Содержание новости.
Когда праздновать Рождество
Какие страны встречают Рождество 7 января 2023 года | В силу исторических событий Русская Православная церковь празднует Рождество Христово 7 января. |
Рождество Христово в России | По православному календарю Рождество Христово мы каждый год отмечаем именно с шестого на седьмое число января месяца. |
Рождество Христово - 7 января 2024 года (история, традиции и обычаи) | Рождество Христово. |
Рождество в России | Православные верующие 7 января праздную Рождество Христов, а также с этого дня начинаются святочные гулянья. |
Рождество Христово: что послушать и почитать к празднику | Православный праздник Рождество Христово в 2024 году является в России официальной праздничной датой, дополнительным выходным днем. |
Что такое Рождество Христово и как правильно отметить этот православный праздник. Простыми словами
История праздника Согласно Евангелию от Луки, супруги праведный Иосиф и Дева Мария перед рождением ребенка вынуждены были отправиться в Вифлеем, чтобы занести себя в списки подданных римского императора Августа. В самом городе все места оказались заняты, молодым супругам пришлось устроиться на ночлег в пещере для скота. У Марии начались роды. Появившегося на свет младенца Иисуса Христа молодая мать запеленала и положила в ясли — кормушку для скота. Тогда же на небе над Вифлеемом загорелась ярчайшая звезда, на свет которой по велению ангелов устремились пастухи, а затем и волхвы с дарами. Теперь Вифлеемская звезда — один из главных символов Рождества. Традиции Рождеству Христову всегда предшествует строгий пост. Он начинается 28 ноября и заканчивается 6 января.
Но сегодня немногие соблюдают правило 12 блюд, часто ограничиваются запеченным гусем или уткой и парой-тройкой салатов, закусок и гарниров. Горького, 1961 Время с ночи перед Рождеством и до кануна Крещения 19 января по русской традиции называется Святками. Разговевшись после Рождественского поста, народ начинал гулять и веселиться. Приняты были колядования — ряженые ходили по соседям с песнями и плясками и собирали угощения. Кроме того, Святки — это время для гадания. В основном юные девушки собирались по вечерам и пытались узнать свою судьбу, кто будет их суженым или каким будет в этом году урожай. Гадали на свечах, по теням, с зеркалами, с петухами, было множество разных способов. Церковь это не поддерживала, ведь гадание — это связь с нечистой силой. Считалось, что в святочное время она особенно активна и нужно остерегаться ее. Особенно ярко святочное время описано у Николая Гоголя в повести «Ночь перед Рождеством».
Теперь это довольно популярная традиция и во многих американских приходах. Поскольку праздничная Всенощная начинается в 19 часов вечера, то ужин устраивают примерно в 17 часов. Это позволяет верующим вместе насладиться трапезой и оставляет для священников время передохнуть перед богослужением. Стол на Вилию застилают сеном — это символизирует скромный хлев, в котором родился Христос. За столом сервируется одно дополнительное место для Христа, некоторые говорят, что это место для странника или незнакомца, в образе которого Он может явиться. На стол ставят 12 блюд — символ двенадцати учеников Христа. Трапеза начинается с горьких продуктов чеснока и заканчивается сладкими десертами с медом. Эта последовательность символизирует переход от мира без Христа к миру с Христом. Все блюда, которые подаются на стол, мясопустные и исключают молочные продукты и яйца. Конечно же, в регионах есть свои особенности, но, как правило, традиционная трапеза включает в себя вино, чеснок, ржаной хлеб и соль, корнеплоды, грибы, зерно, капусту, бобовые, рыбу, сухофрукты, мак, мед и орехи. Традиционно самый младший ребенок объявляет о появлении первой звезды на ночном небе, будто провозглашая пришествие света в мир тьмы. Трапеза начинается с молитв и преломления хлеба. Усопшие члены семьи тоже поминаются в это время — в молитвах тех, кто участвует в ужине. Ужин едят при свечах. Продолжается праздник Богослужением и приветствием друг друга возгласом «Христос рождается! Славьте Его! Не обходится и без колядок, правда поются они не во всех церквях. Сербы в этом отношении довольно скромны, зато болгары сразу после Рождества устраивают целые этно-фестивали колядовщиков. Практически во всех Поместных Церквях на Рождество зажигают свечи. Где-то их ставят у икон, где-то в подсвечниках на столах, в Грузии их помещают на окнах. Но где бы ни была поставлена свеча, она всегда символизирует «свет Христов, который просвещает всех». Какими бы жаркими ни были споры о календарях, Рождество — вовсе не календарное событие и уж тем более не то, что нам надо выбирать. Это не праздник только православных или только католиков, это не праздник только детей. Он вообще не для избранных. Рождество — для всех, для всего человечества. В этом и есть главный смысл события, произошедшего больше двух тысяч лет назад, когда в мир пришел Спаситель, открыв через Свое рождение инобытие. Автор выражает благодарность иеромонаху Игнатию Шестакову и Ольге Кирильченко за помощь в подготовке материала Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Почему не вполне верно называть Рождество "католическим"? Вместе с ними праздник встречают протестанты, живущие по григорианскому календарю, а также 11 из 15 Поместных православных церквей мира, которые придерживаются новоюлианского календаря, совпадающего с григорианским. А Рождество, которое принято называть "православным", в ночь с 6 на 7 января отмечают четыре Православные церкви — Русская, Грузинская, Иерусалимская и Сербская. Кроме них, в это время Рождество празднуют афонские монастыри, живущие по юлианскому календарю, а также многие католики восточного обряда например, Украинская греко-католическая церковь и часть российских протестантов. Разные даты Рождества 25 декабря или 7 января объясняются разными системами летоисчисления григорианский и юлианский календари. В чем разница? Реформа объяснялась стремлением скорректировать разницу между астрономическим временем и календарным. Дело в том, что введенный в обиход в 46 году до н. В результате в XVI веке один из самых важных христианских праздников Пасха "наступал" раньше положенного срока. Поэтому в 1582 году в Европе появился новый — григорианский — календарь, тогда как в России продолжали пользоваться юлианским.
Рождество в России
К этому моменту хозяйки уже должны успеть приготовить праздничный стол. На ужин принято ставить на стол двенадцать постных блюд скоромную пищу разрешено вкушать лишь на следующий день. Число 12 также является символическим. Это и 12 апостолов Христа, и 12 месяцев года, и 12 главных праздников Церкви.
Главное блюдо стола в этот вечер — кутья. Это кушанье из зерен, чаще пшеничных, с медом, орехами, маком и изюмом. Под тарелку с кутьей помещали небольшой клочок сена как напоминание о месте рождения Христа.
Каждое из 12 блюд необходимо хотя бы чуть-чуть попробовать — ни одно из них не должно остаться нетронутым. Блюда обычно подавали холодные, а суп — лишь немного теплый, так как хозяйка не должна вставать из-за стола и ходить на кухню. В ночь на Рождество во всех храмах проходят праздничные службы.
Очень красивые и душевные. Многие верующие не ложатся спать в эту ночь. Считается, что Господь благодарит человека даже за самое малое усилие, которое тот для него сделает.
В качестве главного блюда хозяйки готовят гуся с яблоками. Также в почете буженина, грудинка и прочие мясные продукты, от которых отказывались верующие во время рождественского поста. Обязательно к этому дню в доме должна быть ель или еловая веточка, украшенные игрушками и свечами — в память о звезде, озарившей ночь в момент рождения Сына Божия.
Кстати, именно поэтому верхушку елки также принято украшать звездой.
Не менее загадочно и интересно гадание на кофейной или чайной гуще. После того, как выпивают напиток, чашку накрывают блюдцем и быстро переворачивают. В очертаниях пятен, которые образовала гуща, рассматривают будущее. Крест знаменует жизненные трудности, венок — успех, дом — благополучие. История праздника На территории современной России Рождество стало официальным праздником после крещения Руси князем Владимиром в 988 году. Оно было началом Святок, которые длились до Крещения — 19 января.
В эти дни народ прославлял Иисуса Христа, молодежь участвовала в народных гуляниях и гаданиях. В древность популярным обрядом было колядование. Люди надевали на себя устрашающие и шуточные маски чертей, ведьм, козлов, разрисовывали лица дегтем, сажей, свеклой, обсыпались мукой. Ряженые ходили по дворам, носили кутью и пели колядки — обрядовые песни, в которых прославляли семью хозяина, желали здоровья и благополучия. За это хозяева давали им пироги, караваи, калачи, пряники, деньги. В ящике-вертепе при помощи тряпичных кукол разыгрывались сюжеты о рождении Христа. В 1917 году, после Великой русской революции, советская власть запретила празднование Рождества: наряжать рождественские елки, проводить богослужения и упоминать о празднике.
В 1935 году традицию украшать хвойные деревья перенесли на праздник Нового года. Рождественский символ — Вифлеемская звезда — была заменена на пятиконечную звезду. В советский период Новый год перенял рождественские атрибуты и стал главным семейным праздником. Рождественские украшения Рождеству предшествует Новый год, поэтому дома и улицы украшаются елками и гирляндами в середине декабря.
На Святки люди наряжались, ходили по домам и громкими песнями будили спящих.
Заканчивалось веселье пиром и катанием с горок. Приметы на РождествоЕсли небо ночью на Рождество было ясное и звездное, считалось, что год будет урожайный, будет много ягод и грибов. Если день выдавался теплый — к урожаю, а если дождь — будет хороший урожай гречки. Но тепло и отсутствие снега было плохой приметой, поскольку это сулило неурожай и голод. Также нельзя было одевать старую одежду — это тоже предвещало неурожай.
Что нельзя делать на РождествоВ Рождество Христово нельзя было шить, иначе в семье мог кто-нибудь ослепнуть. Также порицалось на Рождество делать что-либо по хозяйству: стирать, мыть или подметать. Если на Рождество выполнять тяжелую работу, весь год пройдет без отдыха. Одалживать деньги на Рождество запрещалось — считалось, что занявший деньги весь год проведет в долгах.
Он относится к так называемым двунадесятым праздникам: двенадцать важнейших после Пасхи праздников в православии. Рождеству Христову предшествует 40-дневный Рождественский пост, во время которого православные соблюдают строгую диету и проводят много времени в молитвах Богу. Ведь как гласит старая церковная песня: "Если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая". Изначально событие Рождества вспоминалось в день Богоявления, а первые упоминания о Рождестве, как о самостоятельном празднике, относятся к середине IV века. Выделение Рождества в отдельный праздник было связано со стремлением христианской церкви вытеснить языческий культ Непобедимого Солнца. В Рождество Христово православные вспоминают великое событие: в этот день в маленьком городе Вифлеем, который сейчас относится к Палестинской автономии, родился Сын Божий — Иисус Христос. Он родился не в роскошном дворце или богатом доме, а в пещере, а первыми его рождению порадовались не цари или вельможи, а простые пастухи. В это же время в Иерусалим направлялись мудрецы с востока, которым пришло видение, что в этот день на земле родится сын Божий. Католическое РождествоКатолическое Рождество отстоится от православного Рождества Христова на тринадцать дней: католики празднуют Рождество 25 декабря, а православные — 7 января. Связано это с тем, что юлианский календарь, установленный Юлием Цезарем в 46 году до нашей эры, добавляет в февраль еще одни сутки.
Рождество 25 декабря 2021: почему отмечается в эту дату, история и традиции праздника
Рождество в ночь с 24 на 25 декабря отмечают не только католики. О том, какого числа Рождество Христово в 2023 году, что это за праздник и какие у него традиции, — в материале Ежегодно 7 января православные христиане отмечают великий праздник Рождества Христова. Православный праздник Рождество Христово в 2024 году является в России официальной праздничной датой, дополнительным выходным днем. 7 января 2024 года православные отмечают один из главных праздников — Рождество Христово. Когда будет отмечаться Рождество Христово в 2023 году, тайной за семью печатями не является — как и всегда, 7 января по новому стилю.
Рождество Христово: когда отмечают, история и традиции праздника
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО | О том, какого числа Рождество Христово в 2023 году, что это за праздник и какие у него традиции, — в материале |
Не только католики | 7 января россияне отмечают праздник, от которого ведется современное летоисчисление – Рождество Христово. |
Когда праздновать Рождество
Когда Рождество Христово в православии? Христиане восточного обряда отмечают Рождество 7 января в отличие от католического, которое празднуют 25 декабря. Рождество Христово — христианский праздник, связанный с памятью о рождении Иисуса Христа, утверждён согласно датировке празднования. Зима - 7 января 2023 - Новости Москвы - Когда начали праздновать Рождество как отдельный религиозный праздник, достоверно неизвестно. Источники относят его установление к III-IV векам н.э. До этого христиане отмечали Рождество Христово вместе с Богоявлением или Крещением 6 января. 7 января 2024 года в России будут отмечать Рождество Христово – один из главных христианских праздников.
15 фактов о Рождестве: история, традиции, приметы
Она вычислялась, во-первых, путем прибавления определенного числа дней к дате Благовещения, почти совпадавшего с Пасхой, и, во-вторых, через отождествление дня пришествия в мир Христа Спасителя, второго Адама, со днем творения Адама первого. Оба соответствия были тесно связаны с особенностями древней иудейской традиции, отчасти унаследованной христианами [2]. Древние иудеи обращали внимание не столько на рождение праведника, сколько на его кончину, становившуюся отправной точкой не только для грядущей вечности, но и для определения начала жизни святого человека. Отсюда вполне логичным становится следующее обстоятельство: праздник Пасхи в сознании древних христиан стал совпадать по срокам со временем Боговоплощения, с днем благой архангельской вести, в который, по свидетельству Священного Писания и по вере Церкви, спасительный Плод появился во чреве Пресвятой Девы. Прибавление девяти месяцев — обычного срока для чревоношения — к предполагаемому времени Боговоплощения и вело к определению даты Рождества Христова. Если продолжать вычисления, то 25 декабря предшествует, если отсчитать назад девять месяцев, 25 марта, а 6 января — 6 апреля. В расчетах древних христиан встречался и тот, и другой день.
Так, Созомен в своей «Церковной истории» сообщает о том, что малоазийские еретики-монтанисты понимают день весеннего равноденствия как отправную точку для вычисления дня Пасхи — это праздник начала мира, начала творения солнца и первого месяца. Другая дата страдания Господа — 25 марта — упоминается в значительно большем числе источников, в основном западных. Согласно рассуждениям Тертуллиана, святого Киприана и других, дни страстей Христа и Боговоплощения совпадают. Пока древние христиане ограничивались в своем календарно-литургическом цикле празднованием Пятидесятницы и Пасхи, по времени почти совпадавшей с Боговоплощением, они, естественно, соотносили творение мира и ветхого Адама со временем пришествия в мир нового Адама — Христа. Так, например, в сочинении «О вычислении Пасхи» день 25 марта именовался днем творения мира, а день рождения, или воплощения, Христа приходился на четвертый день от сотворения мира, совпадая с днем творения солнца. Согласно достаточно распространенной, хотя и малодоказательной точке зрения, празднование Рождества Христова 25 декабря было установлено в Северо-Африканской и Римской Церквях до 311 года — года начала донатистского раскола.
Данная датировка основывалась на свидетельстве блаженного Августина о том, что еретики не признавали Богоявление, или Откровение — поклонение волхвов новорожденному Спасителю, — отмечавшееся Церковью. И здесь нужно отметить: на 25 декабря как на празднование Рождества Христова указывает святитель Климент Александрийский. К тому, же есть косвенные свидетельства, что праздник отмечался уже в середине 30-х годов IV столетия. К подобным же выводам приводит и богатое гомилетическое наследие как западных, так и восточных проповедников. Так, например, рождественская проповедь приписывается папе Либерию, понтификат которого — 352—366 — приходится именно на означенный период. Северная Африка, один из величайших оплотов византийской культуры, стала местом творчества великих христианских проповедников и богословов, которые не обошли своим вниманием и рассматриваемый праздник.
Оптат Милевийский Нумидия произнес 25 декабря 362 или 363 года проповедь на Рождество — самую раннюю из известных рождественских слов. По блаженному Августину, епископу Иппонскому, 25 декабря — исторический день рождения Христа, избранный Самим Христом, имеющий богооткровенное происхождение. Хотя североафриканская традиция празднования Рождества могла появиться, скорее всего, под влиянием латинской, сама римская практика оказывается отчетливо представленной только в рождественских проповедях святителя Льва Великого, папы Римского, — веком позднее. В то же самое время праздник Богоявления, отмечавшийся 6 января, означал для папы Льва еще не Крещение Господне, а поклонение волхвов, являющее откровение Бога язычникам — так же, как и для блаженного Августина. Оно было органичным завершением праздничного периода, который начинался 25 декабря. Миниатюра Особо следует сказать о совпадении празднования и попразднования Рождества Христова, отмечавшегося в декабре, с языческим праздником солнца и со связанными с ним римскими январскими календами.
Подобно тому, как январский день Богоявления 6 января «совпал» по времени с аналогичным праздником гностиков, так и декабрьский день Рождества 25 декабря отмечался в одно время с римскими языческими торжествами. Данное сопоставление Рождества Христова и солнца, особенно тогда, когда Рождество стало устойчиво праздноваться 25 декабря, на третий день после зимнего солнцестояния 22 декабря , явилось своеобразным ответом-вызовом христиан на языческое празднование в честь непобедимого солнца sol invictus , введенное в Риме по указу императора Аврелиана в 274 году. Интересны в связи с вышесказанным размышления М. Скабаллановича: «Языческий римский культ с особенной торжественностью чествовал зимний солнцеповорот, но не в тот день, когда он происходил 8—9 декабря , а в те дни, когда он становился для всех ощутимым, именно в конце декабря. Праздник в честь этого солнцеповорота назывался днем Непобедимого dies Invicti , то есть днем непобедимого солнца, солнца, которого не смогла одолеть зима и которое с этого времени идет к весне. В одном римском календаре IV века именно 25 декабря показан этот языческий праздник.
Приурочен он к этому именно дню, может быть, потому, что 18—23 декабря в римском культе посвящено было чествованию бога Сатурна, пожиравшему своих детей, — чествованию, потому носившему мрачный характер. Вышесказанное можно предварительно резюмировать следующим образом: празднование 6 января хорошо соотносилось с важнейшими событиями мировой истории — с творением мира и с Пасхой. Подобно тому, как ветхий Адам был сотворен в шестой день, так и Христос — новый Адам — в шестой день открывает Свое Божество после крещения во Иордане или в момент пришествия Богомладенца в мир. Указанные хронологические метки органично вписываются в систему византийских новолетий: 1 января, 1 марта, 1 сентября. Наиболее торжественно отмечались январские календы 1 января — через несколько дней после языческого праздника солнца. Означенное новолетие праздновалось в Византии не только язычниками, но и христианами.
Начало времени, годового цикла, которое могло связываться с началом мира, с днем творения, в то же самое время оказывалось тождественным времени пришествия в мир Спасителя, Солнца правды, Христа. Конечно, этот праздник был народным, не без элементов языческих торжеств. Несомненно, что к римским календам восходят рождественские колядки. Праздник Рождества Христова, отмечавшийся 25 декабря, оказался столь убедительным и важным, что в течение IV—V веков он был принят повсеместно не только на Западе, но и на Востоке, включая самые отдаленные страны — Сирию и Армению. Андрей Рублев.
Братский хор Святогорской лавры Фильмы на Рождество, которые возвращают к смыслу праздника Божественное Рождение 2006 Классическая экранизация библейской истории, где действие разворачивается после того, как Иосиф и Мария были изгнаны из Назарета. Рождественская история 2009 Мультипликационная версия повести Чарлза Диккенса. Жизнеутверждающий, хотя местами мрачноватый мультфильм. Вечная история о том, как важно быть добрым. Рождественская свеча 2013 Раз в 25 лет в деревеньку Глэдбери на Рождество спускается ангел, который дотрагивается до одной из рождественских свечей.
Накануне, в Сочельник, в храме перед царскими вратами зажигается свеча как символ появившейся на небе Вифлеемской звезды. И хор вместе с верующими поет рождественский тропарь: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума…». Но, что удивительно, в первые века христианства Рождество не праздновали. Это было следствием иудейской традиции, в рамках которой было не принято отмечать дни рождения. Зато в Древней Церкви был праздник, называвшийся Богоявлением, который отмечался 6 января. Он был посвящен одновременно Воплощению, Рождеству и Крещению Христа.
Он говорил о рождении Эммануила, «по Божеству бесстрастного, по человечеству страдательного». Но даже не упоминал о Крещении. Иначе говоря, празднование 25 декабря было установлено в Александрии между 418 и 432 годами. Таким образом, отдельный праздник Рождества был установлен в Антиохийской Церкви не ранее 376—377 годов, в конце 370-х годов — в Константинопольской Церкви, вслед за ней в малоазийских Церквах и позднее — в Александрийской в начале 430-х гг.
Введение отдельного дня для празднования Рождества в Иерусалимской Церкви заслуживает самого пристального рассмотрения. Известно, что именно там было оказано наибольшее сопротивление установлению декабрьского праздника. В середине V столетия патриарх Ювеналий 424—458 , вернувшись в Иерусалим после Халкидонского Собора, ввел здесь на короткий срок празднование Рождества 25 декабря — причем с ориентацией не на латинский, а на византийский канон. Однако в скором времени Иерусалимская Церковь вернулась к прежнему обычаю, который, в частности, подтверждается грузинской версией Иерусалимского лекционария конца V века, где говорится о праздновании Рождества и Крещения в Святом городе в один день — 6 января, а также данными, извлекаемыми из двух известнейших агиографических произведений Кирилла Скифопольского VI в.
Сославшись на Евангелие от Луки Лк 1: 26—56 , Юстиниан привел также ряд авторитетных мнений отцов: святителей Григория Богослова, Григория Нисского и Иоанна Златоуста, а также текст под именем блаженного Августина Иппонского, пытаясь убедить своих адресатов принять отдельный праздник Рождества. Эти рекомендации, однако, были исполнены уже после смерти Юстиниана. Праздник в православном богослужении Рождество Христово. Фреска монастыря св.
Павла, Афон. Ru День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам — Господским и непереходящим. Праздник Рождества Христова имеет пять дней предпразднства 20—24 декабря и шесть дней попразднства, отдание бывает 31 декабря. Свидетельством древнего соединения праздников Рождества Христова и Богоявления доныне в Православной Церкви служит совершенное сходство в отправлении этих праздников.
Тому и другому предшествует сочельник, когда нужно поститься «до звезды». Чин богослужения в навечериях обоих праздников и в самые праздники также совершенно одинаков [5]. Нужно сделать краткие комментарии по поводу рождественского поста. Он ведет свое начало от древнехристианского обычая поститься накануне великих праздников, чтобы в сам праздник причаститься святых таин.
Но благочестивое стремление к подвигу поста не ограничивалось одним днем. Из творений святителя Иоанна Златоуста понятно, что в его время Рождественский пост начинался 20 декабря и, таким образом, уже был пятидневным. Некоторые же христиане увеличивали пощение до недели и даже до 21 дня. А затем стали поститься, как и в Великий пост, в течение 40 дней, то есть с 14 ноября.
Такой срок встречается уже в Ипотипосисе преподобного Феодора Студита [6]. Хронологическая нестабильность рождественского поста была преодолена патриархом Лукой Хризовергом 1156—1169 , когда было установлено, чтобы все христиане постились перед праздником Рождества Христова 40 дней. Святоотеческая экзегеза праздника Согласно с Божественным свидетельством Евангелия, отцы Церкви в своих гомилиях изображают праздник Рождества Христова величайшим, всемирным и радостнейшим, который служит началом и основанием для прочих праздников. Святитель Амвросий Медиоланский подчеркивает: «Чем кто более любит Христа, тем тот усерднее заповеди Его хранити долженствует; да видит Он, что мы истинно в Него веруем, когда так в день Рождества Его блещем; когда тщимся предстать Ему, искушенные верою, убранные милосердием, украшенные благонравием.
И да будет Ему тем большая радость, чем приметит нас целомудреннее. И потому за несколько дней прежде очистим сердца наши, уцеломудрим совесть, украсим душу свою; и так очистившись от всякой скверны, встретим пришествие Непорочного Господа — да Коего Рождение от Непорочной Девы происходит, Того Рождество и непорочными рабами праздновано будет. Ибо кто в сей день осквернен и нечист бывает, тот Рождество Христово и пришествие Его праздновать не может. Праздник в западной традиции Для западной традиции принципиально, что верующие поминают событие Рождества, но все же празднуется то, что из этого происходит, то есть величается Рожденный тогда из перспективы нынешнего времени.
По этой причине праздник сначала и не назывался паtаlе Domini — праздник рождения Господа. И тексты древней римской рождественской мессы лишь в малой степени отражают внешние события в Вифлееме, зато всячески подчеркивают, что превечное Слово Бога Отца облеклось в плоть. Согласно проповедям папы Льва I, в Риме V века содержанием праздника Рождества является вочеловечение Христово, которое охватывало события Благовещения и Рождества. Римский генезис, как полагают исследователи, имеют также три рождественских мессы, которые «служатся ночью in посtе ,на утренней заре in аиrоrа и на протяжении дня in diе » [8].
Ее остановка — station, которая, как известно, была связана с так называемыми стационными храмами, откуда торжественная процессия переходила в другой храм, производилась на Палатинском холме, где располагалась резиденция Августа. Там была церковь во имя святой Анастасии, память которой совершается 25 декабря. Вышеназванные мессы впоследствии вошли в сакраментарии и через литургическую практику Рима распространились по всему Западу. Поначалу, однако, три различные остановкине были предписаны как обязательные.
Тройка служб была воспринята и Миссалом 1970 года, который удержал и октаву, наличествующую в латинской практике, как известно, только у Пасхи и Рождества Христова. Основной тон ночной мессе задает Евангелие о Рождестве Господа Лк.
Дата празднования Рождества 2022 в России — в ночь с 6 на 7 января
Традиция отмечать Рождество была столь глубока в народном сознании, что советской власти пришлось немало побороться с ней. Начало празднования относится к I веку, но до IV века Рождество Христово и Его Крещение праздновали одновременно, 6 января. Выходит, что в количественном отношении православных, празднующих Рождество 25 декабря, не больше 30%. 7 января православные отмечают Рождество Христово. Православные верующие 7 января праздную Рождество Христов, а также с этого дня начинаются святочные гулянья.
Когда Рождество в 2024 году
Отправлять письма Санте — ещё один популярный обычай. При этом индекс является отсылкой к смеху Санты — «Хо-хо-хо». А придумали его специально, чтобы письма не терялись на почте или по дороге. Семейные традиции на Рождество Рождество принято считать самым семейным праздником. И это не удивительно, поскольку именно оно объединяет всех домочадцев и собирает их за одним столом.
Однако не всегда это возможно из-за обстоятельств. Так появилась традиция обмена рождественскими открытками. Самые разнообразные послания с тёплыми пожеланиями отправляют по почте или же хранят до личной встречи. Обмен открытками популярен у католиков.
Ещё одна рождественская традиция, которая прижилась и в нашей стране, — фотосессия в красивых нарядах. Обычно в свитерах с рисунками или причудливыми узорами. А прекрасным фоном выступает украшенная ель. Семейный праздник не обходится без домашней выпечки.
Причём это может быть как традиционный пирог или печенье, так и что-нибудь необычное. Например, подсмотренное у людей из других стран. В Греции пекут медовое печенье, а в Чехии — трдельник. В Великобритании особой популярностью пользуется плам-пудинг «Бабушка Виктория».
А в нашей стране традиционно лидируют блины со всевозможными начинками и сладкие пироги. В нашей стране эта традиция как-то не закрепилась, зато очень популярна у католиков. Речь идёт о спектакле на библейскую тему. Обычно выбирается и обыгрывается какой-то эпизод из книги.
А главными героями становятся дети. Чаще всего ставится классическая сцена рождения Иисуса Христа, где мальчишки и девчонки исполняют роли животных: козочек, бычков, овечек и других. А после спектакля маленьким актёрам принято дарить подарки. История рождественских колядок С 7 января начиналось и главное действо православного Рождества — колядки.
Продолжались они вплоть до 19 января — Крещения Господня. В этот период христиане отмечали святки. Двенадцать святых дней, посвящённых памяти рождения Христа и его крещения в Иордане. В эти особые дни под запрет попадало многое.
Например, нельзя было заключать браки, плясать, наряжаться в различные одеяния, отсылающие к языческим поверьям, работать и многое другое. Однако эти запреты не работали. Люди повсеместно занимались гаданием, ряжением и другими занятиями, которые достались в «наследство» от языческого праздника коляды, воспевавший культ природы. Есть версия, что слово «колядки» происходит от римского «календы», которое означало начало нового года.
Однако, как утверждал историк Николай Карамзин, у славян был дух, который олицетворял начало весеннего солнечного цикла — Коляда. Васнецов «Скоморохи». В основном этим занимались дети, подростки и молодёжь. Они наряжались в различные костюмы, надевали маски, прицепляли льняные бороды.
Часто шутливую процессию сопровождали несколько парней, которые несли фигуру лошади, изготовленную из соломы. А верхом на кобыле восседал мальчишка, наряженный в костюм горбатого старичка с длинной бородой. Самого Коляду изображали в виде козла. Кроме этого, народ рядился в коров, коней и других животных.
Вся эта шумная и весёлая ватага перемещалась от одного дома к другому. Ряженые пели, плясали, предлагали погадать. А хозяева благодарили их подарками и угощениями. Какое-то время церковь видела в коляде опасность и пыталась её запретить.
Но это не работало. Старинный праздник не сдавал позиций. И тогда церковнослужители превратили колядки в часть празднования святок. Только вместо языческого духа народ начал воспевать Христа и Рождество.
И спустя время колядование стало неотъемлемой частью праздника, собрав в себе как языческие, так и христианские традиции. В современной России колядование практически сошло на нет. Лишь иногда дети вспоминают давнюю традицию и обходят соседей с песнями и стишками, получая взамен угощения. А вот у католиков колядование сохранилось.
Оно является одним из главных символов Рождества. В житии сказано, что однажды он помог бедной семье, подбросив кошелёк с деньгами. Спустя длительное время появилась красивая легенда, будто Святой Николай сделал это, использовав каминную трубу — кошелёк попал в чулок, который там сушился. Так началась история одной из самых важных рождественских традиций — класть подарки в носки или чулки, висящие перед камином.
А поскольку 6 декабря по церковному календарю считалось днём святого Николая, то именно в этот день было принято дарить друг другу различные презенты. Прошло время. В 1822 году американский преподаватель восточной и греческой литературы Клемент Кларк Мур придумал для своих детей рождественскую сказку. В ней главным героем являлся Санта-Клаус, которые дарил детям подарки.
Эта сказка была опубликована в 1823 году, в канун Рождества, и называлась она соответствующе: «Ночь перед Рождеством, или визит Святого Николая». Сказка в стихах вскоре стала очень популярной. Постепенно начали появляться различные изображения Санта-Клауса в журналах и книгах. Так персонаж приобрёл популярность в Европе и США.
Рождественская открытка 1907 года с Сантой. Фигурки с его изображением вешали на ёлку. Однако в нашей стране Санта-Клаус не прижился. Рождественский волшебник впитал в себя и западного героя, и отечественных персонажей, превратившись со временем в Деда Мороза.
Что же касается Санты, то его окончательный облик оформился в начале 1931 года. Тогда художник Хэддон Сандблом нарисовал рождественского деда для рекламной кампании «Кока-колы». Его видение персонажа оказалось настолько удачным, что Санта с тех пор только набирал популярность и представить католическое Рождество без него и его подарков, спрятанных в носок, уже нельзя. Рождество в СССР Церковь воспринималась большевиками как один из врагов и потенциальных оплотов контрреволюции.
Соответственно, в начале 1920-х годов началась массовая борьба с религиозными обычаями и праздниками. Удар был нанесён и по Рождеству. По всей стране была развёрнута антирождественская кампания, где главной ударной силой выступили комсомол, СМИ, партийные отделения на местах, а также Союз воинствующих безбожников. Однако сразу одолеть «поповские пережитки» не получилось.
Люди по-прежнему отмечали религиозные праздники, в особенности Рождество. Причём сохранились даже колядки и гадания. Соответственно, все религиозные праздники, даже самые важные, в одночасье превратились в «серые будни». Под запретом оказались и символы Рождества: ёлка, Дед Мороз, открытки.
А среди молодёжи с удвоенной силой началась антирелигиозная агитация. Созвали их. Набралось множество мальчишек. Вышел дефективный человек и сказал речь против Христа.
Уличные мальчишки радовались, смеялись, верующие молчали: им было страшно сказать за Христа, потому что вся жизнь их зависит от кооператива, перестанут хлеб выдавать, и крышка! После речи своей дефективное лицо предложило закрыть церковь». И через некоторое время кампания принесла плоды. Религиозные праздники, в том числе и Рождество, утратили прежние значения.
Их, конечно, по-прежнему отмечали, но уже гораздо скромнее. Комсомольское Рождество Советское руководство решило, что для борьбы с праздником нужно придумать свой. Так появилось «комсомольское рождество». Эти антирелигиозные акции проводили в школах, предприятиях и даже в армии.
Дома знаний стали украшать не привычными ёлками, а пятиконечными звёздами, а также гирляндами из красных флажков. Иногда, особенно на местах, партийные просветители устраивали всевозможные демонстрации возле церквей и храмов. Всё, что было связано с Рождеством и религией в целом, высмеивалось. Особенно старались, конечно, представители воинствующих безбожников.
Доходило до того, что они изготовляли чучела святых и всячески над ними издевались. Однако не всегда шла именно такая агрессивная атака. Комсомольцы и безбожники вскоре решили, что большего эффекта смогут добиться не атакой в лоб, а методичной просветительской работой.
Праздник любят дети, поскольку в эти дни идёт бойкая торговля сахарными фигурками, изображающими невесту пророка с бумажным веером за спиной и всадника с саблей в руке. Рождество у евреев Есть аналог христианского Рождества и у евреев. Называется он Ханука. Празднуется традиционно с 25 кислева и продолжается восемь дней. Появился он ещё во 2-м веке до н. В 170 году до н.
И на протяжении последующих трёх лет там не проводились службы. В 165 году войска сирийского царя из династии Селевкидов были разгромлены восставшими маккавеями. Маккавей — изначально прозвание Иуды из династии Хасмонеев, который поднял восстание против сирийских греков в 166 году до н. Спустя время макковеями стали называть сыновей иудейского священника Маттафия. А затем название закрепилось за всеми защитниками веры во время гонения Антиоха Епифана. В 164 году до н. После чего очистили святое место и возобновили зажигание меноры. И в этом им помогло чудо. Иехуда Маккавей и его воины смогли найти лишь небольшой кувшин с маслом, которое нужно для горения светильников меноры.
Его должно было хватить всего на один день. Однако произошло чудо — масло удалось растянуть на восемь дней. А за это время маккавеи приготовили новую порцию для оставшихся светильников. С тех пор принято отмечать Хануку на протяжении восьми дней. Мальчик поджигает свечи в ханукии во время праздника. Исключение сделано только для детей, которые могут не ходить в школу и для религиозных людей. Принято считать, что Ханука — это благодарность и прославление Всевышнего за то, что он спас Израиль. Во время Хануки нет обязательного условия готовить праздничную еду. Однако многие евреи всё равно стараются накрыть богатый стол, чтобы продемонстрировать свою радость.
За столом люди общаются на темы, касающиеся Торы, читают славословия, поют песнопения. На протяжении восьми дней праздника зажигаются свечи в ханукии. В первый день зажигается одна свеча, во второй — две, в третий — три и так далее. Кроме этого, есть и специальная свеча, от которой зажигают все остальные. Всего же за время праздника используется сорок четыре свечи. Самые известные рождественские обычаи Одним из главных обычаев католического рождества является украшение ели. Дерево обматывают гирляндами, вешают на него стеклянные шары, что является отсылкой к плодам райского дерева. Рождественские ели ставят как в домах, так и в общественных местах за несколько недель до наступления праздника. Обычай украшать ель на праздник появился несколько столетий назад, примерно в 16-м веке в Германии.
А уже оттуда традиция распространилась по другим христианским странам. Добралась она и до России. Только в нашей стране, при большевистской власти, ель стала символом Нового года. Но в Российской империи дерево являлось именно частью рождественских украшений. Рождественская елка королевы в Виндзорском замке. В зависимости от страны, блюда, конечно, меняются. Отмечают Рождество, например, в Германии с особым блюдом — жареным гусём. Его традиционно подают с картофелем и красной капустой. Итальянцы готовят «меню семи рыб».
В странах Восточной Европы обязательным блюдом на столе является жареный карп. Есть поверье, что нужно под тарелки положить рыбьи чешуйки, тогда весь год семье будет сопутствовать удача. В Японии праздник не обходится без жареной курицы, а в Мексике — без пирожков из кукурузной муки с начинкой. Отправлять письма Санте — ещё один популярный обычай. При этом индекс является отсылкой к смеху Санты — «Хо-хо-хо». А придумали его специально, чтобы письма не терялись на почте или по дороге. Семейные традиции на Рождество Рождество принято считать самым семейным праздником. И это не удивительно, поскольку именно оно объединяет всех домочадцев и собирает их за одним столом. Однако не всегда это возможно из-за обстоятельств.
Так появилась традиция обмена рождественскими открытками. Самые разнообразные послания с тёплыми пожеланиями отправляют по почте или же хранят до личной встречи. Обмен открытками популярен у католиков. Ещё одна рождественская традиция, которая прижилась и в нашей стране, — фотосессия в красивых нарядах. Обычно в свитерах с рисунками или причудливыми узорами. А прекрасным фоном выступает украшенная ель. Семейный праздник не обходится без домашней выпечки. Причём это может быть как традиционный пирог или печенье, так и что-нибудь необычное. Например, подсмотренное у людей из других стран.
В Греции пекут медовое печенье, а в Чехии — трдельник. В Великобритании особой популярностью пользуется плам-пудинг «Бабушка Виктория». А в нашей стране традиционно лидируют блины со всевозможными начинками и сладкие пироги. В нашей стране эта традиция как-то не закрепилась, зато очень популярна у католиков. Речь идёт о спектакле на библейскую тему. Обычно выбирается и обыгрывается какой-то эпизод из книги. А главными героями становятся дети. Чаще всего ставится классическая сцена рождения Иисуса Христа, где мальчишки и девчонки исполняют роли животных: козочек, бычков, овечек и других. А после спектакля маленьким актёрам принято дарить подарки.
История рождественских колядок С 7 января начиналось и главное действо православного Рождества — колядки. Продолжались они вплоть до 19 января — Крещения Господня. В этот период христиане отмечали святки. Двенадцать святых дней, посвящённых памяти рождения Христа и его крещения в Иордане. В эти особые дни под запрет попадало многое. Например, нельзя было заключать браки, плясать, наряжаться в различные одеяния, отсылающие к языческим поверьям, работать и многое другое. Однако эти запреты не работали. Люди повсеместно занимались гаданием, ряжением и другими занятиями, которые достались в «наследство» от языческого праздника коляды, воспевавший культ природы. Есть версия, что слово «колядки» происходит от римского «календы», которое означало начало нового года.
Однако, как утверждал историк Николай Карамзин, у славян был дух, который олицетворял начало весеннего солнечного цикла — Коляда. Васнецов «Скоморохи». В основном этим занимались дети, подростки и молодёжь. Они наряжались в различные костюмы, надевали маски, прицепляли льняные бороды. Часто шутливую процессию сопровождали несколько парней, которые несли фигуру лошади, изготовленную из соломы. А верхом на кобыле восседал мальчишка, наряженный в костюм горбатого старичка с длинной бородой. Самого Коляду изображали в виде козла. Кроме этого, народ рядился в коров, коней и других животных. Вся эта шумная и весёлая ватага перемещалась от одного дома к другому.
Ряженые пели, плясали, предлагали погадать. А хозяева благодарили их подарками и угощениями. Какое-то время церковь видела в коляде опасность и пыталась её запретить. Но это не работало. Старинный праздник не сдавал позиций. И тогда церковнослужители превратили колядки в часть празднования святок. Только вместо языческого духа народ начал воспевать Христа и Рождество. И спустя время колядование стало неотъемлемой частью праздника, собрав в себе как языческие, так и христианские традиции. В современной России колядование практически сошло на нет.
Лишь иногда дети вспоминают давнюю традицию и обходят соседей с песнями и стишками, получая взамен угощения. А вот у католиков колядование сохранилось. Оно является одним из главных символов Рождества. В житии сказано, что однажды он помог бедной семье, подбросив кошелёк с деньгами.
В Римско-католической церкви и в некоторых протестантских церквах период подготовки к Рождеству Христову называется адвентом от лат. В римском обряде его первый день определяется как 4-е воскресенье до Рождества Христова.
Народные обычаи сохраняют следы разнообразных элементов языческих празднеств, связанных с зимним солнцеворотом. В европейских странах со времён Средневековья известны литургические и религиозные драмы, разыгрывавшиеся по случаю Рождества Христова. Песенный фольклор, авторская поэзия и музыка находят яркое выражение в рождественских колядках ; в 19 в. Издавна в Рождество Христово было принято обмениваться подарками, украшать жилище зелёными ветвями впоследствии повсеместным стал обычай украшения рождественской ели. Синайский монастырь Святой Екатерины. Центральное место в них занимает образ Богоматери на ложе, вокруг которого располагаются ясли, фигуры пастухов, вола и ослицы.
В византийском искусстве с 5 в. В течение 6 в. В послеиконоборческий период канонизировалась повествовательная версия, которую часто сопровождают сцены «Поклонение пастухов» и «Благовестие пастухам», а также «Поклонение волхвов» мозаики церкви Санта-Мария-дель-Аммиральо , Палермо, 1140-е гг. После 1000 г. Позднее под влиянием западноевропейской иконографии в сцене Рождества Христова появляется мотив кормления грудью Младенца. Древнерусское искусство продолжает византийскую традицию иконы из Спасо-Преображенского собора в Твери , середина 15 в.
Данное торжество имеет фиксированную дату, однако католики и православные справляют его в разные дни. Католики отмечают Рождество 25 декабря, тогда как православные — 7-го января. Известно, что празднование Рождества было установлено еще в первых веках христианства. Рождество раньше справляли вместе с Крещением 6 января, ранее событие носило название Богоявление. Крещение и Рождество отделились друг от друга в 337 году. Решение отмечать Рождество в качестве отдельного праздника 25 декабря, было принято Папой Римским Юлием I. Отцы церкви считали, что 25 декабря исторически более соответствует Дню появления на свет Бога и хотели создать противовес языческому торжеству, которое отмечалось народом в те времена.