Идея начать писать этот роман пришла Достоевскому, когда он переехал в Санкт-Петербург, проведя некоторое время в изгнании. Мое знакомство с Достоевским началось внезапно, очень бурно и, к сожалению, довольно поздно. Кинопоиск подводит итоги полугодия: начали с игр, продолжаем книгами!
10 лучших книг Достоевского, которые вы обязаны прочесть
С чего нужно начать читать Достоевского. Для новичков, которые еще не знакомы с произведениями Достоевского, начать. Гайд по творчеству Достоевского, в котором рекомендуют начать с Преступления и наказания. Как погрузиться в мир Достоевского: с чего начать чтение и простые способы понять его произведения. «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы» и другие книги классика.
Лучшие произведения Федора Достоевского: топ-10 по версии КП
- Что советует читать Достоевский
- Достоевский и теория среды: полемическая заостренность романа
- Как начать читать Достоевского
- 1. «Идиот»
Зачем сегодня читать Достоевского?
Что читать новоначальным. Основные разделы православной литературы | Затем я бы начал читать книгу «Мальчики» из «Братьев Карамазовых». |
С чего начать читать Федора Достоевского: рекомендации | Мы выбрали пять романов Федора Достоевского, которые следует прочесть каждому. |
Как читать «Преступление и наказание» Достоевского | Как погрузиться в мир Достоевского: с чего начать чтение и простые способы понять его произведения. |
Правильно читать Достоевского
Чехова начинаем изучать с «Каштанки». Пушкина со «Сказок» и с «Капитанской дочки». Тургенева, и то с «Му — Му». А Достоевского с одного из самых сложных произведений мировой литературы. При этом сталкиваемся с проблемой языка писателя.
Достоевский — не большой стилист, а путешествия по глубинам человеческой души, сравнимым с путешествием Данте по аду, совсем не подходит для первого чтения. Да еще такого чтения, по которому нужно писать сочинение. Между тем, у Достоевского даже в великом пятикнижье, есть роман, который хорошо читается и воспринимается именно в юношеском возрасте. Это, конечно же, «Подросток».
Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. Из письма М. У меня свой особый взгляд на действительность в искусстве , и то, что большинство называет почти фантастическим и исключительным, то для меня иногда составляет самую сущность действительного. Обыденность явлений и казенный взгляд по-моему не есть еще реализм, а даже напротив Из письма Н.
Уроки Достоевского обращены, прежде всего, к отечественному читателю. Сейчас это поколения России ХХI столетия.
Рассказ про каждого писателя содержит ответ на главный вопрос: «Как современная литература отражает наше время сегодня? Если вы хотите как-то обобщить предыдущий читательский опыт, объяснить многие подмечаемые вами сюжетные закономерности, то Кэмпбелл пишет именно об этом. Ведь большинство мифов и сказаний имеют в своей основе схожие истории и «путешествия» в них, по сути, одних и тех же героев.
Подобное явление он назвал «мономифом», а все путешествие героя расписал поэтапно, тем самым подарив миру учебник, объединяющий в себе многие психологические Фрейд, Юнг и этнографические Фрэзер, Боас исследования. Тем, кому Кэмпбелл может показаться немного устаревшим, лучше начать с Воглера. Ведь именно вдохновившись «Тысячеликим героем» американский продюсер Кристофер Воглер написал свою «методичку» для сценаристов и писателей. Так что если вам кажется, что сюжеты книг начали повторяться, а каждая серия «Звездных войн» так или иначе сделана по одной «кальке», то вам не кажется: режиссер Джордж Лукас активно использовал наработки Кэмпбелла в своих фильмах, а уже книга Воглера стала настоящим учебником для написания «продаваемых» сюжетов фильмов и книг. Однако если вам не хочется тратить свое время на детальное изучение жизни каждого, то попробуйте все и сразу, например, лекции по литературе.
Среди самых известных сборников по теме стоит отметить, конечно же, ставшие уже классикой набоковские лекции по русской и зарубежной литературе, читаемые когда-то знаменитым писателем в Корнелльском университете американским студентам. Особое внимание в своих лекциях автор популярной и по сей день «Лолиты» уделяет именно классикам литературы, чьи художественные приемы во многом влияли на всю последующую литературу. Так что если вы давно хотели разобраться, откуда же берутся все эти истории со злыми двойниками и при чем здесь вообще Стивенсон, то вам точно стоит прочесть Набокова. Дмитрий Быков не только известный автор и журналист. Многие знают и любят его педагогические проекты: лекции по литературе он читает то школьникам, то для широкой аудитории в лектории «Прямой речи».
Был у него и проект для телеканала «Дождь» - «Сто лекций» о русской литературе XX века.
Знай ты это! Достоевский показывает, что преступление Раскольникова выходит далеко за пределы социальной или бытовой плоскости. Мысленно возвращаясь ко времени убийства процентщицы и прокручивая его в голове, Раскольников говорит фразами с неясным смыслом: «…я не человека убил, я принцип убил.
Принцип-то я и убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался»; «О, ни за что, ни за что не прощу старушонке»; «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку. Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки! Раскрытие главной причины преступления для Достоевского приравнивается к постижению тайны добра и зла в человеке.
Сочинив «головную» теорию, делящую всех на «тварей дрожащих» и «право имеющих», и отточив свою аргументацию, Раскольников оказывается в чувственном плену у мысли о будущем преступлении. Он называет ее «проклятой мечтой», «безобразным сном» и сознает себя попавшим под ее чары, наваждение. Показывая, как созревает в герое решимость на преступление, Достоевский изображает явление «внутреннего подполья», которое впервые вывел и описал в «Записках из подполья». Раскольников затворяется во внутреннем мире и уединяется от людей не столько из-за сознания безнадежности своего положения, сколько по собственной злой воле, личному выбору: «Я вот тебе сказал давеча, что в университете себя содержать не мог.
А знаешь ли ты, что я, может, и мог? Мать прислала бы, чтобы внести, что надо, а на сапоги, платье и на хлеб я бы и сам заработал; наверно! Уроки выходили; по полтиннику предлагали. Работает же Разумихин!
С чего начать читать классическую литературу?
Пушкину пора на пенсию? Преподаватели — о том, действительно ли нужны уроки литературы в школе | Читать его легко, а история, рассказанная Достоевским, весьма жизненная и актуальная. |
Произведения Достоевского, которые читали не все | Идея начать писать этот роман пришла Достоевскому, когда он переехал в Санкт-Петербург, проведя некоторое время в изгнании. |
Как читать «Преступление и наказание» Достоевского | Пятикнижие Федора Достоевского Великое пятикнижие – такое название дано неофициальному циклу из пяти самых масштабных романов русского классика Федора Михайловича Достоевского. |
Что читать новоначальным. Основные разделы православной литературы | Предлагаемый рейтинг поможет выбрать самые интересные книги Федора Достоевского: «Идиот», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» и другие, смотрите топ-10 лучших произведений великого русского писателя по версии КП: обложки книг, сюжет, интересные. |
10 лучших книг Достоевского, которые вы обязаны прочесть
Как начать читать произведения Федора Достоевского: полезные советы | Сохранилось описание личной библиотеки Достоевского: так мы можем узнать, что читал писатель — и предположить, какие книги повлияли на него. |
Правильно читать Достоевского | Федор Михайлович Достоевский — имя известное каждому, ведь его романы по сей день остаются классикой, о которой говорят. |
Провозглашенный пророк из числа русского синклита. К 200-летию Федора Достоевского | Представляем рейтинг, в который вошли 12 лучших книг Фёдора Михайловича Достоевского – к их прочтению можно возвращаться сколько угодно раз и открывать для себя заново что-то новое. |
С какой книги лучше начать читать достоевского? аргументируйте свой ответ. | После смерти Николая I и начала либерального царствования Александра II участь Достоевского, как и многих политических преступников, была смягчена. |
Что советует читать Достоевский | | Читаем Достоевского. Достоевский читая книгу. |
С чего начать читать классическую литературу?
Необходимо хотя бы сначала преподавать ранние произведения Достоевского, а потом уже «Преступление и наказание». Как начать читать классику. Мое знакомство с Достоевским началось внезапно, очень бурно и, к сожалению, довольно поздно. Если вы хотите начать читать произведения Федора Достоевского, но не знаете, с какой книги начать, вам предлагается несколько вариантов. очень хрупкий и тонкий. Федор Михайлович Достоевский — имя известное каждому, ведь его романы по сей день остаются классикой, о которой говорят.
Что советует читать Достоевский
Раскольникова от остальных людей отделяет его невысказанное слово, тайна его преступления. Преступление и наказание И тем не менее гуманизм Достоевского проявляется главным образом в том, что он, будучи всеведущим автором, не выносит приговора Раскольникову заранее. В романе герой предстает на своего рода распутье, в ситуации ключевого выбора. Первая возможность для Раскольникова — скрыть преступление, любым способом избежать наказания и тем самым повторить путь Свидригайлова, одного из своих литературных двойников. Как и Раскольников, Свидригайлов в свое время тоже переступил черту, совершил убийство двух женщин, однако следы преступлений ему удалось скрыть. Эта безнаказанность порождает в Свидригайлове чувство совершенного превосходства и приводит его к цинизму, возведенному в крайнюю степень. Второй путь открывает Раскольникову Соня Мармеладова. Не понимая «головной» теории Раскольникова, она улавливает суть — его страдание, которое он не может никому, включая себя самого, объяснить. Соня открывает Раскольникову евангельские истины.
Ключевым эпизодом этой линии становится сцена, когда Мармеладова читает Раскольникову фрагмент о воскрешении Лазаря. Именно Соня доносит до него мысль о необходимости признаться в содеянном и понести наказание. Раскольников до последнего сопротивляется наказанию — и когда отправляется доносить на самого себя в контору Ильи Петровича, он выясняет, что его преступление может остаться безнаказанным, и так и не признается в содеянном. Но как только он спускается вниз по лестнице с ощущением свободы и безнаказанности, он встречается с Соней и видит в ее взгляде что-то такое, что дает ему импульс вернуться назад и во всем сознаться: «Он сошел вниз и вышел во двор. Тут на дворе, недалеко от выхода, стояла бледная, вся помертвевшая, Соня и дико, дико на него посмотрела». По мысли Достоевского, открываясь в преступлении и принимая наказание за него как необходимость, Раскольников встает на тот единственный путь, который может привести его к духовному возрождению, намеченному в эпилоге романа.
Евангелие в финале романа зачастую истолковывается слишком прямолинейно. В эпилоге говорится, что Евангелие, данное Соней Раскольникову, он держит под подушкой — мы не видим слов о том, чтобы он его читал. Таким образом, Евангелие для Раскольникова — потенциальная, но не реализованная возможность раскаяния. Цветовая символика — еще один элемент романа, к которому автор постоянно возвращается в каждой части романа. Сон об Африке выступает контрастом по отношению к остальной цветовой гамме романа именно потому, что там появляются яркие краски. Основная цветовая гамма романа — серая: этим цветом изображается дождливая темная погода в Петербурге. В сцене самоубийства Свидригайлова на этом цвете особый акцент: окружающий серый город душит героя и тем самым будто подталкивает к самоубийству. Желтый цвет у Достоевского символизирует болезненность, неустроенность, тревогу, создавая в сочетании с серым мрачную и изматывающую цветовую гамму. Здесь же вспоминается, что в те годы сумасшедшие дома красили в желтый цвет. Михаил Сапрыкин: Кроме того, желтый цвет, такой неестественный и болезненный, создает адскую картину Петербурга и вводит важные мотивы Апокалипсиса. Мир времен Достоевского, 1860—70-е годы, — предапокалипсис, в котором автор фиксирует крах прежних ценностей: как рушится вера в Бога, как уничтожается семья у Достоевского ведь, в отличие от Толстого, нет счастливых семей — все ругаются, спорят, визжат, скандалят. Петербург со своими желтыми стенами, духотой и июльской вонью и грязью предстает болезненным, сломленным, апокалиптическим. Раскольников раскаялся или нет? Татьяна Шошина: Здесь давайте поговорим о первом традиционном школьном мифе: когда десятиклассники заканчивают работу над романом с мыслью о том, что Родион Раскольников и Соня Мармеладова — это пара влюбленных, аргументируя словами из эпилога: «Их воскресила любовь». Роман «Преступление и наказание» — текст без очевидной любовной линии, и чувства Раскольникова и Сони друг к другу в меньшей степени романтические — это глубокие человеческие и христианские чувства. Нигде в романе не говорится о романтическом отношении героев друг к другу, и логика самих героев не предполагает такого прочтения. Раскольников слишком занят самим собой, чтобы увлечься девушкой Соня его изначально интересует как союзница — как человек, совершивший преступление, — когда он не находит в ней союзницы, она становится его оппонентом. А Соня именно из-за своей глубокой религиозности считает себя падшей женщиной, «недостойным существом», и сама мысль о том, что такой «благородный» человек, как Раскольников который помог их семье , по-доброму к ней относится, знакомит ее с матерью и сестрой, обращается к ней по имени и отчеству — ее это глубоко трогает, она считает себя недостойной такого отношения. Даже если он привлекает ее внешне, Соня не считает себя вправе испытывать романтические чувства, и любовная линия в романе не прорисовывается. Раскаяние Раскольникова в финале — второй миф школьного подхода к роману Как и с любовью Сони и Раскольникова, так же десятиклассники пребывают в твердом убеждении, что Раскольников совершил преступление, а потом и его накрыло раскаяние, и он стал хорошим человеком. До последней строчки романа речи о раскаянии не идет: к финалу Раскольников осознает неправильность своей теории, а теория — это некоторое логическое построение, а в нем может оказаться ошибка. Все, с чем герой приходит к финалу, — это понимание ошибочности своей логики, и для него это уже большое достижение.
Вот после этого прочтения произведений наступает очередь романа "Идиот", "Подросток". Тем более, чтение романа "Братья Карамазовы"- роман -трагедия, философский роман , в котором писатель выдвинул свою концепцию мира и его восприятия. Чтобы понять творчество Ф. Достоевского неплохо бы было обратиться и к критикам таким как Добролюбов, Писарев, Белинский, Салтыков-Щедрин и др. Не имея жизненного опыта, практически, будет трудно осмыслить творчество этого писателя, как говорил сам Достоевский, что в его произведениях отображен фантастический реализм.
Лера Мерзлякова Избранное Бродский проучился всего 7 классов в средней школе, и ему стало невыносимо скучно. Он бросил занятия и пошёл трудиться на завод. Там он тоже продержался недолго, всего шесть месяцев. Потом была работа на маяке, в кристаллографической лаборатории, в морге. Когда Иосиф Александрович эмигрировал в США, то, несмотря на отсутствие специального образования, сразу же получил приглашение преподавать в пяти американских колледжах.
Что читать новоначальным. Основные разделы православной литературы
Discover videos related to книги достоевского для начинающих on TikTok. У меня лично Достоевский начался с Бесов, и эта книга мне очень понравилась, а вот в свое время Преступление и наказание, например, так и не осилила, хотя Бесы, Братья Карамазовы читались хорошо и интересно. Домой Классики о вечном Что советует читать Достоевский. Гайд по творчеству Достоевского, в котором рекомендуют начать с Преступления и наказания. С чего начать чтение Достоевского: «Преступление и наказание» или «Братья Карамазовы»? Федор Михайлович Достоевский — имя известное каждому, ведь его романы по сей день остаются классикой, о которой говорят.
Что думают преподаватели?
- Список Бродского: книги, которые надо прочитать, чтобы с вами было о чём разговаривать
- Культурный ход: с чего начинать знакомство с классической литературой | theGirl
- Зачем сегодня читать Достоевского?
- С чего начать читать классическую литературу?
- Достоевский. С чего начать? - YouTube
- Произведения Достоевского, которые читали не все
С какого произведения начать читать Достоевского
Поэтому он углубляется в психологию своих героев, прописывает детально мотивы их поступков и идеи, которые ими движут. В «Бесах» представлена галерея персонажей, постоянно ведущих философские споры, уговаривающих друг друга принять свою сторону. Аркадий находится в поисках своего Я, выражения своей идеи, что отражается во взаимоотношениях с двумя героями: Андреем Версиловым и Макаром Долгоруким. Достоевский, идейно сталкивая их «правды», ведет Аркадия сторону «благообразия» — Макара. Идейным центром романа является вопрос о бессмертии души и Боге. Он вынуждает каждого героя делать выбор, и их поступки определяются отношением к Богу.
Значение «великого пятикнижия» Романы Достоевского объединены идеями, темами и поэтикой. Каждый из них задаёт читателю вопросы о существовании Бога, свободе, ответственности и смысла жизни. А важность этих вопросов подчёркивает то, как часто к пятикнижию Достоевского обращались философы и литературоведы. Прочитать все романы Достоевского за ночь перед экзаменом нереально.
Святитель Тихон Задонский: «Надежное средство для поддержания веры и любви — чтение святых отцов и житий святых...
Православная проза Художественная литература — это, наверное, самое объемное направление православной литературы, о котором стоит поговорить отдельно. Главный герой романа, маленький Ваня «... Через быт мальчик познает истину Православия, его душа наполняется любовью, верою, святостью. Именно эта книга в Советские времена, наравне с произведениями Достоевского, привела многих к Православию. Протодиакон Андрей Кураев советует новоначальным прочитать повесть Никифорова-Волгина « Дорожный посох » О , написанную от лица православного священника.
Огромной популярностью пользуется серия « Флавиан » О протоиерея Александра Торика. За последнее время появилось много хорошей детской литературы — сказок Дмитрий Дмитриев, Глазунова Ирина , притч Клюкина Ольга , рассказов и повестей Борис Ганаго, Лариса Калюжная, серия «Зернышки» и др. Из зарубежных авторов хотелось бы особо отметить творчество Клайва С. Льюиса , которое включает в себя как произведения для детей цикл «Хроники Нарнии» , так и для взрослой аудитории «Письма Баламута» О , «Баламут предлагает тост» О. Непридуманные рассказы — особое направление в художественной леитературе.
Самый известный сборник непридуманных рассказов — « Несвятые святые » О отца Тихона Шевкунова и последовавшая за книгой Зеленая серия Сретенского монастыря. Рубрика «Детские книги» Богословие Рубрика «Богословие» Дневники и размышления Внутренний мир православного человека, его мысли и переживания помогут понять такие книги, как « О мире и человеке » О протоиерея Андрея Ткачева, « Исповедь » О святителя Августина Блаженного, « Дневники » О святого праведного Иоанна Кронштадтского, « Православие сегодня: Записки приходского священника » О протоиерея Иоанна Гончарова, « Православие и грядущие судьбы России » О архиепископа Никона Рождественского. Рубрика «Жизнеописания, воспоминания, письма» Что такое гриф Издтательского совета Все издания, которые предназначены для церковной книготорговли, подлежат обязательному рецензированию Издательским Советом Русской Православной Церкви с присвоением специального грифа. Иными словами, книга без грифа продаваться в церковной лавке не может.
В 1864 были написаны "Записки из подполья", важное произведение для понимания изменившегося мировоззрения писателя. В 1865, будучи за границей, в курортном Висбадене, для поправки здоровья, писатель начал работу над романом "Преступление и наказание" 1866 , в котором отразился весь сложный путь его внутренних исканий. В 1867 Достоевский женился на Анне Григорьевне Сниткиной, своей стенографистке, ставшей для него близким и преданным другом. Вскоре они уехали за границу: жили в Германии, Швейцарии, Италии 1867 — 71. В эти годы писатель работал над романами "Идиот" 1868 и "Бесы" 1870 — 71 , который закончил уже в России. В мае 1872 Достоевские уехали на лето из Петербурга в Старую Русу, где они впоследствии купили скромную дачу и жили здесь с двумя детьми даже зимой. С 1873 писатель стал ответственным редактором журнала "Гражданин", на страницах которого начал печатать "Дневник писателя", являющимся в то время учителем жизни для тысяч русских людей. В конце мая 1880 Достоевский приехал в Москву на открытие памятника А. Пушкину 6 июня, в день рождения великого поэта , где собралась вся Москва. Здесь были Тургенев, Майков, Григорович и другие русские писатели. Речь Достоевского была названа Аксаковым "гениальной, историческим событием". Здоровье писателя ухудшалось, и 28 января 9 февраля н. Похоронен на кладбище Александре-Невской лавры.
Как Фёдор Михайлович выбирал книги для чтения? Доверял ли он чьему-нибудь вкусу или полагался в этом вопросе только на себя? Достоевский с раннего детства очень любил читать — эту любовь привили ему родители. Мне было всего лишь десять лет, когда я уже знал почти все главные эпизоды русской истории Карамзина, которого вслух по вечерам читал нам отец» - вспоминал писатель. Традиция вечерних чтений вслух всей семьей очень нравилась маленькому Феде, и конечно, именно там сформировался его первоначальный литературный вкус: Пушкин, Жуковский, Шекспир. В дальнейшем писатель старался обязательно быть в курсе литературных новинок, как отечественных, так и европейских, но много уделял внимания и публицистике, а также научной литературе. Когда его интересовала какая-либо тема, он стремился изучить ее всесторонне, собрать разные мнения. Поэтому в его библиотеке были и классики античности, и святые отцы Церкви, и известные западные писатели, и ныне полузабытые современники. Труды ученых экономистов, к примеру — Карла Маркса, соседствовали со статьями по явлениям гипноза, который считался тогда новейшим научным открытием, а рядом оказывались «Русские народные сказки» Афанасьева, «Словарь живого великорусского языка» И. Даля и мелкие брошюрки «для народа». Будучи сам одарённым журналистом, Достоевский очень внимательно следил за литературной критикой, участвовал в дискуссиях, писал рецензии, и даже сам издавал журналы. Вначале совместно с братом Михаилом «Время» и «Эпоха», 1861-1864 , потом в качестве главного редактора «Гражданин», 1873-74 , и наконец, в качестве уникального автора-издателя «Дневник писателя», 1876-77, 1880-81. Эта деятельность требовала глубокого понимания литературы, так что Достоевский не только мог полагаться на себя в выборе книг, но и служил признанным авторитетом для других. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное», — советовал он начинающей писательнице А.
Лучшие произведения Федора Достоевского: топ-10 по версии КП
- Топ-5 произведений Ф.М. Достоевского | Государственная библиотека Югры
- С чего нужно начать читать Достоевского.
- Начать чтение Федора Достоевского
- Навигация по записям
Правильно читать Достоевского
Учителя литературы отвечают на главные вопросы о романе Достоевского «Преступление и наказание». Насколько этот роман уместен в школьной программе? Татьяна Александровна Шошина, учитель литературы: Русская классическая литература в принципе сложная, даже суровая. Можно расценивать это просто как особенность национальной литературы или как подготовку к реальной жизни, взаимодействию с серьезными произведениями. Эта подготовка включает в себя знакомство с трагическими сюжетами, и ограждать учеников от них — значит сохранять их идеальные представления о мире. А ведь полезно усвоить в 16 лет, что есть добро и зло, можно и нельзя, что человеческая жизнь бесценна, никто не имеет права ставить себя выше других на основании якобы врожденных признаков. Проговорить эти мысли на уроках, показать, что есть книга великого русского писателя, посвященная этим вопросам, и оставить будущим выпускникам возможность вернуться к роману когда-либо позже — это лучше, чем не делать этого совсем. Михаил Евгеньевич Сапрыкин, учитель литературы: Нам Достоевский так интересен и важен не только потому, что он отразил изменения в русском обществе и особенности русского сознания во второй половине XIX века. Ведь в таком случае, чтобы читать Достоевского, необходимо понимать, что представляло собой русское общество в 50—60-е годы XIX века; нужно прочитать Библию, как минимум — Евангелие. Наконец, чтение Достоевского подразумевает понимание течения русской общественной мысли: нужно разбираться, кто такие западники, славянофилы, кто такие почвенники и позитивисты.
Не многие взрослые люди, имеющие высшее образование, могут в таком случае сказать, что они прочитали и поняли Достоевского. Нам это неважно, потому что Достоевский — это автор, который позволяет нам поговорить о нас самих сегодняшних, — здесь Достоевский делит участь с другими русскими классиками. Иллюстрация к роману «Преступление и наказание». В России второй половины XIX века наступила переломная эпоха: в 1861 году завершилось время крепостного права, и в связи с его отменой начала изменяться не только экономическая и политическая жизнь, но и социальная и нравственная ситуация. Приходили в упадок помещичьи хозяйства, образовалось много свободной рабочей силы из освобожденных крестьян; рост городов, развитие промышленности, торговли, транспорта, развитие науки и технологий. Одновременно с этим изменяется сознание русского человека: до отмены крепостного права иерархическая структура четко распределяла: кто знатнее — тот и выше в общественной иерархии, к середине XIX века этот критерий смещается: выше тот, кто богаче, и не очень важно, каким путем это богатство нажито. Изменившееся самоощущение человека повлияло и на семейные отношения: выросла популярность смешанных браков ради выгоды, а столкновения внутри семей по поводу наследства и дележа денег стали гораздо острее и болезненнее. Высшая точка этих перемен — изменение отношения к религии: развитие науки приводит к тому, что предлагаемая христианством модель мира человека перестает устраивать и человек начинает искать альтернативу. Что нужно знать о «тварях дрожащих» и «право имеющих»?
Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший, то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово» — так сам Раскольников сформулировал свою теорию. Идеи о «тварях дрожащих» и «право имеющих» он зафиксировал в статье «О преступлении», опубликованной в одной из петербургских газет. По Раскольникову, есть два типа людей: Люди низшего разряда «твари дрожащие» живут в послушании и подчиняются Люди второго разряда «право имеющие» склонны преступать закон и разрушать.
А имя Федора Павловича Карамазова?.. Отвечать на подобные вопросы призван каждый читатель, который причастен к Вселенной Достоевского. Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. Из письма М.
У меня свой особый взгляд на действительность в искусстве , и то, что большинство называет почти фантастическим и исключительным, то для меня иногда составляет самую сущность действительного. Обыденность явлений и казенный взгляд по-моему не есть еще реализм, а даже напротив Из письма Н.
Они также отражаются в судьбах других героев романа — алкоголика, пароника, записчика казны и даже в подпольного человека.
Августовский записчик — фигура утешителя, философа и мудреца, предлагающего свою версию возможных решений для героев романа и его читателей. В романе «Братья Карамазовы» Достоевский раскрывает свои идеи о религии, борьбе с иррациональностью, моральной ответственности и нравственном выборе. Кроме того, здесь присутствует мотив игрока, борьбы с самим собой и своими страстями, а также сияющий образ Идиота — человека чистый и святой.
Таким образом, роман «Братья Карамазовы» с его множеством переплетенных историй и глубоких философских мыслей, является одной из главных работ Достоевского, в которой автор смело обращается к вопросам справедливости, морали и ответственности перед самим собой и другими. Сюжет и персонажи Произведения Федора Достоевского отличаются богатым сюжетом и сложными многогранными персонажами. Автор часто описывает жизнь подпольного общества и погружает читателя в мир преступления и наказания.
Одним из самых известных произведений Достоевского является «Преступление и наказание». В нём рассказывается история студента Раскольникова, который совершает убийство старухи-взяточницы из мотива «Для блага человечества». Внутренний мир Раскольникова и его борьба с наказанием за преступление — главная тема этого романа.
В романе «Бесы» Достоевский изображает жизнь общества второй половины XIX века с его проблемами и конфликтами между идеалами и действительностью. Основной персонаж — неординарный Игрок, который сталкивается с силами подпольного движения и находит свою судьбу в борьбе с властью и системой. В романе «Идиот» Достоевский создаёт образ простодушного и чутьё неординарного князя Мышкина, который наблюдает за миром и людьми с позиции идеализма и пытается преодолеть ложь и мнимость, царящую в обществе.
В «Записках из подполья» автор рассказывает о мире одинокого и отчужденного человека, живущего в подполье общества и не находящего место в современном мире. Через монолог главного героя Достоевский анализирует природу человеческой психологии и взаимоотношений между людьми. Роман «Подросток» рассказывает о судьбе главного героя Аркадия Долгушева, его поисках смысла жизни и понимания себя.
Достоевский анализирует внутренний мир подростка и его конфликты с окружающей действительностью, что делает этот роман актуальным и по сей день. Философские вопросы Произведения Федора Достоевского славятся своими глубокими философскими вопросами, которые раскрывают суть человеческой природы и судьбы. В его знаменитых записках, таких как «Преступление и наказание», «Подросток», «Идиот», «Братская тюрьма» и «Бесы», автор мастерски исследует вечные темы, такие как справедливость, карма и идентичность.
В «Преступлении и наказании» Достоевский поднимает вопрос о моральных границах и наказаниях за преступление. Роман «Идиот» исследует природу добра и невинности, и как они пересекаются с жестокостью и корыстью в обществе. А, наконец, «Бесы» исследует философию подпольного сопротивления и борьбы, показывая, что даже в самых темных временах есть возможность найти надежду и силу для перемен.
Преступление и наказание Роман был опубликован в 1866 году и сразу стал известным и обсуждаемым произведением. Он стал продолжением периода творчества Достоевского, начавшегося с «Записок из подпольного» и «Игрока», где автор обращается к самопознанию, проявлению внутреннего мира человека. В нем Ф.
Достоевский обращается к тематике морально-этических проблем, к вопросам истины и справедливости. Роман передает трагическую судьбу Раскольникова, его внутренние переживания и стремление к идеалу в обществе, развивает тему красивого и признает идею братской любви. Все они отражают разные социальные и моральные составляющие современности, что делает роман универсальным и актуальным до сих пор.
Протагонист и мотивы Достоевский, один из величайших русских писателей, известен своей глубиной и разнообразием своих протагонистов. В его произведениях можно найти многообразие мотивов и тем, которые оправдывают преступление, записки, братскую любовь, игрока и подпольного мира. Простое чувство моральной ответственности, сопротивление обществу, человеческая жадность, искупление и раскаяние — все это мотивы, которые прослеживаются во многих произведениях Достоевского.
Некоторые из самых известных протагонистов Достоевского включают подростка из «Подростка», Раскольникова из «Преступления и наказания», Алешу из «Братьев Карамазовых», Мышкина из «Идиота» и Шатова из «Бесов».
Достоевского 1876— 1877 : критика текста. Книга доктора филологических наук Натальи Тарасовой — одно из важнейших проявлений того качественного подъема, который сейчас переживает отечественная достоевистика. Лучшие из монографий и коллективных трудов последних двух десятилетий предлагают принципиально новое осмысление произведений русского гения, опирающееся на предшествующие достижения науки и в то же время учитывающее все, что «предоставил» нам для такого понимания ХХ век.
Но подлинное понимание должно опираться на правильное прочтение всего написанного Достоевским. А тут по сию пору существуют немалые проблемы. В силу особенностей отечественной истории произведения Достоевского издавались мало, а «Дневник писателя», записные тетради и черновики — вообще считанное число раз, да и при подготовке их издателям приходилось постоянно заботиться о том, как с наименьшими потерями соблюсти требования цензуры. Это касается не только случаев — важнейших для понимания замысла писателя — употребления заглавных и строчных букв в сакральных именах «Бог» и «бог», «Истина» и «истина» обозначают у него совершенно разные понятия , но и намеренных пропусков или непрочтения неудобных слов и даже фраз.
Самые важные произведения Достоевского, с которых нужно начать чтение
Но и для того чтобы осуществить это а я знаю, что деятельность Натальи Тарасовой, одного из ведущих сотрудников группы Владимира Захарова, отнюдь не ограничивается названным участком , автору пришлось изучить мельчайшие особенности почерка Достоевского, орфографические, фонетические, морфологические, синтаксические, пунктуационные нормы того времени, текстологическую историю издания произведений Достоевского и современных ему русских классиков, я уж не говорю о доскональном знании и осмыслении всего творческого наследия писателя, исторического, общественного, литературного контекста эпохи. В итоге — сотни исправленных и восстановленных слов, словосочетаний, фраз, знаков препинания а Достоевский придавал этим знакам большое значение, порой перенос запятой — в соответствии с официально принятыми правилами или из-за ошибки наборщика — кардинально менял смысл написанного им , заново прочитанные тексты, составленные из фрагментов, ранее публиковавшихся обособленно. Особо следует выделить восстановленные с помощью современной техники, но одна лишь техника не дала бы здесь результатов строки, зачеркнутые в рукописи Достоевским знаю, что существуют сомнения — надо ли сие делать; на мой взгляд, надо, но обязательно с учетом того, что прочитанные теперь строки вычеркнуты автором. Автор "Преступления и наказания" — всюду. Фото Владимира Захарина Как справедливо пишет в предисловии Игорь Волгин, автор в настоящем случае «в одиночку выполнила работу, которая под силу целой текстологической группе». Причем в большинстве своем и исправления, и новые прочтения веско аргументированы и обоснованы. Пишу «в большинстве», потому что порой — это касается в основном последнего, то есть обнаружения связи между разбросанными тут и там фрагментами одного «сюжета», — предлагаемое прочтение носит характер научной гипотезы основательной, как и все в книге Тарасовой , чего автор не скрывает; порой хочется предложить иное толкование например, говоря о цифре 153 рядом с размышлениями о науке, социализме и христианстве, автор ищет страницу некоего источника, который мог послужить отправной точкой для Достоевского, мне же думается, что писатель имел в виду число рыб, выловленных апостолами по указанию Христа при Его третьем явлении им после Воскресения.
Если вы хотите осмысленно читать, то вам подойдут эти рекомендации. Кстати, любители кино их тоже оценят. Бывает ли такое? Скорее, уже не одно десятилетие подобную книгу пытаются написать. Конечно, попытка вместить весь секрет анализа литературы в одну книгу кажется весьма наивной, но почему хотя бы с этого не начать? Книги Фостера и Адлера вышли со сходными названиями и перерывом в почти 40 лет. В этом смысле Адлер, конечно же, первопроходец по составлению универсальных рецептов. В 1966 году он предпринял попытку написать книгу, объясняющую основные запросы к литературоведам: как формируется читательская любовь к той или иной книге и как за текстом научиться видеть больше, чем текст? Фостер основное внимание уделяет деталям в литературе: как научиться видеть символы, аллюзии и мотивы и понимать, что вообще они обозначают. Каждый блок книги преподавателя литературы одного из американских университетов выстроен как диалог с собственными студентами: очень живо и довольно просто. Неполный и неокончательный путеводитель по миру книг», «Удивительные приключения рыбы-лоцмана: 150 000 слов о литературе» Галины Юзефович Многие больше все же прислушиваются к конкретным советам: а что читать? И на что обратить внимание в этом прочитанном? В таком случае можно смело искать рецензии или даже целые сборники с ними. Например, у одного из самых популярных российских литературных критиков, обозревателя «Медузы» Галины Юзефович уже выходил сборник рецензий и рекомендаций по книгам «Удивительные приключения рыбы-лоцмана».
Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное», — советовал он начинающей писательнице А. Согласитесь, звучит и сегодня весьма актуально. Творчеством каких авторов Достоевский вдохновлялся и восторгался? Были ли у него такие кумиры? Будучи чрезвычайно начитанным человеком, с одной стороны, и весьма увлекающейся, эмоциональной натурой — с другой, Достоевский восторгался многими авторами, как классиками, так и современниками. Безусловно, выше всех для него стоял А. Пушкин — ему писатель посвятил своё последнее публицистическое произведение «Речь о Пушкине», ради которой специально прервал работу над романом «Братья Карамазовы» и выпустил единственный номер «Дневника писателя» за 1880 г. Он разом, самым метким, самым прозорливым образом отметил самую глубь нашей сути», — считал Достоевский. Не меньше восторга вызывал у него Гоголь: «Взгляни на Пушкина, на Гоголя. Написали немного, а оба ждут монументов. Старые школы исчезают» Письмо к брату Михаилу, 1845 г. Но одно из произведений мировой литературы для писателя стояло особняком — это «Дон Кихот» Сервантеса: «О, это книга великая, не такая, какие теперь пишут; такие книги посылаются человечеству по одной в несколько сот лет. И таких подмеченных глубочайших сторон человеческой природы найдете в этой книге на каждой странице. Он укажет на сообщенную в ней глубочайшую и роковую тайну человека и человечества» Дневник писателя, 1877 г.
В основном были популярны произведения о кардинальных противоречиях городской и деревенской жизни. В это же время творит Александр Островский. Героями его пьес становятся русские купцы, жизнь которых, как оказалось, не так проста: социальные конфликты и полное отсутствие нравственности. В 60-е годы в литературу приходит новый герой — человек меняющийся, «текучий», как и эпоха, но сохраняющий верность своему внутреннему «я». У разных писателей это разные люди со своими убеждениями и мировоззрением. Но при этом они все связаны с жизнью общества — пренебрегают своими мечтами и желаниями ради благополучия других. Такой этический максимализм героев иногда приводит к новой жизни, а иногда — к обломовщине. Как начать читать классику Начните с небольших произведений. Необязательно сразу хвататься за «Войну и мир»: чтобы накопить читательский опыт, достаточно коротких рассказов и поэм. Узнайте исторический контекст. Это поможет лучше понимать настроение и поступки героев. Все книги писались в определённый период истории — на людей того времени влияли политические и социальные события, культура. Взаимодействуйте с книгой. Так вы не потеряете нить повествования. Например, если читаете роман, можете нарисовать для себя схему отношений между героями или отмечать основные события. Смотрите экранизации. Конечно, фильмы и театральные постановки не заменят оригиналов. Порой ради красивой картинки в них опускают важные сюжетные линии или меняют финал. Зато кино или спектакль могут вызвать интерес к произведению. С чего начать А вот и список книг на лето — дерзайте! Для тех, кому по плечу крупная форма Фёдор Достоевский, «Бесы». Политический триллер, основанный на реальных событиях. В 1869 году участники революционного кружка «Народная расправа» убили студента. В романе описана похожая ситуация. За месяц тихий город превращается в адское местечко, а его жители погибают, сходят с ума или сбегают.