Интерфакс: Белоруссия и Россия реализовали почти половину мероприятий союзных программ по экономической интеграции, сообщил белорусский премьер-министр Роман Головченко. На фото: президент России Владимир Путин (справа) и президент Белоруссии Александр Лукашенко (Фото: Сергей Ильин/пресс-служба президента РФ/ТАСС).
Беларусь и Россия
Интеграция России и Белоруссии является процессом, который выгоден для обеих сторон. Россия и Белоруссия будут вместе работать над обеспечением равной безопасности и делать всё для углубления взаимовыгодной интеграции. Беларусь и Россия, создав Союзное государство, предвосхитили все происходящие сегодня «тектонические сдвиги». Аналитики связывают это с углублением интеграции в рамках Союзного государства Беларуси и России, единого выверенного курса внешней политики двух стран. Интеграционное взаимодействие России и Белоруссии продолжает развиваться, выполнено около 90% мероприятий из 28 союзных программ, сообщил премьер-министр РФ Михаил Мишустин. Беларусь и Россия являются друг для друга важнейшими торгово-экономическими партнерами.
Экономическая интеграция
Также он отметил то, насколько сильным был бы союз из трех государств, если бы Украина осталась дружественной страной-соседкой. Это очень и очень дорого бы стоило, но, к сожалению… Наверняка там есть люди, которые понимают и сожалеют о том, что было сделано», — подытожил Данилович. Подписывайтесь на нас в Telegram.
Белорусский политолог Алексей Дзермант в беседе с НСН, рассказал о возможностях интеграции между Россией и Белоруссией в сложившихся условиях. Вопрос в условиях и в принципах, на которых эта интеграция происходит. С белорусской стороны нет никакого принципиального отторжения интеграционным процессам, но у Белоруссии есть своя интеграционная позиция и в некоторых моментах она не совпадает с российской. Белорусская позиция — сначала решаем экономические вопросы, потом политические, в российском подходе всё обратная логика — сначала национальные органы, единая валюта, единая фискальная политика. Вопрос на самом деле заключается в этом — что сначала мы решаем.
Так что на смену этому подходу, по всей видимости, придет выжидательная позиция малых стран. Если мы предполагаем дальнейшую эскалацию и даже не исключаем прямой крупномасштабный военный конфликт России и Запада, то многие страны предпочтут находится в стороне в качестве наблюдателей. Это совсем не то же самое, что многовекторность. Сейчас даже невозможно предсказать, какой будет конфигурация сторон конфликта в ближайшие годы. Допустим, можно ли было понять, кто с кем будет воевать во Вторую мировую войну незадолго до ее начала в 1938 году? Как специалист изначально по межвоенному периоду я хорошо помню многочисленные версии и сценарии того времени, которым не суждено было реализоваться. Кто мог подумать даже в 1940 году, что западные державы, которые поставляли вооружения и отправляли волонтеров в Финляндию, что они очень скоро сами окажутся союзниками СССР? Но вернемся к Белоруссии. Я считаю, что ее интеграция с Россией имеет глубинный смысл и характер, и этот выбор лучший для белорусского народа. Как уже было сказано мною, я не исключаю того, что этот конфликт может перерасти в прямое военное столкновение между Россией и НАТО. Сейчас североатлантический альянс в ходе украинского конфликта пытается исчерпать наши военные и моральные ресурсы и если это удастся, то риски масштабного столкновения критически возрастут. Однако по опыту мы помним, что сборная Европы проигрывала России в 1812 и 1945 годах. Противники России в Первой мировой войне продержались ненамного дольше и по итогам оказались еще в большей степени проигравшими. Так что если столкновения не избежать, то предпочтительно все же быть на одной стороне с Россией. И даже если представить себе иной сценарий, менее благоприятный для России, то все равно стоит помнить о том, что белорусский народ рассматривается на Западе достаточно цинично как еще одна торпеда, которая может быть выпущена в сторону России. Такой роли ни при каком раскладе не позавидуешь. Да, прямого участия белорусских военных в боевых действиях нет. Но сама по себе позиция Минска оценивается очень высоко. Два государства — одна экономика — Какие перспективы экономической перестройки Белоруссии вы теперь видите, исходя из того, что извлекать прежние выгоды из своего географического положения страна не сможет? Транзитная роль позволяла Минску не только зарабатывать на перевозках и реэкспорте, но также получать существенные таможенные пошлины. Переработка российской нефти и продажи нефтепродуктов на Украину и в Евросоюз также вносили существенный вклад в белорусский ВВП. Но опять же еще до СВО Москва стала пересматривать систему взимания налогов: произошел так называемый налоговый маневр, исходя из своей внутренней логики. Поэтому и выстроенная в Белоруссии экономическая модель не могла не претерпеть изменений. Сегодня белорусы могут участвовать в российских госзакупках. Это сложный, но во многих случаях весьма рентабельный вид бизнеса, который позволяет диверсифицировать белорусскую экономику. Это более перспективный путь чем поставки калийных удобрений и нефтепродуктов в Европу. Мы видим, как весь этот год активно выстраивалась модель взаимодействия, основанная на принципе «два государства — одна экономика». Российская и белорусская экономики изначально дополняли друг друга, и даже там, где интересы могли бы вступать в противоречие, как например, в калийном производстве, на практике реализовывались кооперационные сценарии. Иногда картелизация является лучшим вариантом, нежели обострение конкуренции и способствует ускорению развития.
В ходе встречи лидеры стран уже сделали ряд важных заявлений. А главной темой переговоров стало развитие интеграции и реализация союзного договора. Белорусский президент также предложил президенту России решить все спорные вопросы и подготовить программу действий по интеграции государств до 8 декабря 2019, к 20-летию Союзного договора.
Глава МИД Белоруссии об отношениях с Россией: Это необратимо
Такое решение даёт не только возможности, но и дополнительные обязанности, в том числе финансовые. Россия — крупнейший кредитор Беларуси. Непосредственно на РФ приходится 8,24 млрд долларов из всего внешнего долга Беларуси на 36,66 млрд долларов. Ещё 2,3 млрд долларов приходится Евразийский банк развития, где Россия является основным учредителем. Но возврат этих средств постоянно откладывается. Выплаты кредитов от 2022 года перенесены на 2028—2033 годы, кредиты от 2023 года перенесены на 2029—2034 годы.
Беларусь 6 лет может безвозмездно пользоваться деньгами России. А какую выгоду получает РФ и есть ли необходимость в сохранении и углублении интеграции? Выясняем с экспертами. Каждое сохраняет свои государственные символы, гражданство, бюджет и налоги, правоохранительную систему, суды, избирательные системы и так далее. Договор о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года, положивший начало нашей дружбе в формате союзного государства, по сути является соглашением о создании конфедерации.
Эксперт также поясняет: если у стран возникнут разногласия, если Россия и Беларусь пойдут в разные стороны, то прекращение союза в таком формате может пройти легко и безболезненно.
Объяснить это можно было постсоветским ресентиментом, энергией Путина и Лукашенко, желанием откатиться к настройкам СССР после травмирующего опыта 90-х. Постепенно, по мере роста благосостояния граждан РФ тема единого государства стала уходить на второй план, терять популярность. Другими словами, если бы референдум об объединении проводили, оно, объединение, скорее всего состоялось бы. Стоит учесть, что процент от реально проголосовавших был бы, по всей видимости, еще выше. Социологическая база для объединения в РФ готова. И давно. Александр Лукашенко, по его словам, не готов «отдавать завоеваний».
Мы придерживаемся точки зрения, что клиентский путь белорусских предприятий, участвующих в наших госзакупках, должен быть полностью оцифрован. Поэтому для реализации Союзной программы по госзакупкам запустили пилот, обеспечивающий в рамках российских госзакупок признание гарантий, выданных белорусскими банками. К программе уже подключились 7 белорусских банков и первые гарантии, признаваемые в России, уже выданы. Также предусматриваем для белорусских компаний электронный документооборот по всему циклу закупок без необходимости образования юридического лица в России. Для этого в марте внесли в правительство соответствующий законопроект. Параллельно ведем работу над договором о порядке признания электронной цифровой подписи. Аналогичную работу по повышению доступности рынков сбыта проводим и в отраслях агропромышленного комплекса. В России хорошо известна белорусская мясомолочная продукция. Однако в прошлом ее продвижение на наши рынки часто сдерживалось отсутствием информации, необходимой для защиты наших потребителей, что вызывало между нами споры. В рамках реализации Союзных программ налажен обмен данными о выданных сертификатах в области ветеринарного и фитосанитарного контроля. Созданный механизм контроля обеспечивает прослеживаемость всей животноводческой продукции и продукции растительного происхождения. Таким образом, отношения стали прозрачными, и от этого выиграли и производители, улучшившие доступ к рынку, и потребители, получившие безопасную продукцию. В рамках реализации Союзной программы с ноября прошлого года в Минске заработал Межгосударственный таможенный центр, где российские и белорусские таможенники занимаются совместным управлением рисками, координацией работы мобильных групп, борьбой с "черным" и "серым" импортом, а также оборотом товаров без уплаты таможенных пошлин, налогов и акцизов. Действия таможенного центра сузят возможности для попадания на наш рынок незаконной продукции. Естественно, что от этой деятельности в первую очередь выигрывают добросовестные российские и белорусские товаропроизводители и поставщики, а также потребители наших стран. Реализация Союзных программ позволила продвинуть интеграцию налоговых систем России и Белоруссии. Это, во-первых, сближает условия хозяйствования в наших странах и выравнивает конкурентную среду, а во-вторых, делает отношения между нами более прозрачными, что позволяет снизить административную налоговую нагрузку на бизнес, осуществляющий трансграничные операции. Как правило, бизнес очень осторожно относится к налоговым новациям. Что конкретно сделано в налоговой сфере? Алексей Оверчук: В России очень большое внимание уделяется снижению административной налоговой нагрузки на бизнес. При этом за счет использования цифровых технологий ФНС России смогла сделать экономику страны прозрачной. Мы предложили перенести этот опыт в Союзное Государство. В результате налоговые органы двух стран объединили свои лучшие наработки и реализовали уникальное цифровое платформенное решение - интегрированную систему администрирования косвенных налогов, куда передается необходимый объем информации о плательщиках НДС и совершаемых ими сделках. Обязательства по передаче информации в эту систему, минимальные налоговые ставки и акцизы зафиксированы соответствующим договором об общих принципах налогообложения по косвенным налогам, обеспечивающим единообразие косвенного налогообложения наших стран. Договор также заложил правовую основу для формирования Налогового комитета Союзного государства, и стороны осуществляют подготовительные мероприятия по запуску его работы, нацеленной на координацию деятельности в сфере косвенных налогов. Фактически сегодня одна информационная система обслуживает обе страны и видит все движение между нами, что хорошо как для добросовестных налогоплательщиков, так и для потребителей товаров и услуг. Алексей Оверчук: Реализуя Союзные программы, Россия и Белоруссия прошли очень большой отрезок пути интеграции. Этот путь еще не завершен, но мы уже сегодня имеем хорошие промежуточные результаты. Предстоит еще поработать, и в наших странах есть понимание необходимости этой работы. Современный мир проходит через целый комплекс трансформаций и в результате он станет совсем не таким, к которому мы привыкли. На наших глазах разрываются устоявшиеся транспортно-логистические цепочки, меняются условия доступа к энергетическим рынкам, где-то происходит отток капитала и деиндустриализация, кто-то, наоборот, усиливает свою инвестиционную привлекательность и перетягивает производства под свою юрисдикцию, кому-то блокируют доступ к технологиям и финансам, искусственный интеллект заменяет образованных специалистов, дефицит воды и дорогая энергия вызывают угрозы продовольственной безопасности и неконтролируемых миграционных потоков. Для международных автомобильных перевозок грузов прорабатывают возможность отмены разрешений Это наш сегодняшний мир, но в этих условиях у наших стран есть преимущества, позволяющие смотреть на общее будущее с оптимизмом. У нас образованные люди, говорящие на одном языке, дешевая энергия и избыток воды, природа не обделила нас ресурсами, и мы сами обеспечиваем себя продовольствием. Мы оцениваем общие риски и ведем созидательную работу над Союзными программами. По сути, строим общую экономику, способную поддерживать самостоятельную финансовую систему, создавать новые производства и обеспечивать их доступом к объединенному рынку от Бреста до Владивостока, и занятых на них людей доходами. Ведь Союзное государство - это не только прочная основа для углубления российско-белорусского сотрудничества. Это локомотив интеграционных процессов в Евразии. Мы видим нашу ключевую задачу в том, чтобы создать такую модель взаимодействия, в которой Россия и Белоруссия будут работать в едином экономическом и гуманитарном пространстве и служить примером для остальных стран нашего региона.
Субъективные препятствия В качестве внутренних ограничителей эффективной интеграции выступают различные типы факторов, которые условно можно разделить на субъективные и объективные. Субъективным препятствием является достаточно трепетное отношение к вопросам, связанным с сохранением суверенитета и независимости каждого из государств. Этот вопрос остается актуальным и для Беларуси, и для России, поскольку с момента распада Советского союза прошло только 30 лет. Республика Беларусь и Российская Федерация стали суверенными государствами и могли исключительно самостоятельно распоряжаться своей внутренней и внешней политикой. Союзное государство как интеграционное объединение естественным образом ограничивает суверенитет каждой из стран, поскольку требует передачи его части на наднациональный уровень. Данная проблема особенно остро стоит для Беларуси Еще одним препятствием субъективного порядка выступает отношение к развитию интеграции как к предмету внешнеполитического торга или как к элементу обеспечения политической поддержки внутри страны. Так, осенью 2019 г. Препятствием субъективного порядка остается и подход руководства обеих стран, предпочитающих решать острые вопросы на двустороннем уровне без активного задействования институтов Союзного государства.
Что такое Союзное государство
- Мишустин оценил роль интеграции с Белоруссией в преодолении влияния санкций - 06.04.2023, ПРАЙМ
- Кому выгодно существование Союзного государства России и Беларуси
- Путин придумал, как обернуть интеграцию с Белоруссией в пользу РФ
- Премьер-министры России и Белоруссии на встрече в Москве обсудили сотрудничество двух стран
- Экономическая интеграция
- Лукашенко: Союзу Беларуси и России удалось предвосхитить сегодняшние «тектонические сдвиги»
Промышленная политика в Союзном государстве
- Эксперты оценили вероятность объединения России и Белоруссии 21 февраля - МК
- Вице-премьер Алексей Оверчук - об интеграции экономик России и Белоруссии - Российская газета
- Главные новости
- Интеграция с Россией - Новости
- Два государства — одна экономика
Данилович о Союзном государстве: Взаимодействие с Россией – уникальный пример новой интеграции
Россия и Белоруссия готовятся утвердить новый план интеграции еще на три года — предыдущий был выполнен на 90%, сообщил глава российского правительства Михаил Мишустин на заседании Совета министров Союзного государства. Алексей Оверчук: Реализуя Союзные программы, Россия и Белоруссия прошли очень большой отрезок пути интеграции. Россия и Беларусь действительно развивают долгосрочные интеграционные процессы, это видно по многим направлениям, и, конечно же, вопросы, связанные с безопасностью, с обороноспособностью наших стран стоят на высоком уровне. Аналитики связывают это с углублением интеграции в рамках Союзного государства Беларуси и России, единого выверенного курса внешней политики двух стран.
Мишустин: интеграция с Белоруссией серьезно помогает в преодолении последствий санкций
При этом программа интеграции России и Беларуси не затрагивает вопросы государственной безопасности, судебной системы, образования и медицины, а также государственного устройства. Белорусско-российский диалог – это тесное взаимодействие двух стран во всех без исключения сферах сотрудничества на благо братских народов Беларуси и России. Интеграция России и Белоруссии в том виде, как она прописана в союзном договоре, сейчас уже невозможна, заявил Александр Лукашенко. Две братские страны – Белоруссия и Россия – постепенно ускоряют интеграцию, но, чтобы это сделать, чиновники экономических блоков двух стран начнут делиться друг с другом статистикой.
Чем Белоруссия полезна России
- Почему мало что получилось за 20 лет
- Что сказал Лукашенко о Союзном государстве
- В чем объединятся Россия и Белоруссия? На вопрос ответили Путин и Лукашенко | Аргументы и Факты
- Что еще почитать
- Интеграция с Россией - Новости
- В чем объединятся Россия и Белоруссия? На вопрос ответили Путин и Лукашенко | Аргументы и Факты
Экономическая интеграция
За день до этого Путин и Лукашенко проведут переговоры, в рамках которых обсудят актуальную двустороннюю и международную проблематику. Кроме того, 5 апреля глава Российского государства проведет по видеосвязи заседание Совбеза, на котором будут рассматриваться вопросы обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности в новых российских регионах. С докладом выступит министр внутренних дел Владимир Колокольцев.
В частности, население Украины в 1992 году составляло более 52 млн человек, сейчас же киевское правительство контролируют территорию, где от силы проживают 25 млн человек. Таким образом, численность населения страны сократилась в два раза. Это катастрофическое падение.
Мы видим самое настоящее национальное угасание. То же можно сказать и об украинской экономике. За минувшие годы она не обновлялась даже на самом базовом, инфраструктурном уровне, не говоря уже об инновационном развитии. Теперь же она просто разрушается. За период независимости основные фонды предприятий пришли к моральному и физическому износу.
У некогда одной из наиболее промышленно развитых советских республик главным экспортных товаром стали продукты подсолнечника. Такую страну можно было использовать только как торпеду против России, что и было сделано. Хотя реальность, конечно, всегда намного сложнее. Один мой знакомый руководитель в энергетической отрасли как-то мне сказал: «Знаешь, не бывает так, чтобы авария происходила из-за одной причины. Причин должно быть, как минимум, две».
И здесь также. Само по себе СВО не внесло радикальных изменений в геополитические расклады для Белоруссии. Ее обусловленная географией транзитная роль между Россией и Западом стала снижаться во время ковидных ограничений и даже раньше. В последние два года транзит через Белоруссию сократился не только количественно. Сжалась номенклатура транзитных грузов, уменьшилось количество пунктов перевалки грузов в связи с конфликтом с Литвой и прекращением транзита через Клайпеду.
Старт СВО транзитную роль Белоруссии окончательно нивелировал, и интеграция с Россией стала для страны просто вопросом выживания. Когда многовекторность перестает работать — Тем не менее СВО окончательно лишила Лукашенко прежнего пространства для маневра. Если раньше он мог обращаться то в сторону Брюсселя, то Пекина, то Москвы, то теперь он накрепко привязан к России. Можем ли мы говорить об известной эрозии внешнеполитической стратегии Минска, которая произошла в этом году? Такое географическое положение дает преимущества, но и таит в себе опасность того, что военные конфликты не обойдут стороной белорусскую территорию.
Конечно, в постсоветский период стратегически выгодное положение Белоруссии Лукашенко пытался использовать как мог. Минск был площадкой ОБСЕ для нагорно-карабахского урегулирования, затем там были проведены несколько раундов переговоров по Украине. Однако проблема заключается в том, что преимущества своего географического положения белорусы могли использовать только в кооперативной международной среде, в которой сам по себе консенсус не менее важен, чем его содержание. Теперь от этого не осталось и следа. Так что можно сказать, что и эта часть белорусской внешнеполитической стратегии по объективным причинам уходит в прошлое.
Нейтральные медиаторы и посреднические площадки никому больше не нужны.
Интенсификацию сотрудничества подтверждают и встречи белорусской делегации на ПМЭФ-2023 с главами и представителями более 20 российских регионов, в том числе ДНР. Первой из таких встреч на полях форума стали переговоры Дмитрия Крутого с губернатором Челябинской области Алексеем Текслером. Совместно с ОАО «Минский тракторный завод» власти Челябинской области прорабатывают вопрос открытия учебного класса «Беларус» в Южно-Уральском государственном аграрном университете, которое предварительно запланировано на октябрь 2023 г. Челябинская область — один из важнейших регионов-партнёров Беларуси в сфере промышленности и машиностроения. С этим регионом в 2022 г.
За январь-март 2023 г. С делегацией Омской области белорусские дипломаты обсудили поставки техники и продовольствия. Кроме того, стороны планируют развивать успех завода «Омск Карбон» в Могилеве, и наметили сотрудничество для организации производства рефрижераторных контейнеров в рамках импортозамещения. В 2022 г. С начала 2023 г. Власти Мордовии проявили интерес к совместному производству техники на базе шасси Минского автозавода, рассматривались совместные наработки в вагоностроении.
Также стороны обратили внимание на обеспечение национальных экономик отечественным ПО, программно-аппаратными комплексами и телекоммуникационным оборудованием. По итогам 2022 г. Состоялась встреча белорусских представителей с губернатором Новгородской области Андреем Никитиным. Особое внимание было уделено взаимодействию в области микроэлектроники, компетенциями в которой регион может конкурировать с Беларусью. Также стороны обсудили дальнейшие поставки техники на газомоторном топливе в 2020-2022 гг. В этой сфере стороны договорились о допуске белорусской продукции к федеральным субсидиям.
Кроме того, белорусская сторона намерена участвовать в проектах новгородской «Большой стройки». В настоящее время на территории Новгородской области зарегистрировано 15 организаций с участием белорусского капитала в сферах грузоперевозок, оптовой торговли лесоматериалами, одеждой, продуктами питания, розничной торговли. На повестке встречи с представителями Забайкальского края во главе с губернатором Александром Осиповым были поставки необходимой региону горнодобывающей техники, а также сервис белорусских машин. В посольстве Беларуси отметили, что Чита — ключ к приоритетному для Беларуси дальневосточному направлению. Стороны подписали соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и социально-культурном сотрудничестве. Осипов также пригласил белорусские предприятия к участию в проектах особого преференциального района — территории опережающего социально-экономического развития «Забайкалье».
Глава Забайкалья отметил, что 2023 г. Сейчас белорусская компания осуществляет разработку проектно-сметной документации на строительство трех жилых домов в микрорайоне Романовский. В ходе встречи губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова с первым заместителем премьер-министра Беларуси Николаем Снопковым стороны обсудили создание совместных производств. Санкт-Петербург продолжает закупку пассажирского транспорта и уборочной техники белорусского производства. В мае этого года были подписаны контракты на поставку 140 автобусов особо большого класса и 79 троллейбусов большого класса. Ведется подготовка к открытию Генерального консульства Республики Беларусь в российской северной столице.
Состоялась также встреча белорусской делегации с делегацией Якутии под руководством главы региона Айсена Николаева. Регион — активный закупщик белорусских самосвалов БелАЗ, поэтому особое внимание было уделено развитию сотрудничества в сфере закупок и обслуживания горной техники. Власти региона предложили создать на территории Якутии сервисный центр и консигнационный склад белорусской горной техники, запчастей и комплектующих. Кроме того, стороны обсудили потенциальное участие белорусских строительных компаний в проектах региона. Затрагивались вопросы развития торгово-экономического сотрудничества, в том числе в контексте договоренностей, достигнутых на недавней встрече Пушилина с президентом Беларуси Александром Лукашенко. На переговорах присутствовали заместители министров по направлениям, в работе по которым заинтересована ДНР — строительство, сельское хозяйство.
Последние события это доказали со всей очевидностью", - заявил представитель Совфеда в ходе своего выступления на форуме регионов России и Белоруссии, который проходит в Башкортостане. Он отметил, что сейчас необходимо менять ситуацию и ставить перед дипломатией задачу, в которой главное — достижение доминирующей позиции в глобальном инфопространстве и продвижение позитивных отношений между союзническими странами.
Россия и Беларусь готовятся к «взаимной интеграции». Что это значит?
«Наше взаимодействие с Российской Федерацией в рамках Союзного государства – это такой уникальный пример новой интеграции, который строится на уважении суверенитета двух стран и на решении важных задач совместными силами. Интеграция России и Белоруссии продолжается в рамках Союзного государства, и со временем два государства могут перейти на единую валюту – рубль, заявил в декабре 2021 года президент Белоруссии Александр Лукашенко. Беларусь и Россия являются друг для друга важнейшими торгово-экономическими партнерами.
Союзное государство: модель интеграции и стратегия развития
И это только один из множества примеров сотрудничества наших стран. Экономическое, политическое, культурное, научное взаимодействие. Интеграция и общий доступ к передовым технологиям и разработкам. России очень нужна микроэлектроника. Москва финансирует модернизацию цехов. Минск насыщает наш рынок недорогими и качественными чипами. Импортозамещение и ответ на санкции — два в одном. Парк высоких технологий. Один из крупнейших IT-кластеров Восточной Европы. У нас достаточно много молодых компаний. За последние годы к нам из этой тысячи вступило порядка 800", — заявил заместитель директора Парка высоких технологий Кирилл Залесский.
В итоге — сотни успешных IT-продуктов, которые востребованы и у нас. Санкционный удар наши страны держат вместе. Одну часть задач выполняет Москва, другую — Минск. Такой принцип работает во многих отраслях, в том числе в космической. Недавно состоялся запуск спутника. Белорусские инженеры собирали оптику и защиту, мы — корпус и электронику. Еще два аппарата на подходе.
Это очень дорогого стоит, потому что, действительно, мы вышли на новый уровень интеграционных процессов, которые раньше в мире, наверное, и не присутствовали. Мы видим прекрасно, эти интеграционные процессы во что вылились в Европейском союзе, где страны в подавляющем своем большинстве реальный свой суверенитет утратили. Здесь же мы созидаем сообща, поддерживая друг друга, и это очень ценно и необходимо. Действительно, однозначно можно сказать о том, что такая страна, как Республика Беларусь, находясь на геополитическом перекрестке, не в состоянии выстоять в этом шторме.
Мои дети президентами не будут. Но пока мы с вами то есть с собравшимися в зале. Отношения с Россией, по словам Лукашенко, носят всеобъемлющий многоплановый характер. Между тем разговоры о превращении Союзного государства в единое в последние годы лишь участились, и спецоперация, кажется, способна ускорить интеграционные процессы. Размещение ядерного оружия — тому пример. Примечательны результаты опроса, опубликованные фондом «Общественное мнение» ФОМ. Он посвящен отношениям России и Белоруссии.
Развитие интеграции[ править править код ] В конце 2006 года, в свете резкого повышения Россией цен на газ для Белоруссии, президент Лукашенко высказывал значительное разочарование. В январе 2007 года он заявлял: «От нас требуют вступления в состав России… Я не хочу похоронить суверенитет и независимость моей Беларуси…» [3]. Однако уже на рубеже 2007 и 2008 годов процесс интеграции усилился. Президентами России и Белоруссии рассматривались подготовленные экспертами варианты Конституционного акта, делегирования союзных полномочий и формирования наднациональных органов Союза, а также избрания президента Союза [15]. С мая 2008 года по июль 2012 года Владимир Путин являлся главой совета министров Союзного государства [16]. Впрочем, в связи с выявившимися экономическими и политическими противоречиями, процесс интеграции двух государств продвигался медленно, а в 2010 году из-за значительных осложнений в отношениях России и Белоруссии и разногласий между главами государств интеграция практически остановилась. До 2011 года проект тихо «умирал» из-за различия стратегических интересов обеих стран, и лишь потепление отношений между странами в 2011 году постепенно вернуло идею Союза на прежний уровень [17]. Белорусское правительство 3 сентября 2019 года передало для одобрения президенту Александру Лукашенко проект программы действий по интеграции. В ней заложена концепция, которая подразумевает исполнение принципа «две страны — один рынок».
Путин: Союзное государство РФ и Белоруссии укрепляет оборонный потенциал
отмечает политолог Дмитрий Аграновский. Власти РФ хотят подчинить общественно-политическую, торговую, научную и культурную жизнь Беларуси, адаптировать законодательство под российское, а также сделать русский язык доминирующим. Россия и Белоруссия готовятся утвердить новый план интеграции еще на три года — предыдущий был выполнен на 90%, сообщил глава российского правительства Михаил Мишустин на заседании Совета министров Союзного государства. Владимир Путин и Александр Лукашенко подписали 28 союзных программ по интеграции России и Белоруссии. В Белоруссию были введены ядерные силы РФ, то есть Белоруссия разместила у себя такое же тактическое ядерное оружие, как и США в странах Европы.