Главной традицией праздника Крещение Господне является освящение воды. Крещение Господне начали праздновать, еще когда были живы апостолы — упоминание об этом дне мы находим в Постановлениях и Правилах апостольских. 18 января все православные верующие отмечают Крещенский Сочельник, а завтра наступит один из главных и самых древних праздников церковного года – Крещение Господне. Тот, кто примет крещение в день Святого Богоявления, проживет долгую и счастливую жизнь. Крещение Господне.
5 вопросов о празднике Крещения Господня
Традиции и особенности праздника Крещения Господня | Праздник Богоявления был также праздником «светов», хотя, согласно византийской традиции, сложившейся позднее, это именование было усвоено ставшему самостоятельным празднику Крещения Господня. |
Крещение Господне 19 января 2023 года: как правильно праздновать | Праздник Крещение Господне называют также Днем Просвещения или праздником Светов – от древнего обычая совершать накануне, крещение оглашенных, которое является, в сущности, духовным просвещением. |
Крещение Господне: традиции и значимость праздника | с утра 18 января - и продолжается уже весь праздник Крещения - 19 января. |
Не стирать, не ссориться, не окунаться: чего вы не знали про Крещение | Праздник Крещение Господне является двунадесятым непереходящим — он входит в двенадцать православных праздников, посвященных событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы и имеющим неизменную дату. |
Праздник Крещения в России
С этого тяжелого испытания и начиналась главная миссия Христа на земле. Праздник Крещения Господня возник еще во времена апостолов и назывался «Епифания» или «Теофания», что в дословном переводе означает «праздник Света». Эта ассоциация не случайна, поскольку древние христиане верили, что в Крещение Господне Иисус Христос спускается на землю, озаряя мир благодатью и открывая людям Свет Неприступный. Новообращенных, которых называли оглашенными, в первые века христианства крестили на Богоявление. Именно тогда возникла традиция освящать воду в водоемах. Впервые раздельное празднование Рождества и Крещения Господня ввели примерно в 377 году в Константинопольской Церкви. Великое водосвятие совершается в православных церквях ежегодно накануне Крещения — в Крещенский сочельник, и в сам праздник — 19 января. Освящение воды в праздник Крещения связано с обычаем Иерусалимской церкви шествовать на Иордан, к месту крещения Спасителя, в день Богоявления.
Еще в древней церкви были замечены особые исцеляющие свойства Святой воды, восполняющей душевные и телесные силы человека, принимающего ее с верой. И сегодня, после водосвятия верующие, по традиции, пьют в церкви крещенскую воду, умывают ею лицо и уносят домой бутылочки, заполненные агиасмой. Запасы Святой жидкости верующие пополняют один раз год. Особенным ее свойством является то, что добавленная в небольшом количестве к обычной воде, она передает свои благодатные свойства и ей. В праздник Крещения Господня люди, по традиции, с утра шли в церковь, где после обедни проводили водосвятие. Вернувшись из храма трапезничали всей семье — на праздничный стол, по традиции, подавалось 12 различных блюд — каши, блины, запеченная свинина, холодец, колбаса и многое другое. В некоторых местностях, на Руси, блины, по обычаю, готовили «квадратные», привлекая тем самым в дом деньги.
После трапезы вся семья, по традиции, вместе благодарила Всевышнего за хлеб на столе и отправлялась «отпускать» рождественские праздники. В старину был обычай выпускать из клетки белого голубя. Женщины, в период от Рождества до Крещения Господня, по обычаю, не ходили за водой и не полоскали белье в реке, опасаясь нечисти, которая, по народному поверью, хозяйничала на земле до крещения Спасителя.
Да, крещенскую воду почитают святыней, и она обладает особенными свойствами, где бы ни находилась - в бутылке, баклажке или даже в реке, если ее там освятили, но - и это крайне важно! Купание в проруби в мороз не спасет. Вот что по этому поводу сказано в авторитетном дореволюционном справочнике церковной жизни под названием "Настольная книга для священно-церковно-служителей": "В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали, суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов.
Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На Востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас. В пользу обычая не может говорить и верование в целебную, очистительную силу воды, освященной в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой - значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем". То есть благодатная, врачующая душу и тело сила крещенской воды бесспорна. Но если мы без благословения, а порой даже и без креста, просто формально трижды перекрестившись, прыгаем в ледяную воду, то мы, по сути, самонадеянно бросаем вызов Богу, "требуя от Него чуда". Вы рискнете?
С купаниями разобрались. А что же сама крещенская вода? Еще в древней Церкви были замечены ее особые животворящие и исцеляющие свойства. Но я не стану ссылаться на древних отцов Церкви, процитирую тех, кто ближе к нашему, полному скепсиса времени. Другой наш святой, преподобный Серафим Вырицкий, на долю которого выпала жизнь в крайне трагичный период нашей Родины, человек глубочайшего ума, наделенный даром прозрения, всегда советовал окроплять крещенской водой продукты и всю пищу. Когда кто-нибудь болел, преподобный Серафим благословлял с молитвой принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час, считая это сильнейшим лекарством.
Святые советуют чаще прибегать к целительной силе святой воды Два раза в год - в Крещенский сочельник и в сам праздник Крещения Господня Богоявление - совершается так называемое великое освящение воды - великая агиасма "агиасма" по-гречески значит "святыня".
Еще в древней Церкви были замечены ее особые животворящие и исцеляющие свойства. Но я не стану ссылаться на древних отцов Церкви, процитирую тех, кто ближе к нашему, полному скепсиса времени. Другой наш святой, преподобный Серафим Вырицкий, на долю которого выпала жизнь в крайне трагичный период нашей Родины, человек глубочайшего ума, наделенный даром прозрения, всегда советовал окроплять крещенской водой продукты и всю пищу. Когда кто-нибудь болел, преподобный Серафим благословлял с молитвой принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час, считая это сильнейшим лекарством. Святые советуют чаще прибегать к целительной силе святой воды Два раза в год - в Крещенский сочельник и в сам праздник Крещения Господня Богоявление - совершается так называемое великое освящение воды - великая агиасма "агиасма" по-гречески значит "святыня".
Оно сопровождается молитвой, в которой мы просим Господа: "... И даждь ей благодать и избавления, благословение Иорданово... Кроме освящения воды в дни Крещенского сочельника и самого праздника Крещения для повседневных нужд существует малое освящение воды, так называемая малая агиасма, оно может совершаться в храмах в любой день. Потом этой водой освящают жилье, предметы, окропляют болящих. В отличие от святой воды малого освящения Богоявленскую воду следует пить только натощак, с молитвой "Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Фото: GettyImages Но все-таки вода, даже и святая, о которой так много говорят в эти зимние дни, не главное.
В основе праздника лежит евангельское событие крещения Иисуса Христа в водах реки Иордан. Иоанн был праведником, он рано удалился в Иудейскую пустыню, где вел жизнь подвижника и аскета. К моменту, когда Иисусу исполнилось 30 лет - возраст, требуемый для учителя веры, - Иоанн вышел из пустыни и начал свою проповедь, призывая людей к покаянию. Как свидетельствовал историк Иосиф Флавий, "народ, восхищенный учением Иоанна, стекался к нему в великом множестве". Покаявшиеся, в знак очищения, принимали от Иоанна погружение в воды Иордана.
После погружения Христа в Иордан с небес сошел Святой дух в виде голубя и раздался голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение». С этого события началось мессианское служение Христа, которое проходило три года. Именно поэтому праздник Крещения получил название второе название — «Богоявление Теофания ».
Есть у него и другие имена: день Просвещения, праздник Светов или святые Светы. Все эти наименования указывают на то, что Таинство Крещения просвещает человека христианским светом и очищает от греха. Добавим, что до середины V века Рождество Христово и Крещение Господне не отмечались отдельно, был единый праздник Богоявления, который встречали 6 января 19 января по новому стилю. Он вбирал в себя всю палитру рождественских и крещенских событий. Но в 451 году Халкидонский собор решил разделить эти два праздника. Традиции празднования Крещения В преддверии праздника верующие отмечают Крещенский сочельник канун Богоявления. Его ежегодно празднуют в один и тот же день — 18 января. Если сочельник приходится на будние дни, то утром верующим предписывается соблюдать строгий пост.
В этот день принято есть особое постное блюдо — сочиво кашу из пшеницы или риса с сухофруктами, которую также называют кутьей. В Сочельник верующим советуют попасть на утреннее и вечернее богослужение, а в сам праздник — на литургию. Вечером 18 января в церквях проводят литургию Василия Великого: особое богослужение, которое идет дольше, чем в другие дни. В это время читают все новозаветные и ветхозаветные отрывки, рассказывающие о событиях, которые так или иначе связаны с грядущим праздником. После литургии начинается Великое освящение воды. Освящение воды — главная традиция Крещения, которую совершают в храмах и на водоемах. Воду освящают чином Великого водосвятия дважды: накануне праздника и в сам день Богоявления.
Материалы для беседы с детьми и родителями «Крещение Господне: история и традиции праздника»
Праздник Крещения Господня тесно связан с событием земной жизни Иисуса Христа, описанным евангелистами, — крещением, которое совершил в реке Иордан пророк Иоанн Предтеча, он же — Иоанн Креститель. в римско-католической традиции празднование собственно Крещения Господня приурочено к отданию Богоявления (то есть спустя неделю, 13 января, по дореформенному обряду, а после Второго Ватиканского собора — в ближайшее воскресенье после Богоявления). Крещение Господне — двунадесятый праздник, которому предшествует Крещенский сочельник. Это день очень строгого поста, помогающего подготовиться к встрече крещенского чуда. В день праздника после богослужения отпускают в небо белых голубей как символ Святого Духа, что явился на землю в обличье этой птицы, и в знак окончания рождественских праздников.
Что такое Крещение и как его отмечают?
Богоявление Господне / | государственный праздник в Швеции, где оно известно как "trettondedag jul" ("Тринадцатый день Йоля"), так как 6 января - тринадцатый день после Сочельника, главного дня, в который Рождество празднуется в Швеции. |
Главное, что надо знать про праздник Крещения Господня и святую воду - Российская газета | Крещение Господне, Турицы, День нежности ко всем существам: Праздники и приметы 19 января. |
Крещение Господне | Тот, кто примет крещение в день Святого Богоявления, проживет долгую и счастливую жизнь. |
Крещение (Богоявление) Господне. Коротко о празднике - Православный журнал «Фома» | Празднику Крещения Господня, как и Рожеству Христову, предшествует сочельник — день строгого поста. |
19 января – Крещение Господне: история праздника, традиции, запреты, приметы
Крещение Господне является двунадесятым праздником. Таковыми называются памятные даты, которые догматически связаны с событиями земной жизни Спасителя и Его Пречистой Матери. Православные христиане Екатеринбурга отмечают праздник Крещения Господня в пятницу, 19 января. Рассказываем, в чем заключается смысл этого религиозного события и каковы его традиции. Крещение Господне и сочельник в 2023 году: какого числа и как праздновать. Праздник Богоявления был также праздником «светов», хотя, согласно византийской традиции, сложившейся позднее, это именование было усвоено ставшему самостоятельным празднику Крещения Господня. Еще народные приметы говорят, что в Крещенский сочельник и в день Крещения Господня запрещено ругаться, ссориться и допускать плохие мысли.
Три названия праздника Крещения: смыслы, которые могли от вас ускользать
18 января все православные верующие отмечают Крещенский Сочельник, а завтра наступит один из главных и самых древних праздников церковного года – Крещение Господне. Крещение Господне является двунадесятым праздником. Таковыми называются памятные даты, которые догматически связаны с событиями земной жизни Спасителя и Его Пречистой Матери. Крещение Господне.
Крещение Господне в 2024 году: история возникновения, традиции, приметы и запреты
Ни стирка, ни уборка, ни работа не помешают человеку, особенно если это делается из любви к семье и ближним. Еще народные приметы говорят, что в Крещенский сочельник и в день Крещения Господня запрещено ругаться, ссориться и допускать плохие мысли. Для православных людей этот «запрет» звучит несколько абсурдно, посколько верующие стремятся быть миролюбивыми и доброжелательными друг к другу все время, независимо от календаря. А ссора в праздник не является никакой «приметой» того, что должно случиться нечто плохое.
Нередко даже встречается совет не только готовить особые блюда, но и учитывать, чтобы на столе было нечетное количество тарелок, — четное в этот день считается очень плохой приметой. Подобные суждения относятся исключительно к суевериям, которые противоречат самой сути христианства. В церковной традиции Крещенский сочельник — день строгого однодневного поста.
Он длится с вечера 17 января и до конца молебна на освящение воды — водосвятия. После этого придерживающиеся традиций верующие едят только сочиво, которое готовят из крупы например, пшеницы или риса , меда и изюма. Поэтому праздничный ужин в Крещенский сочельник еще называют «голодной кутьей».
Но сегодня в Крещенский сочельник православные едят любые постные блюда. А неверующим людям на Крещение, как и в любой другой день, можно есть что угодно, а количество тарелок на столе — четных или нечетных — никак не сможет повлиять на их жизнь. Окунуться разумно Самой известной традицией на Крещение, которая дошла до наших дней, является купание в проруби.
Обычай окунаться в ледяную прорубь — исключительно народная традиция, а не установление Церкви. Но и против этого действа РПЦ не выступает. Однако стоит помнить, что эта традиция не является ни церковным таинством, ни обрядом, она вовсе не обязательна.
Для людей православных погружение в купель — это только символическое действие, которое связано с покаянием и в переносном смысле отражает перемену внутреннего мира и очищение от греха. Никакого «здоровья на весь год» окунание в крещенскую воду не обещает.
В Евангелии сказано, что когда Спасителя крестили в водах Иордана, на него снизошел Дух Святой в виде голубя, в тот момент прозвучал голос Бога-Отца. Крещенский Сочельник Вечером 18 января в храмах начинаются праздничные крещенские службы, которые отличаются особой красотой, сакральной таинственностью — именно вечером совершается первый чин освящения воды. В центре храма ставится купель с водой, куда священник окунает крест.
Отсюда и название — Сочельник. В воде — сила Божья Священники отмечают, что Крещенские праздники тесно связаны с водой, в нее в этот день окунаются верующие во имя Спасителя и первых христиан. Все знают, что человек может гораздо дольше прожить без еды, чем без воды». По его словам, вода оставляет более 70 процентов площади Земли, примерно такого же процента вода достигает и в организме человека. Ведь вода может впитывать благодать, она может быть чуткой и впитывающей силу Божью».
Священнослужители подчеркивают, что святая вода принесет исцеление только тем людям, кто верит в Бога и осознает свои поступки. Святая вода благотворно влияет только на тех, кто чист помыслами. В купель принято окунаться три раза — во имя Отца, Сына и Святого Духа. Впрочем, погружаться в прорубь верующему человеку совсем необязательно. Священнослужители вообще по-разному относятся к крещенским купаниям. Некоторые считают обычай не более чем суеверием.
Обычай окунаться в прорубь не предписан церковью. Человек сам решает, как ему поступить. Но в давние времена люди старались обязательно нырнуть в купель после Святок, поскольку считали, что так они очистятся от грехов ряжения и гадания. Отец Сергий Булгаков говорил так: «…купаться зимой — значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем». Такие строки мы находим в созданной им «Настольной книге для священно-церковно-служителей». Он подчеркивал, что в условиях нашего сурового климата нет смысла брать пример с палестинских богомольцев, которые могут купаться в Иордани в любое время без риска замерзнуть.
Старались вынести весь мусор, поскольку верили, что в нем скрываются злые духи. В Крещенский сочельник ходили в церковь на службу. Вечером проводили обряды с помощью принесенной из храма освященной воды. Ею окропляли избу, сараи, скот. Даже крещенский снег считался чудодейственным — его добавляли в корм для животных, чтобы те не болели. А если растопить снег и вылить полученную воду в колодец, ему не будет грозить пересыхание летом.
Традиция набирать крещенскую воду в храме на год вперед сохранилась по сей день. В этот день хозяйки готовили сочиво размоченные зерна с медом , кисель, пироги с ягодами, вареники или голубцы. Одним из традиционных блюд было постное печенье — крестцы. Гадания на Крещение 19 января Вечер накануне Крещения девушки ждали с особым нетерпением. Именно это время считалось самым лучшим для гаданий, поскольку по земле гуляет особенно много нечисти. Заглянуть в будущее не так сложно.
Особым образом вода реагирует и на молитву, произнесенную над ней». Православные верят, что ночью с 18 на 19 января вода во всех водоемах Земли становится святой и обретает чудесные целебные свойства. Народные верования Крещение Господне — один из любимых праздников у православных, с ним связно много народных традиций и примет.
С давних пор считается, что это залог счастливой и долгой жизни». По их словам, много народных традиций связано с крещенской водой. Они также сообщили, что в народе существовало поверье, что в ночь с 18 на 19 января небеса открываются и можно озвучивать любое желание.
При этом 19 января строго настрого запрещалось выносить воду из дома, зато хорошей традицией было сходить за святой водой в три храма.
Главное, что надо знать про праздник Крещения Господня и святую воду
Апостольские постановления Сирия и коптский календарь Египет выделяли момент Крещения. Августин говорит о поклонении волхвов. Почти вся Восточная Церковь до конца IV в. В Церкви не существует авторитетного предания о времени Рождества Спасителя. Почему восточная Церковь остановилась именно на 6 Января для Богоявления? В основе этой даты церковные историки видят аллегорическое сопоставление древнего Адама, источника греха и смерти, явившегося в 6-й день мироздания, с Новым Адамом — Христом, источником жизни.
Впервые Рождество Христово, как самостоятельный праздник, совершаемый 25 Декабря, появился на Западе. В Римской Церкви он был известен уже в 336 году в списке римских епископов, находящихся при хронографе Филокала от 354 года. В одном римском календаре под 25 декабря, уже показано: «День Рождения Христа в Вифлееме». На Востоке праздник Рождества Христова довольно позднего происхождения. В Константинополе Рождество Христово, как самостоятельный праздник 25 Декабря, празднуется впервые в 379 г.
Григорий Богослов, Слово, 38. Для Антиохии свидетельством служит проповедь св. Златоуста на Рождество от 388 г. В Иерусалиме он введен был при патриархе Ювеналии в 425 — 458 гг. Период существования единого праздника Теофании в Кафолической Церкви длился около двух веков.
Это время христологических споров. Разделение праздника Теофании на две части шло в ключе выработки догматики Церкви. Служба на Крещение Господне складывалась постепенно, песнопения к ней были написаны такими выдающимися церковными гимнографами, как свв. Церковные песнопения на праздник Крещения Господня выражают непостижимое сочетание смирения и величия, уничижения и славы Сына Божия. И вместе с тем они наполнены глубоким богословско-догматическим содержанием о спасении людей.
Богослужение на Крещение Господне схоже со службой на праздник Рождества Христова. Богоявление имеет 4 дня предпразднства и 8 дней попразднства. В песнопениях предпразднества показывается тесная связь праздника Крещения с двумя другими великими праздниками — Рождеством Христовым и Пасхой. Суббота и Неделя перед праздником называются субботой и Неделей перед Просвещением. В эти дни полагается чтение особых Апостола и Евангелия, имеющих отношение к празднику.
В дни предпразднства на повечериях поются трипеснцы. На повечерии 5 января канон, подобный канону Великой Субботы. Суббота и воскресенье, следующие за праздником Богоявления, называются субботой и Неделей по Просвещении. В них читаются особые прокимен, Апостол и Евангелие, так же имеющие отношение к празднику. Во все дни попразднства, наряду со стихирами и каноном святому Минеи, поются стихиры праздника и первым читается канон праздника.
Мф 3:14 — недоумевает Предтеча и тем не менее крестит безгрешного Господа, как до этого грешных людей, следуя Его же призыву исполнить всякую правду Мф 3:15 — волю Божию. Этот луч преломляется на три части, указывая на Святую Троицу, каждое из Лиц Которой явным образом участвовало в событии Крещения. С покровами на руках, они напоминают восприемников, взимающих младенца от купели. В Евангелии ничего не сказано об участии ангельских сил в Крещении Иисуса, но образ ангелов присутствует в богослужебных текстах праздника Крещения. Например: «Како Тя речные струи приимут, нестерпимаго огня ныне идуща? Како обнажение небеснии видят ангелы? Како руку Иоанн прострет на Тя, Слове Божий пребезначальне, того от земли создавшаго? Или здесь: «Ангели Его устрашишася зряще, ужасеся небо, и земля вострепета, и смятеся море, и вся видимая и невидимая. Христос явися на Иордане освятити воды» седален по второй кафизме на утрене Богоявления. Мифологические персонажи, один из которых восседает на двух дельфинах, а другой льет воду из кувшина, олицетворяют собой два потока, слившиеся в реку Иордан.
Характерно, что оба персонажа обращены лицом назад. С помощью такого приема иконописец напоминает нам о событии, описанном еще в ветхозаветной Книге Иисуса Навина, когда при переходе израильтян через Иордан течение реки остановилось и дно в месте переправы обмелело, а прибывавшие воды на время потекли вспять, в обратную сторону Нав 3:10—17. Этот эпизод вспоминается в богослужении Крещения наряду с другим древним событием — переходом израильтян через Красное море под предводительством Моисея — как прообраз Крещения Христа. Вот характерный пример: «Иордан, видев Тя, убояся и пожда замер в ожидании. Описание Иордана как живого существа не означает, разумеется, что авторы песнопений верили в одушевленность реки. Это художественный прием, позволяющий ярче выразить мысль о том, что встреча сотворенной природы с ее Создателем, воплотившимся Богом, стала событием поистине поразительным: «Видеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды, и убояшася» стих на малой вечерне крещенского сочельника ; «Веселися, реко Иордане, к тебе бо всех Творец приходит волею, крещение прияти от раба…» седален по первой кафизме утрени того же дня.
Кирилл Александрийский рассматривает дарование Св. Духа в К. Когда человеческая природа с возрастанием греха оказалась лишенной вселенного в нее Св. Духа, то Бог для спасения рода человеческого послал Своего Сына, так что в К. In Ioan. Лактанций в полемике с иудеями и язычниками, полагавшими, что евангельские чудеса совершались с помощью волшебства, рассматривает сошествие Св. Духа на Иисуса как дар небесной силы, позволившей Спасителю совершать чудотворения Lact. IV 15. Схождение Духа Святого на Христа прообразует дарование Св. Духа посредством помазания миром в таинстве Крещения Tertull. Иустин Философ одним из первых среди раннехрист. I 204; Lact. IV 15; Hilar. Интерпретация гласа с небес как откровения о богосыновстве Спасителя у церковных авторов также носит полемический характер. Мефодий Олимпийский в своем толковании делал акцент на формах глаголов, представленных в греч. Слова: «Я ныне родил Тебя» - значат: Я восхотел существовавшего на небесах прежде веков родить и в мире, т. Ориген подчеркивал, что Спаситель был Сыном Божиим от вечности, а не стал Им в момент крещения, «так что ни начала Его рождения, ни дня Его не найти» Orig. I 204. Ефрем Сирин Ephraem Syr. Григорий Ниcский метафорически выделял 3 рождения Христа: физическое по плоти , от воды и Св. Духа и в воскресении смерти Greg. Учение о 3 рождениях Христа, как и Его последователей, представлено также и у свт. Григория Богослова Greg. Иоанн Златоуст объясняет название праздника Богоявления как указание именно на К. Духа, но и явление огня и света как элементов теофании при К. Огонь и свет - одни из распространенных образов теофании в ВЗ. Возможно, прибавление этих элементов к описанию К. Одно из наиболее ранних свидетельств этой традиции встречается у мч. В арм. In Ev. В «Пасхальной хронике» также отмечается, что Св. В некоторых старолатинских рукописях чтение Мф 3. В сир. Наиболее частые отсылки к явлению света огня в К. De fide. De Nativitate. Эта тематика сохраняется и у более поздних сир. Pars 1: Ab Adventu ad Quadragesimam. Традиция явления света в К. Несторианский экзегет IX в. Ишодад Мервский приводит свидетельство «Диатессарона» Татиана в ином варианте: «И внезапно, как сказано в «Диатессароне», там воссиял свет сильный… И Иордан остановился в своем течении... Gibson; Introd. Свидетельства явления именно «сильного света» и остановки течения Иордана во время К. Однако они получили широкое распространение в литургических текстах. Петров Происхождение праздника К. Первые свидетельства о праздновании К. Востока - из Египта, Сирии и М. В традиции Церквей этих регионов 6 янв. В этот день было принято освящать воду Ioan. В некоторых Церквах праздник К. Однако с кон. При этом наименование «Богоявление» сохранилось за праздником 6 янв. В визант. Фрагмент тетраптиха со сценами 12 праздников. XII в. Екатерины на Синае О дате праздника К. Согласно первой, которая известна как гипотеза «Школы истории религий», христ. Ефрема Сирина сообщается, что Христос родился в 8-й день до январских ид и спустя 13 дней после зимнего солнцестояния, т. Епифаний сообщает, что в Александрии, Петре и идумейской Элусе 6 янв. Если допустить, что египетская дата 11 тобе изначально при старом подвижном календаре - в 27 г. Эта гипотеза была выдвинута Г. Узенером и поддержана Х. Лицманном, К. Баумштарком и в особенности Б. Боттом см. По поводу 6 янв. Епифаний Кипрский упоминает также другой егип. В связи с этим Епифаний отмечает, что 6 янв. Литургическое чтение, посвященное чуду в Кане, зафиксировано в егип. Лекционарии V в. Феномен обретения водой в источниках вкуса вина засвидетельствован также Плинием Старшим в «Естественной истории» Plin. II 106 , но он не сообщает, в какой именно день это происходило. Но Плиний ссылается на Гая Лициния Муциана, который писал, что в январские ноны 5 янв. Эти данные можно соотнести со следующим свидетельством Павсания Pausan. Согласно гипотезе «Школы истории религий», языческие обычаи, связанные с водой, и феномен обретения водой вкуса вина повлияли на установление христианами 6 янв. Однако критики данной гипотезы отмечали, что: 1 описываемый Епифанием праздник в честь Эона едва ли можно с уверенностью отождествить с Сатурналиями и Крониями - праздниками, приуроченными ко дню зимнего солнцестояния, т. Другая, т. Прецедент был найден в раввинистических источниках, где в отношении ветхозаветных патриархов прослеживается совпадение дней их рождения и смерти. Хотя традиционно датой зачатия в древней Церкви считалось 25 марта см. Благовещение Пресв. Богородицы , в М. Азии 14 нисана иудейского лунного календаря было привязано к 6 апр. Эту гипотезу выдвинул Л. Дюшен ; усилить его аргументацию впосл. Гипотеза подверглась критике в работах Ботта и О. Критика в основном сводилась к тому, что 6 апр. Калькулятивную гипотезу также разрабатывал Т. Толли см. Климент Александрийский, сообщая о дате К. Если считать от смерти имп. Октавиана Августа, 15-й год правления Тиберия длился с 20 авг. Однако Климент считал весну 29 г. Кузенкова, вероятно, связано со стремлением приурочить К. Именно дата 11 тобе «александрийского» юлианского года неподвижный календарь , к-рая в переводе на рим.
В сочельник и на Крещение верующие несут в храмы емкости с водой для освящения или набирают воду непосредственно там. А еще с Крещением заканчивался период Святок. И ночь перед праздником считалась самой магической в том смысле, что можно было нагадать себе судьбу или увидеть будущее. Недаром Крещенское гадание на Руси считалось самым сильным, и многие девушки до сих пор стараются в эти праздничные числа погадать — кто-то в шутку, ну, а кто-то и всерьез. Раньше гадали с помощью подручных средств — вглядывались в зеркала, чтобы увидеть суженого, кидали сапожок через ворота, чтобы узнать, из какой стороны жених приедет, искали колечки в чашке с зерном и по форме узнавали, богатый ли будет суженый. Сегодня гадают на картах таро, рунах, кофейной гуще, воске и пр. Крещенский сочельник — вечер 18 января Фото: 1xleb. Крещенские купания и освящение воды — это главные традиции и ритуалы этого древнего религиозного праздника. На Крещение священнослужители совершают крестный ход к водоемам и прямо тут производят обряд водоосвящения. Ну, а вечером вся семья собирается уже за праздничным столом, когда можно полакомиться и мясными блюдами, и сладостями, и хмельными напитками. В старину в центре стола также ставили кутью, а главным блюдом становилось жаркое из мяса. Как правило, закалывали целого поросенка. Также готовили вареники с грибами и капустой, пекли блины и оладьи с медом, варили кисели и медовый взвар. Во многих семьях на Крещение играли свадьбы, крестили младенцев. Считалось, что человек, крещенный в такой великий праздник, будет благословлен и одарен милостью Божией. Крещенская вода считается целебной. Ее можно пить, умываться, окропить жилище. Конечно, скептики подвергают сомнению пользу крещенской воды. Но верующие не сомневаются в том, что освященная жидкость благотворно воздействует на организм и пространство. Возможно, в этом проявляется эффект плацебо, и человек, веря в силу воды, действительно способен улучшить самочувствие. Кстати, эзотерики призывают не только пить святую воду, но и использовать ее для очищения жилища.
Праздник Крещения в России
Так, после ужина все домашние собирали свои ложки в одну миску и накрывали ее караваем хлеба. По поверьям, такое действо обеспечивало хороший урожай в новом году. Также известна такая традиция, как освящение скота. Крестьяне большой процессией выходили на скотный двор со свечами и лампадами, угощением для скота, окропляли ее святой водой. Делалось это для того, чтобы защитить скот от падежа, нечистой силы, обеспечить богатый и здоровый приплод. После ужина собираются на праздничную церковную службу.
Вообще на Крещение проводят три больших богослужения: утром 18 января, в ночь на 19 января, утром 19 января. Все три службы включают в себя обряд освящения воды. Традиции эти сильны и сегодня. В сочельник и на Крещение верующие несут в храмы емкости с водой для освящения или набирают воду непосредственно там. А еще с Крещением заканчивался период Святок.
И ночь перед праздником считалась самой магической в том смысле, что можно было нагадать себе судьбу или увидеть будущее. Недаром Крещенское гадание на Руси считалось самым сильным, и многие девушки до сих пор стараются в эти праздничные числа погадать — кто-то в шутку, ну, а кто-то и всерьез. Раньше гадали с помощью подручных средств — вглядывались в зеркала, чтобы увидеть суженого, кидали сапожок через ворота, чтобы узнать, из какой стороны жених приедет, искали колечки в чашке с зерном и по форме узнавали, богатый ли будет суженый. Сегодня гадают на картах таро, рунах, кофейной гуще, воске и пр. Крещенский сочельник — вечер 18 января Фото: 1xleb.
Крещенские купания и освящение воды — это главные традиции и ритуалы этого древнего религиозного праздника. На Крещение священнослужители совершают крестный ход к водоемам и прямо тут производят обряд водоосвящения. Ну, а вечером вся семья собирается уже за праздничным столом, когда можно полакомиться и мясными блюдами, и сладостями, и хмельными напитками. В старину в центре стола также ставили кутью, а главным блюдом становилось жаркое из мяса. Как правило, закалывали целого поросенка.
Другой народный обычай — гадания в Крещенский сочельник — никакого отношения к Иисусу Христу не имеет. Он зародился еще во времена язычества и строго запрещается церковью. Причина понятна: ворожить — значит общаться с темными духами. В былые времена за гадания отлучали от таинства причастия на несколько лет. Что нельзя делать на Крещение 19 января В светлый день Богоявления нельзя ругаться и ссориться. Запрещается стирать вещи, поскольку вода на Крещение наполняется Божьей благодатью. Лучше в этот день не плакать, иначе весь год будет наполнен неприятностями. Не рекомендуется делать уборку и выносить из дома мусор. Народные приметы 19 января В день Богоявления наши предки держали окна и двери распахнутыми.
Считалось, что тогда все неприятности из дома уйдут, а удача и счастье, наоборот, заглянут на огонек. Холодной зимой окна и двери открывать не обязательно, достаточно отдернуть плотные шторы. Если парень на Крещение сделает предложение своей возлюбленной, их брак будет крепким и счастливым. Оттепель на Крещение сулит масштабные перемены и потрясения в мире. В ночь с 18 на 19 января загадывали желание — считалось, что оно обязательно сбудется. Сны также считались вещими Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».
Согласно описанию, в облике голубя с небес сошел Святой Дух, и глас с неба назвал Иисуса сыном. Считается, что таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает Светом Христовым. На Крещение традиционно проходят богослужения и крещенские купания в иорданях, как напоминание о важном событии в жизни Иисуса Христа. В народе также считается, что купание в проруби дает очищающую для души и тела силу. Однако, данное действия не упоминается в обязательных христианских канонах, поэтому является исключительно добровольным. Главное же - посетить церковную службу, исповедоваться, пройти причастие и принять крещенскую воду, которую освящают в этот день. Крещенская вода считается святыней и может долго храниться.
Подле чаши во время богослужения становился причт, и при чтении ектений особый знающий человек сильным и ловким ударом пробивал дно этой чаши, и вода фонтаном вырывалась из реки и быстро заполняла сияние углубление , после чего длинный осьмиконечный крест точно всплывал над водою и матовым серебром блестел на ее поверхности. На это торжество стекалась обыкновенно масса народа, и стар, и млад — все спешат на «ердань», так что толстый лед, в полтора аршина, трещал и гнулся под тяжестью молящихся. Привлекала прихожан не только красота зрелища и торжественность богослужения, но и благочестивое желание помолиться, испить освященной воды и омыть ею лицо. Находились удальцы, которые даже купались в проруби, памятуя, что в освященной воде человек не может простудиться. К сожалению, кроме благочестивых традиций, в древности и в настоящее время встречается много суеверий и обычаев почти языческих. Из числа таких обычаев можно, например, указать на «освящение скота» самими крестьянами, на особый вид гаданий и на смотрины невест, приуроченные к этому дню. Многие приходят в храм не для молитвы, а «за водой». Нередко бывает так, что и служба еще не закончилась, а возле купели со святой водой уже толпится и шумит народ. Нередко бывают и обиды, ссоры. Многие люди считают, что обязательно нужно на Крещение в проруби искупаться. Не обходится тут и без спиртных напитков. Этот далеко не православный обычай получает все большее распространение. О том, как правильно относиться к святой воде и нужно ли купаться в проруби, подробно рассказывает о. Иоанн Курбацкий в статье « Крещенское купание грехов не смывает! Издавна также существовал благочестивый обычай призывать в свои дома священника со святой богоявленской водой в дни попразднества Богоявления. В настоящее время этот обычай, к сожалению, почти утрачен. Иконы Образы Богоявления появились уже в первые века христианства. Одно из древнейших изображений Крещения сохранилось в римских раннехристианских катакомбах, где крещаемый от Предотечи Христос изображался молодым юношей. Арианский баптистерий в Равенне. Мозаика купола В дальнейшем, в соответствии с церковным преданием, всеобщее распространение получит изображение Крещения Спасителя во взрослом возрасте. Мозаика собора Сан-Марко. XIII в. Венеция, Италия. Фрагмент Крещение Господне. Часто изображались три ангела, склонившиеся ко Христу и, подобно восприемникам от купели, держащие покровы на руках. Двусторонняя икона-таблетка. Новгородский гос. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник Крещение Господне. Икона из праздничного чина Успенского собора г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Богоявление. Из праздничного чина. Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник, Владимир. Вторая половина XV в. Богоявленские храмы Храмов, освященных во имя Богоявления Господня, на Руси было сравнительно немного. Возможно, это связано с длинной чередой непрерывных служб до и после праздника. Известно, что Богоявленским был древнейший монастырь в Москве, в Китай-городе. Он был основан в 1296 г. Одним из его первых игуменов был Стефан — старший родной брат преподобного Сергия Радонежского. Церковь Богоявления сначала была деревянной, каменная построена в 1342 г. В 1624 г. Он состоит из двух ярусов. Церковь нижнего яруса самая древняя и датируется 1624 годом, с главным престолом в честь Казанской Божией Матери. Верхняя церковь в честь Богоявления и Спаса Нерукотворенного выстроена в 1693 году. В советское время в соборе находилось общежитие. В начале 1980-х годов начинаются реставрационные работы. Богослужение возобновились в начале 1990-х годов. Собор древнейшего в Москве монастыря — Богоявленского. Впервые упоминается в 1397 году; нынешний храм поставлен в 1495 г. Интерьер четырехстолпный, крестово-купольный, с повышенными подпружными арками. Северный придел имел бесстолпную конструкцию перекрытия. Фасады храма членятся лопатками, завершаются лопастными арками, апсиды и барабан украшены традиционными, красиво выложенными рядами «псковского ожерелья»: «поребрик — бегунок — поребрик». В древности храм был расписан; ныне обнаружены фрагменты фресковой живописи. Эта церковь была заложена в 1504 году преподобным Иосифом. Церковь строилась на деньги князя Семена Ивановича Бельского и вельможи Бориса Кутузова, друга детства преподобного Иосифа. Богоявленский собор был построен между 1553 и 1554 гг. Восточный фасад собора сохранил свой исторический вид, нетронутые узкие окна в первом ярусе оформленные своего рода порталами позволяют оценить толщину стен подцерковья и понять, как выглядели все оконные проемы четверика — часть из них была растесана в ходе ремонтов в XVII и XVIII веках.
Как правильно праздновать Крещение Господне — история праздника и традиции
В праздник верующие окропляют святой водой каждый угол своего дома. Считается также, что святой в Крещение становится не только вода, но и снег, свежим снегом считается полезным умыться в праздник. На Крещение по всей России проходят богослужения и крещенские купания. Для этого на водоемах делают специальные проруби, а на площадях городов и поселков устанавливают купели. В народе считается, что такой обряд очищает душу и приближает их к Богу, хотя купание в холодной воде в Крещение не является церковным обрядом. Церковь учит, что грехи смываются только покаянием через таинство Исповеди, а купание — это просто традиция, которая необязательна для исполнения. Куда важнее, по словам духовенства, присутствовать на праздничном богослужении в храме. В Томске иордани обустроят на правом берегу реки Томи рядом с пересечением улиц Трифонова и Мусы Джалиля. В мэрии сообщали, что это будет две купели в двух прорубях.
Смотрите, какие еще праздники отмечаются в январе: Духовное наставление в день Крещения Господня Сегодняшний праздник имеет огромное духовное значение для верующих. Как пояснял святитель Феофан Затворник: "Крещение Господа названо Богоявлением потому что в нем явил Себя так осязательно единый истинный Бог в Троице покланяемый: Бог Отец — гласом с неба, Бог Сын — воплотившийся — крещением. Бог Дух Святый — нисшествием на Крещаемого. Тут явлено и таинство отношения лиц Пресвятой Троицы. Явлено здесь и то, что воплощенное домостроительство спасения совершено Богом Сыном воплотившимся, соприсущу Ему Духу Святому и Богу Отцу. Явлено и то, что и спасение каждого может совершиться не иначе, как в Господе Иисусе Христе, благодатью Св.
Мозаика собора монастыря Осиос-Лукас в Фокиде. Фото: G. На Афоне встречаются иконы со змеями в воде соответствует Пс. В ранних изображениях могут присутствовать пророки на рельефе саркофага из Арля 4—5 вв. В византийских мозаиках в монастыре Осиос-Лукас в Фокиде 1030—1040-е гг. В памятниках древнерусского искусства Богоявление встречается с 12 в. Наряду с лаконичной схемой с 12 в. В пещерной церкви Сретенского монастыря в Метеорах Греция в сцену Крещения Господня введён ловящий рыбу мальчик как символ крещения — обретения вылавливания для Бога человеческих душ 1366—1367; символ заимствован из живописи катакомб. Иногда в Богоявлении представляли сцену проповеди Иоанна Крестителя икона середины 14 в. В 14—15 вв. Икона «Богоявление» входит в состав праздничного ряда иконостасов в том числе три иконостаса, связанные с кругом Андрея Рублёва. В русских иконах 16—17 вв. В технике «золотой наводки» Богоявление изображалось на церковных вратах: западные врата Рождественского собора в Суздале 1227—1238 , Васильевские врата в Троицком соборе Александрова 14 в. Павлинов Павел Сергеевич Пьеро делла Франческа. Крещение Христа. После 1437. Национальная галерея, Лондон.
Нужно перекреститься, зайти в прорубь, чтобы вода достигала груди, и трижды с молитвой окунуться. Выйдя на берег, осушившись полотенцем, переодеться и выпить чай с медом, а вот пить спиртное на Крещение — строго запрещено. Понятно, что традицию по смыванию грехов в проруби можно отнести к народным суевериям, потому что согласно церковного учения, от грехов можно избавиться лишь через покаяние и исповедь, но у нас в России это прижилось и выполняется многими верующими неукоснительно каждый год. Но, при купании в проруби, обязательно учитывайте состояние своего здоровья, а еще стоит понимать, что это не просто обычное омовение, а соприкосновение с освященной водой, которое должно проводиться с благоговением и молитвой. Но никакое купание в иордани, никак не заменит ваше нахождение в храме на праздничном крещенском богослужении. Традиции русского народа на праздник Крещения: приметы, поверья, гадания Любой православный праздник имеет свои, связанные с ним народные традиции, которые были привнесены из культуры народа и времен язычества, но затем смешались с элементами религии. В России и на древней Руси праздник Крещения Господня являлся завершением «Святок» - периода гадания и веселья. В дни Святок, традиционно девушки гадали на суженного, будущую жизнь и судьбы, надеясь, что когда придет праздник Крещения, то они смоют в проруби грехи за гадание, которое всегда считались нечистым занятием. Что касается набранной на Крещение воды, по традиции на Руси ее выпивали с утра натощак, перед чтением молитвы. Этой водой умывали маленьких детей, чтобы они не болели и у них сложилась счастливая судьба. Водою брызгали стены и углы дома, для энергетического очищения, подливали в питье домашнему скоту, чтобы он не болел и давал потомство. Молодые девушки на Руси умывались крещенской водой для красоты и свежести лица. Выпитая крещенская вода, способна улучшить настроение, убрать навязчивые мысли и беспокойство, излечить болезни души и тела. Но, нужно помнить, что каждому дается по вере его! С Крещением на Руси были связаны многочисленные приметы. Говорили, как человек встретит этот церковный праздник, так он проведет весь год. Поэтому, если придерживаться в этот день поста, молиться, посетить храм, где идет служба, поучаствовать в крестном ходе, испить освященной воды, а при желании и окунуться в иордань, то благословение Божье будет с вами на протяжении всего года. Многие русские поверья о празднике Крещения, связаны с мистикой. Говорят, что перед праздником повышается бесовская активность и злые духи пытаются проникнуть в жилища верующих. Чтобы обезопасить себя от них, и избавить свой дом от непрошенных гостей, люди рисовали мелом дверях и на окнах небольшие кресты, а в доме было принято ставить букеты из собранной по осени пшеницы, а также класть под скатерть в углы стола зубчики чеснока, с этой же целью в сочиво сыпали маковые зерна. Понятно, что многие традиции были связаны с тем, что волновало людей ежедневно, а именно бытовыми темами. Говорили, что три дня после праздника Крещения вода остается освященной, поэтому нельзя было стирать, оскверняя ее своей грязью, а у тех, кто нарушил запрет, могли заболеть руки. Те люди, у которых в саду были фруктовые деревья, которые по каким-то причинам не приносили плодов, поливали их освященной водой.
Крещение Господне 19 января 2024 года: традиции Великого праздника
Крещение Господне является двунадесятым праздником. Таковыми называются памятные даты, которые догматически связаны с событиями земной жизни Спасителя и Его Пречистой Матери. Крещение Праздник Богоявления или Крещения Господня христиане отмечают ежегодно 19 января. государственный праздник в Швеции, где оно известно как "trettondedag jul" ("Тринадцатый день Йоля"), так как 6 января - тринадцатый день после Сочельника, главного дня, в который Рождество празднуется в Швеции.