Новости режиссер параджанов

Но также Сергей Параджанов известен как самый скандальный заключенный СССР, осужденный и отбывший в местах заключения четыре года по обвинению в однополых отношениях. Национальная комиссия по реабилитации в Украине спустя 50 лет реабилитировала кинорежиссера Сергея Параджанова, осужденного в СССР по статье о «мужеложстве». Одному из самых загадочных и безумно талантливых кинорежиссеров XX века Сергею Параджанову сегодня исполнилось бы 100 лет. Режиссер Параджанов поскользнулся около дома и угодил в больницу. Один из следователей, майор Макашев, по воспоминаниям Параджанова, обвинял режиссера в том, что тот якобы изнасиловал 30 членов КПСС.

Режиссер Параджанов поскользнулся около дома и угодил в больницу

Кадры Мечитова раскрывают Параджанова как интереснейшего и необычного человека, для которого не существовало границ между жизнью и творчеством. Сергей Параджанов в 1984 году © Yuri Mechitov. Во вторник, 9 января, исполнилось сто лет со дня рождения режиссера Сергея Параджанова. Кадры Мечитова раскрывают Параджанова как интереснейшего и необычного человека, для которого не существовало границ между жизнью и творчеством. Режиссер Александр Атанесян рассказал Мессереру одну из тысяч необыкновенных историй, связанных с Параджановым. Читайте последние новости дня по теме Сергей Параджанов: Не было ни бумаги, ни карандаша, но было желание: как Параджанов создавал шедевры в тюрьме, Злодей или гений.

Кинорежиссер Георгий Параджанов попал в больницу после несчастного случая

Несмотря на инцидент, он отстоял всю службу и сам же дошёл до больницы, где и выяснилось, что у него закрытый перелом внутренней лодыжки левой большеберцовой кости со смещением. Параджанова прооперировали, и сейчас он находится в отделении травмы. Георгий Параджанов — кинорежиссёр, сценарист, художник, автор художественных и документальных фильмов "Москва, я люблю тебя!

Он мечтал снять фильм по мотивам лермонтовского «Демона», но начальство усомнилось в том, что нужно выпускать такую картину. И тогда знаменитый актер Давид Абашидзе предложил Параджанову снять фильм «Легенда о Сурамской крепости», который долгое время мечтал поставить сам. Это был царский подарок, от которого Параджанов пытался отказаться, но Абашидзе настоял на своем. В итоге в титрах стоят фамилии двух постановщиков, хотя по факту Параджанов был единственным. Это шедевр, одна из лучших картин в истории советского кино. Борис Мессерер вспоминал, как проходил показ костюмов перед съемками: «Параджанов сказал: «Борис, приходи на «Грузия-фильм», я буду костюмы показывать».

Я подумал: ну костюмы и костюмы. Пришел на студию — и был просто потрясен. Во дворе гарцевали лошади, укрытые попонами, вышитыми специально для фильма. Я и не предполагал, что меня ждет целый спектакль со всадниками! Мы смотрели его со специального маленького помоста для зрителей. Мимо нас ехали подлинные наездники в национальных костюмах, на лошадях и верблюдах. Помню их лица — такие нельзя придумать — очень серьезные, сосредоточенные. Все действие шло в своем собственном ритме, который задавала поступь животных.

Люди, собравшиеся со всей студии, аплодировали, как будто пришли на спектакль по билетам!.. Но Параджанов все превращал в спектакль. Дядя, естественно, не один собирался пойти. Меня заставил бегать как борзую собаку, объявлять, что приглашает на концерт. Пришел с оравой человек в пятьдесят, он же один никуда не ходил. Сидим, ждем. Минут через двадцать выходит дама — бывают такие вечные дамы в длинных юбках, которые уже боком ходят, старухи, — и говорит: «В связи с неисправностью инструмента концерт задерживается на двадцать минут».

И действительно, Софико в фильме прекрасна своей «андрогинной» бесполостью. Параджанова обвинили в порнографии и мистицизме само по себе удивительное сочетание , заставили полностью перемонтировать материал фильма. Как и в случае «Рублева», внесла свою лепту «культурная общественность», в данном случае армянская, вменяя в вину режиссеру искажение образа Саят-Новы.

Никак не могли смириться с тем, что Юного поэта изображает женщина, к тому же грузинка. В свою очередь грузины были недовольны тем, что грузинского царя Ираклия, при дворе которого подвизался главный герой, играет армянин. В общем, претензий со всех сторон накопилось слишком много. Как вспоминает Левон Григорян, работавший ассистентом у Параджанова, «опытный аппаратчик, председатель армянского Госкино Геворк Айриян предложил: а давайте, от греха подальше, дадим фильму новое название — «Цвет граната»; никакой тут не Саят-Нова, о нем фильм мы и не думали снимать, просто рассказ о каком-то средневековом поэте». Но и под этим названием кстати, оказавшимся весьма удачным было изготовлено всего пять копий фильма. Из них три пустили в кинотеатры, они крутились всего несколько дней, а затем изображение с пленки велели просто смыть. Картине был разрешен прокат только в Армении, это стало тяжелым ударом для киностудии «Арменфильм»: она оказалась в большом долгу перед государством, несколько месяцев работники не получали зарплату. Параджанов очень переживал из-за этого: «он чувствовал свою вину перед водителями, осветителями и другими служащими, с которыми всегда поддерживал дружеские отношения». Прошло пять лет, В 1973-м для выпуска на экраны материал картины был еще раз перемонтирован режиссером Сергеем Юткевичем. Его позвали как автора идеологически правильных фильмов «Человек с ружьем» и «Ленин в Польше»: он такой крамолы не допустит.

Он переставил в картине Параджанова некоторые эпизоды и снабдил титрами «для лучшего понимания». Были купированы кадры с обнаженной женской натурой в новелле «Царские бани», эротические сны-видения в монастыре, а в начале и в конце фильма даны разъяснения, «что это» и «о чем». В финале появилась надпись «Поэт умер, но дело его живет»: в кадре воскресший после трагической гибели поэт шел по дороге в светлое будущее. Эти чужеродные вкрапления огрубили замысел, и даже разбивка на главы-фрагменты, в отличие от «Андрея Рублева», стала выглядеть скорее механической. Мой вгиковский педагог Ольга Игоревна Ильинская, преподававшая у Параджанова и хорошо его знавшая, говорила: «Неважно, кто убивает твое творение — друг или враг». Юткевич руководствовался благородным побуждением, хотел помочь легализовать картину, но при этом оскопил ее. Зато в новой версии фильм выпустили во всесоюзный прокат, и долги армянской киностудии были списаны. Несмотря на жалкий по понятиям того времени тираж в 143 копии, «Цвет граната» посмотрело больше миллиона зрителей. Сегодня о таком кассовом результате могут лишь мечтать создатели артхаусных фильмов, но тогда он считался провальным. Новаторская работа Параджанова привлекла внимание эстетов-киноманов, но в массовом сознании ее не существовало, да и объективно фильм был слишком изощрен для широкой аудитории, которую все же снискал «Андрей Рублев».

Присутствовавшие на читках сценария, а потом на съемках, смотревшие рабочий материал, были буквально загипнотизированы и ждали шедевра — а потом испытали разочарование. Так часто бывает в иллюзорном, обманчивом мире кино; спустя годы подобная история случится с фильмом «Анна Карамазофф» Рустама Хамдамова — режиссера, во многом унаследовавшего тип личности Параджанова.

По данным издания, постановщик при падении уронил телефон и не смог вызвать скорую помощь, ему с этим помог сосед. Отмечается, что 63-летнего Параджанова доставили в больницу с травмой ноги. Как сообщили родственники, режиссера после медицинского обследования отпустили домой.

Второй сезон конкурса «ПАРАДЖАНОВ—100»

В тюрьме он пробыл четыре года. Накануне российские певцы вернулись в чарты стран бывшего СССР.

Кинофестиваль, ставший уже традиционным, будет и в этом году состоять из множества оригинальных мероприятий.

Главной его темой на этот … Армения разругалась с Украиной из-за "Цвета граната" 15:17, 13 мая 2014 Армянские кинематографисты выступили с протестом против представления фильма Сергея Параджанова "Цвет граната" на Каннском кинофестивале как украинской киноленты. Директор Национального киноцентра Армении Геворг Геворгян подчеркнул, что права на … Армения везёт в Канны сразу два фильма 9:00, 13 мар 2013 Сразу два фильма привезёт Армения в этом году на Каннский кинофестиваль - "Голос молчания" Вигена Чалдраняна и международный проект "Параджанов - влюблённый в красоту".

И вдруг пришел однажды и сказал: «Ее убили… Отец и братья… Связали и положили на рельсы…» Что было с Сережей — описать невозможно!

И во сне она ему являлась в самых необычных обличиях…». Кадр из фильма «Тени забытых предков» Трагедия тяжело ударила по психике Параджанова, его племянник Георгий рассказывал, что год после трагедии Сергей Параджанов провел в психиатрической клинике. А когда вышел, проводил дни на могиле Нигяр на татарском кладбище в Москве, обустраивал могилу, ухаживал.

Георгий Параджанов вспоминал, что родственники Нигяр и после смерти девушки никак не могли успокоиться — постоянно приходили и рушили могилу. Тема Нигяр была запретной и для него самого, и для окружающих, заставляла его невыносимо болезненно страдать даже спустя долгие годы Ужасающая трагедия. Невозможно даже представить, что переживал в душе Сергей Параджанов, как он смог вообще жить после такого.

Позже вся его боль, тоска, невысказанная любовь, разрушенная под давлением внешних обстоятельств, вылилась в щемящую историю фильма «Тени забытых предков» — историю о любви Марички и Ивана. И последним его фильмом был тоже фильм о любви: «Ашик-Кериб» - сказка, рассказанная влюбленным человеком, пусть в мечту, пусть в далекий образ, приходивший потом только в снах, но влюбленным до самого конца своей жизни. Хотя сам Параджанов никогда не рассказывал эту историю: тема Нигяр была запретной и для него самого, и для окружающих, заставляла его невыносимо болезненно страдать даже спустя долгие годы.

К Сергею Параджанову можно относиться по-разному. Но трагическая история его первой настоящей любви, наверное, никого не оставит равнодушным. Марина ОпаринаСпециально для Журнала Calend.

Но для поэта в таком широчайшем смысле слова, с настолько своеобразным мышлением, традиционный повествовательный кинематограф, пожалуй, инструмент грубоватый и топорный, располагающий к банальности, которую параджановский организм не принимал. Новый сборник сценариев Сергея Параджанова раскрывает замыслы великого режиссера Кроме того, кино по самой своей природе ограничено финансовыми и идеологическими рамками и требует встроенности автора в социум, в который Параджанов если и согласен был вписываться, то на своих индивидуальных условиях. Зато инсталляции и рисунки можно создавать хоть в тюрьме, что Параджанов и делал, будучи осужден в 1974 году на пять лет по обвинению в мужеложстве и порнографии. Одна из кукол, сделанных им в тюрьме из лоскутов мешковины и проволоки, называлась «Лиля Брик» — в честь одной из его главных защитниц, развернувших общественную кампанию за его освобождение, состоявшееся на год раньше срока. Но вообще довольно удивительно, что человеку, так мало склонному к конформизму, удалось снять в Советском Союзе целых четыре фильма, официально признанных мировой историей кино как выдающиеся, — «Тени забытых предков», «Саят-Нова» «Цвет граната» , «Легенда о Сурамской крепости» и «Ашик-Кериб». Фото: Валерий Плотников Впрочем, Сергей Параджанов, родившийся в семье тифлисского антиквара-армянина и с детства привыкший к мультикультурной окружающей среде, вряд ли идентифицировал себя как гражданина советской империи: «Все знают, что у меня три родины. Родился в Грузии, работал на Украине и собираюсь умирать в Армении».

Сергей Параджанов: сказка о раздавленной любви

Режиссер-постановщик фильма Сергей Параджанов и исполнительница роли царевны Анны Софико Чиаурели, 1968 год. Сергей Параджанов активно использовал технику коллажа и ассамбляжа во многих своих художественных произведениях. Кинорежиссер Сергей Иосифович Параджанов родился в 1924 году в Тбилиси, но по происхождению он армянин. – Режиссер Сергей Параджанов оставил после себя много впечатлений, он был одним из самых свободных людей, которых я видел в жизни. Дмитрий Валерьевич Бакиров прочитал лекцию «Сергей Параджанов в поисках стиля, или Обратная сторона кино».

Сергей Параджанов – режиссёр свободы

Если к этому добавить его неоднократные обращения к руководству партии и просьбы о прекращении преследований известных деятелей культуры и науки, понятно, почему он стал «неугодным» для верхушки КПСС. Последней каплей стала подпись Сергея Параджанова под письмом интеллектуалов, которые в 1968 году выступили против политических репрессий. Из-за активной гражданской позиции режиссёр стал костью в горле для власти. В 1973 году её терпение оборвалось и Параджанова приговорили к 5 годам заключения. При этом статьи выбрали самые «грязные», сделав из их синтеза просто гремучую смесь — гомосексуализм с применением насилия. Причиной послужило заявление режиссёра для бельгийской прессы, которой он рассказал, что его расположения добивались многие партийные деятели. Понятно, что это была метафора или шутка, но для следственных органов этих слов для возбуждения дела было достаточно. Жизнь после освобождения Режиссёр Сергей Параджанов оказался в очень трудной ситуации: статья, по которой он сидел, не вызывала восхищения у зэков, наоборот, презиралась ними. Из-за этого мужчине пришлось несладко на зоне.

Единственным светлым лучиком в этой части его жизни стало досрочное освобождение по ходатайству многих видных деятелей культуры, которые организовали международную акцию протеста. Сам Луи Арагон, всемирно известный французский писатель, лично обратился к Брежневу с просьбой амнистировать Параджанова. В 1977 году режиссёра выпустили, при этом запретив ему жить и творить на территории Украины. Параджанов отправился на историческую родину — в Тбилиси, где продолжил работу на киностудии «Грузия-фильм». Тут он снял ещё две полнометражные картины. Что касается сексуальной ориентации мужчины, то в наши дни мнения историков расходятся. Дело в том, что Сергей не раз говорил о своей слабости к представителям сильного пола. Но можно ли верить этому провокатору, любителю эпатажа?

Если брать во внимание рассказы его друзей, то складывается двузначное представление о личной жизни Параджанова. Они говорили: на совместных посиделках он то хвастался новыми любовными победами над женским полом, то намекал, что соблазнил молодого художника. Даже товарищи до конца не видели границы между выдумкой и правдой. Последние годы На закате жизни в родной город приехал Сергей Параджанов. Биографии режиссёра, а именно её творческой составляющей, суждено окончиться там, где она началась — в Тбилиси. Тут он экранизировал свою последнюю работу — сказку Михаила Лермонтова «Ашик-Кериб». Притча про классовое неравенство и великую любовь стала частично автобиографической для режиссёра. После этого Параджанов переехал в Армению.

Тут в Ереване, в специально построенном для него доме, он умер от рака лёгких.

После того, как он с трудом встал, заметил, что потерял свой телефон в снегу. Он вернулся к подъезду и попросил соседа о помощи с звонком в скорую. После осмотра в больнице, режиссер был отпущен домой со травмой ноги.

Зато в новой версии фильм выпустили во всесоюзный прокат, и долги армянской киностудии были списаны. Несмотря на жалкий по понятиям того времени тираж в 143 копии, «Цвет граната» посмотрело больше миллиона зрителей. Сегодня о таком кассовом результате могут лишь мечтать создатели артхаусных фильмов, но тогда он считался провальным. Новаторская работа Параджанова привлекла внимание эстетов-киноманов, но в массовом сознании ее не существовало, да и объективно фильм был слишком изощрен для широкой аудитории, которую все же снискал «Андрей Рублев». Присутствовавшие на читках сценария, а потом на съемках, смотревшие рабочий материал, были буквально загипнотизированы и ждали шедевра — а потом испытали разочарование. Так часто бывает в иллюзорном, обманчивом мире кино; спустя годы подобная история случится с фильмом «Анна Карамазофф» Рустама Хамдамова — режиссера, во многом унаследовавшего тип личности Параджанова. Но те, кто предыстории многострадальной ленты не знали, смотрели на нее другими глазами. Даже в изуродованной Юткевичем версии можно оценить изысканно-парадоксальный киностиль Параджанова: пьянящий коктейль эстетства и кича, один из ранних предвестников постмодернизма — и в то же время апофеоз авторско-символического кино. Рифмуются вытекающий из спелых плодов гранатовый сок и кровь, обагряющая кинжал. Алый цвет уступает место лиловому, это спорят между собой жизнь и смерть, чувственность и аскеза. Символический ряд задается уже в первых кадрах, где мы видим настежь распахнутую книгу, и проходит через всю картину; он важнее, объемнее и глубже сюжета, играющего скорее служебную роль. При этом пир аллегорий и символов, пробуждающий сильные художественные эмоции, удивительным образом сочетается с минимализмом в режиссуре и актерской игре. Тот самый Григорян, который пишет про «видение о несостоявшемся фильме, со временем превратившемся в сон, в химеру: то ли видел его, то ли показалось». Нет, не показалось. В этой работе представлены негативы кадров, вырезанных из фильма Параджанова, которые чудом сохранились, были найдены спустя много лет и дают представление о той изощренной эзотерике, которой наполнен оригинал. Из всех советских кинематографистов Параджанов ближе всего Тарковскому по духовному масштабу и смелости художественной фантазии — при всем разительном несходстве их личностей. Тарковский был скорее интровертом, Параджанов являл собой выдающийся образец экстраверта. Человек-праздник, человек-оркестр, персонаж Ренессанса, он не вписывался ни в какие, в том числе национальные, границы. В юности, когда жил в Москве, был если не русским, то воспринимался совершенно своим. Переехав в Киев, стал главным классиком украинского кино, отцом тамошней «поэтической», или «живописной» школы. И едва ли не все национально окрашенные художественные движения в советском кино тех лет, включая киргизское и туркменское, вышли из его «Теней забытых предков». Он был настоящим интернационалистом, и армянские корни не мешали ему восхищаться красотой турецких, азербайджанских, курдских юношей и пейзажей. Его религиозность в чем Параджанова уличали цензоры носила абсолютно экуменический характер. Есть символичность и какая-то высшая справедливость в том, что он умер до разрастания межэтнических, межконфессиональных конфликтов, накануне нового витка кавказских войн и задолго до трагедии, постигшей Украину. В апреле 1989 года, получая приз на кинофестивале в Стамбуле за фильм «Ашик-Кериб», в своей речи он выступил за мир и дружбу между армянами и азербайджанцами, и это на фоне разгорающегося карабахского конфликта.

А еще известен как вольнодумец, выступавший открыто против культурной политики в Советском Союзе, против цензуры, критиковавший судебные расправы над интеллигенцией Украины. Сергей Параджанов. Постановочная фотография «За решёткой», 1984 г. Хочется рассказать о его разбитой юношеской любви — даже не разбитой, а растоптанной, расколотой, раздавленной, погибшей, и не под колесами политической машины, а под тяжестью людских предрассудков и искаженной морали. Это произошло, когда будущий автор культовых фильмов «Тени забытых предков» и «Цвет граната» еще был студентом ВГИКа — задолго до его международной известности и всех судебных перипетий. Тогда армянский юноша увидел в московском ЦУМе молоденькую девушку. Красивая татарочка по имени Нигяр работала в одном из отделов магазина. Ее семья была родом из Молдавии, и для нее большая Москва тоже была пока городом чужим. Нигяр Сераева была красива той сочной восточной красотой, в которой чувствуется порода и внутренняя сила, и это привлекло Параджанова настолько, что он возвращался в этот отдел ЦУМа снова и снова, чтобы просто полюбоваться на девушку. Он приходил каждый день, и однажды решился и заговорил с Нигяр. Семья Нигяр была строгих религиозных традиций, очень консервативная, и девушка была воспитана соответствующе Семья Нигяр была строгих религиозных традиций, очень консервативная, и девушка была воспитана соответствующе. Параджанов пригласил девушку на свидание, но она не согласилась. Скромная и молчаливая, она даже помыслить не могла о каком-то флирте или скоротечном студенческом романе. Тем более, что ее семья на тот момент уже получила калым за дочь от татарина-военного.

фотографии >>

  • Режиссер Параджанов всю жизнь завидовал умным и талантливым
  • Вся правда о судимостях Сергея Параджанова
  • Report Page
  • К 100-летию со Дня рождения Сергея Параджанова
  • Свободный художник: Сергей Параджанов и его поэтический мистицизм | Статьи | Известия
  • Сергей Параджанов: биография, фильмография и личная жизнь

Сергей Параджанов

Сергей Параджанов — гений парадоксов Сергей Параджанов говорит о режиссуре. Сергей Параджанов вошел в мировую историю как выдающийся режиссер, создатель знаменитых «Теней забытых предков» и «Цвета граната». Впрочем, кинематографом его таланты не ограничиваются. О художественном мастерстве — коллажах и инсталляциях — известно многим. Однако Параджанов обладал также невероятной музыкальной одаренностью: помнил наизусть целые оперы и давал концерты друзьям. Кроме того, он увлекался и танцами и даже сам ставил их для своих фильмов. Но почему же Сергей Иосифович при таком множестве талантов и несмотря на все трудности выбрал именно кино? Об этом можно лишь только догадываться.

Так часто бывает в иллюзорном, обманчивом мире кино; спустя годы подобная история случится с фильмом «Анна Карамазофф» Рустама Хамдамова — режиссера, во многом унаследовавшего тип личности Параджанова. Но те, кто предыстории многострадальной ленты не знали, смотрели на нее другими глазами.

Даже в изуродованной Юткевичем версии можно оценить изысканно-парадоксальный киностиль Параджанова: пьянящий коктейль эстетства и кича, один из ранних предвестников постмодернизма — и в то же время апофеоз авторско-символического кино. Рифмуются вытекающий из спелых плодов гранатовый сок и кровь, обагряющая кинжал. Алый цвет уступает место лиловому, это спорят между собой жизнь и смерть, чувственность и аскеза. Символический ряд задается уже в первых кадрах, где мы видим настежь распахнутую книгу, и проходит через всю картину; он важнее, объемнее и глубже сюжета, играющего скорее служебную роль. При этом пир аллегорий и символов, пробуждающий сильные художественные эмоции, удивительным образом сочетается с минимализмом в режиссуре и актерской игре. Тот самый Григорян, который пишет про «видение о несостоявшемся фильме, со временем превратившемся в сон, в химеру: то ли видел его, то ли показалось». Нет, не показалось. В этой работе представлены негативы кадров, вырезанных из фильма Параджанова, которые чудом сохранились, были найдены спустя много лет и дают представление о той изощренной эзотерике, которой наполнен оригинал. Из всех советских кинематографистов Параджанов ближе всего Тарковскому по духовному масштабу и смелости художественной фантазии — при всем разительном несходстве их личностей.

Тарковский был скорее интровертом, Параджанов являл собой выдающийся образец экстраверта. Человек-праздник, человек-оркестр, персонаж Ренессанса, он не вписывался ни в какие, в том числе национальные, границы. В юности, когда жил в Москве, был если не русским, то воспринимался совершенно своим. Переехав в Киев, стал главным классиком украинского кино, отцом тамошней «поэтической», или «живописной» школы. И едва ли не все национально окрашенные художественные движения в советском кино тех лет, включая киргизское и туркменское, вышли из его «Теней забытых предков». Он был настоящим интернационалистом, и армянские корни не мешали ему восхищаться красотой турецких, азербайджанских, курдских юношей и пейзажей. Его религиозность в чем Параджанова уличали цензоры носила абсолютно экуменический характер. Есть символичность и какая-то высшая справедливость в том, что он умер до разрастания межэтнических, межконфессиональных конфликтов, накануне нового витка кавказских войн и задолго до трагедии, постигшей Украину. В апреле 1989 года, получая приз на кинофестивале в Стамбуле за фильм «Ашик-Кериб», в своей речи он выступил за мир и дружбу между армянами и азербайджанцами, и это на фоне разгорающегося карабахского конфликта.

Его жизнь и творчество стали апофеозом советской интернациональной утопии, канувшей в небытие с его уходом. Заметим, что и род Тарковских генетически связан с Кавказом, часть их предков происходила из дагестанских кумыков, но в семье просматривался также польско-украинский след. Широкий культурно-этнический спектр, экуменическое восприятие религии так или иначе представлены в творчестве обоих режиссеров. Даже больше, чем у Тарковского, поражает список неосуществленных проектов Параджанова. Он даже замахнулся однажды на «Слово о полку Игореве»!

Об этом сообщил украинский Институт национальной памяти в Facebook владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена. Представителя волны украинского поэтического кино, автора фильмов «Тени забытых предков» и «Цвет граната», по данным организации, было решено реабилитировать ко дню его столетия после подробного анализа уголовного дела кинематографиста и других архивных документов. По словам главы Института национальной памяти Украины Антона Дробовича, юридическая реабилитация Параджанова является «непревзойденным и знаковым событием».

Потом мне перевели его переводчики, которые все время его сопровождают и редактируют, что это мистика. Я говорю — «Слушайте, Святослав Павлович, ведь это же Майоль! Понимаете, ведь он даже не знает, что есть формы определенной скульптуры, определенной пластики. Мне показалось, что я говорю с ним на разных языках. Это же Майоль! Но меня разозлил вчера этот член ЦК, который мне грозился, что вы еще шесть лет не будете работать. Ну, не буду работать я, найдется другой талантливый человек, все равно он естественно возникнет где-то. Просто обидно, когда я не мог делать картины, мне давали, а вот когда я умею, мне не дают. Потом, как только я понял, что нужно моему народу — в данном случае я не отличаю украинцев, армян и грузин. Я считаю, что происходит травма, большая травма. Я считаю, что если в 40 лет тебе не доверяют, как художнику, то и на том свете будут не доверять.

ПЕРВЫЙ ЛЮБОВНИК ПАРАДЖАНОВА

Софико Чиаурели. Фотографии Юрия Мечитова и Елены Карусаар», подготовленный к 100-летию выдающегося режиссера мирового кино Сергея Параджанова. Выставка о режиссере Сергее Параджанове открылась в Ереване. Георгий Георгиевич Параджанов является известным российским актером, кинорежиссером, сценаристом и художником.

Ауэзов, Параджанов и Судьба

В этой сцене одним из проявлений явной гениальности режиссера Параджанова мне видится дождь, прицельно (и потому – нелепо) льющийся на героев при ясном небе. Сергей Параджанов был реабилитирован по решению Национальной комиссии по реабилитации на Украине. Старания не прошли даром — Сергей Параджанов был освобождён 30 декабря 1977 года. В дальнейшем режиссёр ещё не раз подвергался преследованиям по надуманным обвинениям.

Сергей Параджанов: художник и ритуал

Отчасти этим объясняется и склонность Параджанова к статичным композициям и фронтальному изображению подей в кадре. Эти детские впечатления режиссера сыграли свою роль и в пробуждении у него любви к живописи и театру, занявших такое важное место в параджановском кинематографе». В 1942 году Параджанов заканчивает среднюю школу и получает на руки аттестат, в котором значились следующие отметки: алгебра — посредственно, геометрия — посредственно, тригонометрия — посредственно, естествознание — отлично, история — хорошо, география — посредственно, физика — посредственно, химия — хорошо, рисование — отлично. Казалось бы, с таким аттестатом впору идти куда угодно, но не ц технический вуз. Параджанов поступает иначе — становится студентом Тбилисского института инженеров железнодорожного транспорта. Однако пройдет всего лишь год, и Параджанов поймет, что поступил опрометчиво — любовь к искусству возьмет свое. Он бросает железнодорожный институт и поступает сразу в два творческих вуза: на вокальный факультет Тбилисской консерватории и в хореографическое училище при Оперном театре. В 1945 году он переводится в Московскую консерваторию в класс профессора Нины Дорлиак. Параллельно с учебой в консерватории Параджанов в 1946 году сдает вступительные экзамены на режиссерский факультет ВГИКЯ сначала учится в мастерской Игоря Савченко, а после его смерти у Александра Довженко. Это был талантливый курс, на котором учились многие в будущем известные режиссеры советского кино: А.

Алов, В. Наумов, Ю. Озеров, М. Хуциев, Ф. Миронер, Г. Габай, Н. Фигуровский, Л. Файзиев, Г. Ученики этого курса принимали активное участие в съемках фильмов своего учителя И.

Савченко — «Третий удар» 1948 и «Тарас Шевченко» 1951. Последний фильм поело кончины режиссера пришлось «доводить» его ученикам. Вспоминает В. Шалуновский: «Когда во ВГИКе близилось время показа курсовых работ, когда готовились дипломные работы, студента Сергея Параджанова чуть ли не одновременно можно было увидеть сразу в нескольких местах. За день он ухитрялся побывать в Пушкинском, Историческом музеях, в библиотеке, на выставке, в антикварном магазине, на нескольких частных квартирах. Он уточнял, какой должна быть прическа у героини, какой перстень и на каком пальце она его носит, каков цвет и фасон платья. В одном доме он выпрашивал на пару дней кусок парчи, из другого, оставив в залог собственную кепку, приносил статуэтку…» Параджанов закончил ВГИК в 1951 году. Его дипломной работой была короткометражная лента «Андриеш» так звали пастушка из молдавской сказки. Спустя четыре года Параджанов вместе с режиссером Яковом Базеляном снимает на киностудии имени А.

Довженко полнометражный вариант того же сюжета с тем же названием. Обращение Параджанова к теме молдавского фольклора было не случайным, это перекликалось с его личной судьбой. Их знакомство произошло случайно. Зайдя в ЦУМ, Сергей в парфюмерном отделе вдруг увидел девушку, которая произвела на него сильное впечатление. Чуть ли не в тот же день Сергей пригласил ее на свидание. Их роман длился несколько месяцев и закончился браком. Однако их счастье длилось недолго. Нигяр происходила из патриархальной семьи, в которой царили весьма суровые нравы. Когда в Москву приехали братья девушки и узнали, что она без ведома родственников вышла замуж, они потребовали у Параджанова крупный выкуп.

У студента Параджанова таких денег не было, но он пообещал достать их, надеясь на помощь отца. В тот же день Иосифу Параджанову в Тбилиси полетело письмо, в котором сын буквально умолял дать ему требуемую сумму, обещая со временем обязательно ее вернуть. Но Иосиф был слишком обижен на сына за то, что тот изменил семейной традиции, не пошел по его профессиональным стопам, и в просьбе отказал. Финал згой истории был трагичен: родственники потребовали от девушки, чтобы она бросила нищего мужа и вернулась с ними на родину. Но та отказалась. И тогда родственники поступили с ней согласно своим патриархальным нравам — сбросили ее под электричку. Обращение Параджанова к молдавской теме было данью памяти любимой девушке, которую Параджанов не забыл до конца своих дней. Хотя внешне его личная жизнь после этой трагедии складывалась вполне благополучно. В середине 50-х, будучи в Киеве, он женился на украинке, два года прожившей в Канаде, — Светлане Щербатюк.

Элегантная, красивая, она вполне могла быть фотомоделью. У них родился сын, которого назвали Суреном. Белокурый, как и его мать, мальчик внешне мало что взял от своего отца, который его обожал. Но жить в семье с Параджановым было сложно. Он был человеком непредсказуемым, странным, и многие его причуды воспринимались людьми как безумие. Соседи Параджанова по Тбилиси, когда он чудил, обычно говорили: «Сумасшедший на свободе». Свою жену Параджанов заставлял принимать участие в его мистификациях и причудах. Он настаивал, чтобы она чистила яблоки каким-то необыкновенным образом, ставила чашку на стол не так, а эдак, котлеты укладывала на блюдо особенным образом. Как напишет позднее К.

Калантар: «Параджанов выдумывал и придумывал в жизни так же, как рисовал, как создавал коллажи или куклы, как писал сценарии и ставил фильм. Его творческая жизнь не знала пауз, она была столь интенсивна, что фантазия его продолжала «выдавать продукцию» и в перерывах между занятиями профессиональным искусством, когда он просто общался с людьми. Кто-то знал Параджановачеловека, кто-то Параджанова-художника, а был один Параджанов — творец вымышленного прекрасного мира». Судя по всему, Светлана Щербатюк так и не сумела приспособиться к причудам своего мужа и в 1961 году, взяв с собой сына, покинула его дом. Но Параджанов навсегда сохранил в своем сердце любовь к этой женщине. Рассказывают, что когда он впервые увидел в Киеве известную актрису Вию Артмане, то грохнулся перед ней на колени, произнося восторженные слова восхищения. Внешне Артмане была очень похожа на его бывшую жену Светлану Щербатюк. И эта женщина оставила след в творчестве Параджанова: она снималась в автобиографической ленте «Исповедь» в образе молодой супруги, а один из эпизодов сценария был посвящен ее золотому локону. Вспоминает Сурен Параджанов: «Отец прожил с мамой недолго.

Конфликтовал с тестем-коммунистом, да и мама была недовольна его образом жизни. Постоянные гости, застолья и изнурительная работа. Беспокойный человек. По 30—40 человек ежедневно в доме принимать, кому это понравится? А он без этого не мог. Когда отец с матерью разошлись, потом они все равно подчерживали дружеские отношения. Он ею гордился. Мама преподавала в университете русский язык как иностранный. Милая, порядочная женщина, она любила его и до сих пор не может забыть.

Говорит, что отец был уникальным человеком. Хотя часто знакомил меня с очередной «будущей мачехой», но бабником не был. А мать всегда ревновал…» Однако вернемся к началу 60-х. На момент развода Параджанов успел снять в Киеве два фильма: «Первый парень» 1959 и «Украинская рапсодия» 1961. Первая картина, комедия из деревенской жизни, была типичным продуктом тех лет. В ней рассказывалось о том, как озорной сельский парень Юшка влюбился в комсомольскую активистку Одарку, но та отвергла любовь «темного» и отсталого парня. Тогда Юшка решил стать первым парнем на деревне и завоевать любовь комсомолки. Он стал заниматься спортом и в конце концов, после целой серии недоразумений, сумел завоевать сердце любимой. Второй фильм Параджанова — мелодрама.

Главная героиня его простая украинская девушка Оксана Марченко, участница черевенской самодеятельности, становится певицей с мировым именем. Но даже победа на престижном конкурсе не приносит ей счастья. Она не может забыть своего любимого, с которым ее разлучила война. По законам мелодрамы, все заканчивается благополучно: любимый парень Оксаны благополучно бежит из фашистского плена и на перроне немецкого вокзала встречается со своей любимой. Не стал откровением и третий фильм Параджанова, который вышел на широкий экран в 1962 году. Он назывался «Цвеюк на камне». Его действие разворачивается в строящемся шахтерском городке. С энтузиазмом работают на стройке комсомольцы, однако вскоре в их жизнь врываются пришлые лючи — члены религиозной секты, которые заманивают к себе чевушку Христину. Однако шахтерам — Арсену, влюбленному в Христину, и Люде, в которую влюблен бригадир молодежной шахты, удается вырвать девушку из рук сектантов.

Стоит отметить, что съемки этого фильма были омрачены [рагедией. На роль Христины была приглашена восходящая; везда советского кино 22-летняя Инна Бурдученко. Студентка 1-го курса Киевского института театрального искусства имени Карпенко-Карого, она прекрасно дебютировала в религиозной драме Виктора Ивченко «Иванна» 8-е место в прокате 1960 года, приз Всесоюзного кинофестиваля в Минске. Вместо нее эту роль сыграла Людмила Черепанова. Между тем «Цветок на камне» вызвал серьезные нарекания со стороны руководителей украинского кинематографа, и его прокат был ограниченным — отпечатали всего лишь 158 копий фильма. Его посмотрели всего 5 миллионов зрителей. Таким образом, за десять лет своего пребывания в кинематографе Параджанов снял четыре фильма, которые не принесли ему ни славы, ни почета. Ни один серьезный специалист в области кино не мог предположить, что режиссер, снимавший такие посредственные ленты, может достичь чего-то большего. И вдруг произошло чудо — в 1966 году Параджанов снимает на киностудии имени А.

Довженко «Тени забытых предков». Фильм, который стал одним из самых ярких событий советского кино первой половины 60-х. Рассказывает Л. Григорян: «Появление «Теней забытых предков» стало не просто премьерой, а в буквальном смысле взрывом, открытием нового самобытного художника, новой личности со своим ярким, ни на что не похожим видением мира. Феномен этого парадоксального «рождения», когда вчера еще безвестный режиссер стал известен всему миру, прежде всего в том, что Параджанов одним из первых уловил возникновение новой шкалы ценностей, огромную потребность в эстетике естественных сил бытия. Нельзя не отметить, что одним из решающих факторов, способствующих самораскрытию Параджанова, стал литературный источник картины — повесть Михаила Коцюбинского «Тени забытых предков»… В картине Параджанова ощущается мощный поэтико-философский заряд прозы украинского классика. И все же бесхитростная любовная история, рассказанная нам с экрана, могла бы стать еще одной достаточно тривиальной экранизацией. Примеров тому множество. Но над фильмом работал талантливый коллектив.

Кроме Сергея Параджанова, это были сценарист Иван Чендей и оператор фильма Юрий Ильенко, который воплотил в этой ленте свою уникальную кинопоэтику. Принципиально отличаясь от всех предыдущих работ режиссера, она помогла Параджанову вступить в новую для него сферу художественных интересов. Весь его последующий путь, полный страстных и глубоких исканий, можно охарактеризовать словами поэта: «До сущности протекших дней, до их причины, до основанья, до корней, до сердцевины…» Фильм Параджанова был удостоен приза на Всесоюзном кинофестивале в Киеве 1966. И все же на Западе там фильм демонстрировался под названием «Огненные кони» интерес к нему был гораздо большим, чем на родине. В 1965 году он был удостоен премии Британской академии, призов на фестивалях в Риме и Мар-дель-Плате.

Это и есть его живопись — живое письмо художника Параджанова, создающего свои полотна путем выразительных средств кинематографа и — гением своего воображения… Эти живые картины — один из подвластных ему жанров наряду со скульптурой, коллажами, инсталляциями, и все это разнообразие произведений подлинного искусства говорит со зрителем одним и тем же выразительным языком — полным образного символизма и поэтического прочтения действительности… Почтить память кинорежиссера, ставшего в советское время одним из основателей нового, «поэтического кинематографа», в Доме русского зарубежья собрались почитатели его творчества, друзья и коллеги, в том числе ведущий вечера, создатель и директор музея Сергея Параджанова в Ереване Завен Саргсян. Завен Саркисович долгое время был личным фотографом своего кумира, а после его кончины посвятил свою жизнь увековечению памяти о нем, в том числе, подготовив к изданию книгу «Сергей Параджанов. Изоляция» Ереван, 2018. Еще в молодые годы, рассказал З. Саргсян, Параджанов «знал, что он гений». Картина «Тени забытых предков», добавил директор музея, — сегодня лучший фильм об Украине, а «Цвет граната» — об Армении… Памяти Параджанова посвятил свое выступление его коллега, автор книги о кинорежиссере из серии ЖЗЛ «Параджанов» и фильма «Код Параджанова», режиссер Левон Григорян. Прежде всего, Л.

В экспозицию вошли фотографии Параджанова, репродукции его коллажей и рисунков, кадры из фильмов. Выставка является одной из десяти сателлитных выставок Международного фестиваля книжной иллюстрации и визуальной литературы МОРС. На открытии директор РГБИ Ада Ароновна Колганова отметила, что эта экспозиция — шаг к пониманию сложного, неординарного, философского мира выдающегося художника и режиссера. Выставка стала первым совместным проектом музея Сергея Параджанова и Российской государственной библиотеки искусств. Завен Андраникович Саркисян — основатель и директор музея Сергея Параджанова в Ереване рассказал об истории создания коллажей и фотоснимков. Сергей Параджанов любил фотографироваться, мог сразу включиться в «игру-импровизацию» и срежиссировать кадр.

Лермонтова Параджанов подтвердил репутацию уникального матера, но фильм, в основном, повторял уже пройденное режиссёром. После этого Сергей Иосифович занимался художественным коллажем, в искусстве которого не знал равных. В 1989 году Параджанов приступил к работе над очередным фильмом — «Исповедь», который должен был стать автобиографическим. Однако снять его режиссёр так и не успел. В мае того же года в Тбилиси умерла его сестра Анна, и съёмки картины пришлось отложить. А спустя несколько месяцев после смерти сестры у Параджанова обнаружили рак лёгкого. В октябре 1989 года его привезли в Москву и положили в Пироговку. Там ему сделали операцию, удалили лёгкое, но его состояние не улучшилось. Тогда друзья посоветовали лечь в известную клинику в Париже три года назад в ней лежал коллега Параджанова — Андрей Тарковский. Однако дни Параджанова были сочтены. Параджанов был погребён 25 июля в Пантеоне героев армянского духа парка имени Комитаса в Ереване, рядом с Арамом Хачатуряном, Вильямом Сарояном и другими деятелями искусства, литературы и науки республики. В январе 1993 года в Москве состоялась первая персональная посмертная выставка художественных работ Параджанова. В Москве начинает работу театр "Параджановское фойе". Сергею Параджанову посвящён ряд документальных фильмов: "Сергей Параджанов" реж. Фотос Ламбринос, Греция , "Параджанов. Партитура Христа до-мажор" реж. Юрий Ильенко , "Бобо" реж. Мкртчян, А.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий