Для развития всех сторон эмоционального интеллекта необходимы многие навыки, например, практика осознанности, увеличивающая разрыв между мыслью и эмоцией и дающая нам лучшее осознание первой и контроль над второй.
Проект тренинга развития эмоционального интеллекта (для педагогов)
Таким образом информация лучше у Смотрите видео онлайн «Упражнения на развитие эмоционального интеллекта у взрослых» на канале «Независимое физическое развитие» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 17 декабря 2023 года в 1:37, длительностью 00. Уникальный авторский тренинг, который поможет развитию вашего эмоционального интеллекта и управлению эмоциями! Упражнения для развития эмоционального интеллекта. Поскольку эмоциональный интеллект состоит из набора компонентов, то тренировать необходимо каждый из них, а именно. Существуют разные игры, упражнения и техники для развития эмоционального интеллекта. Отличная книга Тревиса Бредберри с конкретными советами по развитию эмоционального интеллекта.
Как развить эмоциональный интеллект: простые упражнения
Все эти составляющие важны для комплексного развития эмоционального интеллекта, однако самую важную роль играют самосознание и самоконтроль. Благодаря им мы можем, например, проанализировать ситуацию после конфликта , понять, где мы были неправы, и прийти к другому человеку, чтобы наладить отношения. Или же проанализировать свою реакцию, которая, может, и не проявилась внешне, но явно оказала влияние на наше самочувствие. Иначе говоря, чем лучше у вас развито самосознание и самоконтроль, тем больше мы склонны к рефлексии и управлению собственными эмоциями. Поэтому, прежде чем начинать развивать навык эмпатии или учиться общаться с людьми так, чтобы никого не обидеть, нужно разобраться в том, насколько хорошо вы умеете понимать свой внутренний мир и его внешние проявления. И вот как это можно сделать.
Наблюдайте Когда мы рефлексируем, мы метафорически отстраняемся от ситуации и смотрим на нее со стороны. Так поступают наставники — люди, которые не являются частью игры, но активно за ней наблюдают, для того чтобы увидеть проблемные зоны и предложить варианты, как их устранить. Поэтому первое, что вам необходимо сделать, — это позволить вашему наставнику участвовать во всем, что с вами происходит. Можете представить, например, самый яркий конфликт в вашей жизни и посмотреть на него со стороны. Как вы выглядите?
Какую позу занимаете? Какие эмоции проявляются на вашем лице? После того как вы от и до изучите себя, переключитесь на окружающих. Как они ведут себя? Как они реагируют на ваши слова?
Какие эмоции демонстрируют? Пусть ваш внутренний наставник рассмотрит ситуацию как можно детальнее, но только как третье незаинтересованное лицо: без оценок и негативных эмоций, только факты. Чтобы лучше интерпретировать свои и чужие реакции, используйте эту таблицу, которая наиболее полно охватывает различные оттенки чувств. Интерпретируйте Итак, вы собрали достаточно информации о своем и чужом поведении. Теперь вам нужно обработать все факты, выделив в ситуации триггеры и шаблоны проявления эмоций.
Но так как паттерны поведения сидят в нас очень глубоко и оттого совершенно не осознаются, сделать это очень сложно, но возможно, если вдумчиво проанализировать ситуацию. Вот несколько примеров того, как люди обычно проявляют те или иные эмоции. Радость Яркие эмоции. Активная, взволнованная речь. Постоянная жестикуляция.
Невозможность усидеть на одном месте. Нет особых внешних проявлений. Ощущается исключительно внутри.
Практика — это то, что больше всего ценит бизнес и его руководители. Если идея звучит красиво и правильно, но нет четкого понимания, как использовать ее на практике, и главное, какую реальную пользу она может принести бизнесу, то это может погубить много интересных идей, переведя их на уровень бизнес-сказок для MBA. Поэтому сначала давайте попробуем разобраться, какую практическую ценность имеет эмоциональный интеллект для руководителя. Мы рассмотрим все 5 ключевых составляющих эмоционального интеллекта, и в каждом из них найдем практические выгоды для бизнеса и предложим рекомендации по их развитию. Итак, эмоциональный интеллект — достаточно недавнее явление в бизнес-образовании, все началось с 90-х годов и книги Дэниела Гоулмана. Книга большая и написана, на мой взгляд, достаточно размыто, конкретные инструменты там найти сложно, но смысл этой книги был важен бизнесу, и поэтому сама идея эмоционального интеллекта получила широкое распространение. Эмоциональный интеллект — это способность руководителя понимать свои поступки и поступки других людей.
В этом и заключается ценность влияния в управлении: когда сотрудник осознает, что руководитель понимает его истинные потребности, он с большей готовностью выполняет задания бизнеса, так как вовлекается в них, чувствуя свою сопричастность. Именно поэтому самая сильная мотивация — это нематериальная мотивация , так как она основана на настоящих потребностях человека, и именно эмоциональный интеллект способен научить руководителя выявлять свои настоящие потребности и настоящие потребности сотрудников. Еще раз это проговорим: настоящие потребности любого человека — нематериальные, поэтому логика обычного интеллекта тут не работает, работают эмоции, чувства, основа эмоционального интеллекта. И еще один важный момент: эмоциональный интеллект — это ни в коем случае не манипуляция. Манипуляция вообще запрещена в управлении, и уж точно к интеллекту отношения не имеет, ни к эмоциональному, ни к обычному, по одной простой причине: манипуляция — всегда разовое тактическое решение, которое ведет в конечном итоге к полному подрыву доверия между участниками коммуникации, а значит стратегическому проигрышу. Итак, эмоциональный интеллект состоит из двух неравных частей: первая часть, условно ее можно назвать «IN», включает действия. Основная ошибка, которая бывает при изучении эмоционального интеллекта, это то, что эта пропорция двух частей «IN» и «OUT» нарушается, и часто руководители делают больший акцент на развитии части «OUT», потому что разбираться с собой бывает сложно и иногда даже болезненно, но без этого эмоциональный интеллект точно не развить. Мы не будем при рассмотрении этапа «IN» глубоко уходить в психоанализ, это не область интереса эмоционального интеллекта, мы рассмотрим, что и как можно сделать на каждом этапе, чтобы управлению не мешали ментальные «тараканы», которые живут у каждого из нас. Часть «IN» 1. Осознанность Главный смысл и цель этого этапа — сформировать у руководителя понимание того, что является его сильной стороной, и максимально научиться использовать это, развивая себя именно в этих направлениях.
При этом надо понимать, что может помешать руководителю быть объективным при принятии бизнес-решений, то есть понять и учитывать свои личностные особенности. Одна и самых больших проблем руководителя — отрицание ошибок. Это бывает тогда, когда руководитель не понимает и не принимает себя как цельную личность , в которой есть все: и эффективные качества, и неэффективные. Слова оценочного плана хороший-плохой не применимы к человеку, а к человеку бизнеса и руководителю — особенно. Необходимо рассматривать любое его качество именно с точки зрения как то или иное свойство личности руководителя может влиять на его управленческую деятельность. Практика этапа Осознанность Для реализации целей этого этапа я бы предложил два простых и эффективных инструмента, которые позволят выявить свои эффективные и неэффективные качества, и помогут научиться работать с ошибками, неизбежными в деятельности любого руководителя. Первый инструмент — составить список из 10 ваших управленческих качеств: 5 качеств, делающих вас эффективными руководителями от 1 до 5 , и 5 качеств, снижающих вашу эффективность как руководителя от 6 до 10. Список следует сделать именно так: от 1 до 10, потому что все эти 10 качеств, что эффективные, что неэффективные — это и есть вы, и это важно принять. Если возникнут трудности с эффективными что говорит о низкой самооценке , либо неэффективными что говорит об отрицании своих проблем — просто ищете противоположные качества. Например, если вы «быстро принимаете решения», что, в общем-то, можно отнести к эффективным качествам, то это качество имеет вполне себе конкретное неэффективное свойство «непродуманность решений».
Впрочем, всё оказалось совсем не так, как на этой гифке. Скорее, мне пришлось ещё больше трудиться, проверять огромное количество текстов, следить за статистикой сайта, составлять отчёты. Но даже не это стало главной проблемой.
Сложнее всего оказалось взаимодействовать с людьми в коллективе. Если до этого мы со многими ребятами были на равных, то теперь некоторые из них стали моими подчинёнными. В новой должности мне нужно было говорить автору который по совместительству ещё мог оказаться и моим другом , что тема, которую он предложил в качестве новости, нам не подходит.
Или что написанный им текст следует полностью переделывать. А заголовок — тот вообще никуда не годится… Моё первое выступление на общей планёрке напомнило мне головокружительный полёт на американских горках. Ведь мне пришлось ни много, ни мало критиковать людей, с которыми я работала и дружила.
Я совершенно перестала понимать, как они воспринимают мою критику в свой адрес: ненавидят меня всей душой или понимают, что я делаю это ради всеобщего блага? Впервые в жизни я пожалела, что не обладаю экстрасенсорными способностями и возможностью угадывать чужие мысли. А спустя несколько дней «Викиум» предложил мне прокачать эмоциональный интеллект… Следующие несколько недель я провела, разглядывая мельчайшие движения губ, носа и морщинок на лбу незнакомцев и своих коллег.
Так я стала лучше понимать людей и себя — в новой для меня роли редактора. Но обо всём по порядку. Что такое эмоциональный интеллект Если вы в первый раз слышите про ЭИ или EQ , то, скорее всего, это покажется вам оксюмороном, или комбинацией противоположностей.
Ведь эмоции — это всегда нечто спонтанное и неконтролируемое. А интеллект ассоциируется у нас с хладнокровием и расчётом. На самом деле, если у вас высокий EQ — это значит, что вы не бросаетесь в крайности цинизма и импульсивности, а постоянно пребываете в состоянии эмоционального дзена.
Вот конкретный пример. Предположим, вы познакомились с каким-то человеком. Он вам понравился, но вы никак не можете определиться, что же испытываете к нему: симпатию, мимолётное влечение или что-то посерьёзней.
Люди с высоким EQ — почти как супергерои — обладают способностью сразу определить, что именно они чувствуют. А значит, не бросаются в омут с головой, разбираясь с последствиями своих поступков постфактум долгие дни, месяцы и даже годы. Но оставим романтику и перейдём к работе.
Коэффициент EQ расскажет вам не только о вас самих, но и о других людях. То есть вы рискуете стать немножечко экстрасенсом и научиться читать мысли на расстоянии. Никаких магических шаров для этого покупать не нужно.
Скорее стоит посмотреть сериал «Обмани меня». Там главный герой Кэл Лайтман определял эмоции человека по мельчайшим изменениям мимики его лица. Вот он.
Но то, что вам кажется очевидным, не всегда является таковым. Сотрудники боятся: Что с новой системой их работа может быть неэффективной Вдруг они не справятся Это выход из зоны комфорта. В таких ситуациях руководителю важно понять происходящее: что вызывает негатив и почему. Поняв это, можно устранить и страхи сотрудников «если у нас не получится, мы откажемся от этой системы», «если кто-то в работе с системой ошибется, наказания не будет» и т. В отношении себя в подобных ситуациях можно задать вопросы, которые прояснят происходящее и успокоят вас. Например: «правильно ли я понимаю ситуацию? Фото с сайта media. Понимать себя Разные люди по-разному воспринимают одни и те же события. А все потому, что любая наша эмоциональная реакция на какое-то событие всегда связана с нашим личным жизненным опытом. Если у вас есть свой «космический вредитель и злодей», ответьте себе на вопрос: почему меня так бесит этот человек?
Ответы с большей долей вероятностью будут такие: «Потому что я тоже хотел бы так, как он, но не могу себе позволить», «Потому, что я ему завидую», «Потому что он справляется с этим делом лучше меня» и т. Признаться себе в подобном — тяжело, больно, но это большое дело. Как только вы научитесь понимать причину своего раздражения, поймете, что дело не в ком-то, кто лучше, а в вас самих и вашем отношении к окружающему миру. Одним из способов самопознания может быть методика «Окна Джохари». Оно показывает, насколько хорошо человек знает себя. Это квадрат, разделенный на четыре части, каждая из которых — часть информации о человеке, передаваемая во время общения. Цель — сделать понятными для себя все четыре квадрата, но максимально расширить окна, А и Б. Это непросто, и такая работа может занять всю жизнь. Окно Джохари помогает увидеть себя со стороны и избавиться от самосожаления и самооправдания. Управлять своими ощущениями Способ, которым владеют все, — это подавление эмоций.
Однако он непродуктивен и зачастую просто опасен: накопившееся вдруг может выплеснуться с непредсказуемым эффектом в другой ситуации либо, известный вариант, проявиться в виде болезни. Что может помочь: Дыхание: неспроста говорят «посчитай до 10 и выдохни». Это правило элементарное, но оно работает Любая физическая активность: бег, йога, просто уборка дома или прогулка Вербализация — описание своего состояния вслух «я волнуюсь, я сильно раздражен, у меня перехватывает дыхание и все внутри трясется». Чем подробнее это описание, тем быстрее уйдет нервозность и тем легче вы себя почувствуете Поза силы — это позы тела человека, которые «запускают» выработку дофамина: ровная спина, руки подняты вверх, макушка головы стремится вверх. Медитация — идеальна, если у вас есть время для регулярных занятий. Управлять эмоциями других людей Управлять эмоциями других — не значит командовать ими или подчинять их. Это и умение успокоить другого человека, если тот сильно разозлен, боится или расстроен, и умение заразить своим позитивом других людей. Например, вместо «нет, мы не будем этого делать» ответить «есть подозрение, что это не решит вашу задачу», «давайте поглубже разберемся в вопросе» и т. Читайте также probusiness. Потому что он связан с управлением эмоциями и ситуациями в позитивном, оптимистичном, конструктивном ключе, а также с осознанием положительного значения любой эмоции».
От того, умеем ли мы найти позитивные аспекты в разных явлениях и ситуациях, во многом зависит восприятие всего, что происходит в жизни. Одно и то же событие люди могут по-разному интерпретировать. Недаром говорят, что один в луже видит грязь, а другой — отражающиеся звёзды. Только мы выбираем, что видеть. Эти три упражнения помогут вам сделать правильный выбор. Упражнение 1. Где конструктивное зерно? Каждый раз, когда вы будете чувствовать злость, сожаление, раздражение, вину, апатию, задайте себе вопрос: «Что я могу сделать, чтобы мне стало лучше? Если вы можете повлиять на ситуацию, делайте это. Исправляйте ошибки вместо бесконечного самоанализа.
Поговорите с человеком, когда причина вашего раздражения кроется в отсутствии взаимопонимания. Измените что-то в своей жизни, если понимаете, что вам всё наскучило и нужны новые декорации. Надоели холод и дожди? Можно жаловаться на погоду каждый день, а можно думать о предстоящей поездке в тёплую страну, даже если такая поездка — только спустя несколько месяцев. Главное — перестаньте с упоением смаковать негативные мысли, всё глубже погружаясь в тоску и уныние. Ищите конструктивное зерно, решение, чтобы поскорее выйти на светлую сторону, туда, где греет солнце даже в самый ненастный день. Упражнение 2. Волшебное «но» Как только вы поймаете себя на негативной мысли, вспомните о существовании противопоставления и союза «но». Сформулируйте своё негативное утверждение и добавьте после него «но»… А дальше дайте волю фантазии и дополните предложение чем-то позитивным.
Как развить эмоциональный интеллект у детей и взрослых. Упражнения и рекомендации
Упражнения для развития эмоционального интеллекта. Развить эмоциональный интеллект можно с помощью тренировок способностей, которые входят в это понятие. Уровень развития эмоционального интеллекта может зависеть от множества факторов, например. В статье — способы развития эмоционального интеллекта, эффективные упражнения и полезные книги. Для развития эмоционального интеллекта отлично работают тренинговые программы и посттренинговое сопровождение. упражнения на развитие эмоционального интеллекта у взрослых.
Проект тренинга развития эмоционального интеллекта (для педагогов)
Упражнения для развития навыков осознания своих эмоций. В статье — способы развития эмоционального интеллекта, эффективные упражнения и полезные книги. Второе Упражнение на Развитие Эмоционального Интеллекта у Взрослых/Игры Мозга/Тренировка Ума/Тренинг. Таким образом информация лучше у Смотрите видео онлайн «Упражнения на развитие эмоционального интеллекта у взрослых» на канале «Независимое физическое развитие» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 17 декабря 2023 года в 1:37, длительностью 00. Как известно, развитие эмоционального интеллекта можно улучшить не только путем генетического наследования, но и путем тренировки. Эмоциональный интеллект: инструменты и способы развития у взрослых/ Методические рекомендации.
Как развить эмоциональный интеллект у взрослых и детей
Также работа направлена на осознание собственных эмоций, причин их появления, знакомство с эмоциями, способами управления ими, и, как следствие, - изменение поведения. Однако, высокий уровень эмоционального интеллекта не всегда помогает справиться с аффектом, сильными эмоциями, как отмечают участники тренингов, руководители. На наш взгляд, это связано с тем, что в данных программах не уделяется внимание прошлому эмоциональному опыту, который активизируются в различных жизненных ситуациях, в которых поведение человека стереотипно. В связи с этим, возникает необходимость в создании таких программ, которые будут иметь комплексный подход к развитию эмоционального интеллекта. В данном случае имеется в виду учет прошлого опыта разбор различных ситуаций прошлого и переживание «застывших» эмоций , а так же расширение знаний умений и навыков в использовании информации, которая содержится в эмоциях, для решения задач в настоящем. Иными словами, в работе, направленной на развитие эмоционального интеллекта, нельзя обойтись без "ретроспективной составляющей" в виде анализа опыта и стереотипных реакций прошлого что предполагает, в том числе, привлечение психотерапевтической практики.
Так, Е. Гордеева отмечает положительное влияние клинической трансперсональной психотерапии на развитие как внутриличностного, так и межличностного эмоционального интеллекта участников, после прохождения групповой психотерапии [2] При этом, Е. Гордеева пишет, что в результате интенсивного отреагирования психологических травм, у некоторых участников происходил спад эмоциональной чувствительности. Однако, после завершения групповой психотерапии и индивидуальной психокоррекции произошло восстановление и развитие эмоционального интеллекта. Таким образом, можно сделать предположение о том, что создание программ, объединяющих психотерапию и тренинговый подход в области развития эмоционального интеллекта, возможно.
Интерес вызывают исследования, посвященные развитию эмоционального интеллекта у людей, страдающих психическими расстройствами, с помощью арт-терапевтических методов. Так, Н. Назарова, отмечает, что у пациентов с шизофренией и психическими расстройствами в результате органического заболевания головного мозга, произошло увеличение общего уровня эмоционального интеллекта за счет улучшения таких показателей как эмоциональная осведомленность и управление собственными эмоциями [7]. Говоря об арт-терапевтических методах, нельзя не упомянуть о проведенном нами исследовании по развитию эмоционального интеллекта с помощью метода Нейрографика. Данный метод арт-терапевтический, коучинговый метод появился сравнительно недавно и нуждается в научном обосновании, однако, несмотря на это, нейрографика получила широкое распространение и популярность в среде специалистов помогающих практик психологов, психотерапевтов, коучей, врачей.
Подробные результаты исследования были освещены автором в статье "Применение нейрографики для развития эмоционального интеллекта личности" [4]. Здесь же мы можем отметить, что полученные данные и анализ результатов исследования показали положительную динамику роста всех компонентов эмоционального интеллекта испытуемых, что привело к росту общего уровня эмоционального интеллекта почти каждого участника исследования. В связи с вышеуказанным, можем сделать вывод, что нейрографика способствует развитию эмоционального интеллекта, а также подтвердить идею о том, что эмоциональный интеллект действительно развивается в результате целенаправленного воздействия. Также необходимо отметить, что в результате исследования проявился психотерапевтический эффект нейрографики, о котором изначально не заявлял автор метода. Объяснить это можно тем, что в процессе исследования испытуемым предлагались нейрографические техники, в результате применения которых они сталкивались со своим прошлым опытом, который вызывал в них сильные негативные переживания.
При этом, несмотря на то, что работа происходила с актуальными жизненными задачами, темами, эмоции и переживания, связанные с ними, имели свои корни в детском, подростковом или более позднем опыте испытуемого. В процессе рисования, рефлексии, беседы испытуемые смогли отреагировать эмоции прошлого опыта. Конечно, этот феномен еще требует дальнейшего изучения, исследования и научной верификации его эффективности по ряду направлений психотерапия, психиатрия, коучинг, педагогика. Подводя итог написанному выше, можем сделать следующие выводы: 1. Вопрос о принципиальной возможности развития эмоционального интеллекта все еще актуален как в отечественной, так и в зарубежной научной среде.
При этом, большинство исследователей теоретиков и практиков полагают, что эмоциональный интеллект развить можно, он не является раз и навсегда данным. Существует дискуссия о методах развития эмоционального интеллекта. В настоящее время существует множество методов развития эмоционального интеллекта; изучение путей развития эмоционального интеллекта привело к формированию особого направления помогающей практики - "специалист эмоционального интеллекта", "тьютор эмоционального интеллекта", "эксперт эмоционального интеллекта". Иными словами, появилась новая профессия практика, помогающего клиенту развивать эмоциональный интеллект. Если раньше существовал, преимущественно, только тренинговый формат развития эмоционального интеллекта, то сегодня существуют различные пути: от группового тренингового формата - до индивидуального, вплоть до психотерапии.
В процессе развития эмоционального интеллекта применяются как методы когнитивно-поведенческой терапии, направленной на формирование способностей, знаний, навыков, умений, привычек, так и методы арт-терапии, направленной на проработку собственной эмоциональной сферы. Также в процессе развития эмоционального интеллекта действенна работа с прошлым клиента, позволяющая ему снизить эмоциональное напряжение в отношениии прошлого опыта, и, в результате - изменить эмоциональные реакции на подобные события настоящего и будущего. Можно создавать программы развития эмоционального интеллекта, интегрирующие тренинговый формирование знаний, умений, навыков и психотерапевтический групповой и индивидуальный подходы. Нейрографика как метод, родственный арт-терапии, а также проективная методика, показала хорошие результаты в развитии эмоционального интеллекта испытуемых в рамках экспериментального исследования, проведенного автором статьи. Литература: 1.
Андреева И. Санкт-Петербург: редкол. Дежкин [и др. Гордеева Е. Изменение коэффициента эмоционального интеллекта как следствие трансформационного воздействия клинической трансперсональной психотерапии.
Деревянко С. Зорина Н. Применение нейрографики для развития эмоционального интеллекта личности. Конференция "Работающий эмоциональный интеллект в бизнесе и образовании". Международный Центр КТК.
Назарова Н. Изучение возможностей арт-терапии в развитии эмоционального интеллекта при психических расстройствах. Робертс Р. Журнал Высшей школы экономики. Социально-эмоциональное развитие детей.
Состав учебно-методического комплекса. Ackerman C.
Подарите себе двадцать минут утреннего солнечного света. Вашим глазам нужно увидеть утренний свет хотя бы на протяжении двадцати минут для этого вполне подойдут даже пасмурные дни. Выключите компьютер как минимум за два часа до времени отхода ко сну. Яркий свет компьютерного экрана, горящего поздним вечером, ошибочно воспринимается вашим мозгом как свет солнца. Кровать предназначена для сна.
Будет хорошо, если вы, ложась в постель, перестанете работать или смотреть телевизор. Избегайте кофеина, в особенности после полудня. Сконцентрируйте внимание на свободе, а не на ограничениях. Вы должны взять на себя ответственность за то, что поддается вашему контролю, и сконцентрировать энергию на том, чтобы остаться гибким и открытым, невзирая на ситуацию. Сохраняйте синхронность. Когда вы хорошо управляете своими эмоциями, язык вашего тела соответствует эмоциональной тональности ситуации. Когда вы не можете контролировать язык своего тела, это четкий индикатор того, что эмоции берут над вами верх.
Поговорите с человеком, не вовлеченным в вашу проблему эмоционально. Неудивительно, что, когда в той или иной ситуации вы испытываете смятение чувств или эмоциональную перегрузку, разговор с другим человеком может стать для вас большим облегчением. Помимо того что для вас может оказаться полезным поговорить с кем-то, искренне заботящимся о ваших чувствах, такой разговор способен открыть новые и широкие пути, по которым вы раньше не пробовали ходить. Научитесь извлекать ценные уроки из общения с каждым человеком. Относитесь к каждому человеку как к потенциально способному научить вас чему-то ценному и дать вам преимущества в будущем. Включите в свое расписание время для психологической перезагрузки. Когда вы тратите часть дня на упражнения, позволяющие вам разгонять кровь и поддерживать тело в хорошей форме, это позволяет мышлению сделать крайне важный перерыв, причем этот перерыв дает ему больше шансов на отдых и разрядку, чем регулярный сон.
Хотя в этой ситуации идеальны интенсивные занятия спортом, немалую пользу мышлению могут принести и другие, более спокойные и бодрящие упражнения. Разум может получать передышку за счет таких расслабляющих занятий, как йога, садоводство или прогулки по парку. Признайте, что перемены находятся за ближайшим поворотом. Лучшее, что вы можете сделать для внедрения этой стратегии в полном объеме, — это находить раз в одну-две недели время для того, чтобы составить список важных изменений, которые, по вашему мнению, могут произойти. Это будет список изменений, к которым вы хотите быть готовы. Создавая список изменений, оставьте под каждым его пунктом достаточно места для того, чтобы записать все возможные варианты последующих действий. А еще ниже запишите идеи: что вы можете сделать для того, чтобы подготовиться к этому изменению.
Статья подготовлена по материалам книги Тревиса Бредберри «Эмоциональный интеллект». Купить книгу можно здесь: В следующей части статьи будут даны практические советы по развитию 2-х оставшихся навыков социального интеллекта:.
Игнорируя собственные чувства, вы игнорируете важную информацию, влияющую на ваш образ мышления и поведение. Начните обращать внимание на собственные чувства и связывать их с полученным опытом. Какие эмоции вы испытаете, если это происходит? И напротив, какие чувства вызовет у вас похвала за хорошо выполненную работу? Если вы привыкнете осознавать собственные эмоции, такие как грусть, смущение, радость, удовлетворение и другие, вы сможете повысить уровень эмоционального интеллекта. Заведите привычку осознавать собственные эмоции в определенные моменты в течение дня.
Какие эмоции вы испытываете, когда просыпаетесь по утрам? Какие чувства охватывают вас перед сном? Перестаньте игнорировать физические проявления эмоций, начните прислушиваться к ним. Наш разум и тело взаимосвязаны; они оказывают глубокое воздействие друг на друга. Вы можете повысить уровень эмоционального интеллекта, научившись распознавать физические факторы, влияющие на эмоции. Когда нам грустно, возникает тяжесть в веках. Веселье и радость ощущаются как легкость в животе, учащенное сердцебиение и энергичность.
Шаг 5. Повторите этот процесс столько раз, сколько потребуется, чтобы конкретная эмоция ушла. Определите эмоции Точно знать, какие эмоции охватывают вас в стрессовые моменты, — это трудная, но очень важная задача. Каждый раз, ощущая тревогу или волнение, спросите себя, что вы чувствуете, и запишите это. Если вам трудно определить свои эмоции, воспользуйтесь готовым списком эмоциональных состояний или составьте свой. Определив эмоцию, подумайте, о чем она говорит вам и что она для вас значит, вместо того чтобы пытаться устранить ее или отмахнуться от нее. Перенаправьте внимание Если вы не можете найти занятие или фокус, чтобы перенаправить внимание в более позитивное русло, запишите вечером, перед сном, следующее: десять вещей, за которые вы благодарны например: у моего брата все хорошо на работе ; пять достижений, даже самых незначительных, в течение дня например: официантка в баре, куда вы ходите каждое утро, улыбнулась вам; коллеги вас поздравили; вы решили какую-то задачу, собрали друзей на ужин и т. Новая формулировка Измените смысл ситуации так, чтобы трансформировать эмоциональное воздействие. Запишите не менее пяти событий или ситуаций, которые заставляют вас чувствовать себя плохо. Рядом с ними напишите, о чем будете думать в следующий раз, когда с вами произойдет одно из этих событий.
Развитие эмоционального интеллекта: правила и упражнения
Как развить интеллект взрослому. Как повысить уровень интеллекта умственно и морально | Развитие эмоционального интеллекта. |
10 лучших курсов по развитию эмоционального интеллекта + бесплатные видеоуроки | Я работаю над эмоциональным интеллектом системно с начала февраля 2023. |
Способы развития эмоционального интеллекта: самый лучший | Развитие эмоционального интеллекта. |
Внутренний наставник: 7 шагов для развития эмоционального интеллекта | Развитие эмоционального интеллекта помогает управлять эмоциями своими и окружающих с целью решения задач в жизни, отношениях, на работе. |
Как развить интеллект взрослому. Как повысить уровень интеллекта умственно и морально | Данное упражнение по развитию эмоционального интеллекта не требует выделения отдельного времени или согласия родственников. |
2 упражнения для развития эмоционального интеллекта
А сейчас приведу еще несколько примеров: Ситуация: «Ребенок не слушается, на все говорит нет, я не успела поесть. В общем, караул и капец всем. Перед тем, как начать все крушить, я успеваю спокойным металлическим голосом сказать, что я очень злюсь, что я очень голодная, что сейчас я начну кричать. И происходит чудо. Во-первых, часть эмоций во время проговаривания, улетучиваются. Во-вторых, ребенок, чувствует угрозу и затихает и, в-третьих, он учится видеть мое состояние». И если так делать на регулярной основе, то это замечательно прокачивает мыщцу вашего эмоционального интеллекта. Помогает Вам осознать свои эмоции, помогает ребенку научиться чувствовать и понимать ваше эмоциональное состояние и в будущем научит его делать также.
И чем больший спектр эмоций будет озвучен вами, тем более развитым в эмоциональной сфере будет ваш ребенок. Эта же техника дает чудесный эффект, когда вы озвучиваете то, что, как вам кажется, испытывает ребенок. Ситуация с нашим младшим сыночком. Ему год и восемь месяцев и он подходит к самому веселому в переносном смысле детскому возрасту. Начинаются истерики, отстаивание своих желаний, проявление самостоятельности и прочие прелести зреющей личности. Он обиделся на старшего брата за то, что тот резко забрал игрушку. Лежит, орет, слезы в разные стороны брызгают… Что делаю я?
Подхожу, обнимаю, прижимаю к себе, глажу и говорю: «Ты обиделся на Дениса за то, что он забрал игрушку? Я понимаю, как ты расстроился. Мне бы тоже было очень обидно». Кирюшка расслабляется, кивает головой и через некоторое время истерика заканчивается. Это значит, что мои слова попали в точку. Это лишь маленький пример.
Определите эмоции Точно знать, какие эмоции охватывают вас в стрессовые моменты, — это трудная, но очень важная задача.
Каждый раз, ощущая тревогу или волнение, спросите себя, что вы чувствуете, и запишите это. Если вам трудно определить свои эмоции, воспользуйтесь готовым списком эмоциональных состояний или составьте свой. Определив эмоцию, подумайте, о чем она говорит вам и что она для вас значит, вместо того чтобы пытаться устранить ее или отмахнуться от нее. Перенаправьте внимание Если вы не можете найти занятие или фокус, чтобы перенаправить внимание в более позитивное русло, запишите вечером, перед сном, следующее: десять вещей, за которые вы благодарны например: у моего брата все хорошо на работе ; пять достижений, даже самых незначительных, в течение дня например: официантка в баре, куда вы ходите каждое утро, улыбнулась вам; коллеги вас поздравили; вы решили какую-то задачу, собрали друзей на ужин и т. Новая формулировка Измените смысл ситуации так, чтобы трансформировать эмоциональное воздействие. Запишите не менее пяти событий или ситуаций, которые заставляют вас чувствовать себя плохо. Рядом с ними напишите, о чем будете думать в следующий раз, когда с вами произойдет одно из этих событий.
И дальше, поскольку вы собираетесь думать иначе, чем обычно… изложите, как будете себя чувствовать. Ощутите и визуализируйте это столько раз, сколько сможете.
Направьте реакцию в правильное русло Одна из причин, по которой мы чувствуем себя ужасно после слов и действий, которые случились под влиянием эмоций, — это то, что мы в эти секунды противоречим сами себе и отказываемся от наших ценностей.
Чтобы такого не случилось, есть методика, состоящая из трех шагов: визуализация, стратегия и реализация. Как это работает? Во-первых, представьте условия, которые бы могли вывести вас на негативные эмоции.
Постарайтесь как можно подробнее продумать эту ситуацию — так, как будто она вот-вот случится. Когда вы погрузитесь в контекст, вы услышите голос наставника, который скажет вам о том, что прямо сейчас случится непоправимое. В эту секунду остановитесь и задайте себе вопросы: «Есть ли в этом смысл?
Делайте это до тех пор, пока не придете к четкой и однозначной картинке того, как лучше всего отреагировать в конкретной ситуации. Во-вторых, начните развивать идеальную стратегию, которая поможет добиться ваших первоначальных целей. Ваш партнер в порыве злости говорит: «Ты не ценишь то, что я для тебя делаю!
Вы чувствуете возмущение, ведь это неправда. На агрессию хочется ответить эмоционально; возможно, попытаться задеть за живое. Перенаправление мыслей.
Вы понимаете, что сказанные партнером слова, скорее всего, неправда. Он так не считает на самом деле, но есть факторы, которые заставляют его чувствовать злость, грусть или обиду. Новая реакция.
Вместо того чтобы нападать в ответ, вы говорите: «Это не так. Как я могу доказать это? Пожалуй, это самый сложный этап, так как отказаться от шаблонных реакций очень сложно, но если каждую из них осознавать и вовремя пресекать, с каждым разом будет проще действовать по-новому.
Оглянитесь назад В вашем прошлом наверняка было множество ситуаций, которые можно разобрать на составляющие. Попробуйте вспомнить, как вы вели себя некоторое время назад, например, в моменты конфликта, сильной усталости или когда чувствовали беспокойство, неуверенность в себе или грусть. Проживите эти моменты снова, чтобы придумать новую модель поведения.
Чтобы сделать это успешно, постарайтесь не сожалеть о содеянном, не делите свои поступки на хорошие и плохие, а также обращайте внимание не только на чувства, но и на факты. Иначе говоря, будьте объективны в анализе того, что происходило в вашем прошлом. Для сохранения конструктивности вам помогут следующие вопросы: Соответствовало ли мое поведение целям, которых я хочу добиться?
Что о моем поведении думали окружающие? Где я был неправ и я мог это исправить? Что было основным триггером?
Как мое настроение повлияло на поведение?
Один из ключевых моментов в использовании техники «Диаграмма Почему» — повторное использование вопроса «Почему? Сначала вы можете получить очевидные ответы, но по мере того, как продолжаете задавать этот вопрос, ваши ответы будут становиться все более глубокими и продвигаться к основной причине.
Если мы можем добраться до корня нашей проблемы, мы можем достичь уровня саморазвития, который описывает Абрахам Маслоу в своей пирамиде. Она представляет собой иерархию от базовых биологических и физиологических потребностей до самореализации в самом высоком уровне. Однако часто наша жизнь закрепляется на самом низком уровне пирамиды, и мы не можем добиться того, что мы хотим, просто потому, что мы не можем достаточно качественно решить свои базовые потребности.
Как узнать реальное эмоциональное состояние человека? Способность читать невербальные сигналы — это важный навык в области коммуникации, который может помочь в ситуациях, когда слова не могут передать все, что вы чувствуете. Например, если вы понимаете, что ваш коллега на самом деле не так уверенен в своих возможностях, как говорит, или если вы замечаете, что ваш друг на самом деле переживает настоящую боль, когда говорит, что все в порядке.
Наблюдение за невербальным поведением — это достоверный способ узнать реальное эмоциональное состояние человека. Мы можем узнать об этом через мимику, тон голоса, жесты. Если вы умеете читать эти сигналы, то сможете узнать больше, чем когда-либо могут передать слова.
Навык взаимодействия с людьми на основе невербального поведения, может помочь сделать большой скачок в этой области. И, хотя некоторые люди думают, что это дар, который может быть дан только некоторым людям, на самом деле, вы можете научиться этому навыку. В наше время наука развивается стремительно в этой области.
Существуют многочисленные курсы и тренинги, которые помогут развить вам навыки чтения невербальных сигналов. И, что самое главное, для того, чтобы использовать этот навык, не нужно знать физиогномику или другие лженауки. Необходимо лишь уметь внимательно наблюдать за окружающими вас людьми и быть внимательными к невербальным сигналам, которые они отправляют.
Как изучать невербальное поведение для развития EQ? Значительную роль в эмоциональном интеллекте играет невербальное поведение. Наблюдая за мимикой, жестами и тоном голоса других людей, мы можем распознать их эмоциональное состояние.
Это в свою очередь позволяет нам эффективнее общаться и решать спорные вопросы даже в наиболее сложных ситуациях. Для изучения невербального поведения лучше всего начать с простых наблюдений за близкими людьми или коллегами. Смотрите на их мимику, жестикуляцию и тон голоса, когда они говорят разными эмоциями.
Обратите внимание, как меняются их взгляды, когда они находятся в состоянии гнева, радости или грусти. Также можно обратиться за помощью к людям из вашей жизни, которые являются значимыми для вас. Например, супруг, родной брат или сестра, шеф, подчиненный или продавец — каждый из этих людей может помочь вам в развитии навыков наблюдения и распознавания невербального поведения.
Общение с ними позволит попрактиковаться в коммуникации и анализе чувств и эмоций. Более глубокие знания о невербальном поведении дает курс по Профайлинг у, который специально создан для развития EQ. Этот курс поможет улучшить коммуникацию, научиться лучше понимать эмоции других людей и находить наилучший подход в каждой ситуации.
Как развить эмоциональный интеллект и использовать его в своих целях Каждый из нас обладает эмоциональным интеллектом, но не все им умеют пользоваться. Если вы хотите улучшить свой эмоциональный интеллект, следует развивать определенные навыки. Среди них — эмпатия, самосознание, любопытство, аналитическое мышление, понимание базовых потребностей и интерпретация невербальных сигналов.
Важно уметь идентифицировать эмоции других людей и управлять ими. Для этого нужно разбираться в своих собственных чувствах, уметь управлять своими реакциями и общаться с другими, используя принципы взаимоуважения и понимания. Развитие эмоционального интеллекта пригодится не только для поддержания крепких отношений с другими, но и для достижения своих личных и профессиональных целей.
Мягкость и дипломатичность в общении направлены на то, чтобы устранять недопонимание и конфликты, что положительно сказывается на сотрудничестве и достижении общих целей.
Как развить интеллект
Понятие эмоционального интеллекта вошло в обиход больше 30 лет назад и с тех пор укрепилось на Западе. Это важно для развития любого вида интеллекта, особенно эмоционального. упражнения на развитие эмоционального интеллекта у взрослых. Понятие эмоционального интеллекта вошло в обиход больше 30 лет назад и с тех пор укрепилось на Западе. упражнения на развитие эмоционального интеллекта у взрослых. Узнайте свой уровень эмоционального интеллекта по одной из известнейших моделей Дэниеэла Гоулмана – тест состоит всего из 14 вопросов.
10 игр на эмоциональный интеллект для взрослых
Развиваем эмоциональный интеллект Практические рекомендации для взрослых и детей. Цель: знакомство с концепцией эмоционального интеллекта и развитие эмоциональной компетентности лидеров. К сожалению, такой кнопки нет, но есть приемы для развития эмоционального интеллекта, которые помогут справиться с многими жизненными ситуациями, но для начала мне бы хотелось сказать пару слов, которые вам возможно не понравятся. Для развития всех сторон эмоционального интеллекта необходимы многие навыки, например, практика осознанности, увеличивающая разрыв между мыслью и эмоцией и дающая нам лучшее осознание первой и контроль над второй. К сожалению, такой кнопки нет, но есть приемы для развития эмоционального интеллекта, которые помогут справиться с многими жизненными ситуациями, но для начала мне бы хотелось сказать пару слов, которые вам возможно не понравятся.
Развитие эмоционального интеллекта: ТОП-7 упражнений
Веселье и радость ощущаются как легкость в животе, учащенное сердцебиение и энергичность. Как вы реагируете, когда испытываете сильные чувства? Синхронизируйте реакции вашего тела с различными ситуациями, повторяющимися изо дня в день, вместо того чтобы реагировать на них без лишних эмоций. Чем лучше вы поймете, что влияет на вашу поведенческую реакцию, тем выше будет уровень вашего эмоционального интеллекта, и вы сможете использовать ваши знания на практике, чтобы изменить собственную модель поведения в будущем. Вот несколько примеров моделей поведения и их значения: Чувство стыда и незащищенности заставляет прекращать разговор. Чувство гнева заставляет повышать голос и раздраженно уходить прочь. Чувство переутомления заставляет паниковать и терять контроль над вашими действиями или плакать. Все эмоции имеют право на существование, даже негативные. Если вы осудите собственные эмоции, то потеряете способность полноценно чувствовать, что помешает вам испытывать положительные эмоции.
Подумайте об этом следующим образом: каждая эмоция это часть полезной информации, связанной со всем происходящим в вашей жизни. Без этой информации вы ощутите неполноценность собственной жизни и не сможете адекватно реагировать на происходящие в ней события. Именно способность испытывать эмоции формирует наш интеллект. Поначалу это сложно, но нужно стараться проявлять и негативные эмоции в качестве реакции на все происходящее.
Самосознание состоит из двух аспектов: внутренний и внешний.
Внутренний аспект включает в себя наше восприятие себя и своих эмоций. Это может быть как положительное, так и отрицательное восприятие, и это является частью нашей личности. Внешний аспект самосознания относится к тому, как мы воспринимаем других людей и как они видят нас. Это позволяет нам быть более эмпатичными и понимать причины нашего поведения в контексте общественных норм и ценностей. В конечном счете, самосознание является ключом к большей осознанности и успешной жизни.
Понимание своих сильных и слабых сторон, а также наших реакций на различные ситуации, помогает нам принимать более осознанные решения и устанавливать границы, которые уважают наши потребности и желания. Как проанализировать свою личность для саморазвития Любой человек, стремящийся к личностному развитию, должен начать с анализа своих мотивов и поступков. Для этого можно применить SWOT-анализ, который поможет выявить сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы. SWOT-анализ — это инструмент, который широко используется в бизнесе, но он также может быть полезен для анализа личности. Начиная анализ, нужно выявить свои сильные стороны — то, в чем вы отличаетесь от других людей.
Также нужно определить свои слабые стороны и возможности для улучшения. Попробуйте BrainApps бесплатно Однако, важно не только самоанализ, но и обратная связь от окружающих. Чтобы получить полезную обратную связь, можно попросить друзей или знакомых провести SWOT-анализ личности. Это позволит увидеть себя со стороны и узнать, как вас видят другие люди. Любопытство — ключ к успеху и развитию Любопытство — это качество, которое позволяет нам исследовать неизвестное и наслаждаться открытиями.
Оно является ключом к развитию и успеху в самых различных областях жизни. Люди, обладающие любопытством и стремлением узнавать новое, часто достигают больших высот и создают истории успеха. Благодаря своей любознательности, они находят новые и необычные способы достижения своих целей. Любопытство способствует развитию страсти, высокой продуктивности и мотивированности. Это связано с тем, что люди, интересующиеся новыми идеями и пытающиеся понять мир вокруг себя, часто ощущают эмоциональный подъем и вдохновение.
Развитие любопытства является важным условием для развития интеллекта, особенно эмоционального. Любопытные люди более подготовлены к изменениям, происходящим во мире, и проявляют большее склонность к адаптации в новых условиях. Любопытство помогает понимать людей, проявлять сочувствие и эмпатию. Изучение поведения людей — интересное и близкое для всех направление любопытства. Оно позволяет нам более глубоко понимать мотивы поведения людей и находить подходящие способы для установления отношений.
Для развития любопытства необходимо его поощрять и давать возможность поддаться интересам. Открытость новым идеям и готовность осваивать новые знания — это важные условия для преуспевания и развития в жизни. Анализ эмоционального интеллекта: развитие навыков аналитического мышления Понимание людей — сложный процесс, который связан с их чувствами и эмоциями. Поэтому, для более глубокого понимания людей, важно развивать навыки аналитического мышления. В особенности, развитые навыки аналитического мышления позволяют лучше понимать эмоциональный интеллект — процесс, включающий умение управлять своими эмоциями и понимать чужие.
Развитые навыки аналитического мышления помогают выявить основные причины поведения людей, позволяя более эффективно управлять эмоциями, своими и чужими. Однако, чтобы разобраться в другом человеке, необходимо уделить время анализу его поступков. Столкнувшись с состоянием, с которым не знакомы, важно научиться анализировать, что, как и почему делает ваш собеседник, а затем попытаться понять его. В этом процессе огромную помощь могут оказать развитые навыки аналитического мышления. Аналитическое мышление: ключевые навыки и способы развития Аналитическое мышление — это способность анализировать информацию, справляться с трудными проблемами и принимать интеллектуальные решения.
Сначала определите, что вы чувствуете. Если вы злитесь, выясните почему. Это из-за того, что кто-то сделал?
Это потому что у вас просто плохой день? Также важно размышлять о том, почему вы чувствуете определенную эмоцию. Обычно это показывает скрытую потребность, которая привела вас к этой эмоции.
Следующий шаг — принять ваши эмоции. Если то, что вы чувствуете, слишком интенсивно, вы можете дистанцироваться от того, что, по вашему мнению, вызвало эмоцию. Затем попробуйте упражнения для медитации, дыхания или расслабления, чтобы успокоиться.
Работа над самоконтролем поможет вам остановиться и задуматься, а также не даст вам импульсивно реагировать.
Занятия актерским мастерством и увлечение театром отлично прокачивают нужные умения. Простые техники EQ, как и IQ, не дается при рождении. Однако всему можно научиться, совершая простые ежедневные действия, позволяющие приучить разум вмешиваться в стихийные процессы. Привычка «напрашиваться на критику» открывает мир собственных неосознанных эмоций, спрятанных глубоко в подсознание, и стимулирует личностное развитие. Тренировка мозга Простые упражнения на отзеркаливание развивают нейроны, отвечающие за копирование чувств и движений, увиденных со стороны. При работе в паре повторение друг за другом спонтанных движений и интонаций приходит понимание настроения партнера, вчувствование в чужое состояние. В конце каждого упражнения важно проанализировать ощущения в теле и настроении. Хороший эффект раскрепощения и отвлечения от привычных мыслей и манер дает копирование поведения разных животных. Очень важно уметь переключаться в исходное состояние и не застревать в других ипостасях.
Работа с эмоциями Принято считать: радость и веселье — хорошо, грусть и злоба — плохо. Однако существуют ситуации, когда лучше испытывать негатив, дабы правильно решить определенную задачу. Например, при подготовке к важному мероприятию нужно включить легкую печаль, помогающую проработать все детали.