Узнайте историю старинного города Шуи, и почему рождественские традиции возрождаются именно здесь. Согласно христианским традициям, Рождеству Христову предшествует длительный пост.
Тихий праздник. Как отмечали Рождество на Руси
В материале подробнее рассказываем о некоторых рождественских традициях, которые соблюдали в дореволюционной России. Сегодня хочу рассмотреть интересные традиции и обычаи на Рождество Христово. Согласно христианским традициям, Рождеству Христову предшествует длительный пост. Подробное описание Рождественских традиций в России,традиция колядовать,рождественская елка. откуда пришла традиция,рождественская колядка для детей. Рождественское богослужение c 6 на 7 января из Храма Христа Спасителя в Москве обычно транслируется по федеральным каналам.
Свежие комментарии
- 15 фактов о Рождестве: история, традиции, приметы
- Кто придумал ставить ёлку в честь Нового года
- Традиции Рождества
- Неделя гаданий, колядок и народных гуляний. Как отмечают Рождество в России
- Главное меню
Традиции и запреты Рождества 2024: почему нельзя гадать на Святки
Среди наиболее известных русских обычаев и традиций, связанных с рождественскими праздниками, стоит выделить. В русской православной традиции до Рождества верующие держали 40-дневный пост, чтобы покаяться и отдать дань Господу. В статье Серафима Ореханова «Рождество Христово и Святки в 2020 году» вы узнаете еще больше об истории и традициях Святок в России.
Новости рождественская
Рождество Христово: традиции и история празднования 7 января. Рождественские традиции в России с течением времени и сменой эпох претерпевали изменения, корректировались, это во многом было обусловлено историей праздника Рождества на Руси, в частности изменением времени его празднования. В России существует огромное количество традиций и обычаев, которых придерживаются люди в дни светлого дня. Сейчас такая традиция в России сохранилась в основном в деревнях.
Традиции празднования Рождества Христова в разных регионах России
В 5:45 поехали в Гатчину. После всенощной елка для всех была внизу. Обедали поздно. Вернувшись в 10:45 в Царское Село, устроили свою елку в новой комнате Аликс». И на следующий день: «25-го декабря.
Рождество Христово. Мороз усилился до 18 градусов. В эти дни император с семьей катались на коньках, на санях, строили ледовые городки, дети любили поваляться в снегу. О том, как весело проводились праздничные дни в семье императора Николая II, рассказывают сохранившийся и оцифрованный альбом с фотоснимками из фонда старшей дочери последнего российского императора великой княжны Ольги Николаевны.
К подаркам в царской семье относились серьезно. Популярными презентами для девочек были куклы или наряды, мальчикам дарили солдатиков, сабли и ружья, а также маленькие мундиры их полков. Елок во дворце наряжалось несколько сразу — для каждого члена семьи.
Так и лежат, рядами, - разводы розовые видно, снежком запорошило".
Из Сибири - рябчик, тетерка, глухарь…Торговля шла широко, щедро: без весов, на глаз! Нищий подберет, - удивлялся Иван Шмелев. А раньше говорили: "У голыша то есть у нищего та же душа, ему тоже радость нужна. И нищему на Рождество разговение".
А еще верили: пост приведет к воротам рая, а уж милостыня их отворит. Комнаты наполнялись суетливой прислугой, вытирали и выметали скопившуюся пыль, грязь", - рассказывал купец Николай Варенцов. Наводили блеск не зря - все Святки, Святые дни от Рождества до Крещенского сочельника, в гости ходить да гостей принимать! Рождественский базар, 1906 г.
Александр Бучкури 1870 - 1942 гг. Глубокие снега, морозы крепче, - рассказывал своему семилетнему французскому крестнику Иван Шмелев. А какие елки! Этого добра в России сколько хочешь.
Не так, как здесь, - тычинки. У нашей елки... На Театральной площади, бывало, - лес... А снег повалит - потерял дорогу!
Мужики в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в елках - будто волки, право. Костры горят, погреться.
Дым столбами. Морозная Россия, а...
Отмечать Рождество на Руси стали еще в конце Х века, так что традиция праздновать существует уже более тысячи лет. Рождественские служба в храмах особенно торжественны. Священники надевают белые одежды: цвет облачений символизирует Божественный свет.
Существует традиция Рождественских вертепов. Это композиция, которая воссоздаёт сцену рождения Христа. Их устанавливают у храмов, многие делают их дома с детьми. Некоторые вертепы можно признать настоящими произведениями искусства. Есть совсем крошечные композиции, которые помещаются в скорлупе ореха, а есть гигантские: в Книгу рекордов Гиннесса, например, попал вертеп, высота фигур в котором превышала пять метров.
На Рождество принято наряжать ёлку. До революции в России украшали дерево с особым смыслом: на нижние ветки вешали фигурки животных, выше — людей.
Изначально все страны следовали Юлианскому календарю, введенному Юлием Цезарем, который со временем оказался неточным в расчете продолжительности земного года. В России после Октябрьской революции был совершен переход на Григорианский календарь, однако Русская православная церковь сохранила верность Юлианскому.
Ночь на Рождество характеризуется торжественными службами в православных церквях по всей стране. Ночная служба является центральной частью праздника. Люди собираются в храмах для участия в службах, которые полны церемониального великолепия и духовного восхищения. Семейные традиции: Уют и тепло домашнего праздника Для многих россиян Рождество — это время, когда семьи собираются вместе.
Традиционно это время для обмена подарками и наслаждения специальными рождественскими блюдами, такими как кутья, пироги и разнообразные мясные и рыбные блюда.
Реформы Петра I: как появилась новогодняя ёлка в России
- Традиции Рождества
- Другие статьи раздела
- Рождество в России 2023: какого числа празднуют и как отмечают?
- Рождество Христово — 2024: история, традиции и обычаи праздника
- Реформы Петра I: как появилась новогодняя ёлка в России
- Традиции Рождества
Трудная история праздника Рождества
В каждой семье ждут гостей на вечерю. Первый гость зовется «положайником», и с появлением его в хате связываются потом все беды и радости, случающиеся в году с семьей. Твердо будучи убежденными в непреложности этого поверья, хозяева стараются приглашать на рождественскую вечерю к себе только тех людей, которые могут, по-видимому, принести счастье. Входя в хату, положайник берет из кадки, стоящей в сенях у двери, горсть зерен и, бросая их к хозяевам, произносит: «Христос ся роди! Но гость медлит отозваться на приглашение: он идет к очагу и начинает бить кочергою по горящей дубовой колоде так, что искры летят из нее во все стороны; бьет, а сам приговаривает пожелание, чтобы сколько вылетит искр, столько уродилось бы копен жита, сколько искр — столько бы и приплода на скотном дворе, сколько искр — столько мер овощей на огороде и т. Затем все присутствующие берут в руки по зажженной восковой свече, молятся на иконы и целуют друг друга со словами: «Мир Божий! Христос ся роди, ва истину роди, покланяемо се — Христу и Христову рождеству! Все принимаются за еду. На рождественской трапезе необходимыми кушаньями являются здесь мед и «чесница» пресный пшеничный хлеб с запеченной в нем монетою. Большак-хозяин разламывает чесницу и разделяет между трапезующими; кому достанется кусок с монетою, того ожидает счастье. Бадняк-колода, по мнению старых сведущих людей, наделяется свыше целебною силою.
Уголья и зола, остающиеся после него в очаге, считаются лекарством против болезней рогатого скота и лошадей; если дымом его тлеющей головни окурить на пасеке улья, то это помогает дружному роенью пчел и т. Зернами, разбросанными по полу во время встречи гостя-положайника, хорошо кормить кур, чтобы те лучше неслись; солому, которою устилается на «бадний день» полхаты, выносят на ниву и разбрасывают по ней, думая, что от этого будет лучший урожай по весне. Во многих местностях огонь «бадняка» поддерживается не только в день великого праздника, но и во все Святки — вплоть до Нового Года. Стародавняя старина, уцелевшая до сих пор от всесокрушающей руки беспощадного времени, никогда не проявляется в народном быту так ярко, как во дни, окружающие великий праздник Рождества Христова. Ой, Святки мои, святые вечера! Ой, Дид! Ой, Лада моя! На Святки — простор-приволье широкому размаху живучей родной старины. Это время, для которого словно и создавало богатое народное воображение пестроцветную вязь поверий, гаданий, игр и обычаев. Она нашептывает народу-пахарю о забытых преданиях былого-минувшего, вызывает его на утешливую потеху, пробуждает в стихийной душе миллионоголового правнука Микулы Селяниновича память обо всем, чем было живо богатырское веселье пращуров современных землепашцев, крепко держащихся за землю-кормилицу.
Дмитрий Холин. Царь делал тайный выход. Благочестивые государи московские и «всеа Руссии» любили ознаменовывать все великие праздники делами благотворения. Так было и в этом случае. В сочельник, когда вся Москва — и первый богач, и последний бедняк — готовилась, каждый по своему достатку, к празднику, московская голь-нищета переполняла, еще до утреннего света, все площади, в надежде, что царь не захочет, чтобы кто-нибудь из его людей и людишек оставался голодным в предстоящие великие дни. О тайном выходе знали все, кому о том надлежало знать. Неожиданно совершенное впервые превратилось в обычай; последний — в освященный годами обряд царского обихода. Если не сам государь, то кто-либо из ближних бояр его должен был исполнять положенное. Но только болезнь могла прибегнуть к замене царя приспешником, удостоивавшимся представлять собою священную особу государя. Обыкновенно же этот выход совершался самим царем.
Ранним утром, сопровождаемый малым отрядом стрельцов и несколькими подъячими так называемого Тайного приказа, венценосный богомолец выходил из палат. Он был облечен в «смирныя» одежды простого боярина и в то же время был «смирен духом». Шествие направлялось к тюрьмам и богадельням. В первых растворялись к царскому посещению казематы «сидельцев за малыя вины» и полонянников; во вторых — ждали «светлаго лицезрения государева» увечные, расслабленные, убогие.
В крестьянской среде Святки и все святочные праздники отмечали исключительно в рамках традиционной культуры. А городская среда, причем вполне разночинная, уже освоила этот обычай в 40-50-е годы XIX века, например, Федор Михайлович Достоевский это видно из его писем и дневников очень хлопотал о том, чтобы у его детей была елка, поскольку это модно и престижно. Подчеркну, что все это было исключительно детским праздником, а не взрослым. Начиная с середины XIX века, возникает коммерческое обслуживание елочной традиции, то есть появляются мастерские, которые делали всю елочную атрибутику — игрушки, хлопушки, все предметы увеселения, которые нужны для рождественской елки. В этот момент в русской литературе появляется специфический жанр — святочный рассказ.
Образец такого рассказа все мы читали у Достоевского «Мальчик у Христа на елке». Автор рассказывает о сироте, который в рождественскую ночь через окно видит, как у богатых людей дети танцуют, веселятся вокруг елки, получают разные замечательные подарки. Структура рассказа примерно похожа на «Девочку со спичками» Г. Таким образом, в русской литературе появляется такой особенный жанр — святочный рассказ. Все мы знаем строки: «Шел по улице малютка, посинел и весь дрожал». А потом случается чудо, и в результате этот замерший, голодный сирота в эту праздничную ночь получает свое счастье у рождественской ели. Таким образом, к началу XX века рождественская елка прочно завоевывает свое место в городской рождественской праздничной традиции. С этим обычаем складывается определенная атрибутика и определенная обрядовая структура, вместе с литературными текстами появляется изобразительный ряд. Прежде всего, это рождественские открытки с елочной атрибутикой, которые было принято посылать друг другу, чтобы поздравить с рождественскими праздниками.
Это была некая дань моде. Я уже упоминала о том, что формируется специальная индустрия, которая обслуживает эту всю рождественскую елочную тематику. И елка к этому моменту уже прочно входит в состав рождественских праздничных увеселений, хотя понимание того, что это заимствованный обычай все же сохраняется. Особенно это начинает актуализироваться с началом Первой мировой войны, когда появляются ура-патриотические «головы», призывающие прекратить наряжать рождественскую елку потому, что в условиях войны с немцами мы продолжаем поддерживать этот немецкий обычай — так писали газеты в 1914 году. Можно сделать вывод, что еще в начале XX века ель продолжает оставаться как бы эхом немецкой рождественской традиции. Но при этом, если мы посмотрим с вами на эмигрантскую литературу, например, на воспоминания Марины Цветаевой, Ивана Шмелева и ряда других писателей, то в воспоминаниях о своем детстве в России все они маркировано вспоминают рождественскую елку, которая устраивалась взрослыми для детей. При этом очень красочно ее описывают. Подчеркну, что наряжали елку именно взрослые, клали под нее подарки, а только потом впускали детей, которые в этом таинстве не участвовали. Такая структура сложилась к моменту революции, к 1917 году.
Елена Евгеньевна, а когда в культуре появляются наши традиционные персонажи, которые неизменно связаны с рождественскими праздниками - Дед Мороз и Снегурочка? Это достаточно сложный вопрос. Если мы обратимся к XIX веку, то в этот период времени таких персонажей рождественского праздника как Дед Мороз и Снегурочка, какими мы представляем их себе по образцам второй половины XX века, не было. Здесь можно говорить о двух составляющих. Во-первых, о персонификации мороза — зимнего периода года, в традиционной культуре, которая была преимущественно крестьянской. Во-вторых, о литературных образах, которые существовали в авторских текстах. Если мы обратимся к традиционной культуре, то у восточных славян и в русской традиции существовала персонификация мороза как зимнего времени года. В частности это проявлялось в том, что на Рождество, а иногда в другие дни Святок, этого «мороза» приглашали на праздничный ужин в Сочельник, кутью есть. Хозяин дома выходил во двор и громко кричал: «Мороз, мороз, приходи кутью есть!
А если сейчас не придешь, то и весной не приходи, наши посевы не морозь, наших телушек не трогай, никак нам не вреди. А если придешь, будем кнутом бить! Это действие имело чисто профилактический смысл и делалось для того, чтобы весной не было заморозков. При этом, конечно, это был не Дед Мороз в нашем традиционном понимании. Это была не ряженая фигура, а условная персонификация, к которой обращались в чисто охранительных целях. Другое дело, что в русской литературе во второй половине XIX века возникает ряд текстов, в которых появляются образы, олицетворяющие зимнее время года, мы видим это в сказке Владимира Одоевского «Мороз Иванович». А вот в пьесе-сказке Александра Островского «Снегурочка», появляется образ, который повлиял на формирование уже советского новогоднего персонажа Снегурочки. Вообще, в этот период в русской литературе рождается много текстов, в которых авторы пытаются осмыслить ту персону, то мифологическое существо, которое приносит детям елку и рождественские подарки. И всю вторую половину XIX века и начало XX века продолжаются попытки нащупать наиболее удачное имя, которое точно определяло бы этот персонаж.
Чаще всего Деда Мороза просто назывались стариком. Однако важно то, что представление о нем, именно как о старике, появилось уже в XIX веке.
Его отмечали как «авсень», «овсен» или «тузень», который позже превратился в Новый год. Итак, первые шесть месяцев года считались летом, тогда как последние шесть месяцев были зимними. Переход от осени к зиме оставался на заднем плане, точно так же, как переход весны в лето. Первоначально Новый год, якобы, отмечали 22 марта, в день весеннего равноденствия.
Таким образом, празднование начала нового года совпадало с Масленицей: зима была изгнана, уступив место весне и Новому году. Вместе с христианством 988 год, отмечающий Крещение Руси в России была принята новая система хронологии - Константинопольская эпоха Мундана, а также новый европейский юлианский календарь с фиксированными названиями месяцев и 1 марта официально стало датой празднования Нового года. По одной из версий, в конце 15-го века или, по другой версии, в 1348 году православная церковь перенесла начало года на 1 сентября в соответствии с Никейскими канонами. Сдвиг должен был ассоциироваться с растущим значением христианской церкви в государственной жизни Древней Руси. Так, Новый год отмечали 1 сентября, гуляния сопровождались украшениями рябины и ярко-красными ягодами. В конце 1699 года российский император Петр I издал приказ о праздновании начала Нового года 1 января по юлианскому календарю и с этой целью украшать дома сосной, елью и можжевельником.
В 1929 году советские власти отменили рождественские и елочные украшения, которые были объявлены «священническими» обычаями. Новый год тоже был заброшен. Однако после статьи Павла Постышева «Давайте устроим красивую елку для детей на Новый год! Тем не менее, только в 1949 году 1 января стал официальным выходным днем. Современные новогодние традиции в России. Сегодня, праздничные приготовления начинаются уже в середине декабря.
Улицы, магазины и предприятия украшены гирляндами, игрушками и плакатами; украшенные елки появляются и на улицах городов. В каждом городе, поселке или деревне на центральной площади установлены крупные елки, освещенные электрическими гирляндами. Очаровательные сверкающие ледяные скульптуры, снеговики и фигуры Деда Мороза и Снегурочки расставлены вокруг елки. В это же время, дома также украшают елки, которые люди покупают на еловых базарах или вырубают в лесу. Елки традиционно хранятся в домах до 13-14 января, когда россияне празднуют Старый Новый год.
За выступления участникам вертепа, как правило, давали еду. Простые люди в те времена очень редко видели деньги. В семьях специально пекли пирожки или готовили другое угощение, чтобы наградить артистов. Во время представления часто исполнялись песни — коляда.
Слова этих песен почти полностью соответствовали Евангельским текстам, музыка была народной. К сожалению, до нас дошло очень мало таких песен и сценариев вертепов. В некоторых регионах России коляду называли «славлением». Суть обряда была той же — прийти к своему соседу или знакомому и с песней известить радостную весть — Рождение Спасителя. В Российской Империи, патриарх, глава Православной церкви, приходил со славлением к императору.
Рождество в России
Традицию новогодних фейерверков в 1891 году завел московский ресторатор Степан Крынкин. В России существует огромное количество традиций и обычаев, которых придерживаются люди в дни светлого дня. В Советской России рождественские традиции оказались под запретом.
Рождество Христово 7 января: история и традиции светлого праздника в России
Большинство рождественских традиций и символов так или иначе связаны с библейским сюжетом рождения Иисуса Христа, а также с пережитками языческого празднования дня зимнего солнцестояния. Изначально Рождественские праздники связывали со множеством народных обычаев, но они забылись, после того как в 1918 году празднование Рождества в России запретили. Колядки, вертеп, сочиво: рождественские традиции в России.
Тихий праздник. Как отмечали Рождество на Руси
Домочадцы обязательно планируют подарки и поздравления друг для друга. Особенно ценятся сувениры, гостинцы и украшения, созданные своими руками. С наибольшим трепетом ожидают это событие дети, ведь они верят в чудо и сказку. Празднованием Рождества завершается продолжительный Рождественский пост. Всем известен старый обычай колядок на Рождество, когда дети и молодежь ходят по домам, славят Христа в песнях и стихах, поют разные пожелания для людей, а за это получают сладкое угощение или вознаграждение в виде монеток. Даже сейчас дети колядуют: наряжаются и ходят по квартирам и домам, поют песни, рассказывают стихи на Рождество. Рождество является началом Святок святых дней , которые продолжаются до дня Крещения 19 января. В околорождественской традиции этот период считался самым благоприятным для гаданий. Особенно прельщала ворожба как способ предсказания судьбы незамужних девиц. Ритуалы любили проводить в полночь в темноте и при свечах, что создавало особенно мистическую атмосферу. Гадали и по расплавленному воску свечи, который выливали в воду и пытались рассмотреть образ застывшей фигуры.
Было распространено и гадание на кофейной либо чайной гуще. Не обходилось и без зеркала. К Рождеству хозяева обязательно прибирались в избах, топили бани, стелили чистую скатерть, готовили новую одежду для праздника. Хозяйки клали под скатерть сено, что символизировало ясли Иисуса Христа. Под столом часто размещали железный предмет топор , на который гости ставили ноги, что символизировало крепкое здоровье и сильный дух. По углам стола располагали монеты, купюры, соль и чеснок для благополучия в доме. В сам праздник уже ничего не делали: не плели, не шили, не готовили и не убирали в доме под страхом бед и несчастья. Важно знать! Колядование и гадания, дошедшие до современных дней, являются «околорождественскими» обычаями, так как идут в разрез с духовным смыслом православного праздника Рождества, из-за своего языческого происхождения. Но несмотря на это, они прочно закрепились в русской культуре.
Праздник всегда сопровождался прославлением Иисуса Христа, но в том числе и народными гуляниями. В 17-18 веках в России появилась традиция устраивать вертепный театр: в ящике-вертепе с помощью тряпичных кукол разыгрывались сцены о рождении Христа. В 19 веке повсеместно символом Рождества стала наряженная ёлка, а в 20 веке появился и тот, кто приносит подарки детям — Дед Мороз. После Октябрьской революции в 1917 г. В 1935 г. Вифлеемские звезды на верхушках елок были заменены пятиконечными. Подарки, посещение Деда Мороза тоже стали частью новогодних традиций, перестав быть рождественскими. В 1937 г.
Первые службы в сочельник начинаются ещё утром. Читают великие часы, которые также называют царскими в честь византийского императора, в древности непременно принимавшего участие в службе. Во время царских часов верующим рассказывают, почему Господь является в виде человека в Вифлееме в результате непорочного зачатия: "Христос рождается, чтобы в нас восстановить прежде падший Свой образ". Если в монастырях служба проходит всю ночь, то для обычных прихожан всенощное бдение, как правило, разделяют на две части. Ближе к вечеру 6 января в храмах начинается праздничная вечерня, а утром 7-го числа служится Божественная литургия. Именно по её окончании можно начать разговляться, то есть принимать в пищу не только постные блюда. Набожные крестьяне соблюдали пост, а потому по-настоящему праздничный стол готовился не к Новому году, а к Рождеству. К этому дню в деревнях был приурочен забой скота. Потому на столе вместо рыбы, которую дозволялось есть в некоторые дни Филиппова поста, появлялся жареный поросёнок, гусь в яблоках, заливное из рыбы, холодец и блины. Обязательными были кутья, пироги и пряники. Последние служили угощением для детворы, которой в этот день обязательно надо было устроить праздник. Следили в этот день за погодой. В случае метели она предвещала много мёда. Иней на деревьях сулил много хлеба, а звёздное небо обещало, что уродится много бобовых. Что нельзя делать на Рождество Под запрет попадали также любые виды рукоделия или стирка. В большой праздник считалось как минимум неприличным надевать тёмные вещи.
Кульков тогда как таковых не было, но конфеты дарили. Мы ставили свои тарелки и оставляли записку с именем. Так Weihnachtsmann различал, где чья тарелка. Потом утром все находили полные конфет тарелки, а сами подарки лежали недалеко от них. Сейчас для детей и внуков кладем подарки под елку, и тоже ночью. У них есть Adventskalender, зажигаем вместе свечи на Adventskranz и дарим самые разные сладости. Также подготавливаем небольшие деревянные игрушки, чтобы у них были не одни конфеты. К примеру, для младшего внука, которому еще нельзя конфеты, кладем в мешочек по игрушке, и он ими украшает елку в течении 24 дней. Рождество всегда было каким-то особым, своим, и выделить какое-то трудно. Помню с самого детства момент, когда ложились спать, а от дома к дому ходил хор с песнями. Когда засыпаешь под «Stille Nacht» — это волшебно. В юношеские годы с молодежью переодевались в Pelznickel и Christkind. Заходили в дома, читали стихотворения и пели песни. Потом в сельском доме культуры собирались, высыпали конфеты, которые нам давали, и так получалась большая гора сладостей. Потом все вместе за столом их ели.
Знакомьтесь в нашем спецпроекте с историей Нового года и Рождества. Карта мероприятий На интерактивной карте отмечены рождественские и новогодние мероприятия, которые проходят по всей стране. Выбирайте ваш город и читайте о самых интересных праздничных событиях в дни зимних каникул.