Новости итог башкирского восстания 1705 1711

Итоги восстания Итоги восстания были неутешительными для монахов Соловецкого монастыря.

Башкирское восстание (1704—1711)

Башкирское восстание (1704—1711) — статья из Интернет-энциклопедии для Башкирские восстания 1705–1711 годов были связаны с введением налогов, культурными и религиозными вопросами. (К ВОПРОСУ О ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ РАМКАХ БАШКИРСКОГО ВОССТАНИЯ 1705-1711 ГГ. И ПРЕВЕНТИВНЫХ МЕРАХ ПО НЕДОПУЩЕНИЮ ЕГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ) Текст научной статьи по специальности «История и археология».

Башкирское восстание причины ход итоги

Кратко об истории башкирского восстания 1704-1711 гг. Башкирское восстание 1705-1711 годов По одной из версий, восстание породили слухи о запрете мусульманской религии, по другой – захват вотчинных земель и повышение налогов. Итоги и результаты башкирского восстания 1705 – 1711. Башкирское восстание (1704—1711). Восстание в Ногайской и Казанской дорогах.

специфика Башкирского восстания

По возвращению обратно он не мог проехать в Башкирию и направился, имея, очевидно, задание, на Северный Кавказ, где восстали чеченцы , аксайцы и другие северокавказские народности. Повстанцы осадили русский городок Терской. Однако подошедшие войска из Астрахани принудили горцев снять осаду и отойти от города [6]. В начале 1708 года правительство направило против повстанцев карательные силы во главе с П. В апреле-мае 1708 года башкиры установили связь с восставшими во главе с К. Булавиным крестьянами и казаками Дона. В мае 1708 года правительство вновь обратилось к башкирам с предложением начать переговоры. Хованский от имени правительства обещал отменить требования «прибыльщиков», простить повстанцев и рассмотреть жалобы на произвол местных властей. Башкиры согласились прекратить борьбу.

Но власти нарушили условия соглашения. Восстание в Зауралье 3-й этап. Весной 1709 года восстание возобновилось на территории Сибирской и восточной части Ногайской дорог. Повстанцы установили связь с каракалпаками и совместно с ними нападали на остроги, слободы, заводы, монастыри и села, расположенные на башкирских землях в бассейнах рек Исеть , Миасс и Теча. В 1710 году борьба продолжалась силами башкир.

Восстание возобновилось в этом регионе из-за того, что власть нарушила условия мира — царь попытался мобилизовать 1000 человек из Башкирии на строительство Петербурга. В результате этого перевеса сил и разобщения повстанцев в Зауралье, восстание начало затухать. Последние проявления сопротивления произошли в 1711 году, но они были подавлены, и власти приняли решение пойти на уступки. Восстание в Ногайской и Казанской дорогах Конфликт почти утих, но каракалпаки попытались возобновить борьбу в 1711 г. Восстание окончилось переговорами башкиров с казанским губернатором. Итоги и последствия Русские власти установили контроль над территорией, на которой происходило восстание, и восстановили свою власть. Множество башкирских хуторов и деревень были разрушены, многие башкиры были лишены своих земель и имущества. Башкиры также потеряли независимость и получили вассальный статус. Налоги были отменены, но не все. Прибыльщики А. Жихарев и М. Дохов были казнены.

Но, прежде всего, стоит вернуться во вторую половину XVI века, когда Иван Грозный предложил башкирским родам войти в российское подданство. Башкиры подумали, оглянулись по сторонам и решились. В 1554-1555 гг. В 1556 году послали своих послов и основные племена башкир - тамьяны, юрматы, бурзяне, кипчаки. В договоре юго-восточных башкир о вхождении в подданство Российского государства говорится: «Договорились о землях наших и религии, договорились башкир - мусульман никогда в другую религию не насиловать, обычаи наши соблюдать, башкирам служить царю с рвением». Башкирские послы обещали сохранить верность России, платить ясак и направить свою делегацию в Москву. В 1557 году посланцы башкир привезли в Москву, кроме подарков царю пушниной, первый ясак в царскую казну. Послы получили жалованные грамоты царя, где говорилось, что земли башкир являются их вотчинными владениями. В договоре писалось: «…бояром, околничим, и думным людям, и стольникам, и стряпчим и дворяном московским и из городов дворяном и детям боярским и всяких чинов русским людям поместным всяких земель не покупать и не менять и в заклад, и сдачею и в наем на многие годы не имать». Причем это запрещалось под страхом конфискации всего имущества. Надо сказать, что попытки нарушить договор были. Все они, как правило, являлись произволом местных наместников, башкиры бунтовались, сведения о бунте доходили до Москвы, и та уже давала укорот зарвавшимся воеводам, подтверждая старые грамоты. Не стало исключением и то восстание, о котором я хочу рассказать. Произошло оно уже при царствии Петра I, государя решительного и в средствах достижения цели не очень разборчивого. Казна была пуста и тогда для ее пополнения ввели институт прибыльщиков, которые своей наглостью и беспринципностью очень напоминают нынешних коллекторов. В их задачу входило снятие налогов с населения, что очень часто дополнялось еще и их собственным произволом. А началась эта история с того, что 5 октября 1704 года в Уфимскую губернию прибыли два удачливых прибыльщика Андрей Жихарев и Михаил Дохов. Они пригласили тарханов-старейшин и призвали созвать большой сбор на горе Чесноковка неподалеку от Уфы. Там они потребовали отправить 4000 воинов на Северную войну, с чем башкиры были согласны.

Которые главные бунтовщики подлый народ возмутили, те переловлены, а именно: Кильмяк-Абыз, Акай Кусюмов с сыном, Умир Тахтаров, Сабан, и многие другие, коим вскоре следствие окончится, а прочих уже несколько сот в разных местах переказнено, также немалое число в Казань для отводу в Остзею — одних в службу, а других в работу в Рогервик современный г. Палдиски в Эстонии. Сообщил также, что местное население не допущено «к жатве сеянного и к севу нового хлеба, деревни воровские все разорены». Источник: facebook. Рычков: «Сей последний бунт продолжался почти чрез целые шесть лет, то есть от 1735 по 1741 г. К сожалению, в таком фундаментальном, классическом труде, как «История... Соловьева нет ничего о судьбе Акая и его соратников. Пользуясь случаем, необходимо отметить, что татарский народ не забывал об Акае, напротив, его имя вошло в народные предания. Так, в рассказе, записанном М. Ахметзяновым в 1974 году в восточных районах Татарстана, говорится следующее: «Поп Василий, когда крестил людей в этих краях, остановился в местности, которую и по сей день называют «Озером Акая». Акай-батыр подошел к Василию и нарочно сказал ему, что тоже хочет креститься и утопил попа в озере. После этого люди разгромили весь поповский отряд. Поэтому раньше, кто нечаянно вспоминал об озере Акая, то на него накладывали штраф». Через пару лет поле восстаний Акая и Кильмяк-абыза на волне народного движения появился Карасакал — по одной версии, турок, по другой — кубанский, то есть крымский, татарин; последняя, очевидно, отражает истину, ибо подлинное имя его было Султан-Гирей, указывающее свою принадлежность к фамилии крымско-татарских ханов Карасакал, т. Черная борода, является его прозвищем. Он появился весной 1740 года на Сибирской дороге. Башкирцы объявили его даже своим ханом, но потом сами же отказались от него, узнав о движении против них русского войска. Один башкирец, пойманный отрядом полковника Арсеньева, объявил, что Карасакал никакого войска не имеет, что он самозванец и т. Карасакал со своим отрядом перешел через Яик и ушел в степь к казахам. По некоторым показаниям участников восстания Карасакала, он нашел себе убежище у казахов под защитой Абул-Хаир-хана. Главные виновники «возмущения» — татары В источниках часто и совершенно четко отмечается активное участие татар в политической, религиозной и просветительской жизни народов Башкирии, Оренбургского края и в целом описанного выше Волго-Уральского региона. Более того, в этих источниках татарам отводится руководящая роль в выступлениях народных масс. В многочисленных донесениях в центр Сенат и Военную коллегию , в которых особенно усердствовал уже известный нам обер-секретарь Сената, руководитель Оренбургской экспедиции, один из самых активных политических деятелей России времени царствования Анны Иоанновны И. Кириллов, имеются сообщения о татарах: «А татары, пришельцы из Сибири, особенно из Казани, их духовные — ахуны, муллы, абызы — гораздо прилежнее стараются приводить их башкир и другие народы. Не зря уже не раз упомянутый Кириллов, исключая в этом башкир, писал именно о них следующее: «У сих воров не так, как у других орд, никого главного владельца нет». А вот известный русский историк и государственный деятель, действительный статский советник В. Татищев, управлявший в то время 1720—1722, 1734—1737 гг. В вопросе главенствующей роли татар в волнениях в Башкирии представляет интерес еще одно событие, хотя на этот раз социального характера. Витевский в книге «И. Неплюев и Оренбургский край в прежнем его составе», изданной в Казани в конце XIX века, завершая описание восстания в Уфимской губернии 1747 года против сбора неположенного, дополнительного ясака, во главе которого стояли татарский выборный Смаил, мурза Карабашев, Мендияр Ураков, черемисы Кинзебей Ильбарисов, Кунакбай, чуваш Черебай и другие, которое также было жестоко подавлено, пишет следующее: «Главные виновники возмущения содержались в Уфе под арестом; замечательно, что большая часть из них 18 чел.

Taтаро-башкирские восстания 1681–84, 1705–11, 1735–41 гг.

Если ответ вызывает сомнения или покажется вам неполным, для проверки найдите ответы на аналогичные вопросы по теме в этой же категории, или создайте новый вопрос, используя ключевые слова: введите вопрос в поисковую строку, нажав кнопку в верхней части страницы. Последние ответы Sanek2115 28 апр. Tanyushabalaki 28 апр. Принятый Земским собором в 1649 г... Единая вера — это крепкая основа для объединения народов государства... Какую цель преследовало российское правительство распространяя христианство среди вновь присоединенн Катя4888 28 апр.

Возмущение вызывали и незаконные поборы, устраиваемые царскими чиновниками. Порой обстановка накалялась до такой степени, что башкиры брались за оружие. Очередной раз это произошло в 1705 году, и детонатором для социального взрыва послужил указ местных чиновников налогового ведомства М.

Дохова и А. На общем собрании представителей башкирских родов они объявили о введении 72 новых налогов, большинство из которых являлись незаконными и должны были пополнять их собственные карманы. Последняя капля в чаше терпения Кроме того, чиновники предъявили местным жителям ряд требований религиозного характера. Так, в их указе говорилось, что отныне все мечети должны строиться по образцу христианских церквей, а заключать браки и фиксировать смерти муллы обязаны в присутствии православных священников. Особенно же возмутило башкир требование выплачивать налог за каждое посещение молитвенных собраний. Подобные притязания были восприняты как подготовка к насильственной христианизации народа. В довершение всего они были обязаны для нужд армии Петра I, который вёл тогда Северную войну, поставить 20 тыс. Все эти требования, выполнение которых являлось непосильной обузой для основной массы населения, и стали причиной Башкирского восстания, вспыхнувшего в 1705 году и полыхавшего в течение почти шести лет.

Социальный взрыв Начало событий было спровоцировано также приездом в Уфимский уезд печально известного своей жестокостью полковника А. Собрав выборных старейшин, он поставил их в положение заложников, объявив, что казнит всех, если ему в кратчайший срок не передадут 5 тыс. Под страхом гибели своих соотечественников башкиры подчинились, однако этим произвол властей не ограничился. Сбор лошадей вылился в неприкрытый грабёж и без того обнищавшего населения. В результате доведённые до отчаяния жители вообще отказались повиноваться местным чиновникам, прекратили выплату налогов и, как это не раз уже бывало, взялись за оружие.

Вместе с тем, еще в середине XVII в. Следует обратить внимание на то, что именно в 20-е гг. Ротмистр А. Аничков употребил это выражение в следующем контексте: «На многих походах их отцы и родственники побиты и в полон пойманы и до ныне живут посреди Башкирской орды… и их город стал украинной и от иных городов в дальнем расстоянии и посреди оной басурманской воровской орды» [12. Юдин, всесторонне раскрывший денотативное значение понятия «орда», пришел к выводу, что в русский язык оно вошло и в значении «ханская юрта, ханский шатер, резиденция хана», и в значении «степное кочевое объединение, кочевая держава» [18. Появление термина «Башкирская орда» фактически означало официальное признание независимого статуса башкирского объединения. Интересно то, что даже после возобновления российского подданства, состоявшегося в 1722 г. Рычков использовал этот термин в сенатском отчете от 1734 г. Таким образом, на протяжении почти 12 лет, с 1711 по 1722 г. Они имели все возможности для создания собственной государственности во главе с ханом. В ходе восстания 1704-1711 гг. Тем не менее, в челобитной башкир всех дорог от 1722 г. Последние записи:.

В указе говорилось о введении 72 новых налогов, в том числе на мечети, мулл и на каждого приходящего в молитвенный дом. В указе также требовалось строить мечети только по образцу христианских храмов, устраивать кладбища рядом с мечетями, фиксировать заключение браков и смерть прихожан муллам только в присутствии русского священника. Все это было воспринято как прямой шаг к будущему насильственному крещению. Помимо этого, они потребовали предоставления 20 000 лошадей и 4000 воинов для войны со шведами Северная война. Изображение взято из открытых источников Изображение взято из открытых источников Историки делят восстание на четыре этапа: 1-й этап: 1704—1706 гг. Тогда еще не слишком заметное восстание наконец увидели в правительстве и в 1705 году отправляют в Уфимский уезд карательную экспедицию во главе с А. Сергеевым полковник. Собрав выборных башкир в Уфе, он потребовал отдать для нужд армии 5 тысяч лошадей. Под угрозой смерти башкиры вынуждены были согласиться отдать их. Весной 1705 года, во время сбора лошадей начинается массовый грабеж башкиров русскими властями. Разозленные башкиры в ответ на это отказываются платить налоги и подчиняться местным властям. Повстанцы Казанской даруги во главе с Дюмеем Ишкеевым напали на Закамские крепости, жители Ногайской даруги под руководством Имана-батыра действовали около Солеваренного городка. Имея в прошлом опыт удачных результатов восстаний и последующих мирных переговоров с русскими властями, башкиры предлагают обратиться к царю с челобитной наиболее распространенный вид актов, документов. Челобитную в 1706 году повезли 8 выборных башкир во главе с Дюмеем Ишкеевым. В марте они прибыли в Астрахань к Б. Шереметеву, который в свою очередь направил их для переговоров в Москву. В столице Дюмей Ишкеев вместе с остальными представителями башкир был арестован и 3 августа 1706 года по просьбе Н. Кудрявцева доставлен в Казань. После многих пыток Дюмей Ишкеев был повешен, а остальные - арестованы.

Башкиры. Восстание башкир 1704-1711 гг. Башкирское ханство.

Очередные вспышки башкирского восстания происходили в 1709 г., 1710 г., 1711 г. В итоге правительство вынуждено было отменить новые налоги. Тогда еще не слишком заметное восстание наконец увидели в правительстве и в 1705 году отправляют в Уфимский уезд карательную экспедицию во главе с А.С. Сергеевым(полковник). Башкирское восстание 1704 1711 Восстание в Башкирии (1705–1711) Недальновидная политика чиновников России в Башкирии, выразившаяся в увеличении налоговых сборов среди населения башкир. Башкирское восстание (1705-1711). Башкирское восстание 1704—1711 годов — одно из самых продолжительных в серии башкирских восстаний XVII—XVIII вв. (по некоторым данным, башкиры вновь присягнули императору лишь в 1725 году).

Вы точно человек?

На борьбу с восстанием царское правительство направило значительные воинские силы. К лету 1664 восстание было подавлено. Правительство пошло на частичное удовлетворение требований восставших: подтвердило запрещение захвата башкирских земель, сменило уфимского воеводу, обещало разрешить старые земельные споры и наказать виновных в злоупотреблениях при сборе ясака и т. Восстание 1681—83. Поводом послужили слухи о насильственной христианизации нерусского населения Поволжья и Приуралья. Во главе восстания стояли башкирские феодалы Сеит Саафер Садиир , Иш-Мухаммед Девлетбаев и другие, объявившие «священную войну» против русских и обратившиеся за помощью к калмыкам. Восстание началось осенью 1681 и развернулось первоначально в районе Закамской линии. В 1682 оно распространилось на Сибирскую дорогу, особенно Зауральскую её часть. В Башкирию прибыли калмыцкие отряды, которые под видом помощи восставшим пытались подчинить себе башкирское население, разоряли кочевья, захватывали пленных, скот и т. В 1683 восставшие прекратили борьбу.

Решающую роль сыграло разочарование широких башкирских масс в движении и в помощи калмыков, а также заявление русского правительства о том, что оно не давало никаких распоряжений о насильственном крещении башкир. Восстание 1705—11. Было вызвано введением в 1704 новых налогов и требованием поставок башкирами лошадей для русской армии, а также сопровождавшими эти мероприятия злоупотреблениями. Отказавшись от русского подданства, башкирская феодальная верхушка сделала попытку создать башкирское ханство, связанное вассальными отношениями с Турцией или Крымским ханством. Движение, развернувшееся в 1705—06 в южной и северо-западной частях края, было вскоре подавлено.

Первоначально это были разрозненные этнические группы. Впоследствии у этих групп сформировались глубокие различия в культуре. По одной из версий, башкиры пришли на Южный Урал из приуральской низменности, по другой — это группа финно-угорских племен, подвергшаяся значительной тюркизации. Третья и наиболее точная версия заключается в том, что башкиры — это остатки кочевых племен, перешедших на оседлый образ жизни. Резкая смена образа жизни способствовала исчезновению одних культурных традиций и замене их другими. По времени смена кочевого скотоводства на полукочевое произошла в период с 17-го по 19-й век. В это же время Южный Урал активно осваивался русскими. Таким образом, культурные традиции башкир заменялись русскими или финно-угорскими. У башкир появились охотничьи промыслы и земледелие. Часть же традиционной культуры была утеряна. Колонизация народа проходила относительно мягко, так как многие сохраняли кочевой образ жизни. Лишь слухи о насильственной христианизации башкир вызвали недовольство. Языковая принадлежность Башкирский язык относится к поволжско-кыпчакской подгруппе, входящей в кыпчакскую группу, тюркской ветви алтайской группы языков. Выделяют три диалекта: южный, восточный, северо-западный. В древности башкиры пользовались тюркским руническим письмом, в период становления ислама — арабским алфавитом. Была предпринята попытка перевести язык на латиницу, на данный момент в башкирском алфавите тридцать три русские буквы и девять дополнительных, обозначающих специфические звуки. Религия По свидетельству древних арабов, исконно у башкир были языческие верования. Древние племена поклонялись двенадцати богам, воины отождествляли себя с дикими животными. Очевидно, что древняя религия напоминала шаманизм. Период описания народов Предуралья арабскими историками совпадает с началом принятия мусульманства башкирами. Отстаивание башкирами права исповедовать ислам повлекло кровопролитные, разрушительные восстания. Вхождение в состав России В 13-14-м веках башкиры входили в состав Золотой Орды.

Состав участников:башкирская знать и мусульманское духовенство. Основные события:разорение русских деревень,продажа жителей в рабство на турецкие рынки,посольство в османскую империю и в крымское ханство. Результаты:в 1711 году царским властям удалось поддавить это востание лишь спустя несколько лет. Причины и повод для выступления:запрет избираться на общественные должности,непризнание браков,установленны подати в двойном размере,принуждение работать на строительстве металургических и оружейных заводах,обязательство одеваться в нелепые одежды,чтобы определить человека второго сорта. Состав участников:старообрядцы они же крестьяне.

Для конечнаго же пресечения сего их башкирскаго злодейства в марте месяце командирован был боярин князь Хованской и при нем восемь полков воинских людей и довольное число нерегулярных, которой, дошед пригорода Алабуги, остановился, а внутрь Башкирии послал два полка под командою подполковников Хохлова и Аристова, из коих Хохлова полк, не доходя Соловарнаго городка, почти весь от них, воров, разбит. Рычкову историк, краевед, географ и чиновник. Так он описывает причины восстания в своей книге "История Оренбургская по учреждении Оренбургской губернии". Как было уже написано в данной статье, башкиры принципиально относились к вопросам религии и земли, которые были условиями принятия русского подданства. В этот раз восстание началось с указа, который был объявлен прибыльщиками собирателями налогов А. Жихаревым и М. Доховым в августе 1704 года. Этот указ был зачитан на йыйыне собрание башкирских родов. В указе говорилось о введении 72 новых налогов, в том числе на мечети, мулл и на каждого приходящего в молитвенный дом. В указе также требовалось строить мечети только по образцу христианских храмов, устраивать кладбища рядом с мечетями, фиксировать заключение браков и смерть прихожан муллам только в присутствии русского священника. Все это было воспринято как прямой шаг к будущему насильственному крещению. Помимо этого, они потребовали предоставления 20 000 лошадей и 4000 воинов для войны со шведами Северная война. Изображение взято из открытых источников Изображение взято из открытых источников Историки делят восстание на четыре этапа: 1-й этап: 1704—1706 гг. Тогда еще не слишком заметное восстание наконец увидели в правительстве и в 1705 году отправляют в Уфимский уезд карательную экспедицию во главе с А. Сергеевым полковник. Собрав выборных башкир в Уфе, он потребовал отдать для нужд армии 5 тысяч лошадей. Под угрозой смерти башкиры вынуждены были согласиться отдать их. Весной 1705 года, во время сбора лошадей начинается массовый грабеж башкиров русскими властями. Разозленные башкиры в ответ на это отказываются платить налоги и подчиняться местным властям.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий