В пост я рекомендую специальную систему, которая включает в себя употребление специальных продуктов, способствующих одновременно оздоровлению организма и выводу токсинов. Первое, что стоит определить для себя, помимо духовного смысла поста, — как питаться сбалансированно, что и в каком количестве есть, чтобы сохранить здоровье, работоспособность, быть бодрым и энергичным. Польза поста с медицинской точки зрения. Питание с периодической разгрузкой органов ЖКТ от тяжелой животной белковой пищи и наполнение организма растительными продуктами считается хорошей профилактикой многих болезней. Во время поста организм живет за счет излишков питательных веществ, однако, когда жизнь приходится поддерживать уже исключительно за счет собственных тканей, это называется голоданием.
Польза поста для здоровья. Чем полезен православный пост?
Даже если вы равнодушны к христианским традициям, не лишним будет узнать, как организм человека реагирует на отказ от мяса. Статьи Заболеваемость и смертность строгих и умеренных вегетарианцев отличаются: так, у строгих смертность от заболеваний в среднем выше на 24%, что позволяет сделать вывод о большей пользе для организма умеренного (без полного исключения животных продуктов из рациона). Как продолжительный пост влияет на организм? Пост – это практика, которая связана с широким спектром потенциальных преимуществ для здоровья, включая потерю веса, а также улучшенный контроль уровня сахара в крови, здоровье сердца, работу мозга и профилактику рака.
Что происходит с организмом, когда вы соблюдаете пост: объясняет диетолог
Время оздоровиться. Гастроэнтеролог рассказал, чем Великий пост полезен | Как провести его с пользой для здоровья, «Комсомолке» рассказала Антонина Стародубова, врач – кардиолог и диетолог, главный внештатный специалист диетолог Департамента здравоохранения города Москвы. |
Польза мусульманского поста | Во время поста ускоряется процесс переработки организмом углеводов, что приводит к сокращению сахара и инсулина в крови; жир в жировых складках сжигается ради потребностей организма. |
Диетолог рассказала о пользе поста для организма | «Относительно поста, когда нет здоровья, – говорит святитель Феофан Затворник, – терпение болезни и благодушие во время ее, заменяют пост. |
Что можно и нельзя есть в Великий пост: три главных правила и подробный календарь | Польза от соблюдения поста. Нельзя не отметить, что многодневные посты – Великий и Рождественский – приходятся на зимний период, в период ослабления организма, поэтому отказ от жирного, мясного приносит пользу для организма в целом. |
Польза мусульманского поста | Новости Северного Кавказа. |
Рамазан. Польза поста с научной точки зрения
Великий пост. Отлично очищает организм. Мои советы, основанные на собственном опыте, о том, как сделать так, чтобы ваш пост в Рамадан прошёл легко и спокойно А также немного о пользе соблюдения поста не только для души, но и тела. Вегетарианство. Входить в пост нужно в состоянии полного осознания: понимая, что организм испытает дефицит некоторых аминокислот, микроэлементов и витаминов. Саратовский врач-эндокринолог — о пользе поста и «правильном» отношении к постной пище. В настоящее время медики всего мира говорят о большой пользе соблюдения Поста для организма человека. Читайте о пользе поста в течение 30 дней для похудения.
Время оздоровиться. Гастроэнтеролог рассказал, чем Великий пост полезен
Заболеваемость и смертность строгих и умеренных вегетарианцев отличаются: так, у строгих смертность от заболеваний в среднем выше на 24%, что позволяет сделать вывод о большей пользе для организма умеренного (без полного исключения животных продуктов из рациона). Читайте о пользе поста в течение 30 дней для похудения. Даты начала Великого поста 2024 года, перечень разрешенной еды, правила поста — читайте в материале. Пост приносит пользу организму только в том случае, если рацион на время ограничений подобран правильно. Поэтому предлагаем вам учесть несколько пунктов, которые помогут придерживаться постного рациона с пользой для организма, а не наоборот.
Поститься нужно для определённой цели
Правда, не каждый день. Рассказываем, как правильно соблюдать Великий пост и в какие дни можно есть не только хлеб и овощи. Отказ от еды — не главное Несмотря на то, что Великий пост ассоциируется в первую очередь с отказом от еды, главное в нем — молитва и очищение духа. Как отмечают священники, во время поста важно посещать храм, следить за своими поступками, помнить о покаянии и совершать как можно больше хороших дел. А еще нельзя забывать о своих близких, помогать нуждающимся, малоимущим и одиноким.
Отказ от еды в этом списке занимает последнюю строчку.
Первый есть воздержание зрения, слуха и всех наших чувств от всего скверного и нечистого, второй — воздержание от скоромной пищи. Тот и другой пост неразрывно связаны друг с другом. Некоторые люди все внимание обращают только на внешний пост, совсем не понимая внутреннего. Приходит такой человек куда-нибудь в общество и в разговорах там сплошь и рядом принимает деятельное участие в осуждении ближних, и много похищает от их чести. Наступает время ужина. Ему предлагают скоромную пищу: котлеты, поросеночка. Он долго отказывается.
Вот отчего так необходимо трезвение над собой и хранение своих мыслей и вообще всех чувств. Трудясь для своего спасения, человек мало-помалу очищает свое сердце, и вместо прежних зависти, ненависти и злобы в нем рождается любовь". Рафаил Карелин : По учению Церкви, телесный пост должен быть соединен с постом духовным: воздержанием от зрелищ, от пустых, а тем более нескромных разговоров, от всего, что возбуждает чувственность и рассеивает ум. Пост должен сопровождаться уединением и молчанием, размышлением о своей жизни и судом над самим собой. Пост по христианской традиции начинается взаимным прощением обид. Пост со злобой в сердце похож на пост скорпиона, который может оставаться без пищи дольше всех существ на земле, но при этом вырабатывает смертельный яд. Пост должен сопровождаться милостью и помощью бедным. Пост должен быть соединен с молитвой.
Молитва — обращенность души к Богу, мистическая беседа творения со своим Создателем. Пост и молитва — два крыла, поднимающие душу к небу. Иоанн Златоуст: «И воздержание от пищи принято для того, чтобы ослабить силу плоти и этого коня сделать нам покорным. Постящемуся более всего нужно обуздывать гнев, приучаться к кротости и снисходительности, иметь сокрушенное сердце, изгонять нечистая пожелания, представлением того неусыпающего огня и нелицеприятного суда, быть выше денежных расчетов, в милостыне показывать великую щедрость, изгонять из души всякую злобу на ближнего. Вот это истинный пост, как и Исаия говорит от лица Божия: «Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Какой же, скажи? И когда это сделаешь, говорит, «тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет» ст.
Видишь, возлюбленный, в чем состоит истинный пост. Такой-то пост будем совершать, не полагая его, подобно многим, в том только, чтобы пробыть без пищи до вечера. Не это главное, но то, чтобы с воздержанием от брашен соединили беседы на книгу Бытия мы и воздержание от вредного для души и показали великое попечение о совершении духовных дел. Постящемуся надлежит быть спокойным, тихим, кротким, смиренным, презирающим славу настоящей жизни. Как презрел он душу свою, так должен презреть и суетную славу, и взирать только на Того, Кто испытует сердца и утробы, с великим усердием творить молитвы и исповедания пред Богом, и, сколько возможно, помогать себе милостынею. Эта, эта именно добродетель особенно может изгладить наши грехи и исхитить нас из геенского огня, если мы будем исполнять ее щедро, а не на показ людям. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». Иоанн Кронштадтский: Нужен ли пост, как воздержание от беспорядочных мыслей и движений сердца и неодобрительных поступков?
Если хочешь быть с Богом, если хочешь быть вечно благополучным, то ты должен согласиться, что тебе надобно попоститься душой своею, собрать свой ум, помышления исправить, мысли очистить, вместо рубища дел неправедных украсить себя драгоценной одеждой добрых дел. Телесный пост установлен для того, чтобы легче было поститься душе. Или считают грехом съесть, даже по немощи телесной, в постный день что-либо скоромное и без зазрения совести презирают или осуждают ближнего, например, знакомых, обижают или обманывают, обвешивают, обмеривают, предаются плотской нечистоте. О лицемерие, лицемерие! О непонимание духа Христа, духа веры христианской! Не внутренней ли чистоты, не кротости ли и смирения требует от нас прежде всего Господь Бог наш? Не внутренние ли скляницы и блюда надо очистить, чтобы внешнее было чисто? Не в помощь ли внутренней добродетели дается наружный пост?
Зачем же мы извращаем божественный порядок? Феофан Затворник: Пост — не есть досыта, а немножко голодною себя оставлять, чтоб ни мысль, ни сердце не были отягчены. Макарий Оптинский: Вот уже и преддверие святого поста! Приближился и почти наступил пост; как же мы будем поститься? Чувственного поста от брашен не можем сохранить так, как сохраняли оный отцы наши и учители; но хоть бы и сохранили оный, то что воспользует без поста духовного, о котором Церковь нам воспоминает: "постимся постом духовным, благоприятным Господеви" и прочее стихира Триоди. Итак, надобно стараться, воспоминая свои грехи: во-первых, иметь сердце сокрушенно и смиренно Пс. Желаю вам подвигом добрым подвизаться, "поститься духовно и телесно, постом приятным, богоугодным Господеви": затворяйте двери келлии от людей, дверь языка от глаголания и дверь сердца от лукавых духов. Воздерживаясь от брашен, должны воздерживаться и от страстей.
В прибавлении правил на пост я с вами не согласуюсь, при слабом вашем здоровье, да и потому, что вы печетесь о выполнении только количества, а о качестве не имеете попечения; в оскудении обоих смирение да заменит оные. А при оных когда нет благоухания смирения, то нимало не воспользуется ими человек , но тщеславием и мнением еще и вред приимет. Игнатий Брянчанинов : "Пост есть постоянная умеренность в пище с благоразумною разборчивостью в ней. Чудное совокупление поста с молитвою! Молитва бессильна, если не основана на посте, и пост — бесплоден, если на нем не создана молитва. Пост отрешает человека от плотских страстей, а молитва борется с душевными страстями, и, победив их, проникает весь состав человека, очищает его; в очищенный словесный храм она вводит Бога. Кто, не обработав земли, засевает ее: тот погубляет зерна, и вместо пшеницы пожинает терние. Так и мы, если будем сеять семена молитвы, не истончив плоти: то вместо правды плодопринесем грех.
Молитва будет уничтожаться и расхищаться различными суетными и порочными помышлениями и мечтаниями, оскверняться ощущениями сладострастными. Плоть наша произошла от земли, и, если не возделать ее подобно земле, никогда не может принести плода правды. Напротив, если кто обработает землю с великим тщанием и издержками, но оставит ее незасеянною: то она густо покрывается плевелами. Так, когда тело будет истончено постом, а душа не возделается молитвою, чтением, смиренномудрием: тогда пост делается родителем многочисленных плевелов — душевных страстей: высокоумия, тщеславия, презрения. Растительная пища есть наилучшая для подвижника. Она наименее горячит кровь, наименее утучняет плоть... Иоанн Кассиан Римлянин: "… один телесный пост не может быть достаточным для совершенства сердца и чистоты тела, если не будет соединен с ним и пост душевный. Ибо и душа имеет свою вредную пишу, насытившись которой, и без обилия телесной пищи впадет в сладострастие.
Злословие есть пища ее и притом приятная; гнев есть также пища ее, хотя вовсе не легкая: на час насыщает душу несчастной пищей, а вместе с тем поражает и смертоносным вкусом. Зависть есть пища души, которая растлевает ее ядовитыми соками и непрестанно мучит ее, бедную, благополучием чужого успеха. Тщеславие есть пища ее, которая приятным вкусом на время услаждает, а после делает душу пустой, лишает всякой добродетели, оставляет бесплодной, лишенной всех духовных плодов: не только губит заслуги необычайных трудов, но еще навлекает большое наказание. Всякая похоть и блуждание непостоянного сердца есть корм души, питающий ее вредными соками, а после оставляет ее не причастной небесного хлеба. Итак, воздерживаясь при посте от этих страстей, сколько у нас есть сил, мы будем иметь полезный пост телесный. Труды плоти, соединенные с сокрушением духа, составят приятнейшую жертву Богу и достойную обитель святости в сокровенности чистого, благоукрашенного духа. Но если, постясь телесно, мы будет опутаны гибельными пороками души, то изнурение плоти не доставит нам никакой пользы, при осквернении драгоценнейшей части души , которая бывает жилищем Св. Ибо не столько тленная плоть, сколько чистое сердце бывает храмом Божиим и жилищем Св.
Следовательно, постясь по внешнему человеку, нужно воздерживаться от вредной пищи и по внутреннему человеку, которого святой апостол особенно убеждает предстать чистым Богу, чтобы удостоиться принять в себя гостя — Христа Еф 3, 16, 17 ". Авва Дорофей: Мы не в пище только должны соблюдать меру, но и удерживаться от всякого другого греха, чтобы, как постимся чревом, поститься нам и языком, удерживаясь от клеветы, от лжи, от празднословия, от унижения, от гнева и, одним словом, от всякого греха, совершаемого языком. Также должно поститься и глазами, т. Так же и руки, и ноги должно удерживать от всякого злого дела. Святитель Василий Великий: При телесном посте тело постится от пищи и пития; при душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Настоящий постник воздерживается от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Словом, настоящий постник тот, кто удаляется от всякого зла. Митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней: Принцип поста великолепно объяснял святитель Иоанн Златоуст: подсчитай, сколько денег у тебя уходит на скоромный стол.
Подсчитай, во сколько тебе будет обходиться постная трапеза без мяса и молока. И разницу отдавай нищим. Если же с началом поста начинаются кулинарные изыски, а в итоге еда становится более дорогой и вкусной - то это извращение самой сути поста. Митрополит Филарет Вознесенский : Конечно, пост не есть только воздержание от телесной пищи. Церковь в дни поста поет: "постящиеся телесне, постимся и духовне... Дадим алчущим хлеб и нищия, безкровныя введем в домы... Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления"... Так, для христианина пост - время воздержания и самовоспитания во всех отношениях.
И потому-то надлежащий христианский пост дает верующим такое нравственное удовлетворение. Великий учитель светлого христианского аскетизма, Епископ Феофан Затворник, говорит о посте следующее: "Пост представляется мрачным, пока не вступают в поприще его: но начни и увидишь, что это свет после ночи, свобода после уз, льгота после тягостной жизни"... Игумен Никон Воробьёв : В наступившие дни святого поста приведи себя в порядок, примирись с людьми и с Богом. Сокрушайся и плачь о своем недостоинстве и гибели своей, тогда получишь прощение и обретешь надежду спасения. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит, а без этого никакие жертвы и милостыни не помогут тебе. Аще бы восхотел ecи жертвы — дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу — дух сокрушен. Почему искушения во время поста усиливаются Христиане знают, что во время поста всегда усиливаются искушения.
Это происходит по нескольким причинам, о которых пишут богодухновенные святые отцы: 1 подвиг поста, очищая нас, выявляет все немощи нашей души, наши грехи и страсти, что должно стать для нас поводом не к отчаянию, а к борьбе с грехом, 2 духи зла ополчаются на христиан за делание, совершаемое ради Христа и спасения, за оставление их путей, - и пост, привлекающий к нам Божию благодать, показывает нам их злобу и коварство. Иоанн Кронштадтский: "Если бывает радость на небесах об одном грешнике кающемся Лк. И как много содействуют этой их радости священники, тщательно, отечески исповедующие своих духовных чад! Но, с другой стороны, для бесов нет печальнее времени, как время поста, потому-то они с особенной силой свирепеют во время поста и с особенной лютостью нападают на священников, содействующих искреннему раскаянию во грехах людей Божиих, и с особенной силой стужают в храме и на дому благочестивым христианам, ревнующим о молитве, посте и покаянии. Kто из благочестивых священников и мирян не знает бесовской ярости, на них устремляемой во время самого совершения Таинства Покаяния? Время Четыредесятницы — время борьбы, подвигов против врагов невидимых, против всяких грехов и страстей, обладающих нами. Таково оно должно быть по смыслу Церкви. Четыредесятница установлена по подражанию нашему Спасителю, давшему нам во всем образ и пример, а Он во время поста был искушаем от диавола и победил его Словом Божиим.
Kто истинно постится, тот неизбежно должен терпеть скорбь плоти, упорную борьбу с нею духа и в довершение всего — козни диавола, действующего на нашу душу через разные помыслы, наводящие великую печаль, особенно тем, которые еще не тверды и несовершенны в христианской жизни". На этот вопрос святые отцы отвечают однозначно: христианин, верный сын Церкви Христовой, должен соблюдать посты, помня, что всё в Церкви устанавливается Самим Богом ради нашего спасения. Соблюдение поста христианином — не добродетель, но долг послушания Богу. А кто разумно постится, тот не думает, что он разумно совершает доброе дело, и не хочет, чтобы его хвалили, как постника». Макарий Оптинский: «Соблюдение постов и постных дней необходимо нужно. Он Церковь Свою облек такою властию, что ежели кто преслушает Церковь, буди тебе якоже язычник и мытарь Мф. То токмо одно покаяние может примирить нас с преступлением сим; а когда с презрением делается, то уже я и не могу ничего сказать. Это не есть добродетель, но долг.
За добродетель бывает награда, а за неисполнение долга наказание». Однажды одна дама в разговоре со святителем Феофаном Затворником сообщила ему, что она не то в среду, не то в пятницу в пути выпила стакан молока. Святитель ей ответил: «Матушка, ты не стакан молока выпила, а пощечину Матери-Церкви дала! А кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец. Вот оно куда пошло дело-то, а ты говоришь — пустяки, неважная вещь! Феофан Затворник: "Где же это нашли такой устав о посте? Где говорится о посте духовном, там не помянуто, что о телесном нечего хлопотать, можно и без него обойтись, и напоминается только, чтоб не ограничиваться постом телесным одним. Великий пост и Успенский значительны, но из этого нельзя заключить, что прочие посты можно превращать в не посты.
Надо быть исправными в церковном уставе вполне, без оговорок. Бедный пост! Сколько он терпит укоров, наветов, гонений! Но вот все, по милости Божией, стоит. Да и как иначе-то? Подпора крепка! Господь постился, апостолы постились, и притом — не мало, но, как говорит о себе апостол Павел, «в пощениих многащи», и все святые Божии держали строгий пост, так что, если б дано было нам обозреть обители райские, мы не нашли бы там ни одного, кто бы чуждался поста. Так и следует.
Нарушением поста потерян рай — подъятие строгого поста должно стоять в числе средств к возвращению потерянного рая. Мать наша, Св. Церковь сердобольная, разве мачеха нам? Стала ли бы она налагать на нас такое бремя тяжкое и ненужное? А вот налагает! Верно, нельзя иначе. Покоримся же... Да и все, хотящие спастися, покоряются...
Посмотрите вокруг. Мало-мальски у кого западет забота о душе — сейчас начинает поститься и, чем сильнее у него забота, тем строже он постится. Отчего бы это? Кто же отговаривается от поста, верно, тому не дорого спасение. Уж где чрево пишет законы, там бог — чрево. Кому бог — чрево, тот враг Креста Христова. Кто враг Креста, тот враг Христа, Спасителя нашего и Бога". Иоанн Кронштадтский: "Kто отвергает посты, тот забывает, от чего произошло грехопадение первых людей от невоздержания и какое оружие против греха и искусителя указал нам Спаситель, когда искушался в пустыне постясь сорок дней и ночей , тот не знает или не хочет знать, что человек отпадает от Бога именно наичаще через невоздержание, как это было с жителями Содома и Гоморры и с современниками Ноя, — ибо от невоздержания происходит всякий грех в людях; кто отвергает посты, тот отнимает у себя и у других оружие против многострастной плоти своей и против диавола, сильных против нас особенно через наше невоздержание, тот и не воин Христов, ибо бросает оружие и отдается добровольно в плен своей сластолюбивой и грехолюбивой плоти; тот, наконец, слеп и не видит отношения между причинами и последствиями дел.
Нужен ли пост, то есть воздержание не только от известных снедей, употребляемых не в пост, по и воздержание от употребления их в большом количестве? Нужен ли пост, как воздержание от удовольствий грубой чувственности? Нужен ли пост, как воздержание от беспорядочных мыслей и движений сердца и неодобрительных поступков? А хочешь ли ты, возлюбленный, наследовать блаженную вечность, или Царство Небесное, которое также несомненно существует, как несомненно то, что мы живем теперь на земле, потому что в этом уверяет нас Сам воплотившийся Бог-Слово, Его пророки, апостолы и все угодники Его? Kак не хотеть! Там по верному и непреложному Слову Божию живут во веки веков праведность и мир и радость во Святом Духе Рим. Если хочешь, то ты непременно должен поститься: так как плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия 1 Kор. Говорят: не важное дело есть скоромное в посте, не в пище пост; не важное дело носить дорогие, красивые наряды, ездить в театр, на вечера, в маскарады, заводить великолепную дорогую посуду, мебель, дорогой экипаж, лихих коней, собирать и копить деньги и прочее; но из-за чего сердце наше отвращается от Бога, Источника жизни, из-за чего теряем вечную жизнь?
Не из-за чревоугодия ли, не из-за драгоценных ли одежд, как евангельский богач, не из-за театров ли и маскарадов? Из-за чего мы делаемся жестокосердыми к бедным и даже к своим родственникам? Не из-за пристрастия ли нашего к сластям, вообще к чреву, к одежде, к дорогой посуде, мебели, экипажу, к деньгам и прочему? Возможно ли работать Богу и маммоне, быть другом мира и другом Божиим, работать Христу и Велиару? Из-за чего Адам и Ева потеряли рай, впали в грех и смерть? Присмотритесь хорошенько, из-за чего мы не радим о спасении души своей, столь дорого стоившей Сыну Божию, из-за чего прилагаем грехи ко грехам, впадаем непрестанно в противление Богу, в жизнь суетную, не из-за пристрастия ли к земным вещам, и в особенности к сластям земным? Из-за чего грубеет наше сердце? Из-за чего мы делаемся плотью, а не духом, извращая свою нравственную природу, не из-за пристрастия ли к пище, питью и прочим земным благам?
Kак же после этого говорить, что есть скоромное в посте не важно? Это самое, что мы так говорим, есть гордость, суемудрие, непослушание, непокорность Богу и удаление от Него". Амвросий Оптинский: О необходимости соблюдения постов мы можем видеть и в Евангелии, и, во-первых, из примера Самого Господа, постившегося сорок дней в пустыне, хотя Он был Бог и не имел нужды в этом. Во-вторых, на вопрос учеников Своих: почему не могли изгнать беса от человека, Господь отвечал: «за неверствие ваше» Мф. Кроме того, есть в Евангелии указание и на то, что мы должны соблюдать пост в среду и пятницу. Во 2-й главе Марка, когда спросили Господа: «почто ученицы Иоанновы и фарисейстии постятся, а Твои ученицы не постятся; Он отвечал: еда могут сынове брачнии, дондеже жених с ними есть, поститися; приидут же дние, егда отимется от них жених, и тогда постятся в тыя дни» Мк. Отнят же Жених от сынов брачных в среду и пяток, т. Поэтому Святая Церковь и установила освящать сии дни постом.
Иоанн Златоуст: «Так как Христос все делал и терпел для нашего научения, то и теперь попускает Он отвести Себя в пустыню и поставить в борьбу с дьяволом… Отсюда познай, сколь великое благо и сколь сильное оружие против дьявола - пост; познай и научись, что, омывшись водами крещения, не должно предаваться удовольствиям, пьянству и обильным яствам, но наблюдать пост. Потому-то и сам Христос постился, - не потому, что Ему нужен был пост, но для нашего научения. Служение чреву было виной грехов, бывших до крещения. Поэтому, как врач, излечив больного, запрещает ему делать то, от чего произошла болезнь, так и здесь Христос после крещения установил пост. И Адама изгнало из рая чревоугодие; оно же во времена Ноя было причиной потопа; оно же и на содомлян низвело огонь. Рассуждение в деле поста Святые отцы учат, что нужно, обязательно соблюдая пост, держаться среднего, умеренного, царского пути, не уклоняясь ни налево, в самовольные послабления, ни направо, в неумеренные подвиги, из которых вместо пользы возникают самомнение, высокоумие, гордость, прельщение нерассудительного и несмиренного подвижника. Пост должен соответствовать и физическим силам христианина, не подрывать здоровье, а разумным ограничением способствовать победе над плотскими и душевными страстями и укреплению смиренного воззрения на себя. Амвросий Оптинский: "Описываешь, как прежде в подобном случае пост тебе помог, и просишь благословить тебе взяться опять за то же, если брань не отойдет.
А у тебя пост соединен с высокоумием и преслушанием: какая же может быть от того польза? При слабом твоем здоровье безрассудные и самочинные подвиги могут только до конца расстроить тебя и сделать ни к чему не потребною, а от брани можешь получить облегчение только смиренным покаянием и смиренным призыванием помощи Божией, при послушании и умеренном воздержании. Пост похвален и нужен в свое время и в своем месте: лучше держись умеренного употребления пищи и пития, избегая сытости, которой признак малое отягощение, и, с другой стороны, — излишнего и неуместного воздержания. Обе крайности нехороши и вредны. Умеренность же и среднее из них делает человека более способным к духовному деланию. Готовясь к причастию, должна употреблять кроме болезни пищу без масла; накануне причастия, после повечерия, ничего не вкушается. В другие дни, после всенощной, здоровые и крепкие также не должны ничего вкушать, а слабые и немощные да соображаются с своею немощью: если могут, пусть потерпят, а если не могут, пусть вкушают мало и смиряются за это и за немощных и неисправных себя считают". Макарий Оптинский:...
Спрашиваете: как проводить сей святой пост в отношении пищи? Если согласно с Типиконом, то находите, что для N. На сие вам скажу: постановление Церкви всем равно, и в употреблении пищи все обязаны исполнять, и я не смею противоречить уставу. Но надобно иметь рассуждение, которое святые отцы называют "око некое души и светильник". Сие учит человека оставлять безмерие и путем царским шествовать... Если принять и в настоящем деле рассуждение, то найдете, что посвятившим себя на удаление от мира удобнее понести такое постановление. Они ничем внешним не заняты и не обязаны житейскими, а паче еще должностными и важными делами, то хотя и изнемогут и пребывают через то в бездействии, ответа не дадут за опущение. А которые обязаны, да еще важными делами и не терпящими опущения, то надобно сделать и телу снисхождение укреплением пиши в сей пост; я разумею не о рыбе, а о елее, с которым изготовленная пища более укрепляет телесный состав, нежели сухоядение.
Дело другое, когда говеете, т. В самых же правилах апостольских и отеческих сказано: "кроме немощи"; и не есть ли это немощь, когда тело изнеможет от поста и неспособно будет к исполнению важных обязанностей? О времени же к употреблению пищи также должны сообразоваться с силою и крепостию тела. Иоанн Кассиан Римлянин: «Касательно образа поста не может удобно соблюдаться одинаковое правило; поелику не у всех тел одинакова крепость, и соблюдается пост силою не одной души, как прочие добродетели. И потому, поелику он состоит не в одном мужестве духа, а соразмеряется и силою тела, то … различны должны быть время, способ и качество питания, именно по неодинаковому состоянию тел или по возрасту и полу; но у всех должно быть одно правило укрощения плоти для воздержания сердца и укрепления духа. Ибо не только качество пищи, но и количество расслабляет душу, возжигая в ней, как и в утучненной плоти, вредоносный, греховный огонь». Феофан Затворник: «Закон постничества такой — в Боге умом и сердцем пребывать с отрешением от всего, всякое угодие себе отсекая, не в телесном только, но и в духовном, творя все во славу Божию и благо ближних, неся охотно и с любовью труды и лишения постнические, в пище, сне, отдыхе, в утешениях взаимообщения, — все в мере скромной, чтоб это в глаза не бросалось и не лишало сил исполнять молитвенные правила». Диадох: «Об изгнании излишнего воздержания, чтоб тело оставалось крепким для подвигов духовных.
Как множеством яств обременено будучи, тело наше делает ум каким-то беспечным и неподвижным: так и будучи измождено чрезмерным воздержанием делает созерцательную часть души унылою и несловолюбивою м. Подобает убо образ питания телесного соразмерять с состоянием сил и крепости тела: когда оно здорово, утеснять его, сколько потребно, а когда немоществует, послаблять ему несколько. Подвизающемуся не следует расслабевать телом, но быть в силе, сколько требуется для подвига, чтоб хотя телесными трудами очищалась надлежаще и душа». Игнатий Брянчанинов : "Неумеренный пост, то есть продолжительное излишнее воздержание в пище, не одобряется святыми отцами: от безмерного воздержания и происходящего от него изнеможения человек делается неспособным к духовным подвигам, часто обращается к объядению, часто впадает в страсть превозношения и гордости. Правила поста установлены Церковью с целью вспоможения чадам ее, как руководство для всего христианского общества. При этом предписано каждому рассматривать себя с помощью опытного и рассудительного духовного отца, и не возлагать на себя поста, превышающего силы: потому что, повторяем, пост для человека, а не человек для поста; пищею, данною для поддержания тела, не должно разрушать его". Иоанн Златоуст говорит для тех, кто не может воздерживаться от пищи так строго, как это предписано Уставом Великого поста: "Если слабо у тебя тело, чтобы поститься беспрестанно, то оно не слабо для молитвы и для пренебрежения удовольствиями чрева. Если ты не можешь поститься, то, по крайней мере, можешь не роскошествовать, а это не маловажно и не далеко от пощения и может укротить неистовство диавола.
Ибо ничто так не любезно демону, как роскошь и пьянство — источники и мать всех зол. Кто вкушает пищу и не может поститься, тот пусть подает обильнейшую милостыню, пусть творит усердные молитвы, пусть оказывает напряженную ревность к слушанию слова Божия; здесь нисколько не препятствует нам телесная слабость; пусть примиряется с врагами, пусть изгоняет из души своей всякое памятозлобие. Если он будет исполнять это, то совершит истинный пост, такой, какого именно и требует от нас Господь. Ведь и самое воздержание от пищи Он заповедует для того, чтобы мы, обуздывая вожделения плоти, делали ее послушною в исполнении заповедей.
В моей практике при проверке дневников питания чаще всего из овощей и фруктов в рационе людей можно увидеть: помидоры, огурцы, яблоки, бананы, мандарины, из бобовых — тарелку горохового супа раз в месяц, а из сложных углеводов, которые тоже являются частью растительной пищи, — рис, гречку и овсянку.
Для сбалансированного рациона этого недостаточно, так как регулярное питание одним и тем же набором продуктов обедняет микрофлору кишечника и увеличивает риск дефицита любого из микронутриентов, — акцентировала Анастасия Шаляпина. Эксперт отметила, что пост может привнести разнообразие в рацион: — При отказе от мяса приходится планировать другие источники белка, и на арену выходят бобовые нут, фасоль, чечевица и т. Оказывается, их можно приготовить легко и вкусно. Разнообразие овощей увеличивается, люди вспоминают о ферментированных продуктах, например, квашеной капусте. А если грамотно составить рацион, то вы не будете постоянно голодным, к тому же, возможно, перенесете часть здоровых привычек по питанию в повседневную жизнь вне поста.
На вопрос, может ли пост навредить, Анастасия Шаляпина ответила так: — Животная пища помогает нам получать белок, кальций, железо, омега-3 ненасыщенные жирные кислоты, витамин D и витамин B12. Если исключить животную пищу из рациона на семь недель поста, вряд ли возникнет дефицит нутриентов, который приведет к проблемам со здоровьем. Например, запасов самого дефицитного для веганов витамина В12 в организме в среднем хватает на 2—4 года. Но если рацион не продумать, а просто исключить все продукты животного происхождения, вы можете начать чаще испытывать чувство голода и из-за этого есть больше продуктов, в которых мало питательных веществ, но много сахара.
Подготовка к медицинской процедуре Главная причина, по которой люди пробуют водный пост, - это польза для здоровья. Это связано с тем, что некоторые исследования связывают водный пост с пользой для здоровья. Это включает в себя снижение риска заболеваний, таких как рак, болезни сердца и диабет 1 , 2 , 3. Пост может также способствовать Аутофагии, процесс, в котором ваше тело перерабатывает клетки потерявшие свою функцию и потенциально опасные клетоки 4. Популярные диеты, такие как очищение с помощью детоксикации лимона, регулируются на примере поста с водой. Для очищения кожи с помощью детоксикации лимона рекомендуется пить смесь из лимонного сока, воды, кленового сиропа и острого перца несколько раз в день в течение всего 7 дней 5.
Тем не менее, водяные голодания имеют много рисков и могут быть очень опасными, если применяются в очень длительных сроках без последующего наблюдения врача. Итог: Водяной пост - это тип голодания, в котором нельзя употреблять что-либо кроме воды. Это связано с более низким риском хронических заболеваний и аутофагии, но также сопряжено со многими рисками для здоровья. Как держать Водный Пост? Нет научного руководства о том, как начать поститься. Тем не менее, есть несколько групп людей, которые не должны поститься без медицинского контроля. В эту группу включают подагру, диабет оба типа 1 и 2 , хронические заболевания почек, расстройства пищевого поведения, пожилых людей, беременных женщин и кормящих матерей 6 , 7. Если вы никогда ранее не постились, лучше будет провести три-четыре дня подготовки, чтобы дать телу привыкнуть к отсутствию пищи. Вы можете сделать это, съев меньшие порции при каждом приеме пищи или голодая в течение части дня. Сколько дней надо держать водяной пост?
Но некоторые версии включают чай и кофе. Большинство людей пьют от двух до трех литров воды в день. Водяной пост длится от 24 до 72 часов. Из-за риска для здоровья не рекомендуется поститься дольше, чем это, без медицинского наблюдения. Некоторые люди могут быстро почувствовать слабость или головокружение во время водяного поста и хотят избежать несчастного случая 8. После поста и окончание поста Рекомендуется заканчивать употреблением только супа в первые дни сразу после голодания. Вы должны сопротивляться желанию съесть большую еду после поста. Это связано с тем, что употребление тежелой пищи после голодания может вызвать неприятные симптомы. Вместо этого заканчивайте свой пост маленькими порциями в первые несколько дней. Вы можете начать на нормальную еду через несколько дней, когда вы будете чувствовать себя более комфортно.
Важно постить медленно после голодания, особенно после длительного голодания. Серьезные электролитные и метаболические нарушения называются «синдромом повторного кормления», оно начинается после длительного периода голодания или отказа от питания 9. Чтобы избежать такого синдром, постепенно заканчивайте пост. Эта фаза обычно занимает один день, но людям, которые постятся в течение трех дней или более, потребуется до трех дней, чтобы чувствовать себя комфортно перед тем, как есть.
Великий пост: что можно есть постящимся
Не очищает организм и не помогает похудеть: 5 фактов про пост | Пост в Рамадан – это религиозная обязанность, выполнение которой приносит пользу не только душе, но и телу. |
Польза поста для здоровья | Польза поста и как правильно выйти из него. |
Как поддержать организм во время поста
Правило третье: выбирать правильные напитки. В период поста врачи рекомендуют отказаться от кофе и крепкого чая. Лучше пить морсы или травяные чаи. Не повредят и свежие соки, разведённые водой. Также нельзя забывать о воде: простая чистая вода хорошо утоляет жажду и выводит токсины.
Правило четвёртое: формируем правильный моральный настрой. Прежде чем начинать поститься, необходимо понять, что это не просто диета, а своеобразное священнодействие, которое должно очистить не только тело, но и душу. Поэтому готовиться к нему надо не только физически, но и морально. Правильное отношение к посту поможет легче соблюдать ограничения в пище и сохранить хорошее настроение.
Польза поста для здоровья 1 Отсутствие тяжелой белковой пищи В постном рационе нет тяжелых животных продуктов, в частности красного мяса, зато много овощей и фруктов. Это будет полезно тем, кто в обычной жизни переедает, употребляет преимущественно мясную пищу, в том числе полуфабрикаты и фаст-фуд. Клетчатка сырых овощей и фруктов нормализует процесс пищеварения, помогает при запорах, способствует выводу токсины. Но польза будет, только если выбирать свежие и полезные продукты.
Стоит заменить обычный хлеб сладкой, пусть даже несдобной выпечкой — и полезный эффект поста сойдет на нет. Растительная пища относительно низкокалорийна, но далеко не вся. Бобовые и сладкие фрукты, фруктовые соки, картофель, кукуруза содержат много калорий и сахара. Их избыток в рационе может привести к ожирению.
Такие ограничения могут принести пользу при ожирении, жировом перерождении печени, камнях в желчном пузыре, аллергических заболеваниях, нарушениях обмена жиров, малоподвижном образе жизни. Пост способен помочь сбросить лишний вес, восстановить работу кишечника, снизить уровень холестерина крови. Что же есть в пост? Великий пост начинается за 48 дней до Пасхи.
В это время человек ограничивает своё питание, подготавливаясь таким образом к главному религиозному празднику. Голодание обычно стартует в марте его начало не имеет фиксированной даты , знаменуя собой очищение тела, души и духа. Духовные причины таких ограничений понятны, но это не единственное преимущество поста. Религии всего мира имеют посты: христианство, индуизм, ислам, иудаизм и большинство других религий соблюдают пост в различные периоды года.
Во время Великого поста запрещены некоторые продукты питания, нельзя есть: Мясо и мясные продукты — говядину, свинину, курицу, а также продукты с говяжьим желатином или свиным салом. Молочную продукцию, такую как молоко, масло, сыр и продукты, содержащие производные молока молочную сыворотку и молочные экстракты. Рыбу, у которой есть позвоночник — форель, сардины, окунь. В меню разрешается включать моллюски омары, креветки, крабы и устрицы.
Масла, вина и другие алкогольные напитки. Большинство людей также отказывается от чего-то, что они считают чрезмерным, например, от шоколада или сладостей в течение всего периода Великого поста. Кроме того, у православных в этот период выбраны специальные дни, которые особенно строги — страстная неделя. В этот период можно есть только сырые продукты, и следует ограничиться одним полным приёмом пищи.
А, главными составляющими рациона в это время выступают овощи, фрукты, мёд, зелень, грибы, крупы, орехи и бобовые. Аргументы «против» Позиция Православной Церкви четкая и понятная — говение не должно приносить вреда физическому здоровью. Но все равно находятся противники пощения. Чаще всего для критики практики исключения животной пищи приводятся такие аргументы: Резкое изменение рациона вредно для здоровья.
Действительно, если человек за всю жизнь привык есть много жирного мяса, тяжелой пищи в больших объемах — резко «сесть» на сухоядение для него будет не только сложно, но и опасно. Для этого и существуют постные дни в среду и пятницу на каждой неделе, отдельные постные дни в церковные праздники — чтобы человек в течение всего года воспитывал в себе воздержание. Тогда и длительное говение не будет таким стрессом для организма. Исключение мяса приводит к большому недобору белка.
Согласно правилам здорового питания, в полноценном рационе взрослого человека содержание белка должно находится в среднем в пределах 1. При этом белки рекомендовано набирать преимущественно из животных продуктов, поскольку растительный белок уступает животному по аминокислотному составу. Однако, православная традиция не запрещает вовсе вкушения мяса, а только лишь ограничивает его на некоторый период. Такое облегчение рациона, напротив, позволит очистить организм, подарит ему легкость, улучшит обмен веществ.
И, возвратившись в свое время к привычному рациону, человек будет в большей степени усваивать все питательные вещества из животных продуктов. Ограничение в пище приводит к голоду, излишку желудочного сока, который может вызвать язву. Достаточно распространенное мнение, которым часто оправдывают нежелание поститься. Однако православное воздержание совершенно не предполагает острого голода.
Правильно и грамотно построенное постное меню будет в должной мере насыщать организм, и пищеварение, напротив, улучшится.
Это значит: в определенный период, в соответствии с церковным календарем, они весьма избирательны в питании. Можно сказать - они сидят на своеобразной диете. О том, что происходит в это время с их организмом и почему поститься полезно всем, вне зависимости от веры или ее отсутствия, расскажем в нашем материале. Важный нюанс Пост и голодание — вещи разные. Многие путают два этих понятия, между тем нужно уметь их разграничивать. Во время поста организм живет за счет излишков питательных веществ, однако, когда жизнь приходится поддерживать уже исключительно за счет собственных тканей, это называется голоданием.
Таким образом, грань между постом и голоданием хоть и довольно тонкая, но при этом четкая и явственно ощутимая. Голодание может привести к летальному исходу, пост, даже в течение сорока-пятидесяти дней - нет. Что такое пост и для чего он необходим Верующие люди основываются на Библии, которая главным назначением поста полагает изменения в духовной сфере человека. Каждый из нас, по Библии, представляет собой тройственную натуру — духа, тела и души. В каждой из этих трех сфер во время поста должны произойти изменения, но основные затрагивают именно дух. Однако, как уже было сказано выше, пост полезен не только для верующих.
Дети очень восприимчивы к рекламе продуктовых концернов, которые не заботятся на деле о том, что мы с вами едим. Поэтому определённые ограничения, которые просто объяснить с точки зрения духовной, так или иначе покажут ребёнку, что без чего-то не очень полезного, но очень вкусного, он также может обходиться. Кроме того, пост — это подходящий период для объединения семьи на основе общих ценностей. Духовная жизнь и духовный рост непрерывно связаны с нашей способностью жить в осознанности каждый момент своей жизни, поэтому пользу, полученную от поста, важно заметить, осознать, возможно письменно зафиксировать и оставить в своём повседневном образе жизни и по его окончании. Но есть также и минусы соблюдения поста, а именно: 1. Повторюсь, пост — это не диета. Если вы на время убираете какие-либо «вкусняшки» или продукты, которые способствуют быстрому набору веса, из своего рациона, помните, что желание насладиться ими вновь по окончании поста, возможно, вернётся, а с ним могут вернуться килограммы, которые ушли за время поста. Особенно серьёзно и с осторожностью нужно подойти к посту тем, кто имеет различные хронические заболевания и особенности в питании, а также беременным и кормящим женщинам. Помните, что еда — это энергия, и человек в период поста должен продолжать свою деятельность, для чего ему необходимо поступление калорий в достаточном количестве. Здесь рекомендую проконсультироваться с вашим лечащим врачом. Рядом и следующий минус: в период поста, когда вы ограничиваете поступление белков животного происхождения, ваш метаболизм будет перенастраиваться — и баланс белков, жиров и углеводов может быть нарушен.
Эффективнее будет уменьшить потребление продуктов , содержащих жиры и сахар, и увеличить объём овощей и фруктов. Практика поста свидетельствует, что в организме постящегося снижается тяга к обработанным продуктам, и увеличивается желания употреблять больше натуральной еды, фруктов и овощей, напитков. Отсюда вывод, что месяц поста является прекрасной возможностью приучить себя к здоровому питанию и образу жизни. Пост в Рамадан очень сильно помогает избавиться от вредных привычек и пристрастий. Это и зависимость от курения, от употребления спиртного, и других вредных привычек. В процессе голодания организм избавляется от тяги к никотину, алкоголю, кофеину и другим вредным веществам. До основного приема пищи желательно выпить два стакана воды. Она притупит чувство голода и восполнит недостающую жидкость в организме.
Что можно и нельзя есть в Великий пост: три главных правила и подробный календарь
Даже если вы равнодушны к христианским традициям, не лишним будет узнать, как организм человека реагирует на отказ от мяса. Статьи Польза для здоровья, доказанная многочисленными исследованиями. Пост полезен для организма, так как постоянно употреблять жирную и белковую пищу вредно, сказал патриарх Московский и всея Руси Кирилл."Пост полезен для физического организма. Врач Светлана Павличенко сообщила россиянам о пользе кратковременного поста для организма. Даже временный отказ от животной пищи может значительно улучшить состояние человека, передает «». Пост необходим человеческому организму для того, чтобы извлекать энергию при сжигании углеводов, в частности, сахара. Как Великий пост влияет на организм, вредно или полезно соблюдать пост, последствия поста для здоровья, кому нельзя соблюдать пост, советы нутрициолога.
Пост и здоровье: польза без вреда
Соблюдение поста может отразиться на здоровье: как положительно, так и не очень, все зависит от того, что выбрать для питания, есть ли у вас противопоказания, насколько строго держать пост и как длительно. Разберемся в вопросе детально. Входить в пост нужно в состоянии полного осознания: понимая, что организм испытает дефицит некоторых аминокислот, микроэлементов и витаминов. традиция ограничений в питании есть во всех религиях, рассказываем о пользе поста с научной точки зрения.
Врач-диетолог рассказала об удивительной пользе поста для здоровья
Как правильно поститься, кому пост вреден и другие советы диетолога | Многие воспринимают подобную нагрузку как некое испытание, которое может навредить здоровью. Врач интегративной медицины, фунгонутрициолог, натуропат Ирина Юзуп рассказала «МК в Питере», как с пользой для организма провести Великий пост. |
Эксперт КФУ: «Ураза позволяет нормализовать процесс метаболизма» | Однако польза поста проявится в полной мере, только если не заменять запрещенные продукты на вредные, хоть и разрешенные. |
Время оздоровиться. Гастроэнтеролог рассказал, чем Великий пост полезен | Как соблюдать пост с пользой для здоровья. После Масленицы наступает Великий пост, самый продолжительный и строгий из всех православных постов. |