Присоединение Башкортостана к России — вхождение территории Башкортостана в состав Российского государства на основе соглашения. Процесс присоединения Башкирии к Руси продолжался с 1553–1554 до 1557 года. Напомним, Башкирия граничит с Челябинской, Оренбургской, Свердловской областями, Пермским краем и республиками Татарстан и Удмуртия.
Смотрите также
- Энциклопедия Башкирии → ПРИСОЕДИНЕНИЕ БАШКИРИИ К РУССКОМУ ГОСУДАРСТВУ
- В России стало 89 субъектов. Путин подписал закон о принятии новых регионов
- История Башкирии | это... Что такое История Башкирии?
- Б. Присоединение Башкирии к России — Студопедия
Когда и каким образом Башкирия присоединилась к Русскому государству
Школьники увидели памятное место города Уфы, где была заложена первая крепость города «Имэн-кала», и где впоследствии был установлен памятник, символ дружбы башкирского и русского народов — Монумент Дружбы. В завершение мероприятия школьники ответили на вопросы викторины, читали книги по теме.
В 1556-57 баш. В 80-90-е гг. Башкиры, признав себя подданными рус. В свою очередь, башкиры тоже выставили ряд условий; главным было обязательство московской власти признать вотчинное право башкир на занимаемые земли. Кроме того, башкиры ходатайствовали о возращение земель, которые были у них отобраны татарскими и ногайскими феодалами. Башкирские послы просили. Чтобы эти условия были закреплены царской грамотой и чтобы грамоты были жалованы не вообще.
А каждому роду или племени в отдельности. Такая просьба была учтена Иваном Грозным. По утверждению «Татарской летописи». Башкиры « все от русских получали грамоты…» Итак, после падения Казанского ханства в Башкирии началось движение за присоединение к Русскому государству. Входя в состав Русского государства, они получили возможность хозяйственного мирного развития. Присоединение в целом имело прогрессивное значение для башкир. Было покончено с господством Ногайского, Казанского и Сибирского ханств, с бесконечными междоусобными войнами. Все это положительно сказалось и в хозяйстве, культуре края.
Земельные интересы их не были задеты. Русские крестьяне переселенцы принесли с собой более производительное земледелие. В течение некоторого времени сохранялось их внутреннее управление. Не было также на первых порах преследования религии, а также обычаев местного населения. Под их влиянием башкиры переходили к более прогрессивному виду ведения хозяйства. Принятие подданства Русского государства положило конец жестокому господству ногайских, казанских и сибирских ханов, покончило с политической раздробленностью края и бесконечными феодальными войнами, оградив тем самым производительные силы Башкирии от дальнейшего разрушения. Русское государство стало надежным гарантом башкирских земель от любых агрессивных внешних нападений и грабительских набегов кочевых феодалов.
Все требования башкир сводились к договорным отношениям". Также Идельбаев напомнил, что во время войны с Наполеоном, Башкирия выставила 28 полков, в то время как другие народы, проживающие на территории России, кроме русского народа, не выставили ни одного полка. На счету башкирской кавалерийской дивизии за время Великой Отечественной войны оказалось наибольшее число героев Советского Союза. Присутствовавший на съезде председатель координационного совета общественного движения "За федеральную Россию" Олег Полстовалов не согласился с Идельбаевым: "Не нужно недооценивать политических оппонентов, - сказал он. Я считаю, что нельзя превращать Россию в лоскутное одеяло, которое каждый субъект тянет на себя". В самом начале съезда было обозначено, что Морозов является депутатом от Набережных Челнов Татарстана. Итогом съезда стал манифест республиканским и федеральным органам власти, в котором говорится, что если договор о разграничении предметов ведения и полномочий с Башкирией не будет подписан, СБМ проведет пикеты у правительственных зданий в Уфе и Москве, на который соберутся до 1000 человек.
В предании башкир Янаульского района говорится, что «от башкир племени Гайна в Казань, к наместнику русского царя, ездил послом Айсу-ак-бий — один из родоплеменных вождей гайнинцев». Примеру западных и северо-западных племен последовали находившиеся в составе Ногайской Орды центральные, южные и юго-восточные башкиры. В 1554 г. В это же время в Казани побывали представители юрматынских башкир. В шежере юрматынцев говорится: «… я, Татигач-бий, не имея никакой возможности придумать что-либо другое, взял с собой трех человек от трех тюб народа, сначала Азная, второго Илчикея-Тимера, третьего Кармыша, и вчетвером, придя в город Казань, согласились быть подданными Белого падишаха». В шежере племен бурзян, кыпсак, усерган и тамьян сказано, что по приглашению царя поехали в Казань «от племени Усерган Бикбау-князь, от племени Бурзян — Искеби-князь, от племени Кыпсак — Мушавалн Каракузяк-князь, от племени Тамьян — Шагали Шакман-князь. Упомянутые 4 бия, придя в город Казань, стали подданными Ивана Грозного». Представители табынских и ряда других племен побывали в Казани с просьбой о подданстве в 1556 г. Монумент Дружбы на памятной серебряной монете, выпущенной Банком России в 1999 г. В процессе присоединения башкир к Русскому государству нужно различать два этапа. Первый этап — когда башкирские племена ездили в Казань к наместнику царя Ивана Грозного и просили принять их в состав Русского государства. Это произошло в 1554—1555 гг. Второй этап — когда башкирские послы ездили в Москву, где происходило окончательное официальное оформление их присоединения к Русскому государству. В Москве башкирские послы получили жалованную грамоту от царя. Туда послы ездили, по-видимому, в 1556 и 1557 гг. Вхождение же зауральских башкир в состав Русского государства происходило в обстановке войны. По мере продвижения русских отрядов в глубь Сибирского ханства зависимые народы и племена заявляли о принятии ими русского подданства. Так было и с башкирами Зауралья. Часть из них, как подданные ханства, сопротивлялись завоеванию. Башкирские племена айлы, кувакан, катай, сызгы, салжиут и другие приняли русское подданство в конце 80-х годов XVI в. На каких условиях башкиры вошли в состав России? Источники свидетельствуют, что правительство Ивана IV прежде всего гарантировало башкирам нормальную, спокойную жизнь, защиту как от притязаний их бывших властителей, так и от вторжений соседних народов. Во-вторых, правительство пошло на серьезную уступку башкирам по земельному вопросу. Оно не только сохранило за ними все занимаемые ими земли, но и признало за башкирами вотчинное право на землю. В-третьих, правительство обещало не трогать религию башкир, насильственно не переводить их в другую веру. В-четвертых, правительство обязалось не вмешиваться во внутреннюю жизнь башкирского населения. Власть на местах была оставлена в руках башкирских биев и князей. Итак, Русское государство пошло на существенные уступки башкирам. Они получили широкую автономию. В этой связи нельзя не отметить, что дореволюционные историки не совсем объективно оценивали подобную политику царского правительства в отношении башкир. Они представляли дело так, будто русский царь в одностороннем порядке пошел на этот шаг. На самом деле, башкиры со своей стороны сделали не менее серьезные уступки Русскому государству. Прежде всего, они признали себя его подданными. Во-вторых, они согласились нести ряд повинностей: выполнять за свой счет военную службу и платить ясак — поземельную подать. В шежере бурзян, кыпсак, усерган и тамьян сказано, что башкиры «приняли русское подданство с условием верной службы». В другом варианте шежере этих же племен сказано, что представители башкир поклялись, чтобы «башкирские роды стали нести искреннюю службу». В шежере юрматынцев мы находим следующее: «... Далее говорится, что в следующем году «сто куниц ясака доставили в Москву и заплатили царю». Перечисляется состав ясака: «…положенный Грозным ясак состоял из лошадей, и куниц, и лисиц, и разного другого ясака». В другом варианте шежере ясно определяется плата за землю: «от имеющих на нашей земле богатств, а именно мед, шкуры куниц, а некоторые — выдры и бобра, доставили царю ясак».
ПРИСОЕДИНЕНИЕ БАШКИРИИ К РУССКОМУ ГОСУДАРСТВУ
Открытие празднеств состоится у Монумента Дружбы народов, где будет проходить основная культурная программа, посвященная юбилею. Перед зрителями предстанут певческие и танцевальные коллективы, ставшие победителями республиканских конкурсов в преддверии празднования юбилея. На концертных площадках города выступят профессиональные артисты, подготовившие свои программы к празднеству. Торжества продолжатся в полностью реконструированном к юбилею ипподроме «Акбузат», где состоятся конноспортивный праздник и всероссийские соревнования по конному спорту, в котором 11-12 октября будут соревноваться около 200 спортсменов.
Впоследствии уже в Москве они получили жалованные грамоты от Ивана IV, закреплявшие за ними право вотчинного владения землями. В них, а позже в "Соборном уложении 1649 года", под страхом конфискации имущества и государевой опалы "боярам, окольничим, и думным людям, и стольникам, и стряпчим, и дворянам московским, и из городов дворянам, и детям боярским, и всяких чинов русским людям поместным" запрещалось покупать земли у башкир.
Умел давать клятву, умей и сдержать Хозяйственные связи, совместная охрана юго-восточной границы России, участие башкирских конников в походах русской армии в Ливонской войне второй половины XVI века, в ополчении Минина и Пожарского за освобождение Москвы в начале XVII века стали залогом дружеских отношений между русскими и башкирами. А прекратившиеся набеги дали стимул к развитию промышленности и росту башкирского населения. Однако со второй половины XVII века царское правительство начало было отступать от вековых договоренностей: были попытки захвата земель, насильственной христианизации. Башкиры ответили восстаниями и вынудили внести коррективы в политику Москвы. В переломные моменты этнос апеллировал к добровольному характеру своего подданства.
В челобитной башкир всех четырех "дорог" от 26 февраля 1706 года на имя царя Петра I говорится, что "…деды и отцы их поклонились без спору и без войны и приехав из своей воли покорились" русскому царю. Еще яснее эту мысль выразили восставшие башкиры Сибирской дороги в своем письме В. Татищеву от 2 августа 1736 года: "Мы, башкирские народы, наши отцы, деды и прадеды, великому государю в подданство пришли своими волями, оставя своих ханов. А великие государи нас содержали по нашей воле, а не под саблею". Напоминая об этом властям, башкиры успешно добивались выполнения условий присоединения.
Связанные судьбой Вхождение в состав России открыло для башкир новую страницу исторического развития. К концу XVI в. Вошедшие в него племена имели территориальную, экономическую, языковую и культурную общность, осознавали принадлежность к своему этносу, признавали его самоназвание. За прошедшие века жизни в едином российском многонациональном государстве башкиры сохранили традиции и обряды, язык, уникальный эпос. Свидетели истории Шежере башкир племени Юрматы.
Конкретный ход вхождения происходил следующим образом. Западные и северо-западные башкиры — енейцы, байлярцы, гайнинцы, уранцы и другие, ранее подвластные Казанскому ханству, приняли русское подданство в 1554 г. Известен приезд послов этих башкир в начале 1554 г. Их примеру последовали в 1554— 1556 гг. В процессе присоединения башкир к Русскому государству нужно различать два этапа.
Башкирия — один из многонациональных регионов России, где проживают люди разных национальностей и вероисповеданий. В этом регионе сохранилась многовековая культура и народное творчество. Башкирия является важным центром экономики, науки и образования в России. Великий князь Московский пригласил послов башкирских племен, чтобы предложить условия вхождения в Россию. Послам были жалованы тарханные грамоты, согласно которым башкиры стали подданными России.
Смотрите также
- Процесс присоединения Башкирии к России
- Присоединение Башкирии к Русскому государству. |
- Присоединение Башкирии к России
- Присоединение Башкирии к России 🤓 [Есть ответ]
Присоединение Башкирии к России
Присоединение Башкортостана к России — вхождение территории Башкортостана в состав Российского государства на основе соглашения в 1557 году. Крым присоединился к России в 2014 году после проведения референдума. До середины XVI века территория Башкортостана входила в состав Астраханского, Казанского ханств, Ногайской Орды и Сибирского ханства.
«Башкиры дорого заплатили за свою свободу»: какие в истории республики были мятежи
Прогрессивное значение присоединения Башкирии к России сказалось на развитии экономики и культуры края. Присоединение Башкортостана к России — Что такое Присоединение Башкортостана к России. Добыча сырой нефти в Башкирии началась в 1932 году. В конце 1943 года были. Присоединение Башкирии к России — вхождение территории Башкирии в состав Российского государства на основе соглашения. Сегодня в Уфе начались торжественные мероприятия, посвященные 450-летию вхождения Башкирии в состав России. Напомним, Башкирия граничит с Челябинской, Оренбургской, Свердловской областями, Пермским краем и республиками Татарстан и Удмуртия. Başqortostan Respublikahı), также иногда употребляется название Башкирия — изначально республика (государство) в составе Российской Федерации, субъект Федерации; с 12 ноября 2026 года по март 2027 года – независимое государство, провозглашённое башкирскими.
Век Башкирии. Вехи развития первой автономной республики в составе России
Еще башкиры обязаны были вести военную службу - охранять восточные границы, участвовать в военных походах вместе с русскими. В свою очередь, башкиры тоже выставили ряд условий; главным было обязательство московской власти признать вотчинное право башкир на занимаемые земли. Кроме того, башкиры ходатайствовали о возращение земель, которые были у них отобраны татарскими и ногайскими феодалами. Башкирские послы просили. Чтобы эти условия были закреплены царской грамотой и чтобы грамоты были жалованы не вообще.
А каждому роду или племени в отдельности. Такая просьба была учтена Иваном Грозным. По утверждению «Татарской летописи». Башкиры « все от русских получали грамоты…» В середине XVIII века линия крепостей, протянувшаяся вдоль реки Урал до самого Каспийского моря, закрыла «Уральские ворота»- равнинный переход между Уральскими горами и Каспием, через который веками азиатские кочевые племена устремлялись в Европу.
Впоследствии эта линия стала плацдармом для завоевания Казахстана и Туркестана.
С его многогранной деятельностью связано все развитие нашей республики за последние годы. После провозглашения Декларации о государственном суверенитете Республики Башкортостан 1990 был подписан Федеративный Договор с Приложением к нему от Республики Башкортостан 1992 , принята Конституция Республики Банпсортостан 1993 , подписан «Договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан» 1994.
В условиях смены политического строя и экономической системы республика решительно использовала открывшиеся возможности исторического творчества. В переходный период при проведении в стране не всегда четко продуманных реформ был осуществлен во многом самостоятельный курс. Он отвечал коренным интересам не только страны и республики, но и традициям народа.
Все это при- несло зримые достижения. Башкортостан прошел свой путь строительства демократического правового государства и гражданского общества. Осуществлено разделение ветвей власти, сформирована целостная система власти.
Созданы парламент, развитое законодательство с принятием до 700 законов. Некоторые из них до сих пор не имеют аналогов на федеральном уровне или в других регионах страны. Успешно действует Конституционный суд.
Органично вошли в судебную систему мировые судьи. Одной из первых в стране республика учредила институт уполномоченного по правам человека. Следует иметь в виду, что в предшествующие десятилетия Башкирская АССР, входя в десятку индустриально наиболее развитых регионов, отставала по большинству социальных параметров от средних показателей, разделяя среди регионов в этой сфере 50-70-е места.
Длительное время сохранялся большой разрыв между экономикой и социальными вопросами. Положение существенно изменилось именно за годы преобразований. Достигнуты результаты, определившие значение республики как одного из наиболее благополучных, опорных регионов, «локомотивов» экономического роста страны.
Рахимова народу и Государственному Собранию «К новому качеству жизни людей». Как отмечалось на 15-летии современного Башкортостана, по основным экономическим показателям он вошел в первую десятку регионов России. Это 2-е место по продукции сельского хозяйства, 7-е - по промышленной продукции, инвестициям в основной капитал, подрядным работам и платным услугам населению, 8-е - по валовому региональному продукту, 5-е - по вводу жилых домов, 9-е - по обороту розничной торговли.
По внешнеторговому обороту республика также стоит в первой десятке регионов. Башкортостан надежный донор федерального бюджета, занимает 8-е место по поступлениям доходов в бюджетную систему страны. Современный Башкортостан ведет широкую внешнеэкономическую деятельность со всеми регионами России, а также с почти 90 зарубежными странами.
Количество стран - торговых партнеров республики - за этот период увеличилось в три раза, а объем торгового оборота - в 6 раз. Проводятся крупные конгрессы, выставки, презентации. Автори- тетные международные агентства постоянно повышают инвестиционные рейтинги республики, которые сопоставимы только с главными центрами страны.
На основе устойчивого экономического роста сделан несомненный рывок в социальной сфере в повышении жизненного уровня людей. За 15 лет было построено жилья почти на 25 млн. Средняя обеспеченность жильем возросла с 15,2 до 18,9 кв.
Ежегодный ввод жилья в республике превышает показатели нескольких соседних регионов, вместе взятых, и в расчете на 1000 жителей - средние данные по стране. Неуклонно растут денежные доходы населения. За эти годы количество легковых автомобилей в собственности граждан выросло в 3,1 раза.
Улучшаются обеспеченность мебелью, бытовыми приборами, одеждой, в целом структура потребления. Преобразился рынок товаров и услуг, создана развитая сеть современной торговли и сервиса. Разительно изменился облик городов и сел.
Теперь в этом участвует не только государство, но и частная инициатива, предпринимательство, крупные российские и республиканские компании. Создана комплексная система социальной поддержки материнства, многодетных семей, детей, ветеранов, пенсионеров, инвалидов, молодежи. По многим направлениям социальной политики действуют целевые программы.
Произошли сдвиги во всех звеньях социальной и духовно-культурной политики.
В китайской «Книге Суй» VII век нашей эры среди племён, которые авторы-составители называют «телесскими», встречаются баушкили — это древнекитайское название башкиров. Бушками их называют в «Армянской географии» VII века.
Однако первые письменные источники датируют упоминание этноса серединой IX столетия. Арабский историк и путешественник СалламТарджеман впервые называет в своём описании самоназвание народа — «башкорт». Однако в XIII веке всё изменилось.
Это было время, когда на запад шла мощная и устрашающая Золотая Орда под предводительством первого великого хана Монгольской империи Чингисхана. Башкирский народ в течение 14 лет с 1220 по 1234 воевал с монголами, оказывая упорнейшее сопротивление продвижению ордынцев на запад. Даже в «Сокровенном сказании монголов» — историческом памятнике монгольского народа, — башкиры отмечены среди народов, сопротивлявшихся татаро-монгольскому нашествию сильнее всего.
В течение двух веков вся территория, где жили башкиры, входила в состав Улуса Джучи. При этом фактически они были государством в государстве — татаро-монгольские правители вручили им ярлыки, означавшие автономию местных правителей. Управляли территориями князья-бии.
В конце XIV века состоялась битва при Кондурче, названная впоследствии «битвой народов». Золотоордынцы проиграли, их империя распалась. В течение следующих полутора столетий территория современного Башкортостана переходила под контроль Ногайской орды, Казанского, а затем Сибирского ханства.
Против Казанского и Сибирского ханства первый русский царь выступил войной, к Башкирии же отношение было иным: Иван IV призвал народ добровольно стать частью Русского государства, пообещав сохранить автономность управления, религию и другие права. На территории Башкирии сохранялось войско, землёй местные правители распоряжались по своему усмотрению. Взамен Россия помогала в отражении внешней агрессии и получала ясак — налог пушниной и мёдом, которые высоко ценились в западной части континента.
В 1555—1556 годах башкиры отправили в Москву посольство, члены которого обсудили условия интеграции. А в 1557 г. Правители Башкирии получили особые жалованные грамоты, согласно которым закреплялось их право на управление территорией, сохранение религии ислама, в то время как Русь была по большей части православной и другиеправа и обязанности.
Исключительность отношений между коренным народом и Россией нашла отражение в «Соборном Уложении» — своде законов царства, принятом в 1649 году. Русским дворянам, боярам и чиновникам запрещалось покупать, менять, принимать в заклад у башкир их земли. Наказанием за нарушения закона и, следовательно, территориальной целостности Башкирии служила государева опала и конфискация всего имущества.
В 1574 году был заложен первый камень в Уфимском остроге.
Проблема: Проект поможет решить проблему непонимания исторических событий, лежащих в основе формирования и развития Республики Башкортостан, а также их влияния на современную политическую и культурную жизнь региона. Целевая аудитория: студенты, преподаватели, исследователи, а также широкая аудитория, интересующаяся историей и политикой Задачи проекта: 1. Изучить и проанализировать договор о присоединении Башкортостана к России. Изучить исторические данные о периоде Гражданской войны в России в контексте Башкортостана. Проанализировать видеоматериалы и мнения о значимости исторических событий. Роли в проекте: студент-исследователь Ресурсы: Исторические источники, архивные материалы, видеоматериалы, литература по истории Башкортостана и России Продукт: Исследовательский отчет, содержащий анализ договоров, исторических материалов и видеоматериалов, а также выводы о влиянии исторических событий на современное положение Республики Башкортостан. Введение Описание темы работы, актуальности, целей, задач, тем содержашихся внутри работы.
ПРИСОЕДИНЕНИЕ БАШКИРИИ К РУССКОМУ ГОСУДАРСТВУ
ПРИСОЕДИНЕНИЕ БАШКОРТОСТАНА К РОССИИ | О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. |
Какие республики входят в состав России в 2024 году: список, правовой статус | Президент России Владимир Путин на встрече с победителями конкурсов «Семья года» и «Это у нас семейное» рассказал о величии Башкирии. |
Присоединение Башкортостана к Русскому государству | Инфоурок › История России ›Презентации›Презентация по истории на тему "Вхождение Башкортостана в состав Русского государства. |
Как присоединили Башкирию к России? – Это Сибирь! | Примерно в такой обстановке, по замыслу автора оратории "Послы Урала", Башкирия присоединилась к России. |
Башкирия - забытая история
Не находя для себя простора в землях, входивших в состав прежних мусульманских ханств, поборники общественного строя, основанного на господстве князей и мурз, ревнители веры Магомета, обратили внимание на Башкирский край, как на сподручный для себя притон. Открывшаяся тут, в этом пункте, борьба была, таким образом, борьбою Русских не с полукочевым только, отстаивавшим свою независимость и обычаи родового быта, Башкирским народом, но и с старым магометанством, была продолжением борений их с магометанами, имевших место в XV и XVI веках»[150]. Не будем всё же в связи с приведёнными выдержками обращаться к теме башкирских восстаний в Российской империи. Это отдельная тема. Только несколько слов. Во-первых, уже только приведённые выдержки не позволяют относить их все к чисто башкирским выступлениям.
А во-вторых, сами же башкиры, наоборот, вполне даже активно участвовали в подавлении этих восстаний. Мало того, в рапорте начальника Башкирской комиссии приводятся данные, что в его распоряжении имеются 4 267 человек регулярных войск и 7 045 иррегулярных, что вместе составляет 11 312 человек. Причем «верные башкиры» в последних были числом в 4 455 человек. И в череде этих выступлений, следует особо отметить, что самым идейно выдержанным и самым результативным по послаблениям царских властей для тюрко-мусульман, и действительно восстанием, а не рядовым бунтом, оказалось восстание под водительством муллы Б. Причин этих восстаний было много, и главными были причины экономического и социального характера, в приведённой же нами выдержке Н.
Фирсов особо подчёркивал религиозную составляющую антироссийских башкирских восстаний, так ведь восстание под именем Батырши более чем какое либо было именно с этой составляющей. Как бы к слову, отметим, что национализм башкир, всегда был и есть для властей второстепенным негативно воспринимаемым явлением, чем татар, и к тому же, и даже в особенности, большая татар, чем у башкир, приверженность мусульманской религии. В смысле положения Ислама в крае, причём, сохранившимся уже даже в позднейших временах существовании Российской империи, и о его, скажем так, самых активных последователях и проводниках, очень интересна небольшая книга С. Эта работа примечательна ещё тем, что она обращена именно к Северо-Западу края, к характеристике населения Уфимской губернии. Сразу же, обращает внимание, что С.
Рыбаков начинает своё повествование не с упоминаний прежних аборигенов края, не с самых коренных её жителей, как утверждают, а, в общем-то, с пришлого народа, татар. Прежде чем продолжить далее, здесь необходимо всё же сказать несколько слов о самом авторе С. Так ведь он приверженец иного, христианского вероисповедания, и, в общем-то, по определению, противник мусульманской религии. Вместе с тем, именно в татарах он видит главных противников своей религии, но, и осознает их достойными соперниками, и даже несколько восхищен ими. Можно, наверное, даже сказать, что большему мешает только разность вероисповеданий.
И надо заметить, что книга этого автора пестрит во множестве преимущественным обращением к имени татар, причём с обязательным подчеркиванием, выделением определяющей и лидирующей их роли в крае, и в частности, или в особенности в приверженности их Исламу, и в пропаганде ими мусульманской религии. Автор писал: «Уфимская губерния является инородческую по преимуществу: русское население составляет там меньшинство; будучи населена главным образом инородцами-магометанами и отчасти язычниками, она по праву может быть названа магометанской: пребывание в этой губении татар-помещиков, дворян и высшего духовного главы мусульман восточной России — муфтия, влияние которого распространяется не только на Европейскую Россию, но и на Сибирь, настойчивые, напряженные происки распространителей ислама среди язычников и крещённых, — всё это делает Уфимскую губернию по истине Магометовым царством, по выражению Н. Это есть та губерния, где ислам с особенным успехом культурно борется с нами и где наши просветительные усилия до сих пор мало плодотворны и успехи ничтожны, если не плачевны. Между тем Уфимская губерния лежит не где нибудь в далёкой Азии, а в той же Европейской России, почти рядом с центрами русского просвещения: Казанью, Москвою … Было бы печально для русской культуры, поражением для деятелей русского просвещения, если бы мусульманская культура и образованность в лице татар одержали перевес над нашими просветительными усилиями. Уже не в первый раз отмечаются особые успехи ислама в Уфимской губернии; для ревнителей просвещения последняя даёт широкое поле деятельности и пусть, пока ещё не поздно, приложат здесь свои руки все те, кому надо делать это по долгу или в силу внутренней потребности… ради оживления, освежения и углубления своей жизни.
Пусть приложат, пока ещё не поздно…»[153]. Рыбаков, переходя непосредственно к описанию населения Уфимской губернии, подчеркивая преобладание в регион мусульманского населения, оговаривается: «Кроме русских, в Уфимской губернии проживают еще следующие народности: татары, башкиры, чуваши, черемисы, мещеряки, тептяри, мордва, вотяки, евреи и др. И действительно, начинает собственно описание населения губернии именно с татар. Приведем как есть эту его характеристику: «Татары.
Шежере утверждает, что башкиры ездили к русскому царю с просьбой принять их подданство после того, как « пришли послы и ознакомили» их с грамотой. Движение основной массы башкир за присоединение к Русскому государству сопровождалось острой борьбой против татарских ханов и той части башкирских феодалов, которая выдвинулась на верхние ступени социальной лестнице при помощи татарских властителей... В дальнейшем эта борьба усиливалась.
Принимала более активные и острые формы. Шежере Кара-Табынского племени рассказывает, что часть кара-табынцев, прикочевавшая к Таныпу из Зауралья. Приняла русское подданство в результате кровопролитной войны с татарским ханом Чуртмаком. При оформление принятия башкирами русского подданства с обеих сторон были выставлены определенные условия. Башкиры обязались платить ясак «чем богата башкирская земля», пушниной и медом. Ясак натурой мог быть заменен денежным платежом. Еще башкиры обязаны были вести военную службу - охранять восточные границы, участвовать в военных походах вместе с русскими.
Библиотекарь, основываясь на свидетельствах древних и современных исследователей, рассказала историю башкирского народа, объяснила предпосылки добровольного присоединения башкирских племен к Русскому государству. Дети узнали, что во все времена башкирские воины вместе с русскими защищали нашу большую Родину — Россию от иностранных захватчиков, охраняли границы Русского государства.
Это служилые сословия, обязанные нести военную службу. То есть башкиры в Казанском ханстве — это военно-служилое сословие, которое получало привилегии от государства. Элита государства нуждалась в военной коннице, прежде всего для охраны восточных границ. И мы видим определенный процесс переселения части башкирских родов из центра Ногайского государства ближе на запад, к пределам Казанского государства. То есть туда, где башкиры все-таки интегрировались в служилые слои, в структуру элиты, а не в позиции покоренного народа. Что это за государство? В современной историографии Татарстана Казанское ханство объявляется ни много ни мало национальным государством татар.
Тогда вопрос — как это понимать, что такое татары и какова структура этого Казанского ханства? Если автор этого термина знаком немного с политологией и социологией, то он должен понимать, что сам концепт национального государства неприемлем для этой эпохи и для этой территории. Мы знаем, что национальные государства образуются значительно позже и в Западной Европе, в 18-19 веке. Здесь же мы видим классические сословные образования, в которых национальная принадлежность — это совершенный модернизм. О каком национальном государстве может идти речь, если элита Казанского государства представляла собой классических ордынцев, то есть знать Золотой Орды, а местное население этнически принадлежало к древнему булгарскому населению? Последние исследования сословного строя Казанского ханства показывают, что к середине 16 века, ко времени падения Казани, элита этого государства не укоренилась. Она по-прежнему рассматривалась местным населением как чужаки, и никакой ее интеграции в местную этническую среду не произошло. По разным причинам пришлая элита не стала частью местного этнического пространства. По-видимому, просто не хватило времени.
Во-вторых, между правящей элитой и местным населением лежала хозяйственная пропасть. Элита вела полукочевой образ жизни, в то время как местные — это исконные земледельцы. Соответственно, никаких объединяющих звеньев не было. Обратим внимание, что в Казанском государстве существовало довольно мощное ополчение.
Как присоединили Башкирию к России?
«Башкиры дорого заплатили за свою свободу»: какие в истории республики были мятежи | Год присоединения Башкирии к России. |
Присоединение Башкирии к Русскому государству и его последствия. | Российские историки также утверждают, что башкирские беспорядки были в первую очередь вызваны тем фактом, что российское правительство нарушило условия, на которых Башкортостан присоединился к Российской империи. |
Вхождение в состав россии чувашии и башкирии | В Уфе на федеральном уровне празднуют юбилейные торжества, посвященные 450-летию присоединения Башкирии к Российскому государству и Дню республики. По этому случаю президент России Владимир Путин проведет заседание Госсовета. |
Энциклопедия Башкирии → ПРИСОЕДИНЕНИЕ БАШКИРИИ К РУССКОМУ ГОСУДАРСТВУ
Это приходится на время царствования Ивана Грозного, когда тот предложил башкирам присоединиться к России. — Салават Ишмухаметович, почему башкиры решили добровольно присоединиться к России? После церемонии подписания президентом России Владимиром Путиным договоров о присоединении ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей к Россиийской Федерации 30 сентября глава Башкирии Радий Хабиров дал интервью.