Главные новости уходящей недели мы вспоминаем цитатами из произведений Александра Островского. С этой пьесы началась сценическая жизнь драматических произведений Островского. До Островского в России существовало несколько замечательных пьес, быстро ставших литературной классикой, но мало повлиявших на театр.
Непопулярный гений
- «Женские судьбы в пьесах А.Н. Островского»
- Променял свою мечту на планы отца
- Пьесы Александра Островского по хронологии
- «Женские судьбы в пьесах А.Н. Островского»
- Свои люди.
- "Волки и овцы"
Настройка шрифта:
Ларисе Огудаловой свойственны стихийное стремление к нравственной чистоте, правдивость. Лариса богато одарённая натура, и это высоко поднимает её над окружающими. Умный Кнуров говорит о том, что «земного, житейского» в Ларисе ничего нет. Пьеса «Бесприданница» — шедевр русской драматургии. Фильм «Жестокий романс», поставленный Эльдаром Рязановым по пьесе Островского в 1984 году тому пример. Блестящая экранизация лишний раз подтверждает, насколько современна драма, написанная в позапрошлом веке. Главные герои пьесы «Лес» — актёры Несчастливцев и Счастливцев, трагик и комик. Они лицедеи, «комедианты».
Но именно им, а точнее Геннадию Несчастливцеву, свойственны высокие душевные порывы, сострадание, чувство справедливости. В пьесе, казалось бы, резко нарушается единство времени.
Единственным писателем среди них, который посвятил себя драматическому творчеству, был Александр Николаевич Островский 1823—1886. Островский создал национальный репертуар. Он написал 47 пьес — это огромный мир, по тем меркам — 628 персонажей! Конечно, были и другие драматурги в то время: Сумароков, Фонвизин, Гоголь, но они не смогли заполнить пустующую нишу драматургии.
Весеннюю сказку А. Островский растил в своей душе более двадцати лет. Сестра драматурга вспоминала, что писатель был влюблен в щелыковскую весну. Лучшие замыслы его создавались во время деревенского отдыха, среди русской природы. Источники Снегурочки — быт и язык родной земли, её история, старинные обряды, песни, общерусские мотивы народных сказок, преданий, само обаяние патриархальной русской жизни, естественной и простой, с традициями и гостеприимством. В Снегурочке органично соединяются реальность и фантазия, правда и вымысел. Островский привнес в облик героев своей сказки черты знакомых ему щелыковских крестьян. Многочисленные беседы с местными крестьянами, возможно, питали творческое воображение драматурга. Так, другом писателя был Иван Викторович Соболев, безземельный крестьянин, местный художник-самоучка, резчик по дереву. Под влиянием искусного народного мастера пристрастился к занятиям резьбой по дереву и сам А. Фольклорные образы Александр Николаевич черпал не из книг, а из жизни. Ему неоднократно приходилось наблюдать народные праздники в окрестностях Щелыкова. Вероятно, не без воздействия этих впечатлений возникла в Снегурочке поэтическая картина праздника Ярилы. Во времена Островского место, где проводились гулянья, называлось Ключевой лог, позднее оно стало называться Ярилиной долиной. Ключик с темно-голубоватой водой, носящий название Голубой, потому что таковым остается он круглый год, вода в нем не замерзает даже в сильные морозы, стали называть Снегурочкин ключик, поскольку по щелыковской легенде, именно здесь растаяла Снегурочка под лучами Солнца-Ярилы и именно здесь бьется её вечно живое любящее сердце. Литературоведы считают, что в весенней сказке условно можно выделить три плана: сказочный, раздумья автора о реальной действительности и философско-этический план. Они не изолированы друг от друга, а пересекаются, взаимодействуют между собой и сходятся у Островского в единой мысли, утверждаемой им: только любовь и душевная красота должны царить в мире!. Снегурочка А.
Его перу принадлежит более 50 произведений. Лучшие произведения Александра Островского: топ-10 по версии КП 1. Издательство Эксмо Сюжет пьесы развивается в маленьком городке Калинове на Волге, в котором время словно остановилось: он полон предрассудков, а жители будто бы «законсервированы» старыми порядками и страшатся каких-либо перемен в привычном укладе. В таких условиях юная Катерина Кабанова с ее тонкой, очень чувствительной ко всему ложному, ненастоящему натурой чувствует себя обреченной. Катерину рано выдали замуж, и теперь трепетный огонь ее души медленно тускнеет в доме с властной свекровью Кабанихой и безвольным мужем Тихоном, способным только на то, чтобы повторять слова маменьки. Ситуация круто переворачивается, когда в город по делам приезжает молодой, яркий и интересный, образованный Борис — племянник местного купца. Он так выгодно отличается от прочих жителей Калинова, что уставшей от окружающей серости и зашоренности Катерине невозможно устоять перед ним. Да и Борис неравнодушен к девушке. Читателю предстоит узнать, во что превратились душевные метания героини, не способной простить себя за супружескую измену, и как надвигающаяся гроза отразится на судьбе каждого из персонажей… Лучшие спектакли в Москве Классика и современная драма, спектакли музыкальные и кукольные, театральные представления для детей — как сориентироваться во всем этом многообразии? Мы выбрали для вас самые интересные постановки Выбрать спектакль Интересный факт: Долгое время считалось, что в основу пьесы легли реальные события, произошедшие в том же году, когда была написана «Гроза». Прототипом Катерины якобы стала молодая жительница Костромы Александра Клыкова, которую также рано выдали замуж. Она не испытывала чувств к мужу, была всячески порицаема свекровью и место в ее сердце занял почтовый служащий. Конец этой истории аналогичен тому, что представлен в «Грозе». Однако впоследствии было установлено, что названные события произошли через месяц после того, как пьеса была отправлена в печать, а, значит, это просто удивительное совпадение. Цитата: «Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела». Центральная фигура — Лариса Дмитриевна — девушка, прекрасная не только внешне, но и внутренне. Умная, гордая и благородная, она имеет существенный по местным меркам недостаток — она рождена в небогатой семье, а потому является бесприданницей. Только лишь этот факт да внешний лоск видят в ней окружающие, включая мать. Именно потому девушке, переживания которой никому не интересны, чрезвычайно одиноко, она чувствует себя чем-то вроде переходящего трофея: по ходу пьесы окружающие ее мужчины набиваются ей в «покровители», разыгрывают ее общество в «орлянку» и жестоко обманывают чувства, а мать стремится извлечь выгоду из предстоящего брака дочери. По нелепому стечению обстоятельств женихом Ларисы Дмитриевны становится Юлий Капитоныч Карандышев — мелкий чиновник, для которого невеста — скорее красивый атрибут и подпитка болезненного чувства собственного достоинства. Годом ранее поклонником Ларисы Дмитриевны был «блестящий барин из судохозяев» Паратов, в которого девушка по-настоящему влюбилась. Однако тогда барин внезапно исчез из города. И вот теперь Паратов также внезапно возвращается — с известием о том, что женится на девушке из очень богатой семьи. Далее перед читателем разворачивается настоящая драма, раскрывающая нутро каждого из героев. Позволит ли Лариса Дмитриевна возродиться былой влюбленности в своей душе? Что важнее для Паратова: чувства или расчет? Как поведет себя в этой ситуации незадачливый жених Карандышев? Интересный факт: Впервые «Бесприданница» была поставлена в Малом театре в 1878 году. На премьеру, подготовка к которой заняла всего 10 дней в то время это было в порядке вещей , собралась вся Москва, однако постановка оказалась провальной. Впоследствии в «Русских ведомостях» вышла рецензия, основной мыслью которой было то, что «драматург утомил публику». Последующие постановки пьесы, в том числе в других театрах, оказались куда более успешными. Цитата: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не старался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла… ее нет на свете… нечего и искать». С тех пор бог солнца и огня, покровитель любви Ярило гневается, не давая земле достаточно света и тепла, ведь на ней живет неприступная девушка, сердце которой закрыто для горячих чувств, способных по-настоящему растопить ее. Снегурочка, выросшая в лесном доме, тянется к людям, и по инициативе Весны отправляется в страну царя Берендея. Ее назваными родителями становятся бездетные Бобыль и Бобылиха. Благодаря невероятной красоте Снегурочки, к ней сватается немало молодых людей, но девушка остается неприступной. В это время выясняется, что у ее подруги Купавы свадьба не за горами, женихом стал богатый и красивый торговец Мизгирь. Однако планы Мизгиря меняются, как только он видит Снегурочку. Между тем, сама холодная красавица увлечена ветреным Лелем — бедным пастухом, но хотя и настоящей любовью это чувство назвать нельзя. Популярность этих рассказов не угасает и сегодня. Невероятно неординарный персонаж Шерлока Холмса поражает читателей, продуманное до мелочей повествование затягивает в сюжет и заставляет все с большим интересом погружаться в запутанные истории, которые с легкостью распутывает великий сыщик.
«ПРАВДА – ХОРОШО, А СЧАСТЬЕ ЛУЧШЕ» (16+)
- Свои люди.
- Виртуальные выставки
- Главные герои
- А. Н. Островский, «Снегурочка»: анализ и описание произведения
- 200-летие Александра Островского: театральный Петербург
- Островский «Гроза» краткое содержание по действиям – читать пересказ пьесы онлайн
После марафона Островского в библиотеках стали чаще брать его пьесы
Александр Николаевич Островский (1823-1886) — русский драматург, член-корреспондент Петербургской АН (1863). Наиболее известные произведения: «Гроза» (1859). В 1863 году Островский был награждён Уваровской премией (за пьесу «Гроза») и избран член-корреспондентом Петербургской Академии наук. К 200-летию великого русского драматурга Александра Островского издательство Бахрушинского театрального музея выпустило пьесу «Не в свои сани не садись». В 2023 году в России отмечают 200 лет со дня рождения драматурга Александра Островского, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского театра.
Отец, мама, мачеха
- Свои люди-сочтёмся. Краткое содержание
- Пьесы А.Н. Островского - Николаевская районная библиотека
- Меню сайта
- Выставка «Волжские пьесы А.Н. Островского»
Глава XVI. Последние произведения островского
Первый фильм по пьесе Александра Островского вышел в 1911 году: режиссер Петр Чардынин создал короткометражную немую картину «На бойком месте». В 2023 году в России отмечают 200 лет со дня рождения драматурга Александра Островского, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского театра. Александр Николаевич Островский (1823-1886) — русский драматург, член-корреспондент Петербургской АН (1863). Наиболее известные произведения: «Гроза» (1859). В пьесе «Женитьба Бальзаминова» Островский создал образ человека, оторванного от реальности и живущего своими мечтами. Но в музее-заповеднике драматурга в Щелыкове уже открылась выставка, посвященная предметному миру пьес Островского. В несоответствии произведений Островского требованиям распростра-нённой и признанной теории драмы критик увидел не недостаток, а достоинство.
Творчество Островского
Но более всего она востребована в современном российском театре. Островский ; предисловие и примечания А. Книга содержит самые известные пьесы: «Свои люди — сочтёмся! ОО, 4, 19 Пьеса «На всякого мудреца довольно простоты», написана в конце 60-х позапрошлого века. В ней Островский в комедийной форме затронул общественные отношения в России тех лет, раскрыл ряд важных этических и политических проблем времен Александра II. Здесь можно увидеть ретроградов, реакционеров, фразеров, либералов, карьеристов, писак за деньги — всё очень похоже на современную Россию. На это общество презрительно смотрит главный герой циник Глумов, но в конце концов сливается с ним. Впервые пьеса была поставлена в Александровском театре в Петербурге и получила одобрительную критику. Она пользовалась значительным успехом в советские времена, имеется несколько отличных телеспектаклей. В ней также можно увидеть сочетание реализма с психологической драмой. Здесь есть сюжеты о смерти ребенка, несчастье матери, предательстве любимого и пр.
Произведение было создано в 80-е годы XIX столетия. Впервые «Без вины виноватые» были поставлены в Москве вскоре после опубликования текста.
Действие третье Это действие развивается на лесной поляне, где расставлены шатры. Девушки и парни в венках водят хороводы. Лель, который пообещал Снегурочке выбрать ее как невесту, подводит к царю Купаву. В слезах смотрит на него главная героиня. Но Лель признается Снегурочке, что ни к одной девушке не лежит его сердце, что он просто не может никого обидеть. В очередной раз он дает обещание Снегурочке выбрать ее в жены и исчезает. Появляется Мизгирь и предлагает ей бесценную жемчужину за то, чтобы она стала его женой. Но девушка убегает.
Скрыться от настойчивого жениха в чаще леса ей помогают Леший и сам лес, который морочит голову Мизгирю, посылая ему призраки Снегурочки. Героиня снова ждет своего Леля. Но он убеждает ее обождать в стороне, а сам встречается с Купавой. Они уговариваются пожениться наутро. Снегурочка, понимая, что возлюбленный не верит в ее чувства, плача, обращается к Весне. О мать, Весна-Красна! Бегу к тебе и с жалобой, и с просьбой: Любви прошу, хочу любить! Отдай Снегурочке девичье сердце, мама! Отдай любовь иль жизнь мою возьми! Четвертое действие Из озера в Ярилиной долине выходит Весна.
Она напоминает девушке, что любовь может стоить ей жизни. Весна надевает ей на голову свой венок, и девушка обретает неизведанные дотоле чувства. Мать предупреждает ее, что ее любовь достанется первому, кого она встретит. Но ей следует немедленно скрыться от солнца, чтобы Ярило не узнал, что Снегурочка смогла полюбить. Первым девушка встречает Мизгиря. Он всю ночь бродил по лесу, ища ее.
В 1866 по другим сведениям - в 1865 в Москве создал Артистический кружок, давший впоследствии московской сцене многих талантливых деятелей. Именно с Островского начинается русский театр в его современном понимании: писатель создал театральную школу и целостную концепцию игры в театре.
Сущность театра Островского заключается в отсутствии экстремальных ситуаций и противодействия актёрскому нутру. В пьесах Александра Николаевича изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию. Особое место в наследии Островского занимает «весенняя сказка» «Снегурочка» 1873. В "Снегурочке" поэтические и утопические воззрения Островского на возможность гармонических отношений между людьми облекаются в форму литературной «сказки для театра», в которой фигурируют образы, родственные образам славянской мифологии. Создавая историю Снегурочки, отдавшей свою жизнь ради любви, Островский использовал материал народных сказок и песен. В 1881 году на сцене Мариинского театра состоялась успешная премьера оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка», которую композитор называл своим лучшим произведением. В последнее десятилетие жизни творчество Островского становится все более и более трагическим.
Мир поздних пьес Островского оказывается населен мечущимися в поисках счастья и спокойствия героинями, окруженными циничными воздыхателями, всегда готовыми купить их любовь, не менее циничными матерями, согласными более или менее неприкрыто продать своих дочерей и, быть может, не слишком плохими, но безвольными и беспомощными поклонниками или женихами, не способными ни защитить даму своего сердца, ни предложить ей настоящую любовь.
По распоряжению отца ребёнка, рождённого вне брака, отдают бездетной паре. Мать в то время заболевает, а когда приходит в себя, ей говорят, что младенец умер. Через 17 лет она, встретив служанку, узнаёт, что ребёнок остался жив. За это время многое изменилось, и сама героиня становится актрисой. В их труппе появляется молодой актёр, который оказывается её сыном. До сих пор случаются в жизни такие истории, которые очень напоминают эту. Но в наше время часто мамы сами отказываются от своих детей, не задумываясь об их судьбе. Считалось, что у девушки должно быть хорошее приданое, чтобы удачно выйти замуж. После скандала, когда очередной жених за растрату был арестован прямо в доме Огудаловых, Лариса, главная героиня, и объявила, что выйдет замуж за первого, кто посватается, а Карандышев, давний и неудачливый поклонник получил свой шанс.
Она презирает его, втайне надеясь на то, что Паратов станет её судьбой. Но, использовав её, он объявляет, что не может связать судьбу с Ларисой, потому что должен жениться на другой. В этой пьесе всё — и слёзы отчаяния, и презрение к никудышному кавалеру, и страсть, и стыд, и смерть. Очень хочется, чтобы нынешние девушки прониклись судьбой Ларисы и не повторяли её ошибок, потому что душевные тревоги — это то, что ломает тех, кто не может противостоять своим чувствам. Девушкам не стоит верить в обещания, данные с одной лишь целью — овладеть и бросить. Это больно. Говорить о произведениях Островского можно сколь угодно долго. В каждом из них поднимается целый пласт проблем, присущих русскому обществу того времени. Островский охватывает широкий круг нравственных проблем, остро стоявших в современном ему купеческом обществе, причем трактовка и осмысление их выходит за рамки конкретного исторического периода и получает общечеловеческое звучание. А если задуматься, то человеческие пороки не изжили себя и ныне.
Поэтому всё ещё завидуем другим, сплетничаем, носим новости из дома в дом, радуясь несчастьям и бедам других. Не со зла, нет.
Виртуальные выставки
На произведениях Островского получил сценическое воспитание родоначальник знаменитой актерской династии Пров Михайлович Садовский. Произведения Островского привлекают не только театральных и кинорежиссеров, но и художников-иллюстраторов, стремящихся воплотить сюжеты Островского на страницах книг. Спектакль по одноименной пьесе Александра Николаевича Островского в постановке Государственного академического Малого театра Союза ССР. Что же в драматургии Островского делает ее столь современной и актуальной? В 1863 году Островский был награждён Уваровской премией (за пьесу «Гроза») и избран член-корреспондентом Петербургской Академии наук.
Творчество Островского
Именно это произведение Островского впервые поставили на сцене Малого театра. 200 лет А. Н. Островскому, который 17 лет проработал в суде, написал 47 пьес и создал русский национальный театр. До Островского в России существовало несколько замечательных пьес, быстро ставших литературной классикой, но мало повлиявших на театр. В 1863 году Островский был награждён Уваровской премией (за пьесу «Гроза») и избран член-корреспондентом Петербургской Академии наук. В несоответствии произведений Островского требованиям распростра-нённой и признанной теории драмы критик увидел не недостаток, а достоинство. Первые произведения Островского были напечатаны в 1847 году в газете «Московский городской листок» под следующими заглавиями: «Несостоятельный должник».