Кронштадт с начала блокады стал тыловым щитом флота Ленинграда. «Немцы всё время обстреливали Кронштадт, смерть ходила рядом. 18 ноября 1941 года, выполняя приказ начальника войск НКВД по охране тыла Ленинградского фронта генерал-лейтенанта Г. Степанова, на разведку будущей трассы для доставки с Большой земли по льду Ладожского озера грузов для осаждённого Ленинграда вышла группа. В 1944 году сняли блокаду Ленинграда, нам пришел вызов, мы вернулись домой в Кронштадт. * Медали «За оборону Ленинграда» были вручены также группе учителей, хозяйственным работникам школ и учащимся 5-6 классов, активно участвовавшим в дни обороны Ленинграда в создании овощной базы для Кронштадта и показывавшим.
Кронштадт. Военные традиции и судьба во время блокады Ленинграда - Хочу всё знать
Последний раз в качестве государственного гимна был исполнен 26 декабря 1991 — в последний день существования СССР. За основу был взят советский гимн с музыкой Александра Александрова и стихами Сергея Михалкова, отредактированными им самим. Российский народ услышал новый гимн по телевидению в ночь на 1 января 2001 года. Прожитый суровый год оставил о себе хорошие и добрые воспоминания. Каждый его день был насыщен героической борьбой на фронте с кровожадным врагом, самоотверженным трудовым подвигом в тылу. Уходя, старый год передал новому наказ: продолжить, умножить и успешно закончить начатое им дело. Каждый гражданин, вступая в новый 1944 год, вспомнит наиболее памятные, наиболее яркие по своей значимости дни, свидетельствующие о том, что недаром прожиты 365 дней, в них есть и его небольшая, но реальная лепта, вложенная в общее дело — дело борьбы за освобождение Родины от немецко-фашистских захватчиков. Коммунист-токарь Орлов за одиннадцать месяцев, к 1 декабря изготовил сверх плана тысячи деталей для судоремонта. Работая творчески, проявляя новаторство, он выполнил за год задание, равное по объему 21 месяцу. Работница Горводстанции тов. Шевалда никогда не забудет день, который явился для нее счастливым и радостным на всю жизнь.
В этот день она перестала быть чернорабочей и встала за управление сложного и ответственного механизма — дизель-мотора. Трудностей было много, но русская деловая настойчивость, любовь к труду, способность преодолевать все тяжести и неудачи — вот характерные отличительные черты этой советской женщины. Она не только сама научилась управлять дизелем, но и сумела свои знания передать другим работницам. Бывшие ее ученицы Дудкина и Плетнева самостоятельно работают помощниками дизелистов. С новым блеском засверкает сегодня на зеленой муаровой ленте медаль «За оборону Ленинграда», украшающая грудь большинства кронштадтцев. Все, кто удостоен этой правительственной награды всякий раз будет вспоминать 1943 год — год, в который ими получен этот почетный знак, признак участия в незабываемых героических делах. Медалью «За оборону Ленинграда» награждены не только взрослые, но и дети-школьники. Они с гордостью будут носить ее, вспоминая, как в юные годы вместе со взрослыми после учебы, полуголодные строили оборонительные сооружения; вместо положенного отдыха летом с раннего утра и до позднего вечера работали на полях, старательно и любовно выращивая овощи для населения города-крепости. Пройдут года, но бывшая ученица 6 класса Лариса Давыдова никогда не забудет день 30 ноября 1943 года. Тот день, когда в торжественной обстановке ей была вручена медаль, и как волнуясь, в ответ на награду она заявила: «Буду учиться только на отлично».
Маленькие жители нашего города в яслях и детских садах встречают Новый год веселыми песнями и играми вокруг сверкающей украшениями зеленой елки. К ним на праздник, как всегда, придет традиционный Дед Мороз. Он поздравит ребят с Новым годом и раздаст скромные подарки. Многие из них, когда подрастут, с интересом будут рассказывать, как в 1943 году, в период блокады и трудностей, вызванных войной, им справляли новогоднюю елку, как в суровые годы войны ни на минуту не ослаблялась сталинская забота о детях. В годы мирного строительства нашего государства при встрече Нового года родные и знакомые, приветствуя друг друга, поздравляли: «С Новым годом, с новым счастьем, с новыми успехами в труде! Сейчас они выражают единое стремление: «С Новым годом, с полными победами на фронте и в тылу! Наливахин 1 января 1944 года Незабываемый час 27 января 1944 года, 19 часов 45 минут. Никогда в нашей памяти не изгладится этот радостный, счастливый, долгожданный час. Затаив дыхание, с горячо бьющимися сердцами, слушают рабочие, служащие, инженеры, учителя и дети. Приказ войскам Ленинградского фронта, приказ о славной исторической победе над врагом.
Радость, несказанная радость, переполняет сердца тех, кто узнал об этой долгожданной вести.
Ранее мы сообщили о том, что Александр Дрозденко почтил память жертв блокады Ленинграда. Фото: Правительство Петербурга.
Памятный знак находится рядом со зданием бывшей пятой Северной оборонительной казармы. Он установлен в качестве напоминания о ледовой дороге, проходившей по Финскому заливу. Именно через неё в Кронштадт поступали продовольствие и боеприпасы во время блокады.
Сегодня в храме ведутся активные реставрационные работы, и многое уже восстановлено. Собор обязательно стоит осмотреть изнутри, чтобы увидеть масштабные контрастные росписи в бело-бордовых тонах, грандиозные люстры, а также любопытные отсылки к морской тематике в оформлении. Например, мозаичного кальмара на полу. С колокольни собора хорошо заметен огромный якорь, выложенный на площади светлой плиткой. Ансамбль Якорной площади также дополняют несколько важных для истории города объектов: скульптура причисленного к лику святых адмирала Фёдора Ушакова перед входом в храм, вечный огонь в память о погибших революционерах и памятник вице-адмиралу С. Макарову, русскому полярнику и океанографу, начальнику Кронштадтского порта. Около этого монумента принимают присягу молодые моряки. Также на площади можно заметить любопытный фрагмент мостовой, собранный из чугунных шашек. В Кронштадте это решение сочли очень практичным и замостили таким образом много улиц. Однако во время Великой Отечественной войны шашки переплавили на боевые снаряды, и от чугунных мостовых осталось только два фрагмента: подлинный на Октябрьской улице и восстановленный на Якорной площади.
Памятник морякам-подводникам Балтики Далее пеший маршрут сворачивает в сторону Финского залива. Однако если вы располагаете временем, сделайте небольшой крюк и двигайтесь на север от Никольского собора, чтобы посмотреть монумент морякам-подводникам Балтики. В нём использованы фрагменты рубки реальной подводной лодки. Мемориал увековечил подвиг военных моряков, сражавшихся в Кронштадте во время блокады Ленинграда. Музей-квартира Иоанна Кронштадтского В 15 минутах ходьбы на запад от мемориала, на пересечении улиц Андреевской и Посадской находится квартира, в которой в первой половине XX века жил протоиерей и проповедник Иоанн Кронштадтский. Этот священнослужитель был горячо любим в народе, а в 1990-х годах канонизирован. Поэтому и сегодня в его дом приезжают паломники из разных регионов России. Для неверующих людей локация не представляет большого интереса, и её можно пропустить. Обводной канал и Адмиралтейство Возвращаемся в активную туристическую зону, двигаясь по улице Карла Маркса в сторону Обводного канала. Здесь могут получиться красивые фотографии на фоне воды и краснокаменных стен.
Особенно живописно выглядят утопающие в зелени ветшающие постройки Адмиралтейства. Императрица Екатерина II планировала перевести в Кронштадт Адмиралтейство из Санкт-Петербурга и даже поручила строительство комплекса знаменитому архитектору Василию Баженову. Однако Павел I отказался от этой идеи. Кстати, внутрь Адмиралтейства можно попасть с Якорной площади. В восстановленной части находится парк «Патриот», в котором представлены экспозиции, посвящённые морскому делу.
Малая Дорога жизни: специальный репортаж ЛенТВ24
Так, 4 ноября 1941 года стоящий у Осиновца сторожевик «Конструктор» получил прямое попадание 250-килограммовой бомбы, в результате чего погибли около двухсот человек экипажа и эвакуируемого гражданского населения. Но альтернативы Ладоге не было. Она стала Дорогой жизни для Ленинграда, снабжая его всем необходимым, эвакуируя население и подвозя свежие резервы. Ситуация резко ухудшилась, когда немцы 8 ноября 1941 года заняли Тихвин и тем самым прервали поставки для Ленинграда грузов и продовольствия с востока по железной дороге до Новой Ладоги.
У иждивенцев и детей до 12 лет он упал с 400 до 125 граммов. В городе начался голод. Ситуацию немного улучшило освобождение Тихвина 9 декабря 1941 года и начало функционирования ледовой трассы по замерзшему Ладожскому озеру.
Суточный паек для рабочих увеличился до 500 граммов хлеба, а норма для детей и иждивенцев возросла до 200 граммов. Для жителей Ленинграда период с середины ноября 1941-го до конца января 1942 года оказался самым тяжелым за весь период блокады — завоз через Ладогу производился в незначительных количествах, а внутренние ресурсы были исчерпаны. В январе ударили тридцатиградусные морозы, и замерз городской водопровод.
Особенно хорошо шел корм для птиц. Его быстро раскупили и потом питались много голодных месяцев. Корм для птиц состоял из крупы — чечевицы, гороха, вперемешку с палочками и песком. Люди стали выращивать овощи в парках и скверах, власти это всячески поощряли. Из выращенных овощей делали заготовки на зиму. Массово издавались брошюры, где рассказывали, как обрабатывать землю, выращивать овощи, какие дикие травы подходят для употребления в пищу, как сварить суп из крапивы, как из высушенного и измельченного корня одуванчика сделать заменитель кофе. Это была не только еда, а источник витамина С. Из неё варили напиток, который спасал людей от цинги.
В пищу шла и промышленная «органика». Свиная кожа для одежды и обуви и столярный клей. Спасались и ловлей рыбы. Под обстрелом врага рыбачили на Неве в основном, мальчишки. Улов был небольшой, но в условиях блокады и эти крохи спасали жизни. Спасались конфетами, которыми в прошлом голу украшали новогоднюю ёлку и положили вместе с ёлочными игрушками. Рады были и мешочку с крупой, который случайно «завалялся» за буфетом. По рассказам ветеранов-блокадников, кусок хлеба, выдаваемый на человека, был не больше спичечного коробка.
Да и состоял он из опилок, соды, бумаги и лишь малой части муки. Из-за этого хлеб был черствым и горьким на вкус, но выбирать не приходилось. Продовольствие могли привозить в осажденный город лишь одним путем — через Ладожское озеро. Как только появился первый лед, машины направлялись в Ленинград. Большинство из них не доезжали до города, поскольку проваливались под лед или попадали под фашистский обстрел. Чтобы как-то подбодрить жителей, не прекращалось радиовещание. Оно передавало новости или же звук обычного метронома. Это был символ надежды, вечно бьющегося сердца непокоренного города.
Голод - не единственная трудность, подстерегавшая ленинградцев.
Присутствовали: члены ВС тт. Ворошилов К.
Приглашенные тт. Антюфеев, Антонов. Председательствовал т.
Об образовании штаба Военного совета обороны г. Ленинграда тт. Ленинграда; б назначить начальником штаба члена ВС генерал-майора т.
Субботина А. Антюфеева [Л. Ленинграда и руководство работой органов, осуществляющих революционный порядок в городе; г поручить т.
Субботину представить к 14 часам 25 августа проект положения о работе штаба и его штатов. О распределении функции между членами Военного совета тт. Ворошилов, Жданов.
Возложить руководство: а вопросами продовольственного снабжения города, обеспечения топливом, работы энергетики, коммунального хозяйства, железнодорожного и водного транспорта, санитарного дела и эвакуации — на т. Попкова, имея при нем в качестве уполномоченных Военного совета: по энергетике — т. Талюша секретаря ГК партии , по санитарному делу тт.
Верховского нач. Капустина; г вопросами мобилизационными и боевой подготовки — на т. О плане обороны г.
Ленинграда т. Поручить тт. Кузнецову и Субботину с привлечением тт.
В декабре — 26 случаев трупоедства, в январе — 336, а в феврале — 612. Ленинградцы работают на воскреснике по очистке города на проспекте Володарского. Сейчас эта цифра считается заниженной — по новым оценкам, погибли до 1,5 миллиона человек. Шоком тогда для всего мира стал озвученный на процессе дневник одиннадцатилетней Тани Савичевой, потерявшей всех родственников и после умершей от истощения. Противовоздушная оборона города у Исаакиевского собора. Мужества и отчаяния. Чудовищных преступлений и величайших подвигов. Поражений и побед. Собственно, как и история всей Второй мировой войны.
Блокада Ленинграда
- Кронштадтский Морской завод во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
- Материалы рубрики
- Кронштадт в блокаду выжил благодаря колюшке - Balalaika24, новости по-русски
- Другие новости раздела
- Кронштадт – последние новости
- Ледовый фронт
Победа без сражения. Как Кронштадт обороняла рота огнемётчиков
К 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады Музей истории Кронштадта подготовил несколько выставок. В Кронштадте отдали дань памяти павшим защитникам блокадного Ленинграда 8 сентября. —Ирина Александровна, реэвакуация в Ленинград после прорыва блокады — это был организованный или стихийный процесс? Прошло 70 лет, подростки блокадного Ленинграда стали дедушками и бабушками, но до сих пор бережно хранят воспоминания о днях блокады.
Кронштадт. Блокада. Дети. _ 80 лет со дня полного снятия блокады Ленинграда _ Мир кораблей
Организатор праздника — Кронштадтский Дворец культуры, при поддержке Администрации Кронштадтского района Санкт-Петербурга. В Санкт-Петербурге 27 января каждый год празднуется дата полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от фашистской блокады. Этот день навсегда останется в памяти ленинградцев — закончилась беспримерная в истории эпопея героической защиты города, выдержавшего страшную блокаду. Перед началом программы в фойе Дворца молодежи работала тематическая фотозона с моментальной фотографией. Музей истории Кронштадта представил выставку «Художественная летопись блокады», а также совместно с Военно-историческим клубом «Ладога» представил выставку «Оружие Победы». Администраторы, раздавали гостям праздника концертные программки, цветы и Ленточки Ленинградской Победы.
Создавал праздничное настроение военный духовой оркестр «Нева» под руководством Максима Кочина.
Там прошел Хоровой собор, посвященный 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. В программе - произведения христианской духовной музыки Рахманинова, Чайковского, Чеснокова и других композиторов.
Участвуют мужские, детские и сводные коллективы. Поют а капелла.
Движение по Малой Дороге жизни осуществлялось днем и ночью, однако люди старались не рисковать и передвигаться только в темное время суток, учитывая погодные условия. Чтобы максимально обезопасить движение, велись измерения при помощи прогибографа — прибора для регистрации колебаний льда и фиксации проблемных участков дороги. Кроме ледовой Дороги жизни, была еще ледовая оборона, которая насчитывала несколько десятков километров вокруг острова Котлин.
Это то, что фактически обороняло от возможного прорыва противника по льду в сторону Кронштадта", — перечисляет Кобчиков. По дороге ходили в основном легковые, полутора- и трехтонные машины, отмечает Шатров. Но были грузы и значительно тяжелее. По льду на Ораниенбаумский плацдарм проводили даже тяжелые танки по традиционной классификации машины весом более 40 тонн считались тяжелыми, для примера: вес одного из самых распространенных тяжелых танков начала Великой Отечественной — КВ-2 — составлял 52 тонны — прим. Малая Дорога жизни — сеть дорог, которая также имела и второй маршрут.
Он шел от Кронштадта до островов Сескар и Лавенсаари в восточной части Финского залива, где базировались советские гарнизоны. Трасса протяженностью 75 километров начиналась от Шепелевского мыса на южном берегу и шла перпендикулярно другому маршруту ледовой дороги "Так как трасса шла вдоль захваченных врагом земель, впереди колонны шел отряд разведчиков, за ним — аэросани, а затем уже шли наши машины, доставлявшие продовольствие и боеприпасы", — рассуждает историк. Как младший брат защищал старшего Кронштадт с начала блокады стал тыловым щитом флота Ленинграда. Военно-морская база, расположенная на острове, обеспечивала морскую и противовоздушную оборону. На Кронштадтском морском заводе ремонтировали корабли, подводные лодки и катера, боевую технику, производили оружие для фронта.
Но ситуация в Кронштадте, особенно с продовольствием, в годы блокады была еще более тяжелой, чем в Ленинграде. Здесь хранились и боеприпасы, и продовольствие для всего Балтийского флота. Большая часть кораблей ушли с острова в Ленинград. Перевезти отсюда должны были и войска, и население, чтобы не перегружать маленький Кронштадт со своими небольшими возможностями", — рассказывает Кобчиков. После этого решения, когда стало известно о проблемах доставки продовольствия в блокадный город, Кронштадт отдал в Ленинград продуктовые запасы, рассчитанные на три года.
Мастеров, инженеров-гражданских, работавших на военных предприятиях, эвакуировать не предполагалось. Они должны были полностью обеспечивать работу предприятий. Предполагалось перевезти все мирное население, в первую очередь женщин и детей", — описывает события историк.
Привезли нас на железнодорожную станцию Янаул. А оттуда на подводах развозили по деревням. Многие эвакуированные выходили по дороге и останавливались в каких-нибудь деревнях, а мама сказала: — Сойду там, куда привезут. Было очень жарко. У моего младшего брата Саши обгорели плечи, образовались волдыри.
Привезли нас в деревню Арняш, встретили хорошо, поселили в домике, где жили сироты: брат с сестрой Валиевы, Гайнан и Фокия. Фокия была повыше ростом, Гайнан пониже. В деревне жили одни башкиры. Русского языка никто не знал, но братья быстро выучили башкирский язык. Точно не помню, но председателем, кажется, был Ганаев, а жену его звали Фатима. Деревня была небольшая. На полях сажали картошку, разные овощи, сеяли пшеницу, рожь, лен, просо. Были лошади и овцы.
Осенью лен убирали, сушили, отбивали палками, пряли, ткали. Из этого полотна шили женщинам и мужчинам одежду. Два старших брата и мама пошли работать. Третий брат, Аркаша, которому было тринадцать лет, остался дома за домохозяйку и за няньку. Хлеб пекли сами. Однажды он нес тесто на деревянной лопате от стола в печку. А в это время был открыт погреб, который находился между столом и печкой. Тесто упало прямо туда.
Он — в слезы. Пришла мама с работы. Он, плача, стал говорить ей: «Не буду больше сидеть дома, пойду лучше работать, у меня от Томки болит голова, она не плачет, а просто визжит». Тогда детских садов не было, старшие дети смотрели за младшими. Пришлось маме бросить работу. Местное население очень интересно шило брюки. Состояли они из трех трубочек. Две вдоль, одна поперек.
А подпоясывались веревкой. Когда увидели у моих братьев нормальные брюки, то стали просить маму, чтобы она им сшила такие же. А швейную машинку «Зингер» мама привезла с собой. И была швейная машинка одна на всю деревню. Мама стала говорить, что никогда не шила брюк. А они ей: «Шей и все». Пришлось какие-то брюки распороть и шить по ним. Семья была восемь человек.
Маме нужно было для всех сварить обед, помыть всех, постирать белье, убрать дом, поработать на огороде и выкроить время, чтобы шить брюки, хотя самой младшей было чуть больше года. Ниток не было. Ждали, когда отец пришлет посылку. Мама несет ее и думает: «Что же в ней так грохочет? Может, туда наложили камней? Стала мама шить. За это нам денег не давали, а приносили продукты. Братья ходили в лес, собирали ягоды, орехи, черемуху.
Кронштадт — как щит для Ленинграда
Кронштадт – последние новости | Прошло 70 лет, подростки блокадного Ленинграда стали дедушками и бабушками, но до сих пор бережно хранят воспоминания о днях блокады. |
Кронштадт — как щит для Ленинграда | Сегодня все вместе, дружной кронштадтской семьей, мы приехали на Лыжню России-2024. #кронштадт – последние новости. |
В Кронштадте жительнице блокадного Ленинграда вручили документы на новую квартиру | Вот что говорил ветеран Великой Отечественной войны капитан второго ранга в отставке Иван Сакшин: "Кронштадт стал главным защитником Ленинграда от немецких захватчиков. |
Кронштадт. Военные традиции и судьба во время блокады Ленинграда - Хочу всё знать | Кронштадт внес неоценимый вклад в защиту Ленинграда во время блокады. |
Таллинский переход: как Балтийский флот по немецким минам шел в Кронштадт
И бойцы пытались делать дорогу ровнее. И все ждали, когда настоящие морозы ударят", — добавляет историк. Только 17 декабря 1941 года, когда установился прочный лед, с Ораниенбаумского плацдарма через Кронштадт в сторону Лисьего Носа вышли первые 30 машин. К этому моменту Дорога жизни через Ладогу действовала уже почти месяц — с 22 ноября. Однако вода еще выступала из-подо льда у берега залива. Двери у них были открыты на случай, если провалятся, чтобы выпрыгнуть, — поясняет глава музея. Путь пустой транспорт прошел за шесть часов — это очень долго". После погрузки в Лисьем Носу караван отправился в обратном направлении уже ночью.
Чтобы он не сбился с пути, на берегу поставили автомобиль-маяк с включенными фарами. Круглосуточная работа ледовой трассы Расстояние ледового маршрута от Ораниенбаума до Лисьего Носа — 24 километра, Кронштадт был расположен посередине. Ежедневную работу этой Дороги жизни обеспечивали дорожные службы. В блокадный период маршрут южной части ледовой дороги отличался от пути, действующего в мирное время. Она примерно такой была до и оставалась после войны", — говорит Кобчиков. Щитом ледовой трассы стали фортификационные оборонительные сооружения, возведенные на искусственных островах и побережье с 1704 года до войны 1914 года. С южной и северной сторон вокруг острова Котлин было построено около 20 фортов.
Она шла в основном за линией фортов, которые могли прикрыть движение по этой трассе". Кронштадтская дорога, как и ладожская, была оборудована специальными фонарями, которые имели узконаправленный луч. Они светили с берега и были хорошо заметны водителям автомашин, говорит Кобчиков. Движение по Малой Дороге жизни осуществлялось днем и ночью, однако люди старались не рисковать и передвигаться только в темное время суток, учитывая погодные условия. Чтобы максимально обезопасить движение, велись измерения при помощи прогибографа — прибора для регистрации колебаний льда и фиксации проблемных участков дороги. Кроме ледовой Дороги жизни, была еще ледовая оборона, которая насчитывала несколько десятков километров вокруг острова Котлин.
Благодаря скрытной переброске частей 2-й ударной армии к началу операции на участке фронта удалось создать более чем двукратное превосходство над противником.
В рамках Ленинградско-Новгородской операции 14 января 1944 г. Началу операции предшествовала мощная артиллерийская подготовка, продолжавшаяся 65 минут. За это время было израсходовано 102 тыс. В течение первых пяти минут морская артиллерия обрабатывала передний край противника вместе с фронтовой артиллерией. А потом тяжелая морская артиллерия фортов «Серая Лошадь» и «Красная Горка» совместно с батареями Кронштадта перенесла огонь вглубь обороны, разрушая огневые точки, узлы связи, штабы, скопления войск и техники. Артиллерия противника была подавлена. В ходе операции артиллерийскую поддержку наступавших частей Красной Армии обеспечивали корабли КБФ, стоявшие на Неве: линкор «Октябрьская революция», крейсеры «Киров» и «Максим Горький», лидеры «Минск», «Ленинград» и другие корабли.
Корабли Балтийского флота уничтожали врага на морских коммуникациях, принимали участие в прорыве январь 1943 г. Летом 1944 г. Своим огнем они поддержали наступление советских войск на Карельском перешейке. Мощная долговременная оборона фашистов была взломана огнем морской артиллерии во всей ее глубине.
В отряде главных сил исправными оставались только крейсер "Киров" и эсминец "Сметливый". На беду моряков, с наступлением рассвета установилась ясная погода, которая позволила противнику применять авиацию без ограничений. Немцы провели воздушную разведку и начали уничтожать корабли Балтийского флота. Пользуясь близостью аэродромов, нацистская авиация взлетала с максимальной бомбовой нагрузкой. Корабли, шедшие в составе конвоев, не могли себя защитить из-за слабых средств противовоздушной обороны. За день люфтваффе уничтожило восемь кораблей, погибли несколько тысяч человек.
Еще шесть судов получили повреждения и позже затонули. Среди людей, оказавшихся в воде, было много женщин и детей. Гитлеровские летчики, сбросив свой смертоносный груз, делали еще один боевой заход и расстреливали несчастных из пулеметов. Корабли главных сил начали прибывать в Кронштадт вечером 29 августа. В этот день Балтийский флот понес самые большие потери. Благодаря отважным действиям экипажей было спасено более 9 тыс. Еще 6 тыс. На следующий день корабли продолжали прибывать небольшими группами и поодиночке. Нацистская авиация на протяжении всего дня бомбила острова Гогланд и Лавенсаари, не давая эвакуировать поврежденные суда. Итоги Всего за время перехода Балтийский флот потерял 62 корабля.
Подавляющее большинство судов затонуло из-за подрыва на минах и действий авиации. Точное количество погибших людей подсчитать не удалось.
Противовоздушная оборона города у Исаакиевского собора. Мужества и отчаяния. Чудовищных преступлений и величайших подвигов. Поражений и побед. Собственно, как и история всей Второй мировой войны. Последствия артобстрела. Нам, людям, живущим в гигантских городах в XXI веке, заказывающим любые деликатесы со всех континентов мира по одному щелчку на экране смартфона и очень сильно ругающимся на опаздывающих курьеров, трудно себе представить, как вообще можно выжить почти три года без туалета, воды в кране, тепла в батареях, еды в холодильнике.
Санитары бегут к упавшему на улице человеку. Фото: Global Look Press Давайте хотя бы иногда вспоминать, что значит еда, когда нам хочется выбросить в помойку не понравившийся нам чизкейк или авокадо.
В Кронштадте прошли мероприятия в честь годовщины снятия блокады Ленинграда
Экскурсия Кронштадт во время блокады | После прорыва блокады Ленинграда в январе 1943 года снабжение ленинградцев и кронштадтцев значительно улучшилось, что позволило организовать на заводе рационное питание. |
Возвращение. Как проходила реэвакуация ленинградцев — Новости Санкт-Петербурга › | В память кронштадтских защитников блокадного Ленинграда. |
Город воинской славы Кронштадт
При этом работы не прекращались. Под открытым небом в жестокие морозы команды кораблей и рабочие завода выполнили огромный объем работ. К 1 мая 1942 года было отремонтировано более 200 боевых кораблей и судов, 300 катеров. Подняты и отремонтированы лидер «Минск», ледокол «Тасуя» и другие. Введена в строй вторая башня линкора «Марат». Начальник КМЗ в 1941-1943 Борис Михайлович Волосатов 1 июня 1942 года орденами и медалями были награждены 34 работника завода. Убыль заводчан в тяжелый 1942 год была огромной: на 1 января 1942 года насчитывалось 3238 работников из них 72 ученика , а на 1 января 1943 года — 1666 работников из них 56 учеников. За 1942 год на завод упало 548 снарядов. Но подъём и ремонт кораблей, оснащение их техникой продолжались беспрерывно.
Было отремонтировано 125 кораблей, в том числе 40 крупных, не считая переоборудования нескольких десятков внеплановых кораблей. Кроме того завод изготовил для фронта 500 камельков для блиндажей, 100 волокуш для пулеметов, запасные части для газогенераторных установок. Благодаря перевыполнению плана 1942 года завод начал зимний судоремонт 1943 года на месяц раньше. Начальник КМЗ в 1943-1948 Бурлаков Александр Алексеевич Находясь по прежнему на линии огня в 1943 году на завод упали 926 снарядов и 64 авиабомбы, из них 218 снарядов и 39 бомб привели к различным разрушениям , к 1 февраля 1943 года завод отремонтировал 24 корабля, к 1 марта — 62 корабля, а к 1 апреля — 119 кораблей. К началу апреля 1943 года плановый ремонт кораблей Балтийского флота был завершен. Многие проблемы судоремонта помогало решать движение рационализаторов: в 1943 году были внедрены 230 предложений, ускоривших или облегчивших работы. Зимнее докование. В феврале 1943 года многие работники завода были награждены медалями «За оборону Ленинграда».
После прорыва блокады Ленинграда в январе 1943 года снабжение ленинградцев и кронштадтцев значительно улучшилось, что позволило организовать на заводе рационное питание. Завод отремонтировал 229 кораблей, при этом 5 — капитально, 154 корабля прошли доковые ремонты. Был возобновлен массовый выпуск морских шлюпок 125 единиц и 12-весельных баркасов. Всего завод выполнил 1380 оперативных заданий, выполнив годовую программу по судоремонту 1943 года досрочно - к 1 ноября.
В Кронштадте открывается выставка «Флот для блокадного Ленинграда» Экспозиция расскажет о роли ВМФ и подвигах моряков-балтийцев во время Великой Отечественной войны 393 Читать 1 мин Фото: Мария Моисеева В Музее военно-морской славы в Кронштадте 18 января открывается тематическая выставка «Флот для блокадного Ленинграда». Экспозиция посвящена дням прорыва Блокады Ленинграда и её полного снятия. Она включает два блока — «Фронт» и «Тыл», а также семь тематических зон, которая раскроет роль ВМФ в истории Великой Отечественной войны. Экспозиция расскажет о сражениях и боевых действиях, отдельное внимание будет уделено историям военных моряков.
Участники акции создали инсталляцию — надпись "Прорыв 1943" из зажженных лампад. В мероприятии помимо военных моряков приняли участие заместитель главы администрации Кронштадта Андрей Бережной, глава муниципального совета Наталья Чашина и сопредседатель Кронштадтского Морского собрания Александр Горошко.
Захватчики получили решительный отпор. Но позиция осталась непреодолимой для врага. Там финские войска прорвали наш основной оборонительный рубеж. Создалась реальная угроза их соединения с немцами. Поэтому тяжелая артиллерия день и ночь вела огонь по районам Оллила - Александровка и Белоостров - Куоккала.
Благодаря этой мощной поддержке 23-я армия выбила противника из Нового Белоострова. Деморализованные огнем сокрушительной силы, финские дивизии отошли и заняли оборону, которая продолжалась почти три года - до наступления советских войск. С 14 сентября начались обстрелы каждого крупного корабля из тяжелых орудий с 16-го - атаки авиации. В тот день в «Марат» попали две бомбы и 6 снарядов, линкор ушел в Кронштадт исправлять повреждения. На следующий день пострадал крейсер «Максим Горький». Эти удачи обрадовали фашистов. Первый налет враг совершил 19 сентября.
Основная часть экипажа ушла на сухопутный фронт. Орудия главного калибра били по врагу прямой наводкой с позиций между Дудергофом поселок Можайский и Пулковскими высотами. На крейсере оставались только зенитные пушки. Авроровцы достойно встретили немецких стервятников, плотным огнем заставили их беспорядочно сбросить бомбы в воду. Но этот налет, по замыслу врага, был только репетицией… 21 сентября к Кронштадту прорвалось 180 меченных свастикой самолетов. Воздушная тревога, объявленная в 11 часов, не прекращалась до 18. В небе было черно от бомбардировщиков «Ю-87» и «Ю-88».
Группами по 30-40 машин они устраивали «карусели» над целями, поочередно с воем ложились в пике и бросали бомбы. Вода в гаванях закипала, земля сотрясалась от взрывов. У берегов Котлина в те дни стояло много кораблей: у стенки Лесной гавани - крейсер «Киров». Были заняты все причалы Морского завода. Сюда главным образом и целил враг. На Восточном рейде, накрытый серией бомб затонул эсминец «Стерегущий». Лег на дно сторожевой корабль «Вихрь».
Немецкие пикировщики сбросили более 300 бомб на линкор «Октябрьская революция», стоявший на якоре у Петергофа. Враг метил не только в корабли. На территории предприятия упало 16 бомб. Погибло более 50 человек, в том числе начальник одного из цехов С. Превратились в развалины несколько жилых домов. Перестали действовать водопроводная и электрическая станция. Три большие бомбы разрушили приемный покой и терапевтическое отделение Морского госпиталя.
Получили повреждения миноносцы «Сильный» и «Грозящий». В Морской завод попало 20 бомб. Особенно тяжелым для Кронштадта и флота выпал день 23 сентября. На крейсер «Киров» «юнкерсы» сбросили 90 бомб. Однако экипаж флагмана КБФ мужественно выдержал шесть «звездных» налетов противника, продолжая в то же время обстрел дальних целей. Орудия главного калибра обрушили на них свыше 200 снарядов. Все же одна бомба разорвалась на палубе.
Но матросы хладнокровно погасили пожар и уже в сумерках отразили последний налет. Трагичнее сложилась судьба других кораблей. Сел на грунт лидер «Минск», затонули подводная лодке «М-74», буксир и транспорт. Весь флот, весь Кронштадт болезненно переживали тяжкие раны «Марата». Линкору оторвало носовую часть до 2-й башни. Погибли более 300 человек, в том числе командир корабля капитан 2-го ранга П. Иванов и комиссар С.
Город-крепость отвечал огнем всех калибров. На стволах зениток обугливалась краска. Подвиги бесстрашия совершали летчики Г. Костылев, Т. Усыченко, Н. Ткачев, А. Руденко, С.
Впятером они сражались с десятками «юнкерсов» и «фокке-вульфов» и одерживали победы. Налеты на Кронштадт дорого обошлись немецкой авиации. За три дня она потеряла 37 машин. Но одни вражеские самолеты, объятые пламенем падали в залив, другие успевали нанести чувствительные удары. На Котлин срочно перебазировали полк истребителей ПВО и зенитный полк, Это сразу же сказалось на результатах боев. Бондаренко, М. А, Ефимов, И.
Каберов, М. Мартыщенко, А. Мясников, А. Но эти эпизоды не имели существенного значения. Операция фашистов, в которой в общей сложности участвовало около 400 самолетов, успех не имела. Стратеги третьего рейха официально признали крушение своих планов захватить город Ленина с ходу. Впервые во второй мировой войне германские вооруженные силы перешли к долговременной обороне.
Это стало залогом полного их разгрома. В том, что зловещие синие стрелы на немецких картах бессильно застыли на подступах к Ленинграду, огромная заслуга и кронштадтцев. Ни один форт крепости не замолчал, ни один орудийный расчет не дрогнул, Морская артиллерия пригвоздила оккупантов к земле у ворот великого города революции, только в сентябре подавила огонь 673 батарей врага, уничтожив более 100 пушек. В основном благодаря главному калибру Красной Горки и Серой Лошади, других фортов Кронштадта и кораблей советские войска сумели удержаться на Приморском плацдарме - будущей стартовой площадке нашего наступления. Особую роль сыграли матросские десанты, высаженные с целью упредить возможный удар противника на опасном участке, постараться ликвидировать Петергофско-стрельнинскую группировку немцев. Командующий фронтом Г. Жуков, по существу, не отвел времени для подготовки десантов.
Раллю, а в ночь на 3-е рота 6-й бригады морской пехоты, занимавшей оборону в районе Урицка, была переправлена на катерах и шлюпках к заводу «Пишмаш». В ночь на 5 октября катера охраны водного района Кронштадта под командованием капитана 2-го ранга И. Ворожилов и полковой комиссар Л. Каждый день был подвигом. Поэтому еще в первые дни войны жители города стали разводить огороды. Работники Морского госпиталя получили в загородном районе Котлина участок в 4 с половиной гектара, очистили его от камней и засадили картофелем. Кроме того, разбили грядки на каждом свободном клочке земли на территории госпиталя.
И хотя прямые медицинские обязанности отнимали почти все силы, за три года войны вырастили 200 тонн овощей. На острове оказалось мало пригодной для огородов земли. Сотни кроштадтцев занялись овощеводством на южном берегу залива. Собирать урожай пришлось под огнем. Его перевозили на виду у захватчиков, на шлюпках и плотах, не отвлекая для этого плавучих средств крепости и флота.
Кронштадтский Морской завод во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
- Завод 1941-1945
- Жизнь гражданского населения в блокадном Кронштадте
- Как люди выживали во время блокады Ленинграда
- Она продолжалась 872 дня, по некоторым оценкам, погибли полтора миллиона человек
- Петербургский дацан во время блокады Ленинграда
- Кронштадт – как щит для Ленинграда
Кронштадт — как щит для Ленинграда
И ко дню снятия блокады Ленинграда решили провести очередной телемост в формате игры "Морской бой". Блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) во время Великой Отечественной войны проводилась немецкими войсками с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944. Представления о морали в Ленинграде 1941-1942 гг., отношения между друзьями во время блокады неизбежно менялись. Во время блокады Ленинград был отрезан от жизни страны, и все новости с фронта горожане получали через рупоры на улицах.
Малая Дорога жизни: специальный репортаж ЛенТВ24
Во время героической 900-дневной блокады Ленинграда кронштадтские корабли поддерживали оборону наших войск на важнейшем участке фронта. Кронштадт сыграл важную роль в прорыве и в освобождении Ленинграда от фашистской блокады. Вчера в социально-реабилитационном отделении граждан пожилого возраста № 1 состоялась экскурсия в Морской собор г. Кронштадта, посвященная 80-ой годовщине прорыва блокады Ленинграда.
30 памятных мест Ленинградской блокады
* Медали «За оборону Ленинграда» были вручены также группе учителей, хозяйственным работникам школ и учащимся 5-6 классов, активно участвовавшим в дни обороны Ленинграда в создании овощной базы для Кронштадта и показывавшим. Блокада Ленинграда продолжалась 872 дня, погибли по некоторым оценкам полтора миллиона человек. открытии прохода по Большому корабельному фарватеру от Кронштадта до фарватера Таллин-Хельсинки дата 5 июня День прорыва морской минной блокады Ленинграда внесена в положение О праздниках. Во время блокады кронштадтцы ловили рыбу вокруг острова; дошло до мелкой, до четырёх сантиметров в длину, рыбки-колюшки (позже сделали небольшой памятник блокадной колюшке на набережной)[47]. И ко дню снятия блокады Ленинграда решили провести очередной телемост в формате игры "Морской бой". Президент России Владимир Путин поручил провести мероприятия в честь двух важных дат – прорыва блокады, которая отмечается 18 января, и 80-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.