Для калмыцкой общины Цаган Сар имеет особое значение в 2024 году, так как он совпадает с 400-летием со дня рождения Далай-ламы XIII, который сыграл ключевую роль в истории и культуре Калмыкии.
Когда отмечается Сагаалган в 2025 году
- Когда отмечается Сагаалган в 2025 году
- ПРАЗДНИК ПРОБУЖДЕНИЯ ЖИЗНИ И НАЧАЛА ВЕСНЫ ЦАГАН САР
- Сагаалган 2024 отметим в феврале
- Белый месяц. Стало известно, когда будут праздновать Сагаалган 2024 | АиФ Бурятия
- Белый месяц. Стало известно, когда будут праздновать Сагаалган 2024 | АиФ-Бурятия | Дзен
- Цаган Сар 2024 в Цаган Амане. Калмыкия. Концерт Мингияна Ханинова. - YouTube
Белый месяц. Стало известно, когда будут праздновать Сагаалган 2024
Дети поздравляют родителей по особому этикету. Подарками обмениваются в специальных традиционных головных уборах. Утром первым на улицу выходит хозяин дома. Сначала приветствует восходящее солнце он, а затем остальные домочадцы.
Второй день и весь Белый месяц. Начинают принимать гостей, ходят в гости к родным, близким, друзьям, соседям. Каждого стараются угостить, накормить, развеселить, накрыть богатый стол.
Существует поверье, что чем больше гостей примет семья, чем богаче будет стол, тем наступивший год окажется успешнее и удачливее. Проводятся народные гуляния, игры и забавы. Почему месяц Белый?
Данный праздник изначально, в древности, отмечался осенью, в день осеннего равноденствия. Считался торжественным днём молочных продуктов, так как к этому времени домашние животные давали приплод, заканчивалась заготовка молочных продуктов. В монгольском языке, его название — «Цагаан сар» цагаан — белый, сар — месяц.
Дату перенёс хан Хубилай, который являлся внуком того самого Чингисхана. Название, которое относится к молоку, в последующем утратило значение, но до сих пор блюда белого цвета, преимущественно из молока, остаются актуальными. Сегодня белый — это символ чистоты, добра, святости, а также счастья, любви, удачи, успеха, благополучия.
Посещение гостей принято проводить по статусу и уважению. Первыми, конечно же, посещаются родители, ближайшие родственники, а затем дальние родные, друзья, коллеги по работе и так далее. Традиционным остаётся и поздравление начальника.
Сегодня данный праздник сохраняет как традиционные, так и современные черты. Помимо всего прочего, устраиваются конные скачки, соревнования по борьбе и другим видам спорта, организуются различные игры, проходят театрализованные, танцевальные и музыкальные выступления, концерты, ярмарки национальных изделий и ремёсел, общение с шаманами, мастер-классы по танцам и созданию украшений, фестивали. Что должно быть на столе?
Сотнями и тысячами мы их возим сюда", — рассказал Батыр-лама. Десантники пообщались с буддийским священником, он провел исповеди, а после молитвы военнослужащие пригласили гостей к праздничному столу. Батыр-лама отметил, что в сфере религии плотно взаимодействует с РПЦ, и подчеркнул, что все мы — один народ, который проживает в одной стране.
Результат наших действий, совершенных в праздник Цаган Сар и последующие 15 дней, увеличивается в несколько раз, поэтому рекомендуют в этот месяц совершать добрые, благие поступки и избегать негативных. В актовом зале инженерно-технологического факультета собрались преподаватели, сотрудники и студенты инженерно-технологического факультета, был накрыт праздничный стол с калмыцким чаем, сладостями. На самом большом блюде в центре стола красовались боорцги, которые готовят именно на Цаган Сар: целвг, хорха борцг, шовун, мошкмр и другие. Перед собравшимися выступил декан факультета Эвиев В.
Поделиться Бурятские десантники отметили в зоне спецоперации буддийский Новый год Бурятские десантники отметили в зоне спецоперации буддийский Новый год "В своих поездках мы поддерживаем наших воинов морально и духовно. Точно так же, как и представители других религий, мы приносим защитные обереги, которые ребята с охотой берут себе для осознания защиты свыше. Сотнями и тысячами мы их возим сюда", — рассказал Батыр-лама. Десантники пообщались с буддийским священником, он провел исповеди, а после молитвы военнослужащие пригласили гостей к праздничному столу.
Цаган Сар на ИТФ — 2024
В 2024 году Монгольский новый год будет праздноваться 1-2 марта. Национальный музей Республики Калмыкия им. Н. Н. Пальмова | Новости. Калмыцкий праздник Цаган Сар (переводится как «Белый месяц») согласно религиозной традиции калмыков отмечается в. В 2024 году цаган сар будет отмечаться во всей Калмыкии с 8 по 10 февраля. Цаган Сар отмечается также в Астраханской области в местах компактного проживания калмыков. Монгольский Цаган Сар, как и наш Новый год, имеет свое животное-талисман. В 2024 году Цаган Сар состоится 5 февраля. 20 сентября 2023 - Новости Читы -. Стала известна дата Сагаалгана в 2024 году. Цаган Сар — белый праздник, который отмечает наступление нового года по лунному календарю.
Сагаалган 2024: наступает год Дракона
- ПРАЗДНИК ПРОБУЖДЕНИЯ ЖИЗНИ И НАЧАЛА ВЕСНЫ ЦАГАН САР
- ПРАЗДНИК ПРОБУЖДЕНИЯ ЖИЗНИ И НАЧАЛА ВЕСНЫ ЦАГАН САР
- История праздника
- Сагаалган (Цаган Сар) 2025: история и традиции праздника
- Белый месяц. Стало известно, когда будут праздновать Сагаалган 2024 | АиФ Бурятия
- Цаган Сар на ИТФ — 2024
Цаган Сар на ИТФ — 2024
Подробности о том, как Калмыкия готовится к Цаган Сару в 2024 году: национальные традиции, влияние пандемии на празднование, меры поддержки культуры и общие темы единства во. Сагаалган 2024 отметим в феврале. В 2024 году цаган сар в Калмыкии будет отмечаться 24 февраля. В Калмыкии праздник носит название Цаган Сар, в Туве — Шагаа, в Республике Алтай — Чага Байрам. В целях дальнейшего развития национально-культурных традиций калмыцкого народа 10 февраля 2024 года объявлено Днем национального праздника "Цаган Сар".
Глава Калмыкии объявил 10 февраля выходным по случаю праздника весны Цаган Сар
"Поэтому часто Цаган сар, Сагаалган и Шагаа празднуются в то же время, что и китайский Новый год. В 2024 году цаган сар придется на 10 февраля по григорианскому календарю. Главная» Новости» Какого числа будет цаган сар в 2024 году. В 2024 году цаган сар будет отмечаться во всей Калмыкии с 8 по 10 февраля.
Праздник весны Цаган Сар объявлен в Калмыкии выходным днем
В последний день уходящего года во многих буддийских храмах разводят ритуальный костер «дугжууба» с подношением божеству. Считается, что в огне сгорают болезни, неприятности, несчастья и злые помыслы. На кануне празднования белого месяца буряты наводят чистоту в доме, обновляют одежду, избавляются от ветхих вещей. Таким образом, люди как бы прощаются с прошедшим, с тем, что ушло. Сагаалган начинается с первого весеннего новолуния.
Он наступает рано утром, сразу с восходом солнца — в этом году — 21 февраля. Примерно в 4-5 утра буряты уже бодрствуют. Согласно преданиям, именно с рассветом, с восходом Солнца в каждый дом заходит божество — Балдэн Лхамо, и подсчитывает всех, кто находится в доме. Считается, что Лхамо ведет подсчет только тех людей, кто бодрствует, кто проснулся, нарядился и готов встречать новый день.
Поэтому принято вставать очень рано, чтобы не проспать свою удачу на будущий год. После пробуждения буддисты молятся, делают подношения богам и отправляются на торжественный молебен. На следующий день после наступления Сагаалгана буддисты вывешивают освященные в храме флажки «Хий морин» «Конь ветров». Считается, что ветер, развевая полотнища, доносит напечатанную на ткани молитву до божества.
Белый месяц. Хотя 2024 год и объявлен годом Зелёного деревянного дракона, строго говоря, мы ещё живём под знаком кролика. Животные — покровители сменяют друг друга по восточному календарю. У монгольских народов начало нового года отмечают Праздником Белого месяца, который имеет разные названия: Сагаалган, Сагаалха, Цаган Сар и другие.
Также Сагаалган празднуют в Монголии и некоторых районах Китая. Подробности в материале bur. Сагаалган 2024 отметим в феврале В культуре монгольских народов белый — символ символизирует обновление человека и природы, чистоту помыслов, добрые ожидания. Когда к монголам пришёл буддизм к этой символике добавились молебны в дацанах, однодневный пост, обряд Дугжууба ритуальное очищение через сожжение на огне фигурки из теста или чёрной пирамидки — сора, которые как бы вбирают в себя весь негатив уходящего года и другие ритуалы.
Накануне праздника следует убраться в доме.
Поздравить военнослужащих с праздником приехал представитель Традиционной буддийской Сангхи России Батыр-лама. Буддийский Новый год по восточному календарю отмечают 10 февраля. Для буддистов он означает и приход весны. Поделиться Бурятские десантники отметили в зоне спецоперации буддийский Новый год Бурятские десантники отметили в зоне спецоперации буддийский Новый год "В своих поездках мы поддерживаем наших воинов морально и духовно.
Считается, что Лхамо ведет подсчет только тех людей, кто бодрствует, кто проснулся, нарядился и готов встречать новый день. Поэтому принято вставать очень рано, чтобы не проспать свою удачу на будущий год. После пробуждения буддисты молятся, делают подношения богам и отправляются на торжественный молебен. На следующий день после наступления Сагаалгана буддисты вывешивают освященные в храме флажки «Хий морин» «Конь ветров». Считается, что ветер, развевая полотнища, доносит напечатанную на ткани молитву до божества.
В течение 20 дней Белого месяца в дацанах проходят праздничные службы. Большинство людей воспринимают Сагаалган не как религиозный, а как семейный, народный праздник. Отмечают его в течение 30 дней. Семьи тщательно готовятся к торжеству: наводят порядок в доме, ждут приема гостей, готовят угощения. На Сагаалган принято поздравлять старших родственников, в первую очередь родителей. В течение всего Белого месяца наносят визиты родным и обязательно с подарками. В наше время в новогодние дни устраивают конные скачки, соревнования по борьбе, традиционные бурятские игры. В театрах и концертных залах проходят театрализованные представления и выступления.
Цаган Сар сегодня отмечают за пределами Калмыкии
Борцоки могут иметь самую разнообразную форму. Но смысл их всегда один — пожелание счастья. Кстати, похожие кушанья готовят многие народы. К примеру, в России готовят хрустящий хворост, а в Украине — пышные вергуны. Формы борцоков Одной из самых распространенных форм является кольцо, напоминающее бублик. Но все не так просто — такие борцоки символизируют цикличность жизни, ход солнца по небу, смену времен года. Они всегда маленького размера. По сути, это обжаренные в масле комочки теста, но их сакральный смысл заключается в напоминании о многочисленности и разнообразии всего живого, взаимосвязи всех обитателей нашего мира. Но калмыки готовы не только веселиться и заниматься домашними делами. Поэтому они делают и «шор белг» в форме штыка. Эти борцоки символизируют готовность защищать родную землю и любимых людей.
Борцоки «шовун» лепят в форме птичек. Без такого угощения просто не обойтись, когда вокруг сам воздух пропитан ожиданием весны. Очень необычны такие формы, как «джола» и «мошкмр». Они напоминают перекрученные жгуты и символизируют овечьи и конские кишки. Для скотовода это имеет огромное значение, ведь из кишок животных готовят сытные мясные угощения, которые долго не остывают на холоде, помогают быстро утолить голод и согреться. Такие борцоки дарят друг другу с пожеланиями сытой богатой жизни. Как видим, существует немало вариаций формы, в основе которых лежит один рецепт. Борцоки готовят и в виде животных: верблюда, барана, лошади. Даря друг другу сладости, калмыки вкладывают в этот жест пожелания богатства и здоровья. Множество детей в семье и многочисленное поголовье скота — главные составляющие счастья, по мнению народов Востока.
Приготовленные самостоятельно борцоки туристы могут взять с собой и в качестве подношения отнести в Центральны хурул в день празднования Цаган Сар Свободное время 18:00 Посещение Национального драматического театра им. Басангова или Республиканского русского театра драмы и комедии Калмыкии Республики Калмыкия по желанию. Одеваем новые наряды что-то из одежды обязательно должно быть новым и белым 07:20 Встреча с гидом в холле отеля 07:30 Выезд в этно-хотон «Церен» -6 км. Элиста 08:00 Обряд открытия белой дороги и благополучия в жизни и делах на территории этнохотона «Церен» Ритуал привлекает благотворные энергии, делая его местом присутствия духовной силы, очищает и защищает его, а также гармонизирует силы и энергии. В ходе ритуала устанавливается связь с местами силы, как источниками духовных энергий, привлекаемых в освященное пространство. Ритуал использует божественные имена и слова силы, повторяемые как мантры, а также символ связи с местами силы. Благословения на начало и открытие дорог Дополнительные подношения шаманке можете преподнести самостоятельно на месте 10:00 Экскурсия по юртам: 1. Музей калмыцкого казачества 2. Ханская юрта площадью 120 кв.
Поделиться Бурятские десантники отметили в зоне спецоперации буддийский Новый год Бурятские десантники отметили в зоне спецоперации буддийский Новый год "В своих поездках мы поддерживаем наших воинов морально и духовно. Точно так же, как и представители других религий, мы приносим защитные обереги, которые ребята с охотой берут себе для осознания защиты свыше. Сотнями и тысячами мы их возим сюда", — рассказал Батыр-лама. Десантники пообщались с буддийским священником, он провел исповеди, а после молитвы военнослужащие пригласили гостей к праздничному столу.
Перед собравшимися выступил декан факультета Эвиев В. Он поздравил всех с праздником Цаган Сар, долгожданным приходом весны, тепла, пожелал благополучия и рассказал студентам о народных традициях, связанных с праздником. По легенде Окон Тенгри пожертвовала жизнью своего сына, чтобы спасти род человеческий. Поэтому Окон Тенгри почитают, как Защитницу калмыцкого народа.
В прошлом видео в преддверии празднования Зул я уже рассказывал про эти две астрологические традиции, берущие начало из разных частей Тибета. Рассказал о создателях этих традиций и объяснил, почему периодически, раз в три-четыре года, происходят расхождения по дате празднования Зул и Цаган Сар. Здесь нет никакой ошибки, каждый народ должен следовать своей традиции. Мы, калмыки, должны следовать своей традиции, которую выбрали наши предки много веков назад, приняв традицию из Центрального Тибета. Она сохранилась до наших дней, ее продолжает Центральный Хурул ЦХ ; на основании чего мы и выпускаем астрологические календари. Хочу еще раз разъяснить, что калмыки использовали свою астрологическую традицию, а не монгольскую. Этому есть ряд исторических подтверждений: записки учёных и путешественников, которые бывали в калмыцких степях до революции, в 19 веке. Начну с того, что есть разница между этими двумя астрологическими традициями в названиях месяцев. Но мы ещё со школьной скамьи знаем, что месяц Тигра у нас бывает в ноябре-декабре, а Цаган Сар начинается в первый лунный день месяца Дракона. Наверное, это самое понятное различие, которое доказывает, что у калмыков все-таки был другой календарь, не монгольский. Кроме этого, есть ряд других исторических сведений. Есть подтверждения из книги ученого Житецкого "Очерки быта астраханских калмыков. Этнографические наблюдения 1884-1886 гг. В этой книге автор пишет: "О появлении астрологов у калмыков рассказывает следующее предание: Аюка-Хан, живший в первой половине 18 столетия, чувствуя недостаток в эмчи, зурхачи и багши, отправился в Тибет к Далай-Ламе и с разрешения последнего привез в Астраханскую степь трех лиц: Багши Шанрып-Ламу, эмчи Ахытен то есть Санджи Ракба и зурхачи Арынг-Джалтына. И вот с этого времени начались в степи зурхачи".
Сагаалган в 2024 году
Этот день будет в республике выходным", - сказали в пресс-службе. Цаган Cap переводится с калмыцкого как "белый месяц", этот праздник приурочен к окончанию зимовки скота и началу весны. В этот день принято готовить ароматный калмыцкий чай и борцги, а также ходить в гости.
Таким образом, монгольский Цаган Сар был приурочен к началу года по двенадцатилетнему циклу. Следующим образом описывал придворный «белый праздник» его свидетель и современник Хубилая, Марко Поло : Год у них начинается в феврале ; великий хан и все его подданные празднуют вот как: по обычаю все одеваются в белое, и мужчины и женщины, всякий как может. Белая одежда почитается у них счастливой, поэтому они и делают это, одеваются в белое, чтобы во весь год было счастье и благополучие… Приносят ему большие дары… чтобы во весь год у великого хана богатства было много и было бы ему радостно и весело. Скажу вам ещё, князья и рыцари, да и весь народ друг другу дарят белые вещи, обнимаются, веселятся, пируют, и делается это для того, чтобы счастливо и по добру прожить весь год. В этот день, знайте ещё, дарят великому хану более ста тысяч славных и дорогих белых коней.
В этот же день выводят пять тысяч слонов под белыми, зверями и птицами вышитыми, попонами; у каждого слона на спине по два красивых и дорогих ларца, а в них посуда великого хана и богатая сбруя для этого белого сборища. Выводят еще многое множество верблюдов; они также под попонами и навьючены всем нужным для дара. И слоны, и верблюды проходят перед великим ханом, и такой красоты нигде не видано! Таким образом, название праздника — «белый» — утратило своё изначальное «молочное» значение, и приобрело более общий смысл. В названии «белый месяц» нашла отражение цветовая символика, общая для монголоязычных народов, согласно которой белый цвет — символ святости и чистоты — ассоциируется со счастьем и благополучием. Буддийские традиции празднования[ править править код ] С началом широкого распространения тибетского буддизма в среде монгольских народов в XVII веке монгольский Цаган Сар включил в себя буддийские ритуалы и мифологию. Ритуалы[ править править код ] Основным императивом всей буддийской обрядности, связанной со встречей нового года, было избавление от всех грехов, накопленных в предыдущем году.
Центральным ритуалом до сих пор остаётся покаянный однодневный пост тиб. Ритуалы первых двух недель нового месяца связаны, во-первых, с чествованием новолетия, а во-вторых — с «пятнадцатью великими чудесами» Будды Шакьямуни и его победами над шестью учителями-иноверцами [11]. Популярная мифология[ править править код ] Буддийская популярная мифология связывает праздник Цаган Сар, — начало весны — с именем буддийского божества-дхармапалы , богини Балдан Лхамо. Согласно легенде, каждый год после очередной победы над мангусами и спасения солнца, проглоченного владыкой ада Ямой монг. Эрлэг номын хаан , она спускается на землю, согревает её своим теплом, и начинается весна. Отступают холода, уходит зимняя бескормица, начинается новый сезон в хозяйственной деятельности скотоводов. Они подсчитывают убытки, принесенные зимой, и радуются приближению теплого времени года.
Вследствие чего между простыми калмыками, которые имеют близкие и частые отношения с русскими, образовалась оригинальная по своему выражению поговорка "Ваша Масленица и наш Цаган Сара ровно родной брат". То есть П. Смирнов отмечает, что Цаган Сар часто совпадает с Масленицей. Это действительно происходит часто даже в современное время: мы одновременно справляем Цаган Сар и русскую Масленицу.
В этом году сырная неделя, по-моему, начинается 28 февраля и заканчивается 6 марта. А Цаган Сар выпадает на 3 марта, что тоже подтверждает заметку П. Другой ученый Павел Небольсин в своей книге "Очерки быта калмыков Хошеутовского улуса" пишет: "Самый торжественный праздник у калмыков называется Цаган Сара, то есть Белый Месяц, первый месяц года. Он совершается в марте и приходится около весеннего равноденствия".
Как мы знаем, весеннее равноденствие бывает 20 марта. Конечно, крайне редко, но бывает, когда Цаган Сар приближается к этому числу. Поэтому это тоже подтверждает, что в калмыцких степях часто Цаган Сар праздновали в марте, а Зул в конце декабря. Это лишь немногие исторические сведения, которые помогают нам легко понять, что все-таки раньше у калмыков была своя астрологическая традиция, которая отличается от монгольской.
И именно поэтому в 90-х годах, когда началось возрождение буддизма, ЦХ начал возрождать именно наши калмыцкие традиции, которые выбрали наши предки и которые сохранились до наших дней. Это касается не только астрологических традиций. Мы стараемся сохранять и другие традиции нашего духовенства: монашеские, ритуальные и многие другие традиции и праздники.
Конечно, это не говорит о том, что у калмыков эти праздники отмечались только в это время. Об этом речь не идет. Это говорит лишь о том, что такое бывает.
Хотя в Монгольской астрологической традиции - нет. Также, если брать во внимание время, когда была написана книга Житецкого, следует отметить, что в то время Россия жила по Юлианскому календарю. Но это лишь наоборот подтверждает, что в конце декабря бывает Зул, потому что Юлианский календарь отстаёт от Григорианского на 13 дней. Поэтому как бы то ни было, допустим, указанная дата Житецким в книге 25 декабря по любому календарю свидетельствует о том, что Зул в конце декабря может быть. Ну и, следовательно, Цаган Сар может выпадать на март. Чего не бывает, повторю, в монгольской традиции.
Возьмём, к примеру, другого ученого, Пармена Смирнова, который в своей книге "Путевые записки по калмыцким степям Астраханской губернии" также пишет про Цаган Сар: "Этот праздник, особенно чтимый кочевниками, почти всегда бывает в те числа, когда у нас сырная неделя. Редко случается, что он или несколькими днями упреждает её, или же падает в первые дни Великого поста. Вследствие чего между простыми калмыками, которые имеют близкие и частые отношения с русскими, образовалась оригинальная по своему выражению поговорка "Ваша Масленица и наш Цаган Сара ровно родной брат". То есть П. Смирнов отмечает, что Цаган Сар часто совпадает с Масленицей. Это действительно происходит часто даже в современное время: мы одновременно справляем Цаган Сар и русскую Масленицу.
ПРАЗДНИК ПРОБУЖДЕНИЯ ЖИЗНИ И НАЧАЛА ВЕСНЫ ЦАГАН САР
На второй день праздника начинается посещение более дальних родственников. Это очень важный момент для подрастающего поколения. Каждый ребенок бурятской семьи обязан знать свой род до седьмого колена. Самые знающие доводят его еще дальше. Не обходится у бурятов без народных игр и забав. Женщинам дарят ткань, посуду. Мужчинам преподносят оружие. Непременный атрибут празднества Цаган Сара для молодежи — пятидневные каникулы. Немало монгольских детей учится в школах-интернатах и Цаган Сар — единственное время, чтобы съездить домой и повидать родителей.
Главный атрибут Цаган Сара — разнообразие блюд, поскольку для их готовки освобождается от повседневной работы время. В древности калмыки, как и монголы, были кочевниками и одна из примет калмыцкого Цаган Сара — это перемена стоянки на седьмой день. Оставаться дольше на одном и том же месте считалось большим грехом. Цаган Сар отмечается также в Астраханской области в местах компактного проживания калмыков. Важным моментом празднования тувинского Нового года — Шагаа — является обряд «Сан Салары».
Мы, калмыки, должны следовать своей традиции, которую выбрали наши предки много веков назад, приняв традицию из Центрального Тибета.
Она сохранилась до наших дней, ее продолжает Центральный Хурул ЦХ ; на основании чего мы и выпускаем астрологические календари. Хочу еще раз разъяснить, что калмыки использовали свою астрологическую традицию, а не монгольскую. Этому есть ряд исторических подтверждений: записки учёных и путешественников, которые бывали в калмыцких степях до революции, в 19 веке. Начну с того, что есть разница между этими двумя астрологическими традициями в названиях месяцев. Но мы ещё со школьной скамьи знаем, что месяц Тигра у нас бывает в ноябре-декабре, а Цаган Сар начинается в первый лунный день месяца Дракона. Наверное, это самое понятное различие, которое доказывает, что у калмыков все-таки был другой календарь, не монгольский.
Кроме этого, есть ряд других исторических сведений. Есть подтверждения из книги ученого Житецкого "Очерки быта астраханских калмыков. Этнографические наблюдения 1884-1886 гг. В этой книге автор пишет: "О появлении астрологов у калмыков рассказывает следующее предание: Аюка-Хан, живший в первой половине 18 столетия, чувствуя недостаток в эмчи, зурхачи и багши, отправился в Тибет к Далай-Ламе и с разрешения последнего привез в Астраханскую степь трех лиц: Багши Шанрып-Ламу, эмчи Ахытен то есть Санджи Ракба и зурхачи Арынг-Джалтына. И вот с этого времени начались в степи зурхачи". То есть Его Святейшество Далай Лама прислал астрологов, которые помогли создать астрологическую систему традицию , которой, собственно, на протяжении многих лет следуют калмыки и которую продолжает Центральный Хурул.
Ещё есть одно отличие нашей традиции от монгольской в исторических датах празднования Зул и Цаган Сар. И о чем часто нас спрашивают люди: "Может ли Зул выпадать на конец декабря или Цаган Сар на март?
Мы, калмыки, должны следовать своей традиции, которую выбрали наши предки много веков назад, приняв традицию из Центрального Тибета.
Она сохранилась до наших дней, ее продолжает Центральный Хурул ЦХ ; на основании чего мы и выпускаем астрологические календари. Хочу еще раз разъяснить, что калмыки использовали свою астрологическую традицию, а не монгольскую. Этому есть ряд исторических подтверждений: записки учёных и путешественников, которые бывали в калмыцких степях до революции, в 19 веке.
Начну с того, что есть разница между этими двумя астрологическими традициями в названиях месяцев. Но мы ещё со школьной скамьи знаем, что месяц Тигра у нас бывает в ноябре-декабре, а Цаган Сар начинается в первый лунный день месяца Дракона. Наверное, это самое понятное различие, которое доказывает, что у калмыков все-таки был другой календарь, не монгольский.
Кроме этого, есть ряд других исторических сведений. Есть подтверждения из книги ученого Житецкого "Очерки быта астраханских калмыков. Этнографические наблюдения 1884-1886 гг.
В этой книге автор пишет: "О появлении астрологов у калмыков рассказывает следующее предание: Аюка-Хан, живший в первой половине 18 столетия, чувствуя недостаток в эмчи, зурхачи и багши, отправился в Тибет к Далай-Ламе и с разрешения последнего привез в Астраханскую степь трех лиц: Багши Шанрып-Ламу, эмчи Ахытен то есть Санджи Ракба и зурхачи Арынг-Джалтына. И вот с этого времени начались в степи зурхачи". То есть Его Святейшество Далай Лама прислал астрологов, которые помогли создать астрологическую систему традицию , которой, собственно, на протяжении многих лет следуют калмыки и которую продолжает Центральный Хурул.
Ещё есть одно отличие нашей традиции от монгольской в исторических датах празднования Зул и Цаган Сар. И о чем часто нас спрашивают люди: "Может ли Зул выпадать на конец декабря или Цаган Сар на март?
Семьи тщательно готовятся к торжеству: наводят порядок в доме, ждут приема гостей, готовят угощения. На Сагаалган принято поздравлять старших родственников, в первую очередь родителей. В течение всего Белого месяца наносят визиты родным и обязательно с подарками. В наше время в новогодние дни устраивают конные скачки, соревнования по борьбе, традиционные бурятские игры.
В театрах и концертных залах проходят театрализованные представления и выступления. Во время народных гуляний обязательно исполняют ёхор — традиционный бурятский хороводный танец. Какую еду готовят на Сагаалган Традиционно в Белый месяц на праздничном столе должна быть молочная пища: сметана, творог, сыр, простокваша. Сейчас на новогоднем столе можно увидеть буузы, кровяную колбасу, бухэлеэр баранину в бульоне , шарбин пресные беляши и другие традиционные бурятские блюда. Алкогольные напитки в буддийской культуре не приветствуются, а в Белый месяц их и вовсе рекомендуется избегать. Поздравления с Сагаалганом На Сагаалган, как и на другие праздники, у бурятов принято поздравлять друг друга традиционными поэтическими благопожеланиями уреэлнууд на родном языке.
Сагаан hараар! Сагаалганай амар мэндэ — Поздравляю с Сагаалганом! Амгалан тэнюун ажаhуухатнай болтогой!
Глава Калмыкии объявил 10 февраля выходным по случаю праздника весны Цаган Сар
Праздник весны Цаган Сар, который в 2024 году будут отмечать 10 февраля, объявлен в Калмыкии выходным днем. Рассказываем, какого числа будут отмечать Сагаалган в 2024 году, и будет ли этот день выходным в Бурятии. 20 сентября 2023 - Новости Читы -. Стала известна дата Сагаалгана в 2024 году. Цаган Сар — белый праздник, который отмечает наступление нового года по лунному календарю. Главная» Новости» Цаган сар 2024 в калмыкии дата.