Сейчас активно проверяется работоспособность бомбы весом в полтонны, так называемой ФАБ-500. В 1954 году была принята на вооружение бомба ФАБ-9000М-54, прозванная «девятитоннкой» и «слоном». FAB означает "Фугасная авиационная бомба", а 9000 означает вес бомбы в килограммах. Сейчас активно проверяется работоспособность бомбы весом в полтонны, так называемой ФАБ-500. свободнопадающая толстостенная фугасная бомба.
Удары с воздуха. Какие авиабомбы Россия применяет в СВО
Военно-космические силы Российской Федерации расконсервировали для использования свободно падающие фугасные авиационные бомбы ФАБ-3000-М46. В России началось массовое производство авиационных бомб ФАБ-3000. «Есть девятитонная бомба авиационная», – обратил внимание Сладков, говоря о фугасной бомбе массой 9000 кг ФАБ-9000.
ФАБ-9000 в Афгане
- 7. Grand Slam (Великобритания)
- «Слон» в деле: новые возможности для Российской авиации | 29.03.2024 | ИА
- Разработка
- В России в массовое производство запущены авиабомбы ФАБ-3000
Характеристики бомбы ФАБ-9000-М54, история появления и ее применение
Бомбы-монстры | Бомба ФАБ-9000 точно пробила здание бывшего Компартийного комитета, известного как "Дворец Дудаева". |
Ожидание 'Слона': Развитие боеприпасов в России | Самая мощная неядерная бомба России и СССР ФАБ-9000 уходит под землю на 12 метров уже с 4,2 тоннами взрывчатки. |
Домен припаркован в Timeweb | Фугасная бомба массой девять тонн ФАБ-9000 была разработана в начале холодной войны. По разрушительной силе девятитонный снаряд может превзойти только тактическая ядерная боеголовка. Военные новости Присоединяйся к |
Ожидание 'Слона': Развитие боеприпасов в России | 29.03.2024 | Информационный портал EKUZBASS | В СССР и России наиболее мощными авиационными боеприпасами являлись объемно-детонирующая бомба ОДАБ-1500 и фугасная ФАБ-9000. |
Результаты прилета мощнейшей бомбы ФАБ-1500 по позициям укронацистов в Запорожской области
Украинские военные признались, что даже выжившим после взрыва этого боеприпаса гарантирована серьезная контузия. Это сильно подорвало моральный дух солдат, ведь половина из них ежедневно гибнет именно от ударов авиабомб, заявил BILD. Реклама Впервые в зоне спецоперации полуторатонную бомбу ФАБ-1500 применили осенью 2023 года. Экипаж многофункционального сверхзвукового истребителя-бомбардировщика Су-34 сбросил боеголовку в районе села Александро-Калиново. Точным попаданием удалось разрушить штаб отдельной тактической группы «Соледар».
Погибло полсотни бойцов ВСУ, еще столько же получили ранения: в момент удара в штабе проводили совещание командного состава. Взрыв в радиусе сотни метров уничтожил укрепления, боевую технику и аппаратуру связи противника. Эксперты считают, что сбить российскую бомбу могут разве что американские ЗРК Patriot.
Отметим, что пока не существует верифицированных данных об устройстве комплекта УМПК для фугасной авиабомбы 1500-М54. Авиабомба ФАБ-155-М54. Длинна авиабомбы составляет 2765 метра, с диаметром в 630 мм и общем весом в 1550 кг. Масса боевой части ВВ авиационного боеприпаса равна 675,6 кг.
Но на американский щит нашелся русский меч: в 2023 году бомбу ФАБ-250 оснастили управляемым модулем планирования и коррекции УМПК , что позволяет управлять ею с помощью системы наведения и выдвижных крыльев, помогающих планировать к цели.
Во многом благодаря ФАБ-1500 мы освободили Авдеевку. Применялись они крайне редко, поэтому такого добра на складах ВС РФ накопилось немало. В основе бомбы — боеприпас ФАБ-1500 общей массой в 1550 кг, 640 из которых — взрывчатое вещество. А еще УМПК включает систему навигации. Больше того — навигация совершенствуется. Как пояснил эксперт, полуторатонная бомба теперь может свободно пролетать до 150 километров от точки сбрасывания. При этом, по предположениям западных экспертов, УМПК оснащен реактивным двигателем, позволяющим еще и корректировать полет боеприпаса на этом расстоянии. При взрыве боеприпас способен пробивать до трех метров железобетона.
Радиус поражения ударной волной и осколками — 500 метров. Бомба запускается с истребителей-бомбардировщиков Су-34М и многофункциональных истребителей Су-35С, которых в России хватает. Запад — в шоке. По ней прилетают ФАБы и разносят укрепрайон вместе с людьми. Бойцы даже не воюют: они просто не видят противника, не могут нанести ему ущерб. Это игра в одни ворота с очевидным результатом. Логика в этом есть: обороняться в городе значительно проще, чем в поле и лесу, — там есть естественные укрепления в виде зданий, подвалов, подземных коммуникаций. Плюс можно прикрываться мирным населением, как, например, в Мариуполе.
Бомбы ФАБ-3000, я предполагаю, призваны уничтожать любые, даже очень серьезные, укрепления — вплоть до тоннелей метро неглубокого залегания. Зачем сносим энергообъекты Еще одно новшество спецоперации — удары по энергетическим объектам. Они начались много раньше, еще осенью 2022-го, но до сих пор мы уничтожали главным образом трансформаторные подстанции, а генерирующие мощности не трогали. Для чего? Ростислав Ищенко, президент Центра системного анализа и прогнозирования, уверен: — Россия пытается затруднить логистику ВСУ. Вот сейчас, например, на харьковском направлении вместо электровозов применяются тепловозы — потому что не хватает электричества. Но и тепловозов тоже не хватает. Плюс даже те, что имеются, потребляют дизельное топливо, необходимое для применяемой ВСУ военной техники.
Также, по мнению эксперта, перебои с электричеством, которые уже начались, лишают ВСУ интернета. Но чтобы электричество получить, нужны дизельгенераторы. Вырабатывая энергию, они дают выхлоп и тем демаскируют штабы, а значит, мы можем наносить по ним удары, — пояснил Ростислав Владимирович. Игорь Забелин, в свою очередь, считает, что «обесточивание» городов — недавно, например, без электричества остался Харьков, — это сигнал того, что скоро их начнут штурмовать. И жителям нужно готовиться.
Но затем, когда Запад наводнил Украину средствами подавления авиации, работать ФАБами стало проблематично из-за высокого риска потери самолетов.
Выход из ситуации, как выясняется, был найден. В Сети уже появились их снимки, на которых видно, что под крылом фронтового бомбардировщика Су-34 подвешена обновленная авиабомба ФАБ-500. Она имеет дополнительный модуль управления и коррекции с раскладывающимся крылом и хвостовым оперением, что превращает ее из свободно падающей в планирующую. Автор поста на канале известного блогера fighterbomber, утверждает, что появление такого боеприпаса в зоне СВО «сильно нервирует врага». Подобные разработки велись еще во времена СССР. Тогда существовала планирующая двухтонная авиабомба ФАБ-2000 «Чайка».
А еще была «мать всех бомб» — ФАБ-9000. Она поражала подземные объекты на глубине 12 метров. Американцы, кстати, тоже идут по такому же пути.
Результаты прилета мощнейшей бомбы ФАБ-1500 по позициям укронацистов в Запорожской области
«Два слона»: В России предложи применить на Украине сверхмощную авиабомбу | Военное дело | Наиболее крупнокалиберные среди них ФАБ-9000м50 и более совершенная ФАБ-9000м54: её полный вес около 9т и снаряжена она 4297кг тротила. |
Авиабомбы ФАБ-500 считаются эксклюзивом СВО | нашей Сборной - Сбер - 4276 3000 5231 7859Тинькофф - 5536 9139 3274 3210Новости - Вся территория Украины. |
Авиационные царь-бомбы. На что способны боеприпасы, находящиеся на вооружении ВКС России | Наиболее крупнокалиберные среди них ФАБ-9000м50 и более совершенная ФАБ-9000м54: её полный вес около 9т и снаряжена она 4297кг тротила. |
Fighterbomber: ВКС России расконсервировали бомбы ФАБ-3000 - ANNA NEWS | 2022 г. апрель - применение бомб ФАБ-3000 М-46 и, возможно, М-54 с бомбардировщиков Ту-22М3 по укрепрайону "Азовсталь" в Мариуполе в ходе СВО. |
В России в массовое производство запущены авиабомбы ФАБ-3000. Новости. Первый канал | Умная бомба из России: что известно о ФАБ‑3000 и используют ли ее на Украине. |
САМАЯ МОЩНАЯ БОМБА СССР! ФАБ-9000
Сладков назвал девятитонную бомбу оружием-сюрпризом для ВСУ | Ось земли взрывом ФАБ-9000 сдвинуть нельзя, но есть вероятность, что здания сложатся одно под другое. |
САМАЯ МОЩНАЯ БОМБА СССР! ФАБ-9000 | Мощь внушительно выглядящих бомб расходовалась впустую: радиус летального поражения ударной волной ФАБ-9000 оставался в пределах 57 м. |
Fighterbomber: ВКС России расконсервировали бомбы ФАБ-3000 - ANNA NEWS | ФАБ-9000 предназначалась для борьбы с кораблями и поражения фортификационных сооружений. |
ФАБ-9000М «Слон»: как СССР применял против «душманов» самую мощную безъядерную бомбу
Сюда следует отнести российские ФАБ-1500 (Фугасная Авиационная бомба) — особенно мощные авиабомбы, которые сильно влияют на очертания линии соприкосновения. Стратегическая бомба ФАБ-9000 М-54 была разработана в конце 1950-х годов и считается самой мощной неядерной бомбой, находившейся в арсенале СССР и, впоследствии, в вооружении России. 22 тонны, Гранд Слэм, Фаб 9000, Тарзан, Толлбой,Фаб 3000 и Фаб 5000, МОАБ не пошёл в массовое производство,об Отце всех бомб более ничего не.
Сладков напомнил о 9-тонном оружии, которое Россия еще не применяла в СВО
Гуманитарные коридоры, по которым окружённый гарнизон мог выйти, закрылись и больше не действуют. До этого в Минобороны РФ отмечали, что только за прошлые сутки боевики 367 раз связывались с Киевом, требуя разрешения сдаться в плен, поскольку у подразделений нет воды, еды, медикаментов. Вместо ответа боевики и остатки украинской морской пехоты получили категорический отказ и угрозы расстрела в случае сдачи. Не исключено, что оставшиеся в живых нарушат этот приказ и сдадутся в плен самостоятельно, однако в истории с переговорами примечательны минимум два обстоятельства. Первое — отсутствие официального коридора для выхода. Российская армия не просто контролирует все подступы к комбинату, но и видит малейшие признаки движения, на которые почти сразу реагируют спецназ и снайперы.
Попытка сдаться после отказа выйти через коридор сопряжена с огромным риском, поскольку отказ получен и зафиксирован, церемониться с остатками ВСУ и нацбатов никто не будет. Чтобы выжить, украинскому гарнизону Мариуполя придётся придумывать способы, как обозначить себя и не получить пулю в спину от тех, кто решил идти до конца. Солдат украинской армии. Заблокированные в подвалах "Азовстали" подразделения могли связываться с "большой землёй" через интернет и регулярно писали в телеграм-каналы и другие соцсети сообщения с призывом их спасти. Сразу после истечения ультиматума связь у окружённых на заводе украинских частей начала пропадать, поэтому о нормальной координации речь уже не идёт.
Увещевания официального Киева, что остатки гарнизона будут деблокировать, оказались враньём.
Наиболее крупнокалиберные среди них ФАБ-9000м50 и более совершенная ФАБ-9000м54: её полный вес около 9т и снаряжена она 4297кг тротила. Она предназначалась для поражения военно-промышленных сооружений и фабрично-заводских зданий, судов на стоянках. Из имеющихся сейчас только Ту-95МС и Ту-160 теоретически могут нести такие авиабомбы, а практически нет. Ту-95МС по своей инструкции называется платформой и может применять только крылатые ракеты подвешенные на внутренней подвеске.
Для других целей он не предназначен. Ту-160 может нести на себе все виды авиабомб, но это стратегический бомбардировщик.
Источник фото: Фото редакции Советские войска активно применяли эту мощную авиационную бомбу в Афганистане, и нет преград, чтобы в будущем воспользоваться ей и в СВО. Последний раз «Слон» был задействован в Чеченском конфликте, когда бомба попала в здание «Дворца Дудаева». Важно отметить, что объект был разрушен, но боеприпас не взорвался, что наглядно демонстрирует его удивительную мощь.
Российское Минобороны уже начало массовое производство новых авиабомб, включая ФАБ-3000.
Однако вскоре они были свернуты. Тогда в 1971 году отставание от США в этой области было более чем десять лет. В 1981-1985 годы были в основном готовы бомбы второго и третьего поколений с различными типами систем наведения и боевых частей: КАБ-500Кр с телевизионно-корреляционной головкой самонаведения и бетонобойной БЧ; КАБ-1500Л-Ф, КАБ-1500Л-Пр с полуактивной лазерной головкой самонаведения и боевыми частями фугасного и проникающего типа. Во всех образцах, кроме КАБ-500, используются бипланные рули — как наиболее эффективные для управления бомбами.
Концепция применения таких рулей предусматривает поражение важных максимально защищенных целей. Боевая часть проникающего типа, выполнена в толстостенном корпусе. Она обладает еще и вторичным, осколочным действием. После разрушения преграды бомба проникает внутрь цели, где поражает все защищаемое пространство не столько мощным фугасным действием, сколько высокой энергией тяжелых осколков. Все созданные КАБ второго и третьего поколений по своим боевым характеристикам не уступали зарубежным аналогам, а у КАБ-500Кр зарубежных аналогов не было.
В ВКС России существует своеобразная градация авиабомб. Среди них, например, ФАБ — фугасная авиационная бомба. Она предназначена для поражения живой силы и бронетехники противника путем воздействия на них преимущественно продуктами взрыва и ударной волной. Одно из наиболее распространенных и универсальных средств для уничтожения наземных сил. Калибр колеблется от 50 до 9000 кг.
ОФАБ — осколочно-фугасная авиационная бомба. Отличается от ФАБ специальной конструкцией корпуса, которая обеспечивает лучшее равномерное дробление его частей, превращая их в тысячи осколков. Область применения та же. Калибр колеблется от 100 до 500 кг. ОДАБ — объемно-детонирующая авиационная бомба.
Зачем ЯО, если есть ФАБ-9000, способные равнять целые горы? Их могут применить уже скоро
Отметим, что самые большие ФАБы (ФАБ-5000 и ФАБ-9000), которые использовались в СССР достаточно редко, рассматривались, как альтернатива ядерному оружию. Как оказалось, толстостенные бомбы меньшего калибра наносили моджахедам больший ущерб, чем монструозные ФАБ-9000. Не так давно появились новости о возобновлении производства ФАБ-3000, которые планируют оснастить модулями от ФАБ-1500. Сверхтяжелые бомбы ФАБ-3000 позволят армии России решать новые задачи в зоне СВО. Отметим, что самые большие ФАБы (ФАБ-5000 и ФАБ-9000), которые использовались в СССР достаточно редко, рассматривались, как альтернатива ядерному оружию. Новости и СМИ. Обучение.
Subscription levels
- 8. Tallboy (Великобритания)
- 1955 Авиационная бомба ФАБ-9000 М-54 - экспонат музея |
- Ответы : Что будет с человеком, если в 100 метрах от него ФАБ-9000 разорвётся?
- «Слон» в деле: новые возможности для Российской авиации | 29.03.2024 | ИА
[История Оружия#48] САМАЯ МОЩНАЯ БОМБА СССР! ФАБ-9000
Такое мнение в интервью изданию Украина. Однако вскоре они были свернуты. Тогда в 1971 году отставание от США в этой области было более чем десять лет. В 1981-1985 годы были в основном готовы бомбы второго и третьего поколений с различными типами систем наведения и боевых частей: КАБ-500Кр с телевизионно-корреляционной головкой самонаведения и бетонобойной БЧ; КАБ-1500Л-Ф, КАБ-1500Л-Пр с полуактивной лазерной головкой самонаведения и боевыми частями фугасного и проникающего типа. Во всех образцах, кроме КАБ-500, используются бипланные рули — как наиболее эффективные для управления бомбами. Концепция применения таких рулей предусматривает поражение важных максимально защищенных целей. Боевая часть проникающего типа, выполнена в толстостенном корпусе. Она обладает еще и вторичным, осколочным действием.
После разрушения преграды бомба проникает внутрь цели, где поражает все защищаемое пространство не столько мощным фугасным действием, сколько высокой энергией тяжелых осколков. Все созданные КАБ второго и третьего поколений по своим боевым характеристикам не уступали зарубежным аналогам, а у КАБ-500Кр зарубежных аналогов не было. В ВКС России существует своеобразная градация авиабомб. Среди них, например, ФАБ — фугасная авиационная бомба. Она предназначена для поражения живой силы и бронетехники противника путем воздействия на них преимущественно продуктами взрыва и ударной волной. Одно из наиболее распространенных и универсальных средств для уничтожения наземных сил. Калибр колеблется от 50 до 9000 кг.
ОФАБ — осколочно-фугасная авиационная бомба. Отличается от ФАБ специальной конструкцией корпуса, которая обеспечивает лучшее равномерное дробление его частей, превращая их в тысячи осколков. Область применения та же. Калибр колеблется от 100 до 500 кг.
Кроме того, было отмечено потопление транспорта водоизмещением 8 тыс. В послевоенный период в Советском Союзе по распоряжению Наркомата боеприпасов стали выпускать трехтонные ФАБ, половину веса которых составляет взрывчатка. Такие авиабомбы оставляют огромные воронки глубиной 20 и диаметром 80 м. Настоящей царь-бомбой можно назвать появившуюся в период холодной войны девятитонную ФАБ ФАБ-9000М-54 , прозванную за гигантские размеры "слоном". Боевое крещение ФАБ-9000, начиненная более чем 4 т взрывчатки, прошла в Афганистане, где с ее помощью удавалось обрушивать целые ущелья. Сегодня самой массовой из российских фугасных авиационных бомб считается ФАБ-500. Корректируемое возмездие ФАБ принято относить к свободнопадающим авиационным бомбам. Для их применения летчику необходимо подойти к объекту уничтожения на максимально близкое расстояние, что сопряжено с определенным риском как для пилота, так и для боевой машины. Для того чтобы советские летчики могли поражать цели, не входя в зону действия зенитных ракетных комплексов противника, в 1970-х началась разработка новых корректируемых авиабомб КАБ. Вскоре на вооружение фронтовой авиации поступила КАБ-500Л, оснащенная лазерной головкой самонаведения. Для поражения цели самолет подсвечивает ее лучом лазера, а затем летчик производит сброс. Эта авиабомба предназначена в том числе и для замаскированных целей.
Наибольшее распространение получили 250-килограммовые бомбы среднего калибра ФАБ-250 различных модификаций. Разработка С развитием авиации ее значение на поле боя значительно возросло. Увеличение скорости и грузоподъемности аэропланов позволило использовать бомбы гораздо большей мощности в сравнении с планерами Первой мировой войны и в достаточном количестве. Самолеты превратились в значимую силу, с которой приходилось считаться. В 1930 году НИО-67 провело серьезную работу по унификации отечественных авиабомб. В 1934-м на вооружение была принята сверхтяжелая ФАБ-2000. Цифры в названии говорят о весе боеприпаса либо боевой части. Модификации С середины 30-х началось массовое производство фугасных бомб. Однако вскоре заводы столкнулись с острой нехваткой металла. Металлургическая промышленность была недостаточно развита и не могла покрыть дефицит стали и чугуна. Испытания показали их достаточную эффективность, и в 1941-м их приняли на вооружение.
Ту-160 может нести на себе все виды авиабомб, но это стратегический бомбардировщик. Таким образом Ту-95 и Ту-160 приспособлены под ракеты, и носителей этой авиабомбы в строю не осталось. Тяжёлые фугасные бомбы довольно интенсивно применялись в афганской войне. Эффективность увеличивалась при сбросе бомб в не большие ущелья, которые буквально "складывались" от такой мощности. Эту тактику позднее там же использовали американские ВВС в 2001-02гг. Бомбардировщики В-1В и В-52, используя точность своих ПрНК, "укладывали" бомбы весом 9980кг в небольшие ущелья с тем же эффектом.
Модификации
- «Большой кабум» — 8 самых мощных неядерных бомб
- «Слон» в деле: новые возможности для Российской авиации | 29.03.2024 | ИА
- Боеприпасы, которые делают тактическое ядеpное оpужие бессмысленным: |
- «Большой кабум» — 8 самых мощных неядерных бомб
- Авиационная бомба ФАБ-1500-М54 с УМПК впервые была применена российскими ВКС на Украине
«Два слона»: В России предложи применить на Украине сверхмощную авиабомбу
Бомба, вызывающая землетрясение! Но как загнать бомбу глубоко в сопротивляющуюся почву? Уоллис взял блокнот, карандаш и проработал целую неделю, покрывая страницы вычислениями, эскизами, формулами — ускорение, сопротивление, кинетическая энергия, напряжения, трение, соотношение веса и заряда — и нашел принципиальный ответ. Это значительно больше скорости звука. В этом случае она уйдет в грунт средней плотности на глубину около 30 м. Заряд такой величины теоретически сработает как камуфлет т. Поэтому он должен вызвать серьезные подвижки земных пластов, сработав наподобие землетрясения.
Однако на данный момент ни один бомбардировщик в мире не мог поднять бомбу весом в 10 т. Однако в мае 1941 г. Проект же бомбы рассмотрели, но отложили «до лучших времен». На этот раз начальство восприняло предложение вполне благосклонно, но по-прежнему не было самолета, способного поднять 10-тонную бомбы на высоту 12 км. Слегка модифицированный «Ланкастер» мог поднять ее на высоту 6 км и доставить на расстояние 140 миль. Для самолетов, базирующихся в Британии, целей на таком расстоянии не было.
Тогда Уоллис предложил уменьшенный вариант бомбы весом «лишь» в 12 000 фунтов около 5 т. Это оружие не совсем соответствовало концепциям Уоллиса, однако должно было сработать почти так же. Впрочем, летом 1942 г. КВВС уже имели на вооружении бомбу весом 12 000 фунтов «Блокбастер». Однако она имела очень тонкий корпус и не могла проникнуть в землю, ибо сразу разрушалась. Бомба конструкции Уоллиса должна была выдержать удар о землю на сверхзвуковой скорости, что было совершенно новым в этой области вооружений.
Уже 1 июля Уоллис получил разрешение на создание 12 000-фунтовых бомб «Толлбой» «Верзила». Сначала опыты на полигоне Кричел Даун шли нормально, но когда бомбы начали сбрасывать с высоты 20 000 футов около 6 км , они стали показывать большую нестабильность полета. Однажды бомба даже разломилась в воздухе, и ее хвостовое оперение упало в 500 м от носовой части. Причина этой нестабильности была давно известна. При переходе звукового барьера турбулентность воздушных потоков сбивала бомбу с курса. Уоллис предложил развернуть плоскости хвостового оперения, чтобы они заставили бомбу вращаться вокруг своей оси.
Потом пришлось решать проблему прочности корпуса, чтобы бомба не раскалывалась при ударе о землю. Чтобы добиться требуемой прочности, применили специальные методы литья и закатки корпусов. Весной 1944 г. Первый налет с этими бомбами был совершен 8 июня на важный железнодорожный тоннель Сомюр во Франции. Германская танковая дивизия выдвигалась по железной дороге из Бордо к плацдарму союзников. Поезда с бронетехникой должны были проследовать через тоннель Сомюр, лежащий в сотне миль от берега.
Надо было тоннель, прежде чем поезда пройдут через него. В полном составе 617-я эскадрилья поднялась в воздух сразу после заката, а чуть после полуночи летчики увидели место, где рельсы исчезают в тоннеле, уходящем вглубь холма Сомюр. Через 90 секунд «Ланкастеры» начали ложиться на боевой курс. А еще через пару минут впервые «бомбы-землетрясения» полетели на цель. В 6 км наверху экипажи испытали легкое разочарование. Появлялся только тусклый красный светлячок, когда бомба врезалась в землю, и взрыв происходил на глубине почти 30 м.
Утром прилетел фоторазведчик «Москито» с фотографиями, которые сами произвели эффект разорвавшейся бомбы, и разочарования у летчиков как не бывало. За одним исключением, огромные кратеры легли вокруг горла тоннеля. Причем две бомбы взорвались рядом прямо на рельсах. Железнодорожная насыпь была полностью уничтожена. Но особенно потрясла всех бомба, которая упала в 60 м от горла тоннеля. В том месте, где упала бомба, холм уже сформировался и 21 м плотного грунта и известняка прикрывали тоннель.
Тяжелый «Толлбой» пробил свод и взорвался прямо в тоннеле. Около 10 000 т земли и мела взлетели в воздух, и гора обрушилась в тоннель. Это было одно из самых впечатляющих прямых попаданий за все время войны. Летчики могли гордиться результатом — всего 617-я эскадрилья сбросила 19 грозных снарядов. Все они легли достаточно точно. Одна из бомб попала в вершину холма прямо над тоннелем, глубоко вошла в меловой массив и взорвалась, похоронив тоннель.
Бомбы оставляли воронки диаметром около 24 м и глубиной 7,6 м. Не менее бурным было признание нового оружия и в высоких штабах. Наутро после налета на Сомюр высокопоставленный чин из Бомбардировочного Командования ворвался в кабинет, размахивая фотографиями разрушенного тоннеля. Как много мы их получим? Две бомбы попали в корабль и взорвались глубоко внутри корпуса, после того, как сработал взрыватель с задержкой. Мощь 5 т взрывчатки, заключенной в бронированную коробку, оказалась ужасающей, «Тирпиц» был буквально выпотрошен.
Когда осели брызги близких разрывов, линкор выглядел так, словно его протащили сквозь валки исполинского прокатного стана. Один из очевидцев заметил, что он «больше всего напоминал недостроенный корпус на стапеле». Через 5 минут огромный пожар достиг кормового погреба. Взрыв боеприпасов пробил брешь длиной 40 м под броневым поясом левого борта. Огромный корабль перевернулся и затонул. Эскадрильи благополучно вернулись в Вудхолл, где были встречены очень торжественно.
Военный оркестр играл «Идут победившие герои». Пришли поздравления от английского короля, военного кабинета, флотского командования, принца Олафа Норвежского и даже советского руководства. Только после войны стало известно, что ранее сильно поврежденный «Тирпиц» отбуксировали в Тромсё не для ремонта, а чтобы установить на мелководье как непотопляемую крепость. Немцы рассчитывали укрепить им береговые сооружения северной Норвегии, но они ошиблись в расчетах, и в результате под килем линкора еще оставалось 15 м воды. Немцы попытались исправить положение, намыв под днищем корабля мель земснарядами, но не успели. Глубина оказалась вполне достаточной, чтобы линкор перевернулся.
Однако самое парадоксальное заключалось в том, что кое-кто в Адмиралтействе заявил, что линкор нельзя считать потопленным, так как днище из воды видно.
Разброс и дробление осуществляется посредством гидроудара , возникающего при ударе о преграду. Могут эффективно применяться только с малых высот [1]. ОДАБ — объёмно-детонирующая авиабомба.
При встрече с препятствием срабатывает диспергирующий заряд, разрушается корпус, дробится и разбрасывается горючее. Горючее испаряется и, смешиваясь с воздухом, образует облако топливовоздушной смеси. Через время необходимое для образования облака достаточного размера, вторичный детонирующий заряд ВВ подрывает топливовоздушную смесь [1].
Кроме того, Сладков отметил, что даже при упоминании вновь начавшегося серийного производства бомбы ФАБ-3000, вражеские силы теряют высокий показатель боевого настроения. Советские войска активно применяли его в Афганистане и, согласно Сладкову, нет причин, почему оно не может быть задействовано и на СВО. В своем обращении журналист упоминает последний раз, когда "Слон" использовался - это было в период военных конфликтов в Чечне.
Ее метание происходит с высоты до 16 километров, а скорость полета может развиваться до 1200 километров в час. На вооружение ФАБ-3000 приняли после Второй мировой войны наряду со снарядами калибра 100, 250, 500, 1500, 5000 и 9000 килограммов.
При взрыве ФАБ-3000М в круге диаметром около 35 метров оставались полностью разрушенные сооружения, отмечали в еженедельнике Минобороны "Звезда". По его словам, применение трехтонной авиабомбы в зоне спецоперации вполне может стать "концом пехоты ВСУ". Препятствий для нее не существует", — подчеркнул военный эксперт. По его словам, фугасная авиабомба способна обходить любые препятствия, в том числе уничтожать спрятанные глубоко под землей бетонные сооружения. Генерал армии проверил ход выполнения гособоронзаказа и ознакомился с процессом производства боеприпасов.
5000-кг фугасные авиабомбы (ФАБ-5000НГ и ФАБ-5000М-54)
С тех пор это стало стандартом бомбардировок. В соотношении цена-качество-могущество «умная бомба» оставляла ракеты далеко позади… для тактических дистанций, конечно. Таким образом, бомбы могут поражать даже движущиеся цели. КВО круговое вероятное отклонение сведено к показателям близким к ракетам, отчего современные авиабомбы относятся к классу высокоточного оружия. ФАБ-1500 Россия, разумеется, тоже имеет в своём арсенале такое оружие. В годы СССР велись опыты с управляемыми бомбами, но проекты не доходили до войск. Поэтому в годы Второй Чеченской войны российские войска таким оружием не поддерживались. Реальных результатов удалось добиться только в 2010-е годы в Сирии, где впервые применили КАБ-500.
Это управляемая бомба по лазерному лучу, который может подсвечивать цель как с самого самолёта, так и на земле спецгруппой. Кроме неё в Сирии применялись КАБ-1500 с проникающей боевой головкой — это особый бетонобойный боеприпас, способный доставать противника, укрытого мощными ЖБ-конструкциями или глубоко под землёй. И та, и другая — оружие хорошее, но предполагают идеологию довольно локальных конфликтов, они довольно дороги в производстве, сложны. Но условия текущего конфликта на Украине предполагают совершенно другой объём боевых действий и, соответственно, расход боеприпасов. Ну, то есть разработать аналог американских JDAM, и весь арсенал имеющихся авиационных бомб перепрошить и резко повысить эффективность? Тем более, что Украина комплекты JDAM получала и, несмотря на весьма ограниченные возможности авиации, применяет — например, удар по мосту на шоссе Горловка-Ясиноватая. Представляет собой навесное оперение, крылья, которые раскрывается в полёте, а также навигационную систему.
Было решено сбросить для пробы одну настоящую бомбу, перед тем как использовать их в деле. Это был тяжелый четырехмоторный бомбардировщик, который наряду с «Галифаксом» являлся основным тяжелым бомбардировщиком Королевских ВВС в годы Второй мировой войны. На «Ланкастеры» пришлось три четверти всего бомбового груза, который был сброшен в годы войны британской авиацией.
Максимальная боевая нагрузка самолета могла доходить до 10 тонн. В ходе переделки с целью снижения массы самолета с него снималась вся бронезащита, а также вооружение, за исключением двух хвостовых пулеметов. При этом даже облегченный бомбардировщик был не в состоянии подняться с бомбой на проектную высоту 12 тыс.
Поэтому сброс обычно производился с высот порядка 8 тысяч метров или ниже. Как показала практика, этого было более чем достаточно. Впервые «Гранд Слэм» был использован 14 марта 1945 г.
До этого сотнями самолетов были уже сброшены 3 000 тонн бомб на эту цель. Земля на милю вокруг была изрыта воронками, но мощные 25-метровые арки виадука твердо поддерживали рельсы для поездов, идущих на юг. Легкие бомбы главных сил Бомбардировочного Командования лишь беспомощно царапали его.
Тогда была вызвана 617-я эскадрилья. Накануне ночью два тяжелых трейлера приползли в бомбохранилище с первыми двумя «гранд слэмами». Утром оружейники выволокли одну из них наружу и с помощью лебедок подвесили на самолет капитана Кальдера, специально модернизированный для этого.
На нем были установлены самые мощные моторы «Мерлин» по 1 640 л. Фюзеляжи, шасси, шпангоуты бомбовых отсеков были усилены. Створки бомболюка пришлось снять они просто не закрывались из-за большого диаметра «Гранд Слэма».
Для облегчения веса самолета пришлось демонтировать и башни с оборонительными пулеметами. В час ночи по всему аэродрому заревели моторы 617-й эскадрильи. Вооруженная «толлбоями» стая с любопытством и тревогой наблюдала за крыльями машины Кальдера.
На земле его «Ланкастер» выглядел совершенно обычно, его крылья казались плоскими и прямыми. Но в полете крылья самолета Кальдера образовали изящную дугу. Их концы загнулись вверх, самолет как бы просел под тяжестью 10-тонной бомбы.
Этот чудовищный снаряд ясно виднелся под брюхом «Ланкастера», так как створки бомболюка были сняты. В небе не было ни облачка. Летчики обошли зону ПВО Бремена и через 10 минут увидели линию виадука, изогнувшуюся среди болот.
Кальдер лег на боевой курс. Тяжело груженный самолет мягко раскачивался. Когда «Гранд Слэм» вылетел из зажимов, Кальдер ощутил отчетливый толчок.
Он круто отвернул, и летчики с любопытством принялись следить за бомбой, похожей на серебристую акулу. Она медленно начала вращаться, опуская нос вниз, а потом набрала скорость и устремилась на виадук. Падение заняло 35 секунд, и только самый острый глаз мог заметить облачко грязи, взлетевшее из трясины в 10 м от одного из пилонов виадука.
Через 11 секунд болото словно раскололось и выбросило огромную массу грязи и дыма, которая взлетела на 150 м над виадуком. В течение следующих нескольких секунд по обеим сторонам виадука начали рваться «толлбои». Кальдер повернул, чтобы лучше разглядеть, что произошло.
Постепенно грязь осела, а ветер унес прочь дым. И перед глазами Кальдера предстало нечто вроде древнеримских руин. Семь массивных пролетов общей длиной около 30 м просто исчезли.
Он совершенно не мог различить следов рухнувшей кладки. На мгновение Кальдер подумал, что бомба превратила арки в порошок, хотя он никак не мог поверить, что такое возможно. Бомба прошла в грунт примерно на 30 м, и ударная волна расколола арки виадука.
При взрыве образовалась большая подземная каверна. Потеряв опору под собой, ослабленные арки рухнули в пучину. Это была прекрасная демонстрация эффекта «виселичного люка», что и планировал Уоллис еще в 1939 г.
Вскоре фоторазведчик принес снимки огромного кратера, который Уоллис назвал «совершенным». Начальник штаба КВВС Кохрейн передал 617-й эскадрилье: «Вы наделали достаточно переполоха и случайно вписали новую страницу в свою историю, став первой эскадрильей, которая сбросила самую большую бомбу на Германию». Впрочем, в ходе атаки были сброшены 13 «толлбоев» и лишь один «Гранд Слэм», в результате не удалось выделить воздействие каждого типа бомб.
Но это не имело значения. Шесть пролетов одного виадука и семь пролетов другого были уничтожены. Около 20 000 т бетона и кирпича были обрушены тремя близкими разрывами, один из которых принадлежал «Гранд Слэму».
Всего в ходе войны было сброшено 854 «толлбоя» и 41 «Гранд Слэм». В целом бомбы-камуфлеты Уоллиса оказались значительно более эффективны и менее эксцентричны, чем скачущие мины. Помимо англичан, бомбы очень большого калибра применяли и другие участники Второй мировой войны.
В Германии фугасные бомбы разделялись по калибру и толщине стенок. Основные калибры, принятые на вооружение, — 50, 250, 500, 1 000, 1 800 и 2 500 кг. По толщине стенок корпуса различались на тонкостенные 5С, и толстостенные 5О — цельнолитые, у последних хвостовой обтекатель привинчивался после снаряжения бомбы.
Фугасные авиабомбы калибром до 1 000 кг окрашивались в серый цвет, а калибром свыше 1 000 кг — в светло-голубой. На основе толстостенных бомб делались бронебойные и ракетнофугасные с ракетным двигателем для поражения бронированных и железобетонных целей бомбы. Они обозначались РС и Р5.
Обычные бронебойные бомбы весом от 500 до 1 800 кг были приняты на вооружение в 1940 г. Их боевое применение показало, что при бомбардировке с небольших высот 700—1 500 м скорость падения бомб не обеспечивала пробития всех толстых броневых палуб линкоров или тяжелых крейсеров. Увеличение же высоты бомбометания до 5—7 км резко снижало вероятность попадания в корабль.
В 1942 г. Бомба РС1800К8 при общем весе 2 057 кг, длине 2,69 м и диаметре 53,6 см пробивала бронированную сталь толщиной 25—35 см. Толстостенная бронебойная бомба цельной конструкции, изготовленная из высококачественной стали со специально закаленным наконечником, располагалась на подвеске РУС1006 под крылом самолета.
Сброс осуществлялся при помощи электромеханизма. На стабилизаторах некоторых фугасных и осколочных авиабомб немцы приваривали «свистки».
ФАБ-9000 - это фугасная авиационная бомба массой 9000 килограммов. Она имеет мощность около 10 тонн тротила. Радиус поражения такой бомбы составляет около 200 метров. В зоне поражения бомбы происходит полное разрушение зданий и сооружений, а также гибель людей. Если человек находится в 100 метрах от места взрыва, то он будет подвержен воздействию ударной волны, осколков и термического воздействия.
Все эти задачи требуют более мощных авиабомб. Это же оружие будет эффективным для нанесения ударов по скоплениям железнодорожных составов, автоколоннам, военным городкам, промышленным и военным предприятиям, где производится оружие и военная техника», — полагает эксперт. Как правило, это стратегические объекты. Украина долго готовилась к этому конфликту, построила мощные укрепления. Самые важные объекты оказались под землей — это центры управления и связи, командные пункты. Даже обычные передовые штабы Украина старается хорошо забетонировать. Он убежден, что ФАБ-3000 нужно применять только с модулем планирования и коррекции.