Надежда Константиновна Крупская умерла 27 февраля 1939 году, на следующий день после своего 70-летия. Например, Надежда Константиновна Крупская очень всерьёз взялась за свой коммунистический облик. Надежда Константиновна через 20 лет после свадьбы стала вновь Крупской. После смерти мужа в 1924 году Надежда Константиновна Крупская полностью посвящает себя работе.
Малоизвестные факты о Надежде Крупской, которые скрывали советские историки.
Надежда. Трудное счастье революционерки | ИА Красная Весна | Ко дню рождения Надежды Крупской «Комсомолка» вместе с экспертами прочитала ее записи о смерти мужа. |
Надежда Крупская: несбывшаяся мечта | Надежда Константиновна не могла не видеть симпатию между мужем и их общей подругой и предложила Ленину расстаться, чтобы он мог устроить свою личную жизнь открыто. |
Как Надежда Крупская стала женой Ленина
По воспоминаниям свидетелей, накануне юбилея она поссорилась с вождем и обещала придать огласке записку, продиктованную Лениным незадолго до его смерти. О первой леди Советского Союза и о тайнах, которые она хранила, смотрите в программе «Исторический детектив» с Николаем Валуевым.
В 1923 году Главлитпросвет Наркомпроса РСФСР выпустил "Инструкцию о пересмотре книжного состава библиотек и изъятия контрреволюционной и антихудожественной литератур", подписанный Крупской. К инструкции был приложен "Указатель об изъятии контрреволюционной и антихудожественной литератур из библиотек, обслуживающих массового читателя". Горький в письме Ромену Роллану от 15 января 1924 года прокомментировал этот указ так: "Письмо было вызвано одной из трагических пошлостей, творимых в России.
Дело в том, что жена Ленина, человек по природе неумный, страдающий базедовой болезнью и, значит, едва ли нормальный психически, составила индекс контрреволюционных книг и приказала изъять их из библиотек. Мирбо, Л. Толстого и еще несколько десятков таких же "контрреволюционных" сочинений. Несколько дней я прожил в состоянии человека, готового верить тем, кто утверждает, что мы возвращаемся к мрачнейшим годам средневековья. У меня возникло желание отказаться от русского подданства, заявив Москве, что я не могу быть гражданином страны, где законодательствуют сумасшедшие бабы" Замечу, что если сочинения Льва Толстого — этого "Зеркала русской революции" —Крупской запретить все же не удалось, то большая часть книг из составленного ею списка была запрещена всю историю СССР, в том числе — Евангелие, являющееся не только религиозной книгой, но и основой русской и мировой культуры.
Деятельность "сумасшедшей бабы", как ее называл большевицкий писатель Горький, привела, например, к тому, что нередко советские искусствоведы, приезжавшие в заграничные музеи, могли не понимать смысла картин Богородицы с маленьким Иисусом на руках. Они не ведали практически ничего о христианских сюжетах в искусстве, хотя аллюзии на них пронизывали культуру. Что же касается ее "педагогики", то в своем революционном цензорском рвении Крупская пыталась запретить даже детские стихи Корнея Чуковского, причем особое озлобление у нее вызвал "Крокодил", которому она посвятила целую статью в газете "Правда" в номере от 01.
Еще раз хотел написать о том, что сделала эта гениальная женщина. В 1923 году из 133 млн человек населения — 111 миллионов — необразованная масса крестьян. Психология таких крестьян, тщательно изученная Крупской — «каждый сам за себя». Привет нынешнему населению краснодарского края. Цитата: «Исторические условия — крепостное право и потом экономическое и политическое засилье помещиков — сделали русского крестьянина еще вдобавок ко всему темным, суеверным, безграмотным, не знающим самых простых вещей. Деревня — это вместе живущие, но внутренне ничем не объединенные мелкие производители. Страна неограниченных возможностей и безграмотных, разрозненных поселян — мелких производителей».
И через несколько лет добивается ее реализации во всей стране.
Например, в одной книжке рассказывалось, как хулиган видит во сне Ленина, который велит ему ходить в школу и не обижать парнишку-бедняка. С учебниками дело обстояло еще сложней. Первые советские учебники Луначарский назвал «опилками с вазелином» по степени интереса, и Крупская с ним согласилась — она вообще была очень критичным, требовательным и по-своему умелым педагогом.
Считая, что современный учебник должен быть коммунистическим, то есть формировать у ребенка материалистическое мировоззрение, она все же похвалила эти первые опыты за отсутствие Божественной темы и за обучение ребенка внимательно всматриваться в жизнь и устанавливать правильную связь явлений. Ее требования к учебнику сводились к следующему: чтобы весь учебный материал был диалектически взаимосвязан, чтобы антирелигиозная пропаганда была связана с мировоззрением во всех областях знания, и чтобы дух коллективизма проповедовался ребенку не через скучные назидания, а через доступные увлекательные формы. В качестве удачной хрестоматии Крупская приводила в пример книгу Блонского «Красная зорька». В ней не было рассказов о Пасхе и Рождестве, о бабочках и зайчиках, но говорилось о временах года, о сезоном труде, о железных дорогах, об Октябрьской революции.
Там не было мистики, но имелся здравый сказочный элемент: мальчик во снах уносится то в неведомый тропический лес, то на берег моря, то в страну будущего. Вместо «Вороны и Лисицы» дети знакомились с текстами «Интернационала», «Смело, товарищи, в ногу», «Мы — кузнецы»… Столь же ответственным был вопрос о методах преподавания. В 1923 году появились программы ГУСа — комплексные подходы, то есть преподавание не отдельных предметов с сообщением систематических знаний, а марксистское нагромождение общественных понятий, поясняемых конкретными фактами например, математика и химия преподавались в комплексе «труд и общество». Так пытались представить предметы в диалектической взаимосвязи и в связи с конкретной жизнью.
Весь учебный материал был построен на главной теме — трудовой деятельности людей. Промах обнаружили быстро — во-первых, выявились искусственные, надуманные связи. Сама Крупская однажды наблюдала в школе, как детям на уроке рассказали про Ленина, а потом предложили провести грамматический разбор рассказа. Во-вторых, у школьников не оказалось систематических научных знаний.
Крупская признала промах. Преподавание каждого предмета насквозь «пропитывалось» общими задачамиатеистического коммунистического воспитания. Для этой цели Крупская предлагала преподавать в первую очередь естественнонаучные дисциплины, которые в силу исследовательского метода познания приводили к установлению взаимосвязей и закономерностей явлений. Так воспитывалось умение наблюдать, ничего не брать на веру и все проверять опытным путем.
Крупская требовала, чтобы такой подход пронизывал всю жизнь ребенка. Даже знаменитые юные натуралисты изначально были частью плана правильно поставленной антирелигиозной пропаганды, и на юннатах Крупская особенно настаивала, как и на технических кружках. Участвуя в них, дети выходили за пределы свой школы, делясь опытом со сверстниками из других школ, и кружок превращался «в очаг пропаганды определенных методов естествознания». Гуманитарные предметы пострадали наиболее сильно.
Исторические факты брали только для изучения современности. Литература стала иллюстрацией обществоведения. Крупская настаивала на преподавании обоих предметов на марксисткой основе. Правильное преподавание истории как этапов развития человечества и классовой борьбы даст понимание основ исторического материализма и взаимосвязей общественных процессов «вместо длинных анекдотов какого-нибудь Иловайского».
Для правильного преподавания литературы она предлагала, во-первых, «вытащить из подполья» все прежде запрещенное — Радищева, Герцена, Чернышевского, Белинского, Добролюбова, Писарева и Льва Толстого, который может быть доступен читателю «только в результате установления социалистического строя». Во-вторых, пересмотреть отношение к классикам, многие из которых сами были дворянами, и подойти «к оценке произведений наших писателей с точки зрения масс», то есть провести новых подбор программных литературных произведений. Классиков нужно изучать, чтобы они способствовали пониманию текущего момента. Оттого фон преподавания литературы должен оставаться обществоведческим».
Вот характерное наставление Крупской. Как надо проходить «Ссору Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем», чтобы ребенок понял слова Гоголя «оба — прекрасные люди» и «такие разные люди»? Тогда он поймет, какая коренная разница между жизнью тунеядствующего мелкого местного обывателя времен крепостного права и жизнью рабочего. После такой работы ученик совсем по-другому начнет смотреть на Ивана Ивановича и поймет, что между Иваном Ивановичем и Иваном Никифоровичем ничтожная разница, что это люди одного класса.
После такой самостоятельной работы он по-новому подойдет к творчеству Гоголя». Естественно о России — даже в освещении Щедрина — нет ни слова. Так гуманитарное образование было фактически сведено к нулю. То же касается и искусства.
Старое следует осмыслить по-марксистски, как продукт идеологического творчества данного класса в определенный исторический период, и преподать его в том виде, в каком оно подобает задачам современности. Вместо наполненных слезами глаз Марии Магдалины надо показать верещагинские картины, демонстрирующие неравенство на войне «выхоленного офицерья» и простого солдата. Детское изобразительное творчество само подчиняется насущным вопросам современности, например индустриализации. Крупская отмечала возрастание темы труда в детском рисунке.
Если дореволюционные школьники рисовали цветочки и самоварчики, то «наши рисуют плуги и тракторы». Так мы подошли ко второму разделу школьной темы — организации учебно-воспитательной работы. За походом на православную религию неминуемо следовал поход на личность. Из коммунистической морали вытекал важнейший принцип построения советской школы — коллективизм, сколько бы его теоретики не твердили, что и задачи индивидуального воспитания ребенка имеют огромное значение.
Да, но в пределах служения коллективу. Как уже говорилось, коммунистическая мораль была призвана переродить индивидуалистскую психологию, сообщаемую капиталистическим частным хозяйством, в коллективистскую психологию, вытекающую из потребностей коллективного труда. Социализм строит общественную жизнь на началах коллектива, и также «во образ» должна быть устроена школа. Крупской надо отдать должное.
Иные советские педагоги и вовсе уверяли, что школа — это буржуазный метод воспитания, а истинно социалистический — народные детские дома. Не согласившись с таким мнением, Крупская стала внедрять в школу коллективизм — то есть воспитание людей, умеющих «подходить ко всякому вопросу с точки зрения целого», умеющих подчинять свою волю коллективу. Коллективизм распространялся на все сферы школьной жизни, от методов ведения занятий до введения школьного самоуправления. Построение учебного процесса в противовес старой школе становится коллективным.
Если раньше школьный мир был разделен на два враждебных лагеря — учитель и ученики, где каждый всячески выгораживал товарища перед педагогом, то теперь эти миры объединялись. В старой школе каждый учился сам, сам делал уроки, отчитывался за пройденный материал, получал свои оценки, то есть отвечал сам за себя… Это воспитывало индивидуализм. В старой школе на первое и главное место была поставлена учеба, простое получение знаний, имеющее целью подготовить к поступлению в университет или просто дать хорошее среднее образование. В советской «школе жизни» вводился коллективный метод усвоения знаний и отчета по ним, чтобы приучить ребят работать вместе и помогать друг другу, кто в чем сильнее.
Но Крупская не была бы Крупской, если бы все так было просто.
Надежда Крупская: несбывшаяся мечта
Крупская ушла в тень после смерти Ленина, многие связывают это с тем, что Сталин не питал к Надежде Константиновне особой симпатии. От чего на самом деле умерла Надежда Константиновна Крупская мы, скорее всего, не узнаем никогда. Потом Надежда Константиновна будет намеренно лишать детей одиночества, настаивая на коллективе, чтобы они не нуждались в Боге.
Надежда Крупская. Женой так женой
Надежда Крупская: несбывшаяся мечта | Почему сестра Ленина называла Надежду Крупскую «селедкой», а сам Ленин ласково звал ее «миногой». |
Поход на молодежь / | Вот что вспоминает Надежда Константиновна о том периоде: «Мы с мамой воевали с русской печкой. |
Заслуги Надежды Крупской уже никто и не вспомнит... | Пикабу | О причинах смерти тоже говорят многое — одни уверены, что Надежда не могла больше жить с тираном, другие отмечают, что супруга вождя страдала от жутких головных болей, третьи считают, что виной всему стала депрессия от навалившейся на нее усталости. |
Первая вдова СССР
Надежда Крупская в молодости. РИА Новости. Местом упокоения Надежды Константиновны Крупской стала ниша Кремлёвской стены. Но после смерти так не любившего ее Сталина, работы Надежды Константиновны по воспитанию и педагогике снова стали изучаться и претворяться в жизнь. Надежда Константиновна через 20 лет после свадьбы стала вновь Крупской. И Крупская занимается не только отменой наказания, но все силы бросает на устранение первопричин. Надежда Крупская, жена и соратница Владимира Ленина, умерла 27 февраля 1939 года – на следующий день после своего 70-летия.
Надежда революции
Вот что вспоминает Надежда Константиновна о том периоде: «Мы с мамой воевали с русской печкой. Надежда Константиновна писала о том, что в то время обстановка в стране оставляла желать лучшего: притесняли как поляков, так и евреев. Надежда Константиновна Крупская, как известно, была очень больным человеком, много лет у неё прогрессировала Базедова болезнь, были серьёзные изменения во многих органах.
Смертельная тайна Надежды Крупской. Что скрывала жена и соратница Ленина?
В 1923 году из 133 млн человек населения — 111 миллионов — необразованная масса крестьян. Психология таких крестьян, тщательно изученная Крупской — «каждый сам за себя». Привет нынешнему населению краснодарского края. Цитата: «Исторические условия — крепостное право и потом экономическое и политическое засилье помещиков — сделали русского крестьянина еще вдобавок ко всему темным, суеверным, безграмотным, не знающим самых простых вещей.
Деревня — это вместе живущие, но внутренне ничем не объединенные мелкие производители. Страна неограниченных возможностей и безграмотных, разрозненных поселян — мелких производителей». И через несколько лет добивается ее реализации во всей стране.
И все это в условиях послевоенной разрухи гражданской войны.
А когда Надежда Константиновна попыталась передать Троцкому некоторые записи Ленина, Сталин позвонил ей, накричал на нее, обозвав проституткой и дегенераткой. Сам Сталин отреагировал на это следующим образом по воспоминаниям Молотова : "Что я должен перед ней на задних лапках ходить? Спать с Лениным еще не значит разбираться в ленинизме!
Мне Сталин сказал примерно так: "Что же, из-за того, что она пользуется тем же нужником, что и Ленин, я должен так же ее ценить и признавать, как Ленина? Слишком грубовато". Больной Ильич, узнавший о конфликте, вышел из себя и написал Сталину письмо: "Уважаемый т. Вы имели грубость позвать мою жену к телефону и обругать ее.
Я не намерен забывать так легко то, что против меня сделано, а нечего и говорить, что сделанное против жены я считаю сделанным и против меня. Поэтому прошу Вас взвесить, согласны ли Вы взять сказанное назад и извиниться или предпочитаете порвать между нами отношения". Крупская на похоронах Ленина В январе 1924 года Ленин умер. Надежда Крупская осталась одна.
Утешение она нашла в работе. Продолжив трудиться в наркомате просвещения, Крупская стала одним из создателей советской системы народного образования, а также пионерской и комсомольской организаций. Правда, в это же время она раскритиковала ряд сказок Чуковского, из-за чего писатель перестал их писать до войны. А еще ее критике подвергся знаменитый педагог Антон Макаренко.
Тем не менее, вплоть до смерти Крупская трудилась и ежедневно писала, оставив после себя 11 томов сочинений. В дни репрессий она пыталась защищать некоторых бывших партийцев, но в то же время участвовала в общем хоре обвинений. По этому поводу она собрала дома небольшое застолье, а Сталин прислал в подарок юбилярше огромный бисквитный торт Надежда Константиновна любила сладкое.
Боялась бывшая гувернантка, удачно выскочившая замуж за поручика Константина Игнатьевича, что Наденьке не удастся найти того, кто позарится на ее исключительные умственные способности и простит заурядную внешность. Впрочем, считать брак с Крупским удачей можно только условно. Встретившись во время его службы в Кельце Польша , молодые люди полюбили друг друга с первого взгляда. Удивительного в этом ничего не было: сироты из обедневших дворянских семей, выращенные за казенный счет, она — в Павловском военно-сиротском институте для благородных девиц, он — в Константиновском кадетском корпусе, они были похожи в своих взглядах на жизнь, в отношении к миру, в своих устремлениях и имели общую систему ценностей. Девицу Тистрову отличали веселый нрав, игривость и домовитость. Крупский с его умом и литературными способностями слыл душой компании.
Вообще литературными способностями отличались многие члены этой семьи. Вот отрывок из прошения, написанного Крупским начальству, в котором он настаивает на своем переводе из бунтующей Польши. Ему, члену I Интернационала, претила служба, обязывающая подавлять национально-освободительное восстание: «С девятилетнего возраста проведение разлучило меня со всеми близкими сердцу, а вместе — с милым родным краем, оставив в душе сладкие воспоминания о счастливых годах детства, живописных местах родного гнезда!. Обо всем, что так дорого для каждого! От подобных обстоятельств жизни какая-то невыносимая тоска давит душу — весь организм мой, а желание служить на родной земле день ото дня сильнее овладевает моими чувствами, парализует мои мысли». Не официальная записка, а поэма! Елизавета Васильевна же в 1874 году издала книжку «Детский день». Сбежать из Польши удалось, поступив в Петербургскую Военно-юридическую академию. Здесь 26 февраля 1869 года у Крупских родилась дочь Надежда.
По окончании академии Крупский получил должность начальника уезда в Гроеце Польша. Три года семья прожила в достатке. Но на известного революционно-демократическими взглядами администратора помещики-латифундисты все это время строчили доносы. И дело закончилось печально — отставкой, судом, запретом жить в столице. Подали апелляцию, рассмотрение которой растянулось аж до 1880 года. Все это время Наденька считалась дочерью подследственного, и это сильно осложняло ее жизнь: отец не мог найти работу, а мать в источниках оплаты обучения дочери писала постыдное для того времени «из собственных средств Крупской Е. И хотя Константина Игнатьевича оправдали, эмоциональное напряжение привело к резкому ухудшению его ослабленного туберкулезом здоровья. Да и дочь, сильно привязанная к отцу, слегла с признаками нервного расстройства. Так впервые дала о себе знать ее щитовидка.
Переехав в Петербург, родители отдали дочь в самое передовое по тем временам учебное заведение для девочек — гимназию Оболенской, где преподавали блестящие представители российской интеллектуальной элиты: физик Ковалевский, математики Литвинова и Билибин, собиратель русского фольклора Смирнов. И здесь она была лучшей ученицей. Семья жила трудно — из-за плачевного состояния здоровья отец практически не работал. Помогали друзья — участники революционно-демократического движения. Надя росла под их разговоры о великом будущем свободной от гнета царизма России. В день рождения дочери, так любившей его. Чтобы свести концы с концами, Елизавета Васильевна сняла большую квартиру, а комнаты пересдавала телефонисткам, швеям, студенткам, фельдшерицам. На разницу с этого и жили. В 1887 году она окончила 8-й педагогический класс и получила диплом «домашней наставницы».
Благополучная жизнь не устраивала юную девицу, она мечтала продолжить дело отца в борьбе за всеобщее счастье и равенство. Даже написала письмо Льву Николаевичу Толстому. У этого зеркала будущей революции Наденька спрашивала о том, что же ей делать с собой дальше, как принести пользу отечеству. Ответ получила не от Самого, а от Татьяны Львовны занятно, всего через десяток лет она сама будет играть такую же роль при светоче будущей революции — том «Графа Монте-Кристо». Что хотела этим сказать дочь писателя, в какие пучины направить жаждущую социального подвига юную душу? Надежда Константиновна подошла к делу обстоятельно: сверила текст оригинала с сокращенным и упрощенным сытинским изданием для народа, подкорректировала его, убрала алогизмы и отправила итог своих усилий обратно, Толстым. Ответа, однако, не последовало. В 1889 году поступила на Бестужевские курсы. Вступила в марксистский кружок Михаила Бруснева.
Весной и летом мать и дочь Крупские снимали избу на Псковщине. Жили тем, что давали крестьяне за то, что во время полевых работ Наденька занималась с их детьми. Вернувшись в Питер, она оставила доходное место преподавательницы гимназии и пошла бесплатно преподавать в школу рабочей молодежи за Невской заставой. В конце февраля 1894 года на масленичных блинах у инженера Роберта Эдуардовича Классона питерские рабочие встретились с известным марксистом по кличке «Старик», автором нашумевшей в их кругах брошюрки «Что такое «друзья народа» Владимиром Ильичом Ульяновым. Была здесь и учительница Надя. Именно такие девушки служили проводниками революционных идей от разгоряченных разночинских голов к душам и сердцам рабочих, посещавших благотворительные классы. Спасибо Благодаря Надежде Константиновне 80 лет в нашей стране воспитание было бесполым: мальчики и девочки наперегонки бегали, метали молот, рубили в шахтах уголь, решали задачки по тригонометрии. В результате Россия лишилась мужчин. А домашним хозяйством они все равно заниматься не хотят.
Трагедия произошла на следующий день после ее 70-летнего юбилея. Причиной смерти послужил перитонит, развившийся вследствие бурного аппендицита. Из-за ослабленного вследствии болезни состояния, врачи так и не решились сделать операцию.
Крупская умерла в невероятных мучениях. После смерти тело было кремировано, а прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве, хотя она бы наверняка предпочла лежать рядом с мужем в Мавзолее. Сегодня многие историки выдвигают версию о том, что жизнь Надежды Константиновны прервалась не по естественным причинам.
Все дело в том, что 26 февраля 1939-го года она отмечала свое 70-летие, ей принесли торт от Сталина. А в связи со сложными отношениями, которые были между ними. Такой подарок казался не то, чтобы удивительным, а можно сказать подозрительным.
И в связи с этим тортом, появилось мнение о том, что Надежду Константиновну отравили. Второй версией является то, что ей дали умереть под прикрытием собственной смерти. Простое неоказание помощи.
Слишком поздно приехал врач и слишком поздно ее привезли в больницу. Во всяком случае, точную причину смерти Крупской Надежды Константиновны мы вряд ли сможем уже узнать сегодня.
Надежда Крупская: что мы не знали о супруге Ленина
Личная трагедия Надежды Крупской / Назад в СССР / Back in USSR | Надежда Крупская не растворялась в своем муже, хотя всегда была рядом и поддерживала его во всем. |
Личная трагедия Надежды Крупской / Назад в СССР / Back in USSR | Надежда Константиновна через 20 лет после свадьбы стала вновь Крупской. |
Поход на молодежь | Дочь И. Арманд вспоминает, что после смерти Инессы Надежда Константиновна «заботилась о нас, интересовалась, что мы делаем, как мы себя чувствуем, как живём». |
Любовь во имя революции, или личная трагедия супруги вождя революции Надежды Крупской | Владимира Ленина. |
Какой на самом деле была Надежда Константиновна | Получается, что Сталин все-таки "приложил руку" к смерти Крупской, причиной которой стал не отравленный торт, а то, что Надежде Константиновне вовремя не оказали медицинскую помощь. |
Единственная Надежда. Была ли Крупская счастлива?
Откровения смотрителя Мавзолея», утверждал, что ни одного высказывания Крупской подобного рода на самом деле нет. Мало того, она выступала на съезде с речью, посвященной памяти Владимира Ильича, и голосовала за принятие решения о строительстве Мавзолея. Однако общей картины это не меняет. Известно, что Крупская поддержала Зиновьева и Каменева. Сталин же написал Молотову: «Крупская — раскольница. Ее и надо бить, как раскольницу…». Укрощение строптивой Неудивительно, что, по утверждению Ирины Сергиевской, автора книги «Пантеоны Кремля», после смерти Владимира Ильича у Надежды Крупской не единожды производились обыски.
Не раз ей намекали на то, что она не имеет никакого права на личную память о вожде. Сергиевская пишет о том, что у Крупской изъяли все, что было связано с ее усопшим мужем: фотографии, письма, рукописи. По воспоминаниям очевидцев, Надежда Константиновна якобы даже вырезала снимки Ленина, опубликованные в газетах и журналах, и бережно их хранила. Как-то раз, по словам свидетелей тех событий, Крупская, устав от обысков, оставила в квартире записку на имя Сталина. Записка гласила: «Коба, у меня ничего нет.
Мать - Елизавета Васильевна Тистрова 1843-1915 , гувернантка. Дед - Игнатий Андреевич Крупский 1794-1848. Дед - Василий Иванович Тистров 1799-1870 , горный инженер, рудознатец, управляющий Барнаульского сереброплавильного завода, Сузунского медеплавильного завода, Томского железоделательного завода, первый пристав Барнаульского краеведческого музея. В 1887 году окончила с золотой медалью частную женскую гимназию кн. Оболенской в Петербурге.
Надежда Крупская в молодости В 1889 году поступила на Бестужевские курсы в Петербурге, но училась там лишь год. В 1890 году, будучи слушательницей Высших женских курсов, вступила в студенческий марксистский кружок и с 1891 по 1896 годы преподавала в Петербургской воскресной вечерней школе для взрослых за Невской заставой на Шлиссельбургском тракте, занимаясь пропагандистской работой. Вместе с В. Лениным участвовала в организации и деятельности «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». В 1896 году была арестована и после семимесячного заключения сослана в Уфимскую губернию, но отбывала ссылку в Сибири, в селе Шушенском, где 10 22 июля 1898 года вступила в церковный брак с Ульяновым Лениным. Была известна под рядом партийных псевдонимов Саблина, Ленина, Н. В 1901 году эмигрировала в Германию, была секретарём газеты «Искра». В 1905 году вместе с Лениным вернулась в Россию, была секретарём ЦК. После разгрома революции 1905-1907 годов отправилась во вторую эмиграцию. Работала преподавателем в партийной школе в Лонжюмо под Парижем.
В качестве секретаря Ленина помогала налаживать связь с партийными организациями в России, принимала активное участие в работе большевистской прессы. В апреле 1917 года вместе с Лениным вернулась в Россию, была помощницей Ленина в подготовке и проведении Октябрьской революции. Занималась организацией пролетарского юношеского движения, стояла у истоков Социалистического союза рабочей молодёжи, комсомола и пионерской организации. С 1917 года являлась членом Государственной комиссии по просвещению. В 1920 году была председателем Главполитпросвета при Народном комитете просвещения, выступила инициатором создания общества «Друг детей». В дискуссии о применении в воспитании советских детей скаутской методики считала, что пионерская организация должна быть скаутской по форме и коммунистической по содержанию. Вместе с немецким коммунистом Эдвином Гёрнле разрабатывала вопросы пролетарского, коммунистического воспитания детей. Крупская стала одним из создателей советской системы народного образования, сформулировав основную задачу нового просвещения: «Школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания». Ей была присуждена учёная степень доктора педагогических наук. Как идеолог коммунистического воспитания критиковала педагогическую систему, разработанную А.
Макаренко после её выступления на съезде комсомола в мае 1928 года с резкой критикой А. Макаренко последний был в скором времени снят с руководства колонией им. Крупская сыграла неблаговидную роль в судьбе К. В феврале 1928 года в «Правде» была обнародована статья Крупской «О "Крокодиле" Чуковского»: «Такая болтовня - неуважение к ребёнку.
В полном собрании сочинений Ленина есть письмо 1913 года Максиму Горькому, которого взялся лечить доктор Манухин: «Известие о том, что вас лечит новым способом большевик, хотя и бывший, меня, ей-ей, обеспокоило. Упаси, Боже, от врачей-товарищей вообще, врачей-большевиков в частности! Право же, в 99 случаях из 100 врачи-товарищи «ослы», как мне раз сказал хороший врач. Уверяю вас, что лечиться кроме мелочных случаев надо только у первоклассных знаменитостей.
Пробовать на себе изобретение большевика — это ужасно! Откуда им быть у них, когда они их не приобретали, практики не имели, а занимались политикой? Я хочу иметь дело с настоящими врачами, специалистами, а не с невеждами». А всем видам лечения в «мелочных случаях» вождь предпочитал отдых и усиленное питание. О младшей сестре Марии Ильиничне писал матери 24 августа 1909 года: «Я ей советую усиленно пить больше молока и есть простоквашу. Она себе готовит ее, но, на мой взгляд, недостаточно все же подкармливает себя: из-за этого мы с ней все время ссоримся». Заболевших товарищей, включая Крупскую, Ленин отправлял на отдых с усиленным питанием. А после революции посылал страждущих большевиков на лечение за границу и выделял остродефицитную валюту для оплаты консультаций европейских светил.
И вдруг медицинское обслуживание за границей стало для Крупской недоступно! В мае 1934 года Крупскую прооперировали по поводу тиреотоксического зоба в хирургическом отделении Кремлевской больницы. Ленин бы отправил ее в Швейцарию! Тем временем умирают его сестры: в 1935 году — Анна, а в 1937 году — Мария, проживавшая вместе с Надеждой Константиновной. Ларинский, чтобы отпраздновать свое семидесятилетие в воскресенье, 25 февраля. После завтрака с пельменями, киселем и особо вкусным тортом, присланным Сталиным Надежда Константиновна была сладкоежкой! Личный секретарь Крупской Вера Соломоновна Дридзо 1902—1991 вызвала консультанта Лечсанупра Кремля профессора Михаила Борисовича Когана через 15 лет он попадет в знаменитые сталинские списки врачей-вредителей. Он заподозрил пищевую токсикоинфекцию и, помимо всего прочего, зачем-то порекомендовал горячую грелку на живот.
Боль не только не уменьшилась, а стала нарастать. В Архангельское вызвали консультантов Кремля — профессоров Алексея Дмитриевича Очкина и Михаила Петровича Кончаловского, диагностировавших приступ острого аппендицита. Больную направили в хирургическое отделение Кремлевской больницы. По дороге в Москву у нее возник пароксизм трепетания предсердий. В хирургическом отделении Крупскую снова осмотрел А. Очкин вместе с профессором С. Они решили, что произошли «закупорка склерозированных сосудов кишечника и последующее общее воспаление брюшины», то есть тромбоз сосудов брыжейки. От оперативного лечения из-за возраста и тяжести состояния пациентки отказались.
И тем самым приговорили ее к медленной мучительной смерти. Наблюдались выраженная интоксикация, гемодинамические расстройства, сильная боль, от которой больная теряла сознание… Вокруг царила суета: собирались консилиумы, производились анализы крови, записывалась электрокардиограмма трепетание предсердий сохранялось. Новый консилиум пришел к выводу о развитии перитонита и категорически отклонил «полезность оперативного лечения». Ночью Крупской не стало. При вскрытии А. Абрикосов обнаружил тромбоз верхней брыжеечной артерии, чем и объяснялась фатальная картина абдоминальной катастрофы. Спасокукоцкий, В. Виноградов, А.
В конце следующего года Чуковский будет вынужден «покаяться» и отречься от сказок его письмо будет опубликовано в «Литературной газете» — до 1942 года он не напишет ни одной сказки. Вместе с тем Крупская поможет с жильем другому «выдумщику» - Михаилу Булгакову. Подробности, которые помогли писателю остаться в Москве, он изложит в рассказе «Воспоминание» 1924 года. Крупская будет хлопотать за многих «провинившихся», в том числе выступать против преследования детей «врагов народа». Загадка смерти Причины смерти Крупской по-прежнему остается загадкой.
По одной из версий, озвученной в частности Верой Васильевой в книге «Кремлевские жены», вина за смерть Надежды Константиновны лежит на Сталине — присланный на юбилей торт в других источниках — конфеты был якобы отравлен. Впрочем, не совсем тогда понятно, каким образом «уцелели» остальные гости? Или они не отведали отравленного угощения? По официальной версии к причинам смерти Крупской отнесли обострившуюся базедову болезнь, которая повлекла за собой заболевание сердца. Когда 24 февраля у нее появились резкие боли в животе, она была доставлена в больницу, где у нее обнаружили закупорку склерозированных сосудов кишечника с последующим омертвением части кишечника и воспалением брюшины.
Правда, ходили слухи, что медики прибыли только через 3 часа после вызова, что также могло повлиять на трагический исход дела. Как бы то ни было, ее смерть останется еще одной исторической загадкой. Надежда Константиновна была похоронена у Кремлевской стены. Урну с ее прахом нес лично Сталин. Поделитесь этим постом с друзьями Facebook.
Крупская. Дочь гувернантки
Участвовала в разработке положения о единой трудовой школе РСФСР 1918 , согласно которому в основу советской школьной системы были положены принципы производственного обучения и воспитания учеников в духе марксизма. По словам Крупской, школа должна была не только обучать, но и "быть центром коммунистического воспитания". В 1918 г. В 1919 г.
В 1920-1929 гг. Главполитпросвет направлял агитационно-пропагандистскую работу в стране, ведал всеми библиотеками, клубами, школами для взрослых, советско-партийными школами, коммунистическими университетами и др. Под руководством Крупской в 1920-е гг.
С 1921 г. Крупская возглавляла научно-педагогическую секцию Государственного ученого совета, была редактором нескольких педагогических журналов "На путях к новой школе" и др. Являлась одним из инициаторов создания пионерской организации.
В ноябре 1921 г. С 1924 г. В 1924-1927 гг.
В 1925-1926 гг. Члены этой группировки выступали с критикой НЭПа, призывали вернуться к практикам "военного коммунизма" по отношению к крестьянству, заявляли об опасности "буржуазного перерождения" в рядах ВКП б.
А когда Надежда Константиновна попыталась передать Троцкому некоторые записи Ленина, Сталин позвонил ей, накричал на нее, обозвав проституткой и дегенераткой. Сам Сталин отреагировал на это следующим образом по воспоминаниям Молотова : "Что я должен перед ней на задних лапках ходить? Спать с Лениным еще не значит разбираться в ленинизме! Мне Сталин сказал примерно так: "Что же, из-за того, что она пользуется тем же нужником, что и Ленин, я должен так же ее ценить и признавать, как Ленина? Слишком грубовато". Больной Ильич, узнавший о конфликте, вышел из себя и написал Сталину письмо: "Уважаемый т.
Вы имели грубость позвать мою жену к телефону и обругать ее. Я не намерен забывать так легко то, что против меня сделано, а нечего и говорить, что сделанное против жены я считаю сделанным и против меня. Поэтому прошу Вас взвесить, согласны ли Вы взять сказанное назад и извиниться или предпочитаете порвать между нами отношения". Крупская на похоронах Ленина В январе 1924 года Ленин умер. Надежда Крупская осталась одна. Утешение она нашла в работе. Продолжив трудиться в наркомате просвещения, Крупская стала одним из создателей советской системы народного образования, а также пионерской и комсомольской организаций. Правда, в это же время она раскритиковала ряд сказок Чуковского, из-за чего писатель перестал их писать до войны.
А еще ее критике подвергся знаменитый педагог Антон Макаренко. Тем не менее, вплоть до смерти Крупская трудилась и ежедневно писала, оставив после себя 11 томов сочинений. В дни репрессий она пыталась защищать некоторых бывших партийцев, но в то же время участвовала в общем хоре обвинений. По этому поводу она собрала дома небольшое застолье, а Сталин прислал в подарок юбилярше огромный бисквитный торт Надежда Константиновна любила сладкое.
Опале были подвергнуты детские сказки, чье содержание «не было коммунистическим». Были названы 97 писателей, чьи произведения представляли собой «буржуазную муть». Не устроила новую власть даже сказка С. Аксакова «Аленький цветочек». Вдова 21 января 1924 года умер Ленин. Надежда Константиновна продолжала активно участвовать в политике. Стала членом Центрального Комитета большевиков. Главным направлением деятельности стало написание многочисленных работ о покойном муже. На 14 съезде партии вдова Ленина выступила с критикой Сталина. Придя к власти, Иосиф Виссарионович припомнил этот момент в биографии вдовы Ильича Постепенно круг обязанностей Крупской стал сужаться, появились препятствия в публикации воспоминаний о вожде. Под предлогом заботы о здоровье ее обязывали отдыхать и, главное, как можно меньше писать воспоминаний. В них Ленин выглядел простым человеком, а не иконой, которую рисовала официальная пропаганда. Утонченным издевательством стали часы обязательного посещения Мавзолея. Вдову вне зависимости от ее желания обязывали проводить часть времени возле трупа Ульянова. Надежда Константиновна разговаривала с мумией. Иногда плакала, иногда смеялась. Крупская устроила небольшое застолье со старыми друзьями в подмосковном Архангельске. В 7 вечера ей стало плохо. Скорая помощь приехала через 3,5 часа. Утром 27 февраля Надежды Крупской не стало. Гуляет версия, что смерть вдовы Ульянова была подстроена. Причиной послужило желание выступить с острой критикой Сталина на мартовском 18-м съезде ВКП б. Так ли это? Вряд ли мы когда-то узнаем правду. Интересные факты из жизни Крупской Отправляясь к мужу за границу после Уфимской ссылки, Крупская не сразу нашла законспирированного Ленина. Сначала были неудачные поиски в Праге и только потом встреча в Мюнхене. Во время нахождения за границей супруга Ульянова зашифровала около 20 тыс. Семейная жизнь не была безоблачной. Практически открыто Ленин встречался с любовницей Инессой Арманд. После смерти Арманд Крупская взяла под опеку ее детей. Крупская имела патологию щитовидной железы - «Базедову болезнь» Частые вопросы о жизни Крупской Почему у Крупской и Ульянова не было детей? Официальная советская версия сводилась к тому, что вождь пролетариата не мог отвлекаться на что-то, способное помешать каждодневной работе на благо человечества.
Надежда Крупская действительно скончалась при весьма загадочных обстоятельствах. Во-первых, Крупская ушла из жизни на следующий же день после торжества, посвященного ее 70-летнему юбилею. Во-вторых, в честь праздника Надежда Константиновна получила в подарок от Сталина торт. Этот торт оказался последним десертом, который довелось отведать юбилярше. Торт от Сталина Надежда Крупская начала готовиться к своему 70-летию загодя. Как утверждает профессор Владимир Лавров, Крупская не любила да и не умела готовить. Эту обязанность в доме Ленина и Крупской выполняла мать последней. После ее кончины супруги стали пользоваться услугами общепита. Но для юбилейного застолья Надежда Константиновна расстаралась — сама приготовила пельмени.
Смертельная тайна Надежды Крупской. Что скрывала жена и соратница Ленина?
Причина смерти не выяснена до сих пор, однако есть серьезные основания полагать, что ее отравили. Надежда Константиновна Крупская родилась 26 февраля 1869 года. P. S. Надежда Константиновна Крупская (единственным человеком, кто называл ее «Ульянова», был Сталин) умерла в кремлевской больнице в возрасте 70 лет. Официально причиной смерти стал острый приступ аппендицита. Надежда Константиновна писала о том, что в то время обстановка в стране оставляла желать лучшего: притесняли как поляков, так и евреев.