Советские фильмы про школу помогают разрушить стену непонимания между поколениями – если вдуматься, то освещённые в них проблемы актуальны во все времена! Список лучших фильмов СССР включает детские кинокартины Советского Союза для ребят от 7 до 12 лет, а также кино про школу и подростков. Однако это тонкое кино будет интересно любому старшекласснику – ведь вопросы, которые ставит фильм, актуальны и сегодня.
30 лучших советских фильмов о школе. Любим до сих пор!
классика кинемотографа эпохи СССР для детей. Фильмы про СССР. Список лучших фильмов СССР включает детские кинокартины Советского Союза для ребят от 7 до 12 лет, а также кино про школу и подростков. Добрые и смешные, трогательные и ностальгические — смотрите онлайн лучшие советские комедии про школу. Жанровый канон «школьного фильма» появляется в картине «Красный галстук» (1948 г.), поставленной по сценарию Сергея Михалкова.
Музей СССР в ЭТНОМИРе
- 25 русских фильмов о подростках и школе
- «Больше свободы»: пять небанальных советских фильмов о детях
- Злые розыгрыши, жестокие дети. Лучшие советские фильмы про школу | Аргументы и Факты
- 12 лучших советских фильмов про школу
- Молодёжь в СССР: топ-15 советских фильмов про подростков
Советские фильмы про школу: что посмотреть с ребёнком перед началом учебного года?
Мы подготовили подборку познавательных и полезных фильмов об учениках, которые покажут ребятам школьную жизнь со стороны. Школьные драмы в советском кино. Советских фильмов про школу много. Елена Кушнир рассказывает о советских детских фильмах, авторы которых словно бы всегда знали, что утопический мир Алисы мы увидим только в игре Atomic Heart.
Советские фильмы про школу: что посмотреть с ребёнком перед началом учебного года?
5 лучших советских фильмов про школу. Эти фильмы видел, наверное, каждый советский школьник, у которого дома был телевизор. Лучшие советские фильмы про школу по рейтингу и новые 2023 года, которые уже вышли в хорошем качестве онлайн: Чучело (1983), Доживем до понедельника (1968), Розыгрыш (1976), А если это любовь? Отношения учеников и учителей, первая подростковая любовь, детский буллинг и настоящее насилие — как в советских фильмах показывали школу и школьников.
Советские фильмы про школу: что посмотреть с ребёнком перед началом учебного года?
Мать Кати очень счастлива во втором браке, поэтому хорошо понимает дочь. Роман находит поддержку у отца, давно и безответно любящего Катину маму. Но рядом ходят люди, ничего не знающие о любви. Георгий Полонский выступил в роли автора сценария, который является его дипломной работой. Кроме того, это единственный фильм, в котором Ростоцкий снял свою жену — актрису Нину Меньшикову. Три дня из жизни школы, в которую недавно пришла работать бывшая выпускница Наташа Горелова. В этой же школе учителем истории работает Илья Семенович Мельников. Он много размышляет, строго и требовательно спрашивает. Ему знакомы и сомнения, и моменты усталости, и неудовлетворенность. И Мельников не всегда прав.
Но он борется, ищет, любит, преодолевает трудности и сомнения. Фильм о сложных взаимоотношениях учеников и педагогов, о том, как важно встретить в жизни настоящего Учителя.
Коммунизм для них — лишь иллюзия, притворство. Ещё до того, как дети начинают требовать ключ от сейфа, Володя, у отца которого большие связи, предлагает поместить больную мать Елены Сергеевны "по блату" в клинику к академику, где она точно поправится. По сути, Елена Сергеевна легко отказывается от собственных "идеалов" в обмен на выгоду — её матери помогут вне очереди, по блату! При этом она наотрез отказывается помочь ребятам в подмене экзаменационных вариантов.
Поэтому, когда учительница рассуждает о морали, произносит советские лозунги о честности, ребята поднимают её на смех. Елена Сергеевна сама не верит в то, что говорит, не хочет принимать действительное положение дел в стране. Они издеваются над учительницей: громят её квартиру, обыскивают учительницу, шантажируют, доводят до слёз и даже не чувствуют себя виноватыми. Володя считает, что мораль — вещь субъективная. Эльдар Рязанов очень наглядно показывает то, о чём все думали, но не говорили. Вместо улыбчивого, честного и довольного своей жизнью на экран выходят настоящие дети перестройки.
Алчные, эгоистичные, готовые предать друг друга, даже продать свою девственность ради выгоды. Мы видим явное падение моральных принципов: 17-летние дети курят прямо при учительнице, напиваются, выражаются нецензурно, что, по их словам, исходят из советской школы. Красной нитью через весь фильм проходит тема насилия. Паша даёт Ляле пощёчину, Володя избивает Витьку, домогается до Ляли. Такое поведение школьников — ужасает. Екатерина Акименко Left Right Таким образом, фильмы были очень добрыми, каждый из них чему-то учил.
Большое внимание уделялось дружбе и любви, делался акцент на необходимости и важности образования, честь и совесть должны были быть присущими каждому.
Режиссер: Павел Любимов. Последний звонок. Десятиклассники Зося и Гоша любят друг друга.
После окончания школы они собираются пожениться. Но во время выпускных экзаменов Зося понимает, что беременна. Гоша, узнав об этом, резко меняет свое отношение к девушке. Не захотев обременять себя ребенком, он женится на безответно влюбленной в него Дине.
Оказавшись в сложной ситуации, Зося не опускает руки. Она отказывается делать аборт, уходит от родителей и устраивается работать на стройку. Спустя год на вечере выпускников вчерашние одноклассники встречаются друг с другом. Многое изменилось в их жизни за это время.
Узнав о сыне, Гоша просит разрешения его увидеть. Но Зося так и оставляет без ответа его просьбу. Что узнали: в СССР секс все-таки был. Тема интимных отношений между школьниками в советском кинематографе до этого фильма особо не поднималась.
Но как бы сложно не было, за свое счастье надо не бояться бороться. Рома и Катя — это история советских «Ромео и Джульетты». Катя Шевченко переезжает в другой район и в новой школе знакомится с Романом Лавочкиным. Постепенно их дружба перерастает в любовь.
Женя Александрова, дочь красного командира, на даче под Москвой знакомится с Тимуром. Ее сестра Ольга принимает Тимура за хулигана и препятствует дружбе младшей сестры с ним. На самом же деле Тимур возглавил группу пионеров, которые тайно оказывают помощь семьям красноармейцев.
В дачном поселке орудует банда хулиганов, возглавляемая Мишкой Квакиным. Пионеры «воспитывают» хулиганов своими способами — ультиматумами, силой и внушением. Кто же не зачитывался Гайдаром и его историями про очаровательного правильного пионера Тимура, хулигана Квакина и девочку Женю?
Особенно я была рада, когда мне попала кассета с кинолентой конца 80-х прошлого века. Да, школьной доски и учителей здесь нет, но образ правильных пионеров вызывал симпатию. Да и дети играют совсем по-взрослому.
Пусть он не всегда бывает прав, но он борется, ищет, любит, преодолевает трудности и сомнения. Неторопливое повествование черно-белого кино тем не менее передает все краски переживаний как юных героев, так и взрослых. Здесь тебе и разные учителя — как хорошие, так и плохие, — и разные школьники: добрые, самовлюбленные, отзывчивые, жестокие… И «Иволга», которую наигрывает меланхоличный учитель Мельников.
История чистой, мужественной и самоотверженной девочки Лены, прозванной одноклассниками Чучелом, заставит вас на многое взглянуть другими глазами. Честно — никогда особо не любила ни книгу, не фильм. Но Кристина Орбакайте и Юрий Никулин играют так, что всему веришь.
Но это действительно было — завистливые дети, которые могут запросто не принять «белую ворону» и планомерно изводить; родители, которым чаще всего не до детских проблем; да и учителя, которые могут умыть руки и не лезть в распри класса. Но задуматься заставляет всех. Они совсем не похожи друг на друга, но это только помогает им выпутываться из историй, в которые они постоянно попадают!
Наверное, самый любимый сериал про школу — смеяться можно каждые пять минут, потому что Петя с Васей не дают заскучать. Много музыки, самой разной. Красивая и донельзя правильная отличница Маша.
Школьный колорит детских лет во всей красе. Обязательно смотреть всей семьей! Кстати, у них еще и продолжение есть — «Каникулы Петрова и Васечкина», тоже стоит глянуть под закат лета.
Пятый «Б» назначает неопытной классной даме испытательный срок и берет шефство в свои руки. Но для нее все заканчивается благополучно, Татьяна Ивановна одерживает неоспоримую победу со счетом 4:0. Все же помнят молодых учителей, только-только окончивших институт и пришедших в школу?
2. В моей смерти прошу винить Клаву К., 1979
- Российские и советские фильмы про школу и первоклассников
- 25 русских фильмов о подростках и школе - Новости кино и кинотеатров на одном сайте
- Навигация по записям
- Вход на сайт
- Эволюция «школьного фильма» в советском кино | Уроки истории XX век
- Приключения белой вороны: Эволюция «школьного фильма» в советском кино
Ошибки и успехи учителей в советском кино
Но как не раз уже нам приходилось убеждаться в наших исторических экскурсах, чем лучше обстоят дела с жанром, чем крепче и мастеровитее его конструкции, тем больше энергии может черпать в его разрушении или размывании авторский кинематограф. Так, по-настоящему «авторский» фильм «Друг мой, Колька» опирается именно на жанровую схему. В основе фильма — напряженная сюжетная интрига, и ведут ее не школьники, а взрослые. С одной стороны, это старшая пионервожатая в исполнении Антонины Дмитриевой — чиновница, бюрократка, сухарь, требующая исполнения буквы закона. С другой стороны, это рабочий-наставник, откомандированный производством работать с детьми в исполнении Анатолия Кузнецова — он против трескучего формализма, начетничества и уравниловки. Конфликт этих взрослых в школьных стенах — классический конфликт либерала и консерватора, и поводом для этого конфликта становится ученик Колька Снегирев. Речь идет, конечно же, не о том, казнить Кольку, столь непохожего на других детей — или миловать. Речь идет о том, что мерой вещей теперь становится человек.
И, как мы теперь понимаем — на дистанции исторического опыта, сутью фильма является шестидесятническая утопия об идеальном обществе, о гармонии Частного и Целого. История шла очень быстро. Это сейчас мы живем, завалив ухо — он опять поспал немножко, и опять взглянул в окошко, а с платформы говорят…это, дорогие россияне, у нас все еще нулевые… А тогда что ни год, то погребали эпоху. Оттепель, начавшись в 1955-ом или 1956-ом году, закончилась уже в начале 60-х. Позорище с Пастернаком и голосованием писателей, выступление Хрущева в Манеже, процесс над Синявским и Даниэлем, высылка Бродского, «Застава Ильича» на полке — это мы только про культуру сейчас… Пришли люди в одинаковых шляпах и добротных макинтошах в пол — начался застой. Но прежде него на каких-то несколько лет дана была странная передышка — не то, что глоток воздуха, а словно форточку забыли прикрыть. В кино не было, пожалуй, периода более плодотворного и богатого на шедевры — достаточно назвать «Крылья» Шепитько, «Андрей Рублев» Тарковского, «Долгие проводы» Муратовой, «Июльский дождь» Хуциева, «Друзья и годы» Соколова, «В огне брода нет» Панфилова… И нужды нет, что «Комиссара» или «Скверный анекдот» не выпустили на экран; поразительно, что вообще попустили их снять и завершить!
И «Звонят, откройте дверь! Действие одного происходит в шестидесятые, второго — в двадцатые. Но оба фильма можно считать прощанием с шестидесятыми, а через них — и с двадцатыми. Как вы знаете, вся оттепель прошла под знаком рифмы с двадцатыми годами. Осуждение сталинизма и тоталитаризма проходило под знаменем возвращения к т. Шестидесятники одалживались смыслом и пафосом у двадцатых так же, как, скажем, Юрий Тынянов обращался за ними в двадцатые века девятнадцатого. Это потом Окуджава споет: Только топот мерный флейты голос нервный да надежды злые.
А тогда еще надежды не были «злыми», и не нервный голос флейты, а труба из незапятнанного как тогда казалось прошлого звала в светлое будущее. В фильме «Звонят, откройте дверь! Как и в предыдущем фильме, здесь возникает пионерская тема. Но за прошедшие пять лет многое изменилось. Пионеры относятся к этому заданию как к докучливой обязанности. Главная героиня озабочена не больше других, но влюблена в пионервожатого Сергей Никоненко. Поразительным образом двенадцатилетняя девочка исполняет сложнейшую сюиту усилий любви во всей ее полноте и глубине — первый восторг, желание заслужить взаимность, первое разочарование, готовность принять человека таким, как он есть, готовность принести себя в жертву и, наконец, окончательная утрата иллюзий.
Человек, которого она любит, — герой нового времени. Это забегавшийся и суетливый юный карьерист, который усердно пытается исполнять обязательную программу «правильного» комсомольца: учеба, спорт, общественная нагрузка. Он издерган, ничего не успевает, а тут несчастное дитя с челкой и бездонными глазищами путается под ногами. Никому не интересно, белая она ворона или серо-буро-малиновая в крапинку. Да и сама она вряд ли осознает свою исключительность. Просто жизнь в школе, на улице, в актовом зале движется непересекающимися потоками: она сама по себе, и те, кто рядом, вокруг, навстречу — сами по себе. Мы не запомним в этом фильме учителей, быстро забудем и одноклассников Лены.
В памяти останется маленькая фигурка с портфелем и мешком для сменной обуви, непреклонная в своем одиноком поиске Настоящего: настоящей любви, настоящего первого пионера, настоящего взрослого, который вот сейчас войдет в эту дверь и ответит на все вопросы. Важно, что этот настоящий взрослый, которого она все-таки найдет, не имеет никакого отношения к школе — это один из тех случайных людей, которых встречает Лена в своих безуспешных поисках. С точки зрения общественной пользы он — «никто», папа знакомого мальчика, рядовой музыкант из оркестровой ямы. И вот он соглашается пойти на собрание вместо первого пионера. Тем более, как ему кажется, ему есть, что рассказать: «Вот прошло много лет, может быть, больше прошло, чем осталось. Может, я ошибаюсь. Но наша жизнь — она ведь не продолжается непрерывно, нет, В конце концов, ее составляют какие-то минуты, какие-то годы — это кому как повезет — когда мы что-то очень сильно чувствуем, кого-то любим или работаем, если, конечно, работа по сердцу.
Остальное время как бы не в счет. Когда я смотрел и слушал, как этот парень трубит свои сигналы, то вот это и были эти минуты моей жизни. Но мы, к сожалению, не помним этих минут, потому что мы не замечаем их, вот в чем беда». Этот сбивчивый монолог — монолог музыканта, а не оратора, перебиваемый нервными жестами и неловкими паузами, завершается гимном молодости и прощанием с молодостью. Чистому и сильному звуку трубы, заполняющему небольшое помещение актового зала, некуда улететь — он упирается в стены школьного здания. Но маленький человек, до этого неуклюже вскарабкавшийся на сцену, вытягивается в одну поющую струну — на глазах у девочки с заплаканными глазами, взрослеющей в одно мгновение не на одну жизнь. Действие «Республики ШкИД» происходит в двадцатые годы.
Организовывается школа для беспризорников. Ее возглавляет Виктор Николаевич Сорокин по прозвищу Викниксор. Уже самим выбором актера на главную роль авторы заявляют концепцию фильма. Этим актером становится Сергей Юрский. Весь его облик и нелепый вид говорит зрителю о том, что это тот самый «человек с прыгающей походкой», неуместный, несвоевременный, человек из прошлой эпохи, о котором говорил Юрий Тынянов в романе «Смерть Вазир-Мухтара». Это «белая ворона», но теперь в ее роли выступает Наставник. Это «белая ворона», которая собирает в стаю других «белых ворон»: его воспитанники — подростки, по разным причинам выброшенные из жизни.
Уточнение: поскольку на дворе — начало двадцатых, а Викниксор очевидно из «бывших», то он не просто «белая ворона», а классический недобиток. А его подопечные, дети революции, гражданской войны и красного террора — тоже недобитые «белые вороны», подранки. Среди них есть бывшие дворянские дети, бывшие крестьянские, дети священников, интеллигентов, мирных обывателей, у них у всех разное происхождение, разное прошлое и разные обстоятельства. У многих погибли или пропали родители, они голодали, они воровали, они грязные, немытые, дикие и страшные.
У ребят есть с собой решенные варианты экзаменационных задач, которые они планируют подменить в сейфе. И далее следуют мерзкие попытки шантажа учительницы и самое что ни на есть острое противостояние двух разных поколений: с "устарелыми" принципами с одной стороны и с "раскованностью суждений" — с другой. Под конец фильма Володя делает вид, что хочет изнасиловать Лялю — после чего Елена Сергеевна отдаёт ключ и запирается в ванной. Ребята после всего случившегося уходят, не взяв ключ и просто оставив его на тумбочке, а у Ляли начинается истерика. В её квартире висят портреты советских вождей, она живёт аскетично, говорит лозунгами СССР, призываю ребят к высоким моральным ценностям. Коммунизм для них — лишь иллюзия, притворство. Ещё до того, как дети начинают требовать ключ от сейфа, Володя, у отца которого большие связи, предлагает поместить больную мать Елены Сергеевны "по блату" в клинику к академику, где она точно поправится. По сути, Елена Сергеевна легко отказывается от собственных "идеалов" в обмен на выгоду — её матери помогут вне очереди, по блату! При этом она наотрез отказывается помочь ребятам в подмене экзаменационных вариантов. Поэтому, когда учительница рассуждает о морали, произносит советские лозунги о честности, ребята поднимают её на смех. Елена Сергеевна сама не верит в то, что говорит, не хочет принимать действительное положение дел в стране. Они издеваются над учительницей: громят её квартиру, обыскивают учительницу, шантажируют, доводят до слёз и даже не чувствуют себя виноватыми. Володя считает, что мораль — вещь субъективная. Эльдар Рязанов очень наглядно показывает то, о чём все думали, но не говорили. Вместо улыбчивого, честного и довольного своей жизнью на экран выходят настоящие дети перестройки. Алчные, эгоистичные, готовые предать друг друга, даже продать свою девственность ради выгоды. Мы видим явное падение моральных принципов: 17-летние дети курят прямо при учительнице, напиваются, выражаются нецензурно, что, по их словам, исходят из советской школы.
СССР, 1963г. Что может случиться, если прогулять школу? Ленивый ученик Баранкин превращается в маленького человечка, которого ждет много опасностей в мире насекомых. Опять двойка. СССР, 1957г. Специальный корреспондент Мурзилка отправляется на задание, чтобы выяснить, за что мальчик из картины Фёдора Решетникова «Опять двойка» получил плохую оценку. Федя Зайцев. СССР, 1947г. Перед началом учебного года, классы в школе были отремонтированы, но Федя Зайцев первым пришел в школу и нарисовал на стене человечка. Конечно, мальчик не смог сразу признаться, что в этой шалости виноват именно он и вся вина за содеянное падает на соседа по парте. Федю мучают угрызения совести, но сможет ли он признаться в том, что сделал? Проделкин в школе. СССР, 1974г. Мультфильм о трёх историях из жизни школьника Проделкина: Как Проделкин читал стенгазету; Как Проделкин боролся за успеваемость; Как Проделкин исправился. Мы ищем кляксу. Школьники хотят поймать кляксу, которая пачкает тетради. На пути их ждут очень захватывающие приключения. СССР, 1982г. Чертенок учится в специальной школе. При прохождении темы на уроке про «Любовь», его ответ совсем не нравится учителю. Как же будут дальше разворачиваться события? Волшебный магазин. СССР, 1953г. Ленивый школьник попадает в волшебный магазин, где ему подают волшебные вещи, которые помогают добиться всего без труда и без науки. Но позже школьник убеждается, что не всегда волшебство может помочь… История с единицей. СССР, 1975г. Барабанов плохо учится по английскому языку, за что получил на уроке единицу. Сначала мальчика это никак не беспокоит, но единица настолько к нему привязывается, что мешает обычной жизни. Как он с этим справится? Россия, 2004г. Мультфильм - смешная пародия на школьные темы. Советские фильмы про школу Внимание, черепаха! СССР, 1970г. Двое первоклассников захотели провести эксперимент, что будет если положить черепаху под танк. Но их одноклассница Таня не может этого допустить и привлекает с спасению животного детей и взрослых. Приключения Электроника.
Уважение к старшему поколению и учителям было важным аспектом воспитания. Именно такие ценности, как нам кажется транслировались на общество того времени. Мы решили провести опрос, чтобы проверить наши предположения. В нем приняли участие те, кто был школьником в 1960-1980-е годы, чтобы выявить особенностей влияния кинематографа на подростков того времени. Опрос По результатам опроса, в 1960-1980 годах фильмы про школу были очень популярны среди школьников. На вопрос «Были ли в Вашем подростковом возрасте популярны фильмы про школу? По словам участников опроса, в этих фильмах, чётко и ясно показана реальность того времени. Они были доступны для понимания и близки всем школьникам того времени. Самые любимые фильмы молодёжи тех годов: «Тимур и его команда», «Приключения Электроника», «Чучело», «Приключения Петрова и Васечкина», «Гостья из будущего», «Доживём до понедельника», «Чудак из 5 б». Главные герои были ровесниками зрителей, жили точно такой же жизнью, в понятном и привычном мире того времени. Они становились примерами для подражания, друзьями и товарищами. Любимые герои у каждого свои, но всех объединяет любовь к труду, патриотизм, целеустремленность, честность и отвага. Желание всем помочь и самоотверженность Тимура и его команды восхищали и в глазах зрителей ребята становились героями. Кроме Тимура подрастающее поколения восхищали: Сыроежкин из «Приключений Электроника», Лена из «Чучела», Коля из «Гостьи из будущего», учитель истории из «Доживём до понедельника». Через кинематограф 1960-1980х годов в умы школьников закладывались такие нравственные понятия, как доброта, смелость, честность, трудолюбие, любовь к родине, уважение к другим, ответственность за свои поступки. Также главные герои учили настоящей дружбе, «способности пожертвовать чем-то ради настоящей дружбы». В фильме "Доживем до понедельника" показано противостояние взрослых и детей.
ТОП-20: Лучшие советские фильмы о школе 80-х годов
легендарный советский мини-сериал про вечернюю школу "Большая перемена". реально малоизвестно), кого интересует советская эпоха глазами современников - велкам. Каждый день, как правило, пост про один фильм, иногда про два. Слегка разношёрстная подборка о школе, школьниках и выпускниках – Самые лучшие и интересные новости по теме: Киноподборка, подборки фильмов, фильмы о школе на развлекательном портале
12 лучших советских фильмов про школу
Образование - 13 сентября 2013 - Новости Челябинска - Классика советских фильмов о школе и подростках. подборка Афиши. Смотреть старые советские и зарубежные фильмы про школу, описание, отзывы.
Вам и не снилось… (1980)
- 100 лучших советских фильмов про школу
- Советские фильмы про школу и школьную любовь: список лучших картин
- 30 лучших советских фильмов про школу и школьников
- Советские фильмы про школу и школьников | Советские молодежные фильмы
- Доживём до понедельника