В начале 1859 года 25-летний Дмитрий Менделеев получил разрешение на командировку в Европу «для усовершенствования в науках». В 90-е годы Дмитрий Менделеев внес свой вклад в открытие явления радиоактивности. Проработав более 13 лет в Главной палате мер и весов, Д.И. Менделеев внёс большой вклад в развитие метрологии. На протяжении истории развития химической науки сделано немало открытий, однако немногие из них можно сопоставить с достижениями русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева. На склоне лет, анализируя сделанное, еев писал о «трех своих службах Родине»: работе в науке, педагогической деятельности и служении «на пользу роста русской промышленности».
Менделеев кратко о его достижениях
Мастер на все науки Дмитрий Менделеев | Дмитрий Менделеев — самые актуальные и последние новости сегодня. Будьте в курсе главных свежих новостных событий дня и последнего часа, фото и видео репортажей на сайте Аргументы и Факты. |
Дмитрий Иванович Менделеев и его вклад в развитие отечественной и мировой науки доклад, проект | Поэтому считается, что и Нобелевку Менделеев не получил из-за враждебных отношений между ним и учредителем престижной премии. |
ВНИИМ :: Менделеев Д.И. | Дмитрий Менделеев всегда помнил мать, был благодарен, что она научила его любить природу и науку, дала достойное образование. |
Биография Менделеева
Он принимал непосредственное участие в организации многих учебных заведений и лабораторий России. Менделеев среди профессоров, преподавателей и студентов физико-математического факультета С. Большое внимание в своем творчестве Д. Менделеев уделял вопросам экономического развития России. Он был убежден, что уровень экономического развития любой страны определяется состоянием тяжелой промышленности. Промышленное развитие России, по мнению Менделеева, должно было осуществляться не только за счет строительства новых фабрик и заводов, увеличения капиталовложений в тяжелую индустрию, но и за счет одновременной коренной перестройки системы народного просвещения с целью подготовки высококвалифицированных кадров ученых, инженеров, учителей, агрономов, врачей. Обосновывая программу промышленного развития России, Д. Менделеев особенно выделял две ее стороны: развитие производства средств производства и развитие топливной базы промышленности. В этом проявились оригинальность и дальновидность его взглядов на общие вопросы экономического развития общества. При этом он выдвигал самостоятельные конкретные предложения и технические проекты, составленные с учетом особенностей того или иного вида производства. Менделеев много внимания уделял проблеме развития транспортной системы, понимая, что от этого во многом зависит конкурентоспособность русских товаров на мировом рынке.
Ученый выступил с поддержкой проекта железной дороги Каменск — Челябинск, высказался за понижение тарифа на перевозку керосина по Закавказской железной дороге. Занимаясь вопросами денежного обращения в 1896 г. Витте с предложением ввести взамен кредитного рубля новый рубль, обеспеченный золотом. В том же году была проведена денежная реформа, в соответствии с которой рубль обеспечивался фактической стоимостью одного металла — золота. Это позволило России упрочить свое положение среди развитых стран, облегчила размещение русских займов за границей. Менделеев зарекомендовал себя убежденным сторонником протекционизма покровительственной системы. Он утверждал, что важнейшим средством для стимулирования промышленного развития России может стать ограждение отечественной промышленности от конкуренции иностранных предпринимателей с помощью увеличения ввозной пошлины. Ученый принял непосредственное участие во введении новой тарифной системы, утвержденной Государственным советом в 1893 г. Результаты этой работы были обобщены в книге «Толковый тариф, или Исследование о развитии промышленности России в связи с ее общим таможенным тарифом 1891 года». В эти же годы им были написаны «Учение о промышленности», «Заветные мысли», «К познанию России» и др.
Менделеев активно участвовал в работе различных совещаний и съездов, на которых решались актуальные вопросы экономического развития России. В 1896 г. Менделеев среди экспертов Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде, 1896 г. В 1899 г. Менделеев совершил большую поездку на Урал для выяснения причин застоя уральской железной промышленности. К участию в экспедиции он привлек П. Земятченского, С. Вуколова и К. Участниками экспедиции была написана книга «Уральская железная промышленность в 1899 г. Егоров, С.
Менделеев, П. Замятченский , 1899 г. Менделеев в центре в саду Кушвинского металлургического завода во время поездки на Урал. В этой книге Д. Менделеев наметил обширный план подъема экономики края путем превращения Урала в сложный и многосторонний промышленный комплекс на основе рационального размещения промышленных производств и использования природного сырья и предложил «сочетать» уральские руды с углями Кузнецкого и Карагандинского бассейнов. В настоящее время эта идея претворена в жизнь. Менделеев говорил об упорядочении использования лесных богатств Урала, о необходимости планомерных геологоразведочных работ. Впервые здесь он испытывает магнитный метод разведки железорудных месторождений с помощью переносного магнитного теодолита. При участии Д. Менделеева в г.
Елабуге был организован химический завод. Технологический уровень производства многих химических продуктов на этом заводе был выше, чем на многих аналогичных предприятиях за рубежом. Исследования в области метрологии Д. Менделееву принадлежит фундаментальный труд в области метрологии «Опытное исследование колебания весов» 1898 г. В процессе исследования явления колебания Д. Менделеевым был сконструирован ряд уникальных приборов: дифференциальный маятник для определения твердости веществ, маятник — маховое колесо для изучения трения в подшипниках, маятник-метроном, маятник-весы и др. В изучении колебаний Д. Менделеев видел прямую возможность расширить наши знания о природе силы тяжести. Одно из зданий Палаты было построено с башней высотой 22 м и колодцем глубиной 17 м, где устанавливался маятник, служивший для определения величины ускорения силы тяжести. Маятник-диск и маятник-подкова, сконструированные Д.
Результаты научных и технических исследований сотрудников Палаты освещались в организованном Д. Менделеевым в 1894 г. За период работы в Палате Менделеев создал школу русских метрологов. Он может по праву считаться отцом русской метрологии. Эталонные гири Организованная им Главная палата мер и весов ныне является центральным метрологическим учреждением Советского Союза и носит название Всесоюзного научно-исследовательского института метрологии имени Д. Менделеева Общественная деятельность Активная творческая позиция ученого не позволяла Д. Менделееву оставаться в стороне от общественной жизни во всех ее проявлениях. Менделеев был инициатором создания ряда научных обществ: Русского химического общества в 1868 г. Разносторонние интересы ученого связали его на многие годы с деятельностью Минералогического общества в Петербурге, Русского технического общества, Вольного экономического общества, Общества содействия русской промышленности и др. Менделеев принимал активное участие в работе научных конгрессов, промышленных съездов, художественно-промышленных выставок, как в России, так и за рубежом.
Под руководством Д. Менделеева и при активном его участии были созданы и работали комиссии и комитеты по самым актуальным вопросам. Интересно отметить, что Д. Менделеев был одним из инициаторов создания в Петербурге в 70-е годы общества, объединяющего ученых, художников и литераторов. С 1878 г. На них бывали профессора университета: А. Бекетов, Н. Меншуткин, Н. Вагнер, Ф. Петрушевский, А.
Воейков, А. Советов, А. Фаминцын; художники: И. Крамской, А. Куинджи, И. Шишкин, Н. Ярошенко, Г. Мясоедов и др. Часто посещал среды В. Со многими из них Д.
Менделеева связывала давняя дружба, его глубокие и самостоятельные суждения высоко ценились художниками. Известные русские художники на одной из «менделеевских сред», 1888 г. Крамской создал портрет Д. Менделеева в 1878 г. Репин написал два портрета ученого: один в 1885 г. Ярошенко дважды писал Д. Менделеева: в 1886 г. Портрет Д. Менделеева работы И. Репина, 1885 г.
Наиболее известен своим вкладом — в создание периодической таблицы химических элементов. О главных достижениях ученого читайте в нашей статье, посвященной дню рождения Менделеева! Дмитрий Иванович Менделеев родился 8 февраля 1834. Был 17 ребенком в семье и с детства имел тягу к науке. В день химика - день рождения ученого составили список его главных достижений в науке. Узнайте больше о работе и жизни Дмитрия Менделеева через его 10 основных вкладов в мир науки! Учебник по химии под авторством Менделеева Дмитрий Менделеев беспокоился о том, что химия в России отстает от науки в Европе. В 1861 году, он нашел решение и опубликовал учебник под названием "Органическая химия", который принес ему престижную Демидовскую премию и поставил ученого во главу российского химического образования.
Менделеев был одним из основателей Российского химического общества в 1869 году. Его знаменитое произведение "Основы химии" 1868—1871 было опубликовано в двух томах. Позже Менделеев ознаменовал произведение, как один из своих четырех основных вкладов в науку, наряду с периодической таблицей, упругостью газов и пониманием растворов как ассоциаций. Источник фото: stihi. Публикация периодической таблицы химических элементов Несмотря на то, что ранее уже были предприняты несколько попыток классификации химических элементов, первым, кто расположил элементы в порядке их относительных атомных масс тогда называемых атомными весами и обнаружил их периодичность, был французский геолог Александр-Эмиль Бегье де Шанкуртуа, который сделал это в 1862 году. Однако, так как он использовал геологические термины, и его таблица включала ионы и соединения, его публикация была проигнорирована химиками. Многие другие химики достигли значительных успехов в формулировке периодической таблицы, в частности Джон Ньюлендс. Однако именно Дмитрий Менделеев первым опубликовал периодическую таблицу, подобную современной, в 1869 году.
Независимо от него немецкий химик Юлиус Лотар Мейер пришел к периодической таблице, схожей с Менделеевой, но опубликовал ее годом позже.
А элементы левого столбца калий, натрий, литий и т. Говоря проще, внутри каждого столбца элементы имеют подобные свойства, варьирующиеся при переходе от одного столбца к другому.
В своем первоначальном варианте периодическая система понималась только как отражение существующего в природе порядка, и никаких объяснений, почему все должно обстоять именно так, не было. И лишь когда появилась квантовая механика, истинный смысл порядка элементов в таблице стал понятен. Это произошло, когда доктор Алан Айткен наводил порядок в кладовке химического факультета.
Факультет переехал в новое помещение в 1968 году, и с тех пор оборудование, реактивы и бумаги пылились в подсобном помещении. Таблица лежала в кладовке среди кучи разных лабораторных принадлежностей. В какой-то момент Айткен обнаружил свернутые в трубку лекционные материалы по химии, а в них — копию Периодической таблицы химических элементов, возраст которой оценивался в 133—140 лет.
Найденная таблица аннотирована на немецком языке, слева внизу идет надпись Verlag v. Другая надпись — Lith. Выяснить, в каком году была напечатана таблица, помогли поиски в университетском архиве.
Нашлись данные о покупке таблицы профессором Томасом Пурди — пособие было куплено в октябре 1888 года. Тогда оно стоило 3 немецкие марки. Восстановление плаката заняло немало времени: поверхность пришлось очистить от грязи и мусора, отделить таблицу от подкладки, на которой та была закреплена, обработать специальными растворами для выравнивания кислотно-щелочного баланса и устранить разрывы с помощью специальной бумаги из бруссонетии бумажной и пасты из пшеничного крахмала.
Теперь таблица находится в специальном хранилище университета, где для нее созданы подходящие условия. На самом же факультете осталась ее полномасштабная копия. Чуть позже, но в том же 2019 году, сотрудники Санкт-Петербургского университета сообщили о своей сенсационной находке — обнаруженная ими в Большой химической аудитории таблица оказалась на 12 лет старше.
В университете рассказали, что таблица представляет собой демонстрационный вариант, изготовленный в 1876 году.
В данной связи он предлагал развивать сеть учебных заведений таким образом, чтобы начальная школа была в каждой деревне, младшие классы средней школы — в каждом селе, старшие — в каждом городе, а высшие учебные заведения — в каждом губернском центре. В последние годы научно-педагогического творчества Дмитрий Менделеев существенно обогатил свою трактовку понятия «непрерывность образования». Теперь эта категория включала в себя следующие принципы: соподчинение этапов образования, решение самостоятельных задач на каждом этапе, его самодостаточность, взаимосвязь всех типов образования — общего и университетского, профессионального и технического. Ключом к пониманию сущности напряженно разрабатываемой тогда Д. Менделеевым системы идей и взглядов может стать следующая формулировка им цели образования: «Основное направление русского образования должно быть доступным для всех сословий». Сегодня мы бы сказали, что образование, по его мысли, могло и должно было играть роль социального лифта, поднимая на поверхность наиболее талантливых детей. Развитие всех способностей учащихся Дмитрий Иванович Менделеев определил значение каждой ступени образования, и эта трактовка отличалась от принятой в современной ему системе образования.
Роль начального образования, по его мнению, состояла в том, чтобы «дать грамотность и основы нравственности», то есть то, что необходимо для освоения культуры и жизни в обществе. Содержание начального обучения должно было носить общеобразовательный характер, необходима связь школы с жизнью, с ее потребностями; не только обучение грамоте, счету, но и «приучение к труду, к умению жить в обществе». Развитие индивидуальности предполагало и иное содержание образования в средней школе, отличное от того, которое давало в то время классическая гимназия. Главная задача среднего образования — это развитие индивидуальных особенностей личности учеников, сознательного отношения к окружающему миру, трудолюбия, наблюдательности, способности к обсуждению важных вопросов. Здоровой педагогикой Менделеев называл ту, которая стремится развить в ученике все стороны и качества его личности: интеллектуальные, художественные, практические, трудовые. В данной связи ученым был высказан ряд новых положений об организации образовательного процесса в средней школе. В частности, он предлагал сократить срок обучения, уменьшить учебную нагрузку и оптимально распределять учебное время между дисциплинами. Обучение не должно создавать препятствий для развития ребенка, а к таким препятствиям Менделеев относил мертвые языки и экзамены, отнимающие время, которое можно было бы потратить на учебную деятельность.
Это отразилось в перечне предметов, которые надлежало изучать в гимназиях. Менделеев даже подготовил свой вариант учебного плана. Он считал необходимым сокращение курса среднего образования до 6 лет вместо 8, отмену экзаменов. По его убеждению, «весь строй учебных предметов в отечественных гимназиях должен соответствовать не чужой религии и языку латинскому , а своим». И речь шла не только о том, что необходимо отказаться от мертвых языков, наполнить образование знаниями, необходимыми для жизни и индивидуального развития, а о том, чтобы сделать образование практико-ориентированным. По его убеждению, экзамены оправданны только там, где необходимо установить соотношение между спросом желающими поступить и предложением количеством мест в высшем учебном заведении. В средней школе важнее общее развитие, движение ученика, его желание и способности учиться, которые и должны оцениваться учителями, хорошо знающими каждого ученика. Служить общественному прогрессу Особое внимание Д.
Менделеев уделял проблемам высшего образования. Им было четко обозначено его предназначение — «служить общественному прогрессу, общему народному благу, осуществить связь между индивидуальными возможностями молодых людей и общественными нуждами». Мыслитель полагал, что в высшей школе, которая призвана воспитывать элиту общества, конкретные специальные знания в профессиональной подготовке должны опираться на глубокие общенаучные знания. Высшую школу должен был отличать постоянный труд по развитию науки и укреплению ее связи с промышленностью. Ученый видел в высших учебных заведениях источник создания в России национальной интеллигенции, способной самостоятельно развивать науку, технику, культуру страны. Менделеев подчеркивал в данной связи, что «нам особенно нужны образованные люди, близко знающие русскую природу, то есть всю русскую действительность, для того чтобы сделать настоящие самостоятельные, а не подражательные шаги в деле развития своей страны». Что касается собственно образовательного процесса в высшей школе, то его смысл Дмитрий Иванович видел «в соединении абстрактно-бесконечного с конкретной действительностью». Он считал, что знание уже известного не удовлетворяет прямому назначению высших учебных заведений, они должны «воспитывать лиц, способных впоследствии идти в область неизвестного, пытливых, обладающих возможностями, необходимыми для достижения еще не известных областей знания».
И это главное отличие высшей школы: подлинно научный уровень преподавания, постоянное стремление двигать науку вперед. Менделеев особое значение придавал подготовке учителей как высокообразованных специалистов, способствующих самостоятельному развитию своей страны. Он считал, что от подготовки учителей зависят судьбы просвещения в стране, а следовательно, и будущность государства. Вот его кредо: «Нельзя же, заботясь о том, чтобы были у России всякие свои специалисты, забыть о том, что ей нужнее всего хорошие учителя». Дмитрий Иванович особенно подчеркивал воспитательную роль учителя: он должен стать для учеников идеалом и образцом, «знать каждого ученика, его способности, наклонности и характер, чтобы всесторонне развить имеющиеся задатки». И конечно, учитель — «местный светоч науки». Педагогическая деятельность не состоит «только в обучении тому, что распространилось уже в жизни, педагоги должны содействовать перестройке жизни на улучшенный, сообразно времени, лад». Менделеев подчеркивал, что «все зависит в наибольшей мере от качества преподавателей, их примера, их любви к делу».
При этом он требовал, чтобы учителя следили за развитием науки, более того, непосредственно занимались ею, ибо только учитель, «который сам силен в науке, ею обладает и любит, может, особенно в раннем детском возрасте, влиять плодотворно на ученика при помощи любого предмета преподавания». Итак, учитель должен быть образцом, примером, воспитателем, исследователем, действующим по четкому плану, открытым всему новому, ведь, «узость учителя — высшее зло». Училище наставников Цельная система образования, по убеждению Менделеева, должна начинаться с устройства высшего учебного заведения для подготовки учителей.
Дмитрий Иванович Менделеев: вклад в развитие химии
Д.И. Менделеев — великий русский ученый | Его вклад в развитие химии и науки в целом является огромным и навсегда останется в истории мировой науки. |
Человек своеобычный / | "Наука:женский вклад в просвещение". |
ЗАСЛУГИ. Великий русский учёный Дмитрий Иванович Менделеев | Почему Дмитрия Менделеева чаще всего ассоциируют именно с ученым-химиком? - Как великому русскому исследователю удавалось изучать и делать открытия сразу по нескольким направлениям науки? |
Дмитрий Иванович Менделеев и его вклад в науку | Русские ученые, внесшие вклад в развитие мировой науки. |
День рождения Менделеева: 10 главных открытий ученого
1. Дмитрий Менделеев был 17-м ребёнком в их большой семье. Важнейшим условием процветания России Менделеев считал не только рост промышленности и рациональное использование природных ресурсов, но и развитие творческих сил народа, распространение просвещения и науки. Вклад Менделеева в учение о химическом соединении определялся, с одной стороны, физико-химическим подходом к рассмотрению свойств соединений, а с другой стороны, методологическим анализом всей совокупности сложившихся понятий.
Менделеев: великий ученый, просветитель, изобретатель и почетный академик
Дмитрий Иванович Менделеев. Многообразие интересов великого учёного | В 90-е годы Дмитрий Менделеев внес свой вклад в открытие явления радиоактивности. |
Менделеев Дмитрий Иванович - биография, исследвания, достижения | Менделееву не сразу удалось продолжить образование, но всё же в 1850 году он был принят на отделение естественных наук физико-математического факультета Главного педагогического института Петербурга. |
Менделеев Дмитрий Иванович - биография, исследвания, достижения | 7. Вклад Менделеева в науку не ограничился открытием важнейшего для человечества закона. |
Дмитрий Иванович Менделеев и его открытие | Наука и жизнь | 175 лет со дня рождения Д. И. Менделеева Дмитрий Иванович Менделеев и его вклад в развитие отечественной и мировой науки Павел Д. Саркисов 175 лет со дня рождения Д. И. Менделеева. |
От истории химии до величайших вымыслов: вся правда о Менделееве
Наиболее значительным вкладом в науку Д. И. Менделеева, принесшим ему всемирную славу, были открытый им в 1869 г. периодический закон хим. элементов и созданная на основе этого закона периодическая система хим. элементов, к-рые являются основой современного учения о. Данная презентация поможет наглядно рассказать о жизни и деятельности Дмитрия Ивановича Менделеева,его вкладе в отечественную и мировую науки. Вклад Дмитрия Ивановича Менделеева в нефтяную промышленность.
Дмитрий Иванович Менделеев и его вклад в развитие отечественной и мировой науки
Если бы этого не произошло, в школах, наверно, изучали соколовскую систему. А мы изучаем Периодическую систему Дмитрия Ивановича Менделеева. После того, как Дмитрий Иванович Менделеев открыл прославивший его периодический закон, немецкий химик Роберт Бунзен завистливо заметил: «Такого рода обобщений можно составить сколько угодно из цифровых данных, помещённых в биржевом листке». Бунзен был не прав: американский институт, занимающийся изучением новых материалов, опубликовал составленный международными экспертами список самых важных открытий для человечества. На самом первом месте — периодический закон химических элементов, открытый Менделеевым. Это один из фундаментальных научных законов.
Дмитрий Иванович был членом десятка академий и доктором десятка университетов. Он отказывался от полного перечисления всех его титулов в подписи к научным трудам — выходило длиннее, чем у царя. Звания академика в этом перечне нет. Немецкое большинство Санкт-Петербургской академии забаллотировало его кандидатуру. Это вызвало возмущение общественности, но академиком Менделеев так и стал.
Не получил Менделеев и Нобелевскую премию. Его трижды выдвигали иностранные коллеги, и Нобелевский комитет однажды даже присудил престижную награду, но Шведская академия наук отказалась утвердить решение. Считают, что главную роль в этом сыграли научные разногласия со шведским академиком Сванте Аррениусом. Да и с братьями Нобель Менделеев конфликтовал. Вклад Менделеева в науку не ограничился открытием важнейшего для человечества закона.
Его работы посвящены лесному делу, сельскому хозяйству, воспитанию, проблемам народонаселения, географии, экономике, метрологии, обществоведению и, конечно, разнообразным естественным и техническим наукам. Дмитрий Менделеев писал: «Первая моя служба — родине, вторая — просвещению, третья — промышленности».
Поездка в Париж на "Всемирную выставку" и посещение ряда французских промышленных предприятий. Результатом стала его работа "О современном развитии некоторых химических производств в применении к России и по поводу Всемирной выставки 1867 года" 1869 - Первая формулировка Периодического закона. Меншуткин читает доклад Д.
Менделеева "Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сродстве" 1869-1871 - Выход в свет классического труда Менделеева "Основы химии", построенного на основе Периодического закона 1872-1878 - Менделеев проводит систематические исследования растворов и законов сжимаемости газов. Проявляет интерес к проблемам воздухоплавания и изучению высших слоёв атмосферы. Выходят его труды "Об упругости газов" и "О барометрическом нивелировании и применении для него высотомера". Дмитрий Иванович включается в борьбу со спиритизмом.
Развил идеи о существовании соединений переменного состава. Исследуя газы, Менделеев нашёл в 1874 году общее уравнение состояния идеального газа, включающее как частность зависимость состояния газа от температуры, обнаруженную в 1834 году физиком Б. Клапейроном уравнение Клапейрона — Менделеева.
В 1877 году Менделеев выдвинул гипотезу происхождения нефти из карбидов тяжёлых металлов, которая, правда, на сегодня большинством ученых не принимается; предложил принцип дробной перегонки при переработке нефти. Золотая медаль имени Д. МенделееваВыдвинул в 1880 году идею подземной газификации углей. Занимался вопросами химизации сельского хозяйства, пропагандировал использование минеральных удобрений, орошение засушливых земель. Совместно с И. Чельцовым принимал в 1890—1892 годах участие в разработке бездымного пороха.
Особую роль в жизни Дмитрия Ивановича и становлении его как ученого сыграла семья Отец Иван Менделеев был директором Тобольской классической гимназии.
В год рождения Дмитрия отец ослеп и был вынужден выйти на пенсию. Все заботы о семье легли на плечи матери будущего учёного Марии Дмитриевны. Она разглядела в своем младшем семнадцатом ребёнке способности к науке и сделала все от неё зависящее, чтобы сын смог развиваться в этой сфере В отечественной науке практически невозможно найти отрасли, которая не была бы связана с именем Дмитрия Ивановича Менделеева. Проблемам переработки нефти он посвятил около 150 работ. Исследование Крайнего Севера: - он написал более 40 научных трудов об арктическом мореплавании. Дмитрий Иванович Менделеев, констатируя и оценивая свою многолетнюю деятельность, называл «три службы Родине»: Плоды моих трудов — прежде всего в научной известности, составляющей гордость — не одну мою личную, но и общую русскую...
Дмитрий Иванович Менделеев и его вклад в развитие отечественной и мировой науки
Гинак Е.Б. Метрологическая реформа еева и её вклад в становление и развитие Государственной системы обеспечения единства измерений в России. Историк науки Игорь Дмитриев убедительно показывает, что методологические принципы, которые разрабатывались Менделеевым начиная с его студенческих исследований изоморфизма, были будто сразу «заточены» на поиск некоей общей системы признаков веществ. В 1865 году Менделеев защитил докторскую диссертацию, в которой заложил основы нового учения о растворах, и стал профессором Петербургского университета. Но, возможно, именно открытие новых элементов Периодической таблицы Менделеева даст ключ к созданию Теории Всего, которая должна объединить существующие знания в естественных науках. Большой вклад внес Менделеев в развитие метрологии – науки об измерениях. На базе курса лекций создан первый на русском языке учебник по органической химии, за который в 1862 г. Д.И. Менделеев удостоен Демидовской премии Академии наук в 1000 руб.
Неизвестный Менделеев
Вот основные научные интересы его: — Величайшей заслугой было открытие в 1869 году Периодического закона химических элементов, одного из основных законов естествознания, и создание на его основе периодической системы элементов. Современная формулировка периодического закона звучит так: свойства элементов проявляющиеся в простых веществах и соединениях находятся в периодической зависимости от заряда ядер их атомов. На основе периодического закона Д. Менделеев исправил атомные веса некоторых, уже открытых, элементов и предсказал открытие и свойства ряда новых галлий, скандий, германий. Отметим, что имеющее важнейшее промышленное значение сжижение газов осуществимо только при его охлаждении ниже критической температуры.
Особенно бабы... Тому даже пришлось повисеть на стропах над бездной, потому что трос, регулирующий спуск водорода, запутался в них. Тем не менее Менделеев смог благополучно приземлиться в ста километрах от точки взлета, у села Спас-Угол, известного как родовое поместье Салтыковых-Щедриных. Человек меры В конце 1880-х ученый, специалист по теоретической механике и крупный биржевик Иван Вышнеградский стал министром финансов российского правительства и, когда речь зашла о разработке новой системы таможенных тарифов, привлек к этому делу старого институтского приятеля Менделеева, зная, что тот хорошо разбирается не только в химии, но и в политэкономии. С возрастом вопросы экономического развития России волновали автора периодического закона все больше. Он изучал нефте- и угледобычу, ездил на месторождения в Баку и на шахты Донбасса.
Э ту деятельность учен ый называл своей «третьей службой Родине». Менделеев не только принял активное участие в разработке тарифов, вступивших в силу в 1891-м, но и вслед за этим написал 500-страничный труд «Толковый тариф, или Исследование о развитии промышленности в России в связи с ее общим таможенным тарифом 1891 года». Ученый говорил: «Какой я химик? Я политэконом. Что там «Основы химии»? Вот «Толковый тариф» — это другое дело». Эта работа соединяла в себе и исторический очерк, и попытку прогноза на ближайшее будущее, но прежде всего она обосновывала необходимость протекционистских мер для развития отечественной промышленности. По рекомендации следующего министра финансов, Сергея Витте, с которым Менделеев познакомился при работе в тарифной комиссии, ученый занял пост руководителя Депо образцовых мер и весов. Существовавшее уже полвека ведомство пыталось навести порядок в о бласти измерений, отсутствие которого рожда ло бесчисленные махинации в торговле, строительстве — да практически везде. С подачи Менделеева Депо переименовали в Главную палату мер и весов, и в ней началась разработка точных эталонов.
Но его предложение о полном переходе на международную метрическую систему, с отменой всех древних аршинов и саженей, не встретило понимания у царя. Этот переход уже после смерти ученого осуществили большевики. Север и Урал Не слишком удачно закончилась и история участия Менделеева в полярной экспедиции, которую он разрабатывал вместе с вице-адмиралом Макаровым. Были планы пройти Северным морским путем на первом в мире ледоколе арктического класса «Ермак», который в 1898 году построила британская фирма «Армстронг». Научные приборы для судна Менделеев приобретал за рубежом через свою Палату мер и весов, а таможенную пошлину за них платил из своего кармана. Как всегда, он действовал крайне энергично, что в конце концов начало раздражать вице-адмирала. Макаров обнаружил, что у «Ермака» фактически не один командир, а два. В итоге с Менделеевым они рассорились, и ледокол ушел без нашего героя. Дмитрий Иванович не сдался и спроектировал собственный ледокол. Его идею поддержал Витте, а вот глава торгового флота великий князь Александр Михайлович, как уже было сказано, сотрудничать с «дерзким человеком» отказался.
Не Север, так Урал: летом 1899-го неуемный 65-летний Менделеев возглавил Уральскую экспедицию, целью которой было определить меры по выведению местной горной промышленности из кризиса. О проблемах уральского региона ученый был осведомлен давно. Он изложил их в записке для совещания при Министерстве финансов, после чего получил от Департамента промышленности и торговли предложение возглавить Комиссию по изучению кризисного состояния уральской промышленности и экспедицию в этот регион. Ознакомившись с ситуацией на месте, Менделеев советовал передать всю металлургию Урала в ведение Минфина, разрушить монополию крупных собственников и стимулировать небольшие частные предприятия, основать Металлургический институт и профессиональные школы, построить четыре новые железнодорожные ветки. Их итогом стали книги «Заветные мысли» 1905 и «К познанию России» 1907. Он был не из тех патриотов, что воспевают свою отчизну, толком не зная, чем живет окружающий ее мир. В одних только Франции и Германии он бывал больше 30 раз, регулярно посещал другие европейские страны. Изучая нефтедобычу, побывал и в США. Легкий на подъем, Менделеев объехал и всю Россию, разве что только на Дальнем Востоке не бывал. Зять ученого поэт Блок писал о нем: «Он давно все знает, что бывает на свете.
Во все проник. Не укрывается от него ничего. Его знание самое полное.
Дмитрий рос в окружении сосланных в Тобольск декабристов. Многодетной семье Менделеевых помогал лицейский друг Пушкина Иван Пущин. Позже падчерица Ершова станет женой Менделеева. По окончании гимназии Дмитрий Менделеев отправился в Санкт-Петербург в тот же Главный педагогический институт, где учился его отец, на физико-математический факультет. Название магистерской диссертации Дмитрия Ивановича Менделеева впору переводить с научного языка: «Изоморфизм в связи с другими отношениями кристаллической формы к составу». Магистерскую степень Менделеев получил уже на следующий год после окончания института. Зато докторскую диссертацию Менделеев написал на тему близкую и понятную народу: «О соединении спирта с водою». Но водки, как это принято считать, Менделеев не изобретал. В его диссертации даже нет упоминания об «оптимальном» проценте спирта — 40 по объему. Он лишь — и то много позже — входил в комиссию, которая устанавливала требования к производителям классической русской водки. Из всей своей груды дел, включавшей помимо разного прочего еще и создание русского пороха и реорганизацию Палаты мер и весов, сам Дмитрий Иванович выделял четыре предмета: исследование упругости газов, понимание растворов как ассоциации и классический труд «Основы химии»… И конечно, в первую очередь, периодический закон. Дмитрий Иванович сам так рассказывал об открытии: «Ясно вижу во сне таблицу, где элементы расставлены, как нужно. Проснулся, тотчас записал на клочке бумаги и заснул опять». Что ж, выходит, — действительно, приснилась. Только, как Менделеев сказал в одном из интервью: «Я над ней, может, 25 лет думал! Таким образом, никакой мистики в открытии периодического закона нет. С подобными подходами в науке Менделеев как раз активно боролся. По его инициативе, например, Русское физическое общество выступило с резкой критикой спиритизма.
В 1906 году Нобелевский комитет присудил престижную премию русскому ученому, однако этому воспротивилась шведская Королевская академия наук. Дмитрий Менделеев за работой Такое отношение к его открытиям вряд ли расстроило великого ученого. Он пользовался огромным авторитетом во всем научном мире, имел целый ряд научных званий, отечественных, зарубежных наград. Менделеева не раз выбирали почетным членом многих научных обществ в России и за рубежом. Интересные факты Менделеев был удивительно разносторонним человеком. Он блестяще выполнял работу российского промышленного разведчика. Американцам в то время удалось изобрести технологии, значительно удешевившие конечную стоимость нефтепродуктов. Российские промышленники, не имевшие возможности конкурировать с американцами, несли большие убытки. Министерство финансов, «Русское техническое общество», военное ведомство объединенными усилиями приняли решение отправить в США знаменитого химика. Здесь работала выставка технических новинок, которую он должен был детально изучить. Из-за океана великий ученый вернулся с новыми технологиями, с помощью которых американцы изготавливали керосин, прочие нефтепродукты. Энциклопедические знания профессора позволили быстро понять принцип изготовления дешевых и качественных нефтепродуктов. Методику изготовления бездымного пороха ученый позаимствовал у европейцев. Он заказал отчеты железнодорожных служб, с помощью которых удалось расшифровать новую технологию. Когда у профессора было свободное время, он сам шил себе одежду. Но более всего ему нравилось изготавливать чемоданы. Часто Менделеева называют изобретателем водки и самогонного аппарата. Но это просто ничем не обоснованная легенда. Его научный труд, докторская диссертация имела название «Рассуждение о соединении спирта с водою», где ученый занимался изучением вопроса уменьшения объема смешиваемых жидкостей. В диссертации не удастся найти ни единого слова о водке. Что касается стандарта в 40 градусов, он был установлен в нашем отечестве в далеком 1843 году, когда знаменитый химик ходил в начальные классы гимназии. Еще одна знаменитая легенда о том, что свою систему химических элементов ученый увидел во сне, тоже является мистификацией. Эту красивую сказку придумал сам профессор. Идея о вещем сне пришла ученому в голову, когда ему наскучило давать подробный ответ на один и тот же вопрос обывателей. Личная жизнь Жизненный путь Менделеева не всегда был усыпан розами, ему приходилось испытывать настоящие страдания. В молодости он долго ухаживал за избалованной барышней. С Софьей ученый был знаком с раннего детства, и она отвечала ему взаимностью. Молодые люди были помолвлены, но свадьба расстроилась из-за каприза невесты. Подготовка к торжеству шла полным ходом, как вдруг взбалмошной девице пришла в голову мысль, что от свадьбы нужно отказаться, поскольку ее жизнь и без того удалась. В самый последний момент она отказалась идти под венец. Дмитрий Менделеев и Феозва Лещева Разрыв с невестой для молодого ученого был очень болезненным. Он сумел забыть девушку только во время поездки за границу. Преподавательская работа и участие верных друзей окончательно привели его душевное состояние в норму. Через некоторое время Дмитрий вспомнил о своей старой знакомой, Феозвой Никитичне Лещевой. Барышня была старше своего избранника на восемь лет, но этот факт не стал помехой для женитьбы. Дмитрий Иванович не был влюблен в свою жену, но к детям был очень привязан.