Скорее всего, антиордынское восстание в Твери обошлось без активного участия Александра Михайловича. Таким образом, антиордынское восстание в Твери было результатом непосредственной экономической эксплуатации Золотой Ордой, усиления влияния Московского княжества и осадного положения Тверского княжества.
Антиордынское восстание в твери год
Перед лицом грозной «Неврюевой рати» великий князь Андрей остался почти в одиночестве; его открыто поддержал только тверской князь Ярослав Ярославич. По сообщению Софийской I летописи, конные ту мены Неврюя «под Владимерем бродиша Клязму», «поидоша к граду Переяславлю таящеся». Там «срете их великыи князь Андрей с своими полкы, и сразишася обои полци, и бысть сеча велика». Кроме великокняжеского войска, в сражении приняли участие только тверские дружины с воеводой Жирославом. Силы оказались явно неравными, и воины великого князя Андрея и воеводы Жирослава «погаными побежедени быша». Андрей бежал «за море». Новым великим князем стал Александр Ярославич Невский.
Она принесла победу тем князьям, которые стояли за примирение с завоевателями, за подчинение власти ордынского хана естественно, постаравшись обеспечить при этом свои собственные классовые интересы. Изменился на многие десятилетия характер освободительной борьбы русского народа, который не покорялся завоевателям даже в самых сложных условиях. Эта освободительная борьба приняла во второй половине XIII в. Первые крупные антиордынские народные выступления связаны с проведением переписи русских земель в 1257—1259 гг. Суздальский летописец сообщал о переписи очень кратко: «Приехаша числешщи, исщетоша всю землю Суждальскую и Рязаньскую и Мюромьскую и ставиша десятники и сотники и тысячники и темники, и идоша в Орду, только не чтоша игуменов, черньцов, попов, крилошан, кто зрит на святую богородицу и на владыку». Видимо, в «низовских землях» как называли новгородцы Владимиро-Суздальскую Русь , где великокняжеская администрация была достаточно сильной, перепись при ее содействии прошла без серьезных волнений.
Но в Новгороде... Первые же известия о переписи вызвали взрыв возмущения новгородцев. Был убит посадник Михалко, ставленник великого князя. Восставшим, видимо, сочувствовал и новгородский наместник князь Василий, сын Александра Невского; при приближении великокняжеских полков он бежал в Псков. В этой обстановке послы ордынские могли приехать в Новгород только в сопровождении самого великого князя и его дружины. Это было похоже на настоящий военный поход, в котором приняли участие многие русские князья.
Начались расправы и казни новгородских «мятежников», но сломить сопротивление непокорного города так и не удалось. По словам новгородского летописца, «почаши просити послы десятины, тамгы, и не яшася новгородьци по то, даша дары цесареви и отпустиша я с миром». Новгородские подарки хану и отпуск ордынских послов «с миром» не меняют сущности дела: перепись в Новгороде в 1257 г. Только через год под угрозой карательного похода «аже не иметеся по число, то уже полкы на Низовьской земли» новгородцы, наконец, согласились принять «численников» для переписи. В 1259 г. Но опять «бысть мятеж велик в Новегороде», ордынские послы жаловались великому князю, что «избьють нас», и «повеле князь стережи их сыну посадничи и всем детем боярьскым по ночем».
Как и в прошлый раз, против ордынцев активно выступили городская чернь, народные низы. Наоборот, новгородское боярство склонялось к признанию дани, и в городе «бысть мятежь велик», «издвоишася люди», «болшии веляху меншим ятися по число, а они не хотеху». С большим трудом при поддержке великого князя, «перемогоша бояре чернь, и ящася нод число», «почаша ездити оканьянии по улицам пишюче домы... Упорная борьба «менших» людей Новгорода не прошла бесследно. Они добились существенных уступок от ордынских послов. В великом северном городе никогда не было ни представителей хана — баскаков, ни откупщиков ордынской дани — «бесерменов», и Новгород самостоятельно собирал «ордынский выход».
Следующее крупное антиордынское народное выступление связано именно со злоупотреблениями «бесерменов», которые находились во многих русских городах для сбора дани. Это была целая серия городских восстаний, о которых Лаврентьевская летопись под 1262 г. Суздальский летописец добавлял: «изгнаша поганых от всех градов курсив мой. Никоновская летопись утверждала даже, что выступление носило организованный характер 5. Правда, учитывая политику великого князя по отношению к Орде в то время, сомнительным представляется мнение некоторых историков о его непосредственном участии в подготовке восстаний в русских городах. Судя по летописным известиям, ведущая роль в событиях принадлежала самим горожанам, которые выступили «вечем».
Серия городских восстаний 1262 г. Народные выступления привели к изгнанию сборщиков дани, присылаемых непосредственно из Орды. Постепенно сбор «ордынского выхода» начал переходить к русским князьям, что увеличивало самостоятельность Руси. Следующая серия городских восстаний привела к изгнанию из русских княжеств ханских баскаков. В первые десятилетия ордынского ига баскаки играли важную роль в организации властвования Золотой Орды над Русью. Напомним: Русь не входила непосредственно в состав Золотой Орды, не была простым ордынским улусом.
В русских княжествах сохранялась своя военно-административная организация, русские князья правили от имени верховной власти хана, получая из его рук «ярлыки» на свои княжения, но правили самостоятельно. Повседневный контроль за их деятельностью и осуществляли ханские представители — баскаки дословный перевод с тюркского — «давители». Баскаки не были «наместниками» хана в покоренных землях: для этого они не имели ни военной силы, ни своей администрации. Но по «доносам» баскаков хан посылал на непокорного князя карательное войско или вызывал его на расправу в Орду. Русские летописцы представляли баскаков как доносчиков хана, которые посылали «клеветы» в Орду и «наводили» на русские земли ордынские «рати». За вторую половину XIII в.
Занозами сидели баскаки при княжеских дворах, и под их бдительным присмотром трудно было надеяться собрать силы для борьбы против завоевателей. Ликвидация системы баскачества облегчила бы подготовку к свержению иноземного ига, ослабила бы власть хана над Русью. Но баскаки находились под защитой грозного «царева гнева» 7. То, на что не решились князья, сделали безвестные горожане — «вечники». Первыми восстали «вечники» древнего русского города Ростова. Ростовские князья поддерживали особенно тесные связи с Ордой.
По свидетельству летописца, в 1289 г. В 1320 г. В 1327 г. В ответ на насилия и грабежи приезжих ордынцев в Твери поднялось восстание, бой на улицах продолжался до захода солнца, «и побежа Щелкан Дюденевичь на сени, и зажгоша под ним сени и двор весь... А гостей ординских старых и новопришедших, иже с Щелканом Дюденевичем пришли, аще и не бишася, но всех изсекоша, а иных истопиша, а иных в костры дров складше сожгоша» 9. Таким образом, именно выступления народных масс открыли национально-освободительную борьбу Руси против завоевателей, смели с русской земли «бесерменов» и баскаков 10.
К тому же времени относятся выступления против ханской власти отдельных русских князей. Старший сын Александра Невского великий князь владимирский Дмитрий Александрович открыто воспротивился решению хана передать ярлык на великое княжение своему брату Андрею Александровичу. Для того чтобы принудить его к повиновению, хану пришлось посылать на Русь в 1281 г. Андрей сел на великокняжеский «стол», но ненадолго. Уже в следующем году он доносил в Орду, что Дмитрий «тебе, царю, повиноваться не хочет, и даней твоих тебе платить не хочет», и снова просил о помощи. В 1282 г.
Дмитрий Александрович на этот раз уступил, но не прекратил борьбу за великое княжение, несмотря на явное противодействие ордынского хана. А в 1285 г. По словам летописца, «того же лета князь Андрей Александровичь Городецкий приводе царевича изо Орды на старейшаго своего брата, великого князя Дмитреа Александровича».
Иван Данилович Калита правил Москвой, значительно усилившейся при его убитом в Орде брате. Он смог заручится поддержкой митрополита Петра и тот в конце своей жизни переехал в Москву, обозначив особый статус этого княжения. Смерть митрополита в конце 1326 года и ожидание нового из Константинополя, делала ситуацию еще более сложной и для церкви и для русских княжеств. Новгородская республика, пыталась лавировать между набиравшей силу Литвой, Тверью и Москвой и проводить самостоятельную политику. Еще одним важным политическим центром в начале XIV века становится Суздальское княжество, его правитель Александр Васильевич, претендует на самостоятельную роль, поддерживая то Москву, то Тверь в их борьбе, надеясь сыграть на противоречиях и получить влияние в Орде. В Орде правит хан Узбек 1313-1341 , который проводит политику «разделяй и властвуй», постоянно стравливающий между собой крупные русские княжества. Примером может служить его решение о передаче в 1326 году ярлыка на великое княжение Александру Михайловичу Тверскому, с одновременной казнью его старшего брата.
Орда, ставшая при Узбеке исламским государством, не хотела усиления русских княжеств, но так же понимала необходимость более умеренной политики чтобы не допускать крупных восстаний против татар и поиска верных союзников среди правящей русской элиты. Русские летописи не сообщают причину приезда Чолхана, наверное целью было получение дани выхода и проверка лояльности нового великого князя. Чолхан вел себя в Твери очень высокомерно, поселился в княжеском дворце, выгнал оттуда князя, его приближенные относились к горожанам как к населению завоеванного города. Беззаконный же Шевкал, разоритель христианства, пошел на Русь со многами татарами, и пришел в Тверь, и выгнал великого князя с его двора, а сам поселился на великокняжеском дворе, исполненный гордости и ярости. И сотворил великое гонение на христиан — насилие, грабеж, избиение и поругание. Люди же городские, постоянно оскорбляемые нехристями, много раз жаловались великому князю, прося оборонить их. Повесть о Шевкале В исторической науке существует две точки зрения на организацию восстания.
И характерно, что тверской князь в песне не фигурирует. Очевидно, потому, что по идее песни, князя Щелкан сумел смирить, устранить, на это у него хватило тех качеств, при наличии которых, как думал хан, он только и мог рассчитывать удержаться в Твери. Но он не мог сломить народ. Собственно говоря, здесь проводится та же идея, которая пронизывает и летописный рассказ о восстании в Твери, помещенный в Рогожском летописце и в Тверском сборнике: народ восстал помимо князя. Так, вероятно, было и в действительности. В вариантах песни, приведенных Гильфердингом, содержится один эпизод, отсутствующий в записи Кирши Данилова. Щелкан перед отъездом в Тверь заехал проститься к своей сестре Марии Дюдентевне. Она возмущенная его поступком с сыном встретила и проводила его неласково, назвала «окаянным братом» и пожелала ему гибели: «Да чтобы тебе, брателку, да туда-то уехати, да назад не приехати, да остыть бы те, брателко, да на востром копье, на булатнем на ножичке». В поэтическую канву песни картина встречи и прощания Щелкана с сестрой вставлена и для того, чтобы еще раз охарактеризовать последнего устами Марии Дюдентевны как кровожадного злодея, и с тем, чтобы придать этой встрече значение своего рода пророчества относительно будущей судьбы Щелкана в Твери. Историческую основу рассматриваемого эпизода могли составить поэтически преломленные, реальные факты того участия, которое вольно или невольно принимали представительницы ордынской знати в русских делах. Не послужила ли прототипом Марии Дюдентевны сестра хана Узбека Кончака после крещения Агафья , ставшая женой московского великого князя Юрия Даниловича и по слухам отравленная в Твери? Оценивая поведение Щелкана Дюдентевича в Твери, песня подчеркивает два момента: 1 Тверь — это город, население которого живет давними традициями городских «вольностей»; 2 Щелкан стал эти «вольности» подавлять и за это поплатился. В самом деле, когда в песне говорится, что «и в те поры млад Щелкан он судьею насел в Тверь ту старую, в Тверь ту богатую», определения «старая», «богатая», встречавшиеся не раз и раньше, нельзя рассматривать как простой припев. Дело и не просто в экономической характеристике Твери. В данной характеристике звучит также социально-политический мотив: Тверь — это город, жители которого исстари обладали определенными правами, и нарушать последние безнаказанно нельзя. Подобная идея рельефно выступает и из дальнейшего рассказа, посвященного поступкам Щелкана в качестве судьи. И вдовы-то безчестити, красны девицы позорити, надо всеми наругатися, над домами насмехатися». Здесь в вину Щелкану вменяется не столько ущемление экономических интересов жителей, сколько надругательство над ними, нанесение урона их чести. Другими словами, речь идет об ущемлении прав горожан. Таким образом, песня дополняет материал летописного рассказа по вопросу о причинах восстания в Твери в 1327 г. Такой причиной, безусловно, является нарушение ордынским ставленником старинных городских «вольностей». Чол-хан подчинил себе тысяцкого, присвоил суд над горожанами, вероятно, стал стеснять вечевые порядки. Песня обо всем этом доводит до слушателя в образах, наиболее понятных, наиболее действующих на воображение и вызывающих непосредственные эмоции гнев, возмущение. И вот в Твери начались волнения. Проявление народного недовольства, судя по песне, вылилось последовательно в те же две формы, которые отмечает и летописный рассказ, включенный в Рогожский летописец, и в Тверской сборник. Дело началось с подачи жалоб, кончилось восстанием. Только жалобы, если верить летописи, приносились князю Александру Михайловичу, а если следовать песне, — «двум братцам родимым, двум удалым Борисовичам», т. Другими словами, в устном народном творчестве движение 1327 г. В действительности, вероятно, имело место обращение и к князю версия летописи , и после того, как князь занял позицию нейтралитета к тысяцкому версия песни. Когда мы разбирали рассказ Рогожского летописца и Тверского сборника, мы отмечали, что из него видно, как выступление тверских горожан при всей его стихийности подчинялось чьей-то руководящей руке. Но летописный материал не давал возможности определить, чья это была рука. А песня позволяет это сделать. Руководили действиями восставших тысяцкий представитель боярской среды, но в данном случае выражающий интересы горожан и другие выборные городские власти вероятно, сотские и др. Несомненную роль в событиях 1327 г. Все эти органы выступают уже на первом этапе городского движения, когда шла еще только подача жалоб. Характеризуя «посадских мужиков», т. Она обращает внимание прежде всего на их положение в пределах посадского мира. Это — наиболее влиятельные лица среди горожан, занимавшие какие-то выборные должности в системе городского управления и происходившие, конечно, из экономически состоятельных элементов города. Пожаловавшись на Щелкана Дюдентевича «двум удалым Борисовичам», старые богатые посадские мужики пошли «от народа» с «поклоном» к самому Щелкану. Изошли его в доме у себя Щелкана Дюдентевича, подарки принял от них, чести не воздал им». В этой красочной картине каждая деталь проникнута большим политическим смыслом. Обращение к Щелкану и преподнесение ему подарков — это не акт подобострастия и не взятка. Это — депутация «от народа», очевидно, организованная вечем с целью переговоров с ордынским ставленником. Своеобразный ритуал требовал, чтобы при ведении таких переговоров соблюдалась «честь» обоих сторон. И вот Щелкану приносится «поклон», преподносятся дары. Но вечевые посланцы требуют от него и ответной «чести» и, не получая ее, переходят в наступление. Мне кажется, в целях понимания народной психологии и идеологии, отразившихся в песенном творчестве, полезно сопоставить то, что говорится о двух подарках Щелкану: от «царя Азбяка» и «от народа». Дело не в их материальной ценности, не на нее обращает внимание песня. Дело, если можно так выразиться, в социальном смысле этих подарков. Подарок «Азвяка Тавруловича» золотая узда был даром верховного правителя своему вассалу, ему подчиненному, «царским жалованием», за которое тот должен служить «государеву величеству». Как ханский приспешник, Щелкан оценил этот дар. Но он не захотел оценить «чести», оказанной ему народом, восприняв ее как должное, как акт односторонний. Сам он «чести не воздал» представителям горожан, «зачванился он, загординился». Следовательно, Щелкан не захотел считаться с правами горожан, уважать порядки городского устройства и за это поплатился: стал жертвой народного восстания. Имело ли место в действительности такое посольство горожан к Чол-хану? Достоверных данных у нас об этом нет. Но думаю, что нечто подобное быть могло. Гибель Щелкана Дюдентевича описана кратко, но образно. Горожане «с ним раздорили — один ухватил за волосы, а другой — за ноги, и тут его разорвали». Вряд ли было бы целесообразно стараться найти в этом лаконичном опидании реальные подробности народной расправы с Чол-ханом. Здесь важнее другое — народная оценка этого факта: позорная и в то же время немного комичная смерть Щелкана — результат того, что он не посчитался с народными требованиями. Последние слова полного варианта песни о Щелкане Дюдентевиче звучат несколько загадочно: «Тут смерть ему случилася, ни на ком не сыскалося». Вернее всего, что здесь речь идет о том, что убийство Щелкана — это дело городского «мира», акт вечевого приговора и поэтому никто за него не должен отвечать как за уголовное преступление. Другими словами, в концовке песни как бы подводится итог той идее, которая раскрывается в самом ее содержании: народное движение смело иноземного угнетателя. Спрашивать за это не с кого: сам виноват. Итак, песня о Щелкане Дюдентевиче, созданная примерно в первой половине XV в. Редакция рассказа о тверском восстании 1327 г. Эта редакция дошла до нас в разных вариантах. Наиболее краткий из них — это текст Ермолинской[1639] и Львовской летописей. Здесь говорится, что «на успенье богородици» 15 августа «прииде на Тферь Щолкан, посол силен, хотя князей избити, а сам сести в Тфери». Таким образом, восстание против Чол-хана датируется днем его въезда в Тверь.
Они связаны с динамикой развития повстанческого движения. Этапы Тверского восстания: «Щелкановщина». Название этот период получил по имени ставленника хана Узбека в Твери Щелкана Дудентьевича. Это предварительный этап, в ходе которого копилось недовольство горожанами действиями ханских баскаков. Длился на протяжении лета 1327. Расправа с ордынцами. Кровавые стычки начались 15 августа 1327 с инцидента с дьяконом Дудко, продолжались в течение всей осени. На финальном этапе восстание было жестоко подавлено русско-татарским войском под командованием Федорчука. Это произошло зимой 1327-1328. Этапы восстания в Твери 1327 года Восстание носило крайне жестокий характер. Жители Твери, уставшие от произвола ордынцев, расправлялись не только с приближенными Щелкана, но и любыми лицами монголо-татарского происхождения, в том числе купцами. Успели убежать только ордынские пастухи. Они схватили лучших скакунов, добрались на них до Москвы, а потом до Орды, где рассказали о произошедших трагических событиях. Щелкан вместе со свитой был заперт в княжеской резиденции и заживо сожжен. Накануне во дворце спрятались остатки перебитой дружины хана. Они сгорели вместе с другими ордынцами. Участники и руководители восстания В Тверском восстании принимали участие все жители города и окрестностей независимо от сословного статуса. Это было действительно народное восстание.
Туралыкова рать: как Золотая Орда подавила восстание в Твери в 1327 году
Тверское восстание 1327 года — первое крупное восстание русских против. Тверское восстание 1327 года (русское: Тверское восстание) было первым крупным восстанием жителей Владимира против Золотой Орды. Летопись о восстании в твери. Главная» Новости» Антиордынское восстание в твери год.
События 1327года
В независимых друг от друга русских источниках две повести о Шевкале, историческая песня о Щелкане одинаково формулировались цели Чол-хана: он шёл на Русь, чтобы князя «избить», истребить христианство и самому сесть на княжение. Таким образом, приход эмира с вооружённым отрядом воспринимался тверичами как прямая угроза княжеской власти, с перспективой непосредственного захвата Твери Чол-ханом. Восстание, вероятно, было спланировано, так как его возглавил лично великий князь Александр Михайлович, собравший вооружённый отряд «созва тверичи» — то есть не только свою дружину , а погромы ордынцев состоялись и за пределами Твери в других городах Тверского княжества. Гибель Чол-хана в горящем княжеском дворце в Твери. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Библиотека Российской академии наук, Санкт-Петербург. ОР БАН.
Поэтому монгольские орды решили начать планомерное вторжение. Сначала было послано несколько отрядов, основной целью которых было получение информации о жизни в Европе, особенностях местности, войсках, политической ситуации. В 1235 году монголы собрались на сборе чингизидов и приняли решение наступать. Уже через год бесчисленные орды стояли у границ Руси в степях, ожидая приказа. Осенью началось вторжение.
Падение Руси Русские князья так и не смогли консолидироваться, чтобы дать отпор врагу. Более того, многие хотели воспользоваться бедствием соседа, чтобы укрепить власть в регионе. В итоге княжества оставались один на один с во много раз превосходившим противником. В первые годы практически полностью была разорена южная Русь. А в течение следующих пяти пали все крупные города.
Ополчение и подготовленные дружины давали жестокий бой в каждой крепости, но в итоге все были разбиты. Русь попала в зависимость от Золотой Орды. С этих пор каждый князь обязан был получать ярлык на княжение от Орды. При этом монголы участвовали практически во всех междоусобицах и важных политических событиях. Русские города обязаны были выплачивать дань.
При этом всё же княжества сохранили некоторую независимость. И даже в этих условиях продолжалось жёсткое соперничество. Основными культурными и политическими центрами являлись Москва и Тверь. Тверское восстание сыграло решающую роль во взаимоотношениях между этими княжествами. Новый князь Тверское восстание часто связывают с князем Александром Михайловичем.
В 1236 году он получает ярлык на княжение от монголов. Александр жил в Твери, в своём дворце. Однако уже следующей осенью в город прибыл Чол-хан, который решил тут и основаться. Он выгнал великого князя из дворца и сам в нём поселился. Татары, которые были далеки от цивилизации, тут же вызвали волну негодования у местных жителей.
Татарские офицеры пользовались привилегиями и вели себя надменно. Они без спроса присваивали себе чужое имущество и творили другие бесчинства. При этом возник конфликт на религиозной почве. Летописи донесли до наших дней рассказы о притеснениях христиан и зверствах. Местное население любило князя Александра Михайловича и нередко обращалось к нему за помощью.
Люди предлагали поднять мятеж против татар и изгнать их из княжества. Однако сам князь понимал бесперспективность такого решения. На помощь ордынцам неминуемо пришло бы огромное войско, и тверское восстание было бы жестоко подавлено. Народное недовольство Летом начали распространятся слухи о планах Чол-хана узурпировать власть в княжестве, а всех русских обратить в ислам.
Тогда Александр приказал сжечь дворец. К утру в Твери «ордынцев» не осталось. Были убиты и купцы из Джучиева улуса. Удалось спастись только пастухам, которые пасли коней за городом. Спасаясь, они ускакали в Москву, где в то время княжил Иван Калита. А сам же князь Александр обратился к соседям с просьбой поддержать его в борьбе против Орды. Но никто не откликнулся. Тогда, понимая неминуемость мести со стороны Узбека, князь начал подготовку к бегству из тверской земли. Разорение Тверского княжества Иван Калита увидел в Тверском восстании выгоду. Москва давно соперничала с Тверью за главенство на Руси. Он быстро собрал войско. Его поддержал великий князь Суздальский Александр. Узбек прислал Калите 50 тысяч воинов. Москвичи, суздальцы и ордынцы жестоко подавили тверское восстание. Разорили почти все поселения. Восстание навсегда лишило Тверь главенства на Руси.
Также значительную роль в восстании сыграл князь Александр Невский, который вёл активную политику против нашествия Тевтонского ордена. Он показал себя искусным военачальником и политиком, способным собирать поддержку народа и сохранять единство во время сложных боевых действий. Александр Невский также сумел добиться сотрудничества со своими союзниками в борьбе против Монгольской власти. Другим важным лидером антиордынского движения был великий князь Ярослав Тверской. Он продолжил дело своего отца Михаила Тверского, становясь одним из сторонников активной политики против монгольского иго. Ярославу удалось укрепить и расширить влияние Тверского княжества, основав своей княжество независимой силой, не подчиненной ордынским правителям. Большую роль в антиордынском движении сыграли и другие бояре и дружины Тверского княжества. Они помогали в лидерстве и оказывали силовую поддержку во время сражений с татарскими войсками. Крестьяне и горожане также активно участвовали в восстании, проводя протестные акции и забастовки, требуя свободы и праведности. Причины возникновения антиордынского восстания в Твери Антиордынское восстание в Твери, которое произошло в XIV веке, было вызвано неудовлетворенностью населения истолкованием Тверского княжества под властью Монгольской орды. Одной из главных причин, спровоцировавших восстание, было экономическое и социальное неравенство между привилегированным дворянством и простыми крестьянами. Дворянство наслаждалось привилегиями, такими как освобождение от уплаты налогов, в то время как крестьяне должны были нести все тяготы и обязанности. Это приводило к разрастанию независимой вооруженной силы дворянства, которая испытывала ничем не сдерживаемый властный контроль и произвол над крестьянами. Кроме того, наличие Монгольской орды в регионе означало, что большая часть доходов, полученных от налогообложения, уходила в орденскую казну. Это приводило к дальнейшему ухудшению экономического положения крестьян, которые вынуждены были тяжело работать, чтобы обеспечить себе жизненно необходимое. В то же время, дворянство и власть Тверского княжества получали независимость и прибыльные позиции за счет налогов населения. Эта несправедливость и эксплуатация вызвали глубокое недовольство у крестьян и мещан. Тверское княжество также страдало от непостоянства и отсутствия централизованного управления во главе с князем Тверским. Это создавало условия для развития частного вооруженного насилия и конфликтов между дворянством, что только усугубляло тяжелое положение населения. Нехватка сильного правства и неспособность обеспечить защиту прав крестьян привели к дальнейшей мотивации на поднятие восстания. Таким образом, антиордынское восстание в Твери было результатом комбинации экономического, социального и политического неравенства, а также отсутствия сильного централизованного правления. Нарастающие недовольство и угнетение населения, вызванные этими проблемами, привели к массовому сопротивлению и восстанию против орденской власти и дворянства.
Бунт Твери против Орды
История и причины Антиордынское восстание в Твери произошло при правлении князя Михаила Александровича в 1335 году. восстание в Твери (1327). Поиск. Смотреть позже. В 1327 году в Твери вспыхнуло мощное антиордынское восстание.
Начало восстания и его причины
- Даты по истории
- Тверское восстание 15 августа 1327 года - Архивы Тверской области
- Антиордынское восстание в Твери: дата, подавление Иваном Калитой, участники, кратко
- Антиордынское восстание в Твери
- Тверское восстание — Рувики
Антиордынское восстание в твери
Минимальное количество дат для успешной сдачи экзаменов. Всего 491 дата, в т.ч. 113 дат по всеобщей истории. 860-988 года 860 – поход Руси на Константинополь 862 – «Призвание» Рюрика 882 – захват Олегом Киева 907 – поход Олега на. Одной из причин восстания в Твери в 1327 году стал конфликт между местными жителями и ордынским ставленником Щелканом. Под таким названием вошло в историю антиордынское восстание тверитян, возмутившихся в конце лета 1327 года насилием и поборами ханского посла Чолхана (Щелкана, на русский манер). Статья о безрассудном и самоубийственном антиордынском восстании в Твери, организованном великим Тверским князем Александром Михайловичем. Ответ: Тверское восстание 1327 года — первое крупное восстание русских против монголо-татарского ига.
685 лет назад в Твери произошло одно из самых крупных на Руси восстаний против татар
Разорение Твери 1327. Тверское восстание Чолхан. Невский подавил восстание в Твери?. Восстание в Твери 1327 фото. Восстание Твери против Баскаков Чолхан. Восстание в Твери 1237. Восстание в Твери против Баскаков. Александр Михайлович Тверской князь.
Князь Твери в 1327 году. Тверское восстание Александр Михайлович. Лисснер "восстание в Москве в 1648 году". Восстание в Твери против Чолхана. Восстание баскака Чолхана. Подавление Восстания в Твери. Тверь 1327.
Сожжение Твери 1327. Восстание в Твери против золотоордынцев. Бунт в Твери. Восстание против Чолхана. Картина Бортеневская битва Белов. Бортеневская битва 1317. Восстание в Твери против орды.
Следствие Восстания в Твери в 1327 году. Щелкан Дудентьевич. Повесть о Щелкане Дудентьевиче. Князь Твери в 1326. Подавление антиордынского Восстания в Твери участники. Антиордынское восстание в Твери 1327 при каком Князе. Подавление Иваном Калитой антиордынского Восстания в Твери 1327.
Князь Александр Михайлович Тверской князь. Александр Михайлович 1326-1327. Александр Михайлович князь 1326. Александр Тверской 1301-1339. Песнь о Щелкане разгром Твери 1327.
Люди, понесшие наказание и теперь «преставшеот тугы», думают о возведении божиих церквей, «дабы в них молитва опять была»[1628]. Когда и в каких кругах могла сложиться такая концепция восстания 1327 г.? Думаю, что при дворе тверских князей, вскоре после того, как Иван Данилович Калита получил ярлык на великокняжеский стол, а Тверь несколько оправилась от татарского погрома. Политические позиции тверских князей были слабы. Им надо было ладить и с Москвой и с Ордой. Эта политическая неустойчивость нашла отражение и в той оценке восстания в Твери, которая дана в Рогожском летописце и в Тверском сборнике. Но ценность этих двух памятников летописания заключается в том, что при всей их тенденциозности они воспроизводят наиболее близкую к реальной действительности версию о тверском восстании 1327 г. Указанные летописные памятники довели до нас живой и яркий рассказ современника, полный интересных деталей, позволяющих воссоздать конкретную, социально и политически насыщенную картину антитатарского выступления тверских горожан. Картина эта далеко не укладывается в ту схему русско-татарских отношений, которая создана летописцем, своей жизненностью она разрывает сеть морально-религиозных сентенций, им сплетенных. В связи с рассказом Рогожского летописца и Тверского сборника о событиях 1327 г. Таким памятником устного народного творчества является песня о Щелкане Дюдентевиче, сохранившаяся в четырех вариантах: 1 одном наиболее раннем и наиболее полном «Сборник Кирши Данилова» середины XVIII в. Гильфердинга 70-х годов XIX в. Лишь в полном варианте песни говорится о деятельности Щелкана в Твери и его убийстве, в вариантах сокращенных конец песни утрачен. Седельников предполагал, что песня о Щелкане Дюдентевиче возникла в годы царствования Ивана Грозного, а сюжетом для нее послужили те насилия, которые чинил в Твери в 1569 г. Но точка зрения А. Седельникова не принята в советской исторической науке и ряд более поздних исследователей Н. Воронин, И. Будовниц и др. Анализ песни о Щелкане Дюдентевиче в основу которого должен быть положен наиболее полный ее текст, с дополнительным привлечением сокращенных вариантов убеждает в том, что в ней прежде всего нашло отклик тверское восстание 1327 г. Начальным местом действия, на котором завязывается песня, является Большая орда «А и деялося в Орде, передеялось в Большой». Поскольку здесь фигурирует Большая орда очевидно, наряду с какими-то другими ордами, песнею не называемыми , можно думать, что текст песни относится не к XIV, а к XV в. Об этом же свидетельствует и образ хана «Азвяка Тавруловича» «Возвяка Таврольевича» , нарисованный в песне с известным сатирическим оттенком: «На стуле золоте, на рытом бархате, на червчатой камке сидит тут царь Азвяк, Азвяк Таврулович, суды рассуживает и ряды разряживает, костылем размахивает по бритым тем усам, по татарским тем головам, по синим плешам». Изображенный таким образом «Азвяк Таврулович» не внушает особого почтения или страха, а скорее вызывает насмешки. Ничего не пожаловал он сначала лишь своему любимому шурину по другим вариантам — «зятюшке» Щелкану Дюдентевичу. Откуда взяла песня эти сведения? Ведь наиболее ранние летописные тексты, касающиеся Чол-хана Щелкана , ничего не говорят о пожалованиях ханом Узбеком русских городов своим слугам. Вероятно, это какое-то осмысливание русско-ордынских отношений прошлого в свете более поздних событий. Не могло ли найти поэтическое преломление в песне то обстоятельство, что во время нашествия на Русь Едигея в 1409 г. О четырех шуринах Узбека, отправленных им на Русь, говорит и песня о Щелкане. Можно отметить даже некоторые созвучия имен, фигурирующих в летописи и в песне: Тегриберди — Гордей, Алтамырь — Ахрамей. Мне думается, вполне возможно предположить, что песня поэтически обобщила материал русско-ордынских отношений второй четверти XIV и начала XV в. Это предположение подтверждается и некоторыми дальнейшими наблюдениями. Песня указывает, что Щелкан Дюдентевич первоначально не получил в дар от хана города на Руси, так как в тот момент, когда хан распределял города, «его дома не случилося, уезжал то млад Щелкан в дальнюю землю Литовскую, за моря синие[1634], брал он, млад Щелкан, дани, невыходы, царски невыплаты». Итак, Щелкан поехал из Орды собирать дань в Литву в тот момент, когда в Орде шел раздел русских городов между ханскими шурьями. Значит, «царь Азвяк» и его приближенные стремятся поживиться и за счет русских и за счет литовских земель. Конечно, перед нами памятник поэтического творчества, непременным элементом которого является вымысел, фантастика. Но и вымысел обычно возникает на основе сплетения каких-то элементов реальной действительности. И в песне о Щелкане, думается, отразился какой-то период в истории Орды, когда она, наступая на Русь, старалась усилиться и за счет ослабления Литвы. Таким периодом было время Едигея, который, по свидетельству русской летописи, натравливал друг на друга Московское и Литовское княжества «…вражду положи межи има…» [1635]. Картина сбора дани Щелканом в Литве характерна, поскольку она показывает, как в народном сознании запечатлелись те насилия и бесчинства, которые творили татаро-монгольские захватчики на Руси. Щелкан «с князей брал по сту рублев, с бояр попятидесят, с крестьян по пяти рублев; у которого денег нет, у того дитя возмет; у которого дитя нет, у того жену возмет; у которого жены-то нет, того самого головой возмет». Здесь перед нами не только поэтические образы. Здесь ряд бытовых деталей, характеризующих социальные отношения и осознание этих отношений народом. Хотя, говорит песня, с князей и бояр Щелкан брал гораздо большие денежные суммы, чем с крестьян, но вся тяжесть сбора недоимок падала на крестьянство под этим термином, очевидно, имеется в виду и сельское и городское население , у которого уже ничего не осталось для уплаты татарам. Должникам приходилось продавать в рабство жен, детей, самим отрабатывать долг по выплате дани, становясь холопами. Пожалуй, еще более красочная картина фискального нажима на население, проводившегося Щелканом Дюдентевичем, дана в тех вариантах песни, которые приведены Гильфердингом: «Он де с поля брал по колосу, с огороду по курици, с мужика по пяти рублей» или: «чорт-от с улицы брал по курицы, со избы брал он по петуху, со бела двора он по добру коню». Интересно, что, во-первых, объектом взысканий здесь являются не князья и бояре, а тяглое население; во-вторых, хорошо показан урон, который наносили эти взыскания народному хозяйству в городе и деревне. Характеристика результатов деятельности Щелкана, приведшей к массовому разорению и закабалению народа, дана в песне в вариантах, записанных Гильфердингом в следующих выражениях: «у Щелкана не выробишься, со двора вон не вырядишься» или: «где ли Щелкан побывал, как будто Щелкан головней покатил». Образ Щелкана Дюдентевича, возвратившегося из Литвы на дорогом коне, с богатой сбруей, олицетворяет облик татаро-монгольского захватчика, разбогатевшего на грабеже завоеванного трудового населения. В то же время вырисовывается фигура ханского приспешника, для которого «царь Азвяк» не жалеет даров и который хвастается царской милостью. Не тем узда дорога, что вся узда золота, она тем узда дорога — царское жалованье, государево величество; а нельзя, дескать тое узды ни продать, ни променять и друга дарить, Щелкана Дюдентевича». Приехав из Литвы, Щелкан обращается к хану с просьбой пожаловать его «Тверью старою, Тверью богатою» другой вариант: «Тверью славною», «Тверью богатою» , «двумя братцами родимыми, дву удалыми Борисовичами». Здесь песня воспроизводит реальный факт посылки в Тверь в 1327 г. В эпитетах, которыми награждается этот город, чувствуется гордость за него. Можно думать, что песня возникла в среде горожан и отразила их настроения. Удалые братья Борисовичи — это, как хорошо доказал Я. Лурье а его доказательства подкрепил дополнительными соображениями Н. Воронин , тверской тысяцкий с братом, потомки Бориса Федоровича Полового. Характерно, что в песне Тверской посад неразрывно связывается с тысяцкими, как представителями городского населения. Щелкан просит хана пожаловать его Тверью и передать под его власть тверского тысяцкого с братом. Не лишнее ли это доказательство того, что песня сложилась в среде горожан? Тысяцкие были выходцами из боярства, но их политический авторитет в значительной мере определялся тем, в какой мере их поддерживают горожане. Щелкан выполнил предложение хана, и тот отдал ему Тверь. В чем смысл этого эпизода? Прежде всего подчеркивается кровожадность Щелкана. Прототипом для этого образа злодея, упивающегося кровью своего сына, мог служить не только Чол-хан вторая четверть XIV в. Характерно, что летопись называет последнего «кровожелательным зверем»[1637]. При этом летопись указывает, что кровавые замыслы Едигея распространялись на московского князя Василия I Дмитриевича, которого он, скрывая эти замыслы, называл своим сыном «зломысленыи же Едигеи, иже иногда зовыится отцомь Васильеви, яд же аспиден под устнами его скрывая ношаше, ненавидя любляше, на любимаго еже именоваше сына собе Василья время похыщь, вместо добра съгубительством неусыпно грядаше»… [1638]. Если сопоставить между собой имеющуюся в песне деталь с кровью убитого сына, выпитой Щелканом, и рассказ летописи о кровожадном Едигее, расставляющем сети своему названному сыну — московскому князю, то, может быть, можно более глубоко понять значение первого эпизода в общем поэтическом замысле всего произведения. Не означает ли по этому замыслу испытание, предложенное ханом Щелкану, своего рода проверку: сможет ли он повести себя в Твери так, чтобы сломить сопротивление местного князя, хватит ли у него для этого злобы и коварства? И характерно, что тверской князь в песне не фигурирует.
Около года он смог править относительно благополучно. Но летом 1327 года в Тверь приехал с огромной свитой двоюродный брат хана Узбека Чол-хан. В русских источниках чаще всего в его отношении используют имя Щелкан, но встречаются и другие варианты: Шевкал, Чолхан, Щелкан Дудентьевич или Дюденевич. Монгольский Хан Щелкан со своими помощниками поселились в княжеском дворце, вели себя вызывающе, грабили и избивали местное население. По городу распространились слухи, что Щелкан хочет сместить тверского князя, а сам занять его место. Кроме того, местные жители опасались, что их силой начнут переводить в ислам. Непосредственным поводом, то есть «спусковым крючком» к началу восстания стал инцидент с дьяконом Дудко, произошедший 15 августа 1327. Летописи гласят, что он повел поить свою кобылицу на Волгу. Там он был замечен одним из членов свиты Щелкана, который попытался отнять у него лошадь. Дьякон призвал на помощь горожан, между ордынцами и местными жителями произошло первое кровавое столкновение. Ход восстания В восстании 1327 года обычно выделяют 3 этапа. Они связаны с динамикой развития повстанческого движения. Этапы Тверского восстания: «Щелкановщина». Название этот период получил по имени ставленника хана Узбека в Твери Щелкана Дудентьевича. Это предварительный этап, в ходе которого копилось недовольство горожанами действиями ханских баскаков. Длился на протяжении лета 1327. Расправа с ордынцами. Кровавые стычки начались 15 августа 1327 с инцидента с дьяконом Дудко, продолжались в течение всей осени.
Восстание в Твери против Ордынцев Дата. Восстание в Твери против орды. Восстание в Твери против золотоордынцев. Восстания против золотой орды. Восстание в Твери. Борьба Москвы за великое княжение. Антиордынские Восстания на Руси. Антиордынское восстание 1262. Антиордынские Восстания в городах Северо-Восточной Руси. Князь Твери в 1327 году. Восстание 1327. Чолхан восстание в Твери. Иван 3 отношения с ордой. Отношения с ордынцами при Иване 3. Отношения с ордой при Иване 3. Отношение Ивана 3 с золотой ордой. Восстание в Твери 1327 миниатюра. Тверское восстание миниатюра. Александр Михайлович князь Владимирский. Александр Михайлович князь Владимирский фото. Битвы Александра Меньшикова. Федорчукова вать 1327. Невский подавил восстание в Твери?. Восстание в Твери 1327 фото. Баскак Чолхан Калита восстание в Твери. Тверское восстание Александр Михайлович. Историческая песня. Щелкане Дудентьевиче. Песня о Щелкане.
Участие в подавлении тверского восстания. Когда произошло антиордынское восстание в городе твери
15 августа 1327 года в Твери вспыхнуло одно из крупнейших восстаний против золотоордынского ига. Восстание в Твери 1327 года: причины и повод к восстанию в Твери, основные этапы восстания и его последствя. Антиордынское восстание в Твери в 1327 году стало одним из этапов не только борьбы против монголо-татарского ига, но и противостояния Московского и Тверского княжеств в первой половине XIV века. Месть за гибель Чол-хана и подавление антиордынского восстания в Твери. Эта нерешительность князя и стала одной из основных причин антиордынского восстания в Твери, которое отличалось спонтанным характером. Восстания в Твери и антиордынские выступления в других городах вынудили хана передать Калите право сбора дани со всех русских земель и доставки ее в Орду, что способствовало ликвидации системы баскачества.
События 1327года
15 августа 1327 года состоялось первое крупное антиордынское восстание в Твери. Антиордынского Восстания в Твери в 1327 г. Восстание в Твери 1327 Чолхан. Восстание в Ростове в 1289 году произошло в период междоусобной борьбы русских князей, ориентировавшихся на разные силы в Орде. Антиордынское восстание в Твери было вызвано несколькими причинами, которые оказали значительное влияние на настроения и население города.