в себе через диалог и задание провокационных вопросов. Она позволяет обрести понимание и самосознание, а также превзойти поверхностные убеждения и предрассудки. Майевтика возглавляет путь к истинному самоосвобождению и высшим познаниям о собственной ценности в мире. Практическое применение майевтики в повседневной жизни Майевтика, философский метод, впервые предложенный Сократом, может быть полезным инструментом раскрытия ценности и осознания себя в повседневной жизни.
Моя карта Майевтика Майевтика др. Связанные понятия Учение о припоминании теория припоминания; познание как воспоминание — учение Платона в области эпистемологии теории познания.
Отдельные обладающие даймонием люди, выступающие в качестве советчиков, способны предлагать рациональные решения в общих интересах. Для характеристики учений первых философов этот термин использовал Аристотель. Трансцендентальный идеализм нем. Канта установка, отождествляющая и ограничивающая наблюдаемые вещи феноменами сознания. Основной предпосылкой этой установки является различие между явлениями как единицами опыта и вещами в себе. Кант в Критике чистого разума прямо отождествляет свою философию с трансцендентальным идеализмом. Противоположностью трансцендентального идеализма является трансцендентальный реализм.
Пробабилизм от лат. Пробабилистский подход противоположен детерминистическому подходу. Рассуждение — последовательный ряд мыслей и умозаключений в контексте определённой темы, изложенных в логически последовательной форме. Теория «двойственной истины» — возникшее в Средние века учение о философском и религиозном знании как двух аспектах истины или же двух самостоятельных истинах. Учение получило развитие в трудах аверроистов, представителей Шартрской школы, а также в учениях Фомы Аквинского, Уильяма Оккама и еврейского философа Исаака Альбалага en:Isaac Albalag. Ассоциация идей может возникать в результате подобия ассоциация предметов, имеющих одинаковые свойства и признаки , близости ассоциация расположенных рядом предметов или событий, происходящих совместно в одно и то же время , контраста ассоциация предметов, характеризующихся как противоположности друг друга... Практическая философия — это область философии, изучающая человеческую деятельность на практике.
В практическую философию входят такие философские дисциплины, как этика, эстетика, философия права, социальная, политическая, экономическая философии и т. Природа и сущность человека — философское понятие, которое обозначает сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия, в той или иной мере присущие всем людям. В философии науки: концепция, согласно которой фундаментальные законы природы имеют вероятностный характер, а случай является не только равноправной по отношению к необходимости сущностью природы, но и более фундаментальной... Онтологизм греч. Поскольку философия состоит из рациональных рассуждений, логика является первичным атрибутом философии. Для анализа различных философских концепций, для их сопоставления друг с другом необходимо проведение критического анализа различных философских утверждений и теорий. В связи с тем, что человеческое мышление формулируется текстуально, логика тесно связана с анализом текстов и языков.
Логика формализует текстуальное рассуждение и определяет его формы, которые приемлемы для анализа. Первым шагом...
Он говорил, что его повивальное искусство сродни акушерству, но отличается от него тем, что мыслитель принимает у мужчин роды души. Главным умением он называл правильное распознавание и отделение рождающихся в неокрепших душах лживостей и фантазмов от реальных, здоровых и живых вещей.
На деле майевтика выглядела примерно так: после того как известный человек или политический деятель произносил свою речь, Сократ начинал задавать ему вопросы. Интересно то, что вначале он хвалил и всячески превозносил собеседника, говорил ему множество лестных слов и уверял, что он с лёгкостью ответит на простейшие вопросы. Затем он задавал первый простейший, на первый взгляд, вопрос и дожидался, пока собеседник на него ответит. После он задавал следующий вопрос и снова ждал ответа.
Далее он задавал новый вопрос, и всё это заканчивалось тем, что, отвечая на последний вопрос, собеседник Сократа противоречил тому ответу, который он дал в самом начале. В итоге взбешённый собеседник спрашивал философа, знает ли он ответ на свой вопрос. Сократ, пребывая в совершенно спокойном состоянии, отвечал на это, что он ничего не знает, а затем мирно удалялся. В переводе с древнегреческого maia означает «повитуха».
Именно с ней и сравнивает себя Сократ в «Теэтете». Майевтика есть искусство родовспоможения мысли, иначе говоря, искусство извлечения на свет с помощью вопросов и диалога истины, которую разум, сам того не подозревая, содержит в себе. Классическим считается пример юного раба Менона, которому Сократ показал, как получить удвоенный квадрат другого квадрата путем его построения на диагонали данного квадрата , не вдаваясь ни в какие математические тонкости, потому что раб их не понимал, да и ни к чему ему было в них вникать. Майевтика предполагает, что истина уже содержится в нас или мы в истине; это либо знание-припоминание, либо вечность.
На практике маейвтика довольно скоро обнаруживает свою ограниченность. Что толку вопрошать невежду? Все равно одними вопросами его ничему не научишь. И применение сократического метода в современной школе часто всего лишь очередная утопия.
Под культурным текстом понимаются научные, художественные и публицистические тексты, документальные, игровые и анимационные фильмы, драматические постановки, песни и любые другие формы воплощения ценностей и смыслов людей как в наглядно-образной, так и в знаково—символической форме. Проявление своего способа понимания, личностной позиции можно считать окончанием обучения на третьем этапе в школе майевтики. Под позицией понимается интегральное отношение к деятельности, культуре, социуму и самому себе. Мы выделяем шесть позиций: «иждивенец», «имитатор», «исполнитель», «организатор», «новатор», «классик». В подростковом возрасте жизненная позиция еще достаточно слабая, подверженная изменениям и корректировкам. Ребенок «прыгает» с позицию на позицию, но годам к двадцати пяти человек уже вполне сознательно выбирает одну из представленных позиций и, как правило, уже практически не меняет ее до конца жизни. Гуманитарное проектирование ставит и пытается решить две фундаментальные проблемы. Возможно ли, при создании определенных условий повлиять на выбор подростка так, чтобы одной из ведущих жизненных ценностей для него стала ценность саморазвития, поиск призвания, самореализация в разработанном и реализованном им культурном проекте? Возможно ли «разоформить» взрослого человека и организовать ситуацию его саморазвития из занимаемой им бесперспективной жизненной позиции в деятельностную и творческую? Жизненная позиция складывается из отношений человека к деятельности, к другим людям и вытекающим из этого типа объединений; из его отношения к культуре и соответственно уровню образования, имеющемуся у него типу мышления; и, наконец, из отношения к себе самому сквозь призму ценности саморазвития.
По вертикали снизу вверх выделены уровни развития жизненной позиции в направлении повышения ответственности человеком за свою жизнь. Всего нами выделено шесть уровней. Кратко охарактеризуем каждый из них. Предельным случаем, фиксирующим не только почти полное отсутствие процессов развития и саморазвития, но скорее обнаруживающим ситуации личностной деградации является первая, описываемая нами, жизненная позиция «иждивенца». Она характеризуется отсутствием выполняемой профессиональной или какой-либо случайно организованной деятельности, отношения к людям только как источникам поступления необходимых ресурсов. Социальные связи у человека, занимающего такую позицию, случайные, ситуативные. Объединения с другими людьми возможны как стихийно складывающиеся группы выживания или так определившиеся люди существуют в роли «приживальщиков» при обладающих материальными ресурсами людях. У них отсутствует логическое мышление, критическое отношение к себе и ценность саморазвития. Человек, занимающий позицию «иждивенца», легко подвергается манипуляции, подвержен различным формам зависимости ПАВ, компьютерные игры и т. На следующем уровне развития находятся люди занимающие позицию «имитатора».
По отношению к деятельности, занимающие эту позицию люди имеют не совпадающие цели и средства, поэтому, они никогда не могут достичь положительного результата. Рассматривают других людей как средство для достижения своих целей. Имеют склонности к организации или участию в асоциальных группах. Обладают непродуктивным мышлением поскольку не находятся ни в одной из культурных традиций. Для выживания и карьерного роста широко используют техники и приемы манипулирования. Ценность саморазвития не является ни приоритетной, ни актуальной. Значимыми ценностями являются «выгода», «ресурсонакопление». На следующем уровне находятся люди, принадлежащими определенной культурной традиции. Эту позицию мы назвали «исполнитель», так как самое существенное ее качество — выполнение деятельности в соответствии с культурной нормой. Так определяющиеся люди реализуют в своей деятельности чужие цели чужими освоенными ими средствами.
Они гарантируют положительный результат только в нормальной обстановке. Если же ситуация становится проблемной они снимают с себя всякую ответственность. У так определившихся людей отношение к другим людям как к полезным в жизненных обстоятельствах функциям. С точки зрения организации объединений люди с таким типом самоопределения могут быть администраторами или участниками рабочей группы. Мышление у них репродуктивного типа. Ценность саморазвития не является ни актуальной, ни ведущей. На следующем уровне развития находятся люди занимающие позицию «организатора». Они имеют свои собственные цели и средства. За счет развитых рефлексивных способностей и хорошего образования они также имеют способность приведения проблемной деятельностной ситуации в нормальную. У них отношение к другим людям как к равноправным партнерам, вместе преодолевающим проблемную ситуацию.
Люди занимающие позицию «организатора» любят преодолевать проблемные ситуации, одним из средств преодоления которой для них является создание проектной команды. Мышление у них продуктивное, то есть дающее положительный результат в решении проблемных ситуаций. Ценность саморазвития является одной из ведущих и определяющих их мышление и деятельность. Люди, занимающие эту позицию уверены в себе и обладает собственными стилями и способами деятельности. Позиция «новатора» встречается значительно реже. В деятельности человек, занимающий эту позицию, ставит новую цель и разрабатывает новые средства, дает новый ответ на определенную проблемную ситуацию.
Ценность метода майевтики Сократа — искусство приводить к истине через вопросы
Майевтика в педагогической деятельности | Майевтика (от греч. μαιευτική, «повивальное искусство») — методика для «вытаскивания» внутреннего знания, которому нельзя взять и научить. |
Майевтика — Рувики: Интернет-энциклопедия | Владение методом майевтикой является одним из важнейших инструментов. |
Метод Сократа: способ рассуждения, который проявляется в современной педагогике
Ценность метода майевтики Сократа заключается в том, что он позволяет людям осознать свою невежество и преодолеть его через разумное и критическое мышление. Ценность метода майевтики заключается в том, что он способствует развитию критического мышления, самосознания и саморазвития. Метод Майевтики: незаменимый метод постижения истины. Метод майевтики основывается на предположении, что каждый человек уже обладает знаниями и способен самостоятельно мыслить. МАЙЕВТИКА — (греч. maieutike повивальное искусство) метафора, с помощью которой Сократ прояснял сущность своего метода философствования, специфицирующего сократический диалог, прежде всего по отношению к софистическому.
Метод Сократа: способ рассуждения, который проявляется в современной педагогике
Ценность метода майевтики Сократа заключается в том, что он помогает людям. Что такое майевтика: в чём ценность метода Сократа. Имен-но в силу этого качества при изучении периода ан-тичной истории в технических вузах применение сократического метода майевтики оправдано не только как иллюстративный материал, но и несет в себе значительный эвристический потенциал. Майевтика — философский метод Сократа, с помощью которого можно извлечь скрытые в каждом человеке знания рядом последовательных вопросов. Смысл майевтики Сократа – в противопоставлении внешнего софистического знания и внутреннего философского, которому научить нельзя, но можно открыть в себе самом. Главная» Новости» В чем ценность метода майевтики.
В чем ценность метода майевтики Сократа?
Метод Сократа: способ рассуждения, который проявляется в современной педагогике | Таким образом, ценность метода майевтики Сократа невозможно переоценить. |
Метод майевтики: ценность и краткая философия | Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название "майевтика". |
Майевтика: ценность метода в краткой философии | Ценность метода майевтики Сократа заключается в том, что он помогает людям. |
12. «Майевтика» как метод познания Сократа. | Майевтика (от греч. μαιευτική, «повивальное искусство») — методика для «вытаскивания» внутреннего знания, которому нельзя взять и научить. |
Майевтика: ценность метода в краткой философии | Ценность метода майевтики заключается в том, что он способствует развитию критического мышления, самосознания и саморазвития. |
Методы познания истины
Однако нельзя сказать, что сократова майевтика непременно спасет гуманитарное вузовское образование, она вовсе не равна критическому мышлению. Также метод майевтики может применяться с целью коррекции личностных качеств, например, излишней самоуверенности, хвастливости, завышенной самооценки. МАЙЕВТИКА (греч. maieutike — повивальное искусство) — метафора, с помощью которой Сократ прояснял сущность своего метода философствования, специфицирующего сократический диалог прежде всего по отн. Майевтика рассматривалась Сократом как вид повивального искусства, унаследованного им от своей матери, с той только разницей, что Сократ помогал разрешаться от бремени не женщинам, а мужчинам, и рождали они не физическое дитя, а знание. Ценность метода майевтики заключается в том, что он способствует развитию критического мышления, самосознания и саморазвития. МАЙЕВТИКА — МАЙЕВТИКА (греч. maieutike, букв. — повивальное искусство) — метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов.
Метод майевтики: ценность и краткое описание философии
Отвечая на них, оппонент как бы рисовал в своей голове смысловую картину. Медленно рассуждая и анализируя ситуацию, он доходил до истины. Как построить диалог? Для этого нужно: Найти важное, центральное определение, с которым согласится клиент. Найти противоречия, используя иронию. Поставить под сомнение первоначальное определение. Наводящими вопросами поставить клиента в замешательство.
Создать «вопрос-ловушку», в которую попадёт собеседник, но не догадается об этом. Найти выход из ситуации, сформировать новое определение или удостовериться в первоначальном. Знания истины не присутствуют в каждом из нас. Она рождается в ходе диалога. Подсознание В человеческом подсознании можно найти много всего познавательного. Клад, который таит в себе информацию.
Добраться до неё порой не может сам человек. Майевтика помогает раскопать эту ценность и вытащить её наружу. Метод Сократа Есть много блокаторов, которые не дают тебе проникнуть вглубь подсознания: эмоции, установки, реакции, страхи и травмирующие события. Все они как бы закрывают проход к самоанализу. Отвечая на наводящие вопросы, ты открываешь дверь за дверью и доходишь до истины самостоятельно. С помощью такого метода, эта истина и знания становятся твоими.
Их не навязывал кто-то посторонний, ответы на вопросы ты даёшь себе сам. Типы вопросов Не все вопросы подходят для этого метода. Они должны наталкивать на что-то собеседника, заставлять задуматься. Есть несколько типов вопросов, которые и по сей день используются в психологии. Они помогают найти верный путь и направить мысли в нужное русло. О чем ты думал в этот момент?
Почему ты принял такое решение? Ты уверен, что это верное решение? Что тебя подтолкнуло в тот момент? Это твоё решение или кто-то подсказал поступить именно так? Какие эмоции это вызывает у тебя? В чём цель?
Какие трудности могут возникнуть? Для чего это нужно? Какие ресурсы помогут в этом? Каких результатов добиваешься? Что ты получишь в итоге? Согласен ли ты с этим утверждением?
Что думаешь по этому поводу? Как поступил бы ты на его месте? В чем ты не согласен? Что нужно изменить? Что можно ещё сделать в этой ситуации? Есть ли выход из этой ситуации?
Есть ли другие пути решения? Какой путь наиболее верный, по твоему мнению? Что нужно сделать, чтобы повторить или не повторять результат? К каким результатам ведёт это решение? Всегда ли нужен спор и дискуссия? Для получения новых знаний, поиска истин — дискуссия будет отличным методом.
В ходе такого диалога, можно ещё раз убедиться в правоте своего мнения или подвергнуть его сомнению.
Благодаря М. Образец М. Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
Это вопросно-ответный процесс, направленный на установление истинного смысла. Сократ ставил перед своим собеседником ряд логически связанных вопросов и помогал находить правильные ответы, показывая абсурдность их альтернатив абсурдность понималась не как противоречивость, а как фактическая ложность. Сократ полагал, что он не может учить людей мудрости, а должен только побуждать их самих находить истину. Термин «М. Метод Сократа описан Платоном в «Теэтете» и «Пире».
В каждом человеке, считал Сократ, скрыто знание об общем. Философ побуждал своих собеседников вспомнить истину, задавая серии вопросов и не навязывая своего мнения. Источник: Краткий философский словарь. Это фиксируется в принципе "знаю, что не знаю ничего". Вместе с тем полагается, что знание можно найти только через самопознание другого, но для этого необходимы процедуры очищения и уточнения, что осуществляется посредством постановки вопросов о сути тех или иных прежде всего социальных феноменов.
А обворовать их, отобрав всё имущество, или обмануть, тоже будет верным и достойным решением? Услышав и в этот раз согласие, мудрец предложил тогда все эти понятия перенести в колонку справедливости. Удивлённый такому ходу событий, Евтидей указал, что эти поступки считал по отношению к друзьям, поэтому отнёс в графу неправильных. Вследствие чего «родилось» утверждение, что нельзя обманывать близких и ценных людей, обворовывать и, тем более, пользоваться ими. Окончательное умозаключение Но и тут мыслитель не отступал, вернувшись к методу индукции, он решил выяснить, а будет ли неверным поступком то, если командир скажет своим военным, чтобы не отчаивались и не теряли боевой дух, ведь им на помощь идёт подкрепление, но на самом деле это будет неправдой? Или родители дадут лекарство тяжело больному, но капризному ребёнку незаметно, спрятав в еде? Будет ли такой обман, ради сохранения жизни несправедливым по отношению к малышу? А как быть с женщиной, которая, заметив, что любимый долгое время страдает и замышляет самоубийство — украдёт у него на всякий случай оружие и спрячет кухонные ножи? Стоит ли её осуждать и считать воровкой, которая должна ответить перед законом за свой проступок?
Евтидей понял, что ошибался, и был вынужден признать, что даже близким и друзьям ложь и обман могут быть в пользу, а воровство совершается, чтобы не причинить вред, а наоборот, защитить. В конце разговора он пришёл к выводу, что несправедливость — это действия, совершённые с целью нанести ущерб. Заключение В чем ценность этого метода — так это действительно в том, что он помогает найти ответы на сакральные и даже порой экзистенциальные темы. В нашем подсознании действительно заложено масса информации, которая или вытесняется сознанием, или просто забывается. Так почему бы путём «что — вопросов» не исследовать глубины своей души? Успехов вам в познании. Материал подготовила Журавина Алина.
Во втором периоде этой злосчастной для Афин войны Сократ уже не участвовал. Но она его коснулась одним из своих трагических событий. В 406 г. Победителей судили в совете пятисот. Будучи в это время пританом булэ заседателем в совете , Сократ воспротивился скороспелому суду над всеми стратегами сразу. Сократа не послушались, и все восемь стратегов были казнены. Поражение Афин в Пелопоннесской войне и последующая тирания тридцати также не прошли мимо Сократа. Однажды, будучи снова пританом, Сократ отказался участвовать в расправе тиранов над одним честным афинским гражданином. Так Сократ исполнял свои общественные обязанности, которые в условиях античной демократии исполняли все свободные афиняне. Однако Сократ не стремился к активной общественной деятельности. Он вел жизнь философа: жил непритязательно, но имел досуг. Был плохим семьянином, не заботился ни о жене, ни о трех своих сыновьях, родившихся у него поздно. Все свое время Сократ посвящал философским беседам и спорам. У него было много учеников. В отличие от софистов Сократ не брал денег за обучение. Не будем забывать, что Сократа сопровождали не только восторженные взгляды, но и взгляды, полные ненависти. Особенно возненавидели Сократа те из софистов, которые сделали искусство доказывать правое и неправое своей профессией. Кто покушается на самодовольство темных и пустых людей, тот сначала человек беспокойный, потом нестерпимый, и наконец, преступник, заслуживающий смерти. Первым полушутливым, полусерьезным обвинением против Сократа явилась постановка в 423 году комедии Аристофана "Облака", в которой Сократ изображается мастером "кривых речей". В один из дней 399 года до н. Сократ обвиняется в том, что он не признает богов, которых признает город, и вводит других, новых богов. Обвиняется он и в развращении молодежи. Требуемое наказание — смерть".