Бухарские евреи — так называют евреев, переселившихся на территорию Таджикистана и соседних государств Среднеазиатского региона после разрушения Второго Храма. С 3 марта по 18 июня 2023 года в Еврейском музее и центре толерантности проходит выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». Министр иностранных дел Узбекистан Абдулазиз Камилов 13 февраля принял делегацию Всемирного конгресса бухарских евреев. От имени правления Всемирного Конгресса бухарских евреев, Лев Леваев передал чек на сумму 2,857,000 шекелей на стипендии 1012 бухарским студентам Израиля. В Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка "Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций".
Выставка о культуре бухарских евреев проходит в Москве - Россия 24
О причинах этого явления и о судьбе бухарских евреев мы поговорили с хазаном Ново-махаллинской синагоги Бухары Лазарем Боруховым. Как особый еврейский субэтнос бухарские евреи окончательно сформировались в XVIII веке на территории центральноазиатских мусульманских государств: Бухарского эмирата. Бухарские евреи-воины совершили множество героических подвигов, били врага, не жалея сил, отдавая жизнь во имя Победы. СРЕДНЕАЗИАТСКИЕ ЕВРЕИ, бухарские евреи (самоназвания – бухори, яхудиёни бухори), этнич. группа евреев в Ср. Азии.
Выставка - Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций (03 марта 2023 )
Юлия и Алексей Акимовы.
Мы постоянно помним, какой ценой было завоёвано счастье. Потому что среди тех миллионов погибших во время Второй Мировой войны было шесть миллионов евреев, среди них несколько десятков тысяч бухарских евреев» — сказал Р. Кроме того, Рафель Некталов от имени бухарскоеврейской общественности, конгресса бухарских евреев США и Канады «…выразил огромную благодарность, президенту страны Шавкату Миромоновичу Мирзиёеву за то, что в Узбекистане всем национальным общинам и конфессиям предоставлены равные права соблюдать религиозные правила и законы». Еще одним знаковым событием этого дня явился экономический бизнес-форум в мэрии Коканда, который помог познакомить гостей нашей страны с новыми возможностями для иностранных инвестиций в Ферганской области. Ведь ни для кого не секрет, что узбекская экономика в последние несколько лет совершает рывок. О своих впечатлениях об увиденном, изменившихся городах, буквально переживающих новый ренессанс и самое главное об узбекистанцах, сохранивших свое гостеприимство, позволяющее чувствовать себя в стране, как в родном доме, рассказали члены делегации бухарских евреев во время своей встречи в Комитете по межнациональным отношениям и дружественным связям с зарубежными странами. В этой встрече приняли участие руководители Комитета, представители общества дружбы «Узбекистан-США».
На нем изображали магендавид и писали имена ангелов. Такие амулеты вешали на все стены в доме: считалось, что они оберегают жилище от нечистой силы с четырех сторон. Многие еврейские амулеты предназначались для защиты новорожденных от демоницы Лилит. Согласно поверьям, дети были практически беззащитны перед магическими силами, и потому ребенка от рождения до обрезания или имянаречения следовало охранять. Детские амулеты, как правило, украшали растительными орнаментами и магендавидом. Румоли пулакчи — женский головной убор бухарских евреев. Еврейский музей и центр толерантности, МоскваТупи тос — головной убор бухарских евреев. Еврейский музей и центр толерантности, МоскваХупа — женский свадебный балдахин бухарских евреев. Еврейский музей и центр толерантности, Москва Важное место в экспозиции отведено традиционной одежде бухарских евреев и образцам ткачества и золотого шитья. Так, на выставке представлен головной убор тупи тос: это золотошвейная тюбетейка, расшитая в технике замин дузи — сплошной вышивкой золотой нитью. Поверх тупи тос бухарские еврейки носили в праздничные дни сетчатый треугольный платок румоли пулакчи белого цвета, декорированный золотистыми пайетками. Впервые девушка надевала его во время бракосочетания под свадебным балдахином хупой.
На съезд прибыли более 1000 раввинов со всего мира. В присутствии главного сефардского раввина Израиля Шломо Амара, главного раввина всемирной бухарской общины Пинхаса Хакоэна Рабина, главного раввина Узбекистана и Центральной Азии Давида Гуревича и многих других влиятельных религиозных деятелей, президент Всемирного Бухарского Конгресса Леви Леваев вручил стипендии восьмистам лучшим ученикам, посвятившим себя изучению Торы, на общую сумму более полмиллиона шекелей. Г-н Леваев пожелал студентам успехов и рассказал, что, поскольку Конгресс считает поддержку образования среди молодежи одной из своих важнейших задач, было решено выделить определенную сумму в качестве стипендии ученикам ешив. С той же преданностью в сердце мы открыли сеть учебных заведений Ор Авнер и, в результате нашей работы, мы видим здесь свыше тысячи ученых молодых людей, представляющих бухарскую общину", — сказал в своем выступлении Лев Леваев.
Абдулазиз Камилов принял делегацию Всемирного конгресса бухарских евреев
Экспонат выставки «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». Еврейский музей и центр толерантности, Москва. Фотография предоставлена организаторами Бухарские евреи. Фотография предоставлена организаторами Экспозиция располагается в центральном лобби музея и продолжается в левой галерее.
С репатриацией из Центральной Азии в 1990-х годах четвертой алии около 22 тыс. Многовековое пребывание в Средней Азии среди враждебного мусульманского окружения приучила их жить в закрытых общинах большими семейными кланами. Это повлияло на их поведение и за пределами региона. Так, в Израиле прибывшие в первые две волны алии существовали некоторое время как закрытые этнические группы. Первая бухарская алия, хотя и жертвовала деньги благотворительным учреждениям сефардов и ашкеназов, жила изолированно в созданном ею иерусалимском квартале Реховот, ныне Шхунат На-бухарим. Затем к ней присоединилась и вторая алия бухарских евреев. Они сочетались браками внутри общины, устраивали отдельные синагоги, совместно отмечали еврейские праздники и соблюдали другие традиции. А покидавшие квартал и на новых местах в основном селились компактно. Лишь через несколько десятилетий они начали постепенно ассимилироваться с другими еврейскими этническими группами. Когда в 1970—1990-х годах прибыли третья и особенно четвертая алия, то "старожилы" обнаружили у приехавших родственников совершенно иную ментальность.
Поэтому попытки обеих сторон объединиться для решения вопросов культурного наследия, образования и адаптации вновь прибывших пока не дали желаемых результатов. Вместе с тем бухарские евреи последних волн алии почти не объединяются с организациями репатриантов-ашкеназов из СССР, несмотря на то что у тех из них, кто вырос в Центральной Азии, язык общения в основном русский. Причины такого положения кроются в ментальных различиях обеих этнических групп. Бухарские евреи двух последних волн, как когда-то представители их первых двух волн алии, сочетаются браком в своей общине, строят отдельные синагоги, вместе соблюдают еврейские традиции в форме, принятой ими в Центральной Азии. Даже между третьей и четвертой волнами алии есть отличия. Представители последней волны менее религиозны, несмотря на то что многие из них соблюдают национальные традиции, к тому же они более образованные. Среди них намного больше кандидатов и докторов наук, немало писателей, певцов, танцоров, музыкантов, художников. Репатрианты же предыдущих волн были в основном торговцами и ремесленниками. Так как падение общественного статуса у бухарских евреев последней волны проходит более резко, чем у прибывших прежде, то они острее переживают эмиграционную депрессию и кризис, связанный с разрушением традиционного семейного уклада. Еще в последней четверти XX века в традиционной большой семье бухарских евреев, живших в Средней Азии, стариков, возглавлявших кланы, сменили более образованные представители этих семей, часто занимавшие важные государственные должности.
С переездом в Израиль и США семейные лидеры утратили свой профессиональный статус, потому многие из них потеряли и прежний высокий семейный авторитет. Кстати, в Израиле процесс адаптации бухарских евреев проходит легче, чем в США: в первом случае образ жизни более похож на тот, который они вели в Средней Азии. В 1999—2000 годах, после безуспешной попытки провести в кнессет свою партию "Лев", многие бухарские евреи сделали шаг в сторону религиозной партии "ШАС", поддержав ее на парламентских выборах 1999 года. В результате успеха этой партии их молодой лидер Амнон Коэн стал членом кнессета, а многие объединения бухарских евреев стали получать материальную помощь благодаря усилиям "ШАС". Под ее влиянием у нее есть отделения по всей стране в жизни репатриантов последней волны религия стала занимать более весомое место. Однако со второй половины 2000 года в этой среде весьма активно заявляет о себе религиозная организация "Ор-Авнер". Всего за шесть месяцев под ее крылом во многих городах были созданы религиозные общины двух последних волн. Объединение бухарских евреев Израиля и всех их общин, обосновавшихся в разных странах, в единую организацию с разветвленной структурой увенчалось созданием Всемирного конгресса бухарских евреев, учредительный съезд которого состоялся в торжественной обстановке 26 ноября 2000 года в Иерусалиме. Работа съезда проходила в пяти секциях. Выступавшие говорили на иврите, бухарско-еврейском и русском языках.
У конгресса два основных отдела: в Израиле и в США. В каждом отделе есть несколько комитетов, ведающих делами общин бухарских евреев во всем мире. Также у конгресса есть раввинат. Подробнее о бухарских евреях и их жизни читайте тут Вконтакте.
На выставке также были представлены экспонаты из собрания Российского этнографического музея, Фонда Марджани и частных коллекций. В день открытия в лобби-баре гостей ожидали заботливо приготовленные традиционные блюда еврейско-бухарской кухни. По словам создателей проекта, экспозиции подобного масштаба и наполнения еще не было ни в одном этнографическом, еврейском или художественном музее.
Подрубрики
- В Москве открылась выставка о бухарских евреях
- Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций | Madan
- Другие выставки
- Наши услуги, которые могут быть Вам интересны
- Расселение
Самое интересное
- Еврейский музей представляет выставку «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций»
- Бухарские евреи - одна из древнейших еврейских общин
- В Москве откроется выставка об истории и культуре бухарских евреев
- Подрубрики
- В Москве открылась выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций»
- Гости «бухарского» ужина в новом ресторане Loomi | Posta-Magazine
В Центре толерантности открылась выставка, посвященная бухарским евреям
Проект посвящен истории и культуре бухарских евреев как феномену особой еврейской идентичности в контексте культур Центральной Азии. Бухарские евреи — одна из этнических групп еврейского народа, история которой уходит в глубину веков. ноги скрестили по-Бухарски. Шестого сентября в Коканде собралась большая делегация бухарских евреев, приехавших из разных стран мира. Читайте последние новости дня по теме бухарские евреи: В Москве открылась выставка, рассказывающая о жизни бухарских евреев, Камилов и Всемирный конгресс бухарских.
Бухарские евреи
Как особый еврейский субэтнос бухарские евреи окончательно сформировались в XVIII веке на территории центральноазиатских мусульманских государств: Бухарского эмирата. Масштабный проект посвящен культуре бухарских евреев как феномену особой еврейской идентичности в контексте культур Центральной Азии. ноги скрестили по-Бухарски. Слышал, что персидские и бухарские евреи лучше всего сохранили древний иудейский типаж. Читайте последние новости дня по теме бухарские евреи: В Москве открылась выставка, рассказывающая о жизни бухарских евреев, Камилов и Всемирный конгресс бухарских. В Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка "Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций".
Материалы по теме
- Оставайтесь на связи
- Вернутся ли бухарские евреи в Таджикистан? :
- Бухарские евреи в Израиле
- бухарские евреи - последние новости сегодня и главные события по теме - Sputnik Узбекистан
- Содержание номера
- Вернутся ли бухарские евреи в Таджикистан?
«Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций»: редкие экспонаты в Еврейском музее
Бухарские евреи | Энциклопедия иудаизма онлайн на Толдот.ру | в Бухарско-еврейском театре при Наркомпросе Узбекской ССР в 1932 году. |
Еврейский музей представляет выставку «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций» | НЭБ | Впервые история и культура бухарских евреев показана как феномен особой еврейской идентичности в контексте культур Центральной Азии. |
Последние бухарские евреи — фоторепортаж | С 3 марта по 3 сентября 2023 года Еврейский музей и центр толерантности совместно с Музеев истории евреев России представил выставку «Бухарские евреи: на пер. |
Абдулазиз Камилов принял делегацию Всемирного конгресса бухарских евреев | Невозможно было описать антропонимию бухарских евреев, не зная языка, историю, традиций этого народа, все эти аспекты взаимосвязаны. |
В Москве прошла презентация книги «Елена Коровай: иной взгляд. Бухарские евреи в русской культуре» | Более других преуспели в этом бухарские евреи, предпринявшие попытку связать разбросанные по нескольким континентам общины в единую организацию. |
Г.Хидоятов: Бухарские евреи - кто они и откуда пришли в Благородную Бухару?
Масштабный проект посвящен культуре бухарских евреев как феномену особой еврейской идентичности в контексте культур Центральной Азии. Фотографии из репортажа РИА Новости 02.03.2023: Выставка "Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций" | Больше фото в банке визуального контента медиагруппы «Россия. Бухарские евреи в русской культуре» не только восполнили этот пробел, но и воссоздали смысловой контекст того времени.
Вернутся ли бухарские евреи в Таджикистан?
Кажется, эти люди умеют получать удовольствие от жизни! Немного фактов о бухарских евреях - Сегодня в мире 250 000 бухарских евреев. Раввина благословляют так: «Чтоб вы были живы и здоровы на службу народа». И он умеет все: он и шойхет специалист по забою скота , и моэль специалист по обрезанию , и хазан ведущий молитву , и сойфер переписчик текстов , и специалист по похоронам. У него есть группа представителей во всем мире, они платят членские взносы.
Бухарцев интересовали слухи о правовых ограничениях, действовавших в стране в отношении евреев, и возможность въезжать в пределы империи.
Ответ был вполне успокаивающий, и некоторые из бухарских евреев, поверив, отправились с товаром в российские города. Поэтому, когда началась война России в Туркестане, симпатии евреев в Средней Азии были на стороне России. Но не одним хлопком жили удачливые предприниматели. Тогда же открываются еврейские школы и гимназия. Все говорило об укреплении позиций бухарских евреев в Туркестане.
И он был не менее суров к бухарским евреям, чем к другим народам СССР. После образования Хорезмской, Туркестанской, Бухарской советских народных республик, вошедших в состав советской России, сюжет строительства национальной культуры обрел отчетливый атеистический привкус. Началось в 1922 году с запрета использовать иврит в еврейских школах. Тогда же, после окончания нэпа, начинается конфискация у населения золотых и серебряных вещей. А дальше была война… Впрочем, этот раздел выставки акцент делает на другом — на людях, которые вопреки всему хранили традиции.
Среди самых поразительных фотографий — снимок пожилой пары на фоне футляра с Торой. Среди представленных вещей можно увидеть похожий футляр для свитка Торы, украшенный некогда щедро бархатом, шелком, золотым шитьем. В нем семья с XIX века хранила свиток Торы. Рядом — кульмос, указка для чтения Торы, дошедшая до нас из 1913 года. Серебряная рука и палец, указывающий на букву.
Такие лубки были почти в каждом доме бухарских евреев. Красивое блюдо для мацы и сито для ее выпекания… Хочется спросить, что же дальше, но у выставки «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций» открытый финал. То, с какой любовью и бережным вниманием она сделана, — свидетельство продолжения жизни, свидетельство общности бухарских евреев, давно разбросанных по миру. Это история о том, что любовь, традиция и книга способны преодолевать века и расстояния. Сами вещи — материальные свидетельства жизни бухарских евреев, собранные вместе, дают надежду, что эта натура жива.
На протяжении столетий бухарские евреи жили в мире и согласии, обрели на узбекской земле свою Родину, - отмечалось во время встречи. Делегация ВКБЕ с благодарностью отметила, что в соответствии с Указом Президента Шавката Мирзиёева с 12 февраля вступило в силу положение о безвизовом въезде в нашу страну на срок до 30 дней для израильских граждан, среди которых выходцы из Узбекистана составляют более 100 тысяч человек.
Здесь покажут предметы быта, изделия ремесленников, уникальные исторические документы и фотографии, которые должны дать представление об истории и культуре бухарских евреев. Часть экспонатов раньше публично не выставляли. Последние новости России и мира, политика, экономика, бизнес, курсы валют, культура, технологии, спорт, интервью, специальные репортажи, происшествия и многое другое.
Россия 24 — это единственный российский информационный канал, вещающий 24 часа в сутки. Мировые новости и новости регионов России.
Еврейский музей представляет выставку «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций»:
Бухарские евреи принадлежат к еврейской диаспоре. Бухарские евреи в русской культуре» не только восполнили этот пробел, но и воссоздали смысловой контекст того времени. Другими традиционными ремеслами бухарских евреев являлись ювелирное дело и дубление кож. Евреи живут в Бухаре, оазисе на старом Шелковом пути, уже более 2000 лет. ноги скрестили по-Бухарски.