Он рассматривал эмоциональный интеллект с точки зрения разности преуспевания людей в жизни и выделил пять сфер. Эмоциональный интеллект — это умение работать со своими и чужими эмоциями. Прежде чем углубиться в специфику эмоционального интеллекта, давайте сначала обсудим основные различия между EQ (Emotional Quotient) и IQ (intelligence quotient). Авторами была разработана структу-ра эмоционального интеллекта, состоящая из трех компонентов (рис. 1).
Сущность понятия и основные теории эмоционального интеллекта
Важно понимать, как душевное состояние отражается на нашем поведении, способностях, каковы наши слабые и сильные стороны. Эмоциональный самоконтроль Способность размышлять о собственных эмоциях и понимать, как можно управлять ими. Это навык позволяет определить, каковы наши эмоциональные модели поведения и как следует действовать на их основе в той или иной ситуации. Самомотивация Способность фокусировать эмоции на поставленных целях и, таким образом, удерживать эти эмоции на протяжении всего процесса. Этот навык важен для упреждающего реагирования и разрешения непредвиденных ситуаций.
Эмпатия Эмпатия — это способность сопереживать и распознавать эмоции окружающих. Данный навык позволяет нам устанавливать более тесные и прочные связи с окружающими людьми. Межличностные отношения или социальные навыки Хорошие отношения с другими людьми важны для собственного счастья и эмоционального здоровья. При этом важна не только способность сопереживать, но и другие социальные навыки — ассертивность, активное слушание и т.
Узнайте, как развить коммуникативные компетенции. Виды эмоционального интеллекта Как мы уже упомянули выше, говоря об эмоциональном интеллекте, мы имеем ввиду два вида интеллекта: межличностный и внутриличностный интеллект. Под межличностным интеллектом подразумевается способность устанавливать отношения с другими людьми. Внутриличностный интеллект, напротив, относится к самопознанию и связанным с ним процессам, таким как доверие к самому себе и самомотивация.
Внутриличностный или интраперсональный интеллект Его составляют ряд характеристик, определяющих отношение человека к самому себе. Речь идёт о следующих компонентах: Самосознание: осознание себя и своих способностей сильных и слабых сторон , эмоций и импульсов, а также того, как наши эмоции и поведение влияют на окружающих.
Что такое эмоциональный интеллект и почему он важен Эмоциональный интеллект Emotional Intelligence или Emotional Quotient — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим. Навык помогает решать практические задачи и достигать поставленных целей в жизни и на работе. Люди с развитым эмоциональным интеллектом умеют договариваться с другими людьми, принимать решения и правильно реагировать на негативные ситуации. Через эмоции мы реагируем на события, слова и обстоятельства. Если их не понимать, происходящее будет искажаться. Например, на работе вам сделали замечание, а вы начали спорить и конфликтовать. В итоге, это приведет к неврозам, апатии и другим депрессивным состояниям.
Человек с развитым эмоциональным интеллектом реагирует на причины, а не действия или эмоции. Это помогает ему правильно воспринимать критику, понимать других людей и отвечать им адекватной реакцией. Что такое эмоциональный интеллект и как он поможет вашей карьере Понятие эмоционального интеллекта стало популярно после публикации одноименной книги научного журналиста Дэниела Гоулмана в 1995 году. Согласно исследованию Гоулмана, у людей с развитым эмоциональным интеллектом лучше психическое здоровье, эффективность работы и лидерские навыки. Он важнее технических знаний и IQ в два раза. Это подтверждает исследование компании Egon Zehnder. Они проанализировали 515 руководителей высшего звена и выяснили, что люди с развитым эмоциональным интеллектом имеют больше шансов на успех. Гибкие человеческие навыки, тесно связанные с эмоциональным интеллектом — самые важные навыки в настоящем и будущем. Индустрия 4.
Как выявить депрессию на работе у сотрудника? Как работает эмоциональный интеллект Разберем модель , которую представила лаборатория EQ-factor под руководством Николаса Коро и Викторий Шиманской в 2014 году. Она наглядно показывает коэффициенты, формирующие интеллектуально-эмоциональный профиль личности — IEPP. Эмоциональный интеллект не существует отдельно от интеллекта, это не его противоположность. Коэффициенты эмоционального интеллекта EQ и умственного интеллекта IQ нельзя отделить друг от друга. Более того, если не развивать EQ, у человека не будет высокого IQ. Экономика образования Что такое синдром самозванца и как от него избавиться Чтобы развить эмоциональный интеллект, нужно сосредоточиться на четырех драйверах: осознанности, самооценке, мотивации и адаптивности. Развитие каждого из драйверов формирует освоение соответствующей эмоционально-интеллектуальной стратегии. Включает осознанность своих мыслей, чувств и поведения.
Развивает стратегию «Философов». Философы быстро учатся и накапливают знания, но им сложно перейти от теории к практике и перевести знания в реальные навыки. Включает принятие, способность не зависеть от внешних оценок и мнений, позитивное восприятие мира и решительность. Помогает освоить стратегию «Звёзд». Такие люди уверены в себе, но склонны говорить, чтобы произвести впечатление. Звезды рискуют остаться на уровне «впечатлений», если не прокачают драйверы осознанности и мотивации. Включает открытость новому, целеполагание, переживание неудач, стремление к самоактуализации. Помогает освоить стратегию «Героев». Герои получают удовольствие от саморазвития и достижений, поэтому постоянно совершенствуются и могут вести за собой людей.
Герои рискуют быстро перегореть, если не осознают причин своей работы. Включает в себя эмпатию, стрессоустойчивость, принятие решений и коммуникабельность.
Как развить навык Социальная осознанность требует хороших навыков слушания.
Не обсуждайте качества других людей и не пытайтесь перехватить инициативу в разговоре. Задавайте вопросы и просите других делать то же самое. Сумейте бросить вызов своим предрассудкам и найти общие черты с коллегами.
Учитесь ставить себя на место других — так вы станете более чувствительным к чужим эмоциям. Управление отношениями Управление отношениями — это набор межличностных навыков, который помогает мотивировать и вдохновлять других, выстраивать гармоничные отношения с коллегами. Какими основными компетенциями в области управления взаимоотношениями вы обладаете?
Влияние: вы прирожденный лидер, который может легко получить поддержку от других. Вы можете организовать вовлеченный, мобилизованный и готовый к выполнению задач коллектив. Наставничество: вы способствуете долгосрочному обучению, предоставляя обратную связь и поддержку.
Говорите убедительно и ясно, добиваетесь, чтобы люди были мотивированы и ясно выражали свои ожидания. Управление конфликтами: вы справляетесь с разногласиями, инициируете продуктивный спор и находите беспроигрышные решения. Командная работа: вы хорошо взаимодействуете с сотрудниками, принимаете активное участие в работе, разделяете ответственность и награды, а также вносите свой вклад в развитие потенциала вашей команды.
Лидерство: вы вдохновляете и направляете других к общей цели, всегда делаете свою работу и выявляете лучшие качества команды. Как развить навык С негативным взглядом на жизнь трудно выстраивать долгосрочные отношения. Вместо того чтобы думать о плохом, станьте агентом позитивных изменений.
Не бойтесь идти наперекор общепринятым нормам и рисковать. Так вы сможете вдохновить и мотивировать людей, с которыми работаете. Запомнить Для успеха в карьере знаний, интеллекта и способности прогнозировать будущее недостаточно.
Эксперты считают, что отличительной чертой бизнес-лидеров является развитый эмоциональный интеллект.
Разумеется, идеальных людей не существует, но человек, описанный выше, — это обладатель высокого эмоционального интеллекта. Что такое эмоциональный интеллект? Эмоциональный интеллект Emotional Quotient, EQ — это умение понимать, контролировать и использовать свои эмоции для успешной коммуникации с окружающими для этого также нужно понимать истинные причины возникновения и последствия проявления эмоций других людей. Проще говоря, это умение людей выстраивать отношения с другими людьми, коммуницировать, контактировать. Это когда ты смотришь в корень, в истинную причину эмоций. Каждый человек да-да, без исключений, ты тоже использует эмоциональный интеллект в повседневной жизни.
Мы используем его, когда говорим по душам с близкими, обсуждаем проблемы в отношениях с партнером, пытаемся найти общий язык с бабушками или младшими братьями. Эмоциональный интеллект позволяет нам наладить отношения с окружающими и с самим собой. EQ vs IQ Неважно, какое у тебя образование, если ты не умеешь общаться с людьми. Иметь высокий IQ — просто быть умным. А иметь высокий EQ значит уметь управлять своим умом. Одним из первых исследователей, который 20 лет назад познакомил массы с понятием эмоционального интеллекта, был Дэниел Гоулман его книга «Эмоциональный интеллект» до сих пор является основной в этой области. Периодически он проводит тренинги в крупных международных компаниях.
На каждом из них он просит поднять руки тех, кто учился на «отлично» в школе или университете. И каждый раз из 200-300 человек только 2-3 человека поднимают руки. Гоулман доказывает, что эмоциональный интеллект важнее интеллекта умственного. Хорошо это иллюстрирует история двух студентов, которую он приводит в качестве примера. Один из них знал сферу своей деятельности досконально, его знания были на высшем уровне, но профессора смущал один его недостаток — «он был слишком заносчивым». Другой студент уступал ему в качестве подготовки, но все, кто был с ним знаком, подмечали, что он «чрезвычайно искусен в межличностных отношениях. Его любили все, кто с ним работал».
Достаточно посмотреть на жизнь этих людей через несколько лет. Первый, обладающий редким умом, но не умеющий справляться со своими эмоциями, часто менял место работы именно из-за того, что не мог наладить взаимоотношения с коллегами. В итоге ему пришлось работать на должности, которая была «мала» ему по его умственным способностям, но на большее он рассчитывать не мог — его вспыльчивость была «стеклянным потолком». А другой студент с более развитыми навыками общения с помощью связей и умения налаживать контакты с людьми занял должность, о которой мог только и мечтать во время учебы. Истоки: когда и как формируется эмоциональный интеллект Первые, кто учит нас эмоциональному развитию, — родители. Именно в детстве происходят важные для формирования эмоционального интеллекта процессы: мы учимся принимать и понимать свою природу такой, какая она есть, принимать людей такими, какие они есть. Не осуждать, относиться к людям и ситуациям с сопереживанием.
Но бывает, что родители, наоборот, тормозят эмоциональное развитие ребёнка. Это происходит, когда нам запрещают чувствовать то, что мы чувствуем, потому что эти чувства не вписываются в картину мира наших родителей, «не входят в их планы».
Полное руководство по эмоциональному интеллекту
Они утверждают, что характер модели определяется не столько теорией, сколько используемыми методами измерения конструкта. Рассматривая эмоциональный интеллект как черту, мы должны связывать его с оценкой устойчивости поведения в различных ситуациях, поэтому для его измерения следует применять опросники. Если мы исследуем эмоциональный интеллект с точки зрения способности, то данный подход относится к традиционной психологии интеллекта и для его измерения наиболее адекватны задачи, подобные задачам интеллектуальных тестов, в этих случаях следует применять также проективные задания [16]. В отечественной психологии ключевые идеи, способствующие становлению понятия «эмоциональный интеллект», представлены в работах Л. Выготского, С. Рубинштейна, А.
Леонтьева [7; 10; 14; 20; 21]. Выготский пришел к выводу о существовании динамической смысловой системы, представляющей собой единство аффективных и интеллектуальных процессов: «Как известно, отрыв интеллектуальной стороны нашего сознания от его аффективной, волевой стороны представляет один из основных и коренных пороков всей традиционной психологии», — писал он. Единство аффекта и интеллекта, по мнению Л. Выготского, обнаруживается, во-первых, во взаимосвязи и взаимовлиянии этих сторон психики на всех ступенях развития, во-вторых, в том, что эта связь является динамической, причем всякой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта. Рубинштейн, развивая идеи Л.
Выготского, отмечал, что мышление уже само по себе является единством эмоционального и рационального[19; 20]. Однако описанные идеи Л. Выготского на современном этапе развития психологии не получили должного развития [23]. В подтверждение этого можно привести слова Д. Эльконина о том, что до настоящего времени существенным недостатком рассмотрения психического развития ребенка является разрыв между процессами умственного развития и развития личности в том числе и эмоционального [18].
А также мнение Е. Яковлевой, которая утверждала, что осознание собственной индивидуальности есть не что иное как осознание собственных эмоциональных реакций и состояний, указывающих на индивидуальное отношение к происходящему [27]. Современные исследования эмоционального интеллекта представлены в работах И. Андреевой, Д. Ушакова, Д.
Люсина, С. Деревянко, О. Гулевич, В. Овсянниковой, Е. Сергиенко, Т.
А, Сысоевой, О. Белоконь и многих других [16]. Андреева показывает, что уровень развития эмоционального интеллекта в юношеском возрасте взаимосвязан с индивидуальными проявлениями самоактуализации. Также этот автор отмечает, что высокоразвитый внутриличностный эмоциональный интеллект способствует естественности эмоциональных проявлений и позитивному самоотношению, которые, в свою очередь, дают возможность устанавливать глубокие и тесные взаимоотношения с другими людьми [6]. Ушаков указывает на то, что при проведении исследования эмоционального интеллекта следует использовать не опросники, которые лишь затуманивают измеряемые конструкты, а тесты, оценивающие переработку эмоциональной информации в реальном времени [25].
Как и зарубежные психологи, отечественные исследователи часто изучают эмоциональный интеллект в связи с возможностью его влияния на лидерские качества. Так, работы О. Белоконь показывают, что имеется связь между эмоциональным интеллектом и деловым стилем лидерства. Лидеры с высоким эмоциональным интеллектом не только способны создавать благоприятный психологический климат в коллективе, но и, в первую очередь, мотивировать сотрудников на выполнение задач организации [8]. Далее остановимся на отечественной модели эмоционального интеллекта, предложенной Д.
Этот автор определяет «эмоциональный интеллект» как совокупность способностей для понимания своих и чужих эмоций и управления ими [15]. И способность к пониманию, и способность к управлению эмоциями могут быть направлены как на собственные эмоции, так и на эмоции других людей. Таким образом, можно говорить о внутриличностном и межличностном эмоциональном интеллекте. Эти два варианта предполагают актуализацию разных когнитивных процессов и навыков, однако должны быть связаны друг с другом [15]. По мнению Д.
Люсина, способность к пониманию эмоций и управлению ими очень тесно связана с общей направленностью личности на эмоциональную сферу, т. Поэтому «эмоциональный интеллект» можно представить как конструкт, имеющий двойственную природу и связанный, с одной стороны, с когнитивными способностями, а с другой — с личностными характеристиками. Следовательно, «эмоциональный интеллект» — это психическое свойство, формирующееся в ходе жизни человека под влиянием ряда факторов, которые обусловливают его уровень и специфические индивидуальные особенности [13]. Модель, предлагаемая Д. Люсиным, принципиально отличается от смешанных моделей тем, что в конструкт не вводятся личностные характеристики, которые являются коррелятами способности к пониманию и управлению эмоциями.
Высший EQ: Ты объясняешь, почему ты уронил мяч, и говоришь, что понимаешь, почему они обижены, а затем разрабатываешь план действий для удовлетворения своих потребностей. Низкий EQ: Тебе трудно понять, почему они так расстроены, и ты чувствуешь себя атакованным их критикой. Самосознание Сценарий: Ты и твой коллега претендовали на одно и то же повышение, но он получил его вместо тебя.
Выше EQ: Ты размышляешь и понимаешь, что, если быть честным с самим собой, ты работал не так усердно, как твой коллега, и его повышение вполне заслуженно. Низший EQ: Ты можешь отправить начальнику гневное письмо, требуя объяснений или угрожая уволиться. Мотивация Сценарий: Ты сдал экзамен и написал об этом в социальных сетях.
Высокий EQ: Ты гордишься собой за достигнутую цель и ценишь любую поддержку, которую получаешь. Высокий EQ: Ты задаешь открытые вопросы, поддерживаешь хороший зрительный контакт и практикуешь активное слушание. Низкий EQ: Ты можешь перестать обращать внимание и решить, что с твоим спутником что-то не так.
Как улучшить эмоциональный интеллект Некоторые люди рождаются с EQ, в то время как другие могут думать о нём как о наборе навыков, которые необходимо приобрести. С помощью практики можно развить или укрепить его. Вот несколько способов сделать именно это: Самоанализ.
Подумай о том, чтобы установить регулярное время или день для ведения дневника. Это может позволить тебе размышлять о том, как ты вел себя во взаимодействиях, и отмечать вещи, которые тебя беспокоили. Ты также можешь медитировать и наблюдать за своими мыслями.
Это может помочь регулярно практиковать упражнения на глубокое дыхание, особенно во время конфликта. Попробуй практиковать радикальное принятие любых эмоций и вербализовать свои чувства. Подумай о том, чтобы взять тайм-аут и отпраздновать каждую свою победу.
Когда ты решаешь сделать что-то новое, хорошо бы определить, зачем тебе это нужно. Также может помочь разбивка твоего списка дел на кусочки, или микрозадачи, и работа с партнером по подотчетности или коучем. Чтобы развить эмпатию, попробуй обратить внимание на свое окружение.
Если у него что-то не в порядке, стоит перенести переговоры на другое время, когда все участники будут спокойны. Ключевой момент в таких вопросах — слово «аккуратно». Для большинства людей чувства — личная информация. Приведем пример неудачной и удачной формулировки вопроса о чувствах. Это так? Это может вызвать у собеседника желание уйти от ответа, особенно если у вас не слишком доверительные отношения. И еще не факт, что человек сам понимает, что он чувствует, потому что не привык отслеживать эмоции. А во втором случае тот, кто повысил голос, говорит о своих ощущениях. Обычно такая формулировка вызывает больше доверия.
Тому, кого обидели, не обязательно рассказывать о своих эмоциях, он может просто не согласиться с ощущениями другого человека. А если все-таки злость есть, ему легче будет признать ее. После этого есть шанс поговорить о ситуации. Это поможет выстроить коммуникацию и достичь цели разговора. Правила, которые помогут построить деловое общение Вот еще пример. Леонид спешил на встречу с клиентом, но попал в пробку и приехал на пятнадцать минут позже. А для клиента опоздание — звоночек о необязательности. Леонид начал встречу с вопроса: «Я чувствую, что вы недовольны мной из-за опоздания, это так? После этого Леонид извинился, момент с опозданием проговорили, и он теперь не занимает мысли обоих людей.
Они спокойно продолжили обсуждать вопросы по проекту. Леонид запомнил, что для этого человека важна пунктуальность, и в следующий раз приходил на встречи заранее. Это очень поддерживает». Наталия Франкель Предприниматель, организатор бизнес-конференций в сферах SMM и event Нужно ли помогать сотрудникам развивать эмоциональный интеллект Среди экспертов и предпринимателей нет однозначного ответа на вопрос, нужно ли помогать сотрудникам развивать эмоциональный интеллект. Одни люди считают, что это важный компонент для продуктивной работы, другие уверены, что постороннего человека нельзя заставить работать над собой. Как мотивировать и развивать сотрудников «Тема эмоционального интеллекта, в отличие от, например, тем личностного роста, находится на грани работы с профессиональными навыками и работы с собой. Обычно на тренингах по эмоциональному интеллекту люди имеют право выбирать, какую ситуацию обсуждать, и так регулируют степень погруженности. Поэтому предприниматели могут устраивать для сотрудников тренинги по развитию эмоционального интеллекта». Алена Алешина Совладелец тренинговой компании EQuator , автор книг про эмоциональный интеллект А вот Наталия Франкель считает: единственное, что предприниматель может сделать для команды, — показать свой пример.
Стыд — повышенная температура, неприятные ощущения в животе, сложно смотреть другим людям в глаза, тяжесть в груди, желание сжаться и стать невидимым. Это поможет вам немного успокоиться. По звуку хлопнувшей двери и звяканью ключей дети слышат, в каком расположении духа отец вернулся с работы.
Рассерженный учитель особым образом листает журнал и с усиленным нажимом скребёт мелом по доске — всё это замечают внимательные школьники. Обычно калибровка окружения происходит неосознанно, но она помогает принимать решения: когда стоит обратиться с просьбой к человеку, а когда отказ очевиден.
Зачем нужен эмоциональный интеллект и как его развить
Будем в удобном формате рассказывать о саморазвитии, психологии и о том, как эффективно учиться и строить карьеру в любом возрасте. Как устроен эмоциональный интеллект В 1990 году американские психологи Джон Д. Майер и Питер Саловей рассказали о новом виде интеллекта, который отвечает за эмоциональное восприятие информации. Это открытие произвело фурор: поняв, что с помощью эмоционального интеллекта EQ можно прийти к успеху, учёные и психологи стали активно исследовать эту тему и описывать свойства EQ. А работодатели при приёме на работу начали обращать большее внимание на социальные навыки кандидатов. Эмоциональный интеллект EQ, emotional quotient — это способность человека распознавать свои и чужие эмоции, понимать намерения собеседника, его мотивацию и желания. А также умение использовать эти знания для решения практических задач. HR-аналитики Google в одном из исследований проанализировали принципы, по которым компания нанимает управляющих менеджеров.
На удивление, технические знания кандидатов оказались важны менее всего. А в приоритете — умение уравновешивать негатив и позитив в команде, способность слушать коллег и быть для них хорошим собеседником. Получается, разборчивость в людях, понимание их образа мысли, поступков и чувств — это ключ к успеху. А эти навыки и есть составляющие развитого эмоционального интеллекта. Психолог Елена Мечетина выделяет четыре элемента эмоционального интеллекта: Осознание эмоций — это умение определить эмоцию и правильно её назвать. Большую роль в осознании играет среда. Если человек воспитывался в семье, где люди привыкли называть эмоции, то он будет более эмоционально осознанным, чем тот, в чьей семье не было принято говорить о чувствах.
Понимание эмоций других. Оно строится на осознании собственных эмоций, так как чувства окружающих мы воспринимаем через проецирование на свой опыт: «Я понимаю, что чувствует этот человек, потому что знаю, что в такой ситуации испытываю я сам». Выражение эмоций. Прокачанный эмоциональный интеллект позволяет экологично выражать свои чувства, при этом не скрывая их. Управление своими и чужими эмоциями. Многие из нас хотят управлять другими людьми. Но научиться этому можно, только если человек умеет управлять своими эмоциями.
Читайте также: Эмоциональный интеллект относится к soft skills, которые можно и нужно прокачивать для эффективного взаимодействия с людьми. Этот навык позволяет быстро осознать суть проблемы, использовать подходящий управленческий приём и получить максимальный результат. Тесты на эмоциональный интеллект Есть много тестов для измерения уровня EQ. Один из самых быстрых — Бостонский опросник для определения уровня эмоционального интеллекта.
Вводит шкалы: самоактуализация, самосознание, настойчивость, независимость, самоуважение. Умение понимать и принимать ощущения, испытываемые другими людьми шкалы «межличностные отношения», социальная ответственность» и «эмпатия». Подразумевает умение подстраиваться под изменения ситуаций и условий, приспосабливать к ним свое восприятие, контролировать эти изменения шкалы «решение проблем», «гибкость» и «реализм». Регулирование стресса шкалы «управление импульсивностью» и «стрессоустойчивость». Настроение шкалы «счастье» и «оптимизм». Смешанные модели понимают эмоциональный интеллект как сложное и многогранное психологическое образование, а не как строго когнитивную способность.
Именно поэтому становится возможным использовать для оценки эмоционального интеллекта опросники, касающиеся личностных характеристик. Однако не доказан факт, что люди действительно могут отдавать себе правильный отчет о своих навыках и умениях, которые включены в понятие ЭИ. Кроме того, под вопросом находится эффективность обучения эмоциональному интеллекту, основанная на описанных выше моделях. Главная проблема в том, что существует много разных программ обучения, у которых отсутствует объединяющий принцип. Каждая из моделей основывается только на личных соображениях ее создателя. К примеру, Гоулмен считает, что к эмоциональным способностям относятся регулирование эмоций и их распознавание. При этом способности могут быть нацелены как на чужие впечатления, так и на свои собственные. На основе этого взгляда в ЭИ входит осознание общественных взаимодействий, самоуправление, контроль отношений, самосознание. И все перечисленные компоненты изучаются с помощью опросников ECI. Концепция моделей способностей Разработана Майером, Сэловеем и Карузо.
Ученые дали следующее определение эмоциональному интеллекту — умение вызывать и воспринимать эмоции, распознавать их, повышать с их помощью эффективность мыслительных процессов, а также на уровне рефлекса регулировать эмоции, чтобы развиваться умственно и эмоционально. Первая категория включает в себя компоненты выражения и оценивания личных чувств и чувств окружающих людей. В свою очередь, компоненты оценки собственных чувств подразделяются на вербальный и невербальный подтип, в то время как оценка чужих чувство — на эмпатию и невербальное восприятие. Вторая категория ЭИ включает в себя регулирование чувств — как собственных, так и чужих. Третья подразумевает использование эмоциональной составляющей в деятельности и мыслительных процессах — гибкое построение планов, творческое мышление, элементы контроля мотивации и внимания. С этой моделью тесно связаны когнитивные и социальные составляющие, но также уделено большое внимание использованию и контролю эмоций. Со временем к 1997 году модель эмоционального интеллекта Майера и Сэловея была существенно расширена и усовершенствована. В ней акцентировано внимание на когнитивных компонентах, которые связаны с обработкой мозгом информации, полученной об эмоциях. Кроме того, добавился компонент, касающийся роста человека как личности, расширения его эмоционального диапазона. В связи с этими корректировками, сформировалось и новое определение ЭИ: теперь это способность обрабатывать данные, заложенные в эмоциях — распознавать значение чувств, определять, как они друг с другом связаны, принимать решения на основе полученных сведений.
Получается, что эмоциональный интеллект очень схож с обычным, однако ключевыми понятиями у него считаются эмоции и настроение. В состав ЭИ входят четыре способности: Идентификация и правильное восприятие своих и чужих чувств, их выражение. Помогает определить эмоциональное состояние человека по косвенным признакам: звуки, внешний вид, общее поведение и даже создаваемые другими людьми произведения искусства. А также относительно точно выражать потребности и эмоции, основанные на испытываемых чувствах; определять, какие выражения эмоций правдивы, а какие ложны. Всё это служит для верного осознания окружающего мира. Он постоянно посылает сигналы, и чем точнее нам удастся их расшифровывать, тем более адекватным будет наше поведение в различных жизненных ситуациях. Отчасти на это направлен тренинг развития эмоционального интеллекта. Фасилитация мышления.
Вы сегодня и вы завтра — это разные люди, поэтому подмечайте перемены в себе и делайте соответствующие выводы. Настройтесь на долгий путь и сделайте его максимально привлекательным. Помните, что никто, кроме вас самих, не сможет вам помочь. Первые хорошие результаты придут к вам после окончания курса, если вы будете придерживаться всех советов и рекомендаций, которые найдете в наших уроках. Читайте биографии выдающихся людей и оценивайте их жизни с позиции эмоционального интеллекта. Смогли бы Стив Джобс или Ричард Брэнсон достичь таких выдающихся успехов, если бы не умели управлять своими эмоциями и влиять на эмоции других людей? Вы и сами знаете ответ на этот вопрос. Хотите проверить свои знания? Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. Уроки по развитию эмоционального интеллекта Изучив большое количество книг и учебников, мы пришли к выводу, что эмоциональный интеллект можно повысить путем изучения теории и применения ее на практике. Мы разработали для вас пять уроков, которые помогут вам научиться разбираться в собственных эмоциях и эмоциях других людей. Цель курса: познакомить нашего читателя с эмоциональным интеллектом, его моделями и необходимыми навыками для его развития и повышения. Задачей же курса является научить читателя управлять своими эмоциями и развить его навыки эмпатии, ассертивности и умения слушать. Представляем вашему вниманию небольшой обзор каждого из уроков: Урок 1. Понятие и важность Для того, чтобы с энтузиазмом начать повышать свой эмоциональный интеллект, читатель должен осознать всю важность этого навыка. На протяжении всего существования человечества людям были нужны определенные умения и способности для выживания. Они менялись от столетия к столетию. В эпоху интернета и развитых коммуникаций изменился как сам человек, так и требования, которые к нему предъявляет общество. В первом уроке вы поймете, почему в 21 веке эмоционально развитые люди добиваются большего успеха, чем те, кто ориентируется на технические навыки. Мы также сравним эмоциональный интеллект с IQ и выясним, в чем преимущества и недостатки ориентации на одну модель мышления. Урок 2. Модели эмоционального интеллекта Несмотря на то, что психологи и ученые принялись изучать эмоциональный интеллект еще несколько столетий назад, расцвет теории пришелся на двадцатый век. Каждый исследователь предлагал свою концепцию и нет четкого понимания, какие конкретно навыки и способности нужно развивать для его повышения. Истина, как известно, посередине, а один изученный навык неизменно подтягивает все остальные. В этом уроке мы рассмотрим самые популярные модели эмоционального интеллекта и представим несколько тестов, показывающих ваш нынешний уровень. Урок 3. Управление эмоциями Теория так и останется теорией, если мы не будем предпринимать сознательных попыток повысить свой эмоциональный уровень. Чем он выше, тем более счастливым и удовлетворенным жизнью вы становитесь. В третьем уроке мы меньше концентрируемся на теории и больше — на практической части. Мы предложим несколько действительно полезных упражнений и дадим полезные советы. Внедряйте их в жизнь, для этого вам не нужно делать что-то особенное, так как эмоции мы испытываем каждую секунду и можем работать над ними уже сейчас. Вы также поймете, какое значение имеет осознанность и умение сдерживать реакционность мыслей. Урок 4. Три главных навыка Вы наверняка осознаете, какое значение для успеха и спокойствия имеет умение общаться с другими людьми.
И многие психологи считают, что нашли ответ — речь о повышении уровня эмоционального интеллекта. Существует и менее научное определение, которое дали Говард Бук и Стивен Стайн: это способность правильно истолковывать обстановку и оказывать на нее влияние, интуитивно улавливать то, чего хотят и в чем нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным. Говоря проще, ваш эмоциональный интеллект находится на высоком уровне, когда вы уравновешены в любой ситуации и можете положительно влиять на эмоции других людей. В этой связи, эмоциональный интеллект можно разделить на два элемента: понимание своих и чужих эмоций. Применение эмоционального интеллекта в жизни Хотите вы того или нет, но вы испытываете эмоции в любой ситуации: при общении с человеком, в картинной галерее, супермаркете. Поэтому вы каждый день применяете эмоциональный интеллект, разница только в том, насколько высок его уровень. Вы, и только вы решаете, какие эмоции и чувства испытывать в любой момент. Хотите испытывать обиду и раздражение — пожалуйста. Желаете радоваться жизни и с оптимизмом смотреть в будущее — этого вы тоже можете достичь. Вы будете спокойны и уравновешены, если будете разбираться в своих эмоциях и начнете их контролировать. Но зачем тогда понимать эмоции других людей? Разве недостаточно разбираться в своих и научиться ими управлять? Мы общаемся с людьми каждый день в той или иной форме, поэтому понимать, что человек чувствует и почему — это ключевой момент в построении хороших, гармоничных отношений. Вы можете быть не особо талантливым человеком и обладать не выдающимся интеллектом, но если вы умеете общаться с людьми и они уважают и ценят вас, то добьетесь огромного успеха. Прежде чем вы перейдете к урокам по развитию эмоционального интеллекте, предлагаем вам пройти небольшой тест, который поможет оценить ваш текущий уровень развития ЭИ. Тест на эмоциональный интеллект Тест на эмоциональный интеллект методика Н. Холла показывает, как вы используете эмоции в своей жизни, и учитывает разные стороны эмоционального интеллекта: отношение к себе и к другим, способности к общению; отношение к жизни и поиски гармонии. Правила следующие: В вопросах, где нужно выбрать из 6 вариантов, ответьте, насколько каждый человек похож или не похож на вас. Выберите тот ответ, который показывает, насколько описываемый человек похож на вас. Опросник состоит из ряда вопросов о вас, вашем стиле поведения, привычках, мыслях, чувствах, переживаниях и образе жизни. Вам нужно спроецировать каждый вопрос на себя и подобрать вариант ответа, наиболее точно отражающий вашу позицию в конкретном контексте. Отвечать следует максимально честно перед самим собой, смотря правде в глаза. Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены. Если этот тест вы уже проходили, то в левом меню отобразится знак. Cтатистика На весь экран Игра загружается... Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать. Как развить эмоциональный интеллект? Эмоциональный интеллект сам по себе является навыком, который можно и нужно развивать. Вам потребуется дисциплина и терпение, потому что серьезные успехи придут не сразу. Вы должны смотреть на жизнь с оптимизмом, потому что временами будете терпеть поражения, откатываться назад и испытывать негативные эмоции, от которых хотите избавиться. Вам также нужно научиться мотивировать себя, потому что без этого умения вы не сможете заниматься повышением уровня эмоционального интеллекта каждый день. Наш курс даст вам все необходимое для этого. Чтобы вовремя распознавать негативные, деструктивные эмоции, вам нужно быть осознанным. Первым шагом в борьбе против любого врага разрушительных эмоций является его распознавание, поэтому так важно находиться в состоянии осознанности и подмечать, когда ваши эмоции выходят из-под контроля.
Эмоциональный интеллект: как научиться понимать себя и окружающих
В своей модели эмоционального интеллекта он соединил когнитивные способности и личностные характеристики и выделил 5 основных составляющих эмоционального интеллекта. Из чего состоит эмоциональный интеллект. В некоторых случаях эмоциональный интеллект человека (EQ) может быть гораздо важнее коэффициента интеллекта (IQ). Эмоциональный интеллект (EI, от emotional intelligence или EQ, от emotional quotient) — это способность человека распознавать и понимать свои эмоции и чувства других людей и использовать эти навыки во взаимодействии с окружающими. Авторами была разработана структу-ра эмоционального интеллекта, состоящая из трех компонентов (рис. 1). Эмоциональный интеллект состоит из множества навыков, которые можно и нужно развивать, как и качества личности, которые помогают быть более устойчивыми к переменам.
Как эмоциональный интеллект стал самым востребованным навыком
Эмоциональный интеллект — Википедия | В 1988 г. Рувен Бар-Он (Reuven Bar-On) ввел понятие эмоционально-социальный интеллект и предположил, что он состоит из многих, как глубоко личных, так и межличностных способностей, навыков и умений, которые, объединяясь, определяют поведение человека. |
Развиваем эмоциональный интеллект: 7 шагов | Применяемая на практике версия методики («Эмоциональный интеллект-2») состоит из 66 вопросов, каждый из которых имеет пять вариантов ответа. |
Эмоциональный интеллект сегодня: исследования и практика | Сегодня получила распространение девятиступенчатая модель эмоционального интеллекта, разработанная греческими учеными в 2018 году. |
Направления исследования эмоционального интеллекта
Поскольку эмоциональный интеллект состоит из набора компонентов, то тренировать необходимо каждый из них, а именно. Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence Quotient или EQ) — это способность распознавать и контролировать свои и чужие эмоции. Как развить эмоциональный интеллект, почему он важен, по каким признакам можно определить уровень EQ, что относится. По всему миру эмоциональный интеллект внедряется в школьное и академическое образование в рамках так называемых SEL-программ (Social and Emotional Learning). Я расскажу как рационализировать концепцию эмоционального интеллекта (EQ), не снижая ценности IQ. Эмоциональный интеллект — это умение работать со своими и чужими эмоциями.
Направления исследования эмоционального интеллекта
Но было такое. Да, я понимаю тебя. Сергей — От этого не исчезли никуда люди, которые покупают этот iPhone, абсолютно не располагая для этого средствами с одной стороны, не имея разумных причин для этого с другой стороны. Но у них есть некое стремление это сделать. Хотя это с их ситуации никак не бьётся. И в большинстве случаев это индикатор того, что они не понимают в целом своей мотивации. Или люди, которые очень остро реагируют на какую-нибудь классную рекламу. Они видят какую-то рекламу и тут же зажигаются: «Вау, какая классная вещь! Новая модель автомобиля или новая модель телефона.
Или еще что-то. Они ведутся на эту рекламу по той причине, что они не понимают свою истинную мотивацию и свои истинные желания. И, соответственно, если они не понимают, то кто-то другой может это использовать. Способность стремиться к достижению цели ради её достижения — это и есть некая эмоциональная зрелость. Ведь и учителя, и родители поголовно говорят о том, что недостаточная мотивация или подавленная и деформированная учебная мотивация — это огромная проблема. Что молодежь ничего не хочет. И работодатели с другой стороны тоже говорят, что мотивированный сотрудник на вес золота. Потому что просто исполнители не нужны, нужны люди, которые двигают бизнес, двигают процесс.
Но, собственно говоря, это и правда, потому что без мотивации невозможно ни учиться, ни работать продуктивно, ни отношения строить — ничего. А мотивация — это не исполнительность. Многие путают мотивацию и исполнительность: типа мотивированный ученик — это ученик, который делает всё, что ему говорят. Но это не совсем так, это разные свойства. Ирина — А кто такой мотивированный ученик? Сергей — Мотивированный ученик — это ученик, которому интересно что-то делать, и этот интерес внутренний. То есть у него есть внутреннее свойство хотеть что-то узнать. Ирина — Мотивацией могут быть деньги?
Сергей — Мотивацией не могут быть деньги. Мотивацией может быть то, что ты получаешь за деньги. Или мотивацией может быть то, что для тебя означают деньги. Потому что одни и те же деньги для одного человека будут означать его признание как профессионала или признание его усилий, а для другого человека это будет означать, что может себе купить новый автомобиль. И для него этот новый автомобиль является в общем-то очень важным. А для третьего человека деньги являются возможностью обеспечить благополучие своей семьи — и это для него мотивация. Для четвёртого это возможность не менять работу.
Самосознание и самоконтроль помогают работать с собой, а социальная компетентность и управление отношениями строить сильные отношения с другими. Осознанность Начинать развитие эмоционального интеллекта следует с осознания того, что с вами происходит. Нужно научиться разделять себя и эмоции, представлять их как отдельное явление и смотреть на него со стороны. Эмоции — ваша реакция на происходящее вокруг. Умение отделять эмоцию от себя поможет оценить обстановку, принять решение и правильно отреагировать. Например, на краю обрыва вы осознаете, что вам страшно, и отойдете. В этом случае страх сохранит вашу жизнь. Но на переговорах с важным клиентом он помешает собрать мысли и сосредоточиться на результате. Осознав это, нужно отодвинуть страх в сторону и двигаться дальше. Марк Уильямс и Денни Пенман дают определение эмоциям в своей книге «Осознанность»: «Это сгустки мыслей, чувств, телесных ощущений и импульсов. Все элементы взаимодействуют друг с другом и могут усиливать или сдерживать общее настроение». Любую эмоцию можно принять или отказаться от нее. При этом нельзя подавлять эмоции. Это приведет к неврозам и неудовлетворению жизнью. Практика: нарисуйте шкалу от 0 до 10 на бумаге. Отметьте на ней уровень страха, например, 7 делений. Теперь увеличивайте уровень до 9, а затем снижайте до 5. Попробуйте понять свои ощущения и пережить эмоцию. Уменьшите страх еще на 2 или 3 деления, и приступайте к делу, которого боялись. В этом суть управления эмоциями. Самоконтроль Если вы осознаете и умеете отделять эмоцию от себя, сможете контролировать и корректно ее проявлять. Этот навык особенно важен для руководителей. Чтобы контролировать эмоцию, ее нужно выразить и произнести вслух. Практика: научитесь говорить на языке эмоций. Используйте фразу, состоящую из трех частей: Я чувствую… Потому что… Я хотел бы... Например, я расстроен и зол, потому что не успел подготовить презентацию для нового клиента. Я хотел бы, чтобы мы вместе сделали ее, ведь клиент важен для компании. Сформулируйте несколько негативных и позитивных эмоций по этой формуле. Научиться выражать чувства помогут методы ненасильственного общения. Тренируйтесь, со временем это войдет в привычку. Вы поменяете свою речь и реакцию на многие события. Экономика образования Что такое ненасильственное общение и как его использовать Социальная компетентность Социальная компетентность помогает видеть суть и причину происходящего и не ввязываться в эмоциональные баталии. Принимать более точные и взвешенные решения. Для этого нужно научиться понимать, что стоит за поведением другого человека. Свою или реакцию другого человека можно разложить на значение, действие и намерение. Это поможет правильно интерпретировать эмоции и на них отреагировать Свою или реакцию другого человека можно разложить на значение, действие и намерение.
Каждая из этих сфер складывается из одного или нескольких навыков, всего их 12: эмоциональное самосознание, эмоциональный самоконтроль, адаптивность, фокус на результат, позитивный подход, эмпатия, понимание группы, влияние, менторство, регулирование конфликтов, лидерство и работа в команде. Кому необходим эмоциональный интеллект? В целом, на сегодняшний день регулярно развивать и поддерживать эти качества и навыки необходимо каждому, однако существуют профессии, представителям которых просто не справиться без эмоционального интеллекта. Первыми в этом списке стоят медицинские сотрудники: согласно исследованиям , эмоциональный интеллект напрямую влияет на исход болезни пациентов. Ученые из Медицинского колледжа Джефферсона в Филадельфии пришли к такому выводу после наблюдения за 890 больными диабетом, проходившими лечение у 29 разных врачей. Также в этом списке профессий значатся социальные работники, архитекторы, менеджеры по персоналу, маркетологи и менеджеры по продажам. Эмоциональный интеллект играет ключевую роль и в сфере высоких технологий. Искусственный интеллект постепенно вытесняет человека в тех областях, где возможна автоматизация: сбор и анализ данных, выполнение повторяющихся задач, — но нет такого инструмента, который помог бы искусственно воспроизводить подлинные человеческие взаимоотношения. С таким типом задач лучше всего справляются как раз люди с высоким эмоциональным интеллектом, которые долгое время будут оставаться вне конкуренции: ни один компьютер на подлинные эмоции пока не способен. Таким образом, эмоциональный интеллект помогает наладить связь между человеком и машиной и быстрее находить точки контакта с любой аудиторией. Поэтому он особенно важен и полезен представителям профессий, которые регулярно взаимодействуют с пользователями: продакт-менеджерам, веб-дизайнерам, дизайнерам интерфейсов, интернет-маркетологам. Как развивать эмоциональный интеллект? Софья Шматова, интернет-маркетолог, основатель и директор по стратегии Brave Red Market Intelligence Человек, абсолютно любой, вне зависимости от возраста и профессии, должен стараться постоянно развиваться. Например, диджитал — очень динамичная среда, и в ней просто нельзя работать, не будучи гибким человеком. Также важно читать профильную и сопутствующую литературу, получать новые знания, например, по навыкам презентации, по выступлениям, по работе с аудиторией. Также важно участвовать в публичных дискуссиях, круглых столах, выставках, ставить себе сложные, но реалистичные цели и достигать их.
Как понять, что человеку удается развивать эмоциональный интеллект Что такое эмоциональный интеллект В основе этого понятия лежит термин «эмоция» — наша внутренняя реакция на внешнее или внутреннее событие. Например, мы чувствуем радость, когда получаем хорошие новости, или грустим в понедельник утром на работе. Умение понимать и управлять этими своими реакциями в разных ситуациях и называется эмоциональным интеллектом. В основе этого понятия лежит термин «эмоция» — наша внутренняя реакция на внешнее или внутреннее событие. Он предположил, что EQ emotional quotient может быть более важен для жизни в обществе, чем IQ intelligence quotient. У человека может быть высокий показатель IQ, но он не определяет его успех в жизни. Зачем развивать эмоциональный интеллект Люди с развитым эмоциональным интеллектом с большей вероятностью лучше понимают себя и принимают сознательные решения, основанные на эмоциях и разуме. Также они: Люди с развитым эмоциональным интеллектом с большей вероятностью лучше понимают себя и принимают сознательные решения, основанные на эмоциях и разуме. Как понять, что человеку стоит развивать эмоциональный интеллект Низкий эмоциональный интеллект означает неспособность точно воспринимать эмоции, как свои собственные, так и других людей. Человек с низким EQ позволяет чувствам управлять своим мышлением и действиями. Люди с низким EQ постоянно с кем-то спорят, выясняют отношения, переубеждают и отказываются слушать других людей. Даже если предоставить им доказательства их неправоты, они будут утверждать, что факты неверны. У них бывают эмоциональные всплески. Людям с низким EQ часто трудно понять и контролировать свои эмоции.
Что такое эмоциональный интеллект?
В 1988 г. Рувен Бар-Он (Reuven Bar-On) ввел понятие эмоционально-социальный интеллект и предположил, что он состоит из многих, как глубоко личных, так и межличностных способностей, навыков и умений, которые, объединяясь, определяют поведение человека. В то же время многие учёные указывают на недостаточную научность этой модели.[10] Смешанная модель предполагает, что эмоциональный интеллект состоит из 5 компонентов[11]. Опасность для окружающих состоит в том, что при низком эмоциональном интеллекте снижена эмпатия — осознанное сопереживание, умение встать на место другого человека. Из чего состоит эмоциональный интеллект и как именно он нам помогает на практике? Определение эмоционального интеллектаЭмоциональный интеллект — это способность осознавать, понимать, управлять и эффективно использовать собственные.
Подкаст: эмоциональный интеллект — что это и зачем он нужен?
Основная цель настоящей статьи состоит в том, чтобы критичес ки проанализировать круг вопросов, обсуждаемых в современных научных работах по эмоциональному интеллекту, прежде всего пред ставления о его природе и структуре. В наши дни понятие "эмоциональный интеллект" (Emotional Intelligence) трактуется по-разному. Его книга «Эмоциональный интеллект: почему он может иметь большее значение, чем IQ» (Emotional Intelligence: Why It Can Matter More Than IQ), вышедшая в свет в 1995 году, произвела эффект разорвавшейся бомбы.