Новости всеволод мейерхольд театральные режиссёры ссср

Всеволод Мейерхольд был признан в дореволюционной России, где он был с 1907 года главным режиссером Императорских театров Санкт-Петербурга, драмы и оперы – Александринского и Мариинского. «Воздух» расспросил московских театральных режиссеров, чем наследие Мейерхольда по-прежнему важно для них —. «Театр покойного Всеволода Мейерхольда, погибшего, как известно, в 1927 году при постановке пушкинского „Бориса Годунова“, когда обрушились трапеции с голыми боярами, выбросил движущуюся разных цветов электрическую вывеску.

Режиссеры, интриги и цензура

Советские чиновники очень холодно восприняли революционный романтизм, воплощенный на сцене. Обычный зритель так и не увидел постановку. На Мейерхольда началась настоящая травля, что в конечном итоге привело к закрытию его театра. Всеволод Мейерхольд со своей супругой и актрисой Зинаидой Райх в постановке «Ревизор». Многие отвернулись от опального режиссера, и только Станиславский не побоялся помочь давнему сопернику.

Он добился, чтобы Мейерхольда приняли к нему в театр. Через пару месяцев Константин Сергеевич скончался, но перед смертью он сделал все, чтобы Мейерхольд занял его место. Всеволод Мейерхольд и Зинаида Райх. Фото: umbra.

Последним проектом Всеволода Эмильевича стала подготовка выступления студентов на ленинградском параде физкультурников в мае-июне 1939 года. Это был несомненный успех, коллеги поздравляли Мейерхольда с «возвращением», но 20 июня 1939 года режиссера арестовали. В обвинительном приговоре значилось: «В 1934-1935 гг. Мейерхольд был привлечен к шпионской работе.

Являясь агентом английской и японской разведок, вел активную шпионскую работу, направленную против СССР… Обвиняется в том, что является кадровым троцкистом, активным участником троцкистской организации, действовавшей среди работников искусства». Судьба супруги Мейерхольда Зинаиды Райх тоже оказалась незавидной. Она имела неосторожность написать Сталину, что тот не разбирается в искусстве. После этого Зинаиду Райх нашли убитой при загадочных обстоятельствах.

Понравилась статья?

Автор подробно освещает творческие связи Мейерхольда с классиками советской музыки: С. Прокофьевым и Д. На выставке также представлены книга из серии «Жизнь в искусстве» и справочная литература. У него было все: поклонники и критики, преданные последователи и ученики, которые решили идти своим путем, друзья и недруги.

Чего рядом с ним никогда не было, так это разногласий о масштабе его дарования: нет, не талант — гений.

Тот советовал не возвращаться в Москву, прямо сказав: «Вас там погубят». Но режиссер считал свое возвращение делом чести - он не только был неистово предан революции, но и не мог расстаться с обожаемой Зинаидой Райх. Справка: Впервые Мейерхольд женился еще студентом в 1896 году на подруге детства Ольге Мунт. У супругов родились три дочери, младшая из которых - Ирина - впоследствии вышла замуж за известного актёра театра и кино Василия Меркурьева, а их сын Петр Меркурьев стал актером и музыкальным журналистом. Второй брак с актрисой Зинаидой Райх продлился с 1922 по 1939 гг. Режиссер усыновил ее детей от первого брака с поэтом Сергеем Есениным Татьяну и Константина. Три справки о смерти Дети Всеволода Мейерхольда и Зинаиды Райх сиротами стали трижды — когда в 1925 году повесился их настоящий отец Сергей Есенин, когда в 1939-м, через несколько дней после ареста отчима, была жестоко убита их мать, и когда был убит сам Мейерхольд.

Им выдали в НКВД два свидетельства о смерти отчима: в первом было написано, что он умер 2 февраля 1940 года в результате сердечной недостаточности, во втором стояла дата смерти 17 марта 1942 года и прочерк вместо причины. Бывшая семья режиссера получила извещение, что ему дали «10 лет без права переписки». Несколько лет жена и дочери носили в Бутырку передачи с продуктами, пока не узнали от знакомых, что Всеволода Эмильевича расстреляли в подвале Бутырской тюрьмы в феврале 40-го года. Бутырская тюрьма. Немирович-Данченко и К. Фото: mxat. Мятежная натура юноши проявилась в студенчестве - он отказался от участия в семейном бизнесе, принял православие, женился вопреки родительской воле, взял новое имя и изменил фамилию в соответствии с нормами русского языка. Так появился Всеволод Мейерхольд — будущий юрист, который бросил Московский университет в тот же день, когда увидел спектакль «Отелло» в постановке Константина Станиславского.

Он поступил в театрально-музыкальное училище при Московской филармонии, где его наставником стал театральный режиссер, драматург и критик Владимир Немирович-Данченко. В 1898 году Мейерхольд вошел в число 14 избранных и стал актером труппы Московского Художественного театра, созданного его педагогами. Мейерхольд стал звездой МХТ, но в результате творческих разногласий разорвал отношения с наставниками, набрал свою труппу «Товарищество новой драмы» и гастролировал с ней по провинции. Через два года он предложил Станиславскому организовать радикально новый театр, но Немирович-Данченко со скандалом потребовал не слушать «бешеного гения, предлагающего какую-то яичницу с луком - дикую смесь Ницше, Метерлинка и радикализма». Мейерхольд отличался фантастической работоспособностью - за один сезон поставил 13 спектаклей в театре знаменитой русской актрисы Веры Комиссаржевской, а за десять лет работы в Александринском и Мариинском театрах - 21 драму и 10 музыкальных спектаклей, в том числе и легендарный лермонтовский «Маскарад».

Книга И. Гликмана о деятельности Мейерхольда в музыкальном театре, его эстетические взгляды на оперное искусство, на сценографию как важнейший компонент театрального представления. Автор подробно освещает творческие связи Мейерхольда с классиками советской музыки: С. Прокофьевым и Д. На выставке также представлены книга из серии «Жизнь в искусстве» и справочная литература.

Главархив рассказал о неосуществленных проектах театров Мейерхольда и Немировича-Данченко

Если же говорить о планах Мейерхольда, то есть о несбывшемся, арифметика получится совсем иной. Что сбылось? В Мариинском театре с 1909 по 1919 годы [ 1 ]: «Тристан и Изольда» Вагнера с разновысотным рельефом сцены, костюмами Александра Шервашидзе в цветовой гамме средневековых миниатюр и мощью статичных мизансцен. Еще — «Соловей» Игоря Стравинского. Мейерхольд поместил солистов-певцов на авансцене, усадил их на деревянные скамьи с пюпитрами и нотами. В глубине сцены те же роли исполняли безмолвные танцоры-мимы — но в танце и жестах. Опера прошла в Мариинском театре в этой постановке единожды, а идей спектакля хватило еще лет на сто. Перемонтированный Чайковский, финал в сумасшедшем доме, как в повести; трагическая петербургская гофманиана, перенесенная из авторского XVIII века ближе к пушкинскому времени. Прочее — не осуществлено. Еще: не жизненная правда нужна, а театральная. Вообще, мейерхольдовская идея органической враждебности оперного спектакля натурализму об этом же позднее писал Сергей Радлов: «Оперный спектакль антиреалистичен и враждебен натурализму в самой своей музыкальной основе и так же не нуждается в оправдании, как стихи, которые не похожи и не хотят быть похожими на разговорную речь» родственна позиции Стравинского, заявлявшего в связи с постановкой «Соловья» о том, что в отличие от демонстрации лжи, которая хочет казаться правдой, он показывает зрителю ложь, которая открыто заявляет о том, что является ложью.

Неосуществленные оперные спектакли Мейерхольда — не менее интересная тема, чем «Гамлет». Началось все, видимо, с «Игрока» Сергея Прокофьева [ 5 ]. Репетиции оперы начались в Мариинском театре в октябре 1916 года. Вдова писателя приняла его вполне ласково, сын Федор Федорович дал разрешение на заимствование сюжета, но на фоне революционных событий в театре начались финансовые проблемы. Первоначально оперу должны были ставить режиссер Боголюбов и художник Ламбин, затем были назначены Мейерхольд и Головин. Наконец, произошла роковая потеря — в мае 1917 года внезапно умер блестящий тенор Иван Алчевский, который с большим энтузиазмом готовил роль Алексея Ивановича. Тем временем Прокофьев, уехавший в США, реализовал там замысел оперы «Любовь к трем апельсинам», возникший под воздействием Мейерхольда, который в 1914 году переработал совместно с Владимиром Соловьевым и Константином Вогаком сценарий фьябы Гоцци. Мейерхольд отнюдь не забыл об «Игроке», партитура которого осталась в Петрограде. В 1922 году он попытался заинтересовать оперой Большой театр. Затем, еще на Западе, стал обсуждать с Прокофьевым планы переработки опуса.

В одном из выступлений 1925 года режиссер говорил со свойственной ему императивностью: «Прокофьев пошел дальше Глюка, он пошел дальше Вагнера, значительно дальше. В сугубо речитативном, экспрессивном «Игроке» Мейерхольд видел воплощение музыкальной драмы нового века. Наконец, в 1927 году Прокофьев приехал в СССР на гастроли впервые после отъезда и получил в библиотеке бывших императорских театров нотный материал «Игрока». Композитор написал вторую редакцию, оказавшуюся, по его словам, «полным пересочинением». К этой постановке Мейерхольд привлек режиссера Сергея Радлова и художника Виктора Шестакова, в тот период бывшего главным художником Театра им. Мейерхольда дирижером должен был стать Владимир Дранишников, сделавший с Радловым двумя годами ранее выдающегося «Воццека». Зная монументально-лаконичную манеру конструктивиста Шестакова, его пандусы и разновысотные площадки, можно представить себе образ несбывшегося «Игрока». Несмотря на развернувшуюся за оперу борьбу, постановка была отменена совсем не сразу. Тем не менее мировая премьера оперы состоялась на французском языке 29 апреля 1929 года в Брюсселе. Очевидный успех спектакля вызвал двойственную реакцию Прокофьева.

Театр, «принимая в уважение заявление Мейерхольда, объясняющее принципиально причину малого его участия в работе театра расхождением его с театром в эстетико-культурных взглядах, СГО принимает его просьбу об отставке, освобождая от неустойки» Цит. От предложения контракта на разовые постановки Мейерхольд отказывается: «Мое пребывание в этой обстановке невозможно. Мой стиль новейший.

Летом 1919 года Мейерхольд выезжает в Крым для лечения в санатории. После захвата Ялты белыми ему удалось переправиться в Новороссийск, где в это время жила его семья. Там в конце сентября он был арестован деникинскими следственными органами; после активных хлопот знакомых, в основном Михаила Гнесина, вышел из тюрьмы под надзор до суда, но вскоре Новороссийск был взят Красной армией, и суд отменился.

Прошу Вас, дорогой товарищ, дать какую-нибудь работу жене моей, а дочь мою, у которой тяготение к искусствам литература, живопись, музыка , прошу Вас направить в какую-нибудь из художественных школ. Посоветуйте, пожалуйста, куда ей поступить. Не пишу Вам о себе: если захотите узнать, жена моя расскажет Вам подробно о всех моих мытарствах.

Шлю сердечный привет» В. Новороссийск, 22 мая 1920 года Всеволод Мейерхолльд. Заведующий ТЕО В.

Мейерхольд» О. Из письма Всеволода Мейерхольда начальнику Главполитвода т. Театру Пролеткульта передано помещение театра «Эрмитаж».

Так создается левый фронт в театральном искусстве — для борьбы с традиционным театром. Луначарский быстро разочаровывается в своем союзнике и отмежевывается от него. В статье «Театр Мейерхольда» Луначарский писал: «Футуризм протянул руку революции.

Я очень хорошо и точно помню, как это случилось в свое время, прежде всего в Ленинграде. Революция приняла эту руку. Революция хотела быть культурной.

Но как представитель государственной власти я, конечно, не препятствовал ни в чем футуристам. Во-первых, других художников под руками у нас не было, во-вторых, совсем не дело государственной власти искусственно задерживать рост художественных школ, выдвигаемых самой жизнью. Правда, тогда, в 1926 году, он еще выделял Мейерхольда с надеждой, что тот придет к реализму: «Пролетариату в нынешнем его составе свойствен именно реализм.

В философии — материализм, в искусстве — реализм. Эта связано одно с другим. Собрание сочинений.

Я их не понимаю. Петр Вильямс. Приношу извинение за беспокойство.

От лица всего коллектива приношу Вам глубочайшую благодарность. С коммунистическим приветом, Всеволод Мейерхольд» Цит. Из письма Всеволода Мейерхольда Льву Троцкому.

Творческая зрелость Мейерхольд не был любимцем вождей Советского государства. Однако в 1923 году к юбилею — 25 лет актерской и 20 лет режиссерской деятельности — ему дают звание народного артиста Восьмому в стране — первым был Шаляпин. Впрочем, обвинения тоже не заставляют себя ждать.

Красный директор Большого театра товарищ Малиновская убеждала Луначарского засадить Мейерхольда в сумасшедший дом, а сам Луначарский называл его театр «веселым домом». Зато вокруг него много талантливой молодежи — это и люди театра, и кинематографисты, и художники, и музыканты. Всеволод Мейерхольд и Зинаида Райх.

В 1921 году 48-летний мастер разводится с Ольгой Мунт и женится на 28-летней Зинаиде. Супруги берут общую фамилию — Мейерхольд-Райх. Двух малолетних детей Зинаиды от Сергея Есенина Мейерхольд усыновляет.

С тех пор пара не расстается. Райх пишет под диктовку мужа статьи и письма, активно участвует в административной и творческой жизни созданных им театров и мастерских, преподает биомеханику Биомеханика — театральный термин, введенный Мейерхольдом для описания системы упражнений, направленных на развитие физической подготовленности тела актера к выполнению задания.. В 1924 году она дебютировала как актриса в спектакле «Лес», сыграв Аксюшу, и с тех пор становится примой ГосТИМа и притчей во языцех для всего театрального мира.

Дочь Зинаиды Райх, Татьяна Есенина, пыталась в переписке с автором первой советской биографии Мейерхольда Константином Рудницким уточнить обстоятельства сотрудничества режиссера и его жены: «В 1922 году Мейерхольд женился на женщине без специальности кстати, она тогда только что вышла из психиатрической лечебницы. Ни малейшего отношения к театру она не имела. Учиться же она стала на режиссерском факультете и актрисой стать не собиралась.

Можно найти относящиеся к тому времени высказывания Вс. Таким образом, в 1924 году в возрасте 30 лет она сыграла свою первую роль, причем большую, не имея никакой профессиональной подготовки. Есенина о В.

И в театре актеры его обожают, ему подчиняются, там они все вместе, а потом выходят обратно на собрание - и жизнь заставляет их по-другому себя вести. В 1937 году. На фотографии - Мейерхольд в верхнем правом уг лу с акте рами. Известно, что после этого собрания буквально через месяц театр закрывается. Дальше Мейерхольда приглашает Станислав ский главны м режиссером к себе в свой музыкальный театр. Там он работает, не успевает поставить спектакль, который готовит при Станиславском, приезжает в Ленинград, в город, который он обожает, договаривается с Вивьеном, тогдашним главным режиссером Александринского театра о постановке двух спектаклей в Александринском театре - тогда в театре Пушкина. Но после этого разговора возвращается на Карповку к себе домой, его арестовывают - Станиславский уже умер к этому времени, не мог заступиться.

И в 40-м году Мейерхольда расстреливают. То ес ть по сути дела его последнее посещение - это Ленинград. Его не арестовывают в Москве, он возвращается как бы к себе в любимый город. Тут его ночью арестовывают, сразу этапируют утром, и все на этом заканчивается... Это же была кампания - не только одна статья в "Правде", а высказывания, отзывы, отклики на эту статью Впервые со стенограммой я познакомился благодаря внучке Мейерхольда Марии Алексеевне Вален тей. В конц е 80-х годов, когда я был назначен председателем комиссии по наследию Мейерхольда, она меня привела, доб илась, чтоб ы мы вместе с ней в ЦГАЛе смотрели архивы Мейерхольда, и я тогда прочитал эт у стенограм му - огромный том. Она меня потрясла тогда - это был взрыв бомбы.

Во-первых, открылись новые фамилии, которые были известны и которые себя соответственным образом вели на собрании. Я ни в коем случае их не осуждаю. Мы все люди, и еще неизвестно, как мы бы себя вели в этих обстоятельствах. Поэтому осуждать это невозможно, и даже про это говорить... Но были повороты совершенно неожиданные. Это же была кампания - не только одна статья в "Правде", а высказывания, отзывы, отклики на эту статью. Одна статья осудительная была интересно подписана - полковник Валерий Чкалов.

Не знаменитый летч ик Валерий Чка лов, которого мы знаем, а почему-то п олковник Чкалов... Ну и начиная с народных артист ов СССР, известных, которые говорили - вы враг, куда вы завели театр... Мы опубликовали часть стенограммы еще в 90-х годах в первом сборнике о Мейерхольде... Биография Мейерхольда с 1907 по 1917 годы была связана с Императорской Александринской сценой. На фотографии - памятник Мейерхольду у Александринского театра в Санкт-Петербурге. Петербургский дом Мейерхольда". До 7 марта в экспозиции - редкие фотографии репетиций и подлинные костюмы, созданные по эскизам А.

Головина к спектаклям Вс. Мейерхольда "Дон Жуан" 1910 и "Маскарад" 1917 , а также фотографии и цифровые копии эскизов к другим мейерхольдовским спектаклям на Александринской сцене. Справка "РГ" Режиссерская деятельность Валерия Фокина в Александринском театре началась с "Ре визора" в 2002 году, который был поставлен на основе сценической версии Вс. Мейерхольда и М. Коренева для легендарного спектакля ГосТИМа 1926 года. А в спектакле 2015 года "Маскарад. Воспоминания будущего" использованы визуальные образы и мизансценические мотивы постановочной партитуры "Маскарада" Мейерхольда 1917 года.

Валерий Фокин инициировал присвоение имен и Мейерхольда Новой сцене и многое сделал для изучения его наследия и увековечивания памяти режиссера.

Продолжить вечер предлагается двумя джазовыми концертами — выступят джаз-бэнд Фёдора Кувайцева в Филармонии джазовой музыки и группа Dizzy Dutch Duck в Кабаре «Шум». Изображение предоставлено «Собака. На самой Новой сцене Александринского театра, которая с 2022 года носит имя Всеволода Мейерхольда, 10 февраля пройдет открытый разговор искусствоведа Ивана Чечота, театроведа и куратора Дмитрия Ренанского, а также композитора Владимира Раннева «Пространство Мейерхольда: 1874-2024». Вход на обе встречи свободный — по предварительной регистрации. Продолжить разговор о наследии режиссера предлагается 11 февраля на экскурсии в Петербургском музее театрального и музыкального искусства, где расскажут про наследие постановщика в лицах и фактах. Завершит анонсированную программу юбилейных мероприятий 19 февраля научная конференция «Мейерхольд и русский театр».

Популярное в разделе

  • Главархив рассказал о неосуществленных проектах театров Мейерхольда и Немировича-Данченко
  • Травля Мейерхольда
  • Газета о театре и кино.
  • Всеволод Мейерхольд – гроза феминисток — VATNIKSTAN
  • «Почему мне, тонувшему, никто не протянул руку?»: жизнь и смерть Мейерхольда в письмах и документах
  • Всеволод Мейерхольд – гроза феминисток — VATNIKSTAN

Великий режиссёр с трагической судьбой: 150 лет со дня рождения Всеволода Мейерхольда

Всеволод Мейерхольд стал одним из первых авангардных режиссеров Советского Союза. В ноябре 1917 года тогда еще режиссер императорского театра Всеволод Мейерхольд пришел на совещание к Луначарскому, наркому просвещения нового большевистского правительства. Мейерхольд Всеволод Эмильевич (настоящее имя — Карл Казимир Теодор Мейергольд) — русский и советский театральный режиссер, актер, теоретик и практик театрального гротеска, автор программы «Театральный Октябрь». Всеволод Мейерхольд стал одним из первых авангардных режиссеров Советского Союза.

«Почему мне, тонувшему, никто не протянул руку?»: жизнь и смерть Мейерхольда в письмах и документах

В годы, приблизительно 1932—1935 состоял в антисоветской правотроцкистской организации, куда был завербован Милютиной. В этой организации состояли: Милютин, Радек, Бухарин, Рыков и его жена. Был привлечен в шпионскую работу неким Фредом Греем английским подданным , с которым я знаком с 1913 года. Результатом этой связи были следующие преступные деяния в отношении моей Родины: а Я дал Грею рекомендательную записку на знакомство с зам. Подробные показания о своей антисоветской, шпионской и вредительской работе я дам на следующих допросах». Подтверждаете это?

ОТВЕТ: Да, поданное мною на прошлом допросе заявление подтверждаю… В антисоветскую группу я был вовлечен неким Рафаилом, который руководил Московским отделением народного образования и одновременно Театром Революции, директором которого являлась Ольга Давыдовна Каменева Розенфельд — жена врага народа Каменева и сестра Иудушки Троцкого. Я же был заведующим художественной частью и режиссером этого театра. В то время я познакомился со статьями Троцкого в его книге о культурном фронте и не только впитал распространяемые в ней идеи, но и отображал на протяжении всей своей дальнейшей работы. Он называл меня «неистовым Всеволодом», чем сравнивал с неистовым Виссарионом Белинским. Что касается Рафаила, то он хорошо знал о моих антисоветских настроениях и щедро отпускал средства на мои постановки в Театре Революции.

Моя антисоветская вредительская работа заключалась в нарушении государственной установки строить искусство, отражающее правду и не допускающее никакого искажения. Я эту установку настойчиво и последовательно нарушал, строя, наоборот, искусство, извращающее действительность. Наряду с этим, я старался подорвать основы академических театров. Особенно сильный удар я направлял в сторону Большого театра и МХАТа, и это несмотря на то, что они были взяты под защиту самим Лениным… После 1930 года моя антисоветская работа еще более активизировалась, так как я возглавил организацию под названием «Левый фронт», охватывающую театр, кино, музыку, литературу и живопись. Мое антисоветское влияние распространялось не только на таких моих учеников, как Сергей Эйзенштейн, Василий Федоров, Эраст Гарин, Николай Охлопков, Александр Нестеров, Наум Лойтер, но и на ряд представителей других искусств.

Назовите их! Здесь мое влияние распространялось на Сергея Эйзенштейна, который является человеком, озлобленно настроенным против советской власти. Нужно сказать, что он проводил и практическую подрывную работу. Но эта картина, как искажающая классическое произведение, не была допущена до экрана. По линии кино — это все.

В живописи, например, под моим влиянием находился Давид Штернберг. Еще более антисоветски настроен мой бывший ученик, художник Дмитриев. Что касается литературного фронта, то антисоветские разговоры, направленные против партии и правительства, я неоднократно вел с Борисом Пастернаком. Он вообще настолько озлоблен, что в последнее время ничего не пишет, а занимается только переводами. Аналогичные позиции занимает поэт Пяст.

Вплоть до его ареста прямые антисоветские разговоры были и с писателем Николаем Эрдманом. Я ничего не намерен скрывать, и расскажу не только о своей вражеской работе, но и выдам всех своих сообщников. Именно этого и добивался следователь: ему нужно было сломать не только физически, но и морально не очень здорового 65-летнего деятеля искусств. Путаясь и сбиваясь, возвращаясь от одних событий к другим, Всеволод Эмильевич причисляет к антисоветски настроенным людям композиторов — Шостаковича, Шебалина, Попова, Книппера, прозаиков и поэтов — Сейфулину, Кирсанова, Брика, Иванова, Федина, а также многих актеров, художников и режиссеров. Не оговариваете ли Илью Эренбурга?

Но совершенно понятно, почему Комиссаржевская уволила Мейерхольда. Ей, великой актрисе, в его спектаклях нечего было делать. И дело было даже не в Комиссаржевской. Это Мейерхольду не давали покоя его мощные режиссерские когти.

Он ничего не мог поделать с собой. Он мог играть только в очень жесткий волевой мужской режиссерский театр. В начале 30-х Мейерхольд ставил парад на Красной площади. Я выйду из здания ГУМа и три раза свистну в свисток».

Потому что напротив ГУМа, на трибуне стоит Сталин. И начинается все с него. А могло все сложиться совсем по-другому. Всеволод Эмильевич учился на юридическом факультете в Московском университете, любил музыку и играл на скрипке.

И очень хотел получить место второй скрипки в университетском оркестре, но провалился на конкурсе. И тогда с горя подался в актеры. И вот много лет спустя, он писал: «Я вот теперь думаю, был бы я второй скрипкой в оркестрике театра под руководством какого-нибудь дирижера. Его бы ругали, как меня сейчас, а я бы пиликал себе и посмеивался».

Мейерхольда справедливо называли «бешеным кенгуру», бежавшим из зоологического сада, потому что он и без всякой революции с остервенением бежал впереди времени. Мейерхольд о самом себе писал: «Известное выражение Чехова, о висящем в первом акте на стене ружье, я бы перефразировал так: если в первом акте на стене висит ружье, то в последнем должен быть пулемет». В январе 18-го года Мейерхольд назначен большевистским начальником всех петроградских театров. Некоторые из его старых знакомых потянулись к левым эсерам, работали в их газете «Знамя труда».

Секретаршей в редакции служила Зинаида Райх. Стучала на машинке. Но Мейерхольд тогда в нее не влюбился. В это время он лично познакомился с Каменевым, Зиновьевым и Троцким.

Он расширял круг знакомств и работал так, как будто в России не произошло никакой революции. Вахтангов, например, таким самообладанием похвастаться не мог. Вахтангов из окна своей квартиры подолгу наблюдал за идущими внизу красноармейцами, потом морщился, говорил «Сволочь! К весне 1919 года Мейерхольд устал от голода и разрухи.

В мае месяце он выписал сам себе командировку в Крым и уехал с женой и тремя дочерьми. Мейерхольд в Крыму — это фильм «Раба любви». В Крыму относительно спокойно. Крымские города полны столичных артистов.

Как относятся к искусству? Мейерхольд уговаривал всех ехать в Москву. Потом Мейерхольды покинули Крым и уехали в имение своих знакомых под Новороссийском. Всеволод Эмильевич отдыхал, давал частные уроки сценического искусства, ставил детский спектакль на веранде дома.

Осенью 19-го красные начали наступление. Ожидать их прихода в имении неловко. Мейерхольд в небольшой компании решил бежать на моторной лодке, чтобы потом пробраться к красным. Их задержали, били.

Потом дело передали следователю по особо важным делам при штабе главнокомандующего генерала Деникина. В условиях военного времени дело было расстрельным. И предоставил письменное обоснование отказа. Мейерхольда освободили.

Все остальные участники истории с моторной лодкой расстреляны. Когда красные вошли в Новороссийск, Мейерхольд подал заявление в партию, переоделся из пиджачной пары в красноармейскую гимнастерку, обмотки, фуражку с красной звездой и приступил к работе в политотделе. В августе 20-го на спецпоезде Луначарский поехал за Мейерхольдом, привез его в Москву и поставил заведовать всеми российскими театрами. В 30-х годах на этом месте специально для Мейерхольда начнут строить новое здание театра.

Но достанется оно не ему. Сейчас это — зал имени Чайковского. От бельгийской драмы на сцене немного. В текст внесли свежие новости с фронтов Гражданской войны, на одном из спектаклей объявили о взятии Перекопа, время от времени появлялись настоящие красноармейцы с оружием и оркестром.

Из декораций — куб, веревки, висящий кусок жести и круги из золотой фольги. Надо сказать, в семье Крупской — Ленина с театром были сложные отношения. Правда, в Мюнхене Ленин несколько раз ходил в оперу. В 21 году Анатолий Васильевич Луначарский просил Ленина принять его по поводу Художественного театра.

В том же году назвали совершенно неприличным предложение Луначарского сохранить Большой театр. В 1920-м году жена Ленина Надежда Крупская активно занималась проблемами нравственности и коммунистического воспитания молодежи. Всего 200 авторов. Видимо, по той же причине.

И вот на все это наложился НЭП. Советская жизнь, за исключением однозначного сталинского периода, всегда параллельна. В то время, как по всей стране внедрялась инструкция Крупской, в Москве с НЭПом появились западная музыка, западные кинофильмы и западные журналы. Женщины срочно из занавесок шили платья с низкой талией и коротко стриглись.

В силу того, что НЭП был новой, но очень советской историей, Мейерхольд был прикрыт партийным билетом образца 20-го года. Дополнением к этому партбилету времен военного коммунизма были исключительные личные связи в высших партийных кругах. Но так как НЭП при всем прочем оказался периодом относительной творческой свободы и открытости, у Мейерхольда на руках оказался главный козырь. Там он подготовил актеров, которые мечтали и были в состоянии осуществить его режиссерскую волю.

Среди стойких почитателей Мейерхольда - люди из комсостава Красной армии. Вероятно, это своеобразное следствие политики Троцкого в области военного строительства. На командные должности Троцкий поставил старых военспецов и царских офицеров, в театре Мейерхольда они ловили воздух свободы, фронды, на которую сами были неспособны. Так вот в первом же сезоне НЭПа Мейерхольд предложил советской публике по всем статьям невиданное ранее зрелище — «Великодушный рогоносец».

Во-первых, скабрезный сюжет. Французская история о том, как муж в поисках любовника жены заставил ее пропустить через спальню всех мужиков села. Во-вторых, этот сюжет разыгрывался - «в» или «на» - невероятной декорации. Говорят, это было нечто вроде какой-то мельницы с лестницами, площадками, скатами и массой вращающихся дверей.

Кроме того, еще трамплины и трапеции. Все это двигалось и крутилось в зависимости от темпа действия. И вот этот темп, а вернее, ритм был главным фокусом. Актеры без грима, в комбинезонах унисекс вытворяли на всей этой конструкции черт знает что с начала и до конца спектакля в темпе presto, то есть быстро.

Зал завораживало, люди начинали хлопать в такт движению на сцене до совершенного восторга. И в довершение ко всему этому, в третьем акте на сцене появлялось то, чего никто никогда доселе не видел.

Мейерхольд в 1940 году был признан изменником Родины и расстрелян, но в 1955-м его имя и честь восстановили посмертно. Всеволод Мейерхольд родился 9 февраля 1874 года в Пензе. Она также периодически устраивала музыкальные вечера. Станиславского, а в 1906 году стал служить в Драматическом театре В.

Наряду с Владимиром Маяковским он был лидером нового революционного искусства. В Политехническом музее и театре «Эрмитаж» регулярно проходили его публичные ожесточенные споры с другим гигантом театра —Александром Таировым. Личная жизнь В личной жизни режиссёра на пике его славы тоже происходили изменения. В 1924 году он, оставив троих дочерей, развёлся с тихой безропотной Ольгой Мунт и женился на пришедшей в его театр роковой красавице Зинаиде Райх , которая прежде работала секретаршей в Наркомпроссе. Этот брак мгновенно стал объектом злословия со стороны газетных циников и досужих сплетников. Историю их любви превратили в банальную мелодраму. Писали, что престарелый известный режиссёр ушёл из семьи к молоденькой статистке. Однако всё обстояло не так. Райх после брака с взбалмошным неспокойным Сергеем Есениным смогла, наконец, осуществить свою мечту о семейном очаге. Она стала не только первой актрисой театра Мейерхольда и его единомышленницей, но и заботливой женой, мягким другом. Всеволод Мейерхольд с Зинаидой Райх Жизнь эффектной творческой пары со временем стало омрачать то обстоятельство, что у Зинаиды Райх была психическая болезнь, которая прогрессировала в моменты сильного эмоционального напряжения. Актриса могла впадать в апатию или, наоборот, проявлять агрессию. Она всегда была желанной гостьей на правительственных приёмах. Однажды на большом мероприятии в Кремле она закатила публичную сцену не больше не меньше как М. Калинину, известному своим пристрастием к молоденьким балеринам, выкрикнув: «Все знают, что ты бабник! Мейерхольд частным образом консультировался с психиатрами, но отдавать супругу в клинику не решался. Когда в 1937 году на Мейерхольда посыпалась критика, болезнь Райх обострилась, и она написала Иосифу Сталину откровенное письмо, которым хотела защитить своего мужа, но вышло так, что погубила и его, и себя. Мейерхольд уволил прекрасную актрису Марию Бабанову, исполнявшую прежде все главные роли. Уволился великий Эраст Гарин. А после того как режиссёр распределил роль Гамлета своей жене, Николай Охлопков сгоряча подал заявку на роль Офелии и был за это уволен. Райх была очень пафосной актрисой, что далеко не всем нравилось. В 1928 году ГосТиМ чуть не закрыли из-за того, что Мейерхольд с Райх задержались на несколько дней во Франции, куда они ездили для лечения и ведения переговоров о предстоящих гастролях. Власти предположили, что Мейерхольд поступит также. Но это было абсолютно исключено. Надо было понимать, насколько режиссёр был честен и верен революционным идеям. Двумя годами позже во время гастролей в Берлине при встрече с Михаилом Чеховым он признался в этом бывшему мхатовскому актёру. Спектакль не понравился Иосифу Сталину. Он счёл его слишком буржуазным.

История Всеволода Мейерхольда: за что расстреляли гениального режиссера

Имя Всеволода Мейерхольда присвоили Новой сцене Александринского театра русский и советский театральный режиссёр, актёр и педагог. Теоретик и практик театрального гротеска, автор программы «Театральный Октябрь» и создатель актёрской системы, получившей название «биомеханика».
Всеволод Мейерхольд — великий режиссёр и приспособленец Последний месяц осени завершат и встречи с участием Валерия Фокина, посвящённые разговорам о Всеволоде Мейерхольде и о польском театральном режиссёре Ежи Гротовском.
Режиссеры, интриги и цензура | Онлайн-журнал Эксмо В 1920-е гг. Всеволод Мейерхольд – один из самых востребованных советских режиссёров.

Театр, которого не было Одна жизнь Всеволода Мейерхольда

О Мейерхольде он, в частности, сказал, что Всеволод Эмильевич давно работает на японскую разведку, что в Токио он известен под псевдонимом Борисов и что совместно с Секи Сано он ведет подготовку к теракту против Сталина. Имя режиссера-новатора Всеволода Мейерхольда (1874-1940) присвоили во вторник Новой сцене Александринского театра. Всеволод Эмильевич Мейерхольд оставил огромный след в театральном искусстве царской, а затем и советской России. Главный режиссер Малого театра П. Садовский назвал театр Мейерхольда «школой формалистических выкрутасов».

Расстрелянный театр Мейерхольда. За что пострадал великий режиссер?

Возвращение Мейерхольда. Хорош со всех сторон · Город 812 Для Всеволода Мейерхольда театральная постановка была прежде всего ярким зрелищем.
Лучший Треплев в истории театра: Главархив рассказал о документах режиссера Всеволода Мейерхольда Всеволод Эмильевич Мейерхольд оставил огромный след в театральном искусстве царской, а затем и советской России.
Мейерхольд и опера. Несбывшееся Всеволод Мейерхольд – русский и советский режиссер, актер и педагог, народный артист РСФСР (1923), создатель театральной биомеханики.
9 февраля – день рождения выдающегося театрального режиссера Всеволода Мейерхольда русский и советский театральный режиссёр, актёр и педагог. Теоретик и практик театрального гротеска, автор программы «Театральный Октябрь» и создатель актёрской системы, получившей название «биомеханика».

Как был убит великий советский режиссер Мейерхольд

Карл Казимир Теодор Мейергольд — такое имя при рождении получил будущий театральный режиссер. Он был восьмым ребёнком в немецкой семье винозаводчика Эмилия Фёдоровича Майергольда. Окончив Пензенскую вторую мужскую гимназию, поступил на юридический факультет Московского университета. Некоторое время спустя перешёл на второй курс Театрально-музыкального училища Московского филармонического общества в класс Владимира Немировича-Данченко. После принятия православия сменил имя на Всеволода в честь любимого писателя Гаршина.

В 1898 году вступил в труппу Художественно-общедоступного театра, позже известного как Московский художественный театр. На Украине начал режиссёрскую деятельность, основав Товарищество новой драмы. В Императорских театрах проработал до 1918 года. В том же году вступил в РКП б.

Гражданскую войну Мейерхольд пережил на Кавказе и в Крыму.

Они освещают различные периоды и различные стороны его жизни и творчества. Правды, 13 Мейерхольд В. Статьи, письма, речи, беседы : в 2 ч. Коршунова, М. Впервые собранная переписка выдающегося режиссера В.

Мейерхольда вводит читателя в мир творческих замыслов художника, в процесс его режиссерской, педагогической театроведческой работы, в историю его взаимоотношений с видными деятелями русской и зарубежной культуры. Среди адресатов В. Мейерхольда - А. Чехов, А. Блок, А. Луначарский, К.

Станиславский, Вл. Немирович-Данченко, А. Таиров, Б. Асафьев, М. Гнесин, С. Прокофьев Н.

Островский и многие другие. Правды, 13 Мейерхольдовский сборник. Сборник научных публикаций воссоздает широкий круг творческих контактов Мейерхольда. Большая часть книги посвящена работе Мейерхольда с драматургами — с А. Ремизовым, Ф. Сологубом, З.

На вопрос мой — зачем? В 1934 году спектакль «Дама с камелиями», главную роль в котором играла Зинаида Райх, посмотрел Сталин , и спектакль ему не понравился. Критика обрушилась на Мейерхольда с обвинениями в эстетстве. Зинаида Райх написала Сталину письмо о том, что он не разбирается в искусстве. Мейерхольда» опубликован в газете «Правда» 8 января 1938 года. В мае 1938 года К. Станиславский предложил оставшемуся без работы Мейерхольду должность режиссёра в руководимом им самим оперном театре.

После наступившей вскоре смерти К. Станиславского Мейерхольд стал главным режиссёром театра. Продолжил работу над оперой «Риголетто». В мае-июне 1939 года Мейерхольд разработал план выступления студентов института им. Лесгафа на параде физкультурников в Ленинграде. Это была его последняя режиссерская работа. Последний и неожиданный триумф Мейерхольда был устроен ему на Первой всесоюзной режиссерской конференции.

В его честь в зале гремели овации. Речь Мейерхольда стала его последним публичным выступлением. Арест и смерть Всеволода Мейерхольда 20 июня 1939 года Мейерхольд был арестован в Ленинграде. Одновременно в его квартире в Москве был произведён обыск. В протоколе обыска зафиксирована жалоба его жены 3инаиды Райх, протестовавшей против методов одного из агентов НКВД. После трёх недель допросов, сопровождавшихся пытками, Мейерхольд подписал нужные следствию показания: его обвиняли по статье 58 Уголовного кодекса РСФСР. В январе 1940 года Мейерхольд писал В.

Молотову : "Вот моя исповедь, краткая, как полагается за секунду до смерти. Я никогда не был шпионом. Я никогда не входил ни в одну из троцкистских организаций я вместе с партией проклял Иуду Троцкого. Я никогда не занимался контрреволюционной деятельностью... Меня здесь били — больного шестидесятилетнего старика, клали на пол лицом вниз, резиновым жгутом били по пяткам и по спине, когда сидел на стуле, той же резиной били по ногам сверху, с большой силой и по местам от колен до верхних частей ног. И в следующие дни, когда эти места ног были залиты обильным внутренним кровоизлиянием, то по этим красно-синим-желтым кровоподтекам снова били этим жгутом, и боль была такая, что казалось на больные чувствительные места ног лили крутой кипяток я кричал и плакал от боли. Меня били по спине этой резиной, меня били по лицу размахами с высоты".

Коллегия приговорила режиссёра к расстрелу. Из обвинительного заключения: "В 1934-1935 гг. Мейерхольд был привлечен к шпионской работе. Являясь агентом английской и японской разведок, вел активную шпионскую работу, направленную против СССР... Обвиняется в том, что является кадровым троцкистом, активным участником троцкистской организации, действовавшей среди работников искусства".

Чужой театр» Валерия Фокина. Но самую главную основу составляет известное собрание, которое происходило 1937 году, под названием «Чужой театр»», — рассказал народный артист России, художественный руководитель «Национального драматического театра России Александринский театр » Валерий Фокин. Фото: телеканал «Санкт-Петербург» «Перед репертуарными спектаклями Новой сцены в течение этого сезона периодически мы будем делать перфомансы в фойе на 10-15 минут для зрителей, которые купили билеты на спектакли Александринского театра. Они будут также посвящены Мейерхольду», — поделился планами генеральный продюсер Новой сцены Александринского театра Александр Малич.

Представление

  • Увертюра уничтожения | Газета о театре и кино.
  • Великие зрители на сцене
  • Театр, которого не было Одна жизнь Всеволода Мейерхольда
  • Всеволод Мейерхольд – гроза феминисток — VATNIKSTAN

Режиссеры, интриги и цензура

Всеволод Мейерхольд стал одним из первых авангардных режиссеров Советского Союза. Всеволод Эмильевич МЕЙЕРХОЛЬД (1874–1940) — режиссер. Всеволод Эмильевич Мейерхольд оставил огромный след в театральном искусстве царской, а затем и советской России.

«Почему мне, тонувшему, никто не протянул руку?»: жизнь и смерть Мейерхольда в письмах и документах

Ну а продолжится разговор о великом режиссере этой же весной в рамках фестиваля, который будет посвящен 11-летию Новой сцены Александринского театра: с августа 2022 года она носит имя Всеволода Мейерхольда. 1940)- выдающийся театральный деятель и педагог, главный режиссер Императорских театров, один из первых режиссеров- авангардистов в СССР, создавший «биомеханику», систему специальных упражнений для актёров. Еще одно обличение: главный режиссер Малого театра Пров Садовский называет театр Мейерхольда «школой формалистических выкрутасов». Легендарный Всеволод Мейерхольд, урождённый Карл Казимир Теодор Мейергольд, самобытный театральный актёр и режиссёр, не избежал внимания со стороны «компетентных органов» царизма.

Выставка, посвященная режиссеру Всеволоду Мейерхольду, открылась в Камерном театре

Эту аббревиатуру придумал Всеволод Мейерхольд, создатель актерской системы, получившей название "биомеханика". Историко-документальная экспозиция приурочена к 146-летию со дня рождения Всеволода Мейерхольда, театрального режиссера и создателя принципа биомеханики. Через год Мейерхольд вступил в партию, возглавил ТЕО — Театральный отдел Наркомпроса — и фактически стал театральным диктатором-большевиком. Еще одно обличение: главный режиссер Малого театра Пров Садовский называет театр Мейерхольда «школой формалистических выкрутасов».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий