Гостиница «Россия» строилась с 1964 по 1967 годы на месте, расчищенном в ходе сталинской реконструкции Москвы. Мэр Москвы Сергей Собянин предложил премьер-министру РФ Владимиру Путину два проекта по строительству парламентского и делового центра на месте гостиницы «Россия» напротив Кремля, передает «Интерфакс». Строительство гостиницы «Россия», 1964 год. Строительство и причины сноса гостиницы «Россия», рассказ о пожаре 1977 года. Мэр Москвы Сергей Собянин предложил премьер-министру РФ Владимиру Путину два проекта по строительству парламентского и делового центра на месте гостиницы «Россия» напротив Кремля, передает «Интерфакс».
От гостиницы до парка — коррупция в Зарядье
Эвакуировали более 1 000 человек. Выгорело более 100 гостиничных номеров. Официальной причиной пожара стал не выключенный паяльник в помещении радиоузла на пятом этаже. Начальника и старшего инженера арестовали и приговорили к полутора годам и году тюремного заключения соответственно, а мастер смены на вторые сутки после пожара покончил с собой.
После этого происшествия во всех гостиницах стали следить, чтобы никто не пользовался кипятильниками и электрическими плитками. Но истинная причина пожара в гостинице «Россия» все же осталась в тайне. А пожар 1977 года вошел в историю как один из крупнейших пожаров XX века не только в России, но и в мире.
И в 2006-2007 годах гостиница исчезла. Вторжение гиганта в одну из ценнейших заповедных зон Москвы — Зарядье, наполненную уникальными произведениями русского зодчества XV-XVIII веков, подавило историческое архитектурное окружение и превратило маленькие, изящные по формам, цвету и пластике памятники, лишенные соразмерного окружения, в ожерелье миниатюрных, как бы экзотических украшений, эффектно выглядящих в пространстве вокруг гостиницы и на фоне ее огромных фасадов. Современная, из стекла и алюминия, архитектура гостиницы от этого выиграла, уникальные памятники проиграли...
Снос гостиницы «Россия» оказался непростым делом. Взрывать его было нельзя из-за близости к Кремлю , поэтому верхние 5 этажей разобрали башенными кранами.
Москва в ее прошлом и настоящем: роскошно иллюстрированное изд. После прихода к власти Никиты Хрущева и начала борьбы с «архитектурными излишествами» многие архитекторы сталинского призыва попали в опалу.
Однако очередная смена официальной архитектурной парадигмы не отразилась на карьере Дмитрия Чечулина. Несмотря на то что Чечулин фактически руководил возведением высотных зданий, он сохранил свое положение и продолжал работать на ответственном участке вблизи Кремля. В феврале 1957 года журнал «Архитектура и строительство Москвы» публикует проект, подготовленный мастерской Чечулина, в котором хорошо прочитывается архитектурное решение будущей гостиницы, реализованное впоследствии с некоторыми изменениями. Генплан участка строительства с бозначением очередности сноса оставшихся зданий в Зарядье по состоянию на 1 окт.
Проект гостиницы в Зарядье, промежуточный вариант. Вид со стороны Замоскворечья Первоначальный проект гостиницы в Зарядье, 1956 г. Главный, южный, фасад гостиницы был обращен к Москве-реке, северный — на Варварку, которая в советское время называлась улицей Разина. Главный фасад северного корпуса гостиницы в Зарядье, рабочий проект, 1966 г.
Посередине северного корпуса возвышалась 20-этажная башня с номерами повышенной комфортности, увенчанная мачтой, на которой после окончания строительства была установлена эмблема гостиницы: пятиугольник с изображением силуэта здания на фоне флага РСФСР. Восточный, северный и южный фасады высотного корпуса гостиницы, рабочий проект , 1967 г. К проектированию гостиницы были привлечены коллеги из стран социалистического лагеря. Фасад был облицован блоками лучшего в стране белого мрамора из карьера в Коелге Челябинской области, застекленные трехгранные эркеры из легкого металла значительно увеличивали инсоляцию и площадь помещений гостиницы.
Из-за перепада рельефа в сторону Москвы-реки три корпуса гостиницы — западный, восточный и южный — были поставлены на мощный стилобат, возведенный еще для высотного административного здания. Со всех сторон к гостинице подходили широкие пандусы для подъезда автотранспорта. Части здания вводились в эксплуатацию последовательно. В конце 1966 года первым был открыт обращенный к Кремлю западный корпус гостиницы.
Осенью 1967 года, к 50-летию Октябрьской революции, вступили в строй северный и южный корпуса, затем башня с номерами повышенной комфортности. Последним был открыт киноконцертный зал на 2500 мест и двухзальный кинотеатр «Зарядье» на 1536 мест. Для своего времени гостиница стала крупнейшей в мире и затем довольно долго сохраняла статус крупнейшего отеля в Европе. В ней было 3182 номера, способных разместить в общей сложности 5890 человек.
Строительство гостиницы «Россия», вид с Большого каменного моста, фото 1966 г. Гостиница «Россия», вид с Кремлевской стены, фото 1967 г.
Второй этап сноса Зарядья. Точнее даже третий. Второй этап был в 1951 г. Этот бредовый проект со сносом церкви Максима Блаженного, Знаменского собора, здания Старого Гостинного двора, остатков Богоявленского и Заиконоспасского монастырей вызвал решительный протест Комиссии МОСХа и возмущение общественности Москвы.
Письмо, подписанное художником Павлом Кориным и писателем Леонидом Леоновым, было направлено Хрущёву, который вынужден был приостановить эту чудовищную акцию. Благодаря этому мы имеем хотя бы те остатки былого Зарядья, которые можно увидеть по чётной стороне улицы Варварка. Да ещё церковь Зачатия св. Анны, что в Углу. Фото 1961 г. Слева видны недоснесённые ещё дома Зарядья и Москворецкой улицы.
И строительный забор. Изначально гостиница задумывалась девятиэтажной: Первоначальный проект Чечулина. Но по повелению Хрущёва пришлось увеличить высоту на три этажа — все делегаты и депутаты не помещались в 9 этажей а гостиницу строили, в первую очередь, как раз для делегатов партсъездов и депутатов Верховного Совета, которые пару раз в год съезжались на его заседания. Воплощённый проект. Фото 1960-х гг. Фото 1964 г.
Фото 1966 г. Архитекторами «России», помимо Д. Чечулин, стали А. Тархов, В. Лебедев, В. Лукьянов, В.
Мазурин, П. Штеллер, Н.
Герой Евгения Пронина за работой. Режиссер фильма Сергей Сенцов между дублями дает указания Павлу Трубинеру. Над образом Ксении Баскаковой в исполнении Екатерины Вилковой долго трудились художники по костюмам. Герои Владимира Кошевого и Мириам Сехон очень нежно относятся друг к другу. Фото: Вадим Тараканов и кинокомпания «Марс Медиа» Время — назад Попав на съемочную площадку, переносишься на сорок лет назад. Прически актеров, одежда, обувь, декорации — все точь-в-точь, как в середине 70-х годов прошлого века. Кресла, столики с журналами, абажуры.
И уходящий вдаль коридор отеля с дверями гостиничных номеров. По сценарию на дворе 1976 год — время, когда гостиница «Россия» пользовалась небывалой популярностью у советской знати и высокопоставленных иностранных гостей. Ну и, соответственно, у советских спецслужб. Между сценами в коридорах прогуливаются артисты, одетые в лучших традициях 70-х. Укороченные брюки и ботинки с округлыми носами у мужчин. У женщин же о моде 40-летней давности напоминают прически — строгие пучки или четкие каре с челкой. Ведь эта история в первую очередь о любви. Это такой производственный роман, где история героев могла произойти только в условиях именно этой реальности — как у Эльдара Рязанова в его «Служебном романе»… Влюбленный капитан и другие Мы видим, как готовится предстать перед камерой актер Евгений Пронин.
История легендарной гостиницы «Россия»
Он ассоциировался у многих, прежде всего, со сталинским ампиром. Но у зодчего получилось удивить всех. Строительство гостиницы "Россия", 1965-1967. Автор фото: Я. Для строительства будущей гостиницы решили использовать фундамент той самой восьмой высотки. Изначально планировали, что этажей будет 10. Однако по личному распоряжению Хрущева, цифру увеличили на 3. Это позволило добиться большей вместимости. Три корпуса, обращенные к Москворецкой набережной расположились на высоком гранитном стилобате.
Еще один, выходивший на Варварку, был увенчан 23-этажной башней с металлическим шпилем. Как так? По словам архитекторов, Чечулин заложил в образ здания диалог с Кремлем. Якобы белый камень и золотистый металл — это колористическая гамма сердца Кремля и его соборов. Честно говоря, на мой взгляд, связь не прослеживается…Но, специалистам, наверное, виднее… Необычным стало и название гостиницы — «Россия». Это слово вообще после революции 1917 старались не употреблять и забыть. Вроде как причиной наименования гостиницы стала Хрущевская «оттепель». Об историческом наследии начали вспоминать.
Но точных данных на этот счет нет. Самая-самая Строительство гостиницы завершили за рекордные 3 года. Для посетителей она открылась в 1967 году. И сразу стала самой известной и любимой практически у всех. Здесь были красивые номера с прекрасными видами не столицу, в том числе и на Красную площадь. Автор фото: Л. В отделке использовались самые современные на тот момент материалы. Например, металл и пластик.
Есть версия, что именно они поспособствовали распространению огня в 1977 году. Тогда в гостинице произошел очень серьезный пожар. Кстати, его реальная причина не установлена до сих пор. Хотя официально считается, что все произошло из-за возгорания паяльника. Но это было потом…А сразу после открытия обстановка номеров больше напоминала идеальную квартиру в представлении людей того времени. Было не так много мебели, отсутствовали шикарные гардины.
Можно ругать авторов былой гостиницы за то, что они своим детищем изуродовали сердце столицы. Однако лично у меня нет убежденности в том, что новые творения градостроительного «гения», которые рано или поздно поднимутся в Зарядье, украсят Москву: слишком уж много примеров прямо противоположного. Историческую застройку они в любом случае не вернут.
Однако поживем - увидим. Ну а моя грусть о сносе «России» носит слишком частный характер: мне жаль, что я не смогу теперь за разумные деньги останавливаться в таком месте с его изумительными видами, мне жаль и гибели одного из свидетелей тех счастливых лет уходящей молодости… Московские археологи нашли старейшую улицу столицы, сообщили многочисленные СМИ. Разумеется, верить надо первоисточнику, но его стоит комментировать почти построчно, иначе значение находки трудно оценить. Итак, место действия - археологические раскопки на территории будущего парка «Зарядье», на месте бывшей гостиницы «Россия». Находка - мостовая Великой улицы, ведшей от Константино-Еленинских ворот Кремля к пристани на Москве-реке. Как пишут авторы пресс-релиза, «уже верхние слои показали, что археологи оказались на трассе улицы Великой то есть Большой : почти всю ширину раскопа 6,5 метров занимают бревна верхнего яруса мостовой XVII-XVIII веков , на которую местами легли остатки первого каменного подмащивания. Из-под этого яруса видны курсив наш - ред. Старые русские города, как правило, состояли из двух частей - центральной укрепленной, то есть кремля или детинца, и неукрепленной - посада или подола. В посаде селились ремесленники и торговцы.
В первые столетия существования Москвы Зарядье было как раз таким посадом. Оно лежало восточнее Кремля у самой реки. Если принять во внимание, что Москва строилась как княжеская крепость, то понятно, что древнейшие улицы и постройки находятся внутри Кремля и в силу понятных обстоятельств недоступны для ученых. Соответственно, для исследования остаются доступны, хотя и довольно условно, территории посадов, и именно там обнаруживаются «древнейшие» и «старейшие» объекты. Итак, археологи теперь могут показать, как выглядела самая большая улица в самой старой части города за пределами Кремля. И, как справедливо оговаривается РИА Новости, «потенциально самая древняя»: пока ни о каких находках в районе Великой, относящихся к XII веку, нынешние археологи не говорят. Впрочем, раскопки, которые велись в Зарядье в конце 1940-х - начале 1950-х, выявляли единичные предметы XII века и даже предположительно более ранние. По иронии судьбы Зарядью сначала не везло с археологическими исследованиями, а теперь именно оно становится самым интересным объектом на городской карте. В предвоенные и послевоенные годы обустройство набережных, строительство нового Москворецкого моста и огромной гостиницы «Россия» скрыло большие участки Зарядья от ученых.
Но теперь, когда гостиница снесена, а на ее месте предполагается разбить современный парк настоятельно рекомендуем прочитать текст Григория Ревзина на эту тему , на короткое время открылось окно в историю, извините за клише. Вернемся к Великой в значении «большая», а не «выдающаяся» улице, которая называлась так до XVII века. Впоследствии, то есть до середины она была известна как Мокринский переулок, по храму Николы Мокрого, ныне несуществующего. Прежде чем добраться до древнейших уровней мостовой археологи должны будут разобрать верхние. В сущности, это большая удача: если все пойдет по плану, то составляющие мостовую бревна помогут в составлении дендрохронологической шкалы для Москвы. Для нескольких старых русских городов такие шкалы составлены, и их успешно удается перекрестно сопоставлять со шкалами других регионов - Скандинавии, Германии и т. Замечательно было бы, если бы удалось составить такую шкалу и для столицы. Большая торговая улица, а такой была Великая, означает множество артефактов, потерянных или выброшенных не только жителями, но и приезжими. Благодаря таким находкам удается уточнить картину связей местных торговцев с ближними и дальними соседями.
Еще летом 2015 года археологи рассказывали о сотнях предметов, найденных за первые недели раскопок в Зарядье. В их числе были шведская монета, ключи, гребенки, игрушка, торговые пломбы. Среди керамических фрагментов оказались и более древние, например, черепки XV века. Самая интересная находка, о которой упоминает сентябрьский пресс-релиз Института археологии - это каменный пилястр архитектурная деталь, имитирующая четырехгранную колонну, но на самом деле являющаяся частью стены. Пилястр украшен резьбой, имитирующей плетение. Этот не самый распространенный орнамент известен в Западной Европе и, по мнению археологов, «позволяет связать камень с этапом русско-итальянского строительства, временем создания стен современного Кремля, его главных соборов и великокняжеского дворца». В 1968 году каменный фрагмент с таким же орнаментом нашли при раскопках у Грановитой палаты. Принадлежал этот кусок Золотой палате, возведенной около 1500 года. Раскопки в самом центре города очень интересны и неимоверно сложны, поскольку против археологов работают и время, и заказчик.
Спешка невозможна, но тянуть тоже нельзя: необходимо либо разбирать и вывозить, либо на месте консервировать найденное. Консервация и музеефикация - отдельная труднейшая проблема. В 2012 году, до того, как появился нынешний проект парка «Зарядье», на выставке «Архмосква» судьба Зарядья обсуждалась специалистами. Владимир Дукельский, один из участников диспута , констатировал: «Мы профессионалы, мы можем восхищаться: «Ах, как здесь красиво провалились камушки», но для нормального человека все эти камушки — мусор, за редчайшим исключением». Увы, это - чистая правда. Так что хорошо, если в парке удастся сохранить кусочек старой Великой улицы - просто, чтобы показать, «как это было». Остальные находки наверняка отправятся в музеи. Главное - пусть дадут еще поработать. Идея парка Зарядье - Россия в миниатюре, это своего рода музей под открытым небом, в котором созданы ландшафтные зоны четырех климатических зон — северного ландшафта тундры и леса, степной зоны и заливных лугов.
Причем, в каждой зоне поддерживается свой микроклимат. Идея безусловно достойная, но воплощение хромает. На осень 2017 года, по многочисленным отзывам, деревца в парке весьма хлипкие. Хорошо получилась лишь тундра, поскольку никаких деревьев там и не должно быть. Будем надеяться, что это временные трудности, связанные, в частности, с тем, что строительство велось стахановскими темпами. Еще 29 июля парк выглядел вот так. Кроме того, выяснилось, что уникальные растения, кустарники и деревья, отражающие природу России, выращены в Германии!!! Закупить посадочный материал в таких объемах в России просто не у кого. Расходы на приобретение более миллиона растений, 760 деревьев и свыше 7000 кустарников составили 470,5 миллионов рублей 6,72 миллиона евро.
Надо надеяться, что все посаженные деревья приживутся, а те растения, что по каким-то причинам погибли, будут заменены на новые. Несмотря на отдельные недостатки парк стоит посетить во время визита в Москву. В частности, стоит отметить смотровые площадки , одна из которых нависает над Москвой рекой. Как доехать до Парка Зарядье и ближайшее метро Парк находится в самом центре Москвы, вход осуществляется с Москворецкой улицы. Пешком: Дамам для визита стоит выбрать удобную обувь без каблуков, поскольку дорожки выложены самыми разными покрытиями и часто напоминают естественный рельеф. Часы работы парка Зарядье в 2020 г. Парк открыт круглосуточно Со вторника по воскресенье с 10:00 до 20:00 По понедельникам с 14:00 до 20:00 Цена билетов в парк Зарядье в 2020 г. Вход в парк Зарядье бесплатный! Для посещения музеев необходимо приобрести билет.
Действуют льготы для детей и студентов, пенсионеров и инвалидов, многодетных семей и инвалидов. Парящий мост Парящий мост — это уникальное сооружение, выполненное в виде буквы «V». Его консоль протяженностью в 70 метров не имеет ни единой опоры. Мост буквально парит над Москвой-рекой, за что строители дали ему название «Парящий». Строение выдерживает нагрузку в 240 тонн, то есть на нем может одновременно находиться до четырех тысяч человек. С моста открывается прекрасная панорама на Кремль и Москва-Сити , на высотное здание на Котельнической набережной и другие достопримечательности Москвы. Строительство необычного сооружения обошлось в 860 миллионов рублей. Из всех объектов парка именно Парящему мосту «досталось» более всего критики.
Начальник первого прибывшего по тревоге на место происшествия экипажа присвоил пожару пятую высшую категорию опасности. Люди, находившиеся выше 12 этажа, в том числе посетители ресторанов на 17-м и 22-м этажах, оказались в ловушке. Огонь распространялся с высокой скоростью — есть версия, что виной тому были синтетические ковровые покрытия и обои. На место пожара выехали значительные пожарные силы Москвы и Московской области — в общей сложности было задействовано до 1400 сотрудников пожарной охраны, в том числе 168 офицеров и 573 газодымозащитника, а также 35 автоцистерн с водой, 61 автонасос, 97 водяных стволов, 19 автолестниц, 8 машин ГЗДС и 19 специальных автоходов. Из Московской области дополнительно были вызваны 19 механических лестниц. В результате пожара погибло 42 человека, в том числе пять сотрудников гостиницы. Травмы различной степени тяжести получили 52 человека, в том числе 13 пожарных. Были эвакуированы более 1000 человек. Выгорели более 100 гостиничных номеров экстра-класса, оснащенные зарубежной бытовой техникой. Согласно официальной версии происшедшего, причиной пожара послужил не отключённый от электрической сети паяльник в помещении радиоузла «службы слабых токов» на пятом этаже. Начальник и старший инженер службы были вскоре арестованы и 5 мая 1978 судимы приговорены к полутора годам и году лишения свободы соответственно , мастер смены службы на вторые сутки после пожара покончил с собой. Между тем, ещё до окончания расследования причин пожара, в здание для расчистки помещений и подготовки к ремонту были допущены отряды гражданской обороны.
Это действительно значимое событие для тур. Размещено: 2024-04-26 12:56:00 История сноса гостиницы "Россия" Впервые идея о сносе гостиницы "Россия", Государственного центрального концертного зала "Россия" и постройке на их месте нескольких отелей была озвучена 19 апреля 2004 года первым заместителем мэра Москвы Владимиром Ресиным. На месте "России" планировалось построить многофункциональный гостинично-офисный комплекс в шесть этажей общей площадью 410 тыс.
Гостиница "Россия" в Москве
Он будет открыт на месте снесенной в 2006 году гостиницы «Россия», историю которой вспоминает «РБК-Недвижимость». На месте снесенной гостиницы "РОССИЯ" которая просуществовала с 1967 по 2006 годы соорудили парк "ЗАРЯДЬЕ". Вид на гостиницу «Москва» из Александровского сада в конце 1950-х. Гостиница «Россия» (Москва) являлась не только одним из известнейших отелей мира, но также символом советской эпохи.
От гостиницы до парка — коррупция в Зарядье
Тогда в огне погибло 42 человека, а удалось спасти около 1000 человек. Погибших было бы намного больше, если бы не самоотверженная работа пожарных, которые ради спасения людей проявляли чудеса не только героизма, но и акробатического мастерства. Официальной причиной трагедии была названа бытовая, но наши эксперты, участники тех событий, убеждены — это был теракт. Об этом зрители узнают из фильма. В середине 80-х началось время гласности, демократии, перестройки. Появлялись новые газеты, журналы, телепрограммы. На эстраде зажигались новые звезды. Благодаря магнитофонным записям голос Александра Розенбаума знали все, но его самого… не видел никто. Розенбаума не признавали официальные власти — его творчество слишком диссонировало с окружающей действительностью. Его прорыв произошел на волне перестройки в 1986 году.
Поклонники наконец-то увидели певца в телепрограмме «Вокруг смеха»: он спел «Вальс-бостон» и наутро проснулся уже всенародно любимым. О своей жизни в гостинице певец расскажет в нашем фильме. Еще одной постоянной гостьей «России» была певица Лайма Вайкуле. Она до сих пор не может забыть свои выступления в концертном зале «Россия». А чего только ни происходило с ней в гостинице, где она останавливалась много лет подряд!
Надо было табличку вывесить. Битте нихт штёрен.
Плиз ду нот дистёрб. Олег Сергеевич достал из пакета сливы, кисточку винограда, две булочки, конфеты «Красная Шапочка» и бутылку сока. Он подумал, что все это выглядит очень по-детски. А тайком по гостиницам трахаться — по-взрослому? Хотя, конечно, дети в гостиницах не трахаются. У детей денег нет, и паспортов тоже. Но все равно тут было какое-то лакомство без позволения.
С чемоданчиком. В бейсболке c такой же надписью. А почему ты спросила? Но пока молчит. А потом мне отомстит. И тебе тоже. Олегу Сергеевичу стало чуточку обидно: они еще, извините, не закончили, она голая перед ним сидит — и говорит о своем муже.
Поэтому он сказал: — Ты будешь смеяться, но мне тоже показалось, что он похож на Стасика. У них так было принято. Галина Глебовна называла мужа по имени-отчеству и с прохладными интонациями, а Олег Сергеевич звал его вполне панибратски и ласково. Зато свою жену, если вдруг о ней заходила речь, он именовал Мариной Матвеевной, и тоже весьма чопорно, а Галина Глебовна — как бы в ответ на Стасика — называла ее Масиком, Масей и Масечкой. Говорила о ней с ласковым смешком, как о миленькой младшей подружке. Хотя вообще-то Марина Матвеевна была старше ее на восемь лет. Галина Глебовна вздохнула.
Я тебе слишком доверяю. Вот и говорю тебе лишнее, наверное… — Что ты, — растрогался Олег Сергеевич, обнял Галину Глебовну, положил рядом с собой и поцеловал. Она языком втолкнула ему в рот половинку сливы. Он прикусил этот сладкий мокрый кусочек, пососал и впихнул ей обратно. Потом сидели, болтали, доедали фрукты и сладости и тайком друг от друга поглядывали на часы. В «Москве», конечно, было интереснее. Тяжелая, гобеленом обитая мебель, тяжелые занавески, наркомовская лампа и граненый графин на столе, тусклые кроватные спинки, фанерованные под красное дерево.
Казалось, что на дворе семидесятые самое позднее, а то и вовсе сороковые. Олег Сергеевич весь молодел от такой обстановки, и однажды посадил голую Галину Глебовну в кресло, и катал по номеру, потому что кресло оказалось на колесиках, и они всячески ласкались, глядя на окна Госдумы. Но главное — в «Москве» в холле был магазинчик, где продавались мытые фрукты. Четыре толстые сливы в картонном лоточке, затянутые пленкой, — и как приятно было пальцем эту пленку рвать с веселым чпоком. С тех пор они полюбили сливы в перерыве. Еще в «Москве» не спрашивали пропуск. Олег Сергеевич оплачивал сутки, дожидался Галину Глебовну, и они шли к лифту под ленивым взглядом охранника.
Потом «Москву» сломали. А еще раньше сломали «Интурист» в начале Тверской, высокую дурацкую стекляшку, правильно сломали в смысле красоты сейчас там тоже дурацкий, но все-таки архитектурно более пригожий «Карлтон» — сломали правильно, но очень жалко, потому что это была их первая гостиница в Москве. Они познакомились в Берлине, случайно, честное слово. Олег Сергеевич был на конференции по психологии бизнеса, он был, как нынче говорят, коуч, то есть советник-без-специальности, про все вообще и ни про что конкретно — он это с большой самоиронией рассказал Галине Глебовне в их первую встречу. Они вдруг столкнулись в кафе под навесом, у Французской церкви — именно столкнулись, она резко повернулась от стойки и налетела на него, уронила стакан с соком и сказала «блин!
В тот вечер здесь находилось около 250 человек — посетители, официанты и повара, музыканты оркестра. Эти люди сперва не замечали, что огонь разгулялся по северному корпусу. Сигналом надвигающейся беды для них стали струйки дыма, просочившиеся в зал. Когда внезапно погас свет и стал виден огонь за окнами, публика кинулась на лестницу, но с ужасом обнаружила, что дорога вниз скрывается в плотной пелене дыма. Мне довелось поговорить с одним из тех пленников ресторана.
Даже много лет спустя он хорошо помнил подробности той огненной эпопеи. А вслед за тем заметил: со стороны входных дверей наползают сизые облачка. Кто-то из наших ребят крикнул: «Давай вниз! Всего на полэтажа ниже были расположены туалеты. Когда повалил дым, там находились две наши однокурсницы. Любовь Лазорина, которая страдала астмой, сразу же потеряла сознание. У ее подруги едва хватило сил, чтобы ползком добраться до ресторана, а Люба погибла. За несколько минут удушливая пелена заполнила зал. Еще немного, и все, кто здесь находился, могли бы задохнуться. Трое посетителей ресторана схватили в качестве тарана стол и разбили им несколько окон.
Дым в помещении немного рассеялся, стало легче дышать. Зато через пробоины проник зимний холод. Женщин, особенно страдавших от него, укутывали во что только можно. Некоторые мужчины отдавали им свои пиджаки, а сами предпочитали «греться» спиртным. Чтобы не замерзнуть, люди усаживались на полу, плотно прижимаясь друг к другу. Тогда вооружившись кухонными ножами, принялись спарывать ковровое покрытие. Его лоскуты сваливали в кучу посреди зала, а обнажившийся бетон перекрытий поливали водой, которую носили с кухни в кастрюлях… Публика в зале вела себя по-разному. Многие женщины, конечно, плакали. Один из оркестрантов решил с отчаяния все-таки прорываться вниз, но погиб на лестничных маршах. Несколько молодых немцев-туристов сидели на полу и спрашивали время от времени: «Аллес капут?
Помощь к запертым в «поднебесном» ресторане людям пришла лишь через три часа. В дверях появились двое в касках, в брезентовых костюмах. Один из них крикнул: «Соблюдайте спокойствие! Сейчас выведем вас вниз, но придется проходить через горячие зоны». Народ с ревом кинулся к своим спасителям. Еще чуть-чуть — и толпа обезумевших людей просто растоптала бы их. Пришлось окатить ресторанных затворников струями воды из брандспойта, а подоспевший на помощь к своим бойцам майор Брежнев окончательно восстановил порядок, дав пару затрещин самым ярым «авральщикам». Остальных чуть позже, когда дым уже значительно развеялся, повели вниз по главной лестнице башни, а дальше — на крышу северного корпуса гостиницы. Загубленное расследование Лишь ближе к половине второго ночи стало ясно, что распространение пожара удалось остановить. Огню не дали перекинуться на соседние корпуса гостиницы.
Впрочем окончательно справились с разбушевавшимся пламенем лишь два часа спустя. Настала пора подсчитывать потери. При пожаре в «России» погибло 43 человека, еще 52 пострадавших — обожженных, переломанных, порезанных осколками, отравившихся дымом, — угодили в больницы. Подобного количества жертв не было ни на одном другом московском пожаре за все столетие! И тут нужно еще учитывать, что цифры эти занижены: фактически смертей было больше. В последующие дни в больницах умерло еще около 20 человек, привезенных из «России». Однако этих покойников зарегистрировали в официальных документах уже по другому разряду: тогда существовало правило, согласно которому, если пострадавший от возгорания скончался более, чем через 5 суток, он уже не учитывался в списках погибших на данном пожаре. Самой гостинице нанесен был очень серьезный ущерб. Полностью выгорело 87 номеров, сотни других пострадали от воды, на первом этаже обрушились подвесные потолки, во всем северном корпусе практически не осталось целых стекол... Но уже через день, 27 февраля перед специально собранными архитекторами и строителями выступил товарищ Гришин.
Тогдашний хозяин столицы распорядился: гостиницу надо восстановить к майским праздникам, поскольку уже 6 мая в Москве открывается Съезд профсоюзов, а его участников и гостей в том числе и иностранцев! Все заказы на материалы, на оборудование выполнялись моментально, по первому требованию. В итоге отремонтированное здание было готово к 29 апреля. Правда подобная стахановщина стоила огромных денег. Только по официальным документам в восстановление северного корпуса вбухали около 20 миллионов рублей, фактические расходы были чуть ли не вдвое больше. О чудовищном пожаре «России» официальные советские рупоры информации поначалу вообще не сообщали. Зато по Москве поползли слухи о каких-то криминальных междоусобицах, в ходе которых бандиты подожгли гостиничные номера, где жили их противники. Между тем, следствие по делу о пожаре началось в буквальном смысле по горячим следам. Работники Прокуратуры, товарищи из органов ходили по разоренным огнем этажам, опрашивали пожарных, постояльцев, сотрудников отеля...
К началу 2005 года юристы «Еврофинанса» подали в Московский арбитражный суд ряд исков о признании недействительными итогов конкурса. С них началась судебная эпопея, продлившаяся несколько лет. В постановлении суда указывалось, что организаторы конкурса нарушили Земельный кодекс, предоставив «СТ-Девелопмент» в аренду землю под гостиницей «Россия» без проведения торгов, что противоречит нормам земельного законодательства. Как было сказано во время заседания, в результате конкурса были нарушены права пользователей подвальных помещений гостиницы, находившихся в федеральной, а не в муниципальной собственности, на балансе российских спецслужб. Журналисты, следившие за судебными разбирательствами по искам «Монаб» были немало удивлены беспрецедентным решением суда высшей инстанции, которое прямо противоречило интересам правительства Москвы. Ответчик — тендерный комитет Москвы Однако, вскоре после публикации постановления суда стало понятно, что правительство Москвы не намерено его исполнять. От лица ответчика в суде выступали опытные юрисконсульты тендерного комитета Москвы, обнаружившие в законе лазейку — действовавшее законодательство Гражданский кодекс, статья 449 четко не определяло последствия именно такого решения суда. Для признания незаконными контрактов, заключенных между «СТ-Девелопмент» и тогдашним правительством Москвы требовалось постановление суда, касающееся правомерности самих сделок. Через две недели после судебного вердикта заместитель мэра Москвы Иосиф Орджоникидзе заявил, что «никто не собирается спорить с решением Высшего арбитражного суда», однако московские власти не планируют проводить новый конкурс, а все контракты, заключенные с «СТ-Девелопмент» останутся в силе, работа по ним будет продолжена. Параллельно с этим сам Юрий Лужков пытался для решения проблемы задействовать свои аппаратные возможности, в том числе в Конституционном суде страны. К концу января 2007 года, признав недействительными сами торги, высшая инстанция арбитражного суда оставила главный вопрос о судьбе инвестконтракта без ответа, отправив его на рассмотрение арбитражного суда города Москвы, в котором шансы истца на успех сильно уменьшались. Действительно, первые же слушания дела в арбитражном суде Москвы начали складываться не в пользу юристов «Монаб»: суд отказался удовлетворить просьбу адвокатов «Монаб» истребовать у московских властей протокол заседания столичного правительства 8 июня 2004 года. По сведениям юристов «Монаб», уже тогда, то есть за полгода до инвестиционного конкурса, в заседании правительства Москвы по вопросу о сносе гостиницы «Россия» и освоении ее территории принимали участие представители «СТ-Девелопмент». Cудья потребовала от представителей «Монаб» объяснить, какие именно его права нарушили договоры между «СТ-Девелопмент» и правительством Москвы. Пока шли разбирательства в суде, практически без остановки, круглосуточно продолжался демонтаж советской мегаструктуры, день за днем «таявшей на глазах». Возвращение Зарядья в Москву Руководство «Монаб» попыталось оспорить и это решение московского суда. Оно было отменено в октябре того же года Девятым арбитражным апелляционным судом. За этим последовал новый иск «Монаб» о признании недействительным договора аренды земли между Департаментом земельных ресурсов Москвы и «СТ-Девелопмент». Наконец, 1 апреля 2008 года Девятый арбитражный апелляционный суд признал недействительными все три договора, включая инвестконтракт на строительство. На этот раз правительство Москвы было вынуждено подчиниться. И начались новые судебные процессы. Теперь уже истцом выступала «СТ-Девелопмент», а ответчиком правительство Москвы. Чигиринский требовал компенсировать понесенные им затраты на расселение арендаторов и демонтаж сооружения, которые он оценивал в два с половиной миллиарда рублей.
Гостиница „Россия“. За парадным фасадом
К гостинице «Россия» выехали пожарные Москвы и Московской области. Гостиница «Россия» в Москве была построена в 1964‑1969 годах под руководством архитектора Дмитрия Чечулина. Воспоминания детства» в социальной сети «ВКонтакте» старое фото гостиницы «Россия» вызвало ностальгию у москвичей. В 22:05 к зданию гостиницы «Россия» прибыл начальник Управления пожарной охраны Мосгорисполкома генерал Иван Антонов.
Что теперь на месте гостиницы россия в москве - 88 фото
Где в Москве проводят время подростки? В рамках Московского урбанистического форума мы поговорили с голландским архитектором Рейниром де Графом, написавшим книгу о том, как в России архитектура выживает в условиях бюрократии и коррупции Анастасия Колчина Рейнир де Граф, основатель исследовательского бюро АМО и партнер одного из самых известных архитектурных бюро Рема Колхаса АМО, в начале 2010-х вел ряд проектов в России, преподавал на «Стрелке», участвовал в жизни «Сколково». Архитектор Анастасия Колчина обсудила с де Графом главные проблемы современной архитектуры в целом — и московской в частности. Нравится ли вам, например, парк «Зарядье»?
Это два очень серьезных вопроса. Мне, наконец, удалось побывать в парке и внимательно его рассмотреть только вчера во время конференции. Я знаю, что этот проект планировался очень давно.
Когда я впервые оказался в Москве, как мне кажется, это было в 2000-м году, на месте парка «Зарядье» еще была гостиница «Россия». Тогда ее собирались сносить. Я хорошо помню, какие споры велись вокруг этого проекта, но к сожалению, мне так не удалось побывать на этом месте во время стройки.
Впервые я увидел парк вчера — и подумал, что получилось отлично: такое встраивание общественного пространства в городской ландшафт — обязательный пункт программы модернизации больших городов.
Ксения работает в атмосфере подозрительности, интриг... Детектив, мелодрама. Режиссер: Сергей Сенцов. Показать больше.
Однако после войны, гостиница была реконструирована и продолжила свою работу. Благодаря своему престижу и удобному расположению в центре Москвы, она стала одним из самых популярных мест для остановки в столице. В 2005 году гостиница Россия была закрыта для реконструкции, которая продолжалась многие годы. В результате она стала значительно преображена и открыла свои двери вновь в 2018 году.
Когда вы начинали вести образовательную программу на «Стрелке», вы могли предположить, насколько быстро поменяется Москва? Что через каких-то 5-6 лет здесь появится такое количество совершенно разных общественных пространств? И считаете ли вы, что приложили к этому руку? Мне кажется в Москве общественных пространств как таковых всегда было достаточно. Мы начали [образовательную] программу на «Стрелке» в 2010-м году, и по результатам исследования тех лет оказалось, что по сравнению с Лондоном и Парижем, в Москве общественных пространств гораздо больше. Можно рассуждать об их качестве и состоянии, но парков и бульваров Москве всегда хватало.
Идея студии, которую мы запустили, состояла в том, чтобы определить какие дизайнерские решения нужны в городе, где общественных пространств много. В большинстве случаев, появление общественного пространства — это появление нового места, но уже приватизированного. Думаю, здесь сохранилось большое количество объектов коммунистического наследия, которые оказалось довольно сложно поддерживать в должном состоянии, а потому было принято решение разделить обязанности и выбирать, на что тратить свои силы, а что лучше делегировать частным владельцам. С 2009 по 2013 я проводил здесь неделю каждый месяц. Получается, что я приезжал В Москву довольно часто.
Грандиозный пожар в гостинице «Россия» 25 февраля 1977 года
В медиахолле парка организовали 4D-аттракционы «Машина времени» и «Полет над Россией»: зрители сидят на динамической платформе и наблюдают за событиями из истории Москвы или за природными локациями страны, снятыми с высоты. Гостиница "Россия" в Москве была построена в 1964‑1969 годах под руководством архитектора Дмитрия Чечулина. Комплекс гостиницы «Россия» в Москве включал в себя зал для проведения концертных мероприятий и кинотеатр, находившийся этажом выше. Итак, сотрудница орготдела гостиницы «Россия» Ксения Романовна Баскакова (в исполнении очаровательной Екатерины Вилковой) отвечает за прием и комфортное пребывание в отеле гостей, среди которых — по большей части, советская знать и высокопоставленные иностранцы.
Огонь у стен Кремля. Нераскрытая тайна пожара в гостинице «Россия»
Книжная полка Гостиница «Россия» появилась на месте непостроенной восьмой сталинской высотки в Зарядье. По первоначальному проекту здесь должна была возвышаться 275-метровая башня, однако, после смерти Сталина планы поменялись. Спустя десять лет, в начале 1960-х годов, руководство страны задумалось о строительстве рядом с Кремлем большой гостиницы, поскольку мест для размещения в центре столицы катастрофически не хватало, во время партийных съездов все останавливались в гостинице «Москва», так, что не оставалось свободных номеров. Современный гостиничный комплекс был просто необходим.
Тем более в начале 1960-х годов резко обострилась внешнеполитическая обстановка, и мир завис на грани ядерной войны с непредсказуемым исходом.
Поэтому Никита Хрущев, лично распорядившийся остановить стройку после смерти Сталина, теперь уже отдал приказ возобновить строительство на готовом стилобате, но уже здания крупнейшей в Европе гостиницы. Аккурат в последний год собственного правления, в 1964 году. Подарок к юбилею Проект суперотеля поручили тому самому архитектору Чечулину, который едва не слег с инфарктом в 1954 году после замораживания строительства выпестованного детища. Бывший главный зодчий Москвы специализировался на крупномасштабном административном домостроении, и гостиницы для него были делом новым.
К тому же периметр стилобата диктовал определенные рамки и размеры, требовавшие строго определенной геометрии будущего отеля. Чечулин отправился в заграничную командировку, чтобы изучить опыт строительства отелей семейства «Хилтон» и хоть как-то адаптировать бетонного монстра к новым целям. Он как мог постарался перепрофилировать несостоявшийся «домтяжмаш» под жилое строение, но как ни бился, все равно выходило некое подобие «русского Пентагона» — конструктивистский параллелепипед с окнами-близнецами на всех этажах. Далекий от искусства Никита Хрущев поскреб в затылке и росчерком карандаша постановил нарастить размеры параллелепипеда еще на три этажа, чтоб уж точно не напоминал самое мрачное здание вероятного противника.
Чечулина тогда чуть второй раз не хватил удар, но со стучащим башмаком главой государства он спорить не стал. Проект утвердили в виде комплекса из четырех 12-этажных корпусов с более высокой 23-этажной северной башней, концертным залом на 2500 мест и кинотеатром «Зарядье» в стилобате общая площадь 250 тысяч квадратных метров. Уже тогда предполагалось, что самая большая в Европе гостиница, раскинувшаяся на 13 гектарах Зарядья, будет визитной карточкой не только Москвы, но и всего Советского Союза. Строительство началось перед самым снятием Хрущева со своих постов и продолжалось почти три года.
Как шел сам процесс, можно только догадываться, ибо традиционная советская штурмовщина требовала, чтобы важнейший объект обязательно сдали к юбилею — 50-летию Советской власти. Впрочем, тут имел место еще один важный аспект, далекий от зодчества. Как раз к комсомольцам примыкал тогдашний глава Московского горкома партии Николай Егорычев, вступивший в разногласия с Политбюро по вопросам внешней политики и обороноспособности страны. В то же время бывший второй секретарь МГК Виктор Гришин, глава советских профсоюзов, как раз был в брежневской команде и прекрасно понимал, что с его энергией и напором необходим лишь эффектный ход к юбилейной дате, который стал бы последним шагом для претендента на уже ходившее ходуном под Егорычевым кресло главы МГК.
Постройка «выставочной» гостиницы, которую было бы видно даже из Большого Кремлевского дворца, под кураторством профсоюзного лидера как раз и должна была стать тем самым шагом. Именно его усилиями и неуемной энергией менее чем за три года бешеной гонки вырос «русский Пентагон» на бывшей Ведьминой горе. Возвести столь значимый объект в кратчайший срок, да еще с соблюдением всех строительных норм, было немыслимо. Жертвовали качеством, понимая, что начальство, которому зачем-то понадобилась эта гонка, все равно прикроет и с кем надо договорится.
А недоделки — обычное явление при советской штурмовщине: потом исправим. В итоге в начале 1967 года акт приемки комплекса не был согласован едва ли не с половиной надзорных инстанций. Набралось около десятка страниц с описанием недоделок. Не подписали акт и пожарные, отметив свое «особое мнение» по безопасности объекта.
По свидетельству очевидцев, Гришин буквально вытолкал всех несогласных за дверь и отправился торжественно перерезать ленточку. А уже 27 июня въехал в горком на освободившееся место Егорычева. Включенная в «Книгу рекордов Гиннесса» как самая большая гостиница Европы номерной фонд — 3182 номера на 5300 человек «Россия» входила в историю с массой недоделок… Сигнал с радиоузла Десять лет безоблачного правления в столице Виктора Гришина гостиница «Россия» поражала москвичей и зарубежных гостей своими размерами и несуразными формами. За это время через нее прошли миллионы постояльцев.
В номерах снималась шпионская «Ошибка резидента», в ресторане на 22-м этаже под шум кинокамеры лихо отплясывали Валико и Рубик-джан из «Мимино». Выступать в концертном зале гостиницы, втором по престижности после Колонного зала Дома Союзов, считали за честь главные звезды советской эстрады. Что было далеко не так просто, ибо даже самый большой в СССР отель никогда не пустовал. Тем более что обилие иностранцев делало его важным объектом для работы спецслужб.
Теперь уже не секрет, что у КГБ в «России» существовали отдельные номера для собственных сотрудников и номера, в стены которых была вмонтирована подслушивающая аппаратура для особо значимых персон, которых тут селили. Гостиница работала, но и через десять лет после ее ввода в эксплуатацию никто не удосужился ликвидировать те недоделки, с которыми объект принимали под юбилей. Сдали и забыли, надеясь на авось. Пожарные ежегодно представляли дирекции свои грозные требования об устранении недостатков, на что те просто махали рукой.
Последнее предупреждение от пожнадзора потупило аккурат в утро перед трагедией. Однако повешенное на стене ружье в виде конструкционных недоделок рано или поздно должно было выстрелить. И пальнуло оно так, что вся столица содрогнулась. Вечером в пятницу, 25 февраля 1977 года Москва и ее гости наслаждались заслуженным за рабочую неделю отдыхом.
Счастливчики, сумевшие достать билеты на концерт Аркадия Райкина, битком набили зал на 2600 местах по списку странным образом оказались около трех тысяч зрителей. Великий актер рассказывал историю своего посещения «Греческого зала», отчего публика буквально каталась по полу со смеху. А в ресторане на 22-м этаже, в банкетном зале северной высотной пристройки, окна которого выходили на изящные церкви Варварки тогда еще улицу Стеньки Разина , группа выпускников механического факультета МВТУ имени Баумана отмечала 20-летие выпуска. Пришли 26 человек и веселились от души.
Всего же в переполненном зале ресторана гуляли до 250 человек. Бойкие официанты лихо подносили из-под полы посетителям запасы импортного алкоголя, оставшегося после празднования Дня Советской Армии и Военно-морского флота. Веселились и постояльцы в своих номерах — пятница в СССР всегда была поводом для особого отдохновения души и тела. Впоследствии пожарные и спасатели отмечали, что очень многие из жильцов были изрядно навеселе и слабо ориентировались в происходящем.
Видимо, очень радовались за космонавтов «Союза-24» Виктора Горбатко и Юрия Глазкова, репортаж о возвращении которых как раз в это время транслировали по центральному телевидению. Свои поводы для веселья были в радиоузле так называемая служба слабых токов на пятом этаже северного корпуса. К двум дежурным смены пришли в гости два приятеля, которые привели с собой дам. Понятное дело, пятница-развратница, пришли не только чаю попить — гульба шла вовсю.
Дабы освежиться, кто-то из гостей включил в соседней комнате кофейник, но за очередным тостом о нем забыли. Видимо, нашлись дела поважнее. Раскаленный кофейник прожег стол и упал на пол возле шкафа, где находилась большая бухта телефонного провода. Она-то и полыхнула.
Официальное следствие подобными данными не располагало. По утверждению возглавлявшего экспертную комиссию по расследованию причин пожара Игоря Таубкина, в итоговых документах уголовного дела было записано: «Установить категорически и однозначно техническую причину пожара экспертными методами не представилось возможным». В любом случае в радиоузле запах дыма почувствовали приблизительно в 20. Как именно пыталась справиться с возгоранием и пыталась ли вообще это сделать пьяная компания «радистов» и их разгулявшиеся гости, осталось непонятным.
Вроде бы какая-то возня имела место, но то ли действительно кто-то пытался тушить пламя, то ли просто сматывали удочки и спасали вещички, все это покрыто алкогольным туманом.
Основная статья: Пожар в гостинице «Россия» 25 февраля 1977 года Вечером 25 февраля 1977 года в гостинице «Россия» произошёл сильный пожар. Сигнал о пожаре поступил на пульт пожарной охраны в 21:24. Ещё до поступления звонков о пожаре сработали лампочки на пульте , связанном с дымовыми датчиками , установленными в каждом номере. Начальник первого прибывшего по тревоге на место происшествия экипажа присвоил пожару пятую высшую категорию опасности.
Люди, находившиеся выше 12 этажа, в том числе посетители ресторанов на 17-м и 22-м этажах, оказались в ловушке. Огонь распространялся с высокой скоростью — есть версия, что виной тому были синтетические ковровые покрытия и обои. На место пожара выехали значительные пожарные силы Москвы и Московской области — в общей сложности было задействовано до 1400 сотрудников пожарной охраны, в том числе 168 офицеров и 573 газодымозащитника, а также 35 автоцистерн с водой, 61 автонасос, 97 водяных стволов, 19 автолестниц, 8 машин ГЗДС и 19 специальных автоходов. Из Московской области дополнительно были вызваны 19 механических лестниц. В результате пожара погибло 42 человека, в том числе пять сотрудников гостиницы.
Травмы различной степени тяжести получили 52 человека, в том числе 13 пожарных. Были эвакуированы более 1000 человек. Выгорели более 100 гостиничных номеров экстра-класса, оснащенные зарубежной бытовой техникой.
Евгений Цимбалистов погиб в 2011 году в возрасте 57 лет. Его застрелили в подъезде дома на улице Большие Каменщики. Обстоятельства его смерти до сих пор остаются неясными. Из него можно сделать важные выводы, которые помогут предотвратить подобные катастрофы в будущем: Важно обеспечить безопасность в зданиях.
Слабые места в системе пожаротушения и эвакуации могут стать причиной многих жертв в случае пожара. Необходимо обеспечить быстрое реагирование на возгорание с помощью современной техники и оборудования. Важно не забывать о предосторожности. Размещение видеокамер, дверных замков и других мер защиты позволит избежать стрельбы и других преступлений, как это произошло с гендиректором гостиницы «Россия» Евгением Цимбалистовым.