Автор сценария «Семнадцати мгновений весны» Юлиан Семенов хотел, чтобы роль советского разведчика исполнил актер Арчил Гомиашвили, известный зрителям по роли Остапа Бендера в «12 стульях» Гайдая. Юбилей сериала Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» отметит Первый канал. Сразу после «Мгновений» режиссер взяла перерыв, продлившийся шесть лет. Эфирное время, которое планировали выделить под «Семнадцать мгновений весны», будет заполнено классическими фильмами, такими как «Невероятные приключения итальянцев в России» и «Приключения бравого солдата Швейка». Ровно 50 лет назад на центральном телевидении начался показ легендарного фильма «Семнадцать мгновений весны».
17 мгновений весны: история создания
Гестаповцы с проваленной явочной квартиры советской разведки в Берне пересылают Мюллеру переданную им Плейшнером шифровку — её код совпадает с кодом Кэт. Ко всему вдобавок пропали сестра и племянники Шлага, причём после того, как с последним контактировал Штирлиц. Мюллер поручает гестаповцу Рольфу выбить из Кэт признание, что советским резидентом является именно Штирлиц. Тем временем Штирлиц опять первым приходит к Мюллеру и требует объяснений, по какой причине его поместили «под колпак»: чувствуя, что находится на грани провала, он сам начинает психологическую дуэль с Мюллером. Мюллер ждёт результат работы Рольфа, а пока приглашает Штирлица в подвал гестапо под вымышленным предлогом, где фактически но не формально арестовывает и требует от Штирлица объяснений: о встрече с Борманом, об отпечатках пальцев на чемодане радистки. Мюллер надеется, что Рольф выбьет из радистки признание, и тогда он тут же в камере устроит очную ставку между ней и Штирлицем. На квартире, где Рольф допрашивает Кэт, используя как рычаг давления её грудного сына, которого он выставляет раздетого перед открытым окном, происходит неожиданное: охранник квартиры, порядочный немецкий солдат Хельмут, переосмысливший свою жизнь после ранения и ужасов на фронте и предательства жены в тылу, оказывается не в силах наблюдать за «методами работы» Рольфа и его подручной Барбары Крайн. Он расстреливает обоих, после чего сбегает вместе с Кэт и ребёнком. Мюллер вынужден оставить Штирлица в подвальной камере гестапо и пуститься в погоню. Хельмут и Кэт забирают из приюта грудную дочь Хельмута, но Мюллер уже вычислил их передвижения и идёт за ними по пятам со своими людьми. Чтобы отвлечь внимание гестаповцев под руководством Мюллера, Хельмут жертвует собой: расстреляв их машину, он погибает под встречным огнём так, что это видит Кэт.
Перед этим Мюллер объявляет розыск сбежавшей Кэтрин Кин, дав в ориентировке описание её внешности и указав главную примету: при разыскиваемой женщине имеется новорождённый ребёнок. Но у Кэт теперь не один, а два грудных младенца, поэтому она не подходит под описание. Ей удаётся скрыться. Мюллер ни с чем возвращается в камеру к Штирлицу, где тот даёт объяснения появлению своих отпечатков на чемодане русской радистки: он случайно оказался около разбомблённого дома супругов Кин, где помог какой-то женщине перенести стоявшие на тротуаре чемоданы, и таким образом и оставил на тех чемоданах свои отпечатки. Проверка подтверждает версию Штирлица, его опознают независимые свидетели: полицейские из оцепления, которые запомнили высокопоставленного штандартенфюрера в тот день, когда разбомбили дом владельца радиомастерской Эрвина Кина. Шеф гестапо освобождает Штирлица и даёт ему понять, что несмотря на представленные доказательства, всё равно не сомневается в том, что все совпадения не случайны, и Штирлиц связан с русской разведкой. Однако Мюллер заинтересован в нём и сейчас, и, особенно, после войны, когда нужно будет налаживать отношения с победителями, участвовать в дележе «золота партии» и возрождать идеи национал-социализма. После того, как Штирлицу удается выйти невредимым из казематов гестапо, он идёт на очередную встречу с Борманом, на этот раз уже с ведома Мюллера. В связи с этим Мюллер, после достигнутого со Штирлицем соглашения, уже не заинтересован в слежке за ним, и приказывает своим подчинённым отменить её, а затем тайно приезжает к Штирлицу домой, чтобы узнать о результатах разговора с Борманом. Во время их встречи прямо домой к Штирлицу по телефону, прослушивание которого гестапо прекратило несколько часов назад, звонит отчаявшаяся Кэт.
Под предлогом очередной встречи с Борманом, Штирлиц оставляет Мюллера и забирает Кэт, которая рассказывает ему о произошедшем побеге. Штирлиц понимает, что его и Кэт спас невероятный счастливый случай и благородство Хельмута, но медлить нельзя. Штирлиц едет к Шелленбергу, сообщает, что Мюллеру известно о переговорах в Берне. Он получает санкцию срочно выехать в Швейцарию и неограниченный доступ к базе фальшивых документов, которые использует, чтобы вывезти с собой Кэт и детей. Борман заинтересован в срыве переговоров Гиммлера. Для этого Борман отдаёт Кальтенбруннеру приказ вызвать обергруппенфюрера Вольфа , представителя Гиммлера на переговорах с делегацией спецслужб США, в Берлин, и арестовать за измену Третьему Рейху. Таким образом, Штирлиц выполнил задание Центра — тайные переговоры сорваны. От гестаповского ареста и обвинений в измене Вольфа спасает Шелленберг узнавший об этом по своим каналам : он заранее заготовил версию, что переговоры были затеяны СД, чтобы внести раздор между Сталиным и союзниками, а также лично прибывает на аэродром при полном параде, чем срывает арест Вольфа. Гиммлер, Вольф и Шелленберг идут на приём к Гитлеру, на несколько минут опережая Бормана, и убеждают фюрера в своей версии событий. Борман вынужден смириться.
Без хроники в фильме, пожалуй, не было бы знаковой сцены. Гиммлер в исполнении Прокоповича и Табаков в образе Шелленберга в первой серии просматривают киножурналы накануне разгрома фашистской Германии. На монтажном столе у главного научного сотрудника Госфильмофонда те самые пленки, одна — от союзников, другая — фашисткой Германии, и, конечно, советские записи. Чтобы получить разрешение, потребовались напряженные переговоры. Александр Павлов, генеральный директор Госфильмофонда России: «Достаточно жестко указывается, что необходимо оказать содействие шести сотрудникам, которые приедут сюда.
Что характерно, указано выдавать материалы только после особого распоряжения». Особого распоряжения от режиссера ждали и суперзвезды советской эстрады. Заглавная песня могла бы звучать в исполнении Магомаева, однако выбор пал на Кобзона.
Таривердиев- один и тех творческих людей, кто никогда не предавал своих принципов и идеалов, признавались истинную дружбу, а ни Ее подделку.
Таким людям во все времена, в любой сфере деятельности нелегко приходится, а уж что говорить про Мир искусства, такие жизненные установки при огромном разностороннем таланте- просто должны были дарить ему недругов и завистников. Это и Лиознова наглядно продемонстрировала.
Его сердце Штирлица не вынесло.
И она дала мне телефон зятя Вячеслава Васильевича, режиссера Николая Воронцовского. Я позвонил ему, задал тот же вопрос: чем помочь? Он сказал, что подумает и перезвонит, — вспоминает Николай Головин.
Зять Тихонова позвонил довольно быстро и сказал, что если бы Николай Головин помог одеть Вячеслава Васильевича, то это бы очень помогло. Тут же позвонил Ирине Зотовой, директору мужской линии, мы встретились, открыли склад и выбрали самый лучший элегантный костюм и всё, что полагалось, кроме обуви. Я все-таки сделал подарок Вячеславу Тихонову, но жаль, что при таких горестных обстоятельствах, — говорит Николай Головин.
Но смогли это сделать только немногие — дату и место долго не могли согласовать. У нас в Москве его можно было бы ждать долго. Поэтому я поехал в мэрию с написанным обращением.
В приемной рассказал, что приехал по поводу похорон Тихонова, объяснил секретарше Лужкова, что надо решать вопрос срочно. Она взяла папку и пошла в кабинет Юрия Михайловича, спросив, кем я довожусь Тихонову. Я растерялся, сказал, что сосед.
Секретарь вынесла подписанные документы о выделении места на Новодевичьем кладбище и сказала, что у них это впервые, чтобы похоронами занимались не родные, не коллектив, а сосед. Татьяна Лиознова Хоронили Штирлица без большого шума. Сначала отпели в храме Христа Спасителя в узком кругу родных и близких, потом в Доме актера прошла панихида.
А после погребения — немногочисленные поминки.
Малоизвестные факты о съемках легендарного фильма «Семнадцать мгновений весны»
Так, в романе Юлиана Семенова, по которому писался сценарий для «Семнадцати мгновений весны», главный герой, Штирлиц, ездит на шикарном генеральском «Хорьхе». Актера не стало 4 декабря 2009 года, через 36 лет после выхода «Семнадцати мгновений весны». Актер Леонид Броневой в роли Мюллера в фильме режиссера Татьяны Лиозновой "Семнадцать мгновений весны". Актер Леонид Броневой в роли Мюллера в фильме режиссера Татьяны Лиозновой "Семнадцать мгновений весны".
По Центральному телевидению СССР состоялся показ телефильма «17 мгновений весны» 50 лет назад
«Семнадцать мгновений весны» вшиты в русский культурный код, национальную мифологию, коллективное бессознательное — как бы это ни называлось. Картина Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» пополнила золотой фонд советского кинематографа. «» вспоминает главные вехи жизни знаменитой постановщицы, подарившей миру фильмы «Семнадцать мгновений весны», «Карнавал» и «Три тополя на Плющихе». Итак, «Семнадцать мгновений весны» смотрим вместе первые две серии сразу после программы «Время». Киноведы с ностальгией вспоминают, что 50 лет назад в стране впервые показали «Семнадцать мгновений весны». Лента «17 мгновений весны» вышла на экраны 50 лет назад, однако до сих пор пользуется спросом среди зрителей.
"Семнадцать мгновений весны": факты о фильме
Звезда «12 стульев» казался Лиозновой подходящей кандидатурой, к тому же они состояли в отношениях. Но потом режиссер увидела в деле Вячеслава Тихонова и поняла, что именно он должен сыграть советского шпиона, и роль ушла к нему. В результате такое решение способствовало успешности проекта, но Гомиашвили не смог простить Лиозновой, как ему казалось, предательства.
А это лучшая похвала для актера.
Можно представить, какой триумф испытал Олег Павлович. Мази, благовония и магические заговоры: секреты красоты от Хюррем-султан из «Великолепного века» Но не все так гладко было за кадром «17 мгновений весны». После окончания работы над лентой режиссер Лиознова долго мучилась из-за внезапной смерти, случившейся на съемках.
Во время создания одного из эпизодов актер Лаврентий Масоха, игравший адъютанта Мюллера, все никак не мог выговорить фразу «Группенфюрер, штандартенфюрер Штирлиц прибыл». Лиознова, трясшаяся над драгоценной кинопленкой, ожидаемо вспылила. После смены Масоха отправился в ресторан, заказал водки, чтобы снять напряжение… и умер прямо за столом.
Источник: «Семнадцать мгновений весны» сериал, 1973 , реж. Татьяна Лиознова Уже через 3 месяца после премьеры сериал пришлось показать снова — зрители завалили письмами редакцию Гостелерадио и главных героев. Кроме театрального актера Леонида Броневого, для которого роль группенфюрера Мюллера была первой в кино, остальные большие роли достались уже звездам. Но и для них такая популярность оказалась неожиданной.
Николай Головин родился и вырос в подмосковном Павловском Посаде, на соседней улице от дома Вячеслава Тихонова. Мой путь в детский сад лежал как раз мимо: пока мы с мамой стояли на светофоре, я часто видел, как из ворот дома выезжает серая «Волга», и знал: в ней едет Штирлиц. В последнее время дом был в плохом состоянии и в итоге развалился, а тот, в котором сейчас устроен музей актера, — новодел, построенный на месте старого. Дом Вячеслава Тихонова Источник: Glav. В 90-е его почти не снимали, он поселился на Николиной Горе в доме, который сумел построить на деньги от гонорара за «17 мгновений весны», почти не выбирался в Москву и жил на пенсию.
Как он сам признавался в интервью, в Москву ему ездить незачем — в кино его не зовут, да и он не смог бы работать, ведь новые методы съемок и актерской игры он не понимает. К тому же для режиссеров он уже глубокий старик, который, скорее всего, откажется от роли. Поэтому и молчит телефон. От него я и знал, что Вячеслав Васильевич живет более чем скромно, можно сказать, на копейки, еще и помогает семье дочки, — продолжает Николай Головин. Но сделать это так, чтобы Тихонов не принял подарок как подачку.
Поэтому обратился, наверное, в году 2004-м, за помощью к Владимиру Михайловичу Зельдину, с которым общался. Но Зельдин так и не рассказал о моем предложении Тихонову, уж не знаю почему. У актера износилось сердце Последней ролью Вячеслава Тихонова стал образ человека, который считает себя Богом, пока окружающие считают его душевно нездоровым, в фильме «Андерсен.
Как простые немцы отнеслись к фильму Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» 7 ноября 2022, 03:30 4197 поделиться с друзьями поделиться с друзьями Картина удивила немецких кинозрителей. Вышедший на телеэкраны в 1973 году сериал «Семнадцать мгновений весны» привел в восторг советских граждан. Режиссер представила по-новому фашистов - как сильных соперников. Они не выглядели стереотипно комично и трусливо.
Татьяна Лиознова стремилась сделать свой фильм почти документальным. Поэтому в нем присутствует большое количество военной документальной хроники.
Весна открыла тайну своих 17-ти мгновений
«17 мгновений весны» возвращаются на экраны: в России снимут спин-офф легендарного советского сериала. «17 мгновений» считаются самым дорогим советским сериалом, хотя реальный бюджет картины — тайна, покрытая мраком. Интересен факт о Татьяне Лиозновой: на успех кинокартины «Семнадцать мгновений весны» не рассчитывали.
«Семнадцать мгновений весны» не покажут в России из-за запрета голландского правообладателя
Актеру сшили форму на два размера меньше, она врезалась ему в шею, и он постоянно дергал головой. Цвигун рассказал Лиозновой, что во время войны разведчикам, которые долгое время работали за рубежом и не могли встречаться с семьей, устраивали так называемые бесконтактные встречи. На композитора Микаэла Таривердиева это произвело огромное впечатление. Горького В 1984 году на радио «Маяк» вышло продолжение сериала — радиоспектакль «Приказано выжить» по одноименному роману Юлиана Семенова. В романе рассказывается о возвращении Штирлица в Берлин, где его все-таки разоблачает Мюллер, и только взятие Берлина спасает героя от гибели. Генсек решил, что Штирлиц — реальный человек. Горького Цветочную улицу, по которой Плейшнер Евгений Евстигнеев шел на явку, снимали в Риге, а швейцарскую встречу Шлага Ростислав Плятт с кюре — в Тбилиси, в знаменитом особняке табачного промышленника Бозарджянца. В горах под Боржоми снимали эпизод перехода пастора Шлага через Альпы. Роль трассы Берлин — Берн в кино сыграло Челобитьевское шоссе, а убийство агента Клауса сняли в Подмосковье. На выездной комиссии он провалил интервью.
Поэтому убийство Клауса и пришлось снимать в подмосковном лесу. Горького В безмолвных сценах со Штирлицем музыка Таривердиева, по сути, становится монологом героя.
Придётся как-то выкручиваться.
Всё-таки на Западе смогли испортить нам День Победы. Но мы не отчаиваемся.
А Леонид Куравлев мог сыграть Гитлера, но его природа «была против». В 2009 году картину раскрасили ко Дню Победы и сократили серии на четверть экранного времени каждую, но оригинальная версия осталась в Сети. ГлавСовет рекомендует.
У Штирлица такой «правды жизни» практически нет, потому что он человек «дважды закрытый — один раз профессией и второй раз — немецким мундиром».
Заинтересовать зрителя характером героя, его жизнью, мыслями, мог только актер с «большим внутренним содержанием», говорил Лев Дуров о Тихонове. Рассказывают, что однажды Тихонов раскрыл секрет своего напряженного думающего лица во время исполнения роли Штирлица. Таблица умножения — именно ее он прокручивал в голове, пока оператор снимал очередную сцену длительностью в несколько минут. Но в актерской игре, как и на войне, все методы хороши. Как закончил Штирлиц? Этот вопрос задавал себе каждый, кто смотрел на заключительную сцену последней серии — задумчивый разведчик Исаев сидит на обочине и смотрит на стаю птиц в небе.
Впереди — дорога в Берлин, впереди — победа, однако он еще об этом не знает. Возможно, по возвращению в Берлин Исаева ждут новые задания от центра, с которыми он блестяще справится, и через 45 дней, после окончания войны, вернется в Россию, к жене. Это самый желаемый финал, и каждый зритель наверняка надеется, что именно так и произошло за кадром, после титров. Режиссер Татьяна Лиознова однажды призналась в интервью, что знает о Штирлице все. И после титров Штирлица ждут совсем не лучшие дни: «Он так долго ходил в счастливчиках, на краю просто, что это должно иметь не самый веселый конец». Помолчав, она добавила задумчиво: «Я при этом присутствовать не хочу.
И не хочу заставлять зрителя это видеть». Выбор актера для главной роли фильма дался Татьяне Лиозновой нелегко — в качестве Штирлица она рассматривала Иннокентия Смоктуновского, Олега Стриженова, Юрия Соломина. Лиознова вспоминала, что в тот момент как минимум два актера подходили на роль Штрилица больше, чем Тихонов: «В их лице было нечто антипатичное, что тоже должно быть». Среди претендентов на главную роль были и вовсе неожиданные кандидатуры: например, Арчил Гомиашвили, у которого в ту пору был роман с Лиозновой. Однако к началу съемок этот роман благополучно завершился, плюс к тому же Гомиашвили был утвержден на роль Остапа Бендера у Леонида Гайдая. У Тихонова было одно-единственное преимущество: он был свободен, в отличие от остальных претендентов, и Лиозновой пришлось отдать ему предпочтение.
Случай оказался счастливым — сдержанная манера игры Тихонова как нельзя кстати подошла для роли советского разведчика, и сейчас уже почти невозможно представить себе кого-то другого в кабинете у Мюллера. Роль жены Штирлица сначала планировали отдать красивой ленинградской певице Марии Пахоменко. Просилась на нее и актриса Светлана Светличная. Она сыграла в фильме Габи, влюбленную в разведчика. Одна зрительница сказала актрисе, что Габи — собирательный образ женщины, способной любить молча и преданно, как собака. Фрау Заурих, по идее режиссера, должна была олицетворять женщину-мать, которая понимала Штирлица, и только ей разведчик доверял сокровенное.
Образ создавали под Фаину Раневскую. Но она, прочитав сценарий, сказала, что роль эпизодическая и играть там нечего. В фильме Заурих воплотила Эмилия Мильтон. Русскую радистку Кэт сыграла в фильме Екатерина Градова. Мало кто знает, что хотели взять на эту роль Ирину Алферову. Но Алферова была в отъезде в загранкомандировке, и ее кандидатура быстро отпала.
В роли Мюллера режиссерская группа видела актера Всеволода Санаева. Но он категорически отказался от предложения. Мотивировка была убедительной: «Я секретарь парторганизации «Мосфильма», фашистов не играю! Броневой — театральный актер. До «Семнадцати мгновений» его никто из телезрителей не знал, он снялся в парочке эпизодов, и все. На пробах он был как чистый лист, и это было хорошо, потому что когда актер умеет сниматься, он знает, в каком ракурсе в кадре он лучше, как эффектнее повернуться, а Броневой всего этого не знал: ему дали роль, и он ее играл.
И вот получилась такая запоминающаяся роль, которая его прославила. На съемках бесподобной фишкой в игре Броневого стало его нервное подергивание головой — костюмеры пошили узкий ворот его мундиру, и актер делал движения шеей, чтобы ослабить давление. Случайная находка стала красочным штрихом к характеру Мюллера. Самым неожиданным для киногруппы было приглашение в картину Леонида Куравлева. Ему предложили попробоваться на Гитлера. И это после тех образов смешных простаков, которыми запомнился зрителю актер!
Гитлером стал немецкий актер Фриц Диц, который еще с эпопеи «Освобождение» прописался в этой роли. А Куравлеву Лиознова предложила роль эсэсовца Айсмана. Ему прилепили горбинку на нос, сделали повязку на глаз, за черной повязкой должна была читаться биография жесткого, бывалого бойца.
11 августа - На экраны вышел фильм "Семнадцать мгновений весны"
Кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны». Режиссер Т. Лиознова. Семнадцать мгновений весны 25 лет спустя (документальный). Режиссер-постановщик фильма «17 мгновений весны» Татьяна Лиознова на съемочной площадке киностудии им. Горького, 1973 год. Та же участь могла постигнуть и «Семнадцать мгновений весны». Когда Таривердиев узнал, что фильм из той же серии, что и два предыдущих, он высказал режиссеру свое твердое «нет». Фильм «Семнадцать мгновений весны» снят по одноименному роману писателя и сценариста Юлиана Семенова.
«Семнадцать мгновений весны» не покажут в России из-за запрета голландского правообладателя
Так, в романе Юлиана Семенова, по которому писался сценарий для «Семнадцати мгновений весны», главный герой, Штирлиц, ездит на шикарном генеральском «Хорьхе». Сериал "17 мгновений весны" без звучания его сердца ни стал бы таким, как мы его полюбил и и запомнили. К 40-летию премьеры фильма «17 мгновений весны».