Согласно тексту указа Петра, 1 января положено поздравлять друг друга с Новым годом и устраивать пиротехнические забавы. Традиция отмечать Новый год по осени просуществовала 207 лет. В 1699 году Пётр I издал указ № 1736, согласно которому началом года стали считать 1 января. В Вавилоне Новый год праздновали в день весеннего равноденствия, когда природа начинает пробуждаться от зимнего сна. Такой порядок отмечания Нового года сохранялся вплоть до Петра I, поменявшего все указом о новой дате празднования. 20 декабря 1699 года Петр I подписал указ о переходе России на новое летоисчисление и переносе празднования Нового года с 1 сентября на 1 января.
Перенос Нового года на 1 января
- Как праздновали Новый год до революции
- Новый год после петра 1. История Нового года
- Почему Новый год отмечали в сентябре
- Зима близко
Почему 20 декабря в России перенесли Новый год и куда исчезли 8 лет из летоисчисления страны
Далее описывалось то, как нужно встречать «новый» Новый год: «... По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых... Первый день нового, 1700 года начался с парада на Красной площади в Москве. В знак всенародного праздника палили из пушек, а вечером черное небо озарилось разноцветными всполохами — пораженные москвичи вскинули головы, любуясь невиданным прежде зрелищем фейерверка. Как и повелевал царский указ, люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга. Дарили презенты.
Фейерверк был устроен опять же на Красной площади, а самим москвичам было велено стрелять из мушкетов и прямо как сегодня пускать ракеты возле своих домов. Боярам и служилым людям наказали облачиться в европейские кафтаны. Женщины должны были примерить наряды заграничных модниц. Празднества продолжались и последующие дни, закончившись 6 января крестным ходом на Иордань. Все это очень напоминает то, как мы празднуем Новый год и сегодня.
Но есть, конечно же, и различия. Рождество, сиречь Новый год Главное из них заключается в том, что Петр I не довел до конца преобразования календаря, то есть не заменил юлианский календарь григорианским. Спустя двести с лишним лет назад эту работу доделали большевики, хотя и новая реформа календаря, и введение современного правописания вынашивались еще Временным правительством. В результате мы имеем такое труднопонимаемое иностранцами понятие и праздник, как старый Новый год. И Рождество, отмечаемое 7 января.
В старой России, жившей по юлианскому календарю, Рождество отмечалось 25 декабря, а уже за ним следовало празднование Нового года. В общем, в нашем сегодняшнем праздновании Нового года слились старые — и новогодние, и рождественские — традиции. Елка называлась рождественской начиная с XIX века, в больших городах перед Рождеством открывались елочные базары. По традиции елочку наряжали втайне от детей, обычно после рождественской всенощной службы. Сладости и фрукты, бумажные игрушки в виде карет, животных, ангелочков — таким было убранство рождественской красавицы в то время.
Часто украшениями служили позолоченные грецкие орехи. С конца XIX века стали выпускать и привычную для нас мишуру. Ее изготовлением занимались на фабрике по производству канители промышленников Алексеевых. Интересно, что Алексеев — это настоящая фамилия режиссера Станиславского, который сам несколько лет работал на отцовской фабрике и даже был ее директором и лишь затем увлекся театром. Рождественскую елку венчала Вифлеемская звезда, в советское время замененная красной.
К слову, елка одно время была под запретом новой атеистической власти. Для ребятишек ее устраивали чуть ли не подпольно. Но вскоре, будучи не в силах бороться с устоявшейся в народе традицией, вожди пошли на попятную. И подобно тому, как церковь приспособила под свои нужды многие языческие отголоски ту же Масленицу , коммунистическая религия сделала елку «своей». Однако мы забежали вперед.
Итак, вновь старая Россия. Рождественское утро было особенно радостным. Дети, проснувшись, бежали к наряженной елке и находили там приготовленные для них подарки. Родителей же малыши радовали поздравительными стихами, которые разучивали заранее, и сувенирами, изготовленными своими руками вот она, сила традиции! На Рождество было принято устраивать специальные детские праздники.
Делалось это уже на второй или третий день праздника. Детям готовили костюмы, поэтому детский вечер напоминал маскарад. Маскарады были излюбленным рождественским развлечением и у взрослых. Примерно с середины XIX века костюмированные балы стали непременным атрибутом праздника, а каждая аристократическая семья считала своим долгом устроить рождественский маскарад у себя дома, на который созывался весь высший свет. Кроме широких гуляний распространены были и частные визиты в праздничные дни.
Мужчины в обязательном порядке должны были посещать родственников и знакомых. Встречи были короткими: гость заходил в дом, поздравлял и дарил подарки, а в ответ получал угощение от хозяев. В конце XIX века начали выпускать рождественские открытки, которые стали пользоваться невероятной популярностью.
Казалось бы, величина небольшая. Однако каждые 128 лет это смещение суммировалось в одни сутки! И почти за полторы тысячи лет существования юлианского календаря это смещение составило целых 10 суток. Данное смещение влияло на один очень важный для христиан всего мира день — на праздник Пасхи.
Как известно, этот религиозный праздник отмечается в первое воскресенье, наступающее после полнолуния, выпадающего на день весеннего равноденствия. Но из-за несовершенства юлианского календаря празднование Пасхи смещалось по отношению ко дню весеннего равноденствия. Введенный при папе Григории XIII григорианский календарь "выровнял" образовавшееся из-за тысячелетнего доминирования юлианского календаря смещение в 10 дней и учел некоторые нюансы, связанные с високосным годом. При этом день празднования нового года остался прежним — 1 января, хотя сам григорианский календарь "распространялся" по миру достаточно медленно. Ievgenii Meyer Изначально на него перешли европейские страны, затем от юлианского календаря стали отказываться в колониях стран Европы по всему миру. Впрочем, несмотря на тот факт, что разница между датами григорианского и юлианского календарей за каждые 400 лет увеличивается на трое суток, переход на новую систему счисления дат осуществлялся не повсеместно и не сразу. Последней на эту более совершенную систему счисления дней перешла Саудовская Аравия.
Произошло это совсем недавно — в 2016 году. Новый год в России Несмотря на тот факт, что всё, как сейчас принято говорить, прогрессивное человечество начало добровольно-принудительно переводиться на григорианский календарь с 1582 года, в России праздновать новый год в ночь с 31 декабря на 1 января начали лишь в 1700 году. Соответствующий указ издал Петр I, ориентируясь на другие страны Европы.
Как отмечали Новый год в России при Петре I Указ Петра I, изданный 30 декабря 1699 года, предписывал новые порядки празднования Нового года — большинство из них правитель позаимствовал у европейцев. При Петре I на Новый год стали запускать фейерверки. Праздничные гулянья в то время продолжались целую неделю. Разница между юлианским и григорианским календарем каждые 400 лет увеличивается на три календарных дня. Сейчас она составляет уже 13 дней.
Дата празднования Нового года в России и Европе стала идентичной чуть больше 100 лет назад — григорианский календарь в России начали использовать только в 1918 году После перехода на новый календарь Новый год в России стали отмечать раньше. Это неофициальный праздник, который считается обычным рабочим днем — при этом его отмечает всего четверть жителей страны. После революции празднование Нового года продолжало существовать только как традиция, сохраняемая в народе. Государство не уделяло внимания Новому году до середины 1930-х годов, а все торжественные мероприятия, связанные с праздником, имели строгую коммунистическую направленность. При этом в середине 1920-х в СССР началась активная кампания по искоренению религиозных предрассудков — под запрет попали Дед Мороз и елка, которые считались символами Рождества. В правительстве даже предлагали перенести праздник с 1 января на 7 ноября, чтобы дата Нового года совпадала с Днем Октябрьской революции, однако в итоге от этой идеи было решено отказаться. Власть стремилась сохранить новогодние традиции и при этом отделить Новый год от запрещенного в стране христианского Рождества. Граждане вновь стали наряжать елку, а в 1937 году советские дети впервые познакомились с Дедом Морозом и Снегурочкой — сказочный волшебник вместе с внучкой появился на Всесоюзной новогодней елке в московском Доме Союзов.
Появились семейные застолья с классическими новогодними блюдами: салаты оливье и «мимоза», селедка под шубой и мандарины. В 1936 году в СССР началось массовое производство «Советского шампанского», которое до сих пор остается важным атрибутом праздничного стола.
В первый день месяца, да будет у вас покой: никакого дела не сотворите в день этот во всех жилищах ваших, и приносите жертву Господу" Лев. Таким образом сентябрь от марта, первого месяца от сотворения мира, есть седьмой месяц покоя. Так как Христианская Церковь является правопреемницей Ветхозаветной Церкви , то и она переняла обычай праздновать новый год с 1 сентября. Когда было установлено празднование? Праздник новолетия нового года был установлен святыми отцами на I Вселенском Соборе в 325 году. Это было в то самое время, когда царь Константин Великий, победил Максенция в 312 году ,и освободил веру Христову от гонений.
Тогда святые отцы установили праздновать нового года, как начало христианской свободы, в воспоминание посещения Христом в этот день иудейской синагоги и проповеди Его о приятном лете Господнем. С того времени и мы празднуем первый день сентября месяца. Но это уже праздник не Ветхого Завета, а новой благодати. Ибо в этот день Сам Законодатель, снисшедший с небес и носящий в себе Духа Отца, явил Себя миру и начертал закон Божий не перстом, но Своим Божественным языком и пресладкими устами, и не на каменных скрижалях, а "на плотяных скрижалях сердца нашего" 2 Кор. Созидая Свою Церковь, которую только прообразовала ветхозаветная скиния, Он принес Богу Отцу за наши грехи жертву не без крови, Самого именно Себя. Сам Великий Первосвященник, прошедший небеса Евр. Принося за все эти благодарение Господу, мы празднуем лето Господне приятно. Несмотря на перенос нового года с 1 сентября на 1 января Петром I , Церковь до сего дня празднует новолетие новый год.
И в знак в благодарность Богу, составила молитвенное песнопение.
История Нового года от Древнего Египта до наших дней
Традиция отмечать Новый год по осени просуществовала 207 лет. В 1699 году Пётр I издал указ № 1736, согласно которому началом года стали считать 1 января. Елена Евгеньевна, расскажите, пожалуйста, как праздновали Новый год в допетровское время? Впрочем, сначала многие были недовольны нововведением Петра I и долго считали новый год по старому обычаю, но в присутственных местах во всем государстве начали от января писать новый год. Традиция отмечать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января закрепилась в России только в самом конце XVII века — соответствующий указ Петр I подписал в 1699 году. В язычеcкие вpеменa нaши пpедки пpaзднoвaли начало нового года в день веcеннегo paвнoденcтвия.
Славянский Новый Год — как и когда праздновали его наши предки?
Как праздновали Новый Год в России до Петра I | В России обычай отмечать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января появился благодаря императору Петру I. Ранее с принятия христианства в 988 году его отмечали 1 марта, а в 1492 году датой начала года закрепили 1 сентября. |
Как отмечали Новый год на Руси: история и традиции любимого праздника | Кто придумал отмечать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января и как появился этот обычай, когда праздник стал общенациональным торжеством, традиции для РИА Новости, 31.01.2023. |
Когда впервые начали отмечать Новый год в России?
Этот обычай праздновать первый день нового года сохранился вплоть до первых Романовых. Когда и почему стали праздновать новый год в ночь с 31 декабря на 1 января. Согласно тексту указа Петра, 1 января положено поздравлять друг друга с Новым годом и устраивать пиротехнические забавы. В Вавилоне Новый год праздновали в день весеннего равноденствия, когда природа начинает пробуждаться от зимнего сна. отгуляла,или вот новый год праздновать,когда от старого еще два месяца осталось.,,Что же касается даты 1 марта, то не исключено, что славяне переняли ее у римлян. ". Обычай отмечать Новый год с 31 декабря на 1 января появился при Петре I.
Перенос Нового года на 1 января
- История Нового года в России: как и когда начали отмечать праздник
- Почему русский народ встречал Новый год в разные месяцы
- Когда впервые в России начали праздновать Новый год, и Кто подарил шампанское русскому народу
- «Сколько раз на Руси и в России менялась дата наступления Нового года?» — Яндекс Кью
- История Нового года. Как встречали праздник на Руси в XIX веке?
Историк рассказал, почему в России отмечают два Новых года
Славянский новый год праздновали в день осеннего равноденствия (примерно 21-23 сентября). Традиция праздновать наступление нового года насчитывает не одну тысячу лет. Новый год отмечали жители древней Месопотамии, Египта, Греции, Римской империи, Китая. Тогда Петр I вновь принял решение изменить праздничные даты «гражданского календаря», ориентируясь на Западную Европу и балканских славян, которые праздновали Новый год зимой. В 19-й день декабря 7208 года от сотворения мира государь Петр Алексеевич издал указ о том, что отмечать наступление Нового года теперь положено синхронно с другими христианскими народами. В канун так называемого старого Нового года «Ъ» поздравляет всех, кто намерен отмечать его с 13 на 14 января.
История Нового года: как отмечали праздник наши предки
Этот день посвящался богу Коляде , доброму олицетворению зимы и покровителю детей. И по сей день во многих селах приближение новогодних и рождественских дней встречают колядованием. Дети наряжаются в костюмы разных зверят, берут в руки звезду на палке, символизирующую предвестника рождения Христа, и ходят по домам. В обмен за свой визит колядники получают разные сладости и угощения.
После чего, под вечер, молодежь сравнивает количество «добычи» каждой компании, а потом все это весело вместе съедается. Популярны у наших предков были и последующие январские гадания. Конечно, христианства у древних славян не было, но сами традиции колядок происходят именно от языческих корней.
Символ двенадцатилучевой звезды был важным сакральным знаком и до Крещения Руси. Возможно, связь этого знака с праздником Коляды заключалась как в «привечании» 12 месяцев, так и в том, что именно в этот день на небе было больше всего звезд, а сами они — были наиболее яркими в году. Коляда приходился на день зимнего солнцестояния — самый короткий солнечный день в году.
Зимний праздник избавлял людей от всех хлопот — бытовых обязанностей было слишком мало, поэтому люди могли посвятить свое свободное время гуляниям. Аналогично, у скандинавских и германских народов был праздник Йоль. Считалось, что во время самой длиной ночи в году любое колдовство имеет особую силу.
На всеобщей братчине изобилие овощей и фруктов, других даров природы украшало праздничные столы. В дни зимнего солнцестояния славяне с глубокой древности отмечают праздник, который считается ключевым для всего последующего года лета — это День рождения солнца-младенца, приходящего на смену старому, убывающему солнцу. Именно начиная с этого времени с 22 по 25 декабря наши предки чествовали Бога Коляду, подарившего людям календарь — Коляды дар. С этим периодом связано множество других знаковых событий и праздничных дат у разных народов мира. Священная дата славян 25 декабря в других религиях и народах 25 декабря сегодня принято праздновать католическое Рождество, то есть рождение Бога. Да и православные в современном смысле Рождество также до смены календаря выпадало на эту дату. Но вот что интересно. Именно 25 декабря, около 5000 лет назад родился египетский Бог Гор. В 1200 г.
На эту же дату в 900 г. Древнегреческий Бог Дионисий тоже появляется на свет 25 декабря 500 г. И у всех абсолютно одна и та же история — рождение от девы, появление на Востоке звезды предвестника этого события, у большинства 12 учеников, все они совершают чудеса, например, превращают воду в вино и ходят по воде. Каждого из них ожидает смерть через распятие и воскрешение через 3 дня. Это только ключевые моменты, на самом деле общего гораздо больше. Но в чем причина таких удивительных совпадений? Почему все эти события привязаны к одной и той же дате 25 декабря? Солнечный культ древних славян Истоки нужно искать в древнеславянском солнечном культе. В момент солнцестояния световой день самый короткий в году.
Считалось, что в это время умирало старое солнце.
Печатались для России, для русских людей, которые будут этим пользоваться, но печатались немцами, которые исходили из стандартов своей культуры, хотя и учитывали специфику русской культуры. Изображения на этих открытках тоже формировали рождественскую картину мира, рождественскую атрибутику: там изображались ёлка, дети, которые наряжают ёлку. К концу XIX века появляется индустрия ёлочных игрушек, которые специально покупают для того чтобы наряжать ёлку, появляются гирлянды, мишура. В общем, атрибутика ёлочных украшений и всего того, что сопровождает рождественский праздник, как раз к этому моменту вполне складываются.
Всевозможные печатные издания — открытки и плакаты, которые приглашают на какие-нибудь рождественские распродажи, рождественские благотворительные базары — формируют в сознании людей представление о том, каким должен быть этот праздник, какие составные элементы он должен в себя включать: какую кухню, какие блюда, какие сладости, как нужно одеваться, как нужно себя вести, как приглашать гостей, как оформлять дом. Вся эта индустрия праздника складывается к этому моменту и в России, и в других странах, и очень активно развивается. Это первая составляющая. Вторая составляющая, которая частично соприкасается с первой, это то, что впервые, на рубеже XIX-XX веков, появляются собственно русские специфические персонажи, которые являются держателями рождественского праздника. Впервые начинают формироваться представления о Деде Морозе и, несколько позднее, о Снегурочке.
Здесь довольно сложная история, если переходить к этим персонам, оформляющим и сопровождающим праздник. Нужно сказать, что в русской культуре, как в традиционной, так и в высокой, до этого периода не было никаких персонификаций, никаких героев рождественского праздника. Персонажей типа Санта-Клауса, который в западноевропейских культурах восходит к Святителю Николаю, то есть, к святому Николаю, в русской традиции не могло сложиться, просто потому что русский культ Николая Угодника, Святителя Николая Мирликийского был чрезвычайно сильным, он был и остаётся главным святым в русской культуре, но он никогда никому не дарил подарков. Помогал, выручал, немедленно приходил на помощь во всевозможных христианских легендах, но как специфический святой-даритель рождественских подарков он никогда в русской культуре не выступал. Открытки с изображением Святого Николая и Санта-Клауса Можно говорить о том, что в западноевропейских традициях, например, в итальянских, есть какие-то женские персонажи, иногда добрые, иногда очень даже недобрые, но которые так или иначе связаны с Рождеством и идеей дарения подарков детям.
У нас, в общем, никаких таких особых параллелей, которые можно было бы использовать, не находилось. Но, что у нас было, у нас были не очень сильные, но всё-таки персонификации мороза как времени года. Это не был мифологический персонаж в крестьянской традиционной культуре в полном смысле слова, это была скорее персонификация зимнего периода, и, например, в крестьянской традиции ещё в начале XX века существовал обычай звать мороз как некую зимнюю стихию на рождественскую кутью, для того чтобы его задобрить. Кутья — каша из цельных зёрен пшеницы или ячменя с сахаром или мёдом Это одна составляющая. Вторая составляющая — это, безусловно, литературные тексты русских писателей XIX века, в которых уже присутствуют более персонифицированные персонажи типа Мороза Ивановича.
Известная сказка «Морозко», где он предстаёт вполне персонифицированным героем, «Мороз, Красный нос» Некрасова. И, конечно, огромное значение для формирования русской "дедморозовской" индустрии имела сказка «Снегурочка» Александра Николаевича Островского, которая воплотилось в одноимённой опере, и в которой присутствовали Мороз — отец Снегурочки, её мать — Весна, и эта девочка Снегурочка, которая в результате тает от несчастной неразделённой любви. Елена Евгеньевна: Нет. Снегурочка абсолютно литературный персонаж, в народной традиции никаких параллелей этому образу не существует, это исключительно плод фантазии Александра Николаевича Островского. Но, тем не менее, это соединение деда, старика, который находится в каких-то родственных отношениях со Снегурочкой в сказке Островского это её отец , было распространено на рождественскую традицию.
И постепенно начало складываться представление о том, что есть некий дед, старик в тулупе и с бородой, который приносит ёлку. Иногда он назывался Мороз Ивановичем, иногда это был Ёлкович какой-нибудь — имя ещё не устоялось. Иногда он был исключительно один, иногда присутствовала Снегурочка.
Иудеи тоже имеют собственный взгляд на календарь. Идею Нового года евреи переняли у вавилонян, но использовали при этом не весенний, а осенний праздник, приуроченный к концу сезона, Реш Шаттим, позднее трансформировавшийся в Рош а-Шану. Отмечается он в первый день месяца Тишрей Ташриту в Вавилоне , то есть примерно в сентябре, дата непостоянна. Праздник Рош а-Шана с течением веков наполнился множеством сложных религиозных смыслов, а также уникальных обычаев, таких как ташлих — выворачивание карманов в реку, море или колодец, что символизирует очищение от грехов. Вакханалия на века У каждого народа существовали свои божества, в честь которых с наступлением весны устраивались ритуалы и празднества — у славян, к примеру, Новым годом была Масленица на границе зимы и весны , связанная в первую очередь с Велесом, а также Мокошью; ее основные ритуалы сохранились в общих чертах и сейчас. Древние греки отмечали праздник пробуждения природы, Антестерии, в середине одноименного месяца антестериона, примерно в середине февраля, когда подрезалась виноградная лоза. Это был один из дионисийских праздников, так называемые Старые Дионисии существовали также и малые или сельские Дионисии, отмечавшиеся по окончании сезона сбора винограда , одновременно служивший и днем поминовения усопших.
Если у вавилонян царь в Новый год символически вступал в брак с богиней плодородия, то у греков за Диониса «выходила замуж» супруга архонта. Праздник длился три дня, в первый из которых дома украшались цветами и вскрывались бочки с вином предыдущего года. Граждане устраивали в честь Диониса карнавальные шествия, театральные представления и, конечно, обильные возлияния, в том числе соревнования по скорости и количеству выпитого; традиционным подарком служили кувшины для вина. Вакханалия перед изваянием Пана Фото: Никола Пуссен, около 1634-1635. Затем, в IV в. В эти дни бурно расцветал театр, проводились спортивные состязания; чтобы все могли принять участие в веселье, узников выпускали на поруки, а должников не трогали. С марта же начинался отсчет первого известного нам римского календаря; он был назван в честь бога Марса, который, с одной стороны, считался отцом основателя города Ромула, а с другой, первоначально был богом земледелия, а уж после — войны. Но по смыслу, главным земледельческим праздником у римлян были скорее Сатурналии, совпадавшие с зимним солнцестоянием, то есть отмечавшиеся в конце декабря по случаю не начала, а окончания аграрного сезона. В эти дни граждане позволяли себе вакханалию и карнавальные шествия, обменивались подарками, а рабы на время становились равны хозяевам. Именно Сатурналии впоследствии оказали большое влияние на европейские традиции новогодних празднований.
С течением времени календарь оказался невероятно запутан, что создавало проблемы для государственных дел, и Юлий Цезарь, как известно, был вынужден провести тотальную реформу с участием египетских астрономов. Так Новый год переместился на 1 января — в этот день приносили присягу консулы то есть «бюрократический» Новый год уже начинался здесь , к тому же на него в 45 году до н. Январь назвали в честь двуликого Януса, символизировавшего взгляд в прошлое и одновременно в будущее. Его молили об удаче в наступающем году — и до сих пор мы в новогоднюю ночь загадываем желания, хоть уже не вспоминая античных богов. Люди также обменивались подарками, которые в Древнем Риме назывались strenae — по имени богини благоденствия Стрении, ветви из священной рощи которой приносили удачу. Римляне, уже полагая, что «как встретишь Новый год, так его и проведешь», с добрыми пожеланиями дарили друг другу фрукты, лепешки, особые светильники, мелкие монеты «на удачу»; были также традиции гаданий и денежных подношений правителям Рима. Империя и скоморохи Каждому школьнику известно, что празднование Нового года с 1 сентября на 1 января в 1699 году перенес Петр I, но сентябрьская дата на Руси тоже не была чем-то исконным — ее точно таким же директивным образом назначил Иван III всего за двести лет до Петра, в 1492 году или в 7000 году от сотворения мира. В этом же году Иван впервые был наименован митрополитом Зосимой «государем и самодержцем всея Руси, новым царем Константином» — именно в этот период, после раскола церквей и падения Константинополя зарождается концепция «Третьего Рима», и царь Иван перенимает византийские символы и некоторые обычаи. Логично, что в первую очередь праздник стали сопровождать пышные церемонии. Центральное « Действо нового лета или многолетнего здравия» проходило, естественно, в Москве, на Ивановской площади: в присутствии большого количества народа — для служилых людей участие было обязательным — проходил парадный поздравительный церемониал с участием всех, как бы сейчас сказали, церковных, военных и гражданских «элит», затем царь обращался к народу, выслушивал ответные поздравления, и все заканчивалось раздачей царской милостыни.
Простолюдины в этот день старались посетить как можно больше церквей и сделать пожертвования бедным, больным и убогим. Причина появления в византийском календаре новогодней даты 1 сентября не вполне ясна — по одной из версий , в этот день всего лишь начинался очередной налоговый период, в околоцерковной литературе также нередко встречается утверждение о том, что эту дату будто бы назначил в 325 году Первый Никейский собор в честь то ли годовщины возвращения Христа в Назарет, то ли победы Константина Великого над узурпатором Максенцием, по легенде, ставшей возможной после явления Константину креста с лозунгом «Сим победиши» правда, в протоколах собора на этот счет конкретики нет, да и битва состоялась 28 октября , но непреложный факт, что именно после нее император склонился к христианству. Кроме того, именно на 1 сентября выпала исчисленная при Константине дата сотворения мира — вообще, этих дат было вычислено великое множество, но в Византии, и как следствие в православном мире, прижилась именно эта.