«Копи царя Соломона» были собственностью израильтян – выяснили археологи из Израиля. Кольцо царя Соломона с 3-мя надписями. Образ царя Соломона нередко можно увидеть на иконах, которые отражают этот сюжет – сошествие во ад. Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Судя по описанию Божьей книги, Соломон является сыном второго царя Израиля Давида.
Метка: царь Соломон
Большинство современных ученых отождествляют ее с Сабой — одним из древнейших государств Ближнего Востока, находящимся на территории северо-западной части современного Йемена. Но почему тогда культ этой женщины сложился совершенно в другом месте — в Эфиопии? Соломоново кольцо и Ковчег Завета В отличие от скупого упоминания в Библии, в священной древнеэфиопской книге «Кебра нагаст» в переводе с языка геэз — «Книга о Славе Царей» посещение Израиля царицей Савской описано очень подробно. Там говорится, что визит Македы под таким именем она известна в Эфиопии длился целый месяц, в течение которого славившийся своей мудростью Соломон раскрывал ей все тайны мироздания. Но философскими беседами итоги поездки не ограничились. Через девять месяцев и пять дней после отбытия из Иерусалима у царицы родился сын Менелик I, ставший впоследствии основателем династии эфиопских императоров последним из них был Хайле Селассие I, убитый в 1975 году. В возрасте 22 лет, взяв у матери кольцо Соломона, Менелик I отправился к отцу в Израиль. Если верить «Кебра нагаст», Соломон его принял радушно и предложил стать своим наследником, поскольку Менелик был его старшим сыном. Когда юноша отказался и решил вернуться на родину, заботливый отец отправил вместе с ним старших сыновей знатных израильских родов, а также подарил ему главную святыню своего народа — Ковчег Завета из Иерусалимского храма.
Трудно сказать, насколько это заявление обоснованно, но есть одна любопытная деталь: после того как Ковчег Завета оказался в Святая святых Иерусалимского храма, о нем сразу перестали упоминать. Более того, когда в 586 году до нашей эры вавилонский царь Навуходоносор разграбил и разрушил храм Соломона, Ковчега Завета там уже не было. Как бы то ни было, современный эфиопский мир является уникальным хранителем культурно-религиозных традиций, восходящих еще к ветхозаветным временам. Только у эфиопских православных христиан существует древнеиудейская практика обрезания младенцев мужского пола на восьмой день после рождения, только они субботу почитают наравне с воскресеньем и соблюдают кашрут система иудейских религиозных правил, регулирующих широкий круг юридических и ритуальных вопросов — прим. Пожалуй, самое главное — нынешние эфиопские евреи фалаша считают себя потомками тех самых представителей высшей израильской знати, которых царь Соломон три тысячи лет назад вместе с Ковчегом Завета отправил в помощь своему сыну Менелику. В XX веке выдающийся лингвист Хаим Полоцкий доказал, что в древнеэфиопском языке геэз, на котором написаны все священные книги эфиопов, очень много слов заимствовано непосредственно из иврита. Иудейская геополитика Возникает закономерный вопрос: какое отношение имеет Эфиопия библейское название — Куш к царице Савской, если ее государство располагалось на юге Аравийского полуострова? Дело в том, что археологические раскопки в Йемене и Эфиопии говорят о необычайной схожести существовавших там культур.
Это дает основание предполагать и о политической общности этих территорий в первом тысячелетии до нашей эры.
Историчность Соломона до сих пор подвергается сомнению. Официальная наука считает, что нет никаких подтверждений его жизни в археологических летописях, а всё что есть — это лишь фольклор, верить которому нельзя. Но одно дело, если отталкиваться только от древнееврейского фольклора, и совсем другое, рассматривать творчество народов, с евреями никак не связанными. И тут возникает масса интересного, поскольку упоминание о Соломоне есть не только у евреев. Мало того, внутриеврейская политическая борьба во взгляде «со стороны» освещается таким образом, что практически полностью подтверждает библейские тексты.
Уже сама по себе история прихода Соломона к власти настолько необычна, что даже кажется абсолютно неправдоподобной. Предшествующие ему цари Саул и Давид пришли к власти посредством «помазания на царство» пророком Самуилом. Но, следует понимать, что фактически речь шла о том, что они получили разрешение править у клерикальной верхушки того времени. И собирательный образ «пророка Самуила» есть не что иное, как решение духовных лидеров древнееврейских кланов. Когда Саул стал им неугоден, он вместе со всеми тремя наследниками пал в битве у Гальбоа, а царём сделался Давид, никаких наследственных прав на престол не имевший. Даже его происхождение из колена Иуды не совпадало с Сауловым — из колена Вениамина.
Но, жрецы не ошиблись с выбором. Давид был настолько лоялен к ним, что построил им в Иерусалиме храм правда, храм был небольшим строением, местом хранения Скинии — священной реликвии иудеев и всячески поощрял все религиозные дела. Правил он долго, почти 40 лет, и казалось, что всё и дальше будет прекрасно и замечательно. Но, вот на сцену вышел наш герой, Соломон. Будучи четвёртым, самым младшим сыном царя Давида, он, естественно, никаких прав на трон не имел. Однако, его старшие братья умирали один за другим, причём обстоятельства складывались так, что выжить они попросту не могли.
Амнон, старший сын и наследник Давида, был убит его братом, Авессаломом по надуманному обвинению; папаша не препятствовал сынку. После чего убрал сынка посредством своего друга и военачальника Иоава. Адония, третий сын Давида, был поставлен отцом в такие жёсткие рамки, что выходов у него было всего два: бегство или смерть.
Впоследствии, когда составлялись книги Царств, эти летописи еще существовали и составители Библии довольно часто ссылаются на них, но до нас они не дошли. Одна из этих книг называлась «Книга деяний Соломоновых», другие назывались просто книгами летописей. Период царствования Давида и Соломона описан в Библии по этим летописям, поэтому здесь мы и наблюдаем больше исторической конкретности и правдоподобия, чем в описании предшествующих периодов, которое делалось на основании устных преданий или в лучшем случае на основании поздних записей. Соломон завел необходимую для обороны конницу остатки его конюшен найдены в развалинах Мегиддона. Он заключал договора с соседними царями, отправлял торговые корабли в дальние страны, разрабатывал медные рудники на берегу Красного моря. При дворе его появились иностранные послы.
Аравийская царица Савы прибыла в Иерусалим «испытать его загадками», на самом же деле — заключить торговый союз. Однако более всего слава Соломона связана с Храмом, построенным в Иерусалиме. Но к концу своей жизни Соломон по настоянию своих многочисленных юных наложниц, происходивших из соседних стран, допустил распространение идолопоклонства. Духовное заражение сказалось на судьбе Израиля сразу же после смерти Соломона; страна из-за междоусобных распрей раскалывается на две части. Уже в царствование Давида на здании государственной власти появились грозные трещины. Бунт Авессалома и Сивы был, в сущности, восстанием северных племен против гегемонии Иуды. Эти племена поддерживали в качестве претендентов на престол Иевосфея и Адонию против Давида и Соломона, что доказывает силу внутренних конфликтов, приведших в конце концов к расколу государства. Обсуждаются различные версии: налоговый гнет и принудительные работы, концентрация капитала страны в Иерусалиме, предельная роскошь царского двора, известный религиозный космополитизм Соломона и отход его от цементировавших единство религиозных догм. Кеньон предполагала даже определенные этнические различия между населением северного и южного регионов Палестины.
Во всяком случае, сын Соломона Ровоам сохранить единство не смог, хотя и остался царить над южным регионом — Иудой — в Иерусалиме. Десять же колен отпали от него и основали самостоятельное государство — Израиль, первым царем которого стал Иеровоам I, сын Наватов. Кеньон пишет: «И в то же время именно северное царство Израиль явилось фактическим наследником цивилизации, впервые сложившейся в Палестине при Соломоне, тогда как Иуда в своей реакции против былой роскоши Иерусалима и попытке противостоять последствиям раскола доходила до простоты и даже варварства ранних периодов». Образовалось, таким образом, два еврейских государства: северное — Израиль и южное — Иудея. Столицей Иудеи был Иерусалим, столицей Израиля — выстроенная вскоре после основания нового государства Самария, отчего и подданные Израильского царства именовались самарянами. Стремление Соломона, поскольку оно выражалось в его постройках, может быть названо стремлением к обмирщению яхвизма. Это была необходимая первая ступень к тому, чтобы впоследствии вся народная жизнь во всех сторонах своих, подпала под влияние яхвизма. Но это стремление далеко не вызывало общего сочувствия. Многие не хотели расстаться со старинной простотой народного культа.
Нововведения Соломона, носившие на себе слишком явный отпечаток восточной культуры, казались им стоящими в прямом и основном противоречии с характером яхвизма, принесенного из Египта. Они не могли представить себе Бога пастухов и воинов, с которым Израиль вышел из египетской культурной жизни, иначе как сознательно противопоставляя Его всякому развитию культуры. Не в ней, а в уединении пустынь живет Он, и соответствовать этому должен и характер Его почитания. Это воззрение в более или менее сильной степени постоянно вновь проявляется в истории Израиля. Таким образом, в революции Иеровоама I это направление выступает вместе с общественным недовольством, вызванным в северных племенах пышнолюбивым и строгим правлением Соломона, и тем самым становится одной из причин разделения царств.
Он считал, что она может быть демоном в женском обличии. Ну а главным признаком того, что перед тобой злой дух, являются козлиные ноги. Тогда Соломон пошел на хитрость. Он приказал в тронном зале сделать бассейн, который покрыть прозрачным стеклом, а в воду запустить рыб. Как только царица Савская решилась ступить на этот прозрачный пол, она инстинктивно на несколько мгновений приподняла подол платья. Этого времени хватило, чтобы Соломон убедился, что перед ним женщина, а не демон. В итоге царь Израиля сумел ответить на все загадки царицы Савской. Та была им очарована так, что несколько месяцев прожила во дворце царя. А вернувшись к себе на родину, даже родила сына. Также его женами были дочь египетского фараона, моавитянки, аммонитянки, идумеянки, сидонянки, хеттеянки и многие другие представительницы чужих для Израиля народов. Многие из них только для вида принимали веру своего мужа, а тайно продолжали служить своим богам. Позже они даже перестали скрывать от царя, что не отказались от своей религии. Постепенно и сам Соломон начал поклоняться чужим богам. Так, начав строительство храма в честь своего бога, он решился и на то, чтобы построить языческий алтарь, где он со своими женами почитал других богов. Тем самым он, согласно Библии, навлек на себя гнев Господа, который пообещал обрушить на Израиль самые страшные беды.
Первые израильские цари Саул, Давид и Соломон
В иудаизме и христианстве упадок Израиля после смерти Соломона принято связывать с тем, что царь отступил от веры: «Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской. Знаменитая встреча царицы Савской с израильским царем Соломоном, как гласит 10 глава Третьей книги Царств, произошла около трех тысяч лет назад в Иерусалиме. Образ царя Соломона нередко можно увидеть на иконах, которые отражают этот сюжет – сошествие во ад.
Соломон, царь Израильский
Цари Израиля. Эпоха царей До Саула у евреев древнего Израиля не было царя. Но ситуация в стране накалялась из-за того, что Судьи Израиля не могли противостоять давлению со стороны соседних государств. Больше всех зарились на израильские земли филистимляне. Кроме того, сыновья священника Илии не только глумились над справедливостью и совершали беззаконные поступки, но и во время битвы потеряли Ковчег Завета. После этого израильский народ потребовал у пророка Самуила поставить над ними правителя. Всевышний возвестил Самуилу, что на царство в Израиле должен быть помазан юноша из колена Вениаминова. Тем временем Саул отправился в город искать отцовских ослиц.
Самуил сообщил юноше, что тот должен стать царем и помазал его на царство. Эпоха царей или Израильско-Иудейского царства продолжалась примерно с 1029-985 г. Но были у него и отрицательные черты, которые сослужили ему плохую службу: подозрительность, приступы ярости, меланхолия и ревность. После того, как Самуил помазал его на царство, Саул собрал людей в Массифе и там бросили жребий, который указал на него, и народ, для которого помазание Саула все еще оставалось тайной, провозгласил его своим царем. Саул был достойным правителем и одержал много побед над врагами. Именно он создал в Израиле первые регулярные войска, которые успешно бились против филистимлян. В первый период своего царствования вера Саула во Всевышнего была крепка — за богохульство он даже готов был принести в жертву собственного сына Ионафана.
Но потом наступил второй период, который был омрачен конфликтом с Самуилом. Они окончательно разорвали отношения после того, как Саул не исполнил повеление Самуила и полностью не истребил амалекитян. После этого Саул чувствовал, что Всевышний оставил его, а царские почести больше его не утешали. Да и Самуил считал, что ошибся и выбрал народу не того царя. Всевышний, отвернувшись от Саула, послал пророка Самуила, чтобы помазать юношу Давида на царство. После помазания на юного Давида снизошел Дух Творца.
Да и Самуил считал, что ошибся и выбрал народу не того царя. Всевышний, отвернувшись от Саула, послал пророка Самуила, чтобы помазать юношу Давида на царство. После помазания на юного Давида снизошел Дух Творца. После этого Давид оказался при дворе царя Саула, где успокаивал своевольного правителя игрой на кинноре и подружился с сыном царя Ионайаном. А потом будущий правитель совершил настоящий подвиг, победив в бою великана-фелистимлянина Голиафа, сразив его камнем из пращи. Но именно после этой блестящей победы над Голиафом царь Саул стал завидовать Давиду. В Книге Самуила сказано: «с того дня и потом подозрительно смотрел Саул на Давида». Зависть и ревность только укреплялись в душе царя, он дважды безуспешно пытался убить Давида. А после того, как Саул метнул копье в Давида, тому только и оставалось, что бежать в Раму к Самуилу. Саул продолжал воевать с филистимлянами, но не чувствовал поддержки Всевышнего. Перед битвой при Гелвуе он не получил ответ свыше об исходе сражения, отправился к Аэндорской волшебнице, чем еще больше разгневал Всевышнего. Да и вызванный чародейкой дух Самуила предрек Саулу гибель. Так, собственно, и произошло. В битве с филистимлянами пали три его сына: Аминадав, Иосафан и Мелхисуа, в сам Саул, окруженный врагами, с помощью одного из своих воинов бросился на свой меч. Так закончилось царствование Саула, на смену которому пришел Давид. Царь Давид Свой расцвет древний Израиль пережил при царе Давиде, который мудро правил государством. Давид был младшим сыном Иессея из Вифлеема, правнуком Воза и Руфи. В книге Самуила говорится, что он был очень красноречив и красив, смел и отважен, а еще обладал огромной силой. В юности он пас овец. От преследований царя Саула Давид был вынужден бежать сначала к Самуилу, затем к Анхусу — филистимскому царю. Какое-то время Давид укрывался в Адолламской пещере, но конец его мытарствам положило переданное через пророка Гада повеление Всевышнего идти в землю Иуды.
Каждая из них утверждала, будто ребенок ее, не собираясь уступать. Тогда Соломон приказал разрубить дитя на равные части. После чего царь приказал отдать малыша той, которая просила сжалиться и сохранить ему жизнь. Согласно тем же библейским рассказам, создание центрального храма в Иерусалиме — намного больше, чем просто возведения культового здания. Это было символом объединения всего израильского народа под эгидой мудрого правителя. Причем проект его был создан еще Давидом, а Соломон только воплотил его в жизнь, хотя это оказалось вовсе не просто. Считается, что он приступил к работам на четвертом году своего правления, а уже спустя семь лет храм был открыт в аккурат перед праздником Суккот Кущей. Но так быстро удалось воздвигнуть только основное строение, весь остальной комплекс доводился еще восемь лет. В 586 году до нашей эры великолепное здание было до основания разрушено вавилонянами. При этом пропали древние еврейские реликвии, к примеру, Ковчег Завета со скрижалями Закона Моисея. В период правления Соломона наблюдалось также зарождение и расцвет иудейской духовной литературы. Как раз тогда были созданы труды Ягвиста, составлены сборники сказаний об Иисусе Навине, досконально проработаны биографии первых израильских царей. Было написано даже некое подобие официальной хроники — «Книга дел Соломоновых». Правда, большинство текстов полностью утрачены и об их существовании можно судить только из более поздних описаний людей, которые якобы держали их в руках. Внешняя политика дипломатичного лидера Как упоминалось неоднократно, про царя Соломона всегда говорили, что он являлся мудрым и справедливым правителем и был крайне миролюбив. Он неохотно вступал в конфликты, старался купировать их в стадии зарождения и воссоединил территории Иудеи и Израиля под собственным руководством. Приоритетным для его царства был торговый путь из Дамаска в Египет, который приносил основные доходы в казну. Также правитель поддерживал дружбу с финикийским монархом Хирамом I Великим. Но главной заслугой Соломона считается то, что он сумел поставить точку в многовековой войне египтян и евреев. Он взял в жены египетскую принцессу и тем самым породнился с правящей там династией. Эзотерические послания от царя Вокруг этого правителя всегда ходило множество разнообразных слухов и сплетен, причем большая часть их была окутана тайнами, мистикой и колдовством. Поговаривали, что, кроме ума, он обладал еще и магическими способностями, а также умел правильно и грамотно их использовать. По легенде, он написал даже несколько трактатов по данной теме, а также являлся обладателем настоящих магических артефактов. Нужно понимать, что этот трактат не является единым текстом, а состоит из разных книг, зачастую представляющих и описывающих различные магические системы вызова демонов и подчинения ангелов. Существует система гаданий, называемых «Круг Соломона», который тоже приписывают именно этому человеку. Он состоит из расчерченного листа, разделенного на сто секторов по числу библейских псалмов и пшеничного зернышка. Печать царя Соломона также называют еще и его звездой. Речь идет о символе из наложенных друг на друга треугольников, которые символизируют щит Давида. Считается, что при помощи такой печати царю удалось запечатать в сосуде семьдесят два демона и управлять ими по собственному разумению. Еще один артефакт, заслуживающий внимания, это кольцо Соломона. Легенда гласит, что оно было подарено правителю ангелами и дает силу управлять всеми нечестивыми духами, демонами, которые под его воздействием называют свои имена. Последний предмет якобы хранится в склепе под охраной драконов, однако точного места за все прошедшие тысячелетия выяснить так и не удалось. Личная жизнь мудрого царя Чаще всего в литературе упоминается библейская легенда о встрече мудрого правителя и царицы Савской — Шебы. Она якобы приехала проверить мудрость правителя и стала задавать вопросы, на которые он с легкостью ответил.
Она стала требовать живого ребенка, утверждая, что это ее дитя. Каждая доказывала царю, что именно ее ребенок жив. Царь приказал принести меч и сказал: рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой 3 Цар 3, 25. Женщина, которая была матерью этого младенца, пришла в великое волнение от жалости к своему сыну. Она просила отдать его другой женщине, но не умерщвлять. Решение это по форме мало похоже на судопроизводство, но достигло цели лучше, чем формальное следствие, потому что было основано на глубоком и точном знании материнского сердца. Мудрость Соломона проявилась не только в суде и управлении народом, но и в многочисленных притчах. Священный писатель говорит, что он изрек три тысячи притчей. Познания царя были обширными: он говорил о деревьях, животных, птицах, пресмыкающихся, рыбах.
Царь Соломон – миф или реальность
Царь Соломон принялся за строительство храма спустя четыре года после своего воцарения. Соломон и тирский царь Хирам создали «хубур» — торговое товарищество (Elat, 1979, 539), в результате чего тирийцы получили возможность использовать израильский порт Эцион-Гебер на Красном море для торговли с (Эфиром, расположенным. И обложил Соломон храм внутри чистым золотом".Это было в X веке до нашей эры. Позднее главную святыню Израиля разрушили и неоднократно перестраивали. Новости. Знакомства. Соломо́н — третий еврейский царь, правитель объединённого Израильского царства в период его наивысшего расцвета. Сын царя Давида и Вирсавии (Бат-Шевы). Прочтенные найденные древние притчи и легенды о Соломоне говорят о том, что он являлся третьим и самым величайшим царём Израильского народа.
Цари Израиля. Саул, Давид, Соломон — правители Израильского царства XI-X веков до н.э.
Каким образом связаны его смерть на праздник Шавуот и обещание Господа «восстановить скинию Давида» Амос 9:11? Почему именно «сын мира» — царь Соломон — был удостоен чести построить Господу храм, великолепие которого поражало все народы? Присоединяйтесь к просмотру!
По преданию с дипломатическим визитом к Соломону приезжает и сама царица Савская. Соломон и царица Савская на фреске Пьеро делла Франческа Когда она приехала в Израиль, то привезла много подарков: слоновую кость, золото, обезьян и прочую невидаль. Эфиопы верят, что Соломон тоже сделал ей подарок, который она унесла в животе, он подарил ей ребенка, и когда она вернулась домой, родился мальчик, которого назвали Менелик. Он-то и стал основателем Эфиопской династии, которая продолжается до наших дней.
Таким образом, одна из самых древних династий в мире началась здесь, в Иерусалиме, с царя Соломона. Храм Соломона Делом всей жизни царя Соломона становится строительство храма великолепного Дома Господня, где будет храниться Ковчег Завета и будут совершаться жертвоприношения единому Богу. До сих пор, пока еврейский народ странствовал и воевал, обиталищем Всевышнего был шатёр — скиния, теперь пришло время построить храм, один на всех. Сегодня у нас есть возможность, конечно, построить в христианстве, в любой традиции, сколько угодно храмов в абсолютно любых местах. Тогда было важным подчеркнуть единство культа — Бог един. Существует только единое место, где ему поклоняются, единство культа означает в конечном счете единство веры: но есть только одно место, только один обряд, только одна группа священников и, значит, невозможно представить себе, что богов много, а, значит, что на путь язычества ставится некоторый заслон», — Андрей Десницкий библеист, институт востоковедения РАН Сегодня на месте первого храма — храма Соломона, на одном из холмов Иерусалима, стоит мечеть Эль-Акса.
Дом Господень строили около 200 000 человек в течение семи лет. Опытных ремесленников и строителей Соломон выписывает из Финикии, в Израиле таких мастеров еще просто нет. От другого соседа, царя тирского Хирама, в Израиль доставляют самую ценную породу дерева — ливанский кедр. Плотники пилили их на доски и потом уже везли в Израиль. Большая часть храма изнутри была отделана кедром, поэтому он напоминал корабль. За Ливанский кедр с царем Тира Соломон расплачивается не золотом и не товарами, а землями, городами на морском побережье в районе современной Хайфы.
Раз храм всегда связывался с именем Соломона, значит, скорее всего, именно он его и построил», — Гершон Галиль профессор Хайфа, Израиль. Как земная обитель Бога храм Соломона представляет собой модель Вселенной: на потолке видны звезды, на стенах — цветы и плоды, но, главное, в этом храме нет изображения Бога, в его святая святых стоит Ковчег Завета. Одна из функций царя — быть наместником Бога на Земле. Построив храм, Соломон как бы соединил свою власть с могуществом Бога. Дворец, где жил Соломон, и храм, где обитал Бог, вместе они показывали владычество Бога над страной и Соломона — над народом. После долгих лет строительства происходит освящение Дома Господня, особую роль в этом торжестве играет сам царь Соломон: он возносит пламенную молитву за весь мир и призывает Бога войти в храм и символически пребывать в нем.
Он говорит довольно разные вещи, просит у Господа благословения этому дому, он просит пребывать его в этом доме, но одновременно, он говорит очень интересную вещь. Ведь храм — это символический дворец Бога, дворец, где живет Бог. Вот царь живет во дворце одном, а Бог живет во дворце другом, и этот второй дворец мы называем словом «храм». И в этой молитве как раз Соломон, с одной стороны, очень четко и внятно проговаривает, что даже в древности, наверное, всем было не ясно вот это различие между символическим присутствием и заключение Бога в некоторую внешнюю форму. Вот здесь у нас Бог есть, мы тут его держим, и вот никуда он отсюда не денется. Нет, так не бывает, Бог неописуем, непредсказуем и нельзя его посадить в какую-то золотую клетку», — Андрей Десницкий, библеист, институт востоковедения РАН.
С этого самого момента Иерусалим становится священным городом, духовной столицей всего еврейского народа, становится столицей Востока.
Такого мудрого царя у них ещё не было. Да и не только у них, но и у всех окружающих народов. Кольцо: что написано на нем в оригинале Ещё одна легенда гласит, что один из мудрецов дал совет Соломону надеть кольцо с надписью «Всё пройдёт». Так царь получал вразумление во дни благословений. Однажды Соломон предался грусти от того, что не мог изменить обстоятельств. Тогда он снял кольцо и увидел надпись внутри: «Пройдёт и это». Так могло выглядеть соломоново кольцо, другие утверждают, что перстень был массивным с большим драгоценным камнем. Так могла выглядеть в оригинале надпись на нем.
Хотя есть утверждения, что начертание было выполнено на древнем иврите внутри кольца всего тремя буквами, при повороте которого, каждый раз ей придавался новый смысл Оригинал надписи звучит на латыни так: с внешней стороны кольца: Omnia transeunt et id qouque — Всё проходит на его внутренней части: Etiam transeat — Тоже пройдёт «Все пройдет…» В самом Писании нет этой знаменитой фразы. Но есть нечто похожее: «Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои. Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь. Все вещи — в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием. Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас. Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после».
Екклесиаст 1:4-11. Смерть После 40-летнего царствования Соломон умер. Учитывая, что править он начал в юношеском возрасте, можно сделать вывод, что Соломон прожил не больше 60 лет. Если бы он не отступил от Бога, то достиг бы глубокой старости. Где находится гробница Точное местонахождение гробницы Соломона неизвестно. Библия сообщает, что он был похоронен в городе Давида, его отца. Кому достался самый величественный на земле трон Ровоам стал наследником Соломона. К сожалению, вместе с престолом ему достались и отрицательные черты характера отца. После коронации к новому царю обратились старейшины племён с просьбой ослабить бремя налогов.
Ровоам колебался и обратился за советом к мудрецам, служившим при его отце. Фрагмент картины Ганса Гольбейна-младшего, 16 в. Те ответили, что если он пойдёт на уступки, то люди полюбят его как своего отца и станут преданными ему на всю жизнь. Ровоам также решил выслушать мнение своих молодых друзей. Те не разделяли мнение старших советников. Они решили, что мягкость в обращении с народом недопустима. Молодой царь должен показать свою силу и непреклонность, иначе его перестанут уважать и бояться. Вместо того чтобы пойти на уступки, Ровоам ответил старейшинам племён, что его власть будет ещё более жёсткой, чем власть его отца. В результате 10 израильских колен провозгласили свою независимость от власти Иерусалима и создали Северное царство, куда вошли 10 колен.
Царём нового царства стал Иеровоам. Эти события не были случайными. Ими исполнились слова пророка Ахии, который по вдохновению Бога предсказал раскол Израиля на две части из-за грехов Соломона. Под властью Ровоама остались лишь племена Иуды и Вениамина. История взаимоотношений двух братских государств не была мирной. Потомки Авраама боролись за территорию, власть и влияние. В конце концов оба царства прекратили своё существование. Завещание — псевдоэпиграф «Завещание Соломона» является псевдоэпиграфом, то есть написанным от лица сына Давида. В нём рассказывается, как Соломон создавал храм с помощью магического кольца, переданного ему архангелом Михаилом.
Книга появилась между I и V вв.
Царь Соломон память в Неделю святых праотец и Неделю святых отец Соломон, мирный евр. Соломон был десятый сын Давида и родился от Вирсавии, бывшей сначала женою Урии, в 1033 г. Имя Соломона было дано ему родителями в знак возвращения к ним мира и милости Божией и в ознаменование его мирного царствования, в отличие от царствования его отца. Соломон был прекрасно воспитан и обучен всей премудрости Израильской; кроме этого, ему была дарована премудрость свыше. Царь Давид сделал его наследником престола и по его смерти Соломон стал царем Израильским.
В самом начале царствования Соломона Господь явился ему во сне после принесения всесожжений и сказал: проси, что дать тебе? Молодой царь с глубоким чувством смирения и покорности воле Божией просил себе только одного — сердце разумное, чтобы справедливо судить и управлять многочисленным народом, вверенным его управлению. И благоугодно было Господу, что Соломон просил этого 3 Цар. Ему была дана от Господа мудрость и, кроме того, богатство и слава, гораздо больше, чем было у его предшественников. При этом Соломону дано и обетование: Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе; и то, чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои; и если будешь ходить путем Моим, сохраняя уставы Мои и заповеди Мои, как ходил отец твой Давид, Я продолжу и дни твои 3 Цар. Несмотря на обетование, Соломон взял за себя дочь фараона и ввел ее в дом Давидов — событие, хотя и бывшее нарушением закона, но отпразднованное с необыкновенной роскошью.
Соломон счел необходимым оставить на время нечестивые идольские богослужения некоторых из его подданных, которые еще не освободились от идолопоклонства. Уже в третьей главе Третьей Книги Царств отмечается, что, хотя он сам возлюбил Господа и ходил по уставу Давида отца своего, но и он приносил жертвы и курения на высотах 3 Цар. Соломон существенно расширил подвластные ему или союзные с ним земли, от которых получал дары или дань.
Археологи обнаружили дворец царя Соломона в Гезере
Непревзойденным до сих пор образцом идейно-политического и экономического планирования является перспективный план, составление которого приписывается израильскому царю Соломону, сыну царя Давида. Благоденствие Израиля при Соломоне было следствием благословения Божия, полученного царём в начале правления. «Израиль: на публичных консультациях государственный бюджет на строительство Третьего Храма Соломона на 2024 год 12-й израильский канал в видеорепортаже показал наличие.
Житие пророка Соломона и кончина святого, труды и почитание в православии
Тем менее можно смотреть на разделение царства, как на протест против всего только что сказанного со стороны худших израильтян. Худшая и, конечно, большая половина Израиля всегда не тверда в своей религии. Уклонение Соломона может служить примером для неё и желанным оправданием своей неверности религии, а не поводом к протесту против него. Мы знаем уже, что в мирные периоды своей истории и при более или менее близких соприкосновениях с другими народами Израиль обыкновенно более или менее оставляет своего Иегову и начинает служить иным богам. Период Соломона период мира в истории Израиля по преимуществу. И соприкосновения с другими народами самые широкие и дружественные. Теперь он вступил даже в новые к ним отношения, — торговые, которые, по общему признанию, наиболее враждебны национальной замкнутости и, напротив, наиболее благоприятствуют сближению народов во всех отношениях. Трудно допустить, чтобы и теперь не произошло того, что обыкновенно происходило в подобные времена и при подобных обстоятельствах. И действительно, царь народа подчиняется обычному влиянию таких обстоятельств и, хотя не делается сам настоящим поклонником чужих богов, но, во всяком случае, его деятельность слишком соблазнительна и, нужно думать, еще более облегчает возможность увлечения чужими культами и для народа.
Здесь нужно иметь в виду и то, что этот царь мудрейший из всех людей, послушать мудрости которого приходили цари и из всех народов 3Цар. Тем труднее уберечься от соблазна народу, и без того легко увлекающемуся чужими богами. Некоторые данные подтверждают, что Соломон не был одинок в своем, хотя и внешнем, служении чужим богам, а имел более или менее численных подражателей, которые, не имея Соломоновой мудрости, ушли в своем подражании далее того, кому подражали, уклонились к прямому служению чужим богам. Указание на это можно находить в речи пророка Ахии к Иеровоаму, в которой он поясняет символическое предсказание о царствовании его над десятью коленами израильскими. Сказав, что Бог исторгает царство из руки Соломона и дает ему Иеровоаму десять колен, пророк прибавляет: «это за то, что они оставили Меня и стали покланяться Астарте, божеству сидонскому, и Хамосу, богу моавитскому, и Милхому, богу аммонитскому, и не пошли путями Моими, чтобы делать угодное пред очами Моими и соблюдать уставы Мои и заповеди Мои, подобно Давиду, отцу его» 3Цар. По связи с предшествующим и последующим здесь должна бы быть речь о нем, т. Содержание приведенного выше места заставляет относить его преимущественно к этим последним. В нем говорится об оставлении Иеговы и поклонении чужим богам, но ни то, ни другое не говорится прямо о Соломоне и по предшествующему не может быть о нем сказано.
Он не оставляет Иеговы, а лишь не вполне Ему следует ст. Мудрость его удерживает его при вере в Иегову и от поклонения чужим богам. Другие не имеют такой мудрости и, следуя соблазнительному примеру Соломона, уходят далее, до прямого служения чужим богам и оставления Иеговы. Уже в первое царствование после него иудеи «устроили у себя высоты, и статуи, и капища идолы Ашеры на всяком высоком холме и под всяким тенистым деревом» 3Цар. Правда, писатель книги Паралипоменон говорит, что в течение трех лет по смерти Соломона в царстве иудейском ходили путем Давида и Соломона — последнего, очевидно, когда он был еще верен Иегове , и что Ровоам и с ним весь Израиль, очевидно, ему подчиненный, оставили закон Господень, когда царство Ровоама утвердилось, и он сделался силен 2Пар. Но это не дает права думать, что принятое теперь Ровоамом противозаконное направление новое, отличное от Соломонова, по крайней мере, по отношению к народу, что до этого времени народ оставался верен Иегове, как был верен ему и при Соломоне. Историческая аналогия дает возможность представлять дело так. Народ еще при Соломоне обращается, соблазняясь его примером, «к своим излюбленным высотам и тенистым рощам».
Обстоятельства после его смерти заставляют иудеев, с точки зрения которых отпадение десяти колен собственно несчастье и именно наказание Божие за допущенное им в своем царстве служение чужим богам, несколько приостановиться в своем уклонении к язычеству, обратиться к Иегове и таким образом ходить путем Давида и лучшим путем Соломона. Так проходят три года, в течение коих поддерживают их в этом направлении и переселяющиеся из израильского царства благочестивые израильтяне и левиты. Но впечатление от разделения ослабевает с течением времени, разделение является уже фактом совершившимся и непоправимым, собственное царство Ровоама становится уже окрепшим, — словом, народ приходит опять в спокойное расположение духа и тем скорее возвращается к принятому еще при Соломоне, но прерванному обстоятельствами по смерти его, языческому направлению. Заметим кстати, что следование принятому в царствование Соломона направлению в делах религиозных соглашается с направлением деятельности Ровоама и в других отношениях, — во всем он хочет быть продолжателем и подражателем деятельности своего великого и славного отца. Так подобно своему отцу он укрепляет свое царство многими крепостями 2Пар. Заявив народу в злополучный день своего предполагавшегося утверждения на царстве всего Израиля, что он не отступит от политики своего отца 3Цар. Взгляд на религиозную реформу Иеровоама I, как на оппозицию деятельности Соломона в области культа вообще, даже в области культа Иеговы, и как на восстановление древнего культа, господствовавшего будто бы среди Израиля до Соломона. Несостоятельность доказательств этого взгляда И успех религиозной реформы, предпринятой Иеровоамом, вскоре по смерти Соломона, в царстве израильском, становится понятен лишь при предположении, что израильтяне, отпавшие от дома Давидова и теперь составляющие царство израильское, еще при Соломоне приняли направление более или менее языческое, или, по крайней мере, более чувственное, ищущее удовлетворения и находящее его в чувственном изображении своего невидимого и неизобразимого Бога.
Здесь мы должны остановиться. Существует мнение, по которому реформа Иеровоама не стоит в соответствии с признаваемым нами понизившимся, благодаря влиянию терпимых и покровительствуемых Соломоном языческих культов, религиозным состоянием Израиля того времени; напротив она стоит в прямой противоположности к этим культам и не только к ним, а и к остальной деятельности Соломона в области культа, — в особенности же к построенному им храму. В таком случае влияние религии на разделение еврейского царства иное, отличное от того, какое мы имеем указать. По этому взгляду Соломон всею своею деятельностью в области культа, а не покровительством только культам чужих богов возбуждает в народе израильском и, особенно в пророках сильное недовольство против себя. Достаточно было построения храма для того, «чтобы возмутить национальное и религиозное чувство израильтян и пророков Иеговы; для этого не было нужды в том, чтобы Соломон построил еще капища Астарте, Молоху и Хамосу». Религиозная реформа Иеровоама, таким образом, не уклонение, так или иначе объясняемое, от прежнего господствующего среди Израиля культа Иеговы, a восстановление именно этого культа; благодаря ей израильский народ «возвращается только к своему древнему и подлинно еврейскому культу». Но действительно ли реформа Иеровоама восстановление или «улучшение» 321 древней, подлинно еврейской формы культа? На чем опирается такой на все взгляд?
Сущность религиозной реформы Иеровоама состоит, как известно, в следующем. Он устрояет два золотых тельца, поставляет их на двух противоположных границах своего государства — южной в Вефиле и северной в Дане и предлагает их своим подданным для поклонения, вместо того, чтобы ходить им в Иерусалим. Это в реформе главное. Другие её стороны: введение всеобщего священства, с уничтожением исключительных прав на него Левиина колена, и перенесение праздника вероятно кущей с седьмого месяца на восьмой более или менее второстепенные и, быть может, введены уже позднее 3Цар. Что эта реформа — восстановление древнего, господствующего среди евреев религиозного культа и именно нормального, для признания этого недостаточно указать на широкое распространение культа тельца в том самом или приблизительно в том виде, как он введен Иеровоамом. Для этого нужно предположить, что до Соломона не было закона, определяющего так или иначе религиозный культ евреев. Только при этом предположении широкое распространение того или другого культа вообще или в частности культа тельца может свидетельствовать об его нормальности среди Израиля. В противном случае, при существовании закона, определяющего иной вид культа, культ тельца есть уклонение от законного культа.
Как уклонение, должна быть рассматриваема и религиозная реформа Иеровоама, восстановляющая этот культ, и как уклонение она может быть объясняема лишь из предположения предшествующего большего или меньшего, так или иначе объясняемого, упадка религиозного состояния израильтян, составивших израильское царство. Таким образом, чтобы иметь возможность от реформы Иеровоама правильно заключать к влиянию религии на разделение еврейского царства, нужно установить наперед правильный взгляд на отношение реформы к предшествующему состоянию религии в израильском народе и ее значение, а для этого решить вопрос о том, существовал ли до Соломона закон, точно определяющий культ, в частности, что Бог Израиля, Иегова, должен быть почитаем без какого-либо чувственного изображения, что на служение Ему при святилище должно быть выделено колено Левиино, что должно быть одно место в стране для жертвоприношений всего народа и пр. Вопрос о происхождении такого закона от Моисея, или о законе, как он изложен теперь в Пятикнижии, как начальном или конечном пункте истории Израиля, или о том, — закон ли прежде пророков или же пророки прежде закона, или, как ставит вопрос Вельгаузен: «Моисеев закон исходный ли пункт для истории древнего Израиля или для истории иудейства, т. Но понятно само собою, мы не можем входить здесь в принципиальное решение этого и слишком сложного и слишком трудного для точного решения вопроса. Вопрос этот возникает главным образом потому, что в истории Израиля до вавилонского плена встречаются факты, которых, по-видимому, не должно бы быть в ней, если бы с самого ее начала существовал Моисеев закон; потому что «допленная история идет вообще не по нормам Моисеева закона, и только после плена наступает приблизительная сообразность истории и писанной торы». Возможность широкого распространения культа тельца или, что тоже, культа Иеговы под чувственным символом тельца у Израиля обусловливается принципиально, так сказать, положением, что «форма тельца подлинно семитический символ божества». Так действительно и видят в нем некоторые «древнееврейскую идею», в культе тельца «древнееврейское язычество». Объяснить такое молчание намерением предания или бытописателя представить высокие лица патриархального периода свободными от религиозно-нравственных заблуждений нельзя.
В книге Бытия рассказывается же о том, что в семействе Иакова были боги чужие терафимы, 31:34; 35:4. Но ничего не говорится в ней о культе тельца. В первый раз о служении Израиля золотому тельцу говорится в истории пребывания его при горе Синае, вскоре по выходе из Египта Исх. Близость по времени этого служения к пребыванию Израиля в Египте, стране поклонения животным, сама собою наводит на мысль о заимствовании этого культа именно у египтян. Но сила указываемого здесь основания видеть в золотом тельце египетское влияние, именно основания враждебности к египтянам ослабляется значительно дальнейшими словами автора: «хотя, несомненно, в самом праздновании в честь тельца были и черты египетского культа, к которому так привык народ во время своего пребывания в Египте». Далее тот же автор видит «некоторое сходство в устройстве и расположении скинии с расположением храмов египетских», склоняется объяснять урим и туммим египетской аналогией. Почему же нужно исключать это влияние по отношению к символу божества при Синае, особенно когда библейские писатели видят его и здесь Нав. Справедливо говорит Елеонский после разбора мнений относительно происхождения культа золотого тельца у израильтян: «чтобы в вопросах чисто научных, касающихся бытовых сторон древней жизни, каков настоящий предмет, отступать от воззрения библейских писателей, необходимы прочные, несомненные данные; а не таковы, по нашему мнению, приведенные выше основания новейшего мнения о происхождении золотого тельца» 331 из семитического влияния.
После факта служения золотому тельцу при Синае в дальнейшей истории Израиля вплоть до религиозной реформы Иеровоама, первого царя израильского, нет прямых указаний, за исключением, быть может, Нав. Во все это время ничего неизвестно и о каких-либо политических сношениях Израиля с Египтом. С прекращением этих последних стоит, таким образом, в связи, судя до аналогии с прежним, прекращение и религиозного влияния Египта на Израиля, — что может опять доказывать именно египетское происхождение золотого тельца при Синае. Важно и то, что Иеровоам, введший культ тельца в израильском царстве, жил некоторое время пред этим в Египте 3Цар. Близко предположение видеть египетское влияние и в его религиозной реформе. Указывают, правда, или лучше стараются указывать существование культа тельца у Израиля и во время между пребыванием его при Синае и Иеровоамом. И если верить этим указаниям, то действительно культ этот был общераспространен среди него, был господствующим культом во все время до Иеровоама. Так статую тельца или статую со смешенным видом тельца и человека устрояют Гедеон Суд.
Эти статуи не единственные, а лишь более ценные и предполагают множество других, более простых. Во всех них, за указанным исключением, говорится собственно об ефоде, на ефод обращается внимание и в культе Миха Суд. Общее основание видеть в ефоде именно статую бога находят в самом имени ефода. Таким образом, и основное место для понимания под ефодом «образа в окладе» не уполномочивает к нему. Остается чистая его возможность, и наряду с нею действительность, по которой последней ефод означает верхнюю наплечную одежду первосвященника с прикрепленными к ней уримом и туммимом, которую он надевал на себя, когда хотел вопросить Бога. Должны быть сильные и ясные основания для того, чтобы под одним и тем же словом — ефод разуметь в одном месте «образ в окладе», в другом одежду первосвященника. Сам же он сознается, что в одном месте слово — ефод стоит одно без этой прибавки и все-таки означает одежду, которую носит силомский священник, стерегущий ковчег завета 334 т. Большее внимание к предмету показало бы Фатке, что носителем ефода, названного просто, без всякой прибавки, представляется Ахия, во всяком случае, глава силомского священства, что этот священник распорядитель и посредник при вопрошении Бога Саулом 1Цар.
Все это, взятое вместе, показало бы ему, что выражения: льняный ефод и просто ефод указывают не на различие между ефодом, как священнической одеждою, и ефодом, как статуей, а на различие между одеждою простых священников и одеждою первосвященника; а таким образом исчезает, и основание от простого имени ефод заключать к статуе Бога. He более cильны и другие, частные, основания видеть в том или другом ефоде именно статую Бога. Так нет вынуждающих оснований видеть такую статую в ефоде, сделанном Гедеоном Суд. Масса золота, тысяча семьсот сиклей, весьма велика для того, чтобы всю ее употребить на приготовление одежды; но нужно полагать, что этот ефод был чрезвычайно роскошный, и к тому же ничто не вынуждает думать, что на производство его употреблено все золото, собранное Гедеоном. Ничто не вынуждает и к тому предположению, что он сделан был только из золота. Таким образом Гедеон изготовляет первосвященническую одежду ефод с принадлежащими к ней уримом и туммимом для того, чтобы посредством ее иметь возможность узнавать волю Божию, помимо силомского первосвяшенника. Как он поступает с нею далее, — сам ли он надевает ефод, когда хочет вопросить Бога, и, быть может, сам приносит и жертвы на построенном в Офре Суд. Во всяком случае, сам ли он священнодействует или приглашает священника левита, он отклоняет народ от законного святилища в Силоме, облегчает чрез это уже уклонение к чужим богам, которое скоро и последовало.
И дееписатель имел основание сказать, что ефод «был сетью Гедеону и всему дому его» Суд. Именно многократное сильное указание на священника, как главное посредством чего Миха и данитяне считали обеспеченною свою связь с Иеговою Суд. Здесь не говорится, что ефод «стоит в доме Божием в Номве и за ним находится меч Голиафа, обернутый в одежду» Фатке , а говорится: «вот меч Голиафа филистимлянина,.. Смысл этих слов вполне исчерпывается предположением, что меч Голиафа, завернутый в одежду, висел на крючке на стене, а поверх него на том же крючке висел и ефод. Основание видеть статую в ефоде, упоминаемом в 1Цар. Таким образом, ни имя — ефод, ни упоминание о нем в разных местах и в разнообразных отношениях не дают основания видеть в нем статую, а не первосвященническую одежду. He говорим уже о том, что во всех приведенных выше местах нет, да по существу дела и не может быть, ни малейшего указания на то, что эта предполагаемая статуя имела вид тельца или смешанный вид человека и тельца. Если держаться указанного выше взгляда Фатке на тожество истукана и литого кумира с ефодом в 17 и 18 гл.
Судей, то во все рассматриваемое нами время мы не только не находим широкого распространения и даже просто существования культа тельца, а даже и служения Иегове под каким бы то ни было чувственным образом. Тем не менее, мы должны признать среди Израиля этого времени существование служения Иегове под чувственным образом. Это следует именно из рассказа книги Судей о культе, учрежденном Михою и ставшем потом культом у жителей города Дана. Присутствие в этом культе статуи, именно статуи Иеговы, неоспоримо 17:4,13; 19:5,6. Какой вид имела эта статуя? Фатке предполагает вид тельца. Кейль находит возможным допустить, что «истукан, как изображение Иеговы, имел вид тельца, подобно золотому тельцу, которого Аарон сделал народу при Синае Исх. Чтобы определить его, стараются поставить этот истукан в связь с золотым тельцом, поставленным в Дане Иеровоамом I.
Некоторую опору для этого думают находить в Суд. При таком понимании дело представляется так. Истукан существует в Дане до ассирийского плена, следовательно, и в то время, когда Иеровоам вводил реформу. Об Иеровоаме прямо говорится, что он поставил одного из своих тельцов в Дане. Но «легче признать, что тот золотой? О самом истукане, именно о том, как долго имели его у себя сыны Дановы, говорится в ст. На основании этих обоих мест, а также и других исторических данных можно с Келером представить историю культа в Дане так. Истукан, сделанный Михою, был здесь средоточным пунктом культа во все время существования скинии собрания в Силоме, следовательно, во всяком случае, до пленения ковчега завета филистимлянами, после которого скиния является в другом месте 1Цар.
Вследствие реформ Самуила, Саула и Давида истукан Михи был удален, и идолопоклоннический культ в Дане на время прекратился. Но потомки Ионафана оставались священниками в святилище города и после того, как был удален истукан. Они приносили, вероятно, жертвы от имени жителей Дана Иегове, почитаемому теперь без чувственного образа. Когда позднее Иеровоам поставил в Дане своего золотого тельца, они стали приносить жертвы ему, и только отведение жителей северных и восточных областей Палестины в ассирийский плен положило конец идолопоклонническому культу в Дане и священническому служению там потомков Ионафана. Нельзя заключать к этому и от самого места того и другого культа. Иеровоам мог, конечно, избрать Дан местом для своего тельца, потому что здесь прежде телец был предметом поклонения, но мог избрать его и потому, что он был центром вообще служения Иегове под чувственным образом, каким бы то ни было, и даже просто, как город на границе своего государства. Существует лишь вообще служение Иегове под чувственным образом. Широкое распространение и этого культа среди израильского народа не следует необходимо из существования его в Дане.
Все попытки видеть в истукане, чтимом в Дане, именно тельца и указать другие следы существования культа тельца среди израильского народа и все предположения о широком распространении первого среди последнего не основываются на фактических данных, а выходят лишь из стремления указать почву для религиозной реформы Иеровоама, из желания представить более или менее понятными и самую мысль Иеровоама о такой именно реформе, и успех этой реформы в народе. Чтобы доказать последнее, Дум обращает внимание на самый храм Соломонов и именно на две стороны в нем: на необыкновенную его роскошь и финикийско-языческий будто бы облик. Роскошь и великолепие Соломонова храма действительно необыкновенны. Но они вполне отвечали могуществу и величию Бога Израилева, так разительно проявившимся в царствование Давида и самого Соломона. Чтобы эту сторону выставлять, как одну из причин недовольства народа храмом, нужно доказать, что евреи не допускали никакого великолепия в религиозных предметах. Дум и старается доказать это; но в этом случае расходится не только с данными Библии, но и со своими руководителями. Он не хочет знать ничего о скинии собрания, построенной Моисеем и описанной в кн. Исход гл.
Вопреки описанию книги Исход и ничем не подтверждая себя, он говорит, что «ковчег завета, по всему своему характеру, не допускает никакой пышности, даже исключает ее». Нам же думается, что уже приготовление мышей и болезненных наростов из золота филистимлянами для того, чтобы положить их около ковчега завета, может говорить о том, что и сам этот ковчег был обложен извнутри и снаружи золотом 1Цар. Переправление ковчега завета филистимлянами в израильскую землю на колеснице, запряженной волами 1Цар. Но из намерения Давида устроить храм, достойный имени Иеговы, можно заключать, что он сделал все возможное для ее украшения. Последнее обстоятельство обращает, впрочем, на себя внимание Дума и вызывает его на объяснение. Можно подумать, что Иеровоам устрояет культ богу солнца и таким образом повинен в том же, в чем Дум упрекает Соломона. В этом отношении он идет далее своего руководителя. Фатке считает статуи, поставленные Иеровоамом в Beфиле и Дане, великолепнейшими.
Они признают, что Иеровоам устроил капища и украшал их по мере сил и возможности. Все это и подобное должно значительно ослабить представление о том, будто Соломонов храм построен по финикийским образцам. He говорит за это и действительное сходство в некоторых пунктах первого с последними. Из него следует, справедливо говорит Богородский, «только то, что и из некоторого сходства законного еврейского богослужения с богослужением языческим, т. А так как не может быть доказано и существование до Соломона среди Израиля широко распространенного, и именно как нормального культа, культа тельца, то и религиозная реформа Иеровоама I не может быть признаваема возобновлением или улучшением древнего подлинно еврейского культа Иеговы. Действительный взгляд на реформу Иеровоама лучших людей в иудейском и израильском царствах и в позднее и в начальное время их существования Как именно смотрел Израиль, в лице лучших своих людей, на эту реформу, это довольно ясно видно из исторических и пророческих книг Священного Писания. Один из самых поздних писателей, собственно уже после библейский, но столь авторитетный, что его писание принято с древних времен в священный кодекс, Иисус, сын Сирахов, так отзывается об Иеровоаме I и его религиозной реформе: Иеровоам «ввел в грех Израиля, и Ефрему указал путь греха. И весьма умножились грехи их, так что они изгнаны были из земли своей» Сир.
О каком грехе говорит здесь сын Сирахов, едва ли нужно доказывать. Такой взгляд на культ Иеровоамов существовал и во время происхождения книг Паралипоменон, следовательно, во время Ездры. Он Иеровоам «поставил у себя, говорится в одном месте, жрецов к высотам и к козлам 356 и к тельцам, которых он сделал» 2Пар. Авия, царь иудейский, упрекает израильтян в том, что у них «золотые тельцы, которых Иеровоам сделал богами», и тут же называет их лжебогами 2Пap. Человек Божий убеждает Амасию, царя иудейского, отослать назад нанятых им израильтян, «потому что нет Господа с израильтянами, со всеми сынами Ефрема» 25:7. Этот факт относится к тому времени, когда культ Ваала, введенный Ахавом, был уничтожен Ииуем и был восстановлен культ тельцов. Об Ахазе говорится, что он шел путем царей израильских и даже сделал литые статуи Ваалов 28:2 ; последняя прибавка показывает, что здесь разумеются не те только цари израильские, которые вводили культ Ваала, но и все другие, которые, следовательно, делали неугодное Богу, служа тельцам. Такой же взгляд существовал и во время происхождения 3 и 4 книг Царств.
Это следует также из отзывов писателя о культе Иеровоамовом. Так писатель говорит, что Иеровоам вводит культ тельцов золотых для того, чтобы отклонить израильский народ от хождения в Иерусалим 3Цар. И после Иеровоам не сходил со своей худой дороги, и это повело дом Иеровоамов ко греху и к погибели и к истреблению его с лица земли 13:33,34. О последующих царях израильских говорится, что они делали неугодное пред очами Господа, ходили путями и во грехах Иеровоама. Так Нават, сын Иеровоама, ходил путем отца своего и во грехах его, которыми тот ввел Израиля в грех 15:26.
Бумага, наклеенная на бумагу и на картон, масло.
На библейский сюжет. Эскиз неосуществлённой картины. Поступила в 1926 г. Иванова в 1877 г. Государственная Третьяковская галерея Аэндорская волшебница вызывает тень пророка Самуила. Дмитрий Никифорович Мартынов 1826-1889.
Ульяновский художественный музей Рассказ об Аэндорской волшебнице содержится в Первой книге Царств глава 28. В ней повествуется, как после смерти пророка Самуила войска филистимлян собрались на войну с Израилем. Слуги нашли женщину-волшебницу в Аэндоре и Саул, сменив царские одежды на простые, взял с собой двух человек и ночью отправился к ней. Но женщина отвечала ему: ты знаешь, что сделал Саул, как выгнал он из страны волшебников и гадателей; для чего же ты расставляешь сеть душе моей на погибель мне? И поклялся ей Саул Господом, говоря: жив Господь! Тогда женщина спросила: кого же вывесть тебе?
И отвечал он: Самуила выведи мне.
Именно туда царь перенес столицу государства, именно здесь родился будущий царь Соломон. За годы правления Давида Иерусалим был превращен в сакральный центр иудейского государства, при нем богослужения стали более экзальтированными и музыкальными. В последнем нет ничего удивительного — ведь Давид был еще поэтом и музыкантом, и сам сочинял псалмы. Еще до воцарения в Иерусалиме Давид сумел вернуть в земли Израиля Ковчег завета с каменными скрижалями десяти заповедей и теперь собирался построить для него Храм. Но это намерение осуществил Соломон, а Давид только начал подготовку к строительству. Давид расширил и укрепил Иерусалим. Но, увы, его царствование не было безоблачным — против царя выступил его сын Авессалом.
Разгорелась новая междоусобица, приведшая к гражданской войне. И снова победа была за Давидом, который после окончания смуты продолжил войны с внешними врагами. Битвы неизменно заканчивались победой израильского войска. А потом был мятеж Савея, после подавления которого о своих правах на царский престол заговорил следующий по старшинству сын Давида — Адоний. После этого по настоянию свой жены Вирсавии и пророка Нафана Давид передал власть Соломону. Царь Давид правил Израилем 40 лет. Царь Соломон В Первой книге царей Мелахим алеф сказано, что Всевышний дал Соломону царский престол при условии, что он никогда не будет уклоняться от служения ему. Новый царь Израиля был наделен терпением и мудростью, которая осталась в веках и передается бесчисленными поколениями.
В отличие от Давида, Соломон был мирным правителем и практически не вел войн. Он вошел в историю как самый мудрый царь Израиля, Соломон продолжил возведение Иерусалимского храма. Также он приумножил политические достижения Давида как в мире, так и внутри страны. Именно во времена Соломона древний Израиль достиг зенита своего могущества. Мудрый царь сумел покончить более чем с 500-летней враждой между евреями и арабами — для этого он женился на дочери египетского фараона. Однако Соломон прогневал Всевышнего, возведя по просьбе одной из своих жен языческий жертвенник, где он поклонился ее божествам.
Причина неоднозначности в том, что неполный год царя может быть как коротким, например, два месяца, так и длинным, например, десять месяцев. В течение нескольких веков это приводит к расхождению в несколько лет. Таким образом, начало правления Шешонка приходится на 945 до н.
Мы также знаем , что Шешонк провел палестинскую кампанию в 20 или 21 год своего правления: стела в Силисиле установленная в его 21 год, сообщает, что сразу же по возвращении он начал масштабное строительство, которое включало обширный двор, большие ворота в Бубастисе и огромную триумфальную сцену в Карнакском храме Амона в Фивах. Шешонк внезапно умер, и эти великие произведения остались незавершенными. Только триумфальная сцена была завершена; ворота были построены, но их украшение едва началось; колонны дворовых портиков остались неоконченными. Обратим внимание, как хорошо согласуется дата, полученная из египетских источников с датой, полученной независимо из ассирийских источников. В дополнение к этим двум вычислениям у нас есть еще два других указания на десятый век до нашей эры дата: египетский брак Соломона и характер его мини-империи. Библия неоднократно отмечает, что Соломон женился на дочери фараона и получил город Гезер в качестве приданого 3 Царств 3:1, 7:08, 9:16, 24, 11:1. Это произошло где-то в начале его царствования, примерно в 970-960 до н. Фараон Сиамон, триумфальная сцена, Танис. Сиамон является единственным фараоном этой династии, который рассказывает на своих памятниках об активном участии в военных кампаниях в Леванте.
Часть триумфальной сцены в храме Амона в Танисе содержит титул "Сиамон, возлюбленный Амона" и показывает его поражающим врага, держащего характерный двойной топор с лезвием в форме полумесяца. Это оружие, очевидно, происходит из Балкан или побережья Эгейского моря. На других египетских барельефах такое оружие не встречается и, очевидно, относится к определенному событию, а не к общему изображению битвы. Сиамон ничего не говорит о дальних кампаниях Египта, поэтому сцена в Танисе, вероятно, произошла где-то недалеко. Ближайшее место, где бы Сиамон и его армия встретили противника - это Газа или филистимлянское побережье. Вот вероятный сценарий: Сиамон и Соломон, в своих собственных экономических интересах, сочли разумным объединиться для подавления растущей мощи филистимлян на торговом пути между Египтом и Израилем. За помощь фараону, Соломон был награжден стратегически расположенным Гезером. Фараон Аменхотеп III, заявивший, что "издавна дочерей [египетских] царей не отдавали никому". На основании этого заявления многие ученые считают вымыслом рассказ из 3 Царств о браке Соломона и дочери фараона.
А как насчет того, что фараон отдал свою дочь в жены Соломону? Многие ученые в своем высокомерии и невежестве, рассматривали это сообщение как невозможное, приводя в качестве единственного аргумента слова Аменхотепа III ок. У нас есть четкое свидетельство такого изменения. В 3 Царств 11:19-20 мы находим, что фараон отдает свою сводную сестру в жены молодому идумейскому принцу Хададу - это происходит незадолго до царствования Соломона. Таким образом, такая практика засвидетельствована в Библии дважды. У нас также есть и египетские данные о такой практике.
Царь Соломон, коронованый язычник
287 К концу царствования Соломона, когда изменились отношения его к египетскому царю и внутренняя политика, Адер и Разон усиливают без сомнения свои нападения на израильское царство. Образ царя Соломона нередко можно увидеть на иконах, которые отражают этот сюжет – сошествие во ад. Возьмем, к примеру, время правления царя Соломона, одного из самых знаменитых правителей древнего Израиля.
Израильские археологи нашли храм «несогласных» времен царя Соломона
Да, речь идет о Соломоне, третьем царе Израиля. Смотрите видео на тему «царь соломон» в TikTok (тикток). Зато, считают ученые, разгром Гезера можно соотнести с походом фараона Шешонка I в Х в. до н.э. В том же Ветхом завете рассказывается, что фараон отбил город у филистимлян, сжег дотла, а потом подарил царю Соломону — на свадьбу с его, Шешонка, дочерью. Сын царя Давида, Соломон стал третьим правителем объединенного Израильского царства.