Новости ленин и крупская

Здесь Владимир Ленин и Надежда Крупская отдыхали во время заграничной поездки. «Царский ленд-лиз» или у кого империя покупала. В.И. Ленин и Н.К. Крупская с племянником Ленина Виктором и дочерью рабочего Верой в Горках. Ленин и Крупская: дожитие Когда болезнь свалила Ленина, уход за беспомощным мужем превратился для Надежды Константиновны в смысл жизни. Апполинария была хорошей подругой Надежды Крупской и через Апполинарию Ленин познакомился со своей будущей женой.

Революционерка Крупская просила не ставить памятники Ленину

Владимир Ленин на Красной площади во время праздника частей Всевобуча. Фотограф: Кузнецов К. Ленин на параде войск Всевобуча. Москва, 25 мая 1919 года. Фото: М. Ленин на параде войск Всевобуча всеобщее военное обучение , Москва, 25 мая 1919 года.

Ленин в центре , Свердлов справа любуются памятником Марксу и Энгельсу, на площади Революции в Москве. Организаторы и члены Санкт-Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Стоят слева направо: А. Малченко, П.

Антибиотиков в то время не знали - лечили препаратами, содержащими йод и ртуть. Загадочная болезнь затихала на некоторое время и развивалась с новой силой - полный паралич правой конечности.

Но диагноз сифилис врачи так и не подтвердили. И даже вскрытие после смерти показало - сифилис Ленина не коснулся. Наперекор недугу За всё время болезни выдвигалось огромное количество диагнозов. Владимиру Ленину приписывали хроническое отравление свинцом, желудочные недуги и другое. Но официальным диагнозом по-прежнему оставался атеросклероз. На протяжении всего развития болезни Ленин пытался справиться со страшными её проявлениями.

Одно время он едва ли мог говорить, заново учился выражать свои мысли. Один из его многочисленных лечащих врачей описывал то, как усердно в последние годы жизни Владимир Ильич пытался восстановить речь. Успехи были, значительные. Но все снова и снова возвращалось на круги своя — к постельной койке. Виктор Петрович Осипов, лечащий врач Ленина: Правые конечности были напряжены до того, что нельзя было согнуть ногу в колене, судороги были также и в левой стороне тела.

При заключении брака взяла фамилию мужа - Ульянова, но при этом публично всегда выступала под своей девичьей фамилией.

С 1898 г. С 1918 г. В 1901-1905 гг. С мая 1905 г. В 1905-1906 гг. В 1907-1917 гг.

Преподавала в партийной школе в Лонжюмо под Парижем 1911 , была секретарем Ленина. В 1914 г. В годы Первой мировой войны разделяла позицию Ленина о необходимости военного поражения России, участвовала в подготовке Циммервальдской 1915 и Кинтальской 1916 международных социалистических конференций в них участвовали социалисты — сторонники военного поражения своих стран. В апреле 1917 г. Немецкие власти обеспечили их проезд из Швейцарии через свою территорию в специальном запломбированном вагоне. После установления в октябре 1917 г.

Занималась организационными и теоретическими вопросами создания системы коммунистического воспитания и пропаганды среди детей и юношества. С ноября 1917 г.

Вскоре после замужества Н. Крупская перенесла тяжелое женское заболевания: сказались месяцы тюремного заключения с 28 октября 1896 г. Надежда Константиновна находилась в петербургском Доме предварительного заключения , и этот этап жизни унес много здоровья и сил.

Ее мать, Елизавета Васильевна, шесть раз писала прошение об освобождении дочери ввиду ее крайне тяжелого состояния. После новогодних праздников 1899 г. Мария Александровна Ульянова в письме Надежде Константиновне спросила ее, здорова ли она, и долго ли еще ждать «прилета пташечки». В апреле 1899 г. Крупская ответила свекрови: «Что касается моего здоровья, то я совершенно здорова, но относительно прилета пташечки дела обстоят, к сожалению, плохо: никакой пташечки что-то прилететь не собирается».

В мае 1900 г.

Жена и соратник. Кого любил и боялся потерять Владимир Ленин

В одном из них — Варваре Арманд, родившей дочь, — она написала: "Так я хотела когда-то ребёнка". Ленин никогда публично не высказывал сожаления по поводу отсутствия у них с Крупской детей, однако этот вопрос также был весьма болезненным для него. По воспоминаниям супруги Г. Зиновьева, Владимир Ильич всегда любил играть с их сыном Степаном: бегал с ним наперегонки, носил на плечах, исполнял все его детские капризы. А когда в комнате становилось слишком шумно, она пыталась их успокаивать, однако Ленин на это неизменно отвечал: "Мы играем — не мешайте". Когда однажды она шла с Лениным и своим сыном, бежавшим впереди, вождь революции сказал: "Жаль, у нас нет такого Стёпы".

Ленин и Крупская очень сильно, но тщетно хотели детей, искренне радуясь за тех, у кого они были. Кроме того, Владимир Ильич старался сделать всё, что от него зависит, чтобы помочь товарищу по партии, Г. Соломону, в семье которого ждали рождения ребёнка. Последствия многомесячного тюремного заключения, сказавшиеся на здоровье Крупской Спустя короткое время после замужества Надежда Константиновна тяжело заболела по женской части: дали знать о себе месяцы тюремного заключения. Период с конца октября 1896 года до середины марта 1897 года она провела в Доме предварительного заключения в Петербурге, и эта страница её жизни отобрала немало сил и здоровья.

Мать Крупской, Елизавета Васильевна, неоднократно обращалась с прошением об освобождении дочери по причине её крайне тяжёлого состояния. В одном из писем своей невестке в начале 1899 года мать Ленина, Мария Александровна, спросила, здорова ли та и как долго ещё ждать "прилёта пташечки".

Именно она стала надежным тылом в бытовом смысле — готовка, стирка, уборка и прочие домашние дела. И она, и Ленин были полностью погружены в социально-демократические идеи, жили мыслями и разговорами о революции, — рассказал экскурсовод. Если во время ссылки в Шушенском Ленин успевал поохотиться и ходил собирать грибы в лесу, то в Уфе такой возможности не было.

Зато здесь революционеры гуляли в саду на Случевской горе ныне — Сад Салавата Юлаева. Такие прогулки в основном тоже проходили в компании революционеров. Здесь же Ленин подружился с братьями Кадомцевыми и Александром Цюрупой. Последний жил на углу нынешних улиц Мустая Карима и Чернышевского. Вместе с Надеждой Крупской будущий вождь пролетариата ходил к нему в гости и обсуждал, как построить работу социал-демократов.

Так распространяли газету «Искра» — в кубиках, за подкладкой чемодана или под одеждой Вскоре Ленину пришлось уехать из Уфы — три недели подходили к концу. Уже из-за рубежа Ленин отправлял в Уфу выпуски газеты «Искра». Ее переправляли в чемоданах с двойным дном, прятали в деревянных кубиках, а однажды даже спрессовали и надели сверху книжную обложку. Потом уже наши революционеры ее копировали и распространяли дальше, в другие города, — говорит экскурсовод. Несмотря на то что Ленин пробыл в Уфе не очень долго, именно это поселило в местных социал-демократов уверенность в своих убеждениях.

Во многом помог талант Ленина как оратора — после его выступлений к уральским революционерам присоединялись новые и новые люди, а выпуск газеты «Искра» сделал Уфу важнейшим для революционеров городом. За актуальными новостями Уфы и Башкирии следите в нашем Telegram-канале.

Однако какие именно идеи его привлекают — молодой человек пока не определился. Что еще-то, даже не знаю, — рассказал о причинах вступления в партию молодой коммунист Александр. Даже по окончании митинга красные следы праздника октябрьской революции можно было встретить в округе «Звездного» в виде воздушных шаров, которыми партийцы щедро одаривали липчан. Подписывайтесь на Lipetsknews.

А когда в комнате становилось слишком шумно, она пыталась их успокаивать, однако Ленин на это неизменно отвечал: "Мы играем — не мешайте". Когда однажды она шла с Лениным и своим сыном, бежавшим впереди, вождь революции сказал: "Жаль, у нас нет такого Стёпы". Ленин и Крупская очень сильно, но тщетно хотели детей, искренне радуясь за тех, у кого они были. Кроме того, Владимир Ильич старался сделать всё, что от него зависит, чтобы помочь товарищу по партии, Г. Соломону, в семье которого ждали рождения ребёнка. Последствия многомесячного тюремного заключения, сказавшиеся на здоровье Крупской Спустя короткое время после замужества Надежда Константиновна тяжело заболела по женской части: дали знать о себе месяцы тюремного заключения. Период с конца октября 1896 года до середины марта 1897 года она провела в Доме предварительного заключения в Петербурге, и эта страница её жизни отобрала немало сил и здоровья. Мать Крупской, Елизавета Васильевна, неоднократно обращалась с прошением об освобождении дочери по причине её крайне тяжёлого состояния. В одном из писем своей невестке в начале 1899 года мать Ленина, Мария Александровна, спросила, здорова ли та и как долго ещё ждать "прилёта пташечки". В своём ответе Н. Крупская сообщила о том, что со здоровьем у неё всё в порядке, что она совершенно здорова, однако с "пташечкой" дела обстоят плохо — прилетать она "что-то не собирается". Владимир Ильич очень переживал за супругу, когда она весной 1900 года прибыла в Уфу для завершения срока ссылки и обратилась к доктору. Чуть позже, в июне, в своём письме матери он с тревогой сообщил, что [женская] болезнь жены требует интенсивного лечения и что ей нужно лечь в больницу на несколько недель.

«Она похожа на селедку». История любви Ленина и Крупской

Что стало с пассажирами «ленинского» опломбированного вагона? Надежда Крупская и делегатки XIII съезда РКП(б) у гроба Ленина.
53 необычных факта о Владимире Ленине: краткая биография Знакомство Ленина и Крупской произошло в феврале 1894 года в Петербурге на встрече революционных активистов, проводимой под видом празднования масленицы.
Пять малоизвестных фактов из жизни Ленина - Российская газета Смотрите видео на тему «Ленин И Крупская Прикол Приколы Все» в TikTok.
Откройте свой Мир! Знавший Ленина и Крупскую социал-демократ Соломон вспоминал, что они "очень, но тщетно хотели иметь ребенка" и искренне завидовали тем, у кого были дети.

Жорес Трофимов: любовный треугольник «Ленин, Крупская, Арманд». Правда или вымысел?

Она стала секретарем, переводчиком и домоправительницей у Ленина и Крупской, и осенью 1910 года переехала в Париж, чтобы быть ближе к своим друзьям. «Царский ленд-лиз» или у кого империя покупала. В.И. Ленин и Н.К. Крупская с племянником Ленина Виктором и дочерью рабочего Верой в Горках. Основной причиной смерти Ленина явился жесточайший атеросклероз, практически разрушивший сосуды головного мозга. Петербургский фонарь установят на горе Цюрихберг, на участке, где отдыхал Ленин.

Тайна бездетности Ленина и Крупской: почему у вождя пролетариата не было детей

По сути дела, те изменения, которые сегодня идут в современной школе и встречают сопротивление со стороны родителей и педагогов, несут в себе отказ от идей Крупской. В основу педагогики она положила воспитательные функции. Причем не просто некоего абстрактного подрастающего поколения, а воспитания гражданина и общества в целом. Крупская не зацикливалась и не делила педагогику на школьную или постшкольную. Это поразительная ситуация — она охватила внешкольную, дошкольную, школьную, послешкольную и вузовскую сферы. Она возвела педагогику в формат воспитания общества на разных его стадиях.

Но сам факт воспитательной работы был впервые принят ею. Не нравится коммунистическая идея? Воспитайте людей в капиталистическом формате. Воспитайте в социальном, демократическом и так далее. Вопрос возникает в самом методе, хотя и в коммунистическом воспитании не было ничего плохого.

Мы что, сегодня отказываемся от коллективизма? Нет, президент говорит, что его, наоборот, надо развивать. Мы говорим о том, что нам нужны взаимовыручка и взаимопомощь — в России даже прошлый год был посвящен волонтерству. По сути дела, кроме самого слова «коммунистический», мы приемлем все то, что несла в этой основе Надежда Константиновна. Возьмите систему образования.

Реформа этой сферы привела к тому, против чего боролась Крупская. Мы видим, что образование становится лишь оказанием образовательных услуг, но не воспитанием. Воспитательная функция из образования сегодня исключена, о чем говорят в педагогическом сообществе. Все говорят о том, что это необходимо, но государство от этого уходит! В этой связи идеи Крупской становятся очень актуальными… — В чем вообще состояли ее идеи?

Подозреваю, что об этом сегодня мало кто знает. Не просто разделить ее на части, а относиться к ней, как к общей системе воспитания. Во-вторых, основы педагогики — это воспитание и прямая работа с молодежью и детьми. В-третьих, отношение к молодому человеку, к ребенку как к личности, а не как к объекту, который надо чему-то научить, что-то в голову вложить, поиграть с ним и забыть. Нет, дети — это личности, которые таковыми являются с момента рождения.

Педагогика, образование — это не игра, а развитие, требующее отдельной проработки вопросов детской литературы, детского телевидения, которого при Крупской, конечно, не было, но сегодня оно должно расширять кругозор, знания. Сравните советские мультфильмы с американскими. Советские были основаны на идеях Надежды Константиновны — они обучают в процессе игры. Посмотрите мультфильмы американские по комиксам, всяких покемонов и так далее. Они, наоборот, уводят в сторону и засоряют мозги ребенку.

Вот вам яркий пример. Воспитание через труд. Труд должен быть важной составляющей воспитательного процесса, который позволяет человеку сориентироваться и понять свое будущее. Это, кстати, вопросы профтехучилищ, о которых сейчас все говорят, что их необходимо восстанавливать. Это вопрос наставничества, о котором говорил президент и даже проводил целый форум по этому поводу.

Но Крупская форумы не проводила. Она внедряла все это в педагогическую среду, для людей все это становилось естественным.

Девушки вместе преподавали в вечерне-воскресной школе для рабочих, и зимой 1894 года Якубова зазвала Крупскую на нелегальную политическую "сходку", где должен был присутствовать "один очень интересный человек". Это и был Ленин. Атеистически настроенные жених и невеста обвенчались в 22 июля 1898 года. Существует версия, что на венчании настояла Елизавета Васильевна Крупская - мать невесты. Также существуют слухи о том, что Ленин якобы был не первым мужем Надежды Крупской. Если верить Британской энциклопедии, то прежде она состояла в браке с эсером Борисом Германом, близким другом Фанни каплан.

В своём ответе Н. Крупская сообщила о том, что со здоровьем у неё всё в порядке, что она совершенно здорова, однако с "пташечкой" дела обстоят плохо — прилетать она "что-то не собирается". Владимир Ильич очень переживал за супругу, когда она весной 1900 года прибыла в Уфу для завершения срока ссылки и обратилась к доктору. Чуть позже, в июне, в своём письме матери он с тревогой сообщил, что [женская] болезнь жены требует интенсивного лечения и что ей нужно лечь в больницу на несколько недель. Окончательный диагноз, поставленный доктором, был найден в записях в Уфе лениноведом Г.

Хаитом — "генитальный инфантилизм". Для медицины того времени болезнь была неизлечимой. Для В. Ленина и Н. Крупской бездетность была настоящей драмой.

Все 25 лет совместной жизни они, практически не расставаясь, были не только супругами, но и близкими друзьями, соратниками, единомышленниками. Надежда Крупская отдала мужу всю свою жизнь, а он всегда очень ценил и трогательно заботился о своей жене, принимая её со всеми её достоинствами и недостатками. По материалам Ленинского мемориала.

После смерти Ленина идею поддержали почти все первые лица государства. Сыграли свою роль панихидные эмоции, объяснимое желание хоть как-то сберечь не только память о человеке, но и его внешний облик. Существовал в этом деле и политический резон. Соратники увидели в замысле Мавзолея могучий пропагандистский потенциал.

Весть о смерти Ленина воодушевила многих противников советской власти. Поэтому нужно было продемонстрировать единство партии и народа, силу преемников вождя и мощный потенциал его идей. Для этого траурные мероприятия подходили наилучшим образом. Массовое паломничество в Колонный зал, а затем и в Мавзолей стало еще одним наглядным доводом в пользу того, что большевики обосновались у власти всерьез и надолго. Похороны В. Ленина 27 января 1924 года. Траурная процессия на Красной площади в Москве Фото: РИА Новости Чеканную трактовку тех панихидных маневров выработали уже в глубоко сталинское время: «Ленинские дни в стране явились новой внушительной демонстрацией морально-политического единства советского народа, его нерушимой сплоченности вокруг ленинско-сталинской партии, которая хранит, как зеницу ока, ленинские заветы, неутомимо и неуклонно их осуществляет».

Как появился один из самых ярких символов советской эпохи Но главную роль в кампании предназначалась Мавзолею. Проект ленинской усыпальницы оперативно набросал архитектор Алексей Щусев — который, кстати, в свое время создал и надгробие Петра Столыпина. Причем срочное задание построить на Красной площади Мавзолей Щусев получил прямо у гроба Ленина, в Колонном зале. Архитектурное решение он нашел сразу — строгая ступенчатая форма, вызывающая ассоциации с древними культовыми сооружениями. На возведение Мавзолея строителям хватило трех дней. Первый памятник Ленину 22 января открыли рабочие Глуховской мануфактуры. Они собирались установить скульптуру вождя, но пришло известия о смерти Ленина — и получился скромный, но памятник.

Первый в мире. Он так и стоит в городе Ногинске… Скромный, даже курьезный, но зато первый. Еще одним способом мобилизации после смерти вождя стал так называемый ленинский призыв в ряды большевиков. За два месяца было подано свыше 350 тыс. Правда, приняли далеко не всех. И все-таки партия стала ощутимо массовей. Там и установили гроб с набальзамированным телом Ленина.

Кто и почему сегодня приходит в Мавзолей Отсутствие Льва Троцкого на прощании с Лениным стало роковым для карьеры бывшего наркомвоенмора. Зато Сталину удалось отличиться. Там, в Большом театре, Сталин произнес свою знаменитую клятву, обращенную к умершему вождю. Тогдашний посол Латвии в Москве Карлис Озолс, не слывший горячим поклонником Сталина, вспоминал: «Когда после смерти Ленина в 1924 году Сталин на съезде Советов в Большом театре произнес траурную речь-клятву, я его услышал впервые. Эта клятва произвела на меня чрезвычайно сильное впечатление. Затем он поднимает правую руку и продолжает: «Клянемся тебе, товарищ Ленин, мы с честью выполним твою заповедь… Уходя от нас, товарищ Ленин завещал нам хранить единство партии как зеницу ока». Рука поднимается: «Клянемся тебе, товарищ Ленин, мы с честью выполним и эту твою заповедь».

Много лет спустя слова этой клятвы положил на музыку Сергей Прокофьев. Тут сама ситуация помогала режиссуре. Но и стиль Сталина — как-никак, выученика Горийской семинарии — как нельзя лучше соответствовал патетике прощания с вождем революции. Впрочем, не меньшее впечатление на собравшихся произвела и речь признанного оратора Зиновьева. А потом были похороны. Ленина в Мавзолее именно хоронили.

150 лет со дня рождения Крупской. Жена Ленина, о которой никто ничего не знает

В начале 1898 года Надежда Крупская была приговорена к высылке на три года в Уфимскую губернию, сообщает газета. Однако она «перепросилась» в село Шушенское Минусинского уезда, где находился в ссылке Владимир Ильич Ленин. Когда срок ссылки Ленина закончился, Крупская добилась разрешения переехать в Уфу. В феврале 1900 года Ленин и Крупская приехали в Уфу. Несколько дней пребывания в городе Ленин использовал для подбора людей и установления связей, необходимых для создания общерусской политической газеты.

В Уфе он заложил основы революционного органа печати - «Искры», которая сыграла особую роль в организации партии большевиков. В издании отмечается, что «Уфа и Уфимская губерния в начале 1900-х годов являлись местом политической ссылки». Здесь отбывали наказание народники, значительная группа социал-демократов. Возвращавшиеся из ссылки заезжали условливаться о работе», - уточняет газета.

Незадолго до приезда Ленина в Уфу среди местных социал-демократов произошел раскол.

Он описывал то, что было на самом деле. Единственное, в чём Халибертон допустил неточность, так это в должности Крупской. Вообще-то министерство, а точнее, Наркомат просвещения в 1934 году она не возглавляла. Наркомпросом ещё в 1929 году стал Андрей Бубнов, сменивший на этом посту Анатолия Луначарского. Но если разобраться, то выйдет, что американец не так уж и ошибся. До 11 лет она училась в обычной женской гимназии, но тамошние наставники довели девочку до нервного срыва. И тогда родители перевели её в частную гимназию княгини Оболенской, где была совсем другая атмосфера: «Никто на нас не кричал, дети держали себя свободно, были дружны между собой, и я со многими подружилась. Учиться было очень интересно».

В выпускном классе Крупская написала письмо Льву Толстому с просьбой принять её в виртуальную команду добровольцев: «Многоуважаемый Лев Николаевич! Вы, в Вашем ответе на обращение к Вам тифлисских барышень с просьбою о деле, говорите, что у Вас есть для них дело — исправление насколько возможно книг, издаваемых для народа Сытиным. Может, Вы дадите возможность и мне принять участие в их труде? Я знаю, что дело исправления книг, которые будут читаться народом, дело серьёзное…». В только что созданном Советском государстве Надежда Константиновна с 1917 года состояла в Комиссии по просвещению, а в 1929 году стала заместителем наркома просвещения. Вот тогда-то очень пригодились те самые слагаемые, с которыми она встретилась в детстве и юношестве, — возможность альтернативной системы образования, важность книг и волонтёрская работа. Грамотный подход Именно Крупская в 1929 году сумела вскрыть основную причину того, почему такое важное дело, как ликвидации безграмотности, работает вполсилы.

Набожная старушка Никитишна пришла посмотреть на Ленина, потому что «тянула ее к нему какая-то неведомая сила». Видимо, эта же «сила» затем побудила женщину сходить на траурный митинг, который изменил ее жизнь: «Она глотала слова оратора, как голодный глотает хлеб и машинально повторяла за ним: — Всю жизнь, всю силу и кровь до последней капли он отдал за рабочий народ.

После митинга Никитишна избавилась от икон, а через неделю подала заявление в ячейку о вступлении в партию Ленина. Говорят, святой человек был Не все были согласны с тем, что Владимира Ильича следует похоронить в Москве. Петроградские рабочие и студенты на траурных собраниях высказывали пожелание, чтобы останки Ленина были погребены в городе на Неве. Некоторые коллективы даже настаивали на этом. Из сообщения о собрании в ДК имени Молотова в Ленинграде: «Здесь рабочие и работницы 25 типографии, Промбюро, 3 литографии. Вечер еще не начался. Тесной кучкой сплотилась небольшая группа. Говорят об Ильиче. Из опубликованного в том же номере письма работницы Трампарка имени тов.

Смирнова: «Беспартийный тов. Тюрин вносит предложение отчислить один день заработка на венок Ильичу. Петроград в город Ленина, — выступает комсомолец Николаев. Петроград переименовали в Ленинград, но похоронить вождя решили все-таки в Москве.

В самом начале XX века были разработаны три базисных постулата школьной реформы, которые после революции легли в основу советской школы: требование придать школе светский характер, сделать ее общедоступной бесплатной и трудовой — соединить процесс обучения с производительным трудом, что стало основой будущего политехнизма. Уже тогда преподавание религии в школе было под огнем сильнейшей критики, потому что религия воспитывала у подростков монархическое и национально-патриотическое сознание, которое называлось «проповедью великодержавного шовинизма», и мешала критически относиться к окружающей действительности, то есть серьезно препятствовала революционной пропаганде. Национально-патриотическое воспитание порицалось как чуждое «истинному классовому» и как присущее «буржуазной культуре попов и капиталистов», призванное растить их покорных прислужников, а не человеческую личность. В будущем о человеческой личности тоже будут выражаться в ином ключе, и старой школе, которую уже назовут «школой учебы», решительно противопоставят «школу жизни», но в ту пору Ленин призывал взять из нее все хорошее, что необходимо для коммунизма. Ленинские идеи были основой педагогического учения Крупской. В эмиграции она профессионально изучала педагогику и школьное дело в Европе с марксистской точки зрения. В 1915 году появился ее первый капитальный труд «Народное образование и демократия», в котором она доказывала свою вожделенную идею «трудового метода обучения», то есть создания трудовой школы, где учащиеся могли бы приобретать трудовые навыки и применять полученные знания на практике. Существовавшая школа повергалась критике, помимо вышеизложенного, за ее изолированность, за одиночество детей, которые никому не интересны, за индивидуалистический характер воспитания и за оторванность от реальной жизни. Школа с «полноценным воспитанием» и принципиально новой задачей могла быть создана только при социализме. Дети имеют право на счастье Н. Крупская среди пионеров После Октябрьской революции большевики смогли приступить к воплощению своих педагогических идей. Перед советской школой, устроенной на марксистских основах, отныне ставилась глобальная задача воспитания нового человека, и школа должна была стать «орудием коммунистического перерождения общества в целях воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм». Крупской с товарищами отчасти удалось сделать то, что совсем не удалось Екатерине Великой с ее просветительскими помыслами — взращивать в Воспитательном доме третье сословие свободных граждан. Школа превратилась в питомник по выращиванию «нового человека», которому предстоит завершить строительство коммунизма, поэтому ему следует овладеть всеми навыками от материалистического мировоззрения до трудовой специальности. Так антирелигиозная проповедь вышла на первый план, исходя из главной задачи воспитания, сформулированной Крупской: «Воспитывать — значит планомерно воздействовать на подрастающее поколение с целью получить определенный тип человека». Революция только что свершилась, и социализм только начинали строить. А «необходимой предпосылкой социализма является человек, способный осуществить социализм». Отсюда следовало, прежде всего, изменить его мировоззрение и воспитать в коммунистической морали, которая пришла на смену религии. Обычно, рассуждая об антирелигиозном советском воспитании, забывают эту вторую важнейшую идеологическую составляющую. Согласно ленинскому учению, вечной морали не существует, а существует только классовая. И если буржуазная мораль гласит: «Либо ты работаешь на другого, либо он на тебя», то в основе коммунистической морали лежит борьба за разрушение старой жизни и за построение коммунизма. Оттого коммунистическая нравственность должна быть направлена «против эгоистов и мелких собственников», то есть против индивидуалистской психологии. Таким образом были заложены основы атеистической, следовательно тоталитарной, коллективистской и антинациональной системы советского воспитания. Перед ее творцами стояла грандиозная задача: уничтожив на корню старую школу с ее методами, выработать кардинально новые принципы обучения. Таковыми стали воинствующий атеизм, внедрение в умы материалистического мировоззрения, коллективизм, политехнизм знакомство в теории и на практике с главными отраслями производства , детский труд, школьное самоуправление, физвоспитание, имеющее целью подготовить молодежь к трудовой деятельности и защите социалистического отечества. Эти памятные многим громкие абстракции изначально были полны конкретного содержания. Требовалось решить проблемы с учебниками, школьными программами и дисциплинами, с методикой их преподавания и с учителями. За время жизни Ленина и Крупской сущность текущего политического момента менялась неоднократно — гражданская война, военный коммунизм, электрификация, мирное строительство, НЭП, индустриализация, коллективизация и т. Оттого видоизменялись со временем и некие конкретные педагогические установки, но концепция образования оставалась неизменной: «школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания». Генеральная стратегия образования определялась марксизмом и Лениным. Крупская вкупе с Луначарским и другими коллегами только интерпретировала ее на практике со своими конкретными добавлениями. Ей выделили под контроль школу именно как основоположнику марксисткой педагогики. С первых дней революции Крупская работала в Наркомпросе, заведовала внешкольным отделом, являлась членом Государственной комиссии по просвещению, стала председателем Главного политико-просветительного комитета Главполитпросвета и затем председателем научно-методической педагогической секции Государственного ученого совета ГУСа , занимавшегося в числе прочего и разработкой новых школьных программ. Для ясности упомянем, что осенью 1918 года была одобрена система единой школы с двумя ступенями: I ступень — 5 лет начальная школа и II ступень — 4 года средняя школа. Вместе обе ступени составляли девятилетнюю среднюю общеобразовательную школу, что обеспечивало единство школьной реформы, которую можно условно разделить на два больших раздела: собственно преподавание и устройство школы как детского коммунистического коллектива. Основополагающему педагогическому принципу — воинствующему атеизму — было подчинено все образование в силу идеологического характера советской школы. Даже попытки создания просто «безрелигиозной» школы были приняты Крупской и иже с нею в штыки. Крупская считала, что антирелигиозная пропаганда должна начинаться в дошкольном возрасте, когда эти вопросы только начинают интересовать детей, однако настаивала на крайней осторожности ее проведения среди учащихся, потому что иначе можно добиться противоположного результата — религиозности. Оттого методы расстрела икон в школах или насильственного снятия нательных крестов она строго порицала, так как после этого многие крестьяне забирали детей из советских школ, и учила обращаться с «орудием насмешки» правильно. Во-первых, полным изгнанием прежних учебников и хрестоматий, написанием новых детских книжек и учебников, созданием «правильных» библиотек и учебных программ. Во-вторых, воспитанием материалистического мировоззрения за счет широкого преподавания эволюционной теории, естественнонаучных дисциплин и марксистского обществоведения и изучения всех предметов в диалектической связи: то есть исследование явлений в их причинно-следственной связи, уяснение их взаимозависимости и итоговое понимание закономерности. А там, где есть это понимание, там нет места религии». В-третьих — воспитанием в духе коммунистической морали и, следовательно, усиленным внедрением коллективизма, призванного развивать детские общественные инстинкты, учить детей понимать и творить окружающую жизнь. Тут явилась ее любимая идея, выношенная из личного опыта: не будет детского одиночества — не будет у подростка ипотребности в религии, а значит и антирелигиозная пропаганда со временем станет ненужной: «некого будет пропагандировать». По мысли Крупской, ведь и рабочий безбожнее крестьянина потому, что он член коллектива — «ему Бога не нужно». Тогда как крестьянин пока еще мелкий единоличник, и его дети приходят в школу религиозными, но школа должна их перевоспитать. Разумеется, что от самого учителя требовались активные атеистические взгляды, но и старого квалифицированного преподавателя, «зараженного религией», Крупская призывала пока не отстранять от дел в силу острого дефицита учительских кадров. Пусть он оставит свои религиозные воззрения при себе и займется обучением ребят в той области, в которой он хороший специалист, например садоводству. К новому же учителю, подготовленному советской властью, предъявлялось категорическое требование — быть убежденным антирелигиозником, то есть лично не сомневаться в отсутствии Бога. Теперь о практике. После революции вопросе о детской книжке стал больным. Старые учебники были противопоказаны для советского преподавания, хотя на первых порах их пытались как-то садаптировать к новым условиям, например, заменить некрасовскую фразу «по своей и Божьей воле» на «по своей мужичьей воле» и т. Однако такие фразы не были единичными, поскольку в старой школе, по словам Крупской, все было проникнуто религиозным духом, особенно литература и история. Например, книга для чтения весьма почитаемого ею К. Ушинского «Родное слово», предназначенная для детей в возрасте от 9 до 11 лет, была буквально испещрена напоминаниями о Боге, вроде: «Мама, мама! В Божьем небе Божьи ангелы поют, ходят розовые зори, ночи звездные плывут», и иллюстрациями на тему сочельника, Рождества, Пасхи. Книжка по истории для детей старшего возраста содержала рассказы на тему «Крещение Руси», «Владимир-христианин», «Основание Киево-Печерской лавры». Классики тоже подавались в религиозном ключе — «Всенощная в деревне» Аксакова, «Песня бедняка» Жуковского. Отсюда вывод: все советские декреты сводятся на нет, если дети продолжают учиться по таким учебникам. Учебники отменили, новых пока не было, и детская книжка стала самым востребованным средством коммунистического воспитания.

Вторая половина первого. Была ли Крупская «довеском» к фигуре Ленина?

Владимир Ильич Ленин и Надежда Константиновна Крупская. Из хранящейся в Центральном партийном архиве Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС рукописи Н. К. Крупской видно, что В. И. Ленин внес в нее добавления и исправления, отредактировал ее. После революции Ленин был вынужден определиться с личной жизнью, и он выбрал Крупскую. Историк, краевед, публицист Жорес Трофимов исследовал историю взаимоотношений Владимира Ленина и Инессы Арманд.

«Она заставляла прислушиваться к себе»: 155 лет со дня рождения Надежды Крупской

Пять малоизвестных фактов из жизни Ленина - Российская газета Когда Ленин заболел воспалением легких, за ним ухаживала Крупская, чем и добилась его расположения.
Жорес Трофимов: любовный треугольник «Ленин, Крупская, Арманд». Правда или вымысел? Владимир Ильич Ленин и его супруга Надежда Константиновна Крупская были без преувеличений знаковыми личностями 20 столетия.

О.В. Шалева. Ленин и Крупская: время испытаний

Вот так глубоко убежденные атеисты Ленина и Крупская были вынуждены пройти обряд венчания. Очевидцы тех лет утверждают, что их брак на самом деле был настоящим. Как союз мужчины и женщины, а не только собрание революционеров. Единственное, что огорчало, Крупская не могла родить. Тюрьмы, ссылки, допросы… Надежда Константиновна сгубила свое здоровье ради революции и лишила себя счастья стать матерью. Позднее и без того не очень симпатичная, она перенесла так называемую базедову болезнь. Именно такой, с выпученными глазами и зобом, она и изображена на большинстве фотографий тех лет. Но что еще хуже, пошли слухи о том, что Владимир Ильич крутит шашни с красивой коммунисткой Инессой Арманд. Они были знакомы, в общем-то, давно. Но роман возник лишь спустя много лет.

Хотя ряд историков не склонен утверждать категорично по поводу того, что у Ленина и Арманд были любовные отношения. Мол, общение было сугубо деловым. Но немало есть и сторонников того, что этот любовный треугольник с революционным оттенком все-таки имел место быть.

Всё это время неотлучно при нем находилась жена… Опубликованы ее подробные записи, достаточно откровенные. За два дня до смерти Ленина она читала ему вслух рассказ Джека Лондона «Любовь к жизни». Слабеют у него силы, он не идет уж, а ползет, а рядом с ним ползет тоже умирающий от голода волк, и вот между ними борьба, человек побеждает — полумертвый, полубезумный добирается до цели. Ильичу рассказ этот понравился чрезвычайно». Этот сюжет стал классическим для советской ленинианы. Ему по-прежнему доставляли удовольствие прогулки по лесу, ружейные выстрелы спутников — как на настоящей охоте.

Такие развлечения Ильичу устраивали до последних дней. Даже если он не мог гулять, непременно проводил какое-то время в кресле на балконе. Крупская свидетельствует: «Улучшение шло непрерывно. Восстанавливалась отраженная речь — говорил Ильич своим обычным голосом, с обычными интонациями, всё лучше шло чтение вслух, были большие успехи в письме, создавался солидный фундамент для самостоятельной речи. Профессор Фельдберг считал, что к лету Владимир Ильич будет говорить. Если Владимир Ильич чем-нибудь расстраивался, он начинал заниматься, и это успокаивало его». Каждый день он требовал газет, думал о новой конституции, хотел с кем-то поспорить. Но на исходе третьей недели января заметно погрустнел. Все эти месяцы Ленин и так выглядел изможденным, но тут внимательная Надежда Константиновна отметила, что он сильно побледнел и сник.

Снова обратимся к записям Крупской: «В понедельник пришел конец. Владимир Ильич утром еще вставал два раза, но тотчас ложился опять. Часов в 11 попил черного кофе и опять заснул. Время у меня спуталось как-то. Когда он проснулся вновь, он уже не мог совсем говорить, дали ему бульон и опять кофе, он пил с жадностью, потом успокоился немного, но вскоре заклокотало у него в груди. Всё больше и больше клокотало у него в груди. Профессор Ферстер и доктор Елистратов вспрыскивали камфору, старались поддержать искусственное дыхание, ничего не вышло, спасти нельзя было». Владимир Ильич Ленин на смертном одре. Официальное заключение указывало на причину смерти — «распространённый атеросклероз сосудов на почве преждевременного их изнашивания».

С тех пор появилось множество запоздалых диагнозов и версий, но и в наше время эксперты подтверждают правоту первого официального заключения. В Москву, на Павелецкий вокзал, ленинский гроб доставили специальным траурным поездом. В 1923 году Ленину — уже больному — присвоили почетное звание машиниста этого локомотива У-127. Гроб был установлен в Колонном зале Дома Союзов, где в течение пяти дней и ночей народ прощался с главой государства. Паломников действительно было много — около полумиллиона человек. Похороны Владимира Ильича Ленина. Самый рациональный поэт — Валерий Брюсов — готовил свой реквием еще при жизни Владимира Ильича. Эти стихи предполагалось петь на музыку Моцарта: Горе! Вот лежит он, скорбно тленен.

Вспоминайте горе снова! Вспоминайте снова, снова! В «Известиях» от 25 января промелькнула и такая заметка: «Священный синод Русской православной церкви выражает искреннее сожаление по случаю смерти великого освободителя нашего народа из царства великого насилия и гнета на пути полной свободы и самоустроения. Да живет же непрерывно в сердцах оставшихся светлый образ великого борца и страдальца за свободу угнетенных, за идеи всеобщего подлинного братства и ярко светит всем в борьбе за достижение полного счастья людей на земле. Мы знаем, что его крепко любил народ… Грядущие века да не загладят в памяти народной дорогу к его могиле, колыбели свободы всего человечества».

И на мальчиков не реагировала. А ведь: «У Нади была белая, тонкая кожа, нежно-розовый румянец, — описывала 92-летняя подруга Ариадна Тыркова-Вильямс. Да и носик — простой: маленький, вздернутый. И роста была высокого».

В лице — что-то одухотворенное». Сегодня Крупскую в молодости сравнивают с голливудской звездой — 38-летней датчанкой Скарлетт Йоханссон. Сначала на внешности недуг не сказывался После смерти главы семьи Крупские, выплатив его долги, оказались на грани нищеты. Четыре года держались, давая платные обеды, которые готовила Елизавета Васильевна со слугами. А потом Надя стала зарабатывать частными уроками. Тогда и спровоцировала базедову болезнь, бегая по промозглым улицам Петербурга. Это наследственное аутоиммунное заболевание щитовидки. Но его развитию способствуют частые простуды и вирусы. Так и вышло у Нади.

Но сначала на внешности недуг не сказывался. Полтора года за неприступной девушкой ухаживал студент технологического университета Роберт Классон. Он был старше на год. Сердце 25-летней Нади молчало.

Для него религия - это побочный продукт, который вырабатывает общество в процессе исторического развития. В чужие дела - если религия была фактом частной жизни - не лез. Членам партии - да, запрещалось, потому что это был вопрос влияния: кому он будет подчиняться в экстремальной ситуации, попу или секретарю ячейки? Реквизировать имущество у культовых учреждений стали только через пять лет после революции, в беспрецедентной ситуации, когда голод был страшный, до каннибализма. Был эпизод: Ленин должен был выступать на каком-то предприятии и углядел самодельный плакат: «Царству рабочих и крестьян не будет конца».

Он его дико разозлил! Будет, еще как будет! Коммунизм — это бесклассовое общество, а не вечная диктатура какого-то одного класса, даже пролетариата. Ленин с сомнением относился к обожествлению пролетариата - класс-мессия, который освободит мир от капитализма. Освободит, да, но затем должен будет исчезнуть. Ленин практически не писал о том, как именно будет устроена жизнь при коммунизме, - потому что ненаучно прогнозировать. Смерть титана Кто в него все-таки стрелял? Каплан, не Каплан? Почему ее так спешно казнили прямо в Кремле?

И сожгли - б-рр! Лев Данилкин: Есть много свидетелей, был следственный эксперимент - им, интересно, руководил Юровский, тот самый, который за полтора месяца до того занимался расстрелом семьи Романовых, а потом долго был директором Политехнического музея. Стреляла Каплан. Казнили ее потому, что тогда был критический момент, видных большевиков подкарауливали и расстреливали на улицах - и им пришлось ответить тем же, а одновременно шли бои с белочехами за Казань и Свияжск, немцы могли взять Петроград и на Москву пойти. Большевики на ниточке висели, уже фабриковали документы поддельные на случай свержения, разрабатывали пароли, явки. Даже в Кремле опасно было. Хотели Ленина отправить в Тушино болеть, под видом отца какого-то рабочего, потом остановились на Горках, но тоже отвезли его туда конспиративно. Некогда было с Каплан разбираться, чего ждать, ради чего судить? Вывозить тело, наверно, сложно, а где ее хоронить - в Кремле?

Нравы были простые, на рыбалку с динамитом ходили. Александровский сад был полузаброшен, там была свалка, его восстановили как культурный объект только к 7 ноября 1918 года, 1-й годовщине революции, памятники новые поставили революционные. Ленину повезло, что выжил. Каплан - что вошла в историю, в массовое сознание. Другим повезло меньше - например, биографу Ленина Герману Ушакову, который участвовал в покушении на своего будущего героя 1 января 1918 года. Вот история - но кто про нее помнит? Никаких бочек с бензином. Ленин отпустил Ушакова, просто простил; и тот запомнил это и «заболел» потом Лениным, на похороны пришел, Бонч-Бруевич его пропустил к гробу. Затем в Шушенское поехал.

Вот это судьба! От чего он все-таки умер? Это связано было с покушением? Или это результат титанической работы, когда приходилось самому вникать во все вопросы и не спать круглыми сутками? Лев Данилкин: Не связано с покушением, не связано с сифилисом. У него был наследственный атеросклероз, его самого изумлявшая болезнь, вызывавшая частичное поражение коры головного мозга. После третьего инсульта Ленин находился в странном состоянии, которое заинтересовало бы какого-нибудь Оливера Сакса, нейропсихолога, который коллекционировал странные случаи - все эти «человек, который принял жену за шляпу», жертвы эпидемии летаргического сна, в этом духе. Для нас существенно, что между мартом 1923 года и январем 1924-го Ленин не мог контролировать то, что происходило с документами, которые циркулировали как его, ленинские. Это важно; у него странный очень «Реквием», это его «политическое завещание», «Письмо к съезду».

Оно напоминает пародийно «городничий глуп, как сивый мерин». Статья против СССР, по сути... Иногда говорят, что Ленин погиб от столкновения с созданной им «бюрократией», что он сам стал жертвой своего монстра, как Франкенштейн. По-моему, нет. И про убийство, буквальное, с отравлением, тоже сомнительно. Но ситуация детективная, смерть не толстовская, а скорее софокловская. Каким, по-твоему, может быть идеальный памятник Ленину? Лев Данилкин: Хороший вопрос... В Питере его украденный бюст, у Сергея Носова я про это прочитал, заменили каменным шаром.

В Ленине, да, есть нечто шарообразное, он такой колобок из Симбирска. Не устроил, но закруглил революцию, придал ей идеальную форму. Голова-нимб, опять же. Поэтому силуэт круглый - это правильно для памятника. Но просто круг или шар - неточно. Ленин не сводится к бездушной геометрии. И вообще ставить ему памятники, буквальные, больше не нужно. Как монументальная пропаганда это больше не работает. У меня к гагаринской книге был эпиграф - я, разумеется, понятия не имел, что мне потом доведется писать про Ленина.

Пять малоизвестных фактов из жизни Ленина

«Слушайся доктора: ешь и спи больше» — Документ Владимир Ильич Ленин и его супруга Надежда Константиновна Крупская были без преувеличений знаковыми личностями 20 столетия.
Жорес Трофимов: любовный треугольник «Ленин, Крупская, Арманд». Правда или вымысел? Знакомство Ленина и Крупской произошло в феврале 1894 года в Петербурге на встрече революционных активистов, проводимой под видом празднования масленицы.
Жандармы — в дом, революционеры — в окно: где и как жил Ленин в Уфе во время ссылки Впоследствии Крупская смогла присоединиться Ленину благодаря официальной регистрации брака, точнее венчанию.
Революционерка Крупская просила не ставить памятники Ленину Вскоре к плакату Петра Вертоградова с изображением Ленина присоединился и портрет Надежды Крупской.

«Она заставляла прислушиваться к себе»: 155 лет со дня рождения Надежды Крупской

В.И. Ленин: "100 лет тому назад подписал декрет об образовании республики. В юбилейный для Татарстана год я голосую за поправки к Конституции РФ, которая нацелит всех нас на работу на одной волне с Президентом страны. Согласно официальной информации, Ленин и его жена Надежда Крупская потомства не имели. Тем не менее вождю пролетариата приписывают сразу нескольких внебрачных детей. Петербургский фонарь установят на горе Цюрихберг, на участке, где отдыхал Ленин. Надежда Константиновна Крупская несколько раз порывалась уехать, но Ленин ее удерживал. Многие задаются вопросом, не была ли сибирская свадьба Ленина и Крупской просто политическим ходом? Крупская была арестована в 1896 году и после семимесячного заключения в 1898 году приговорена к ссылке на три года в Уфимскую губернию.

Н.К.Крупская «О Ленине»

Ленин стал наносить визиты к Крупским по воскресеньям, а Крупская угадала в нем лидера. После революции Ленин был вынужден определиться с личной жизнью, и он выбрал Крупскую. Ленин отправлял в Минусинск и Красноярск жалобы на произвол властей, и наконец к лету 1898 года Крупской разрешили стать его женой. Владимир Ильич Ленин и Надежда Константиновна Крупская.

Вторая половина первого. Была ли Крупская «довеском» к фигуре Ленина?

Надежда Константиновна предпочитала простые белые блузки, а ленинский френч - цвета хаки. Владимир Ильич Ленин и его супруга Надежда Константиновна Крупская были без преувеличений знаковыми личностями 20 столетия. Из хранящейся в Центральном партийном архиве Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС рукописи Н. К. Крупской видно, что В. И. Ленин внес в нее добавления и исправления, отредактировал ее. Бездетному браку Ленина и Крупской исполнилось уже 11 лет. Дюкре назвала Ленина, Надежду Крупскую и Инессу Арманд «трио», связующим звеном в котором был не столько наш герой, сколько дружеские отношения между двумя женщинами. Выучившая немецкий язык, чтобы читать работы в подлиннике, необычайно организованная, Крупская отличалась огромной трудоспособностью и целеустремленностью.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий