Аэростаты заграждения использовались в Ленинграде как дополнительное средство в общей системе противовоздушной обороны. С первых дней Великой Отечественной войны. Содержание Освобождение Ленинграда от блокады Армия ПВО воевала и на земле На Карельском перешейке Тактика боевого применения АЗ Против крылатых ракет Еще одна выполненная задача Итоги разгрома. Вот и после завершения оформления города к 76-й годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады отправляется в Аргентину на очередные соревнования.
В Ленобласти открыли памятник прорыву энергетической блокады в годы ВОВ
27 января в День полного освобождения Ленинграда от блокады в небе над городом появились военные аэростаты. (Из воспоминаний Александра Бернштейна, ветерана воздухоплавания, участника Великой Отечественной войны, главного инженера полка аэростатов заграждения о воздушных боях над Ленинградом). Она тонну весит, такие сбрасывали на Ленинград, — делится создатель и владелец «Ленрезерва» Анатолий Бернштейн и приглашает спуститься в бомбоубежище. Во время блокады эксплуатация аэростатов осложнилась из-за дефицита горючего, и здесь большую помощь оказали ленинградские ученые. Место съемки: Ленинград Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/ on line 1635.
Аэростаты над Петербургом
1942. Жительницы блокадного Ленинграда набирают кипяток во время нахождения в бомбоубежище. 149. Заградительные аэростаты на Невском проспекте блокадного Ленинграда. Три макета аэростатов и 900 белых шаров подняли над Петербургом в День освобождения города от блокады. Блокада Ленинграда аэростаты. Заградительный аэростат Ленинград. Дирижабль в блокаду Ленинграда. Способ был неэкономичным, требовал большого расхода топлива (которое в блокадном Ленинграде было чрезвычайно дефицитным), но другого надежного способа просто не было.
Зачем в блокадном ленинграде запускали дирижабли
В память о блокаде в петербургское небо подняли аэростаты и белые шары 27 января 2016 20:44 Три макета аэростатов и 900 белых шаров подняли над Петербургом в День освобождения города от блокады. Акция состоялась на Дворцовой площади, куда участники пришли из трех точек — с Васильевского острова, из Исаакиевского сквера и от Марсова поля. К колоннам, как передает корреспондент ИА «Диалог», во время шествия присоединялись и обычные горожане.
Поэтому в целом, ожидания наступающих бойцов были самыми радужными. Когда пришёл приказ начать блокаду, солдаты вермахта даже несколько приуныли. Длительное нахождение в холодных окопах очень отличалось от расквартировки в уютных французских домиках. Своё решение Гитлер мотивировал тем, что таким образом будут сэкономлены военные силы. Надо просто подождать пока в городе начнётся голод. И помочь в этом, разрушая артиллерийским огнём продовольственные склады.
Огонь следовало вести мощно, массированно и регулярно. Беречь город никто не собирался. Его участь была предрешена. Передвижение немецких солдат под блокадным Ленинградом В целом, такое положение не противоречило некой существующей военной этике. Этим не писаным правилам противоречило другое — немецкому командованию было запрещено принимать капитуляцию. Об этом говорит Никита Ламагин: «Капитуляция как военный акт возлагала бы на нацистское руководство необходимость думать о гражданском населении». Практически это означает, что продовольственным снабжением пусть и в самом минимальном количестве нескольких миллионов людей ложилось бы на немцев. А они сами уже прочувствовали, что значит доставка продовольствия по бескрайним российским просторам и малопригодным для этого дорогам.
Профессор истории Ламагин продолжает: «Более того, любые попытки прорыва из города, будь то женщин, стариков или детей, должны были предупреждаться, сначала заградительным огнём, а затем и огнём на уничтожение». И ведь такие попытки были. Спасавшиеся поодиночке люди приходили буквально в немецкие окопы. Их просто выталкивали обратно, чтоб возвращались туда, откуда пришли. Таков был приказ. Позиция Гитлера в этом вопросе была последовательной. Он собирался истребить славян, а сейчас представилась возможность это сделать. Тут на кону была уже не просто военная победа и раздел территорий.
Речь шла о продолжении существования миллионов людей. Ленинградская улица после окончания немецкого артобстрела С ходом времени неизбежно появление вопросов о том, можно ли было избежать тех ужасов, которые принесла блокада Ленинграда 1941-1943 годов. Сотни тысяч смертей среди мирного населения. Не от обстрелов, не от взрывов, а от медленно и мучительно пожирающего организм голода. Даже на фоне всех ужасов, происходивших в годы Великой Отечественной войны, эта страница истории продолжает потрясать воображение. Невероятно большая цена заплачена блокадниками за защиту Ленинграда во время блокады. Планы Гитлера не были известны широкой общественности. И ленинградская героическая оборона так и останется по-настоящему героической.
Но сегодня, имея документы и свидетельства очевидцев, доподлинно известно, что для жителей Ленинграда не было шансов во время вражеской блокады сохранить жизнь, просто сдав город и вверив себя милости победителя. Этому победителю не нужны были пленные. У немецких военачальников были недвусмысленные приказы сломить сопротивление, разрушая ударами артиллерии склады, водопроводные станции, силовые установки и источники электроснабжения. Жители Ленинграда покидают свои дома, разрушенные немецкими войсками Жизнь блокадного Ленинграда Советское руководство не считало нужным уведомлять граждан о реальной картине происходившего на фронте. Информация о ходе войны кратко сообщалась, но чаще всего сведения были эпизодические и неполные. А неведение порождает тревогу и страх. К тому же, вскоре бои стали идти совсем близко. В городе появлялись люди с фронта, которые могли из первых уст передать новости.
И такие люди приходили не десятками, а тысячами. Вскоре с прилавков пропали продукты. Поиски пропитания становились главной задачей горожан. Чем хуже становилась ситуация на фронте, тем более мрачные настроения витали в городе. Дело было не просто в том, что город окружали войска. Жертвой вражеской агрессии становились многие города Советского Союза. Существовала опасность того, что немцы захватят Ленинград. И это не могло не пугать.
Но общую картину оформляли другие тона. Ведь ровно столько, сколько длилась блокада г. Ленинграда, существовал дефицит продуктов. Через некоторое время прекратилась подача электричества в жилые дома, а вскоре вышли из строя и водопровод с канализацией. Кроме того, что это было тяжело физически, создавшаяся ситуация очень угнетала психологически.
Посты располагали в шахматном порядке примерно в километре друг от друга на предприятиях, площадях, во дворах, парках, на баржах. На каждом посту было по два аэростата, которые поднимали вместе или поодиночке. Наблюдатели рисковали жизнью не только потому, что враг первым делом целился в хорошо заметный аэростат, но и потому, что работали со взрывоопасной смесью водорода и воздуха.
Аэростаты заграждения на защите Московского неба. Аэростаты Борис Шелищ. Аэростаты Великой Отечественной войны. Аэростат стратостат дирижабль. Аэростаты в небе над Москвой 1941. Дирижабль LZ 127 Граф Цеппелин. Дирижабль Граф Цеппелин в Ленинграде. Граф Цеппелин дирижабль 1931 года. Битва за Москву аэростаты. Дирижабли Москва 1941. Аэростаты воздушного заграждения над Москвой. Аэростаты над Москвой во время войны. Дирижабль СССР-в3 «красная звезда. Дирижабль красная звезда в 1921 году. Дирижабль Цеппелин бомбардировщик. СССР В-3 «красная звезда». Цеппелин дирижабль Ленинград. Дирижабли над Москвой во время войны. Аэростаты первой мировой войны. Цеппелин дирижабль военный. Аэростат в годы Великой Отечественной войны. Аэростаты наблюдения в ВОВ. Аэростат заграждения баз-136.
Аэростаты и водородная энергетика в блокадном Ленинграде
Сначала 20 июня и 18 июля 1803 года в Петербурге, а потом 20 сентября - в Москве. После уже поднимались в воздух регулярно, в том числе и для сбора научных данных по изучению природных и метеорологических явлений, военных целей. Аэростат Полосухина и Крикуна. В Советской России широко использовали аэростаты. Делали это в интересах разведки и корректировки артиллерийского огня. Применяли их и в годы Великой Отечественной войны - в Москве и блокадном Ленинграде.
Они стали дополнительным средством противовоздушной обороны.
Junkers Ju 88 A с параваном. Аэростаты заграждения применялись во время Второй мировой войны в основном союзниками.
Немцы попытались использовать подобные конструкции лишь в самом конце войны, и то не слишком эффективно. Зато немцы очень старались оградить собственные самолёты от «атак» аэростатов. В частности, на бомбардировщики устанавливались так называемые параваны.
Параван представлял собой треугольник тросов, соединяющий нос самолёта удлинённый специальным шестом и концы его крыльев. Таким образом, трос аэростата просто соскальзывал с самолёта, не цепляясь за пропеллеры или другие выступающие детали. Впрочем, удержать самолёт в воздухе после подобного столкновения мог только очень умелый пилот.
Помимо параванов, существовали и другие решения. На крылья устанавливали лезвия для перерезания тросов помогали они, прямо сказать, слабо , а самолёты оборудовали пиропатронами для поджигания аэростатов. Этот Heinkel He-111 оборудован антиаэростатным приспособлением, но столкновения с тросом он всё равно не выдержал.
Впрочем, и создатели аэростатов не бездействовали, изобретая всё новые способы повредить авиацию врага. Например, на тросы вешали мины. Даже если крыло самолёта не перерезалось тросом, к нему «сползала» мина и уничтожала крылатую машину.
Другие тросы оборудовались тормозным парашютом, открывавшимся при столкновении с самолётом аэростат при этом отсоединялся. Парашют создавал сопротивление, которое вдавливало трос в крыло, удерживало самолёт — и тот падал. Первый случай эффективной работы аэростата против фашистского самолёта на территории СССР зафиксирован недалеко от города Колпино, над Ижорским заводом.
Немецкий бомбардировщик уже выходил из боя и летел на высоте около трёх километров, когда врезался во второй трос «тандема» — и потерпел катастрофу. Готовый к запуску аэростат заграждения перед Большим театром в Москве. В целом над Москвой за Великую Отечественную войну аэростатами заграждения было уничтожено не менее 150 самолётов противника.
Возвращаясь к теме эффективности аэростатов в борьбе с крылатыми ракетами V-1 и V-2, стоит сказать, что аэростаты были последним рубежом обороны Лондона от ФАУ. Суть в том, что зенитные орудия достаточно эффективно действовали против самолётов, но ФАУ были быстрее — и незаметнее. Да, запущено их было в сравнении с авиабомбардировками не так много, но разрушения они вызвали весьма ощутимые.
А лондонские аэростаты, висящие над важнейшими объектами, да и просто над жилыми кварталами, приняли на себя 231 ракету V-1! Конечно, истребители и зенитные войска уничтожили гораздо больше ракет, нежели аэростаты, но каждая сбитая ракета — это спасённые жизни. Как ни странно, сегодня мы смело можем утверждать, что аэростаты заграждения могут остановить даже современную ракету типа «Томагавк» — либо приняв на себя часть удара, либо перерубив её тросом.
Собственная масса троса и масса бомбы если таковая была — вот и всё. Поэтому по объёму они были меньше аэростатов наблюдения и прочих «собратьев». Эффективнее было «развесить» большое количество малых аэростатов, нежели несколько больших.
Максимальная высота подъёма равнялась 2500 метрам — именно поэтому использовались «многоэтажные» аэростаты, так называемые тандемы. Участок троса, укреплённый на земле, нёс на себе первый аэростат; к нему уже крепился новый участок троса, который держала следующая «подушка». Таким образом, потолок аэростатного заграждения можно было поднимать до 4500 метров!
Перерубленный тросом фюзеляж ракеты V-1. Уникальной конструкцией являлись два аэростатных поста типа «триплет», использовавшиеся над Ленинградом. Три невзаимозаменяемых аэростата, прицепленных последовательно друг к другу, позволяли поднять потолок до 6300 метров!
Предыдущий раздел В начало Следующий раздел 7 факт Одним из способов затруднить действия авиации противника в небе над Ленинградом были аэростаты заграждения. Аэростаты и тросы, которыми они были привязаны, препятствовали снижению самолетов до малых высот, не позволяя сбрасывать бомбы прицельно. В состав 2-го корпуса ПВО входили два полка аэростатов заграждения, а также отдельные отряды для прикрытия стратегических объектов. В темное время суток более 300 аэростатов поднималось на высоту около 2 км, прикрывая всю территорию города. Во время блокады эксплуатация аэростатов осложнилась из-за дефицита горючего, и здесь большую помощь оказали ленинградские ученые.
Шелищ, который предложил использовать «грязный» водород, стравливавшийся из аэростатов, в качестве топлива для двигателей грузовиков и моторов лебедок, при помощи которых аэростаты спускались на землю.
ПВО Ленинграда отражала натиск немецких летчиков на пределе своих возможностей. В городе начался голод, вскоре иссякли последние запасы топлива. Самым страшным последствием этого стало утрата аэростатами боеспособности. Аэростаты, теряя высоту, уже не представляли угрозы для самолетов врага. Ленинграду угрожало уничтожение вражеской авиацией.
Когда бензин полностью закончился, аэростаты попытались поднимать и опускать руками. В расчетах только командирами были мужчины, вся работа лежала на женских плечах. Люди питались плохо, были худыми и легкими, дважды расчеты уносило. Один старшина сумел подтянуться по тросу к аэростату, разрезать оболочку, стравить водород и опуститься на землю. Что-то подобное происходило в советской комедии «Крепкий орешек» с Надеждой Румянцевой и Виталием Соломиным: там тоже лейтенант зацепился за трос аэростата, правда, сценаристам было угодно, чтобы они улетели к немцам в тыл. В этой критической ситуации лейтенант Борис Шелищ, не имевший, не то, что высшего технического, а вообще никакого образования, начал искать выход из положения, и вдруг подумал о водороде, который прекрасно горел, и которого было полно на любом посту аэростатного заграждения: и в самих аэростатах, и в газгольдерах — хранилищах газа такой газгольдер до сих пор стоит на Обводном канале Санкт Петербурга.
Первое, хорошо продуманное рацпредложение Шелища заключалось в том, чтобы вместо бензиновых лебедок установить электрические, сняв их с лифтов близлежащих домов, но вскоре в городе не стало и электричества. Тогда Шелищ вновь подумал о водороде — газе весьма опасном, взрывающемся при смешивании с воздухом. Гелий, которым заправляли дирижабли и аэростаты после крушения дирижабля «Гинденбург» был куда безопаснее, но где ж его взять в блокадном Ленинграде? Командир согласился, поскольку в той обстановке аэростатчики были готовы на все. Шелищ поступил просто: шланг от спущенного на землю аэростата с отработанным водородом он вставил прямо во всасывающую трубу мотора, и крутанул ручку «кривого стартера». Мотор тут же завелся, четко реагировал на движение педали газа.
Однако через мгновение раздался взрыв, и лишь по чистой случайности никто не погиб, хотя сам Шелищ получил легкую контузию. Для того, чтобы отсекать пламя от мотора, Шелищ придумал гидрозатвор — изобретение сколь простейшее, столь и гениальное, хорошо знакомое самогонщикам: газ проходит через воду, исключая воспламенение.
Водородное топливо в блокадном Ленинграде Шелиц Б.И Безтопливные Аэростаты
Девять символов блокадного Ленинграда, которые помогали выжить. АЭРОСТАТ. Жители блокадного Ленинграда набирают воду из пробитого при обстреле водопровода. Противовоздушную оборону (ПВО) Ленинграда обеспечивали:2-й корпус ПВО, состоявший из шести зенитных артиллерийских полков, одного зенитного пулеметного полка, трех полков аэростатов заграждения и формировавшегося авиационного корпуса и вспомогательных частей.
80 лет прорыву блокады Ленинграда
Девять символов блокадного Ленинграда, которые помогали выжить. АЭРОСТАТ. Водородные автомобили в блокадном Ленинграде — пост пикабушника KO3JIODOEB. Впервые массовое использование водорода в качестве автомобильного топлива произошло в блокадном Ленинграде в 1941 году. 27 января в небо над Петербургом поднимутся аэростаты в честь 71-летия со дня снятия блокады Ленинграда. Блокада Ленинграда аэростаты заграждения. Дирижабль в блокаду Ленинграда. Девять символов блокадного Ленинграда, которые помогали выжить. АЭРОСТАТ.