В 2023 году Масленица будет с 20 по 26 февраля, дни масленичной недели имеют каждый свое название и назначение. Название дней Масленичной недели по дням. Масленичная неделя длится семь дней, каждый из которых принято отмечать по-своему.
Масленичная неделя: традиции и обряды каждого дня
Молодежь участвовала в кулачных боях, многочисленных конкурсах, состязаниях. На «Тещины вечерки» в пятницу наступал черед зятьев принимать гостей. Тещи приходили не одни, а с подругами. За угощения отвечали дочери. В субботу встреча гостей продолжалась. На этот раз невестки встречали родственников по линии своего супруга. Главным угощением также становились блины. Золовка обязательно получала подарок.
Заканчивались гуляния в воскресенье, также известное как Прощеное. Как понятно из названия, полагалось просить прощение за обиды, какими бы они ни были — вольными или невольными. Вечером все собирались на сжигании чучела.
В праздники каждый старается досыта наесться угощений, а также избавиться от всего, что может помешать духовному росту и развитию.
По приметам, если на Масленицу блины удались, то год принесет процветание, комом - жди беды. Чем вкуснее получились блины на Масленицу, тем больше будет денег и благополучнее жизнь. В среду теще необходимо пригласить своего зятя и испечь для него блины. Если угощения ему понравятся, значит, её дочь будет счастлива.
Дождь или мокрый снег на Масленицу - осенью грибов будет много, если же холода - лето жаркое встречай. Незваные гости на Масленицу - к счастью. Чем больше угощений на столе, тем жизнь будет краше. Если на Масленицу сжечь или выбросить негодные вещи - жди новых.
Если в Прощеное воскресенье человек найдет в себе силы простить, то сможет жизнь изменить.
В этот день полагалось благодарить тещу за заботу, хвалить ее хозяйственность, петь про нее песни. На ярмарках разыгрывались веселые сценки с медведями и ряжеными, про то, как теща для зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, как зятек- то теще «спасибо» сказал. Существовало поверье, что на «Лакомку» нужно съесть всего вкусного как можно больше, как говорили в народе, «сколько раз собака хвостом махнет». В ответ на благодарности теща должна была помазать голову зятя маслом, «чтоб был ласковым и к жене также примаслился». Четверг на «Разгул» был самый сытный и развеселый день, на него приходилось больше всего игр, гуляний, хороводов.
Устраивали «масленые поезда»: привязывали к огромным саням столб, набивали на него колесо, а на колесо сажали самого большого шутника и весельчака — гармониста с вином, пирогами, блинами, сластями, стегали коня и отправляли в поездку. За гармонистом с песнями шел остальной народ. В этот же день начинали вывозить чучело Масленицы, колядовать ряженые. Любой мог заглянуть к соседям, знакомым и незнакомым людям, распевая приговорки. Например такие: «Дин-данка, подай- ка блинка, оладышка-поджарышка, нам с другом на парушку. Тетушка, не скупися, масляным кусочком поделися».
Или такие: «Трынцы-брынцы, пеките блинцы! В пятницу, на «Тещины вечерки», зятья угощали матерей своих жен блинами да сладостями. Накануне вечером зять должен был вечером лично пригласить тещу, а на следующее утром прислать за ней специальных парадных «позываток». Чем больше оказывалось «званых», тем больше оказывалось теще почестей. Отсюда и поговорка пошла: «У тещи зятек — любимый сынок». Только вот угощение было за счет приходящей стороны.
С вечера теща должна была послать в дом зятя и дочери все необходимое для выпечки от сковородки до масла и муки. В субботу — «Золовкины посиделки» золовка — сестра мужа. Молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Если сестра мужа еще не успела обзавестись семьей, то в гости приглашали незамужних подруг. А если золовка уже была замужем, то невестка собирала замужнюю родню. Иногда невестка со своими родственниками отправлялась прямо в дом сестры мужа.
В те времена существовал обычай одаривать золовок приятными мелочами, необходимо было задобрить сестру мужа, чтобы в дальнейшем не возникало никаких ссор и споров. Между прочим, слово «золовка» произошло от слова «зло». Сестры мужа недоверчиво относились к молодой жене своего брата, вели себя с ней достаточно сурово, иногда даже несправедливо. Так что на Масленицу можно было исправить положение, одарив подарками золовок и превратив их из «золовушек — змеиных головушек» в своих подруг. В последний день Масленицы — воскресенье — доедали блины и сжигали чучело Масленицы, символизирующее уходящую зиму. Разводили огромный костер, в нем сжигали старые вещи которые больше не понадобятся в этом году и бросали чучело Масленицы.
Вокруг костра становились в хоровод и пели: «Гори-гори ясно, чтобы не погасло. Масленица загорела, всему свету надоела, прощай, прощай, на тот год нас навещай». В некоторых деревнях в костер бросали последние блины, потому что на следующий день наступал пост, в который ели только нежирную растительную пищу. Пепел Масленицы развеивали по полям — «на богатый урожай» В городе вместо старых ненужных вещей в огне растапливали ледяные горы, чтобы уничтожить последнее проявление зимы снег и лед.
Вся неделя делится на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица. Узкая Масленица — первые три дня: понедельник, вторник и среда.
Широкая Масленица — это последние четыре дня: четверг, пятница, суббота и воскресенье. В первые три дня можно было заниматься хозяйственными работами, а с четверга все работы прекращались. Понедельник - встреча Начало Узкой Масленицы. Было принято, что утром свёкор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, вечером сами приходили к сватам в гости. Обговаривались время и место гуляний, определялся состав гостей. К этому дню достраивались снежные горы, качели, балаганы.
Начинали печь блины. Первый блин отдавался малоимущим на помин усопших. В понедельник из соломы, старой одежды и других подручных материалов сооружалось чучело Масленицы, которое насаживали на кол и возили в санях по улицам. Вторник - заигрыши Ранее в этот день происходили смотрины невест. Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству, для того, чтобы после Великого поста сыграть свадьбу.
Масленица в ЭТНОМИРе
- Содержание
- Почему так называется?
- Масленичная неделя «Мы Масленицу встречали, в библиотеку зазывали»
- Масленичная неделя | это... Что такое Масленичная неделя?
Как называются дни масленичной недели и что принято делать в каждый из них?
В народных обычаях каждый день недели Масленицы имеет свое название и уникальное значение. Остальные четыре дня недели — 14, 15, 16 и 17 марта — проходят под знаменем Широкой Масленицы. Рассказываем, когда начнется Масленичная неделя, что значит каждый из дней, какие предусмотрены ритуалы. Новости Новости события города.
Масленичная неделя «Мы Масленицу встречали, в библиотеку зазывали»
Согласно народной традиции, и в 2024 году каждый день масленичной недели называется по-своему. встреча, вторник - заигрыши, среда- лакомка, четверг - разгул, пятница - тещины вечерни, суббота - золовкины посиделки и воскресенье - проводы, прощеный день. Название дней недели на Масленицу для детей.
Как называются дни масленицы и что они обозначают, история и традиции празднования
Пусть блины ваши всегда будут с маслом свежим и начинкой вкусной. Пусть в ваш дом стучаться только добрые люди, которые принесут хорошие новости и радости. Веселитесь и пойте всю неделю, радуйтесь наступающей весне.
Например, в среду зятья приходят к тещам на блины, а в пятницу наоборот. Государственным комитетом Российской Федерации по печати. Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет. На информационном ресурсе применяются.
Особый почет полагалось воздать золовке. Воскресенье — Проводы Воскресенье — апогей Масленицы. К вечеру разводили костер и сжигали соломенную куклу «Масленицу».
На возвышенности укреплялся длинный шест с колесом наверху. Крутящийся обод колеса символизировал приближение солнца, увеличение длительности светового дня. Вокруг шеста укладывали дрова, веники.
Гуляние сопровождалось песнями, катанием на санных упряжках с крутых гор. Полыхающие костры были видны из деревни в деревню. В Древней Руси Масленичная неделя символизировала возрождение жизни.
Круглый блин олицетворял солнце — главный символ жизни. В Масленичную неделю было принято проводить свадьбы.
Согласно константинопольскому Уставу, в воскресные дни от Недели по Воздвижении и до Великого поста читаются рядовые чтения из Евангелия от Луки. Некоторые из этих чтений были сознательно поставлены в конец цикла с тем расчетом, чтобы они были прочитаны в преддверии Великого поста так как их содержание гармонирует с настроением подготовительного периода : это чтения о Закхее Лк. Впоследствии Неделя с чтением Евангелия о Закхее так и осталась без особого богослужения в настоящее время это зачало читается всегда в последнее воскресенье перед Неделей о мытаре и фарисее , зато другие два чтения стали фундаментом для особых служб предварительного периода. Неделя о мытаре и фарисее появляется примерно в X-XI вв. Отмена поста в седмицу после Недели о мытаре и фарисее Принято считать, что пост в эту седмицу отменяется с целью обличения поста евангельского фарисея.
Следует отметить, что этот смысл не был изначальным; правило отменять пост в эту седмицу появилось ранее, чем Неделя о мытаре и фарисее закрепилась на современном месте в календаре, и связано оно было с политикой противодействия влиянию армян-монофизитов. В Армянской церкви издревле существовал и существует до сих пор пятидневный пост, приходящийся на третью седмицу перед Великим постом как раз седмица после Недели о мытаре и фарисее. Точных сведений о причинах и времени происхождения этого поста нет: армянская традиция возводит установление поста в IV веке к деятельности святителя Григория Великого , просветителя Армении, а несториане которые также соблюдали этот пост говорили, что пост был введен во 2-й половине VI века вследствие эпидемии чумы как средство для умилостивления Бога. У армян пост получил название «араджаворац», что значит «передовой», то есть первый пост в календарном году. Этот пост соблюдается до сих пор. Сам «передовой» пост не имел догматической окраски. Однако из-за того, что армяне не приняли IV Вселенский Собор, византийцы с течением времени пост «араджаворац» стали воспринимать как еретическую особенность.
Греческие церковные писатели резко осуждали эту практику поста, в результате чего появилось противоположное предписание — проводить всю седмицу после Недели о мытаре и фарисее как сплошную, не постясь в среду и пятницу. Впервые об этом обычае упоминает Никон Черногорец, писатель XI века. Скорее всего, изначально запрет поститься в среду и пятницу данной седмицы был адресован прежде всего тем христианам, которые жили в Палестине и Малой Азии поэтому это предписание вошло в Иерусалимский Устав , то есть на территориях, близких к Армении и где жило много армян. Целью этого запрета было стремление решительно отмежеваться от инославных. Вследствие распространения Иерусалимского Устава на всем Востоке и становится практика отмены поста в 3-ю седмицу перед Великим постом становится общецерковной. В нашем Типиконе описанная выше историческая причина кратко выражена в следующих словах: «Подобает ведати: яко в сей седмице иномудрствующии содержат пост, глаголемый арцивуриев. Мы же монаси на кийждо день, се же в среду и пяток, вкушаем сыр и яица, в 9-й час.
Миряне же ядят мясо, развращающе онех веление толикия ереси». Неделя о блудном сыне Появилась по тем же причинам, что и Неделя о мытаре и фарисее — как закрепление рядового чтения из Евангелия от Луки по причине его соответствия идее приготовления к Великому посту. Неделя о блудном сыне была добавлена в IX веке; некоторые сохранившиеся древнейшие Триоди начинаются с Недели о блудном сыне; точно так же Устав Великой церкви IX в. Это означает, что на ранней стадии эта Неделя еще не имела своего привычного современного названия. Недели мясопустная и сыропустная Появляются уже в VI веке; в это время в предпоследнее воскресенье пред постом заканчивали есть мясную пищу, а, соответственно, последнее воскресенье было днем заговения на молочную пищу. В древней иерусалимской традиции в VII веке эти два дня уже имели особые чтения на литургии, о чем мы узнаем из сохранившегося грузинского перевода Иерусалимского Лекционария. Правда, те иерусалимские чтения отличались от нынешних, ибо современные чтения возникли позднее в рамках константинопольской традиции.
Неделя 1-я Великого поста — Торжество Православия В современной службе Недели 1-й Великого поста следует различать основную и второстепенную памяти. Основным празднованием является воспоминание Церковью восстановления иконопочитания в 843 году и окончательное отвержение иконоборческой ереси. В 842 году умер последний император-иконоборец Феофил и в этом же году был смещен с константинопольской кафедры Патриарх-иконоборец Иоанн Грамматик. Иконоборчество к этому времени уже изжило себя, да и принявшая власть по смерти Феофила его жена императрица Феодора еще при жизни мужа была сторонницей почитания икон. При ее поддержке началась подготовка к торжественному восстановлению иконопочитания, которая заняла около года; после того как в начале 843 года был избран Патриархом святитель Мефодий, в Константинополе впервые был совершен чин Торжества Православия. По стечению обстоятельств это произошло 11 марта 843 года, как раз в 1-е воскресенье Великого поста то есть изначально не было стремления приурочить торжественное восстановление иконопочитания именно к 1-й Неделе поста. Однако этот прецедент положил основание той многовековой традиции, которая сохраняется и в настоящее время: праздновать именно в Неделю 1-ю Великого поста победу над иконоборчеством, с которой впоследствии была соединена идея торжества Церкви над всеми ересями вообще, потому этот день назван Торжество Православия.
Вскоре после 843 года была составлена нынешняя служба Недели Православия; в песнопениях службы основной акцент сделан на богословии иконопочитания. В частности, говорится о том, что именно Воплощение Христа является основой почитания Образа кондак , что, целуя икону, мы воздаем честь тому, кто изображен на ней «честь бо образа, якоже глаголет Василий, на первообразное преходит», см. Лишь на заключительном этапе развития Триоди память о торжестве иконопочитания была расширена к прославлению торжества Церкви над всеми лжеучениями. Так, во 2-й стихире на стиховне малой вечерни упоминаются ересиархи прежних времен: «Ариева нечистая упразднися прелесть, Македониа, Петра, Севира же и Пирра: и светит Свет трисолнечный».
Как называются дни масленичной недели и что принято делать в каждый из них?
Каждый день имеет свое название и свои обычаи, которым в давние времена следовали неукоснительно. У Масленицы есть свое строгое расписание, каждый день недели имеет своё символическое значение. Так повелось, что молодёжь именно во второй день масленичной недели подбирает себе пару для совместной счастливой жизни. Так повелось, что молодёжь именно во второй день масленичной недели подбирает себе пару для совместной счастливой жизни. На масляной неделе, в среду и пятницу, в церквях проходят особые службы по великопостному уставу. Откуда появилась традиция праздновать Масленицу, как празднуют Масленицу по дням недели, традиции на Масленицу: что делать и как праздновать, фото.
Название каждого дня масленицы
Некоторые задаются вопросом, какого числа этот праздник у православных. Но верующие люди отмечают не Масленицу, а именно Сырную седмицу. Она пройдет почти в то же время — даты зависят от того, на какое число выпадает Пасха. Еще на Руси в Масленичную неделю устраивали народные гуляния и большие застолья. Девушки в это время гадали, проводили обряды и творили привороты. Почти тогда же зародилась традиция сжигать чучело, что символизирует приход весны.
Каждый день Масленицы имеет свое имя и ритуалы. Понедельник — «Встреча» В этот день хозяйки начинали печь блины, первый из которых отдавали нищим для почтения памяти умерших.
В некоторых регионах было принято готовить вареники с сыром и сметаной, ватрушки, оладьи. Хозяйки угощали ими приглашенных родственников и гостей. Жители сел ходили по дворам, держа в руках чучело Масленицы, пели песни. Дети посещали дома, хозяева давали им вещи для дальнейшего сжигания. На площадях населенных пунктов устанавливались горки, качели. Утром свекровь со свекровью отправляли невестку в дом ее родителей, а вечером сами навещали их. Вторник — «Заигрыши» В этот день молодежь начинала устраивать катания на санках, снежные забавы, соревнования на протяженность спуска с ледяных горок.
Проводились смотрины невест. Среда — «Лакомка» День сопровождался поеданием традиционного блюда — блинов, изготовленных из различных сортов теста с разнообразными начинками. Устраивались блинные соревнования — определяли, у кого они получились вкуснее всего. Также в среду было принято ходить в гости к теще с угощениями. Четверг — «Перелом Масленицы Широкий разгуляй » День был наполнен гуляниями с утра до вечера, вождением хороводов, кулачными боями. Хозяйки пекли изделия из муки в форме птиц. В четверг запрещалось шить.
Пятница — «Тещины вечерки» Зятья угощали блинами своих тещ, которых приглашали в гости нарядные посланники. Суббота — «Золовкины посиделки» В субботу было принято приглашать в гости золовку сестру супруга и вручать ей подарок, а также просто навещать родственников и друзей. Воскресенье — «Прощеное воскресенье Проводы, Целовник » В церквях в воскресенье проходят богослужения, предваряющие Великий пост. В этот день люди просили прощения, забыть плохие поступки. Ритуал завершался поцелуем и поклоном. Было принято посещать могилы родственников и приносить им в качестве угощения блины. Люди парились в банях, чтобы смыть грехи.
Вечером существовала традиция сжигать на окраине деревни чучело Масленицы. Такой обряд символизировал встречу весны. Масленица заканчивалась уборкой: мытьем посуды, сжиганием остатков праздничной еды. Как провести Масленицу Проведите это время в спокойном добром общении с окружающими. Пеките и кушайте блины. Наводите порядок и чистоту в доме, приглашайте гостей. В последний день Масленичной недели просите прощения у тех, кого обидели, и прощайте обидчиков.
В некоторых этнических традициях март называется «месяцем Масленицы» чуваш. Происхождение и цели обрядов[ править править код ] Санкт-Петербург. Масленица с горками в 1860-х гг. Первое упоминание о масленице относится к XVI веку, хотя мясопуст упоминается в Лаврентьевской летописи при описании мора в Киеве в 1092 году: «продали мы гробов от Филиппова дня до мясопуста 7 тысяч» [20].
По мнению Вс. Миллера [21] и Б. Рыбакова [22] , в дохристианскую пору празднование Масленицы было приурочено к весеннему равноденствию , которое у ряда народов, использующих солнечный календарь , является началом нового года. Согласно этой гипотезе, празднование нового года и проводы зимы оказались вытеснены с 22—24 марта на более ранние даты в результате введения христианского Великого поста , во время которого веселье считалось недопустимым.
Среди дореволюционных исследователей было распространено мнение, что Масленица восходит к языческому празднику в честь «скотьего бога» Волоса. Снегирёв писал: «может статься, самая масленица, приходящаяся около Власьева дня , не была ли праздником Волосовым. Масло, приносимое ему в жертву, называлось волосиным или воложным» [23]. Дубровский отмечал [24] , что многие масленичные обряды являются чисто зимними и не могут отмечаться весной и считал, что масленичные обряды перешли с Власьева дня, когда у Власия «и борода в масле».
Волков[ кто? У белорусов зафиксирована поговорка «На Власа бери ковшом масло» белор. Существует версия, что на встречу Масленицы наложился обряд встречи первого весеннего месяца марта, из-за чего в народных песнях Масленицу называют Авдотьей см. Авдотья Весновка 1 марта [28].
Вероятно на Руси первоначально масленичные действия соотносились с началом нового года, приходившегося на март [29] до 1492 года. Новогодние обряды, связанные с очищением, магией первого дня и культом предков, по мнению Д. Зеленина , могли быть передвинуты также на Чистый четверг последней недели поста. Саму Масленицу Зеленин считал поминальным праздником, в ходе которого крестьянское сообщество вовлекало своих умерших членов отметить рубежное время накануне поста, поэтому масленичные костры — это «приглашение умерших предков к обильному ужину накануне поста» ср.
Большинство обычаев Масленицы, не связанных с культом предков, обнаруживают свои истоки в западном карнавале [30].
Там, под обрядовые песни и хороводы, устраивали большой костер и веселились около него. Пепел рассыпали по полю, чтобы урожай был лучше. Воскресенье, Проводы Считается наиболее важным днем Сырной Седмицы.
В Прощеное воскресенье старались примириться со всеми, отпустить обиды и попросить, кланяясь в пояс, прощения у других людей, и расцеловаться с ними. В ответ на такую просьбу необходимо сказать: «Бог простит, и я прощаю». Второе название Прощеного воскресенья — целовальник. В канун Великого поста можно в последний раз лакомиться молочными продуктами и яйцами запрета на мясо уже нужно было придерживаться всю масленичную неделю.
Наши предки остатки скоромной пищи раздавали нищим или сжигали. Традиционно Масленица была и остается веселым и радостным праздником. Ее традиции уходят корнями в древнеславянские верования, а все дни на масленичной неделе награждены собственными названиями. Правда, многие обычаи уже канули в лету, но по-прежнему желающим прикоснуться к торжествам на стыке зимы и весны удается сполна окунуться в праздничную атмосферу.
Читайте также:.