подготовил список фильмов, которые помогут вам восполнить пробелы в знаниях по истории нашей страны. |. 11 лучших исторических фильмов 2023 года: «Жанна Дюбарри» и «Злой город» Кадр из фильма «Воздух». Подборка самых лучших русских исторических фильмов, основанная на рейтингах любителей жанра, с кратким описанием сюжета и трейлерами, что позволит выбрать подходящий сериал/фильм на свой вкус. Список лучших исторических фильмов на русском языке с высоким рейтингом в подборке Афиши. Фильмы про Российскую империю показывают в основном придворные интриги, тех кто был приближен к императору и различные значимые войны Российской империи.
Список лучших фильмов по истории России для показа в школах предложили создать в РВИО
Исторические фильмы на портале «». Лучшие исторические фильмы 2022-2023: описание сюжета, дата выхода, главные подробности и русские трейлеры, а также рейтинги фильмов. Четырехсерийный фильм «Петр I» — первая часть исторического документально-игрового цикла «Империя» — расскажет об Императоре, ставшем одной из самых знаковых фигур российской истории. Исторический фильм с масштабным и трудоёмким съёмочным процессом о великом древнерусском князе Александре Невском.
Аманат (2022)
- 33 лучших фильмов про российскую историю
- Григорий Р.
- ИСТОРИЧЕСКИЙ ФИЛЬМЫ О РОССИИ XVIII ВЕКА
- Холодное золото (2022)
Результаты поиска
Список 36 лучших российских исторических сериалов | Лучшие исторические фильмы России. |
Фильмы: История, Россия смотреть онлайн | Русские исторические фильмы смотрите онлайн на Иви. |
Какие интересные исторические фильмы нам предстоит увидеть | Перед вами самые новые и лучшие российские исторические фильмы 2022 года — наш топ список по рейтингу зрителей. |
10 добротных российских исторических фильмов | Редакция «Канобу» подготовила список лучших российских фильмов 2022-го года с высокими рейтингом и пользовательскими оценками. |
Лучше всего в России снимают детективы, военные, исторические фильмы | Четырехсерийный фильм «Петр I» — первая часть исторического документально-игрового цикла «Империя» — расскажет об Императоре, ставшем одной из самых знаковых фигур российской истории. |
Исторические
Этой строчкой можно было бы ограничиться, если бы речь шла о посредственном проекте. Но многосерийная драма, снятая в 2013 году к 400-летию воцарения на Руси дома Романовых, — это не просто дань истории. Сериал вобрал в себя не только элементы художественного и документального кино. В него лаконично вписались графика и анимация, которые дополнили и помогли воссоздать атмосферу русского самодержавия и увидеть царя глазами его современников. Максимальной достоверности добивались и посредством щепетильной подготовки актеров. Например, все танцы в сериале ставили участники клуба исторических реконструкций. Они же участвовали в массовых сценах. В сериале нет акцента исключительно на каких-то конкретных героях. В центре внимания — система управления, ее плюсы и минусы. Династия монархов и их окружение, само собой, — ключевая составляющая событий российской и мировой истории, но все же часть системы. Сериал снят динамично, а картинка восхищает с первых кадров.
Интересно: создатели сериала «Романовы» специально не стали приглашать в проект известных актеров. Режиссер Максим Беспалый и продюсеры Влад Ряшин и Валерий Бабич решили, что звезды будут отвлекать от исторических событий. Уже один этот факт подкупает. Главную роль сыграла Юлия Снигирь. По словам самой актрисы в одном из интервью, она настолько вжилась в роль самодержицы, что действительно ощутила всю тяжесть ответственности, которую та несла на своих плечах почти 20 лет. В сериале красочно показано, как менялся характер молодой немецкой девушки, которая приехала в Россию на правах невесты великого князя Петра Федоровича.
Если у вас много свободного времени и интереса к периоду опричнины, стоит также обратить внимание на недавний сериал «Грозный» Москино, 2020 , в котором подробно рассказана история становления Ивана Васильевича как правителя, изображено его детство и период взросления, показан процесс преображения персонажа. Герасимов, 1980 Это две части дилогии режиссера Сергея Герасимова, посвященные первому императору России, становлению его личности, характера, его политическому и жизненному пути. Картина Герасимова основана на неоконченном романе «Петр I» А. Толстого, так что фильм можно назвать как историческим, так и художественным. Так или иначе, фильм о Петре I поможет иначе взглянуть на его фигуру и увидеть за образом правителя живого человека. Беспалый, 2019 и «Романовы» М. Беспалый, 2013 «Рюриковичи» — проект, созданный при поддержке Министерства Культура и Военно-исторического общества. Он состоит всего из 8 серий, в каждой из которых описано правление одного или нескольких представителей рода Рюриковичей. Мини-сериал «Романовы» посвящен событиям периода правления рода Романовых. На его основе можно ознакомиться с событиями русской истории, начиная с воцарения Михаила Федоровича и заканчивая расстрелом царской семьи. Эта картина поможет наглядно увидеть всех представителей рода Романовых, запомнить каждого царя и императора, его характеристики и реформы, а также представить последовательное преображение страны в период правления этой династии. Тупик, 2012 Документальный цикл «1812» повествует об основных событиях Отечественной войны 1812 года.
Снимали фильм не просто как героическую драму, это была динамичная приключенческая картина с настоящей техникой и зрелищными боями в стиле танкового биатлона. Режиссёр хотел снять фильм про войну для самого молодого поколения и поэтому выбрал такую подачу серьёзной темы. На главную роль пригласили снова Александра Петрова — так получилось, что за 2018 год актёр снялся сразу в трёх проектах, соперничавших между собой за звание самого кассового фильма. Мегердичев Российская спортивная драма о финальном турнире между баскетбольными сборными СССР и США была основана на исторических событиях — на мюнхенской Олимпиаде 1972 года матч закончился со счётом 51:50 в пользу советской команды. Почти все актёры играли реальных персонажей, а прототипом героя Владимира Машкова был баскетбольный тренер Владимир Кондрашин. Масштабная рекламная кампания фильма началась за полгода до премьеры, но все затраты оправдались. При бюджете фильма в 450 млн рублей, сборы только в России совсем немного не добрали до 3 миллиардов! Международный прокат принес ещё 60 млн долларов, и на протяжении двух лет «Движение вверх» был самым кассовым российским фильмом. Шипенко «Холоп», Yellow, Black and White, 2019, реж. Шипенко Несколько лет «Холоп» держал звание самого кассового российского фильма в истории! Довольно простая история московского мажора Гриши, который не по своей воле оказался участником нестандартного психологического эксперимента, подкупала лёгким настроением, яркими красками, хорошим юмором и правильным посылом. Съёмки комедии обошлись в 200 млн рублей, громкой пиар-кампании не было, и можно сказать, что кассу фильму сделало сарафанное радио. Рекорд «Холопа» он побил на десятый день проката!
Как это происходило? С чем пришлось столкнуться правителю и его семье в непростой период 1917 и 1918 годов? После Февральской Революции к власти приходит Керенский. Он символизирует Временное Правительство, пытаясь навести порядок на вверенной ему территории. А император и его семья оказываются под домашним арестом в своем дворце, расположенном в Царском селе, ожидая приговора.
Авторизация
Картина показывает, что представляло собой русское самодержавие, каковы были его недостатки и преимущества, а также знакомит зрителям с каждым монархом. Если вы решили сдавать ЕГЭ по истории, то важно знать всех правителей, начиная с князей Киевской Руси и заканчивая президентами Российской Федерацией. Запомнить их поможет наша Шпаргалка. Первая мировая 2014 Трагический сериал о Первой мировой войне.
Главный герой фильма — одесский мальчик Родион, который бежит добровольцем на фронт. В центре сюжета — сражения русской армии с наполеоновской. Можно узнать, как России удалось победить противника, силы и численность армии которого превосходили; какие тактики использовал Кутузов и как разворачивались ключевые столкновения.
Cложные задания с досрока 2022 по истории и что с ними делать Они сражались за Родину 1975 Экранизация романа М. Шолохова от Сергея Бондарчука. Фильм демонстрирует тяжесть воинского подвига, фронтовой реализм, сложившиеся в годы войны судьбы героев.
Пронзительный сюжет, игра выдающихся актёров и философская направленность позволяют экранизации показать высокий нравственный образец поведения человека. Повесть временных лет 2008 Образовательный мультсериал рассказывает о расселении народов, основных вехах формирования Киевской Руси, становления династии Рюриковичей, укрепления христианства, а также о знаковых события междоусобной борьбы и противостояниях с кочевниками. Погрузиться в тему и закрепить материал из мультсериала помогут наши материалы: расселение восточных славян и Первые Киевские князья от Рюрика до Мстислава.
Нюрнберг 2022 9 8 Полгода прошло после того, как немцы капитулировали. В немецком городе Нюрнберг организовывают военный трибунал, а несколько великих держав договариваются о создании ООН, в результате чего должны решиться судьбы нацистских преступников. Только подготовка к мероприятию становится запутывающим процессом. Чтобы полностью покончить с нацизмом, необходимо провести дипломатическую работу, в чем заинтересованы сразу все страны. И муж, и жена работают в аварийной службе. Печальные действия разделяют супругов и разводят из в разные стороны. С одной стороны — ненависть, а с другой — дружба между народами. А повествование идет от молодого грузина — этнографа Георгия Иобадзе. Он расскажет о захватывающих событиях за столетний период того времени: традициях, обычаях, любви и потерях.
Вещий Олег 2022 26 4 История о том, как начинался великий путь русского князя Олега Вещего. Именно он смог объединить славянские народы, оделенными в то время друг от друга, а также сумел выстоять перед сильным Каганатом и свирепыми викингами. Олег Вещий считается человеком, который основал Киевскую Русь. Декабрь 2022 3 1 Айседора Дункан известна всем как немецкая танцовщица.
Тем не менее, российский режиссер Сергей Бодров вылепил мощное и красивое кино об одном из «антигероев» мировой истории, Чингисхане, сконцентрировавшись на моменте его становления. В общем-то, понятно, почему человек так обиделся на весь мир: полфильма Темуджин проводит в оковах, зато оставшаяся половина проходит под звон мечей и крики раненных. Номинация на «Оскар» тоже не зря дается. Слуга государев Положа руку на сердце, скажем: кино незаслуженно обойдено зрительским вниманием. Его прокат попал под каток разрекламированного «Параграфа 78», а позже стал жертвой негативной реакции как на фильм с Куценко, так и на российское кино в целом. И совершенно зря. Постановщик Олег Рясков — один из немногих режиссеров в стране, который не просто любит жанр исторического кино, но и чувствует его особенности и подводные камни, которые вполне элегантно обошел в этом фильме. Убедительные герои, впечатляющая Полтавская баталия, достоверность реквизита, а для пущего эффекта все припечатано могучей шпионской интригой. Кого зацепит фильм, тем не можем не порекомендовать исторический детектив того же постановщика «Записки экспедитора тайной канцелярии». Там, конечно, нет батального размаха, но Россия 18-го века создана добротная и достоверная, вместе с детективной интригой. Будь в его основе менее трагические события, нежели Смута и протяженная усобица в стране, можно было посчитать его нашим ответом «Пиратам Карибского моря», ну разве что без моря. По крайней мере, по вольности обращения с историческими событиями, лихим персонажам, батальным сценам и мистической приправе. Но, как было сказано выше, ждали некоего серьезного подхода к эпохе. А получили постмодерновый микс из «Горца», тех же «Пиратов», «Тараса Бульбы», «Властелина колец», «Трех мушкетеров» и далее по списку, плюс все та же мистика и древнерусский спецназ с подковами-убийцами. Из-за такого несоответствия зритель впал в некую оторопь, хотя сегодня в кино есть все, что современному мувигерою надо: от эффектных поединков и брутальной кровищи до авантюрного сюжета. Ну и что, что не по учебнику истории, так и «Пираты Карибского моря» ему не соответствуют, но вы же их смотрите. Князь Юрий Долгорукий На излете 90-х отечественное кино наконец-то научилось жить в новых реалиях и даже выпускать большие картины.
Все это время молодая красивая женщина игнорирует слова деревенских подруг о проходящей молодости и ухаживания местных мужчин. Все меняется, когда в деревню приезжает партийный работник. Само собой, молодой, красивый и свободолюбивый. Однако, познакомившись с Настей, он понимает, что готов расстаться с холостяцкой жизнью. Но какой бы это был сериал без закрученного сюжета и подножек героям. На пути к счастью паре будут мешать сельские заговорщики и завистники, также не стоит списывать со счетов и реалии сталинского режима. Перемены пришлись на период правления царя Алексея Михайловича и его наследника Федора Алексеевича. Их действия, в частности, ярче всего показываются в сериале. Естественно, в подробностях освещаются и церковные реформы патриарха Никона, а также реакция ярых противников преобразований во главе с протопопом Аввакумом. Если тебе интересны события того времени, то это лучший сериал для того, чтобы восполнить пробелы в истории. Интересно: русская православная старообрядческая церковь выпустила свою версию сериала. Она была «очищена от излишне откровенных сцен, мало уместных в произведении на духовную тему и помещенных туда скорее в угоду не лучшим потребностям современного общества». История разворачивается в начале 80-х годов. Чтобы показать свою профпригодность если так можно сказать Андропов распорядился расследовать громкое дело. И, конечно же, материал для работы удалось найти в короткие сроки. Следователю Скачко приказали собрать компромат на Беркутова. Но сделать это оказалось непросто.
Авторизация
ИСТОРИЧЕСКИЙ ФИЛЬМЫ О РОССИИ XVIII ВЕКА: geokhar — LiveJournal | Официальный сайт канала Дом кино – расписание фильмов, трейлеры и кадры из российских и советских фильмов. |
История России в отечественном кинематографе | Исторический портал публикует информацию по документальным базам данных, виртуальным выставкам и веб-ресурсам, которые финансируются фондом История Отечества и Российским историческим обществом. |
История России в отечественном кинематографе | Лучшие сериалы «Первого канала». Оформить подписку. Российские сериалы на любом устройстве и без рекламы. |
Российские исторические фильмы - российские фильмы и сериалы - Кино-Театр.Ру | Мы собрали лучшие российские картины, которые рассказали подлинные истории о людях или событиях. |
10 исторических фильмов из России и других стран | Кино и сериалы на 2x2 | 2023 | Историческая драма — это жанр кино, в котором рассказы основаны на исторических событиях и известных личностях. |
5 фильмов, которые помогут вам лучше понять историю России
Исторические фильмы на портале «». Фильм «Офицеры» повествует об истории дружбы двух командиров Красной Армии, которые сохранили ее на протяжении почти четырех десятков лет. А если вы любите исторические фильмы, то наша подборка лучших фильмов и сериалов в этом жанре обязательно вас порадует. Сервис подбора фильмов поможет подобрать Самые новые русские исторические фильмы на ваш вкус и подскажет где их можно посмотреть ка содержит более 570 интересных русских исторических фильмов. Список русских исторических фильмов, которые уже вышли в кинотеатрах России, представлен на страницах этого раздела с сортировкой картин по дате премьеры. Смотреть бесплатно видео пользователя Нина Васильевна в социальной сети Мой Мир.
Топ-15: лучшие исторические фильмы России
В дальнейшем они начали называть себя «старообрядцами», а для правящей власти стали раскольниками, сеющими смуту, за что и подверглись гонениям. Кровавая барыня 2017 Рейтинг: КиноПоиск — 7. У каждого народа есть свои тираны и душегубы. Даже в наше время, зная историю угнетения рабов, не все зрители могут смотреть без содрогания на деградацию богатой вдовы Салтычихи. Историки приписывают ей сотню замученных по ее безумной прихоти крепостных девушек, на которых она вымещала свою злобу.
По приказу царицы, помещице устраивают показательный суд, лишают титулов и заточают в яму на долгие годы. Вольная грамота 2018 Рейтинг: КиноПоиск — 7. Картина повествует о непростых судьбах крепостных в царской России.
Основоположником жанра считается английский писатель Вальтер Скотт. В расхожей интерпретации это значит, что знание прошлого поможет избежать ошибок в будущем. Все повторяется, и в то же время ничто не остается неизменным. История и фильмы о прошлом повествуют о сходствах и различиях прошлого и настоящего.
Члены экипажа советского бомбардировщика при остановке для дозаправки обнаружили исчезновение штурмана вместе с секретными документами. Его поисками занимаются и русские, и американцы. Россия во времена Николая I. Исторический фильм — поиск ответа на вопрос, кем был Джамалутдин: заложником политики или же своей любви. Преданность, страсть, подлость, верность родине, честь и достоинство — основные мотивы истории. Большие змеи Улли-Кале 2022 19-е столетие. История взаимоотношений России и Кавказа. Это и непонимание, противоречия, ненависть, и теплая дружба. Рассказ ведется от имени грузина-этнографа. Перед нами интересные традиции, невероятные поверья, любовь и страдания. Воздух 2022 20 2 На фронт в Великую Отечественную шли и женщины. Девушки служат пилотами на истребителях. Они ни в чем не уступают мужчинам. Самоотверженность, смелость и стойкость — все во имя победы. Одна из девушек — знаменитая Лидия Литвяк. Она совершила огромное количество вылетов, сражаясь за Родину. Она готовит побег поэта Есенина за границу. Он должен лишь добраться на поезде в Латвию. Есенин сбегает из Москвы в Ленинград, попадает в кипучий круговорот событий. На пути к возлюбленной ему приходится преодолеть множество препятствий. Нюрнберг 2022 7 2 Нюрнберг, 1945 год. На Международный военный трибунал собралось множество людей: пресса, юристы, свидетели, участники. Здесь и Игорь Волгин, он — переводчик в советской делегации. Игорь воевал, награжден, знает иностранные языки. Он знакомится с русской девушкой Леной и влюбляется в нее. Их любовь встретит много преград на своем пути, но они все преодолеют. Вещий Олег 2022 7 1 События происходят в IX веке.
В фильме поднимается множество вопросов о происшествиях того времени — и именно над ними стоит задуматься одиннадцатиклассникам. Из него выпускники могут почерпнуть описание событий тех лет, а также составить характеристику Ивана Грозного. Может быть, кому-то удастся взглянуть на образ царя и период опричнины с другой стороны, набраться аргументов для письменных вопросов ЕГЭ по истории. Если у вас много свободного времени и интереса к периоду опричнины, стоит также обратить внимание на недавний сериал «Грозный» Москино, 2020 , в котором подробно рассказана история становления Ивана Васильевича как правителя, изображено его детство и период взросления, показан процесс преображения персонажа. Герасимов, 1980 Это две части дилогии режиссера Сергея Герасимова, посвященные первому императору России, становлению его личности, характера, его политическому и жизненному пути. Картина Герасимова основана на неоконченном романе «Петр I» А. Толстого, так что фильм можно назвать как историческим, так и художественным. Так или иначе, фильм о Петре I поможет иначе взглянуть на его фигуру и увидеть за образом правителя живого человека. Беспалый, 2019 и «Романовы» М. Беспалый, 2013 «Рюриковичи» — проект, созданный при поддержке Министерства Культура и Военно-исторического общества. Он состоит всего из 8 серий, в каждой из которых описано правление одного или нескольких представителей рода Рюриковичей. Мини-сериал «Романовы» посвящен событиям периода правления рода Романовых.
Подборка «Исторические фильмы»
7 российских исторических сериалов, которые стоит посмотреть: список лучших (видео). Рейтинги и списки лучших российских и советских исторических сериалов. Лучший Исторический Фильм – смотреть видео онлайн в Моем Мире | Петр Петров. россия, фильмы, фестиваль, ленинград, блокада ленинграда, кино, история, война, аудио. Почему современному зрителю нужны военно-исторические фильмы, объяснила актриса. Смотреть бесплатно видео пользователя Нина Васильевна в социальной сети Мой Мир. Смотреть Исторические онлайн в подборке на KION.
Рекомендуемые видео
- «София», 2016 год, режиссёр Алексей Андрианов, сценарист Елена Райская
- Фильм «Монгол» (2007)
- Список российских исторических фильмов
- Русские исторические фильмы о разных годах истории России. Спорт-Экспресс
25 лучших российских фильмов 2023 года
Главное в кино — образ. Лучшие исторические фильмы рассказывают не о событиях истории, но интерпретируют их и рассказывают больше о современности, чем о прошлом. И часто создают образ, более устойчивый, чем научные исторические книги. Исторические фильмы список лучших фильмов вы можете найти на Tvigle.
Страна Советов.
Это люди, которые находились в центре гражданского противостояния и меняли ход истории. Царское дело. Становление империи. В картине рассказывают много исторических фактов.
Например, что «весёлая царица» Елизавета Петровна ввела в России правостороннее движение, и при ней в ходе Семилетней войны русскими войсками был впервые занят город Берлин, основан Московский университет, Академия художеств и первый театр. Подобрали 13 полезных приложений и сайтов , которые станут отличным дополнением к учебникам и пособиям для подготовки к ЕГЭ по истории. Живые и мёртвые 1963 Советская военная драма по сценарию военного журналиста, экранизация одноимённого романа Константина Симонова. Это пронзительно правдоподобная картина первых месяцев Великой Отечественной Войны.
Кровавая барыня 2018 Историко-драматический телесериал по мотивам биографии помещицы Дарьи Салтыковой. Её имя вошло в историю олицетворением бесчеловечности и кровожадности, ведь она погубила жизни сотни крепостных крестьян. Александр Невский 1938 Исторический фильм с масштабным и трудоёмким съёмочным процессом о великом древнерусском князе Александре Невском. Входит в число лучших фильмов отечественного производства.
Какую цену придется заплатить Елизавете Петровне, чтобы занять свое место в истории, сможет ли Россия устоять и сохранить свою империю и новую столицу Санкт-Петербург, построенную Петром, и что может дать женщина на престоле для своей страны — об этом расскажет новинка Главную роль фильма исполнила Юлия Пересильд, но остальной каст не менее интересный: Иван Колесников, Игорь Гордин, Ксения Утехина, Анастасия Талызина — вот лишь немногие из тех, кого зрители смогут увидеть на экране. Фильм создан в рамках цикла исторических проектов «Русь». Режиссерскую работу взял на себя Мартин Бурбулон. Мушкетеры становятся последней надеждой перед хаосом и заговором, угрожающим предать страну огню и мечу. Остается лишь вопрос, придется ли им пожертвовать теми, кого они любят, чтобы завершить свою миссию. Фильм выйдет в кинотеатрах уже этой зимой. По сюжету мы погружаемся в биографию Феррари, а именно 1957 год, когда Энцо не только потерял сына, но и столкнулся с угрозой банкротства, и видим, как человек, находясь на пике кризиса своей жизни, может круто ее изменить и вновь прийти к успеху.
Русский князь Михаил полюбил молоденькую ведьму Тиче, которая умеет превращаться в рысь. Теперь герой должен сделать нелегкий выбор: любовь или преданность родине. Кровавые бои и множество других испытаний ложатся на плечи Михаила. Только страшнее смерти оказывается предательство своей земли. Степные боги 2022 2 Август 45-го.
Дальний Восток. Деревня, находящаяся посреди степей, граничит с концлагерем, где постоянно погибает множество военнопленных. Десятилетний мальчик Петя пытается вылечить лучшего друга Валеру от пагубной болезни. В итоге Петя просит помощи у одного пленника из Японии — доктора Хиротаро. ЭПРОН: Сокровища погибшего корабля 2022 2 Британское судно под названием «Черный принц» затонуло вместе со своими припасами около Балаклавских берегов.
На борту должно быть золото, и более ста лет его пытаются там отыскать народы нескольких стран. Только результатами не могут похвастаться. Русский инженер Языков создает собственную экспедицию, чтобы вновь попытаться отыскать клад.
«Молодой человек»
- Список лучших фильмов
- Телеканал «Звезда»
- Российские исторические фильмы, которыми можно гордиться | FOCUS | Дзен
- Сибирский цирюльник (1998)
- Ермак (1996)
- 33 лучших фильмов про российскую историю
Российские фильмы и сериалы
Шаламова, так и А. Солженицына к феномену блатного мира. Воспевавшись у нас в последствии многократно, блатной мир на самом деле представлял собой страшное орудие, с помощью которого коммунистический тоталитарный режим пытался расправляться со своими политическими противниками — с теми, кто сидел по так называемой 58-й статье, даже в условиях лагеря. И эта сцена проходит перед нами, выразительно показывая, что оказавшись в условиях лагеря, человек, возможно в еще большей степени, чем в условиях «шарашки», был обречен на мучительную и часто неожиданно настигавшую его смерть. Трудно было в этих условиях сохранить человеческий облик — тем более, что отношения «палач и жертва», характерные как для всего советского общества, так и в особенности для лагерного мира, в условиях колымских лагерей проявляли себя с особой остротой, с особой бесчеловечностью. Следующий эпизод переносит нас в условия тяжелейших физических работ, которые вели заключенные в колымских лагерях.
Работ, призванных прежде всего физически уничтожить этих заключённых, и менее всего способных дать стране сколь бы то ни было значительное количество материальных благ. Это был труд, действительно истреблявший людей. Эпизод убийства заключенного на лесоповале — в момент, когда он пытается собрать мерзлые зимние ягоды, чтобы как-то поддержать себя и своих товарищей и при этом переходит заграждение, призван выразительно показать нам то, насколько же не имело никакого различия отношение к основной массе заключенных охранников и представителей блатного мира. Уголовники и охранники в своей неограниченной власти над основной массой заключенных особенно быстро теряли человеческий облик. И показательно то, что система, создававшая такого рода отношения в местах заключения, по существу культивировала их и вне лагерей.
Действительно, человек имевший власть, мог расправиться с тем, кто был ему подчинен, без всякого основания — просто потому, что ему не понравилось лицо этого человека. И в этом заключается страшная правда любого деспотизма. Жизнь в колымских лагерях действительно обрекала заключенных на быстрое умирание. Трудно было прожить в этих лагерях несколько лет, оставаясь на тяжелых физических работах. И следующий эпизод данного фильма показывает нам страшную картину гибели заключенных, которые погибли в лагерях не только в голодные военные годы, но и в предвоенные и в послевоенные периоды, и неслучайно вот эта огромная смертность заключенных в лагерях — не только в колымских, но прежде всего в них, дала основание Солженицыну назвать эти исправительно-трудовые лагеря «истребительно-трудовыми» лагерями.
Лагерями, где человек истреблялся и трудом, и совершенно недостаточным для его выживания питанием, и самое главное террором — как охранников, так и уголовников. Очередная утренняя проверка выявила, что только в одном бараке за ночь скончалось пять человек. И такова картина смертности в колымских лагерях на протяжении многих лет. Но в этом эпизоде впервые перед нами явственно проступает майор Пугачев, как человек, не смирившийся со своей обреченностью на гибель в колымском лагере, но как человек, готовящий побег. Побег должен стать для него и для тех, кто поддержит его в этом начинании, ибо одному бежать из колымских лагерей практически невозможно, — по существу средством сохранения своего права быть человеком, своего права быть свободным человеком.
Следует подчеркнуть, что в основу рассказа «Последний бой майора Пугачева», повествующего о бегстве из колымского лагеря группы заключенных, был положен реальный исторический эпизод. Действительно, беспрецедентный случай побега из колымских лагерей группы власовцев этот термин, кстати, уже прозвучал в сегодняшнем фильме , которыми командовал капитан Тонконогов, офицер власовской армии. Тема власовцев является достаточно сложной, это лишь вершина того айсберга, который связан с тем поразительным обстоятельством, что в годы войны более миллиона советских граждан воевало на стороне Германии против Красной Армии. Понять значение и смысл этого феномена не просто, и фильм режиссера Фатьянова не ставит перед собой такую задачу. Но то, что беспрецедентный побег из колымских лагерей осуществили именно власовцы, и это событие запечатлелось в сознании В.
Шаламова как удивительный факт, символизировало лишь то обстоятельство, что очень немногие, наиболее отчаянные, наиболее последовательно ненавидевшие коммунизм люди, видевшие в системе лагерного заключения суть всего коммунистического тоталитаризма, могли найти в себе силы бросить вызов страшным обстоятельствам лагерной жизни, как они нашли в себе силы бросить вызов тяжелым обстоятельствам войны, в которой они принимали столь трагическое участие. Но в рамках данного фильма тема подготовки побега майора Пугачёва и его товарищей неожиданно переплетается с еще одной темой. Об этой теме некогда писал бывший заключённый, действительно бежавший из карельских лагерей, Иван Солоневич. Писал он об этом весьма выразительно. Но еще более отвратительно и страшно, когда снимая с тебя последнюю одежду, он заставляет тебя улыбаться и радоваться тому, что происходит».
Действительно, ужас советской жизни часто усугублялся тем, что лишенные каких бы то ни было прав, лишенные всякого человеческих условий существования, обреченные быть рабами в лагерях люди должны были славить ту жизнь, которая их окружала, прославлять тот режим, который сделал их рабами. И вот такого рода коллизия возникает в фильме «Последний бой майора Пугачёва», когда лагерному начальству приходит в голову организация самодеятельности из числа заключенных. И именно этой, столь же бессмысленной, сколь и кощунственной в отношении заключенных идеей, и решает воспользоваться майор Пугачев, чтобы осуществить свой замысел. Майор Пугачев подбирает себе группу товарищей, с которыми проводит время на репетициях. Они получают дополнительный паек, чтобы быть в лучшей форме для концерта, но на самом деле обретают силы, необходимые им для побега.
Того самого побега, который еще не имел место в истории колымских лагерей. Но при этом им приходится делать вид, что они готовят праздничный концерт. И вот следующий фрагмент этого фильма, когда превращенные сталинским режимом в полуживых существ заключённые призваны петь радостную песню о счастливой советской стране и мудром сталинском руководстве, очень выразительно показывает не только абсурд жизни советского времени, но и то, что эти заключённые, изображающие из себя певческий хор благодарных товарищу Сталину зэков, на самом деле люди, которые готовы бросить вызов страшной системе, превративший всю нашу страну и весь наш народ в покорное рабское стадо. Бегство из колымского лагеря могло показаться авантюрой, и, хотя будучи профессиональным военным, майор Пугачев разрабатывает, казалось бы, достаточно четкий план, шансы на успех практически ничтожны. Но велико стремление этих людей ощутить себя свободными.
Свободными в условиях, когда человек готов поплатиться своей свободой, и вообще любыми проявлениями человеческого достоинства для того, чтобы продлить свою жизнь хотя бы на несколько дней. И вот это их желание вырваться из колымского лагеря становится невольным желанием вырваться из страны, превращенной сталинским режимом в один огромный концлагерь. Сами того, может быть, не сознавая, в тот момент они бросают вызов всей тоталитарной сталинской системе, всей этой стране, в которой превращенные в рабов люди призваны изображать из себя самых счастливых и самых свободных людей в мире. Именно этой системе насилия и лжи противостоят герои произведения Шаламова — та группа заключенных, которая решается рискнуть всем, чтобы испытать свободу, чтобы вырваться из того мира несвободы, тотального рабства, в которой обречены жить поколения их современников. И это уже не просто бегство группы заключенных — это протест искренних и свободных людей против того рабства, в котором многие современники живут, даже не сознавая того, что происходит в их жизни.
Конечно, этот побег обрекает их и на конфликт с теми, кто стоит на защите системы подавления страны. И вот, смотря последующие кадры, мы будем задаваться естественным вопросом: а на чьей стороне наша душа наше сердце? На стороне этих беглых заключенных, или на стороне тех служителей так называемого сталинского закона, которые пытаются пресечь этот побег и вернуть свободных людей в рабское состояние? Побег из лагеря группы заключенных не только открыл им путь к свободе — пусть и кратковременной, пусть и недолговечной, Но этот же побег обнаружил подлинную суть их палачей. Мы видим, как на наших глазах еще недавно самодовольные начальники превращаются в людей, способных предавать друг друга, уничтожать друг друга, дабы выжить самому.
И вот в этой ситуации для нас проступает одна очевидная особенность советской жизни. И жизнь жертв, и даже жизнь палачей была построена по одному принципу «умри ты сегодня, а я завтра». Человеку для того, чтобы быть палачом, нужно было иметь свои жертвы, но в жертву мог превратиться любой человек, даже вчерашний палач. И вот в этом страшном парадоксе советской действительности сформировались целые поколения людей. Но очень немногие из них были способны на то, чтобы сознательно отказаться от роли палача, и тем самым чаще всего сознательно обречь себя на положении жертвы.
И вот, сравнивая убегающих из лагеря заключенных власовцев с этими так называемыми советскими офицерами, несущими службу по охране страны от «врагов народа», а на самом деле изолирующими жизнь страны от многих достойных и выдающихся представителей русского народа и обрекающих их на муки и смерть, — вот в этом сопоставлении мы видим то, насколько же перманентной, непрекращающейся была в течение всего советского периода та гражданская война между лучшими и худшими русскими людьми, которые в условиях советской действительности, по существу, делали свой нравственный выбор. Выбор между палачом и жертвой оказался очень трудным. Но выбор между свободой и рабством оказался еще труднее. И вот сделавшие свой выбор в пользу свободы бежавшие заключенные предстают перед нами буквально в последние дни и часы своей жизни как люди, безусловно являющие нам то, что стало большой редкостью в условиях советской действительности — чувство человеческой свободы. Попытка поймать заключенных, или хотя бы уничтожить их во время этого бегства, открывает перед нами новые эпизоды.
Эпизоды, связанные и с боем, происходящим между беглыми заключенными и охранниками, и эпизодом, который сопровождает происходящие события. Это беседа генерала госбезопасности с главным хирургом лагерного госпиталя, куда привозят в огромном количестве убитых и раненых вохровцев. Сменяющиеся в фильме постоянно сцена боя и сцена беседы двух, надо сказать, мыслящих палачей, позволяет нам еще в большей степени проникнуться не только трагизмом происходящей на наших глазах ситуации, но и пониманием того, насколько же обречённые на смерть заключенные оказываются внутренне свободнее, и в каком-то смысле слова счастливее своих палачей. Посмотрим следующий, довольно пространный фрагмент фильма. Действительно, и реально бежавшая из колымского лагеря группа заключенных во главе с капитаном Тонконоговым, и герои рассказа Шаламова «Последний бой майора Пугачёва» не смогли в полной мере оказаться на свободе.
Несколько человек из группы капитана Тонконогова ранеными были возвращены в лагерь и погибли, как погибают и герои данного фильма, и рассказа Шаламова. Но даже в сцене боя, который проходит на наших глазах, мы не можем не ощутить несоизмеримость двух сражающихся сторон. Казалось бы, и вохровцы, и бежавшие из лагеря заключенные одеты в одну и ту же форму. Но что-то разделяет их по существу. Это не только то, что одни являются палачами, а другие жертвами, восставшими против своих палачей, но прежде всего что одни хотят быть людьми свободными, а другие даже не осознают того, что служат системе тотальной несвободы.
Показательно, что вот в этих очень выразительных эпизодах перестрелки мы видим лица той и другой стороны. И мы не можем не заметить личностные несопоставимости сбежавших заключенных и преследующих их охранников. Перед нами русские люди, советские люди, но сколь не похожи они друг на друга, сколь очевидно в одних проявление и человеческой личности, и человеческого достоинства, и человеческой правды, и сколь одинаковы в своей бесчеловечности и жестокости в своей недоразвитости и готовности творить любое зло, которое только прикажет творить начальство, преследователи бежавших заключенных. Кажущийся весьма интеллектуальным для высокопоставленных советских палачей разговор генерала и хирурга лишь обнаруживает то сущностное различие, которое существует между этими людьми. Действительно, ни генерал, ни хирург, не могли оказаться на месте этих сбежавших заключённых.
Они могли бы оказаться заключенными, но никогда бы не предприняли побег, ибо они уже давно смирились с тем, что свобода — этот великий дар, данный человеку Богом, может быть принесена в жертву выживанию спокойной, благополучной, пусть и эфемерной по сути своей жизни здесь, на земле, в тех призрачных материальных благах, благах власти, которыми пользуются палачи в советской стране. И вот в этой несопоставимости одних и других, вступающих в схватку на заснеженном поле, проступает очень важная проблема. Проблема, которой мы до сего времени не уделяли должного внимания в наших размышлениях о судьбе нашей страны. Проблема того, что начавшаяся в ней в 1917 году гражданская война не прекращалась в ней на протяжении десятилетий. Многие люди вовлекались в эту войну, которая происходила в разных формах различными путями — большая часть, возможно, даже неосознанно.
Но тот, кто осознанно делал свой выбор в условиях этой перманентной войны нашего народа с самим собой, в конечном итоге в этом выборе проявлялся каждый человек, проявлялся делавший выбор в добре и выбор в зле. Логика истории была такова, что подавляющее большинство тех, кто делал свой выбор в пользу свободы и добра, был обречен потерпеть поражение. Может быть, именно поэтому наша страна сейчас с таким трудом прокладывает себе путь к свободе, все время мечтая о вчерашнем рабстве. Может быть, поэтому столь много лжи и неправды продолжает звучать в нашей стране сейчас, даже о нашем недавнем прошлом. Но фильм режиссера Фатьянова «Последний бой майора Пугачёва», заканчивающийся также трагично, сколь заканчивается рассказ Шаламова «Последний бой майора Пугачёва», одновременно открывает для наших современных зрителей, как исповедующих веру во Христа, так и не знающих веры и Церкви, одну подлинно христианскую истину, заключающуюся в том, что в условиях, когда человек жертвует величайшим Божественным даром свободы, он становится рабом — но уже не рабом Божьим, но рабом человеческим.
Ну нет для созданного Богом человека более унизительного и губительного для его души рабства, чем рабство по отношению к себе подобным! Прошли годы, и действительно, в нашей стране произошел своеобразный противоестественный отбор. Люди свободные и честные погибали из десятилетия в десятилетие, а выживали те, кто не испытывал уже потребности ни в свободе, ни в чести. И вот последний эпизод фильма «Последний бой майора Пугачева» вновь очень остро ставит перед нами эту, может быть, очень страшную, но очень необходимую всему нашему обществу истину. Истину о том, что за десятилетия советского периода нашей истории мы поплатились жизнями не просто многих, но именно лучших представителей нашего народа, самых свободных и самых честных.
Посмотрим последний фрагмент фильма. Фильм заканчивается картиной кладбища с безымянными могилами многих тысяч заключенных. Не все они погибали так, как погибали герои фильма. Большинство из них погибало, даже не попытавшись восстать против того целенаправленно обрушившегося на них рабского труда, который истреблял их в лагерях. Но надпись, которая высвечивается на экране в конце фильма: «Безвестным героям Великой Отечественной, уничтоженным режимом, посвящается» приобретает очень глубокий смысл.
Мы немало говорим о героях Второй мировой войны — и известных, и неизвестных, которые покоятся в известных или безымянных могилах, а иногда и просто без могил, на огромных пространствах Восточной и Центральной Европы. Но между тем героям той войны, которая продолжалась в нашей стране — иногда силой оружия, как это было в годы гражданской войны, коллективизации, или в годы Второй мировой войны, а иногда силой духа, как это происходило в другие периоды войны, которую вели те представители русского народа, которые хотели оставаться в самой несвободной стране людьми свободными и честными, жить не по лжи следовать традициям своей веры, своей культуры, своих предков, эта война продолжалась десятилетиями. И большая часть героев этой войны остается безвестными, и гибель их была различной. Тем поразительнее то, что увиденная нами в конце фильма «Последний бой майора Пугачёва» надпись, посвящение, в контексте увиденного нами фильма заставляет всех нас серьезно задуматься о тех, действительно безвестных героях, которые на протяжении 70-тилетнего периода коммунистического рабства в нашей стране олицетворяли собой то, что уже сейчас крайне редко можно встретить в наших современниках — чувство подлинного русского патриотизма, подлинного христианского достоинства в сочетании со способностью сопротивляться злу, в том числе и внешней силою, если для этого складывались обстоятельства. Это тема — тема безвестных героев духовного сопротивления богоборческому большевизму в России, я думаю, еще будет темой многих художественных фильмов и художественных произведений, которые будут создаваться в нашей стране со временем, когда мы, наконец, в полной мере осознаем, как это осознали писатели Солженицын и Шаламов, режиссер Панфилов и Фатьянов, кто же были подлинными героями в нашей стране в страшномХХ веке.
Русь святых в поисках Царствия Божия Эпоха средневековья в истории христианства запечатлелась многочисленными, а чаще всего неудавшимися попытками созидания Царства Божия на земле. Попытками создать такую власть Церкви, государства, которая бы смогла реализовать перед своими подданными, перед своими пасомыми всю полноту христианского идеала. Но многочисленные неудачи в этих попытках, о которых мы говорили в прошлых наших передачах, не отменяли самого главного назначения христианства в истории человечества. Царство Божие созидалось в душах самих христиан, и наш сегодняшний разговор будет посвящен истории тех членов христианской Церкви, которые вошли в историю, как канонизованные святые. Века, когда в истории Русской Православной Церкви было более всего подвижников благочестия, которые впоследствии оказались канонизованными как преподобные, то есть святые монахи.
Именно монашество в эту эпоху вбирало в себя лучшую часть общества, в монахи шли все те, кто особенно остро чувствовал несовершенство жизни в называвшемся христианским, но остававшемся языческом, обществе. Шли все те, кто был интеллектуально развит, кто был исполнен подлинного творческого дерзания. Наш сегодняшний разговор будет посвящен одному из таких святых Русской Православной Церкви — преподобному Андрею Рублёву. Впрочем, говорить об этом святом монахе мы будем, опираясь на фрагменты из фильма Андрея Тарковского «Андрей Рублев». Этот фильм, снятый на рубеже 60-х-70-х годов, когда сам режиссер еще только начинал задумываться о христианстве, конечно же, не может претендовать на то, что он дает подлинную картину развития духовной жизни средневекового русского монаха.
В фильме доминирует иная тема. Тема художника, обреченного в несовершенном мире, в период страшных исторических катаклизмов, утверждать идеал прекрасного. Но вместе с тем этот, на мой взгляд, один из самых лучших фильмов великого российского режиссера, дает нам возможность, как никакой другой фильм в отечественном кинематографе, задуматься о религиозной теме на экране. Фильм состоит из ряда новелл, в которых отражаются разные стороны жизни русского средневековья. И вот сегодня мы поговорим как раз о тех важных проблемах — проблемах религиозных и исторических, которые находят свое отражение в этом очень глубоком, очень одухотворенном, хотя и, конечно же, не во всём приемлемом с церковной точки зрения, фильме.
Одной из главных тем этого фильма является то, как ищущий религиозной истины, не перестающий сомневаться, и в то же время благодаря этому способный поразительным духовным прозрением монах, живет в Руси XV века, в которой удивительным образом сочетается глубокая христианская вера и одновременно глубокая приверженность древнему язычеству. Тема соотношения язычества и христианства является одной из важнейших тем этого фильма, но одновременно и всей русской религиозной истории. Сейчас нередко приходится слышать о том, что распространение христианства на Руси уничтожило, подавило некогда замечательную языческую культуру. Ничего подобного не было, на самом деле. И попытки представить язычество древней Руси как равноценную альтернативу христианству не выдерживают никакой исторической критики.
И вместе с тем приходится констатировать, что являвшаяся к XV веку уже более 300 лет формально христианской, Русь, особенно в народной среде продолжала сохранять глубокую приверженность язычеству. В церкви присутствовало двоеверие — когда поколения христиан пытались сочетать в своей жизни веру во Христа и традиции древнего язычества. Любой мыслящий религиозно неравнодушный человек той эпохи не мог не видеть этого, не мог не отзываться на это противоречие. И вот в фильме «Андрей Рублев» мы видим очень яркий эпизод, когда группа путешествующих монахов — монахов-иконописцев, монахов не только благочестивых, но и одухотворенных, творчески относящихся к окружающей действительности, оказываются волею обстоятельств на ночлеге, который попадает на время одного из языческих праздников. И отправившийся в лес Андрей Рублев сталкивается с этим языческим ночным праздником, который представлен в этом фильме достаточно реалистично, который открывает нам во всей, по сути дела, духовной неприглядности природу древнерусского язычества.
Посмотрим этот очень содержательный фрагмент. Начало XV века было одним из самых страшных периодов в истории Руси. Уже полтора века страна опустошалась регулярными набегами монгольских завоевателей, потеряв присущий ей в первые века после принятия христианства очень быстрый темп социального, экономического, духовного развития. И вот то, скрывавшееся в лесных чащах язычество, все явственнее проступало в душах людей. Монах Андрей Рублев видит перед собой языческий праздник.
Он отнюдь не напоминает те стилизованные, псевдоязыческие мистерии, которыми развлекаются наши соотечественники подчас сегодня. Перед нами тот самый языческий праздник, который предполагает и собирание трав для осуществления колдовства, и свальный грех, позволяющий в ночь праздника снять с себя все нравственные запреты, и, подобно животным, совокупляться людям здесь же, на глазах друг у друга. Впрочем, жуткие черты этого праздника и нередко можно наблюдать и в нашем современном обществе, тоже пытающемся освободиться от многих вековых нравственных запретов, без которых человек перестает быть человеком. Не могущий игнорировать той реальной жизни, которая окружает его, преподобный Андрей смотрит пристально на происходящее вокруг него. Он понимает греховность происходящего, но пытается понять суть того, что происходит на его глазах.
Показательная деталь: на нем загорается ряса от костра, рядом с которым он оказывается. Это как бы знак ему свыше: знак тех адских мук, на которые обрекает христианина участие в языческих игрищах. А далее мы видим очень страшный эпизод. Монах, попавший в руки язычников — вернее не язычников, а формальных христиан, которые в эту ночь превращаются в язычников, монах, попавший к ним в руки, в этот момент обречен. Для них и так не очень уж значимы предписания Церкви, но сейчас, в эту ночь, когда можно всё, он должен погибнуть.
И вот мы видим не просто попытку связать его, убить его — мы видим глумление этих, в общем-то, русских православных христиан, в глубине своих душ остающихся язычниками, над монахом. Привязывая его к дереву, как ко кресту, его не только мучают — над ним глумятся — глумятся над его верой, и вот эта сцена как будто прообразует страшные сцены ХХ века, когда в гонениях на Церковь священнослужителей, монахов будут только убивать, но и глумиться над ними те, кто как будто являются их пасомыми. Неожиданно преподобный Андрей получает освобождение. Одна из язычниц, пытающаяся соблазнить его, освобождает его от пут, но в тех, вроде бы безыскусных ясных словах, которыми преподобный Андрей пытается усовестить язычницу, перед нами открывается несопоставимость тех двух путей развития Руси — христианского и языческого. Тех путей, выбирать между которыми наша страна будет еще многие века, выбирает, наверно, и сегодня.
Увидев в этом ночном языческом празднике всю жуткую суть язычества, глумящегося и над Богом и над человеком, преподобный Андрей приходит в эту деревню вновь утром. Она кажется опустошенной. Опустошенной таким образом, каким бывает опустошенной душа и тело человека, предающегося греху. А далее возвратившийся к своим спутникам-монахам, к своему наставнику Даниилу Черному, тоже иконописцу, преподобный Андрей приносит свое покаяние. Он немного говорит об этом, но мы чувствуем, что и он ощутил в своей душе страшную, соблазнительную силу язычества.
А далее происходит нечто, что не менее способно повергнуть в ужас, чем языческий праздник. Пришедшие в эту деревню монахи вместе со служивыми людьми князя преследуют участвовавших в языческих обрядах крестьян. К сожалению, в средние века христианство очень часто утверждало себя внешней силой — силой меча, силой огня. И хотя на Руси конфликт между христианством и язычеством не приобретал таких уж масштабных и кровопролитных форм, что подчас было в Западной Европе, конфликт язычества и христианства сохранялся. Сохранялся, может быть, подспудно, ибо многие христиане в душах своих оставались язычниками.
Для преподобного Андрея невыносимо видеть расправу христиан над язычеством. Он только что проповедовал этой язычнице-крестьянке о том, что христианство есть религия любви. Он не помогает монахам, которые преследуют язычников, поймать эту женщину. Не только потому, что он обязан ей своим спасением — и именно и прежде всего потому, что для преподобного Андрея христианство есть религия любви. И он искренне не верит в то, что Церковь тут может утвердить истину Христову с помощью грубой внешней силы.
Более того — мы чувствуем, что он сострадателен по отношению к этой заблудшей, но в то же время глубоко несчастной женщине, живущей в христианской стране, но остающейся язычницей, может быть, еще и потому, что христиане в ней так мало напоминают Христа. После этого становится понятно, почему столь много выдающихся людей той эпохи уходили из мира, столь жестокого, столь противоречивого, и пытались обрести цельность своей духовной жизни — то самое целомудрие, которое является основополагающим в призвании не только монаха, но и христианина. Действительно, внутри монастырской ограды уже не один век формировалась иная жизнь. Люди не только иначе относились друг другу, нежели это имело место в миру, но и обращали свою духовную жизнь к созерцанию Божественной истины, Божественной красоты. Собственно монахи на Руси и были теми, кто впервые стал призывать человечество не только выживать в этом мире, не только заботиться о хлебе насущном, но и созидать ценности духовного порядка.
И вот в жестокой эпохе монгольского завоевания рассвет русского монашества, который имел место в XV веке, который сопровождался поразительным расцветом церковной иконописи, церковный музыки, по сути дела открывается перед нами в следующем эпизоде. Перед нами не просто монахи, пытающиеся строить свои отношения по-христиански — перед нами подлинные художники, переживающие уже искушения иного рода, чем те, которые переживают обычные люди. Это искушение своим талантом, искушение своим творчеством — искушения, нередко сопровождающие художественное творчество личной гордыни художника. Вот эта обращенность к глубоким, подлинно духовным проблемам и выделяло монахов наряду с их особой жизнью в монастырях из всего русского общества той эпохи. Именно эта обращенность к духовным проблемам, преодоление глубоких духовных искушений, позволяет через монахов многим русским православным христианам открывать для себя полноту духовной жизни.
Итак, следующий эпизод возвращает нас к очень серьезной проблеме — проблеме, которая всегда сопровождает творчество любого художника. Это проблема выбора между самоутверждением себя в искусстве, или же наоборот — утверждением искусства в себе — искусства, славящего Бога. Уже ставший известным иконописцем преподобный Андрей Рублев считает себя скромным учеником Даниила Черного, и даже не мечтает о том, что ему удастся пройти еще одну школу иконописи у самого знаменитого тогда на Руси иконописца Феофана Грека, и вместе с тем Феофан Грек знает преподобного Андрея Рублева, и призывает его к себе. В только что показанном эпизоде мы действительно можем воочию увидеть то, насколько же преображало христианство русскую жизнь. Ведь в ту страшную эпоху, о которой мы говорим, когда, казалось бы, люди должны быть только выживать любой ценой, давя друг друга — как впрочем, и поступали многие из людей; в монастырях мы видим совершенно преображенную жизнь.
В центре сюжета — сражения русской армии с наполеоновской. Можно узнать, как России удалось победить противника, силы и численность армии которого превосходили; какие тактики использовал Кутузов и как разворачивались ключевые столкновения. Cложные задания с досрока 2022 по истории и что с ними делать Они сражались за Родину 1975 Экранизация романа М. Шолохова от Сергея Бондарчука. Фильм демонстрирует тяжесть воинского подвига, фронтовой реализм, сложившиеся в годы войны судьбы героев. Пронзительный сюжет, игра выдающихся актёров и философская направленность позволяют экранизации показать высокий нравственный образец поведения человека.
Повесть временных лет 2008 Образовательный мультсериал рассказывает о расселении народов, основных вехах формирования Киевской Руси, становления династии Рюриковичей, укрепления христианства, а также о знаковых события междоусобной борьбы и противостояниях с кочевниками. Погрузиться в тему и закрепить материал из мультсериала помогут наши материалы: расселение восточных славян и Первые Киевские князья от Рюрика до Мстислава. Страна Советов. Это люди, которые находились в центре гражданского противостояния и меняли ход истории. Царское дело. Становление империи.
В картине рассказывают много исторических фактов.
Хотя, казалось бы, все составляющие налицо: Петр Федоров в главной роли, интриган-Машков, затянутая в корсеты и дерзко освобождаемая от них же Юлия Хлынина, суровые камчатские пейзажи, насупленный стимпанковский Петербург, изобретательные в своем изуверстве дуэли… Перечислять можно бесконечно, но зритель покапризничал, решил, что хочет лицезреть на большом экране большой экшен. Видимо, все это он нашел в комедии «Жених», которая собрала существенно больше «Дуэлянта». Так что раз уж вы, милостивые судари, манкировали просмотром этого кино в синематографах, будьте любезны исправить недосмотр сейчас. Иначе — дуэль. Царь Иван Грозный — вообще один из самых популярных у отечественных киношников персонажей. Ну, может быть, после Петра Первого и Екатерины Второй. Подавали его и как гениального правителя, и как комедийного персонажа, и как сексуального маньяка было такое кино «Кремлевские тайны» в мутных 90-х.
У Лунгина Иван Васильевич в исполнении Петра Мамонова получился неоднозначный: тут и привычный царский загул, и тяга к отшельничеству, и страх перед концом света, и жестокость к любимым, и жажда любви… В целом фигура, достойная зарубежных «коллег», вроде Генриха Восьмого, многочисленных Медичи или французского двора, устроившего Варфоломеевскую ночь… Что, собственно, и возмутило общественность, дескать, исказили образ великого государственного деятеля. Что же касается исторической точности, то 56-летний Мамонов играл 35-летнего на момент происходящих в фильме событий царя. Считайте это за театральную условность… Адмиралъ И еще одно историческое полотно от Андрея Кравчука, хотя мы бы порекомендовали смотреть 10-серийную сериальную версию. Там более подробно прописана семейная история, и нет навязчивых рифм с «Титаником», которые неведомым образом вдруг вылезли в кинотеатральном варианте. Но в том и в другом случае получилось большое красивое кино про неоднозначного исторического персонажа. Хабенский играет скупо и убедительно, Боярская больше молчит, и это ей идет, Анна Ковальчук органична в партии брошенной жены. В сериале больше внимания уделено и эпизодическим персонажам, которые красивыми тенями скользят по киноверсии. Орда Как и в случае с «Царем», создатели предпочли говорить о внутреннем конфликте в человеке между мирским и небесным, нежели разворачивать какой-то экшен на фоне вкусного мира Золотой орды.
Именно вкусного. Видно невооруженным глазом, как режиссер Андрей Прошкин упивается пейзажами Сарай-Бату и нравами внутри ханского шатра, развлечениями со всего покоренного монголами мира и бесконечной братской резней, ну и, конечно, великолепной матерью ханов Тейдулой в исполнении Розы Хайруллиной.
Подобрали 13 полезных приложений и сайтов , которые станут отличным дополнением к учебникам и пособиям для подготовки к ЕГЭ по истории. Живые и мёртвые 1963 Советская военная драма по сценарию военного журналиста, экранизация одноимённого романа Константина Симонова. Это пронзительно правдоподобная картина первых месяцев Великой Отечественной Войны. Кровавая барыня 2018 Историко-драматический телесериал по мотивам биографии помещицы Дарьи Салтыковой. Её имя вошло в историю олицетворением бесчеловечности и кровожадности, ведь она погубила жизни сотни крепостных крестьян. Александр Невский 1938 Исторический фильм с масштабным и трудоёмким съёмочным процессом о великом древнерусском князе Александре Невском. Входит в число лучших фильмов отечественного производства.
Смена правителей, борьба за власть, интриги и заговоры — про эпоху дворцовых переворотов рассказывают в восьми сериях. Великое освоение Сибири. Кочевники во времени 2019 Сибирь: невиданные меха, золото… Такие легенды бытовали об этих русских землях, поэтому на эту территорию часто совершали набеги близлежащие племена. Чтобы их остановить, в Сибирь отправили отряд казаков. Так началось освоение этого региона. Готовиться к ЕГЭ по истории можно не только по учебникам и видео на Youtube.
«Императрицы»: высокобюджетный урок истории в российском прокате — стоит ли его смотреть
Исторические фильмы на портале «». Смотрите фильмы, сериалы, и мультфильмы из списка "Исторические Россия – лучшие фильмы и сериалы" в нашем онлайн-кинотеатре. В рейтинге участвуют лучшие российские исторические фильмы по мнению российских критиков.