Самые интересные факты о жизни и смерти Николая Васильевича Гоголя. Возможно, происхождение и биография Н. В. Гоголя были фальсифицированы ещё его дедом, который таким образом получил дворянство, скрыв своё происхождение из семьи священников. Вот лишь несколько неожиданных и зловещих фактов из биографии автора «Мертвых душ». Гоголь Николай Васильевич, биография которого рассматривается в этой статье, появился на свет в 1809 году, 20 марта, в поселении Великие Сорочинцы в Полтавской губернии. Материалы для биографии Гоголя.
Интересные факты из жизни и биография Гоголя
БИОГРАФИЯ. Николай Гоголь родился в селе Сорочинцы — том самом, куда впоследствии поместил героев своей мистической повести «Сорочинская ярмарка». — Сам Гоголь в своей книге «Избранные места из переписки с друзьями», которая была опубликована за 5 лет до его смерти, в первой главе опубликовал завещание. Несколько интересных фактов из жизни Гоголя помогут лучше представить этого необычного человека.
Гений без головы. Страхи и странности Николая Гоголя
Детство Гоголя: творческие задатки и вера в нечистую силу Николай Гоголь родился 1 апреля 20 марта по старому стилю 1809 года в селе Сорочинцы Полтавской губернии, которая входила в состав Российской империи. Из 11 детей, появившихся в семье, выжили только пятеро — Николай и четыре его младшие сестры. Вместе с ними мальчик в детстве любил заниматься рукоделием: шитьем, вязанием и вышиванием. Отец будущего писателя, небогатый помещик Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский любил искусство и поэзию. С приятелем из соседнего села он создал домашний театр и сам писал сценарии для постановок. Творческие способности отец развивал и у сына, с раннего детства учил его придумывать рифмы для стихов.
Мать Мария Ивановна была набожной и суеверной женщиной, детям часто рассказывала истории про нечистую силу. Считается, что Николай от нее унаследовал религиозность и мистицизм, которым были напитаны его произведения, а от отца — веру в предсказания. В 13-летнем возрасте Гоголь после занятий с преподавателем поступил в гимназию высших наук в городе Нежин. Особым прилежанием будущий писатель не отличался. Он не любил точные науки и латынь, на уроках предпочитал читать под партой книги.
По-настоящему увлекали юного Николая только занятия русской словесностью и рисованием. Он восхищался творчеством поэта Александра Пушкина, начал сочинять стихи для своего рукописного журнала «Звезда». В это же время Николай Гоголь страстно увлекся театром. Он не только играл роли в гимназических постановках, но и выбирал произведения, готовил декорации. В комедии Фонвизина «Недоросль» Гоголь воплощал на сцене образ госпожи Простаковой.
Многие считали, что у него актерский талант и прочили театральную карьеру. Есть свидетельства, что гимназисты прозвали будущего классика «таинственный Карла» в честь героя одноименного романа в оригинале — «Черный карлик» Вальтера Скотта. Юный Гоголь любил посмеяться над товарищами и передразнивать их, но злости в нем не было, угрюмая внешность соседствовала с внутренней отзывчивостью. Жизнь Гоголя в Петербурге: неудачи и начало писательской карьеры После окончания гимназии, в конце 1828 года Гоголь переехал в Петербург. В городе на Неве ему долго не удавалось найти подходящую службу, не приняли его и театральным актером.
В 1829 году в журнале «Сын Отечества» опубликовали его стихотворение «Италия». Ободренный этим он решил напечатать под псевдонимом поэму «Ганц Кюхельгартен», которую написал еще во время учебы в гимназии. Однако современным критикам произведение с наивным сюжетом о противоборстве любви и мечты не понравилось, и Гоголь сжег все нераспроданные экземпляры.
Мария Ивановна - мать Николая Гоголя Ряд биографов отмечали, что: - интерес к искусству у будущего классика в большой степени определила деятельность главы семьи; - на религиозность, творческое воображение и мистицизм повлияла глубоко набожная, впечатлительная и суеверная мать; - раннее знакомство с образцами украинского фольклора, песнями, преданиями, колядками, обычаями сказалось на тематике произведений. В 1818 году родители отправили 9-летнего сына в уездное Полтавское училище. В 1821-м при содействии Трощинского, любившего его мать как родную дочь, а его как внука, он стал учащимся Нежинской гимназии высших наук ныне — госуниверситет им. Гоголя , где проявил творческий талант, играя в спектаклях и пробуя перо. Среди однокашников он слыл неустанным шутником, о писательстве как о деле своей жизни не помышлял, мечтая сделать что-то значимое на благо всей страны. В 1825 году умер его отец. Это стало большим ударом для юноши и всей его семьи.
В городе на Неве Окончив в 19 лет гимназию, юный гений из Украины переехал в столицу Российской империи, строил большие планы на будущее. Однако в чужом городе его ожидало множество проблем — нехватка средств, безуспешные попытки в поисках достойного занятия. В 19 лет Гоголь переехал в Петербург Литературный дебют — издание в 1829 г. Акулов — принес массу критических рецензий и новые разочарования. В подавленном настроении, имея с рождения слабые нервы, он скупил ее тираж и сжег, после чего уехал на месяц в Германию. К концу года ему все же удалось устроиться на госслужбу в один из департаментов Министерства внутренних дел, где он впоследствии собрал ценный материал для своих петербургских повестей. Гоголь за работой В 1830-м Гоголь издал ряд удачных литературных работ «Женщина», «Мысли о преподавании географии», «Учитель» и вскоре вошел в число элитных художников слова Дельвиг, Пушкин , Плетнев, Жуковский , начал преподавать в учебном заведении для детей-сирот офицеров «Патриотический институт», давать частные уроки. В период 1831-1832 гг. В 1834-м он перешел на кафедру истории Петербургского университета. На волне успеха он создал и опубликовал сочинение «Миргород», куда включил историческую повесть «Тарас Бульба» и мистическую «Вий», книгу «Арабески», где изложил свои взгляды на искусство, написал комедию «Ревизор», идею которой ему подсказал Пушкин.
Неудивительно, что Гоголя с детства увлекали тайны, вещие сны, роковые приметы, что позже проявилось на страницах его произведений. Когда Гоголь учился в Полтавском училище, скоропостижно скончался его младший брат Иван, слабый здоровьем. Для Николая это потрясение было настолько сильным, что его пришлось забрать из училища и отправить в Нежинскую гимназию. В гимназии Гоголь прославился как актер гимназического театре.
По словам товарищей, он неустанно шутил, разыгрывал друзей, подмечая их смешные черты, совершал проделки, за которые его наказывали. При этом он оставался скрытным - о своих планах никому не рассказывал, за что получил прозвище Таинственный Карло по имени одного из героев романа Вальтера Скотта "Черный карлик". Портрет Н. Первая сожженная книга В гимназии Гоголь мечтает о широкой общественной деятельности, которая позволила бы ему совершить нечто великое "для общего блага, для России".
С этими широкими и смутными планами он приехал в Петербург и испытал первое тяжелое разочарование. Гоголь публикует свое первое произведение — поэму в духе немецкой романтической школы "Ганс Кюхельгартен". Псевдоним В. Алов спас имя Гоголя от обрушившейся критики, но сам автор так тяжело воспринял провал, что скупил в магазинах все нераспроданные экземпляры книги и сжег их.
Писатель до конца своей жизни так никому и не признался, что Алов - это его псевдоним. Позднее Гоголь получил службу в одном из департаментов министерства внутренних дел. Эти наблюдения пригодятся ему потом для создания знаменитых повестей "Нос", "Записки сумасшедшего" и "Шинель". Геннадий Спирин.
Иллюстрация к повести "Нос" "Вечера на хуторе близ Диканьки", или детские воспоминания После знакомства с Жуковским и Пушкиным вдохновленный Гоголь принимается писать одно из своих лучших произведений - "Вечера на хуторе близ Диканьки". Обе части "Вечеров" были изданы под псевдонимом пасечника Рудого Панька. Некоторые эпизоды книги, в которой настоящая жизнь переплеталась с легендами, были навеяны детскими видениями Гоголя. Так, в повести "Майская ночь, или Утопленница" эпизод, когда мачеха, превратившаяся в черную кошку, пытается задушить дочку сотника, но в результате лишается лапы с железными когтями, напоминает реальную историю из жизни писателя.
Как-то родители оставили сына дома, а прочие домочадцы легли спать. Вдруг Никоша - так называли Гоголя в детстве - услышал мяуканье, а через мгновение увидел крадущуюся кошку. Ребенок был напуган до полусмерти, но у него хватило мужества схватить кошку и выбросить в пруд. Майская ночь, или Утопленница.
Художник Ольга Ионайтис. Почему Гоголь не был женат? Несмотря на успех своей второй книги, Гоголь все еще отказывался считать литературный труд своей главной задачей. Он преподавал в женском Патриотическом институте, где часто рассказывал юным барышням занимательные и поучительные истории.
Слава о талантливом "преподавателе-рассказчике" даже дошла до Санкт-Петербургского университета, куда его пригласили читать лекции на кафедре всеобщей истории. В личной жизни писателя все оставалось без перемен. Существует предположение, что Гоголь никогда не имел намерения жениться.
Но в то же время и согласился с друзьями: «А чтобы не было никакого ропота, то я велел пускать всех без исключения в университетскую церковь. В день погребения народу было всех сословий и обоего пола очень много, а чтобы в это время было всё тихо, я приехал сам в церковь» [40]. Позднее, в 1881 году Иван Сергеевич Аксаков так писал об этой распре библиографу Степану Ивановичу Пономарёву : «Сначала делом похорон стали распоряжаться его ближайшие друзья, но потом университет, трактовавший Гоголя в последнее время как полусумасшедшего, опомнился, предъявил свои права и оттеснил нас от распоряжений.
Оно вышло лучше, потому что похороны получили более общественный и торжественный характер, и мы все это признали и предоставили университету полную свободу распоряжаться, сами став в тени» [41]. Писатель был отпет в университетской церкви мученицы Татианы [39]. Похороны проходили в воскресный полдень 24 февраля 7 марта 1852 года на кладбище Данилова монастыря в Москве. На могиле был установлен памятник, состоящий из двух частей: бронзовый крест, стоявший на чёрном надгробном камне « Голгофа » , на котором была высечена надпись славянскими буквами «Ей гряди Господи Иисусе! КВ, ст. К»; чёрная мраморная плита, лежащая на базице из серого гранита.
На ней гражданскими буквами были высечены следующие надписи: На верхней лицевой стороне: «Здесь погребено тело Николая Васильевича Гоголя. Родился 19 марта 1809 года. Скончался 21 февраля 1852 года»; На малой стороне плиты, обращённой к зрителю: «Горьким словом моим посмеются. Иеремии глав. Притчей гл. На большой боковой стороне плиты, скрытой от зрителя к решётке : «Истиным же уста исполнит смеха, о устне же их исповедания.
Иова гл. По преданию, И. Аксаков сам выбрал камень для могилы Гоголя где-то в Крыму гранильщики называли его «черноморский гранит». В 1930 году Данилов монастырь был окончательно закрыт, а некрополь вскоре ликвидирован. Туда же была перенесена и «Голгофа» [43]. Согласно одним его воспоминаниям «Перенесение праха Н.
Гоголя» , написанным спустя 15 лет после события и опубликованным посмертно в 1991 году в «Российском архиве», в могиле Гоголя отсутствовал череп писателя [44]. Согласно другим его воспоминаниям, передаваемым в форме устных рассказов студентам Литературного института в бытность Лидина в 1970-е годы его профессором — череп Гоголя был повёрнут на бок. Об этом свидетельствует бывший студент В. Лидина, а позднее старший научный сотрудник Государственного Литературного музея Ю. Алёхин [45]. Обе эти версии носят апокрифический характер.
Они и породили множество легенд, в том числе о «захоронении Гоголя в состоянии летаргического сна» и «похищении черепа писателя для коллекции известного московского собирателя театральной старины А. Бахрушина ». Такой же противоречивый характер носят многочисленные воспоминания об осквернении могилы Гоголя советскими писателями и самим Лидиным при эксгумации захоронения Гоголя, публикуемые СМИ со слов всё того же В. Лидина [46] [47] [48] [49] [50] [51]. В 1952 году на могиле вместо «Голгофы» установили новый памятник в виде постамента с бюстом Гоголя работы скульптора Н. Булгакова , подыскивавшая подходящее надгробие для могилы покойного мужа , М.
Елена Сергеевна выкупила надгробие, после чего оно было установлено над могилой Михаила Афанасьевича. Таким образом, исполнилась мечта писателя: «Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью» [52]. К 200-летию со дня рождения писателя по инициативе членов оргкомитета юбилея [53] могиле был придан почти первоначальный вид: бронзовый крест на чёрном камне. Творчество Основная статья: Библиография Николая Гоголя Ранним исследователям литературной деятельности Гоголя представлялось, писал А. Пыпин , что его творчество разграничивается на два периода: первый, когда он служил «прогрессивным стремлениям» общества, и второй, когда он стал религиозно-консервативным. Другой подход к изучению биографии Гоголя, включавший, среди прочего, анализ его переписки, раскрывавшей его внутреннюю жизнь, позволил исследователям прийти к выводу, что как, по-видимому, ни противоположны мотивы его повестей, «Ревизора» и «Мёртвых душ», с одной стороны, и «Выбранных мест» — с другой, в самой личности писателя не было того перелома, какой в ней предполагался, не было брошено одно направление и принято другое, противоположное; напротив, это была одна цельная внутренняя жизнь, где уже в раннюю пору были задатки позднейших явлений, где не прекращалась основная черта этой жизни — служение искусству; но эта личная жизнь была осложнена внутренним взаимным оспариванием поэта-идеалиста, писателя-гражданина и последовательного христианина [7].
О свойствах своего таланта сам Гоголь говорил: «У меня только то и выходило хорошо, что взято было мной из действительности, из данных, мне известных». При этом изображённые им лица не были просто повторением действительности: они были целыми художественными типами, в которых была глубоко понята человеческая природа. Его герои чаще, чем у кого-либо другого из русских писателей, становились именами нарицательными. Другая личная черта Гоголя заключалась в том, что с самых ранних лет, с первых проблесков молодого сознания его волновали возвышенные стремления, желание послужить обществу чем-то высоким и благотворным; с ранних лет ему было ненавистно ограниченное самодовольство, лишённое внутреннего содержания, и эта черта сказалась потом, в 1830-х, сознательным желанием обличать общественные язвы и испорченность, и она же развилась в высокое представление о значении искусства, стоящего над толпой как высшее просветление идеала… Памятник Н. Гоголю работы скульптора Н. Андреева 1909 Все коренные представления Гоголя о жизни и литературе были представления Пушкинского круга.
Художественное чувство его было сильно, и, оценив своеобразный талант Гоголя, кружок приложил заботы и о его личных делах. Как полагал Пыпин, Пушкин ожидал от произведений Гоголя больших художественных достоинств, но едва ли ожидал их общественного значения, как потом не вполне его оценивали друзья Пушкина и как сам Гоголь готов был дистанцироваться от него [7]. Гоголь дистанцировался от того понимания общественного значения своих произведений, какое вкладывала в них литературная критика В. Белинского и его круга, критика социально-утопическая. Но при этом Гоголь сам был не чужд утопизма в сфере социального переустройства, только его утопия была не социалистической, а православной. Идея « Мёртвых душ » в окончательном виде — не что иное, как указание пути к добру абсолютно любому человеку [54].
Три части поэмы — это своеобразное повторение «Ада», «Чистилища» и «Рая» [55]. Падшие герои первой части переосмысливают своё существование во второй части и духовно возрождаются в третьей. Таким образом, литературное произведение нагружалось прикладной задачей исправления человеческих пороков. Такого грандиозного замысла история литературы до Гоголя не знала [54]. И при этом писатель намеревался написать свою поэму не просто условно-схематичной, но живой и убедительной. После смерти Пушкина Гоголь сблизился с кругом славянофилов , или собственно с Погодиным и Шевырёвым , С.
Аксаковым и Языковым ; но он остался чужд теоретическому содержанию славянофильства, и оно ничем не повлияло на склад его творчества. Кроме личной приязни, он находил здесь горячее сочувствие к своим произведениям, а также и к своим религиозным и мечтательно-консервативным идеям. Гоголь не видел России без монархии и православия, он был убеждён, что церковь не должна существовать отдельно от государства [56]. Однако позднее в старшем Аксакове он встретил и отпор своим взглядам, высказанным в «Выбранных местах». Самым острым моментом столкновения мировоззренческих представлений Гоголя со стремлениями революционной части общества явилось письмо Белинского из Зальцбрунна, сам тон которого больно ранил писателя Белинский своим авторитетом утвердил Гоголя главою русской литературы ещё при жизни Пушкина , но критика Белинского уже ничего не могла изменить в духовном складе Гоголя, и последние годы его жизни прошли, как сказано, в мучительной борьбе художника и православного мыслителя. Бюст Н.
Гоголя в Днепре , Украина Для самого Гоголя эта борьба осталась неразрешённой; он был сломлен этим внутренним разладом, но тем не менее значение основных произведений Гоголя для литературы было чрезвычайно глубокое. Не говоря о чисто художественных достоинствах исполнения, которые уже после самого Пушкина повысили уровень возможного художественного совершенства у писателей, его глубокий психологический анализ не имел равного себе в предшествующей литературе и расширял круг тем и возможности литературного письма. Однако одними художественными достоинствами невозможно объяснить ни того энтузиазма, с каким принимались его произведения в молодых поколениях, ни той ненависти, с какою они встречены были в консервативной массе общества. Волею судьбы Гоголь явился знаменем нового социального движения, которое формировалось вне сферы творческой деятельности писателя, но странным образом пересеклось с его биографией, поскольку на данную роль иных фигур подобного масштаба в этот момент у этого социального движения не было. В свою очередь, Гоголем были ошибочно истолкованы надежды читателей, возлагаемые на окончание « Мёртвых душ ». Поспешно обнародованный конспективный эквивалент поэмы в виде «Выбранных мест из переписки с друзьями» обернулся чувством досады и раздражения обманутых читателей, поскольку среди читателей сложилась устойчивая репутация Гоголя-юмориста.
К иному восприятию писателя публика пока была не готова. Дух гуманности, отличающий произведения Достоевского и других писателей после Гоголя, уже ярко раскрывается в гоголевской прозе, например, в « Шинели », «Записках сумасшедшего», «Мёртвых душах». Первое произведение Достоевского примыкает к Гоголю до очевидности. Точно так же изображение отрицательных сторон помещичьего быта, взятое на вооружение писателями « натуральной школы », обычно возводят к Гоголю. В дальнейшей работе новые писатели совершали уже самостоятельный вклад в содержание литературы, так как жизнь ставила и развивала новые вопросы, — но первые мысли были даны Гоголем. Произведения Гоголя совпадали с зарождением социального интереса, которому они сильно послужили и из которого литература не выходила вплоть до конца XIX века.
Но эволюция самого писателя происходила куда сложнее, чем формирование «натуральной школы». Сам Гоголь мало совпадал с «гоголевским направлением» в литературе. Любопытно, что в 1852 году за небольшую статью в память о Гоголе И. Тургенев был подвергнут аресту в части и месячной ссылке в деревню. Объяснение этому долгое время находили в нерасположении николаевского правительства к Гоголю-сатирику. Позднее было установлено, что истинным мотивом запрета было желание правительства наказать автора «Записок охотника», а запрещение некролога по причине нарушения автором цензурного устава печать в Москве статьи, запрещённой цензурой в Петербурге , было лишь поводом пресечь деятельность социально-опасного с точки зрения николаевской цензуры литератора [57].
Единой оценки личности Гоголя в качестве проправительственного или антиправительственного писателя среди чиновников Николая I не существовало. Так или иначе, второе издание «Сочинений», начатое в 1851 году самим Гоголем и не оконченное вследствие его преждевременной смерти, могло выйти только в 1855 — 1856 годах. Но связь Гоголя с последующей литературой не подлежит сомнению. Связь эта не ограничилась XIX веком. В следующем веке освоение творчества Гоголя происходило на новом этапе. Многое для себя нашли в Гоголе писатели символисты: образность, чувство слова, «новое религиозное сознание» — Ф.
Сологуб , Андрей Белый , Д. Мережковский и т. Позднее свою преемственность с Гоголем установили М. Булгаков , В. Гоголь и православие Н. Бердяев , считавший Гоголя одним из самых загадочных русских писателей [58] , трактовал сожжение писателем второго тома «Мёртвых душ» как «мучительную религиозную драму…при обстоятельствах, остающихся загадочными»: Трагедия Гоголя была в том, что он никогда не мог увидеть и изобразить человеческий образ, образ Божий в человеке.
И это его очень мучило. У него было сильное чувство демонических и магических сил. Гоголь наиболее романтик из русских писателей, близкий к Гофману. У него совсем нет психологии, нет живых душ. О Гоголе было сказано, что он видит мир sub specie mortis лат. Он сознавался, что у него нет любви к людям.
Он был христианин, переживавший своё христианство страстно и трагически. Но он исповедывал религию страха и возмездия. В его духовном типе было что-то не русское [58]. Личность Гоголя всегда выделялась особой таинственностью. С одной стороны он являл собой классический тип писателя-сатирика, обличителя пороков, общественных и человеческих, блестящего юмориста, с другой — начинателя в русской литературе святоотеческой традиции, религиозного мыслителя и публициста и даже автора молитв. Последнее его качество до настоящего времени недостаточно изучено и нашло отражение в работах доктора филологических наук, профессора МГУ им.
Ломоносова В. Воропаева , который убеждён, что Гоголь был православным христианином, и его православие было не номинальным, а действенным, полагая, что без этого невозможно что-либо понять из его жизни и творчества [59]. В письме к графу А. Толстому в 1844 году Гоголь писал [60] : Поблагодарите Бога прежде всего за то, что вы русский. Для русского теперь открывается этот путь, и этот путь есть сама Россия. Если только возлюбит русский Россию, возлюбит и всё, что ни есть в России.
К этой любви нас ведёт теперь Сам Бог. Гоголь получил начатки веры в кругу семьи. В письме к матери от 2 октября 1833 года из Петербурга Николай Гоголь вспоминал следующее: «Я просил вас рассказать мне о Страшном Суде, и вы мне ребёнку так хорошо, так понятно, так трогательно рассказали о тех благах, которые ожидают людей за добродетельную жизнь, и так разительно, так страшно описали вечные муки грешных, что это потрясло и разбудило во мне всю чувствительность. Это заронило и произвело впоследствии во мне самые высокие мысли» [59].
Николай Гоголь
В статье мы собрали самые интересные факты из жизни Гоголя, какие должны понравиться не только детям, но и более взрослой аудитории. — Сам Гоголь в своей книге «Избранные места из переписки с друзьями», которая была опубликована за 5 лет до его смерти, в первой главе опубликовал завещание. 4 марта 1852). Читайте полную биографию знаменитости. 77 самых интересных фактов из биографии В статье вы найдете 10 интересных фактов из биографии великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя.
Интересные факты о Гоголе
Многочисленных исследователей творчества Гоголя поражают оригинальность образов, вышедших из-под его пера, манера повествования и необычные темы, а также личность писателя и удивительные факты его биографии. Никола́й Васи́льевич Го́голь (при рождении Яно́вский, с 1821 года — Го́голь-Яно́вский; 20 марта [1 апреля] 1809, Сорочинцы, Миргородский уезд. В семье у Гоголя был 12 детей и он был 3. Он очень любиль театр. Среди биографий великих писателей, биография Гоголя стоит в отдельном ряду. Наверное, каждый знает талантливого, непревзойденного русского прозаика, драматурга и публициста Николая Васильевича Гоголя.
Интересные факты о Гоголе
Доходило до того, что всех художников, создававших портреты великого писателя, он просил нарисовать ему нос другой формы. Так как отказать в подобной просьбе было трудно, живописцы шли навстречу, и на всех портретах Гоголь изображён с таким носом, какой он хотел бы иметь. Поэтому форма его носа до сих пор остаётся загадкой, хотя современники упоминали, что с ним всё было в полном порядке, и недовольство Николая Васильевича было просто странной причудой. Факт 2. В биографии Гоголя и его предков есть очень интересные несостыковки. Факт 3. У писателя было несколько довольно необычных фобий. Он некомфортно себя чувствовал в обществе незнакомцев, а потому ограничивал свой круг общения.
Если же в знакомой компании появлялись незнакомцы, Гоголь обычно уходил, даже не прощаясь. Также он боялся грозы, молний и грома, и в такую погоду бледнел, покрывался испариной и вообще демонстрировал все признаки сильнейшего испуга. Но самой сильной фобией Гоголя была боязнь быть заживо погребённым, и он даже составил целую инструкцию, согласно которой нужно было убедиться в том, что он действительно умер, прежде чем хоронить его.
Буквально за месяц до кончины Гоголя умирает жена его близкого друга — Екатерина Михайловна Хомякова. Эту трагедию он, вполне здоровый, во цвете лет мужчина, принимает близко к сердцу и с того времени впадает в некое нервное расстройство, носившее характер религиозного помешательства. Он мало ест, много молится, то и дело упрекая себя в обжорстве. С каждым днём силы покидают его. Но происходит это не от болезни, и не от говенья — точный диагноз врачи так и не установили. Он сам был уверен в неотвратимости скорого конца.
А что его заставило так думать — неизвестно. За несколько дней до смерти Гоголь видел со стороны своё бездыханное тело и слышал какие-то потусторонние голоса. Ночью с 11 на 12 февраля 1852 года он приказал своему верному слуге Семёну открыть задвижки на печи и принести портфель. Из него он достал связку тетрадей, положил их в камин и поджёг. Так сгорел второй том поэмы «Мёртвые души» — главное произведение его жизни. На следующее утро он раскаялся в содеянном и обвинял во всём лукавого, который заставил его совершить ужаснейшее «преступление». Говорили, что не было на его лице ни терзания, ни муки, наоборот — оно выражало спокойствие и какое-то ясное понимание, недоступное для живых. Через семьдесят девять лет тело Гоголя было без огласки извлечено из могилы и перезахоронено на старом кладбище Новодевичьего монастыря. Но главное не это.
Фото: Depositphotos Жизнь этого человека была нестандартной, ее переполняли необычные события. Но в открытых источниках редко пишут об этих интересных фактах. Факт 1. Семья Николая Гоголя была многодетной 12 детей , однако в детстве умерли многие из них, и только три девочки и Николай Васильевич прожили долгую жизнь. Факт 2. В детстве маленький Коля увлекался рисованием, сочинения ему давались на троечку «с натяжкой». Старый деревенский дом в селе Васильевке Полтавской губернии, в котором Н.
Гоголь провёл своё детство Фото: ru. Мягкий и добрый мальчик с детства любил вязать и шить одежду, с удовольствием возился на кухне.
Нежин Черниговская губерния, ныне - Черниговская область Украины. В 1829 г. Поступил на службу в Департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. С 1830 г.
В 1831-1835 гг. В 1834-1835 гг. Николай Гоголь являлся адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории Петербургского университета. Преподавал историю средних веков. Литературное творчество Первый литературный опыт Николая Гоголя относится ко времени обучения в Нежинской Гимназии высших наук. В 1825-1827 гг.
40 интересных фактов о Гоголе
Интересные факты из жизни и биография Гоголя | Среди биографий великих писателей, биография Гоголя стоит в отдельном ряду. |
Факты о Николае Гоголе | Автор одной из биографий писателя Анри Труайя называл эту черту Гоголя «мистической настроенностью, предрасположенностью к страху». |
Интересные факты о Гоголе: факты и мифы о биографии и творчестве писателя — Бэби.ру | 55. Путешествие по Италии подкосило Гоголя из-за малярии, которая едва не стала причиной смерти, но ему удалось побороть заболевание. |
6 фактов о Гоголе, которые не расскажут в школе | Гоголь не скрывал этот факт своей биографии, а, напротив, гордился общением с «солнцем русской поэзии». |
Гоголю — 215 лет. Почему писателя до сих пор читают и когда у него на самом деле день рождения | Автор одной из биографий писателя Анри Труайя называл эту черту Гоголя «мистической настроенностью, предрасположенностью к страху». |
Биография Гоголя
Например, он часто во время прогулок убивал тростью ящериц и червей — они напоминали ему чертей. Писатель Григорий Данилевский вспоминал, как Гоголь рассказывал ему, что чуть не утопил кошку. Однажды ночью она напугала классика, и он решил, что через ее глаза на него смотрит нечистая сила. В итоге писатель поймал кошку и выкинул ее в пруд — от греха подальше. Гоголь коллекционировал книги Писатель был страстным библиофилом. Причем ему нравилось именно обладать обширной библиотекой — далеко не все книги из нее он открывал. Например, по сведениям писателя Пантелеймона Кулиша, Гоголь приобрел миниатюрное издание «Математической энциклопедии» несмотря на то, что не любил эту науку. Гоголь был ипохондриком Практически все знакомые писателя вспоминают, что он был буквально одержим темой болезней —мог подолгу и подробно описывать симптомы своих недугов даже совершенно посторонним людям. Так, писатель Сергей Аксаков вспоминал, как Гоголь однажды уверял его, что неизлечимо болен.
Это была единственная ценная вещь, найденная у писателя, он сохранил ее, несмотря на тяжелые времена. Библиотека Гоголя, состоявшая из 234 книг, не была оценена по достоинству сразу после его смерти и продана за бесценок — по копейке за штуку. История смерти писателя овеяна многочисленными мистическими слухами. К примеру, некоторые свидетели эксгумации гроба Гоголя при перезахоронении в 1931 из некрополя Даниловского монастыря на Новодевичье кладбище , утверждают, что в гробу не было головы, а само тело было повернуто на бок. Но эти слухи не подтверждают официальные источники. Как и то, что Гоголь был похоронен живым, в состоянии летаргического сна, а также то, что смерть его явилась результатом врачебной ошибки — отравления препаратами ртути. Читатели написали там много интересного. Советую почитать:.
Факты о Николае Гоголе 03. Его жизнь окутана ореолом мистики. О таинственной смерти классика, его непростых отношениях с коллегами и странной судьбе второго тома «Мертвых душ» написано уже много. Мы же подготовили для вас пять небанальных фактов о писателе. Гоголь любил заниматься рукоделием Классик вырос в окружении женщин — матери, бабушки и четырех сестер. С детства он вместе с ним ткал, вышивал, выкраивал и вязал. Когда он собирался переезжать в столицу, то уверял своих родных, что там не пропадет — ведь у него есть востребованная профессия портного. Правда, обшивать столичный бомонд писателю не довелось. Зато это необычное хобби впоследствии пригодилось ему самому — многие стильные обновки Гоголь делал для себя сам, поэтому всегда был одет по последней моде.
Факт 1 Гоголь с детства увлекался рукоделием и сам кроил шейные платки, рисовал узоры для ковров, занимался вышивкой и шил платья сестрам. Факт 2 У Гоголя было много фобий - он боялся грозы, обмороков, быть погребенным заживо и смерти. Допускают, что он страдал маниакально-депрессивным психозом.
Факты о Николае Гоголе
Документальный фильм Леонида Парфенова о судьбе и творчестве писателя Николая Васильевича Гоголя. Никола́й Васи́льевич Го́голь (при рождении Яно́вский, с 1821 года — Го́голь-Яно́вский; 20 марта [1 апреля] 1809, Сорочинцы, Миргородский уезд. Факты из биографии Гоголя показывают, что тот был многогранной личностью. Николая Гоголя называют талантливым поэтом, прозаиком и классиком русской литературы XIX века.
Чего мы не знаем о Гоголе?
Николай Гоголь сегодня — «Разговоры о важном» 15 апреля — тема и программа занятия. В столице Буркина-Фасо поставили спектакль по гоголевскому «Ревизору». О неуравновешенной психике Николая Гоголя можно судить не только по тому факту, что он неоднократно уничтожал свои рукописи. Факт 2. В биографии Гоголя и его предков есть очень интересные несостыковки.
Гоголю — 215 лет. Почему писателя до сих пор читают и когда у него на самом деле день рождения
Хотя однажды рука и сердце писателя были предложены А. Виельгорской , на что красавица дала свой решительный отказ. Факт 5. Десять лет своей жизни Николай Васильевич прожил за границей. Факт 6.
Будучи в преклонном возрасте, Гоголь завещал близким людям захоронить его тело только при характерных признаках разложения. В 1931 году в процессе перезахоронения и вскрытия останков писателя было обнаружено, что тело в гробу лежало в другом положении — на боку. На основании этого ходило предположение, что писатель был похоронен в период летаргического сна. Факт 7.
Факт 2 У Гоголя было много фобий - он боялся грозы, обмороков, быть погребенным заживо и смерти. Допускают, что он страдал маниакально-депрессивным психозом. Факт 3 Душевные приступы заканчивались у Гоголя импульсивными действиями.
Так, например, в 5 лет ночью в большом доме его здорово напугала кошка. Впоследствии на свет появилась повесть «Майская ночь, или Утопленница», где есть эпизод, когда мачеха превращается в черную кошку. В 10 лет писатель пережил тяжелое психологическое потрясение — не стало его любимого 9-летнего брата Ивана.
Это семейное несчастье оставило глубокий след в его душе. Произошедшая история усугубила душевное расстройство, признаки которого были замечены у писателя впервые в возрасте 5 лет. В дальнейшем это оказало огромное влияние на его творчество.
В Нежинской гимназии, где он учился, практиковали телесные наказания. Писатель разыграл душевную болезнь, чтобы его не высекли за провинность, и вместо неминуемой порки провел 2-недельный отпуск в больнице. Гоголь знатным был хитрецом.
Если он, прогуливая уроки, попадался на глаза директору, то без тени смущения отвешивал ему комплимент: «Матушка поручила засвидетельствовать вашему превосходительству усерднейший поклон и донести, что по вашему имению идет все очень хорошо». Так писатель искусно избегал наказания — уловка срабатывала всякий раз. Николай Васильевич был известным шутником.
Однажды он разыграл товарища по гимназии, внушив ему, что у того что-то с глазами: «Знаешь, Риттер, давно я наблюдал за тобою и заметил, что у тебя не человечьи, а бычачьи глаза». Поверив в это, бедняга перепугался и пожаловался директору, а тот, решив, что парень помешался, отправил его в больницу. Только спустя неделю врачам удалось убедить юношу, что с глазами все в порядке.
Товарищи по гимназии не очень-то верили в литературный талант Гоголя. Ему часто говорили : «В стихах упражняйся, а прозой не пиши: очень уж глупо выходит у тебя». Как-то на уроке гимназист-Гоголь в надежде отличиться подсунул профессору словесности стихотворение Пушкина.
Тот, по обыкновению своему, стих поправил и вернул обратно со словами: «Вникни-ка, у кого лучше вышло». Единственная фотография Гоголя, сделанная в Риме в 1845 году. В путешествии по Италии Гоголь пристрастился к национальному блюду — пасте.
Эти восторженные стремления, эта жажда общественно-полезной деятельности, резкое отрицание обывательской успокоенности, нашли свое выражение и в первом дошедшем до нас его поэтическом произведении-поэме "Ганц Кюхельгартен". Читайте также: Творчество Гоголя Мечты и планы будущей деятельности влекли Гоголя в столицу, в далекий и заманчивый Петербург. Здесь он думал найти применение своим способностям, отдать свои силы на благо общества. По окончании гимназии, в декабре 1828 года, Гоголь уезжает в Петербург. Петербург неласково встретил восторженно настроенного юношу, приехавшего из далекой Украины, из тихой провинциальной глуши.
Со всех сторон Гоголя постигают неудачи. Чиновно-бюрократический мир с равнодушным безразличием отнесся к молодому провинциалу: служба не находилась, столичная жизнь для юноши, обладавшего весьма скромными средствами, оказалась очень трудной. Горькое разочарование испытал Гоголь и на литературном поприще. Возлагаемые им надежды на поэму "Ганц Кюхельгартен", привезенную из Нежина, не оправдались. Изданная в 1829 году под псевдонимом В.
Алов поэма успеха не возымела. В конце 1829 года Гоголю удалось устроиться на службу мелким чиновником в департамент государственного хозяйства и публичных зданий. Однако не долго он проработал на этой должности и уже в апреле 1830 года поступил писцом в департамент уделов. В эти годы Гоголь узнал лишения и нужду, испытываемую в Петербурге большей частью служилого, необеспеченного люда. Целый год он прослужил чиновником в департаменте.
Однако чиновничья служба мало его привлекала. В это же время он посещал Академию художеств, занимаясь там живописью. Возобновились его литературные занятия, но теперь Гоголь уже не пишет мечтательно-романтических поэм вроде "Ганца Кюхельгартена", а обращается к хорошо знакомой ему украинской жизни и фольклору, начиная работу над книгой повестей, которую он озаглавил «Вечера на хуторе близ Диканьки». В 1831 году состоялось долгожданное знакомство с Пушкиным, перешедшее вскоре в тесную дружескую близость писателей. Гоголь нашел в Пушкине старшего товарища, литературного руководителя.
Гоголь и театр В 1837 г. Суждения Гоголя ломали установившиеся каноны и утверждали необходимость для русской сцены нового художественного метода — реализма. Гоголь подверг критике два популярных жанра, завладевших в те годы «театрами всего света»: мелодраму и водевиль. Гоголь резко осуждает основной порок этого жанра: Лжет самым бессовестным образом наша мелодрама Мелодрама не отражает жизни общества и не производит на него должного воздействия, возбуждая в зрителе не участие, а какое-то «тревожное состояние». Не соответствует задачам театра и водевиль: Эта легкая, бесцветная игрушка, в которой смех «порождается легкими впечатлениями, беглою остротою, каламбуром Театр, по мнению Гоголя, должен учить, воспитывать зрителей: Из театра мы сделали игрушку вроде тех побрякушек, которыми заманивают детей, позабывши, что это такая кафедра, с которой читается разом целой толпе живой урок В черновой редакции статьи Гоголь называет театр «великой школой».
Но условием этого является верность отображения жизни. Право, пора знать уже, пишет Гоголь, что одно только верное изображение характеров, не в общих вытверженных чертах, а в их национально вылившейся форме, поражающей нас живостью, так что мы говорим: «Да это, кажется, знакомый человек», — только такое изображение приносит существенную пользу». Здесь и в других местах Гоголь защищает принципы реалистического театра и только такому театру придает большое общественно-воспитательное значение. От лица актеров автор «Ревизора» обращается к драматургам: Ради бога, дайте нам русских характеров, нас самих дайте нам, наших плутов, наших чудаков! Гоголь раскрывает значение смеха как сильнейшего оружия в борьбе с общественными пороками.
Смех, продолжает Гоголь, великое дело: он не отнимает ни жизни, ни имения, но перед ним виновный, как связанный заяц. В театре «при торжественном блеске освещения, при громе музыки, при единодушном смехе, показывается знакомый, прячущийся порок». Человек боится смеха, неоднократно повторял Гоголь, и удерживается от того, «от чего бы не удержала его никакая сила».